Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Кирсанова, Вероника Геннадиевна

  • Кирсанова, Вероника Геннадиевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 173
Кирсанова, Вероника Геннадиевна. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций: дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Москва. 2005. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Кирсанова, Вероника Геннадиевна

Введение.

Глава I. Психологические исследования религиозности.

1.1 Религиозность в зарубежной психологии.

1.2 Религиозность в отечественной психологии.

1.3 Феномен нетрадиционной религиозности в зарубежных и отечественных исследованиях.

1.4 Механизмы психологического воздействия в нетрадиционных религиозных организациях «Церковь Сайентологии», «Свидетели Иеговы», MOCK.

1.5 Понятийный аппарат исследования.

Глава II. Исследование психологических особенностей членов нетрадиционных религиозных организаций.

2.1 Методы исследования психологических особенностей членов нетрадиционных религиозных организаций.

2.2 Результаты исследования психологических особенностей членов нетрадиционных религиозных организаций.

2.3 Сравнительный анализ результатов исследования психологических особенностей членов нетрадиционных религиозных организаций.

2.4 Программа дополнительного профессионального образования «Нетрадиционные религиозные организации и молодежь».

2.5 Результаты апробации программы дополнительного профессионального образования «Нетрадиционные религиозные организации и молодежь».

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций»

В настоящее время в нашей стране усилилось влияние различных религиозных движений на общественную жизнь. Повсеместно отмечается увеличение активности прозелитической деятельности разных религиозных групп. Религиозные организации развивают просветительскую, благотворительную, политическую деятельность. Однако в общественной жизни наряду с положительными результатами деятельности религиозных организаций наблюдаются иные явления - нарушение прав человека, противоправные действия, религиозный экстремизм. На некоторые религиозные группы возлагается ответственность за действия своих адептов, направленные против общества и личности.

Нетрадиционные религиозные организации получили широкое распространение в России. Как отмечают исследователи это явление - широкая экспансия подобных групп, свойственна периодам экономических и политических кризисов [53, 167]. Неуверенность в перспективах развития современного общества порождает необходимость новых форм иллюзорно-компенсаторного воздействия на действительность [6]. На январь 2004 года в России было зарегистрировано 21664 религиозных организаций. [98, с.56]. Большинство из них - нетрадиционные, т.е. отмежевавшиеся от основных конфессий (христианство, буддизм, ислам), не имеющие национальных корней на территории нашей страны.

Ряд действующих ныне религиозных объединений в силу особенностей их внутренней организации, вероучения, отношения к традиционным религиям называют сектами, то есть «ограниченными группами, отмежевавшимися от основных конфессий и жестко требующими признания правоты своего вероучения, связанных с ним морали и образа жизни» [13, с. 190], а также характеризующиеся утверждениями «избранничества, тенденцией к изоляционизму. отсутствием института священства.харизматическим лидерством» [160, с.75].

Деятельность таких религиозных групп может не иметь явно противоправного содержания, однако негативное влияние религиозной организации на ее адепта может быть определенно и ярко выражено. Член секты «.духовно отрывается от семьи, народа, государства, в его сознании происходят значительные изменения - разрушению подвергается национальная ментальность, гражданственность и патриотизм» [24, с. 99]. Происходит, по мнению ряда авторов, «увод личности от проверенных вековым народным опытом ценностей духовной культуры в антигуманную и беспочвенную мистику» [87, с. 107]. Воздействие сект на общество характеризуется как разрушительное, разрушаются гуманистические, религиозные, гражданские ценности [166].

Большинство неофитов нетрадиционных религиозных групп - молодые люди. Уход от активной общественной жизни, работы, учебы, службы в армии, разрыв семейных связей являются частыми последствиями участия в таких организациях. Чем обусловлены подобные явления? Возможно ли предотвратить вовлечение в нетрадиционные религиозные группы? Необходимость научного осмысления данных проблем становится все более актуальной.

Еще на заре становления психологии как самостоятельной науки феномен религиозности привлекал внимание выдающихся ее представителей. З.Фрейд, У. Джемс, К.-Г.Юнг, Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл посвятили этой тематике ряд работ.

Современные исследователи плодотворно изучают проблему религиозности (И.С. Кон, В.И. Носович, Ю.М. Орлов, К.К. Платонов, Л.И. Пилипен-ко, М.Г. Писманик, Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков), Предметом изучения становится все более широкий круг вопросов: вера, религиозное сознание, религиозное поведение, обряды и ритуалы.

