Процессы взаимодействия и противоречия семейного права и шариата в современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат юридических наук Манукян, Юрий Климентович
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 147
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Манукян, Юрий Климентович
Введение.
ГЛАВА 1. Сравнительный анализ современного семейного Права Российской Федерации и шариата.
1.1. Сравнение понятий, предмета, метода, основных принципов, # целей, отношений, субъектов и объектов семейного права
Российской Федерации и шариата.
1.2. Сравнение источников семейного права Российской Федерации и шариата.
ГЛАВА 2. Брак и расторжение брака в семейном праве Российской Федерации и шариате.
2.1. Брак в семейном праве Российской Федерации и шариате.
2.2. Прекращение брака в семейном праве Российской Федерации и шариате.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама2003 год, кандидат юридических наук Петров, Эдуард Александрович
Особенности функционирования норм шариата в мусульманском сообществе России в конце XVIII - начале XX вв.2010 год, кандидат исторических наук Мухаметзарипов, Ильшат Амирович
Формирование системы правового регулирования брачно-семейных отношений в Дагестане в XIX веке2011 год, кандидат юридических наук Ашурбекова, Альбина Ашурбековна
Мусульманское уголовное право в условиях современного светского государства2009 год, кандидат юридических наук Тленшева, Рената Муаедовна
Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа в российских правовых системах: XIX-XX вв.2003 год, доктор юридических наук Мисроков, Замир Хасанович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Процессы взаимодействия и противоречия семейного права и шариата в современной России»
Актуальность темы исследования:
Ислам в современном мире является общепризнанной мировой религией. Его последователи преобладают на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Западной Азии, в некоторых государствах Тропической Африки, в десятках государств мусульмане составляют большие социальные группы, влиятельные мусульманские общины проживают в Европе и на Американском континенте.
В современной России также имеется значительная религиозная исламская община (умма). Районами традиционного распространения ислама являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал и Сибирь1. В большинстве крупных городов России имеются мусульманские общины. Многие народы, входящие в состав Российской Федерации, традиционно исповедует ислам: татары, башкиры, чеченцы, аварца, кабардинцы, даргинцы, кумыки, лезгины, ингуши, карачаевцы, адыгейцы, лакцы, часть осетин, табасаранцы, балкарцы, ногайцы, черкесы, абозины, рутульцы, цухуры и другие, а также казахи, узбеки, киргизы, турки, туркмена, таджики и др. По данным разных источников в стране проживает от 8 до 15 млн. мусульман, встречается и цифра 20 млн.2. Если учесть, что по количеству детей исламские семьи
1 См. карту: Криндач А.Д. Ислам: Количество общин / Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Республика, 1999. С. 612
2 Лидеры мусульманского раскола / Приложение «Независимой газеты», № 12, 28 июня 2001. С. 12 - приводится цифра 8 млн. В книге Ислам в Евразии: современные этические и эстетические концепции суннитского ислама, их трансформация в массовом сознании и выражение в искусстве мусульманских народов России. М.: Прогресс-Традиция 2001. С. 15 — приводится цифра 15 млн. В статье Ислам в России / Религии народов значительно превосходят иные этнорелигиозные группы населения, то со временем следует ожидать увеличение этих пропорций в пользу мусульман.
Возрастает роль ислама не только внутри мусульманской уммы России, но и на жизнь общества в целом, на национальные и политические процессы и конфликты в нашем государстве. Достаточно вспомнить Северный Кавказ.
Мусульманские организации и объединения принимают активное участие в законотворческом процессе в вопросах политике, экономики, образования и др., особенно это заметно в субъектах Российской Федерации, где проживают народы, традиционно исповедующие ислам.
Существует документ: «Основные положения социальной программы российских мусульман», разъясняющий принципы взаимоотношения мусульман с обществом и светским государством, излагающий позицию мусульман по ряду особо значимых социальных проблем: права и свободы человека, социальные проблемы (отношение к неимущим, семья, проблема наркотиков и алкоголя), наука, культура, образование, ислам и нации, отношение ислама к другим религиям, проблемы мусульман в государстве, отношение к власти и закону, к проблемам войны и мира, положению российских мусульман в Российском государстве1.
Значительная часть современных международных и внутригосударственных конфликтов и проблем, в том числе и в России, многие не только на обыденном, но и на теоретическом уровне сознания, связывают с исламом: это и террористический акт 11 сентября 2001г. в Нью-Йорке, и проблема терроризма вообще, и конфронтация США с Ираком и Ираном, современной России: Словарь. М.: Республика, 1999. С. 122 находим цифру от 15 до 20 млн. мусульман.
1 Основные положения социальной программы российских мусульман /
Совет муфтиев России. Ярослваль: ДИА-пресс. 2001. 4 некоторыми другими мусульманскими странами, и обострение ситуации между мусульманами и иудеями в Палестине, и балансирование на грани войны между Индией и Пакистаном, другие международные события с участием мусульман, а также проблемы наркоторговли, миграция мусульман по всему миру, образование больших и малых мусульманских общин в странах с немусульманским населением, конфликт на Северном Кавказе и др. заставляют политиков и ученых, общественных и религиозных деятелей, представителей других профессий обращать более пристальное внимание на ислам, на исламскую культуру, исламский образ жизни, на его место и роль в современном мире, в том числе и в сфере правовой жизни.
