Проза Е. П. Растопчиной: Проблема жанра тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Мазалова, Марина Алексеевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 211
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Мазалова, Марина Алексеевна
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. ВОПРОСЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПРОЗАИЧЕСКОГО
ТВОРЧЕСТВА Е.П.РОСТОПЧИНОЙ.15
ГЛАВА П. РАННЯЯ ПРОЗА Е.П.РОСТОПЧИНОЙ. "ОЧЕРКИ
БОЛЬШОГО СВЕТА".48
ГЛАВА Ш. ОБРАЩЕНИЕ Е.П.РОСТОПЧИНОЙ К КРУПНЫМ ПРОЗАИЧЕСКИМ ФОРМАМ. Ш.1. ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
РОМАНА "СЧАСТЛИВАЯ ЖЕНЩИНА". .86
Ш.2. "ПАЛАЦЦО ФОРЛИ". ОПЫТ ЖАНРОВОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ.126
ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПРОЗАИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Е.П.РОСТОПЧИНОЙ. IV. 1. ПРОЗА Е.П.РОСТОПЧИНОЙ В КОНТЕКСТЕ
ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1850-х ГОДОВ.150
IV.2. ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА РОМАНА "У ПРИСТАНИ".
Н.АДОБРОЛЮБОВ О РОМАНЕ.165
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проза Юлии Жадовской: жанровое и стилевое своеобразие2007 год, кандидат филологических наук Войтенко, Инга Владимировна
Жанр "светской повести" в русской литературе 1830-х годов: творчество Е.А. Ган2007 год, кандидат филологических наук Сизова, Мария Анатольевна
Жанровая эволюция прозы Ю. В. Жадовской2002 год, кандидат филологических наук Хохлова, Елена Вячеславовна
Жанровое своеобразие художественной прозы Надежды Андреевны Дуровой2001 год, кандидат филологических наук Болюх, Екатерина Ивановна
Динамика прозы Н.А. Некрасова: художественный метод и стиль, жанр и межродовые отношения2007 год, доктор филологических наук Шпилевая, Галина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза Е. П. Растопчиной: Проблема жанра»
Творчество Евдокии Петровны Ростопчиной /1811-1858/ представляет на сегодняшний день пока еще малоизученное явление литературного процесса первой половины XIX века. Несмотря на то, что современное литературоведение обратилось к изучению ее поэтического наследия /50; 157; 158; 159; 229/, вне поля зрения исследователей остался весьма внушительный пласт прозаических произведений писательницы. Однако повести и романы Б.П.Ростопчиной, безусловно, являются интересным объектом изучения в историко-литературном плане.
Евдокия Петровна Ростопчина занимает совершенно особое и весьма примечательное месте в литературе 1830 - 1850-х годов. Вхождение Е.П.Ростопчиной в литературу было ознаменовано огромным успехом среди читающей публики и вызвало резонанс во многих журналах того времени /"Сын Отечества", "Библиотека для чтения', "Отечественные записки", "Русская мысль", "Русский вестник" и др./.
Достаточно оказать, что в числе положительно отзывавшихся о ее творчестве известных критиков и литературных деятелей первой половины XIX века были В.А.Жуковский, М.ЮЛермонтов, В.Ф.Одоевский, Н.А.Полевой, Н.И.Греч, Ф.В.Булгарин, С.П.Шевырев, А. В.Дружинин, П.А.Плетнев, М.П.Погодин. В.Г.Белинский одним из первых отмечал в своих рецензиях, посвященных лирике Е.П.Ростопчиной, "поэтическую прелесть" и "высокий талант" начинающей поэтессы/15,454/.
Наряду с поэтическим талантом современниками было замечено и прозаическое дарование Е.П.Ростопчиной. Так,
Н.А.Полевой, будучи редактором журнала "Сын Отечества" и первым прочитавший повести "Очерков большого света", пишет в своем дневнике: "Читал повести Ростопчиной. Какая прелесть! Это наша Жорж Занд"/206, X/. Отзыв Н.А.Полевого стоит расценивать как признание современниками несомненных художественных достоинств прозы писательницы.
В своем прозаическом творчестве Е.П.Ростопчина выступает как ярко выраженный, последовательный и убежденный романтик, о чем свидетельствует весь художественный строй ее повестей и романов. Сознательное желание автора возродить былую славу романтизма проявляется во всем: в выборе тем прозаических произведений и принципов изображения, в трактовке образов, в полемической настроенности авторских отступлений, в стремлении внести собственный вклад в разработку жанровой системы романтической прозы. Романтическая природа произведений Е.П.Ростопчиной столь очевидна, что ни у современников, ни у последующих исследователей ее творчества не вызывала сомнений их принадлежность к романтизму 7 1, 5, б, 15,32,49, 50,61,73,124,156,157,158,159,162,217, 229/.
Темой ее произведений служит изображение богатого внутреннего мира незаурядной романтической личности, которая живет, страдает и борется в условиях трагического противостояния с окружающей действительностью. Внешний конфликт в прозе Е.П.Ростопчиной, в соответствии с традициями романтической эстетики, приобретает особую остроту на фоне глубокого внутреннего разлада, заставляющего романтического героя сомневаться, спорить с самим собой, мучительно выбирать между чувством и долгом.
Следуя принципам романтизма, в своей тонкой и глубоко проникновенной прозе, которая временами поднимается по высот лирической поэзии, Е.П.Ростопчина воспевает высокие нравственные ценности, к которым устремлены помыслы ее героев, глубоко страдающих в условиях корыстного, безнравственного и бездушного мира. Писательница видит свою задачу в том, чтобы в обществе, в котором набирают силу прагматизм и корысть, возродить идеалы истинно романтической высокой духовности, благородство духа, рыцарского отношения к жизни, гордости и независимости, жертвенности во имя всепоглощающей любви.
Таким образом, прозаическое творчество Е.П.Ростопчиной становится заметным явлением в литературной жизни русского общества. Однако интерес вызывает не только неповторимое своеобразие ее романтической поэзии и прозы, но и незаурядная личность самой Е.П.Ростопчиной, блестяще образованной, умной и тонкой ценительнице искусства, чей образ был воспет многими выдающимися поэтами / М.Ю.Лермонтовым, А.Н.Майковым, Ф.И.Тютчевым, Я.П.Полонским и другими /. Среди наиболее известных стихов, адресованных Е.П.Ростопчиной, можно назвать "Додо" (1831) и "Я знаю: под одной звездою. " (1841 ) М.ЮЛермонтова, послания "Графине Ростопчиной" (1850, 1855) Ф.И.Тютчева, стихотворение "В альбом" ( 1856) Л.А.Мея, стихотворение "Отступнице" (1857) Н.П.Огарева.
В 1830-1840-х годах Е.П.Ростопчина находится в центре литературной жизни России, о чем она впоследствии напишет: "Я жила в короткости Пушкина, Крылова, Жуковского, Тургенева, Баратынского, Карамзина, эти чистые славы наши любили, хвалили, благословляли меня на путь по следам их.7171, 351/.
Однако к концу 1840-х, в начале 1850-х годов положение Е.П.Ростопчиной в русской литературе меняется. "Блестящий, громкий, всеобщий успех7206,УШ/ уступает место полемике и непониманию со стороны идейно-эстетических противников писательницы. Все явственнее слышатся голоса, утверждающие, что ее произведения несовременны.
