Рациональные основания индивидуального бытия человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Пучков, Дмитрий Борисович
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 223
Оглавление диссертации кандидат философских наук Пучков, Дмитрий Борисович
Введение.
Глава 1. Проблема индивидуального бытия человека в истории философии.
§ 1. Постановка проблемы индивидуального бытия человека в философии Платона.
1.1. Постановка темы индивидуального бытия Платоном апология Сократа).
1.2. Философское понимание сущности индивидуального бытия в платонизме.
§2. Развитие проблемы индивидуального бытия человека в экзистенциальной философии.
1.1. Постановка темы индивидуального бытия Альбером Камю (апология Постороннего).
1.2. Понимание индивидуального бытия в экзистенциальной философии абсурда.
Глава 2. Проблема индивидуального бытия человека в аспекте целостности сознания индивида.
§1. Природа сознания; предпосылки и характеристики его целостности
1.1. Понятие о целостности сознания; факторы, влияющие на целостность сознания.
1.2. Природа сознания; внутренние предпосылки для целостности.
§2. Поверхностная и глубинная структуры сознания; их значение для целостности сознания.
2.1. Характер как поверхностная структура сознания.
2.2. Самость как глубинная структура сознания.
Глава 3. Ведущая роль рациональности в решении проблемы индивидуального бытия человека.
§1. Природа и формы рациональности.
1.1. Природа рациональности.
1.2. Две стороны рациональности и их отношение друг к другу.
§2. Проблема абсурда и перспективы разумного бытия человека в мире
2.1. Проблема абсурда в экзистенциальной концепции — -индивидуального бытия.
2.2. Значение целостного мировоззрения для решения проблемы индивидуального бытия человека.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Генезис и самоорганизация полифункциональной системы и нравственного содержания сознания2009 год, доктор философских наук Груздева, Мария Львовна
Типология современного философского иррационализма2003 год, кандидат философских наук Ляпустин, Алексей Геннадьевич
Границы экзистенции: от С. Кьеркегора к К. Ясперсу2009 год, кандидат философских наук Мерзлякова, Наталья Николаевна
Рациональное и иррациональное "Я" в философии Л.И. Шестова2003 год, кандидат философских наук Механикова, Елена Анатольевна
"Философия существования" Андрея Платонова2000 год, кандидат филологических наук Червякова, Лариса Валериевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рациональные основания индивидуального бытия человека»
В современном обществе существование людей имеет ясно выраженный противоречивый характер. Повсеместное декларирование личных свобод и уникальности каждого человека сопровождается столь же повсеместным манипулированием людьми и их «омассовлением». В наиболее развитых обществах, продвинувшихся дальше других в построении социального * государства и ориентации экономики на удовлетворение потребительского спроса населения, широкое распространение получили экзистенциальные проблемы, снижающие качество индивидуального существования человека; индивид зачастую оказывается, по выражению психоаналитика В. Франкля, в «экзистенциальном вакууме»1.
Обострение противоречий между общественной динамикой и экзистенциальным самочувствием современного человека побуждает вспомнить, что индивид существует не только в качестве элемента организованного множества, но и в качестве ответственного, самостоятельного субъекта своего бытия. Рассмотренное в таком аспекте, существование человека открывается как индивидуальное бытие и составляет объект настоящего исследования.
Тема, индивидуального бытия человека'неоднократно оказывалась в« центре внимания европейской философии. Основными вехами в её развитии являются антропоцентрический поворот в философии Сократа; учение об идеях и концепция души у Платона; исследование Августином внутреннего мира4 индивида; учения о самостоятельности мыслящего сознания у Декарта и Канта. - ---
В двадцатом веке интерес к этой теме вновь усилился. Этому способствовал переходный характер эпохи, пришедшейся на данное столетие. Период Нового Времени, поставивший Западный мир в центр
1 Франкль В. Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск, 2009, с мировой истории, завершался, а черты новой эпохи только начинали определяться . В этих условиях широкое обсуждение получила проблема культурного кризиса западной цивилизации3, а вместе с ней и тема индивидуального бытия, человека. Многие выдающиеся исследователи культуры, в числе которых Швейцер, Бердяев, рассматривали кризис культуры на исходе Нового Времени в тесной связи с экзистенциальными проблемами современного человека и с ослаблением индивидуального начала в культуре: «Ясно одно: когда общество воздействует на индивида сильнее, чем индивид на общество, начинается деградация культуры, ибо в этом случае с необходимостью умаляется решающая величина — духовные и нравственные задатки человека»4.
