Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10-12 лет: на материале живописи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Батюта, Марина Борисовна

  • Батюта, Марина Борисовна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2007, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 230
Батюта, Марина Борисовна. Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10-12 лет: на материале живописи: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Нижний Новгород. 2007. 230 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Батюта, Марина Борисовна

Введение.

Глава I. Художественное восприятие как предмет психолого-педагогического исследования.

1.1. Философско-эстетический подход к изучению художественного восприятия.

1.2. Психологическая сущность и структура процесса художественного восприятия.

1.3. Типология художественного восприятия.

1.4. Психологические особенности восприятия различных видов искусства.

1.5. Развитие восприятия и понимания произведений живописи детьми.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Восприятия произведений живописи экспертами, учащимися художественной и общеобразовательной школ (констатирующий эксперимент).

2.1 .Проблема исследования.

2.2. Способность к содержательному обобщению художественной формы у учащихся художественной и общеобразовательной школ (первый этап констатирующего эксперимента).

2.3. Структуры эмоционально-оценочного восприятия и особенности стилеразличения у экспертов-педагогов и учащихся, имеющих разный уровень специальной подготовки второй этап констатирующего эксперимента).

2.3.1. Структуры эмоционально-оценочного восприятия у детей

10-12 лет и экспертов на основе сходства произведении.

2.3.2. Структуры эмоционально-оценочного восприятия у детей

10-12 лет и экспертов на основе сходства шкал

Выводы по главе 2.

Глава 3. Поэтапное формирование восприятия и понимания произведений живописи (формирующий эксперимент).

3.1. Проблема, цели и метод исследования.

3.2. Психолого-искусствоведческий анализ произведения живописи как осмысленного и содержательного объекта (первый этап формирующего эксперимента).

3.3. Контрольная часть первого этапа обучающего эксперимента.

3.3.1. Способность к содержательному обобщению художественной формы у учащихся экспериментальной групп

3.3.2. Структуры эмоционально-оценочного восприятия живописи у экспертов и учащихся экспериментальной ^ ^ группы.

3.4. Формирование умения различать художественной стиль произведений живописи.

3.3.1. Пилотажное исследование.

3.3.2. Основной этап исследования.

Выводы по главе 3.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические условия развития восприятия и понимания художественных произведений у детей 10-12 лет: на материале живописи»

Исследование посвящено выявлению психологических условий восприятия и понимания детьми произведений живописи

Актуальность темы исследования. Проблема восприятия произведений искусства является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений (Р.Арнхейм, В.Ф.Асмус, А.А.Бакушинский, J1.C. Выготский, В.А. Гуружапов, А.Я. Дорфман, Э.В. Ильенков, Д.А. Леонтьев, М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов, C.JI. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.). Понимание произведений искусства осуществляется лишь в результате познания структуры и ткани художественного образа. Совокупность господствующих в определенный исторический период художественно-выразительных приемов соединяется в категории - художественный стиль (В.Г. Власов, С.М. Даниэль, JI.C. Зингер, A.M. Кантор, А.Н. Соколов и др.). Восприятие и понимание стиля художественного произведения позволяет лучше понять специфику исторической эпохи, ее мировоззрение, выраженное в художественных образах. Правильное осмысление произведений искусства создает благоприятную основу для овладения духовным богатством прошлого, для развития эстетического вкуса учащихся, для их ориентировки в современном искусстве и для осознания его художественной ценности. Сегодня в условиях утраты и трансформации многих культурно-нравственных ценностей для молодого поколения необходимость и значимость такого развития резко возрастает.

Анализ литературных источников позволяет констатировать, что большая часть публикаций посвящена исследованию восприятия различных жанров художественных произведений, их содержания и структуры. Различным аспектам художественного восприятия детьми произведений изобразительного искусства, музыки и литературы посвящены исследования Л.В.Благонадежиной, Н.Л.Кульчинской, М.Н.Семеновой, О.И.Никифоровой др. Во многих работах подчеркивается специфика эстетического восприятия произведений живописи в детском возрасте (В.А. Гуружапов, А.А. Мелик-Пашаев, Ю.А. Полуянов и др.). Однако в наши дни наряду с высокой значимостью перечисленных исследований остро ощущается потребность в конкретных разработках, посвященных формированию способности понимать произведения искусства на основе современных образовательных технологий.

В настоящее время в большинстве образовательных программ акцент делается на словесных способах управления процессом восприятия произведений живописи, что не формирует у учащихся полноценного и глубокого понимания основных художественных средств, которыми пользуется автор при создании произведения. Даже в процессе обучения в художественной школе учащиеся не осваивают методы и средства анализа произведений живописи, у них не формируется полноценного умения рассматривать картину, понимать стили художественных произведений, созданных в разные исторические эпохи. Необходимость выявления психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня эстетического развития учащихся, обусловлена актуальными задачами психологии воспитания и обучения детей в современных общеобразовательных и художественных школах.