Пятидесятые годы XIX века, когда она создает свои крупные прозаические произведения, являются периодом яркого расцвета критического реализма в русской литературе. Тем не менее Е.П.Ростопчина сохраняет верность романтическим идеалам, более того, ее проза становится более богатой и утонченной; исследование внутреннего мира героев привлекает глубиной и сложностью анализа. Писательница не хочет мириться с закатом романтизма, создавая в своих произведениях возвышенный мир высоких идеалов и благородных героев, которые, по ее мнению, так разительно отличаются от мелких и прагматически мыслящих "персонажей буржуазных повестей". В связи с этим исследование прозы Е.П.Ростопчиной представляется нам особенно важным именно с точки зрения бытования романтических традиций в русской литературе в то время, когда романтизм в качестве литературного направления уже утратил свое главенствующее положение.
Вместе с тем среди немногих работ, посвященных анализу творчества Евдокии Петровны Ростопчиной, к сожалению, нет ни одной, в которой проводилось бы серьезное специальное исследование ее прозаических произведений. На наш взгляд, детальное изучение художественных особенностей повестей и романов писательницы необходимо, поскольку они являются значительным и весьма показательным фактом русского историко-литературного процесса.
Как известно, перу Е.П.Ростопчиной помимо большого поэтического из драматического наследия принадлежат повести "Чины и деньги" /впервые вышла в "Сыне Отечества" и "Северном Архиве" в феврале 1838/, "Поединок" /опубликован в апреле 1838 в "Сыне Отечества" и "Северном Архиве"/, повесть "Палаццо Форли" /впервые в "Библиотеке для чтения" в №№9, 10, 11 за 1854/, а также романы "Счастливая женщина" /опубликован в "Москвитянине" в 1851 в №№2-3 и в 1852 в №№ 1, 2, 3/ и "У пристани" /вышел в свет отдельным изданием в 1857/. Однако первое собрание сочинений, в котором один том был посвящен целиком прозе писательницы, включивший три повести и роман "Счастливая женщина", печаталось уже по-смертно в 1890-м году.
Последовательная антидемократическая позиция Е.П.Ростопчиной не вызывала симпатии со стороны радикально настроенных кругов русской литературы и критики, поэтому в критических разборах Н.А.Добролюбова и Е.С.Некрасовой, посвященных прозе писательницы, превалируют негативные оценки ее творчества и идейно-эстетических взглядов. Вместе с тем Н.А.Добролюбов делает в своей рецензии на роман "У пристани" некоторые ценные замечания о наличии в произведении двух смысловых центров и рефлектирующей манере повествования автора/62/. В очерке Е.С.Некрасовой отмечается "подкупающая искренность" в изображении женских образов /124/, а также делается наблюдение о схожести сюжетных коллизий повести
Е.П.Ростопчиной "Поединок" и романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Несмотря на то, что в дореволюционный период о творчестве Е.П.Ростопчиной было написано немало /25; 29; 34; 64; 86; 126; 130; 149; 206;207; 226:/, серьезные исследования ее прозаического наследия кране редки. Весьма интересна в этом плане работа С.Барайловского /6/. Исследователем отмечается "несомненный прозаический талант", который, по мнению С.Барайловского, состоит в "глубоком психологическом анализе", представляющем основную особенность прозы писательницы. Однако исследователь не избежал некоторых ошибочных заключений, утверждая, что героини "Очерков большого света" -"случайно появившиеся фигуры", "отодвинутые на второй план" повествования, тогда как именно женские образы в ранних повестях писательницы несут большую смысловую и идейно-эстетическую нагрузку.
Владислав Ходасевич в работе, посвященной обзору жизни и творчества Е.Н.Ростопчиной, делает интересное и весьма важное для понимания жанровых особенностей произведений писательница заключение о "дневниковом характере" ее творчества /217/, в котором "так много автобиографических намеков и прямых воспоминаний".
Дореволюционные исследования творчества
Е.П.Ростопчиной специально не обращались к анализу жанрового своеобразия прозы, однако в них отмечались художественные особенности повестей и романов писательницы, требующие более глубокого изучения.
В послереволюционный период прозе Е.П.Ростопчиной в отечественном литературоведении уделялось, на наш взгляд, недостаточное внимание. Как правило, ее произведения упоминались в обзорном плане в работах общего характера.
Так, Р.В.Иезуитова в академическом труде "История русской повести" высказывает ряд интересных мыслей о специфике жанра повести "Чины и деньги" /73/. Справедливо относя эту повесть к жанровой группе светских повестей, исследовательница акцентирует внимание на социальной критике, которая в "Чинах и деньгах" "призвана вскрыть изнутри язвы и пороки современного общества" /73,177/.
Анализ историко-литературных исследований позволяет отметить некое забвение творчества Е.П.Ростопчиной в советском литературоведении. За редким исключением /1; 73; 87/ произведения писательницы и поэтессы практически не изучались до второй половины восьмидесятых годов нашего столетия. Е.П.Ростопчиной ставилось в вину ее аристократическое происхождение, своеобразное миропонимание, дистанцированность ее творчества от рассмотрения социальных вопросов, верность романтическим принципам. Попав в разряд "реакционно-дворянской литературы"/77/, повести и романы Е.П.Ростопчиной даже не издавались в это время.
Начиная с восьмидесятых-девяноетых годов XX века возрождается интерес как к творчеству Е.П.Ростопчиной в целом, так и к ее прозе, о чем свидетельствует переиздания основных прозаических произведений писательницы /170; 171; 180; 181/. Появляются статьи, посвященные анализу ее повестей и романов /49; 50; 156; 162/.
Однако в современном литературоведении по сложившейся традиции именно точка зрения революционных демократов остается определяющей в оценке творчества Е.П.Ростопчиной, а статья Н.А.Добролюбова /62/ была признана единственно правильным взглядом на прозу, на творчество, на личность Е.П.Ростопчиной, на ее роль и место в литературном процессе первой половины XIX века.
Так, М.Ш.Файнштейн пишет по поводу романа "У пристани": "Менее удачным оказалось прозаическое "крымское" /о Крымской войне 1855-56 г.г. в масштабном романе писательницы упоминается лишь на последних четырех страницах — М.М./ произведение Е.П.Ростопчиной - роман в письмах "У пристани". Этот чрезвычайно растянутый и во многом надуманный роман с лишенными каких-либо моральных качеств гноями не мог быть симпатичен читателю. Недаром Н.А.Добролюбов выступил с уничижающей оценкой этого произведения"/213, 100/. Как видим, не соответствующая реальному положению вещей оценка критика-демократа /См. об этом подробнее в главе IV/ почти буквально повторяется современным исследователем без какой-либо попытки подвергнуть ее сомнению.
Почти такой же взгляд на прозаическое творчество писательницы демонстрирует статья Б.Романова "Лирический дневник графини Ростопчиной", где автор, в частности, пишет : "Ее романтическая проза является не ко времени."/162,24/.