С другой стороны, существует опыт достаточно мирного и бесконфликтного сосуществования мусульман и немусульман в одном государстве, на одних территориях и не только бок о бок, но и смешанного проживания в одних городах и населенных пунктах. Таким бесценным опытом обладает и Россия, в том числе и Донская земля, где столетиями вместе проживают десятки национальностей традиционно исповедующих различные религии. Осмысление этого опыта, включая его правовую составляющую, в том числе и научное, имеет большое теоретическое и практическое значение.
Известно, что каждый мусульманин обязан жить по «закону шариата»: нормам и правилам, которыми должны руководствоваться все мусульмане. В связи с этим для российских мусульман возникает противоречивая проблема выбора между светской системой права Российской Федерации и шариатом — религиозной мусульманской системой права.
Это особенно заметно в сфере семейных отношений, в том числе в сфере семейных правоотношений. В упомянутом документе («Основные положения социальной программы российских мусульман») подчеркивается: «Принципиально важно, чтобы государство и далее реально гарантировало право мусульманских организаций и центров осуществлять религиозные акты, соприкасающиеся с актами гражданского состояния: заключения брака и оформление развода по мусульманскому обряду, имянаречение, принятие Ислама, свидетельства о смерти и проведение похорон по мусульманскому обряду».
Еще один актуальный аспект проблемы бытия ислама в России сформулировал известный современный российский исламовед JI.P. Сюкияйнен. Он пишет, что в условиях, когда мусульмане составляют конфессиональное меньшинство в России, а отношение к ним немусульман и, прежде всего властей характеризуется отчуждением, для которых ислам остается в значительной степени чуждым явлением, необходимо не столько формировать адекватное восприятие ислама, добиваться гарантий мусульманам на свободу вероисповедания, сколько раскрывать главным образом те рациональные стороны и ценности, которые могут быть приняты всем российским обществом. А этому требованию удовлетворяет прежде всего мусульманское право1.
Кроме этого в Российской Федерации действуют высшие и средние исламские учебные заведения в Москве, Уфе, Махачкале, Казани и других городах. В них получают образование, составной частью которого является шариат, тысячи будущих служителей ислама. С недавнего времени Министерство образования Российской Федерации приняло образовательный стандарт по специальности «теология» для светских вузов и нет сомнения в том, что в вузах станут более углубленно изучать шариат.
В целом, вековые традиции совместного мирного проживания мусульман в составе Российского государства и его правовой системы, нарастающее глобальное противостояние «исламских» и «неисламских» государств, попытки некоторых националистических сил в России и международного терроризма действовать под идейным флагом ислама служат основанием настоятельной необходимости совершенствования
1 Сюкияйнен JI.P. Шариат и мусульманеко-правовая культура. М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997. С. 31 6 условий комфортной жизни российских мусульман как носителей мусульманской правовой культуры в рамках правовой культуры Российской Федерации
Заявленная тема актуальна не только в международном и общероссийском масштабе, но и в региональном плане. В районах смешанного проживания различного этнорелигиозного населения предпринимаются организационно- правовые шаги к решению возникающих во взаимоотношениях различных этнорелигиозных групп проблем. Так в Ростовской области в 2002г. по заказу Администрации области СевероКавказским научным Центром высшей школы и научно-исследовательским институтом Кавказа разработана и притворяется в жизнь «Концепция формирования культуры межнационального общения».
В связи с перечисленными и не упомянутыми здесь актуальными практическими и теоретическими моментами возникает актуальная потребность исследовать проблему взаимоотношения современного семейного права Российской Федерации и шариата на примере компаративистики современного семейного права Российской Федерации и мусульманского семейного права в составе шариата. По преимуществу это будет сравнение институтов брака и развода как центральных в семейном праве.
Степень разработанности темы исследования: В современной литературе признано, что комплексные исследования теории и практики мусульманского права в юридическом смысле редки. В отдельных изданиях А. Массэ, Л. Сюкияйнена, Г. Керимова затрагиваются вопросы истории и теории мусульманского права1, в их трудах затрагивается и тема семейного права.
1 Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г. Мусульманское право. Махачкала: изд-во «ГСА», 2001.С. 7
Вопросам собственно мусульманского семейного права посвящены «Изложения начал мусульманского законоведения» составленного Н. Торнау изданных еще в 1850, репринтное переиздание которого осуществлено в 1991г.; в 1994 году вышла брошюра: «Никах. Некоторые разъяснения по вопросам бракосочетания по шариату». Данной теме посвящены «Основы мусульманского семейного права» Вагабова М.В. и Вагабовой Н.М., «Закон жизни мусульман» Керимова Г.Н. Несколько тематических статей по семейному праву шариата находим в книге: «Ислам: Энциклопедический словарь» 1991 г. издания. Важная информация в этом плане содержится в переводных трудах мусульман, например, Юсефа Аль-Кардави «Халал и харам в исламе» в переводе с арабского, в различных комментариях к сурам Корана, посвященным семейным правоотношениям.
