Ранний британский деизм в истории идей и в историографии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Поляков Андрей Андреевич

  • Поляков Андрей Андреевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГБУН Институт философии Российской академии наук
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 154
Поляков Андрей Андреевич. Ранний британский деизм в истории идей и в историографии: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБУН Институт философии Российской академии наук. 2024. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Поляков Андрей Андреевич

Оглавление

Введение

Глава 1 Деизм в литературе ХУ1-ХУШ веков и современной литературе

1.1. Термин «деизм» в ранней историографии

1.2. Деизм в контексте философской и религиозной мысли Британии XVI -XVII вв

1.3. Основные проблемы исследования религиозной философии деизма .... 35 Глава 2. Протодеизм и Герберт из Чербери

2.1. Протодеизм XVI века: Жан Боден и Томас Мор

2.2. Герберт из Чербери и его «символ веры»

Глава 3 Деисты XVII - начала XVIII века

3.1. Чарльз Блаунт и его антитрадиционализм

3.2. Джон Толанд и библейская критика

3.3. Джон Антони Коллинз и учение о свободе воли

3.4. Энтони Шафтсбери и «эстетический деизм»

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ранний британский деизм в истории идей и в историографии»

Введение

В современной историографии философии религии одной из наиболее популярных тем для изучения является период эпохи Просвещения. Интерес к данной области продиктован прежде всего значимостью этой эпохи для всей последовавшей истории мысли, в том числе как религиозной, так и религиоведческой. Одной из тем, неразрывно связанных с философией Просвещения, является деистическая религиозная философия. Данное движение традиционно связывается с мыслителями Британии, среди которых особую роль отводят таким философам, как Герберт из Чербери (1583-1648), Джон Толанд (1670-1722) и Мэтью Тиндл (1657-1733). Впервые термин деист был упомянут богословом Пьером Вире (1511-1571) в труде «Христианское наставление в учении о Законе и Евангелии» (1564)1. Исследование деистической философии само имеет содержательную историю. За несколько столетий представления о деизме кардинально менялись, что не только влекло за собой переосмысление деистической мысли, но и расширение понимания его влияния на философию в целом.

Актуальность исследования определяется тремя факторами - объективной значимостью самого деистического движения в эпоху раннего Нового времени, Просвещения и его рефлексии до настоящего времени; разрывом между исторической значимостью явления деизма и уровнем его концептуализации в мировой науке; значительной недостаточностью соответствующих изысканий в отечественной историографии.

В первом смысле актуальность темы определяется прежде всего тем, что именно ранний британский деизм лежит - как благодаря его совершенно новой в сравнении с традиционной трактовки «истинной религии», так и вследствие отталкивания от нее христианской апологетики - в истоке тех движений мысли, которые привели не только к обоснованию новой («внутренней», этической,

1 Viret P. Instruction chrestienne en la doctrine de la loy et de l'Evengele. Vol. 2. Genève, 1564. P. 8.

рационалистической) духовности, но и к созданию самой философии религии как философской дисциплины в эпоху Просвещения. Хотя французский и немецкий деизм XVIII века (особенно в редакциях Вольтера и Лессинга) определяют сложившиеся представлении о всем движении, и тот и другой уходят корнями в тот, которому посвящена диссертация. Первые же сочинения, специально посвященные философии религии - Зигмунда фон Шторхенау (1772) и Франсуа Пара дю Фанжаса (1773) были изначально ориентированы на преодоление деистического разрыва между религией разума и религией Откровения и попытку редуцирования второй2. Противоположным образом некоторые очень влиятельные новейшие философы религии, такие как Джон Хик, несомненным образом включают деистические компоненты в свою философию, что также заостряет сегодняшнюю актуальность осмысления данного феномена3.

Другой аспект актуальности исследования следует из того, что само понятие деизм и его содержание представляют немалую сложность для интерпретации несмотря на весьма длительное его присутствие в зарубежной историографии. По этой причине большая часть исследователей избегает давать ему конкретное определение, ограничиваясь перечислением лишь существенных черт деистической философии. Например, Эрнст Кассирер определил английский деизм как интеллектуалистическую систему (intellectualist system)4, значение которой заключается в новом принципе, с помощью которого ставится проблема соотношения содержания веры и его формы. Иной подход к решению этой проблемы предлагает Уэйн Гудзон5. С его точки зрения, ранний оформленный деизм возник в XVI в. когда Бог (Deus), входя в бытийный порядок (ontological order), стал предметом критики религий Откровения. В современной научной литературе исследователи, обычно, избегают определения феномена деизма.

2 Подробнее см.: Шохин В.К. Философия религии и её исторические формы (Античность — конец XVIII в.). М.: Альфа-М, 2010. C.419-451.

3 Шохин В.К. Основные категории межрелигиозного диалога: от мнимой самоочевидности к проблематизации // Христианское чтение. 2018. № 3. C. 183-191.