В последние годы в связи с новыми тенденциями в отечественно литературоведении /интересом к возвращенной литературе, попытками привлечения тендерного анализа, деполитизаци-ей, разрушением стереотипов, отказом от тенденциозности и др./ делаются попытки пересмотреть оценку "дворянской" женской прозы и в частности прозаического творчества Е.П.Ростопчиной. и
В этой связи заслуживает внимания работа А.М.Ранчина "История женщины и поэтессы в романе, повести, комедии", где исследователь отмечает близость прозы писательницы к ее стихотворному творчеству, что не могло не сказаться на жанровом своеобразии повестей и романов. А.М.Ранчин в своем исследовании намечает важную проблему в исследовании жанра прозаических произведений писательницы - размытость жанровых границ/156,9/.
Не менее интересна статья Е.М.Грибковой "Открытие Флоренции, в которой повесть "Палаццо Форли" Е.П.Растопчиной рассматривается как "своеобразное связующее звено между гоголевским "Римом" /1842/ и "Песнью торжествующей любви" /1881/ Тургенева"/49, 12/, а также отмечается сложность художественного временя и пространства в повести. Таким образом, исследовательница ставит интересную задачу -проследить взаимосвязи творчества русских писателей и прозы Е.П.Ростопчиной. На наш взгляд, работа в этом направлении позволит точнее определить пути развития отдельных жанров в русской литературе и поможет уяснить влияние западноевропейского романтического искусства на эволюцию творчества писательницы.
Кроме того, известны два диссертационных исследования, посвященных поэзии Е.П.Ростопчиной: В.С.Расторгуевой "Поэзия Е.П.Ростопчиной" /Л., 1990/ и Л.И.Щеблыкиной "Лирика Е.П.Ростопчиной. Проблемы поэтики" /М, 1994/, затрагивающие отдельные аспекты литературной деятельности Рос-топчиной-поэтессы /159; 229/. Некоторые наблюдения исследовательниц могут помочь в изучении прозаических произведений автора. В частности представляются интересными выводы
Л.И.Щеблыкиной по поводу жанровой специфики лирических произведений Е.П.Ростопчиной, которые были учтены нами в работе над данным диссертационным исследованием.
Повести и романы писательницы не только раскрывают творческую оригинальность Е.П.Ростопчиной, но и демонстрируют особенности развития русской литературы 1830 - 1850-х годов: бытование романтического способа изображения за пределами романтизма как литературного направления и динамику жанров русской романтической прозы.
Таким образом, актуальность темы данного диссертационного исследования определяется следующим:
- потребностью введения в научный оборот прозаического наследия Е.П.Ростопчиной как заметного явления отечественной литературы первой половины XIX века;
- необходимостью изучения жанровых модификаций романтической прозы, представленных в творчестве писательницы;
- потребностью выяснить эволюцию жанровых форм в прозаическом творчестве писательницы, что в свою очередь может способствовать более точному определению жанровой системы романтизма.
В связи с этим цель данного диссертационного исследования заключается в рассмотрении в полном объеме прозаических произведений Е.П. Ростопчиной и выявлении их жанровых особенностей. Поставленная цель предполагает решение ряда конкретных задач:
1) проанализировать круг идейно-эстетических влияний, испытанных Е.П.Ростопчиной, сыгравших заметную роль в формировании творческой личности писательницы и определивших ее миропонимание; показать, каким образом преломляются они в живой ткани художественных произведений;
2) наметить наиболее важные периоды в жанровой эволюции прозы Е.П.Ростопчиной;
3) выявить своеобразие жанровых разновидностей повести и романа и динамику их развития в творчестве писательницы.
Научная новизна работы обусловлена тем, что она представляет собой первый опыт комплексного монографического исследования, в котором проза Е.П.Ростопчиной рассматривается в полном объеме с точки зрения ее жанрового своеобразия.
Материалом и объектом исследования явились прозаические произведения Е.П.Ростопчиной, опубликованные в литературно-художественных журналах, вышедшие отдельными изданиями или включенные в собрания сочинений, а также все сколько-нибудь значительные отзывы и критические высказывания о творчестве писательницы.
Теоретическая и методологическая основа данной работы базируется на достижениях литературной науки и критики XIX века, современного отечественного и зарубежного литературоведения. В работе используется историко-литературный метод с элементами сравнительного и типологического анализа.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в работе материалы, выводы и обобщения могут использоваться преподавателями гуманитарных факультетов высших учебных заведений при подготовке курса лекций по истории русской литературы XIX века, спецкурсов и спецсеминаров, учебных и учебно-методических пособий, а также для дальнейших исследований творческого наследия Е.П.Ростопчиной и связанных с этим проблем.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на ежегодных внутривузовских научных конфеI ренциях (Балашов, 1996-1999), межвузовских научных конференциях (Тверь, 1997 - 1998), международных конференциях "Диалог культур: XXI век" ( Балашов, 1996) и "Романтизм и его исторические судьбы: VII Гуляевские чтения" (Тверь, 1998). Основные выводы и результаты диссертационного исследования докладывалась на заседаниях «афедры литературы Балашовско-го филиала СГУ им. Н.Г.Чернышевского и кафедры истории русской литературы Тверского государственного университета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы (231 наименование) и содфжит . машинописного текста. Структура работы определяется логикой и задачами исследования, в целях чего в первой главе дается периодизация прозаического творчества Е.П.Ростопчиной, а в последующих главах вдет детальное рассмотрение эволюции жанровых форм на каждом конкретном этапе.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Лирика Ю.В. Жадовской: Мировидение и поэтика2004 год, кандидат филологических наук Трушина, Елена Анатольевна
Жанровая система А. А. Бестужева-Марлинского2002 год, кандидат филологических наук Никольская, Татьяна Алексеевна
Типы взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе первой трети ХIХ века2010 год, доктор филологических наук Поплавская, Ирина Анатольевна
Творчество М.С. Жуковой: традиции и новаторство2007 год, кандидат филологических наук Комиссарова, Елена Александровна
Поэтика и нравственно-философская проблематика прозы Афры Бен2002 год, кандидат филологических наук Трофимова, Виолетта Стиговна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Мазалова, Марина Алексеевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе исследования эволюции прозаических жанров в творчестве Е.П.Ростопчиной мы пришли к ряду вьюодов.
1. Е.П.Ростопчина за время своего двадцатилетнего прозаического творчества обращалась к разным жанрам: светской повести, живописно-архитектурной, синтетической повести, психологическому роману, роману в письмах и др. При этом писательница выступала как ярко выраженный, последовательный и убежденный романтик, о чем свидетельствует весь художественный строй ее повестей и романов: устремленность к высшим трансцендентным идеям, потребность отразить в произведениях идеальной содержание и показать идеального романтического героя. Сознательное желание Е.П.Ростопчиной возродить былую славу романтизма проявляется во всем: в выборе тем прозаических произведений и принципов изображения, в трактовке образов, в полемической настроенности авторских отступлений, в стремлении внести собственный вклад в разработку жанровой системы романтической прозы.
2. Следует отметить, что все прозаическое творчество Е.П.Ростопчиной отличается органической целостностью, в силу чего определенный круг исследуемых ею проблем углубляется, детализируется, усложняется от произведения к произведению. Так, критика света, данная в повести "Поединок", делается масштабнее в романе "Счастливая женщина" за счет расширения круга действующих лиц, временных и пространственных рамок. Воспитательные аспекты, намеченные в "Счастливой женщине", углубляются до уровня нравственно-педагогических концепций в романе "У пристани". Таким образом, проза писательницы не оставалась статичной, что позволяет говорить об определенной динамике и этапности ее прозаического творчества.
