Разработка и исследование метода объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.12.04, кандидат технических наук Иванов, Андрей Сергеевич
- Специальность ВАК РФ05.12.04
- Количество страниц 206
Оглавление диссертации кандидат технических наук Иванов, Андрей Сергеевич
Оглавление.
Введение.
Глава 1. Методы оценки качества аудиоаппаратуры.
1.1. Введение.
1.2. Публикации.
1.3. Классификация.
1.4. Методы объективной оценки качества.
1.5. Перцепционные методы объективной оценки качества.
1.6. Постановка задачи и цель диссертационной работы.
Глава 2. Исследование перцепционных методов оценки качества.
2.1. Введение.
2.2. Перцепционные методы оценки качества.
2.3. Психоакустические модели.
2.3.1. Модель Е. Zwicker.
2.3.2. Модель В. Moore.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения», 05.12.04 шифр ВАК
Повышение эффективности алгоритмов компрессии цифровых данных при кодировании сигналов стереопары2005 год, кандидат технических наук Ятагама Гамаге Даммика Придаршана
Повышение эффективности алгоритмов компрессии цифровых аудиоданных на основе учета временной маскировки2007 год, кандидат технических наук Зырянов, Максим Викторович
Разработка и исследование методов повышения эффективности и качества компрессии цифровых аудиоданных2007 год, кандидат технических наук Стефанова, Ирина Алексеевна
Перцепционное сжатие звука с использованием вейвлетных пакетов2010 год, кандидат технических наук Рогозинский, Глеб Гендрихович
Повышение эффективности сжатия цифровой аудиоинформации с учетом свойств слухового анализатора человека2009 год, кандидат технических наук Стефанов, Михаил Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Разработка и исследование метода объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных»
3.2. Требования.144
3.3. Алгоритм.146
3.3.1. Кратковременный спектральный анализ.148
3.3.2. Анализ спектров входных сигналов.149
3.3.3. Учёт передаточной характеристики слуха.154
3.3.4. Сигнал искажений.155
3.3.5. Вычисление распределения энергии по полосам частот.155
3.3.6. Учет собственных шумов слуховой системы.156
3.3.7. Вычисление распределения возбуждения по высоте тона.157
3.3.8. Оценка отдельных характеристик искажений.157
3.3.9. Усреднение.160
3.3.10. Вычисление обобщённой оценки качества.162
3.4. Программная реализация.163
3.4.1. Библиотека метода объективной оценки качества.163
3.4.2. Консольное приложение.166
3.4.3. Приложение для операционной системы Windows.166
3.5. Выводы.172
Глава 4. Тестирование.177
4.1. Введение.177
4.2. Испытания.179
4.3. Результаты.183
4.4. Выводы.189
Заключение.191
Литература.196
Приложение.206
ВВЕДЕНИЕ
Передача аудиосигналов играет большую и всё более возрастающую роль как в общественной и социальной жизни людей, так и в экономике. Не мыслимым становится представить себе современный мир без таких уже привычных услуг сферы телекоммуникаций как радиовещание, телефония, телевидение и т.п. Использование современной компьютерной техники, разработка и внедрение новых и всё более эффективных способов записи информации, а также возможность передачи цифровых аудиосигналов по различным каналам связи сделали услуги данных областей телекоммуникации широко доступными для потребителей. Это, в свою очередь, привело к тому, что сильно возрос объём обрабатываемых, записываемых и передаваемых аудиосигналов.
В настоящее время для передачи, записи и хранения аудиосигналов разработано, разрабатывается и широко используется огромное количество различных алгоритмов и соответствующих им устройств. Аппаратура, применяемая для сжимания и расширения динамического диапазона, кодирования, компрессии и т.п. стала неотъемлемой составной частью современных каналов передачи аудиосигналов.
Все эти устройства, начиная от микрофонов и громкоговорителей и заканчивая сложнейшими системами кодирования аудиосигналов, в той или иной степени вносят искажения в аудиосигнал.
Естественно, что при выборе конкретного устройства для решения определенной задачи, необходимо произвести сравнение предлагаемого оборудования. Такое сравнение производится по целому ряду характеристик, не последнее место из которых занимает субъективная оценка величины вносимых в аудиосигнал искажений, т.е. результаты субъективно статистических экспертиз (ССЭ). Это обусловлено тем, что каковы бы ни были устройства обработки аудиосигналов, будь-то обычный телефон или же сложнейший многоканальный звукотехнический комплекс, монопольным потребителем предоставляемых ими услуг является человек, которого в первую очередь интересует качество аудиосигналов.
Если при работе с аналоговыми аудиосигналами проблема оценки качества традиционно решалась путем измерения ряда таких характеристик, как отношение сигнал-шум, коэффициент гармоник и т.п. [1], то при переходе к цифровой технике ситуация значительно усложнилась. В первую очередь это связано с тем, что очень широкое применение при передаче и хранении аудиосигналов стали находить современные алгоритмы компрессии цифровых аудиоданных: MPEG-1 ISO/IEC 11172-3 Layer I, II, III; MPEG-2 ISO/IEC 13818-3, MPEG-2 ISO/IEC 13818-7 AAC, MPEG-4 ISO/IEC FCD 1449-3, Dolby AC-3. Данные алгоритмы ориентированы не на уменьшение количества обусловленных кодированием искажений, а на то, чтобы сделать эти искажения менее заметными для слушателя. Это достигается за счёт учёта психоакустических свойств слуховой системы человека, наиболее важными из которых являются эффекты маскировки [8]. Так как основным критерием оценки качества таких кодеков является степень заметности вносимых ими в сигнал искажений, то к ним уже не могут быть применены традиционные методы оценки качества, упоминавшиеся выше. Единственно приемлемым в данном случае способом оценки качества, как самих кодеков, так и передаваемых с их помощью аудиосигналов, является ССЭ [16]. Однако данная процедура подразумевает наличие специального помещения для прослушивания аудиосигналов, достаточно большой группы квалифицированных экспертов и значительного времени, необходимого как для проведения непосредственно прослушиваний, так и для статистической обработки результатов. Всё это делает метод субъективной оценки качества (МСОК) сложным, трудоёмким, дорогостоящим и, как следствие, непригодным для оперативного контроля качества. Надо отметить, что и традиционные методы оценки качества, упоминавшиеся выше, не всегда позволяют организовывать контроль качества аппаратуры без выведения её из эксплуатации.