4 Cassirer E. Die Philosophie der Aufklärung. Hamburg: Felix Meiner Verlag 1932. S. 171.

5 Hudson W. The English Deists: Studies in Early Enlightenment London: Routledge. 2009.

Большинство исследователей не дают конкретного определения и, вместо этого изучают частные вопросы философии тех мыслителей, которых причисляют к деистам. Одним из немногих учёных, которые выделили признаки деистической философии, является Кристоф Гестрих, который описал 13 таких признаков в своей работе «Деизм» (1981): 1) отрицание претензий на абсолютность любой религии или конфессии; 2) настойчивость на религиозной толерантности и свободе совести; 3) подчеркивание равноценности благочестия в трех религиях - христианстве, иудаизме и исламе; 4) работа над принципами сопоставления этих и других религий; 5) признание тайной общности разумных богопочитателей во все времена во всех странах; 6) допущение существования всеобщей прарелигии человечества, разумной и монотеистической, впоследствии искаженной мифами, предрассудками и жреческими интересами; 7) признание самодостаточности основного содержания этой прарелигии для потребностей современного человека; 8) прямое отвержение трансцендентного Откровения или признание его в качестве лишь воспитательного ресурса для простых людей; 9) решительное признание необходимости такого богопознания, которое было бы совершенно независимым от любых догматических традиций и институтов; 10) отождествление подлинного содержания всех религий с нравственно-этическим компонентом; 11) разработка библейской герменевтики, «очищающей» смыслы библейских текстов посредством исторической, естественно-научной и этической критики; 12) трактовка Божества как предмета философии (или конкретно метафизики); 13) отказ от триадологии и христологии и симпатии к унитаризму и арианству6.

Тем не менее, несмотря на очень значительный методологический вклад в разработку типологии деизма, не все признаки, выделенные Гестрихом, являются специфическими именно для этого религиозно-философского движения, а потому и они нуждаются в верификации. Существенно важно и то, что без понимания феномена раннего британского деизма исследование деизма классического (как английского, так и французского и немецкого) не представляется возможным, так

6 Gestrick Chr. Deismus // Theologische Realenzyklopädie. Bd. 8 Berlin, New York: De Gruyter, 1981. SS. 392-406.

как все континентальные мыслители этого направления так или иначе вдохновлялись его британскими версиями. Помимо этого, деизм как феномен отягощён стереотипами, из-за чего исследователи неверно толкуют креационизм и провиденциализм в деистической философии, представляя Бога в данной религиозной философии лишь как «Бога-механика» и выдавая именно это сужение деизма до «антипровиденциализма» (в версии Вольтера) за визитную карточку всего движения. Все это обусловливает всестороннюю актуальность темы.

Степень разработанности темы. Религиозная философия деизма является предметом исследования учёных начиная с XVIII века. Более того, отдельные трактаты, в которых затрагивалась тема деистической мысли, относятся к XVII в7. Среди исследователей деизма достаточно сложно выделить того, чей трактат следует считать точкой отсчёта в разработке системы понимания о деистической религиозной философии. Стоит отметить вклад авторов, разработавших первые определения того, что является деизмом и того, кто может называться деистом. Как уже было сказано ранее, первым исследователем, который употребил термин деист, был Пьер Вире, а термин деизм впервые был описан Робертом Бёртоном (1577-1640) в 1621 году8. В 1706 г. английский теолог и философ Сэмюел Кларк (1675-1729) стал первым исследователем, который выделил четыре различные группы деистов. Согласно Кларку, деисты разделялись на (1) тех, кто отрицает Провидение; (2) тех, кто признаёт его в природе, но отрицает в сфере нравственности; (3) тех, кто признаёт Провидение в природе и некоторую моральную роль Божества, но отрицает бессмертие души и (4) тех, кто признаёт Провидение в природе, нравственную роль Божества и будущую жизнь, но

7 Примерами таких трактатов могут служить труды английского писателя и священнослужителя Роберта Бёртона «Анатомия меланхолии» (1621), Джона Локка «Опыт о человеческом разумении» (1690) и «Бойлевские лекции» (1692), в которых английских богослов Ричард Бентли провёл сравнение между атеизмом и деизмом. Стоит также отметить заслуги английского философа и богослова Сэмюела Кларка, который в тех же «Бойлевских лекциях» (1706) выделил четыре группы деистов.

8 Burton R. The Anatomy of Melancholy, what it Is, with All the Kinds, Causes, Symptoms, Prognostics, and several cures of it. N.Y., 1847. P. 634.

отрицает Откровение9. В начале XX в. Лесли Стивен написал работу «История английской мысли в XVIII в.» (1902), в которой он предложил иное разделение деистов на группы10. Как полагал английский исследователь, деизм можно разделить на «конструктивный» (constructive deism) и «критический» (critical deism). Конструктивные деисты, несмотря на то что они были рационалистами, не отказывались от возможной реальности сверхъестественных явлений в истории христианства. В отличие от конструктивного деизма, в критическом деизме сверхъестественные явления подвергались критическому анализу и устранялись полностью. Одним из первых исследователей, исследовавшим связь между деистами и их современниками, был Сэмюел Хефелбоувер, который указал на общие черты религиозной философии деизма и философии Джона Локка в своём труде «Связь между Джоном Локком и английским деизмом» (1918)11. В 1934 г. вышла книга Бэзила Вилли «Исследования идей столетия в их отношении к поэзии и религии XVII века», посвященная философии XVII века12. В данной работе отдельно выделяется роль Герберта из Чербери как одного из наиболее ярких представителей философии Британии того времени. В том же году Джон Орр опубликовал книгу «Английский деизм: его источники и результаты», в которой

13

одним из первых детально описал историю развития деистического учения13.

В 1946 году Пол Азар издал монографию «Европейская мысль в XVIII веке: от Монтескье к Лессингу», в которой он проанализировал роль религии Откровения в философии деистов14. Конрад Файерайс в своей монографии «Перечеканка естественной теологии в философию религии. Вклад в немецкую интеллектуальную историю» (1965), так же, как и П. Азар, проакцентировал тему

9 Clarke S. A. Discourse concerning the Unchangeable Obligations of Natural Religion, and the Truth and Certainty of the Christian Revelation. Being Eight Sermons Preach'd at the Cathedral-Church of St. Paul, in the Year 1705, at the Lecture Founded by the Honourable Robert Boyle Esq. London. 1706 P. 19.