Действительность потребовала внимания к новым явлениям - нетрадиционной сектантской религиозности. И раньше исследователи изучали секты, историю их появления, обряды, особенности богослужения, жизненный уклад (В.Р. Букин, А.И. Клибанов, И.А. Крывелев, Д.М. Угринович). В то время, когда проводились эти исследования - 60-80-е гг., сектантская религиозность не проявлялась в том виде, который мы наблюдаем сейчас. Перед обществом еще не стояла проблема разрушительной деятельности сект по отношению к семье, общественным и государственным институтам.

Отечественные и зарубежные авторы изучают различные аспекты нетрадиционной религиозности, увеличивается количество работ по данной тематике. (Е.Н. Волков, E.JI. Доценко, Т.В. Евгеньева, Е.Н. Исполатова, Ф.В. Кондратьев, А.В. Романов, Д.Г. Трунов, И.А. Чеснокова, К. Джианбалво, М. Галантер, Ч. Гатто Трокки, К. Гарви, Д. Кларк, X. Ремшмитт, С. Хассен). Нетрадиционные религиозные организации, их деятельность, последствия участия в них становятся предметом внимания исследователей. Тем не менее психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций изучены недостаточно. Необходимость изучения личности адептов культов становится все более очевидной с ростом численности этих организаций. Вопрос профилактики вовлечения в деструктивные культы не может быть успешно решен без учета психологических особенностей сторонников нетрадиционной религиозности.

Противоречие между недостаточной исследованностью психологических особенностей членов нетрадиционных религиозных организаций и широким распространением культов явилось основанием для написания данной работы.

Специфика предмета требует изучения этой проблемы применительно к конкретной конфессиональной общности. В связи с этим исследование строилось на изучении нетрадиционных религиозных организаций «Международное общество сознания Кришны» (далее в тексте MOCK), «Церковь Сайентологии» и «Свидетели Иеговы». Данные религиозные объединения являются одними из самых крупных в России нетрадиционных религиозных организаций зарубежного происхождения. Ряд исследователей утверждает, что данные группы являются сектами, чья деятельность носит деструктивный характер, т.е. разрушительна для психического и физического здоровья адептов (Е.Н. Волков, A.JI. Дворкин, И.А. Галицкая, И.В. Метлик).

Цель исследования: выявить психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций.

Объект исследования: личность членов религиозных организаций.

Предмет исследования: психологические особенности личности членов религиозных организаций.

Цель исследования: выявить психологические особенности личности членов нетрадиционных религиозных организаций.

Гипотеза исследования: члены нетрадиционных религиозных организаций обладают рядом специфических личностных характеристик, обусловленных особенностями культовых организаций и тендерными различиями.

База исследования: члены нетрадиционных религиозных организаций MOCK, «Церковь Сайентологии», «Свидетели Иеговы» — участники экспериментальной группы. В качестве контрольной группы рассматривались студенты вузов МГОУ, МПГУ, РОСНОУ, не являющиеся сторонниками ни одной религиозной организации. Всего в исследовании принимало участие 162 чел. Из них адептов нетрадиционных религиозных организаций - 32 , студентов вузов - 30, учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов - слушателей ИПК и ПРНО Московской области - 100.

Цель и гипотеза исследования определили постановку и решение следующих задач:

1. Теоретический анализ разработки проблемы религиозности и деструктивных религиозных групп в зарубежных и отечественных исследованиях.

2. Описание специфики характера организации и деятельности нетрадиционной религиозной группы и ее влияния на участника.

3. Выявление и сравнительный анализ личностных особенностей членов нетрадиционных религиозных организаций и людей, не принадлежащих ни к одной конфессии.

4. Определение способов профилактики вовлечения в нетрадиционные религиозные организации, разработка программы профессионального дополнительного образования «Нетрадиционные религиозные организации и молодежь».

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: научные принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития; научная теория структуры самосознания B.C. Мухиной; положения современной психологии религии Р.И. Грановской, К.К. Платонова, Д.М. Угрино-вича; подходы в изучении смысловых структур личности и динамики их развития Ф.Е. Василюка, Д.А. Леонтьева, В.Э. Чудновского; подход в изучении деструктивного контроля сознания С. Хассена.

Исследование проводилось с 2000 по 2005 гг. и состояло из трех этапов:

1 этап 2000-2001 гг. - проведение анализа научной литературы, уточнение методологии и методов исследования, исходных понятий, необходимых в рамках исследования, формирование целей, задач, гипотезы.