Такое состояние дел в области оценки качества аудиоаппаратуры привело к тому, что в настоящее время всё более актуальной становится задача создания универсального, удобного, информативного и достоверного метода объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных (МООК). Этот метод должен позволять организовывать оперативный контроль качества, а его результаты должны с необходимой точностью совпадать с результатами, полученными с помощью ССЭ.
Таким образом, актуальность диссертационной работы обусловлена необходимостью разработки удобного в использовании метода объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных, позволяющего не только осуществлять оперативный контроль качества такого оборудования, но также отслеживать и достоверно оценивать заметность вносимых им искажений.
Изучению психоакустических свойств слуха и разработке алгоритмов компрессии цифровых аудиосигналов посвящены работы учёных: Scott N. Le-vine, E.F. Schröder, W. Voessing, J. Johnston, K. Brandenburg, E. Zwicker, M. Schröder, N. Jayant, A.C. Грудинина, Ю.А. Ковалгина, B.A. Леонова, С.Г. Рихтера, A.M. Синильникова и других. Оценка качества звучания рассмотрена в работах Н. Fletcher, W.B.Snow, D.K. Gannet, J. Kerny, Gilbert A. Soulodre, Theorder Grusec, Michel Lavoie, Louis Thibault, J. Johnston, И.А. Алдошиной, Г.Б. Аскина-зи, Н.И. Веселовой, A.C. Галембо, И.Е. Горона, В.Д. Грибова, В.П. Гученко, Ж.Я. Дубовик, Ю.А. Ковалгина, Т.П. Мещанской, C.JI. Мишенкова, A.A. Пону-калина, В.В. Ремизова, M.JI. Сурова, В.К. Уварова, A.A. Фадеева, Е.А Хрянина.
Целью диссертационной работы является разработка метода объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных и создание на его основе программного обеспечения, позволяющего организовывать оперативный контроль качества.
Для достижения поставленной цели необходимо: 1. Провести анализ современных методов кодирования звуковых сигналов, стандартов и рекомендаций ITU, посвященных данной проблеме; оценить эффективность моделирования свойств слуховой системы человека, учитываемых при кодировании аудиосигналов; классифицировать и описать искажения, возникающие при компрессии цифровых аудиоданных; проанализировать современные способы объективной оценки качества и выделить наиболее перспективные; сформулировать научные и прикладные требования, предъявляемые к современным методам объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных;
2. Разработать алгоритм объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных: сформулировать концепцию и выбрать механизмы оценки влияния величин и видов возникающих при этом искажений на обобщённую слуховую оценку качества кодированного аудиосигнала;
3. Сформулировать научно-исследовательские и практические требования к создаваемой программе оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных. На их основе разработать концепцию, структуру и интерфейс программы, выбрать язык программирования;
4. Написать и отладить программу оценки качества;
5. Выбрать способ проверки достоверности результатов, получаемых с помощью разработанной программы оценки качества. Сформировать набор тестовых сигналов для проведения испытаний;
6. Провести испытания. Обработать результаты, и сделать заключение о степени достоверности полученных объективных оценок качества и правильности выбора тех или иных научно-исследовательских и прикладных решений.
Методы проведения исследований. Для решения поставленных задач использовались методы цифровой обработки звуковых сигналов, программирование на языках С и С++, программное обеспечение «МаШсас!», математическая статистика, математический анализ и субъективно-статистические экспертизы.
Научная новизна и новые полученные результаты:
1. Показано, что имеющееся метрологическое оборудование не всегда позволяет осуществлять оперативный и достоверный контроль качества оборудования, используемого для передачи, записи и воспроизведения цифровых аудиосигналов. Наиболее остро данная проблема стоит в области объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных. Обоснована целесообразность её решения с помощью перцепционных методов1, построенных на основе моделирования свойств слуховой системы и процессов восприятия искажений человеком;
2. Рассмотрены различные способы построения перцепционных методов объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных. Осуществлен обоснованный выбор методов оценки величины отдельных видов искажений, обусловленных компрессией цифровых аудиоданных. В результате доработки и уточнения, лежащих в их основе процедур, разработана модель психоакустического анализа для многомерной оценки качества звучания и выбрана искусственная нейронная сеть для последующего перехода к обобщённой его оценке одним числом в соответствии с пятибалльной шкалой, рекомендуемой 1Ти-Я при проведении субъективно-статистических экспертиз;
3. На основе выполненных в работе исследований закономерностей слухового восприятия разработан алгоритм перцепционного метода объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных, объединивший в себе наиболее достоверные способы оценки, как отдельных типов искажений, так и их совокупного влияния на обобщённую оценку качества;
4. Разработана и реализована программа оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных. Структура программы, а также использованный при её написании язык С, сделали возможным её применение не только в научно-исследовательских, но и в сугубо прикладных целях, т.е. как законченный программный продукт;
5. Сформулирован способ проверки достоверности результатов, получаемых с помощью программы оценки качества. Сформирован набор тестовых
Перцепционный — относящийся к восприятию. Перцепция (от лат. perception — понимание, познавание) — отражение непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира. В данном случае имеется в виду восприятие человеком звуковых сигналов. сигналов. Проведены испытания, доказывающие правильность принятых научных и технических решений.
Практическая значимость работы заключается в следующем:
1. Разработан метод объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных, позволяющий осуществлять оперативный контроль качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных и с достаточной для практики точностью (не превышающей доверительный интервал субъективно-статистической экспертизы) предсказывать результаты субъективно-статистической экспертизы;
2. На основе предложенного метода разработано и внедрено программное обеспечение, позволяющее организовывать автоматический контроль качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных;
3. Сформирован набор «критических» с точки зрения слухового восприятия звуковых сигналов, рекомендуемых для проверки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных;
4. Проведены испытания, подтверждающие достоверность получаемых с помощью разработанной программы результатов оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных.
Внедрение результатов исследований. Результаты исследований использовались в ФГУП «Ленинградский отраслевой научно-исследовательский институт связи» (ЛОНИИС) и в ОАО НИИ «Дигитон» при испытаниях кодеков с компрессией цифровых аудиоданных, а также в учебном процессе СПбГУТ при подготовке инженеров по специальностям 210405 - «Радиосвязь, радиовещание и телевидение» и 210312 - «Аудиовизуальная техника», что подтверждено соответствующими актами внедрения.
