Просодическая организация ораторской речи: на материале литургической проповеди тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат филологических наук Рослова, Екатерина Юрьевна
- Специальность ВАК РФ10.02.19
- Количество страниц 225
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Рослова, Екатерина Юрьевна
ВВЕДЕНИЕ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, МАТЕРИАЛ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОСОДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПРОПОВЕДИ.
1.1. Классификация жанров.Ц
1.2 Просодическое исследование жанров.
1.3 Перлокутппный эффект, создаваемый просодическими средствами.
1.4 Роль эмоций в звучащей речи.
ГЛАВА 2. РАЗЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ ЖАНРА ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ПРОПОВЕДИ
2.1 Структура современной литургической проповеди.
2.2 Выражение эмоций в проповеди.
ГЛАВА 3. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ.
3.1 Сегментация.
3.1.1 Сегментация и объем синтагм.
3.1.2 Функции сегментации.
3.2 Ритмическая структура слов в проповеди.
3.3 Роль пауз в восприятии звучащей речи.
3.4 Восприятие звучащей речи, как специфического вида акустического сигнала.
3.4.1. Тембр.
3.4.2. Длительность.
3.4.3. Громкость.
ГЛАВА 4. АКУСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. ПРОСОДИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ.
4.1 Просодические средства, создающие сегментацию, (корреляты границ синтагм).
4.2 Роль временных просодических характеристик.
4.3 Акустическое исследование литургической проповеди.
4.3.1 Изучение параметра частоты основного тона (ЧОТ).
4.3.2 Формантное описание сегментов.
4.3.3 Энергетические характеристики (интенсивность).
4.3.4 Темпоральные характеристики.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Речевая организация звучащей православной проповеди и молитвы2000 год, доктор филологических наук Прохватилова, Ольга Александровна
Просодическая организация фонетического слова и синтагмы в русском и корейском языках2000 год, кандидат филологических наук Бен Енг Сук
Сопоставительное изучение просодической организации русского и арабского языков1984 год, кандидат филологических наук Махран, Мохамед Ибрахим
Интонационно-звуковая организация радиорекламы2006 год, кандидат филологических наук Стрельникова, Елена Сергеевна
Просодические средства реализации воздействующей функции в жанре проповеди: на основе американского варианта английского языка2009 год, кандидат филологических наук Крымская, Елена Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Просодическая организация ораторской речи: на материале литургической проповеди»
За последние десятилетия в современной лингвистике резко возрос интерес к изучению звучащей речи и ее просодических и акустических характеристик. Интерес этот обусловлен как теоретическими, так и практическими потребностями. Теоретические потребности связаны с комплексным описанием системы звучащей речи. Практический же интерес связан с развитием техники, передачей, обменом информацией в рамках звучащей речи, с синтезом речи, с изучением таких качеств звучащей речи, которые способны усилить степень ее воздействия на слушателя. Главное преимущество устной речи по сравнению с письменной состоит в той дополнительной информации, которой обладает звуковая речевая организация, включающая все особенности, отсутствующие в письменной речи, такие как использование всех просодических средств: мелодики, длительности, паузации, интенсивности, определяющих, в свою очередь, сегментацию потока речи на семантические блоки. Большую роль при этом играют фразовые выделительные акценты разных типов. Таким образом, ораторская речь представляет собой жанр речи, в котором во всем многообразии проявляется ее воздействующая сила.
Одной из разновидностей ораторской деятельности является церковная проповедь. Это речь религиозного характера, которая произносится священнослужителем в церкви и имеет своей задачей поведать и разъяснить слушающим основы христианского вероучения.
Проповедник, обращаясь к присутствующим, использует все просодические средства воздействия, то есть разные способы выделения смысла, которые значительно увеличивают силу слова, а тем самым и силу воздействия. Квазиспонтанный1 характер воплощения речи усиливает
1 Квазиспонтанная речь-это подготовленная на уровне структуры, но произнесенная перед аудиторией без написанного текста речь. воздействующий эффект пастырского слова, поскольку проповедник владеет богатейшим по способам воздействия искусством построения и произнесения, усиливающим эмоциональную составляющую когнитивного процесса. Кроме того, текст проповеди всегда ориентирован на непосредственную аудиторию, перед которой она произносится.
Таким образом, целью данной работы является исследование просодического оформления современной литургической проповеди и особенностей её подачи в целях усиления воздействия на слушателей.
В соответствии с общей целью исследования были поставлены следующие задачи: перцептивное и акустическое исследование сегментных и суперсегментных параметров литургической проповеди; изучение ритмической организации слова и синтагмы, сегментации потока речи на синтагмы, просодических характеристик фразовых акцентов, которые являются семантически значимыми с точки зрения проповедника; анализ экспрессивных лексико-синтаксических средств речи в рамках текстов данного жанра; выявление и описание жанровой специфики просодических средств, участвующих в реализации воздействующей функции в проповеди; анализ структуры современной литургической проповеди с целью углубленного описания содержательно-концептуальной информации, раскрывающей ее жанровое своеобразие.
Выбор предмета исследования продиктован тем, что на сегодняшний день нет научных исследований, посвященных комплексному перцептивному и акустическому анализу звучащей литургической проповеди. В то же время эта проблема представляет несомненный научный интерес, поскольку проповедь как один из жанров публичной речи обладает специфическими просодическими характеристиками, усиливающими степень её воздействия на аудиторию.
Объектом исследования являются сегментные и суперсегментные характеристики звучащей литургической проповеди (правила сегментации, темп произнесения, паузация, мелодика, формантная картина).
Большое внимание уделяется изучению акцентуации, проявляющейся в разных типах словесных и фразовых выделительных акцентов: модальных, контрастивных, эмоциональных. Это обусловлено тем фактом, что мыслительные процессы, процесс речепроизводства и когнитивные процессы неотделимы от эмоций. При перцептивном анализе значительное внимание уделялось изучению мелодики и громкости, а при акустическом анализе - изучению частоты основного тона (ЧОТ). Исследовались также ритмические структуры слов и синтагм, так как ритмика участвует в формировании смысла высказывания.
По нашему мнению, только комплексное исследование может дать полную картину организации современной звучащей литургической проповеди.
