Проза С.А. Ауслендера 1918 - 1928 гг. в историко-литературном контексте первой трети XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Евсина, Наталья Андреевна

  • Евсина, Наталья Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Пермь
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 199
Евсина, Наталья Андреевна. Проза С.А. Ауслендера 1918 - 1928 гг. в историко-литературном контексте первой трети XX века: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Пермь. 2013. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Евсина, Наталья Андреевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ДИАЛОГ С КЛАССИКАМИ И СОВРЕМЕННИКАМИ В МАЛОЙ ПРОЗЕ С. А. АУСЛЕНДЕРА 1918-1920 ГГ

1.1. Публицистика С. А. Ауслендера 1918-1920 гг

1. 1. 1. Жанровая поэтика публицистических произведений

С. А. Ауслендера 1918-1920 гг

1. 1.2. Военные очерки

1. 1.3. Пермь в художественном восприятии Ауслендера-очеркиста

1. 2. А. С. Пушкин и И. С. Тургенев в художественных отражениях

Ау сл ендера-рассказчика

1.2. 1. Вариации на темы повести «Барышня-крестьянка» и стихотворения «Зима. Что делать нам в деревне?..» в рассказе «Морозный поцелуй: (Двадцатые годы)»

1. 2. 2. Тургеневские аллюзии в рассказе «Гиацинты»

ГЛАВА II. НЕЗАКОНЧЕННЫЙ РОМАН С. А. АУСЛЕНДЕРА «ВИДЕНИЯ ЖИЗНИ»: БИОГРАФИЧЕСКИЙ И

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТЫ

2. 1. Герои романа и их прототипы

2.2. «Видения жизни» как театральный роман

2. 2. 1. Театр как метафора предвоенного мира в романе «Видения жизни»

2. 2. 2. Образ человека-артиста в романе «Видения жизни»

2. 3. Первая мировая война в романе «Видения жизни»

2. 3. 1. Первая мировая война в судьбах автора и его героев

2. 3. 2. Военная пастораль

ГЛАВА III. РОМАН С. А. АУСЛЕНДЕРА «ПУГАЧЕВЩИНА»

В СВЕТЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ

3. 1. Творческая история романа «Пугачевщина»

3. 2. «Пугачевщина» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

L/

3.3. «Пугачевщина» как роман с ключом

3.4. Роман С. А. Ауслендера «Пугачевщина» и пугачевская тема

в советской литературе 1920-х гг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

J

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза С.А. Ауслендера 1918 - 1928 гг. в историко-литературном контексте первой трети XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Диссертация посвящена изучению творчества писателя Сергея Абрамовича Ауслендера (1886—19371). Ауслендер заявил о себе в середине 1900-х гг. сначала как прозаик, с 1914 г. - как драматург. В 1900-1910-е гг. публиковался в журналах «Огни», «Весна», «Золотое руно», «Весы», «Аполлон», «Русская мысль», «Библиотека "Театра и искусства"», «Огонек», «Аргус», «Лукоморье» и др. Как литературный и театральный критик печатался в «Золотом руне», «Аполлоне» (1909-1910), «Русской художественной летописи» (1911-1912), «Ежегоднике императорских театров», газете «Речь» (1910-1911) и др. До 1917 г. он издал три сборника рассказов («Золотые яблоки», 1908; «Рассказы. Книга II», 1912; «Сердце воина», 1916), роман «Последний спутник» (1913), ряд пьес («Ставка князя Матвея», 1913; «Изумрудный паучок», 1916; «Песенка госпожи Монклер», 1916; «Хрупкая чаша», 1916). Критики, откликавшиеся на данные произведения, обращали внимание на соответствие их эстетики программным установкам М. Кузмина (дяди и учителя Ауслендера).

Дореволюционное творчество писателя не раз привлекало к себе внимание исследователей. Его произведения 1900-1910-х гг., неоднократно переиздававшиеся в последующие годы2, полно представлены в имеющихся литературных энциклопедиях, словарях, справочниках. Вслед за современниками Ауслендера авторы словарных статей указывали на

1 В некоторых источниках, например, в словарных статьях М. О. Чудаковой («Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь», Т. 1., с. 121), В. Н. Быстрова («Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь», Т. 1., с. 127), датой смерти писателя указывался 1943 г. Однако сегодня, в связи с обнародованием списков жертв политических репрессий, доподлинно известно, что Ауслендер был расстрелян в 1937 г. 1943 г. назывался в ответе на официальный запрос родственников писателя, посланный после смерти Сталина: «Умер от прободения язвы в 1943 г.» [Минакина 1998: 111].

2 Ауслендер С. А. Петербургские апокрифы: Роман, повести, рассказы / сост., вступ. ст., коммент. А. М. Грачевой. СПб.:1УПръ, 2005. 711 е.; Ауслендер С. А. Бастилия взята // Русская любовная повесть первой половины XX века: Сборник / сост. А. Н. Николюкин, А. Н. Гиривенко. Кн. 2. Легкое дыхание. М.: Инфосерв, 1997. С. 5-8; Ауслендер С. А. Ганс Верден // Новелла Серебряного века / сост. Т. Берегулева-Дмитриева. М.: Терра, 1997. С. 131-141.

зависимость писателя от стилевых экспериментов М. Кузмина. В ряду других своей глубиной и обстоятельностью выделяется статья М. О. Чудаковой в биографическом словаре «Русские писатели. 1800-1917» (1989). Исследовательница отмечала воздействие на писателя не только «М. Кузмина с его "оглядкой" на русскую "аполлоническую" прозу (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев)», но и самой «литературной ситуации 1910-х гг., когда шли поиски более адекватных художественных способов "добраться" до действительности, чем те, что разрабатывались прозой 2-й половины 19 в.», и «стилизация становилась одной из возможностей выработки нужных приемов письма» [Чудакова 1989: 121]. Характеризуя дореволюционные рассказы писателя, исследовательница выделяла такие присущие им черты, как «фабульная острота; в выборе героев - предпочтение "мечтателя и поэта" "дельцам и работникам", выдвижение в качестве главного героя - писателя как обладателя "власти" над людьми, размывающего границу между жизнью и театром; ясность и простота построения фразы» [Чудакова 1989: 121]. Среди отличительных примет дореволюционной прозы Ауслендера в целом и романа «Последний спутник» в особенности М. О. Чудакова называла также «высокую степень автобиографичности». По ее мнению, «проза Ауслендера интересна в первую очередь как литературный документ, засвидетельствовавший одну из "проб" 1910-х гг. - попытку построения романа, усваивавшего опыт и символизма, и классической прозы, а также стремление разрабатывать современную книжную литературную речь вне обращения к внелитературным фактам живой речи (различные формы сказа) и старой русской письменности (опыт Ремизова)» [Чудакова 1989: 122].

Одной из первых работ, содержащих оценку дооктябрьской прозы

Ауслендера, была статья 3. Г. Минц «К изучению периода "кризиса

символизма" (1907-1910). Вводные замечания» (1990). Исследовательница

рассматривала произведения писателя в рамках позднесимволистских

модернистских стилизаций, в которых «понимание художественного текста

5

как высшей ценности получило наиболее полное воплощение»: «Как художественные структуры модернистские "стилизации" отличаются не только от близких им влияний символистской литературы, но и от стилизаций более традиционных типов. Они ориентированы не на "чужое слово" и даже не на "чужой текст" (хотя к ним очень близки разнообразные "вариации на темы" - литературные обработки, травестии, пастиши <...>), а на сам феномен искусства (курсив 3. Г. Минц. - Н. Е.), в котором акцентируется именно "искусственность" - отделенность от реальности» [Минц 20046]. В качестве примера 3. Г. Минц анализировала два рассказа Ауслендера 1907 г. («Вечер у господина де Севираж», «Валентин мисс Белинды»), в которых «культ красоты как искусства, культуры» проявился достаточно полно. Литературные стилизации Ауслендера, М. Кузмина, раннего А. Н. Толстого исследовательница рассматривала в одном ряду с художественными исканиями «Мира искусства», театральными стилизациями Вс. Мейерхольда.

Ауслендер неоднократно упоминался в двухтомном труде ученых ИМЛИ РАН «Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов)» (2000-2001). Поводом, как правило, служила принадлежность писателя к журналу «Аполлон» (он являлся членом так называемой «молодой» редакции) и к кузминской школе. Так, например, И. В. Корецкая в статье «Литература в кругу искусств» указывала, что «проза Кузмина, его авантюрно-психологические повести ("Приключения Эме Лебефа", 1907; "Подвиги Великого Александра", 1909 и мн. др.) нашли ряд жанровых аналогий у прозаиков круга "Аполлона" (С. Ауслендер, Б. Садовской)» [Корецкая 2000: 165]. К. Г. Исупов в статье «Философия и литература "серебряного века" (сближения и перекрестки)», размышляя об актуальной «для философских поисков "серебряного века" триаде "лик \ лицо \ личина"», иллюстрировал представления о маске как «предмете мифологической игры» ссылкой на ауслендеровские «Записки Ганимеда» (1906) [Исупов 2000: 90].