Как показала последующая история, черты новой эпохи* до сих пор не ясны, а кризис культуры не прёодолён и по сей день. В частности, Ф. Фукуяма относит пик кризисных явлений в западном обществе на конец двадцатого века5. Глобальный экономический кризис, свидетелями которого мы являемся, как представляется, поддерживает правоту такой оценки.
Переходный характер современной эпохи создал дополнительную нагрузку на отдельных индивидов, расширил и осложнил круг задач для индивидуального выбора, что не только вызвало к жизни новые формы индивидуального бытования человека, но и породило драматический рост душевных расстройств, преступности, злоупотребления наркотиками, ценностной дезориентации и суицидального поведения. В тяжелом положении оказалась, семья - ключевой институт в обеспечении согласованного существования индивида и общества. ------
2 См.: Гвардини Р. Конец Нового Времени. // Феномен человека: Антология. / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М., 1993, с. 275-286.
3 См.: Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. Хёйзинга Й. Homo ludens: Опыт определение игрового элемента культуры. // Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
4 Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. // Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. М., 1993, с. 270. См. также: Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990.
5 Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2004.
Именно в атмосфере социального и культурного кризиса широкое распространение получила психоаналитическая терапия душевных расстройств и психоанализ как теория, претендующая на философские обобщения. На раннем этапе развития психоанализа тема индивидуального бытия- человека не получила удовлетворительной разработки. Основатель психоанализа 3. Фрейд трактовал индивидуальность человека с упрощённых, натуралистических позиций, и при анализе противоречий между индивидом и обществом Фрейд принимает сторону общества6. Однако- в дальнейшем представители гуманистического направления, в психоанализе (прежде всего, Э. Фромм и В. Франкль) смягчили биологизаторские тенденции фрейдизма, а в клинической практике выявили, что истинной причиной многих душевных расстройств, является недостаточное развитие индивидуального потенциала человека в условиях негуманных общественных отношений .
Отмечая важность индивидуальной свободы^ для душевного здоровья людей, сторонники гуманистического психоанализа отмечают парадоксальную склонность к «бегству от свободы», когда, столкнувшись с конкретными' задачами индивидуального бытия, люди соглашаются на ограничение своей свободы, и, по видимости, добровольно, подчиняются, манипулированию. Исследуя- причины такого поведения, Э: Фромм находит их не только в особенностях современного западного общества, но о и в общих предпосылках бытия человека . Тем самым, в гуманистическом психоанализе были поставлены и получили характерную для- данного направления трактовку философские вопросы о природе и условиях индивидуального бытиячеловека. -
Сходным образом шло развитие современной научной психологии. Концепции, ведущие свои истоки от теории условного рефлекса И. П. Павлова, то есть ориентированные на объяснение психических процессов и
6 Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов. М., 1989
7 Франкль В. Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск, 2009
8 Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2009 поведения человека факторами общественной среды и реакцией на внешние стимулы, были потеснены гуманистическим подходом. Представители этого подхода (А. Маслоу, К. Роджерс и другие) утверждали приоритет внутренних источников развития индивида и считали стремление к самореализации ведущим фактором психического развития человека. В объяснении психической жизни и поведения людей эти авторы предложили исходить из «природы» человека, которая- имеет, так сказать, свою конституцию и не является простой функцией меняющихся общественных отношений. Сторонники данного направления постарались связать исходные положения своих конкретнонаучных взглядов на психику с общей этической предпосылкой этих положений, заявив о том, что «природа» человека изначально5 и принципиально благая, не подлежит внешней оценке в этом отношении со стороны общества, а напротив, последнее во всех своих проявлениях должно оцениваться на соответствие «природе» человека.
Этим положениям противостояла марксистская философия, исходившая из принципиального* тезиса об общественном характере сознания. Марксизм, вообще говоря, обладает значительным гуманистическим потенциалом, и не случайно даже такие яркие критики практики коммунистического строительства, как Ж. П. Сартр и Э. Фромм, не раз заявляли о своих симпатиях к самой теориш Однако в трактовке индивидуального бытия марксизм имеет значительные изъяны. Бытие человека в нем, по сути, сводится к его общественному бытию и трактуется как система общественных отношений, в которые индивид включен объективным образом, в связи с необходимостью участия- в процессе общественного производства средств существования и их распределения. Занимая такие позиции, марксисты фактически отрицают самостоятельность бытия конкретного человека, то есть его собственное, индивидуальное бытие.