Положения, выносимые на защиту:
1. В основу оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных положен разработанный в диссертации алгоритм перцепционного метода объективной оценки качества. Совместное использование в нём наиболее эффективных способов оценки величины, как отдельных видов искажений, так и их совокупности позволяет получать обобщённые оценки качества, совпадающие (в пределах доверительного интервала) с результатами субъективно-статистических экспертиз;
2. Психоакустическая модель, в которой учитывается передаточная функция слуха, собственные шумы слуховой системы и эффекты маскировки, а также рассчитываются величины отдельных видов искажения, возникающих при компрессии цифровых аудиоданных, и искусственная нейронная сеть, предназначенная для перехода от многомерного показателя качества к его обобщённой оценке одним числом, сделали возможным создание адекватного слуховому восприятию перцепционного метода объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных;
3. Программа оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных, созданная на основе разработанного метода, является пригодной как для проведения научных исследований, так и для решения конкретных практических задач, т.е. представляет собой законченный программный продукт;
4. Результаты объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных, полученные с помощью разработанного программного продукта, лежат внутри доверительного интервала субъективно-статистических экспертиз, рассчитанного для значения вероятности 0,95. Данный результат свидетельствует об успешном решении поставленных в рамках диссертационной работы задач, а также и о перспективности перцепционных методов объективной оценки качества.
Апробация результатов работы и публикации. Полученные в работе результаты докладывались и обсуждались на научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича в Санкт-Петербурге.
По тематике диссертационной работы опубликовано 6 печатных работ, включая 4 публикаций в виде тезисов докладов и 2 статьи в журнале «Труды учебных заведений связи».
Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка принятых сокращений, списка литературы и приложения. Первая глава является вводной. В ней определена область исследований - оценка качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных; сделан обзор соответствующих публикаций; приведена разносторонняя классификация методов оценки качества; перечислены существующие проблемы и указаны возможные пути их разрешения; сформулированы цель и задачи научных исследований, проводимых в рамках данной диссертационной работы. Во второй главе осуществляется изложение идеи построения метода оценки качества на основе моделирования работы слуховой системы человека (перцепционные методы объективной оценки качества). Описываются различные способы построения перцепционных методов. Приводится хронология развития данных методов. Рассматриваются и анализируются различные свойства слуха, модели восприятия искажений и психоакустические модели. Перечисляются достоинства и недостатки существующих перцепционных методов объективной оценки качества. Третья глава посвящена разработке и программной реализации перцепционного метода объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных Здесь формулируются требования к создаваемой программе оценки качества и рассматривается реализованный в ней алгоритм перцепционного метода оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных. В четвертой главе приводятся результаты испытаний разработанной программы оценки качества и делаются выводы о достоверности получаемых с её помощью оценок.
Похожие диссертационные работы по специальности «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения», 05.12.04 шифр ВАК
Исследование и разработка методов контроля характеристик в сетях кабельного телевидения с информационным сжатием2001 год, кандидат технических наук Фокин, Николай Вячеславович
Разработка и исследование усовершенствованного метода компрессии звуковых данных в мультимедийных системах1999 год, кандидат технических наук Крашовац, Игорь Юльевич
Исследование и разработка методов и средств взаимного преобразования форматов сжатого цифрового представления звуковых сигналов в трактах спутникового телевизионного вещания2003 год, кандидат технических наук Ал Мустафа Мустафа
Повышение энергетической эффективности телекоммуникационных радиосистем передачи аудиоинформации2004 год, кандидат технических наук Ерохин, Сергей Дмитриевич
Разработка и исследование методов передачи стереотелевизионных сигналов по каналам со сжатием цифрового потока2006 год, кандидат технических наук Аносов, Александр Владимирович
Заключение диссертации по теме «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения», Иванов, Андрей Сергеевич
4.4. Выводы
1. О достоверности ООК, получаемых с помощью разработанной ПОК, можно судить только на основе сравнения их с соответствующими результатами ССЭ. Поскольку проведение ССЭ является крайне трудоёмким, а главное очень дорогостоящим мероприятием, было принято решение воспользоваться уже имеющимися данными, полученными и опубликованными другими исследователями при оценке качества кодеков MPEG-1 стандарта ISO/IEC 11172-3 Layer 2 и Layer 3 [150].
2. Для проведения измерений сформирован набор испытательных сигналов (около 100 «критических» звуковых сигналов), отобранных из числа отрывков звучаний, рекомендуемых группой MPEG для оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных. Данные сигналы были подвергнуты процедуре кодирования и декодирования с помощью двух реализаций кодека MPEG-1 Layer 2 и одной реализации кодека MPEG-1 Layer 3: программная модель MPEG-1 Layer 2 (скорости цифрового потока 64, 128, 192, 256, 320 и 384 кбит/с для работы в режиме «стерео»), предоставленная ЛОНИИР; кодек CDQPRima-230 фирмы CCS (реализация кодеков MPEG-1 Layer 2 и Layer 3, скорости цифрового потока 64, 96, 128, 192 и 384 кбит/с для режима работы «стерео»), предоставленный ЛОНИИС. В результате были получены 16 наборов (для 16 различных реализаций кодеков) исследуемых сигналов, общее количество которых составило около 900.
3. С помощью дополнительно созданного в рамках данной работы программного обеспечения была осуществлена синхронизация соответствующих эталонных и исследуемых сигналов. А посредством разработанной ПОК проведено испытание указанных выше кодеков для различных скоростей цифрового потока. На основе полученных объективных оценок для отдельных сигналов были вычислены их средние значения, которые представляют собой объективные оценки качества соответствующих кодеков.
4. Из экспериментальных данных (табл.4.4 и рис.4.3) следует, что полученные с помощью ПОК ООК в должной мере совпадают с СОК, а их отклонения (средняя квадратичная ошибка 0,11 балла) не выходят за пределы доверительного интервала СОК (0,12). Это позволяет сделать заключение о достоверности результатов, получаемых с помощью разработанной в рамках диссертационной работы ПОК и соответственно о правильности выбранного алгоритма ПОК для решения задачи объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Подобраны, проработаны и проанализированы публикации и нормативные документы, посвященные проблеме оценки качества профессионального звукового оборудования. Изучены современные субъективные и объективные способы контроля качества передачи, записи и воспроизведения звуковых сигналов, а также наиболее распространенные варианты их реализаций. Выявлены наиболее существенные проблемы, имеющие место при организации оперативного контроля качества каналов передачи звуковых сигналов. Подробно рассмотрены современные способы кодирования звуковых сигналов. Особое внимание уделено получившим в настоящее время широкое распространение алгоритмам компрессии звуковых сигналов, построенным на основе учета психоакустических свойств слуха.
