Пророчество как особый способ предвосхищения социального будущего тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Величко, Ирина Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат философских наук Величко, Ирина Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОРОЧЕСТВА.
1.1. Понимание пророчества в истории общественной мысли
1.2. Природные и социальные предпосылки предвосхищения будущего человеком.
1.3. Понятие пророчества и его место среди других видов предвосхищения социального будущего.
ГЛАВА 2. ПРОРОЧЕСТВО КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Социальные функции пророческого служения.
2.2. Пророк как социальный тип личности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Образы прогностического опыта в науке и культуре: на пути к интегративной модели2010 год, доктор философских наук Асеева, Ирина Александровна
Феномен пророчества: Онтологические, гносеологические, культурно-исторические основания2000 год, кандидат философских наук Довгаленко, Наталья Владимировна
Трансцендентное и имманентное в пророчествах2000 год, кандидат философских наук Лалуев, Владимир Яковлевич
Прогностическая функция идеологии1984 год, кандидат философских наук Волкогонова, Ольга Дмитриевна
Нострадамус и его "Центурии" в историческом контексте1998 год, кандидат исторических наук Сапелкин, Андрей Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пророчество как особый способ предвосхищения социального будущего»
С древности человек сталкивается с серьезной проблемой оптимизации своей жизни и деятельности. Ее разрешение является естественной потребностью, так как способствует выживанию в трудных природных условиях, служит условием сохранения стабильности при постоянных корригирующих воздействиях внешней среды.
Размышляя о завтрашнем дне, человек сталкивается с необходимостью заблаговременного обдумывания своих действий и их возможных последствий. Так формируется способность человека к предвосхищению социального будущего. Эта способность реализуется в построении идеальных, мысленных планов на будущее. Причем по отношению к человеческому обществу подобное предвосхищение имеет смысл лишь относительно социальной практики, то есть определения влияния тех или иных явлений, событий и поступков людей на общество. Особенность предвосхищения социального будущего заключается в том, что во внимание должны приниматься не только объективные тенденции развития текущих процессов, но и субъективный фактор, активно вмешивающийся в их ход.
Обоснованные предположения о будущем состоянии явлений природы и общества принято называть предвидением. Причем от степени обоснованности зависит принадлежность тех или иных предположений к определенному типу предвидения: обыденному, научному или интуитивному. Причем, так называемое подлинное предвидение следует отличать от религиозного, мантического и т.п., то есть неподлинного, ложного. Между тем, в истории, литературе и искусстве встречаются удивительные примеры точного предвосхищения будущего, обоснование которых логическими средствами просто невозможно.
Нам представляется, что традиционный стереотип разделения знаний о будущем устарел. Фактически, в нем смешаны понятия научного и ненаучного, истинного и ложного. Единственным показателем подлинности предвидения социального будущего может быть, на наш взгляд, лишь соответствие или несоответствие действительности. Кроме того, сам термин «предвидение» несколько уже, нежели то содержание, которое ему приписывают. Поэтому в нашей диссертации наиболее общее понятие, соответствующее способности предугадывания будущего, звучит как предвосхищение.
Предвосхищать будущее можно по-разному. Предположения, построенные на логическом анализе конкретной обстановки, учитывающие объективные законы-тенденции, действующие в обществе, мы относим к рациональному или научному предвосхищению. А те, которые основаны на личных переживаниях, эмоциях, идеалах и требованиях субъекта предвосхищения мы считаем иррациональными или вненаучными. И те, и другие предположения могут быть как истинными, так и ложными.
Общество - чрезвычайно неустойчивая, постоянно изменяющаяся система. В своем развитии она переживает относительно ровные аттракторные периоды и кризисные, неспокойные времена. В аттракторный период будущее развитие довольно точно предсказуемо. Точно зная исходные показатели некоего процесса можно логически, путем многоступенчатых прогнозов проследить его изменения в обществе. То есть, в такой период более эффективно рациональное, научное предвосхищение. Но период стабильности конечен из-за большой динамичности социальной системы и человеческой активности. Более того, обществу для прогрессивного развития необходимо обновляться, перестраиваться. Такой неспокойный бифуркационный период характеризуется целым веером возможных перспектив движения вперед. Предсказание будущего логическими средствами непродуктивно.
В подобные моменты нарастает эмоциональное напряжение и расширяется диапазон поиска выхода из критической ситуации, снижается уровень требований к предложенным вариантам. Поэтому в периоды приближения социальных катаклизмов (бунтов, революций, войн, конца века, тысячелетия) появляется много «прорекающих» различные концепции будущего, часто основанные на страхе от предстоящих перемен, отрицательных эмоциях, личных ожиданиях трагедий и бед или же, наоборот, светлого будущего, в зависимости от собственного мироощущения.
В критические, переломные периоды истории в обществе появляются пророки. Они выходят на первый план, когда наука, не в состоянии точно указать наиболее вероятный путь развития общества. А так как народ нуждается в определенном прояснении будущего, то пророки в подобной ситуации выполняют функцию стабилизатора жизненных устоев. Общество регулярно переживает кризисные, бифуркационные периоды, когда дестабилизируется по социальным, политическим, экономическим, духовным показателям. Поэтому и появление в обществе пророков - не редкость.
Пророчество - не простое предвосхищение будущего. Простое предвосхищение, как известно, основано на накопленном жизненном опыте, определенным образом структурированном, выявлении приоритетных направлений развития системы, на построении мысленного вектора за пределы практики, в будущее. Простое предвосхищение требует поэтапных, пошаговых выводов через цепь логически связанных вероятных прогнозов, касающихся ближайшего будущего.
