Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала ХХ вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Мисаилова, Ирина Ивановна

  • Мисаилова, Ирина Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 172
Мисаилова, Ирина Ивановна. Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала ХХ вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1998. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мисаилова, Ирина Ивановна

Введение

Глава 1. Теоретик© - методологические основы исследования.

1.1. Исторические предпосылки культурных преобразований в России во второй половине 19 в.

1.2. Основные тенденции развитая музыкального образования во второй половине 19 в.

1.3. Методические принципы выдающихся представителей музыкальной культуры на рубеже 19 - 20 вв.

Морально - нравственное воспитание.

Художественно - эстетическое воспитание.

Ориентация на интегрированное занятие.

Опора на творческо - практическую деятельность.

Использование индивидуального подхода.

Развитие творческого мышления.

Глава П. Становление системы музыкально - эстетического воспитания в

20 в. на основе использования иней прогрессивных педагогов - музыкантов.

II. 1. Вклад В.Н.Шацкой в становление системы общего музыкального образования. 75 П.2. Претворение методических принципов музыкантов прошлого в построении содержания и методики музыкального обучения на современном этапе. 89 II.3 Педагогические условия музыкально - эстетической подготовки будущих музыкальных руководителей дошкольных учреждений и учителей музыки в рамках учебно - педагогического комплекса. 115 Заключение 151 Литература 155 Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Прогрессивные идеи и методические принципы русских музыкантов второй половины XIX - начала ХХ вв. как источник совершенствования системы современного общего музыкального образования»

Идеологическая свобода и социально - экономические преобразования в современной России привели к отрицанию общественным сознанием многих духовно - нравственных ценностей, имевших важное значение в прошлом. Изменения в подобного рода ориентирах не могли не привести к необходимости серьезных корректив в области управления образовательными и воспитательными системами. Не является исключением и музыкально - эстетическое воспитание. Между тем, несмотря на настойчивые попытки восполнить недостающие звенья образовавшегося духовного пространства культурными достижениями Запада, становится все более очевидным его не всеща положительное влияние и, что самое главное, зачастую полная несовместимость с нашей ментальносгью. В этом процессе отражаются основные закономерные реальности нашего времени. Во - первых, действовавшая ранее система музыкально - эстетического воспитания уже не может функционировать в полном объеме. Во - вторых, при обновлении ее форм, методов и самого содержания справедливо было бы максимально учитывать весь позитивный опыт истории русской музыкальной педагогики.

Сказанное можно в первую очередь отнести к периоду второй половины 19 - началу 20 вв. Значение созданных тоща русскими художниками памятников искусства, в том числе и музыкального, так велико, что без их изучения немыслим анализ последующего развития мировой культуры. Но что особенно важно в русле настоящего исследования - отечественные гении музыкальной культуры той эпохи, такие, как П.Чайковский, Н.Римский - Корсаков, ММусоргский, Л.Бородин и др., получили образование не за рубежом, а в России. Поэтому все их музыкальные достижения современные педагоги - музыканты вправе рассматривать как результат целенаправленного педагогического воздействия складывающейся тоща системы музыкальной педагогики.

Между тем, она формировалась во многом благодаря прогрессивным педагогическим идеям и основанным на них методическим технологиям целого ряда корифеев музыкальной культуры - В.Стасова и АСеро-ва, ГЛароша и В.Одоевского, М.Балакирева и ГЛомакина, А. и Н.Рубинштейнов, П. Чайковского и В.Сафонова и др. Дальнейшее ее развитие тесно связано с педагогической деятельностью выдающихся музыкантов следующего поколения, среди которых ведущая роль принадлежит представителям московской школы - НМетаеру, АГедике, КЯворскому, Е.Гнесиной,Э.Конюсу и др.

О педагогическом наследии музыкантов той эпохи писали достаточно много. Можно отметить обширный круг мемуаров, содержащих воспоминания их учеников и современников. Кроме того, существует целый рад работ, анализирующих их педагогические методы и принципы. В первую очередь следует выделить публикации Л.Баренбойма, ЕДолинс-кой, Т Ливановой, ЕКорабельниковой, АНиколаева и др.