2. Из имеющихся в области оценки качества звукового оборудования проблем, выделена наиболее актуальная в настоящее время - проблема объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных. Её изучение и разрешение выбраны в качестве основного направления научных исследований, проводимых в рамках написания данной работы. Сформулированы цели диссертационной работы и выбраны средства для их достижения. Основной целью работы является изучение методов объективной оценки качества звукового оборудования с компрессией цифровых данных, разработка перцепционного метода его объективной оценки и реализация последнего в виде компьютерной программы. Заключительным этапом научных исследований является испытание созданной программы оценки качества на соответствие получаемых с её помощь объективных оценок результатам субъективно-статистических экспертиз.
3. Всесторонне рассмотрены различные варианты организации объективных измерений при оценке качества звукового оборудования. Сделан аргументированный выбор в пользу перцепционных методов объективной оценки качества, как единственных методов, которые позволяют оперативно оценивать величину разнотипных искажений и судить об их слуховой заметности в целом. В основу перцепционных методов положена идея предсказания результатов субъективно-статистических экспертиз, реализуемая посредством разностороннего учета психоакустических свойств слуха человека.
4. Выявлены и сформулированы сильные и слабые места существующих перцепционных методов оценки качества, указаны наиболее перспективные направления их усовершенствования. Описаны, изучены, проанализированы и подвергнуты сравнению различные концепции построения перцепционных методов объективной оценки качества звукового оборудования. В качестве основы для разрабатываемого перцепционного метода объективной оценки качества была предложена и обоснована идея совместного использования существующих способов построения перцепционных методов. Данный подход позволяет улучшить достоверность получаемых объективных оценок качества за счёт объединения всех имеющихся на сегодняшний день достижений в области перцепционной оценки качества.
5. Рассмотрены психоакустические модели слуха, используемые не только в перцепционных методах оценки качества, но и в различных алгоритмах компрессии цифровых аудиоданных. Описаны наиболее успешно зарекомендовавшие себя механизмы количественной оценки величины различных искажений. Подробно освещена проблема отображения отдельных показателей качества к обобщённой оценке заметности всей совокупности искажений. Перечислены различные варианты организации процедуры кратковременного спек-» трального анализа звуковых сигналов, моделирующего процесс частотно- ;, временной декомпозиции сигналов в слуховой системе человека.
6. На основе всестороннего изучения проблемы объективной оценки качества звукового оборудования предложен алгоритм перцепционного метода объективной оценки качества. Он представляет собой симбиоз различных способов построения перцепционных методов, включая оценку порога маскировки, сравнение «внутренних представлений» и спектральный анализ. В нем реализованы: механизм кратковременного спектрального анализа сигналов с помощью
БПФ, что позволяет проводить измерения в масштабе реального времени; учёт эффектов маскировки, собственных шумов и передаточной характеристики слуховой системы человека. Количественной оценке подвергаются: изменение полосы частот, гармоническая составляющая сигнала искажений, соотношение шум-маска, громкость частично маскированных аддитивных шумов, отличие модуляции и вероятность обнаружения искажений. Кроме этого в предложенном перцепционном методе объективной оценки качества используются различные стратегии усреднения и искусственная нейронная сеть, уже обученная по результатам субъективно-статистических экспертиз.
7. Предложенный алгоритм перцепционного метода объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных реализован в виде программы оценки качества. На начальном этапе были определены возможные области и условия использования данной программы. На их основе сформулированы главные требования, предъявляемые пользователями к подобного рода программному обеспечению. Вся эта информация была учтена при выборе структуры программы, языка программирования и вида интерфейса.
8. Разработано программное обеспечение для оценки качества звуковых устройств. Оно включает в себя:
- независимую библиотеку, написанную на языке С, реализующую основные операции связанные с оценкой качества и являющуюся переносимой практически на любую платформу;
- «консольное» приложение, созданное на основе упомянутой библиотеки, имеющее интерфейс в виде командной строки и позволяющее организовывать большие серии испытаний;
- программа оценки качества для Windows, наглядно демонстрирующая процесс вычисления и работоспособность разработанной в рамках диссертационной работы программы оценки качества.
9. Рассмотрены различные варианты организации процедуры испытаний созданной в рамках диссертационной работы программы оценки качества. Сформулирован критерий достоверности объективных оценок, получаемых с / помощью созданной программы. Единственным доказательством достоверности получаемых объективных оценок качества является их совпадение (в пределах доверительного интервала) с соответствующими субъективными оценками.
10. Для проверки программы оценки качества были выбраны звуковые кодеки MPEG-1 стандарта ISO/IEC 11172-3 Layer 2 и Layer 3 с различными скоростями передачи цифровых данных. Данный выбор был обусловлен не только тем, что для указанных кодеков имеются результаты субъективно-статистических экспертиз, но и тем, что они являются типичными устройствами, в которых используется компрессия аудиоданных на основе учёта психоакустических свойств слуха человека. Возможность тестирования именно подобного рода звукового оборудования является основным преимуществом созданной программы оценки качества. Для проведения испытаний сформирован набор тестовых сигналов, содержащий около 100 различных звуковых элементов, а также спроектирована и собрана испытательная установка.
11. С помощью испытательной установки была проведена оценка качества реальных кодеков. Полученные результаты подвергнуты статистической обработке и отображены в виде таблиц и графиков. Сравнение объективных оценок с соответствующими результатами субъективно-статистических экспертиз позволило судить о степени их достоверности. Коэффициент корреляции между субъективными и объективными оценками качества составил около 0,92, а средняя квадратичная ошибка 0,11 балла, что не превышает доверительный интервал субъективных оценок качества, который равен 0,12 балла. Случаев явного расхождения объективных и субъективных оценок качества (на величину, превышающую удвоенный доверительный интервал) не зафиксировано.
12. По результатам испытаний (полученные объективные оценки качества в пределах доверительного интервала совпадают с соответствующими субъективными) можно сделать заключение о достоверности оценок качества, получаемых с помощью разработанной в рамках диссертационной работы программы оценки качества. Это, в свою очередь, свидетельствует о правильном выборе, как общей концепции организации перцепционных измерений, так и отдельных частей предложенного алгоритма перцепционного метода объективной оценки качества кодеков с компрессией цифровых аудиоданных.
Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Иванов, Андрей Сергеевич, 2007 год
1. ГОСТ 11515-91. Каналы и тракты звукового вещания. Основные параметры качества. Методы измерения. М.: 1991.
2. Recommendation ITU-R BS. 1116 (Rev. 1), Methods for the Subjective Assessment of Small Impairments in Audio Systems including Multichannel Sound Systems, 1997.