В этом отношении конструктивной оказалась критика марксистских постулатов со стороны экзистенциальной философии. Представители экзистенциализма сумели, в целом, избежать откровенно антикоммунистической направленности в своих построениях. Их трактовка бытия индивида в современном, обществе, скорее, представляет собой острую критику положения человека в «открытом», то есть буржуазно-демократическом обществе. Более того, экзистенциалистам удалось рассмотреть проблемы индивидуального бытия с позиций, позволяющих осмыслить фундаментальные противоречия этого феномена и выявить новые вопросы в данной теме, являющиеся центральными.
Такие мыслители как М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю настаивают, что в существовании человека центральное место занимает экзистенция - не отчуждаемая от индивида область, принципиально недоступная изучению и воздействию со стороны: «бытие всегда моё»9. От экзистенции следует отличать положение, занимаемое человеком в глазах общества, и любые другие объективные проекции человеческого существования. Экзистенция выступает областью индивидуального бытия* человека.
Идеи экзистенциализма получили признание в философии и общественную популярность, пик которой пришёлся на 40 — 60-е годы, двадцатого века. Однако позднее круг сторонников экзистенциальной философии уменьшился. Во многом это было связано с иррационалистическими тенденциями внутри самого экзистенциализма, наиболее полно выразившимися в философии абсурда А. Камю. «.Есть что-то мутное в такой ясности, которая провозглашает- -себя-одновременно и неважной, и недолговечной»I0, - заметил по поводу рекомендаций экзистенциализма позитивистски ориентированный американский философ тех лет И. Эдман. Уменьшение теоретического и
9 Хайдеггер М. Бытие и время. СПб, 2002, с. 41.
10 Irwin Edman: A Reasonable Life in a Mad World. // "The Odyssey Reader. Ideas and Style". Ed. by N. P. Birk, G. B. Birk. Odyssey Press. New York, 1968, p. 419. общественного влияния, экзистенциализма сопровождалось снижением внимания к теме индивидуального бытия человека, в том числе, в ряде философских течений второй половины двадцатого века.
Однако пока, не определились ясным образом, контуры новой культурно-исторической эпохи, тема индивидуального бытия человека с необходимостью остро ставится самой жизнью. В эпоху перемен человек вынужден определять свою позицию среди конкурирующих между собой внешних ориентиров и в жизненно важных случаях принимать решения на основе самостоятельно продуманных позиций. Следовательно, сегодня внимание к данной теме, несмотря на обнаружившиеся проблемы, ее трактовки экзистенциализмом, закономерно.
При этом следует учесть предыдущий опыт и, по возможности, избежать иррационалистической трактовки индивидуального бытия« тем; более что данная трактовка отнюдь не единственная из возможных. Так, в классической философии бытие человека неразрывно связывается» с разумом., Ярким примером такой» связи выступает бытие Сократа в трактовке Платона. Философская традиция, общие соображения и житейский опыт побуждают в современных условиях исследовать потенциал рациональности для решения проблемы индивидуального бытия человека. С этим связан замысел нашей работы: выяснить значенне рациональных оснований индивидуального бытия человека путем критического исследования экзистенгщальной концепции бытия индивида на контрасте с рационалистической постановкой данной темы в философии Платона.
Мы полагаем, что новаторские стороны- экзистенциальной концепции существенным образом не сопряжены с иррационалистическими мотивами данной философии характерными, прежде всего, для А. Камю. Основания индивидуального бытия, по нашему мнению, именно рациональны. Только таким образом обоснованное бытие, может, как нам представляется, претендовать на роль ведущего фактора той социально-культурной трансформации, о котором мы упомянули выше. И только, исходя из таких оснований, оказывается возможным индивидуальное самоопределение человека в своей экзистенции.
Указанный замысел повлиял на выбор источников, использованных при подготовке диссертации. Ими стали, прежде всего, работы Платона, в которых он излагает своё видение и философское обоснование индивидуального бытия человека, прежде всего, «Апология Сократа»; а также программные произведения Камю: эссе «Миф о Сизифе», повесть «Посторонний» Для дополнительного прояснения классической трактовки индивидуального бытия мы обращались к взглядам Канта и Декарта. Важными источниками со стороны экзистенциализма выступали работы Сартра и Хайдеггера.
