Психологические особенности ценностных ориентаций современной вьетнамской молодежи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Ле Куанг Шон
- Специальность ВАК РФ19.00.07
- Количество страниц 207
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Ле Куанг Шон
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Анализ проблемы ценностных ориентаций (ЦО) молодежи в 12 психологии
1.1. Анализ проблемы ЦО молодежи в зарубежной психологии
1.2. Анализ проблемы ЦО молодежи в психологии России
1.3. Анализ проблемы ЦО молодежи в психологии Вьетнама
ГЛАВА П. Методы исследования ЦО современной молодежи 76 Вьетнама
П.1. Описание и анализ традиционных методов исследования ЦО 76 личности
П.2. Описание и обоснование методов настоящего исследования
ГЛАВА Ш. Психологические особенности ЦО современной 109 вьетнамской молодежи
III.1. Особенности ориентаций на социально значимые ценности у 109 современной вьетнамской молодежи
Ш.2. Особенности ЦО, образующих содержательное наполнение 132 структуры самосознания современной вьетнамской молодежи
Ш.З. ЦО современной вьетнамской молодежи в сопоставлении с ЦО 153 молодежи стран Востока и Запада
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Роль образа политического лидера Вьетнама в формировании личности молодежи2000 год, кандидат психологических наук Фам Нгок Куонг
Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия: На материале изучения аварцев и даргинцев 16-17 лет1997 год, кандидат психологических наук Айгумова, Захрат Идрисовна
Особенности становления буддийской традиции во Вьетнаме: прошлое и настоящее2009 год, кандидат философских наук Нгуен Тхи Хонг
Народная художественная культура как фактор воспитания: На материале государства Вьетнам2005 год, кандидат педагогических наук Ха Дык Нгок
Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая и России2004 год, кандидат психологических наук Афонасенко, Елена Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические особенности ценностных ориентаций современной вьетнамской молодежи»
Проблема ценностных ориентации: (в дальнейшем - ЦО) личности в целом, и молодежи в частности относится к "вечным" проблемам психологии. Она является принципиально важной для решения вопросов, связанных с личностным развитием человека, с процессом регуляции и ориентации формирования личностных качеств у молодого поколения, с осмыслением процессов, происходящих в общественном сознании и прогнозированием развития общества в целом.
Проблема ЦО молодежи всегда вызывает живой интерес не только у психологов, но и у социологов, философов и представителей многих профессий. В настоящее время данная проблема является актуальной и значимой прежде всего в связи с необходимостью определить духовный потенциал молодого поколения, чьи ЦО во многом являются отражением ценностей социума.
Формирование системы ЦО личности, согласно данным ряда исследований, наиболее интенсивно происходит в юношеском возрасте (Адыкулов А., 1990; Васина Е.А., 1993; Волкова Н.А., 1983; Дубровина И.В., Круглов Б.С., 1983; Кон И.С., 1982; Мухина B.C., 1987; Remschmidt Н., 1992; и др.). В этом возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («кто я?», «каким я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла (Мухина B.C., 1998, с. 422). Юности свойственны размышления о ценностях человеческого существования в своем жизненном предназначении. В этот период жизни формируется тип личности, жизненные цели которой связаны с отдаленным будущим, четко дифференцированы во времени и содержательно согласованы. Эта перспектива определяет особенности юношеской психологии с присущими ей чертами максимализма, инициативности и обостренного чувства собственного достоинства. Юношеские ценности могут быть как основой самореализации, так и источником кризисов зрелого возраста. Более того, юношество самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности - способности, которые выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и позволяют занять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращает к нравственному цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новых нравственных ориентаций (Мухина B.C., 1998, с. 425). Поэтому, как никогда, здесь возрастает роль воспитательных воздействий со стороны общества. А эффективное воспитание и обучение молодого поколения немыслимо без психологических знаний о закономерностях развития личности, особенностей перехода общественных ценностей в ДО личности.
Осознавая важность и актуальность целенаправленных психологических исследований, раскрывающих особенности ЦО молодежи, ученые во всем мире всегда ставят данную проблему в центр своих забот. В мировой психологии проблема ДО исследуется в многочисленных работах, в которых основное внимание было уделено вопросам:
- природы ЦО (Ананьев Б.Т., Баскакова И.Л., Божович Л.И., Круглов Б.С., Кузьмина З.В., Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Мартынюк И.О., Ольшанский В.Б., Узнадзе Д.Н., Файнбург З.И., Ядов В.А., а также Frankl V., Jung С., Oerter R., Parsons Т., Rokeach M., Saarniit J.R., Spranger E., др.).
- структуры ЦО: классификации видов, типов, форм существования, иерархии (Анисимов С.Ф., Бобнева М.И., Борковская Е.А., Головаха Е.И., Додонов Б.И., Донцов А.И., Иванова И.И., Иванова Н.В., Мухина B.C., Непомнящая Н.И., Шабельников В.К., а также Allport G., Hodgkinson С.,
Kahle L., Kohn M., Maslow A.H., Makiguchi Т., Robin M., Rokeach M., Schwartz S., William G. и др.).
- формирования ЦО в юношеском возрасте (Бобнева М.И., Волков Г.Н., Волкова Н.А., Груздова И.Н.Т Деркач А.А., Дубровина И.В., Мухина
B.C., Непомнящая Н.И., Фельдпггейн Д.И., а также Coughland R.J., Eyzenck Н., Feldman R., Lorenz К., Merrill R., Oerter R., Raths L., Rokeach M., Rogers
C., Simon S. и др.).
- функционирования ЦО в структуре личности молодежи (Адыкулов А., Бобнева М.И., Дубровина И.В., Кон И.С., Круглов Б.С., Суханова Т.Г., Мафранская К.Д., Якимович О.В., Ядов В.А., а также Kahle R., Parsons Т., Rokeach М., и др.).
