Проповедь в творчестве английских писателей XVIII в.: Джонатан Свифт, Лоренс Стерн, Сэмюэль Джонсон тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Строганова, Мария Васильевна

  • Строганова, Мария Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 185
Строганова, Мария Васильевна. Проповедь в творчестве английских писателей XVIII в.: Джонатан Свифт, Лоренс Стерн, Сэмюэль Джонсон: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2008. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Строганова, Мария Васильевна

Введение.3

Глава 1. Проповедь в англиканской традиции и историческая ситуация англиканской церкви в XVIII веке.11

Глава 2. Проповедь в творчестве Джонатана Свифта.42

Глава 3. Проповедь в творчестве Сэмюэля Джонсона.85

Глава 4. Проповедь в творчестве Лоренса Стерна.126

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проповедь в творчестве английских писателей XVIII в.: Джонатан Свифт, Лоренс Стерн, Сэмюэль Джонсон»

Актуальность темы исследования. В настоящее время исследователи XVIII века ищут новые подходы к творчеству писателей для того, чтобы преодолеть сложившиеся стереотипы и создать более точную и объемную картину культуры этой эпохи. Одним из таких подходов может стать изучение проповедей, созданных писателями, и проблемы соотношения разных сторон их творчества: художественной и религиозной. Проповедь как произведение словесного творчества в последнее время привлекает все большее внимание отечественных литературоведов: появились диссертации, посвященные проповедям некоторых русских, французских (Боссюэ), английских (Беды Досточтимого, Джона Донна), немецких (современных) авторов1.

Известно, что многие английские писатели эпохи Просвещения были не только литераторами, но и служителями церкви. Это прозаики Джонатан Свифт и Лоренс Стерн, поэт-сентименталист Эдвард Юнг, а также многие поэты «второго ряда»: Роберт Блэр, автор популярной в 1740-е годы поэмы «Могила»; Уильям Мейсон, друг и биограф Томаса Грея и автор поэмы в четырех частях «Английский сад»; Джон Дайер, художник, поэт, автор поэм «Руины Рима» (1740) и «Руно» (1757); врач и поэт Джордж Крабб, создавший такие поэмы как «Библиотека» (1780), «Деревня» (1783), «Газета» (1785), и многие другие. Сэмюэль Джонсон, которого многие исследователи считают ключевой фигурой своего времени, сам, не будучи рукоположен, писал проповеди для знакомых священников по их просьбе.

1 Егорова JI. В. Жанр проповеди в творческой эволюции Джона Донна: Дис. канд. филолог, наук. Москва, 2001; Левшун JI.B. Проповедь как жанр средневековой литературы (на материале проповедей в древнерусских рукописных и печатных сборниках): Дис. канд. филолог, наук/ ИМЛИ М., 1992; Самойлович К. Ю. Надгробные проповеди Боссюэ: Проповедь как литературный жанр: Дис. канд. филолог, наук. Санкт-Петербург, 1997.

Как нам представляется, сочетание пастырских трудов и литературной деятельности является особенно характерным именно для английской культуры XVIII века. В XVII в. это явление было гораздо менее распространено. Для XIX века оно еще менее характерно: здесь мы можем вспомнить только С. Т. Колриджа, который принял было на себя руководство отдаленным сельским приходом, но, прибыв туда, узнал о гранте, предоставленном ему для писания стихов фабрикантами

1 /

Веджвудами, и уехал, так и не прочитав ни одной проповеди (об этом эпизоде рассказывает в своих мемуарах Томас Де Квинси). Следовательно, мы можем попытаться описать и осмыслить феномен священника-литератора как своеобразную черту английской культуры эпохи Просвещения.

Из литераторов XVIII века мы выбрали трех прозаиков, чье творчество, несомненно, относится к числу вершинных художественных достижений своей эпохи: Джонатана Свифта, Лоренса Стерна и Сэмюэля Джонсона. Наш выбор не в последнюю очередь определялся доступностью текстов их проповедей. Религиозные памфлеты и проповеди писателей XVIII века до сих пор практически не подвергались анализу отечественными^ литературоведами, между тем они дают богатый материал для нового взгляда как на творчество этих писателей, на соотношение художественного и религиозного начал в их мировоззрении, так и на английскую культуру эпохи Просвещения в целом. Таким образом, нам представляется своевременным проанализировать проповеди этих писателей в контексте их художественного творчества, чтобы благодаря привлечению нового материала способствовать более широкому осмыслению эпохи Просвещения.

Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является уточнение общепринятых представлений о взаимодействии художественной и религиозной мысли в эпоху Просвещения на материале изучения проповедей Дж. Свифта, С. Джонсона и JI. Стерна. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать опубликованные проповеди Свифта, Джонсона и Стерна, рассмотрев их содержательные особенности и риторическую структуру.

2. На основе изучения документальных источников выяснить, насколько это возможно, как относился каждый из указанных авторов к разным сферам своей творческой деятельности: религиозной и литературной.

3. Сопоставить образ человека и концепцию личности в проповедях и в художественном творчестве каждого автора.