В качестве материала исследования использовались аудиозаписи проповедей, прозвучавших в православных храмах Москвы. Кроме того, анализу подвергались аудиозаписи духовных речей, сделанных во время литургии в различных храмах и монастырях России, а также записанные в студийных условиях диски. Было проанализировано 20 проповедей, составляющих более 6000 синтагм. Среди авторов проповедей представлены: архимандрит Донского монастыря Даниил (Сарычев), схиигумен Псково-Печерского монастыря Савва (Остапенко), архимандрит Свято-Введенского женского монастыря Амвросий (Юрасов) (г. Иваново), протоиерей храма Благовещения Пресвятой Троицы в Петровском парке Дмитрий (Смирнов), архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры Кирилл (Павлов). Выбор данных проповедников был обусловлен многочисленными свидетельствами об их популярности как проповедников.
При анализе просодического строя литургической речи мы основывались на разделяемом большинством современных исследователей положении о том, что значение высказывания формируется на основе значений, выражаемых лексико-грамматическими средствами высказывания, его просодической организацией и ситуацией. Изложенные выше положения лежат в основе комплексного подхода к описанию языкового материала.
Цели исследования определили выбор различных методов изучения материала: слуховой и экспертный анализ материала; инструментальный анализ речевого сигнала с помощью программ Speech Analyzer и Cool Edit Pro; статистическая обработка числовых значений с последующей лингвистической интерпретацией полученных данных; стилистический анализ текста, позволивший выявить круг маркированных сегментных и суперсегментных единиц, соотношение и взаимодействие которых обусловливает стилистическое своеобразие звучащей литургической проповеди.
В' качестве основных единиц анализа избраны фонетическое слово как минимальная смысловая единица и синтагма, понимаемая как минимальный интонационно целостный смысловой отрезок речи.
Актуальность работы связана с изучением механизмов и закономерностей речевого воздействия на слушателей. В диссертации показано, что комплекс просодических средств, их перцептивные и акустические корреляты обогащают современные знания об ораторской речи (на примере литургической проповеди), о средствах и способах речевого воздействия на аудиторию.
Исследование осуществляется в современной научной парадигме, сочетающей достижения традиционно лингвистической, коммуникативной, когнитивной областей лингвистики, а также разработок в области психологии и психолингвистики.
Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в разработку вопросов структурирования жанров, в частности литургической проповеди, установлением жанровых особенностей построения православной литургической проповеди, выявлением разноуровневых экспрессивных средств исследуемого жанра. Комплексное исследование просодии и семантики словоупотреблений дали возможность выявить закономерности строения современной литургической проповеди. Выявлена специфика просодической организации исследуемого жанра.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенный комплексный метод исследования литургической проповеди может быть использован для разработки и анализа публичной речи различных жанров. Полученные результаты могут также способствовать развитию прикладных аспектов фонетики, прагмалингвистики, углублению представления о специфике одного из жанров ораторской речи.
Новизна диссертации заключается в том, что разработан подход к исследованию ораторской речи (литургической проповеди) с целью анализа её воздействия на личность слушателя. Выявлены количественные значения основных параметров звучащей речи, определяющих эффект сильного воздействия (увеличение длительности, паузации, изменение ЧОТ, формантной структуры, отражающей тембральные модуляции голоса), что непосредственно связано с экспрессивными лексическими, синтаксическими и просодическими средствами, смысловыми центрами проповеди, характеризующимися просодической выд елейностью. Охарактеризована специфика реализации церковной проповеди, связанная с акустическим эффектом реверберации храма. Предложена иерархическая схема семантико-смысловой структуры литургической проповеди.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Специфическая особенность литургической проповеди, которая является разновидностью публичной речи, заключается в использовании экспрессивных лексических и синтаксических единиц и определяется условиями их реализации в специфических акустических условиях архитектуры храма.
2. Эмоциональные значения в проповеди реализуются при помощи совокупности просодических и специальных лексических и грамматических единиц.
3. Сила воздействия звучащей литургической проповеди обеспечивается наличием смысловых центров, которые раскрывают ее содержание и выделяются с помощью выделительных акцентов различных типов: модальных, контрастивных, эмоциональных. Широко используются в проповеди различные лексические стилистические средства, служащие также целям привлечения внимания и подчеркивания важной информации.
4. Просодические модели синтагм, нацеленные на воздействие, характеризуются инвариантными мелодическими, темпоральными и динамическими признаками.
5. Структура современной литургической проповеди, представляющая собой иерархию разнопорядковых смысловых блоков-предикаций, позволяет более углубленно описать содержательно-концептуальную информацию, раскрывающую ее жанровое своеобразие.
Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования излагались в докладах на Международной конференции Волгоградского государственного университета (2006), на XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (2009), были предметом обсуждения на заседаниях и аспирантских семинарах кафедры общего и
Сравнительно-исторического языкознания МГУ им. М.В.Ломоносова (2005 - 2008).
Публикации
1. Зуева Е.Ю. Фонетическое оформление ораторской речи как способ воздействия (на примере русского и немецкого языков) // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: Материалы 2-й Международной научной конференции, Волгоград, 24-26 апреля 2007 года, т. 1. Волгоград, 2007. с.357—360.
2. Рослова Е.Ю. Эмоциональная составляющая проповеди и роль фразовых акцентов в ее организации // Материалы XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» 2009. М., 2009. с. 216-217.
3. Рослова Е.Ю. Просодическая организация звучащей православной проповеди: серия «Филология» №4. М.: Вестник МГОУ, 2009. с. 88-96.
4. Рослова Е.Ю. О жанровом своеобразии современной литургической проповеди // Современные гуманитарные исследования. №5(30). М.: Изд-во «Спутник», 2009. с.106-113.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Просодия текста в пении2004 год, кандидат филологических наук Комарова, Ирина Анатольевна
Специфика просодической организации православной молитвы2011 год, кандидат филологических наук Овечкина, Елена Алексеевна
Система языка - определяющий фактор просодической делимитации звучащего текста: Экспериментально-фонетическое исследование на материале немецкого языка2001 год, доктор филологических наук Родионова, Ольга Сергеевна
Просодия английской фразы в речи носителей китайского языка2011 год, кандидат филологических наук Полянская, Марина Александровна
Просодия фразы в корейской региональной разновидности английского языка2011 год, кандидат филологических наук Шевчук, Нелли Михайловна
Заключение диссертации по теме «Теория языка», Рослова, Екатерина Юрьевна
5. Результаты исследования формантной структуры звучащей проповеди, в особенности ударных звуков, показали, что максимальные изменения происходят при реализации фразовых выделительных акцентов различных типов, контрастивных, модальных, эмоциональных.