- содержания ЦО молодежи (Бобнева М.И., Власова Т.В., Жижко Е.В., Зубов Ю.А., Клименко И.Ф., Крохин И.П., Кузнецов А.Г., Носкова Н.В., Попова И.В., Писарский П.С., Рогова P.M., Собкин Б.С., Султангалиева Ж.К., Тимошенко Е.П., Фаустова Е.Н., Чупрова В.И., а также Chang F.L., Heibsch Н., McClelland D.C., Sarrey J., Sexton P., Smart M., Thurstone L., Quigley С., и др.).
В психологии Вьетнама первые исследования данной проблемы обобщаются в работах З.Т.Дам, Ч.Т.Ло, Ф.В.Ньян, Т.З.Тьен, Д.Н.Ха, Н.К.Уан и др. Затрагиваются проблемы сущности ЦО, формирования ЦО в юношеском возрасте и содержания ЦО молодежи.
Актуальность исследования ЦО современной молодежи Вьетнама определяется, с одной стороны, теми процессами, которые происходят в современном мире и во Вьетнаме, а с другой стороны, - особенностями развития личности в этом возрасте.
В настоящее время в мировом сообществе интенсивно идет процесс общения и интеграции между самыми различными культурами. Происходит сближение Востока и Запада. Однако сохранена психологическая напряженность, берущая начало от многообразия исторически сложившихся различий. Отсюда и возрастает значение познания общечеловеческих тенденций развития и особенностей ЦО представителей разных народов.
Актуальность исследования психологических особенностей ЦО f вьетнамской молодежи обусловлена социально-историческим положением современного вьетнамского общества. В настоящее время вьетнамское общество находится в процессе перехода от традиционалистского общества к индивидуальному, от общества замкнутого типа к открытому. Меняются традиционные формы взаимоотношений между людьми. Отсюда -неминуемы изменения в системе ценностей и ЦО. Изменения в системе общественных ценностей усиливаются постоянным призывом к ориентации на новые ценности со стороны социальных институтов. В такой социальной обстановке все более возрастает роль меняющейся ментальности всего вьетнамского общества. В то время не были в психологии Вьетнама исследования, направленные именно на раскрытие этой тенденции.
Молодежь отличается особой сензитивностыо к социальным воздействиям. Именно в этом возрасте возникает проблема выбора жизненных ценностей. В этой связи, актуальной становится необходимость определить духовный потенциал молодого поколения Вьетнама, чьи ЦО формируются под воздействием восточных традиций и новых веяний современного общества, и определить, как изменения в обществе отражаются в системе ЦО молодежи, на какие ценности ориентирована современная молодежь, каково место традиционных ценностей в самосознании молодежи, каковы тенденции изменения ЦО молодежи.
Цель исследования: выявить психологические особенности ЦО молодежи в условиях современного вьетнамского общества (в период 19951998 гг.).
Гипотеза исследования. Содержательное наполнение системы ЦО современной вьетнамской молодежи происходит через присвоение общечеловеческих, традиционных, и новых, нетрадиционных, выдвигаемых современными условиями развития вьетнамского общества ценностей. Это обстоятельство сдвигает молодежь Вьетнама к границе маргинальности, что повышает напряженность по отношению к другим нациям, ведущим милитаристскую политику по отношению к Вьетнаму. Современная молодежь Вьетнама по содержанию своих ЦО ближе к молодежи стран Востока, чем к молодежи стран Запада, хотя в их системе ЦО наблюдаются типичные элементы западной культуры - ориентации, на утверждение индивидуальности.
Задачи исследования. Были сформированы следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические исследования проблемы ЦО молодежи в зарубежной психологии и психологии Вьетнама.
2. Выбрать и обосновать методический комплекс инструментов исследования ЦО молодежи Вьетнама.
3. Выявить психологические особенности ЦО современной вьетнамской молодежи.
Методология исследования. Общей методологической основой исследования является идея о становлении личности путем "присвоения материальной и духовной культуры общества", разработанная советскими и русскими учеными (Ананьев Б.Г., Выгодский JI.C., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.). Личность развивается вместе с формированием и развитием системы ЦО, которые определяют центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности личности, на общий подход к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции, определяют поведение и поступки личности.
В нашем исследовании мы рассматриваем ЦО через концепцию B.C. Мухиной о становлении самосознания личности (Мухина B.C., 1985, 1997, 1998). Личность в данной концепции определяется как индивидуальное бытие общественных отношений. Такое определение несет в себе следующее понимание: 1- личность - это социальное в нас (бытие общественных отношений); 2- личность - это индивидуальное в нас (индивидуальное бытие общественных отношений). Бытие общественных отношений в личности формируется через присвоение человеком материальной и духовный культуры, общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. Присвоение отдельным индивидом духовного богатства человеческого рода осуществляется в двух планах: закономерно и индивидуально. Закономерность понимается как тенденция к повторению с достаточной вероятностью типичного в определенных исходных условиях. Закономерное - не исключительное, но непременно то исходное, из чего строится человеческая личность. Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию человека, через становление системы личностных смыслов, на основе которых человек строит свое мировоззрение, свою идеологию. Система личностных смыслов каждого человека определяет его индивидуальные варианты ЦО. Личность создает ЦО, которые складываются у человека в его жизненном опыте и которые он проецирует на свое будущее. Именно поэтому столь индивидуальны ценностно-ориентационные позиции людей. Однако в индивидуальном всегда просматривается общее для человеческого рода. Это общее определяется закономерно возникающими в любых общественных отношениях людей ценностными ориентациями, формирующими костяк структуры самосознания личности (Мухина B.C., 1998, с. 59). ЦО, согласно данной концепции, рассматриваются как структурированные в переживаниях и представлениях личности значимые отношения к себе и миру в прошлом, настоящем и будущем. В ЦО каждой личности отражаются общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует данный человек. В нашем исследовании система ЦО личности конкретизирована в: 1- ориентациях на общественно значимые ценности; и 2- ориентациях на ценности, образующие содержательное наполнение структуры самосознания личности. Таким образом, данный подход позволяет изучать ЦО личности в аспекте исторического развития человека как носителя социально-исторических а ценностей и как создателя индивидуального жизненного пути.
