Психологическая технология обучения анализу кинофильмов как средство развития саногенного мышления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Данина, Мария Михайловна
- Специальность ВАК РФ19.00.07
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Данина, Мария Михайловна
Введение
Глава 1. Саногенное мышление: теоретические и практические аспекты
1.1. Понятие саногенного мышления и история его развития
1.2. Средства развития саногенного мышления
1.3. Саногенные состояния в системе групповой логопсихотерапии Ю.Б.Некрасовой
Глава 2. Кино как психологическое и педагогическое средство обучения и развития
2.1. Кино в системе научных представлений:
2.1.1. Исследование образного компонента кинофильмов в философии и искусствоведении
2.1.2. Исследование кинотекста в лингвистике 42 и теории кино
2.1.3. Кино как предмет психологического исследования
2.2. Использование кино в системе образования
2.3. Использование кино в психотерапии различных направлений:
2.3.1. Психоаналитическая модель кинотерапии
2.3.2. Кинотерапия как элемент гуманистической модели арт-терапии
2.3.3. Кинотерапия в системе онтопсихологии
2.4. Кино как средство развития саногенного мышления в системе семейной групповой логопсихотерапии
Глава 3. Эмпирическое исследование технологии обучения анализу кинофильмов как средства развития саногенного мышления
3.1. Этапы и анализ выборки исследования
3.2. Методы исследования саногенного мышления и обучения анализу кинофильмов как средства его развития
3.3. Результаты исследования:
3.3.1. Исследование саногенного содержания кинофильмов
3.3.2. Исследование психологических компонентов кинофильмов, развивающих саногенное мышление
3.3.3. Исследование динамики саногенного мышления в результате просмотра кинофильмов
3.3.4. Исследование динамики саногенного мышления в результате применения психологической технологии обучения анализу кинофильмов в системе семейной групповой логопсихотерапии
3.4. Общий анализ полученных результатов исследования
3.5. Принципы построения технологии развития саногенного мышления средствами обучения анализу кинофильмов
Выводы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Саногенная рефлексия как фактор стрессоустойчивости личности: на примере спортсменов по вольной борьбе2009 год, кандидат психологических наук Рудаков, Андрей Леонидович
Динамика личностных и речевых характеристик в процессе восстановления нарушенного речевого общения: на примере логопсихотерапии2008 год, кандидат психологических наук Яковистенко, Анастасия Дмитриевна
Личностная саногенная рефлексия в измененных состояниях сознания1993 год, кандидат психологических наук Россохин, Андрей Владимирович
Формирование диалогического общения в психотерапевтическом процессе: На примере разновозрастных групп семейной логопсихотерапии2006 год, кандидат психологических наук Янченко, Ирина Владимировна
Мотивационная включенность в деятельность: Структура, механизмы, условия формирования1998 год, доктор психологических наук Карпова, Наталия Львовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологическая технология обучения анализу кинофильмов как средство развития саногенного мышления»
Современная общественная жизнь отличается динамичностью, неустойчивостью и напряженностью. Эти особенности характеризуют и сферу современного образования. Повышение его эффективности требует развития у детей, подростков и взрослых продуктивного, оздоравливающего (саногенного, по Ю.М. Орлову) мышления, позволяющего человеку осознавать и управлять своими психическими состояниями. Это способствует сохранению психологического и физического здоровья и реализации творческого потенциала личности.
К настоящему времени в зарубежной психологии существуют разнообразные методы развития конструктивного, рационального мышления (Бек, 1967, 1979, 1990; Эллис, 1999, 2002; МакМаллин, 2001 и др.). В отечественной психологии первой стала методика обучения саногенному мышлению Ю.М.Орлова (Орлов, 1993, 1997, 2000). Его учениками и последователями были разработаны обучающие технологии для младших школьников и тренинговые программы для взрослых (О.С.Гребенюк, 2000; С.Н.Морозюк, 2000; Т.Н.Васильева, 1997, и др.).
В современной психолого-педагогической практике обучения активно используется кино, которое имеет и большой развивающий потенциал. Все более широкое применение находят мультимедийные средства. Российская система кинопедагогики и медиаобразования выдвигает три основных задачи: 1) «грамотность» - помогает ученику освоить новые технологии; 2) «оценка» - формирование критического мышления, которое призвано играть роль «информационной защиты» от бескультурья; 3) «коммуникация» - не только изучение самой области массовой коммуникации, но и освоение разнообразных процессов социального взаимодействия и передачи смысла (Ю.Н.Усов, 1980, 1992, 1993; А.В.Федоров, 2007 и др.). Но задача укрепления психологического здоровья обучающихся и повышения их способности к саногенному мышлению средствами кино не ставится.
Следует также отметить, что значительное коше^ психологических исследований посвящено изучению негативного к видеопродукции на психоэмоциональное состояние людей, их устать поведение (А. Вапёига, В.Ыозз, 1963; ЭХеопагё, Ь.Егоп, 1982 I воздействию фильмов с агрессивным содержанием на тревожность и > агрессии у зрителя (Б.Бушман, Р.Джин, 1990; Ь.Вегкшуйг, 1964-.
Ь.К.Ниезтапп, 1.Мо1зе, 1996 и др.), — но работ, в которых выя&: компоненты фильмов, способствующие личностному росту и ра — продуктивного мышления, мало (А.А.Кораблина, 2001; Е.П.Плеска^ 1998). В педагогической психологии также отсутствуют разработав апробированные методики анализа и прогнозирования саногенных эф <= оказываемых кинофильмами; нет технологий, позволяющих заклад:^ сценарий фильмов необходимые компоненты, форми^гг положительные новообразования у зрителей.
В то же время накоплен значительный опыт использования юе средства обучения и развития в коррекционной работе с заикаю: детьми, подростками и взрослыми. В системе семейной грз^ логопсихотерапии, основанной на авторском методе Ю.Б.Некрасовой: г. обязательной стала работа с научно-документальными филы>» логопсихотерапевтических группах Ю.Б.Некрасовой: «Человек можг-(реж. А.И.Шувиков, 1986), «Я, конечно, вернусь.» (реж. А.Гарибязз С 2001 г. также демонстрируется фильм о группах с логопсихотерапии Н.Л.Карповой «Человек может все — 2»-А.И.Шувиков). Данные фильмы являются эффективным п наглядности в обучении и способствуют восстановлению у заика: нарушенного речевого общения. Исследование самоотчетов учас групп и зрителей-студентов показало, что фильмы ве>переосмысление жизненных ценностей и ведут к достижению сано состояний (Н.Л.Карпова, А.И.Шувиков, 2005; Н.Л.Карпова, 2004). „
-чество пияния эвки и
Г^Л др.)> ровень 1977;
ЗХЯЮТСЯ ГЗВИТИЮ евская, Езные и эектов, гвать в дующие
-згцо как
ЗДИМИСЯ
-ЗГ1ПОВОИ с 1995
-^^яейнои (реж. т^иемом
-<3)1ДИХСЯ —'Г НИКОВ -гзьтвают згенных
Ц,анныи опыт может быть распространен на более широкий круг задач развития саногенного мышления и требует основательного изучения.
Проблема исследования, таким образом, обусловливается наличием следующих противоречий:
- между потребностью общества в способах развития продуктивного, саногенного мышления и наличием эффективных средств его развития в образовательной среде;
- между использованием кино в психолого-педагогической практике, кинопедагогике и медиаобразовании в целях развития грамотности, критичности и коммуникации обучающихся и отсутствием направленности на укрепление их психологического здоровья;
- между выявленными эффектами от просмотра фильмов и недостаточной изученностью их роли в развитии саногенного мышления у зрителей, а также отсутствием методик обучения психологическому анализу кинофильмов с целью усиления развивающего эффекта.
Цель исследования: разработать психологическую технологию обучения анализу кинофильмов как средство развития саногенного мышления у детей, подростков и взрослых на примере семейной групповой логопсихотерапии.
Объект исследования: психолого-педагогические средства развития саногенного мышления.