Отражение изменений таких акустических параметров как частота основного тона (ЧОТ), формантное представление сегментов, длительность влечет за собой соответственно и изменение их перцептивных коррелятов, таких как: тембр, громкость, долгота, что в свою очередь существенно сказывается на восприятии речи.
Таким образом, по результатам акустического анализа можно заключить, что частота основного тона при реализации фразовых выделительных акцентов проповеди играет второстепенную роль, выражая общую эмоциональность и приподнятость речи. Создана просодическая
152 модель синтагмы, нацеленной на воздействие, характеризующаяся незавершенностью (75%), специфичным для проповеди ровным высоким движением мелодики или ровным высоким движением мелодики с небольшим подъемом на семантически значимом слове синтагмы. Параметр частоты основного тона, таким образом, создает общий фон экспрессии высказывания, реализуясь на ровной высокой для данного говорящего частоте.
Изменения происходят и в формантном представлении сегментов. Для фразовых выделительных акцентов модального и эмоционального типов характерна тембральная неоднородность спектральной картины внутри звука, отражающая модуляции голоса. Наблюдается повышение или, наоборот, понижение значений формант, в том числе F1 и F2 в зависимости от типа эмоций. В целом, отмечено общее смещение спектра в область более высоких частот (до 5000 — 6000 Гц). Расширение всего диапазона спектра напрямую связано с интенсивностью.
Значения огибающей интенсивности для конечного слова синтагмы могут быть намного выше значений начала синтагмы. Такой контур характеризует большее употребление моделей незавершенности, являющихся основными для исследуемого жанра (полная незавершенность, когда на последнем слове синтагмы происходит большое повышение и увеличение диапазона, слабая незавершенность, характеризующаяся меньшим диапазоном и полная завершенность с падением интенсивности до нуля), отражающих частотность встречаемости в конце синтагмы выделительных акцентов. Выражение контрастивных акцентов часто связано только с одним параметром — интенсивностью.
Наблюдается также и темповая неоднородность в рамках синтагмы. I
При формировании эмоциональных акцентов типа высокой степени радости (восторга, по классификации К.Э. Изарда) характерно выделение временем. Слова, несущие смысловую нагрузку в проповеди,
153 произносятся, как правило, с увеличенной длительностью. Изменение всех этих параметров усиливает воздействующий эффект звучащей проповеди.
6. Предложенная иерархическая схема семантико-смыслового членения выявила наиболее значимые отрезки литургической проповеди. Очевидно, что предикация 2-го порядка, представленная тезисом, разъяснением и кодой, — это именно та концептуальная информация, которая воспринимается слушающими как наиболее значимая. Подтверждением такого вывода служат результаты акустического анализа, который показал, что наиболее сильные фразовые выделительные акценты присутствуют в предикации 2-го порядка, а именно: тезисе, разъяснении и коде.
Таким образом, результаты проведенного исследования дают новые научные сведения для разработки текстов ораторских жанров с целью усиления их воздействующего эффекта.
Словарь использованных терминов
Помимо терминов, являющихся общеизвестными и широко употребляемыми в лингвистической литературе, в данной работе встречается ряд терминов, использование которых, во избежание неоднозначного толкования, может нуждаться в пояснении.
Ниже приведены определения таких терминов.
Акцентное выделение (АВ) — активная для восприятия выделенность просодическими средствами какого-либо слова во фразе.
Базовая эмоция — 1) Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты; 2) Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики); 3) Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком; 4) Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов; 5) Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Главноударный гласный — слог, через который реализуются фразовые акценты выделительного типа, так как несмотря на то что эти типы ударений определяют тональные характеристики всего высказывания, для каждого из них есть определенный центр, каковым является ударный слог выделенного слова (главноударного слова).
Дискурс - (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus 'бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор') означает 'речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Это единство процесса языковой деятельности и ее результата, то есть текста. Дискурс включает в себя текст как составную часть. Текст - статический объект, возникающий в ходе языковой деятельности. Это может быть письменный текст, т.е. последовательность графических символов, а также и устный текст — акустический сигнал, который может быть зафиксирован, например, на магнитном носителе. Дискурс, помимо самого текста, включает также разворачивающиеся во времени процессы его создания и понимания.
Квазиспонтанная речь — это подготовленная на уровне структуры, но произнесенная перед аудиторией без написанного текста речь.
Композиция - построение произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.
Модальность — это языковая универсалия, способствующая формированию значения высказывания. Модальность в звучащем тексте дифференцируется на модальность объективную и субъективную. Объективная модальность присуща любому высказыванию и наряду с другими категориями формирует высказывание. Субъективная модальность в первую очередь придает отношение говорящего к говоримому, слушающему и действительности.
Темпоральная пауза VS нетемпоральная пауза — отрезок нулевой интенсивности в сигнале или промежуток между двумя сегментами целиком или частично наполненный каким-то звуком.
Пауза — обычно определяется как перерыв в речи, которому акустически соответствует отсутствие звука (падение интенсивности до нуля), а физиологически - остановка в работе речевых органов, приведение их в состояние покоя, прекращение фонации.
Период - известная внутренняя округленность и законченность мысли, важна связь логическая. Синтаксически может состоять из нескольких предложений.
Реверберация — послезвучание, сохраняющееся после выключения источника звука и обусловленное неодновременным приходом в данную точку отраженных или рассеянных звуковых волн.
Ритмическая структура (PC) слова - под ритмической структурой понимается одно или несколько слов (полнозначных или служебных), объединенных одним словесным ударением.
Тип PC - условная запись PC в виде дроби, числитель которой соответствует количеству слогов, а знаменатель — номеру ударного слога.
Риторический вопрос — вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который дает ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден. Это утверждение, высказанное в вопросительной форме.
Сегментация (синтагматическое членение) — линейное членение речевого потока на сегменты (синтагмы).
Синтагма - под синтагмой понимается семантико-синтаксическое единство, просодически оформленное.
Текст — статический объект, результат языковой деятельности.
Темп речи - 1) количество сегментов в единицу времени; 2)средняя длительность сегмента в данном отрезке речевого сигнала; 3) абсолютная длительность сегмента.
Фонетическое слово — минимальная смысловая единица языка.
Фраза — есть всегда высказывание или последовательность высказываний, представляющих особое интонационное единство. Синтаксически фраза может состоять из нескольких предложений, одного предложения, в том числе однословного.
Частота основного тона (ЧОТ) — акустический коррелят тона, определяется как частота вибрации голосовых связок.