4. Исходя из проанализированного материала, предложить свое решение следующих вопросов:

- как сочетались и взаимодействовали религиозные и художественные идеи в творческом сознании каждого автора;

- как сочетались их религиозные представления с отношением изучаемых писателей к Просвещению, как ведущему культурному движению эпохи;

- имеет ли место единство авторской позиции или же происходит «раздвоение» авторского сознания в разных сферах творчества, религиозной и литературной;

- прослеживается ли какая-либо эволюция жанра проповеди от Свифта к Стерну.

Исследовательская традиция в осмыслении темы. В отечественном литературоведении проповедь как риторический жанр является относительно малоизученной темой. Для теоретического ее осмысления мы все еще обращаемся к дореволюционным исследованиям В. Ф. Певницкого (1893), Н. Гроссу (1910), Н. И. Барсова (1888, 1899). Краткий очерк средневековой европейской проповеди дан М. JI. Гаспаровым в его работе «Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье»

1986). В последнее время появилось несколько работ, исследующих проповеди отдельных авторов, в том числе английских. Проповеди в творчестве Беды Достопочтенного посвящена глава в монографии М. Р. Ненароковой (2003). Две диссертации посвящены проповедям и религиозным взглядам Джона Донна: это работы JI. В. Егоровой (2001) и В. С. Макарова (2000). Что же касается английских проповедей XVIII века, то только в работе М. Л. Тройской «Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения» (1965) были кратко рассмотрены проповеди JI. Стерна.

Истории церкви в Англии и англиканской церкви, отдельных этапов ее развития посвящена работа Я.Я.Вейша «Религия и церковь в Англии» (1976), многие работы англоязычных исследователей, в том числе «История церкви в Англии» Джона P. X. Мурмэна (1953), «Англиканство» С. Нейла (1965), сборник «Исследование англиканства» под редакцией С.Сайкса и Дж. Бути (1990), «Религиозное государство тюдоровской Англии» под редакцией Дж. Бути (1981), четырехтомная «История методистской церкви в Великобритании» под редакцией Руперта Дейвиса и Гордона Раппа (1965). Жанру проповеди в средневековье посвящена работы Дж. Морфи (1974).

Историко-культурное осмысление взаимоотношения христианства и европейской науки Нового времени на рубеже XVII-XVIII вв. дал Поль Азар в классической работе «Кризис европейского сознания» (1935), с тех пор отдельные положения его труда уточнялись и развивались позднейшими исследователями. Положению англиканской церкви в XVIII веке посвящена работа Джеральда Крэгга «Церковь и век Разума» (1960). Яркая картина английской культуры XVIII в. создана в известном труде историка Дж. М. Тревельяна «История Англии от Чосера до королевы Виктории» (1962, рус. пер. 2001). Различным направлениям философской мысли XVIII века посвящено множество изданий, отечественных и зарубежных, прежде всего исследующих творчество отдельных авторов.

Нам представляется важным упомянуть до сих пор не утративший' своего интереса капитальный труд Лесли Стивена «История английской мысли XVIII века» (1876), который дает подробнейшую картину полной полемических споров философской жизни столетия, упоминая не только главных, но и всех второстепенных ее участников.

Что касается художественного творчества Свифта, Джонсона и Стерна, то в англоязычном литературоведении ему посвящена столь обширная литература, что одно перечисление авторов заняло бы слишком много места. В отечественном литературоведении творчество Свифта и Стерна широко известно, между тем глубоких и серьезных работ об этих авторах немного. По большей части это главы в историях литературы и вступительные статьи к художественным текстам. Среди них следует выделить большую статью А.Г.Ингера, сопровождающую публикацию «Дневника для Стеллы». Он подробно исследовал политические и религиозные пристрастия Свифта, подчеркивая его «независимость» от каких либо внешних общественных влияний. И.А.Дубашинский в своей работе «Памфлеты Свифта» (1968) произвел подробный разбор наиболее известных памфлетов писателя. О политических памфлетах? • Свифта говорится во вступительной статье И.О.Шайтанова в книге «Англия в памфлете» (1987).

Проповедь в творчестве Джонатана Свифта становилась объектом исследования только в западной литературоведческой традиции. Это работы Л. А. Ланды (1954), А. Р. Винета (1968), К. Вильяме (1959), К. Фанинга (1997). При этом две работы, А. Винета и К. Вильяме, посвящены Свифту как священнику и церковному деятелю в контексте церковной жизни XVIII века, ее особенностей и традиций. Эти работы скорее исторического характера, главным образом направленные на изучение исторической ситуации того времени, с привлечением широкого круга материалов о реалиях политической и религиозной жизни страны. В работе К. Фанинга проводится сопоставление проповеднической риторики Свифта и Стерна. К. Фанинг исследует особенности применения проповеднической риторики каждого из писателей по отношению к аудитории, рассматривает, каким образом Свифт и Стерн достигают контакта со своей паствой, как они используют форму проповеди, как определяют для себя отношение между проповедником и его аудиторией. К. Фанинг подчеркивает разность подходов двух проповедников, исследует различие риторических приемов, используемых ими для проповеди и для нахождения контакта со слушателем. Работа Ланды посвящена главным образом проблемам подлинности и датировки проповедей Свифта.