3. Выделение периодов развития прозы Е.П.Ростопчиной необходимо для понимания становления ее творческой манеры и развития идейно-эстетических взглядов, которые предопределили выбор писательницей той или иной жанровой формы или заставили ее обратиться к созданию неких синтетических жанровых разновидностей. Прозаическое творчество Е.П.Ростопчиной можно разделить на три этапа.
1-ый этап— конец 1830-х годов. В это время Е.П.Ростопчина создает романтические светские повести, которые вливаются в общелитературный поток мощного развития прозы. Ее стремление к творческой оригинальности в этот период выражается в попытках расширить границы жанра светской повести путем включения в структуру произведений элементов других прозаических жанров, в частности физиологического очерка, который к этому времени уже широко известен во французской литературе.
2-ой этап — 1851-1854 годы. В этот период прозаического творчества писательница создает крупные эпические произведения: роман "Счастливая женщина" и повесть "Палаццо Форли", которые можно считать несомненной художественной удачей автора, ее лучшими прозаическими произведениями. Этот период в творческом развитии писательницы характеризуется полемической окрашенностью прозы, сложным романтическим конфликтом, тонким психологизмом в раскрытии внутреннего мира героев. Е.П.Ростопчина в 1851-1854 годах пытается вписать романтическое искусство в контекст отечественной литературы, используя достижения реалистического психологизма и пытаясь переосмыслить современную терминологию /тип, типическая личность и т.д./.
3-ий этап— 1855-1858 годы. Заключительный период творчества, время создания романа "У пристани", который отмечен глубоким духовным и личностным кризисом писательницы, вызванным резким обострением противостояния между представителями демократическое литературы и сторонниками романтизма. В структуре лирических отступлений последнего произведения совмещаются полемические, дидактические и назидательные мотивы, причем в жанровой построении романа "У пристани" сильно влияние романтического эпистолярия.
4. Наблюдения над жанровым построением повести "Чины и деньги" выявили особую роль хронологической приуроченности событийной стороны повествования, которая призвана создать эффект реальности происходящего. Было отмечено сходство повести Е.П.Ростопчиной и романа "Герой нашего времени" М.ЮЛермонтова, в особенности той его части, которая известна как "Дневник Печорина".
5. В повести "Поединок" сделана попытка соединить светскую повесть и физиологическое исследование. При этом, оставаясь верной романтическому способу изображения действительности, Е.П.Ростопчина видит своей целью не описание социальной среды / как это позже будет в "натуральной школе"/ и типичных ее представителей, а углубленное исследование внутреннего мира романтического героя через детальное изображение его жизни и быта. Попытка соединить форму светской повести и физиологическое исследование в "Поединке" сказалась на жанрово-композиционной структуре произведения, которое представляет собой рассказ в рассказе, превращающийся в исповедь, что усиливает психологизм в раскрытии внутреннего мира романтического героя.
6. Тенденция к эпическому изображению действительности, характерная для романа "Счастливая женщина", выражается в наличии нескольких сюжетных линий /линия Теклы Войнав-ской, Мери/, в развернутости романного времени и пространства. Специфика жанровой формы "Счастливой женщины" определяется нами как романтический психологический роман, в основе которого лежит мощное лирическое начало. В художественной системе произведения сложна романная основа, включающая элементы лирического, психологического, семейного романа и романа воспитания, в произведении наблюдаются некоторые признаки жанра светской повести.
7. В прозаическом творчестве Е.П.Ростопчиной ощущается сильное влияние западноевропейского романтизма /в большей степени французского/. Заметно сказывается на жанровом построении повестей и романов писательницы художественная структура, сформировавшаяся в произведениях Ж. де Сталь, связанная с противопоставлением двух характеров: яркой сильной женской личности и слабого, поддающегося влиянию мужчины. /"Счастливая женщина"/.
8. Синтезируя достижения русской повести 1850-х годов и идеи французских романтиков В.Гюго и Ж. де Сталь, Е.П.Ростопчина создает уникальную, синтетическую романтическую повесть "Палаццо Форли", в основе которой лежит сложная структура, где взаимодействуют исторические, архитектурные, пластические, живописные и музыкальные ассоциации, также затрагиваются вопросы, посвященные философским, этическим и эстетическим проблемам, и в какой-то мере освещаются отдельные темы "простонародной" повести.
9. Жанровая специфика романа "У пристани" выражается в том, что в нем происходит усложнение романной структуры благодаря введению большого количества действующих лиц, совмещению в повествовании точек зрения многих персонажей. Одновременно с этим в произведении сильно субъективио-личностное начало, так как писательница выражает свое миропонимание в авторских отступлениях. Последнее прозаическое произведение Е.П.Ростопчиной отличается качественно иным уровнем психологизма, что находит свое выражение в предельно аналитическом взгляде на внешние обстоятельства и внутренний мир героев. Как и романтическая эпистолярная проза, роман "У пристани" тесно связан с лирической поэзией, кроме того в нем присутствуют элементы семейного романа и романа воспитания.
Изменения, происходящие в отечественном литературоведении в последние годы, привели к переоценке сложившихся ранее традиционных представлений о путях развития русской прозы. Нам представляется, что проза Е.П.Ростопчиной будет по достоинству оценена современными читателями и литературоведами, которые увидят в ней незаурядное художественное дарование, позволившее с глубоким психологизмом раскрыть изгибы загадочной женской души.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мазалова, Марина Алексеевна, 1999 год
1. Абрамович А.Ф. Н.Г.Черныщевский и Е.П.Ростопчина // Изистории общественно-литературной борьбы в России 50-60 гг. XIX века/ Труды Иркутского университета. Т.28. Вып. 1, 1959. С. 156 - 206.
2. Академические школы в русском литературоведении. М.: Наука, 1975.-514 с.
3. Анненков П.В. Литературные воспоминания/ Вступ, ст. В.И.Кулешова, комм. А.М.Долотовой, Г.Г.Елизантиной, Ю.В.Манна. -М.: Правда, 1989. 688 с.
4. Аронсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. М.:1. Прибой, 1929. 247 с.
5. Афанасьев В.В. "Да, женская душа должна в тени светиться.":Е.П.Ростопчина, 1811-1858//Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. М.: Худ. лит., 1988. - С.74- 92.
6. Барайловский С. Графиня Ростопчина// Из прошлого отечесвенной литературы. Воронеж, 1893, - С. 54-116.
7. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современик,1978. 348 с.
8. Барсуков Н. Жизнь и труды М.П.Погодина: в XI т.- Спб.,1897.
9. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе// Вопросыэстетики и литературы. М.: Худ. лит., 1975. - С.234 - 408.
10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1989. - 387 с.
11. И. Белецкий А.И. Тургенев и русские писательницы 30-60 гг.: Сб. статей/Под ред. Н.Я.Бродского. Пг.: Книгиздат, Сеятель, 1925. - С. 135 - 166.
12. Белинский В.Г. Поли. собр. соч.: в XIII т. М.: Изд - во АН СССР.- Т.6, 1956. - С. 107 -154.
13. Белинский В.Г. Сочинения Зенеиды Р-вой //Собр. соч.: в IX т. Т.У. М.: Худ. лит., 1979. - С. 364-379.
14. Белинский В.Г. Собр. соч.: в IX т. Т. 1. М.: Худ. лит. 1976. -С. 148-157.