Но обращаем внимание на то, что компаративного (сравнительного) анализа современного семейного права Российской Федерации и шариата мы в литературе не встречали.
Объект исследования: общественные отношения, урегулированные нормами семейного права.
Предмет исследования: семейные правоотношения, выраженные в современном семейном праве Российской Федерации и шариате («законах шариата»), практикуемых в мазхабах (мусульманском правовых школах) современной России.
Цель исследования: Изучить компаративистские (сравнительные) характеристики современного национального семейного права Российской Федерации и семейного права шариата бытующего в России в ситуации их фактического сосуществования в Российской Федерации и на этой основе сформулировать предложения в сфере правовой политики государства, связанной с национальными и политическими процессами и этнополитической конфликтологией.
Задачи исследования: поставленную цель предполагается достигнуть через решение следующих задач:
1. Провести сравнительный анализ источником семейного права Российской Федерации и шариата.
2. Дать сравнительную характеристику предмета семейного права в системе права Российской Федерации и шариате, совпадение и различие круга социальных отношений регулируемых ими, соотношение личных и имущественных правоотношений в предмете семейного права Российской Федерации и шариате.
3. Выявить характер сходства и различия семейных правоотношений в семейном праве Российской Федерации и шариате, их содержания, а также субъектов правоотношений, их правоспособности и дееспособности, объектов правоотношений, юридических фактов, мер защиты и ответственности.
4. Сделать сравнительный анализ институтов и норм семейного права Российской Федерации и шариата при заключении брака: условий и порядков его заключения, препятствия к заключению брака, брачного возраста, обстоятельств, препятствующих браку.
5. Сравнить институты и нормы соответствующих правовых систем по вопросам недействительности брака: условий признания брака недействительным, по лицам, имеющим право требовать признания брака недействительным, по обстоятельствам, устраняющим недействительность брака; по последствиям признания брака недействительным.
6. Выявить компаративистские характеристики правового института и норм прекращение брака в семейном праве Российской Федерации и шариате: оснований для прекращения брака, ограничений права на предъявление мужем требования о расторжении брака, порядков расторжения брака, моментов прекращения брака при его расторжении.
7. Сравнить права и обязанности супругов в семейном праве Российской Федерации и шариате, их личные и имущественные правоотношения, раздел общего имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам.
8. Выявить правовые границы непротиворечивого сосуществования современного семейного права Российской Федерации и шариата.
9. Сформулировать рекомендации и предложения в сфере правовой политики государства, связанной с этнополитическими конфликтами, национальными и политическими процессами.
Основные гипотезы. Автор исходит из того, что: - В составе семейного права шариата, бытующего сегодня в России, существует значительная часть норм семейного права, которые по своему нормативному содержанию относятся к сфере диспозитивного регулирования семейных отношений в Российской Федерации и потому в случае их добровольного сознательного исполнения могут быть непротиворечиво включены в систему права Российской Федерации в качестве норм корпоративного права. Это: большинство шариатских препятствий к заключению брака: степени кровного родства, родство по кормилице, свойство, неправоверие и др.; некоторые основания прекращения брака, такие как дача разводной, выход из ислама и др.; в сфере имущественных правоотношений в рамках договорного режима имущественных правоотношений супругов в семейном праве Российской Федерации супруги могут договориться о шариатском режиме имущественных правоотношений супругов. в сфере обязательств по содержанию родителями детей и детьми родителей, если они сохраняют или улучшают материальное и личное положение тех, кого содержат, в сравнении с соответствующими нормами действующего семейного законодательства Российской Федерации.
Новизна исследования заключается в том, что впервые проведено сравнительное исследование семейного права Российской Федерации и шариата, которое выявило не только различия семейного права в составе шариата принципиально несовместимые с семейным правом
Российской Федерации, но и семейные правоотношения и правовые нормы из сферы прав и обязанностей граждан, регулируемых диспозитивным методом семейного права Российской Федерации, которые могут быть непротиворечиво включены в состав правовой системы Российской Федерации в качестве норм корпоративного права.
Методологические основания исследования. В процессе работы потребовалось использовать ряд методов исследования: общефилософские и общенаучные: эмпирический, рациональный, формально-логический, социологический и структурно-функциональный, анализ, синтез, обобщение, сравнения, аналогии и др. Основным методом исследования послужил метод компаративизма, или сравнительный метод.
Положения, выносимые на защиту:
1. Фундаментальное сходство современного семейного права Российской Федерации и шариата заключается в том, что они регулируют семейные отношения, возникающие из брака, кровного родства и свойства, принятия детей на воспитание в семью.
Основные различия - в том, что существует отличие в перечне семейных правоотношений: шариат включает в круг семейных отношений «кормилицу», то есть в нем существует отношения, возникающие из «родства по молоку, или по груди» и в том, что в шариате нет правового института усыновления, а только опекунства, а, следовательно, нет и семейных отношений возникающих из факта усыновления.
