Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера: На материале исследования младших школьников ханты, лесных ненцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Павлов, Сергей Михайлович

  • Павлов, Сергей Михайлович
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 219
Павлов, Сергей Михайлович. Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера: На материале исследования младших школьников ханты, лесных ненцев: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 2001. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Павлов, Сергей Михайлович

Введение.

Глава 1. Проблема этнической идентичности в психологии и смежных науках.

§1. Проблемы этнической идентичности в зарубежной психологии и смежных науках.

§2. Проблема этнической идентичности в отечественной психологии и смежных науках.

Глава 2. Диагностика и психологическое сопровождение детей с нарушениями этнической идентичности.

§1. Методы диагностики этнической идентичности на ранних этапах онтогенеза.

§2. Методы диагностики и психологического сопровождения в настоящем исследовании. Описание и обоснование.

Глава 3. Результаты анализа диагностики и психологического сопровождения детей 7-11 лет коренных малочисленных народов Севера - ханты, лесные ненцы.

§1. Этнические особенности ханты, лесных ненцев: общие тенденции, воспитание, этническое самосознание и межэтническое отношение детей КМНС.

§2. Анализ результатов диагностики этнической идентичности у детей коренных малочисленных народов Севера.

§3. Анализ результатов психологического сопровождения детей с нарушениями этнической идентичности. ^ Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера: На материале исследования младших школьников ханты, лесных ненцев»

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. На рубеже XX и XXI веков общество открыло для себя новый феномен - этническое возрождение или этнический парадокс современности. Сущность этого явления заключается в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, возрождении интереса к этнической идентичности, языку, культуре, обычаям, традициям, образу жизни на фоне нарастающей интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности.

Пробуждение и всплеск этнических процессов затронул и коренные малочисленные народы Севера. В настоящее время Север представляет собой сложную, противоречивую картину как интеграционных, так и дезинтеградионных процессов среди коренного и пришлого населения, которые, в конечном счете, привели к упадку духовности нравственных устоев, ценностных ориентации, к нарушениям этнической идентичности коренных малочисленных народов Севера (КМНС).

Общественные и политические деятели, учителя, психологи отмечают состояние этнической идентичности детей КМНС как кризисное. Многоплановость этой проблемы обуславливает необходимость ее комплексного изучения и поиск оптимальных приемов психологического сопровождения детей с нарушениями этнической идентичности.

Актуальность данной проблемы определяется ее недостаточной теоретической изученностью, дефицитом эмпирических данных, недостаточной разработанностью подходов, средств и методов психологического сопровождения детей КМНС, слабостью связей с практикой северных национальных школ и их психологических служб.

Нынешнее состояние этнической идентичности детей КМНС характеризуется неустойчивостью и противоречивостью, «размытостью», этнической напряженностью. Вот почему возникла необходимость специального изучения особенностей этнической идентичности детей КМНС, а также необходимость в создании приемов психологического сопровождения детей с нарушениями этнической идентичности в условиях национальных школ.

Одним из важнейших условий решения указанных проблем является изучение этнической идентичности, этнопсихологических особенностей взаимодействующих субъектов полиэтнической среды, психологических механизмов и закономерностей межэтнических взаимоотношений. Влияние на представителей разных национальностей особенностей этнического самосознания, интеграции, адаптации, аккультурации, ассимиляции, маргинализации выводят на первый план проблему исследования этнической идентичности. Этническая идентичность - социокультурный и социально-психологический феномен, соединяющий когнитивные и аффективные представления и переживания личности об этнических группах, возникающих в реальных актах взаимодействия со своими и с другими этносами (Поршнев Б.Ф.: «Мы» - «Они»), и проявляющийся в реальном этническом поведении, как часть «Я - концепции».

С этнической идентичностью сопряжена, так называемая, этническая самоидентификация - сознательный акт этнического самоопределения человека в контексте отнесения себя к конкретной этнической общности. Обычно человек причисляет себя к тому этносу, к которому принадлежат его кровные родственники и родители. Однако этническая самоидентификация может быть нарушена по ряду социальных и психологических причин, если в одном геоисторическом пространстве проживают представители разных этносов, имеющие разный социально-психологический статус. В этом случае возникает острая проблема нарушения этнической идентичности у группы населения, попавшей под социально-психологическую депривацию.