10 Stephen L. History of English thought in the eighteenth century. N.Y. 1949. Vol. 2.

11 Hefelbower S.G. The relation of John Locke to English deism. Chicago: The University of Chicago Press. 1918. 208 p.

12 Willey B. Seventeenth century background; studies in the thought of the age in relation to poetry and religion. N.Y.: Columbia University Press. 1934. 334 p.

13 Orr J. English deism: its roots and its fruits. Grand Rapids, MI: Eardmans. 1934. 289 p. В работе Лесли Стивена также представлена история деистического учения, однако в данной книге она играет центральную роль, в отличие от работы Л. Стивена, в которой освещается философия Англии XVIII века в целом.

14 Hazard P. La Pensee Europeenne au XVIIIeme Siecle: De Montesquieu a Lessing. Paris, 1946. 375 p.

роли Откровения в деистической философии15. Кроме того, он предложил идею о протодеизме в философии каталонского богослова Раймунда Сабундского (13851436) и итальянского богослова Роберто Беллармино (1542-1621). В 1981 г. Кристоф Гестрих в статье «Деизм» для «Предметной теологической энциклопедии» выделил основные признаки, свойственные всем направлениям деизма16. К таковым он относил идею об отсутствии единственной религии спасения, имеющей существенные преимущества перед другими, существование прарелигии и «праоткровения», отрицание догматов о Святой Троице и Боговоплощении и ключевую роль религиозной толерантности. В 1997 году Джеймс Херрик опубликовал книгу «Радикальная риторика английских деистов. Дискурс о скептицизме, 1690-1750», в которой он выделил особенности британского деизма, роль религиозной толерантности в контексте времени и указал на особенности философии таких деистов, как Питер Аннет (1693-1769) и Джейкоб Айлив (1705-1763)17.

В XXI веке исследования деизма также не утратили популярность. Особый интерес представляют монументальные монографии Джонатана Исраэля ««Радикальное Просвещение: Философия и становление современности (1650-1770)»18 и «Оспариваемое Просвещение: философия, современность и эмансипация человека 1670-1752» (2009)19, в которых он вписывает философию деизма в историю развития европейской интеллектуальной мысли. В своих работах Д. Израэль стремится представить историю развития идей в европейской философии как нечто, что следует исследовать как единое целое, а не как отдельные части эпохи Просвещения. В 2008 году вышла монография Уэйна Гудзона «Английские деисты: исследования по Просвещению», в которой анализируется история возникновения деизма, повлиявшая на его философию и

15 Feiereis K. Die Umprägung der natürlichen Theologie in Religionsphilosophie. Leipzig: St. Benno-Verlag. 1965.

16 Gestrick Chr. Deismus // Theologische Realenzyklopädie. Bd. 8 Berlin, New York: De Gruyter, 1981 S. 392-406.

17 Herrick J.A. The radical rhetoric of the English Deists. The discourse of skepticism, 1680-1750. Columbia, S.C.: University of South Carolina Press, 1997. 245 p.

18 Israel J.I. Radical Enlightenment: Philosophy and the Making of Modernity 1650-1750. London, 2001. 834 p.

19 Israel J.I. Enlightenment Contested: Philosophy, Modernity, and the Emancipation of Man 1670-1752. London, 2009. 1024 p.

философию ключевых деистических мыслителей20. В том же году появилась монография и Диего Люччи «Писание и деизм: библейская критика у деистов XVIII века»21. В книге описаны корни библейской герменевтики деистов и влияние, которое она оказала на последующую религиозную философию. Другой не менее важной работой стала монография Джеффри Уигелсворта «Деизм в Англии эпохи Просвещения: теология, политика и ньютонианская публичная наука» (2009)22. В книге представлена точка зрения, согласно которой многие исследователи, в том числе и современные, несправедливо приписывают деистической философии иррелигиозный характер. Одной из последних крупных работ по теме религиозной философии деизма является антология «Переоценка атеизма и деизма: гетеродоксальные религиозные идентичности в Британии, 1650-1800» (2014)23.

В отечественной литературе одним из первых учёных, написавших монографию о деизме, был Р.В. Орбинский, детально проанализировавший философию Герберта из Чербери в книге «Английские деисты XVII-XVIII вв.» (1868)24. В 1908 году С. М. Роговин опубликовал работу «Деизм и Давид Юм. Анализ "Диалогов о естественной религии"» (1908), в которой описываются анализ и критика Д. Юмом деизма25. В советский период деизмом больше интересовались - как предполагаемым союзником атеизма в борьбе с церковным обскурантизмом. В качестве примера можно выделить статьи В.В. Лукоянова, А.В. Матешук, Б.В. Мееровского, Т.В. Чикелевой, К.Е. Яма и других авторов26.

20 Hudson W. The English Deists: Studies in Early Enlightenment London: Routledge,2008. 204 p.

21 Lucci D. Scripture and Deism: The Biblical Criticism of the Eighteenth-Century British Deists. Peter Lang AG, Internationaler Verlag der Wissenschaften, 2008. 256 p.

22 Wigelsworth J.R. Deism in Enlightenment England Theology, politics, and Newtonian public science. Manchester, 2009. 238 p.

