Психолого-акмеологические особенности развития креативного мышления в раннем юношеском возрасте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат психологических наук Баранова, Любовь Васильевна
- Специальность ВАК РФ19.00.13
- Количество страниц 152
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Баранова, Любовь Васильевна
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития креативности
1.1. Понятие креативности в философии и психологии
1.2. Этапность формирования креативного мышления
1.3. Психологические особенности развития креативного мышления в 56 раннем юношеском возрасте как интуитивно-рациональной структуры
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития креативного мышления в раннем юношеском возрасте 2.1. Организация, задачи и методы исследования. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента
2.2. Программа, организация формирующего эксперимента. Статистический анализ результатов формирующего эксперимента
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Развитие творческого мышления курсантов в процессе обучения в юридическом вузе МВД2002 год, кандидат психологических наук Степанов, Николай Вениаминович
Креативность и эмоциональный интеллект в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека2015 год, кандидат наук Павлова, Елизавета Михайловна
Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии1996 год, доктор психологических наук Вишнякова, Наталия Федоровна
Исследование особенностей мотивационно-смысловой сферы детей с различным уровнем креативности1998 год, кандидат психологических наук Семилеткина, Марина Сергеевна
Функциональная организация коры головного мозга при дивергентном и конвергентном мышлении: Роль фактора пола и личностных характеристик2003 год, доктор биологических наук Разумникова, Ольга Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психолого-акмеологические особенности развития креативного мышления в раннем юношеском возрасте»
Актуальность психолого-акмеологических исследований креативного мышления в современном российском обществе обусловлена рядом предпосылок. Модернизация современной системы российского образования направлена на развитие творческого мышления, необходимого для решения общечеловеческих проблем (А.Г. Асмолов, Дж.Гилфорд, E.JT. Григоренко, Т.В., Корнилова, Дж. Миллер, А.В. Петровский, Я.А. Пономарев, О.В. Степаносова Р. Стернберг, Б.М. Теплов, O.K. Тихомиров, Е. Торренс, К.А. Торшина, М.А. Холодная, М.Г. Ярошевский и др.).
Социальным заказом для системы общего и профессионального образования является решение задачи целенаправленного формирования творческих способностей студентов в учебном процессе (Д.Б. Богоявленская, Э. де Боно, JT.JT. Гурова, А.И. Доровской, В.Н. Дружинин, В.К. Зарецкий, В.И. Игошин, И.Я.Каплунович, JT.A. Ненашева, В.Н. Максимова, Н.Е. Максимова, Э.А. Мирошхина, И.К. Орлов, Н.Н. Поддьяков, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Э.Д. Телегина, И.В. Тихомирова, Е.В. Филиппова, B.C. Юркевич и др.).
Большое значение имеет развитие в учебном процессе креативной личности и креативного мышления (Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская). Особенно актуальным можно считать изучение психологических особенностей развития креативного мышления в разные возрастные периоды, включая юношеский возраст.
Состояние и степень разработанности проблемы. Базовыми для разработки проблемы структуры креативного мышления являются научные труды Д.Б. Богоявленской, JI.C. Выготского, М. Вертгеймера, Дж. Гилфорда, Л.Л. Гуровой, В.Н. Дружинина, О.М. Дьяченко, В.К. Зарецкого, A.M. Иваницкого, В. Келера, И.П. Павлова, Я.А. Пономарева, Н.Е. Свидерской, С.Ю. Степанова, И.Н. Семенова, И.М. Сеченова, Э.Д. Телегиной, O.K. Тихомирова, Е.П. Торренса, А.А. Ухтомского, Е.Н. Хазратовой, М.А. Холодной, К.Г. Юнга, B.C. Юркевич и других. Ученые обращают внимание на психологическую сущность мыслительных процессов, связанную с инсаГпом (А.В. Брушлинский).
В психологических трудах изучается вербальная и невербальная сторона мыслительной деятельности, логичность и образность, доказательность и интуитивность, комплексность и операциональность мышления. Особый интерес представляют работы, посвященные креативному мышлению личности, включая такие феномены, как инсайт, эвристика, выявление новых связей, инновационные подходы и нестандартные способы решения мыслительных задач.
Разнообразие и противоречивость научных концепций, посвященных креативному мышлению в современной науке, свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы креативности в целом. Пока еще не полностью решенными остаются противоречия между:
- исследованиями в области креативного мышления и недостаточной структурной разработанностью этого психологического конструкта;
- степенью изученности креативного мышления как психологического феномена и слабой изученностью специфических особенностей этого феномена в раннем юношеском возрасте;
- знаниями о структуре креативного мышления в раннем юношеском возрасте и недостаточно известными способами развития этого вида мыслительной деятельности.