Методы исследования. Целям и задачам нашего исследования отвечает следующий комплекс методов: включенное наблюдение; анкетирование (опрос); метод исследования ЦО человека М. Рокича (модифицированный нами вариант); метод психодиагностики развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания B.C. Мухиной и К.А. Хвостова; статистические методы обработки данных.
Предметом исследования являются психологические особенности ЦО современной вьетнамской молодежи.
Объект исследования - юноши и девушки в возрасте 16-20 лет; вьетнамцы в возрасте 40-70 лет. Всего в исследовании приняли участие 796 обследуемых, из них 700 юношей и девушек (старшеклассники, рабочие и студенты обеих полов) и 96 обследуемых - представителей старшего поколения в возрасте 40-70 лет (обеих полов).
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в психологии Вьетнама исследуются особенности ориентации на ценности, образующие содержательное наполнение структуры самосознания личности, впервые раскрывается соотношение общечеловеческих, традиционных, родовых и новых, предлагаемых современными условиями развития вьетнамского общества ценностей, формирующееся в контексте взаимодействия исконного образа жизни вьетов, современной вьетнамской и мировой культуры. Впервые раскрываются тенденции изменения ценностной системы вьетнамской молодежи в сопоставлении с ценностной системой молодежи мира.
Прикладное значение. Результаты исследования служат основой разработки целенаправленных программ воспитания и психологического консультирования по социальным проблемам молодежи. Результаты исследования служат источником осмысления и корректировки процессов, происходящих в общественном сознании, и прогнозирования развития общества в целом.
Достоверность полученных данных обеспечена применением взаимоудостоверяющих методов адекватных цели, объекту и предмету исследования методического инструментария, количественным анализом материала с использованием математической статистики, качественной интерпретацией и репрезентативностью выборки (700 обследуемых). Исследование проводилось в разных городах и районах Вьетнама в период с 1995 по 1998г.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Систему ценностей современной вьетнамской молодежи составляют общечеловеческие, традиционные, родовые ценности и ценности, предложенные современными условиями развития вьетнамского общества. Некоторые традиционные ценности вьетов ("всепрощение", "гармония", "идентичность", "красота", "мудрость", "общественное признание", "созерцательность" и "стабильность") оказываются отторгаемыми современной молодежью.
2. Сегодня происходит переориентировка молодежи на ценности, утверждающие индивидуальность в противовес традиции абсолютизации роли коллектива, консолидирующего и выравнивающего все индивиды в одно «Мы».
3. Особенности ЦО, образующих структуру самосознания личности находят выражение в рефлексии всех пяти звеньев: 1- в ценностном отношении к своему "Я", имени, телу; 2- к социальному признанию; 3- к половой идентификации; 4- к своему психологическому времени; 5- к правам и обязанностям среди людей.
4. Особенность ЦО, образующих структуру самосознания современной вьетнамской молодежи выражается в интенсивной направленности на этнокультурные ценности своей общности. При депривации этих ЦО со стороны другого этноса (в нашем исследовании - американцы) выявляется большая фрустрированность: повышается агрессия и снижается лояльность.
5. По содержанию ЦО вьетнамская молодежь ближе к молодежи стран Востока (Китая, Японии), чем к молодежи стран Запада (Европа, Америка).
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражались в двух публикациях автора, в выступлениях на заседаниях кафедры психологии и педагогики Данангского университета, на заседаниях кафедры педагогической психологии МШ У. Основные положения исследования также отражались в лекциях, читанных в Данангском университете, в МШ У и в ИРЛ РАО.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы (включены 211 источников литературы), приложения (содержит 16 таблиц). Общий объем диссертации - 207 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции: на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии2006 год, кандидат психологических наук Шино Джон Ндемуфайо
Педагогические основы воспитательного воздействия рекламной деятельности на молодежь в учреждениях культуры Вьетнама2011 год, кандидат педагогических наук Нгуен Нгок Нга
Динамика ценностей вьетнамских студентов в начальный период обучения в России2015 год, кандидат наук Буй Дык Туан
Особенности социализации российских и вьетнамских школьников2007 год, кандидат психологических наук Нгуен Тхи Минь Ханг
Особенности этнического самосознания молодежи Дагестана: На материале изучения аварской и кумыкской молодежи1998 год, кандидат психологических наук Гаджимурадова, Зугра Магомедовна
Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Ле Куанг Шон
1. Наблюдается высокая преемственность общечеловеческих, традиционных ценностей в ЦО современной молодежи. В иерархии ЦО молодежи выявлены: 1- общечеловеческие ценности («гуманность», «знание», «мир», «отечество», «равенство», «развитие личности», «свобода», «семья», «труд») - эти ценности одновременно являются традиционными ценностями вьетов; 2- исконные традиционные ценности вьетов («благопристойное поведение», «верность», «дружба», «здоровье», «коллективизм», «образованность», «оптимизм», «ответственность», «строение действий и отношений на основе личных эмоциональных связей», «трудолюбие», «честность»).Некоторые традиционные ценности оказываются отторгаемыми молодежью. К этому числу относятся ценности: «гармония», «красота», «мудрость», «общественное признание», «стабильность как замкнутость на традициях», «бережливость», «благодарность», «всепрощение», «идентичность - быть невыделенным», «почитание старших», «чуткость» и «созерцательность». Эти ценности можно представить как уходящие из традиционной культуры.2. Сегодня происходит переориентировка молодежи на ценности, утверждающее индивидуальность в противовес традиции нивелирования индивидуальности. Если в родовой культуре вьетов ожидается подчинение отдельного человека группе, сообществу, поощряется идентичность -
растворение своего «я», то современная молодежь высоко оценивает ценности, утверждаюпще индивидуальность: "самостоятельность", "самодисциплина", "смелость в отстаивании своих позиций", "свобода -