Предмет исследования: психологическая технология обучения анализу кинофильмов, являющаяся средством развития саногенного мышления участников групп семейной логопсихотерапии.
Общая гипотеза исследования:
Обучение анализу кинофильмов по психологической технологии, направленной на распознавание саногенных психологических компонентов, повышает эффективность развития саногенного мышления.
Частные гипотезы исследования:
1. Чем больше использовано в кинофильме саногенных психологических компонентов, тем более выраженным будет эффект развития характеристик саногенного мышления у зрителей.
2. Обучение анализу кинофильмов по психологической технологии, направленной на распознавание саногенных психологических компонентов, дает более выраженный эффект развития саногенного мышления по сравнению с просмотром этих же кинофильмов без такого обучения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме саногенного мышления и технологий его развития, по проблемам кинопедагогики, медиаобразования и использования кинофильмов для обучения и развития личности.
2. Уточнить понятие и содержание саногенного мышления в целях разработки психологической технологии анализа кинофильмов как средства его развития.
3. Разработать технологию обучения анализу кинофильмов, направленную на распознавание их саногенных психологических компонентов.
4. Выявить изменения характеристик саногенного мышления в результате просмотра тематических фильмов у участников групп семейной логопсихотерапии.
5. Сравнить выраженность эффекта развития саногенного мышления участников групп семейной логопсихотерапии без специального обучения анализу кинофильмов и с использованием технологии обучения.
Теоретические и методологические основы исследования: концепция саногенного мышления Ю.М. Орлова; принципы кинопедагогики Ю.Н.Усова; концепция медиаобразования А.В.Федорова; теоретические положения психологии искусства и учения о высших психических функциях Л.С.
Выготского; теория коммуникативной функции речи, восприятия текста и положения о киновосприятии Н.И.Жинкина; теория речевого воздействия и психологии киновосприятия А.А.Леонтьева; концепция киноязыка Ю.М. Лотмана; теория психических состояний Ф.Д.Горбова; система групповой и семейной групповой логопсихотерапии Ю.Б. Некрасовой и Н.Л. Карповой.
Методы исследования: 1). Методы: экспертные оценки, групповая классификация, отчет об оценке саногенного потенциала фильма; 2). Методики: а) опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН) (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников), тест «Ригидность» (Н.Д. Левитов), методика «Мнемошахматы» (В.В.Нуркова); модифицированная шкала самооценки (Т.В.Дембо-С.Я.Рубинштейн, модификация М.М.Даниной), проективные рисунки «Я и моя речь», «Я среди людей»; б) авторская методика анализа кинофильмов с позиций развития саногенного мышления (АСМК) (М.М. Данина, Н.В. Кисельникова), анализ самоотчетов о просмотренных фильмах по методике АСМК, авторская анкета «Использование саногенных психологических компонентов в обыденной жизни» (М.М. Данина). 3). Методы математической обработки данных и используемые критерии: кластерный анализ; сравнение групп данных с помощью коэффициентов конкордантности Кенделла, линейной корреляции Пирсона, согласия Колмогорова-Смирнова. Использован статистический пакет 81айзйса У.7.0.
Экспериментальная база исследования: на I — теоретико-эмпирическом — этапе в исследовании участвовали 2 группы экспертов-психологов, имеющих опыт практической работы в психотерапии - всего 100 человек: из них 80 человек принимали участие в создании общего перечня саногенных психологических компонентов, 20 человек выполняли процедуру групповой классификации данного перечня; на II - аналитическом - этапе участвовали те эксперты-психологи, которые прошли обучение использованию авторской методики АСМК - 40 человек; на III — верификационном - этапе в исследовании участвовали группы семейной логопсихотерапии в Москве, Владивостоке, Таганроге, Самаре: заикающиеся и их родители и родственники - всего 117 человек, а также 238 студентов и специалистов психологов и логопедов, не принимавших участие в работе групп семейной логопсихотерапии; на IV—развивающем — этапе участвовали И пациентов группы семейной логопсихотерапии «Москва-2009» и 27 их родителей, родственников и выпускников предыдущих групп.
Всего в исследовании приняли участие 100 экспертов-психологов и 355 испытуемых — заикающиеся, их родители и родственники (117 человек), студенты-психологи и специалисты (логопеды и педагоги) (238 человек).
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась непротиворечивостью используемых понятий, применением методов диагностики и обработки данных, адекватных предмету, целям и гипотезе исследования, репрезентативностью выборок испытуемых и корректным использованием статистических методов для верификации полученных данных.
Научная новизна исследования. Впервые проведен комплексный анализ специфических психолого-педагогических приемов и их систематизация в плане развития саногенного мышления средствами кино. Показана возможность предсказания эффектов от просмотра кинофильмов в зависимости от содержащихся в них саногенных психологических компонентов. Впервые проведена разработка технологии обучения анализу кинофильмов как средства развития саногенного мышления у детей, подростков и взрослых - участников групп семейной логопсихотерапии.
Уточнено понятие саногенного мышления, определены его характеристики и выделены саногенные психологические компоненты, используемые в кинофильмах, которые им соответствуют: 1) Концентрация внимания в процессе саногенной рефлексии - ориентация на решение проблемы в настоящем и будущем, формирование образа желаемого будущего. 2). Знание закономерностей функционирования психики и способов управления ею в трудных жизненных ситуациях - понимание функции проявления психики, определение потребностей, связывание определенного состояния с ситуацией или объектом, актуализация связи определенного состояния с ситуацией или объектом, информирование о закономерностях функционирования психики и поведения человека, идентификация проблемы, опровержение или изменение мыслей, приводящих к неадекватным реакциям на ситуацию. 3) Умение отстраняться от негативных переживаний - юмор; отстранение от ситуации, вызывающей негативные состояния. 4) Широкий спектр культурных моделей, с которыми человек знаком и способен к ним обращаться - предоставление выбора в реагировании на ситуацию, демонстрация субъективности восприятия, изменение точки зрения рассмотрения ситуации. 5) Умение прерывать патогенные мысли и поведение
- прерывание деструктивной коммуникации, обнаружение мыслей, приводящих к неадекватным реакциям на ситуацию. 6) Умение погружаться в позитивные переживания - погружение в ситуацию, вызывающую желаемые состояния, усиление позитивных чувств и поведения. 7) Распознавание ресурсов для достижения желаемой цели - равенство позиций участников взаимодействия, определение актуальных средств удовлетворения потребностей, нахождение потенциальных средств и источников изменения себя. 8) Дифференцировка компонентов ситуации, которые могут быть полезны для удовлетворения потребностей, - переоценка событий.
Установлены границы использования понятия саногенного мышления и показано, что его целью является достижение саногенного состояния, а знания
- одно из средств, с помощью которого эта цель может быть достигнута. Доказано, что саногенное мышление тесно связано с условиями его протекания, в особенности — психическими состояниями личности, представлениями, которыми оперирует человек в процессе саногенной рефлексии, а также направленностью на собственные психические процессы с целью их преобразования.
Разработана и верифицирована методика «Анализ кинофильмов с позиций развития саногенного мышления» (АСМК), которая позволяет построить предсказательную модель производимых фильмами эффектов развития саногенного мышления у зрителей; создана технология развития саногенного мышления у детей, подростков и взрослых средствами обучения анализу кинофильмов в логопсихотерапевтическом процессе.
Теоретическая значимость определяется вкладом в развитие теоретических основ концепции саногенного мышления: уточнены его определение, характеристики и условия протекания, необходимые для достижения саногенного эффекта. Условиями эффективности саногенного мышления являются: нейтральное или позитивное психическое состояние личности во время рефлексии; адекватные реальности представления, которыми оперирует человек в процессе саногенной рефлексии; направленность внимания на собственные психические процессы с целью их преобразования.
Выявлены психологические приемы, используемые в кинопедагогике и психотерапии для развития саногенного мышления. Проведено обобщение психотерапевтических техник, направленных на развитие саногенного мышления, описаны производимые ими эффекты и определены критерии их распознавания в кинофильмах.