Нерешенность данной проблематики приводит к тому, что многие учащиеся не владеют приемами интуитивного образного познания, не умеют логически рассуждать в проблемной ситуации, не усматривают противоречий в теоретических положениях различных авторов и не обучены экспериментально осуществлять проверку собственных гипотез, что в целом препятствует становлению креативного мышления в юношеском возрасте. Этим обусловлена актуальность исследования психолого-акмеологических особенностей развития креативного мышления в раннем юношеском возрасте. Объект исследования: креативное мышление в юношеском возрасте.
Предмет исследования: психолого-акмеологические особенности развития креативного мышления в раннем юношеском возрасте. Целью данного исследования является разработка структурно-уровневой модели креативного мышления и ее апробация в ходе психологического тренинга для учащихся в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: развитие креативного мышления на этапе раннего юношеского возраста возможно если:
• оказывать активизирующее воздействие на структурные компоненты креативного мышления - интуитивные (впечатление, воображение, интуиция, инсайт) и рациональные (операциональный, предметный, рефлексивный, личностный);
• формировать интуитивные компоненты креативного мышления через поиск доказательно-опровергающей аргументации, перевод умозрительных построений в наглядную логическую схему, выявление противоречий, обращение к личному опыту, обобщение эмпирических данных;
• формировать рациональные компоненты креативного мышления через анализ наглядных ситуаций и выявлений причин противоречий, выбор логически существенной информации, поиск аналогий pi различий исследуемых объектов, формулировку выводов и логических заключений, графическую репрезентацию проблемы и способа решения, составление тезисов решения проблемы и умозаключения.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать теоретико-методологические основы научных подходов к структуре креативного мышления в раннем юношеском возрасте.
2. Охарактеризовать психологические особенности креативного мышления в раннем юношеском возрасте.
3. Разработать структурно-уровневую модель развития креативного мышления в раннем юношеском возрасте.
4. Изучить динамику развития креативного мышления в раннем юношеском возрасте под влиянием развивающих упражнений в ходе практических занятий.
Теоретико-методологические основы работы составили:
- классическая эпистемологическая теория познания (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк, Д. Беркли, Г. Гольбах, Д. Юм, Г. Гегель, И. Кант и др.);
- теории познания, раскрывающие содержание и структуру познавательного процесса (А. Бергсон, Н.О. Лосский, М. Мамардашвили, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин);
- теория высших психических функций Л.С. Выготского, изучение высших психических функций в школе Б.Г. Ананьева, а также теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;
- положения психометрического подхода, направленного на разработку и конструирование факторных многомерных моделей интеллекта пространственных одноуровневых (Дж. Гилфорд, Л. Терстоун, В. Д. Шадриков), одномерных (Г.Айзенк, Р. Стернберг, X. Гарднер, М.А. Холодная) и иерархических многоуровневых моделей (Д. Векслер, Ф. Верной, Ч. Спирмен, Р. Кэттелл и др.);
- положение Я.А. Пономарева об элементарных и высших формах мышления, которым соответствуют первичные (чувственные) и вторичные (знаковые) психические модели;
- структурно-уровневая модель организации интеллекта (В.К. Зарецкий, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов);
- положение Дж.Гилфорда о креативности как самостоятельном психическом явлении, обладающем специфическими свойствами, процессами и состояниями, а также собственной структурой и функциональными особенностями, главная из которых конвергентное и дивергентное мышление. Методы и методики исследования:
- теоретический анализ состояния изучаемой проблемы в философии, педагогической и психологической теории и практике;
- метод многомерного многоуровневого моделирования структурных компонентов креативного мышления; невербальная образная батарея креативного образного мышления Е. Торренса в адаптации Е. Туник, опросник А.И. Доровского «Сила интуиции», а также 16-факторный опросник Р. Кеттелла. Научная новизна исследования заключается в следующем:
- найдено количественное различие показателей интуитивного креативного мышления у креативных и некреативных испытуемых;
- обнаружено преобладание средних и высоких значений до интуиции у креативных испытуемых в сравнении с некреативными; выявлен рост показателей испытуемых по «оригинальности», «разработанности», «сопротивлению замыканию» и по «общей креативности» в раннем юношеском возрасте под влиянием развивающих воздействий. Теоретическая значимость исследования:
- обоснована необходимость поэтапного формирования креативного мышления как интуитивно-рациональной структуры в раннем юношеском возрасте;
- уточнены и интерпретированы понятия дологического и допонятийного образного мышления как структурные компоненты креативного мышления;
- систематизированы невербальные дологические познавательные явления (впечатление, воображение, интуиция, инсайт) как структурные уровни интуиции в креативном мышлении;
- доказано преобладание средних и высоких показателей интуиции у креативных студентов в раннем юношеском возрасте;
Практическая значимость исследования заключается в том, что 1) на основе этапности развития, отраженной в структурно-уровневой модели обоснована возможность индивидуально-типологического подхода к развитию креативности у детей, подростков и юношества в различные возрастные периоды; 2) разработана программа, учитывающая особенности развития креативности от рождения до юношеского возраста. Развивающая 7 программа может быть использована на семинарских и практических занятиях по курсам «Общая психология», «Культура учебного труда студента», «Современные психотехнологии развития познавательной деятельности». Основные положения, выносимые на защиту:
1. Креативное мышление в раннем юношеском возрасте представляет собой многоуровневый процесс, включающий интуитивные и рациональные познавательные процессы.