самостоятельность и независимость в суждениях и поступках". Новая тенденция ЦО молодежи говорит о сдвиге меняющейся ментальности в сторону утверждения индивидуальности.Новая тенденция не исключает, однако, традиционные ориентации на группу, групповые цели, на коллективизм. Современная молодежь Вьетнама так же ориентирована и на традиционные отношения взаимной зависимости.3. ЦО, образуюпще содержательное наполнение структуры самосознания молодежи Вьетнама несут в себе высокую преемственность традиций.Имя. Высоко притязание на признание своего "я", имени у вьетнамской молодежи. Молодежью принимаются как традиционные, так и новые (вьетнамские) имена. Иностранные (европейские) имена в подавляюш;ем большинстве случаев не принимаются молодежью, они выражают отвращение как к иноземному имени, так и к иной конфессиональной принадлежности.Социальное признание. Современная молодежь стремится соблюдать нормы социального поведения. Притязают на традиционные ценности, на традиционные способы достижения целей жизни.Половая идентификация. В самосознании современной молодежи отражение традиционных представлений о роли и месте мужчины и женщины выражается в функционировании традиционных стереотипов мужественности и женственности. Юноши ориентированы на ценности общественной жизни. Девушки ориентированы на ценности семейной жизни.В ЦО, связанных с психологическим временем преемственность традиций проявляется в отношении молодежи к будущему. Молодежь, также как старшие поколения, ориентирована на будущее, смотрит в будущее с оптимизмом.Бытие в социальном пространстве. Для современной вьетнамской молодежи в настоящее время характерна ориентированность на традиционность, которая актуализирует в их самосознании сущностные характеристики народа (исконная культура, традиционные ЦО). Права и обязанности молодежи исходят от установленных традиционных нормативов поведения и требований современного обш;ества. Права человека как достояние европейского самосознания в XX в., по сложившемуся менталитету традиционного общества и специфике исторических обстоятельств современного общества, существуют в социальном пространстве лишь как некая абстракция, в то время как обязанности заключаются в соблюдении тех норм и требований, выполнение которых приводит к социальному признанию.4. В ЦО, образуюпщх содержание самосознания молодежи Вьетнама появляется новая тенденция - ориентирование на утверждение индивидуальность, проявляющее в следующем: 1- высоко притязание на признание своего «Я» вопреки традиции ориентирования на растворение, на так называемую «безличность»; 2- молодежь ищет признание, притязая на самоценность, на ценности, утверждающие индивидуальность; 3- в половой идентификации современной молодежи представлены как традиционные половые стереотипы, так и требования современной жизни -
ценятся образованность и самостоятельность как для юношей, так и для девушек; 4- Наблюдается некоторая оторванность поколений.Традиционная преемственность поколений, проявляющая в предпочтении ценностей «стабильность», «почитание старших», «благодарность» не фиксирована в самосознании молодежи; 5- в социальном пространстве молодежь ориентирует и на усвоение обязанностей в системе традиционных отношений, и на усвоение обязанностей и прав в системе официальных общественных отношений.5. Особенность ЦО, составляющих структуру самосознания современной вьетнамской молодежи выражается также в отношении к себе традиционно - как члену определенного этноса. При депривации этих ЦО со стороны другого этноса (американцы) выявляется большая фрустрированность: повышается агрессия и снижается лояльность.6. Современная вьетнамская молодежь по характеру своих ЦО, ближе к молодежи стран Востока, чем к молодежи стран Запада. Общее между вьетнамской молодежью и молодежью стран Востока заключается в том, что все они предпочитают групповые ценности, ценности коллективизма, проявляют высокую преемственность традиционных (восточных) ценностей. У молодежи трех стран Востока (Вьетнам, 1Ситай, Япония) наблюдается тенденция переориентировки на ценности, утверждающие индивидуальность - типичная ориентация молодежи Запада, что позволяет говорить о некотором сближении в ценностном отношении между молодежью Востока и Запада.7. Отличительная особенность ЦО, составляющих содержательное наполнение структуры самосознания современной вьетнамской молодежи по сравнению с ЦО российской молодежи (русской, дагестанцы, якуты) заключается в том, что вьетнамцы проявляют меньшую степень агрессии, большую степень лояльности к взросльпл поколениям и большее игнорирование при депривации этих ЦО, что еще раз подтверждает факт о высокой преемственности традиций в ЦО современной молодежи Вьетнама.В целом исследование раскрыло психологические особенности ЦО современной вьетнамской молодежи. Эти особенности охарактеризуют ценностный портрет личности современной молодежи Вьетнама в двух ее феноменологических сущностях - как социальную единицу и как уникальную личность. Результаты исследования служат важной основой решения вопросов, связанных с личностным развитием молодых людей, с процессом регуляции и ориентации формирования личностных качеств у молодого поколения, с осмыслением процессов, происходящих в общественном сознании и с прогнозированием развития общества в целом.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Ле Куанг Шон, 1998 год
1. Адыкулов А. Ценностные ориентации и особенности профессиональной направленности учащихся УШ - X классов. Канд. дисс. М., 1990, с. 146 -147.
2. Адыкулов А. Ценностные ориентации и особенности профессиональной направленности учащихся УШ-Х классов. Автореф. канд. дисс, М., 1990, 23 с.
3. Ананьев В.Г. О проблемах человекознания. М., 1977, с. 380.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические трудд в 2-х томах. Т. 1. М., 1980, с. 146.
5. Анисимов Ф. Ценности реальные и мнимые. М., 1970.
6. Артановский Н. Об обсолютной ценности личности.// ж. Вестник Ленинградского Университета. Серия 6, вып. 3 (№ 20), 1988, с. 41-44.
7. Баскакова И.Л., Кузьмина З.В. О динамике ценностных ориентации студентовю.// Новые исследования в психологии. М., 1971, № 2 (4), с. 85 -88.
8. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, 464 с:
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе .//Вопросы психологии, 1978, № 2, с. 47-50.
11. Борковская Е.А. Регулятивная роль ценностных ориентации личности в ее жизнедеятельности. Автореф.канд.дисс, Минск, 1988.
12. Василенко В.О. Ценность и оценка. Киев, 1964.
13. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. Автореф. канд. дисс. Петерб., 1993,24 с.
14. Власова Т.В. Особенности ценностных ориентации лиц, проживающих в регионах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Автореф канд.дисс.псих.наук. М., 1995.
15. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностные ориентации в социологическом исследовании.// ж.Философские науки, 1969, № 2, с. 48-54.
16. Волков Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентации у студентов педвузов. Автореф.канд.дисс. М., 1983,16 с.
17. Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентации в структуре личностных характеристик у школьников. Канд. дисс. псих.наук. Л., 1983, с. 64.
18. Выгодский Л.С. Развитие высших психологических функций. М., 1960.
19. By Мань Лой. Мужчины и жешцины в Северной 1фестьянской семье.// Социологические исследования вьетнамской семьи. Под ред. Рита Лильестром, Тыонг Лай. Ханой, 1991 (на вьет.яз.).
20. Головаха Е.И. Ценностные ориентации и профессиональное самоопределение молодежи.// Головаха Е.И. Жизненные перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988, с. ПО -122.
21. Груздова И.Н. Механизмы формирования ценностных ориентации студентов. Автореф.канд.дисс, Минск, 1987.
22. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности.//Психология личности в социалистическом обществе. Под ред. Б.Ф.Ломова и К.А. Абульхановой. М., 1989, 106.
23. Дао Зуи Ань. История вьетнамской культуры. Хошимин, 1992 (на вьет.яз.).
24. Дасгупта Особенности ценностных ориентации и структуры самосознания студенческой молодежи. Автореф. канд.дисс. М., 1988.
25. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
26. До Нгок Ха. Противоречия поколений в современном вьетнамском обществе: состояние и способы решения. Ханой, 1995,154 с (вьет.яз.).
27. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности.// ж. Советская педагогика. 1974, № 5, с. 67-76.
28. До Хии, Чыонг Лыу. Перемены ценностей в культуре Вьетнама. Ханой, 1993 (на вьет.яз.).
29. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей.// Проблема ценностей в философии. М., Л., 1966, с. 25-40.
30. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М.,1964.
31. Дубровина И.В. и Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентации и интерессов учащихся. Сборник науч. трудов: Ценностные ориентации и интерессы школьников. НИИ, ОП, АПН СССР. М., 1983, с.27-36.
32. Ермоленко В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентации детей в периоды перехода в младший и подростковый возраст. Автореф.канд.дисс. М.,1983,23 с.
33. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально- психологический подход к проблеме.// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976, с. 219-260.
34. Жижко Е.В. Динамика ценности труда в идеалах и ценностных ориентациях учащейся молодежи в 80-90 годы. Автореф.канд.дисс. М., 1996,22 с.
35. Залесский Г.Е. Об одном строгом методе исследования ценностных ориентации личности.//Проблемы социальной психологии. М., НИИОПП АПН, СССР, 1971, с. 121 -122.
36. Зыонг Ты Дам. Ценностные ориентации студенческой молодежи в периоде перестройки во Вьетнаме. Канд.дисс. Ханой, 1996, с.31 (на вьет.яз.).
37. Иванова Н.В. Динамика ценностных ориентации личности в зрелом возрасте. Автореф.канд.дисс. М., 1994,22 с.
38. Имамото Нобору. Японцы и американцы.//Япония в сравнительных социокультурных исследованиях. Сб.тр. под ред. М.Н.Корнилова.-М., 1989, с. 91-120.
39. Истошин И.Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения./ЯТсихологические механизмы регуляции социального поведения. Под ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М., 1979, с. 252 - 267.
40. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основы целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993, 80 с.
41. Клименко И.Ф. Психологические особенности отношений к себе и другим как носителям нравственных ценностей на разных этапах онтогенеза личности. Автореф.канд.дисс.псих.наук. М.,1987.
42. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982, с. 43.
43. Конфуций. Лунь юй (Беседы и суждения).// Изречение Конфуций и его учеников. Под ред. П.С.Поповой. СПб., 1910, гл. 6.
44. К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. Под ред. B.C. Мухиной. М.,1979.
45. Крохин И.П. Особенности личности и самосознания у алкоголизирующихся подростков и юношей. Автореф.канд.дисс. М.,1992.
46. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентации в формирования личности школьника.//Психологические особенности формирования личности школьника. Сборник науч.трудов. М., 1983, с. 4-11.
47. Круглов Б.С. Методика изучения особенностей формированоая ценностных ориентации.// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987,178 с.
48. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов, 1995,138 с.
49. Лао Цзы. "Лао Цзы. Дао дэ Цзин". Перевод на вьет.яз.- Ханой, 1994, гл.43.(на вьет.яз.).
50. Ле Ван Шьеу. Эмоциональная жизнь вьетнамцев. Хогшшинь, 1992 (на вьет. яз.).
51. Леевик Г.Е. Руководство по методике изз^ чения ценностных ориентации личности. Лен., 1990,28 с.
52. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. Т.2, М., 1983, с. 149-158.
53. Леонтьев Д.А. Личностные ценности.//Философский Энциклопедический словарь. М., 1989, с. 733.
54. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М., 1992, вып. 5.
55. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М.1992, вып. 2.
56. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993, с. 27.
57. Леонтьев Д.А.(2) От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. Вестник мос.ун., серия 14. Психология. № 4 ,1996, с. 35 - 44.
58. Леонтьев Д.А.(1) Ценность как предмет междисциплинарное понятие: опыт многомерной рекострукции.//ж. Вопросы философии. 1996, № 4, с. 15-27.
59. Ло гоцзе. Основные особенности китайской эстетической традиции - традиционная культура и модернизация. Пекин, 1987 (на кит. яз.).
60. Май Хии Бик. Особенности семей, проживаюпщх в долине реки Хонг. Ханой, 1993 (на вьет.яз.).
61. Макигучи Ц. Воспитание творческой жизни. Токуо, 1930. Перевод на вьет.яз.- Хошимин, 1994. формирования. Киев, Наукова Думка, 1990, с. 18-22 .