В современной литературе термин «индивидуальное бытие» используется нечасто. Относительно редким примером его« специального применения является сборник статей «Основания индивидуального' бытия»11, в котором приняли участие Р. Л. Лившиц, С. М. Шалютин* и другие философы. В сборнике рассматриваются процессы духовного самоопределения человека, защищается тезис о наличии у человека индивидуальной сущности12.
Чаще авторы, не используя данный термин, трактуют вопросы, содержательно связанные с темой индивидуального бытия. Среди таких вопросов духовное самоопределение человека, специфика переживания индивидом жизненных смыслов, проблемы индивидуальной свободы, подлинности человеческого бытия, отношение человека с абсолютом. Данные вопросы рассматриваются, в работах таких авторов—как-Г.— П. Выжлецов, А. А. Грякалов, М. С. Каган, Б. В. Марков, В. Н. Сагатовский, В. И. Стрельченко, и ряда других исследователей13.
11 Основания индивидуального бытия. Екатеринбург, 2002.
12 См.: Шалютин С. М. Человек-индивид: его сущность. // Основания индивидуального бытия. Екатеринбург, 2002. Там же: Лившиц Р. Л. Духовное самоопределение личности.
13 См., например: Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб, 1996. Грякалов А. А. К эстетике со-бытия. // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. СПб, 1999. Каган М. С.
Непосредственно связаны с темой индивидуального бытия человека идеи авторов, развивающих философское понятие души, среди которых Б.
С. Братусь, С. Н. Бычков, Е. В. Мареева14. В частности, Е. В. Мареева показывает, что в классической философии, берущей своё начало от
Сократа, душа, как, основа индивидуального бытия человека, понимается-в тесной связи с идеальными сущностями15.
Духовная жизнь человека, религиозная связь с абсолютом, целостность бытия составляет основную проблематику русской религиозной философии, в лице таких мыслителей, как Н. А. Бердяев, Н: О.
Лосский, С. Л. Франк16. На современном этапе данную традицию продолжает А. А. Корольков17.
В работах П. С. Гуревича, И. Л. Гушанского, Е. Г. Плетухинойтема индивидуального бытия предстаёт в таком важном аспекте,, как проблема1
1Й целостности сознания и бытия человека . Так, П. С. Гуревич связывает негативное явление «деантропологизации» с распространением, фрагментарного, раздробленного представления о человеке; а Е. Г. Плетухина утверждает: «Наряду с эмпирическим "Я", в человеке присутствует также "Я" • абсолютное, в котором в идеальной, сверхчувственной форме присутствует Универсум.»19. В* философско-психологической литературе для обсуждения вопросов целостности сознания и поведения- индивида активно применяется термин «идентичность»20.
Философская теория ценности. СПб, 1997. Марков Б. В. Знаки бытия. СПб, 2001. Стрельченко В. И. Рациональность и гуманистические идеалы образования. // Credo new, 2005, №2; 2006, №1.
14 См.: Мареева Е. В. О бессмертии души (Аристотель и современность). // ВФ, 2002, №12^ Гушанский И. Л. Дух, душа, психиатрия. // Человек. 2003, №4. Психология и философия: возвращение души. Отв. ред. Братусь Б. С., Бычков С. Н. М., 2003.
15 Мареева Е. В. Проблема души в классической и неклассической философии. М., 2003.
16 См.: Бердяев H. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. M., 2004. Лосский Н. О. Ценность и бытие. //Лосский H. О. Бог и мировое зло. М., 1994. Франк С. Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию. // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.
17 См.: Корольков А. А. Духовная антропология. СПб, 2005.
18 См.: Гуревич П. С. Феномен деантропологизации человека. // ВФ, 2009, №3. Гушанский И. Л. Дух, душа, психиатрия. // Человек. 2003, №4.
19 Плетухина Е. Г. Принцип всеединства и фундаментальные свойства человеческого бытия. Автореферат диссертации . кандидата философских наук. Саратов, 2004.
См.: Труфанова Е. О. Идентичность и Я. II ВФ, 2008, №6.
Природу индивидуальности и возможности индивидуального бытия человека рассматривают О. Н. Герман, Н. И. Гибадуллина, В. И. Мильдон21, а также психологи Б. А. Вяткин, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс и другие22.
В отечественной философии связь индивидуального бытия человека с мышлением исследуют Е. К. Быстрицкий, А. В. Волков, С. С. Гусев, Г. С. Киселёв, М. К. Мамардашвили, Г. Л. Тульчинский, О. Д. Шипунова23. В частности, Г. Л. Тульчинский настаивает, что за социальной, культурной и природной обусловленностью человека не следует упускать из виду свободу, состоящую, по его мнению, в способности человека интерпретировать смысл вещей: «За человеком — существом амбивалентным — надо видеть главное — свободу»2*.