2 этап 2002-2003 гг. - выявление психологических особенностей личности участников контрольной и экспериментальной групп, математическая обработка данных, сравнительный анализ результатов.

3 этап 2004-2005 гг. - обобщение эмпирических данных, их интерпретация, систематизация, разработка и апробация программы дополнительного профессионального образования «Нетрадиционные религиозные организации и молодежь», оформление диссертации.

Методы исследования. В исследовании использовались: анализ психологической, религиозной, философской, педагогической литературы по проблеме исследования; психологическое тестирование с применением шестнадцатифакторного опросника Р.Б. Кеттелла, методики определения ценностных ориентаций М. Рокича, MMPI, методики диагностики межличностных отношений Т. Лири, ПДО А.Е. Личко, тест Я. Стреляу, методики определения локуса контроля Дж. Роттера, методики исследования самоотношения С.В. Пантилеева; методы математической статистики - факторный анализ; сравнительный анализ.

В ходе работы было проведено углубленное исследование личности нескольких членов МОСК. На основе полученных данных составлены психологические портреты.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими и методологическими концепциями, репрезентативностью выборки, использованием валидных и надежных методов, адекватных целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов.

Научная новизна. Специфические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций более отчетливо проявляются в сфере ценностных ориентаций, чем в сфере индивидуально-типологических свойств. Показано, что выявленные особенности существенно обусловлены спецификой вероучения и характером деятельности организаций. Экспериментально выявлено влияние половых различий на психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций, проявляющиеся в области индивидуально-типологических свойств и ценностных ориентаций. Экспериментально подтверждено, что основным механизмом вовлечения и удержания в культовой группе является деструктивный контроль сознания, и доказано, что он направлен на изменение системы ценностных ориентаций адептов.

Теоретическая значимость определяется вкладом в разработку проблем психологических особенностей религиозного сознания молодежи. Полученные в диссертационной работе данные углубляют представление о механизме негативного психологического воздействия на личность члена нетрадиционной религиозной организации, суть которого состоит в изменении системы ценностных ориентаций. В ходе исследования уточнен и дополнен критерий деструктивности нетрадиционных религиозных организаций, уточнены понятия «деструктивного контроля сознания», «деструктивного культа».

Практическая значимость работы заключается в разработке программы «Нетрадиционные религиозные организации и молодежь» дополнительного профессионального образования для учителей, социальных педагогов и педагогов-психологов, направленной на профилактику вовлечения в культовые организации; в подборе банка диагностических методик для изучения психологических особенностей членов сект, уточнении направления работы практического психолога по профилактике, реабилитации и реадаптации участников культов.

Положения, выносимые на защиту

1. Члены нетрадиционных религиозных организаций обладают рядом специфических личностных особенностей, имеющих отличия в зависимости от пола и принадлежности к определенной религиозной группе. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций находят отражение в области ценностных ориентаций более, чем в области индивидуально-типологических свойств.

2. Механизмом вовлечения и удержания в религиозной группе является деструктивный контроль сознания, направленный на изменение системы ценностных ориентаций. Система ценностных ориентаций членов культов характеризуется противоречивым сочетанием высоких целей и утилитарных средств их достижения, что не свойственно лицам, не принадлежащим ни к одной религиозной группе. Это дает основание считать, что данная особенность является признаком культовой системы ценностей.

3. Несформированность системы ценностных ориентаций, которая находится в стадии становления или перестройки, является благоприятной психологической почвой для вовлечения в нетрадиционные религиозные организации, что обусловливает участие в подобных организациях преимущественно молодежи.

4. На защиту выносится содержание программы дополнительного профессионального образования «Нетрадиционные религиозные организации и молодежь», направленной на профилактику вовлечения в нетрадиционные религиозные организации старшеклассников и молодежи.

Апробация диссертационной работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры психологии МГОУ (фев. 2005), кафедры общей и социальной педагогики ИПК и ПРНО МО (сент. 2002, март 2005 гг.); на научно-практических конференциях в г. Орехово-Зуево (окт. 2001 г.), Чите (фев. 2005); на научно-практическом семинаре «Работа социального педагога с девиантными подростками» (ИПК и ПРНО МО, нояб. 2004).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, включающего 167 наименований, содержит таблицы, графики, схемы в виде приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Кирсанова, Вероника Геннадиевна

- результаты исследования дают основание предполагать, что психологические особенности адепта культа могут зависеть от пола. Так, у женщин экспериментальной группы более выражены гипотимные черты, в отличие от мкжчин - сектантов. Это дает основание полагать, что в культы вступают преимущественно женщины гипотимного типа.