Возраст 10-12 лет, по мнению ряда авторов (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Г.А. Цукерман и др.) - это возраст, когда начинается активное осознание и присвоение нравственно-эстетических ценностей, формирование высших чувств. Это возраст, когда зарождается у детей интерес к изобразительному искусству. Дети начинают посещать музеи, выбирают кружки и студии, обучаются в художественной школе. Поэтому важно целенаправленно развивать у детей именно этого возраста способность к осознанному эстетическому восприятию и пониманию художественных произведений.

Цель исследования - выявить особенности восприятия и понимания художественных произведений у детей 10-12 лет; на основе анализа полученных данных разработать и апробировать программу, направленную на развитие понимания детьми произведений живописи.

Объект исследования - восприятие и понимание детьми произведений живописи.

Предмет исследования - психологические условия развития целостного восприятия и понимания произведений живописи детьми 10-12 лет.

Общая гипотеза исследования: система специально разработанных условий и средств, направленных на освоение детьми основ художественной культуры и формирование навыков и умений анализа произведений живописи, будет способствовать формированию у них способности целостного восприятия и понимания произведений художников разных исторических эпох.

Частные гипотезы:

1. Восприятие произведений живописи учащимися художественной и общеобразовательной школ различаются по способности к содержательному обобщению художественной формы произведения живописи и стилеразличению на эмоционально-оценочном уровне.

2. Процесс развития восприятия и понимания произведений живописи у учащихся 10-12 лет может быть реализован в результате осмысления ими структуры художественного образа и изобразительных средств, что в свою очередь обеспечит эмоционально-эстетическое отношение к изобразительному искусству. Анализ содержательной формы, как характеристики определенного исторического этапа изобразительного искусства представляет собой надежный эталон полноценного понимания произведений живописи детьми.

3. Осмысление структуры художественного образа, изобразительных средств и стиля художественного произведения детьми 10-12 лет возможно на основе целенаправленно организованного обучения в соответствии с принципами теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Задачи исследования:

1. Обобщить теоретические позиции различных научных школ относительно специфики художественного восприятия, его природы, и закономерностей развития.

2. Выявить особенности восприятия живописи детьми общеобразовательной и художественной школы, имеющими разный уровень специальной подготовки.

3. Наметить систему условий и осуществить целенаправленное и последовательное формирование у детей 10-12 лет, обучающихся в художественной школе, умений психолого-искусствоведческого анализа произведения живописи как осмысленного и содержательного объекта.

4. Наметить систему условий и осуществить целенаправленное и последовательное формирование у детей 10-12 лет, обучающихся в художественной школе, умений различать художественный стиль произведения живописи.

5. Разработать и апробировать обучающую программу поэтапного формирования у детей способности понимать произведения живописи и оценить ее эффективность.

Методологическую основу исследования составили концепция культурно-исторического развития психики человека (JI.C. Выготский); теория деятельности (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); концепция планомерно-поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин). В работе использованы исследования в области искусствознания (Г. Вельфлин, С.М Даниэль, JI.C. Зингер, A.M. Кантор), художественного восприятия (Р. Арнхейм, А.В. Бакушинский, А.А. Мелик-Пашаев, Б. Мейлах, П.М. Якобсон), психологии и педагогики обучения пониманию произведений искусства (JI.B. Благонадежина, Н.Н. Волков, В.А. Гуружапов, Б.М. Неменский, М.В. Осорина, Б.П. Юсов).

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме восприятия произведений искусства в детском возрасте.

2. Эмпирические методы: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), наблюдение, беседа, психодиагностические методики («Впечатление», авт. Ю.А.Полуянов, «Семантический дифференциал», авт. Ч.Осгуд).

3. Методы математической обработки данных: корреляционный анализ (критерий Пирсона), критерий знаков, метод главных факторов с последующим вращением факторов по методу «варимакс» Кайзера.

Научная новизна исследования:

1. Проанализирован процесс восприятия и понимания живописных произведений у детей в традиционной и специально организованной образовательной среде.

2. Получены научные данные о специфике эмоционально-оценочного восприятия живописи у учащихся художественной школы в сравнении со сверстниками, обучающимися в общеобразовательных учреждениях.

3. Определены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному формированию у детей способности к осмыслению стилей произведений живописи в связи с исторической действительностью.

4. Впервые разработана экспериментальная программа для учащихся художественной школы (10-12 лет), направленная на формирование целостного восприятия и понимания произведения живописи, в соответствии с концепцией планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

5. Показана возможность оптимизации формирования у школьников осознанного эмоционально-оценочного отношения к художественному произведению.