Сходную направленность имеет использование популярного сегодня понятия «жизненный мир», введённого в философию Э. Гуссерлем. Как показывает в своей статье С. Б. Кожевников, понятие «жизненный мир» призвано показать жизненно-практическую обусловленность сложных культурных достижений, в частности, научного знания25.
Сущность рациональности, её структуру, функции и виды рассматривают Н. С. Автономова, И. Т. Касавин, Б. И. Липский, А. Л.
21 См.: Мильдон В. И. Индивидуализм и эгоизм (введение в современную этику). ВФ, 2008, №6. Гибадуллина Н. И. Личность как способ человеческой экзистенции. Автореферат диссертации . кандидата философских наук. Чебоксары, 2006.
22 См.: Интегральная индивидуальность человека и её развитие. Под ред. Б. А. Вяткина. М., 1999. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения, в 2-х томах, т. 2. М., 1983.
23 См.: Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993. Волков А. в. К вопросу об основаниях научного познания (экзистенциально-антропологический аспект). // Вестник СПбУ, 2009, №1. Киселёв Г. С. Тайна прогресса и возможность истории. ВФ, 2009, №2. Гусев С. С. Рациональные основания человеческой свободы // Рациональность и свобода. Том 2. СПб, 2006. Шипунова О. Д. Интеллект и субъективность: социально-философский анализ. Автореферат диссертации . доктора философских наук. СПб, 2004.
24 Тульчинский Г. Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности. // ВФ, 2009, №4, с. 43.
25 Кожевников С. Б. Эвристические горизонты концепции жизненного мира. ВФ, 2008, №11, с. 132.
Никифоров, А. А/ Новиков, В. П. Огородников, В. Н. Порус, Б. И. Пружинин, В. С. Стёпин, В. С. Швырев, и ряд других исследователей .
Из проведённого обзора видно, что в современной литературе активно рассматриваются вопросы, связанные с темой индивидуального бытия. В числе этих вопросов находятся духовное самоопределение человека, целостность, идентичность, свободное понимание- мира и выдвижение своего проекта. Ставится также вопрос о связи рациональности с индивидуальным бытием: отмечается индивидуализирующая сила самостоятельного мышления, анализируются экзистенциальные основания научного мышления.
Однако, хотя современные исследователи рассматривают ряд вопросов, существенных для нашей темы, такие исследования не всегда ставятся в связь с проблемой индивидуального бытия человека. В тех случаях, когда эта связь всё же проводится, специфика и атрибуты индивидуального бытия определяются недостаточно основательно, из-за чего не всегда осознаётся проблематичность индивидуального бытия - а значит, и тех вопросов, которые с ним связаны. В связи с этим редко ставится вопрос о предпосылках и способах осуществления индивидуального бытия. В этой связи, даже обращая внимание на связь индивидуального бытия с рациональностью, многие исследователи не могут верно- оценить потенциал рациональности для обеспечения индивидуального бытия человека.
Объектом исследования выступает индивидуальное бытие человека. Мы полагаем, что индивидуальное бытие это такое качество существования человека, .при котором индивид сознает и утверждает себя-в качестве инициативного и ответственного устроителя своего жизненного мира. Атрибутами индивидуального бытия являются самостоятельность человека в определении ряда важнейших сторон своего бытия, а также
26 См., например: Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. М., 2003. Новиков А. А. Рациональность в ее истоках и утратах. // Исторические типы рациональности. Отв. ред. В. А. Лекторский. Т. 1. М., 1995. целостность, понимаемая, прежде всего, как бытийная соразмерность жизненного мира индивида и мира в целом.
Однако, признав это, мы сталкиваемся с вопросом: в силу каких факторов индивиду удаётся или, напротив,« не удаётся достичь целостности своего бытия? Вопрос этот требует внимательного изучения и составляет проблему нашего исследования, а именно проблему целостности индивидуального бытия человека.
Мы предполагаем, что необходимой предпосылкой целостности индивидуального бытия является целостность сознания индивида. Можно предполагать, что свой вклад в достижение целостности сознания вносят рациональные и эмоциональные способности человека, имея в виду, что эмоциональное и рациональное составляют две основные стороны человеческой духовности. Именно, в связи с вопросом о целостности сознания мы исследуем роль рациональности в обеспечении индивидуального бытия. Данные предположения в своей совокупности составляют ту гипотезу, опираясь на которую мы намерены достичь целей исследования.