62. Материалы УП съезда всенародного собрания. Ханой, 1991 (на вьет.яз.).
63. Мешков В.В. Понятие "субъекта" в традициооном индийском обществе.// Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока. М., 1993.
64. Михайлова Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотнесение в стр>тсгуре педагогических способностей. Автореф.канд.дисс. Л., 1990.
65. Моральные ценности советского человека. Под ред. В.О.Василенко. Л.,1968.
66. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск, 1994.
67. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985,106 с.
68. Мухина B.C. Родословие на ценностные ориентации на человека. София, 1979, №1, с. 15-53.
69. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка.// Псих, журнал. 1980,т.1,№5,с.46-53.
70. Мухина B.C., Хвостов К.А. Психодиагностика развивающейся личности: Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания. ИР Л, РАО, 1996.
71. М>гхина B.C. Дивный новый мир: не антиутопия, реальность .//ж. Развитие личности. № 1,1997, с. 12-22.
72. Мухина B.C. Возрастная психология. М,, 1998.
73. Нгуен Зуи Куй, До Хии. Проблема построения новой культуры. Ханой, 1992 (на вьет.яз.).
74. Нгуен Куанг Уан и др. Ценности, ценностные ориентации и воспитание ценностей. Ханой, 1995, с. 22-122 (на вьет.яз.).
75. Нгуен Тхи Фыонг Хонг. Основные направления активизации деятельности студентов в процессе индустриализации и модернизации страны. Канд. дисс. Ханой, 1996, с. 33-41 (на вьет.яз.).
76. Некоторые проблемы социальной политики в нашей стране в настоящее время. Под ред. Хуанг Ши Бао. Ханой, 1993 (на вьет.яз.).
77. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.: кн.1. Общие основы психологии. 2-е изд. М., Просвещение ВЛАДОС, 1995, с. 17.
78. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.: кн.Ш. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., Просвещение ВЛАДОС, 1995.
79. Непомнящая Н.И., Каневская М.В. и др. Ценностность как центральный компанент структуры личности.// ж. Вопросы психологии, 1980, № 1, с. 22-30.
80. Новая история Вьетнама. Ред. А.Мхитарян. -М.,1980.
81. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. Под ред. Н.Б. Крыловой. М., 1995, с. 108.
82. Носкова Н.В. Диагностика и коррекция структурных звеньев самосознания в дошкольном возрасте. Автореф.канд.дисс. М.,1994.
83. Ольшанский В.Б. Личность и ее социальные ценности.//Социология в СССР. М., 1965, т. 1.
84. Ольшанский В.Б. Личность и ее социальные ценности.//Социалогия в СССР. М., 1966, т. 1, с. 470 - 530.
85. Основы социологического исследования. Под ред. Г.В. Осипова. М., 1976. Превод на вьет.яз. М., 1988.
86. Познер П.В. Идеология Вьетнама.//Новая история Вьетнама. Под ред. А. Мхитаряна. М., 1980, с. 599-600.
87. Попова И.В. Тенденции изменений ценностных ориентций старшеклассников в условиях реформы 1990-1993 (на примере костромной области). Автореф.канд. дисс. М., 1994, 23 с.
88. Предвечный Г.П. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с. 94.
89. Проблема ценности в философии. Под ред. О.Г.Дробницкого. М., Л., 1966.
90. Программа построения страны в переходное время. Ханой, 1991 (на вьет.яз.).
91. Психология современного подростка. Под ред. Д.И, Фельдштейна. М., 1987,238 с.
92. Пэн Кайпин, Чэнь Чжунгэн. Первоначальные исследования ценноствоых представлений и ориентации студентов пекинского университета.//Синьлисюэ бао, № 2.-Пекин, 1989, с. 149-155 (на кит.яз.).
93. Разживина Л.В. Развитие и формирование ценностных ориентации у студентов педвуза. Автореф. канд.дисс. М., 1990,16 с.
94. Рогова Р.М. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориенпаций личности. М., 1996, с. 35.
95. Рубинштейн Л. Проблемы общей психологии. М.,1976, 416 с.
96. Саарнийт Ю.Р. Проблемы измерения социально-психологической структуры ценностных ориентации. Автореф.кан.дисс. М., 1982,17 с.
97. Савравсов В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя. Автореф. канд. дисс. псих.наук. Л., 1986.
98. Сергиенко И.М. Ценностные ориентации современного учителя в педагогическом процессе.//Психология учителя. Тезисы докладов и сообщений всесоюзного общества психологов СССР. М.. 1989, с. 42 -43.
99. Се Хуэйлин. Оценка китайскими студентами различных вариантов образа жизни.// Бейцзин пшюань сюэбао, № 2. Пекин, 1987, с. 89-96 (на кит.яз.).
100. Собкин B.C. Динамика ценностных ориентации в старшем школьном возрасте. Доктор.дисс. М.,1997, 88 с.
101. Собкин B.C., Писарский П.С. Профессиональные ориентации школьников: кросскультурные различия.//Социология образования. Сбор.тр. по социологии образования, РАО, т.1, вьш.1, М., 1993, с. 98-100.
102. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980, 176 с.
103. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М., 1979,156 с.
104. Социалистическая культура. Под ред. Тран Ван Бинь. Ханой, 1993, с.135 - 136 (на вьет.яз.).
105. Степанянц М.Т. Человек в традиционном обществе востока.// В кн: Бог - человек - общество в традиционных культурах востока. - М., 1993.
106. Тимошенко Е.П. Психологическое время в структуре самосознания шестилетнего ребенка. Автореф. канд.дисс. М., 1989.
107. Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР. Под ред. М.Л.Титаренко и Л.С. Переломова. М., 1994, с. 33.
108. Тугаринов В.П. О ценностьях жизни и культуры. Л., 1960, с. 3-151.
109. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968, с. 27-28.
110. Тхай Зуй Тьен. Перестройка и ценностные ориентации современной вьетнамской молодежи.//Исследование человека, воспитание, развитие и 21-ый век. Материалы науч. конф. Ханой, 1995, с. 107-119 (на вьет.яз.).
111. Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси, 1961, с. 42.
112. Файнбург З.И. Ценностные ориентации в некоторых социальных группах социалистического общества.// Информ. бюллетень ИКСИ АН СССР, 1969, № 25/40 вып. 2, с. 59-99.
113. Фам Минь Хак. Методология исследования в психологии.// Методология исследования в педагогических науках. Ханой, 1978 (на вьет.яз.).
114. Фам Минь Хак. Человеческий фактор в перестройке общества. Ханой, 1994, с. 93 (на вьет.яз.).
115. Фан Ван Ньян. Роль ценностных ориентации в регуляции процесса профессионального самоопределения. Автореф. канд.дисс. М., 1992,20 с.
116. Фан Нгок. Новый подход к изучению культуры Вьетнама. Ханой, 1994 (на вьет.яз.).
117. Фан Тью Чинь. О морали и этики Востока и Запада. Перевод на русс. яз. Е.И. Тюменевой, 1990.//Вьетнамская философия нового и новейшего времени. Под ред. А.Мхитаряна. М., 1990, с. 56.
118. Фаталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов .//Психологический журнал, т. 13, 1992, №1, с. 107-117.
119. Фаустова Э.Н. Доминирующие ценностные ориентации студентов. Вестник МГУ, № 4, серия 18, с. 96-102.
120. Формирование личности старшеклассника. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989,с.12.
121. Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
122. Хайду П. Воспитание ценностных ориентации.// Моральные ценности и личность. Под ред. А.И.Титаренко и Б.О.Нлколаичева. М., 1994, с. 157.
123. Хапсироков А.Я. Отражение и оценки. Горки, 1972.
124. Ценностные ориентации личности и массовая коммуникация. Под ред. В.О.Василенко. Тарту, 1968.
125. Чан Ван Зау. Традиционные духовные ценности вьетнамского народа. Ханой, 1980, с. 50 (на вьет.яз.).
126. Чан Динь Хыоу. О влиянии конфуцианства на традиционной вьетнамской семье.//Социальные исследования вьетнамской семьи. Под ред. Рита Лильестром, Тыонг Лай. Ханой, 1991 (на вьет.яз.).
127. Чан Суан Вин. Ценностные ориентации молодежи в их профессиональной деятельности.// Исследование молодежи: теория и практика. Сбор.науч.тр. Ханой, 1996, с. 39-99 (на вьет.яз.).
128. Чан Туан Ло. Современный вьетнамец и его ценностные ориентации.// Исследование человека, воспитание, развитие и 21-ый век. Материалы научной конференции. Ханой, 1995, с. 121 (на вьет.яз.).
129. Человек - цель и движущая сила социально-экономического развития общества. Государственная программа по изучению вьетнамского человека 1991-1995. Под рук. Ф.М.Хака (на вьет.яз.).
130. Черняева Т.И. Психофизика, Субъективные ценности и суждения.// Психологические механизмы формирования оценочных суждений. Саратов, 1989, с. 94 -102.
131. Чжу Вэньбинь. Начальное исследование особенностей мировоззрения китайских студентов.//Синьли кэсюэ тунсюнь, № 1. Шанхай, 1987, с. 48-50 (на кит.яз.).
132. Чупров В.И., Зубов Ю.А. Проблема вторичной занятости учащейся молодежи: состояние и перспективы .//ж. Социологические исследования. №9,1996, 88-95.
133. Чэнь Синьинь. Начальные изыскания относительно основных элементов этической структуры и их развития. СКТ, Шанхай, 1987, 2, с. 28 (на кит.яз.).
134. Шабельников В.К. Демократизация востока: психологические проблемы.// ж.Развитие личности, № 1,1997.
135. Шадура А.Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Автореф.канд.дисс.псих. наук. М., 1991.
136. Шаров А.С. Взаимосвязь ценностных ориентации и мотивов общения со сверстниками подростков и старших классников. М., 1986, с. 21.
137. Шафранская К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности.// Личность и деятельность. Л., ЛГУ., 1982, с. 108-115.
138. Шиянов Е.Н. О ценностном подходе к формированию социально активной личности учителя.// Формирование социально активной личности учителя. М., 1986, с. 32-37.
139. Юань Айлин. Сопоставление осознания морали у китайских и американских детей. Юэр Цзяоюй, 1987, № 1 (на кит. яз.).
140. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
141. Якимович О.В. Особенности гуманистических черт характера подростков. Автореф. канд. дисс. Л., 1990,16 с.
142. Ядов В.А. и др. Соотношение ценностных ориентации и реального (явного) поведения личности в сферах труда и досуга.//Личность и ее ценностные ориентации. Информ. Бюллетень ИКСИ. 1969, № 19, с. 34.
143. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности.// Методологические проблемы социальной психологии. М.,1975, с. 89-105.
144. Ядов В.А. Взаимосвязь ценностных ориентации и социальных установок.//Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979, с, 47.
145. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979, 246 с.
146. Allport G.W. А study of values. Boston: Houghton, Mffin, 1960.
147. Bennett G. Traditional, modem and revolutionary values of the social groups in Chine.// Values change in Chinese society. N. Y., 1979.
148. Chinese cultural connection. Chinese values and the search for culture-free dimensions of culture. Journal of cross-cultural psychology, 18, p. 143-164.
149. Coughland R.J. An assessment of teacher work values.// Educational Administrational Quarterly, 1969, 5, p. 53-73.
150. Cummings W.K. Education and equaUty in Japan.-Princeton Univ. Press, 1980,p.l77.
151. Domino G., Hannah M.T. A comparative analysis of social values of Chinese and American children. Journal of cross-cultural psychology, 18, 1987, p. 58-77.
152. Eysenck H.J., Rachman S. Neurosen - Ursachen und Heilmethoden.-Deutscher Verlag der Wissenschaften, Berlin, 1968.
153. Feldman R.A. Normative iutegration, aUenation and conformity in adolescent groups. Adolescence 7 (1972), p. 327-341.