Женщинами контрольной группы ценности «свобода», «общественное признание» оценивается выше, чем женщинами экспериментальной группы. Мы связываем это также с тем психологическим статусом, который занимает женщина в нетрадиционных религиозных организациях. Женщины в культе сознательно принимают положение зависимости и определенности обязанностей, как обоснованные доктриной группы, поэтому актуализации этих ценностей не наблюдается.

- доктрина религиозного объединения, вытекающая из нее организация жизни определенным образом оказывает влияние на проявление ряда психологических особенностей как в сфере индивидуально — психологических свойств, так и в системе ценностей. Например, были выявлены отличия между группами сектантов по фактору L опросника Р.Б. Кеттелла — «подозрительность-доверчивость». Можно предположить, что членам сайентологической церкви менее свойственна доверчивость, наивность, внимание к оценкам и мнениям окружающих, более свойственна подозрительность, критичность.

Существенные различия между членами разных культов были обнаружены по шкале MMPI Pd - психопатии. Наиболее высокие показатели по шкале у членов сайентологической церкви. Возможно, выраженность этих показателей может свидетельствовать об уровне деструктивной направленность группы.

Отмечаются различия между адептами культов в системе ценностей -целей и ценностей - средств, например «интересная работа», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «рационализм», «самоконтроль». Эти различия, как нам представляется, связаны с направленностью группы, например, с эсхатологическим характером доктрины «Свидетелей Иеговы».

Отношение к этой ценности - средству «честность» членов сайентологической церкви по нашему мнению имеет отношение к тем этическим принципам, которые проповедываются данной группой. Доктрина группы допускает наличие двойных этических стандартов для своих сторонников. Обман считается допустимым в отношении тех, кто не является членом этой организации.

- полученные данные свидетельствуют о том, что риску вовлечения в деструктивные культы подвержен, вероятно, более широкий круг людей, чем предполагалось, и вопрос профилактики является чрезвычайно важным, но мало разработанными. Усилия специалистов направляются главным образом на реабилитацию жертв культов. По этой причине автор данной работы разработал программу дополнительного профессионального образования «Нетрадиционные религиозные организации и молодежь».

Программа разработана с целью способствовать профилактике вовлечения в деструктивные культы путем распространения объективной информации о деструктивной религиозности среди учителей, педагогов - психологов и социальных педагогов в системе повышения квалификации.

В основу программы легли систематизированные знания из области педагогической психологии, психологии религии, возрастной психологии, изложенные в соответствии с требованиями указанных категорий слушателей.

Программа прошла апробацию в ИПК и ПРНО МО. В результате анкетирования, проведенного по завершении знакомства слушателей с программой «Нетрадиционные религиозные организации и молодежь» выявлено, что слушателями ИПК и ПРНО МО содержание программы признано актуальным, имеющим практическую значимость.

Заключение

Исследование нетрадиционной религиозности - сложная задача. Изоляционизм религиозных организаций, отрицательное отношение к исследованиям любого рода затрудняют исследовательскую работы. Сложность состоит и в том, что исследователь обязан занимать непредвзятую позицию в отношении религиозных взглядов тех, кто является объектом его интереса. Демократическое общество обязано поддерживать и охранять право каждого выбирать собственные пути духовного роста и самосовершенствования. Некоторые нетрадиционные религиозные организации рассматривают интерес исследователей к ним как проявление нарушений принципа свободы совести.

Несмотря на эти затруднения, тема нетрадиционной религиозности все чаще привлекает внимание представителей самых разных областей знания -педагогов, психологов, социологов, религиоведов. Источник этого интереса в большинстве случаев, к сожалению, берет свое начало в тех отрицательных проявлениях сектантской религиозности, которые в настоящее время становятся все более многочисленными, все более устрашающими - фанатизм, религиозный экстремизм, терроризм.

Множится количество трудов, посвященных вопросам психологических коней религии, ее функциям, ее значению. Проблема религиозности привлекала внимание многих выдающихся исследователей - 3. Фрейда, У. Джемса, К. - Г. Юнга, Э. Фромма, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла.

Современные исследователи плодотворно изучают проблему религиозности (Р.И. Грановская. И.С. Кон, В.И. Носович, Ю.М. Орлов, Л.И. Пили-пенко, М.Г. Писманик, И.Н. Яблоков и др.). Предметом изучения становится все более широкий круг вопросов - вера, религиозное сознание, религиозное поведение, религиозные организации, обряды и ритуалы.