3. Исследование заметности искажений в радиовещательных каналах. Под ред. И. Е. Горона. М.: Связьиздат, - 1959.
4. П.В. Ананьев. «Об эквивалентных по качеству акустических трактах с различной неравномерностью и шириной пропускаемой полосы частот». Радиотехника, т.4, №1, 1949.
5. Н. Fletcher. "Hearing the determing factor for high fidelity transmission". Proc. IRE, June 1942.
6. W.B.Snow. "Audible frequency ranges of music, speech and noise". JASA, July 1931.
7. D.K. Gannet, J. Kerny. The discernibility of changes in program band width. Bell Syst. Те hn. J, January 1944.
8. Цвикер Э., Фельдкеллер P. Ухо как приемник информации. М.:Связь, 1971.
9. BS. 1387-1. Method for objective measurements of perceived audio quality. Rec. ITU-R, (1998-2001).
10. ITU-T Recommendation P.800, Methods for subjective determination of transmission quality, 1996.
11. ITU-R Recommendation BS. 1116-1, Methods for the Subjective Assessment of small Impairments in Audio Systems including Multichannel Sound Systems, 1997.
12. ITU-T Recommendation P.861, Objective Quality measurement of telephone-band (300 3400 Hz) speech codecs, 1996.
13. ITU-T Recommendation P.862, PESQ an objective method for end-to-end speech quality assessment of narrowband telephone networks and speech codecs, February 2001.
14. Минц Б.С. Новый способ автоматического контроля радиовещательных трактов. — Вестник связи, 1958, №9, с.8-10.
15. Rantzen Н.В., Peachey F.A., Gunn-Russel М.А. The Broad Principles in the design of Automatic Monitors. — Electronic Engineering, v. XXIII, January, 1951, 275, p.19-26.
16. Recommendation ITU-R BS.562-3, Subjective assessment of sound quality, 1990.
17. M.R. Schroder, B.S. Atal, and J.L. Hall, Optimizing digital speech coders by exploiting masking properties of the human ear. Journal of the Acoustical Society of America, Vol. 66, pages 1647-1652, December 1979.
18. M. Karjalainen, A new auditory model for the evaluation of sound quality of audio system, Proceedings of the ICASSP, Tampa, Florida, pages 608-611, March 1985.
19. K. Brandenburg, Evaluation of quality for audio encoding at low bit rates, Contribution to the 82niAES Convention, London 1987, preprint 2433
20. B.C. Moore, An introduction to the psychology of hearing, Academic Press, London, 1989.
21. M.R. Schröder, B.S. Atal, and J.L. Hall, Optimizing digital speech coders by exploiting masking properties of the human ear, J. Acoust. Soc. Am., Vol. 66, pages 1647-1652, December 1979.
22. ISO 532, Acoustics Method for calculating loudness levels, 1975.
23. E. Zwicker and H. Fasti, Psychoacoustics, Facts and Models. Berlin; Heidelberg: Springer Verlag, 1990.
24. Голд Б., Рейдер Ч. Цифровая обработка сигналов. М.: Советское радио, 1973
25. Е. Terhardt, "Calculating Virtual Pitch", Hearing Research, vol. 1, pp. 155182,1979.
26. F. Baumgarte and A. Lerch, Implementation of Recommendation ITU-R BS. 1387, Delayed Contribution, Document 6Q/18-E, Feb. 2001.
27. Электроакустика и звуковое вещание: Учебное пособие для вузов/ И.А. Алдошина, Э.И. Вологдин, А.П. Ефимов, Г.П. и др.; Под ред. Ю.А. Ковалгина -М.: Горячая линия Телеком, Радио и связь, 2007. - 872 е.: ил.
28. G. A. Soulodre, Adaptive Methods for Removing Camera Noise from Film Soundtracks, Ph.D. Thesis, Dept. Electrical Eng., McGill University, Nov. 1998.
29. Recommendation ITU-R BS.1284-1 2003, General methods for the subjective assessment of sound quality.
30. Paillard В., Mabilleau P., Morissette S. PERCEVAL: Perceptual Evaluation of the Quality of Audio Signals. Journal of the Audio Engineering Society, Vol. 40 (1/2), January/February 1992, pp. 21-31.
31. Beerends J.G, Stemerdink J.A. A Perceptual Audio Quality Measure Based on a Psychoacoustic Sound Representation. J. Audio Eng. Soc , Vol 40, No. 12, 1992 December, p.963-973.
32. Colomes C., Lever M., Rault J.B., Deheiy Y.F. A perceptual model applied to audio bit-rate reduction. — J. Audio Eng. Soc., Vol. 43, pp. 233-240,1995.
33. Möller S., Berger J. Describing Telephone Speech Codec Quality Degradations by Means of Impairment Factors. — J. Audio Eng. Soc., Vol. 50, No. 9 , 2002
34. Herre J., Eberlein E., Schott H., Schmidmer Ch. "Analysis Tool for Realtime Measurements using Perceptual Criteria". — Proc. of the 11th International AES Conference on Audio Test and Measurement, Portland 1992, pp. 180-190.
35. Keyhl M, Schmidmer Ch., Herre J, Hilpert J. Maintaining Sound Quality -Experiences and Constraints of Perceptual Measurements in Today's and Future Networks". — 98th AES Convention, Paris, 1995, Preprint #3946.
36. Keyhl M., Schmidmer Ch., Wachter H. A Combined Measurement Tool for the Objective, Perceptual Based Evaluation of Compressed Speech and Audio Signals. — 106th AES Convention, Munich, 1999, Preprint #4931.
37. Sporer Th. Objective Audio Signal Evaluation Applied Psychoacoustics for Modeling the Perceived Quality of Digital Audio. — 103rd AES Convention, New York, 1997 Preprint #4512.
38. Thiede Th., Kabot E. A New Perceptual Quality Measure for Bit Rate Reduced Audio. — Contribution to the 100th Convention of the Audio Engineering Society, Copenhagen, May 1996, Preprint #4280.
39. T. Thiede, Perceptual Audio Quality Assessment Using a Non-Linear Filter Bank, Ph.D. Thesis, Fachbereich Electrotechnik, Technical University of Berlin, 1999.
40. Иоффе М.Г. Автоматический контроль трактов звукового вещания. — М.: Связь, 1980.
41. Руководство по настройке и паспортизации каналов вещания. М.: Связь, 1970.
42. Zwicker Е. Psychoakustik. Springer-Verlag, Berlin Heidelberg - New York, 1982.
43. Лихницкий А. Качество звучания. Ст. Петербург: - РДК, -1998, с.72.