15. Белинский В.Г. Стихотворения графини Е.П.Ростопчиной// Собр. соч.: в IX т. Т.1У. М.: Худ. лит., 1978. - С. 453-457.
16. Белинский В.Г. Стихотворения Лермонтова//Собр. соч.: в 1Хт. Т. III. М.: Худ. лит., 1977. - С.279- 296.
17. Белинский В.Г. О критике и литературных мнениях "Московского наблюдателя" //Собр. соч.: в IX т. T.II. М.: Худ. лит., 1976. - С. 126-135.
18. Белкина М.Н. "Светская повесть" 30-х годов и "Княгиня Литовская" Лермонтова //Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова: Сб. Статей / Исследования и материалы. -М.: Гослитиздат, 1941. С. 517-532.
19. Берг Н.В. Графиня Ростопчина в Москве // Исторический вестник. 1893. - №2. - 89-95.
20. Березина В.Г. Русская журналистика второй четверти XIX века /1810-е гг./. Л.: ЛГУ, 1969. - С. 11- 17.
21. Беровский Н.Я. О романтизме и его первоосновах// Проблемы романтизма. Вып. 2. М.: Искусство, 1971. - С. 192 -213,
22. Библиотека для чтения. Спб., 1841, Т. 14,1850,Т.Ю2, 1856, Т. 137.
23. Благой Д.Д. Литература и действительность. М.: Книгиз-дат, 1959. - 546 с.
24. Благой Д.Д. Поэзия действительности. М.: Сов. писатель, 1961.-312 с.
25. Бобров Е.А. Графиня Ростопчина // Русский философский вестник. 1908. - № 1, - Отд. 1. - С. 286 - 290.
26. Боборыкин П.Д. А.Потехин // Известия отделения русского языка и словесности имп. Академии наук. Т.У11, кн. 1. -Спб., 1902.-С.14-28.
27. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования, статьи/ Сост. и вступ. статья Э. Л .Афанасьева. М.: Худ. лит., 1990. - 511 с.
28. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. Л.: Наука, 1975. - 437с.
29. Быков В. Русские женщины-писательницы //Древняя и новая Россия. 1878. - № 7. - С. 238 - 243.
30. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. -673 с.
31. Вейман Р. История литературы и мифологии. Очерки по истории и методологии и истории литературы: Пер. с нем. О.Я.Михеевой. М.: Прогресс, 1775, - 342 с.
32. Вердеревская H.A. Русский роман 40-х 60-х годов XIX века. -Казань: Изд-во КГУ, 1980. - 185 с.
33. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Искусство, 1977.562 с.
34. Веселовский Ю. Поэзия графини Ростопчиной 1811-1858 // Этюды по русской и иностранной литературе. М.: Звезда,1913. - С.5 - 12.
35. Вестник Европы. СПб., 1891. № 5. - С. 182 - 190.
36. Ветринский И. В сороковых годах. Историко-литературные очерки и характеристики. М.: типография Скороходова, 1899.-380 с.
37. Ветров С.А. Молодая редакция "Москвитянина". Из истории русской журналистики // Вестник Европы. 1886. - № 2, С.581.612.
38. Вишневская Г.А. Вопросы женской эмансипации в русских журналах 1830-1840 гг. // Ученые записки Казанского университета. Вып. XXVI, 1978. — С . 43 58.
39. Волков И.Ф. Основные проблемы изучения романтизма // К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973. - С. 73- 96.
40. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1983. 428 с.
41. Вопросы романтического метода и стиля: Межвузовский тематический сборник / Отв. ред. Н.И.Гуляев. Калинин: КГУ, 1978. - 261 с.
42. Вопросы романтического миропонимания метода, жанра и стиля. Калинин: КГУ, 1986. - 249 с.
43. Глуховская И.И. Философские и литературные истоки "Сентиментального натурализма" в русской литературе периода натуральной школы// Романтизм в русской и зарубежной литературе . — Калинин: КГУ, 1979. — С. 77 93.
44. Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3.—М.: Худ. лит., 1952.— 317с.
45. Гинзбург А .Я. О психологической прозе. М.: Худ. лит, 1977. -389 с.
46. Гладкова Е. Прозаические отрывки Пушкина из жизни света // Временник пушкинской комиссии. Т.6. M.-JL: Изд-во АН СССР. 1941,-С. 302-321.
47. Голицын H.H. Библиографический словарь русских писателей. Спб., 1889. - 411 с.
48. Голованова Т.А. Судьба гоголевского направления в 50-е годы: традиции и новаторство в идейно-эстетической эволюции повести // Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. Л.: Наука, 1973. - С. 339- 382.
49. Грнбкова Е.М. Открытие Флоренции // Е.П.Ростопчина. Палаццо Форли. М.: Московский рабочий, 1993. - С. 5- 18.
50. Грибкова Е.М. "Под одной звездою.": Е.П.Ростопчина в кругу русских писателей // Русская словесность. 1994. -№ 4. -С. 46-59.
51. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман "Герой нашего времени". Л.: Наука, 1975. - 346 с.
52. Грихин В.А. Русская повесть I трети XIX века// Русская романтическая повесть. М.: Изд-во МГУ, 1983. - С. 5 - 28.
53. Громов В.А. Стихотворение "Блажен незлобивый поэт" в литературно-общественной борьбе 1850 гг.: Некрасов и Е.П.Ростопчина // Некрасовский сборник/ Отв. ред. Ф.Я. Прийма. Л.: Наука, 1988. - С. 109 -119.
54. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Искусство, 1959. - 532 с.
55. Гуляев H.A., Карташова И.В. Введение в романтизм. Тверь: ТГУ, 1991.- 251 с.
56. Гуляев H.A. О специфике романтической субъективности // Вопросы романтического метода и стиля / Отв. ред. Н.А.Гуляев. -Калинин: КГУ, 1971. С. 5-17 .
57. Гуляев H.A. О спорном в теории романтизма // Русская литература. 1966. - № 1. - С. 72- 84.
58. Гюго В. Собр. соч.: в 6т. Т. 1. М.: Правда, 1988. - 655с.
59. Давидович М.Г. Женский портрет у русских романтиков первой половины XIX века // Русский романтизм: Сб. статей/ Под ред. А.И.Белецкого. Л.: Академия, 1929. - С. 88 - 114.
60. Дементьев А.Г. Очерки по истории русской журналистики 1840 1850 гг. - М.-Л.: Гослитиздат, 1951. - 414 с.
61. Де-Пуле M. Историко-литературные заметки И Русский архив. -1878. -№ 10. С. 254 - 256.
62. Добролюбов H.A. "У пристани". Роман в письмах графини Евдокии Ростопчиной // Собр. соч. в Зт. Т.1, М.:Наука, 1952. С. 423 - 440.
63. Дружинин A.B. Письма иногороднего подписчика о русской журналистике // Собр. соч.: в X т. T.VII. Спб., 1865. -С. 153 -160.
64. Дружинин A.B. Стихотворения графини Е.П.Ростопчиной// Собр. соч. в X т. Т. И. Спб., 1865.9 72 - 84.
65. Егоров Б.Ф. Очерки из истории русской критики середины XIX века. Л.: ЛГПИ, 1973. - 267 с.
66. Елистратова А. Эпистолярная проза романтиков // Европейский романтизм/ Отв. ред. И. Неупокоева, И.Штерер. М.: Наука, 1973. - С. 309-352.