Общей методологической основой исследования является идея о становлении личности путем «присвоения материальной и духовной культуры общества», разработанная отечественной психологией.

В нашем исследовании развитее этнической идентичности личности коренных малочисленных народов Севера, мы рассматриваем через концепцию В.С.Мухиной о становлении структуры самосознания личности. Автор концепции понимает самосознание как универсальную, исторически сложившуюся и социально-обусловленную психологическую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру. Согласно этой концепции, самосознание человека как личности содержит пять звеньев: 1 -идентификация с образом тела, именем и заменяющим его местоимением «Я», индивидуальная духовная сущность человека; 2 - притязание на признание; 3 -половая идентификация; 4 - психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее, будущее); 5 - социальное пространство личности (права и обязанности).

Эти звенья самосознания формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому - либо этносу, различаясь в содержательном наполнении звеньев самосознания, в зависимости от характеристик этнической среды и от социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержания структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей, в том числе и этнической принадлежности.

Цель исследования:

1. Выявить особенности этнической идентичности детей 7-11 лет (младшего школьного возраста) на примере ханты и лесных ненцев, которые являются представителями коренных малочисленных народов Севера.

2. Разработать и апробировать методы психологического сопровождения детей с нарушениями этнической идентичности.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что у детей КМНС (ханты и лесные ненцы) имеются нарушения этнической идентичности. Исторически сложившаяся социальная ситуация жизни КМНС приводит к нарушениям этнической идентичности. На социально-психологическом уровне этническая идентичность КМНС детерминирована амбивалентными факторами:

1 - мифологическими представлениями этничности, родоплеменным сознанием, общностью исторического происхождения, исторической памятью этноса;

2 - ценностями, привнесенными современной культурой, практическими носителями которой являются, в первую очередь, пришлые представители многочисленных этносов.

На основе целей и гипотезы были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме этнической идентичности.

2. Изучить этносоциальную среду, в которой формируется этническая идентичность детей КМНС на примере ханты и лесных ненцев, и выявить особенности этнической идентичности этих детей.

3. Разработать и апробировать методы психологического сопровождения детей с нарушениями этнической идентичности на материале младших школьников КМНС.

Предмет исследования: психологические особенности этнической идентичности детей ханты и лесных ненцев.

Объект исследования: дети младшего школьного возраста национальных поселков Агана, Варьегана, Корликов, Ларьяка, Охтеурья, Чехломея Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа (возраст от 7 до 11 лет). Всего в исследовании приняли участие 140 испытуемых, из них 70 детей КМНС и 70 - русских.

Методы исследования. В число методов исследования входят: 1 -включенное наблюдение; 2 - стандартизированная беседа; 3 - анкетирование по этнопсихологическому опроснику; 4 - психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов); 5 - метод этнической идентификации (B.C. Мухина). Для обработки и интерпретации материала исследований применялись методы математической статистики обработки данных. Кроме того, разработан метод психологического сопровождения детей КМНС в условиях национальных школ Севера.

Научная новизна. При исследовании выявлены особенности этнической идентичности и этнической самоидентификации детей КМНС, социализация которых происходит в условиях амбивалентных факторов воздействия: 1 -мифологических, традиционных ценностей; 2 - ценностей, привнесенных современной культурой.

В исследовании использованы полевые материалы автора, полученные в ходе экспедиций по территориям традиционного проживания ханты и лесных ненцев. Это является ценным эмпирическим материалом и основанием теоретических обобщений особенностей этнической идентичности детей КМНС.

Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследования, используются: 1 - в психологическом сопровождении детей в национальных школах и интернатах; 2 - в практической деятельности психологов, педагогов, воспитателей.