2. По своему содержанию сходны отношения, регулируемые семейным право Российской Федерации и шариатом. Они подразделяются на личные неимущественные и имущественные отношения, имеющие значительные сходства по видам отношений. В личных неимущественных отношениях - это личные правоотношения между супругами, личные семьи.
Различие заключается в том, что количество личных отношений, регулируемых мусульманским семейным правом, намного больше по своему перечню, чем в российском законодательстве. Шариат регулирует властные и сексуальные отношения между супругами, отношения между лицами различного пола в семье, устанавливает нормы поведения членов семьи в семье, в быту, правила поведения членов семьи вне семьи и многие другие.
3. Существует значительное содержательное сходство по методу семейного права, который включает в себя диспозитивные нормы и императивные нормы, особенностью которых является юридическое равенство субъектов семейных отношений, автономии их воли, индивидуально-ситуационное регулирование и способам регулирования семейных отношений в виде запретов и дозволений.
Различие в том, что в шариате более четко прослеживаются правовые нормы, отражающие социально-биологическое различие между полами, в личных правах и обязанностях членов семьи, в особенности мужа и жены и в том, что в шариате сохраняет свое преобладание способ регулирования через запреты и дозволения, а в российском семейном праве преобладают более сложный способ регулирования в виде прав и обязанностей субъектов семейных отношений.
4. В содержательном плане прослеживается почти полное сходство принципов семейного права Российской Федерации и шариата: признание брака заключенного только в органах загса или органами или лицами, уполномоченных шариатом; добровольность брачного союза; равенство супругов в семье; решение внутрисемейных споров по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей; обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
Различие отмечается в том, что признание юридического равенства супругов в шариате, включает в себя фактическое неравенство в правах и обязанностях мужа и жены, детей мужского и женского пола, а система норм мусульманских семейных отношений, например, в браке, построенные на шариатских принципах семейных правоотношений не имеют внутрироссийского правового статуса, но имеет правовой статус на уровне корпоративного права в мусульманских религиозных объединениях и в случае выезда российских мусульман на постоянное или временное проживание в исламские государства.
5. Во многом сходны цели правового регулирования в семейном праве Российской Федерации и шариате: в укреплении семьи, построении семейных отношений на чувствах любви, уважения, взаимопомощи и ответственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения осуществления членами семьи своих прав и возможности судебной защиты членами семьи своих права.
Существенным различием шариата в целях правового регулирования семейных отношений является его прямая и явная религиозная составляющая, направленная на сохранение и воспроизводство ислама в мусульманских сообществах, включая семью, тогда как в российском семейном праве, провозглашающем свободу совести (включая семью), и запрещающем ограничение прав членов семьи по религиозной принадлежности - эта составляющая имеет косвенный характер.
6. Юридические источники семейного права Российской Федерации и семейного права шариата, на первый взгляд, абсолютно различны. Но если иметь в виду существование в российском национальном семейном праве во-первых, общедозволительного типа правового регулирования (дозволено все, кроме.), во-вторых, диспозитивных норм, и в-третьих, корпоративного права религиозных организаций, в нашем случае, мусульманских религиозных организаций, в соответствии с которым религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, а государство уважает такие внутренние установления, то оказывается, что мусульманские источники семейного права (Коран, сунна, фикх - мусульманское право), фактически включены в источники права Российской Федерации, но только в той их части, которая устанавливает нормы, не противоречащие Российскому законодательству, и являются источниками корпоративного российского права российских мусульманских религиозных организаций.
7. В сфере имущественных правоотношений супругов в семейном праве Российской Федерации и шариата существует сходство в том, что в них имеются законный и договорной режим имущественных отношений на раздельное имущество супругов.
Поэтому, если имущественные отношения супругов мусульман, соответствующих нормам шариата, не противоречащих российскому законодательству, зафиксировать в брачном договоре, в соответствии с требованиями российских законов, то они получают законное право на существование в составе семейного права Российской Федерации.
8. При разводе супругов мусульман по обоюдному согласию, в вопросах местонахождения детей, фамилии, разделу имущества, и некоторым другим можно следовать нормам шариата, если они не противоречат Российскому законодательству.
Различие заключается в том, что в шариате нет правового института совместной собственности супругов.
9. В целях оздоровления и совершенствования общественно-политической ситуации, предотвращения и профилактики этнополитических конфликтов, осмысления и регулирования национальных и политических процессов, протекающих с участием исламского фактора, необходимы политическая воля и комплексные инициативы в сфере науки и практики, включая право, направленные на непротиворечивое включение «законов шариата» в правовую систему Российской Федерации.
Научно-практическая значимость диссертационной работы. Проведенный анализ, полученные результаты и выводы могут быть использованы при дальнейшем сравнительном изучении семейного права Российской Федерации и семейного права шариата, в практике правотворческой и иной деятельности различных ветвей власти при решении вопросов, связанных с семейным правом. Работа будет полезна для ученых и специалистов, имеющих дело с вопросами национальных и политических процессов и технологий, с этнополитической конфликтологий, особенно, в районах традиционного проживания мусульман. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в курсах правового и гуманитарного циклов в высших учебных заведениях.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора, а также обсуждены на совместном заседании кафедры теории государства и права Ростовского юридического института России и отдела социальных проблем СевероКавказского научного центра высшей школы .