Введено понятие «саногенные психологические компоненты кинофильмов», обозначающее группу психологических приемов, направленных на достижение эффекта развития саногенного мышления и объединенных по принципу сходства механизмов их действия. Разработаны концептуальные схемы анализа саногенных психологических компонентов в фильмах и анализа их использования в самоотчетах испытуемых.
Разработана методология развития саногенного мышления посредством обучения анализу кинофильмов, распознавания саногенных психологических компонентов, использующихся в кино, а также экстраполяции их на анализ жизненных ситуаций.
Практическая значимость. Разработанная авторская методика анализа кинофильмов с позиций развития саногенного мышления (АСМК) может быть использована для выявления саногенного потенциала фильмов любых жанров и прогнозирования эффектов, которые они будут оказывать на тот или иной контингент зрителей. Данная методика может быть адаптирована к анализу литературных произведений и мультимедийных продуктов - рекламы, теле- и радиопередач.
Технология развития саногенного * мышления путем обучения анализу кинофильмов может быть применена для развития саногенного мышления у детей, подростков и взрослых в обучающем и коррекционном процессе, а также в решении различного рода педагогических и психологических задач (гармонизация детско-родительских отношений в семье и межличностных отношений в группе, повышение сплоченности группы т.д.).
Разработанные и апробированные программа обучения использованию кино для развития саногенного мышления и методика оценки эффективности применения характеристик саногенного мышления в обыденной жизни могут быть рекомендованы педагогам, практическим психологам, психотерапевтам, решающим задачи укрепления психологического здоровья детей, подростков и взрослых. Материалы исследования могут быть включены в курсы лекций по педагогической психологии и психотерапии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Саногенное мышление является необходимым условием сохранения психологического здоровья личности, что потребовало уточнения данного понятия для создания технологии его развития. Саногенное мышление — это психический процесс, целью которого является разрешение трудных жизненных ситуаций и преобразование собственного эмоционального состояния, что способствует поддержанию психического и соматического здоровья. Основные характеристики саногенного мышления: а) концентрация внимания в процессе саногенной рефлексии; б) знание закономерностей функционирования психики и способов управления ею в трудных жизненных ситуациях; в) умение отстраняться от негативных переживаний и погружаться в позитивные; г) умение прерывать патогенные мысли и поведение; д) распознавание и использование ресурсов для достижения желаемой цели.
2. Основным средством развития саногенного мышления является обучение распознаванию его проявлений в процессе наблюдения человеком за внешними объективными событиями и внутренними психологическими процессами. Технология обучения анализу кинофильмов как эффективному средству развития саногенного мышления направлена на распознавание следующих саногенных психологических компонентов: 1) ориентация на решение проблемы в настоящем и будущем, 2) формирование образа желаемого будущего, 3) понимание функции проявления психики, 4) установление потребностей, 5) связывание определенного состояния с ситуацией или объектом, 6) информирование о закономерностях функционирования психики и поведения человека, 7) идентификация проблемы, 8) опровержение или изменение мыслей, приводящих к неадекватным реакциям на ситуацию, 9) юмор, 10) предоставление выбора в реагировании на ситуацию, 11) демонстрация субъективности восприятия, 12) изменение точки зрения рассмотрения ситуации, 13) прерывание деструктивной коммуникации, 14) обнаружение мыслей, приводящих к неадекватным реакциям на ситуацию, 15) погружение в ситуацию, вызывающую желаемые состояния, 16) усиление позитивных чувств и поведения, 17) равенство позиций участников взаимодействия, 18) определение актуальных средств удовлетворения потребностей, 19) отстранение от ситуации, вызывающей негативные состояния 20) нахождение потенциальных средств и источников изменения себя, 21) переоценка события.
3. Технология обучения анализу кинофильмов как средство развития саногенного мышления включает в себя этапы: ознакомление с саногенными психологическими компонентами, использующимися в фильмах; тренировка распознавания саногенных психологических компонентов в кинофильмах и в жизненных ситуациях. Возможно создание собственных фильмов с использованием данных компонентов.
4. Чем больше использовано в кинофильмах саногенных психологических компонентов, тем более выраженным будет эффект развития характеристик саногенного мышления в результате их просмотра. Коэффициенты корреляции профиля саногенных психологических компонентов фильмов «Человек может все» и «Человек может все — 2» и профилей проявления характеристик саногенного мышления в самоотчетах составляют: для участников групп семейной логопсихотерапии соответственно 0,82 и 0,83 (р<0,05), для лиц, не принимавших участие в работе групп, - 0,49 и 0,43 (р<0,05). Обучение анализу кинофильмов по психологической технологии, направленной на распознавание саногенных психологических компонентов, дает более выраженный эффект, который проявляется в более частом (в 2 раза) и вариативном (в 1,5 раза) использовании саногенных психологических компонентов. Наиболее значимые изменения саногенного мышления в результате обучения анализу кинофильмов проявились в использовании таких саногенных психологических компонентов, как: понимание функции проявления психики, предоставление выбора в реагировании на ситуацию, погружение в ситуацию, вызывающую желаемые состояния, обнаружение и изменение мыслей, приводящих к неадекватным реакциям на ситуацию.
Апробация результатов исследования: результаты исследования докладывались на международных конференциях: «Психология общения
XXI век: 10 лет развития» (Москва, 2010); «Современное состояние и перспективы развития психологии общения» (Гродно, Беларусь, 2010); научно-практических конференциях: «Речь в общении: психологические, психолингвистические, дефектологические и психотерапевтические аспекты» (Москва, 2009); научной сессии ПИ РАО (Москва, 2009); конференции к 125-летию Московского психологического общества (Москва, 2010); методологическом семинаре, посвященном юбилею А.Л. Гройсмана «Развитие креативности» (РАТИ ГИТИС, 2009); научной сессии молодых ученых МГУ (Москва, 2009); методологическом семинаре молодых ученых ПИ РАО (Москва, 2010); летней психологической школе РГГУ (Москва, 2010). Материалы диссертации обсуждались на заседаниях научно-исследовательской группы «Психология общения и реабилитации личности» и лаборатории научных основ психотерапии и консультирования ПИ РАО (2008-2011).
Психологическая технология обучения анализу кинофильмов апробирован в работе группы семейной логопсихотерапии «Москва - 2009», а также на мастер-классах для специалистов-психологов и психотерапевтов (Москва, Гродно, 2009, 2010). Исследование проводилось в рамках гранта РГНФ №09-06-00406а «Кинотерапия как средство психологической реабилитации и коррекции» (2009 - 2010).
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст включает в себя 10 таблиц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Саногенная рефлексия как фактор развития эмоциональной компетентности2008 год, кандидат психологических наук Павлюченкова, Наталья Валерьевна
Психологические особенности обучения взрослых саногенному поведению2011 год, кандидат психологических наук Спивак, Игорь Маратович
Фразеосемантическое поле саногенного и патогенного мышления личности2002 год, кандидат филологических наук Климович, Анна Станиславовна
Саногенная рефлексия как фактор психологической устойчивости личности2012 год, кандидат психологических наук Адамян, Луиза Игоревна
Психологические особенности личностного роста младших подростков в условиях разновозрастного коллектива: На примере групп семейной логопсихотерапии2006 год, кандидат психологических наук Кругликова, Анна Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Данина, Мария Михайловна
Выводы:
1. Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам саногенного мышления и технологий его развития, по проблемам кинопедагогики, медиаобразования и использования кинофильмов для обучения и развития показал, что представлены в основном технологии, направленные на нравственно-эстетическое развитие, а также на получение предметных знаний. В то же время психологической технологии обучения анализу кинофильмов в целях повышения психологического здоровья личности путем развития саногенного мышления не разработано.
2. Проведенный анализ и уточнение понятия саногенного мышления для решения задачи создания технологии обучения анализу кинофильмов как средства его развития позволил определить, что саногенное мышление — это психический процесс, целью которого является разрешение трудных жизненных ситуаций и преобразование собственного эмоционального состояния, что способствует поддержанию психического и соматического здоровья. Основные его характеристики: а) концентрация внимания в процессе саногенной рефлексии; б) знание закономерностей функционирования психики и способов управления ею в трудных жизненных ситуациях; в) умение отстраняться от негативных переживаний и погружению в позитивные; г) умение прерывать патогенные мысли и поведение; д) распознавание и использование ресурсов для достижения желаемой цели.