Одним из первых специальных исследований, посвященных Ауслендеру, стали статьи А. М. Грачевой «К вопросу о неомифологизме в литературе начала XX века ("Петербургские апокрифы" С. Ауслендера)» (1993), «Петербургское чародейство. (Проза Сергея Ауслендера 1905-1917 годов)» (2005), в которой рассматривался жизненный и творческий путь писателя, особое внимание уделялось его дореволюционному творчеству. А. М. Грачева подробно излагала творческую историю произведений (включавшую аналитический обзор откликов на них в печати), исследовала прозу 1900-1910-х гг. в связях с жанрово-стилевыми исканиями Серебряного века.

Своеобразие поэтики Ауслендера-прозаика А. М. Грачева связывала со стилизацией. По ее мнению, стилизация может осуществляться с целью создания «исторической бутафории» (В. Мозалевский), может явиться художественной формой «для изображения современных героев и их проблем» (В. Брюсов), наконец, может «материализовать» писательское «желание воплотить "ретроспективную мечту"» (М. Кузмин) [Грачева 2005: 14-15]. В стилизациях Ауслендера исследовательница находила прямое влияние М. Кузмина и подчеркивала, что ориентация молодого прозаика на опыт своего учителя была вполне осознанной. А. М. Грачева обращала внимание на жанровое разнообразие ауслендеровских текстов-стилизаций, указывала на ряд присущих им специфических черт, обусловленных творческой индивидуальностью автора.

К произведениям Ауслендера не раз обращался Н. Д. Тамарченко,

исследуя русскую повесть Серебряного века. Он также вел речь о

стилизаторской работе писателя. Так, например, характеризуя стилевое

своеобразие повести «Ночной принц», содержащей отсылки к романтической

прозе начала XIX века, исследователь подчеркивал: «Способы "создания

языка эпохи" здесь ориентированы на прозу Пушкина - и как на

стилизуемый объект, и как на образец, в свою очередь, решения такой

задачи. Так, язык вставного письма в повести заметно архаичнее устной речи

7

персонажей, что напоминает "Капитанскую дочку". В то же время речь повествователя близка к стилистике "Пиковой дамы", а в изображении театра и околотеатральной суеты она содержит к тому же аллюзии на текст "Евгения Онегина" и даже цитаты из него <...>» [Тамарченко 2007: 312]. Исследуя жанровые модели, воплощенные Ауслендером в повести «Ночной принц», Н. Д. Тамарченко особо выделял «Пиковую даму», а подводя итог своим наблюдениям, подчеркивал, что «многообразные связи и переклички» между разными произведениями не следует рассматривать ни как пресловутое «влияние», ни как воздействие «интертекста»: «Речь идет именно о творческой ориентации авторов на одну и ту же жанрово-стилевую традицию и о повторяющемся способе отсылки читателя к этой традиции -скрытой цитате» [Тамарченко 2007: 318-319].

В «Поэтике русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика

жанра. Общие проблемы. Проза» (2009), подготовленной сотрудниками

ИМ ЛИ РАН, упоминания об Ауслендера более многочисленные и более

пространные, чем в двухтомнике, посвященном русской литературе рубежа

веков. Однако контекст, в котором возникает имя писателя, тот же, что и

раньше. Это, прежде всего, стилизация как жанрообразующий фактор.

Большое внимание уделяется Ауслендеру в главе о стилизации в прозе,

написанной М. В. Козьменко. Здесь, в частности, подчеркивается, что

писатель был весьма последователен «в использовании словесно-речевых

интонаций и жанровых моделей, близких к изображаемой культуре», однако

ракурс «изображения "чужих" культур» был у него сужен «существенными

тематическими ограничениями», доминированием «узко-житейской точки

зрения» на историю. Указывается также, что «словесно-речевые средства в

стилизациях Ауслендера в значительной степени ограничиваются рамками

"стильности"», что «"стильность", ищущая в адаптированном архаичном

слове не исторически подлинные <...> интонации», а лишь средства

эстетизации, тяготеет к современной норме, а потому задает архаичной

словесно-речевой фактуре условно-"экзотический", орнаментальный статус»

8

[Козьменко 2009: 126-128]. В рамках кузминской школы в целом, по мнению М. В. Козьменко, «стилизация <...> принимает "умеренные" формы», «"свое" и "чужое" слово уравновешиваются» [Козьменко 2009: 129].

Для понимания историко-литературного значения творчества Ауслендера и его экспериментов в сфере стиля несомненный научный интерес представляют работы Н. А. Богомолова по истории символизма. Говоря об исследованиях 3. Г. Минц, Н. А. Богомолов подчеркивал, что среди писателей, выраставших на почве символизма, она выделяла Ауслендера «как не лучшего, но весьма характерного» автора, подхватывавшего то, «что было органически присуще самому символизму» [Богомолов 2010: 87]. Особое значение для нас имеет статья Н. А. Богомолова «Сергей Ауслендер: Стилизация или стиль» (2009). Исследователь начинал ее с принципиальной, на наш взгляд, мысли о том, что Ауслендер - незаурядный писатель, творчество которого заслуживает специального изучения, «дающего возможность несколько иначе оценить и перспективу, в которой оно должно восприниматься» [Богомолов 2009: 143]. Н. А. Богомолов полагал, что «прежде всего, это касается репутации писателя как стилизатора, которая сложилась с первых же его печатных выступлений и упорно держится до сих пор» [Богомолов 2009: 143]. Наблюдения над прозой Ауслендера позволили автору статьи сделать вывод о том, что даже ранние произведения писателя лишены «ощутимых примет чужого стиля и чужого слова». В романе «Последний спутник», например, «он воплощает заветы статьи Кузмина "О прекрасной ясности", которых тот сам вовсе не думает придерживаться»; стилевое задание Ауслендера «весьма далеко от стилизации, оно строится без оглядки на уже существующие образцы русской прозы, а скорее наоборот - в чем-то предвещает поэтику "Серапионовых братьев", особенно Каверина, Лунца и раннего (и лучшего!) Федина» [Богомолов 2009: 144]. Работы Н. А. Богомолова разрушают стереотипы восприятия творчества Ауслендера; выводы, сделанные

исследователем, допускают возможность иных оценок творчества писателя, чем те, которые господствуют сегодня.

Если дореволюционное творчество Ауслендера в той или иной мере получило научное освещение, то с его послеоктябрьскими произведениями дело обстоит иначе. Они по-прежнему остаются неизвестными даже специалистам. Одна из причин их неоправданного «забвения» -труднодоступность. Значительная их часть была опубликована в антисоветских малотиражных периодических изданиях времен революции и Гражданской войны, которые ранее находились в спецхранах, а теперь, став доступными, оказываются нечитабельными (в силу плохой их сохранности).

В настоящее время ведется кропотливая библиографическая работа, направленная на собирание и систематизацию произведений Ауслендера конца 1910-х - начала 1920-х гг.

Заметный вклад в «возвращение» творчества Ауслендера советской эпохи внесли «Материалы к библиографии С. А. Ауслендера (Омск, 18 ноября 1918 - 14 ноября 1919)» (2004), собранные историком литературы, членом Союза писателей Санкт-Петербурга Александром Генриховичем Тимофеевым, по его словам, представляющие собой лишь этап «на пути создания полной библиографии С. А. Ауслендера в периодике гражданской войны» [Тимофеев 2004: 26]. «Материалы...» предваряет вступительная статья А. Г. Тимофеева, объясняющая их происхождение и содержащая сведения о жизни писателя в указанный период. С опорой на данные А. Г. Тимофеева, на сведения, содержащиеся в хронике «Литературная жизнь России 1920-х годов. События. Отзывы современников. Библиография. Москва и Петроград. 1917-1920 гг.» (отв. редактор А. Ю. Галушкин) (2005), обозначим основные события жизни Ауслендера, формирующие необходимый бытовой и историко-литературный фон его послеоктябрьского творчества.

Вернувшись с мировой войны, в которой Ауслендер участвовал в качестве офицера Земсоюза, он включился в литературную жизнь Москвы. В начале и в первой половине 1918 г. печатался в газетах «Жизнь», «Наша речь», «Наш век», «Раннее утро»; выступал с чтением своих рассказов (на собрании общества «Среда» читал рассказ «В царскосельских аллеях», в кафе-кабаре «Музыкальная табакерка» - «Московскую принцессу»). В «Музыкальной табакерке» выступал (в паре с В. Шершеневичем и С. Спасским) в составе группы «Живые альманахи». Например, на вечере кружка «Живые альманахи» вместе с В. Шершеневичем играл в интермедии «Перекличка Пьеро» [Литературная жизнь России 1920-х гг. I. 1. 2005: 116, 131, 133, 168, 170, 181].

