Пространственные планы как средство передачи смысловых связей в тематических рисунках младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Гунина, Елена Викторовна

  • Гунина, Елена Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 205
Гунина, Елена Викторовна. Пространственные планы как средство передачи смысловых связей в тематических рисунках младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гунина, Елена Викторовна

ВВЕДЕНИЕ 2-

I. Психолого-педагогические особенности в передаче плановости и сюжетных связей в тематических рисунках младших школьников. 10

1.1. Теоретические вопросы передачи плановости и сюжетных связей в композиции.

1.2. Передача плановости как элемент пространственного построения тематических рисунков младших школьников. 22

1.3. Роль сюжетных связей в раскрытии художественно-образного решения тематических рисунков младших школьников. 32

1.4. Особенности взаимосвязи плановости и сюжетных связей в тематических рисунках младших школьников. 41

1.5. Разработка критериев оценки рисунков младших школьников. 47

II. Экспериментальное исследование и методика развития в передачи плановости и сюжетных связей в тематических рисунках младших школьников.

II. 1. Закономерности проявления способности построения плановости и сюжетных связей в тематических рисунках (Констатирующий эксперимент). 54 -95.

11.2. Обоснование методов формирования знаний, умений и навыков в передачи плановости и сюжетных связей в тематических рисунках (Формирующий эксперимент, контрольный эксперимент). 95

Н.З. Методика развития в передачи плановости и сюжетных связей в тематических рисунках младших школьников. 140

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пространственные планы как средство передачи смысловых связей в тематических рисунках младших школьников»

Проблема исследования и ее актуализация.

В младшем школьном возрасте наиболее привлекательным видом изобразительного творчества является тематическое рисование.

Увлеченность учащихся процессом рисования, активное проявление личного отношения к изображаемому определяет стремление детей выразить смысловые связи. В сюжетных работах чаще всего, изображаются несколько персонажей, находящихся в определенных отношениях, связанных между собой каким-то событием, действием. Следовательно, компоновка изображаемых объектов является важным и сложным этапом работы над тематическим рисунком, требующий от учащихся использование средств и приемов композиции, а характер композиционных средств зависит от характера содержания выбранного сюжета.

Одним из средств в решении задачи выражения идейного замысла является организация пространства рисунка. Поэтому, важная роль отводится умению детей передавать пространство на листе. Овладение основными приемами передачи плановости , как наиболее доступного способа построения пространства существенно влияет на композиционное решение рисунка. Проблемой данного диссертационного исследования является формирование у детей младшего школьного возраста знаний , умений и навыков в передачи плановости , как одного из средств в создании смысловых связей в тематических рисунках.

Рассматривая проблему создания смысловых связей в тематических рисунках , мы выделили такой аспект исследования как умение младших школьников изменить характер построения планов относительно сюжетного смысла. Это умение определяется, прежде всего, в формировании у детей творческого подхода при выборе точки зрения на изображение, при расположении образов соответственно замыслу и передачи отношения между ними.

Важность определения понятия плановости , как средство передачи смысловых связей заставило нас обратится к трудам в области теории и методики композиции. Нами были исследованы и проанализированы труды таких авторов как Чистяков П.П., Волков H.H., Фаворский В.А., Кибрик Е.А., Шорохов Е.В., Юон К.Ф., Дейнека A.A., Иогансон Б.В., Савицкий Г.К., Урванов И.Ф. и др.

Авторы отмечали, что любое произведение искусства становится художественным явлением только тогда , когда одухотворено идейным замыслом реализованным через композицию. Поиск нужных средств композиции для выражения смысловых связей является необходимым этапом в творческом процессе художника, так как композиция произведения искусства всегда есть конструкция для смысла. На организацию пространственных планов картины, как одно из важнейших средств композиции для выразительной передачи сюжетных связей в раскрытии замысла указывали многие авторы. В теоретических исследованиях Н.Н.Волкова, Е.В.Шорохова и других авторов раскрывается значение пространства , не только как место действия и существенный компонент самого действия, а как образного пространства. Перечисляя типы разноплановых композиций они указывают, что каждый тип имеет целый кодекс своеобразных приемов для достижения художественных целей и на ярких примерах показывают ,как расположение главного смыслового пятна на различных пространственных планах помогает художникам создать определенное впечатление и раскрыть идейный замысел картины

Восприятие пространственной глубины изображения - сложный психологический процесс. С целью выявления особенностей восприятия пространства на картинной плоскости были проанализированы работы психологов, посвященные этому вопросу: Р.Арнхейма, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова и др. Исследуя ряд признаков , такие ,как расположение фигур выше и ниже на плоскости листа, "заслонение" дальнего предмета ближним, ракурсы вертикальных и горизонтальных линий, авторы доказывают их влияние на ощущение пространства на плоскости картины с точки зрения психологии восприятия.