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения, списка законодательных актов, списка библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Институт преступления и наказания в мусульманском праве2010 год, кандидат юридических наук Кангезов, Марат Русланович
Взаимодействие в Дагестане адата, шариата и законов Российской империи: историко-правовой аспект2008 год, кандидат юридических наук Агакеримова, Чинара Агашерифовна
Правовое регулирование борьбы с преступностью в странах с элементами исламской правовой традиции: Историко-теоретическое исследование1999 год, кандидат юридических наук Старостина, Светлана Андреевна
Правовой статус Русской Православной Церкви: Нормативно-институциональные аспекты2002 год, кандидат юридических наук Гуденица, Александр Николаевич
Историческое развитие представлений о правах человека в шиитском исламе2010 год, кандидат исторических наук Асгар Сабери
Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Манукян, Юрий Климентович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сравнивая современное семейное право Российской Федерации и бытующий в Российской Федерации шариат следует отметить несколько моментов:
Семейное право Российской Федерации является отраслью правовой системы России (внутренней ее формой), с которой соотносится система законодательства Российской Федерации (внешняя ее форма) в виде Семейного Кодекса Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, которые в свою очередь имеют корреляцию подотраслей семейного права в виде разделов: общие положения; заключение и прекращение брака; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алиментные обязательства членов семьи и др.; затем правовых институтов в виде глав нормативно-правовых актов, и, наконец, норм права выраженных в статьях нормативно-правовых актов.
В отличие от этого, шариат существует в Российской Федерации в качестве внутренних установлений мусульманских религиозных организаций в качестве правовой системы. Ее существование дозволяется в соответствии с нормой Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» ст. 15 «1 религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. 2. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации».
Но шариат не существует в Российской Федерации в качестве общенациональной и общегосударственной системы законодательства в виде нормативно-правых актов. Но существует в виде внутренних правовых установлений мусульманских организаций в качестве нормативных актов корпоративного права и только в усеченной форме в виде норм, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Если признать, что существует корпоративное право, в данном случае внутренние установления мусульманских религиозных организаций в виде шариата, а всякое корпоративное право может само рассматриваться как корпоративная система права каковой является и в действительности, по отношению к системе права Российской Федерации, то в шариате можно выделить отрасль корпоративного семейного права, с соответствующими корпоративными подотраслями, институтами и нормами права.
ВОЗМОЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Сосуществование в жизни большой социальной группе россиян исповедующих ислам норм позитивного права Российской Федерации и норм шариата, в особенности в сфере семейной жизни, имеют не только теоретическое, но и практическое значение, так как затрагивает различные интересы не только миллионов мусульман, но и других больших социальных групп и государства в целом.
Сознавая, что проблема правового применения норм шариата на территории России, являющегося для Российской Федерации, иной системой права, и не просто иной, но еще и религиозной системой права, чревата возможностью превратиться в источник юридических, политических и социальных конфликтов, тем не менее, мы берем на себя смелость утверждать, что демографическое, экономическое, этнополитическое и многие иные социальные параметры места и роли мусульман внутри страны и за рубежом, должно подталкивать наше правовое сообщество и государство к началу систематической и осмысленной работы в этом направлении и аккуратному осторожному ее решению, чтобы санировать существующие или предотвратить возможные не только правовые, но и национальные и политические конфликты с исламской составляющей.
Проведенное сравнительное исследование семейного права
Российской Федерации и семейного права шариата, позволяет сформулировать несколько возможных общих рекомендаций возможных к использованию в сфере правовых аспектов этнополитических процессов, технологий и этнополитической конфликтологии и вынести их в качестве предложения на суд общественности.
1. На государственном уровне необходимо проводить политику на разъяснение среди мусульман, особенно россиян, а также не мусульман, того обстоятельства, что многие институты и нормы мусульманского семейного права, не противоречащие законодательству Российской Федерации, могут существовать и уже в действительности существуют в рамках правовой и законодательной системы Российской Федерации на законных основаниях.
2. Применительно к сфере правового сознания целесообразно было бы комплексное исследование правовой идеологии и правовой психологии в ситуации практического сосуществования и взаимодействия различных форм правовой действительности отраженной в различных формах правового сознания, в нашем случае системы права Российской Федерации и шариата.
В сфере правовой идеологии - это исследование сходства и различия, идей, концепций, правовых принципов, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, а также целей и задач, принятия правовых актов, регулирующих поведение людей различного вероисповедания в юридически значимых ситуациях, возможности их непротиворечивого сосуществования.
В сфере правовой психологии целесообразно изучение общественного интереса, мотивов деятельности, психологического уклада, чувств, эмоций, настроений, иллюзий и других психических явлений мусульманских (и не только) групп религиозного населения страны, их влияния на деятельность людей в сфере правовой жизни.