Осенью 1918 г. писатель оказался в ставке адмирала А. В. Колчака в статусе корреспондента РТА (Российского Телеграфного Агентства). Став одним из приближенных адмирала, Ауслендер сопровождал его в поездках на фронт (Казань, Омск, Пермь), был его биографом. Сведений о том, как именно писатель попал в эпицентр Гражданской войны, каким образом был допущен к Верховному Правителю, ни у А. Г. Тимофеева, ни в других доступных нам источниках нет.

В 1918-1919 гг. Ауслендер сотрудничал с колчаковскими газетами «Сибирская речь», «Свободная Пермь», «Сибирские стрелки». В них он опубликовал значительную часть своих новых произведений, среди них очерки, посвященные Гражданской войне и участию в ней адмирала А. В. Колчака, эссе на историософские и литературные темы, рассказы («Морозный поцелуй: (Двадцатые годы)», «Гиацинты», «Встреча с дьяволом» и др.), незаконченный роман «Видения жизни». Печатался также в газетах «День солдата», «Голос армии», «Наша газета», «Русское дело», в журналах «Иртыш: Голос Сибирского казачьего войска», «Единая Россия», «Отечество».

Среди литераторов, так же, как и Ауслендер, оказавшихся во время

Гражданской войны в Сибири, был Д. Бур люк. Вспоминая о литературной

И

жизни за Уралом, он называл Ауслендера «центральной фигурой» литературных сил Белого Омска [Цит. по: Тимофеев 2004: 20-21]. Тогда же, в 1919-1920 гг., впечатления автора от участия в Белом движении увидели свет в виде отдельных брошюр «Печальные воспоминания: (О большевиках)», 1919; «Адмирал Колчак», 1920.

Из Сибири Ауслендер возвратился в Москву. В 1922-1923 г. он сблизился с литературным кружком «Зеленая лампа», собиравшимся на квартире журналистки Л. В. Кирьяковой. Деятельность данного литературного объединения подробно освещена М. О. Чудаковой в «Жизнеописании Михаила Булгакова» (1988). Остановимся на тех сведениях, которые имеют отношение к Ауслендеру.

Кроме Ауслендера, в кружок входили М. Булгаков, Ю. Слезкин, В. Мозалевский, Н. Шестаков, А. И. Венедиктов, профессор-востоковед Б. Денике и др. По воспоминанию Ю. Слезкина, организаторами «Зеленой лампы» были он и Ауслендер [Чудакова 1988: 174]. Характеризуя состав членов «Зеленой лампы», М. О. Чудакова замечала: «...большинство литераторов, входивших в кружок, сближало общее желание - забыть недавнее прошлое или, вернее сказать, желание, чтоб о нем не вспомнили другие». Ауслендер и Н. Я. Шестаков были связаны с А. В. Колчаком. В очерке В. Зазубрина «Сибирская литература 1917-1926 гг.» (1927) Н. Я. Шестаков упоминался как один из поэтов, воспевавших Белое движение. Из Омска приехала и хозяйка «салона» Л. В. Кирьякова. «А Ауслендеру, - по словам М. О. Чудаковой, - и спустя полвека (и четверть века после его смерти) исследователи литературы Сибири с несколько запоздалым гневом припоминали, что он "был неизменным "украшением" в придворной свите адмирала на всех торжественных приемах и званых обедах" и много печатался при Колчаке» [Чудакова 1988: 174]. Исследовательница, приводя компрометирующие писателя биографические

сведения, опубликованные в «Новой русской книге» (1922) , подчеркивала, что «вряд ли Ауслендер, появившийся в Москве, испытал удовольствие, узнав об этой публикации». В заключение она еще раз повторяла: «Словом, каждому из собиравшихся под "Зеленой лампой", было что скрывать в своей биографии недавних лет» [Чудакова 1988: 175].

Помимо желания забыть свое прошлое, участников «Зеленой лампы» сближала общность эстетических устремлений, определяющим среди которых было уважительное отношение к русской классике. В этой связи примечательны выдержки из неопубликованных воспоминаний В. Мозалевского, процитированные М. О. Чудаковой: «Собрания "Зеленой лампы" затягивались "далеко за полночь". Домой мы - я (В. Мозалевский. -Н. Е.), Шестаков, Ауслендер, Б. П. Денике, Слезкин, и еще кое-кто, конечно, шли пешком. У памятника Пушкину делали "привал", и споры, загоревшиеся и потухшие там, в салоне "Зеленой лампы", разгорались порою снова, но тут уж народ вел себя повольнее, услышанное на вечере критиковали не злобно, конечно, но с позиций эпиграммы, иронии, насмешки, шаржа. Иногда после прочтения кем-нибудь рассказа кружковцы не сразу начинали обсуждать прочитанное, а крепко и долго молчали. И Б. П. Денике тогда утешал "Ну, ладно, об этом поговорим у памятника Пушкину". <...> Любили русских писателей - Пушкина, Гоголя, Льва Толстого, Достоевского. Большинство неизменно читало и почитало Блока (зачитывалось поэмой "Возмездие"). Сдержанно относились к романам, писавшимся, как решали мы, "по заказу"» [Чудакова 1988: 173]. По инициативе Ю. Слезкина участники «Зеленой лампы» планировали выход в свет своего журнала в издательстве «Кольцо»;

3 «...в 1918-19 гг. жил в Омске. Был одним из руководителей газеты "Сибирская речь", участвовал в литературных вечерах и собеседованиях. Написал брошюру "Адмирал Колчак" и роман "Видения жизни"; часть романа печаталась в фельетонах "Сибирской речи". Перед самой сдачей Омска советским войскам он выехал на лошадях - дальнейшая судьба его неизвестна» [Цит. по: Чудакова 1988: 174]. «С переездами в эти годы, -замечала М. О. Чудакова, — следы человека на какое-то время терялись, и даже осенью 1922 г., когда Ауслендер уже сидел, обсуждая литературные вопросы в "Зеленой лампе", альманах "Камены", вышедший в Чите, сообщал о его гибели "во время эвакуации в Сибири, зимой 1919 / 1920"» [Чудакова 1988: 175].

в первом номере должна была быть опубликована и проза Ауслендера,

I

однако издание не было осуществлено [Литературная жизнь России 1920-х гг. I. 2. 2005: 549].

С 1922 г. Ауслендер пробует свои силы на поприще детской литературы. Идея заняться литературой для детей и юношества, возможно, была подсказана ему личным жизненным опытом: в промежутке между бегством из колчаковской армии и приездом в столицу (1920-1922 гг.) он работал воспитателем в одной из удаленных сибирских школ-коммун. В 1922 г. увидели свет первые его детские прозаические произведения «Ромка», «Четыре рассказа о малышах», «Оля», пьеса «Колька Ступин».

К середине 1920-х гг. Ауслендер сменил свое творческое амплуа, «переквалифицировавшись» в детского писателя. «Взрослой» читательской аудитории адресовано лишь одно его произведение, написанное в 1920-е гг., - исторический роман «Пугачевщина» (1928). По подсчетам А. Г. Тимофеева, к 1928 г. он «выпустил 26 изданий и переизданий детских книг собственного сочинения - рассказов, повестей, пьес. В 1928 г. продолжало выходить его многотомное Собрание сочинений, написанных в 1920-е годы и ранее уже напечатанных, <...> эту картину дополнили второе издание рассказов "для детей младшего возраста" "Малыши", сборник "сценариев, методических указаний и музыки" "Первомайский праздник", в котором Ауслендер выступил как один из составителей, и третье издание повести норвежского писателя Бернта Ли "Школьник Свен" с вновь повторенным издателями предисловием Ауслендера» [Тимофеев 2004: 23]. По свидетельству историков советской детской литературы, «с 1924 года Ауслендер работает в подсекции художественного воспитания научно-педагогической секции Государственного ученого совет (ГУС), в 1925 г. "на большом пионерском празднике" ("Автобиография") избран почетным пионером» [Фомин 1998: 41]. Кроме того, он «писал научно-педагогические статьи, принимал участие в создании отечественного театра для детей» [Фомин 1998: 41]. С 1928 г. заведовал литературной частью Московского ТЮЗа.

Оценка «детского» творчества Ауслендера содержалась в статье М. О. Чудаковой «Без гнева и пристрастия: Формы и деформации в литературе 20-30-х гг.» (1988). Исследовательница рассматривала его писательскую судьбу как характерную для тех, кто в 1920-е гг., уже имея публикации в дореволюционной печати, а также в периодике 1917-1919 гг. («на юге России, в Сибири или где-либо еще»), вступал в литературную жизнь заново. М. О. Чудакова замечала, начиная «как бы с новой страницы», Ауслендер «полностью разрывает литературные связи с прежним кругом...» [Чудакова 2001: 314]. Если прежде он занимал «свое скромное и вполне органичное место» в литературе 1900—1910-х гг., то «теперь под давлением "социального заказа", требующего поляризации и определенности, не имея творческих ресурсов для ответа на этот заказ, теряет литературно значимое место» [Чудакова 2001: 314]. «Для множества таких, как Ауслендер, -считала исследовательница, - "социальный заказ" осознается как диктат времени, сливаясь с потребностью самосохранного социального поведения. Используя технологически свой прежний опыт, они становятся адептами пропагандистской литературы, а те из них, кто работает в жанре "детской" беллетристики, прямым образом участвуют в формировании "нового" человека, усваивающего, в частности, из их произведений новый, плакатный образ исторической действительности» [Чудакова 2001: 314-315].