Несомненной ценностью педагогического наследия обозначенной эпохи объясняется и новая волна интереса к нему со стороны современных авторов, желающих найти решения проблем, поставленных во многом непростой педагогической ситуацией в стране. В дассертационных исследованиях Л.Глухова, АМасловского, ЛПодьяблонской, ЛСуховой дано серьезное аналитическое освещение педагогических концепций соответственно В.Орлова, В.Сафонова, Н.Римского - Корсакова, Н.Рубинштейна, педагогическая деятельность которых составляет весомую часть сокровищницы отечественной музыкальной культуры.

Однако следует заметить, что названные работы посвящены, как правило, педагогической деятельности одного музыканта и не носят исторически - обобщающего характера. Поэтому подобные материалы не могут дать целостной картины своеобразия и особенностей школы русской музыкальной классической педагогики. Кроме того, при таком подходе остаются в стороне совершенно необходимые для освещения проблемы музыкального воспитания того времени вопросы преемственности методических принципов. Это первое.

Второе: в задачу перечисленных работ не вход ил жизненно важный для определения опорных философско - методологических положений анализ связей педагогических идей и концепций музыкантов прошлого с фундаментальными ценностями, составлявшими смысловое ядро русской ментальносги и идеологии той эпохи. Во многом это объясняется недоступностью для широкого изучения трудов философов «серебряного» века в течение всего периода тоталитарного строя. Поэтому актуальность настоящей работы видится нам в необходимости серьезных теоретических и методологических разработок, посвященных прогрессивным педагогическим идеям и методическим принципам выдающихся музыкальных деятелей определенной исторической эпохи.

Цель исследования - выявить и систематизировать традиционные для российской музыкальной педагогики эффективные педагогические идеи и методические принципы музыкантов эпохи расцвета отечественной классической музыкальной педагогики, которые способны усовершенствовать современный процесс музыкально - педагогической подготовки учителей музыки и музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Объект исследования - отечественная система музыкального воспитания и образования второй половины 19 - начала 20 веков.

Предмет исследования - преемственность педагогических идей и методических принципов в педагогической практике музыкантов московской школы.

Гипотеза исследования исходит из следующего предположения. Педагогические идеи и методические принципы музыкантов прошлого, рассмотренные в историческом аспекте и систематизированные по определенным критериям, становятся важным источником совершенсгювания учебно - воспитательной работы, если они: являются актуальными и находят свое практическое место в системе общего музыкального образования; включаются в курсы методики музыкального воспитания, музыкальной педагогики и психологии, истории и теории музыки; обогащают палитру средств педагогического воздействия и способов работы с учащимися в ходе освоения дисциплин всех специальных циклов.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили конкретизацию следующих задач:

1. Анализ основных, наиболее актуальных для становления системы отечественной музыкальной педагогики исторических тенденций.

2. Всестороннее рассмотрение наиболее эффективных педагогических средств вышеназванных музыкантов на основе всей совокупности имеющейся архивной, исторической документации.

3. Определение проблем современного учебно - воспитательного процесса, в решении которых необходимо применить педагогические установки музыкантов прошлого.

4. Прогнозирование возможных изменений современного образовательного процесса (в частности, некоторых предметов музыкально - теоретического цикла), связанных с внедрением идей и принципов педагогической практики той эпохи.

Методологической основой исследования являются: эстетико - философское учение о «цельности» человека, о единстве нравственного и эстетического, науки и искусства (М.Каган, И.Киреевский, Н.Киященко, Вл.Соловьев и др.); принцип историзма, позволяющий рассматривать все явления музыкальной педагогики в процессе их становления и развития

БАсафьев, Ю. Келдыш. ОЛевашева. Е.Орлова и др.); концепции ведущих современных ученых по психологии музыкального восприятия (В.Медушевский, Е.Назайкинский, В.Петрушин и др.). Кроме того, адаптируя методические принципы к современным педагогическим условиям, автор диссертации опирался на труды отечественных ученых по проблемам современного образования (Э.Абдуллин. Л.Арчажникова, Ю.Ба-банский, Т.Комарова, О.Радынова, Л.Рапацкая, Г.Цыпин и др.).