44. ISO 6189-1983, "Pure Tone Air Conduction Threshold Audiometry for Hearing Conservation Purposes", International Organization for Standardization, Geneva, Switzerland (1983).
45. ISO 7029-1984, "Threshold of Hearing Air Conduction as a Function of Sex and Age for Otologically Normal Persons", International Organization for Standardization, Geneva, Switzerland (1984)
46. OCT 4.202.003-84 Методы экспертной оценки качества звучания. М.: Стандарты. 1984.
47. AES-20-96 "AES Recommended practice for professional audio-subjective evaluation of Loudspeaker". N.Y. 1996.
48. S. Bech," Selection and Training of Subjects for Listening Tests on Sound-Reproducing Equipment", J. Audio Eng. Soc., vol. 40 pp.590-610 (1992 July/Aug.).
49. Moore B.C .J., Glasberg B.R., Baer Т. A Model for the Prediction of Thresholds, Loudness, and Partial Loudness. J. Audio Eng. Soc , Vol 45, No. 4,1997 April, p.224-240.
50. Soulodre G.A., Grusec Т., Lavoie M., Thibault L. Subjective Evaluation of State-of-the-Art Two-Channel Audio Codecs. J. Audio Eng. Soc , Vol 46, No. 3, 1998 March, p. 164-177.
51. Sporer Th. Evaluating Small Impairments with the Mean Opinion Scale Reliable or Just a Guess? — 101st AES Convention 1996, Preprint 4396 (E-l).
52. Cabot R. C. "Audio Measurements," J. Audio Eng. Soc., vol. 35 pp.476-499 (1987 June).
53. Нюренберг В.А. Параметры вещательных сигналов в каналах передачи. -М.: ВЗЭИС, 1969.
54. Нюренберг В.А. Технический контроль в звуковом вещании. М.: Связь, 1963.
55. Шитов JI.B., Белкин Б.Г. Статистические характеристики сигналов, представляющих натуральные звучания, и их применение при исследовании электроакустических систем. — Труды НИКФИ, 1970. - вып. 56., - стр. 77173.
56. Альпер М. Устройство для контроля некоторых показателей передатчиков. Румынское радио и телевидение. — Радио и телевидение ОИРТ, 1969, №4, с.36-38.
57. А.с. 90158 (СССР). Способ измерения нелинейных искажений. Вольф В.М.
58. Вольф В.М. Динамический метод исследования нелинейных искажений. — Радиотехника, 1953, т.8, №2, с.27-37.
59. А.с. 149474 (СССР). Устройство для автоматического контроля работы радиовещательных установок. Аскинази Г.Б.
60. Шелухин О.И., Лукьянцев Н.Ф. Цифровая обработка и передача речи, под ред. О.И. Шелухина. — М.: Радио и связь, 2000. — 456 с.
61. Beerends J.G, Stemerdink J.A. A Perceptual Audio Quality Measure Based on a Psychoacoustic Sound Representation. J. Audio Eng. Soc , Vol 42, No.3, pp. 115-123,1994.
62. Beerends J. G., Rix A. W., Hollier M. P., Hekstra A. P. Perceptual Evaluation of Speech Quality (PESQ) The New ITU Standard for End-to-End Speech Quality Assessment, Part I Time-Delay Compensation. — J. Audio Eng. Soc., Vol. 50, No. 10, 2002.
63. Beerends J. G., Rix A. W., Hollier M. P., Hekstra A. P. Perceptual Evaluation of Speech Quality (PESQ) The New ITU Standard for End-to-End Speech Quality Assessment, Part II Psychoacoustic Model. — J. Audio Eng. Soc., Vol. 50, No. 10,2002.
64. Brandenburg K., Sporer Th.: 'NMR' and 'masking flag': Evaluation of Quality using Perceptual Criteria. — Proc. of the 11th International AES Conference on Audio Test and Measurement, Portland 1992, pp. 169-179.
65. Keyhl M., Herre J., Schmidmer Ch. NMR Measurements of Consumer Recording Devices Which Use Low Bit-Rate Audio Coding. — 94th AES Convention, Berlin 1993, Preprint #3616.
66. Keyhl M., Herre J., Schmidmer Ch. NMR Measurements on Multiple Generations Audio Coding. — 96th AES Convention, Amsterdam, 1994, Preprint #3803.
67. Beerends J. G. Measuring the Quality of Speech and Music Codecs, an Integrated Psychoacoustic Approach. — 98th AES Convention, Paris 1995, Preprint #3945.
68. Benjamin E. Evaluating Digital Audio Artifacts with PEAQ. — 113th AES Convention, Los Angeles 2002, Preprint #5711.
69. Keyhl M., Schmidmer Ch., Wächter H., Rath S., Stoll G., Colomes C„ Sporer T. Evaluating the Perceived Audio Quality (PEAQ) of Internet Audio Codecs. — 109th AES Convention, Los Angeles, 2000.
70. Treurniet W. C., Soulodre G. A. Evaluation of the ITU-R Objective Audio Quality Measurement Method. — J. Audio Eng. Soc., Vol. 48, Number 3, March 2000.
71. Кидд Дж. Слуховое распознавание сложных сигналов: влияние амплитудного разброса составляющих на распознаваемость формы спектра. Auditory processing of complex sounds. London.1987.16-25, пер. 66333.
72. Гилки Роберт X. Сравнение спектральной и временной информации при маскировании акустических сигналов. Auditory processing of complex sounds. London.1987, 26-35, пер. C-66334.
73. Ватсон Ч. Неопределенность: информационное маскирование и емкость оперативной слуховой памяти. Auditory processing of complex sounds. London. 1987. 267-277, пер. C-66355.
74. ISO/IEC/JTC1/SC29/WG11 Draft Document N1557, Evaluation Methods and procedures for MPEG-4 tests, 1997.
75. ITU-R Recommendation BS. 1534, Method for the subjective assessment of intermediate quality level of coding systems., June 2001.
76. ITU-T Contribution COM 12-74-E, Review of Validation Tests for Objective Speech Quality Measures, March 1996.
77. ITU-T Recommendation G. 107, The E-model, a computational model for use in transmission planning., May 2000.
78. ITU-T Recommendation E.420, Checking the Quality of the International Telephone Service General Considerations, 1988, (Extract from the Blue Book).