Действительность потребовала внимания к новым явлениям - нетрадиционной сектантской религиозности. Исследования сектантства, проводившиеся ранее, рассматривали историю появления нетрадиционных религоз-ных организаций, обряды, особенности богослужения, жизненный уклад (В.Р. Букин, А.И. Клибанов, И.А. Крывелев, Д.М. Угринович).

Отечественные и зарубежные авторы изучают различные аспекты современной сектантской религиозности, количество работ по этой тематике возрастает (Е.Н. Волков, E.JI. Доценко, Т.В. Евгеньева, Е.Н. Исполатова, Ф.В. Кондратьев, А.В. Романов, Д.Г. Трунов, И.А. Чеснокова, К. Джианбал-во, М. Галантер, Ч. Гатто Трокки, К. Гарви, Д. Кларка, X. Ремшмитт, С. Хассен и др.). Особое внимание исследователей обращено на разработку подходов в реабилитации и реадаптации бывших участников культовых организаций. Вопросы профилактики вовлечения в деструктивные религиозные организации также становятся предметом интереса психологов. В рамках решения этих задач изучаются психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций.

Осмелимся предположить, что каждый, кто ставит перед собой задачу выявить психологические особенности людей, вовлекаемых в культы, надеется на то, что такие особенности будут найдены и автор сможет представить целостный портрет из черт характера, типологических свойств. Это представление, возможно, имеет истоки в обыденном сознании, которое обычно приписывает членам деструктивных культов определенные, ярко выраженные черты, например, разного рода и выраженности нарушения психического здоровья. Далее, это в некоторой степени облегчает ответ на вопрос, что надо делать, чтобы численность нетрадиционных религиозных организаций деструктивной направленности не увеличивалась. Можно было бы предположить, что для людей с определенными особенностями характера, выявленными с помощью диагностических процедур, могли бы проводится специально организованные занятия, тренинги, беседы в целях профилактики вовлечения в культы.

Автор настоящего исследования также исходил из предположения о существовании таких черт характера или даже особенностей нервной системы, которые объединяют сторонников культов.

Личность испытуемых изучалась с помощью методик, призванных эти особенности обнаружить. Каждый участник исследования изучался на наличие особенностей в общей сложности по 69 параметрам. Однако, это предположение не нашло полного подтверждения в результатах исследования. Полученные результаты свидетельствуют о том, что не столько индивидуально - типологические особенности объединяют членов культов, сколько система ценностей. Это значит, что в секты вступают экстраверты и интроверты, конформные и устойчивые к давлению окружения, конфликтные и дружелюбные, аналитического и художественного склада ума. Членов нетрадиционных религиозных организаций объединяют не столько личностные свойства, сколько общие особенности системы ценностных ориентаций. Именно система ценностей является мишенью воздействия в религиозном культе и является той структурой личности, которая претерпевает значительные изменения в результате пребывания в религиозной организации.

Если это так, то сделанные выводы являются поводом для размышления.

Этот результат, возможно, объясняет, почему именно сейчас число культов стремительно растет. Несформированность или «расшатанность» системы ценностей является благоприятной психологической почвой вовлечения в культы. Нестабильность социально — экономического положения, расшатывание института семьи, трансформация прежней образовательной системы, отсутствие единой системы воспитания являются причинами вовлечения в подобные организации и, следовательно, причиной роста негативных последствий деятельности нетрадиционных религиозных организаций деструктивной направленности.

В то время как общественные и государственные институты бездействуют, заинтересованные в привлечении адептов организации используют ценностную дезориентированность, обусловленную разными факторами: возрастным кризисом, жизненными проблемами, упущениями воспитания в целях увеличения собственной численности. Это значит, что исследователям необходимо углублять работу в ином направлении — дальнейшем изучении процессов формирования ценностей, смыслов человеческой жизни, разработки методов формирования гуманных, общечеловеческих смыслов.