Методы исследования:

• изучение архивных источников - мемуаров, воспоминаний современников, свидетельств учеников и прочих материалов, которые могли дать научно достоверные сведения о педагогической деятельности русских музыкантов;

• историю - теоретический анализ специальной учебной документации (учебных планов, программ, пояснительных записок и др.), связанной с музыкальной педагогикой;

• изучение педагогического процесса подготовки будущих учителей музыки и музыкальных руководителей дошкольных учреждений с целью выявления проблем, которые могут быть решены посредством опоры на пед агогические идеи русских музыкантов прошлого;

• методы эмпирического уровня - целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогические беседы, тестирование.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Диссертация содержит новый подход к анализу причинно - следственных связей российской музыкальной педагогики с общественным мировоззрением второй половины 19 - начала 20 вв., основанный на философских традициях «серебряного» века, что открывает возможности для дальнейшего уточнения наиболее характерных для русской менталъносги моделей обучения.

2. Обобщены и систематизированы общие методические принципы и механизмы оперирования ими в процессе музыкального воспитания личности, составляющие основу оригинальных педагогических технологий выдающихся музыкантов одной эпохи.

3. Экспериментально проверена эффективность системы методических принципов ярких представителей прошлого в формировании музыкально - педагогического профессионализма учащихся при экстраполяции ее на современный процесс подготовки учителей музыки в школе и музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты существенно обогащают курсы методики музыкального воспитания, музыкальной педагогики и музыкальной психологии, могут значительно расширить курс истории музыки, а также предоставляют возможность педагогу воспринять и использовать лучшие методы и способы работы в процессе преподавания специальных дисциплин.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Система методических принципов наиболее видных представителей русской музыкальной педагогики - А.Гедике, Е.Гнесиной, Э.Конюса, Н.Метнера, Б.Яворского, обеспечивающая преемственность, принесет существенную пользу в усовершенствовании современных моделей обучения.

2. Характер общения преподавателей московской школы с учащимися совершенно исключал догматизм и стереотипность. Демократизм стиля их музыкально - педагогической деятельности состоял в обращении к личности ученика, преодолении формализма, бюрократизма, основывался на педагогике сотрудничества, к числу основных аспектов которой должны быть отнесены: а) нравственно - эстетическая направленность обучения и успешность процесса воспитания у учащихся общих духовно - ценностных ориентиров при полном раскрытии их индивидуальных качеств; б) совершенствование современного музыкального мышления; в) ориентированность на практическую деятельность учащихся как гарантию прочности результатов развития их познавательных сил; г) выступление педагога в качестве помощника, советчика и соратника учащегося в поисках истины и в овладении музыкальным мастерством.

3. Педагогические идеи и методические принципы представителей московской школы выступают в качестве эффективного источника формирования педагогического профессионализма в современном процессе подготовки будущих учителей музыки в школе и музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Апробация исследования осуществлялась в процессе опьгшо - экспериментальной работы на базе музыкального отделения Учебно - педагогического комплекса №7 г.Москвы (ныне Педагогический колледж №7 "Маросейка"); через публикации в научных сборниках и журналах; в обсуждениях на кафедре методики и теории музыки МГОПУ. Основные положения диссертации излагались на международной научно - практической конференц ии, посвященной ориентации подрастающего поколения на освоение общечеловеческих духовно - нравственных ценностей (г.Серпухов, 23-25 сентября 1996г.) и на научно - практической конференции по проблемам педагогической подготовки студентов в контексте среднего и высшего профессионального музыкального образования (Москва, 17-19 ноября 1997г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Мисаилова, Ирина Ивановна

Выводы по второй паве.

Становление системы музыкально - эстетического воспитания в 20 веке происходило на основе использования идей педагогов - музыкантов второй половины 19 - нач. 20 вв. Как профессиональное, так и общее музыкальное образование базировалось на системе единых педагогических принципов, характерных для русской ментальности. Ярчайшим примером их великолепного воплощения может служить педагогическая концепция В.Н.Шацкой.

Анализ современного процесса музыкально - эстетической подготовки на уроках музыкальной литературы по действующей в педагогических училищах программе с точки зрения педагогических установок прошлого убедительно выявляет "узкие" места. В то же время результаты основного эксперимента показали, что разработанная по принципам классической музыкальной педагогики методика преподавания музыкальной литературы помогает решить положительно многие вопросы современного музыкального обучения.

Полученные в ходе основного формирующего эксперимента результаты подтвердили наше предположение о комплексе условий, необходимых для достаточного уровня музыкально - эстетической и методико -практической подготовки будущего музыкального руководителя. К таким условиям следует отнести:

- приоритетность духовного воспитания личности; превалирование чувственно - эмоционального фактора над теоретико - рациональным подходом;

- развитие интеллектуальных способностей на основе строгого учета ин дивидуальных психологических характеристик;

- использование на уроках методов работы, направленных на активную совместную деятельность (эвристических бесед, диспутов и др.);

- увеличение у учащихся удельного веса знания собственно музыкально - иллюстративного материала;

- изменение репертуарной политики в сторону более подробного изучения современной музыки;

- введение системы модульного и тематического тестирования на протяжении всего курса.