Заключение
Проведенное комплексное исследование звучащей литургической проповеди позволило сделать следующие выводы:
1. Анализ перцептивной сегментации показал, что для современной литургической проповеди характерна дробная сегментация с преобладанием однословных, двухсловных и трехсловных синтагм (32,16%, 31,15%, 21,84% соответственно). Стилистическая принадлежность проповеди к ораторскому жанру, в котором реализуется, прежде всего, функция воздействия, диктует преобладание такого объема синтагм. Подобного рода сегментация необходима для привлечения внимания к наиболее значимому с точки зрения проповедника слову (синтагме).
По результатам исследований, граница синтагм встречается в 80% случаев после акцентно выделенного слова. В том числе, нами было подсчитано, паузами какой длительности сопровождается сегментация после АВ слова. Процент использования средних, долгих и сверхдолгих пауз с целью подчеркивания составляет у разных проповедников от 20 до 44%. Таким образом, можно констатировать, что с помощью коротких синтагм и смыслового подчеркивания конечного слова синтагмы, завершающегося паузой, реализуется функция убеждения в проповеди. Наличие выделительных акцентов в синтагме, маркирующих семантические центры проповеди, помогает слушателю ориентироваться в содержании текста, делая его более понятным и выразительным.
2. Анализ ритмических структур слов показал, что для проповеди характерны следующие типы PC: класс односложных и двусложных ритмических структур. В классе трехсложных выделяются типы №5 и 6 с ударенйЬм на втором (11 - 14%) и на третьем слоге. В четырехсложных ритмических структурах выделены типы №8, 9 - с ударением на втором (5 - 6%) и на третьем (6 - 7%) слоге. Для пятисложных структур самым
149 частотным оказался тип №13, состоящий из пяти слогов с ударением на третьем слоге. Указанные характеристики моделей PC специфичны для жанра проповеди.
Реализация эмоциональных ритмических моделей слов часто приводит, как было показано, к значительному увеличению ударного слога. В ряде случаев длительность заударного слога превышает длительность ударного и обусловлена меньшей интенсивностью, что можно квалифицировать как взаимозаменяемость параметров. Следует отметить, что негативные эмоции у всех проповедников характеризуются значительным увеличением длительности согласных, которые в некоторых случаях превышают длительность ударных гласных, что также в известной степени'деформирует модель фонетического слова.
В работе был отмечен ряд особенностей, характеризующих жанр проповеди и связанных со спецификой лексического состава, а именно: значением слов структуры 5/3. Это особая группа слов, употребляемых в проповеди, несущих на себе фразовый акцент и обозначающих важнейшие для христианского мировоззрения понятия.
Данная группа слов создает у слушателей определенное настроение, диктует определенное восприятие. Употребление этих слов позволяет зафиксировать внимание слушателей на семантически значимых словах духовного наставления, что дает возможность проповеднику исподволь формировать в сознании слушателей круг понятий, совокупность которых лежит в основе взглядов и убеждений, определяющих отношение человека к окружающему миру и действительности.
3. Анализ литургической проповеди как жанра показал, что для нее характерно наличие большого количества экспрессивных лексических, а также синтаксических средств, выражающих эмоциональные значения и реализующихся при помощи совокупности просодических, лексических и грамматических средств. s
Так, говоря о синтаксических изменениях, которые происходят под влиянием эмоций, можно следующим образом охарактеризовать основные особенности эмоциональной речи - это нарушение порядка слов, инверсия, повторения, риторические вопросы. Еще одна особенность эмоционального синтаксиса, присутствующего в проповеди, — проявление ряда эмоциональных коннотаций в языковой единице, большей, чем предложение, в сложном синтаксическом целом, состоящем из нескольких предложений, связанных единой темой. Одним из важнейших средств выражения эмоциональных коннотаций в лексике является имя прилагательное, так как помимо своего категориального значения -обозначения признака предмета или лица - прилагательные могут передавать и отношение говорящего, его эмоциональную оценку определенного субъекта, объекта или действия. Для выражения эмоций проповедники также используют в своих наставлениях различного типа наречия, в семантической структуре которых происходит перераспределение компонентов — на первый план выдвигается эмоциональное значение, подавляя основное, денотативное. Эмоциональные значения часто передаются при помощи существительных. В проповеди это слова, обозначающие важнейшие для христианского мировоззрения понятия.
4. Проведенный акустический анализ уточнил те данные, которые были получены в результате перцептивного анализа, что позволило в количественном значении описать специфические параметры просодии исследуемого жанра. Организация реализации пауз характеризует проповедь как квазиспонтанный способ речепроизводства, то есть текст проповеди заранее продумывается. С одной стороны, пауза является основным просодическим сигналом границы синтагмы. С другой — она играет роль подчеркивания важной с точки зрения проповедника информации. Значение «коэффициента паузации» свидетельствует о паузальной насыщенности» проповеди. Было обнаружено два типа пауз:
151 темпоральная пауза и «звучащая пауза», играющая роль смысловой сегментации проповеди.
Важной является и длительность пауз. В результате подсчетов было выявлено, что в основном в проповеди присутствуют средние (300 — 600 мс), долгие (до 900 мс) и сверхдолгие паузы (после 1000 мс). Процент средних пауз составляет около 50%, долгих 19%, а сверхдолгих 30% от общегочисла пауз. В связи с этим мы полагаем, что именно такое распределение пауз по длительности является оптимальным для достижения функции убеждения с одной стороны и характеристикой жанра литургической проповеди с другой.
В результате эксперимента было отмечено, что сверхдолгие паузы являются границами крупных смысловых блоков. Делая паузу после крупного семантического целого, проповедник дает своим слушателям возможность обдумать и осмыслить сказанное.
Такого рода регулирование длительности паузы, в свою очередь, определяет темп речи, являющийся оптимальным для восприятия и запоминания.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Рослова, Екатерина Юрьевна, 2009 год
1. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М.: Просвещение, 1974. 178 с.
2. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М.: Изд-во Московского университета, 1972. 255 с.
3. Артемов В.А. Об интонации : в кн. Вопросы интонации. М., 1953.
4. Артемов В.А. Культура речи. М., 1966. с. 15.
5. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976. 383 с.
6. Архиепископ Амвросий (Ключарев). Искусство проповеди : сост. В.В. Бурега. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. 176 с. : ил.
7. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М.: Иностранная литература, 1955. 416 с.