Целью работы является дать ответ на вопрос, почему в одних случаях сознание является целостным и ведёт индивида к индивидуальному бытию, а в других случаях нет? Дополнительной целью является рефлексия положений гипотезы с целью их систематизации и уточнения.
Предметом исследования является целостность сознания. В этой связи мы намерены исследовать индивидуальное сознание в аспекте его целостности, в том числе выявить структуры, способствующие-целостности сознания; исследуем роль рациональной и эмоциональной сторон человеческой духовности в решении проблемы целостности сознания.
Названные выше замысел, гипотеза и цели определили задачи работы. Наряду с вытекающей из замысла задачей исследования специфики выделения основных вопросов темы и их трактовки при рационалистическом подходе (Платон) и иррационалистическом подходе (Камю) решаются также следующие задачи, определившие структуру работы:
1) дать представление о целостности сознания, выявить основные факторы, влияющие на целостность сознания
2) выявить природу сознания назначение мышления для сознания;
3) определить природу внутренних структур сознания;
4) выявить природу рациональности;
5) определить структуру рациональности;
6) исследовать проблему абсурда в философии экзистенциализма
7)' описать мировоззрение как целостную форму, сознания, в том числе выявить взаимодействие мировоззрения и эмоциональной сферы сознания.
Структура диссертации включает введение, три главы, состоящие-из двух параграфов каждая, заключение и список литературы, содержащий 155 наименований; Общий объём диссертации 223 страницы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Критический анализ экзистенциально-феноменологической трактовки проблемы человека (на материале англо-американской философии 60-х годов XX века)1984 год, кандидат философских наук Моложанова, Светлана Васильевна
Индивидуальная форма человеческого бытия в предметном поле социальной философии2000 год, доктор философских наук Лысков, Анатолий Павлович
Экзистенциальная природа ценностей2004 год, доктор философских наук Баева, Людмила Владимировна
Проблема "Другого Я": философско-методологический анализ2003 год, кандидат философских наук Корчак, Александр Сергеевич
Проблема взаимоотношения человека и мира в социальной онтологии2009 год, кандидат философских наук Пащак, Игорь Владимирович
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Пучков, Дмитрий Борисович
Данные выводы объясняют возможность и формы достижения-, целостности сознания, а также ведущее значение рациональности в этом процессе. Тем самым, основные положения гипотезы работы находят своё подтверждение и конкретизацию.
Заключение
Новизна проведенного исследования. Мы стремились показать, что в теме индивидуального бытия существует ряд ключевых моментов. К ним относятся самостоятельность индивида в своём бытии, целостность как атрибут индивидуального бытия, целостность сознания как предпосылка индивидуального бытия, значение рациональности для целостности сознания и для индивидуального бытия, бытийная соразмерность жизненного мира индивида и мира в целом.
Относительно этих моментов, при анализе платонической и экзистенциальной концепций, возникает ряд вопросов. Какой из двух путей предпочтительнее в целях достижения целостности сознания: следование идеям или верность экзистенциальному плану своего существования? Есть ли связь между следованием идеям и верностью экзистенции? Что такое рациональность, какова её структура? Какое место в структуре рациональности занимают мышление идей и мнение о вещах; экзистенциальное мышление и объективное мышление? Какова роль личного элемента в рациональности? Какую роль играют в индивидуальном бытии эмоции различных видов: страсти, экзистенциальные переживания, поверхностные эмоции? Какое отношение между рациональной и эмоциональной сторонами духовности человека способствует индивидуальному бытию? Какова природа абсурда? Почему Камю констатирует абсурд, а Платон нет? Можно ли преодолеть абсурд?
Хотя в современной литературе исследуется ряд существенных аспектов нашей темы, таким исследованиям часто не хватает видения основных моментов темы в их взаимосвязи, а также анализа возникающих в связи с ними вопросов. Без понимания этих моментов в их взаимосвязи трактовка отдельных аспектов темы, имеющаяся в современной литературе, с необходимостью остаётся неполной.