Однако внимание специалистов направлено в большей степени на работу с последствиями вовлечения в культы. Это, несомненно, важно, но в настоящее время назрела необходимость работать над профилактикой этого явления. Поиск новых путей решения этой проблемы - насущная необходимость и обширное поле для дальнейшей работы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Кирсанова, Вероника Геннадиевна, 2005 год

1. Акимова М.К., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. -М., 2003

2. Анти-Саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббар-дизма. С.-Пб., 1999

3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию.-М., 1998

4. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. — М., 1984

5. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. М., 1999

6. Белик А.А. Григулевич И.Р. Пророки «новой истины. Очерки о культах и суевериях современного капиталистического общества// Религии мира. История и современность. Ежегодник. 1985. -М., 1986

7. Берсенева Т., Рычкова В. Духовно-психическая безопасность личности. Краткая характеристика наиболее распространенных нетрадиционных религиозных объединений//ОБЖ. -2005. -№ 3

8. Берсенева Т., Рычкова В. Духовно-психическая безопасность личности// ОБЖ. -2004. -№ 6

9. Богатырева Е. Н. Психология обмана: преимущества и потери. -С.-Пб., 1998

10. Василюк Ф.Е. Психология переживания. -М., 1984

11. Вердикт: Саентология является религией. Международный обзор юридических заключений, решений судов и правительственных решений относительно церкви Саентологии. Гуманитарный Центр Хаббарда. М., 2001

12. Волков Е. Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики//Журнал практического психолога. 1997. -№1

13. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах //Журнал практического психолога. 1996. -№ 3

14. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мыш-ления)//Журнал практического психолога. 1996.- № 5

15. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания//Журнал практического психолога. 1996.-№ 2

16. Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов /http.//www//magasin.mospsy.ru/nomer3/index.shtml

17. Волков Е.Н. Феномен деструктивных культов и контроля сознания/ http.//www//p sy factor, org/sekta2. htm

18. Галицкая И. А, Метлик И. В. Новые религиозные культы и школа. Пособие для руководителей образования и учителей. -М., 2001

19. Галицкая И. А, Метлик И. В. Экспертное заключение религиоведческой исследовательской группы Института развития личности Российской Академии Образования по обращению Комитета по спасению молодежи. http://www//iriney.ru

20. Галицкая И. А., Метлик И.В., Соловьев А. О предупреждении внедрения нетрадиционных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения. -М., 2000

21. Гандоу Т. Империя "преподобного" Муна. Клин, 1995

22. Грановская Р. М. Психология веры. -С.-Пб. 2004

23. Григорьева Л.И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. Красноярск, 1999

24. Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». -М., 1983

25. Грошева Л.Н. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов. Автореф. дисс.канд. психол. н. -М., 2004

26. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь). М., 1980

27. Дворкин A.JI. Сектоведение. Опыт систематического исследования Н.Новгород, 2000

28. Дворкин А. Л. Секты против церкви. М., 2000

29. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910

30. Джиамбалво К. Консультирование о выходе: семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ. -Н.- Новгород, 1995.

31. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции // Вестник МГУ. -1993. -№ 4

32. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997

33. Дубровский Д.И. Новое открытие сознания?//Вопросы философии. -2003. -№7

34. Дьяконов Б.П. Социально-педагогическая деятельность христианских конфессий в исправительной колонии. Дисс. к. пед. н. -М., 2001

35. Дюброу-Анхель С. Депрограммирование: исследование одного случая. http://www//adran.narod.ru/

36. Евгеньева Т.В. Психология религии и проблемы работы с верующими. -М., 1988

37. Евменов Д. История создания и учение общества Сторожевой башни. Дисс. к. богослов, н. -М., 1998

38. Исполатова Е. Н. Работа с личностной историей как часть консультирования о выходе// Журнал практического психолога.- 2000. -№1-2

39. Как завести и продолжить разговор на библейскую тему. Watch Tower Bible And Tract Society Of Pennsylvania New York, 1994

40. Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. -М., 1997

41. Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. -М., 1989

42. Кларк Д., Джиамбалво К., Джиамбалво Н., Гарви К., Лангоуни М.Д. Консультирование о выходе: практический обзор // Журнал практического психолога. -2000. -№ 1-251 .Клибанов А.И. Проблемы изучения и критики религиозного сектантства. -М., 1971

43. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблема самосознания личности. М., 1979

44. Кондратьев Ф.В. Подсознательные формы коллективного реагирования в новых «конфессиональных группах» на современном социокультурном фоне. //Журнал практического психолога . -1997. N4

45. Коридон Б. Хаббард: мессия или сумасшедший? (отрывки из критической биографии)//Журнал практического психолога. -2000. -№ 1-2

46. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2001

47. Кремер Н.Ш. Теория вероятности и математическая статистика. -М., 2003

48. Крывелев И.А. К характеристике сущности и значения религиозного поведения. //Советская этнография. 1967. -№ 6