67. Есин А.Б. Психологизм русской классической прозы. М.: Просвещение, 1988. - 174 с.
68. Жанр и композиция литературного произведения: Межвузовский сборник / Отв. ред. П.Е.Пракин. Калининград: ЮГУ 1980. -С. 37 - 50.
69. Живописная русская библиотека. Спб. - T.IV. - С.15 -16.
70. Журнал для воспитания. Спб. - 1857. - T. II. - С. 175 - 184.
71. Захаркин А.Ф. Русские поэты второй половины XIX века. -М.: Просвещение, 1975. 255 с.
72. Захаров В.Н. О сюжете и фабуле литературного произведения //Принципы анализа литературного произведения. М.: МГУ,1984. - С. 130 - 136.
73. Иезуитова Р.В. Светская повесть //Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. М.:Наука, 1973. - С. 169
74. Инокъ /Ф.А.Кони/. Графиня Е.П.Ростопчина и ее стихотворения // Меркурий мод. 1860. - № 1. - С. 12 - 16.
75. История романтизма в русской литературе / Отв. ред. А.С.Курилов. М.: Наука, 1979. - 367 с.
76. История романтизма в русской литературе/ Отв. ред. С.Е. Шаталов. М.: Наука, 1979. - 311 с.
77. История русской литературы: в Зт. М.-Л.: АН СССР, 1963.
78. История русской литературы XIX века. Библиографический указатель/ Под ред. К.Д.Муратовой. М.- Л.: АН СССР, 1962.-672 с.
79. История русского романа: в 2 т. /Под ред. Г.М.Фридлендера. М. Л.: АН СССР, 1962 - 1964.
80. Капитанова Л.А. Повествовательная структура русской романтической повести: 20-е — 30-е годы XIX века . — Псков: ПГПИ, 1997. 303 с.
81. Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести. -Томск: ТГУ, 1973, 308 с.
82. Карташова И.В. Романтическая традиция и формирование "натуральной школы" // Русский романтизм/ Под ред. Н.А.Гуляева. М.: Высшая школа, 1974. - С.231 - 248.
83. Карташова И.В. Романтические тенденции в русской реалистической прозе 50-х начала 60-х годов // Русский романтизм/ Под ред. Н.А.Гуляева. М.: Высшая школа, 1974. -С. 248 -255.
84. Кедрова М.М. Художественное взаимодействие в творческих системах романтизма и реализма. К постановке проблемы // Литературное произведение и читательское восприятие: Межвузовский сборник научных трудов/ Отв. ред. Г.Н.Ищук.
85. Калинин: КГУ, 1982. С.15 - 21.
86. Kelly Catriona. A History of Russian Women Writing 1820 -1992.—Oxford, 1994.— 387 p.
87. Киреевский И.В. О русских писательницах // Подарок бедным. Альманах. Одесса. - 1834. - С. 120 - 159.
88. Кисилев В. Поэтесса и царь: Страницы история русской поэзии 40-х годов: О творчестве Е.П.Ростопчиной // Русская литература. 1965. - № 1. - С. 144 - 156.
89. Кисилев Серегин B.C. Тайна графини Ростопчиной // Литературная Россия. - 1994. - № 32. - С. 4.
90. Китляр П.Н. Актуальные проблемы интерпретации художественного текста И Проблемы филологии и методики: Материалы межвузовской конференции филологов. Балашов: БГПИ, 1994.-С. 107- 112.
91. К истории русского романтизма: Сборник статей/ Отв. ред. Манн Ю.В. М.: Наука, 1979. - 416 с.
92. Кожинов В.В. О "поэтической эпохе" 1850-х годов / К методологии русской литературы // Русская литература. 1969. -№ 3. - С. 45- 62.
93. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. М.: АН СССР, 1962.-С. 148- 161,
94. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. М.: Худ. лит, 1973.-295 с.
95. Краткая литературная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1964 - 1968 . - 895 с.
96. Крестова Л.В. А.О. Смирнова-Россет. Биографический очерк// А.О.Смиронова-Россет. Записки, дневники, воспоминания, письма/ Ред. В.К.Пявловский. М.: Федерация, 1929.1. С. 5-61.
97. Крупчанов Л.М. Культурно-историческая школа в русском литературоведении. М.: Просвещение, 1983. - 411 с.
98. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе М.: Просвещение. 1965. - 396 с.
99. Кулешов В.И. Типология русского романтизма // Романтизм в славянских литературах. М.; Искусство, 1973. - С.56 - 85.
100. Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С.Тургенева. Орел: Худ. лит., 1944. — 458 с.
101. Ладыгин М.В. Романтический роман: Пособие по спецкурсу. М.: МГПИ, 1982. - 140 с.
102. Лебедев Ю.В. В середине века. Историко-литературные очерки. М. Современник, 1988. - 206 с.
103. Литературные манифесты западноевропейских романтиков /Собрание текстов и вступ. статья А.С.Дмитриева. М.: МГУ, 1980. - 638 с.
104. Литературный архив. Спб., - 1902. - 10. - С. 65 - 67.
105. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. - № 8. - С. 71 - 87.
106. Лосев А.Ф. Символ его социально- историческое значение// Проблемы русской филологии: Сб. трудов. М.: Наука, 1966.—С. 18-36.
107. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства XVIII начала XIX века. - Спб.: Искусство, 1994. - 399 с.
108. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. -Вып. 2. Тарту, 1973. - С. 9 - 41.
109. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
110. Комментарий. Л.: Просвещение, 1980. - 416 с.
111. Маймин Е.А. Владимир Федорович Одоевский // В.Ф.Одоевский. Повести и рассказы. М.: Худ лит., 1985. - С. 5 - 20.
112. Маймин Е.А. О русском романтизме М.: Просвещение, 1975. - 340 с.
113. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Младое, 1995. - 428 с.
114. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Просвещение, 1976. - 375 с.
115. Маркович В.М. Тема искусства в русской прозе романтизма// Искусство и художник в русской прозе 1-ой половины XIX века: Сб. произведений. Л.: ЛГУ, 1989. - С. 5 - 42
116. Машинский С.Т. Типологическое и конкретно-историческое исследование литературы // Проблемы типологии русского романтизма. М.: Наука, 1964. - С. 365 - 382.
117. Мезьер А.В. Библиографический указатель русской словесности. Часть И. Спб., 1902. - 348 - 350.
118. Миропонимание и творчество романтиков: Сб. статей. -Калинин: КГУ, 1986. 309 с.
119. Мордовцев Д.А. Русские исторические женщины. Спб.: типография Кетца, 1874. - 210 с.
120. Москвитянин. М .,1852.-Т.2.-№5.-Отд. V,1852.-Т.З.-№Ю.-Отд. V,1852.-Т.6.-№12.-Отд. V, VI,1853.-Т.1.-№1.-Отд. VI,1853.-Т. Отд. V,1853.-Т.2. -№5. Отд. УШ.
121. Московский наблюдатель М., 1835. - № 1. - С. 121 - 125.
122. Муратов П.П. Образы Италии. М.: Светоч, 1911 - 529 с.
123. Мурач Л., Полежаев Н. Проблемы романтизма в современной литературоведении // Литература в школе. 1942. № 5. -С. 73-79.
124. Наливайко Д. Романтизм как эстетическая система // Вопросы литературы. 1982. - № 11. - С. 45 - 62.