79. ITU-T Recommendation P.562, Analysis and interpretation of INMD voice-service measurements, May 2000.
80. ITU-T Recommendation P.810, Modulated Noise Reference Unit (MNRU), 1996.
81. ITU-T Recommendation P.830, Subjective Performance Assessment of Telephone-Band and Wideband Digital Codecs, 1996.
82. ITU-T Recommendation P.833, Methodology for Derivation of Equipment Impairment Factors from Subjective Listening-Only Tests, 2001.
83. ITU-T Recommendation P.834, Methodology for the Derivation of Equipment Impairment Factors from Instrumental Models, 2002.
84. Мишенков C.JI. Исследование и развитие систем звукового вещания и оповещения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. М.: Информсвязьиздат, 1996.
85. Попов О.Б., Рихтер С.Г. О возможных подходах к измерению качества передачи в адаптивных вещательных каналах // Метрология и измерительная техника. 1998, №5, с. 24-27.
86. Петрова Г.А., Попов О.Б., Рихтер С.Г. Об интегральной оценке качества канала звукового вещания // НТК профессорско-преподавательского и научного состава. М., МТУСИ, 1999. Тезисы докладов, с. 226-228.
87. Донцова Г.А. Исследование и разработка методов анализа и обработки сигнала звукового вещания с использованием комплексного представления. -Автореф. диссерт. канд. техн. наук.- М.: МТУСИ, 2001. - 46 с.
88. Обнаружение и контроль экологически-негативных воздействий телерадиовещания. // Абрамов В.А., Литвин С.А., Попов О.Б., Рихтер С.Г., Хря-нин Е.А. Депонирована в ЦНТИ "Информсвязь" № 2200-св 01 от 22.05.01, с. 1935.
89. Хрянин Е.А. Статистический подход к оценке изменений вещательного сигнала. Деп. в ЦНТИ «Информсвязь» №2208 св.2002 от 10.06.2002, с.86-94.
90. Рихтер С.Г., Попов О.Б., Хрянин Е.А. Вопросы объективизации измерений параметров качества звуковых вещательных сигналов// Метрология и измерительная техника связи, 2003. №2 - с. 27-29. - Соавт.: С.Г. Рихтер, О.Б. Попов.
91. Рихтер С.Г., Попов О.Б., Хрянин Е.А. Качество каналов звукового вещания: всегда ли и всех оно устраивает? (Некоторые особенности передачи и метрологии звуковых вещательных сигналов)// Broadcasting.
92. ГОСТ 22260-76. Сигналы передач внутрисоюзного и внешнего вещания, подаваемые в междугородные каналы звукового вещания. Основные параметры. Методы контроля.
93. О предварительном нормировании звукового сигнала// Метрология и измерительная техника связи, 2003. №4 - с.28-29. - Соавт.: С.Г. Рихтер, О.Б. Попов.
94. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
95. Отчет по НИР "Разработка и исследование методов измерений параметров вещательных каналов с адаптируемыми к сигналу параметрами". Договор № 6802/01 от 01.03.2001. Шифр "Оценка", 2002.
96. Сб.: Гарбузов Е. Г, музыкант, исследователь, педагог. М., 1980
97. Асафьев В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
98. Звуковое вещание/А.В. Выходец, П.М. Жмурин, И.Ф. Зорин и др.; Под ред. Ю.А. Ковалгина: Справочник. М,: Радио и связь, 1993. - 464 е.: ил.
99. Осташевский Е.Н., Нечаев И.К., Ишуткин Ю.М. Чувствительность слуха к изменению параметров атаки музыкальных инструментов // Труды Ленинградского института киноинженеров. 1989. - № 1. - с. 24.
100. Хэррис Ф. Дж. Использование окон при гармоническом анализе методом дискретного преобразования Фурье // ТИИЭР, 1978. —66, -1, -с.60-96.
101. Ковалгин Ю.А., Вологдин Э.И. Цифровое кодирование звуковых сигналов. СПб: Корона принт, 2004.
102. Марпл-мл C.JI. Цифровой спектральный анализ и его приложения. М.: Мир,-1990.
103. Дубовик Ж.Я. «Исследование явления дребезжания диффузорных громкоговорителей и методы его объективного количественного определения». Диссертация на соискание ученой степени кандидат технических наук, Ленинградский Институт Киноинженеров, 1973.
104. Понукалин A.A. «Восприятие качества звучания». Учебное пособие. Издательство Саратовского университета 1980.
105. Фадеев A.A. «Контроль и измерение качества в звуковом вещании». Ленинградский Электротехнический Институт Связи им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. Учебное пособие. Ленинград 1981.
106. Уваров В.К. «Разработка теоретических основ и технических средств компандирования звуковых сигналов». Ленинградский Институт Кино и Телевидения, диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Ленинград 1985.
107. Веселова Н.И. «Разработка метода и средств оперативного контроля качества звукотехнической аппаратуры». Ленинградский Институт Киноинженеров, Диссертация на соискание ученой степени кандидат технических наук. Ленинград 1987.
108. Центральный отраслевой орган научно-технической информации «ЭКОС», Аналитический обзор по материалам зарубежной и отечественной печати «Методы субъективной оценки качества звучания бытовой радиоэлектронной аппаратуры». Москва 1988.
109. Галембо A.C. «Разработка методов оценки интонационной ясности музыкальных звуков». Диссертация на соискание ученой степени кандидат технических наук. Санкт-Петербургский Институт Кино и Телевидения, 1994.
110. И.А. Алдошина, Р. Приттс «Музыкальная акустика». Учебник для высших заведений. СПб'.«Композитор Санкт-Петербург», 2006.
111. Лихницкий А. «Качество звучания. Новый подход к тестированию аудиоаппаратуры». СПб:«ПиК», 1998.
112. Грибов В.Д. «Методы интегральной оценки качества звуковоспроизведения в кинотеатрах». Санкт-Петербургский Институт Кино и Телевидения, диссертация на соискание ученой степени кандидат технических наук. Санкт-Петербург 2000.
113. Уваров В.К. «Разработка теоретических основ и технических средств компандирования звуковых сигналов». Диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. Санкт-Петербургский Институт Кино и Телевидения, Санкт-Петербург 2003.
114. Хрянин Е.А. «Компьютерная оценка качества передачи звуковых вещательных сигналов». Диссертации на соискание ученой степени кандидат технических наук. МТУ СИ. Москва 2003.
115. Fischer R: Die Lautstärkeempfindung fur Dauergeräusche und ihre Nachbildung in einem Meßgerät. Dissertation an der Fakultät fur Elektrotechnik der Technischen Universität Berlin, Berlin, 1964.