3. В сфере правового регулирования, следует продумать возможность непротиворечивого включения в систему социальной регуляции непротиворечащих российскому законодательству шариатских норм с помощью выработки юридических установлений и определением соответствующих юридических средств организации поведения физических и юридических лиц.
4. В сфере подготовки и повышения квалификации юридических кадров, государственных служащих, специалистов правоохранительных органов, социальной защиты, образования и др., работающих в регионах традиционного распространения ислама, целесообразно знакомство их с основами мусульманского права, его сходства и различия с позитивным правом Российской Федерации, обеспечение заинтересованных служб соответствующими инструктивно-методическими материалами, касающимися рассматриваемой темы, возможно создание консультативных служб и прочее.
Это возможно как со стороны государства, например, нормотворческие органы федерального уровня могут сами, или через непосредственное правотворчество народа (референдум), или совместное правотворчество государственных органов и общественных и религиозных организаций выработать соответствующие юридические установления и определить юридические средства их обеспечения на уровне субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают народы традиционно исповедующих ислам, или дозволить это мусульманским религиозным и общественным организациям.
Но, особенно, саморегуляцией субъектов права (физических и юридических лиц), в нашем случае российских мусульман, вытекающей из общедозволительного принципа организации правовой жизни в Российской Федерации, особенно в сфере семейных правоотношений.
Это будет способствовать возрастанию чувства удовлетворенности и комфортности правовой жизни мусульман в России, и одновременно будет выбивать идейную почву у тех экстремистски и этнорелигиозно настроенных лиц и групп мусульманского и иного вероисповедания, которые используют исламский фактор в своей противоправной деятельности в ущерб интересам Российской Федерации и ее народам.
Надеемся, что усилия по осмыслению и возможному включению норм шариата в правовое поле России послужат решению вопросов связанных с национально-патриотическим воспитанием российских мусульман, воспитанию их в духе преданности своему народу как неотъемлемой части семьи народов России и лояльности Российскому государству.
Наконец, хочется выразить уверенность, что дальнейшие теоретические и практические поиски заинтересованных научных, юридических и религиозных организаций, различных ветвей власти, партий, отдельных лиц в сфере компаративистики не только семейного права Российской Федерации и бытующего в России семейного права шариата, но еще шире правых систем Российской Федерации и шариата, могут послужить поддержанию и укреплению в России общественного порядка и законности, гарантии прав и свобод всех граждан Российской Федерации, с учетом их вероисповедания, сохранению и развитию многообразных этнонациональных и этнорелигиозных норм и ценностей, не противоречащих современной действительности, в целом сохранению, поддержанию и совершенствованию согласия и мира в нашей стране между мусульманами и немусульманами, послужит поиску взаимовыгодного и взаимообогащающего их образа жизни.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР Принята Верховным Советом Российской Федерации 12 июня 1990 г.
О свободе совести и о религиозных объединениях Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (в ред. ФЗ от 26 марта 2000 г.
45-ФЗ).
Об общественных объединениях Федеральный закон от 19 мая
1995 г. №-ФЗ (в ред. ФЗ от 17.05.97 № 78-ФЗ, от 19.07.98 г. № 112-ФЗ). О некоммерческих организациях Федеральный закон от 12 января
1996 г. № 7-ФЗ (ред. ФЗ от 26.11.98 г. № 174-ФЗ, от 08.07.99 г. № 140-ФЗ).
О благотворительной деятельности и благотворительных организациях Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 1Э5-ФЗ.
Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (с последующими изменениями и дополнениями).
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях Утвержден ВС РСФСР от 20 июня 1984 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Уголовно-процессуальный Кодекс РСФСР Утвержден ВС РСФСР от 27 октября 1960 (с последующими изменениями и дополнениями).
Уголовно-исполнительный Кодекс РФ от 8 января 1997г. №1-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Семейный Кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 (с последующими изменениями и дополнениями).
Кодекс законов о труде Российской Федерации от 9 декабря 1971 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Земельный Кодекс.
О средствах массовой информации Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2124-1 (с последующими изменениями и дополнениями).
Об информации, информатизации и защите информации Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ.
Об образовании Закон ^Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3666-1 (в ред. ФЗ от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, от 16.11.97 г. № 144-ФЗ, от 20.07.2000 г. № 102-ФЗ).
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. ФЗ от 20.07.2000 г.№ ЮЗ-ФЗ).
Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 (в ред. ФЗ от 20.07.2000 г. № 115-ФЗ).
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в ред. ФЗ от 02.03.98 г. № ЗО-ФЗ, от 20.12.99 г. № 214-ФЗ).
О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ.
О судоустройстве РСФСР Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. № 976 (с последующими изменениями).
О прокуратуре Российской Федерации Федеральный закон 17 января 1992 г. № 2202-1 (с последующими изменениями и дополнениями).
Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.99 г. № 226-ФЗ, от 7.11.2000 г. № 135-Ф3).
О внешней разведке Федеральный закон 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (в ред. ФЗ от 7.11.2000 г. № 135-Ф3).
О статусе военнослужащих Федеральный закон от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Об основах государственной службы Российской Федерации Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.02.1999 г. № 35-Ф3, 07.11.2000 г. № 135-Ф3).