К «детскому» творчеству Ауслендера обращался в упоминавшейся ранее

статье А. Г. Тимофеев. Он также указывал на связь «детских» произведений

писателя с «социальным заказом», с формирующимся соцреалистическим

каноном, замечая, к примеру, что в авторе брошюры «Дети и театр» (1930),

выдержанной «в духе обязательной советской риторики, с вкраплениями

пропагандистских клише», уже невозможно было «распознать» «прежнего

талантливого прозаика, чья способность к воссозданию подлинного духа

минувших эпох была сродни кузминской» [Тимофеев 2004: 23]. В детских

произведениях, по мнению А. Г. Тимофеева, отчетливо «просматриваются

контуры духовного перерождения», «которое выпало на долю Ауслендера-

15

литератора в советские годы» [Тимофеев 2004: 24]. А. Г. Тимофеев резко противопоставлял «детское» творчество писателя его публикациям в «Сибирской речи» 1918-1919 гг., автор которых, по мнению исследователя, представал перед читателями как «мечтатель и патриот, одушевленный не только верой в победу над большевиками, но и в грядущее торжество свободной России» [Тимофеев 2004: 24].

В современных рассуждениях о «советском» Ауслендере стремление противопоставить произведения для детей его дооктябрьскому творчеству (М. О. Чудакова) или его же публикациям 1918-1919 гг., увидевшим свет на страницах колчаковской печати (А. Г. Тимофеев), сочетается с попытками «сблизить» разные творческие периоды писателя. Так, А. Ю. Фомин, охарактеризовав Ауслендера как детского писателя, пришел к выводу о том, что «исторический колорит» в его «историко-приключенческих произведениях выражен слабо, преимущественно на уровне предметно-бытовых реалий»: «Показательно, что сходные признаки без труда обнаруживаются в ранних творческих опытах писателя (разумеется, с поправкой на тематику). Все это позволяет рассматривать "детское" творчество Ауслендера как своеобразное проявление все той же жанрово-типологической стилизации, начало которой положено его же художественной и литературно-критической практикой начала XX в.» [Фомин 1998: 42].

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Евсина, Наталья Андреевна, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. Публикации С. А. Ауслендера

1. Ауслендер С. А. Адмирал Колчак. - [Б.м.]: штаб 1-го Ср.-Сибир. арм. корпуса, [1920]. 8 с.

2. Ауслендер 1928а - Ауслендер С. А. Автобиография // Ауслендер С. А. Собр. соч. Т. 1. М.: Московское товарищество писателей, 1928. С. 19-21.

3. Ауслендер 19286 - Ауслендер С. А. Автобиография // Писатели: Автобиографии и портреты современных русских прозаиков. М.: Современные проблемы, 1928. С. 26-32.

4. Ауслендер 1910а - Ауслендер С. А. Арап Петра Великого // Пушкин А. С. Собр. соч. / под ред. С. А. Венгерова Т. 4. СПб.: Изд. Брокгауза-Эфрона, 1910. С. 104-112.

5. Ауслендер С. А. В поезде Верховного Правителя. Кавалеры Святого Георгия // Свободная Пермь. 1919. № 52. С. 2.

6. Ауслендер С. А. В поезде Верховного Правителя. На Вятском фронте // Свободная Пермь. 1919. № 59. С. 2.

7. Ауслендер 2005а - Ауслендер С. А. Вечер у господина де Севираж // Ауслендер С. А. Петербургские апокрифы: Роман, повести, рассказы / сост., вступ. ст., коммент. А. М. Грачевой. СПб.: Mipb, 2005. С. 170-177.

8. Ауслендер С. А. Воспоминания о Н. С. Гумилеве. Фрагмент / Публ. и вступ. статья К. М. Поливанова // Панорама искусств. М.: Советский художник, 1988. № 11. С. 197-206.

9. Ауслендер С. А. Воспоминания о Н. С. Гумилеве // Н. Гумилев: pro et contra. СПб.: РХГИ, 1995. С. 267-276.

10. Ауслендер С. А. Далекий призыв // Лукоморье. Второй альманах рассказов. Птр., 1917. С. 3—45.

11. Ауслендер 19106 - Ауслендер С. А. <Рец.> И.Рукавишников. Сны. Кн. 8. СПб., 1910 // Речь. 1910. № 256. С. 3.

12. Ауслендер С. А. Кукольное царство: [Очерк] // Золотое руно. 1908. № 6. С. 70-74.

13. Ауслендер С. А. Литературные заметки. Книга злости // День. 1915. № 79. С. 5.

14. Ауслендер 191 Ов - Ауслендер С. А. <Рец.> Н. Гумилев. Жемчуга // Речь. 1910. № 181. С. 3.

15. Ауслендер 20056 - Ауслендер С. А. Наташа // Ауслендер С. А. Петербургские апокрифы. СПб.: Mipb, 2005. С. 461-532.

16. Ауслендер 1919а - Ауслендер С. А. Об умершей невесте // Отечество. 1919. № 4. С. 2-3.

17. Ауслендер С. А. Песенка г-жи Монклер: Пьеса в 1 действии // Полон: Литературный сборник. Пг.: Изд. всероссийского общества помощи военнопленным, 1916. С. 79-100.

18. Ауслендер С. А. Петербург. Публ. Тимофеева А. Г. // Петербургская библиотечная школа. 2004. № 1. С. 32-34.

19. Ауслендер 19196 - Ауслендер С. А. Печальные воспоминания: (О большевиках). Екатеринбург: Рус. бюро печати, [1919]. 16 с.

20. Ауслендер С. А. Письмо к Александру Блоку от 18 марта 1907 г. // РГАЛИ Ф. 55. Оп. 1. Ед. хр. 136. Л. 2.

21. Ауслендер С. А. Письмо к Л. Андрееву от 1 сентября 1916 г. Публ. Грачевой А. М. // Ауслендер С. А. Петербургские апокрифы. СПб.: Mipb, 2005. С. 709.

22. Ауслендер С. А. Письмо к Н. С. Гумилеву 1913 г.// РГАЛИ Ф. 2567. Оп. 2. Ед. хр. 176. Л. 1-2.

23. Ауслендер 2005в - Ауслендер С. А. Последний спутник // Ауслендер С. А. Петербургские апокрифы. СПб.: Mipb, 2005. С. 41-167.

24. Ауслендер С. А. Пройдохи (Адвокат Патлен). М.: ГИХЛ, 1934. 62 с.

25. Ауслендер 1928 - Ауслендер С. А. Пугачевщина. М.: Молодая гвардия, 1928. 272 с.

26. Ауслендер С. А. Пугаченок. М., 1926. 20 с.

27. Ауслендер С. А. Пушкин [рец. на сочинения А. С. Пушкина под ред. С. А. Венгерова] // Речь. 1909. № 203. С. 3.

28. Ауслендер С. А. Ставка князя Матвея: Пьеса в 4-х действ, и 5-ти картинах: Репертуар театра К. Незлобина. СПб.: Журнал «Театр и искусство», 1913. 28 с.

29. Ауслендер 2005г - Ауслендер С. А. Сердце война // Ауслендер С. А. Петербургские апокрифы. СПб.: Mipb, 2005. С. 453-^61.

30. Ауслендер 2005д - Ауслендер С. А. Троицын день // Ауслендер С. А. Петербургские апокрифы. СПб.: Mipb, 2005. С. 592-604.

31. Ауслендер С. А. Хрупкая чаша: Пьеса в 5-ти действиях. Петроград: Просвещение, 1916. 34 с.

Публикации Ауслендера в «Сибирской речи»

32. Ауслендер С. А. Вильгельм // Сибирская Речь. 1918. № 107. С. 2-3.

33. Ауслендер С. А. Генерал Алексеев // Сибирская речь. 1918. № 115. С.

2-3.

34. Ауслендер С. А. Большевики справа // Сибирская речь. 1919. № 78. С. 2-3.

35. Ауслендер С. А. Будущие хозяева земли русской. I. Хозяин // Сибирская речь. 1919. № 138. С. 2-3.

36. Ауслендер С. А. Бывшие // Сибирская речь. 1919. № 117. С. 2-3.

37. Ауслендер С. А. В поезде Верховного Правителя. I. Вместо предисловия // Сибирская речь. 1919. № 46. С. 2.

38. Ауслендер С. А. В поезде Верховного Правителя. II. Армия // Сибирская Речь. 1919. № 47. С. 2.

39. Ауслендер С. А. В поезде Верховного Правителя. IV. Кровью запечатлевшие // Сибирская речь. 1919. № 50. С. 2-3.

40. Ауслендер С. А. В поезде Верховного Правителя. IX. Попытка оппозиции // Сибирская речь. 1919. № 60. С. 2.