Одновременно нами изучались труды известных психологов, исследовавшие психологический аспект изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста ( Выготский Л.С., Игнатьев Е.И., Кузин B.C., Сакулина Н.Л., Фрелина Е.А. Мухина B.C. Люблинская A.A. Менчинская A.A. Кабанова - Меллер E.H., Левин С.Д. и др.)

Анализ педагогической литературы ( Бакушинский A.B., Шорохов Е.В., Ростовцев H.H., ., Лепилов K.M., Разыграев Е.В., Кондахчан Е.С. Павлинов П.Я., Щербаков B.C., Глинская И.П., Рожкова Е.Е., и др.) ,посвященной детскому изобразительному творчеству, позволил нам обобщить и осмыслить накопленные знания в области особенностей детского рисунка. Авторы отмечают ,что при значительном разнообразии и выразительности рисунков младших школьников можно выделить ряд характерных особенностей построения композиции сюжетных рисунков и отмечают их влияние на передачу сюжетных связей между образами.

Среди наиболее ранних работ следует отметить исследования А.В.Бакушинского, где особое место занимает эволюция изображения детьми пространства. Бакушинский A.B. сумел очень верно заметить ряд характерных графических решений у детей разного возраста. Интересные исследования рисунков младших школьников проводила Лабунская Г.В. Опираясь на труды A.B. Бакушинского, Г.Кершенштейнера, В.М. Бехтерева и др. ,она отмечала связь особенностей композиционного решения рисунка с восприятием и логикой мышления младших школьников при построении пространства на плоскости листа. Наблюдения этих авторов сохраняют свое значение и в настоящее время, но недооценка роли обучения и переоценка возможностей детей отчетливо проявилась на практике.

Особый интерес для нашего исследования представляют работы Шорохова Е.В. , который подробно раскрыл особенности композиционного решения сюжетных рисунков детьми младших классов.

Анализ работ, посвященных детскому изобразительному творчеству показал, что особенности сюжетных рисунков связаны с особенностями построения пространства на плоскости листа. Это определило необходимость изучения работ психологов , исследовавшие вопросы восприятия пространства детьми разного возраста, а также особенности передачи пространственных свойств предметов в рисунке ( Ананьев Б.Г. Якиманская И.С. Киреенко В.Н., Галкина О.И. и др.). Психологи отмечают основные трудности в построении пространства на плоскости листа детьми 1-3 классов и предлагают для преодоления этих трудностей выполнение специальных заданий с использованием различных материалов, например, пластилин, бумага и др. ( Галкина О.И., Рыбалко Е.Ф., Линькова Н.П., Курочкина H.A. и.др.). Занятия лепкой и художественным конструированием являются одновременно и предметным действием и вместе с тем - объемное изображение объемных форм. Такие занятия помогают в сложном процессе перехода от объемных форм к их графическому изображению.

Таким образом , анализ литературы по педагогике и психологии показал что, воплощение замысла и выразительность сюжетных связей в тематических рисунках младших школьников находятся в прямой зависимости от умение детей передавать пространство на плоскости листа и определяет особенности детского рисунка. Следовательно использование средств и приемов композиции существенно влияет на характер построения сюжета. Чем полнее и разнообразнее использование этих средств, тем выразительнее и богаче замыслы в рисунке.

Для поиска эффективных путей решения этого вопроса на уроках тематического рисования была исследована методическая литература и изучен педагогический опыт учителей. Авторы предлагают различные методы работы с детьми младшего школьного возраста на уроках тематического рисования . Например , сужение и конкретизация темы задания (Кутепова Т.И.,Рожкова Е.Е. и др.) , графические упражнения в начале урока ( Беляев Т.Ф. , Прудовская С.А.и др.) , дидактические игры

ЗеленинаЕ.Л. , Полуянов Ю.А. и др.), использование смешанных техник (Неменский Б.М. и др.) и т.д.

По вопросам развития объемно-пространственных представлений учащихся особый интерес представляет диссертационные исследования Лебедко В.К., Рощина С.П. Изергиной Н.Э. , Ералина К. ,Малкова В.П. Несомненно ценным в работе с детьми над тематической композицией является использование на уроке специально подготовленного наглядного материала. Этот аспект исследования убедительно раскрывает в своей диссертации Васильев А.И. Однако , в названных и других известных нам диссертациях по близкой теме не рассматривается проблема взаимосвязи и взаимовлияния передачи плановости и смысловых связей. Это позволило нам заняться данной проблемой.

Цель исследования состояла в том чтобы , на основе изученного теоретического материала определить особенности детского рисунка в передаче плановости и выяснить его влияние на характер построения сюжетного рисунка и выражение замысла , а также разработать задания для уроков тематического рисования и экспериментально проверить их эффективность в усвоении младшими школьниками понятия плановости и в умении использовать его как средство для выражения смысловых связей в рисунке.