Апробированный набор психодиагностических методов и методов психологического сопровождения может послужить для разработки подходов в обучении будущих психологов и педагогов в процессе работы в национальных школах Севера.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этническая идентичность детей младшего школьного возраста ханты и лесных ненцев имеет свою специфику, обусловленную исторически сложившейся социальной ситуацией (интенсивное влияние пришлого населения: русских, украинцев, татар и др.), которая выражается нарушением процессов межпоколенной трансмиссии элементов национальной культуры КМНС.

2. Ментальность детей КМНС характеризуется амбивалентным мироощущением: во-первых, мифологическим сознанием, уникальностью уклада традиционного образа жизни и малочисленностью; во-вторых, особым местом в системе отношений с доминирующим большинством пришлого населения. Это обстоятельство обуславливает особенности этнической толерантности.

3. Дети КМНС в ситуации межэтнического взаимодействия проявляют фрустрированность, напряженность, тревожность, комплекс этнической неполноценности. Эти качества выражены одинаково сильно как у мальчиков, так и у девочек КМНС.

4. Методы диагностики психологических особенностей этнической идентичности детей КМНС явились психологически корректными и научно-объективными. Дети с интересом становились участниками обследования и с готовностью включались в предлагаемую деятельность. При этом было обнаружено отношение к предлагаемой деятельности как к «серьезной игре».

5. Комплекс методов, разработанный для психологического сопровождения, служит целям присвоения позитивной этнической идентичности, профилактике ее нарушений и отслеживанию динамики формирования и развития этнической идентичности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты нашли отражение в 9 публикациях автора. Результаты исследования докладывались и обсуждались на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: на международной конференции «Ребенок в современном мире» (г. Санкт-Петербург, 1996, 1999), на Всероссийской конференции ((Практическая психология в школе. Цели и средства» (г. Санкт-Петербург, 1996, 1997), на Всероссийской конференции ((Научно-методические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи» (г. Екатеринбург, 1996), на Региональной конференции ((Проблемы и пути развития физического воспитания, ЛФК и педагогической валеологии среди детей дошкольного и школьного возраста» (г. Нижневартовск, 1997), на Всероссийской конференции «Личностно-ориентированная психология: профилактика, коррекция, реабилитация» (г. Екатеринбург, 1997), на Международной конференции «Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания» (г. Москва, 1999). Результаты проведенного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития, факультета педагогики и психологии, Московского государственного педагогического университета (1999 - 2001). Программа психологического сопровождения этнической идентичности детей используется в работе практических психологов, педагогов, воспитателей в национальных школах Нижневартовского, Сургутского районов Ханты-Мансийского автономного округа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Павлов, Сергей Михайлович

5. Результаты исследования показали, что в ситуациях взаимодействия со сверстниками «своего» этноса наиболее сензитивными к депривации структурных звеньев самосознания, являются: у ханты и лесных ненцев - имя, притязание на признание и психологическое время, у русских - притязание на признание и половая идентификация.

В ситуациях взаимодействия со сверстниками «другого» этноса и у детей КМНС и у русских наиболее сензитивны к депривации - имя, притязание на признание и половая идентификация.

Дети КМНС по сравнению с русскими детьми, более аффективно переживают депривацию притязания на признание со стороны сверстников другого этноса. Депривация половой идентичности вызывает у русских мальчиков большую агрессивность, чем у мальчиков КМНС.

6. Изучение представлений детей КМНС и русских детей об особенностях своих фенотипических признаков и внешнего облика (тип лица - «идеальное лицо»), а также их представления об идеальном образе - самый красивый мальчик и девочка («идеальный образ»), методом этнической идентификации показало:

• дети всех исследуемых этносов имеют четкое представление об особенностях своего внешнего облика;

• дети ханты и лесных ненцев при выборе «идеального образа» отдают предпочтение физическим признакам европеоидной расы, а не к своему этническому типу (монголоидной расы); русские дети, предпочитают европеоидную расу. Это обстоятельство показывает наличие комплекса этнической неполноценности детей КМНС.