41. Ауслендер С. А. В поезде Верховного Правителя. X. В освобожденной Перми // Сибирская речь. 1919. № 62. С. 2.

42. Ауслендер С. А. В поезде Верховного Правителя. XI. Казачий круг // Сибирская речь. 1919. № 65. С. 2.

43. Ауслендер С. А. В поезде Верховного Правителя. XII. Печальные курьезы // Сибирская речь. 1919. № 66. С. 2.

44. Ауслендер С. А. В поезде Верховного Правителя. XIII. В кают-компании // Сибирская речь. 1919. № 68. С. 2.

45. Ауслендер С. А. Видения жизни // Сибирская речь. 1919. № 24, 30, 52, 57, 63, 69, 75, 80, 93, 99, 105, 115, 121, 129, 135, 141, 152, 158, 164, 170.

46. Ауслендер С. А. Ворчуны и шептуны // Сибирская речь. 1919. № 12.

С. 2.

47. Ауслендер С. А. Гиацинты // Сибирская речь 1919. № 84. С. 1-3.

48. Ауслендер С. А. «Двенадцать» Александра Блока // Сибирская речь. 1919. №93. С. 3.

49. Ауслендер С. А. Дыхание истории // Сибирская речь. 1919. № 184. С.

2-3.

50. Ауслендер С. А. Еду туда // Сибирская Речь. 1919. № 213. С. 2-3.

51. Ауслендер С. А. Земсоюз // Сибирская Речь. 1919. № 183. С. 2-3.

52. Ауслендер С. А. Злая отрава // Сибирская речь. 1919. № 113. С. 2.

53. Ауслендер С. А. Из поезда Верховного Правителя. В Екатеринбурге. Миллионное пожертвование // Сибирская речь. 1919. № 44. С. 2.

54. Ауслендер С. А. Из поезда Верховного Правителя. I. Верховный правитель на передовых позициях. II. Троицк. Войсковой круг // Сибирская речь. 1919. № 37. С. 1-2.

55. Ауслендер С. А. Из поезда Верховного Правителя. На Мотовилихинском заводе. Пожертвования // Сибирская речь. 1919. № 41. С. 2-3.

56. Ауслендер С. А. Леонид Андреев // Сибирская речь. 1919. № 209. С.

2.

57. Ауслендер С. А. Калачи // Сибирская речь. 1919. № 23. С. 2.

58. Ауслендер С. А. Морозный поцелуй // Сибирская речь. 1919. № 5. С.

2-3.

59. Ауслендер С. А. На съезде карпатороссов // Сибирская речь. 1919. № 82. С. 3-4.'

60. Ауслендер С. А. Над Иртышом // Сибирская речь. 1919. № 166. С. 23.

61. Ауслендер С. А. О Кузмине // Сибирская речь. 1919. № 64. С. 4.

62. Ауслендер С. А. Перелом // Сибирская речь. 1919. № 181. С. 2.

63. Ауслендер С. А. По советским деревням // Сибирская речь. 1919. № 155. С. 2-3.

64. Ауслендер С. А. Поздравления и пожелания // Сибирская речь. 1919. № 1.С. 2-3.

65. Ауслендер С. А. Призыв // Сибирская речь. 1919. № 177. С. 2.

66. Ауслендер С. А. Пьеро и Арлекин // Сибирская речь. 1919. № 5. С. 34.

67. Ауслендер С. А. Темная пасха // Сибирская речь. 1919. № 84. С. 5. II. Другие источники. Литературная критика и литературоведение

68. Адамович Г. Сергей Ауслендер // Звено. 1927. № 2. С. 69-70.

69. Айзенштадт В. Вокруг «Пугачевщины» // Театр. 1966. № 7. С. 85-94.

70. Алданов М. А. Армагеддон. М.: Интелвак, 2006. 608 с.

71. Бальмонт К. Где мой дом: Стихотворения, художественная проза, статьи, очерки, письма. М.: Республика, 1992. 448 с.

72. Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века: Сборник: Авториз. пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Универс», 1993. 368 с.

73. БараховВ. С. Искусство литературного портрета. М.: Наука, 1976. 184 с.

74. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

75. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с. - (Из истории советской эстетики и теории искусства).

76. Бахтин Н. М. Философия как живой опыт. М.: Лабиринт, 2008. 240 с.

77. Белый А. Начало века. Воспоминания: в 3 кн. Кн. 2 / редкол.: В. Вацуро, Н. Гей, Г. Елизаветина и др.; подгот. текста и коммент.

A. В. Лаврова. М.: Худож. лит., 1990. 687 с. - (Литературные мемуары).

78. Белый А. Между двух революций. Воспоминания: в 3 кн. Кн. 3. М.: Худож. лит., 1990. 670 с. - (Литературные мемуары).

79. Белый А. Собр. соч. Стихотворения и поэмы / сост., предисл.

B. М. Пискунова; коммент. С. И. Пискуновой, В. М. Пискунова. М.: Республика, 1994. 559 с.

80. Блок в неизданной переписке и дневниках современников // Александр Блок. Новые материалы и исследования: в 5 кн. Кн. 3. М.: Наука, 1982. С. 153-540. - (Литературное наследство. Т. 92).

81. Богомолов Н. А. Вокруг «серебряного века»: Статьи и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 720 с.

82. Богомолов Н. А. Русская литература первой трети XX века. Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск: Изд-во «Водолей», 1999. 640 с.

83. Богомолов Н. А. Сергей Ауслендер: стиль или стилизация? // Лицо и стиль: Сб. науч. ст. Екатеринбург: Изд. Урал, ун-та, 2009. С 143-150.

84. Богомолов Н. А., Шумихин С. В. Комментарии // Кузмин М. А. Дневник 1908-1915. СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2005. С.573-789.

85. Брюсов В., Петровская Н. Переписка: 1904-1913 / вступ. статьи, подгот. текста и коммент. Н. А. Богомолова, А. В. Лаврова. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 776 с.

86. Бузник В. В. К. А. Тренев // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П-Я. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. С. 511-513.

87. Булгаков. М. А. Соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Вагриус, 2003. 528 с.

88. Бурлешин А. Сергей Ауслендер. Петербургские апокрифы // Критическая масса. 2006. № 3. С. 300-328.

89. Бычков В., Бычкова Л. Серебряный век как метафизическая основа постнеклассической философии искусства // Искусствознание. 2009. № 1/2. С. 40-67.

90. Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908-1919). Каталог. М: Новое литературное обозрение, 2002. 568 с.

91. ВеригинаВ. П. Воспоминания об Александре Блоке // Александр Блок в воспоминаниях современников: в 2 т. Т. 1. / вступит, ст., сост., подготовка текста и коммент. В. Орлова. М.: Худож. лит., 1980. С. 410-489.

92. ВиленскийВ. Писатели-перебежчики // Известия ЦИК. 1919. 22 июня (№ 134). С. 1.

93. Вислова А. В. На грани жизни и игры // Вопросы философии. 1997. № 12. С. 28-38.

94. Вислова А. В. «Серебряный век» как театр: Феномен театральности в культуре рубежа XIX-XX веков. М.: РИК, 2000. 212 с.

95. Вишневский В. Е. Художественные фильмы дореволюционной России. М.: Госиздат, 1945. 192 с.

96. Волошин М. Поэзия и революция. Александр Блок и Илья Оренбург // Александр Блок: pro et contra / сост. Н. Грякалова. СПб.: РХГИ, 2004. С. 288-298.

97. Время Дягилева: Универсалии Серебряного века. Третьи Дягилевские чтения. Материалы. Вып. 1. Пермь: ПГУ: Арабеск, 1993. 262 с.

98. Гардзонио С. Статьи по русской поэзии и культуре XX века. М.: Водолей Publishers, 2006. 368 с.

99. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М.: Наука, 1993. 304 с.

100. Геворкян А. В. О «синтезе искусств»: Заметки к теме // Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 211-244.

101. Грачева А. М. К вопросу о неомифологизме в литературе начала XX века: («Петербургские апокрифы» С. Ауслендера) // Время Дягилева: Универсалии серебряного века. Третьи Дягилевские чтения. Материалы. Вып. 1. Пермь: ПГУ: Арабеск, 1993. С. 159-167.

102. Грачева A.M. <Комментарии> // Ауслендер С. А. Петербургские апокрифы: Роман, повести, рассказы. СПб.: Mipb, 2005. С. 665-709.

103. Грачева А. М. «Милая старина» в беллетристической рамке. Проза Сергея Ауслендера 1905-1917 гг. // Грачева A.M. Диалоги Януса: Беллетристика и классика в русской литературе начала XX века: Портреты. Этюды. Разыскания. СПб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2011. С. 271-305.

104. Грифцов Б. А. Судьба К. Леонтьева // Русская мысль. 1913. № 1. С. 85-107.

105. ГумилевН. С. <Рец.> Ауслендер. Рассказы, кн. 2 // Ежем. лит. и попул.-науч. прилож. к «Ниве». 1912. № 11. С. 485^186.