3. Разработанная психологическая технология обучения анализу кинофильмов как средство развития саногенного мышления основывается на авторской методике «Анализ кинофильмов с позиций развития саногенного мышления» (АСМК). Данная технология направлена на распознавание саногенных психологических компонентов: 1) ориентация на решение проблемы в настоящем и будущем, 2) формирование образа желаемого будущего, 3) понимание функции проявления психики, 4) установление потребностей, 5) связывание определенного состояния с ситуацией или объектом, 6) информирование о закономерностях функционирования психики и поведения человека, 7) идентификация проблемы, 8) опровержение или изменение мыслей, приводящих к неадекватным реакциям на ситуацию, 9) юмор, 10) предоставление выбора в реагировании на ситуацию, И) демонстрация субъективности восприятия, 12) изменение точки зрения рассмотрения ситуации, 13) прерывание деструктивной коммуникации, 14) обнаружение мыслей, приводящих к неадекватным реакциям на ситуацию, 15) погружение в ситуацию, вызывающую желаемые состояния, 16) усиление позитивных чувств и поведения, 17) равенство позиций участников взаимодействия, 18) определение актуальных средств удовлетворения потребностей, 19) отстранение от ситуации, вызывающей негативные состояния 20) нахождение потенциальных средств и источников изменения себя, 21) переоценка события.
Разработанная психологическая технология обучения анализу кинофильмов включает в себя этапы: ознакомление с саногенными психологическими компонентами, использующимися в фильмах; тренировка распознавания саногенных психологических компонентов в кинофильмах и в жизненных ситуациях. Возможна разработка и создание собственных кинофильмов с использованием усвоенных способов анализа, что практикуется в группах семейной логопсихотерапии.
4. Выявлено, что в результате просмотра кинофильмов «Человек может все» и «Человек может все — 2» произошли изменения характеристик саногенного мышления у всех испытуемых. Коэффициенты корреляции профиля саногенных психологических компонентов обоих фильмов и профилей проявления характеристик саногенного мышления в самоотчетах составляют для участников групп семейной логопсихотерапии соответственно 0,82 и 0,83 (р<0,05), для лиц, не принимавших участие в работе групп, - 0,49 и 0,43 (р<0,05).
5. Результаты сравнения выраженности эффекта развития саногенного мышления у участников групп семейной логопсихотерапии показали, что без специального обучения анализу кинофильмов оно развивается слабее, чем с использованием технологии обучения. Частота употребления в отзывах психологических компонентов саногенного мышления возросла в среднем в 2 раза, вариативность — в 1,5. Значимые изменения саногенного мышления в результате обучения анализу кинофильмов проявились в использовании таких саногенных психологических компонентов, как: понимание функции проявления психики, предоставление выбора в реагировании на ситуацию, погружение в ситуацию, вызывающую желаемые состояния, обнаружение и изменение мыслей, приводящих к неадекватным реакциям на ситуацию.
Заключение
В динамичных и неустойчивых условиях современного общества, в том числе - реформирования российского образования, решение задачи сохранения психологического и физического здоровья, реализации творческого потенциала личности приобрело особую значимость. В рамках проведенного исследования поставленная цель была достигнута путем разрешения актуального противоречия между потребностью общества в способах развития продуктивного, саногенного мышления и наличием эффективных средств его развития в образовательной среде.
Накопленный в российской системе кинопедагогики и медиаобразования опыт, а также богатая практика использования кино как средства обучения и развития в коррекционной работе с заикающимися детьми, подростками и взрослыми в системе семейной групповой логопсихотерапии позволили разработать психологическую технологию обучения анализу кинофильмов как средство развития саногенного мышления.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме саногенного мышления и технологий его развития, по проблемам кинопедагогики, медиаобразования и использования кинофильмов для обучения и развития личности позволил уточнить понятие и содержание саногенного мышления. Изучение методов развития конструктивного, рационального и саногенного мышления в отечественной и зарубежной литературе позволило выявить механизмы достижения развивающего эффекта от просмотра кинофильмов.
Разработанные на этой основе методики анализа и прогнозирования саногенных эффектов, оказываемых кинофильмами, а также психологическая технология обучения анализу кинофильмов для развития саногенного мышления были успешно апробированы в группах семейной логопсихотерапии с заикающимся детьми, подростками и взрослыми. Таким образом, теоретическое и эмпирическое исследование позволило решить важные научные и практические задачи. Тем не менее, можно выделить перспективные направления работы над обозначенной проблемой. Таковыми выступают:
1. Создание каталога фильмов, подходящих для решения различных психолого-педагогических задач.
2. Выявление образных характеристик фильма, усиливающих развивающий саногенный эффект.
3. Адаптация психологической технологии обучения анализу кинофильмов как средства развития саногенного мышления для различных возрастных и социальных групп.
Полученные в рамках представленной работы результаты выступают опорой для проведения дальнейших исследований в обозначенных направлениях.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Данина, Мария Михайловна, 2011 год
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей — М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. 214 с.
3. Александров A.A. Современная психотерапия. Курс лекций -СПб.: «Академический проект», 1997 335 с.
4. Александровская Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. М.: Фолиум, 1993. - 16 с.
5. Андреев А. Кино лечит и калечит. Билет на хороший фильм -лучший рецепт // Труд, № 046, 17 марта 2006 с.5. .
6. Арабов Ю.Н. Кинематограф и теория восприятия: Учебное пособие по спец. «Драматургия». М.: ВГИК, 2003. - 154 с.
7. Арасов К.А. Насилие в произведениях аудиовизуальной культуры: отображение, воздействие, социальное регулирование: на материале киноискусства: Автореф. дисс. . д. культурол. н. М., 2006. - 45 с.
8. Аронсон О. Метакино. М.: Ad Marginem, 2003. - 481 с.
9. Аронсон О. Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — 227 с.
10. Баранов O.A. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979.-96 с.
11. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. — 512с.
12. Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Психологическое консультирование и психологическая терапия. Хрестоматия. Т.1. / Под ред. А.Б. Фенько Н.С. http://psy.samara.ru/content.asp?&rid=51&id=87
13. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб.: Питер, 2002. - 349 с.
14. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. М.: Изд-во «Московский клуб», 1992. - 336 с.
15. Библиопсихология и библиотерапия / Под ред. Н.С. Лейтеса, H.J1. Карповой, О.Л. Кабачек. -М.: Школьная библиотека, 2005. -480 с.
16. Блейлер Э. Аффективность, внушение, паранойя. М.: Изд-во ВИНИТИ, 2001 - 208 с.17.' Бондарева И.Н. Акцентированное осознание духовных процессов. -М.: Товарищество научных издательств КМК, 1998.-215с.
17. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету «Основы экранной культуры». М.: SVR-Аргус, 1994.-96 с.
18. Бондаренко Е.А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. Омск: Изд-во Сибир. филиала Рос. ин-та культурологии, 2000. - 91 с.
19. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. М.: SVR-Аргус, 1994. - 64 с.
20. Бондаренко Е.А., Журин, A.A. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика, 2002, № 3. СС. 88-98.
21. Бургов В.А. Психофизика кинопоказа: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, 1993. - 246 с.
22. Васильева Т.Н. Формирование саногенного мышления младшего школьника: Учебное пособие. — Калининград: Изд-во КГУ, 1997. — 48 с.
23. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987. —320 с.
24. Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии / Пер. с англ. В. П. Руднева. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. -432 с.
25. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: кинотекст // Политическая лингвистика. Выпуск (2) 22. Екатеринбург: Урал. гос. пед. унт., 2007 - СС. 106-110.
26. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Изд-во «Лабиринт», 2008.-352 с.
27. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. -1136 с.
28. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Просвещение, 1966. - СС. 236—277.
29. Горбов Ф.Д. Детерминация психических состояний // Вопросы психологии, 1971, №5. С.20 - 29.