Пророчество же явно противоречит рассудочному сознанию. Оно результативно, выдает конечную картину будущего без направленного сбора предварительной информации и её логического обоснования. С точки зрения обыденного сознания пророчество необьяснимо, так как противоречит повседневной практике. Оно непонятно, следовательно, воспринимается как неестественное, сверхъестественное.
Из-за недостатка информации о природе этого феномена, неспособности рационально его осмыслить пророчество традиционно, в течении тысячелетий рассматривалось как чудесное откровение, которое Бог дарует своим совершеннейшим и достойнейшим избранникам, или «заблуждающийся разум». Иногда трактовка этого понятия впадает в другую крайность - любое сбывшееся предсказание провозглашается пророчеством, это понятие используется как метафора.
В этом смысле несомненно актуальным нам представляется исследование особенностей и выделение сущности этого необычного феномена, изучение его отличий от других способов познания будущего. Особую актуальность эта проблема приобретает в наше время. Народ, сомневающийся в завтрашнем благополучии, остро нуждается в некой общественной силе, олицетворяющей уверенность и стремление к лучшему будущему. Нестабильная ситуация в обществе порождает множество активных личностей, стремящихся завоевать доверие общественных масс и использовать их для воплощения своих замыслов. В связи с этим особенно важным представляется умение отличить действительного лидера - пророка, для которого приоритетны общезначимые цели, от злого гения, стремящегося к собственному процветанию.
Необходимо подчеркнуть, что пророчество охватывает именно социальное будущее. А так как особенности развития и функционирования общества являются предметом философии, то в проблеме изучения пророчества есть философский аспект, и его следует выявить и изучить. Более того, анализ пророчества с философских позиций поможет избежать односторонности трактовок и будет способствовать более глубокому исследованию этого вопроса.
Выявленная автором проблема потребовала изучения большого круга литературы, касающейся вопросов истории философии, социальной философии, социологии, общественной истории, искусствоведения, а также художественных текстов.
Источниками данного исследования являются: русская философская классика, религиозная литература, произведения современных отечественных и зарубежных мыслителей.
В последние десятилетия появилось множество исследований, всесторонне изучающих проблему предвосхищения социального будущего. Подавляющее большинство этих работ посвящено подробнейшему рассмотрению будущего с научной точки зрения, проводится анализ управления и планирования, разрабатываются методы социально-экономического и научно-технического прогнозирования, другие аспекты социального предвосхищения.
Исследования В.С.Барулина, И.В.Бестужева-Лады,
В.Г.Виноградова, А.М.Гендина, В.А.Канарейкина, A.C.Кармина, П.В.Копнина, А.Н.Кочергина, Г.Кребера, С.Т. Мелюхина, В.С.Степина и других авторов, проведенные в этом направлении, были использованы в диссертации для формирования общетеоретической позиции и сопоставления различных видов социального познания. Так, определение вненаучного знания, сформулированное В.Г. Федотовой (i89, 4), позволило автору отнести к нему пророчество как особую форму духовно-практической деятельности. На эту же мысль наводят и рассуждения Э.Ю. Соловьева (224]230).
Вообще внимание к пророчеству среди философов и общественных деятелей то возрастало, то угасало. Первые попытки его серьезно осмыслить, понять происхождение и смысл принадлежат античности. Между тем, размышления Платона, Цицерона, Филона Александрийского, Тертуллиана демонстрируют отсутствие у древнегреческих и древнеримских философов оригинального определения пророчества. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что слово «пророчество» встречается в ряду других вариантов перевода греческого термина - «прорицание», «вестничество», «предсказание».
Древние философы выделяют такие характерные черты пророчества, как отсутствие логических доказательств, сверхъестественность, особое физическое состояние, вдохновенность. В произведениях эллинистического периода и в средние века ощущается заметное влияние христианской традиции. Пророчество, одно из ключевых понятий Библии, понимается как высший дар созерцать истину непосредственно от Бога и способность доводить её до сведения современников.
Значительно расширили содержание понятия «пророчество» исламские философы. Так, Моше бен Маймон трактует пророчество не только как божественное откровение, но и считает его результатом активной работы человеческого мышления. Идеи Маймонида являются важным концептуальным моментом в данной диссертации.
Довольно подробно тема пророчества освещена в русской философии XIX - начала XX веков. Черпая материал для размышления во всем мировом художественном, философском наследии, авторы этого периода придерживаются библейского определения пророчества и рассуждают в основном в русле религиозной философии. В этом отношении выделяются работы
В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина и других. При рассмотрении пророческого служения уделяется внимание различным его аспектам, так например, С.Н.Булгаков анализирует деятельность библейских пророков; В.С.Соловьев подчеркивает этический контекст пророческого служения; И.А.Ильин размышляет о судьбе и назначении «русского национального пророка» - А.С.Пушкина; Д.Л.Андреев и Н.А.Бердяев задумываются над завершенностью пророческой миссии во всей русской литературе и философии.
Современные исследователи также нередко обращаются к этому феномену. Следует, однако, отметить, что при всей их многочисленности они, в большинстве своем, носят фрагментарный и часто дополнительный к основной мысли характер. Причем встречающиеся в рассуждениях оценки «пророчества» отличаются большим разнообразием. В исследованиях, касающихся этой проблемы встречаются три основных подхода:
1 - понятие пророчества используется в качестве негативного потивопоставления единственно значимому - научному предвидению;
2 - феноменологическое описание пророчества;
3 - попытки философской интерпретации и осмысления пророчества, но таких трудов крайне мало, что открывает широкие горизонты в исследовании подобных явлений.