23 Wigelsworth J.R. Atheism and Deism Revalued Heterodox Religious Identities in Britain, 1650-1800 // 'God always acts suitable to his character, as a wise and good being': Thomas Chubb and Thomas Morgan on Miracles and Providence / Ed. by W. Hudson, D. Lucci, J.R. Wigelsworth. Farnham: Ashgate Publishing, 2014.

24 Орбинский Р.В. Английские деисты XVII и XVIII столетий. Одесса, 1868.

25 Роговин С.М. Деизм и Давид Юм. Анализ «Диалогов о естественной религии. М., 1908.

26 Лукьянов В.В. Деизм и социально-этические теории в Англии конца XVII - начала XVIII вв., Мир истории. Жизнь историка. 1995. С. 119-123; Матешук А.В. Деизм и этическая концепция Э. Шафтсбери, Науч. Докл высш. Шк. Филос. Науки. 1984. №4. С. 88-96; Мееровский Б.В. У истоков Английского деизма (Герберт из Чербери и его религиозно-философская концепция) // Вопросы научного атеизма. 1971. В. 12. С. 232-260; Мееровский Б.В. Английский деизм и Джон Локк // Научные доклады высшей школы. Философские науки Науки. 1972. №4. С. 8190; Чикилева Т.В. «Теизм» или «деизм»? Новые материалы о К. Марксе и Ф. Энгельсе и об изданиях их произведений. 1988. В. 4. С. 125-131; Ям К.Е. Вольней - исследователь и критик деизма, Барнаульский

В современный российский период наблюдается возросший интерес к исследованию деизма. В 2010 году А.Р. Степанянц написал статью «Автономия природы и человека в деизме». Исследователь анализирует исторические стадии «религии разума»27. В 2017 году появилась статья М.И. Переславцева «Место и роль деизма в процессе европейской секуляризации в интерпретации Чарльза Тейлора», посвящённая анализу книги канадского философа Чарльза Тейлора «Секулярный век», в которой автор изучает феномен деизма в контексте эпохи Просвещения28. Заметный вклад в изучение мировоззренческих форматов деизма внёс философ религии В.К. Шохин, опубликовавший статьи «Первопроходческие шаги философии религии в Европе: Франсуа Пара дю Фанжас о природе религии» (2015)29 - о католической критике деизма как сводящего все богопознание к ресурсам естественного разума и «Коперниканская революция в философии религии или обновление старого наследия: Джон Хик и классический деизм» (2018) 30, в которой автор идентифицирует современную плюралистическую идеологию как форму деизма, а также энциклопедическая статья «Деизм»31. Важное место в исследовании деизма занимает монография В.В. Яковлева «Христианская философия чуда: Идеи Джона Толанда и Дэвида Юма», опубликованная в 2020 году. В данной работе анализируются представления данных мыслителей о библейско-христианских чудесах и критике монополии католической и протестантской Церкви в их интерпретации32. Также, в 2023 году вышла его статья «К необходимости переоценки британского деизма ХУП-ХУШ вв.: положения Джозефа Валигора» историографическо-источниковедческой направленности, в

педагогический институт. Труды. 1966. В. I. с. 181-192; Ям К.Е. Вольтер и генезис французского деизма XVIII в. // Вопросы научного атеизма. В. 23, 1978. С. 208- 224.

27 Степанянц А.Р. Автономия природы человека в деизме // Научная Мысль Кавказа: Научный и общественно-теоретический журнал. 2010. №3. С. 68-73.

28 Переславцев М.И. Место и роль деизма в процессе европейской секуляризации в интерпретации Чарльза Тейлора // Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2017. №3. С. 9-15.

29 Shokhin V. The Pioneering Appearances of Philosophy of Religion in Europe: François Para du Phanjas on the Nature of Religion // Open Theology, 2015. Vol i/1/ P. 97-106.

30 Shokhin V. Copernican Upheaval in Philosophy of Religion or Updating of the Old Heritage? John Hick and Classical Deism // Philo-sophia 2018. Vol. 18. No. 42. P. 93-106.

31 Шохин В.К. Деизм // Православная Энциклопедия. Том XIV. М., 2012. C. 311-315.

32Яковлев В.В. Христианская философия чуда: Идеи Джона Толланда и Дэвида Юма. Томск: Издательство Томского Государственного Университета, 2020.

которой производится анализ представлений Джозефа Валигора о деизме33. Значительный вклад в изучение феномена деизма представляют научные публикации Т.Б. Сорокиной, написавшей несколько статей о Герберте из Чербери. В статье «Дискуссии в гносеологии XVII века: Локк против Герберта» (2021) автор исследует противоречия между Э. Гербертом и Д. Локком в их гносеологических подходах34. В том же году вышла статья «Истины Герберта Чербери», в которой анализируется учение об общих понятиях Герберта35. Изучение данной темы было продолжено в статье «Свободомыслие XVII века: философия Эдварда Герберта» (2022)36.

Предметом исследования является историография и история феномена деизма.

Объект исследования - история деизма, предшествовавшая публикации трактата «Христианство, древнее как само Творение» Мэтью Тиндла (1730), начиная с которого можно говорить о классическом деизме.

Целью исследования является идентификация и типологизация феномена деизма в Британии XVII века, а также составление религиоведческой оценки феномена деизма, которое проводится с использованием современной литературы и первоисточников по раннему британскому деизму. Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи.

1. Систематизировать и оценить эксплицитные и имплицитные идентификации понятия деизм в более чем трехвековой историографии.