125. Нейштадт. В. Неизвестные стихи Е.П.Ростопчиной 1811 -1858 // Тридцать дней. 1928. - № 2. - С. 94 - 96.
126. Некрасова Е.С. Графиня Е.П. Ростопчина. 1811 1858// Вестник Европы. - 1885 . - Ns 3. - С. 42 - 81.
127. Неупокоева И.Г. Проблемы литературных связей и взаимодействий // Вопросы литературы. 1959. - № 9. - С. 145 - 180.
128. Никитенко А. В. Стихотворения графини Ростопчиной //Сын Отечества. -1841. Кн. 2. - N° 18. - С. 95 - 104.
129. Никольский В.А. Природа и человек в русской литературе XIX века. Калинин: КГУ, 1973. - 259 с.
130. Обломиевский Д.Д. Романтизм госпожи де Сталь // Обломи-евский Д.Д. Французский романтизм. М.: Наука, 1947. - С. 351 - 397.
131. Огарев Н.П. О литературе и искусстве // Соч.: в 2 т. Т.І. -М.: Худ. лит., 1981.-С. 147- 169.
132. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве // Соч. в 2 т. Т.2. М.: Современник, 1988.— С. 274 286.
133. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века.
134. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа.
135. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М.: Наука, 1956. - С. 542.
136. Остафьевский архив князей Вяземских. Спб., 1839. - T.III. -С. 103 - 109.
137. Отечественные записки.-1841.-Т.18.-№2.-Отд.У1.136. 1852.-Т.Х.-№ 11 .-Отд.У,137. 1853.-Т. 91.-№ 12.-Отд.У,138. 1855.-Т.103.-№ 12.-Отд.У1,139. 1856.-Т.107.-№ 12.-Отд. V,140. 1857. Т. 108. - № 1. -Отд. V,141.1858. Т. 109.- № 2.- Отд. IV.
138. Палиевский П.В. Русские классики. Опыт общей характеристики. М.: Худ. лит., 1969. - 209 с.
139. Переверзев В.Ф. У истоков русского реалистического романа. -М.: Худ. лит, 1965. 302 с.
140. Письма Ростопчиной к Булгарину // Русская старина. 1901. -№ 2. - С. 187-211.
141. Письма Е.П.Ростопчиной к Глинке Н.Ф.// Москвитянин. -1901,-№11. -С. 171-181.
142. Письма Е.П.Ростопчиной к А.Ф.Кони // Русский архив. -1909. № II. - С. 151 -162.
143. Письма Е.П.Ростопчиной к В.Ф.Одоевскому // Русская старина. 1904. - № 7. - С. 98 - 107.
144. Письма А.О.Смирновой к Е.П.Ростопчиной Н Русский архив.-1905.-№ 10. С. 112 - 134.
145. Плетнев П.А. О стихах графини Е.П.Ростопчиной Н Современник. -1841. Т. 18. - № 2. - С. 89 - 93.
146. Плетнев П.А. Сочинения и критика: в 2 т. Т.2. Спб., 1885. -422 с.
147. Погодин Д.А. Из воспоминаний. Графиня Ростопчина и ее вечера // Исторический вестник. 1887. - № 7. - С. 52 -55.
148. Пономарева С.И. Наши писательницы: Дополнение к библиографическому словарю русских писателей г-на Голицина. 1891.-156 с.
149. Поспелов Я.И. Вопросы методологии и поэтики.— М.: Наука, 1976.—312 с.
150. Поэты 1840 1850-х гг: Библиотека поэта. Большая серия. -М. - Л.: Наука, 1972. - 428 с.
151. Пруцков П.И. Русский роман 40 50-х годов // История русского романа. - М.-Л.: Наука. Т.2,1964. - С. 372 -403.
152. Ранчин A.M. История женщины и поэтессы в романе, повести, комедии // Ростопчина Е.П. Счастливая женщина. М.: Правда. 1991.-С. 5-14.
153. Ранчин A.M. У алтаря пустого я стою: Е.П.Ростопчина в 1850-хх гг // ЛГУ. 1995. - Вып. 6. - С. 172 - 187.
154. Ранчин A.M. "50 лет книге "Стихотворения графини Е.П. Ростопчиной // Памятные книжные даты. М.: Худ. лит.,1991. - С. 58 - 62.
155. Расторгуева B.C. Поэзия Е.П.Ростопчиной: Канд. дисс. -Л.: ЛГПИ, 1990.- 189 с.
156. Рахманный Г. Женщины-писательницы // Библиотека для чтения. 1857. - Т. 23. - Отд. - 1.-С. 112-120.
157. Реизов Б. Поэтическая загадка Жермены де Сталь // Известия АН СССР. Серия литературы и русского языка. Т. 25, Вып. 25, 1966.-С. 211-241.
158. Романов Б. Лирический дневник графини Евдокии Ростопчиной // Ростопчина Е.П. Стихотворения. Проза. Письма. -М.: Сов. Россия, 1986. С. 5 - 27.
159. Романтизм: Открытия и традиции / Отв. ред. И.В.Карташова. -Калини: КГУ, 1988. 217 с.
160. Романтизм: История, теория, критика: Сб. статей /Под ред. Н.А.Гуляева. Казань: КГУ, 1976. - 301 с.
161. Ростопчина Е.П. Дочь Дон-Жуана // Пантеон. Спб.,- 1856.-Т. 28. - № 1. - С 1-110.
162. Ростопчина Е.П. Деревня // Москвитянин. 1852.-Т.2 - 5. -Отд. У. -С. 80 - 87.
163. Ростопчина Е.П. Дом сумасшедших в Москве в 1858 году // Русская старина. 1885. - 3. - С. 248 - 281.
164. Ростопчина Е.П. Одаренная. Драматическая фантазия, взятая из волшебных сказок ХУ111 века // Библиотека для чтения. 1852. - Т. 115. - № 9. - С. 101 - 206.
165. Ростопчина Е.П. Очерки большого света. Спб.; типография К.Неймана, 1839. - 142 с.
166. Ростопчина Е.П. Палаццо Форли: Русская остросюжетная проза. М.: Московский рабочий, 1993. - 264 с.
167. Ростопчина Е.П. Стихотворения. Проза. Письма. М.: Советская Россия, 1986. - 386 с.
168. Ростопчина Е.П. Семейная тайна// Библиотека для чтения. -1851. T. X. - Отд. I. - С. 211 -241.
169. Ростопчина Е.П. Собрание сочинений. Спб.: издание Кас-пари. Т. 12,1910.-371 с.
170. Ростопчина Е.П. Сочинения графини Е.П. Ростопчиной: в 2т. —Спб.: типография И.Н.Скороходова, 1890.
171. Ростопчина Е.П. Стихотворения графини Е.П.Ростопчиной: в 4т.— Спб.: Смирдин-сын, 1856 1859.
172. Ростопчина Е.П. Стихотворения графини Е.П. Ростопчиной: в 2т. 2-е изд. - Спб.: Смирдин-сын, 1857 - 1860.
173. Ростопчина Е.П. Стихотворения новейшие и мелкие, поэмы, повести и сцены: в 2т. Спб, 1866.
174. Ростопчинаи Е.П. Стихотворения и сцены // Библиотека для чтения. 1956. - Т. 137. - Отд. I. - С. 35 - 93.