В ряде работ, даже если и упоминается понятие «пророчество», то как пример попыток религии ввести общество в заблуждение, отвлечь от более социально-значимых процессов. Работы В.А.Поспелова, А.Рановича, В.А.Семенюка, Д.И.Сидорова и других посвящены полному разоблачению пророчества с материалистических, атеистических позиций. Между тем, современный западный исследователь Ф.Коплстон справедливо отмечает, что если «отбрасывать в сторону все проблемы, которые кому-то могут показаться относящимися к теологии, сфера рассмотрения будет резко сужена и наследие . будет представлено изрядно искаженным» (61, 187).
В этой связи значительное число известных мыслителей видят в пророчестве необычное, удивительное, но вполне реальное социальное явление, нуждающееся в более глубоком изучении. Среди них необходимо назвать Б.П.Вышеславцева, А.А.Горбовского, П.Лемесюрье, А.П.Хейдока, Ю.А.Шрейдера и других. Однако, при большой ценности следует отметить явную недостаточность их замечаний для полного представления о пророчестве как социальном феномене. Более подробно тема пророчества исследуется в трудах А.Б.Венгерова и М.И.Рижского, но и эти произведения четко направлены по содержанию. А.Б.Венгерова, например, интересуют исторический и юридический аспекты, а М. И. Рижский изучает библейских пророков и их пророчества.
Анализ изученной литературы по данной проблеме доказывает, что большинство авторов ограничиваются констатацией особенностей пророчества. Они комментируют исторические факты без теоретического обоснования. Как в общественной мнении, так и в трудах философов пророчество до сих пор осмысливается на уровне обыденного сознания и не стало объектом теоретического исследования, не выделены его уровни, виды, социальные функции.
Таким образом, выявляется необходимость систематического изучения пророчества как реального явления социальной действительности, требуется дальнейшая разработка лишь намеченных его аспектов и пересмотр устаревших стереотипов в его трактовке.
Следовательно, основная цель исследования заключается в разработке теоретической концепции пророчества как социального феномена.
Общая цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Проследить понимание пророчества в истории общественной мысли.
2. Определить общие условия появления способности к предвосхищению будущего человеком.
3. Выявить сущность и специфические черты пророчества как особого способа предвосхищения социального будущего.
4. Установить социальные функции пророчества.
5. Определить особенности пророка как типа личности.
Методическими основами диссертационной работы, способствовавшими реализации цели и конкретных задач данного исследования, являются: диалектический подход к проблеме, сравнительно-системный анализ, метод исторических реконструкций и другие.
Научная новизна диссертации:
1. Впервые систематизирована историография пророчества, выявлены основные подходы, встречающиеся в литературе по данной проблеме.
2. Предвосхищение рассматривается как природно-социальный процесс, в связи с чем впервые определяются его психофизиологические и социальные предпосылки.
3. Предложена новая трактовка пророчества, которое понимается как особый способ познания будущего, в котором совмещаются все три основные формы предвосхищения: предвидение, предсказание, предчувствие.
4. Проведенный сравнительный анализ различных способов познания будущего и пророчества не встречается в печати.
5. Выявленные сущность и специфические черты пророчества отсутствуют в опубликованной литературе.
6. В диссертации впервые конкретизируются социальные функции пророческого служения.
7. Выработан оригинальный подход к установлению и обоснованию особенностей личности пророка как общественного деятеля.
Материалы и теоретические выводы, сделанные в работе, могут быть использованы в научных исследованиях по истории философии, социальной философии, истории и теории культуры, религиоведении, а также при составлении спецкурсов и лекций по данной проблематике.
Основные идеи данного исследования отражены в публикациях по теме. Материалы диссертации доложены на методическом семинаре в ИППК МГУ. Диссертация обсуждена на кафедре философии КГПУ в сентябре 1998 года и рекомендована к защите.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Учение монотеистических религий о пророчестве и его развитие в исламе: философско-религиоведческий анализ2011 год, кандидат философских наук Шоев, Зиевиддин Джалилович
Профетология Корана: истории пророков как элемент построения коранического текста2008 год, кандидат филологических наук Гимаева, Аделя Равилевна
Религиозно-философские и социально-этические аспекты проповеднической деятельности Джироламо Савонаролы и их влияние на флорентийское общество конца XV века2003 год, кандидат исторических наук Тельменко, Елена Павловна
Библейская профетическая традиция в "Житии" протопопа Аввакума: К проблеме жанра2003 год, кандидат филологических наук Демченков, Сергей Александрович
Философско-художественное познание будущего: На материале русской литературы XIX века2004 год, кандидат философских наук Дедова, Ирина Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Величко, Ирина Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не вызывает сомнения утверждение, что человеческая история -стихийный и чрезвычайно сложный процесс, зависящий не только от постоянных закономерностей общественного развития, но и от малозначимых, казалось бы, событий. Пророчество является одним из таких обманчивых явлений, которые скрывают свой мощный потенциал за кажущейся незначительностью. Благодаря своим характерным особенностям пророки оказывают сильное воздействие на ход истории.
Вера пророкам и пророчествам - реальный феномен, который встречается у различных народов уже более двух тысячелетий. Постоянный интерес к нему находит отражение в своеобразной традиции, выявленной автором в общественной мысли, в религии и философии. Между тем, несмотря на обилие источников, выясняется, что найденные подходы не отражают сущности и смысла пророчества в полной мере. Большинство авторов ограничиваются феноменологическим описанием пророков прошлого и различных аспектов их деятельности, оставляя без ответа многие возникающие вопросы. Выявлено значительное преобладание религиозной традиции в понимании пророчества, согласно которой его происхождение и назначение целиком зависят от высшей божественной воли, а человеческая активность малосущественна. Некоторые философы религиозного плана считают пророчество активным творческим процессом, объединяющим божественное вдохновение и напряженную работу ума и сердца человека. Между тем, предвосхищение - одна из основных функций человеческого сознания, его интеллектуальной сферы, выражающаяся в способности познания будущего. Предвосхищение имеет природные и социальные предпосылки. Природные предпосылки являются наследием биологической сущности человека и предопределяются его психической организацией, среди них: особенности функционирования полушарий мозга, экстраполяционные рефлексы и опережающее отражение. Основной социальной предпосылкой предвосхищения является осознание отдельными личностями и обществом безусловной необходимости некоторых представлений о возможном развитии событий в будущем с целью оптиммизации деятельности.