106. ГорнунгЛ. В. Неизвестный портрет Н.С.Гумилева. Из воспоминаний. Литературная запись, публикация и комментарий Поливанова К. М. // Панорама искусств. М.: Советский художник. 1988. № 11. С. 182-206.

107. Двинский [Берман]. С. А. Ауслендер о своей пьесе «Ставка князя Матвея» // Биржевые ведомости. 1913. № 13750. С. 3.

108. Дмитриева Е. Е. Скука вечного повторения: Константин Сомов, Михаил Кузмин и Фридрих Ницше (К проблеме литературной и изобразительной стилизации) // Искусство versus литература: Франция — Россия - Германия на рубеже XIX-XX веков: Сб. ст. / под общ. ред. Е. Е. Дмитриевой. М.: ОГИ, 2006. С. 338-366.

109. Добренко Е. Соцреализм и мир детства // Соцреалистический канон: сб. ст. / общ. ред. X. Гюнтер, Е. Добренко. СПб.: Акад. Проект, 2000. С. 3140.

110. Дубровин Н. Ф. Пугачев и его сообщники: Эпизод из истории царствования императрицы Екатерины II. 1773-1774 гг.: в 3 т. СПб., 1884. 1260 с.

111. ЕвреиновН. Н. Оригинал о портретистах. М.: Совпадение, 2005. 399 с.

112. Ежов И. <Рец.> Сергей Ауслендер. Собр. соч. Т. 2. Черный вождь (негритянская повесть). Дни боевые (повесть) // Читатель и писатель. 1928. № 20. С. 8.

113. Есенин С. А. Пугачев // Есенин С. А. Полн. собр. соч.: в 7 т. Т. 3. Поэмы / сост. и подгот. текстов Н. И. Шубниковой-Гусевой, коммент. Е. А. Самоделовой, Н. И. Шубниковой-Гусевой. М.: Наука - Голос, 1998. С. 7-52.

114. Журавлев В. В. Образ А. В. Колчака в публикациях С. А. Ауслендера /./ Власть и общество в Сибири в XX веке. Сборник научных статей. Вып. 3 / науч. ред. В. И. Шишкин. Новосибирск: Параллель, 2012. С. 102-111. [Электронный ресурс] URL: http://zaimka.ru/wp-content/uploads/2013/01/zaimka-ru_zhuravlev-auslender.pdf (дата обращения: 02.07.2013)

115. Забабурова Н. В. Принцип пасторализации в повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»: маски, роли, элементы драматической композиции // Пастораль в театре и театральность в пасторали: Сборник научных трудов. Отв. ред. Т. В. Саськова. М.: МГОПУ, 2001. С. 96-106.

116. Замятин Д. Н. Определение геопоэтики // Октябрь. 2002. № 4. С. 159-163.

117. Зеркало. Семиотика зеркальности: Сборник статей / ред. 3. Г. Минц. Тарту: Тартуский ун-т, 1988. 166 с.

118. Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. СПб., 1913. 298

с.

119. Зыкова Е. П. Поэма / стихотворение о сельской усадьбе в русской поэзии XVIII - начала XIX века // Сельская усадьба в русской поэзии XVIII -начала XIX века; Институт мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Наука, 2005. С. 3-36.

120. Иванов Вяч. Вс. Жанры исторического повествования и место романа с ключом в русской советской прозе 1920-1930-х годов // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 2. Статьи о русской литературе. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 596-613. - (Язык. Семиотика. Культура).

121. Иванов Вяч. Вс. О взаимоотношении символизма, предсимволизма и постсимволизма в русской литературе и культуре конца XIX - начала XX века // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 2. Статьи о русской литературе. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 120-122. - (Язык. Семиотика. Культура).

122. Иванов Вяч. Вс. Постсимволизм и Кузмин // Михаил Кузмин и русская культура XX века. Д., 1990. С. 13-16.

123. Иванов Вяч. Вс. Соотношение исторической прозы и документального романа с ключом: «Сумасшедший корабль» Ольги Форш и ее «Современники» // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 2. Статьи о русской литературе. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 614-625. - (Язык. Семиотика. Культура).

124. Из дневника М. А. Бекетовой // Александр Блок. Новые материалы и исследования: в 5 кн. Кн. 3. М.: Наука, 1982. С. 598-635. - (Литературное наследство. Т. 92).

125. Из дневников Л. Д. Рындиной // Богомолов Н. А. Вокруг «серебряного века»: Статьи и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 361-412.

126. Изотов И. Вячеслав Шишков. Критико-биографический очерк. М.: Советский писатель, 1956. 168 с.

127. Иоффе Д. Жизнетворчество русского модернизма sub specie semioticae. Историографические заметки к вопросу о типологической реконструкции системы жизнь - текст // Критика и семиотика. 2005. № 8. С. 126-179.

128. Исаев С. Г. Авантюрность и поэтика масок в художественной литературе (На материале творчества «старших» символистов) // Русская литературная критика серебряного века. Тезисы докладов и сообщений международной научной конференции. НовГУ им. Ярослава Мудрого, МГУ им. М. В. Ломоносова. Новгород, 1996. С. 3-6.

129. История русской литературы: XX век. Серебряный век. М.: Изд. группа «Прогресс»-«Литера», 1995. 704 с.

130. ИсуповК. Г. Русская эстетика истории. СПб.: Изд-во Высших гуманитарных курсов Русского Христианского гуманитарного института, 1992. 156 с.

131. Исупов К. Г. Философия и литература «серебряного века» (сближения и перекрестки) // Русская литература рубежа веков (1890-е -начало 1920-х годов). Кн. 1. ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 2000. С. 69-130.

132. Исупов К. Г. Эстетика Ф. А. Степуна // Федор Августович Степун / под ред. В. К. Кантора. М.: РОССПЭН, 2012. С. 291-310. - (Философия России первой половины XX в.).

133. Кантор В. Артистическая эпоха и ее последствия (По страницам Федора Степуна) // Вопросы литературы. 1997. № 2. С. 124-165.

134. Келдыш В. А. О «серебряном веке» русской литературы: Общие закономерности. Проблемы прозы. М.: ИМЛИ РАН, 2010. 512 с

135. Кларк К. Сталинский миф о «великой семье» // Соцреалистический канон: сб. ст. / общ. ред. X. Гюнтер, Е. Добренко. СПб.: Акад. Проект, 2000. С. 785-796.

136. Клементьева Н. В. Пасторальная традиция в русской художественной культуре начала XX века. АКД. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. 22 с.

137. КлингО. А. Постсимволизм в русской литературе начала XX века (к проблеме генезиса поэтических школ) // Живая мысль. К 100-летию со дня рождения Г. Н. Поспелова. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 205-213.

138. Клинг О. А.Влияние символизма на постсимволистскую поэзию России 1910-х годов: проблемы поэтики. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. 356 с.

139. Колобаева Л. А. Русский символизм. Учебная книга. М.: Изд-во МГУ, 2000. 296 с.

140. Корецкая И. В. Импрессионизм в символистской поэзии и эстетике // Корецкая И. В. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М.: Радикс, 1995. С. 199-252.

141. Корецкая И. В. Литература в кругу искусств // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Кн. 1. ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 2000. С. 131-190.

142. Кузмин М. А. Дневник 1908-1915 / подгот. текста и коммент. Н. А. Богомолова и С. В. Шумихина. СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2005. 864 с.

143. Кузмин М. А. Дневник 1934 г. / под ред. Г. Морева. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2011. 416 с.

144. Кузмин М. А. Стихотворения. Изд. 2-е, испр. / вступит, ст., сост., подгот. текста и примеч. Н. А. Богомолова. СПб.: Акад. проект, 2000. 832 с.

145. Куняев Ст. Ю., Куняев С. С. Сергей Есенин. М.: Молодая гвардия, 1995. 571 с.

146. Купцова О. H. Евреинов Николай Николаевич // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. Т. 2: Г-К. М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. С. 211-214. (Русские писатели 1120 вв.).

147. Лавров А. В. Валерий Брюсов и Нина Петровская: биографическая канва к переписке // Брюсов В., Петровская Н. Переписка: 1904-1913 / вступ. статьи, подгот. текста и коммент. Н. А. Богомолова, А. В. Лаврова. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 5-41.

148. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и др. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 752 с.

149. Литературная жизнь России 1920-х годов. События. Отзывы современников. Библиография / отв. ред. А.Ю.Галушкин. Том I. Часть 1. Москва и Петроград. 1917-1920 гг. М.: ИМЛИ РАН, 2005. 766 с.

150. Литературная жизнь России 1920-х годов. События. Отзывы современников. Библиография / отв. ред. А. Ю. Галушкин. Том I. Часть 2. Москва и Петроград. 1921-1922 гг. М.: ИМЛИ РАН, 2005. 704 с.

151. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1600 стлб.

152. Лотман Ю. М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю. М. Пушкин. Статьи и заметки. М.: Вагриус, 2008. С. 9-36.