8. Барсов Н.И. К учению о существе или природе христианской литургийной проповеди. Опыт полного курса гомилетики. СПб., 1897. 23 с.
9. Барышникова К.К. О просодических единицах речи // Экспериментальная фонетика. Минск, 1972.
10. Бахтин М.М. 1953/1986. Проблема речевых жанров: в сб.: М.М.Бахтин. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, с. 428-472.
11. Бегунов Ю.К. Древнерусская ораторская проза как жанр (к постановке вопроса) // Пути изучения древнерусской литературы и письменности. Л., 1970, с. 75-85.
12. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991, 215 с.
13. Бернштейн С.И. Материалы для библиографии по вопросам фразовой интонации // Ученые записки 1-го МГПИИЯ Выпуск 1. М., 1940.
14. Бернштейн С.И. Язык радио. М., 1977. 53 с.
15. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни : доп. изд. М.: ACT; СПб.: Сова, 2007. 383 с.
16. Блохина Л.П., Потапова Р.К. Перцептивная категоризация паузальной сегментации слитной речи // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 265. Пространственно-временная и ритмическая организация текста. М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1986. с. 92-105.
17. Блумфилд JL Язык. М.: Прогресс, 1968. 607 с.
18. Богородицкий В.А. Гласные без ударения в общерусском языке. Казань, 1884.
19. Богородицкий В.А. Заметки по экспериментальной фонетике. Вып. 1-2. Казань, 1896-1907.
20. Богородицкий В.А. Очерки по языковедению и русскому языку. 1939. 223 с.
21. Бондарко JI.B. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.
22. Бондарко JI.B. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. JL: Изд-во Ленинградского Университета, 1981. 119 с.
23. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Щербакова Л.П. Об определении места ударения в слове : т. 32. вып. 2. Изд. АН СССР, 1973. с. 141-153.
24. Бондарко Л.В. и др. Фонетика спонтанной речи : под ред. Н.Д. Светозаровой. Л., 1988. 248 с.
25. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: учебное пособие. СПб.: изд-во СПбГУ, 1991.
26. Борунова С.Н. Сегментация речевого потока в разных типах речи // Русский язык в его функционировании: Уровни языка. М.: Наука, 1996. с. 53-74.
27. Браун Л. Имидж путь к успеху. СПб.: Питер. 2000.
28. Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка. М.: Изд-во Московского Университета, 1963. 306 с.
29. Брызгунова Е.А. Интонация и смысл предложения // Русский язык за159рубежом, № 1. 1967. с. 35-40.
30. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М.: Русский язык, 1977. 279 с.
31. Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика, т.1. М.: Наука, 198,2.
32. Бычкова О.И. Акустические особенности реализации ритмической структуры в стихотворной и прозаической речи : автореф. дис. канд. филол. наук. Казань, 1973. 27 с.
33. Ваараск П.К. Тонические средства речи // Исследование по синтагматической фонетике, ч.1. Таллин, 1964.
34. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. М., 1976.
35. Васильева В.В. Русский прозаический ритм: Динамический аспект. Пермь: Изд-во Пермского университета, 1982. 120 с.
36. Венцов А.В., Касевич В.Б. Проблемы восприятия речи. М.: УРСС, 2003. 236 с.
37. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959. 654 с.
38. Виноградов В.В. О категории модальности в русском языке // Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. с. 53-87.
39. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове : 3-е изд., испр. М.: Высшая школа, 1986. 640 с.
40. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц : автореф. дис. докт. филол. наук. М., 1980. 55 с.
41. Витомская В.Н. Основы английской фонетики : изд 2-е. М., 1948, 186 с.
42. Волков А.А. Фигуры диалогизма // Русская словесность. № 5. 1996. с. 87-89.
43. Волков А.А Курс русской риторики. М., 2001.
44. Волков А.А. Основы риторики. М.: Академический проект, 2005. 302 с.
45. Выготский, JI.C. Мышление и речь. Избранные психологические произведения. М., 1956. гл. IV.
46. Гайдучик С.М. Фоностилистические особенности немецкой диалогической речи // Экспериментальная фонетика // Экспериментально фонетические исследования речи. Минск , 1971.
47. Гайдучик С.М. Фоностилистические черты монологической речи современного немецкого языка // Eksperimentines foneticos ir kalbos psichologijos kolkviumo medziaga. Vilnius, 1970.
48. Гайдучик С.М. Фоностилистический аспект устной речи. Экспериментально-фонетическое исследование на материале современного немецкого языка : автореф. дис. докт. филол. наук. Ленинград, 1973.
49. Галунов В.И. Речь, эмоции, личность: проблемы и перспективы // Речь эмоции, личность. JL, 1978. с. 3—13.
50. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования // Лингвистическое наследие XX века : отв. ред. Г.В. Степанов, изд. 7-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 144 с.
51. Гарцов А.Д. Взаимодействие интонационных и лексико-грамматических средств языка при выражении побудительности разной степени прагматического воздействия на адресата // Фонетика в системе языка : сб. ст. вып. 1. М.: Изд-во РУДН, 1997. с. 72-77.
52. Гловинская М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов // Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. с. 158—218.
53. Голанова Е.И. Устная публичная речь. Жанр публичной речи // Русский язык в его функционировании: Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. с. 137-157.
54. Грамматика русского языка : в 2 т. М.: Изд-во АН СССР, 1954-1960.161
55. Граудина Jl.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. 254 с.
56. Гроссу Н., свящ. Исторические типы церковной проповеди. Киев, 1910. 38 с.
57. Данкел Ж., Парнхем Э. Ораторское исскуство — путь к успеху. СПб.: Питер, 1997.
58. Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж: Книга для политиков и бизнесменов, мужчин и женщин. Внешсигма, 1996.
59. Дозорец Ж.А. Эксперимент по определению связи между ритмом дыхания и паузами в речи // Ученые записки МГПИ. Выпуск 423. М., 1971.
60. Долотин К.И. Проблемы экспериментального исследования эмоциональной речи // Экспериментальные исследования звучащей речи, РАН Институт языкознания. М., 1998, с. 29-51.
61. Дридзе Т.М. Текст как объект смыслового восприятия // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М.: Наука, 1976. с. 48-51.
62. Ерофеева Е.Ф. Вероятностная структура идиомов: социолингвистический аспект. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2005.
63. Жинкин Н.И. Механизм речи. М., 1958.
64. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 155 с.
65. Загадка человеческого понимания. М.: Наука, 1991. 352 с.
66. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999.
67. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука, 1973. 237 с.
68. Зарецкая Е.В. Об изучении стилеобразующих фонетических средств в современном немецком языке // Экспериментальная фонетика // Экспериментально фонетические исследования речи. Минск, 1969.
69. Зиндер JI.P. Общая фонетика: учебное пособие : 2-е изд. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1979. 312 с.
70. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 1976. с. 5-33.
71. Златоустова Л.В. Типы эмфатического ударения в русском литературном языке // Ученые записки Казанского государственного Университета, им. В.И. Ульянова-Ленина. Том 117, кн.2. Казань, 1957. с. 107-112.
72. Златоустова Л.В. Фонетическая структура слова в потоке речи. Казань: Изд-во Казанского университета, 1962. 154 с.
73. Златоустова Л.В. Некоторые замечания о речевом дыхании // Исследования по речевой информации // Публикации отделения структурной и прикладной лингвистики : под ред. Звегинцева В.А. М.: Изд-во Московского Университета, 1968. 216 с.
74. Златоустова Л.В. Изучение звучащего стиха и художественной прозы инструментальными методами // Контекст, 1976. М.: Наука, 1977. с. 61-80.
75. Златоустова Л.В. Звуковые типы русской речи // Проблемы теоретической и экспериментальной лингвистики. М.: Наука, 1977. с. 146-160.
76. Златоустова Л.В. Фонетические единицы русской речи. М.: Изд-во Московского университета, 1981. 108 с.
77. Златоустова Л.В. Просодическая организация текста // Тезисы . докладов научно-методической конференции «Просодия текста». М.,1982. с. 15-19.
78. Златоустова Л.В. Роль фразовых акцентов в организации звучащего стиха // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. М.: Наука, 1985. с. 49-60.
79. Златоустова Л.В. Хитина М.В. Частотность единиц ритма русской речи // Вестник Московского Университета. №1. 1988. с. 31-39.
80. Златоустова JI.B. Надеина Т.М. Просодические средства выделения слова во фразе // Экспериментальная фонетика. М.: Изд-во МГУ, 1989.
81. Златоустова JI.B. Сопоставительная просодия в славянских языках // Научные доклады филологического факультета МГУ. Выпуск 1. М., 1996. с. 36-49.
82. Златоустова JI.B. Акустические и перцептивные характеристики спонтанной речи//Govor XIV. 1997, 1-2. с. 77-89.
83. Златоустова JI.B., Потапова Р.К., Потапов В.В. Трунин-Донской В.Н. Общая и прикладная фонетика : учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МГУ, 1997. 416 с.
84. Златоустова Л.В., Крейчи С.А. Роль параметров ЧОТ и F-структуры в формировании мужских и женских голосов // Теория и практика речевых исследований // III Всероссийская конференция к 250-летию основания МГУ. АРСО-2003. М., 2003.
85. Златоустова JI.B. Универсальные механизмы просодии // Русская сопоставительная филология: Состояние и перспективы // Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета. Казань, 2004.
86. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. 285 с.
87. Золотова Г.А, Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М., 1998. 528 с.
88. Золотова Г.А. Композиция и грамматика. Язык как творчество: Сб научн. тр. к 70-летию В.П.Григорьева. М.: ИРЯ РАН, 1996. с. 284-296.
89. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М.: БЕК, 1995. 334 с.
90. Иванова-Лукьянова Г.Н Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм : учебное пособие, 4-е изд. М.: Флинта, Наука, 2002. 200 с.
91. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. 464 с.
92. Иоргенсен М.В., Филипс Л. Дискурс анализ. Теория и метод : пер. с англ., 2-е изд., испр. X.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2008. 352 с.
93. Ицкович Т.В. Православная проповедь как тип текста : автореферат дис. кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2007.
94. Касевич В.Б., Рыбин В.В., Шабельникова Е.М. Ударение и тон в языке и речевой деятельности. Л., 1990. 248 с.
95. Каспарова М.Г. Механизмы речевой паузы. Сообщение 1. Восприятие временных интервалов в звуковом сигнале // Новые исследования в педагогических науках. Выпуск 1. М., 1963.
96. Каспарова М.Г. О механизме речевой паузы. Сообщение 2. Восприятие паузы при «непрерывном» звучании речи // Новые исследования в педагогических науках. Выпуск 3. М., 1965.
97. Каспарова М.Г. О речевой паузе // Ученые записки 1-го МГПИИЯ. Выпуск 60. М., 1971.
98. Кибрик А.А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе : дисс. на165соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 2003.
99. Кибрик А.А., Подлесская В.И. Проблема сегментации устного дискурса и когнитивная система говорящего // Когнитивные исследования, вып. 1. М.: МИПРАН, 2006. с. 138-158.
100. Кибрик А.А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов // Институт языкознания РАН // Вопросы языкознания. 2009 (в печати).
101. Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания: универсальное, типовое и специфическое в языке. М.: Изд-во МГУ, 1992.335 с.
102. Киселева JI.A. Вопросы теории речевого воздействия. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1978. 160 с.
103. Китайгородская М.В. Чужая речь в коммуникативном аспекте // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М.: Наука, 1993. с. 65-89.
104. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика : учебник. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 352 с.
105. Ковтунова И.И. Порядок слов в стихе и прозе // Синтаксис и стилистика. М.: Наука, 1976. с. 43-64.
106. Ковтунова И.И. Порядок слов и актуальное членение предложения // Современный русский язык. М., 1976. 215 с.
107. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика : учебник. М.: РГГУ, 2001. 592 с.
108. Кожина М.Н. Речеведение и функциональная стилистика: вопросы теории. Пермь, 2002.
109. Корчагина Е.Ю. Зависимость интонационной структуры устного текста от его жанровой принадлежности // Тезисы докладов научно методической конференции «Просодия текста». 1982. с. 90-92.
110. ПЗ.Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М.: Изд-во Московского университета, 1992. 240 с.
111. Кохтев Н.Н. Риторика. М.: Просвещение, 1994. 207 с.
112. Кошанский Н.Ф. Общая реторика. СПб., 1854.
113. Кошанский Н.Ф. Частная реторика : издание седьмое СПб., 1849.
114. Кривнова О.Ф. Составляющая несущего тона в структуре мелодической кривой фразы // Исследования по структурной и прикладной лингвистике. М.: МГУ, 1975. с. 71-82.