Так, хотя многие авторы чувствуют важность вопроса о целостности бытия человека, они, тем не менее, не связывают этот вопрос с проблемой индивидуального бытия человека; а с другой стороны, как правило, не обращаются к рациональности для решения- данных проблем. Целостность. сознания, сама по себе привлекающая оживлённое внимание авторов, далеко не всегда, рассматривается как предпосылка индивидуального бытия человека; также, игнорируется? потенциал рациональности для; решения данной; проблемы. Господствующее направление в исследованиях, рациональности сосредоточено вокруг вопросов методологии науки; с вопросами индивидуального? бытия рациональность связывают относительно* редко. В ¿тех же случаях, когда это всё-таки делается, чаще всего не исследуется потенциал рациональности для достижения целостности сознания; и: бытия человека; значение рациональности для индивидуального бытия исследуется в иных аспектах. Ещё меньше; последовательного внимания уделяется тем вопросам, которые были поставлены в платонизме и в экзистенциализме относительно основных моментов темы - а эти вопросы, безусловно, существенны.
В? связном рассмотрении перечисленных основных моментов темы, а. также в выдвижении: указанных вопросов; во многом; состоит новизна постановки темы индивидуального бытия в проведённом исследовании^
Новизна.предложенных в работе решений состоит, прежде всего, в том, что при трактовке проблемы; целостности сознания мы использовали-данные психологических концепций- (Фромм,. Роджерс) в, их взаимной' связи, что позволило нам рассмотреть. выявленные психологами? структуры; (характер, самость); в связи с вопросами целостности сознания. Эти психологические структуры были рассмотрены также в связи с процессом формирования целостного рационального мировоззрения. Проведённая связь может оказаться; интересной как для философии, традиционно занимающейся вопросами целостности сознания и мировоззрения, так и для психологии как методологическая предпосылка для проводимого ею анализа структур сознания.
Определённая« новизна характерна также для; предложенной? в диссертации трактовки проблемы, абсурда. А именно, возникновение абсурда и перспективы его преодоления!мы, поставили в связь с проблемой надлежащего взаимодействия? между двумя сторонами; человеческого мышления;, в нашей' терминологии8 - умом- и рассудком. Кроме того;, в работе обосновывается? необходимость развитого; мировоззрения для* преодоления абсурда:
Отмеченная новизна отразилась на содержании итоговых выводов работы.
1. Целостность сознания включает в себя ряд аспектов: соразмерность сознания и: реальности, понимаемой во взаимосвязи- ее внешнего и внутреннего планов; взаимодействие; между структурами- и сферами; сознания; между духовными способностями' человека; имеющими свои основания? в сознании; Для достижения; целостности сознания; необходимы решение противоречий между структурами и сферам сознания на разумной основе, конгруэнтность сознания! и опыта, свобода мышления. Характер и самость как внешняя и внутренняя структуры сознания сами по себе способствуют целостности сознанияшишь вюграниченной степени.
2. Решающим фактором достижения целостности сознания является свободное мышление индивида: По; своей сути; такое: мышление является-процессом выработки понятий; объединяющих содержание сознания:. Рациональность является- характеристикой: сознания; состоящей; в.; соразмерности сознания с реальностью, приобретаемой1 под воздействием свободного' мышления; о внешней и внутренней: реальности в их взаимной связи. Рациональность сознания и его целостность тесно связаны между собой.
3. В; мышлении можно выделить две стороны: ум как понимание конкретной ситуации и рассудок как оперирование общими правилами: с целью либо объяснения ситуации, либо отвлечённого мышления.
Полноценное мышление, ведущее к устойчивой рациональности сознания, задействует обе свои стороны.
4. Проблема абсурда возникает, в том числе, вследствие нарушений во взаимодействии, между умом и рассудком. Данные нарушения: приводят к тому, что ум и рассудок перестают корректировать результаты работы друг друга и приводят к заблуждениям, которые; часто.* ошибочно принимаются за свидетельство слабости разума как такового. Перспективы преодоления абсурда; связаны с развитием у индивида, с помощью согласованного действия ума и рассудка, собственного разума, в сферу действия которого входит рефлексия над правилами, развитие диалектики заложенных в них понятий; выявление и преодоление ограниченности правил, выработка спекулятивных идей.
5. Путём; мышления человек способен: сформировать своё мировоззрение — связанную совокупность взглядов* на мир в целом. В мировоззрении устанавливаются разумные отношения между характером и самостью. Мировоззрение является; целостной' рациональной формой» сознания; Основой системности мировоззрения . выступает субординированная и координированная; в отношении, одного из; магистральных философских направлений система категорий: В эмоциональной сфере сознания; под воздействием полноценного мышления могут развиться чувства, способные мотивировать! человека на практическое следование рациональным формам сознания; в том числе мировоззрению: Природа таких «разумных чувств» сходна-, с «умными» эмоциями, возникающими под влиянием искусства.