33 Яковлев В.В. К необходимости переоценки британского деизма XVII-XVIII вв.: положения Джозефа Валигора // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 72. С. 43-56.

34 Сорокина Т.Б. Дискуссии в гносеологии XVII века: Локк против Герберта // Проблемы современного образования. 2021. №6. С. 9-15.

35 Сорокина Т.Б. Истины Герберта Чербери // Политическая жизнь западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время / Ред. А.Р. Панов. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2021. №15. С. 71-76.

36 Сорокина Т.Б. Свободомыслие XVII века: философия Эдварда Герберта // Dialog so Vremenem. 2022. №79. С. 4756.

2. Уточнить критерии типологии деизма, которые позволили бы отнести к нему конкретных мыслителей и дистанцировать от него тех, которых нередко относят к нему без достаточных оснований.

3. Составить периодизацию истории данного религиозного направления начиная с протодеизма эпохи Ренессанса.

4. Выявить основные элементы деистического учения в философии Герберта из Чербери, Чарльза Блаунта, Джона Толанда, Джона Антони Коллинза и Энтони Эшли-Купера, третьего графа Шафтсбери.

5. Раскрыть причины успешного распространения деизма как в Британии, так и в других европейских странах в эпоху раннего Просвещения.

6. Оценить степень убедительности критики деистических идей в британской апологетической литературе эпохи раннего Просвещения.

7. Показать несостоятельность столетиями укоренившихся стереотипов вокруг деизма, прежде всего его сведение к представлению «Бог - механик», который является лишь творцом, но не промыслителем мира.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно является первой отечественной работой, автор которой, основываясь на концептуальной дескрипции феномена деизма, системно проанализировал религиозную философию ранних британских деистов. В диссертации проанализированы основные интерпретации феномена деизма и составлена периодизация истории деизма. В работе представлен комплексный и компаративный анализ письменного наследия таких «столпов деизма», как Герберт из Чербери, Джона Толанд и Антони Коллинза, выявлены деистические черты в творчестве Энтони Эшли-Купера (Шафтсбери), в отечественную традицию исследований деизма введены труды таких малоизвестных мыслителей, как Чарльз Блаунт. Кроме того, концепция деизма в современной историографии исследуется фрагментарно, что позволяет говорить о дополнительной новационности работы. В диссертационном исследовании А.А. Полякова устраняются очень привычные стереотипы

идентификации деизма как теологии креационизма без провиденциализма и антиэкклезиологизма и демонстрируется широкий спектр позиций в рамках раннего британского «религиозного свободомыслия» по отношению к Библии и церковной традиции.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается прежде всего в том, что в работе предложена авторская идентификация самого понятия «деизм» и аргументированно обоснованная периодизация крупнейшего религиозно-философского движения Нового времени и раннего Просвещения, продемонстрирована его плюральность, а результаты исследования могут быть применены в разработке религиоведческих и историко-философских курсов, образовательных программ по философии, религиоведению и теологии, при реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей.

Методы исследования.

Методологическая основа диссертационного исследования определяется целью, задачами и предметом исследования.

В качестве основного метода анализа религиозно-философского учения деизма использовались общие стратегии историко-философского подхода, которые включали: источниковедческий анализ и философскую компаративистику, использование которой было обусловлено необходимостью выявлений различий между ранними представителями английского деизма, а также мыслителями, которых можно причислить к протодеистам.

Источниковая база исследования. Источниками данного исследования делятся на первичные и историографические. К первым относятся произведения протодеистов, ранних деистов и их оппонентов, прежде всего латинские труды Герберта из Чербери «Об Истине» (1624) и «О религии язычников» (1645), английские Чарльза Блаунта «Великая Диана Эфесская» (1680), Джона Толанда «Христианство без тайн» (1696), Джона Коллинза «Рассуждения о

свободомыслии» (1713), Энтони Шафтсбери «Характеристики людей, нравов, мнений, времен» (1737), Ко вторым относятся исследования, как самые ранние, как Сэмюеля Кларка «Рассуждение касательно неизменных обязательств естественной религии и истины и достоверности христианских откровений» (1705) до современных, среди которых можно выделить монографии Диего Люччи «Деизм, свободомыслие и терпимость в Англии эпохи просвещения» (2008) и «Писание и деизм: Библейская критика британских деистов XVIII века» (2008), а также Джонатана Исраэля «Спор о Просвещении: философия, современность и эмансипация человека» (2009).

Положения, выносимые на защиту

1. В литературе XVI-XVIII вв. содержание термина деизм оставалось неопределённым, вследствие чего размывалось представление о данном религиозно-философской направлении, и деизм часто смешивался с другими философско-религиозными направлениями, например, с социнианством, кембриджским платонизмом и философией Джона Локка.

2. Историю изучения деизма можно разделить на следующие периоды: I. полемический, в котором исследователи проводили границы между деизмом, атеизмом и скептицизмом, происходило отделение учения от таких направлений как атеизм и скептицизм; II. критическо-исследовательский, период, в котором происходило определение сущностных характеристик учения деизма; III. и историко-компаративистский период, в котором делаются попытки определить феномен деизма в религиозно-историческом контексте и определяются его представители.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Поляков Андрей Андреевич, 2024 год

Литература до ХХ века

44. Орбинский Р.В. Английские деисты XVII и XVIII столетий. Одесса, 1868.