О Сэмюэле Джонсоне почти не встречается работ в отечественном литературоведении. Лишь совсем недавно была издана в отрывках «Жизнь Джонсона» Босуэлла (2003). То, что Джонсон был до последнего времени совершенно исключен из нашей картины литературной жизни XVIII в., можно объяснить, с одной стороны, тем, что он не писал романов, а преимущественный интерес отечественных ученых был обращен на роман XVIII в., с другой стороны, тем, что вся эссеистика Джонсона пронизана религиозными мотивами.

Наиболее ценные сведения о жизни и творчестве Джонсона, в том-числе о его проповедях нам предоставляют свидетельства современника писателя Дж. Босуэлла (1791). Основное значение «Жизни Сэмюэля Джонсона», написанной Босуэллом, состоит в том, что фундаментальный труд Босуэлла выходит за рамки биографии, представляет собой своеобразную интеллектуальную энциклопедию века, живо рисует портреты не только самих Босуэлла и Джонсона, но и их именитых современников. Также ценным материалом по биографии и творчеству Джонсона является работа современника писателя Джона Хокинса (1787, 1961). Дж. Хагструм и Дж. Грэй (1987), современные издатели проповедей Джонсона, провели большую текстологическую и комментаторскую работу, добавили к известным двадцати семи проповедям еще одну, которая была окончательно приписана Джонсону английскими исследователями лишь в

1943 году. Работа Р. Вотла «Сэмюэль Джонсон моралист» (1961) посвящена проблематике моральных эссе Джонсона. Исследователь исходит из необходимости отталкиваться от его религиозных взглядов, так как моралистика Джонсона неотделима от религиозного контекста, а религиозный элемент в его моральных доводах присутствует постоянно. М. Дж. Квинлан в работе «Сэмюэль Джонсон. Религия светского человека» (1964) рассматривает, в частности, риторику проповедей Джонсона, однако основное внимание уделяет интерпретации религиозной позиции Джонсона, раскрываемой через его напряженные духовные искания и труды, его постоянный самоконтроль и стремление к самосовершенствованию. Ч. Чейпин исследует «Религиозную мысль Сэмюэля Джонсона» (1968) в общем контексте его творчества.

Проповедь в творчестве Лоренса Стерна также становилась объектом исследования в основном в западной литературоведческой традиции. В отечественном литературоведении можно упомянуть,, лишь работу М. Л. Тройской по немецкому сентиментально-юмористическому роману (1965), где она, кроме прочего, останавливается и на примере Стерна, подвергая разбору некоторые из его проповедей. На Западе это работы JI. Хэммонда (1970) и В. Л. Кросса (1929). Эти труды представляют собой прежде всего биографическое исследование Стерна. Для нас больший интерес представляет книга Л. Хэммонда, посвященная заимствованиям в проповедях Стерна, с подробными примерами сверяемых текстов.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в отечественном литературоведении проповеди трех ведущих писателей и деятелей культуры XVIII века — Свифта, Джонсона и Стерна — рассмотрены как составная часть их творческого наследия, что позволяет по-новому осмыслить как духовный и художественный мир этих писателей, так и своеобразие английской культуры эпохи Просвещения в целом. Следует отметить, что в англоязычном литературоведении проповеди названных авторов не раз становились предметом анализа, тем не менее нам неизвестны, работы, в которых подробно рассматривалось бы взаимодействие религиозной (англиканской) и просветительской мысли в мировоззрении Свифта, Джонсона и Стерна.

Теоретическое значение исследования заключается в попытке осмысления роли и значения проповеди в творчестве английских писателей-священников XVIII века, соотношении художественной и религиозной сторон их творчества, сущности английского Просвещения в его отношении к религии.

Научно-практическое значение исследования. Основные результаты работы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов по истории зарубежной литературы XVTII века, а также положены в основу специального курса. Также материалы работы могут быть полезны при написании исследований по истории литературы данного периода.

Апробация некоторых разделов исследования состоялась в докладах на научных конференциях «Другой XVIII век» (Москва, МГУ, 2002), «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, МГОПУ,

2003) и «XVIII век: искусство жить и жизнь искусства» (Москва, МГУ,

2004), а также в публикациях. Работа обсуждена в Отделе классических литератур Запада и сравнительного литературоведения ИМЛИ.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения. В первой, вводной главе мы предпринимаем попытку охарактеризовать предшествующую традицию англиканской проповеди и культурную ситуацию англиканской церкви в XVIII веке. Следующие три главы посвящены проповеди в творчестве Свифта, Джонсона и Стерна. В Приложении мы даем наш перевод проповеди Дж. Свифта «О сне в церкви».

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Строганова, Мария Васильевна

Заключение

Англиканская проповедь — явление, неотделимое от истории и культуры английского государства. Ее особенности определяются протестантскими доктринами англиканского вероисповедания, а также особенностями политической и исторической ситуации своего времени. Светский характер англиканского вероучения, не признававшего монашества, определил и особую направленность англиканской проповеди, изменил идеалы и ориентиры, декларируемые проповедниками, опорой которых не могли быть монашеские примеры нестяжания и молитвы. Проповедь эпохи становления англиканства прежде всего полемична. Англиканство существовало в окружении католичества и более радикальных протестантских сект, в положении противостояния, когда главной задачей проповедника было отстоять истины своего вероисповедания. Так как англиканская церковь являлась одним из институтов государства, в англиканской проповеди часто присутствовала политическая составляющая, она являлась влиятельной силой, формировавшей общественное мнение.