2. Психологическими особенностями креативного мышления в раннем юношеском возрасте является его функционирование как единой иррационально-рациональной структуры с преобладанием рациональных компонентов у «интеллектуалов», интуитивных компонентов у «художников», а также равноценной активности интуитивно-рациональных компонентов у креативов.
3. Структурно-уровневая модель креативного мышления в раннем юношеском возрасте, включает дологический (впечатление, воображение, интуиция, инсайт) и логический уровни (операциональный, предметный, рефлексивный, личностный).
4. Креативное мышление в раннем юношеском возрасте в своем развитии проходит стимульно-продуктивный, эвристический и креативный этапы и может развиваться с помощью упражнений эмпирического, аналитико-обобщающего и доказательно-аргументирующего характера.
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось в 1996- 2005 гг. и осуществлялось в два этапа.
Первый этап (1996-2001 гг.) разработка содержания, выбор и обоснование основного вида эксперимента; выбор групп испытуемых для проведения констатирующего эксперимента; обработка статистических данных и анализ полученных результатов.
Второй этап (2001-2005 гг.) — проведение формирующего эксперимента; систематизация, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка выводов; разработка проекта комплексной программы, 8 предлагаемой для внедрения в практику школьного образования, оформление результатов исследования в виде диссертации.
Выборку испытуемых составили студенты института психологии и педагогики, (205 чел.), студенты Академии сервиса, туризма и рекламы: хореографы (17 чел.), студенты дизайнеры (30 чел.) и учащиеся художественной школы от 7 до 14 лет (23 чел.). В констатирующем, а затем формирующем экспериментах участвовали 135 студентов-психологов, обучавшиеся на первом pi втором курсе психологического факультета. Надежность и достоверность полученных результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью основных положений современной концепции творческого мышления, применением комплекса адекватных для исследования диагностических и статистических методов, программы и содержания экспериментальной работы; наличием четких критериев подбора испытуемых; применением современных компьютерных методов математической статистики; апробацией полученных выводов. Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования
- обсуждались на заседаниях кафедр социальной психологии, возрастной и педагогической психологии и общей психологии Тамбовского государственного университета им.Г.Р.Державина.
- докладывались на Международных конференциях: «Эмоциональная культура музыканта: прошлое, настоящее, будущее» (Тамбов, 1999); «Культура и образование на рубеже тысячелетий» (Тамбов, 2 ООО); «Творчество как фактор формирования личности» (Тамбов, 2001), «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций» (Тамбов, 2006).
Основные положения и результаты исследовательской работы сообщались в материалах научно-практической конференции преподавателей и аспирантов ТГУ им.Г.Р.Державина «Державинские чтения» (Тамбов, 1998,
2000, 2001,2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008), в материалах второй 9
Всероссийской Internet-конференции (Тамбов, 2003), в материалах четвертой Всероссийской Internet-конференции «Потенциал личности: комплексная проблема» (Тамбов, 2005, 2006, 2007). В материалах Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций» (Тамбов, 2005), в материалах Седьмой Международной заочной конференции (Тамбов, 2008).
Также реализовывались в ходе формирующего эксперимента на семинарских и практических занятиях по курсам «Общая психология», «Культура учебного труда студента», «Современные психотехнологии».