30. Готвальд В. Кинематограф (живая фотография) его происхождение, устройство, современное и будущее общественное и научное значение. - М.: Сытин, 1909. - 119 с.
31. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Учебное пособие. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2000. - 572 с.
32. Гриндер Дж., Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменений.1. СПб: Ювента, 1985. 168 с.
33. Гройсман А.Л. Медицинская психология. М.: Магистр, 1996.104 с.
34. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. М.: Когито-Центр, 2003. - 186 с.
35. Грязева-Добшинская В.Г. Психология воздействия современного символического искусства: Автореф. дисс. . д. психол. н. М., 2004. - 40 с.
36. Даниленко О.И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен // Психологический журнал, 1988, Т. 9, № 2. СС. 108-117.
37. Данина М.М., Кисельникова Н.В. Психотерапевтические паттерны в кинофильмах: параметры анализа // Материалы Методологического семинара молодых ученых и аспирантов. М.: ПИ РАО, 2009. СС. 68-70.
38. Делез Ж. Кино. M.: Ад Маргинем, 2004. - 624 с.
39. Джампольски Д. Как обрести внутреннее равновесие и оздоровить отношения с окружающими. М.: Просвещение, 1990. - 270 с.
40. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения М.: Просвещение, 1987. - 207 с.
41. Добрович А.Б. До-сознательное и психопатология: очерки расстройств душевной жизни. Самара: Бахрах-М, 2009. —415 с.
42. Домбровский А. Кино Сон Культура. - Рига, 2003. http://www.gestalt.lv/iat/biblioteka/gramatasunj^akstiizdotilatvijaa/?doc=446
43. Драпкин Б.З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков // Клиника и терапия заикания. М.: ВНИИ общ. и судеб, психиатрии, 1984. - СС. 60-69.
44. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. 528 с.
45. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования, 2009, №3. СС. 17-21.
46. Дубровский K.M. Методика директивного группового внушения // Психотерапия в курортологии / Под ред. И.З.Вельвовского Киев: «Здоров'я», 1966.-СС. 233-235.
47. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. -М.: Прогресс, 1965. СС. 86-234.
48. Елисеев Ю.Ю. Психосоматические заболевания: Полный справочник. М.: Эксмо, 2003. - 608 с.
49. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология // Искусство толкования. Том 1. Р-н-Д.: Феникс, 1997. - 408 с.
50. Жабский М.И. Кино: пути от фильма к зрителю. — М.: НИИ киноискусства, 1998. 134 с.
51. Жабский М.И. Методология и методика социологического исследования киноаудитории // Методология и методика социологического исследования киноаудитории. — М.: ВНИИ киноискусства, 1987. — 314 с.
52. Жинкин Н.И. Механизмы заикания // Вопросы психологии речи, Т. 81.-Харьков, 1959. — СС. 173-179.
53. Жинкин Н.И. Психология киновосприятия / Кинематограф сегодня. Вып 2. М.: Искусство, 1971. - СС. 220-235.
54. Кабачек O.JI. Нравственный аспект художественной литературы: библиотерапия и антибиблиотерапия // Школьная библиотека, 2004, №1. — СС. 30-32.
55. Кавлис З.В. Механизм проекции и восприятие кино участником кинотерапии // Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. 19-20 декабря 2003. -Пермь, 2003. http://wap.pspu.ru/sciconfJanpiskavlis.shtml
56. Кананчук Л.А. Адаптация студентов в условиях полиэтнической образовательной среды // Байкальский педагогический вестник. Вып. 1. -Улан-удэ: Изд-во БГУ, 2007.- СС.34-41.
57. Капрелова М.Б. Типы художественной реальности в структуре кинообраза: Дисс. к. искусствоведения СПб., 2005. - 184 с.
58. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: Учебное для вузов. СПб.: Питер, 2002. - 672 с.
59. Карпова Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии // Вопросы психологии, 2006, № 4. СС.70-82.
60. Карпова Н.Л. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе, 1997, № 1. СС.40-43.
61. Карпова Н.Л. Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования: Дисс. .д. психол. н. -М.: ПИ РАО, 1998.-366 с.
62. Карпова Н.Л. Мотивационный аспект развития самосознания заикающихся пациентов в процессе социореабилитации // Психологический журнал, 1997, Т.18, № 1. СС.109-120.
63. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие. М.: Флинта, 1997. - 160 е.; 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта, 2003.-200 с.
64. Карпова Н.Л. Педагогика творчества и проблемы социореабилитации (методика групповой семейной логопсихотерапии) // Мир образования образование в мире. Научно-методический журнал, 2001, № 3. — СС. 68-89.
65. Карпова H.JI. Проблема адекватности // Популярная психология для родителей / Под ред. А.А.Бодалева, А.С.Спиваковской, Н.Л.Карповой. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. СС. 343346.
66. Карпова Н. Л., Данина М. М. Познание и общение в логопсихотерапии / Познание и общение: Теория, эксперимент, практика / Под ред. В.А. Барабанщикова и Е.С. Самойленко. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2008. - СС. 28-37.
67. Карпова Н.Л., Данина М.М. Психогигиена общения по А.Б. Добровичу // Психология общения: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. A.A. Бодалева. -М.: Когито-Центр, 2011. СС. 327.
68. Карпова Н.Л., Данина М.М. Речевое общение и кинотерапия в семейной групповой логопсихотерапии // Школьный логопед, 2009, №1. СС. 57-61.
69. Карпова Н.Л., Кисельникова Н.В., Данина М.М., Шувиков А.И. Кинотерапия как средство психологической реабилитации и коррекции // Вестник РГНФ, 2011, №1 СС. 21-30.
70. Квасова Е.В. Проблемы эмоционального воздействия экранных искусств: на примере кинематографической и телевизионной рекламы: Автореф. дисс. к. искусствовед. н.-М., 1993. 24 с.
71. Кино: методология исследования / Под ред. Муриан В.М. М.: Искусство, 1984. - 198 с.
72. Козловская М.С. Влияние саногенного мышления на коррекцию эмоциональных состояний личности осужденных. Дисс.к. психол. н. -Новосибирск, 2005. 209 с.
73. Комов В.Б. Психолого-педагогические требования к созданию учебных видеопособий: Автореф. дисс. к. пед. н. -М., 2005. — 21 с.
74. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина A.M. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи. Пособие для практических психологов. — СПб.: Союз, 2001. 320 с.
75. Корбут К.П. Психоанализ о кино и кино о психоанализе. / Журнал практической психологии и психоанализа. Вып.2., 2005 СС. 28.
76. Косенкова Н.Г. Особенности воспроизведения экранного изображения и их воздействие на зрителя: Автореф. дисс. . канд. Искусствовед, н. М., 2006. - 23 с.
77. КрайноваЮ.Н. Саногенная рефлексия в структуре эмоциональной компетентности будущих педагогов. Дисс. . к.психол.н. -М., 2010. — 154 с.
78. Куторга З.Г. Проблемы художественной специфики кино // Сб. науч. тр. М.: ВНИИ киноискусства, 1986. - СС. 63-77.
79. Кюльпе О. Психология мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов B.B. -М.: Изд-во Московского университета, 1981. СС.51-59.
80. Левитов Н.Д. Психическое состояние персеверации и ригидности // Вопросы психологии, 1971, № 5. СС. 133-141.
81. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии, 1967, №6. СС. 118-129.
82. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. -М.: Прогресс, 1994. 352 с
83. Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.287 с.
84. Леонтьев A.A. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. М.: Смысл, 2008. - 272 с.
85. Лиханова E.H. Социально-психологический и морально этический аспекты экранной культуры современного подростка // Медиаобразование, № 1,2006.
86. Лондон Н. Кинематография / Большая медицинская энциклопедия. -М., 1949. СС.681. http://bigmeden.ru/article/Kинeмaтoгpaф
87. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин: Изд-во "Ээсти Раамат", 1973. 358 с.