154. Fromm E. Man for himself N.Y., 1977.
155. Heibsh H., VoewergM. Uved do marxisticke sociahii psychologic. Pr., 1976.
156. Hiroshi F. Iwama. Japanese group orientation in secondary school.// Japanese schooling: Patterns of socialization, equality and political control. Ed. by J. James & Jr. Shields. London, 1989, p. 73-84.
157. Hodgkinson Organizational influence on value system. Educational Administrational Quarterly, 1971, 7, p. 46-55.
158. Huthwaite M. An analysis of contemporary children's literature with a focus on values.- Ann Arbor. Univ. Microfilms International, 1974, p. 107.
159. Huyiih Cao Tri. Culture and development plan - ethics: from ego - anthropo - ethics' to eco - cosmo - ethics'. UNESCO, Paris, 1992, par. 6.
160. James A.B., Robert L.H. Strategies of comparison: Theoretical researches.- Columbus, Ohio, Merrill, 1973.
161. Janousek J., Bokorova V. Motivace a civilizacni promeni. Pr., 1971.
162. Jasper K. Psychologic der Weltanschauugen, 6. Aufl. Springer. Berlin, 1971.
163. Kahle L.R., Homer P.M. A structural equation test of the value - attitude - behavior hierarchi.// Journal of Personality. 1988, vol. 54 (4), p. 638 - 646.
164. Kluckhohn С Value and value orientation in the theory of action.// Toward a general theory of action. Ed.by T. Parson, E. ShiUs. Cambridge, 1951, p.416.
165. Kluckhohn F.R., Strodtbeck F.L. Variations in value orientations.-Evanston, П..: Row, Peterson, 1961.
166. Kohn M.K. Class and conformity: a study in values. 2-nd ed.-The university of Chicago Press, 1977, p. 70-74.
167. Lau S. The value orientations of Chinese university students in Hong Kong. Intemational journal of psychology, 23,1988, p. 583-596.
168. Lorenz K. Das sogenannte Bose: Zur Naturgeschichte der Aggression.- Borotha - Schoeler, Wien, 1963.
169. Mamora Iga. The thorn in the chrysanthemum. Suicide and economic success in modem Japan. Univ. of California Press, 1986, p. 114-138.
170. Maslow A.H. The fate reaches of human nature.-N.Y., 1971.
171. McClelland D.C. Motivational patterns in Southeast Asia with social reference to the Chinese case. Journal of social issues, 19 (1), 1963, p. 6-19.
172. Morris Varieties of human value. University of Chicago press. - Chicago,1956.
173. Mun'ay H.A. Explorations in personality.-N.Y., Oxford Univ. Press, 1938.
174. Ng. S.H. and others. Values in nine countries.// In R. Raths. Diversity and Unity in cross-cultural psychology, pp. 196-205 .-Lisse, The Netherlands: Swets and Zeitlinger, 1982.
176. Parsons T. The social system.- Glencol, 1952.
177. Quigley С Youth's heroes have no haloes.// Journal: Today's education, February, 1971.
178. Raths L., Merrill R., Simon S. Values and teaching. Columbus, Ohio, Merrill, 1966.
179. Remschmidt H. Adoleszenz. Entwicklung und Entwicklungskrisen itn Jugendalter.-Stuttgart, New York, 1992. Перевод на русс.яз.-М., 1994, с. 113.
180. Robin М., William J.R. The concept of value.// International encyclopedia of the social sciences, 1980.
181. Rogers С Encounter groups.-Harmonds-worth, 1975.
182. Rokeach M. Beliefs, attitudes and values: A theory of organization and change. San Francisco, 1968, p. 124.
183. Rokeach M. Beliefs, attitude and values. San Francisco, 1969, p. 168. l93.Rokeach M. The nature of human values. N.Y., 1973, chap.3.
184. Rokeach М. Understanding human values. N.Y., 1979.
185. Sarrey J., Telford С Educational psychology.-Boston, 1968.
186. Schwartz S.H. Toward a psychological structure of human values .//Journal of Personahty and social psychology, 1987, vol.53, p.550 - 562.
187. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extention and cross - cultural repHcations. //Journal of Personahty and social psychology, 1990, vol.58, p. 878 - 891.
188. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries.//In M.Zanna (ed). Advances in experimental social psychology, vol. 25.-N.Y., 1992, p. 1-65.
189. Sexton P. The american school.-N.Y., 1967.
190. Smart M., Smart R. Adolescents: development and relationship.-N.Y., Macmillan, 1973. 20I.Snyder Т., Frdmboluti С Youth indicators 1993. (National center for education statistics) Trends in the weU-being of american youth.-Wash.Gov.Print.off., 1993.
191. Spindler Q. Education and culture.-N.Y., 1963.
192. Sprager E. Psychologic des Jugendalters, 6. Aufl. Quelle & Meyer, Leipzig, 1926.
193. Spranger E. Typologie des Seelenlebens.-Niemeyer, halle, 1928.
194. Thomas W., Znanieski F. The poKsh peasants in Europe and America.- 5 vol- Boston: Badger. 1918-1920.
195. Thurstone L.L. The method of paired comparisons for social values.//Joumal of abnomal and social psychology, 1927, 21, p. 384-400.
196. Triandis H.C. and others. An etic-emic analysis of iudividualism and collectivism. Jomnal of cross-culture psychology, 24, p. 366-383.
197. Value education for the philippmo. pub. by DECS, Manila, 1988.
198. Watrous B.C., Hsu F.L.E. A thematic apperception test study of Chinese, Hindu and American college students. In F.L.K. Hsu (ed). Clan, Caste, and Club.-N.Y., 1963, pp. 263-311.
199. Woodward J. Industrial organization: Theory and Practice.-London, Oxford Univ. Press, 1965.
200. I.Yang K.S., Chang F.L. Chinese value orientations and their changes: The case of university students (in Chine). UnpubHshed manuscript. Department of psychology. National Taiwan Univ., Taipei, 1975.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.