В заключении содержатся основные выводы по результатам проведенного исследования, подтверждающие положения выдвинутой нами гипотезы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК
Психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе2007 год, кандидат психологических наук Халифаева, Ольга Алексеевна
Формирование креативности подростков и старших школьников средствами арт-терапии2006 год, кандидат психологических наук Хомяков, Дмитрий Сергеевич
Влияние личностных черт на развитие креативности старшеклассников2004 год, кандидат психологических наук Бобров, Алексей Николаевич
Психологические факторы развития креативности личности2005 год, кандидат психологических наук Львова, Инна Владимировна
Особенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов2008 год, кандидат психологических наук Голубова, Вера Михайловна
Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Баранова, Любовь Васильевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного теоретического анализа научных источников, содержащих теории и экспериментальные данные об изучении креативного мышления, актуальной является проблема изучения особенностей его формирования на различных возрастных этапах. С этой целью нами были решены такие задачи:
1 .Проанализированы теоретические подходы к исследованию: акмеологического, изучающего закономерности достижения вершин целостного развития человека на каждом из возрастных этапов и системного, в котором психика изучается как дифференцированное целое в среде явлений материального мира, выполнен анализ теоретико-экспериментальных исследований креативного мышления, обоснована и предложена модель его уровневой структуры.
Анализу теоретических подходов в исследованиях креативного мышления посвящен первый параграф диссертации. Были четко определены границы исторической ретроспективы и отобраны для анализа эпистемологические теории эмпирической и немецкой классической философии. Материалистические взгляды философов XIX века на проблемы познания, а также преодоление психофизического параллелизма обусловили переход ученых к разработке неклассических теорий познания. Накопление знаний о формировании, функционировании и условиях развития высших психических функций позволило установить общие закономерности познавательной деятельности человека. Одной из таких закономерностей, неоднократно рассматривавшихся в рамках философии, педагогики, психологии и даже кибернетики, является сочетание рациональных и иррациональных способов познания. Наиболее очевидным такое единство выступает в творческом мышлении или в «процессе Уоллеса». 2. Во втором параграфе диссертации обоснованы следующие психологические особенности креативного мышления:
- этапиость его формирования - интуитивный, рациональный, креативный;
109
- функционирование креативного мышления как единой интуитивно-рациональной структуры; различия в продуктах деятельности вследствие преобладания рациональных компонентов у интеллектуалов, интуитивных у художников, и равноценной активности интуитивно-рациональных компонентов у креативных личностей.
В свою очередь проблемы одаренности, творческого мышления также потребовали рассмотрения их с позиций основных закономерностей возникновения и функционирования психики. Нами были рассмотрены, аргументированы и обоснованы с позиций аналогии с другими высшими психическими функциями положения об этапности формирования творческого мышления. Такими этапами мы определили интуитивный этап, трактуемый как иррациональный, по причине его формирования на дооперациональной стадии и стадии конкретных операций в дошкольном детстве. Стадия формальных операций означает переход от интуитивно осуществляемой познавательной деятельности к рациональному, абстрактно-логическому мышлению и определена нами как эвристичный этап. Данное мышление присуще художественной деятельности, для осуществления которой более важны высоко развитые впечатлительность, воображение и интуитивные решения.
3. В третьем параграфе нами выполнено теоретическое обоснование и представлена структурно-уровневая модель креативного мышления в юношеском возрасте, которая включает дологические уровни (впечатление, воображение, интуиция, инсайт) и логические (операциональный, предметный, рефлексивный, личностный).
Объединение двух видов познавательной деятельности интуитивной и рациональной, по нашему мнению, является предпосылкой формирования креативного мышления в условиях соответствующей развивающей деятельности. Данное положение мы проверяли в эксперименте с применением методов «Сила интуиции», «Тест Торренса» и 16-факторный опросник Р.Кеттелла.
Экспериментальная глава диссертации посвящена организации и проведению эксперимента с последующим статистическим анализом полученных результатов. Само исследование проводилось в течение 9 лет с применением валидных методик и привлечением большого числа испытуемых. После предварительных срезов по измерению креативности удалось получить устойчивые результаты, свидетельствующие о различиях между креативными и некреативными испытуемыми. Наиболее очевидными эти различия получены при обработке данных методом Облимин, который выявил следующее. У некреативных испытуемых получена двухкомпонентная структура креативности и представлена двумерным графиком. У креативных испытуемых получена трехкомпонентная структура, которая представлена трехмерным графиком. Данное различие наблюдается для всех креативных и некреативных испытуемых.