7. Для стабилизации этнической идентичности необходим комплексный подход психологического сопровождения, ориентированный на всех участников учебно-воспитательного процесса в национальной школе: групповые и индивидуальные консультации для педагогов и родителей, урочные и внеурочные формы психокоррекционного воздействия на реабилитацию этнической идентичности.

Результатом психологического сопровождения детей КМНС с нарушениями этнической идентичности явились: приобщение их приверженности к этническим традициям, обычаям; осознания уникальности своего этноса; этнической толерантности.

8. Методы диагностики психологических особенностей этнической идентичности детей КМНС явились психологически обоснованными и научно-объективными. Дети с интересом становились участниками обследования и с готовностью включались в предлагаемую деятельность. При этом было обнаружено отношение к предлагаемой деятельности как к «серьезной игре».

9. Анализ исследований методов и приемов психологического сопровождения по психокоррекционному воздействию, подтвердил их продуктивную роль в формировании и развитии этнической идентичности личности.

Под воздействием этнопсихологических и этнопедагогических нововведений в образовательной практике произошли существенные изменения в системе структурных компонентов самосознания детей КМНС: стабилизация этнической идентичности; присвоения ценностных отношений к своему этносу; традициям и обычаям, приобщения к исконным видам промысловой деятельности.

Комплекс методов, разработанный для психологического сопровождения, служит целям присвоения позитивной этнической идентичности, профилактике ее нарушений.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в практическом применении в системе образования разработанных программ и приемов психологического сопровождения.

Проведенное исследование не исчерпывает всей сложности проблемы. Необходимы дальнейшие исследования, в которых бы уделялось внимание поиску и изучению новых путей психологического сопровождения детей КМНС и формирования у них этнической идентичности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Павлов, Сергей Михайлович, 2001 год

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: (Пробл. методологии, теории и исслед. реал, личности). М ; - Воронеж, 1999. - 218 с.

2. Аверкиева Ю.П. Франц Боас // Институт этнографии: Краткие сообщения. -М„ 1946 Вып. 1. -С. 108.

3. Агеев B.C. Перспективы развития этнопсихологических исследований// Психол. журн. -1988. -Т. 9. № 3. С.35-42.

4. Айпин Е.Д. У гаснущего очага: Повесть в рассказах о верованиях, обычаях, обрядах и преданиях народа ханты (остяков) Обского Севера. -Екатеринбург, 1998. 256 с.

5. Айпин Е.Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари. М.; 1990.

6. Александренков Э.Г. "Этническое самосознание" или "этническая идентичность"?"// Этногр. обозрение. -1996. №3. - С.13-22.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. - 380 с.

8. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. тр. -М.; Воронеж, 1996. - 383 с.

9. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов -М.;1996. -375с. Ю.Анисимкова М., Кузьмина А. На священных берегах Ваха. Нижневартовск,1999.-С.5-20.11 .Арутюнов С.А. Об условности понятия «этнопсихология» // Сов. этнография. -1983. -№ 2. С.82-84.

10. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов. М., 1999. - 271 с.

11. Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности: (К проблеме адаптации человека в приполярных районах Севера -Востока СССР). Владивосток, 1988, - 116 с.

12. Асмолов А.Г. Психология личности. М. 1990. - 367 с.

13. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопр. психологии.-1999.- №1. С.3-12.

14. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997. - С.20-34.

15. Байченко А. А. Формирование этнической идентичности городских подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. -18 с.

16. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формиров ания этнической идентичности // Этнос. Идентичность. Образование / Под ред. В.С.Собкина. -М„ 1998. С. 248-263

17. Баньковская С.П. Парк Роберт Эзра // Современная западная социология: Словарь. М., 1990. - С.256-257.

18. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу!: Психол. сопровождение естеств. развития маленьких детей. Кишинев; - СПб. 1993. - 90 с.

19. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка . М.; - Воронеж; - 2000. - 240 с.

20. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка. // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1987. - С.67-80.

21. Бердяев Н.А. Судьба России: Избр. произведения. Ростов на / Д , 1997 -444 с.

22. Берне Р. Что такое "Я" концепция // Психология самосознания. - Самара, 2000. -С.333-383.

23. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997. -298 с.

24. Бодалев А.А. Психология о личности,- М., 1988. 188 с.

25. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 1997. -С.193-244.

26. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.; 1994. - 168 с.

27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.; 1983. - 412 с.

28. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М.; 1987.-333 с.

29. Бугаева A.J1. Традиционная педагогическая культура ханты и манси. М.; 1994.-С.151.

30. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев., 1997. - 125 с.

31. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения // Этногр. обозрение. -1998. №4. - С. 15-26.

32. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 375 с.

33. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для сред, и высш. пед. учеб. заведений-М, 1999. 168 с.

34. Волков Г.Н. Этнопедагогическая формула гуманистического воспитания личности // Воспитание и развитие личности: Материалы Междунар. науч. -практ. конф., М., 1997. - С.44-45.

35. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М., 1998. -С.195-308.

36. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Педология, М., 1928.№1,-С.58-77.

37. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности: Хрестоматия. Самара, 1999. - Т. 2. - С. 160-164.

38. Вэлла Ю. Белые крики. Книга о вечном. Сургут, 1996. - С.6.

39. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1993. - 28 с.

40. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1997. - 144с.

41. Годфруа Ж. Приложение Б.: Статистика и обработка данных // Что такое психология: В 2 т. М., 1992. -Т.2. - С.277-317.

42. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. -Екатеринбург, 1995. 606 с.

43. Городенко Д.В. Просвещение народов Севера: на материале Ханты-Мансийсого автономного округа: Учеб. пособие. Нижневартовск,. 1997. -83 с.

44. Грачева A.M. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков: (На материале исслед. старшеклассников рус. и евр. национальностей): Автореф. дис. на соиск. . канд. психол. наук. М., 1996. - 21с.

45. Грачева A.M. Психосемантическое исследование особенностей обыденного сознания подростков в области межнационального восприятия // Этнос. Идентичность. Образование / Под ред. В.С.Собкина. М., 1998. - С.206-277.

46. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997. - С.640.

47. Джемс У. Психология. М., 1991. - 369 с.

48. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999. - 208 с.

49. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. Л., 1982. - С.68.

50. Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. Этнографический очерк местных инородцев. Т. 3. 1911. - Тобольск. - С.32.

51. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психол. журн. -1981.- Т.2, № 5. С.43-54.

52. Егоров В.Н. Малокомплектная кочевая школа как социально-педагогическая закономерность в развитии школьной сети в условиях Севера: Автореф.дис. . канд. пед. наук. Якутск, 1999. - 21с.

53. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до tнаших дней. Учеб. для старших кл. Екатеринбург, 1999. - С.402-435.

54. Казакова З.Н. Особенности этнического самосознания у будущих педагогов ханты и манси (учащихся педучилища): Дис. . канд. психол. наук. М. 1993. - С.116-161.

55. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учеб. пособие. М., 1997. - 191с.

56. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Томск, 1995. -Т.2.- С.5-15.

57. Кастрен М.А. Путешествие в Сибирь (1845 1849) //Соч.: В 2 т. - Тюмень, 1999.-Т .2.-351с.

58. Кожанов А.А. Внешность как фактор этнического сопоставления // Сов. этнография . 1977,- №3,- С. 14-22.

59. Кон И.С. Ребенок и общество: (Ист.-этногр. перспектива) М., 1988. - 271с.

60. Кон И.С. Социологическая психология: Избр. психол. тр. М.; - Воронеж, 1999.-554с.

61. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970. - 100с.

62. Косвен М. Проблемы воспитания и психологии ребенка в свете этнографического материала // Сов. этнография. -1946. -№ 2. С.227-232.

63. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. Теория и методология,- М., 1992. -С.142.

64. Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология,- Ростов-на/Д, 2000.-С.111-150.

65. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984. -192с.

66. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX -начале XX вв: Этногр. очерки. Томск. 1977. - 225с.

67. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992. -136с.

68. Куриков В.М. Ханты-Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третье тысячелетие. Екатеринбург, 2000. - С. 57-97.