153. Лотман Ю. М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 269-287.

154. МавродинВ. В. Крестьянская война под руководством Пугачева. М.: Знание, 1973. 64 с.

155. Магомедова Д. М. Переписка символистов как целостный текст и источник сюжета // Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 759-785.

156. Максимов В. Звезда адмирала Колчака. М.: ЭСКМО, 2008. 320 с.

157. Мамедова Н. Ф. Н. Евреинов и Ф. Ницше (драма «Красный деспот») // Известия РАН. Серия литературы и языка. Т. 60. 2001. № 5. С. 24-33.

158. Марченко А. «Я хочу видеть этого человека...»: попытка истолкования «образов двойного зрения» в поэме Есенина «Пугачев» // Вопросы литературы. 2006. № 6. С.121-139.

159. Маяковский В. В. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1988. 768 с.

160. МедаричМ. Автобиография / автобиографизм // Автоинтерпретация: сб. ст. по рус. лит. XII-XX вв. / под ред. А. Муратова и Л. Иезуитовой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998. С.5-32.

161. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990. 279 с.

162. МинакинаН. H. Воспоминания о Сергее Ауслендере и Михаиле Кузмине // Филологические науки. 1998. №5. С. 104-113.

163. Минералова И. Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. М.: Флинта: Наука, 2003. 268 с.

164. Минц 3. Г. «Забытая цитата» в поэтике русского постсимволизма // Минц 3. Г. Блок и русский символизм: Избранные труды: в 3 кн. Кн. 3: Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство-СПб., 2004. С. 327-339.

165. Минц 3. Г. К изучению периода «кризиса символизма» (1907-1911). Вводные замечания // Минц 3. Г. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство-СПб., 2004. С. 207-222. [Электронный ресурс] URL: http://www.ruthenia.ru/mints/papers/krizis.html (дата обращения: 09.03.2012)

166. Минц 3. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Минц 3. Г. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство-СПб., 2004. С. 59-96.

167. Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.

168. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. Т. 1. А-К. М.: НИ «Большая энциклопедия», 1997. 671 с.

169. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. Т. 2. К-Я. М.: НИ «Большая энциклопедия», 1997. 719 с.

170. Михайлов А. В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М.: Языки русской культуры, 1997. 912 с.

171. Михайлова М. В. Литературная критика: эволюция жанровых форм // Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 620-704.

172. Морев Г. Комментарии // Кузмин М. А. Дневник 1934 г. СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2011. С. 175-389.

173. Мусатов В. В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). М.: Академия, Высшая школа, 2001. 310 с.

174. Неклюдова М. Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века. М.: Искусство, 1991. 395 с.

175. Николаев Д. Д. Русская проза 1920-1930-х гг.: авантюрная, фантастическая и историческая проза. М.: Наука, 2006. 688 с.

176. НиколинаН. А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учебное пособие. М.: Флинта. Наука, 2002. 424 с. - (Серия «Филологический анализ текста»).

177. Ничипоров И. Б. Поиски «героя времени» на изломе эпох: драматические поэмы С. Есенина «Пугачев» и «Страна негодяев» // Русский человек на изломе эпох в отечественной литературе: сб. статей по Материалам Международного образовательного форума. Киров, ВятГУ, 2007. С. 81-89. [Электронный ресурс] URL: http ://www.portal-slovo.ru/philology/37236.php (дата обращения: 25.06.2013)

178. Новиков В. И. Книга о пародии. М.: Советский писатель, 1989. 544

с.

179. Новиков В. И. «Человек-артист» и давление времени. Два двойных портрета // Нева. 2002. № 5. С. 174-185.

180. Обатнин Г. Иванов - мистик. Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Иванова (1907-1919). М.: Новое литературное обозрение, 2000. 240 с.

181. Обухов JI. Прикамье в годы Гражданской войны // Ретроспектива. 2008. № 5. С. 4-10.

182. Орлов В. Н. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. М.: Известия, 1981. 719 с.

183. Орлов Ю. Буржуйская затея // Ретроспектива. 2008. № 5. С. 85-88.

184. Осипова Н. О. Пасторальные мотивы в русской поэзии первой трети XX века // Пастораль в системе культуры: метаморфозы жанра в диалоге со временем. Сборник научных трудов. Отв. ред. Ю. Г. Круглов. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 1999. С. 100-112.

185. Осипова Н. О. Пасторальность как точка пересечения модальностей в структуре символистского романа (Д. С. Мережковский «Юлиан Отступник») // Пастораль - Идиллия - Утопия: Сборник научных трудов. Отв. ред. Т. В. Саськова. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002. С.86-94.

186. Осипова Н. О. Русская поэзия первой трети XX века в контексте стиля модерн (аспекты межвидовой поэтики) // Осипова Н. О. Слово и культура в диалогах Серебряного века: избранные работы. М.: Стагирит, 2008. С. 38^18.

187. Осьмакова Н. И. (при участии Макаровой Л.) Гиппиус Зинаида Николаевна // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т. 1. А-Г. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 566-570.

188. Отчет комиссии ЦК партии и Совета обороны товарищу Ленину о причинах падения Перми в декабре 1918 г. // Ретроспектива. 2008. № 5. С. 12-17.

189. ОщепковЛ. Падение «красной столицы» в свидетельствах очевидцев // Ретроспектива. 2008. № 5. С. 52-55.

190. Пахсарьян Н. Т. Динамика ценностных оппозиций в эволюции пасторальных жанров и пасторальная комедия Мариво «Арлекин, воспитанный любовью» // Пастораль как текст культуры: теория, топика, синтез искусств. Сборник научных трудов. Отв. ред. Т. В. Саськова. М.: МГОПУ, 2005. С. 76-85.

191. Пеньковский А. Б. Нина. Культурный миф золотого века русской литературы в лингвистическом освещении. 2-е изд., испр. и доп. М.: Индрик, 2003. 640 с.

192. Петровская Н. И. Воспоминания // Минувшее: Исторический альманах. М., 1992. Вып.8. С. 17-90.

193. Пильд Л. Л. Тургенев в восприятии русских символистов (1890— 1900 гг.): дис. д-ра филолог, наук: 10.01.01. Тарту, 1999. [Электронный ресурс] URL: http://www.ruthenia.ru/document/533713.html (дата обращения: 22.05.2013)

194. Плотников И. Ф. Александр Васильевич Колчак. Жизнь и деятельность. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 320 с.

195. Погорелова Б. В. Брюсов и его окружение // Новый журнал. Нью-Йорк. 1953. № 33. С. 176-198.

196. Погорелова Б. В. «Скорпион» и «Весы» // Новый журнал. Нью-Йорк. 1955. № 40. С. 168-178.

197. Полонский В. В. Опыты историософской прозы в русской литературе начала XX века // В. Я. Брюсов и русский модернизм. Сборник статей. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 132-145.

198. Полушин В. Л. Николай Гумилев. Жизнь расстрелянного поэта. М.: Молодая гвардия, 2007. 749 с. - (Жизнь замечательных людей).

199. Понятие судьбы в контексте разных культур / Научн. совет по истории мировой культуры. М.: Наука, 1994. 320 с.

200. Примочкина Н. Н. Горький и писатели русского зарубежья. М.: ИМЛИ РАН, 2003. 364 с.

201. ПустыгинаН. Г. Тургеневские истоки концепции творчества Блока // Блоковский сборник XIV. Тарту, 1998. С. 120-134.

202. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Т. 7. М.: ГИХЛ, 1962. 462 с.

203. ПушкинА. С. Соч.: в 3 т. Т. 1, 3. М.: Художественная литература, 1985, 1987. 735 е., 528 с.

204. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности: пер. с фр. / общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 240 с.

205. Розанов И. Н. Воспоминания о Сергее Есенине (1926) // Розанов И. Н. Литературные репутации. М.: Советский писатель, 1990. С. 440-456.

206. Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел: (материалы и исследования по истории русской культуры. Вып. 4). Пер. с англ. М.: ОГИ, 2000. 152 с.

207. Ронен О. Символика Михаила Кузмина в связи с его концепцией книги жизни // Культура русского модернизма. Статьи, эссе и публикации. В приношение Владимиру Федоровичу Маркову. М.: Наука, 1993. С. 291-298.

208. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999. 384 с.

209. Рукавишников И. Бой // Литературный особняк. Сб. 2. Стихи. М.: Изд-во Коллектива Поэтов и Критиков «Литературный особняк», 1929. С. 41-43.

210. Рукавишников И. Дума Пугача // Новые стихи. Сб. 2. М.: Книгоиздательство всероссийского союза поэтов, 1927. С. 71-73.

211. Рукавишников И. Клич колодникам // Ковш. Кн. 3. Л.: ГИЗ, 1925. С. 141-142.

212. Рукавишников И. Песнь Разбойная // Красная новь. 1927. № 9. С. 163-164.

213. Рукавишников И. Степь-воля // Новые стихи. Сб. 2. М.: Книгоиздательство всероссийского союза поэтов, 1927. С. 69-71.

214. Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Кн. 1. ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 2000. 960 с.

215. Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Кн. 2. ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 2001. 768 с.

216. Русская новелла: Проблемы истории и теории. Сборник статей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербурского ун-та, 1993. 274 с.

217. Русская художественная культура первой трети XX века: проблемы межвидовой поэтики: Материалы межвузовского научно-теоретического семинара «Теория и практика художественных направлений в русской культуре первой трети XX века». Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. 100 с.

218. Русский символизм и мировая культура: Сборник научных трудов / под ред. Л. А. Сугай. Вып. 2. М.: ГАСК, 2004. 320 с.

219. Русский символизм и мировая культура: Сборник научных трудов / под ред. О. А. Кравченко и М. В. Покачалова. Вып. 4. М.: Экон-информ, 2012. 283 с.

220. Саськова Т. В. «И сияла им серебряная Пастушья звезда...»: Русская прозаическая пастораль эпохи перестройки // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты: Ежегодник / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. философии. Отд. языкознания; Ред. кол.: Скворцов Л. В., гл. ред. и др. - 2011. Современный человек: Движение к пасторали? / ред.-сост. вып.: Пахсарьян Н. Т., Хлебников Г. В. М., 2011. С. 85-106. (Сер.: Проблемы человека).

221. Саськова Т. В. Пастораль в русской литературе XVIII - первой трети XIX века. АДД. М.: МГОПУ, 2000. 42 с.

222. Саськова Т. В. Пастораль в русской поэзии XVIII века. М.: МГОПУ, 1999. 166 с.

223. Саськова Т. В. Предварительные заметки // Пастораль в системе культуры: метаморфозы жанра в диалоге со временем: Сборник научных трудов. Отв. ред. Ю. Г. Круглов. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 1999. С. 3-4.

224. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. 294 с.

225. Связь времен. Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX - начала XX века / ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 1992. 376 с.

226. Семенова С. Г. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика - Видение мира - Философия. М.: ИМЛИ РАН, 2001. 590 с.

227. Симонов Д. Г. Белая Сибирская армия в 1918 г. Новосибирск: РИЦ НГУ, 2010. 610 с.

228. Ситников М.Г. По пермским адресам адмирала Колчака. Хроника пребывания Верховного правителя России А. В. Колчака в 1919 году в Перми. [Электронный ресурс] URL: http://www.peshtour.ru/kolCak.php (дата обращения: 18.04.2013)

229. Скороспелова Е. Б. Русская проза XX века: От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М.: ТЕИС, 2003. 360 с.

230. Скороспелова Е. Б. Русская советская проза 20-30-х годов: судьбы романа. М.: Изд-во Московского гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1985. 263 с.

231. Смирнов. В. П. Бунин Иван Алексеевич // Русские писатели. 1800— 1917: Биографический словарь. Т. 1. А-Г. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 354-361.

232. Степун Ф. А. Из писем прапорщика-артиллериста. Прага: Пламя, 1926. 267 с.

233. Степун Ф. А. Николай Переслегин. Париж: Современные записки, 1929. 420 с.

234. Степун Ф. А. Основные проблемы театра // Степун Ф. А. Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000. С. 150-200.

235. Субботин Е. П., Ситников М. Г. По пермским адресам адмирала Колчака. Хроника пребывания Верховного правителя России в Перми в 1919 году // Пермский дом в истории и культуре края: Материалы второй научно-практической конференции / МУК ОМБ Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина; сост. и ред. Т. И. Быстрых. Пермь, 2009. С. 145-164.

236. Тамарченко Н. Д. Скрытая цитата как отсылка к жанровой традиции // Искусство поэтики - искусство поэзии: к 70-летию И. В. Фоменко. Тверь: ТГУ, 2007. С. 301-321.

237. Тахо-Годи А. А. Гиацинт // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. Т. 1. А-К. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 300-301.

238. Теория литературы: в 4 т. Т. 3: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ РАН, 2003. 589 с.

239. Тименчик Р. Д. Кузмин Михаил Алексеевич // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т. 3. К-М. М.: Большая российская энциклопедия, 1994. С. 204-207.

240. Тимофеев А. Г. С. А. Ауслендер в периодике «Белого Омска» (18 ноября 1918 - 14 ноября 1919). Материалы к библиографии и несобранные статьи // Петербургская библиотечная школа. 2004. № 1. С. 20-37.

241. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс. Культура, 1995. 621 с.

242. Тренев К. А. Пугачевщина // Тренев К. А. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. Пьесы. М.: Художественная литература, 1986. С. 5-71.

243. Тургенев И. С. Первая любовь // Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. Сочинения в 12 т. Т. 6. М.: Наука, 1981. С. 301-365.

244. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.

245. ТюпаВ. И. Стихотворение в прозе // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Издательство Кулагиной; 1п1гаёа, 2008. С. 253.

246. Урюпин И. С. Художественная трансформация образа Пугачева в творчестве М. А. Булгакова // Филологические науки в России и за рубежом:

материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 80-83.

247. Федор Августович Степун / под ред. В. К. Кантора. М.: РОССПЭН, 2012. 399 с. - (Философия России первой половины XX в.).

248. Федюк В. П. Керенский. М.: Молодая гвардия, 2009. 406 с. - (Жизнь замечательных людей).

249. Фомин А. Ю. Ауслендер Сергей Абрамович // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. 2 изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 1998. С. 40^12.

250. Фоминых Т. Н. «Вторая муза»: Очерки русской литературы 1920-х - начала 1930-х гг. / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2012. 283 с.

251. Фоминых Т. Н. Первая мировая война в прозе русского зарубежья 20-30-х гг. М.: Прометей, 1997. 162 с.

252. Фоминых Т. Н. Первая мировая война в русской прозе 1920-1930-х гг.: историософия и поэтика. Учебное пособие / Перм. гос. пед. ун-т, 2001. 175 с.

253. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика / пер. с нем. М.Ю.Некрасова. СПб.: Акад. проект, 2003. 816 с. - (Серия «Современная западная русистика», т. 48).

254. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Акад. проект, 1999. 512 с. - (Серия «Современная западная русистика», т. 20).

255. Ходасевич В. Ф. Андрей Белый // Воспоминания об Андрее Белом. М.: Республика, 1995. С.53-73.

256. Ходасевич В. Ф. Некрополь. Литература и власть. Письма Б. А. Садовскому. М., 1996. 464 с.

257. Хренов Н. Рубеж XIX-XX веков: элита возвращает утраченный контакт со сверхчувственным (русские символисты) // Искусство versus литература: Франция - Россия - Германия на рубеже XIX-XX веков: Сб. ст. / под общ. ред. Е. Е. Дмитриевой. М.: ОГИ, 2006. С. 279-302.

258. Чалмаев В. Вячеслав Шишков. Критико-биографический очерк. М.: Советская Россия, 1969. 116 с.

259. Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты: Ежегодник / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. философии. Отд. языкознания; Ред. кол.: Скворцов Л. В., гл. ред. и др. - 2011. Современный человек: Движение к пасторали? / ред.-сост. вып.: Пахсарьян Н. Т., Хлебников Г. В. М., 2011. 324 с. - (Сер.: Проблемы человека).

260. Чудаков А. П. Ароморфоз русского рассказа (К проблеме малых жанров) // Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза. М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 365396.

261. ЧудаковаМ. О. Без гнева и пристрастия: Формы и деформации в литературе 20-30-х гг. // Чудакова М. О. Избранные работы. Т. 1. Литература

советского прошлого. М.: Языки русской культуры, 2001. С. 309-337. -(Studia philologica).

262. ЧудаковаМ. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.: Книга, 1988. 496 с.

263. ЧудаковаМ. О. С. А. Ауслендер // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т. 1. А-Г. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 121-122.

264. Чужак Н. Ф. О «Пугачевщине» С. Ауслендера //Ауслендер С. А. Пугачевщина. М.: Молодая гвардия, 1928. С. 257-271.

265. Чулков Г. Годы странствий / вступит ст., подгот. текста, коммент. М. В. Михайловой. М.: Эллис Лак, 1999. 864 с.

266. ШефферЖ.-М. Что такое литературный жанр? М.: Едиториал УРСС, 2010. 192 с.

267. Шолок Э. Живые документы первых революционных лет (О творчестве С. А. Ауслендера) // Детская литература. 1968. № 3. С. 26-27.

268. Шубникова-Гусева Н. И. Драматическая поэма С. А. Есенина «Пугачев»: Проблемы раннего этапа рецепции в Польше [Электронный ресурс] URL: http://kiuev.org.ua/collegium/sbornik/shubnikova guseva.pdf (дата обращения: 11.06.2013)

269. Шубникова-Гусева Н. И., Самоделова Е. А. <Комментарии> // Есенин С. А. Полн. собр. соч.: в 7 т. Т. 3. Поэмы. М.: Наука-Голос, 1998. С. 435-718.

270. Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков. М.: Советский писатель, 1988. 416 с.

Н

I 199\

о

г

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.