Проведенное исследование убедительно подтвердило целесообразность использования системы методических принципов музыкантов прошлого в современной практике преподавания музыки, поскольку:

- основные ее положения и установки могут вводиться в современную педагогическую практику,

- использование их в значительной мере способствует улучшению качестаа подготовки учащихся;

- применение их заметно обогащает педагогическую палитру учащихся - практикантов - будущих педагогов - музыкантов.

Заключение.

Основные методические принципы отечественной системы музыкально - эстетического воспитания формировались во второй половине 19 -нач. 20 вв. под воздействием прогрессивных педагогических идей выдающихся музыкантов прошлого и вобрали важнейшие черты, характерные для российской духовной культуры.

В этой связи наиболее подробно рассматриваются трактовки понятия "духовность" в теориях православного миропонимания философов "серебряного" века, а также выделяются и обобщаются философские рассуждения по трем важнейшим слагаемым этого понятия, среди которых "цельность", "соборность" и необходимость познания истины через собственный практический опыт. Их гуманистические толкования в педагогической практике ряда рассмотренных выдающихся музыкантов подвергаются все большей конкретизации. Цельность связывается с всесторонним развитием личности. Процесс воспитания интегрировался как управление эстетическим, нравственным, интеллектуальным развитием питомцев, причем духовно - эмоциональный фактор превалировал над интеллектуально - рациональным.

Анализируется философская трактовка еще одной качественной стороны духовности - соборности, ставшей к тому времени понятием сугубо светским. Она связывалась с общностью, единством группы людей, коллектива, всего народа. Процесс обучения вел к духовному родству учащихся на основе единых художественно - эстетических вкусов, оценок, морально - нравственных норм - создавался коллектив единомышленников. Вместе с тем отмечалось, что путь к музыкальным вершинам педагоги видели в строго индивидуальном собственном творческом становлении, в котором цели ставятся исходя из личностных характеристик. Задача педагога состояла в помощи и облегчении каждому прохождения этого пути, воплощая тем самым в музыкальном образовании живую модель решения проблемы отношения отдельной личности к обществу.

Следует заметить, что разные в подобных ситуациях задачи индивидуальное развитие и воспитание общих убеждений) нашли свое решение в применении индивидуально - групповой формы занятий. Суть ее заключается в том, что педагогу требовалось одновременно наблюдать всех и каждого", а учащиеся находились в тонусе высокой рабочей активности.

Подчеркивается, что фокусом обучения была практическая часть занятий, а ведущей формой - творчество. Работа над собственным практическим опытом учащихся, в отличие от сухих "теоретических" способов изучения предмета, занимала львиную долю времени.

Исходя из этого сформировались следующие методические подходы:

- ценностное отношение к произведениям музыкального искусства, поскольку, являясь обобщающим звеном в целостном анализе произведения, ценностный фактор более всего формирует активную жизненную позицию и ориентацию в сложных современных музыкальных явлениях;

- воспитание у питомцев ценностного ориентирования в музыкальном искусстве требует or педагога работы над качеством опыта эмоционального восприятия учащихся, без которого невозможно познание художественных ценностей;

- путь познания эстетических идеалов каждым учеником зависит от его индивидуально - личностных качеств, отсюда - индивидуальная работа над музыкальным слухом, мышлением, памятью и т.д.;

- педагогический опыт прошлого настоятельно советует избегать "теоретического" изучения предмета, ведущего чаще всего к натаскиванию, ибо пустота "абстрактных", не подкрепленных собственным практическим опытом понятий, лишь обедняет личность и ведет порой к ее деградации;

- применение индивидуально - групповой формы занятий.

Претворение этих методических принципов в современном процессе музыкально - эстетического воспитания экспериментально подтвердили их положительный эффект.

Все вышесказанное дало основание для следующих выводов:

1. Методические принципы музыкально - эстетического воспитания, сформировавшиеся в период расцвета отечественной классической музьжальной педагогики содержат в себе высочайшую степень обобщения передового практического опыта. Они максимально ориентированы на нетленные высокие цели художественно - эстетического воспитания и всесторонне учитывают природу процесса воспитания. Творческое их переосмысление в контексте современных педагогических требований вооружает педагогов руководящими положениями к последовательности действий.