45. Baxter R. The Practical Works. Vol. XXI. London, 1830.

46. Bentley R. The Folly of Atheism and (what is now called) Deism; Even with Respect to the Present Life. London, 1692.

47. Burton R. The Anatomy of Melancholy, what it Is, with All the Kinds, Causes, Symptoms, Prognostics, and several cures of it. N. Y., 1847.

48. Chambers E. Cyclopœdia: or, An Universal Dictionary of Arts and Sciences. Vol. 1. London, 1728.

49. Chaudon L.M. Dictionnaire antiphilosophique. Avignon, 1767.

50. Clarke S.A. Discourse concerning the Unchangeable Obligations of Natural Religion, and the Truth and Certainty. London, 1706.

51. Dictionnaire historique et critique de Pierre Bayle, septième édition, de Bâle. Paris: Desoer. London, 1820.

52. Halyburton T. Natural Religion Insufficient: and Revealed Necessary to Man's Happiness in his present State. Edinburgh and Leith. Edinburgh, 1798.

53. Hartley D. Observations on Man, his Frame, his Duty, and his Expectations. London, 1749.

54. Index Librorum Prohibitorum. Sanctissimi domini nostril. Leonis XIII pont. Max. Jussu Editus. Editio IV. Turini, 1892.

55. Index Librorum Prohibitorum. 1948. URL: https://web.archive.org/web/20150901092447/http://www.cvm.qc.ca/gconti/905/ BABEL/Index%20Librorum%20Prohibitorum- 1948.htm (дата обращения 25.10.2023).

56. Lee L.S. The Autobiography of Edward, Lord Herbert of Cherbury. J.C. Nimmo, 1886.

57. Leland J.A view of the principal deistical writers that have appeared in England in the last and present century; with observations upon them, and some account of the

answers that have been published against them. In several letters to a friend. London, 1755.

58. Sorley W.R. The Philosophy of Herbert of Cherbury // Mind New Series. 1894. Vol. 3. No. 12. P. 491-508.

59. Stephen L. Blount, Charles (1654-1693) // Dictionary of National Biography, 1885-1900. Vol. 05. London: Macmillan and Co, 1886.

60. Stephen L. Chubb, Thomas / Dictionary of National Biography, 1885-1900. Volume 10, 1885.

61. The Dictionary of Historical and Critical of Mr Peter Bayle. Volume 5. London, 1738.

62. Walch J.G. Philosophisches Lexicon. Leipzig, 1726.

63. Wesley A.M. Works of the Reverend John Wesley, A. M. Vol. II. N.Y., 1835.

64. Wollf. Chr. Theologia Naturalis: Methodo Scientifica Pertractata. Frankfurt/Leipzig, 1737.

Литература XX-XXI века

65. Матешук А.В. Английский деизм (середина XYII - середина XYIII вв.). Диссертация на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1988.

66. Мееровский Б.В. Джон Толанд. М.: Мысль, 1979.

67. Нарский И.С. Польские мыслители эпохи Возрождения. М.: Издательство Академии наук СССР, 1960.

68. Переславцев М.И. Место и роль деизма в процессе европейской секуляризации в интерпретации Чарльза Тейлора // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2017. №3. С. 9-15.

69. Поляков А.А. "Отец деизма": проблемы исследования философии Герберта из Чербери // Культура и искусство. 2021. №5. С. 12-24.

70. Поляков А.А. Деизм и Герберт из Чербери в современной историографии // Христианское чтение. 2020. №5. С. 110-123.

71. Поляков А.А. Деизм и религиозная толерантность: плюральная модель интерпретаций // Философия религии: аналитические исследования. 2019. Т. 3. № 2. С. 146-159.

72. Поляков А.А. Деисты и деизм в зеркале европейской религии и культуры XVI-XVIII вв. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 85. С. 122-133.

73. Поляков А.А. Томас Чабб и три основы его деистической философии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 101. С. 45-56.

74. Поляков А.А. Философия религии Чарльза Блаунта // Труды кафедры богословия. 2023. №3. С. 150-162.

75. Роговин С.М. Деизм и Давид Юм. Анализ «Диалогов о естественной религии. М.: Заратустра, 1908.

76. Сорокина Т.Б. Дискуссии в гносеологии XVII века: Локк против Герберта // Проблемы современного образования. 2021. №6. С. 9-15.

77. Сорокина Т.Б. Истины Герберта Чербери // Политическая жизнь западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время / Ред. А.Р. Панов. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2021. №15. С. 71-76.

78. Сорокина Т.Б. Свободомыслие XVII века: философия Эдварда Герберта // Dialog so Vremenem. 2022. № 79. С. 47-56.

79. Степанянц А.Р. Автономия природы человека в деизме // Научная Мысль Кавказа: Научный и общественно-теоретический журнал. 2010. №3. С. 68-73.

80. Шохин В.К. Деизм // Православная Энциклопедия. Том XIV. М. 2012. C. 311315.

81. Шохин В.К. Основные категории межрелигиозного диалога: от мнимой самоочевидности к проблематизации // Христианское чтение. 2018. №3. C.183-191.

82. Шохин В.К. Философия религии и её исторические формы (Античность — конец XVIII в.). М.: Альфа-М, 2010.

83. Яковлев В.В. К необходимости переоценки британского деизма XVII-XVIII вв.: положения Джозефа Валигора // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 72. С. 43-56.

84. Яковлев В.В. Христианская философия чуда: Идеи Джона Толланда и Дэвида Юма. Томск: Издательство Томского Государственного Университета, 2020.