На рубеже XVII-XVTII веков в английской культуре происходит важнейший перелом, формируется новая, светская, буржуазная цивилизация, в которой вера становится частным делом каждого и церкви отводится гораздо более скромная роль, чем прежде. Уже в движении латитудинариев конца XVII века проявляются новые тенденции: подчинение интересов церкви^ государственным интересам, призыв к веротерпимости, а в проповедовании — преимущественное внимание к проблемам морали, а не догматического вероучения, радикальное упрощение риторики и стилистики проповеди.

В XVIII в. англиканская церковь отстаивает себя в полемике с деизмом, который является философской основой просветительского мировоззрения.

Соотношение и борьба христианских и просветительских идей и составляют, на наш взгляд, наиболее важную и интересную проблему в исследовании религиозного и литературного творчества избранных нами авторов XVIII века.

Предприняв анализ проповедей Свифта, Джонсона и Стерна, рассмотрев их содержательные особенности и риторическую структуру, их соотношение с художественным- творчеством каждого автора, мы можем сделать следующие выводы.

Творчество Джонатана Свифта приходится на переходную- эпоху рубежа XVII-XVIII в., и он, являясь младшим современником латитудинариев, не принимает их религиозных и политических новаций, в своих религиозных памфлетах полемизирует как с деистами, так и с латитудинариями. Как и другие проповедники XVIII века, Свифт опирается на реформу проповедования Тиллотсона, но только в том, что касается упрощения риторики (он сам призывает проповедовать «трезвой мыслью и строгим доводом»). Что' касается содержания проповеди, то он не •ограничивает себя проблемами морали, как это делали латитудинарии, но читает проповеди, разъясняющие догматы англиканской церкви, полемизирует с католицизмом, светской языческой моралью, популярной среди деистов, касается животрепещущих социальных и политических вопросов существования Ирландии.

Художественные произведения Свифта и его проповеди различны по содержанию и пафосу, но едины по выраженной в них авторской точке зрения. Художественные произведения Свифта прежде всего сатиричны, но используя сатиру как орудие, Свифт нападает на те же заблуждения и ведет ту же полемику, что и в своих проповедях. В проповедях происходит «положительное» изложение авторского мнения, не допускается сатира и главной целью является показать, каким должно быть общество, в отличии от художественного творчества, где Свифт показывает, каким общество является на самом деле. Сочетания религиозных и просветительских идей в творческом сознании Свифта не происходит, он постоянно подчеркивает расхождение между христианской и просветительской системой ценностей.

Свифт последовательно отстаивает позиции христианской церкви в против деистов, либералов и ранних просветителей. В своих проповедях и религиозных памфлетах он полемизирует с ними, в художественных произведениях сатирически осмеивает просветительские иллюзии, которые он ясно видит уже на раннем этапе их формирования. Его проповеди не пользуются популярностью у современников, а сатирические произведения создают ему репутацию мизантропа, и это «расхождение» Свифта со своей эпохой вполне осознанно и концептуально, оно отнюдь не является следствием его тяжелого характера или каких-то иных, случайных причин.

Творчество Джонсона и Стерна приходится на вторую половину XVIII века, оба они принадлежат к тому поколению, которое было воспитано на идеях Просвещения и впитало в себя развитую просветительскую культуру, оба автора сочетают в своих проповедях христианские и просветительские идеи, но делают это совершенно по-разному.

В отличие от Свифта, который ясно видел несовместимость новой просветительской идеологии с христианством и остался на стороне христианства, Сэмюэль Джонсон и в проповедях, и в моральных эссе, заслуживших ему славу «великого христианского миралиста», как нам кажется, вполне гармонично сочетает свои просветительские и христианские взгляды в достаточно цельной системе мировоззрения. Мы постарались показать, что это стало возможным благодаря тому, что, с одной стороны, он придерживался «умеренного», либерального англиканства, каким его проповедовали латитудинарии, с другой стороны, он был весьма «умеренным» просветителем, то есть из идеологии Просвещения брал конструктивную, созидательную часть, отсекая часть деструктивную. Именно поэтому Джонсону удалось оказать большое влияние на современников и стать воплощением духа эпохи, в то время как

Свифт оказался не понят современниками и заслужил репутацию^ мизантропа.

В проповедях Джонсон отталкивается от реформы Тиллотсона и формально, и по содержанию. Он почти никогда не касается христианской догматики, но все свое внимание уделяет христианской морали. Джонсон убеждает своих современников, что без христианских ценностей, без христианской морали современное «благоустроенное» общество не устоит. Как бы ни были хороши его законы, они не касаются ни внутренней жизни личности, ни внутрисемейных отношений. Тематика проповедей и эссе Джонсона сходна и преимущественно моральный пафос эссе и проповедей един, вплоть до словесных повторов.