Предвосхищение осуществляется различными способами. Предпочтение того или иного способа зависит от конкретной ситуации в обществе. Выделяются два основных вида предвосхищения: предвосхищение, наиболее эффективно функционирующее в стабильном, устойчивом обществе, представленное в виде обоснованных, логических прогнозов, учитывающее объективные законы и тенденции общественного развития, называется рациональным, научным; предвосхищение, возникающее в нестабильном обществе, основанное на субъективных эмоциях, ожиданиях, опасениях и идеалах, считается иррациональным, вненаучным. Большее распространение в таком предвосхищении получают предвидение и предчувствие.
Пророчество относится к иррациональному виду предвосхищения будущего. Его характерные проявления ставят его в положение особого способа предвосхищения, а именно:
- касается только социального будущего;
- имеет синкретический характер, так как заключает в себе и образность, и эмоциональность, и выражается средствами языка. Оно выступает в виде глубокого прочувствованного яркого образа, нуждающегося в немедленной вербалазации;
- неосознанность оснований, результативность;
- гипотетичность, недостаточная обоснованность;
- интуитивность, так как результат достигается благодаря сильному интеллектуальному напряжению и эмоциональному ощущению необходимости найти правильный выход из критической ситуации, хотя сам процесс постижения истины протекает латентно;
- парадоксальность, так как если общество поверит в будущую истинность пророчества, то оно может «саморазрушиться», а если не поверит, то оно, весьма вероятно, осуществится;
- масштабность, так как касается человечества в целом или части общества;
- размышляет об идеальном общественном устройстве и человеке, но не ограничивается констатацией должного, а добивается его осуществления, отсюда - философичность, утопичность, максимализм, нормативность, категоричность;
- бывают четкие, конкретные и символические, абстрактные, что значительно затрудняет их понимание, а многосмысленность требует дополнительного истолкования;
- предельная эмоциональная насыщенность, выражающаяся в позитивной и негативной тематике;
- истинность пророчества подтвержается практикой.
Цель пророчества - повлиять на настоящее, чтобы изменить будущее: либо предотвратить грядущую опасность, либо приблизить желанный идеал. Таким образом, пророчество следует понимать не только как мыслительный процесс, «проницание умом наперед» (В.И.Даль), но и как эмоционально окрашенное, прочувствованное предвосхищение будущих событий, имеющих большое социальное значение.
Пророчество достигает цели благодаря трем своим функциям:
- духовнотворческой, которая реализуется в формировании у общества идеала духовного совершенства, приобритетных установок и ценностей; мобилизирующей, вдохновляющей на достижение идеального общественного устройства, укрепляющий веру в потенциал общества, создающей оптимистический настрой; предупреждающей о неотвратимой опасности, предостерегающей от неверных шагов и ошибок.
В соотвествии с осуществлением той или иной функции пророчество оценивается обществом. Будет пророк принят или отвергнут, зависит от нескольких показателей:
- от внутренней готовности общества пон\ять значимость пророчества;
- от непротиворечия целей и ценностей пророка и общества;
- от статуса и авторитета в обществе конкретного пророка;
- от эмоциональной насыщенности пророчества;
- от формы его выражения.
Пророк является оригинальным социальным типом. Он выступает как бы в двух ипостасях: как признанный лидер, наставник и просветитель и как непонятый, отвергнутый изгой. Его личности свойственна активная гражданская позиция, героизм, подвижничество, самопожертвование и альтруизм. Причем эти качества граничат с фанатизмом и максимализмом.
Пророчество, таким образом, является сложным социальным духовно-практическим феноменом, не ограничивающимся лишь познанием реальных логических зависимостей в развитии общества, но и, что более важно, акцентирующим вниманием на постижении блага человеческого.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Величко, Ирина Александровна, 1998 год
1. Аверинцев С.С. Западно-восточные истоки европейскойтрадиции: несколько общих замечаний// Проблема человека в истории философии. Вильнюс, 1984. С 33-35;
2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к
3. П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1990. -154 с.
4. Алексеев H.A. Традиционные религиозные верования якутов в
5. XIX XX в.в - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1975. - 199 с.
6. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. М.: Проспект, 1996.568 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд. Лен.ун.,1969.-338 с.
8. Андреев Д. Роза мира. М.: Тов. «Клышников-Комаров и К»,1992.-287 с.
9. Андрусенко В.А., Пивоваров Д.В., Алексеев A.C. Экстраполяцияв научном познании: специфика и проблема правильности. -Иркутск: Изд. Иркут.ун., 1986. 119 с.
10. Анохин П.К. Биологическое отражение действияфундаментальных законов неорганического мира // Ленинская теория отражения и современная наука. Отражение, познание, логика. София: Наука и искусство, 1973.-525 с.
11. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности
12. Вопросы философии, 1962, № 7;
13. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1971.
14. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.4. / Пер. с древнегреч. -М.: Мысль, 1984.-830 с.
15. Бабушкин С.А. Теория цивилизации. Курск: РОСИ, 1997. -256 с.
16. Барбасов A.B. Научные и вненаучные аспекты в социально-стратегическом проектировании //Научные и вненаучные формы социального знания: ответственность теоретика. М., 1992;
17. Барулин B.C. Социальная философия. В 2-х ч. 4.1. М.: МГУ, 1993.-336 с.