О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений Федеральный закон 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ ( вред. ФЗ от 21.07.98 г. № 117- ФЗ).
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской федерации Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.03.99 г. № 55-ФЗ).
О выборах депутатов Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ.
Налоговый кодекс Российской федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ ( в ред. ФЗ от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ).
О налоге на прибыль предприятий и организаций Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (с последующими изменениями и дополнениями).
Земельный Кодекс Российской Федерации.
О плате за землю Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 (с последующими изменениями и дополнениями).
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 г.; вступил в силу с 3 января 1976 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г.
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и
140 дискриминации на основе религии и убеждений Провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН от 25 ноября 1981 г.
Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1992 г.
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе Хельсинки Подписан 1 августа 1975 г. представителями 23 государств, включая СССР, Канаду и США.
Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Манукян, Юрий Климентович, 2002 год
1. Абдула Ибн Мокафа Малая книга правил воспитания юношества. Махачкала, АОЗТ «ИПО «Юпитер», 1996.
2. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь, 1973.
3. Авксеньтьев А.В., Мавлютов P.P. Книга о Коране. Ставрополь, 1984.
4. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования. М., Статут, 1999.
5. Асадов А.И. Об источниках мусульманского права. Баку: УЗ Азербайджанского госуниверситета им. Кирова, 1968. Сер. 2 «Юридические науки».
6. Ас-Суйати Джалал ад-Дин. Совершенствование в коранических науках. Вып. 1. Учение о толковании Корана. М.: ИД «Муравей», 2000.
7. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982
8. Атеизм в СССР: становление и развитие / Под ред. А.Ф. Окулов. М.: Мысль, 1986.
9. Ацамба Ф.М., Кирилина С.А. Мусульманское право / Основы религиоведения: Учеб. / Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1998.
10. Бадиуззаман Сайд Нурси Путеводитель для женщины. Пер. с турецкого М.Ш. Абдуллаева. М.: Нуру-Бади, 2000.
11. Вагабов М.В. Ислам, женщина и семья. Махачкала, 1994.
12. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Основы мусульманского семейного права. Махачкала, 1997.
13. Ворожейкин Е.М. Правовые основы брака и семьи. М.: Юридические науки, 1969.
14. Гайхбарг А.Г. Сравнительное семейное право. М., 1927.
15. Гарданов В.К. Памятники обычного права в Дагестане. М., 1965.
16. Еремеев Д.И. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
17. Ермаков Д.В. Хадисы и хадисная литература / Ислам: Историографические очерки / Под общ. ред. С.М. Прозорова. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.
18. Ибн Батта ал-Украби (Истолкование и разъяснение основ Сунны и религии) / Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского. М.: Наука. «Восточная литература», 1994.
19. Игнатенко А., Скрыпников Н. Брачный договор. Законный режим имущества супругов. М., 1997.
20. Изречения пророка Мухаммада (Хадиссы). Составитель Б. Аджаматов. Махачкала: СКЦ «Азан», 1999.
21. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М.: Програсс-Традиция, 2001.
22. Ислам: Историографические очерки / Под общ. ред. С.М. Прозорова. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.
23. Ислам. Краткий справочник. 2-е изд., дополн. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986.
24. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1. М., 1998.
25. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 2. М., 1999.
26. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.
27. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1995.
28. История Государства и права зарубежных стран. М.: Юридическая литература, 1998.
29. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.П. Жидкова 4.1. М.: Юридическая литература, 1996.
30. Кабышев О.А. Брак и развод. М.: Издательство «Приор», 1998.
31. Казем-бек М. Введение к курсу мусульманского законоведения / М.
32. Казем-Бек. Избранные произведения. Баку, 1985.
33. Караулов Н.А. Основы мусульманского права. Ставрополь, 1991.
34. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М., 1999.
35. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.
36. Климов Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1986.
37. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова.
38. Концепция формирования культуры межнационального общения. Ростов-на-Дону, СКНЦ ВШ, НИИ Кавказа, 2002.
39. Коран. Пер. И.Ю. Крачковского. Ростов-на-Дону, 1990.
40. Коран: Пер. с араб. М.: Ладомир, Восточная литература, 1995.
41. Короткова Л.П., Вихров A.M. Семья только в рамках закона // Правоведение, 1994. № 5-6.
42. Косова О.Ю. Предмет семейного права и семейное законодательство // Государство и право. 2000. № 7.
43. Красавчикова Л.О. Понятие и система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в гражданском праве РФ. Екатеринбург, 1994.
44. Крутье А.А. Гарем: царство под чадрой. Пер. с анг. В. Симакова. М.: КРОН-ПРЕСС, 2000.
45. Крылова З.Г. Имущественные права супругов в условиях перехода к рыночным отношениям // Государство и право. 1992. № 7.
46. Кулажников М.Н. Право, традиции, обычаи. Ростов-на-Дону, 1972.
47. Лившиц Г.М. Очерки по истории атеизма в СССР: 20-30-е годы. М.: Наука и техника, 1985.