49. Кураев А. Традиция, догмат, обряд. М., 1995

50. Куроедов В. А. Религия и закон. -М., 1970

51. Левин Г.Д. Можно ли религиозное знание приравнять к научным гипотезам?//Вопросы философии. -2004. -№11

52. Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. -М., 1990

53. Леонтьев Д.А. Психология смысла. -М., 2003

54. Личко А.Е. Патохарактерологические исследования у подростков. —Л., 1981

55. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. -М., 1985

56. Личко А.Е., Иванов М.Я. Диагностика характера подростков. -М., 1995

57. Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллин, 1992

58. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М., 1993

59. Манигетти А. Онтопсихологическая педагогика. -Пермь, 1993

60. Мансарес С. Воспоминания свидетеля Иеговы. -Тбилиси, 1995

61. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — С.-Пб., 1997

62. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология М., 2001

63. Мишель И. Культовая травма и исцеление (отрывки из магистерской диссертации) // Журнал практического психолога. -2000.- № 1-2

64. Молчанов И. Секреты деструктивных культов и тоталитарных ceKT//http:/www//psyfactor.org

65. Мосс М. Социальные функции священного. -С.-Пб., 2000

66. Мухина B.C. К проблеме социального развития //Психологический журнал. 1980. -№ 1-2

67. Новопашин А. Протоиерей, Мельников В. О чем свидетельствуют "Свидетели Иеговы? — Новосиб., 1996

68. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: справочник. Белгород, 1997.

69. Новые религиозные культы, движения, организации в России. Изд. 1 и 2. /под ред. Трофимчук Н.А., Освиенко Ф.Г., Одинцов М.И. М., 1997, 199879.Новый Завет. -М, 1990

70. Павленко В.Н., Ваннер К. Особенности психологии евангельских христиан баптистов. Вопросы психологии. - 2004. -№ 5

71. Перевозникова Е.В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации. Автореф. дисс.к. психол. н. -М., 2000

72. Петракова Т.И. Миссионерское нашествие// Педагогика. 2003.- №1

73. Пилипенко Л.Д. Духовное измерение реальности. Автореф. дисс.к. фи-лософ.н. -Новошахтинск, 2003

74. Писманик М.Г. Личность и религия. -М., 1976

75. Писманик М.Г. Особенности сознания верующего. -М., 1973

76. Платонов К.К. Психология религии. -М., 1967

77. Полищук Ю.И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека//Журнал практического психолога. -1997. -№ 1

78. Попова М.А. Фрейдизм и религия. -М., 1985

79. Портнов А.А., Шахнович М. И. Психозы и религия. -Л., 1967

80. Практикум по экспериментальной психологии//под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. С.-Пб., 2000

81. Практическая психология. Инструментарий/под ред. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. -Ростов-на-Дону., 2002

82. Привалов К. Секты: досье страха. -М. 1987

83. Проблемы развития государственно- конфессиональных отношений и социальные концепции ведущих религиозных объединений современной России//Аналитический вестник СФФСРФ (237). 2004. -№ 17

84. Психологические тесты. T.l-2/под ред. А. А. Карелина. -М. 2000

85. Психологический словарь/под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. -М., 1996

86. Пэрротт JI. Подросток и его проблемы. С.-Пб., 2003

87. Религиозное сектантство и современность. Социологические и исторические очерки. -М., 1969

88. Религиозные объединения московской области. Справочник. -М., 1998

89. Ремшмидтт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994

90. Рид. Д. А. Как спасти вашего близкого из сторожевой башни //http://www.sinergia.itn.ru/iegova

91. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека -М., 1994

92. Романов А. В. Психологические причины вовлечения в деструктивные культы. //Журнал практического психолога. -2000.- N 1-2

93. Росс К., Лангоуни М. Является ли беспокоящее поведение вашего сына или дочери результатом вовлеченности в деструктивный культ? (из книги «Культы: что родители должны знать»)//Журнал практического психолога. -2000. -№ 1-2

94. Самыкин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: Социология и психология религии. -Ростов-на-Дону, 1996

95. Сатсварупа дас Госвами Прабхупада. Человек. Святой. Его жизнь. Его наследие. С.-Пб., 1993

96. Сатсварупа дас Госвами Прабхупада. Очерки ведической литературы. Что говорит о себе великая традиция. -Москва-Ленинград-Колькута-Бомбей-Нью-Дели, 1989