Объект исследования - младшие школьники в процессе изобразительной деятельности.

Предмет исследования - процесс создания сюжетной композиции на уроках тематического рисования.

Гипотезой исследования явилось предположение о тот ,что ,если в процессе обучения тематическому рисованию младших школьников, на первых этапах компоновки сюжетных рисунков использовать различные приемы работы с бумагой ( конструирование, аппликация, трафарет), направленные на освоение детьми понятия плановости , способов ее изображения и изменения характера ее построения в зависимости от своих замыслов ,то дети научаться не только передавать пространство на плоскости листа ,но и более выразительно выстраивать смысловые связи между образами.

Цель и гипотеза позволили определить задачи исследования:

1. определить понятие плановости как одного из способов организации пространства картины и выявить характер его влияния на выражение сюжетного замысла художника;

2. проанализировать исследования психологов и педагогов в области детского изобразительного творчества и выявить особенности построения планов и выражение смысловых связей в тематических рисунках младших школьников;

3. разработать критерии оценки работ учащихся ;

4. на основе теоретических данных и на анализе детских работ обосновать методику организации занятий тематического рисования для решения проблемы передачи смысловых связей в сюжетных рисунках младших школьников через построение планов;

5. экспериментально проверить эффективность предложенной методики в решении этой проблемы.

Для решения поставленных задач нами была разработана комплексная методика исследования:

• теоретический анализ психологической , искусствоведческой и педагогической литературы по проблеме исследования;

• изучение специальной литературы по методике преподавания изобразительного искусства;

• анализ композиций младших школьников по разработанной шкале критериев ;

• метод эксперимента и опытной проверки : констатирующий, формирующий,контрольный.

Исследования проводились с 1994 по 2000 год включительно.

На первом этапе исследования ( 1994-1996г.г.) изучалась специальная литература по проблеме исследования, и был проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап ( 1996 - 1998г.г.) включал формирующую и сравнительную часть педагогического эксперимента. На втором этапе проходила апробация экспериментального комплекса методов организации уроков тематического рисования в начальной школе.

Третий этап (1998 - 2000г.г.) представлял собой анализ результатов опытно-экспериментальной работы, систематизацию и обобщение полученных материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одним из важнейших средств передачи смысловых связей в рисунке является организация пространства на картинной плоскости и в первую очередь построение планов , как наиболее доступного способа построения пространства детьми младшего школьного возраста.

2. Наиболее богатыми возможностями для развития у детей способности передавать плановость в рисунке , изменять характер построение планов в зависимости от характера сюжета на начальном этапе компоновки рисунка обладают такие приемы работы , как аппликация , бумажная пластика и трафарет.

3. Ряд характеристик в построении планов (масштаб, "заслонение" , изображение выше и ниже к переднему краю листа , точка зрение на изображение ) способствует усвоению младшими школьниками понятия плановости как средства для передачи смысловых связей в рисунке.

4. Предложенные приемы работы с бумагой в комплексе с различными методами преподавания тематического рисования являются эффективными в плане активизации творческого процесса детей при создании сюжетных рисунков.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том , что:

• на основе анализа теоретического материала выявлена зависимость организации пространства картинной плоскости на характер выражения замысла художника;

• на основе анализа рисунков детей младшего школьного возраста выявлены различные варианты построения планов и определена их зависимость от точки зрения рисующего на изобразительную плоскость;

• определена значимость понятия "линии горизонта " и зависимость ее изображения на характер композиции;

• на основе анализа психолого - педагогической литературы и практического опыта определено первостепенное значение умению детей изменить характер построения планов относительно сюжетного замысла рисунка;

• в комплексе с различными методами преподавания тематического рисунка разработаны приемы работы детей с бумагой для более эффективного усвоения понятия плановости и большей вариативности построения планов при компоновки сюжета.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• разработаны практические рекомендации по использованию на уроке тематического рисования различных приемов работы с бумагой , направленных на усвоение детьми понятие плановости и умение использовать построение планов на передачу смысловых связей в сюжетном рисунке;

• разработаны приемы работы с гуашевыми красками, с постепенным переходом от использования аппликации и трафарета к работе кистью с наложением цвета на цвет , для совершенствования технических навыков в рисовании красками;

• разработана система заданий к урокам тематического рисования для учащихся 1-3 классов;

• в возможности использования полученных нами результатов для дальнейшего совершенствования методики преподавания тематического рисования.

Достоверность результатов исследования обеспечиваются : опорой на современные достижения педагогических и психологических наук и проведенной опытно-экспериментальной работой.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы и результаты исследования периодически изучались на кафедре методики МИГУ. Экспериментальная работа с учащимися начальных классов проводилась на базе школ №6, №10 г. Владимира и в начальной школе при Владимирском педагогическом колледже.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В работу вошли таблицы , графики, отражающие результаты экспериментальной работы. В приложение вошли детские рисунки констатирующего и формирующего экспериментов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Гунина, Елена Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Любое произведение искусства становится художественным явлением только тогда, когда одухотворено идейным замыслом , реализованным через композицию. Поиск нужных средств композиции для выражения смысловых связей является необходимым в творческом процессе художника, так как композиция произведения искусства всегда есть конструкция для смысла. Замысел художника определяет выбор и характер композиционных средств.