Для проведения формирующего эксперимента и развивающих упражнений были выбраны две группы студентов психологов контрольная и экспериментальная. Проверка по Т-критерию на достоверность различий полученных результатов на этапе констатирующего эксперимента не обнаружила значимых различий по интуции и креативности между экспериментальной и контрольной группой.
С целью наблюдения динамики изучаемых процессов был проведен краткосрочный (1,5) года развивающий цикл упражнений на испытуемых экспериментальной группы в ходе практических занятий. После проведения развивающего цикла в экспериментальной группе вновь были измерены показатели по интуиции и креативности в контрольной и экспериментальной группах.
Сравнительный анализ среднестатистических данных контрольного и формирующего экспериментов, показывает рост отдельных параметров по беглости» и «общей креативности» в целом по экспериментальной группе, а
111 также снижение отдельных параметров и общей креативности в целом по контрольной группе. Полученные в ходе формирующего эксперимента данные подвергались дисперсионному анализу ANOVA и факторному анализу с помощью метода Варимакс, а также линейному корреляционному анализу.
Различия между экспериментальной и контрольной группами проверялись методом вращения Облимин, выявляющим статистические и графические различия статистических данных.
Установлено, что у испытуемых экспериментальной группы понижалась «беглость», а повышались показатели «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и суммарный показатель «общая креативность». Проверка значимости различий этого среза дисперсионным анализом показала, что достоверными являются различия по снижению «беглости» и по росту «оригинальности».
Установлено, что в контрольной группе без развивающих упражнений происходило снижение результатов по всем переменным. Проверка значимости результатов дисперсионным анализом подтвердила достоверность полученных различий.
Следовательно, развивающие упражнения, направленные на активизацию в ходе учебных занятий таких компонентов как впечатление, воображение, интуиция, инсайт положительно влияют на креативность испытуемых и повышают их творческую продуктивность.
Таким образом подтвердилась наша гипотеза о том, что развивающие упражнения при обучении с опорой на интуитивные уровни мышления повышают отдельные компоненты и общую креативность в целом у креативных испытуемых.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Баранова, Любовь Васильевна, 2009 год
1. Аллахвердян, А.Г., Мошкова, Г.Ю., Юревич, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология науки. Учебное пособие. М., Флинта, 1998. 312 с.
2. Ананьев, Б.Г. Склонности и способности. Л., 1962.
3. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1. Мысль, М., 1969. 576 с.
4. Ануфриева, А.Н., Митюкова, O.K. Игры и занятия для малышей. 4-е изд., Волго-Вятское изд-во, 1964. 288 с.
5. Арлычев, А.Н. Об иррационализме как философии изменчивости / Вопросы философии. 1998. N 6. С. 133.
6. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. В.Н.Самохина. М.: Прогресс, 1974. 390 с.
7. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детсада. М., Просвещение, 1991. 191 с.
8. Асмус, В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. XVII-нач.ХХв. М., 1963.312 с.
9. Баттерсворт, Д., Харрис, М. Принципы психологии развития. /Пер. с англ. М.: "Когито-Центр", 2000. 350 с.
10. Бергсон, А. Введение в метафизику. М.1909. Т.5. С.6.
11. Берн, Эрик. Введение в психологию или психоанализ для непосвященных / Пер.с англ. А.И.Федорова. СПб.: Талисман, 1994. 432 с.
12. Бернштейн, М.С. Психология научного творчества. Вопросы психологии. 1965. № 3. С. 156-164.
13. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. 192 с.
14. Бехтерев, В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии. М., 1961. 233 с.
15. Блинников, А.В. Великие философы. Учебный словарь-справочник. М., Логос, 1998. 432 с.
16. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону. 1983. 172 с.
17. Богоявленская, Д.Б. Об одном из подходов к исследования интеллектуального творчества. Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 69-79.
18. Богоявленская, Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества. Вопросы психологии. 1999. № 2. С.35.
19. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М., Просвещение, 1991. 206 с.
20. Большая медицинская энциклопедия: В 30-ти т. АМН СССР. Гл.ред. Б.В.Петровский. 3-е изд. М.; Советская энциклопедия. Т.23. 1984. 544 с.
21. Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду. М., Просвещение, 1977. 95 с.
22. Боно, Э. Латеральное мышление. СПб, Питер, 1997. 320.
23. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Издательство "Институт практической психологии";Воронеж: НПО "Модэк", 1996. 392 с.
24. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 598 с.
25. Великие мыслители Запада. /Пер. с англ. В.Федорина. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. 800 с.
26. Веретенникова, С.А., Клыкова, А.А. Четыре времени года, М., Просвещение, 1971. 192 с.
27. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / Пер. с англ./ Общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П.Зинченко. М., Прогресс. 1987. 336 с.
28. Вольф, Роберт Р. О философии / Пер. с англ. В.А.Лекторского и Т.А.Алексеевой. АСПЕКТ-ПРЕСС, М., 1996. 415 с.
29. Выготский, Л.С. Психика, сознание, бессознательное. В кн. Психология развития как феномен культуры: /Под ред.М.Г.Ярошевского. М., Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж, 1996. 512 с.
30. Генезис сенсорных способностей. /Под ред. Л.А.Венгера, М., 1978. 240 с.
31. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Т.1. /Пер. с франц. -М., Мир, 1996. 496 с.
32. Григорьева, Г.П. Игра и обучение детей изобразительной деятельности // Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольников. М., 1979.
33. Гульянц, Э.К., Базик, И .Я. Что можно сделать из природного материала.2-е изд. М., Просвещение, 1991. 173 с.
34. Гурова, Л.Л. Мыслительные операции в процессе осознанного решения задач. Вопросы психологии. 1961. № 6. С.93.
35. Гурова, Л.Л. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых ориентиров поиска в интуитивных решениях. Вопросы психологии. 1976. № 3. С.83-95.
36. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. М., Просвещение, 1991. 79 с.
37. Давидчук, А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. М., Просвещение, 1973. 80 с.
38. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей: Загадки, игры со словами, ребусы, сценарии детских праздников. М., Астрель, 2001. 207 с.
39. Давыдов, В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования. Вопросы психологии. 1976. № 4. С.3-15.
40. Данилова, Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М., Аспект Пресс, 1998. 373 с.
41. Данилова, Н.Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1997. 432 с.
42. Детские подвижные игры народов СССР. /Сост.А.В.Кенеман; Под ред. Т.И.Осокиной. М„ Просвещение, 1988. 239.
43. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Е.В.Зворыгина, Н.С.Карпинская, И.М.Кононова / Под ред С.Л.Новоселовой. 4-е изд. М., Просвещение, 1985. 144 с.
44. Доровской, А.И. Дидактические основы основы развития одаренности учащихся. М.: Рос.пед.агенство, 1998. 210 с.
45. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. СПб.: «Питер», 2000. 368с.
46. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М. 1997. 256 с.
47. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996. 197 с.
48. Ермаш, Г.Л. Искусство как мышление. М., 1982. 277 с.
49. Ермолаева-Томина, Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей. Вопросы психологии. 1977. № 4. С.74-84.
50. Залученова, Е.А., Ненашева, JI.A., Зарецкий, В.К., Семушина, Л.Г. Психолого-педагогические вопросы продвижения личности в многоуровневой системе обучения / Проблемы непрерывного образования: обзор информации. НИИВО; вып. 2. М., 1993. 70 с.
51. Зарецкий, В.К., Семенов, И.Н., Степанов, С.Ю. Рефексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач. Вопросы психологии. 1980. № 5. С.112-117.
52. Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М., Просвещение, 1988.- 94 с.
53. Зеленский, В. Аналитическая психология. Словарь (с английскими и немецкими эквивалентами). СПб.: Б.С.К., 1996. 324 с.
54. Зинченко, В.П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека. Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 15-30.
55. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. /Под ред. Н.Ф.Виноградовой. 2-е изд. М., Просвещение, 1988. 93 с.
56. Золотой карнавал сказок /Авт.-сост. В.Цыбульник, М., Аст; Донецк: Сталкер, 2002. 319 с.
57. Иваницкий, A.M. Главная загадка природы: как на основе работы мозга возникают субъективные переживания. Психологический журнал. 1999. № З.Том 20. С. 93-104.
58. Играем вместе с мамой и друзьями / Отв. за вып. Ю.Г.Хацкевич. М., ACT; Минск: Харвест, 2001. 206 с.
59. Изард, К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ.- СПб., Издательство "Питер", 1999. 464 с.
60. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.3. М., 1999. 448 с.
61. Казакова, Р.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. М., Просвещение, 1980. 160 с.
62. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр дошкольникам: театр картинок, театр игрушек, театр петрушек. 3-е изд. М., Просвещение, 1082. 191 с.
63. Ковалев, А.Г. Психология способностей. М., 1972.
64. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., 1981. 92 с.
65. Комарова, Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М., 1970. 152 с.
66. Кон, И.С. Психология ранней юности. М., 1989. 255 с.
67. Кондратенко, В.Г., Донской, Д.И. Общая психотерапия. Минск. 1993. 464 с.
68. Корсакова, Н.К., Микадзе, Ю.В., Балашова, Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Москва. 1997. 124 с.
69. Крайг, Г. Психология развития. СПб., Питер, 2000. 992 с.
70. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., расшир., испр. и доп. -Ростов н/Д: изд-во "Феникс". 1998. 512 с.
71. Кузин, B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе / Пособие для учителей. М., 1972. 270 с.
72. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 128 с.
73. Ланге, Н.Н. Психический мир. Москва-Воронеж, 1996. 368 с.
74. Лекторский, В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) / Вопросы философии. 1999. № 8. С.72-80.
75. Ленерт, Г., Лахман, И. Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста. Изд.2-е. Сокращенный пер. с нем. В.П.Милютина, М., Физкультура и спорт, 1977. 102 с.
76. Леонтьев, А.А. Научите человека фантазии. Вопросы психологии. 1998. № 5. С.82-89.
77. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 186 с.
78. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры / Под ред. Л.В.Руссковой, М., Просвещение, 1986. 78 с.
79. Лосский, Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост.А.П.Поляков. М., Республика, 1985. 400 с.
80. Лубковска, К., Згрыхов, И. Сделаем это сами / Пер. с польского. М., Просвещение, 1083. 159 с.
81. Лупан, С. Поверь в свое дитя /Пер. с франц. Е.И.Дюшен, Н.Л.Суслович, З.Б.Ческис. М.: Эллис Лак, 1993. 255 с.
82. Лустииа, Е.А. Слово и образ в процессе воображения. Дисс. канд. псих.наук. М., 1984. 146 с.
83. Макарова, Е.Г. Преодолеть страх или искусствотерапия. М., 1996. 304 с.
84. Максаков, А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом. 2-е изд. М., Просвещение, 1983. 144 с.
85. Максимова, Н.Е., Александров, И.О., Тихомирова, И.В., Филиппова, Е.В. Типология интуитивно-рационального и формирование структуры индивидуального знания. Психологический журнал. 2001. № 1. Т. 22. С. 4360.
86. Макшанцева, Е.Д. Детские забавы. М., Просвещение, 1991. 61с.
87. Марютина, Т.М., Ермолаев, О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 1996. 240 с.
88. Мейлах, Б.С. На рубеже науки искусства. Л., 1971, 236 с.
89. Мигунов, А.С. Искусство и процесс познания. Москва, МГУ, 1986. 127 с.
90. Микешина, JI.A. Философия познания: диалог и синтез подходов. Вопросы психологии. 2001. № 4. С.70-83.
91. Минскин, Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. 2-е изд., М., Просвещение, 1983. 192 с.
92. Мирошхина, Э.А. Интуитивные компоненты в решении вербальных задач. Вопросы психологии. 1977. № 4. С.85-94.
93. Михайленко, Н.Я., Короткова, И.А. Как играть с ребенком. М., Педагогика, 1990. 156 с.
94. Михайлова, (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж.Гилфорда и М.Салливена: Руководство по использованию. СПб, ГП "ИМАТОН", 1996. 56 с.
95. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. 2-е изд. М., Просвещение, 1990. 93 с.
96. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. Пособие для руководителей кружков. М., Просвещение, 1983. 176 с.
97. Молчанов, В.В. Изучение психологии художественного творчества в США. Вопросы психологии. 1972. № 3. С. 170-175.
98. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому. М.: Издат. дом "Карапуз", 2000. 272 с.
99. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития: Учебник для вузов / В.С.Мухина 10-е изд., перер. и доп. М.: Академия, 2006. 607 с.
100. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. 2-е изд. М., Просвещение, 1987. 256 с.
101. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 3-е изд,. М., Просвещение, 1991. 160 с.
102. Никифорова, O.K. К вопросу о воображении. Вопросы психологии. 1972. № 2. С.67-76.
103. Основы психофизиологии. Учебник / Отв.ред. Ю.И.Александров. М.: ИНФРА-М, 1997. 432 с.
104. Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. М.: Институт практической психологии., 1997. 136 с.
105. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Основы теоретической психологии. Москва. ИНФРА-М, 1998. 528 с.
106. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., Просвещение, 1969. 659 с.
107. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Союз, 1997. 256 с.
108. Пиаже, Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб.: Союз, 1997. 286 с.
109. Пономарев, Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Отв.редактор Я.А.Пономарев, М., Наука, 1990. 180 с.
110. Пономарев, Я.А. Психика и интуиция. М., Политиздат, 1967. 256 с.
111. Пономарев, Я.А. Психология в системе комплексных исследований творчества. — Сб.статей Психология процессов художественного творчества. Ленинград. Наука. 1980. 134 с.
112. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко и Б.Г.Мещерякова. Москва, Педагогика-Пресс, 1998. 440 с.
113. Психология внимания. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова, М.: Че Ро, 2001. 858 с.
114. Психология и педагогика высшей школы. М., 1998. 544 с.
115. Психология развития / Под ред. Т.Д.Марцинсковской. М.: Академия, 2001. 352 с.
116. Путляева, Л.В. О функциях эмоций в мыслительном процессе. Вопросы психологии. 1979. N 1. С.28-37.
117. Пушкин, В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. М., Политиздат, 1967. 272 с.
118. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б.Г.Ананьева, Е.И.Степановой, М.,1972. 245 с.
119. Рейтман, У. Познание и мышление. М.: Мир, 1968. 400 с.
120. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Пер. с нем. М.: Мир, 1994. 320 с.
121. Рибо, Т. Психология чувств. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания. Психология. М.: Российское психологическое общество, 1998. 515 с.
122. Розет, И.М. Психология фантазии. Изд. 2-е. Минск, 1991. 342 с.
123. Ротенберг, B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества. М.: 1990.91 с.
124. Рубинштейн, C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 3-15.
125. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии. СПб. 1998. 720 с.
126. Рубинштейн, C.JI. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления. Вопросы психологии. 1957. № 5. С.59-65.
127. Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. СПб., "Кристалл", 2000. 175 с.
128. Садовский, В.Н., Юдин, Э.Г. Жан Пиаже психолог, логик, философ. Вопросы психологии. 1966. № 4. С. 106-120.
129. Саккулина, Н.П., Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. 2-е изд., М., 1982. 208 с.
130. Свидерская, Н.Е. В поисках нейрофизиологических критериев измененных состояний сознания. Журнал высшей нервной деятельности. 2002. №5. Т. 52. С.517-530.
131. Свидерская, Н.Е., Дащинская, Т.Е., Таратынова, Г.В. Пространственная организация ЭЭГ при активизации творческих процессов. Журнал высшей нервной деятельности им.И.П.Павлова. 2001. № 3. Т. 51. С.393-401.
132. Сенсорное воспитание дошкольника/Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой, М., 1963.
133. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1961. 125 с.
134. Силберг, Д. Занимательные игры с малышами от двух до трех лет /Пер. с англ. Л.Н.Кудряшовой. М., ЭКОПРЕСС. 1997. 279 с.
135. Симонов, П.В. Сознание и мозг. Журнал высшей нервной деятельности. 1993а. Т.43. Вып. 2. С.211-218.
136. Симонов, П.В.Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности.- М.: Изд-во "Инст-т психологии РАН", 1998. 98 с.
137. Смит, Г. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сензитивности / Пер. с англ. СПб, Речь, 2001. 256 с.
138. Современная психология: Справочное руководство.- М.: ИНФРА-МД999. 688 с.
139. Солсо, Р. Когнитивная психология/Пер. с англ. М., Тривола, 1996. 600 с.I
140. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение, 1082. 96 с.
141. Сосновский, Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. Учебно-методическое пособие / Под ред. В.М.Гамезо. М., Просвещение, 1979. 156 с.
142. Стернберг, Р., Григоренко, Е. Инвестиционная теория креативности. / Психологический журнал. N 2. Т. 19. С. 144-158.
143. Судаков, К.В. "Отпечатки действительности" в системных механизмах деятельности головного мозга. Журнал Неврологии и психиатрии имени1
144. С.С.Корсакова. 2000. N 10. С.7-17.
145. Сэндлер, Дж., Дэр, К., Холдер, А. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. Изд. 3-е. / Под ред. В.В.Зеленского. М., Смысл. 1997. 200 с.
146. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду /В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова и др. 2-е изд., М., Просвещение, 1985. 255 с.т
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.