Теоретическое значение исследования: Анализ взглядов отечественных и зарубежных ученых позволил уточнить психологическую сущность понятия «художественное восприятие», показать специфику его проявления у детей в условиях специально организованной среды. Использованный в работе сравнительный анализ восприятия живописных произведений учащимися общеобразовательной и художественной школы, а также экспертами-искусствоведами позволил определить зону ближайшего развития детей, находящихся на разных актуальных уровнях эстетического развития. Основные положения метода поэтапно-планомерного формирования умственных действий, разработанного П.Я. Гальпериным, получили конкретное воплощение в новой методике, обеспечивающей целостное восприятие и понимание произведений живописи детьми 10-12 лет, учащимися художественной школы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс развития художественного восприятия является важнейшим условием овладения учащимися 10-12 лет духовным богатством прошлого, формирования нравственно-эстетических ценностей, осмысления роли искусства в жизни общества и осознания собственного отношения к художественным произведениям.

2. Восприятие произведений живописи у детей, обучающихся в художественной школе, отличается от сверстников общеобразовательной школы, как по способности к содержательному обобщению художественной формы, так и по способности к стилеразличению на эмоционально-оценочном уровне. Методы, которые имеют место в практике занятий изобразительным искусством с учащимися художественной школы, не способствуют целенаправленному формированию необходимых знаний и умений для целостного восприятия и понимания произведений живописи.

3. Развивающий эффект программы, направленной на поэтапное формирование способности школьников 10-12 лет понимать произведения живописи, обусловлен созданием полной ориентировочной основы действия, построенной с учетом специфики произведений живописи; организацией поисковых активных действий самих учащихся в процессе анализа картины; введением оперативной схемы восприятия художественного произведения, использованием материализованных средств и форм контроля над действиями учащихся.

4. В результате формирования способности понимать произведения живописи у детей 10-12 лет, воспитанников художественной школы, происходит расширение объема знаний и представлений об искусстве за счет освоения средств художественной выразительности; развитие эмоциональной отзывчивости на «язык» и содержание произведения искусства в связи с социально значимой ролью искусства в обществе; сочетание собственного отношения к произведению живописи с объективным восприятием авторской позиции и пониманием общечеловеческого духовного значения произведения искусства.

Практическая значимость исследования: Результаты работы позволяют научно обосновать необходимость разработки психолого-педагогических мероприятий по оптимизации процесса обучения восприятию и пониманию художественных произведений в школьном возрасте. Разработанная авторская программа, направленная на поэтапное формирование способности понимать произведения живописи детьми художественной школы, может быть использована при создании обучающих программ по основным видам искусства для дополнительного образования детей в общеобразовательной школе, а также в практической работе педагогов по эстетическому обучению и воспитанию детей в кружках и художественных студиях. Результаты и выводы исследования могут быть полезны психологам и педагогам в психоконсультировании, психодиагностике, а также могут использоваться при разработке психологических курсов по психологии восприятия для студентов педагогических институтов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии Нижегородского государственного педагогического университета; докладывались на региональных, международных научно-практических конференциях, организованных Нижегородским государственным педагогическим университетом (1999-2007), Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы, Московским государственным открытым педагогическим университетом им. М.А.Шолохова (декабрь 2006). Они были представлены на Х-ой Нижегородской сессии молодых ученых (октябрь, 2005; март, 2007); на научно-методических семинарах Детской художественной школы (2004-2006). Внедрение обучающей программы было проведено в Детской художественной школе №1 Нижегородского района города Н.Новгорода. Результаты исследования используются в практике работы Нижегородского государственного педагогического университета в учебных курсах: «Педагогическая психология», «Психология художественного творчества»; в работе Детской художественной школы №1 в учебном курсе «История искусств».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В работе представлены 34 гистограммы, 28 цветных иллюстраций, 26 таблиц, 7 схем, 2 диаграммы, 1 рисунок. В приложении приведены ориентировочные карточки, иллюстрации. Структура и содержание текста отражает логику проведенного исследования. Список использованной литературы содержит 200 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Батюта, Марина Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показывает, что художественное восприятие является комплексным психическим феноменом, представляющим собой сложную структуру, в которой взаимодействуют рациональная и эмоциональная стороны. Оно обладает уникальной спецификой, отличающей его от восприятия каких-либо других явлений окружающего мира, что необходимо учитывать в практике педагогической работы с детьми. Целенаправленное развитие художественного восприятия у детей школьного возраста возможно в специально организованной среде, благодаря опоре на средства искусства, познания структуры и ткани художественного образа.