Важная композиционная задача в процессе компоновки сюжета картины является нахождение композиционно- смыслового центра. Организация пространства на картинной плоскости является одним из средств в создании смысловых связей , а характер его построения определяется творческим замыслом художника.

Одним из способов построения пространства на плоскости являются планы, которые называются пространственными зонами различной отдаленности, соответствующие существенным частям изображения и имеющие значение опорных пунктов при передачи глубины на плоскости. Организуя пространство на картинной плоскости художник определяет положение главных героев на первом или втором пространственных планах, а остальные планы осуществляют функцию дополнения и создают окружение для передачи сюжетных связей в картине. Использование различных приемов передачи глубины ( масштаб, "заслонение") усиливает выразительность картины.

2. Для детей младшего школьного возраста тематическое рисование дает возможность выражения своих мыслей и представлений об окружающем средствами изобразительного искусства. В соответствии со спецификой этого вида изобразительной деятельности , для выполнения сюжетных работ, от учащихся требуется умение использовать средства и приемы композиции.

Выделение главного, стремление показать взаимодействие героев, создание соответствующего сюжету окружения и содержательное отношение к цвету, являются основными компонентами в раскрытии художественно-образного решения рисунка. Эмоциональное отношение к изображаемому явлению, сюжету или предмету определяет стремление детей выразить смысловые связи.

Для выделения смыслового центра в рисунке дети используют изображение главных образов с помощью различных атрибутов, поясняющих предполагаемые действия.

Для многих детских работ характерно яркое декоративное богатство цвета. Тональное и цветовое решение рисунков помогает младшим школьникам выразить замысел.

В ходе проведения констатирующего эксперимента полученные данные подтвердили наше предположение о том , что :Для передачи замысла и выделения главного в рисунке, огромное значение имеет расположение героев в соответствии с сюжетом. Важную роль здесь необходимо отвести умению детей передавать пространство в рисунке.

На первых этапах развития пространственно-графических представлений младших школьников, важным является овладение приемами передачи плановости, как наиболее доступного способа построения пространства в рисунке.

Для учащихся 1-3 классов знакомо понятие плановости, но характер построения планов в сюжетных рисунках определяется возрастными особенностями пространственных представлений младших школьников и в первую очередь точкой зрения на изображение. Особенность изображение планов определяет характер расположение образов на рисунке: фризовое построение, развернуто-плановое построение и построение планов с изображением границы земли и неба, с расположением образов на плоскости земли.

При фризовом построении композиции образы сюжета располагаются на одной линии и сюжетная связь прослеживается с помощью различных атрибутов или преувеличенным размером главного героя.

При расположении образов по всей плоскости листа, дети часто не определяют центр композиции. Изображение главных героев на свободном поле, выше или ниже от переднего края листа, часто не дает младшим школьникам возможность показать их взаимодействие. В тоже время, при таком построении композиции появляется больше вариантов для пространственного размещения образов в зависимости от сюжета. Поэтому в рисунках учащихся возможно изображение главного на первом или втором планах, но еще явно прослеживается стремление детей увеличить размер главных героев, что часто нарушает пропорциональные соотношения между образами.

Стереотипность в композиционном построении сковывает творческие возможности детей в выразительной передачи смысловых связей и выделении главного. Следовательно, необходимо научить детей творческому подходу в изображении планов, в умении изменить характер этого изображения в соответствии с выбранным сюжетом.

В сложном процессе становления навыков построения предметов и изображения пространства на плоскости помогают различные формы работы с бумагой ( конструирование, аппликация, трафарет).Преобразование горизонтальной плоскости в виде двух плоскостей ( горизонтальной и фронтальной) и расположение предметов, выполненных в технике "бумажная пластика", на горизонтальной плоскости, дает возможность составить объемную композицию. Такое задание развивает пространственные представления младших школьников, помогает им в передаче плановости на рисунке и определении пространственного расположения главного в соответствии с выбранным сюжетом.

Техника аппликации и трафарета при выполнении тематических рисунков способствует развитию композиционного мышления школьников и дает им возможность поиска вариантов решения работы .Особая ценность таких заданий состоит в необходимости детям определять этапы выполнения рисунка и использования такого приема передачи глубины, как "заслонение".

Использование аппликации и трафарета при выполнении задания становится переходным этапом для детей в работе с кистью, с использованием технического приема " наложения цвета на цвет" , что способствует необходимости полного заполнения цветом листа и большей выразительности рисунка.