88. Лысенко В.В. Влияние саногенной рефлексии на компоненты саморегуляции: Автореф. дисс. к. психол. н.-М., 2002. 22 с.
89. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб.: Речь, 2001.-560 с.
90. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2005.-784 с.
91. Марчукова С.Ф. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации социально-психологической адаптации курсантов образовательных учреждений МВД России: Автореф. дисс. к. психол. н. М., 2005. - 20 с.
92. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
93. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. — М.: Медпресс, 2001. 592 с.
94. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Т. 1. М.: ННБФ Онтопсихология, 2001. - 384 с.
95. Мерло-Понти М. В защиту философии. — М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1996. 173 с.
96. Милев H.H. Эволюция киноизображения: Движение камеры и внутрикадровый монтаж: их роль и значение в строении образной структуры фильма: Автореф. дисс. к. искусствоведения М., 2000 - 25 с.
97. Митина JI.M. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблема и пути решения // Вестник образования России, 2005, №7. СС. 4858; 2005, №8. - СС. 33-49.
98. Моисеев А.Ю. Концепции художественного творчества в современной эстетике кино: Дисс. к.филос.н. М., 2007. - 164 с.
99. Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности: Дисс. д. психол. н. — М., 2001. — 382 с.
100. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Спб.: Изд-во ЛГУ, 1960.150 с.
101. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. A.A. Бодалева. -М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1995.-356 с.
102. Нардонэ Дж., Вацлавик П. Искусство быстрых изменений. Краткосрочная стратегическая терапия. — М., Изд-во Института Психотерапии, 2006-496 с.
103. Некрасова Ю.Б. Активная логопсихотерапия при восстановлении речи взрослых заикающихся в амбулаторных условиях // Психотерапия в курортологии / Под ред. И.З. Вельвовского. Киев: «Здоров'я», 1966. - С. 150-156.
104. Некрасова Ю.Б. Библиотерапия на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / Под ред. Н.П. Вайзман. М.: Просвещение, 1992. - СС. 25-38.
105. Некрасова Ю.Б. Групповая эмоционально-стрессовая психотерапия в коррекции психических состояний заикающихся // Вопросы психологии, 1984, №2, СС. 75-82.
106. Некрасова Ю.Б. Динамика психических состояний заикающихся при логопсихотерапии//Вопросы психологии, 1985, №2, СС. 127-133.
107. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / Под ред. Н.Л.Карповой. -М.: Смысл, 2006. 223 с.
108. Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения // Вопросы психологии, 1991, № 5. -СС.57-63.
109. Некрасова Ю.Б. Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых: Дисс. .к. пед. н. -М., 1968. 167 с.
110. Некрасова Ю.Б. Психические состояния и их учет в процессе социореабилитации взрослых заикающихся // Тезисы докладов VI Всесоюзного съезда общества психологов СССР. -М, 1983, СС. 453-454.
111. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикания: Автореф. дисс. . д. психол. н. в форме доклада -М., 1992.-45 с.
112. Некрасова Ю.Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся // Вопросы психологии, 1980, №5. СС. 32-40.
113. Некрасова Ю.Б., Горбова A.B., Pay Е.Ю. К проблеме диагностики и прогноза состояния больных, страдающих заиканием // Новые исследования в психологии, 1981, № 1. СС. 85-89.
114. Общая психология. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 тт. Т. 1 / Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. -М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с.
115. Опарина В.Н. Развитие саногенной рефлексии в самостоятельной работе студента: Дисс. к.психол.н. -М., 2008. 186 с.
116. Орлов Ю.М. Исцеление философией. М.: «Импиринг-Гольфстрим», 1997. - 96 с.
117. Орлов Ю.М. Саногенное мышление: Метод, пособие для обучения. М.: Ин-т проблем сознания, 1993. - 64 с.
118. Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление. М.: Слайдинг, 2006.96 с.
119. Павлюченкова Н.В. Особенности эмоциональной компетентности у курсантов вуза МВД (на примере курсантов Восточно-Сибирского института МВД России) // Вестник БГУ, Вып. 5. 2008 СС. 127-132.
120. Пазолини П.П. Письменный язык действия // Зарубежная эстетика и теория кино. М., Госкино СССР, 1979. - СС. 71-90.
121. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М.: Изд-во «Март», 1996.-336 с.
122. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. университета, 1987. - 176 с.
123. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований концепции психотерапии, 2001. — 480 с.
124. Петренко В.Ф., Алиева Л.А., Шеин С.А. Психосемантические методы исследования оценки и понимания кинопроизведения // Вестник Московского Университета. Серия «Психология», №2, 1982 С. 13-21.
125. Петренко В.Ф., Грачева A.M., Нистратов A.A., Собкин B.C. Методика исследования восприятия мотивационной структуры киноперсонажа зрителем // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М.: ИП АН СССР, 1988. - СС. 95-100.
126. Петренко В.Ф., Сапсолева О.Н. Психосемантический анализ художественного фильма «Сибирский цирюльник» // Вопросы психологии, № 1, 2005.-СС. 56-72.
127. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М.: Изд-во «Институт Психотерапии», 2001. - 240 с.
128. Плескачевская (Мельникова) A.A. Кинотренинг и сфера его применения // Психологическая газета, № 8, 1998.
129. Полотовский С.А. Влияние современного голливудского кино на духовную ситуацию в России: межкультурные связи в контексте международных отношений: Дисс. к.ист.н. СПб., 2006. - 142 с.
130. Потемкин C.B. Влияние эстетики видео и специфики телеискусства на эволюцию киноязыка: Автореф. дисс. . к.искусствоведения -М., 2007.-24 с.
131. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Сфера, 1998 - 304 с.
132. Психолого-педагогическое воздействие учебного кино и телевидения // Материалы конференции 11-13 октября 1978 года / Под ред. A.A. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 164с.
133. Разлогов К.Э. Искусство экрана. Проблемы выразительности. М. Искусство, 1982. - 158 с.
134. Рассохин A.B. Личностная саногенная рефлексия в измененных состояниях сознания: дисс. . к. психол. н. — М., 1993. — 170 с.
135. Растригин JI. Компьютерное обучение и самообучение // Информатика и образование, №6, 1991. СС. 18-23.
136. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Прогресс, 1994.-480 с.
137. Рошаль Л.М. Художественная интерпретация факта как сущностная проблема неигрового кино: Автореф. дисс. . д.искусствоведения -М., 1995.-38 с.
138. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М.: Прогресс, 1990 — 459 с.
139. Самуйленко Е. Кинематограф и его просветительская роль. — СПб.: типография СПб. АО «Слово», 1912. 82 с.
140. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика-пресс, 1992.- 190 с.
141. Скуратовская H.H. Психические состояние успеха и их роль в восстановлении нарушенной коммуникации: Дисс. . к.психол.н. М., 1993. -186 с.
142. Собкин B.C., Маркина О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р.Быкова «Чучело» // Вопросы психологии, 2008. №5. СС. 44-53.
143. Соколова С.В. О формировании элементов эстетического восприятия (на материалахкиноискусства). Автореф. дисс. к. пед. Н. М., , 1971.-21 с.
144. Соколов-Дворников А.Г. Монтаж в системе выразительных средств кино монтаж и киномышление: Автореф. дисс. . д. искусствоведения -М., 1991.-41 с.
145. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Вып.2. М.: Изд-е АПН РСФСР, 1946.- СС.7-26.
146. ТрояновскийА.В., Егиазаров Р.И. Изучение кинозрителя (по материалам исследовательской театральной мастерской). — M.-JL: Наркомпрос РСФСР, 1928.-98 с.
147. Турицын В.Н. Некоторые художественно-выразительные средства экранного изображения: Конспекты лекций. М.: ВИПК работников телевидения и радиовещания, 1982. - 126 с.
148. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.-572 с.
149. Тюлякова O.A. Композиция фильма: методология и методика целостного изучения: Автореф. дисс. к. искусствовед. н.-М., 1990. 124 с.
150. Уварова H.JI. Педагогическая синемалогия в профессиональной подготовке специалиста. Н.Новгород: Волго-Вятская акад. гос. службы, 2006. - 234 с.
151. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М.: «Наука», 1966. -450 с.
152. Усов Ю.Н. Аудиовизуальное развитие учащихся IX-XI классов // Система аудиовизуального образования учащихся средней школы / Ред. А.В.Каменец, Е.А.Захарова. -М., 1992.-СС. 11-15.
153. Усов Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8-10 классов. — Таллин: Мин-во просвещения ЭССР, 1980. 125 с.
154. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993. - 91 с.
155. Утилова Н.И. Аудиовизуальное мышление и формирование звукозрительного языка телевидения: Дисс. . к. искусствовед.н. М., 1990. -128 с.
156. Федоров A.B. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во MOO В1111 ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.
157. Филиппов С. Два аспекта киноязыка и два направления развития кинематографа. Пролегомены к истории кино / Киноведческие записки. № 54, 2001. -СС. 178-181.
158. Франки В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. — 239 с.
159. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1972. -259 с.
160. Черняновская Т.В. Психологические особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики: Автореф. дисс. . к. психол.н. — Тамбов, 2003.- 131 с.
161. Чистякова В.О. Киноязык в контексте: антропологические экспликации: Автореф. дисс. к. филос. н. -М., 2004. 117 с.
162. Чукреева H.A. Специфика экранного изображения и эволюция его восприятия: Дисс. к. искусствовед, н. -М., 2002. — 140 с.
163. Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности // Вопросы психологии, 2007, № 3. СС. 3-15.
164. Шумилова С.Д. Цвет в системе художественных средств современного телевидения: Дисс. к. искусствовед, н. — М., 2006. 227 с.
165. Щербакова В.И. Кино как способ формирования, отражения и распространения стереотипов: на материале фильмов Голливуда о России последних 10 лет: Дисс. . к. культуролог, н. -М., 2004. 124 с.
166. Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / Ред.-сост. Е.Я. Басин М.: Смысл, 2002. - 328 с.
167. Эллис А. Гуманистическая психотерапия. Рационально-эмоциональный подход. М.: Сова, ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с.
168. Эриксон М. Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения / Под ред. М. Р. Гинзбурга. М.: Класс, 2000. - 438 с.
169. Эриксон М. Стратегия психотерапии: Избранные работы / Авторизов. пер. с англ. и ред. Шлионский JI. М. СПб.: Речь, 2002. - 421 с.
170. Ямпольский М.Б. Проблема интертекстуальности в кинематографе: Автореф. дисс. д.искусствовед. н. -М., 1991. 36 с.
171. Яновский М.И.Психологическая природа "связки" между кадрами в киномонтаже // Психологический журнал, №1, 2008 СС. 46-54.
172. Anderson J. The Reality of Illusion: An Ecological Approach to Cognitive Film Theory. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1996. -270 p.
173. Bordwell D., Carroll N. Post-theory: Reconstructing Film Studies. -Madison: University of Wisconsin Press, 1996. PP.1-36.
174. Carveth D.L.The Borderline Dilemma in Paris Texas: Psychoanalytic Approaches to Sam Shepard // Canadian Journal of Psychoanalysis, 1.2, 1993. -PP. 19-46.
175. Coplan A. «Catching Characters» Emotions: Emotional Contagion Responses to Narrative Fiction Film // Film Studies, Issue 8, 2006. PP.26-38.
176. Ehrat J. Cinema and semiotic: Peirce and film aesthetics, narration, and representation. Toronto etc.: Univ. of Toronto press, cop. 2005. — 264 p.
177. Fedorov A. Media education around the world: brief history // Acta didactica napocensia, Volume 1, Number 2, 2008. PP.34.
178. Frome J. Reality, Representation, and Emotions Across Media. // Film Studies: An International Review, №8/9, 2006.http://www.jonathanfrome.net/papers/representation-reality.html
179. Gabbard G.O., Gabbard K. Psychiatry and the Cinema NY: American Psychiatric Publishing, 1999. — 310 p.
180. Greenberg, H. R., Gabbard, K. Reel recollection: Notes on the cinematic depiction of memory. / PsyART, №3, 1999. 182 p.
181. IASC Guidelines on Mental Health and Psychosocial / Support in Emergency Settings. Geneva: IASC, 2007. - PP. 1-2.
182. Michael Kahn http://www.reeltoreal.biz/cinema.htm
183. Lipman M. Critical thinking: What can it be? NY: Educational Leadership, 1988. - PP. 38-43.
184. Munsterberg H. The Film: A Psychological Study: The Silent Photoplay in 1916. -N.Y., 1970. 100 p.
185. Carroll N. The Philosophy of Motion Pictures. — Maiden: Blackwell Publishing, 2008.-310 p.
186. Paul, R. W. Critical Thinking: what every person needs to survive in a rapidly changing world // Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990. 276 p.
187. Persson P. Understanding Cinema: A Psychological Theory of Moving Imagery. Cambridge University Press, 2003. 277 p.
188. Persson P. Understanding cinema: Constructivism a spectator psychology. Stockholm: Dep. of cinema studies. Stockholm univ., 2000 - 362 p.
189. Solomon G. Reel Therapy: How Movies Inspire You to Overcome Life's Problems. New York: Lebhar-Friedman Books, 2001. - 250 p.
190. Solomon G. The Motion Picture Prescription: Watch This Movie and Call Me in the Morning: 200 Movies to Help You Heal Life's Problems. New York: Asian Publishing, 1995.-241 p.
191. Tan E. Representation, Reality, and Emotions Across Media // Film Studies. Issue 8, 2006 PP. 12-25.
192. Ulus F. Movie therapy, moving therapy. New Bern: Trafford Publishing, 2003. - 420 p.
193. Woltz B. E-Motion Picture Magic: A Movie Lover's Guide to Healing and Transformation. — Centennial: Glendbidge publishing Ltd., 2005. — 216 p.
194. Wooder B. Movie Therapy: How it Changes Lives. UK: Rideau Lakes Publishing, 2008. - 238 p.
195. Zoller W. Produktives Denken und Psychotherapie Productive thinking and psychotherapy. // Gestalt Theory, № 3-4, 1993- 226 p.1. Протокол №
196. Время проявления в фильме компонента из перечня методики анализа кинофильмов с позиции развития саногенного мышления (АСМК)п/ п Характеристика саногенного мышления № п/ п Саногенный психологический компонент Время проявления (мин., сек.)' Общее время
197. Концентрация внимания в процессе саногенной рефлексии 1 Ориентация на решение проблемы в настоящем и будущем
198. Формирование образа желаемого будущего
199. Знание закономерностей функционирования психики и способов управления ею в трудных жизненных ситуациях 3 Понимание функции проявления психики4 Установление потребностей
200. Связывание определенного состояния с ситуацией или объектом
201. Информирование о закономерностях функционирования психики и поведения человека •7 Идентификация проблемы
202. Опровержение или изменение мыслей, приводящих к неадекватным реакциям на ситуацию
203. Умение отстраняться от негативных переживаний 9 Юмор
204. Отстранение от ситуации, вызывающей негативные состояния
205. Широкий спектр культурных моделей, с которыми человек знаком и способен к ним обращаться 11 Предоставление выбора в реагировании на ситуацию
206. Демонстрация субъективности восприятия
207. Изменение точки зрения рассмотрения ситуации
208. Умение прерывать патогенные мысли и поведение 14 Прерывание деструктивной коммуникации
209. Обнаружение мыслей, приводящих к неадекватным реакциям на ситуацию
210. Умение погружаться в позитивные переживания 16 Погружение в ситуацию, вызывающую желаемые состояния
211. Усиление позитивных чувств и поведения
212. Распознавание ресурсов для достижения желаемой цели 18 Равенство позиций участников взаимодействия
213. Определение актуальных средств удовлетворения потребностей
214. Нахождение потенциальных средств и источников изменения себя
215. Дифференцировка компонентов ситуации, которые могут быть полезны для удовлетворения потребностей 21 Переоценка события1. Анкета
216. Использование саногенных психологических компонентов в обыденной жизни»1. М.М.Данина)
217. Ни разу Реже 1 раза в нед. 1-5 раз в нед. 1-5 раз в день Чаще 5 раз в день
218. Как часто Вам удавалось применить компоненты здорового мышления, чтобы разрешить ситуацию?