В результате исследования подтвердились предположения, нашей гипотезы о том, что целостность сознания достигается при участии рациональной и эмоциональной сторон человеческой духовности, при решающем значении рациональной стороны. Вместе с тем, определение понятия о целостности сознания, включая отношение между характером и самостью, а также объяснение способов, которым; рациональность и равнодушного отношения к конкретным делам. В потере такой привязанности кроется причина негативных проявлений эстетических способностей человека. Имеются в виду случаи, когда провозглашается несерьёзное отношение к реальной жизни либо под флагом эстетизма, либо по1 меркантильным соображениям.
Противоположной крайностью является неспособность человека, вследствие неразвитого мировоззрения, подняться над текущими обстоятельствами. Как уже было показано, в этом случае индивид страдает от ограниченности и впадает в тяжёлые заблуждения. Правда, приверженность к конкретной жизни, сила эмоций и мотивов остаются у него достаточно интенсивными. Несерьёзное отношение к жизни ему не грозит. Однако и в эмоциональной сфере дела такого индивида складываются неблагополучно.
Причина этому, во-первых, в том, что ограниченное мышление не обеспечивает для эмоций общие и существенные предметы, поэтому глубина эмоций, сила и творческий результат побуждаемой ими деятельности оказываются незначительными. Даже достигая желаемого, ограниченный индивид обычно ничего не меняет в окружающем мире. Ведь то, чего он хочет, уже есть в этом мире, но есть это пока что не у него.
Кроме того, в этом случае эмоции не облагораживаются, а значит, индивид не способен эмоционально совладать с более широким полем явлений, чем тот круг, к которому он приспособился. И когда возникает необходимость расширить кругозор — для индивидуального бытия, это всегда желательно, но иногда сама жизнь начинает требовать того же — недостаточно облагороженные эмоции сдерживают развитие сознания и становятся страстями. ~~
Согласно классическим представлениям, страсти - это такие эмоции, которые начинают управлять деятельностью разума: «главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти чувства ей способствуют, является результатом исследования, обогащающим первоначальную гипотезу.
Попытаемся связать полученные результаты в форме ответа на исследовательский вопрос работы: почему в одних случаях сознание является целостным и ведёт индивида к индивидуальному бытию, а в других случаях нет? Сознание индивида является целостным и ведёт к индивидуальному бытию, потому что:
- по своей природе, в качестве интенциональной и упорядоченной речью связи представлений, сознание человека содержит предпосылки к собственной целостности;
- мышление как одновременное проявление умственной и рассудочной способности человека способно вырабатывать понятия и идеи, объединяющие различные модусы, содержания и области сознания;
- обобщая' личный и общественный опыт, путём мышления человек формирует своё мировоззрение - связанную совокупность взглядов на мир в целом;
- в эмоциональной сфере сознания формируются чувства, способные мотивировать человека на практическое- следование1 выработанному мировоззрению.
Теоретическое и практическое значение диссертации состоит, прежде • всего, в развитии^ общего философского понимания индивидуального бытия человека; далее, в обогащении методологических предпосылок для психологического исследования сознания; а также в уточнении ориентиров для духовно-практического отношения человека к миру, что особенно актуально в ситуации кризиса культуры.
Апробация результатов. Результаты исследования представлены в публикациях автора, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК. Результаты прошли обсуждение на кафедре «Философия, политология и социология» ПГУПС, а также применялись автором в преподавательской практике.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Пучков, Дмитрий Борисович, 2010 год
1. Августин. Исповедь. М.5 1992
2. Автономова Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988
3. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М., 2001
4. Алексеев В. П. Становление человечества. М., 1984
5. Аристотель. Никомахова этика. // Аристотель. Сочинения в 4-х томах, т. 4. М., 1983
6. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. // Бергсон А. Собр. соч. в 4-х томах, т.1. М., 1992
7. Бердяев H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. М., 2004
8. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990
9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. // Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб, 1992
10. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М, 2000
11. Больнов О. Ф. Новая укрытость. Проблема преодоления экзистенциализма. // Философская мысль. 2001, № 2
12. Бранский В. П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999
13. Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип. // Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990
14. Быстрицкий Е.К. Практическое знание в мире человека. // Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания. / Отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. М., 1990
15. Великовский С. И. «Проклятые вопросы» Камю. // Альбер Камю. Избранное. М., 199016
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.