Владение различными техническими приемами при выполнении тематического рисунка способствует созданию выразительных , ярких работ. Применение нового приема всегда вызывает живой интерес у детей и дает дополнительный импульс к развитию творческой фантазии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гунина, Елена Викторовна, 2000 год

1. Ананьев Б.Г. Пространственное различение. - Л.: издательство Ленинград, ун-та, 1955. - 188 с.

2. Алексеева В.В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1991. -с.240.: ил.

3. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. -М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили. 1995. 496 с.

4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс , 1974. -302 с.

6. Аветисова Э.С. Психология зрительного восприятия. М.: Медицина, 1976.-116 с.

7. Ананьев Б.Г. Избранные труды: в 2-х т./ Под ред. A.A. Бодалева, Б.Ф. Ломова; /Вводная статья A.A. Бодалаева и др./. М.: Педагогика, 1980. T.I 230 с., ил., Т2-287 с.

8. Ананьев Б.Г. и Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964, - 304 с. с черт.

9. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Сов. Художник, 1968, - 286 с.

10. Ю.Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984, - 160 с.

11. П.Авсиян Н.О. Замысел и группировки в композиции / Юный художник. 1994, №5-6 с.40-43.

12. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Л., Учпедгиз, Ленинград, отделение, 1963. - 158 с.

13. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925.-240 с.

14. Н.Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.: Сов.художник, 1981. -350с.

15. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Просвещение, 1992. - 208 е.: ил.

16. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения у учащихся на материале их изобразительной деятельности. -Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1966. 113 с.

17. Болтянский В.Г. Формула наглядности изоморфизм плюс простота. / Сов. педагогика, 1970, №5 - с. 46.

18. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.-290 е., ил.

19. Брунер Д. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. - 412 с.

20. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся.: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. - 68 с.

21. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. М., 1980. - 191с.

22. Васильева-Ганус Л.П. Уроки занимательного труда. М.: Педагогика, 1979.- 145 с.

23. Веннер Д.А. Мухина B.C. Психология М.: 1988. - 243 с.

24. Волович М.Б. Средства наглядности как материальная основа управленияпроцессом усвоения знаний. /Сов. педагогика., 1979 №9, с.40-49

25. Васильев А.И. Наглядность как средство активизации детского творчества в процессе обучения тематическому рисованию первоклассников шестилетнего возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1993. 16 с.

26. Виноградова Т.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. - 144 е., ил.

27. Выготский JI.С Психология искусства. М Педагогика, 1987. - 576 с.

28. Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисованияшколы №2 г. Реутова, Московской области, 2-е изд., с испр. и доп. - М.:

29. Педагогика, 1988. 94с. :ил.

30. Восприятие и воображение /экспериментальные исследования/. Под редакцией Е.И. Игнатьева: Ученые записки. МГПИ им. В. И. Ленина. -М.: 1963.-368 с.ф, ЗО.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:1991.-97 с.

31. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М. -Л.: Учпедгиз, 1935.- 135 с.

32. Волков H.H. Вопросы психологии. О зависимости пространственных порогов зрения от характера воспринимаемого контура. М.: 1962

33. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: Издательство АПН РСФСР. 1950.-507 с.

34. Волков H.H. Композиция в живописи. М. 1977. - 263с.

35. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. / Под ред. И.С. Якиманской; Научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика,1989.-224с.

36. Ветлугина H.A. Художественный образ и детское творчество. -В кн.: Художественное творчество и ребенок. М., 1972, с.22-36.

37. Геронимус Т.М. 150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий. М.: Новая школа, 1994. - 192 с.

38. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги, Справочник. Ташкент, 1988.-46с.

39. Генезис сенсорных способностей. /Под ред. Л.А. Венгера. М.:1. Педагогика, 1976. 256 с.

40. Глинская И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 1-3 кл. -Киев: рад. Шк., 1978 111 е., ил.

41. Глинская И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 4-6 кассах. Учебно-методическое пособие. К.: Радянская школа, 1981. - 126 е., ил.

42. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. М.: РИО Мособпупрпоигрдфиздата, 1994. - 176 с.

43. Гукасова A.M., Фрейтаг И.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: обработка бумаги, вып1, - М.: просвещение, 1979. - 143 с.

44. Гукасова A.M., Мишарева Е.И., Романина В.И. Методика трудового обучения. -М., 1990. 153 с.

45. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959 - 304 е., ил.

46. Глушанская В.П.; Маркова В.Ф.; Смирнова Л.Ф. Рисование с методикой преподавания: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников факультета по подготовке учителей нач. классов. М.: Просвещение, 1971.- 126 с.

47. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 100 с.

48. Грегори Р. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970 -269 с.

49. Джексон Дж. Поделки из бумаги: Кн. для учащихся / Пер. с англ. C.B. Григорьевой. -М.: Просвещение, 1979. 64 е., ил.