69. Кушнир A.M. Особенности ценностных ориентации и самосознания личности детей народностей Севера: (На материале изучения школьников саами): Дис. . канд.психол.наук. М. 1988. - 182с.

70. Лазарева JI.Г. Югра. Дек. 1999.-№13 С.2-3.

71. Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск, 1998. 114 с.

72. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие М., 1999. - 223 с.

73. Лебедева Н.М. Новые возможности одной известной концепции // Психол. жур. -1989. -Т.10, № 2. С.25-37.

74. Лебон Г. Психология толп // Психология толп М., 1999. - С. 15-254.

75. Левин М.Г. Антропологические типы Сибири и их генезис // Доклад Сов. делегации на V Международном конгрессе антропологов и этнографов. -М., 1956. -С.4.

76. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994. - 384с.

77. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблема формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых//Сов. этнография. -1973.- № 5. С.123-131.

78. Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии: Учеб.-справ, пособие. М„ 1998. - 311 с.

79. Леонтьев А.А. Личность как историко-этническая категория // Сов. этнография. -1981. -№ 3. С.35-44.

80. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Психология личности: Хрестоматия. Самара, 1999. -Т. 2,- С. 165-196.

81. Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. М., 1982.- 253 с.

82. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985. --364 с.

83. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Эксперим.- психол. исслед. М., 1974. - 172 с.

84. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов.-М. 1998.-446с.

85. Малейчук Г.И. Модель становления идентификации // Журн. практ. психологии. -1996. № 6. - С.3-11.

86. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб. 1997. - 50 с.

87. Мартынова Е.П. Социализация детей у хантов и манси // Материалы 7 Виноградовских чтений. Екатеринбург, 1993. -4.1 - С.29-30.

88. Мархинин В.В., Удалова И.В. Этнос в ситуации выбора будущего: По материалам социол. исслед. образа жизни хантов, ненцев, манси Нижневарт. р-на Ханты-Мансийс. авт. окр. Новосибирск, 1993. - 208 с.

89. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994. - 15с.

90. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С. Этнология. Народы России: История и современное положение: Учеб. пособие. М. 1997. - 317 с.

91. Мерлин B.C. Психология индивидуальности: Избр. психол. тр. М.; -Воронеж, 1996. - 446 с.

92. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения М., 1988. - 429 с.

93. Мировоззрение финно-угорских народов: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И.Н.Гемуев. Новосибирск. 1990. - 216 с.

94. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. - 365 с.

95. ЮО.Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999. - С. 183.

96. Мухина B.C. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000. - 456 с.

97. Мухина B.C. Детская психология. М., 1999. - 352 с.

98. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоениясоциального опыта. М., 1981. - 239 с.

99. Мухина B.C. Проблемы генеза личности: Учеб. пособие М., 1985. - 105 с.

100. Мухина B.C. Современное самосознание народностей Севера // Психол. жур. -1988. -Т.9, № 4. С.44-52.

101. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж. 1999.-635 с.

102. Ю7.Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. - 356с.

103. Национальный состав населения СССР: По данным Всесоюз. переписи населения 1989г. М., 1991. - 160с.

104. Немысова Е.А. Проблемы этнообразовательной системы народов ханты и манси // Социокультурная динамика Ханты-Мантыйского автономного округа сегодня и в перспективе XXI века: федеральный и регональный аспекты. Сургут, 1999. - С. 183-188.

105. Павленко В.Н., Таглин С.А. Методы исследования в этнопсихологии // Введение в этническую психологию. Харьков, 1992. - С.27-62.

106. Патканов С.К. Очерк колонизации Сибири. Тюмень, 1999. Т.2. - С.71.

107. Петровский А.В. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. М., 1996. - 348с.

108. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб., 1997. - 286с.

109. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб.,1993. 109с.

110. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973. - С.2-14.

111. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история, М., 1979. - 232с.

112. Практическая психология образования: Учеб. для студентов вузов / Под ред. И.В. Дубровина. М., 2000. - 525 с.