Обзор теоретических исследований, знакомство с практикой художественного воспитания, проведенный нами констатирующий эксперимент позволили выделить и проанализировать особенности развития художественного восприятия у учащихся школьного возраста, имеющих разную художественную подготовку, по следующим критериальным характеристикам: способность к содержательному обобщению художественной формы произведения, способность к стилеразличению на эмоционально-оценочном уровне.

В частности установлено, что учащиеся, не имеющие систематического художественного образования, воспринимают главным образом, предметно-функциональное содержание произведения живописи. Осмысление общих архитектонических свойств произведения вызывает у них значительные трудности. У учащихся художественной школы способность к содержательному обобщению художественной формы произведения возрастает, они обладают более высоким уровнем понимания эмоционального содержания произведения и осознания выразительных средств.

Учащиеся общеобразовательной школы обнаруживают ярко выраженную спонтанность своего эмоционально-оценочного восприятия, не подчиненную стилевым художественным признакам, заложенным в произведениях искусства. Данные, полученные на основе методики Ч.Осгуда и их факторного анализа, позволили установить, что у учащихся общеобразовательной школы группировки картин по факторам случайны, разрозненны, разнородны. Объединение в факторы происходит на различных основаниях по случайным признакам. Учащиеся художественной школы обладают развитыми структурами эмоционально-оценочного восприятия произведений живописи, которые близки по своему составу к структурам, полученным у группы экспертов, как на эмоционально-оценочном уровне, так и на уровне стилеразличения. Однако отсутствие специально разработанной методики обучения стилеразличению в художественных школах делает знания учащихся поверхностными, не глубокими. Это создает необходимость при составлении обучающей программы исходить из такой категории, как «художественный стиль», подбирая для анализа художественные произведения по многообразию эстетических и художественных признаков.

Эффективность разработанной нами обучающей программы обусловлена организацией активных действий учащихся в процессе усвоения знаний, различных форм контроля, созданием условий для поэтапной отработки умственных действий на полной ориентировочной основе.

Специально разработанная обучающая программа, направленная на поэтапное формирование способности понимать произведения живописи, позволяет не только расширить объем знаний и представлений детей об искусстве, но и способствует объективности и компетентности их суждений о произведениях живописи; делает детей восприимчивыми к выразительному языку и содержанию произведения искусства. Она предусматривает формирование у детей умения выражать собственное отношение к произведению живописи на основе восприятия и понимания авторской позиции и общественного значения художественного произведения.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о преимуществах данной методики перед школьной, что проявляется в получении более высоких показателей усвоения, а также в сокращении времени изучения данного материала по сравнению с существующими в художественной школе.

Результаты и выводы исследования могут быть использованы в создании обучающих программ по основным видам искусства для дополнительного образования детей в художественных школах, а также в практической работе педагогов по эстетическому обучению и воспитанию детей. Конкретизированная и апробированная технология поэтапного формирования основных структурных элементов восприятия изобразительного искусства может быть использована при подготовке специалистов на художественно-графических факультетах педагогических вузов. Выявленные в нашем исследовании закономерности поэтапного формирования восприятия и понимания детьми искусства могут быть внесены в вузовские программы для педагогов-психологов и программы повышения квалификации педагогических кадров.

Таким образом, обучающая программа, направленная на формирование способности понимать произведения живописи, создает благоприятную основу для овладения духовным богатством прошлого, для развития эстетического вкуса учащихся, для их ориентировки в современном искусстве и его оценке с точки зрения его роли в жизни современного общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Батюта, Марина Борисовна, 2007 год

1. Алексеева В.В. Что такое искусство? - Вып.1. - М.: «Советский художник» 1973. - 162с.; Вып.2.-М.,1979. - 335с.

2. Алиев Ю.Б. Формирование и развитие гармонического слуха школьников-подростков в процессе восприятия музыки. // Музыкальное восприятие школьников. М., 1975. С.124-159.

3. Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений». СПб.: Издательство ДНК, 2001. - 200с.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф.Ломова. М.: Педагогика, 1980. - 230с.

5. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.-255с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., «Прогресс», 1974. 392с.

7. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б.Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. 350с.

8. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.- Д., 1973., - 144с.

9. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество// Вопросы теории и истории эстетики. М.: «Искусство», 1968. - С. 55-68.

10. Бакушинский А.В. Исследование и статьи: Избр. искусствовед, тр. М.: Сов. художник, 1981.-351с.

11. Бальчитис Э.И О восприятии инструментальной музыки в младших классах школы. // Музыкальное воспитание в школе. М., 1975.,- вып. 10, С. 193202.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986., 444с.

13. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса). О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников. //Музыкальное восприятие школьников. М., 1975. -С.6-88.

14. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников,- М.: Педагогика, 1975.- 159с.

15. Белявский И.Г. Эстетическое восприятие произведений живописи со старшими школьниками: Автореф. дис.канд. пед. наук.-М., 1965.- 19с.