50. Демидов В. Как мы видим то, что видим. М.: Знание, 1979. - 208 с.

51. Давидчук А.Н. Развитие у школьников конструктивного творчества. М.: Просвещение, 1976

52. Даниэль С.М. Искусство видеть. М.: Искусство, 1990. - 221с.:ил.

53. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / АПП СССР. М.: Педагогика, 1986. - 239 с. ф 56.Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. -Л.:

54. Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. 200 с.

55. Даниэль С. Учебный анализ композиции //Творчество. 1984. - №3. с.8-10.

56. Дитмар К. В. хочу узнать и нарисовать тебя, мир.: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993. 94 е., ил.

57. Жукова А. Помогите смешным рисункам. М.: Просвещение, 1966-<*» 100с.бО.Занков Л.В. Опыт исследования и взаимодействия слова и наглядности в обучении. Сб. статей М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.- 154с.

58. Зорина Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. М.: Знание, 1984. - 80 с. / Сер. Педагогика и психология, №3 /.68.3анков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедиздат, 1960. - 311 с.

59. Изобразительное искусство в начальных классах. / (Б П. Юсов и др.); Под. ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. Минск: Нар. асвета, 1986. 166 е.: ил.

60. Искусство вокруг нас: Учеб. для 2кл. трехлет и Зкл. четырехлет. нач. шк. / М.Т. Ломоносова, Л.А. Неменская, О.В. Островская и др.; Под. ред. Б. М. Неменского -М.: Просвещение, 1998. 142 е.: ил.

61. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителей из опыта работы / А.П. Ершова и др./ -М.: Просвещение, 1991.- 127с.

62. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. Книга для учителя./ Б.В. Грогус и др./ М.: Просвещение, 1992. - 192с. :ил.

63. Игнатьев С.Е. Исследования закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью. Диссертация кандидата педагогических наук. М.: 1982.-200с.

64. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедиздат, 1960. - 192 с.

65. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.

66. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображения по представлению. -В кн. Психология рисунка и живописи. М.: 1954, с. 5-58.

67. Игнатьев Е.И. Возрастные особенности зрительного образа у детей. В кн.: Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. - М., 1963, №194, с. 5-36

68. Игнатьев Е.И. Теоретические вопросы исследования процесса рисования по представлению. — В кн.: Психология рисунка и живописи. — М., 1954, с. 105-116

69. Игнатьев Е.И. Формирование сложного образа, пригодного для полноценного рисования по представлению. В кн.: Психология рисунка и живописи. - М., 1954, с. 69-104.

70. Игнатьев Е.И. Восприятие и воспроизведение цвета детьми школьного возраста при обучении рисованию. Вопросы психологии, 1957, №1, с. 45-52

71. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. 96 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер." Педагогика и психология №6)

72. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997.-304 е.; ил.

73. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в I—III классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. - 192 е., ил., 32л., ил.

74. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-ое, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1977.- 208 е., ил.

75. Конобеевский Н.П. Наглядные пособия как средство обучения в нач. школе. М., изд-во АПН РСФСР, 1958, - 264с.: ил.

76. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В24. 41. М.: Дрофа, 1997.-96 е.: ил.

77. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений: В2ч. М.: Дрофа, 1997.- 128 е.: ил.

78. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4кл.: Учеб для общеобразоват. учеб. заведений: В24. 42. М.: Дрофа, 1997. - 128 е.: ил.

79. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.- 144 с.

80. Кудина Т.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. -М.: Знание, 1988.

81. Козлов Н.Г. Композиция. -М., Просвещение, 1968.

82. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ поспец. №2002 "Дошкольное воспитание" и № 2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях ". -М.: Просвещение, 1980.- 272 е., ил.,

83. Колокольников В.В. Рисование в начальных классах восьмилетней школы. В помощь учителю. -Л, I960.- 86 е.: ил.

84. Кожухов В.П. Рисование в школе. Из опыта работы учителя. — М.: Учпедгизд, 1953.- 84 с.

85. Краткий словарь терминов изобразительного искусства./Под ред. Г.Г. Обухова. М.: Советский художник, 1961. - 46с.

86. Коргузалова Р.И. Тематическое рисование в школе. JL: Учпедгиз., Ленингр. отд-ние, 1059.- 64 е.: ил.

87. ЮО.Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е издан. - М: Искусство, 1952. - 2278 с.

88. Кирилло A.A. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971. - 32 е.: ил.

89. Карлсон A.B. Дидактика и методика на уроках рисования. Пособие для учителей рисования. -Л., Учпедгиз., Ленингр. отделение, 1959. 95 е.: ил.

90. ЮЗ.Коргузалова Р.Н. Рисование I класс. М.: Просвещение, 1971. - 152 с.

91. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопросы психологии. 1966. №10. с. 103 -113.