85. Barnett S.J. The Enlightenment and religion. The myths of modernity. Manchester: Manchester University Press, 2003.

86. Beacon for Freedom of Expression. URL: http://www.beaconforfreedom.org (дата обращения 12.02.2021)

87. Bedford R.D. The defence of truth: Herbert of Cherury and the seventeenth century. Manchester: Manchester Univeristy Press, 1979.

88. Berends B. Worldviews, Deism, Pantheism and Theism // Vox reformata. 1997. No. 62.

89. Birch J.C.P. Jesus in an Age of Enlightenment: Radical Gospels from Thomas Hobbes to Thomas Jefferson. London: Palgrave Macmillan, 2019.

90. Carmel E. Hobbes and Early English Deism // Hobbes on Politics and Religion. Ed. by L. Apeldoorn, R. Douglas. Oxford: Oxford University Press, 2018.

91. Cassirer E. Die philosophie der aufklarung. Tübingen: Mohr Siebeck Verlag, 1932.

92. Champion J. Republican learning: John Toland and the crisis of Christian culture, 1696-1722. Manchester: Manchester University Press, 2003.

93. Champion J.A.I. The pillars of priestcraft shaken: The Church of England and its enemies, 1660-1730. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.

94. Edwards C. The Law of Nature in the Thought of Hugo Grotius // The Journal of Politics, 1970. Vol. 32. No. 4. P. 784-807.

95. Feiereis K. Die Umprägung der natürlichen Theologie in Religionsphilosophie. Leipzig: St. Benno-Verlag, 1965.

96. Force J.E. Samuel Clarke's Four Categories of Deism, Isaac Newton, and the Bible // Scepticism in the History of Philosophy: A Pan-American Dialogue. Boston, 1996.

97. Gay P. Deism: an anthology. N.Y.: D. Van Nostrand Reinhold Company Inc, 1968.

98. Gestrich Chr. Deismus // Theologoische Realenzyklopädie. Bd. 8 Berlin, New York: De Gruyter, 1981. S. 392-406.

99. Glauser R. Shaftesbury: enthousiasme et experience religieuse // Revue de Théologie et de Philosophie. 2002. Band 52. P. 217-234.

100. Grean S. Shaftesbury's philosophy of religion and ethics: a study in enthusiasm. Ohio: Ohio University Press, 1967.

101. Griffin J. Studies in the Literary Life of Edward. Lord Herbert of Cherbury. Oxford, 1993.

102. Grzelinski A. Locke's Reading of Herbert's De Veritate and His Critique of Common Notions // Kultura i Edukacja. 2016. No. 2. P. 194-207.

103. Harrison P. 'Religion' and the religions in the English Enlightenment. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

104. Hazard P. La Pensee Europeenne au XVIIIeme Siecle: De Montesquieu a Lessing. Paris: Boivin et cie, 1946.

105. HefelbowerS.G. The relation of John Locke to English deism. Chicago: The University of Chicago Press, 1918.

106. Herrick J.A. The radical rhetoric of the English Deists. The discourse of skepticism, 1680-1750. Columbia, S. C.: University of South Carolina Press, 1997.

107. Hill E.D. Edward, Lord Herbert of Cherbury. Boston: Twayne Publishers, 1987.

108. Hillerbrand H.J. The Decline and Fall of the True Christian Church: The English Deist View // Zeitschrift fur Religions und Geistesgeschihte. 2008. Vol. 60. No. 2. P. 97-110.

109. Hudson W. The English deists studies in early Enlightenment. London: Pickering&Chatto, 2009.

110. Hunter M. Atheism from the Reformation to the Enlightenment. London: Clarendon Press, 1992.

111. Hutton D. British Philosophy in the Seventeenth Century. London: Oxford University Press, 2015.

112. Israel J.I. Enlightenment Contested: Philosophy, Modernity, and the Emancipation of Man 1670-1752. London: Oxford University Press, 2006.

113. Israel J.I. Radical Enlightenment: Philosophy and the Making of Modernity 1650-1750. London: Oxford University Press, 2001.

114. Jaffro L. Toland and the Moral Teaching of the Gospel // Philosophy and Religion in Enlightenment Britain. Oxford: Oxford University Press, 2012. P. 7789.

115. Lalor S. Matthew Tindal, Freethinker: An Eighteenth-Century Assault on Religion, London: Continuum, 2006.

116. Lucci D. Ante-Nicene authority and the Trinity in seventeenth-century England // Intellectual History Review. 2017. Vol. 28. No. 1. P. 101-124.

117. Lucci D. Deism, freethinking and toleration in Enlightenment England // History of European ideas. 2017. Vol. 43. No. 4. P. 1-14.

118. Lucci D. From Unitarianism to Deism: Matthew Tindal, John Toland, and the Trinitarian Controversy // Etudes Episteme, 35, 2019. URL: https://journals.openedition.org/episteme/4223 (дата обращения 25.10.2023).

119. Lucci D. Judaism and the Jews in the British Deists' Attacks on Revealed Religion // Hebraic Political Studies. 2008. Vol 3. No. 2. P. 177-214.

120. Lucci D. Scripture and Deism: The Biblical Criticism of the Eighteenth-Century British Deists. Peter Lang AG, 2008.

121. Lucci D. Wigelsworth J. R. "God does not act arbitrarily, or interpose unnecessarily:" providential deism and the denial of miracles in Wollaston, Tindal, Chubb, and Morgan // Intellectual History Review. 2015 Vol. 25. No. 2. P. 167189.