16. Беляева JI. И. Типы восприятия художественной литературы: Психологический анализ. // Литература и социология.- М., 1977. С.370-388.

17. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателя. // Проблемы социологии и психологии читателя. М., 1975. - С.143-161.

18. Беляева Л.И. Мотивы чтения и критерии оценок произведений художественной литературы у различных категорий читателей. // Художественное восприятие. / Под ред. Б.С.Мейлаха. Сб. 1- Л., «Наука», 1971.-С. 162- 175.

19. Беляева-Экземплярская С.Н. Восприятие мелодического движения. // Структура мелодии. М., 1929.

20. Благонадежина Л.В. Некоторые особенности отношения младших школьников к литературным героям. Вопросы психологии. -1964, №1. - С.150-162.

21. Благонадежина Л.В. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие.- Вопросы психологи. 1968, № 4. - С.96-104.

22. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 695с.

23. Блудова В.В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки. Вып.4. / Под ред. С.Х.Рапоппорта. М.: «Музыка» 1977.-е. 114-152.

24. Боголюбова Н.Х. Музыкальная грамота для детей В 2-х кн., Кн. 1. Л.,1986.

25. Бучило Н.Ф. Художественное восприятие. М.: Знание. 1989.- 63с.

26. В истине жизни (из научного архива А.Н. Леонтьева). Из записей 30-х годов. // Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991.-170с.

27. Валентайн К. Психология красоты. Л.-М.: Пучина, 1926.136с.

28. Васильева А.С. Психологический анализ отношения подростков к произведениям изобразительного искусства: Автореф. дис. канд. псих. наук.-Киев, 1972 -25с.

29. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.: Издательство В.Шевчук, 2002. - 344с.

30. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.,1968.415с.

31. Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб., 1996.

32. Волков Н.Н Восприятие картины.- М.: Просвещение, 1969.32с.

33. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: «Искусство», 1977.- 263с.

34. Волков Н.Н. Мысли об искусстве. М.: «Советский художник», 1973.- 140с.

35. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М., Высшая школа, 1976.-286с.

36. Воробьев Т.В. Художественное восприятие как форма общения. Автореф. дис. канд. псих. наук. -JI., 1983.

37. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: «Просвещение». Изд. 2-е. 1967.- 93с.

38. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.- 480с.

39. Выготский JI.C. Психология искусства. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1998.- 480с.

40. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», М.:МГУ, 1965.-54с.

41. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. -400с.

42. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. / Под ред. А.Н.Подольского. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2003. -480с.

43. Глинская Е.Л. Чтение лирических стихотворений. М., 1971.

44. Гопфенгауз Е.Н. Понимание литературного образа учениками 1 класса (на материале басни). Изд-во АПН РСФСР, вып.61, 1954.- С.53-81.

45. Горюнова JI.B. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников. // Музыкальное воспитание в школе. М., вып.10.,С.202-212.

46. Гродзенская H.JI. Школьники слушают музыку. М., 1969.77с.

47. Губарев А.В. Вопросы психологии восприятия изобразительного искусства школьниками и методика, эстетического воспитания в художественном музее.- В кн.: Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. Часть I. М., 1973. - С. I7I-I99.

48. Губарев А.В. Из опыта изучения восприятия живописи в музее. // Художественное восприятие. Сборник I / Под ред. B.C. Мейлаха.-JL: Наука, 1981.- С.298-305.

49. Гуружапов В.А. Образ человека в замыслах сюжетных рисунков детей 9-10 лет// Психологическая наука и образование, 1996.№4. -С. 94-98.

50. Гуружапов В.А. Смыслопорождающие системы понимания искусства детьми младшего школьного и подросткового возраста (на материале живописи и графики). Автореф. дис. доктора псих. наук. -М, 2002. 32с.

51. Гуружапов В.А., Кудина Г.Н. Сочинение о картине// Проблема преподавания художественных дисциплин в школе. М., 1990. - С.75-82.

52. Давыдов В.В. Теория развития развивающего обучения. -М.:ИНТОР, 1996. 544с.

53. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. JI.: Искусство, 1990.-223с.

54. Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи 17в. JL: Искусство, 1986. -199с.

55. Денисюк А.С. Развитие воображения учащихся младшего школьного возраста на уроках чтения. Автореф.дис. канд. псих. наук. Киев, 1971.

56. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: Теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл, 1997.- 424с.

57. Егоров А.Г. Искусство и общественная жизнь. М.: «Советский писатель», 1959.- 409с.

58. Езикеева В.А. Картина как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста // Вопросы эстетического воспитания в детском саду.- М.: Учпедгиз, 1960. С.69-76.

59. Еремеев А.Ф. Лекции по марксиско-ленинской эстетике. 4.2,3: Социально-коммуникативная природа искусства. Свердловск, 1971.-358с.