113. Прокопенко В.И. Игры ваховских, аганских хантов и лесных ненцев. -Екатеринбург, 1997. 89с.

114. Прокопенко В.И. Традиционные игры народов Севера // Просвещение на Крайнем Севере. СПб., 1992. Сб. №25. - С.220-236.

115. Прокопенко В.И. Ханты: этнопедагогика физического воспитания. М.,1994. 134с.

116. Психология: Словарь / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М„ 1990. -495с.

117. Работа психолога в начальной школе. / Битянова М.Р. и др. -М., 1998. 342с.

118. Рейнсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера // Сов.этнография. М., 1949. -№ 3. - С. 109-132.129 .Решетникова Р.Г. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. Ханты-Мансийск, 1997. - С. 15-16.

119. Романов В.В. Использование композиционных портретов при расследовании преступлений: Дис. . канд.юрид.наук. Минск, 1973. - 143с.

120. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1994. - 20с.

121. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. - 705с.

122. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности: Хрестоматия. Самара, 1999. Т.2. - С.227-239.

123. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учеб. для вузов М., 2000.- 303с.

124. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. 2000. - 349с.

125. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб. 1999. -203с.

126. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Сов.этнография. 1982. № 1. - С.80-88.

127. Снежкова И.А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества: (На материалах этносоциол. обследования г.Киева и Киев.обл.): Автореф. дис. . канд.ист. наук. М., 1983. - 24с,

128. Снетков В.А., Зимин A.M., Виниченко И.В. Типы и элементы внешности (ТЭВ). М. ВНИИ МВД СССР. 1970. - С.3-26.

129. Собкин B.C., Грачева A.M. К психологии еврейской идентичности // Этнос. Идентичность. Образование / Под.ред. В.С.Собкина- М., 1998. С.105-141.

130. Современный взгляд на народную медицину Севера / Хаснулин В.И. и др.- Новосибирск, 1998. С.6-21.

131. Соколова З.П. "Легенды Вут-Ими": Путешествие по Оби и ее притокам к ханты и манси. Сургут, 1993. - 76с.

132. Соколова З.П. Перестройка и судьба малочисленных народов Севера // История СССР. 1990. № 1. С.155-166.

133. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. -389с.

134. Соловьев B.C. Русская идея // Русская идея: Сб. М„ 1992. - С.187-188.

135. Спасение Югры // Учит.газ. 2000. - № 46, 7 нояб. - С. 12.

136. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. 1972. - 303с.

137. Сподина В.И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). Мегион. 1995. - 176с.

138. Старовойтова Г.В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография. 1983. № 3. С.78-85.

139. Старцев Г. Остяки: Соц.-географ, очерк. JI., 1928. - 152с.151 .Старчаков О.Г. Технические средства моделирования свойств личности // Философские проблемы в криминалистике. Рига. 1969. - С. 18-41.

140. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учеб.пособие для вузов. М., 1999. - 320с.

141. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологических исследований. М., 1993, - С.30-32.

142. Столин В.В. Самосознание личности. М. 1983. - 286с.

143. Субботский Е.В. Детство в условиях разных культур // Вопр. психологии. -1979. -№6. -С.142-151.

144. Султангалиева Ж.К. Особенности социального поведения трудных детей 6-8 лет в ситуации депривации основных потребностей: Автореф.дис. . канд.психол.наук. Алма-Ата, 1988. - 17с.

145. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994. - 173с.

146. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме возникновения психических расстройств // Этногр. обозрение. 1996. - № 4. - С.31-37.

147. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. -Л., 1972.-429с.

148. Тимошенко К.А. Особенности самосознания детей и подростков в замкнутом геоисторическом пространстве (алеуты и русские о.Беринга): Дис. . канд. психол. наук. М., 1996. - С.71-76.

149. Тишков В.А. О феномене этничности // Этногр. обозрение. 1997. №3. -С.9-17.

150. Томилов Н.А. Проблемы этнической истории: По материалам Зап.Сибири. -Томск, 1993. -217с.