18. Белый А. Проблемы творчества. М., 1988. - с.
19. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма // Пророческие слова о русской революции. Воронеж: Изд. Воронеж, ун., 1992. - 224 с.
20. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Сов. писатель, 1990. -346 с.
21. Бережной Н.М. Социальная философия. В 2-х частях. Ч. 1. -М., 1997.-138 с.
22. Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования. М.: Мысль, 1970. - 268 с.
23. Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета: Канонические. М., 1991. - 1372 с.
24. Бирюков Д.В. Биосоциальная природа интуиции и её роль в предвидении. Автореферат. кандидатской диссертации. -Ташкент, 1976. 17 с.
25. Болдырев В.И. Судьба России в философии истории В. Соловьева. Автореферат. кандидатской диссертации. М., 1993.-21 с.
26. Бондаренко Ю.А. Пророки терпят фиаско //Знамя, 1991, № 9;
27. Борисов Н.С. И свеча бы не угасла. М.: Мол. гвардия, 1990.-301 с.
28. Брагина H.H., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга человека. М., 1981;
29. Бранский В.П., Ильин В.В., Кармин A.C. Диалектическое понимание материи и его методологическая роль // Методологические аспекты материалистической диалектики/ Ответственный редактор В.А. Штофф. Л.: Изд. Лен.ун., 1975.- с.
30. Братко A.A., Кочергин А.Н. Информация и психика. -Новосибирск.: Наука, 1977. 197 с.
31. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979.-230 с.
32. Бубыренко Н.Ф. Роль интуитивного выхода за пределы логической системы знаний. Кривой Рог, 1983.
33. Булгаков С. Героизм и подвижничество //Вехи. Из глубины. -М.: Правда, 1991.-608 с.
34. Булгаков С.Н. Агнец Божий. О богочеловечестве. Париж: ИМКА ПРЕСС, 1933.
35. Булгаков С.Н. Апокалипсис Иоанна (опыт догматического истолкования). М., 1991.
36. Булгаков С.Н. История экономических учений. М, ротапринт, 1911.
37. Бунге М. Интуиция и наука/Перевод с английского. М.: Прогресс, 1967. - 187 с.
38. Бухарина H.A. Нравственно-гуманистические установки авторов исповедального жанра философской литературы //Человекознание: гуманистические и гуманитарные ориентации в образовании. Курск, 1994.
39. Венгеров А.Б. Предсказания и пророчества: за и против. Историко-философский очерк. М.: Моск. рабочий, 1991. -238 с.
40. Виноградов В.Г. Научное предвидение. М., 1973.
41. Виноградов Н.В., Рейсер Л.А. //Журнал высшей нервной деятельности. 1953. Т. 3, вып.1. С 77-91;
42. Волков Г.H. Истоки и горизонты прогресса. М., 1976.
43. Вронский С. Астрология это наука! //Астрология - век XX. -М.: Имидж, 1991.-224 с.
44. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк, 1955.-296 с.
45. Гендин A.M. Предвидение и цель в развитии общества (Философско-социологические аспекты социального прогнозирования). Автореферат кандидатской диссертации. -Свердловск, 1972. 18 с.
46. Генин Максим. Нострадамус пророк европейской истории. Историческое исследование - Харьков: АРС, 1991. - 176 с.
47. Геродот. История в девяти книгах/Пер. и примеч. Г.А. Стратановского Л.: Наука, Лен.отд. 1972. - 600 с.
48. Героименко В.А. Личностное знание и научное творчество. -Минск: Наука и техника 1989. 206 с.
49. Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Часть 1. Жизнеописание преподобного Сергия. ЧОИДР, 1909, кн. 2. Раздел III;
50. Горбовский A.A. Пророки? Прозорливцы? М.: Знание, 1990. - 48 с.
51. Губин В.Д. Восприятие и проблема адекватности образа // Вопросы философии, 1979, № 2.;
52. Гюрджиан A.A. //Военно-медицинский журнал, 1954, № 10. С. 58-59;
53. Диалектика познания/Под ред. A.C. Кармина. Л.: Изд.Лен.ун., 1988.-298 с.
54. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. - 620 с.
55. Дмитриев И.С. Религиозные искания И. Ньютона //Вопросы философии, 1991, №6. С. 58-67;
56. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы, ч. 1-2. М., 1980;
57. Древнегреческо-русский словарь/ Под.ред.С.И.Соболевского. Т. 2- М.: Гос.изд.иностранных и национальных словарей, 1958.- 1904 с.
58. Дубровин В.Н. Гносеологический и социологические аспекты проблемы интуиции. Автореферат. кандидатской диссертации. Ростов-на-Дону, 1969. - 15 с.
59. Дубровский Д.И. Феномен бессознательного и познавательный процессы // Философские науки, 1986, № 1;
60. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М.: Наука, 1980. - 352 с.
61. Дьяченко Гр. Ветхозаветные мессианские пророчества //Православное образование, 1884. Т. 2;
62. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания.- М.: Изд. полит, литературы, 1990. 464 с.
63. Зайцев Борис. Преподобный Сергий Радонежский. Париж, 1925.
64. Зернов Н.М. Три русских пророка/Пер.с анг.Ю.М. Табака М.: Моск.рабочий, 1995. - 212 с.
65. Знамя преподобного Сергия Радонежского. Сборник статей.- Рига: Альтаир, 1934.-134 с.
66. Иванов В.В. Природные символы как элементы знаковых систем культуры // Природа и общество: Исторические этапы и формы взаимодействия. М., 1981.
67. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Париж-Москва: Рарог, 1992.
68. Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина //
69. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры // Москва, 1996, № 1;
70. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры //Москва, 1996, №2;
71. Ирина В.Р., Новиков A.A. В мире научной интуиции: Интуиция и разум М.: Наука, 1978. - 191 с.