122. Malcolm N. Thomas Hobbes. The Correspondence. Vol II. Oxford: Clarendon Press, 1994.

123. Montmorency J.E.G. Thomas Hobbes // Journal of the Society of Comparative Legislation. 1907. Vol. 8. No. 1.

124. Müller P. Dwell with honesty & beauty & order": The Paradox of Theodicy in Shaftesbury's Thought // Aufklärung. 2010. Vol. 22. P. 201-231.

125. Mulsow M. Antiquarianism and Idolatry: The Historia of Religions in the Seventeenth Century // Historia: Empiricism and Erudition in Early Modern Europe / Ed. by G. Pomata, N.G. Sirasi. Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 2005.

126. Nellen H. Minimal Religion, Deism and Socinianism: On Grotius's Motives for Writing De Veritate // Grotiana. 2012. Vol. 33. P. 25-57.

127. O'Higgins J. Anthony Collins The Man and His Works. London: Springer, 1975.

128. Orr J. English deism: its roots and its fruits. Grand Rapids, MI: Eardmans, 1934.

129. Palin D. Should Herbert of Cherbury be regarded as a 'deist'? // The Journal of Theological Studies. 2000. Vol. 51. No. 1. P. 113-149.

130. PattisonM. More, Sir Thomas / Encyclopaedia Britannica. Vol. XVIII. N.Y.: Ecyclopaedia Britannica Inc, 1911.

131. Pegis A. St. Thomas and the Greeks. Milwaukee: Marquette Univ Press, 1939.

132. Popkin R.H. Polytheism, Deism, and Newton // Essays on the Context, Nature, and Influence of Isaac Newton's Theology / Ed. by J.E. Force, R.H. Popkin. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1990. P. 27-42.

133. Popkin R.H. The History of Scepticism from Erasmus to Descartes. Assen: Van Gorcum, 1960.

134. Roberts G.C.B. Historical argument in the writings of the English deists. Oxford, 2014.

135. Roper W. The life of Sir Thomas More. London: Burns & Oates, 1905.

136. Rose P.L. Bodin and the great God of nature: the moral and religious universe of a Judaiser. Geneva: Droz, 1980.

137. Rossi M.M. La vita, le opere, i tempi di Edoardo Herbert di Chirbury. Vol. III. Firenze: G.C. Sansoni, 1947.

138. Schneewind J.B. The invention of autonomy: A history of modern moral philosophy. London: Cambridge University Press, 1998.

139. Serjeantson R. W. Herbert of Cherbury before Deism: The early reception of the 'De veritate' // The Seventeenth century. 2001. Vol. 16. No. 2. P. 217-238.

140. Shaftesbury Anthony, Ashley Cooper, 3rd Earl of / Encyclopedia Britannica. Vol. 24. 1911.

141. Shaw J. Miracles in Enlightenment England. New Haven, Conn.: Yale University Press, 2006.

142. Shokhin V. Copernican Upheaval in Philosophy of Religion or Updating of the Old Heritage? John Hick and Classical Deism // Philo-sophia 2018. Vol. 18. No. 42. P. 93-106.

143. Shokhin V. The Pioneering Appearances of Philosophy of Religion in Europe: François Para du Phanjas on the Nature of Religion // Open Theology, 2015. Vol i/1/ P. 97-106.

144. Skinner Q. The Foundations of Modern Political Thought in 2 volumes. Cambridge: Cambridge University Press, 1979. Vol. 2.

145. StephenL. History of English thought in the eighteenth century. Vol. 2. N.Y.: Peter Smith, 1949.

146. Sullivan R.E. John Toland and the Deist Controversy: A Study in Adaptations, Cambridge MA, Harvard University Press, 1982.

147. Tadie A. Lord Herbert of Cherbury's idea ofultimate reality and meaning'and a note on the popularization of Deism // Ultimate Reality and Meaning. 1995. Vol. 18. No. 4. P. 264-274.

148. Taylor Ch. Sources of the Self. Cambridge: Cambridge University Press, 1989.

149. Toland, John / Encyclopedia Britannica. Vol. 26. 1911.

150. Villey P. L'influence de Montaigne sur Charles Blount et sur les deists anglais // Revue du seizième siècle. T. 1. Paris, 1913.

151. Waligore J. Christian deism in eighteenth century England // International Journal of Philosophy and Theology. 2014. Vol. 75. No. 3. P. 205-222.

152. Walsham A. Providence in Early Modern England. London: Oxford University Press, 2001.

153. Webb C.C.J. Studies in the History of Natural Theology. Oxford: Oxford University Press, 1915.

154. Wigelsworth J.R. 'Their grosser degrees of infidelity': deists, politics, natural philosophy, and the power of God in Eighteenth century England, 2005.

155. Wigelsworth J.R. Atheism and Deism Revalued Heterodox Religious Identities in Britain, 1650-1800 // 'God always acts suitable to his character, as a wise and good being': Thomas Chubb and Thomas Morgan on Miracles and Providence / Ed. by W. Hudson, D. Lucci, J.R. Wigelsworth. Farnham: Ashgate Publishing, 2014. P. 157-172.

156. Wigelsworth J.R. Deism in Enlightenment England Theology, politics, and Newtonian public science. Manchester: Machester University Press, 2009.

157. Willey B. Seventeenth century background; studies in the thought of the age in relation to poetry and religion. N.Y.: Columbia University Press, 1934.

158. Yates F. The Hermetic Tradition in Renaissance Science // Art, Science, and History in the Renaissance / Ed. by C.S. Singleton. Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1967.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.