151. Тульвисте П.Э. Типы мышления и традиционные занятия // Культура народностей Севера: Традиция и современность. Новосибирск, 1986. -С.194.

152. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. - 573с.

153. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности: Автореф.дис. . канд. психол. наук. М., 1995. - 26с.

154. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "Я" // "Я" и "ОНО": Тр. разных лет. Тбилиси, 1991. -Кн.1. - С. 102-107.

155. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989. - 160с.

156. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего II Русская идея. М., 1992. - С.37-48.

157. Шатилов М.Б. Ваховские остяки. Тюмень, 2000. - С. 157-203.

158. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Соч. М., 1989. - С.475-574.

159. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр.психол.тр. М; Воронеж, 1995. - 414с.

160. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. - 342с.

161. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 2000. - 415с.

162. Этнические стереотипы поведения./ Под ред. А.К. Байбурина JI. 1985. -32с.

163. Этнопсихологический словарь / Под ред. В.Г.Крысько. М., 1999. - 342с.

164. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. -Т.4, №3-4. -С.158-182.

165. Benedict R. The Chrusanfemum and the Sword Boston, 1946. P.304.

166. Boixen H. Das Pik Verfahren // Kriminalistik, 1968, № 4. - Hamborg. - P.345-362.

167. Breakwell G.M.Cjping with threatened identities. L-N.V. Mithnen. 1986. P.27-49.

168. Erikson E.A. Memorandum of Jdentity and Negro Youth // a Wayof Looking at Things. Selekted Papers / Ed by S.Schlein. N.V.: W.W.Norton & Company, -1992. -P.8-56.

169. Foot N. Identification as the Basis ford Theory of Motivation // American Sociological Review 1951 - №4. - P.32-40.

170. Gabriel I., Ben-Tovin G. The Conceptualization of Race Relations in Sociological Theory // Ethnic and Racial Syudies. 1979 - Vol.2, №2. - P.237-349.

171. Hamilton D. Jdenti kit // The Police Jarnal, September - October, 1962, № 5, -London.

172. Hansem M.L. The Problem of the Third Generation Immigrant. Rosh Island: 11, Augustana Historical Society, 1937. - P.83.

173. Katz D., Braly K. Racial prayndice and rarual sterotupres Journal of Abnormal and Social Psychology, 1935. P. 175-193.

174. Lindsmit A.R. Straus A.L. Social Psychology. N.V. 1968. - P.91-123.

175. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980. - P.38-47.

176. Mead G.H. Mind, self and S-M. Chicago: Chicago Univ Press, 1975. - P.43-48. 191,Obidinski T. Methodological Considerations in the Definition of Enthnicity //

177. Enthnicity 1978 - Vol.5., №3. - P.213-228.

178. Park R.E. Human migration and the marginal man // Amerikan Jornal of Sociology. Chicago, 1928 - Vol. 33 №6. - P.881-893.

179. Park R.E. Race and culture. Glencoe, Free press, 1950 (Part 26. Marginal Man. Chapt. Human Migration and the Marginal Man.). P.355-376.

180. Stonegvist E.V. The Marginal man. Study in personality and culture. New Jork, Russel & Russel. 1961. - XVIII. - P.228.

181. Taifel H. Human gronps and social categories: Studies in social psychology.-Cambridge: Univ. Press, 1981. P.255.

182. Tajfel H. Stereotypes and social groups // Jntergroup behaviur / Ed. By J.C.Turner, H.Giles Oxford: Basil Blackwell, 1981. - P.144.

183. Taifel H. Social Categorization in the Social Psyobroly of Hlogroup Relations. London / Academic Press. 1978. P.79-97.

184. Terhune K. From National Behavior: A.Reformulation // I.Conft Resole 1970 -Vol.XVI №2. - P.203-263.

185. Threatened identities (Breakwell G.M.(ed) Chichester. Wielty.1983. P.56-91.

186. Vetman N.R. Steel C.H. Majority and Minority: The Dynamics of Racial and Ethic Relatuons Boston: Allen and Bason Inc. 1971. - P.4-16.213

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.