72. История древнего мира: Ранняя древность/АН СССР, Ин.востоковедения; под ред. И.М. Дьяконова М.: Наука, 1980.-390 с.
73. Канарейкин В.К. Соотношение предвидения и прогнозирования в научном познании социального будущего. Деп. статья Белгород: 1986. - 64 с.
74. Кармин A.C. Интуиция и её механизмы // Проблемы методологии науки и научного творчества. Л.:Изд.Лен.ун 1977.- 179 с.
75. Кармин A.C., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. М.: Знание, 1971.-48 с.
76. Касавин И. Магия и творчество: теоретико-познавательный подход //Религия, магия, миф. Современные философские исследования. М.: УРСС, 1997. - 292 с.
77. Катастрофы в предсказаниях и пророчествах. Энциклопедия преступлений и катастроф. Минск: Литература, 1996. -610с.
78. Ключевский В.О. Исторические портреты. М.: Правда 1990. - 623 с.
79. Ключевский В.О. Сочинения, т. 2. М.: Мысль, 1988. - 446 с.
80. Ключевые понятия Библии. Словарь-справочник. СПб. 1996;
81. Колесников М.А. Научное предвидение как процесс экстраполяции. Новосибирск: Наука, Сиб.отд, 1993. -71 с.
82. Кондратьев В.Н. Лев Шестов: философ или пророк? //Философская и социологическая мысль. Киев, 1991, № 2.
83. Константиновская Л. Когда приходят Пророки, или Наука Циклов. М.: Современник, 1994. - 286 с.
84. Коплстон Ф. Русская религиозная философия: избранные аспекты // Общественные науки за рубежом. 1990, № 4. Сер. 3.
85. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. -М.: Мысль, 1974.-568 с.
86. Корольков A.A. Пророчества Константина Леонтьева. СПб., 1991.
87. Коршунов A.M. Ленинская теория отражения и творчество. -М.: Политиздат., 1980.-250 с.
88. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Книга 1. Господство Дома Св. Владимира. X-XVI столетия. СПб., Лит.фонд, 1912. - 594 с.
89. Кочергин А.Н. Специфика и структура философского знания //Структура философского знания. Томск: Наука, Сиб.отд. 1986.-217 с.
90. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград: Изд, Волгогр.ун., 1995. - 351 с.
91. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М.: ИФРАН, 1994.
92. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М.: Знание, 1988. -62 с.
93. Кудрявцев М. История православного монашества в СевероВосточной Руси со времен преп. Сергия Радонежского, ч. 1. -М.: 1881.
94. Кудряшов А.Ф. Интуиция // Диалектика познания. Л.: Изд. Лен. ун., 1988.-298 с.
95. Кузьменко Г.А. Диалектика обыденного и научного сознания // Некоторые проблемы диалектики и методологии познания/ Отв. Ред. К.И. Иванова. Ташкент: Ташк. Гос.ун. Науч.труды. Вып. 452, 1973.-188 с.
96. Курбатов В.И. Философия в парадоксах и притчах. Ростов-на-дону, 1996.
97. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Т. II. XX век. Франкфурт-на-Майне: Посев, 1981.-231 с.
98. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 11.
99. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444 с.
100. Ломов Б.Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. - 279 с.
101. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его время. М.: Прогресс 1990. -720 с.
102. Лосский Н.О. Характер русского народа. Frankfurt а. М.: Посев, 1957. - 151 с.
103. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль, 1979. -431 с.
104. Малинин В.А. Теория истории философии. Наука и её проблемы. Учебное пособие М., 1976. - 249 с.
105. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 2;
106. Маркс К., Энгельс. Соч., 2-е изд. Т. 3;
107. Мелюхин С.Т. Можно ли предвидеть будущее? М.: Знание, 1966.-48 с.
108. Мень А. Книга надежды (пророки) //Знамя. М., 1991, № 9.
109. Мень А. Откровение Иоанна Богослова //Знание сила. - М., 1991, № 9.
110. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966.
111. Мифологический словарь. М.: Сов.энц., 1990. - 672 с.
112. Моделирование социальных процессов. Сб.статей. Отв.ред. Э.П. Андреев и Ю.Н. Гаврилец. М.:Наука, 1970. - 228 с.
113. Моисеев H.H. Алгоритмы развития. М., 1987.
114. Морозов И.М. Природа интуиции. Минск: Изд-во Белорус, гос. ун-та, 1990.
115. Налчаджян A.A. Некоторые вопросы психологии интуитивного познания в научном творчестве. Автореферат. кандидатской диссертации. Ереван, 1968. -43 с.
116. Налчаджян A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М.: Мысль, 1972. - 271с.
117. Начало и конец нашего земного мира: Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. Ч. 1-2. Издание Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря, 1995.
118. Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность. -М., 1975.
119. Ницше Ф. Антихристианин //Сумерки богов. М., 1990.
120. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Интербук, 1990. -301 с.
121. Нострадамус М. Центурии. СПб.: Азбука, 1997. - 189 с.
122. Ньютон И. Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна. СПб, 1916.
123. Ожегов Ю.П. Проблема предвидения в современной буржуазной идеологии. Новосибирск: Наука, Сиб.отд., 1971.- 183 с.
124. Олдридж Дж. Наш город Солнца //Будущее в настоящем. -М., 1984.
125. Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. Пер. с англ. М.Н. Ботвинника. М.:Наука, 1980. - 407 с.
126. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс //Вопросы философии, 1989, № 3.
127. Осипов A.A. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Л., 1983.
128. Памятники литературы Древней Руси XIV середины XV века. - М.: Худ .литература, 1981. -650 с.