48. Магомедов М.А., Гаджиев М.М. Шариат и его распространение в Дагестане. М., 1996.
49. Максуд Р. Ислам. Пер. с анг. В. Новикова. М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс, 1999.
50. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.
51. Мамай В.И. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М.: Издательство «Приор», «Эксперт бюро», 1998.
52. Мананкова Р.П. Правовые проблемы членства в семье. Томск,1985.
53. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М.: Издательство «Зеркало», 2001.
54. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2001.
55. Мацковский М.С. Российская семья в изменяющемся мире И Семья в России. 1995. № 3-4.
56. Мустафаев М.Б., Мустафаева М.Г. Мусульманское право. Махачкала: Издательство «ГСА», 2001.
57. May дуди С. А. Права человека в исламе / Пер. с анг. Г. Вахитова. Казань: издательство «Иман», 1995.
58. Мусульманское право (Ал-фикх) / Хрестоматия по исламу / Пер. с арабского. М.: Наука «Восточная литература», 1994.
59. Мусульманское право. Шариат и суд. Т. 1-3 . Ташкент, 1911-12.
60. Наука о Кавказе: проблемы и перспективы. Материалы 1 съезда ученых-кавказоведов (27-28) августа 1999г.) / Под ред. Игнатова В.Г. Ростов-на-Дону: Изд. СКАГС, 2000.
61. Мухаммад Содик, Мухамад Юсуф Тафсири Хилол (Комментарий Корана), 30, Пораси «Амма» / Пер. на рус. Т.Ш. Шокиров. Ташкент: Мовароуннахр, 1993.
62. Нечаева A.M. Семья как самостоятельный объект правовой охраны // Государство и право. 1966. № 12.
63. Нечаева A.M. Семейное право: проблемы и перспективы развития // Государство и право. 1999. № 3.
64. Никах. Некоторые разъяснения по вопросам бракосочетания по Шириату Киев: «Аль-Иршад», 1994.
65. Нофаль И.Г. Курс мусульманского права. Вып. 1. О собственности. СПб., 1886.
66. Нурси Б.С. Путеводитель для женщин / Пер. с турецкого М.Ш. Абдуллаева. М.: Культурно- образовательный фонд «Нуру1. Бади», 2000.
67. Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. Ярославль: Диа-пресс, 2001.
68. Панастина С.Я. Юридические факты в советском семейном праве // Правоведение. 1976. № 3.
69. Пергамент А.И., Кузнецова И.М. Вопросы семейного права / Комментарий судебной практики за 1987-1988 годы. М., 1989.
70. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский. М.: Юриспруденция, 2001.
71. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.
72. Свердлов Г.М. О предмете и системе социалистического семейного права // Советское государство и право. 1941. № 1.
73. Священный Коран. Двуязычное издание (переработанное) /Подготовил Маулана Мухаммад Али (автор перевода с арабского языка на английский, вступительной статьи и комментариев / Пер. на русс. А. Седелкин. США, 1997.
74. Свет священного Корана (Разъяснения и толкования). Составлено группой мусульманских ученых. Т. 19. Иран, Исфахан: Центр исламоведческих исследований Имам Амир аль-муминин Али (ДБМ), 1999.
75. Свет священного Корана (Разъяснения и толкования). Составлено группой мусульманских ученых. Т. 20. Иран, Исфахан: Центр исламоведческих исследований Имам Амир аль-муминин Али (ДБМ), 2000.
76. Семейное законодательство / Под ред. С.А. Подзорова. М.: С30 Экзамен, 2001.
77. Семейное право: Учебник для вузов / Под ред. С.Н. Бондова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.
78. Семейный кодекс и брачный.Вып. 5. М., 1996.
79. Семья / Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Осипо-ва Г.В. М.: ИСПИ РАН, 1995.
80. Сравнительный метод в юридических науках. М.: Юридические науки. 1973.
81. Стрегло В.Е., Новик B.J1. Правовые основания семьи и брака // Семья в соременном мире (социология и психология семейной жизни): Учебное пособие. Ростов-н/Д, 2000. Т. 1.
82. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.
83. Сюкияйнен JT.P. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997
84. Сюкияйнен J1.P. Мусульманско-правовая культура и ее актуальность для России // Ислам и мусульмане в России. Сб.ст. М., 1999.
85. Сюкияйнен JI.P. Арабско-мусульманская правовая мысль // Антология мировой правовой мысли, 1 том. М., 1999.
86. Сюкияйнен J1.P. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.: Ин-т государства и права АН РФ, 1997.
87. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850.
88. Торнау Н.Е. Мусульманское право. М., 1850.
89. Туманов В.А. О развитии сравнительного правоведения // Советское государство и право. № 11. 1981.
90. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.
91. Хидая (комментарии мусульманского права). Ташкент, 1893.
92. Чефранова Е.А. Имущественные отношения в российской семье: Практическое пособие. М.: Юрист, 1997.
93. Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права / Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.
94. Хрестоматия по исламу / Пер. с арабского. М.: Наука «Восточная литература», 1994.
95. Юридическая энциклопедия. М., 1997
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.