92. Кутепова Т.И. Предупреждение ошибок на уроках рисования: из опыта работы.- Ленинград: Госуд. Учебно-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР. Ленингр. отд., 1962. 95 е., ил.

93. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. -М.: АО "Столетие", 1994.-140 е., ил.

94. Кузнецов В.П. Работа с бумагой и картоном на уроках труда в начальных классах. -М.: 1967.- 76с.

95. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-203 е., ил.

96. Ю.Ларионов В. Уроки композиции. / Юный художник, 1987, №9, с.20-23

97. Лубковская К., Згрыхова И. Работа с бумагой и картоном. М.: Просвещение, 1983. - 76с.

98. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

99. Левин В.А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. - 64 с.

100. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует. Книга о детском рисунке. М.: Советский художник, 1979. - 272 е., ил.

101. Лубковсая К. Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя дет. сада /Пер. с пол. OA Павлович. М.: Просвещение, 1983. - 159 е., ил.

102. Лошаков Н.И. Методика преподавания рисования в 1-2 классах. М.: Учпедгиз, 1958.-70 с.

103. Люблинская A.A. Детская психология., М., 1970.

104. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 464с.

105. Лыкова Е.С. Развитие декоративности в изобразительной деятельности младших школьников: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1996. -15с.

106. Майорова И.Г., Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению: 1кл.: Пособие для учащихся трехлет. нач. шк. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986. - 96 е.: ил.

107. Масленикова З.Д. Работа красками в школе. Л.: Учпедгиз:, Ленингр. отд-ние, 1959. - 80 е.; 32 ил.

108. Михнюк Н.С. Рисунок и методика его преподавания. Красноярск: Изд-во Краснояр. Ун-та, 1988. - 127 е.: ил.

109. Морозов В. Азбука композиции. // Юный художник, 1992, №1, с.43-45

110. Морозов В. Азбука композиции. // Юный художник, 1992, №2, с.34-36

111. Мелик-Пашаев А. А. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством. Махачкала, 1988. - 28 с.

112. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 240 е., ил.

113. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.; Знание, 1981.-96 с.

114. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2002 и 2010. / Под ред, Н.П. Сакулиной, Г.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 1979. - 272 е., ил.

115. Никольская Е.Ф. Никольский С.И. Бумажная пластика. /Школа и производство, 1996, №6,- с.31

116. Программы общеобразовательных учреждений. Министерство образования РФ. Изобразительное искусство 1-9кл. М.: Атар, 1996. -160 с.

117. Панов В. Как создаются иллюстрации. / Юный художник, 1982, №12 -с.31-35.

118. Павлинов П. Для тех. кто рисует. Советы художника. М.: Сов. художник, 1965. - 68с.

119. Психическое развитие младших школьников. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.

120. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников: Пособие для воспитателей дет. садов и учителей нач. классов сред, школы. / Под ред. B.C. Кузина. М.: Просвещение, 1974.-144 с.

121. Программы восмилетней и средней школы, начальные классы / 1-3 классы /. Министерство просвещения РСФСР -М.: Просвещение, 1985. -238 с.

122. НО.Прудовская С.А. Твой коллега-художник. Практикум введение в искусствоведение. -М.: фирма Триволга, 1994.- 144с.: ил.

123. Павлик К.В. Особенности изобразительной деятельности детей в I классе. /Начальная школа, 1974, №1, с.43-46.

124. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе.: Учебные материалы по методике преподавания. М.: Флинта: Наука, 1999. -88с.:ил.

125. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства /Сборник статей. Под редакцией B.C. Кузина, М.: Просвещение, 1975. -151с.,ил.

126. Психологические исследования творческой деятельности /Отв. ред . О. К. Тихомиров. М.: Наука, 1975. - 253 с.

127. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. Д.: Знание, Ленинград, орг-ция, 1977. - 40 с.

128. Нб.Пономарев H.A. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 304 с.

129. Пономарев С.Л. Педагогические основы развития представлений о пространстве у младших школьников (1-4 классы) в процессе обучения изобразительному искусству: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 16с.

130. Полуянов Ю.А., Матис Т.А. Методическое пособие по изобразительному искусству I класса. М., 1994.

131. Полуянов Ю. А. Формирование способности целостного восприятия цвета у детей. /Вопросы психологии, 1980, №7,с. 101-111.

132. Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Часть 1. Учебное пособие для студентов пед. ун-та /Под ред. Е. Н. Селиверстовой. Владимир, ВГПУ, 1998. - 503 с.

133. Претте М. К., Капальдо А. Твочество и выражение. 2: Альбом. М.: Сов. художник, 1985. - 168 е.: ил.

134. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М.: Советский художник, В 2хт.: Т.1, 1981.-113 е., Т2., 1985.-90 с.

135. Половинкин A.A. География и рисование: Пособие по рисованию для учителей ср. школы. 2-ое издание. -М.: Учпедгиз, 1952. 150 с.