60. Еремеев А.Ф. Эстетическое освоение действительности. -Свердловск, 1963.- 35с.

61. Жабицкая Л. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев. 1974.- 134с.

62. Замятин Е.И. Психология творчества// Художественное творчество и психология. / Отв. ред. А.Я.Зись, М.Г.Ярошевский. М.: Наука. 1991.-С. 158-170.

63. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 .Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986, - 320с.

64. Зингер Л.С. О портрете. М.: «Советский художник», 1969464с.

65. Золотухина Н.Ф. Художественное восприятие как предмет философско-социологического исследования. // Эстетическоевоспитание в современной школе,- М., 1979. С.38-43.

66. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет. М.: Просвещение, 1969.- 111с.

67. Зубарева Н.М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста. // Вопросы психологии.- 1965, №5. С. 50-58.

68. Изобразительное искусство в начальных классах. /Под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Мину, 2-е изд. Переработанное и дополненное. -Минск,1992. 191с.

69. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. Вопросы эстетики. Сб. статей. Под общ. ред. Недошивина. Вып. 6. М.: «Искусство», 1964, С.46-92.

70. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя (сборник).- М.: Просвещение, 1981. 192с.

71. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. М., 1977.254с.

72. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.- М.: Политиздат, 1988.- 319с.

73. Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество.//Вопросы психологии. №4, 1988.- С. 25-33.

74. Кантор A.M. О стилях. М., «Советский художник», 1962. 80с.

75. Каракозов P.P. Смыслообразование в процессе чтения художественной литературы // Вопросы психологии.- 1987, №2, С.122-127

76. Каракозов P.P. Условие формирования смыслообразующих функций художественной литературы. Автореф. дис. канд. псих, наук, М.,1988.

77. Карпова А.Ф. Изменение процесса поэтапного формирования понятий при его последовательном применении. // К проблеме управления обучением и воспитанием. / Под ред. Н.Ф.Талызиной. М.: Московский университет, 1970. С.88-111.

78. Коган JI.H. Художественный вкус. Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Изд. «Мысль», 1966.-213с.

79. Козлов Б.М. Восприятие картин учащимися 4 классов /Экспериментальное исследование. Автореф. дис. канд. пед. наук.- М., 1953.- 12с.

80. Комарова Т.С. Развитие чувства цвета на занятиях в младшей группе детского сада. / Эстетическое воспитание в детском саду. М.: Учпедгиз, 1963. - С.57-68.

81. Копнин П.Ф. Философские идеи В.И.Ленина и логика. М., «Наука», 1969.-483 с.

82. Королевич Г.К. Приобщение к искусству через ознакомление с творческим обликом художника // Восприятие изобразительного искусства школьниками. / Под ред. Ю.И.Протопопова. М., 1988. С. 3547.

83. Короткое Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности: специфика и соотношение. Пермь, 1981.

84. Косминская В.Б. Развитие эстетического восприятия в связи с обучением рисованию // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М.: Учпедгиз., 1960. - С.35-44.

85. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность /Акад. пед. и соц. наук, Моск. псих соц. институт; Ред. Кузьмина Н.В. -М.: НПО Модэк, 1997.- 18с.

86. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. М., 1971, 1971.-320с.

87. КостюкА.Г. Культура музыкального восприятия. // Художественное восприятие. Сборник I / Под ред. Б.С.Мейлаха.- Л.: Наука,1971.- С.334-354.

88. Костюк А.Г. Некоторые вопросы восприятия музыкального произведения.//Вопросы психологии. 1963, №2.- С. 45-58.

89. Крегжде С.П. Восприятие и понимание стихотворений учащимися 5-7 классов средней школы. Дис. канд. псих, наук.- Киев, 1959.

90. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. -80с.

91. Кузин B.C. Основы обучения изобразительного искусства в общеобразовательной школе: пособие для учителей. М.: Просвещение,1972.- 270с.

92. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: «Просвещение», 1965.-297с.

93. Ларионова Э.Н. Из опыта восприятия живописных произведений учащимися изостудии ГМИИ им. А.С.Пушкина. // Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. Часть2. -М., 1973. С.644-667.

94. Леонтьев А.А. Искусство как форма общения (к проблеме предмета психологии искусства). // Психологические исследования, посвященные 85 летию Д.Н.Узнадзе / Под ред. А.С.Прагнишвили.-Тбилиси: Мецниереба, 1973. С.213-222.

95. Леонтьев А.А. Поэтический язык как способ общения с искусством. // Вопросы литературы.- М.,1973, №6. С.93-115.

96. Леонтьев А.А. Психологический подход к анализу искусства. // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогическая проблема М., 1978. С.26-57.

97. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-воМГУ, 1981,584с.

98. Леонтьев Д. А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия // Художественное творчество и психология/Отв. Ред. А.Я. Зись, М.Г.Ярошевский. М.,1991. -С.109-133.

99. Леонтьев Д.А., СобкинВ.С. Психология искусства и психологическая методология в ранних работах Л.С.Выготского. // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология, 1994. №4. - С. 35-44.

100. ЮЗ.Липкина А.И. Развитие мышления на уроках объяснительного чтения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

101. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии, М.: Педагогика, 1989. 218с

102. Лосев А.Ф. Классическая калокагатия и её типы. // Вопросы эстетики. М.: «Искусство», 1960, вып.З. - С.411-473.

103. Юб.Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под. редакцией Е.Д.Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.- 320 с.

104. Любимова Е.Д. Об особенностях восприятия стихотворений младшими школьниками.// Вопросы психологии. 1974.- №1. - С. 131137.

105. Ю8.Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М., 1976. - 352с.

106. Ю9.Марков М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. М.: «Искусство», 1970, 239с.

107. ПО.Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема. // Художественное восприятие. Сборник I / Под ред. Б.С. Мейлаха.- Л.: Наука, 1971. С. 10-29.

108. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.-М.: Знание, 1981.- 96с.

109. Назайкинский Е.В. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании. / Под ред. С.С.Скребкова. М.: «Музыка», 1964. - С.97-100.

110. ПЗ.Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: «Музыка», 1982.-319с.

111. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М.: «Музыка», 1972. -383с.

112. Некрасова Каратеева О.Л. Художественное восприятие и творчество детей в изокружке при музее. // Восприятие изобразительного искусства школьниками. / Под ред. Ю.И.Протопопова. М.,1988 . С. 103115.

113. Некрасова-Каратеева О.Л., Осорина М.В. Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребенком в музее. // Художественный музей в образовательном процессе. С-Пб.: Специальная литература, 1998.- С.127-169.

114. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя.- 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Просвещение, 1987. - 255с.

115. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками.- М.: Учпедгиз, 1959,- 206с.

116. Никифорова О.И. Методы изучения психологии читателя и восприятия литературы. // Художественное восприятие. Сборник I /Под ред. Б.С.Мейлаха. Л.: Наука, 1971. - С.141-147.

117. Никифорова О.И. Психологические вопросы восприятия художественной литературы. Автореф. докт. дис. М.,1969.

118. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., «Книга», 1972.- 152с.

119. Никифорова О.И. Роль представлений в восприятии слова, фразы и художественного описания. Изд-во АПН РСФСР, вып.7, 1947.

120. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: МГУ. - 1977с.

121. З.Петру шин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника. Вопросы психологии. - 1986, №1. -С.157-164.

122. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. -М.: Просвещение, 1982. 191с.

123. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982.-96с.

124. Полуянов Ю.А. Формирование способности целостного восприятия цвета у детей. / Вопросы психологии. 1980.- №1. С. 101111.

125. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В.М.Полевой. М., В 2-х т. - 1999. - 432 с.

126. Поршнев А.В. Инновационная психолого-педагогическая модель компьютерной программы обучения студентов иностранному языку. Дис. канд. псих. Наук. -Н.Новгород, 2002. 167с.

127. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе. М., 1980 - 144с.

128. Протопопов Ю.Н. Восприятие искусства и личность старшего школьника. // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. М., 1981.- С.122-138.

129. Протопопов Ю.Н. Восприятие произведений живописи старшеклассниками в процессе худ. воспитания: Автореф. дис.канд. псих. наук.-М., 1981.-23с.

130. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М., 1978. - 237с.

131. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции.- Изд. 2-е доп.- М.: «Музыка», 1972.-168с.

132. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.:Интерпрас, 1994.-240с.

133. Рез 3. Изучение лирических произведений в школе (IV-VII кл.). Л.: Просвещение, 1968.- 175с.

134. Мб.Репина Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги. / Вопросы психологии, I960.- №5. С.115-124.

135. Ригина Г.С. Формирование тембрового слуха младших школьников и его роль в восприятии инструментальной музыки. // Музыкальное восприятие школьников. М., 1975. С.89-123

136. Рожина Л.Н. Некоторые особенности отношения младших школьников к литературным героям. // Вопросы психологии. 1964. -№1.-С. 163-178.

137. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940, 597с.

138. Рыбникова О.Н. Развитие восприятия произведений живописи у мл. подростков: Автореф.дис.канд.пед. наук.-М., 1977.-16с.

139. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: «Просвещение», 1965.-214с.

140. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 165с.

141. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. С-Пб.,1995.