175. Ростопчина Е.П. Счастливая женщина: Современная биография // Москвитянин. 1852 . - Т. 2 - 3.-№ 5 - 7.
176. Ростопчина Е.П. Счастливая женщина. М.: Правда, 1991. -427 с.
177. Ростопчина Е.П. Талисман: Избранная лирика. Драма. Документы, письма, воспоминания. М.: Московский рабочий, 1987. -321 с.
178. Ростопчина JI. Семейная хроника. М.: Звезда Орфея, 1912, -420 с.
179. Ростопчина Е.П. У пристани / Библиотека для дач, железных дорог и пароходов. Спб.: С мир дин. Т 587 - 96, 1857 -1860.
180. Русская литература XIX века / 1800 1835/: Источниковедccческая хрестоматия/ Под ред. В.Н.Аношкинойиг др. М.: МГУ. - 1993. - 592 с.
181. Русская мысль. 1835. - Кн. 3. - № 3. - С. 85.
182. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под ред. Б.С.Мейлаха. Л.: Наука, 1973. - 816 с.
183. Русская старина. 1885. - № 3. - Отд. IV,1891.-№2.-Отд. IV, 1904.—№7. Отд. V.
184. Русские поэтессы / Сост. Н.В.Банщиков. М.: Советская Россия, 1979. - 250 с.
185. Русские повести XIX века 40 50-х годов: в 2 т. - М.: Гослитиздат, 1952.
186. Русская элегия конца XVIII начала XIX века: Антология/ Подг. текста, сост., вступ. статья и примечания
187. В.В.Афанасьева. М.: Советская Россия, 1985. - 240 с.
188. Русский архив. 1864. - Кн. 3. - № 4,1864. Кн. 3. - № 8,1865. Кн. 3.- № 7,1885.-Кн. 4.-№2,1886.-Кн. 1.-№6,1888.-Кн. 1. .№ 3,1889. Кн. 1. - № 1.
189. Русский вестник. 1841. - Т. 2. - Кн. 4,1841. - Т. 5. - № 1.
190. Русский романтизм/ Под ред. Н.А.Гуляева. М.: Высшая школа, 1974. - 359 с.
191. Сакулин П.Н. В.Ф. Одоевский // Из истории русского идеализма. Т. I.- М.: Одиссей, 1913. С. 59 - 131.
192. Сахаров В.И. Страницы русского романтизма. М.: Искусство, 1988. - 422 с.
193. Сахаров В.И. Форма времени // Русская романтическая по-весть.-М.: Советская Россия, 1980. С. 5 - 43.
194. Сиповский В.В. Из истории развития русского романа и повести. Спб.: Типография Корзина, 1903. - 211 с.
195. Скатов Н.В. Русские поэты. М.: Правда, 1977. - 403 с.
196. Славкина И. Кто и как пишет историю русской женской литературы // Новое литературное обозрение. 1997. - № 24. -С. 359 - 372.
197. Соллогуб В.А. Повести и воспоминания / Сост и подг. текста, вступ. статья и комм. С.И.Чистовой. Л.: Худ. лит., 1988. -720 с.
198. Сорокин В.И. Теория литературы. М.: Просвещение, 1960. -411с.
199. Сталь Ж. Коринна, или Италия. -М.: Наука, 1969. 436 с.
200. Сучков а Н.П. Мастера русской лирики. -М.: Правда, 1982. 212 с.
201. Сушков Д.П. К биографии графини Е.П. Ростопчиной // Исторический вестник. 1831. - № 6. - С. 300 - 316.
202. Сушков С.П. Биографический очерк // Ростопчина Е.П. Сочинения: в 2 т. Т. 2. Спб.: Типография Смирдина, 1890.— С. 1-68.
203. Сушков С.П. Возражения на статью Е.С.Некрасовой о графине Ростопчиной // Вестник Европы. 1888. - Т. 3 - № 5. -С. 388-437.
204. Сын Отечества. 1839. - Т. 1. - № 2. - Отд. IV,1839.-Т. 7-№ 12.-Отд. V.
205. Тертерян И. Романтизм как целостное явление // Вопросы литературы. 1983. - № 4. - С. 61 - 74.
206. Третьякова "Вы вспомните меня."// Российские богини. -М.: Изограф, 1997. С. 269 - 329.
207. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20 30-х гг. - М.: Наука, 1989. - 307 с.
208. Ученова В. Забвенью вопреки. Творчество русских писательниц второй половины XIX века// Дача на Петергофской дороге. М.: Современник, 1986. - 462 с.
209. Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры. Исто-рико-литературные очерки. М.: Наука. 1989. - 174 с.
210. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинантие, 1988. - 214с.
211. Фохт У.Р. Спорные вопросы развития романтизма в русской литературе XIX века // Международный съезд славистов. Славянские литературы. М.: Наука, 1973. -С. 219 - 236 .
212. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М.: Просвещение, 1980. - 383 с.
213. Ходасевич В. Графиня Е.П. Ростопчина: ее жизнь и лирика// Колеблемый треножник. Избранное / Сост. и подготовка В.Г.Пельмушера, 1922. С. 114 -145.
214. Хомяков A.C. Поли. собр. соч. в 4 т. Т. 2. М.: Academia, 1900.-619 с.
215. Чаадаев П.Я. Статьи и письма / Сост. и вступ. статья Б.Н. Тарасова. 2-е изд. - М.: Современник, 1989. - 365 с.
216. Чернец JI.В. Литературные жанры. М.: МГУ, 1982. - 215 с.
217. Чернышевский Н.Г. Стихотворения графини Ростопчиной // Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч., т. 3. М.: Госполитиз-дат, 1947.-С. 317-348.
218. Чистова С. И. Беллетристика и мемуары Вл. Соллогуба // В.А.Соллогуб, повести и воспоминания. Л.: Худ. лит, 1988.1. С. 3 24.
219. Шаталов С.Я. Время метод - характер. - М.: Просвещение, 1976.-402 с.
220. Чулков В.И. Пути развития русской литературы 20 30-х гг XIX века и творческая эволюция А.И.Полежаева// Проблемы типологии литературного процесса: Межвузовский сборник научных трудов/ Гл. ред. С.Я.Фрадкина. - Пермь: ПГПИ, - С. 25 - 38.
221. Шаталов Н.И. Из недавнего прошлого// Голос минувшего. -1916.-№ 4.-С. 273-280.
222. Шевырев С.П. Стихотворения Ростопчиной // Московский наблюдатель.- 1836.-№ 6. С. 82 - 87.
223. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. - 381 с.2т.Т.2. М.: Наука. 1983. - 622 с.
224. Щеблыкина Л.И. Лирика Е.П.Ростопчиной. Проблемы поэтики: Канд. дисс. М.: МГПИ, 1994. - 174 с.
225. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л.: Худ. лит, 1986. -456с.
226. Энст С. Каролина Павлова и графиня Евдокия Ростопчина /1807 1893/, / 1811 - 1858/ // Русский библиофил. -1916. - № 6. -С. 107 - 135.
227. Ямпольский И.Г. Поэты и прозаики: Статьи о русских писателях XIX начала XX веков. - Л.: Сов. писатель, 1986. — 352 с.
228. Ямпольский И.Г. Середина века. Очерки по истории русской поэзии 1840 1870 гг. - Л.: Худ лит., 1974. - 280 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.