Лоренс Стерн относился к числу тех просвещенных и либеральных проповедников эпохи Просвещения, для которых их литературные и ученые занятия были в равной степени, если не более- важны, чем их пастырские труды. В проповедях Стерна мы. вновь видим явный конфликт христианских и просветительских идей, но Стерн, в отличие от Свифта, сам внутренне тяготеет к Просвещению и своими двусмысленными текстами подрывает монолитную серьезность христианства. Его проповеди фактически лишены дидактизма, нередко внутри одной проповеди он «драматически» противопоставляет друг другу разные точки зрения и заставляет своих слушателей и читателей задуматься о выборе позиции. Образ человека в проповедях и романах Стерна един, но при этом - Стерн воспринимает свои проповеди скорее как литературное, чем как религиозное сочинение.

Одним из доказательств «литературности» проповедей Стерна является то, насколько широко автор считает возможным использовать в них смех, остроумие и юмор. Как романиста, Стерна и в проповеди интересуют прежде всего человеческие характеры, он часто ставит в центр проповеди детальное рассмотрение ветхозаветных сюжетов или трактовку характеров библейских персонажей. При этом он стремится придать сюжету наибольшую драматичность, дополнить его красочными деталями собственного сочинения, заинтересовать публику неожиданной трактовкой хорошо известных коллизий и событий. То, как Стерн обращается с формой проповедей, также подчеркивает их «литературность». По сравнению со Свифтом и Джонсоном проповедь Стерна освобождается от всех формальных признаков жанра, в ней невозможно уловить четкую структуру, выделить последовательное развитие темы.

Итак, мы можем наблюдать разные виды взаимоотношения религиозных и просветительских позиций в проповедях Свифта, Джонсона и Стерна: у Свифта конфликт христианских и просветительских идей, у Джонсона — попытка их сочетания в единой системе, у Стерна - незаметное вытеснение и подмена христианских идей просветительскими. Различны и взаимоотношения между проповедью и художественным творчеством у каждого и рассмотренных писателей. Единство позиции, но разность средств, мы наблюдаем у Свифта, сочетание и взаимодополнение у Джонсона, и поглощение религиозного творчества литературным у Стерна.

Можно увидеть в этом различии позиций известную эволюцию духовных и творческих исканий от Свифта к Стерну, во всяком случае, можно утверждать, что по мере развития и распространения просветительских идей в английском обществе XVIII века, они оказывают все более глубокое влияние на культуру, в том числе и на жанр проповеди.

Рассматривая проповедь, как искусство, основанное на риторических принципах, мы не должны забывать, что XVIII век завершает большой период традиционалистской риторической культуры «готового слова», и в XVIII веке она находится уже на стадии разложения239. В проповедях рассмотренных нами авторов этот процесс проявляется, на наш взгляд, в том, что происходит распад целостности риторического высказывания, которое в идеале обращается одновременно и к разуму и к чувству

239 См.: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Москва, 1994. слушателя. Свифт и Джонсон апеллируют прежде всего к разуму паствы, их проповедям присущи ясность и четкость, логическое развитие мысли, при этом Свифт прямо утверждает, что всякая апелляция к чувствам слушателей производится лишь в целях манипулирования их сознанием. А в проповедях Стерна на первый план выходит как раз обращение к чувствам слушателей с помощью всего арсенала чисто литературных риторических средств, за которым угадывается стремление скорее понравиться им, иметь успех, чем научить и принести пользу.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Строганова, Мария Васильевна, 2008 год

1. Свифт Дж. Дневник для Стеллы. Москва, Наука, 1981 - 623 с.

2. Свифт Джонатан. Собрание Сочинений: В 3-х тт. Москва, 2000 - 245 с.

3. Стерн JI. Нравоучительные речи и некоторые нравственные мнения г. Стерна. Москва, 1801 - 348 с.

4. Стерн JI. Сентиментальное путешествие: Роман, воспоминания, письма, дневник. Санкт-Петербург, Лимбус Пресс, 1999 - 415 с.

5. Johnson Samuel. Essays from the Rambler and the Idler. New York, 1902 - 279 p.

6. Johnson S. The history of Rasselas. Oxford, 1942- 203 p.

7. Johnson S. The Letters of Samuel Johnson. 3 vols., Oxford, 1952 -304 p.

8. Johnson S. Lives of the English poets Gay, Thomson, Young, Gray, -New York, 1967-192 p.

9. Johnson S. The Rambler. 3 vols., New-Haven - London, 1969 — 2061. P

10. Johnson S. Sermons.- New-Haven London , 1978 - 354 p.

11. Johnson S. The Works of Samuel Johnson. 9 vols., Oxford, 1825 -304 p.

12. Sterne Laurence and Droper Elizabeth. Letters from Yorick to Eliza, Eliza to Yorick. Sterne to his friends. Altenburgh, 1776 - 127 p.

13. Sterne L. Letters of L. Sterne. Oxford, 1935 - 495 p.

14. Sterne L. Selected Prose and Letters.- Moscow, 1981 315 p.

15. Swift J. Вickerstaff Papers and Pamphlets on the Church. Oxford, 1940-299 p.

16. Swift J. The corespondence of J. Swift, ed. by Harold Williams. -London, 1963-332 p.

17. Swift J. Irish tracts 1720-1723 and Sermons. Oxford, 1948 - 386 p.

18. Swift J. Guliver's travel. Oxford, 1940 - 289 p.

19. Swift J. Polite conversation in 3 dialogues. Whittingham, 1892 -198 p.1.. Исследования

20. Научно-справочная литература

21. Бедуелл, Ги. История Церкви. Москва: Христианская Россия, 1996.-298 с.