142. Семенова М.Н. Выявление особенностей художественного восприятия у младших школьников. //Восприятие изобразительного искусства школьниками. / Под ред. Ю.И. Протопопова. М., 1988. С.8-24.

143. Семенова М.Н. Развитие худ. восприятия у мл. школьников. // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. М., 1981. - С.29-49.

144. Смирнов С.Д. Психология образа. Проблемы активности психического образа. М.,1985.

145. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2006. - 350с.

146. Славина Л.С. Понимание устного рассказа детьми раннего возраста. Изд-во АПН РСФСР, вып.7,1947.- С. 18-24.

147. Современная книга по эстетике. Антология. М.: Изд-во иностр. литературы, 1957. - 603с.

148. Соколова С.В. К вопросу о формировании эстетического восприятия произведений киноискусства. // К проблеме управления обучением и воспитанием. Сборник статей. / Ред. Н.Ф.Талызина. М., Издательство Московского Университета, 1970, С.246-263.

149. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: «Советский композитор», 1975. - 202с.

150. Стасевич В.Н. Искусство портрета. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1972.-80с.

151. Сурина М.О. Сурин А.Н. История образования и цветодидактики. Серия «Школа дизайна». М.: ИКЦ «МарТ», Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. - 352с.

152. Сыркина В.Е. Понимание выразительности речи школьниками. Изд-во АПН РСФСР, вып. 7,1947.

153. Талызина Н.Ф.Формирование познавательной деятельности учащихся, М., 1983.

154. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1 М: Педагогика, 1985.-329с.

155. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. «Известия АПН РСФСР», вып. 11. М. - Л., 1947.

156. Торшилова Е.М. Роль установки в формировании типов и уровней эстетического и художественного восприятия младших школьников. // Эстетическое восприятие в современной школе. М., 1979, с44-55.

157. Торшилова Е.М., Дукаревич М.З. Художественное восприятие живописи и структура личности.// Творческий процесс и художественное восприятие. АН СССР Л.: Наука, 1978. 278с.

158. Турро И.Н. Коллективные работы учащихся по рисованию. -М.-Л.: «Просвещение», 1965. -77с.

159. Турро И.Н. Перспективное рисование. Методические разработки. -Л.,1971,22с.

160. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М.: АПН РСФСР, 1961.-334с.

161. Хан-Магомедова В.Д. Восприятие произведений живописи и изобразительная деятельность старшеклассников. Вопросы психологии. - 1984, №6. - С.105-109.

162. Харчев А.Г. Искусство как ценность. // Проблема ценности в философии./ Под ред. А.Г.Харчева и др., М.-Л.: «Наука», 1966.- 261с.

163. Хлебникова Л.А. Программа по музыке для общеобразовательных школ Украинской ССР (1-3 классы). Киев, 1980. -40с.

164. Хренов Н.А. Структура фильма и зритель. // Художественное восприятие. Сб I / Под ред. Б.С. Мейлаха.- JL: Наука, 1971. С.232-258.

165. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975. - 200с.

166. Шестаков В.П. Проблемы эстетического воспитания. М.: «Высшая школа», 1962. - 120с.

167. Шудря Е.П. Художественное предвосхищение будущего. -Киев, 1978.-240с.

168. Шуртакова Т.В. Эстетическое восприятие живописи учащимися. Казань, 1972.-72с.

169. Ш.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989-560с.

170. Энциклопедический словарь живописи. Западная живопись от средних веков до наших дней. / Под ред. Мишеля Лаклотта. М.,1997.

171. Эстетическое воспитание школьников. / Под ред. А.И.Бурова, Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1974.-303с.

172. Эйдлин В.И. Формирование у школьников восприятия целостного художественного произведения. Вопросы психологии. -1984, №1, с. 41-50.

173. Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников.// Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. М., 1973, часть I. - С.65-111.

174. Ягункова В.П. Индивидуально психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству. // Вопросы психологии способностей. М.:Просвещение,1964. С.136-201.

175. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: «Искусство», 1964.- 88с.

176. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: «Наука», 1965. - 166с.

177. Bartley S.H. Principles of Perception, 1958.

178. Garner H. The arts and human development. New York. John Wiley & Sons. 1973.

179. Garner H. Art, Mind and brain. New York. 1982.- 380p.

180. Gibson S.H. The Perception of the Visual Word, 1950.

181. Knox C. Hill. Interpreting literature. Chicago, 1966.

182. Kuhn R. Komposition und Rhythmus, В.- N.Y., 1980.

183. Landin R. An Objectiv Psychology of Music. New York, 1953.

184. Subes-sensibilite esthetigne enfantine et influence de milien, "Enfance",1955, No 4et 1957, Nol.

185. Tucker W.T. Experiments in Aesthetic Communications, Unpublished Doctor,s Dissert., Univ. of Illinois, 1955.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.