129. Панченко Александр. Юродивые на Руси. Главы из рукописи «Образы и подобия»//П.: Аз, 1990.
130. Парсонс Г.Л. Этика мира и человеческой жизни // Философия науки, 1985, №3.
131. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М.: Изд. МГУ, 1992.-207 с.
132. Пенфилд У., Джаспер Г. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга человека. Пер. с англ. С.С. Брюсовой и М.Н. Фришман М.: Изд. иностр. лит., 1958. -482с.
133. Платон. Диалоги / Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1986. -607 с.
134. Плешкова К.Л. О диалектике обыденного и научно-теоретического сознания // Ученые записки Московского областного педагогического института им. Н.К. Крупской. 1967. Т. 192. Вып. 10.
135. Полани М. Личностное знание. М., 1905.
136. Полный православный богословный энциклопедический словарь Т.2. -М., 1992.
137. Поппер K.P. Нищета историцизма //Философская и социологическая мысль. 1990, № 9.
138. Поспелов В.А. Религиозные прорицания и научное прогнозирование. П., 1986.
139. Постон Т, Стюарт И. Теория катастроф и её приложения. -М.: Мир, 1980.-608 с.
140. Поучения и пророчества старца Лаврентия Черниговского и Его жизнеописание. М.: Рус.духов.центр, 1994. - 175 с.
141. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1991, № 6.
142. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. -431с.
143. Проблемы изучения истории русской философии и культуры // Вопросы философии. 1988, № 9.
144. Прогнозирование в социологических исследованиях. Под ред. И.В. Бестужева-Лады. М., 1978.
145. Пророки и ясновидящие. Энциклопедия тайн и сенсаций. -Минск: Литература, 1997. 306 с.
146. Пророческое служение//Символ. Париж, 1985, № 13.
147. Пророчества и предсказания на тысячелетие. М.: Внешсигма, 1997.-128 с.
148. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. Системный подход. М.: Мысль, 1977. - 268 с.
149. Ранович А. Очерк истории древнееврейской религии. -М.:Гаиз. 17 ф-ка нац.книги 1937. 400 с.
150. Рачков А.П. Конец «истории» как историософская проблема // Вестник МГУ. Серия философия, 1993, № 2. С. 3-15.
151. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. М.: Политиздат, 1987. - 363 с.
152. Рожнов В.Е. Пророки и чудотворцы. Этюды о мистицизме. -М., 1977.
153. Ротенберг В.О. Мышление // Диалектика познания. Л.: Изд.Лен.ун., 1988.-298 с.
154. Русская философия: Словарь. М.: Республика, 1995. -655с.
155. Руткевич A.M. К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного//Вопросы философии, 1988, № 1.
156. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987. -782 с.
157. Рышкова E.B. Пророчество как явление русской духовной жизни //Человек в славянской культуре: Межвузовская научная конференция. Текст выступлений. Курск, 1995. -102 с.
158. Савчук В.В. Практически-духовное освоение мира как объект познания // Научные и вненаучные формы в социальном познании. М.: ИФАН, 1985. С. 27-43. - 172 с.
159. Сафонов В.И. Невероятное. М.: Физкультура и спорт, 1993. - 310 с.
160. Св. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993.
161. Сведенборг Эм. О небесах, о мире духов и об аде. Пер. с лат. А.Н. Аксакова М., 1993. - 552 с.
162. Светлов Э. Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих учителей. Брюссель. 1971.
163. Семенюк В.А. «Судный день». Беседы с верующими. -Минск, 1966.
164. Сергеев A.B. Предвидение в политике. М., 1974.
165. Сидоров Д.И. Научные предвидения и религиозные «пророчества». Материалы к лекции. Напечатано на ротапринте М., 1951. - 26 с.
166. Сидоров Е.С. Шаман: человек, религия. Якутск, 1994.
167. Сикорский Б.Ф. Перспективы человека в свете гуманистических идей западных мыслителей XX века Курск, 1995.-115 с.
168. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд. АН СССР, 1962. - 139 с.
169. Симонов П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993. - 108 с.
170. Смирнов К. Страсти по Андреям // Утренняя Звезда. Альманах международного центра Рерихов, 1993, № 1. С. 250-259.
171. Смирнова И.М. Ясновидение прорыв в времени и пространстве. - М.: АО «Интердиалект»: ТТО «Юдит», 1994.- 328 с.
172. Сознание и знание. М.: ИФАН 1984. - 107 с.
173. Соловьев В. Идея сверхчеловека //Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т.т., Т. 2. М.: Мысль, 1989. - 824 с.
174. Соловьев В. Магомет, его жизнь и религиозное учение //Лит. Кыргызстан. Фрунзе, 1991, № 3. С. 112-154.
175. Соловьев B.C. История и будущность теократии. Т. 1. -Загреб, 1887.
176. Соловьев B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. -478 с.
177. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. М.: Фирма «ПИК»: Тов. «А.Н. Сытин и К», 1991.-191 с.
178. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского (1881 1883).- М.: Университетск.тип., 1884. 55 с.
179. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. - 699 с.
180. Спиркин А.Г. Основы философии. М.: Политиздат, 1988. -591 с.
181. Степин B.C. Творчество культуры и прогнозирующие функции философии //Диалектика научного и технического творчества. Обнинск, 1982.
182. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М.: ИФРАН, 1996.-176 с.
183. Теин Т.С. Шаманы сибирских эскимосов //Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. М., 1981.
184. Тейлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1980. -572 с.
185. Теория и жизненный мир человека /Под ред. В.Г. Федотовой. -М.: ИФАН 1995.-204 с.
186. Толстой Л.Н. Война и мир. Эпилог. Часть II;
187. Трубецкой Е. Смысл жизни. Париж: Lev, 1979. - 281 с.