116. Brandenburg, K: OCF A New Coding Algorithm for High Quality Sound Signals. International Conference on Audio, Speech, and Signal Processing87,Dallas, Texas, USA, April 1987, pp. 141-144.
117. Colomes C; Lever M; Rault JB; Dehery YF:A Perceptual Model Applied to Audio Bit-Rate Reduction. Contribution to the 95th Convention of the Audio Engineering Society, New York, October 1993, Preprint 3742.
118. Terhardt E: The Spine Function for Scaling of Frequency in Auditory Models. Acústica, Vol. 77, 1992, pp. 40-42.
119. Zwicker E; Terhardt E: Analytical Expressions for Critical Bandwidth as a Function of Frequency. Journal of the Acoustical Society of America, Vol. 68 (5), November 1980, pp. 1523-1525
120. Fasti, H.: Temporal Masking Effects: II. Critical Band Noise Masker. Acústica, Vol.36,1976, pp. 317-331.
121. Hellman R.P.: Asymmetry of Masking between Noise and Tone. Perception & Psychophysics, Vol. 11 (3), 1972, pp. 241-246.
122. Humes, L.E.; Jesteadt, W.: Models of the Additivity of Masking. Journal of the Acoustical Society of America, Vol. 85 (3), March 1989, pp. 1285-1294.
123. Patterson, R. D.: Auditory filter shapes derived with noise stimuli. Journal of the Acoustical Society of America, Vol. 59 (3), March 1976, pp. 640-654.
124. Moore, B.C.J.; Glasberg, B.R.: Suggested formulare for calculating auditory-filter bandwidths and excitation patterns. Journal of the Acoustical Society of America, Vol. 74 (3), September 1983, pp. 750-753.
125. Glasberg,B.R.; Moore,В. J.: Derivation of auditory filter shapes from notched noise data. Hearing Research, Vol. 47,1990, pp. 103-138.
126. Stuart,J.R.: Implementation and measurement with respect to human auditory capabilities. AES UK DSP Conference, London, September 1992.
127. Deutsch,W.A.; Noll,A.; Eckel,G.: The perception of audio signals reduced by overmasking to the most prominent spectral amplitudes. Contribution to the 92nd Convention of the Audio Engineering Society, Vienna, March 1992, Preprint 3331.
128. Brandenburg,K.: Ein Beitrag zu den Verfahren und der Qualitaetsbeurteilung fuer fuer hochwertige Musikcodierung. Dissertation am Lehrstuhl für technische Elektronik der Universität Erlangen-Nürnberg, Erlangen, 1989.
129. Kapust,R.: Qualitätsbeurteilung Codierter Audiosignale mittels einer BankTransformation. Dissertation an der Technischen Fakultät der Universität Erlangen-Nürnberg Erlangen, 1993.
130. Schröder,M. etal.: Objective measure of certain speech signal degradations based on masking properties of human auditory perception. In: Lindblom; Öhmaneds.): Frontiers of Speech Communication Research. New York: Academic Press, 1979.
131. Thiede, Th.: Untersuchungen zur objektiven Qualitätsüberwachung bei bitra-tenreduzierten Tonsignalen. Diplomarbeit am Institut für Fernmeldetechnik der Technischen Universität Berlin, Berlin, 1994.
132. Thiede, Th .; Steinke, G .: Arbeitsweise und Eigenschaften von Verfahren zur Gehörrichtigen Audiosignalen. Rundfunktechnische Mitteilungen, Vol. 38,1994, pp. 102-114.
133. Thiede, Th.: Gehörrichtige Qualitätsbewertung von Audiosignalen Übersicht und Einschätzung der gegenwärtigen Verfahren. Proceedings of the 18th International Convention on Sound Design (Tonmeistertagung), Verlag K.G. Saur, München 1995, pp. 623-642.
134. Beerends,J.G.; Stemerdink,J.A.: Modelling a cognitive aspect in the measurement of the quality of music codecs. Contribution to the 96th Convention of the Audio Engineering Society, Amsterdam, February 1994, Preprint 3800.
135. Beerends, J.G.; van den Brink, W. A.C.: The role of informational masking and perceptual streaming in the measurement of musik codec quality. Contribution to the 100th Convention of the Audio Engineering Society, Copenhagen, May 1996, Preprint 4176.
136. Beerends,J.G.; Stemerdink,J.A.: The optimal time-frequency smearing and amplitude compression in measuring the quality og audio devices. Contribution to the 94th Convention of the Audio Engineering Society, Berlin, March 1993, Preprint 3604.
137. Sporer, Th.: Ein neuartiges Verfahren zur gehörrichtigen Beurteilung von Audiosignalen. Proceedings of the 19th International Convention on Sound Design (Tonmeistertagung), Verlag K.G. Saur, München 1997.
138. Kapust, R.: Ein gehörbezogenes Messverfahren zur Beurteilung der qualität codierter Musiksignale. U.R.S.I. Kleinheuerbacher Berichte, Band 33, Kleinheuerbach, October 1989, pp. 633 - 642.
139. Hansen, M.; Dau, T.; Kollmeier, B.: Objektive sprachqualitätsvorhersage Mittels einer gehörorientierten Vorverarbeitung. Fortschritte der Akustik, DAGA'96, Bonn, February 1996, pp.362-364.
140. Hollier, M.P.; Hawksford, M.O.; Guard, D.R.: Characteriyation of communications szstems using a speechlike test stimulus. Journal of the Audio Engineering Society, Vol. 41 (12), December 1993, pp. 1008-1021.
141. Thilo Thiede, Gehörbezogene Qualitätsbewertung von Audiosignalen unter Verwendung einer nichtlinearen Filterbank. Dr. Ing. genehmigte Dissertation. Technischen Universität. Berlin, 1999.
142. P.Kabal, An Examination and Interpretation of ITU-R BS.1387: Perceptual Evaluation of Audio Quality., Telecommunications & Signal processing laboratory, Department of Electrical & Computer Engineering McGill University, 2003.
143. Thilo Thiede, Gehörbezogene Qualitätsbewertung von Audiosignalen unter Verwendung einer nichtlinearen Filterbank. Dipl. Ing. Vom Fachbereich Elektrotechnik der Technischen Universität Berlin zur Erlangung des akademischen Grades. Berlin, 1999.
144. Gilbert A. Soulodre, Theorder Grusec, Michel Lavoie, and Louis Thibault: Subjective Evaluation of State-of-the-Art Two-Channel Audio Codecs. J.Audio Eng.Sos., Vol.46, No.3, 1998, March.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.