115. Кривнова О.Ф. Роль просодических характеристик в перцептивной оценке межфразовых границ // Экспериментальные методы в психолингвистике : сб. статей. М.: ИЯ АН СССР, 1987. с. 177-185.
116. Кривнова О.Ф. Перцептивная и смысловая значимость просодических щвов в связном тексте // Проблемы фонетики. М., 1995. с. 228-238.
117. Кривнова О.Ф., Чардин И.С. Паузирование при автоматическом синтезе речи // Теория и практика речевых исследований. Материалы конференции. АРСО-99. М.: МГУ, Институт языкознания РАН, 1999. с. 104-129.
118. Кривнова О.Ф., Ритмизация и интонационное членение текста в «процессе речи-мысли» : автореферат дис. доктора филологических наук. М.: МГУ, 2007.
119. Кругликова Т.М. Текст проповеди как образец воздействующей речи: (На материале проповеди Эльфрика, XI век) // Логико-семантические и прагматические проблемы текста. Красноярск, 1990. с. 54—57.
120. Крысин Л.П. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литера-турного языка // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Т.Г. Винокур. М., 1996. с. 135-138.
121. Куссе X. Истина и проповедование. «Живое слово» архиепископа Амвросия (Ключарева, 1820-1901) и соотношение между гомилетикой и риторикой // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и в языке. М.: Наука, 1995. с. 78-85.
122. Кутина Л.Л. Феофан Прокопович. Слова и речи. Лексико167стилистическая характеристика // Литературный язык XVIII века. Л., 1981.
123. Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. М.: Наука, 1976. 399 с.
124. Леонтьев А.А. Психолингвистика речевого воздействия // Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1999. с. 256-267.
125. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность : изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2003. 216 с.
126. Липский Н. Психологические данные в вопросе о миссионерской тактике. Харьков, 1910. 15 с.
127. Лисенко Д.М. О членении человеком непрерывного потока речи на слова // Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков. М., Л., 1966.
128. Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. М., 1986. 407 с.
129. Лурия А.Р. Язык и сознание : под ред. Е.Д. Хомской. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 416 с.
130. Майданова Л.М. Религиозно-просветительский текст: стилистика и прагматика // Русский язык в контексте культуры. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. с. 172—194.
131. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература». М.: «Просвещение», 1976. 288 с.
132. Метлюк А.А. О знаковости и значениях фразовой просодии // Экспериментальная фонетика и прикладная лингвистика. Минск, 1980. с. 49-55.
133. Метлюк А.А. О месте фразовой просодии в системе языка. // Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. Выпуск 2001. М., 1982. с. 139.
134. Михальская А.К. Пути развития отечественной риторики: утрата ипоиски речевого идеала// Филологические науки. № 3. 1992. с. 55-67.168
135. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М.: Akademia, 1996. 192 с.
136. Морозова Т.С. Особенности литературной устной публичной речи (в сфере синтаксиса и построения текста) // Разновидности городской устной речи. М.: Наука, 1988. с. 182-208.
137. Надеина Т.М. Фразовая просодия как фактор речевого воздействия : монография, Институт языкознания РАН; Московский государственный университет сервиса. М., 2003. 145 с.
138. Николаева Т.М. Интонация сложного предложения в славянских языках. М., 1969. 186 с.
139. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков. М., 1977. 278 с.
140. Николаева Т.М. Стихотворная и прозаическая строки: первичное и модифицированное // Balcanica: Лингвистические исследования. М.: Наука, 1979. с. 153-160.
141. Николаева Т.М. Семантика акцентного выделения. М.: Наука, 1982. 104 с.
142. Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства, М.: Знание, 1973. 352 с.
143. Нушикян Э.А. Интонационные средства членения эмоционально-окрашенного текста // Тезисы докладов научно методической конференции «Просодия текста». 1982. с. 97-99.
144. Нушикян Э.А. Типология интонации эмоциональной речи. Киев — Одесса: гол. Изд-во изд. объединения «Вища школа», 1986. 192 с.
145. Нушикян Э.А., Трунин-Донской В.Н. Об автоматическом выделении темпоральных характеристик эмоциональной речи // Автоматическое распознавание слуховых образов // Тезисы докладов и сообщений 14 — го Всесоюзного семинара АРСО-14. Каунас, 1986. с. 20-21.
146. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.: Высшая школа, 1979. 256 с.
147. Певницкий В.Ф. Церковное красноречие и его основные законы. СПб., 1908. 304 с.
148. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988.
149. Пешковский A.M. (1914). Русский синтаксис в научном освещении : 7-е изд. М., 1956. 512 с.
150. Пешковский A.M. Принципы и приемы стилистического анализа и оценки художественной прозы. Ars poetica, 1927. 54 с.
151. Потапов В.В. Динамика и статика речевого ритма. Сравнительное исследование на материале славянских и германских языков : изд. 2 испр. и доп. М.: Едиториал УРСС, 2004. 344 с.
152. Потапова Р.К., Фонетические средства оптимизации речевого воздействия // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. с. 199-210.
153. Потапова Р.К., Блохина Л.П. Средства фонетического членения речевого потока в немецком и русского языках : учебное пособие. М.: МГПИИЯ им М.Тореза, 1986. 115 с.
154. Поспелов Б.В. Гласные звуки в инструментальных и слуховых измерениях. Учебник для лингвиста. М.: Гуманитарий, 2002. 352 с.
155. Прохватилова О.А. Возможности интерпретации художественного текста интонационно-звуковыми средствами (на материале художественного чтения прозы А.П. Чехова) : автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1991. 24 с.
156. Прохватилова О.А. Интонационно-звуковое своеобразие духовнойпроповеди // Вестник Волгоградского государственного170университета : сер. 2: филология, вып. 1. 1996. с. 19-23.
157. Прохватилова О.А. Фоностилистика. Стилистический анализ звучащей речи. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1996. 108 с.
158. Прохватилова О.А. О ритмо-мелодической организации православной молитвы и проповеди // Мир Православия : сб. науч. ст. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1997. с. 112-119.
159. Прохватилова О.А. Стилеобразующая функция ритмических единиц молитвы // Вестник Волгоградского государственного университета : сер. 2: филология, вып. 2., 1997. с. 36^40.
160. Прохватилова О.А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи : монография. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1999. 364 с.
161. Прохватилова О.А. Композиционно речевая структура современной православной проповеди // Мир Православия : сб. науч. ст. Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2002. с. 335-351.
162. Ревтова Л.Д. Интонация повествования в современном английском и русском языках. Чита, 1963.
163. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 720 с.
164. Руднев А.Г. Обособленные члены предложения. Функции и способы их грамматического выражения в современном литературном русском языке. Л., 1947, с. 24.
165. Садовский П.В., К вопросу о просодии фразы дикторской речи, лекции и интервью в современном немецком языке // Экспериментальная фонетика // Экспериментально фонетические исследования речи. Минск, 1969. с. 188.
166. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л.:171
167. Издательство Ленинградского университета, 1982. 175 с.
168. Светозарова Н.Д. Просодическая организация высказывания и интонационная система языка : автореферат дис. доктора филологических наук. Л.: ЛГУ, 1983.
169. Светозарова Н.Д. Темп речи // Лингвистический энциклопедический словарь : гл. ред В.Н. Ярцева. М.: Советская Энциклопедия, 1990. с. 508.
170. Светозарова Н.Д. Исследование интонаций: Обзор // Актуальные вопросы фонетики в СССР. К 11 междунар. конгр. фонет. наук. Таллин, М., 1987. с. 162-180.
171. СергеечеваВ. Азы общения. СПб.: Питер, 2002. с . 155.
172. Современный толковый словарь русского языка РАН : под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2007.
173. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М.: Наука, 2003.
174. Сопер П. Основы искусства речи : пер. с англ., изд. 3-е, испр. М.: Издательство Агенства «Яхтсмен», 1995. 416 с.
175. Стилистический энциклопедический словарь русского языка : под. ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта, Наука, 2003.
176. Тарасов Е.Ф. Психологические и психолингвистические аспекты речевого воздействия // Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы // Сборник статей. Ин-т Языкознания. АН СССР. М.: ИЯЗ, 1986. с. 4-9.
177. Тарасов.Е.Ф. Речевое воздействие как проблема речевого общения // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990. с. 3-14.
178. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. с. 5—18.
179. Типология императивных конструкций. СПб.: Наука, 1992. 301 с.
180. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Наука, 1969.
181. Тихонова И.С. Интонационная характеристика вводных единиц в английской устной и письменной речи // Ученые записки в МГПИ : вып 238. 1964.
182. Толковый словарь русского языка : в 4 т., под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1995.
183. Торсуев Г.П. Проблемы теоретической фонетики и фонологии : изд. 2-е, доп. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 104 с.
184. Торсуева И.Г. Эмоциональность в речи // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М.: Наука, 1976, с. 228-233.
185. Торсуева И.Г. Определение функциональной нагрузки компонентов интонации // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза : вып. 108. М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1977. с. 119-127.
186. Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания : изд. 2-е, испр. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 112 с.
187. Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М.: Наука, 1964.
188. Фомиченко Л.Г. Просодический фрейм в когнитивной модели порождения речи // Вестник ВолГУ, серия 2, № 1 (7). 2008. с. 84-89.
189. Фонетика спонтанной речи : Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гейльман Н.И. и др.; под ред. Светозаровой Н.Д. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. 248 с.
190. Хитина М.В. Единицы ритма русской речи и их использование в различных текстах: автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1986. 19 с.
191. Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. Рига: Зинатне, 1974. 207 с.
192. Черемисина Н.В. Мелодика и синтаксис русской синтагмы //173
193. Синтаксис и стилистика. М.: Наука, 1976. с. 65-85.
194. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь : 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1989. 240 с.
195. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. СПб., 1912.
196. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность : под ред. Л.Р. Зиндера и М.И. Матусевич, изд. 4-е. М.: ЖИ, 2008. 432 с.
197. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977, 335 с.
198. Ягунова Е.В. Вариативность стратегий восприятия звучащего текста (экспериментальное исследование на материале русскоязычных текстов разных функциональных стилей) : монография. Пермь: Пермский университет; СПб.: СПБГУ, 2008. 395 с.
199. Apple W., Streeter L.A., Krauss R.M. Effects of pitch and speech rate on personal attributions // Journal of Personality and Social Psychology : v. 37. 1979. pp 715-727.
200. Boone D.R. 1993. Is your voice selling you on the phone? // American Salesman. : v. 38(8). 1993. pp 10-14.
201. Crystal D. Prosodic system and intonation in English. Cambridge, 1969.
202. Ekman P. Lying and nonverbal behavior: Theoretical issues and new findings // Journal of Nonverbal Behavior : v. 1, 2 (Fall). 1988. pp 163-175.
203. Erickson В., bind E.A., Johnson B.C., O'Barr W.M. Speech style and impression formation in a court setting: The effect's of "powerful" and "powerless" speech // Journal of Experimental Social Psychology : v. 14. 1978. pp 266-279.
204. Gelinas-Chebat C., Chebat J.C. Effects of two voices characteristics on the attitudes toward advertising messages // Journal of Social Psychology : v. 132(4). 1992. pp 447-459.
205. Johns-Lewis C. (ed.). Intonation in discourse. Beckenham, Kent, England: CroomHelm, 1986.
206. Kent R.D., Read Ch. The acoustic analysis of speech. San Diego: Singular Publishing Group, Inc., 1992.
207. Labov, William. Language in the Inner City: Studies in the Black English Vernacular. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1972.
208. Longacre, Robert. The discourse strategy of an appeals letter. In: Mann, William, and Sandra A. Thompson eds. 1992. Discourse description. Amsterdam: Benjamins., 1992. pp 109-130.
209. Osgood Ch., Susi C.J., Tannenbaum P.H. The measurement of meaning. Urbana, 1957.
210. Page R. A., Balloun J. L. The effect of voice volume on the perception "t personality // The Journal of Social Psychology, v.105. 1978. pp 65-72.
211. Rigault A. Reflexions sur le statut phonologique de Pintonation // Proceedings of the International Congress of Linguists : v.9. 1964.
212. Saran. Deutsche Verslehre. Munchen, 1907. 120 p.
213. Swales, J. Genre analysis: English in academic and research settings. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
214. Woodall W. G., Burgeon J.K. Talking fast and changing attitudes: A critique and clarification // Journal of Nonverbal Behavior : v. 8(2). 1983. pp 126-142.
215. Zima P. К otazke klassifikace mluvniho tempa // Slovo a slovesnost : N.2. 1959.
216. Zlatoustova L.V. Style differentiation of texts and characteristics of their rhythm structure // Kapiloly z fonetiky a fonologie slovanskych jazyku. Univerzita Karlova v Prage, Filozoficka Faculta, 2005. pp 44-53.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.