219. Как часто Вам удавалось применить компоненты здорового мышления, чтобы изменить свое отношение к ситуации?
220. Как часто Вы замечали, что ситуация, с которой раньше Вам было трудно справиться, теперь разрешается сама собой?
221. Как часто в сложных ситуациях Вы вспоминали о компонентах здорового мышления, чтобы ее разрешить?
222. Как часто ты отмечаешь, что компоненты здорового мышления влияют на твое эмоциональное состояние в проблемных ситуациях?
223. Как часто Вы замечали, что без особых усилий применяете компоненты здорового мышления в жизни?
224. Как часто Вы отмечаете, что компоненты здорового мышления повлияли на Ваши действия в проблемных ситуациях?
225. Как часто Вы удивлялись тому, что другие люди мыслят нездорово?
226. В каких сферах жизни компоненты здорового мышления оказали на Вас наибольшее влияние? С родными Со сверстниками В обществе На учебе /работе
227. Как часто Вы замечали, что трудные ситуации, которые раньше вызывали у Вас негативные эмоции, сейчас Вас не беспокоят?
228. Как часто Ваши знакомые говорили Вам, что Вы иначе реагируете на сложные ситуации, хотя Вы не замечали этого?1. Обработка анкеты:
229. Шкала 1. Частота сознательного использования саногенных психологических компонентов в проблемных ситуациях вопросы 1, 2, 4
230. Шкала 2. Частота непроизвольных обращений к саногенным психологическим компонентам в проблемных ситуациях вопросы 3, 6, 8, 11
231. Шкала 3. Частота возникновения проблемных ситуаций по сравнению с аналогичным периодом до прохождения обучения вопросы 1,3,7, 11
232. Перечень психотерапевтических, техник, используемых в мировой практике психотерапии'
233. Психотерапевтический контракт 2. Исследование фиктивной цели
234. Поощрение 4. Развитие социального интереса
235. Повторение 6. Интеграция противоположностей
236. Вопрос 8: Усиление внимания к чувствам
237. Прояснение 10. Работа с мечтами
238. Конфронтация 12. Принятие ответственности
239. Интерпретация 14. Преодоление сопротивления
240. Суммирование 16. Идентификация когнитивных искажений
241. Отражение чувств 18. Отдаление неадаптивных мыслей
242. Информирование 20. Проверка истинности неадаптивных мыслей
243. Совет 22. Замена неадаптивных мыслей адаптивными23. Убеждение 24. Анализ игр
244. Парадоксальная реакция 26. Определение Эго-состояний
245. Обратная связь 28. Определение транзакций
246. Самораскрытие 30. Поглаживание
247. Директива 32. Структурирование времени
248. Молчание (пауза) 34. Определение жизненного сценария
249. Подтверждение и повторение (неверб.) 36. Работа с игнорированием
250. Отрицание и запутывание (неверб.) 38. Работа с мировосприятием и искажением
251. Усиление и акцентирование (неверб.) 40. Работа с симбиозом
252. Контроль (неверб.) 42. Контракты на изменение
253. Регуляция 44. Контроль над элементами личности
254. Метафора 46. Постижение истинного Я
255. Информирование о методе 48. Психосинтез
256. Прояснение 50. Разотождествление
257. Реконструкция 52. Осознание и распознание субличностей
258. Комментарии 54. Принятие субличностей
259. Конфронтация (нсихоанал.) 56. Координация субличностей
260. Подготовка к интерпретации 58. Интеграция субличностей
261. Интерпретация 60. Синтез субличностей
262. Свободные ассоциации 62. Автобиография
263. Реакция переноса 64. Что есть Я
264. Сопротивление 66. Самоотждествление
265. Идентификация с аналитиком 68. Внутренний диалог
266. Абстиненция (усиление проявлений проблемы) 70. Пробуждение и развитие желаемых качеств
267. Зеркало 72. Формирование идеальной модели
268. Распознание сопротивления 74. Восстановление опущений
269. Демонстрация сопротивления 76. Установление и определение границ
270. Прояснение мотивов и форм сопротивления 78. Семантическая неоформленность
271. Интерпретация сопротивления 80. Ориентация на ресурсы
272. Проработка сопротивления 82.Здесь и теперь
273. Распознание переноса 84. Свобода и ответственность
274. Демонстрация переноса 86. Подстройка
275. Прояснение мотивов и форм переноса 88. Положительное переопределение симптома
276. Интерпретация переноса 90. Дистанцироване от конфликта
277. Проработка переноса 92. Проработка конфликта
278. Анализ сновидений 94. Ситуативное одобрение
279. Анализ ошибок 96. Вербализация
280. Самоанализ 98. Расширение целей
281. История жизни 100. Фокус на решении
282. Терапевт как модель 102. Положительное подкрепление103. «Как будто» действие 104. Утилизация
283. Негативная практика 106. Экономичность
284. Ловля самого себя 108. Убежденность в мудрости пациента
285. Метод пусковой кнопки 110. Ориентация на будущее
286. Ага-переживание 112. Экоцентризм1. ИЗ. Юмор
287. Кол-во экспертов, выделивших характеристику СМ в отчете
288. Концентрация внимания в процессе саногенной рефлексии 2 5 6 4 16
289. Знание закономерностей функционирования психики и способов управления ею 7 10 12 20 5
290. Способность к диссоциации с негативными переживаниями 3 4 5 8 4
291. Широкий спектр культурных моделей, с которыми человек знаком и способен к ним обращаться 10 19 2 4 0
292. Владение навыками прерывания патогенных паттернов мышления и поведения 0 7 18 6 4б Способность к ассоциации с позитивным опытом, состояниями 14 17 19 10 18
293. Способность человека распознавать ресурсы, которыми он обладает или должен обладать для достижения желаемой цели 17 19 20 20 18
294. Способность к дифференцировке компонентов ситуации, которые могут быть полезны для развития личности 11 11 8 8 10
295. Использование саногенных психологических компонентов, способствующих развитию саногенного мышления, после обучения (по анкете «Использование СПК в обыденной жизни»)1. Вопрос Использование СПК
296. Ни разу Реже 1 раза в неделю 1-5 раз в неделю 1-5 раз в день Более 5 раз в день
297. Как часто тебе удавалось применить компоненты здорового мышления, чтобы разрешить ситуацию? 0% 10% 70% 10% 0%
298. Как часто тебе удавалось применить компоненты здорового мышления, чтобы изменить свое отношение к ситуации? 10% 5% 65% 20% 0%
299. Как часто ты замечал, что ситуация, с которой раньше тебе было трудно справиться, теперь разрешается сама собой? 0% 10% 25% 60% 5%
300. Как часто в сложных ситуациях ты вспоминал .о компонентах здорового мышления, чтобы ее разрешить? 0% 10% 70% 10% 0%
301. Как часто ты отмечаешь, что компоненты здорового мышления влияют на твое эмоциональное состояние в проблемных ситуациях? 0% 0% 10% 20% 70%
302. Как часто ты замечал, что без особых усилий применяешь компоненты здорового мышления в жизни? 0% 0% 90% 10% 0%
303. Как часто ты отмечаешь, что компоненты здорового мышления повлияли на твои действии в проблемных ситуациях? 0% 0% 5% 20% 75%
304. Как часто ты удивлялся тому, что другие люди мыслят нездорово? 0% 40% 20% 30% 10%
305. В каких сферах жизни компоненты здорового мышления оказали на тебя наибольшее влияние? 20% 55% 15% 10%
306. Как часто ты замечал, что трудные ситуации, которые раньше вызывали у тебя негативные эмоции, сейчас тебя не беспокоят? 0% 0% 85% 10% 5%
307. Как часто твои знакомые говорили тебе, что ты иначе реагируешь на сложные ситуации, хотя ты не замечал этого? 0% 0% 100% 0% 0%
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.