22. Дональд К. Мак-Ким. Вестменстерский словарь теологических терминов. Москва. 2004. - 504 с.

23. Православная энциклопедия. — Москва. «Православная энциклопедия», 2000.

24. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х томах. -Москва. «Большая Российская энциклопедия», 1993.

25. The Anglican Tradition. A Handbook of Sources. Ed. by Y. R. Evans and J. Robert Wright. Fortress press. 1988. - 620 p.

26. Bertram R. A. A homiletic encyclopaedia of illustrations in theology and morals. 6th ed. New York, 1883. - 882 p.

27. Cambridge Companion to English Literature 1550-1740. -Cambridge. 2000.-306 p.

28. Cleibsch William. Christianity in European History. New York, 1979.-204 p.

29. Coure, Leonard W. And Yummer, John Selwyn. The Christian Calendar. A Complete Guide to the Seasons of the Christian Year. Springfield, cop. 1974.-214 p.

30. A Dictionary of Christian Theology. Ed. by Alan Richardson. -London, 1969.-364 p.

31. Johnson, Paul. A History of Christianity. Harmondsworth, etc.,1980. X, - 556 p.

32. The Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. by F. L. Cross. 2nd ed. Oxford, 1977. XXXI. - 311 p.

33. Литература по. истории проповеди, в том числе в англиканской традиции

34. Гаспаров М. JL. Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. Москва, 1986. - 340 с.

35. Гроссу Н. Исторические типы церковной проповеди. Киев,, 1910. -97 с.

36. Егорова JI. В. Жанр проповеди в творческой эволюции Джона Донна: Дис. канд. филолог, наук. Москва, 2001. 159 с.

37. Ненарокова М. Р. Досточтимый Беда ритор, агиограф, проповедник. - Москва, 2003. - 256 с.

38. Левшун Л.В. Проповедь как жанр средневековой литературы (на материале проповедей в древнерусских рукописных и печатных сборниках): Дис. канд. филолог, наук/ ИМЛИ М., 1992. - 138 с.

39. Певницкий В. Ф. Из истории гомилетики. Киевская Духовная Академия, 1893. 113 с.

40. Самойлович К. Ю. Надгробные проповеди Боссюэ: Проповедь как литературный жанр: Дис. канд. филолог, наук. Санкт-Петербург, 1997. -146 с.

41. Таушев А. Руководство по гомилетике. Москва, 2001. - 145 с. 22. Kennedy, George A. Classical Rhetoric and its Christian and Sacular

42. Tradition from Ancient to Modern Times. University of North Carolina Press; London, 1980.-291 p.

43. Smyth Charles: The Art of Preaching. A Practical Survey of Preaching in the Church of England 747-1939. London, 1953.-305 p.

44. The Eighteenth-Century Pulpit: A Study of the Sermons of Butler, Berkeley, Seeker, Sterne, Whitefield and Wesley. Oxford: Clarendon Press, 1969.-235 p.

45. Robert de Basevorn. The Form of Preaching // Three Medieval Rhetorical Arts. Oxford, 1968. - 432 p.

46. Литература по истории англиканской церкви

47. Бурова И. И. Две тысячи лет истории Англии. Санкт-Петербург: Изд. С-Петербургского университета, 2001. — 254 с.

48. Достопочтенный Беда. Церковная история народа Англов. -Санкт-Петербург, 2001. 361 с.

49. Edwards, David L. Christian England. Vol. 2. From the Reformation to the 18th Century. London, 1982. - 520 p.

50. A History of the Methodist Church in the Great Britain. Ed. by Rupert Davis and Gordon Kapp. London, 1965. In 4 vol. Vol. 1. - 332 p.

51. Moorman J. R. H. A History of the Church in England. London, 1976.-451 p.

52. More Paul Elmer. Anglicanism. London, 1935. - 811 p.

53. Neill Stephen. Anglicanism. London, 1965. — 192 p.

54. Sampson H. Grant. The Anglican tradition in 18 century verse. The Hague-Paris, Mouton, 1971. - 378 p.

55. Schoffber Herbert. Protestantism and Literature. London, 1958. -312 p.

56. Литература по истории и культуре Англии

57. Англия в памфлете. Москва, 1987. — 432 с.

58. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. -Москва, 1966. 214 с.

59. Ингер А. Г. Из истории английской литературы XVII-XVTII веков. Коломна, 1996. - 124 с.

60. Макаров В. С. Религиозно-философские аспекты творчества Джона Донна. Москва, 2000. - 312 с.

61. Маколей Томас Бабингтон. Англия и Европа. Санкт-Петербург, 2001.-500 с.

62. Макуренкова С. А. Джон Донн поэтика и риторика. Москва: Академия, 1994. - 206 с.

63. Мееровский Б. С. Джон Толанд. Москва, 1973. - 189 с.

64. Теккерей У. М. Английские юмористы XVIII века. Собр. соч. в 12-и томах. Москва: «Художественная литература», 1977.

65. Тревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Смоленск: Русич, 2002. ,- 620 с.