136. Рощин С.П. Развитие объемно-пространственных представлений младших школьников на занятиях изобразительным искусством. Канд.дис. М., 1995. - 195с.

137. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. 2-ое изд. М.: Учпедгиз, 1946. - 704 с.

138. Рыбников В.Н. Детские рисунки и их изучение. М. - Л.: ГИЗ, 1926. - 48 с.

139. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1992. - 310 с.

140. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов./ Сост. Н.Н.Ростовцев и др. -М.: Просвещение, 1989.- 207с.

141. Риччи К. Дети-художники. -М.: Изд-во Саблина, 1911. 84 с.

142. Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение? Томск, 1993. - 40-56 с. /В кн.: Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Часть 1. Учебное пособие для студентов пед. ун-та. - Владимир, ВГПУ, 1998.-503 с.

143. Самоделки из бумаги: легко и просто. Пер. с англ. М.: Дрофа, 1995. -112 е., с ил.

144. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: кн. для учителя / Г.Ф. Суворова, Я.В. Владимиров, A.B. Полякова и др.; Под ред. Г.Ф. Суворовой, -2-ое изд., перераб. М.: Просвещение, 1990. - 160 е.: ил. - (Б-ка учителя нач. классов)

145. Стебловская Л.П. Учитесь рисовать. Альбом для учащихся второго года обучения. 4-ое изд. Киев.: Рад. шк., 1990. - 64 с.

146. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В4ч. ч.З Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996. - 80 е., цв. ил.

147. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность / пособие для учителя. М.: Просвещение, 1978. - 159 е., 8л. ил.

148. Семейное воспитание: Краткий словарь. /Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько/. М.: Политиздат. 1990. - 319 с.

149. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.-214 с.

150. Страхов И. В. Психология творчества. / Лекция для студентов пед. ин-тов/. Саратов: Сарат. гос. пед. ин-тут, 1968. - 79 с.

151. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 1973. - 208 с.

152. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1979. - 270 с.

153. Сокольникова Н.М. Воспитание художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе иллюстрирования литературных произведений на уроках изобразительного искусства.: Автореферат дис.канд. пед. наук. М., 1988. -16с.

154. Трумпа Э.А. Самоделки из бумаги. ( Складывание и сгибание) /Пер с литов. М.: Учпедгиз, 1960. - 98 е., ил.

155. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. -М.: 1988. 154с.

156. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. 2-ое изд. - М.: Просвещение; Владос, 1994. - 216 е.: ил.

157. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. / Ред.- сост., авт. вступ. ст. и коммент. Н.С. Лейтес, И.В. Равич-Щербо М.: Педагогика, 1985. - 22см.

158. Умакова В. О композиции // Юный художник, 1991, №2 с.34-36.

159. Фаворский В.А. О композиции ( коммент. Е.Муриной "Фаворский -теоретик") //Творчество, 1967, №1,с. 18-20, №2, с.9-10.

160. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986. -235с.

161. Фаворский В.А. О рисунке, о композиции. Кыргыстан. 1966. - 77с.

162. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. - 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6)

163. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.-80 е., ил.

164. Философа Е.П. Специфика предметно-композиционного изображения на плоскости. В кн.: Художественное образование в школе. Л., 1963, с.133155.

165. Федоров С.А., Семенова М.Н. Изобразительное искусство. 4 класс: -М.: Просвещение, 1970.

166. Фридман JI. М., Кулагина Н. Ю. Психологический справочник учителя. /Второе издание, доп. и перераб. — М.: Изд-во "Совершенство", 1998.tЩг 432 с.

167. Художественное творчество и ребенок. /Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - 288 с.

168. Чарнецкий Я.Я. Методическая разработка по тематическому рисованию в нач. школе.(1-3 классы) JI.: ЛГПИ им. Герцена, 1971.-28 е., ил.

169. Черемных Г.В. Формирование зрительного восприятия воспроизведения цветовых и тоновых отношений в процессе обучения изобразительному искусству учащихся начальных классов: Автореф. дис. кан. пед. наук. -М., 1988.- 16 с.

170. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искуство в Ш-ем классе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 192 е., ил.

171. Щипанов A.C. Юным любителям кисти и резца: Кн. для учащихся ст.классов. 2-ое изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 416 е., ил.

172. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2109 "Черчение, рисование и труд". М.: Просвещение, 1979.-303 е., ил.

173. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей. 2-ое изд., доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1977. 112 с.

174. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. М.: Просвещение,1970.-95 е., ил.

175. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.199 .Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 88 с.

176. Якиманская И.С. Развитие пространственного Мышления школьников. -М.: Педагогика, 1980. 240 с.

177. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979- 144 с.

178. Яшухин А.П. Требования, предъявляемые к наглядным средствам обучения живописи. //Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. статей, -Вып 2, Карачаевск: КЧГПИ, 1971.- 180 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.