188. Тудосеску Б.А. Идеалы и нормы в социальной деятельности //Вопросы философии, 1984, № 3.
189. Уолш Р. Дух шаманизма. М.: Изд. Трансперсонального института, 1996.-280 с.
190. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х т. Т. 3. М.: Прогресс, 1987. - 832 с.
191. Федоров Б.М. Пророческое вдохновение поэта. СПб.: Тип. Тиблена, 1865. - 6 с.
192. Федотова В.Г. Практическое, практически-духовное и духовно-теоретическое освоение мира // Научные и вненаучные формы в социальном познании. М., 1985. С. 427.
193. Философия / Ред. В.К. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - с.
194. Философия и культура в России: методологические проблемы. М.: ИФАН, 1992. - 134 с.
195. Философия и прогностика: Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования. Пер. с нем./Бауэр А., Эйхгорн В., Кребер Г. и др. М.: Прогресс, 1971. - 424 с.
196. Философская энциклопедия, т. 3. М.: Сов.энц., 1964. -584с.
197. Философские поиски и научная фантастика. «Круглый стол» //Философия и жизнь, 1990, № 5.
198. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов.энц., 1989.-815 с.
199. Финли Марк. Великие Пророчества Библии (Цикл проповедей). Калининград: Источник жизни, 1995. -408 с.
200. Флоровский Г.В. Византийские отцы V-VIII в.в. Изд. 2-е. -Париж: Gregg. Int. Publ., 1972. 260 с.
201. Франк-Каменецкий И.Г. Пророки чудотворцы о местном происхождении мифа о Христе. - Л.: Сеятель Е.В. Высоцкого 1925.-103 с.
202. Фрэзер Д. Золотая ветвь.: Исследования магии и религии -М.: Политиздат, 1980. 702 с.
203. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990, № 3. С 134-135.
204. Харин Ю.И. Диалектическая культура мышления: история и современность. СПб., 1992.
205. Хейдок А. Пророки // Утренняя Звезда. Альманах международного центра Рерихов, 1993, № 1. С. 70-77.
206. Хоружий С.С. Аналитический словарь исихаистской антропологии //Синергия: проблемы аскетики и мистики православия. М.: Ди-ДИК, 1995. - 366 с.
207. Хюбнер К. Критика научного разума. / Пер. с нем. М.: ИФРАН, 1994.-326 с.
208. Цицерон Марк Туллий. Философские трактаты. М.: Наука, 1985.-382 с.
209. Чаликова В.А. Настоящее и будущее сквозь призму утопии //Современные буржуазные теории общественного развития. -М.: Наука, 1984.-256 с.
210. Чистович Л.А. //Физиологический журнал. 1955. Т. 41, вып. 4. С. 485-492.
211. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. - 454 с.
212. Шевякова Е.В. Устойчивость и неустойчивость в природных и социальных системах. Автореферат. кандидатской диссертации. М., 1995. - 18 с.
213. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1971. Т. 3.
214. Шрейдер Ю.А. Природа знаний о будущем //Техническая эстетика. 1990, № 5.
215. Шувалов А. Юродство как психопатологических феномен //Врач, 1994, № 12.
216. Щавелев С.П. Практическое познание. Воронеж.: Изд. Воронеж ун., 1994.-232 с.
217. Щапов А.П. Сочинения. В 3-х томах. Т. 1. СПб., М.В. Пирожков, 1906.-4,803 с.
218. Энциклопедический словарь. Т. 49. СПб.: Типо-Литография И.А. Эфрона, 1898.-478 с.
219. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, СП «ИВО-СиД» 1991.-297 с.
220. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии, 1988, № 1.
221. Юнг К.Г. Феноменология духа в искусстве и науке // Собр. соч. в 19 т. Т.15. Пер. с нем. М.: Ренессанс, 1992. - 320 с.
222. Юнг К.Г. Феноменология духа в сказках// Алхимия снов /Пер. с англ. СПб.: Timothy, 1997. - 352 с.
223. Яковлев М.В. Судьба России в творчестве А. Блока и М. Волошина. Автореферат. канд.диссер. М., 1995. -20 с.
224. VI Всесоюзная школа молодых ученых. Тбилиси, 1986.
225. Albertson L., Cutler Т. Delphi and the image of the future // Futures. 1976. Vol.8, № 5;
226. Benke R. Values, technology and American //future Belonging and alienation: religious foundations for the human future. Chicago, 1979;
227. Campbell Y. The Hero with a Thousand Faces. New York, 1986;
228. Lipset S.M. Predicting the future of post industrial society: Can we do it? The third centure America a as a post - industrial society. Stanford, California, 1979;
229. Luchman N. The future cannot begin: temporal structures is modern society // Social Research, 1978. Vol.43, № 1;
230. Moses Maimonides. The Guide of the Perplexed, Shlomo Pines, trans. Book II. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1963.
231. Riemer N. Karl Marx and prophetic politics. N.Y., 1987;
232. Scherer W.F. Nietzsche and his «Zarathustra»: Vatic poet -tragic vision//East meets West. Honolulu, 1988. P. 275-282;
233. Solov'ev E. Yu. Not a forecast, but a social prophesy //Studies in East Europ. thought. Dordrecht etc, 1993. Vol. 45, № 1-2. P. 3749;
234. Treloar Y.L. Maimonides on prophecy and human nature: A problem in philosophical interpretation //Mod. schoolman. Saint Louis, 1989. Vol. 67, № 1. P. 33-47;
235. Yung C.G. Instinct and the Unconscious. In: «Portable Yung». Ed. by Y. Compbell. N.Y., 1971. Цит. по: Руткевич A.M. К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного //Вопросы философии, 1988, № 1. С. 128-129.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.