66. Томас Элиот. Избранное: Религия, культура, литература. — Москва: РОССПЭН, 2004. 751 с.

67. Хилл Кристофер. Английская Библия и революция XVII века. -Москва: ИВИ РАН, 1998. 489 с.

68. Bahlman, Dudley. W. R. The moral revolution of 1688. London, 1957.-213 p.

69. Bogel Frederic. Literature and substantiality in later eighteenth century England. Princeton, 1984. - 226 p.

70. Bredvold Louis I. The literature of the Restoration and the eighteenth century 1660-1798. New York, 1962. - 220 p.

71. Copley Stephen. Literature and the social order in eighteenht century England. London, 1984. - 202 p.

72. Cragg, Gerard R. The Church and the Age of Reason, 1648-1789. -Harmondsworth, 1966. 299 p.

73. Cragg, Gerard R. Reason and Authority in the eighteenth century. -London, 1964.-349 p.

74. Damrosch Leopold. God's plot and man's stories. Studies in the fictional imagination from Milton to Fielding. Chicago; London, 1985. — 3431. P

75. DePorte Michael. Nightmares and hobbyhorses: Swift, Sterne and Augustan ideas of madness. San Marino, 1974. — 164 p.

76. Dieter A. Berger. Die Konversationskunst in England 1660-1740. -Munchen, 1978. 347 p.

77. Dussinger John A. The discourse of the mind in 18 century fiction. — The Hague-Paris, Mouton, 1974. 215 p.

78. The eighteenth century/ Ed. By Pat Rogers. London, Methuen, 1978.-246 p.

79. Elton Oliver. Reason and Enthusiasm in the 18 century. //Essays and Studies by Members of the English Association. vol. X. - Oxford: Claredon Press, 1924.-564 p.

80. The Enlightenment and English literature: Prose and poetry of the eighteenth century. Toronto, 1980. - 765 p.

81. From Blake to Byron/ Ed. By Boris Ford. Harmondsworth, 1976. — 314 p.

82. Fussell Paul. The rhetorical world of Augustan humanism. Ethics and imagery from Swift to Burke. Oxford, 1965. - 314 p.

83. Goose Edmund. A history of eighteenth century literature (16601780). New York, 1889.-415 p.

84. Hazard, Paul. European thought in the eighteenth century. -Cleveland-New York, 1963. 477 p. Пер.: Hazard, Paul. La crise de la conscience europeenne. - Paris. 1935. -480 p.

85. Humphreys, Authur Raleigh. The Augustan world: life and letters in the eighteenth century England. 2nd ed. London, Methuen, 1964. - 283 p.

86. Jackson Robert S. John Donne's christian vocation. Evanston, 1970. -192 p.

87. Keener Frederic M. The chain of becoming the philosophical tale, the novel and neglected realism of enlightenment: Swift, Montesquien, Voltaire, Johson and Austen. New York, 1983. - 358p.

88. Landa L. A. Essays in eighteenth century English literature. -Princeton, 1980.-241 p.

89. The literature of controverse: Polemical strategy from Milton to Junius/ Ed. By Thomas N. Corns. London, Totowa, 1987. — 176 p.

90. Lucas F. L. The search for good sense: Four eighteenth-century characters. Johnson, Chesterfield, Boswell, Goldsmith. Cassell, 1958. - 354 p.

91. Nicolson Marjorie Hope. Science and Imagination. Ithaca, 1956. -238 p.

92. Nussbaum Felicity. The new eighteenth century: Theory, politics, English literature/ Felicity Nussbaum, Laura Braun.- New York, London, 1987. — 320 p.

93. Preston Thomas R. Not in Timon's manner. Feeling, misanthropy and satire in eighteenth century England. University, The University of Alabama press., 1975.-217 p.

94. Probyn Clive T. English fiction of the eighteenth century 1700-1789. -New York, 1987.-244 p.

95. Rawson Claude Julien. Order from confusion sprung studies in eighteenth century literature from Swift to Cowper. London, 1985. - 431 p.

96. Redwood, John. Reason, ridicule and religion. The Age of Eulightenment in England, 1660-1750. London, 1976. - 287 p.

97. Rogers Pat. The Augustan vision. London, 1974. - 318 p.

98. Sambrook, James. The eighteenth century: The intellectual and cultural context of English literature 1700-1789. London, New York, 1986. -290 p.

99. Sherburn George. The Restoration and eighteenth century (16601789). New York, 1948. - 410 p.

100. Stephen Leslie. English literature and society in the eighteenth century. Duckworth, 1940. - 224 p.

101. Stephen, Leslie. History of English thought in 18 century. In 2 vol. -London, 1876.-466 p.

102. Stephen Leslie. Selected writings in British intellectual history. -Chicago, London, 1979. 297 p.

103. Studies in change and revolution. Aspects of English intellectual history 1640-1800/ Ed. by Paul J. Korshin. Menstone, (Yorkshire), 1972. - 2821. P

104. Syhes Steven. The Study of Anglicanism/ Steven Syhes, John Booty. -London, Minneagrolis, 1990. 468 p.

105. Литература по творчеству Дж. Свифта, С. Джонсона и Л. Стерна

106. Босуэлл Дж. Жизнь Сэмюэля Джонсона: Отрывки из книги. -Москва, 2003.-245 с.