97. Свидетели Иеговы в XX веке. — New York, 1994

98. Скородумов А.А. О психонасилии над личностью в религиозных организациях деструктивной направленности//Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы. —1996. N2

99. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей//Вопросы психологии. — 2001.-№4

100. Смейлзер Н. Социология. М., 1994

101. Собчик JI.H. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. С.-Пб. 2000

102. Социальная энциклопедия. М., 2000

103. Стеняев О. "Свидетели Иеговы" кто они? — М., 1996

104. Стеняев О. Диспут со «Свидетелями Иеговы». -М., 2003

105. Таевский Д.А. Синкретические религии и секты. -М., 2001

106. Тацит. К. Сочинения в 2х томах. Т. 1, Анналы. -С.-Пб., 1993

107. Ткачева. Индуистские мистические организации и диалог культур. -М., 1989

108. Тобиас М., Лалич Дж. Терапевтические проблемы жертв культов// Журнал практического психолога 2000. - N1-2.

109. Трельч Э. Церковь и секта. М., 1994

110. Трунов Д.Г. Родители, дети и религиозные организации//Журнал практического психолога. -1996. № 4

111. Угринович Д. М. Обряды. За и против. -М., 1975

112. Угринович Д. М. Психология религии. -М., 1986

113. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. -М., 1985

114. Уолтер М. Царство культов. С.-Пб., 1992.

115. Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях»// Библиотека и закон. 2003. -№ 15

116. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 2. -М., 1955

117. Философский энциклопедический словарь. -2 изд., -М.,1989

118. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М., 1996.

119. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. Сумерки богов. -М., 1983

120. Фрейд 3. Тотем и табу. Я и Оно. -М., 1991

121. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1994

122. Хаббард P.J1. Дианетика: современная наука о разуме. -М., 1995

123. Хаббард P.JI. Дианетика: современная наука душевного здоровья. Учебник по дианетике. -М., 1993

124. Хассен С. Освобождение от психического насилия. Деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. С.-Пб., М., 2003

125. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С.-Пб., 1997

126. Ходырева Е. А. Психология девиантной религиозности в современном обществе//Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII — X симпозиумов. Часть 2/под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чудновского. -М., 2004

127. Целикова В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе //Журнал практического психолога. — 1997. -№ 1

128. Целикова В.В. Психологические механизмы влияния на личность в культе//Журнал практического психолога.-1997. -№1

129. Чалдини Р. Психология влияния. — С.-Пб., 1999

130. Черепахова Э. Охранная грамота. Психологическая безопасность подростка. -М., 2003

131. Чертков А.Б., Комаров В.Н. Беседы о религии и атеизме. -М., 1975

132. Чеснокова И.А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций наличность и ее жизнедеятельность. Автореф. дисс.к. психол. н., -М., 2005

133. Чеснокова И.А. Особенности работы социального педагога с семьями, попавшими под влияние сект и деструктивных культов//Материалы 5-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики. -М., 2002

134. Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни.//Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII X симпозиумов /под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чудновского. -М., 2004

135. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997

136. Шахов М.О. Религиозное знание, объективное знание о религии и наука/вопросы философии. 2004. -№ 11

137. Шри Шрамид А.И. Бхагтиведанта Свами Прабхупада. Бхагавадгита как она есть. Москва-Ленинград-Калькута-Бомбей, Нью-Дели, 1990

138. Шри Шрамид А.И. Бхагтиведанта Свами Прабхупада. Наука самосознания. М., 1991

139. Шувалов А.В. Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании. -М., 2004

140. Щепанская Т.Б. Программа курса «Антропология новых культов» (религиозные движения второй половины XX в.) / http://www//soc.pu.ru

141. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. С.-Пб. 1999

142. Юлен М. Идея переселения душ в XXI в., или будущее одной иллюзии// Вопросы философии-2003. № 3.

143. Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991

144. Юнг К.-Г. О поисках восточных религий и философий. -М., 1994

145. Яблоков И. Н. Социология религии. -М., 1989

146. Galanter М. Psicologia delle sette contemporanee/http:/www//xenu.com-it.net/txt/crist.htm

147. Gatto Trocchi C. Le sette in Italia. -Roma, 1994

148. Fowler J. Stage of faith. -NewYork, 1981

149. Hervieu-Leger D., Champion Fr. -Paris. 198

150. Lifton R. J. Destroying the World to Save It: Aum Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism. -New York, 1999

151. Picard G. L'enfer de sect. Paris, 1984

152. Vivien A. Les sects en France. -Paris, 1985

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.