107. Гете И. В. Лоренц Стерн. Собр. соч. в 13-и томах. Москва: ГИХЛ., 1935.

108. Дейч А. И. Свифт. Москва: Жур.-газ. объединение, 1933. — 166с.

109. Дубашинский И. А. Памфлеты Свифта. Рига: Звайгэне, 1968. -192 с.

110. Елистратова А. Лоренс Стерн, в кн.: Стерн Л. Жизнь и мнения Тристама Шенди, джентльмена. Сентементальное путешествие. Москва: Художественная литература, 1968. - 286 с.

111. Ингер А. Г. Доктор Джонатан Свифт и его «Дневник для Стеллы», в кн. Свифт Дж. Дневник для Стеллы. Москва: Наука, 1981. -564 с.

112. Маевская В. Г. Роман JI. Стерна «Жизнь и мнения Тристама Шенди» и история английского романа эпохи Просвещения. Автореф. дис. канд. филолог, наук. 10.01.05. Москва, 1989. 16 с.

113. Панина И.А. Образность языка сатиры Джонатана Свифта: Дис. канд. филолог, наук. Пермь, 2003. 146 с.

114. Тройская М. JI. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Ленинград, 1965. - 243 с.

115. Тройская М. Л. Романы Стерна. Ленинград, 1960. - 273 с.

116. Тройская М. Л. Стерн — моралист. Ленинград, 1948. - 246 с.

117. Урнов Д. М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. Москва: Наука, 1973. - 88 с.

118. Штейн А. Л. Свифт и человечество. Москва, 1977. - 209 с.

119. Beaumont Ch. A. Swift's use of the Bible. Athens, 1965. - 68 p.

120. Bogel Frederic V. The first English novelists. London, 1985. - 2501. P

121. Carlyle Thomas. On Heroes, Hero-Worship and the Heroic in History. New York, 1983. - 416 p.

122. Cash Arthur H. Laurence Sterne The Early and Middle Years. -London, 1975. 333 p.

123. Chapin Chester F. The religious thought of S. Johnson. University of Michigan press., 1968.- 181 p.

124. Chwalewik Witold. Laurence Sterne. Warscawa, 1969. - 423 p.

125. Clark Jonathan C. D. Samuel Johnson. Literature, religion and English cultural politics from the Restoration to Romanticism. Cambridge, 1995.-270 p.

126. Cross Wilbur L. The life and times of L. Sterne. New Haven, 1929. - 670 p.

127. Ewold W. B. The masks of J. Swift. New York, 1967. - 318 p.

128. Gilbert Jack G. Jonathan Swift. Romantic and cynic moralist. -Austin-London, 1966. 161 p.

129. Hammond Lansing Van Der Heyden. Laurence Sterne's sermons of Mr. Yorick. Hammond, 1970. - 195 p.

130. Harth Phillip. Swift and Anglican rationalism. The religious background of A tale of a tub. Chicago-London, 1969. - 171 p.

131. Hawkins John. The life of S. Johnson. New York, Macmillan, 1961. -341 p.

132. Gilbert J. G. J. Swift. London, 1966. - 133 p.

133. Johnson S. Sermons/ Ed. by Jean Hagstrum and James Gray. New Heaven, London, 1978. - 354 p.

134. Landa L. A. Jonathan Swift A List of Critical studies publ. from 1895 to 1945 by Louis Landa and James Erward Tobin to which is added remarks on some Swift manuscripts in the United States by Herbert Davis. New York, 1945. - 61 p.

135. Landa L. A. Swift and the church of Ireland. London, 1954. - 2061. P

136. New Melvyn. Laurence Sterne as satirist. Geinesville, 1969. - 4041. P

137. Probyn Clive T. J. Swift; the contemprary backgrount. New York, 1979.-219 p.

138. Quinlan M. J. Samuel Johnson. A layman's religion. Madison, 1964.-240 p.

139. Quintana Ricardo. Two Augustans J. Locke, J. Swift. - Madison, 1978.- 148 p.

140. Price Martin. Swift's rhetorical art. A study in structure and meaning. -New Haven, 1953. 200 p.

141. Roberts S. C. Doctor Johnson and others. New York, 1958. - 175 p.

142. Seccombe Thomas. The age of Johnson. London, 1899. - 366 p.

143. Stephen Leslie. Swift. New York, 1902. - 205 p.

144. Swift J. Irish tracts 1720-1723 and Sermons. Oxford, Blackwell, 1948.-386 p.

145. Voitle Robert. Samuel Johnson the moralist. Cambridge, (Massachusetts), 1961. - 182 p.

146. Wilbur L. Cross. The Life and Times of Laurence Sterne. 3d ed. -New Haven, 1929. 413 p.

147. Williams Kathleen. J. Swift. London, 1968. - lllp.

148. Williams Kathleen. J. Swift and the Age of Compromise. London, 1958.-238 p.

149. Winged Scull: Papers from the Laurence Sterne/ Ed. by Arthur H. Cash, JohnM. Stedmond. London, 1971. - 315 p.

150. Winnett Arthur Robert. J. Swift churchman. Farnham, 1968. - 16 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.