2. Методические принципы следует научно интерпретировать и вводить в педагогический обиход как систему. В этом случае будет обеспечен наиболее высокий педагогический результат.

3. Принцип ориентации на ценностное отношение к произведениям музыкального искусства может существенно помочь учащимся в духовном обогащении. Являясь конечным, обобщающим звеном в целостном анализе музыкального произведения, ценностный фактор более всего формирует активную жизненную позицию. В музыкально -педагогической практике этот принцип обязательно затрагивает работу над качеством эмоциональной сферы восприятия, без которой невозможно познание художественных ценностей.

4. В ходе реализации принципа субьектносги создаются условия для развития индивидуальных способностей личности. Основные из них -музыкальный слух, творческое мышление, память, художественное воображение. Непременным условием достижения цельности в развитии личности должно стать воспитание способности к восприятию не только классического, но обязательно современномго репертуара.

5. Среди системы методов музыкальной педагогики следует выделить опору на практические виды деятельности. Педагогический опыт прошлого настоятельно рекомендует избегать "теоретического" изучения предмета, ведущего к "натаскиванию". Пустота "абстрактных", ничего не значащих понятий обедняет личность. Только в результате собственного практического опыта личность обретает цельность, и духовная истина становится ей доступной.

6. Результаты педагогических наблюдений рационального использования системы важнейших принципов музыкальной классической педагогики в современном учебном процессе убедительно говорят о необходимости претворения их в преподавании музыкально - теоретических дисциплин, что позволяет на их основе разрабатывать более совершенные модели обучения.

7. Дальнейшего изучения требуют вопросы практической реализации названной системы методов музыкального воспитания в практике других специальностей.

155

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мисаилова, Ирина Ивановна, 1998 год

1.Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1982.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М., 1990. ЗАбульханова Славская КА. Деятельность и психология личности. М., 1980.

3. Аджемов К.Х. Л.Ф.Гедике. М., 1960.

4. Ллексеев АД Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971.

5. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. Воронеж, 1998.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960. 8.Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961. 9 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. ЮАрановский М.Г. Мышление, язык, семантика //Проблемы музыкального мышления. М., 1974.

7. Лрчажникова Л. Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально педагогического образования II Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки.М. 1980.

8. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX начала XX в. Л., 1979.

9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1965.

10. Асафьев Б.В. Теория музыкально исторического процесса как основа музыкально - исторического знания // Задачи и методы изучения искусства. Пб., 1924.

11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс, кн.1 и кн.2. Л., 1963.

12. Асафьев Б.В. Современное русское музыкознание и его исторические задачи. Вып. 1, Л., 1926.

13. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1988.

14. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.

15. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.

16. Беляева Экземплярская С.Н. Музыкальное переживание в дошкольг ном возрасте. М., 1925.

17. Беляева Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке// Проблемы музыкального мышления. М., 1974.

18. Буслаев Ф.И. Народная песня. Исторические очерки. Спб., 1887.

19. Васильев И.А., ПоклужныйВЛ., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., 1980.

20. Ветлугина НА. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. М., 1980.

21. Вопросы музыкальной педагогики, в. 1-7, М., 1979 86. 31 .Восприятие и мышление: Сб. статей. М., 1962.

22. Вульфсон БЛ.Школа современной Франции. М., 1970.

23. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1967.

24. Выготский J7.C. Психология искусства. М., 1968.

25. Гедике А.Ф. Воспоминания (стенограмма). ГЦММК ф.47, №886.

26. Гедаке Л.Ф. Сборник статей и воспоминаний. М., 1960.

27. Глухов Л. В. Содержание, методы непрерывного хорового образования и подготовки музыкально педагогических кадров в России конца 19 - начала 20в. (из опыта творческой деятельности В.С.Орлова): автореф. дисс. .канд. пед. наук.М., 1990.

28. Гнесина Е.Ф. Воспоминания, материалы. М., 1961.

29. Гнесина Е.Ф. Воспоминания современников. М., 1982.

30. ГозенпудА. Русский оперный театр XIX века (1857 -1872). Л., 1971.

31. Гордеева Е.М. Композиторы "Могучей кучки". М., 1986.

32. Готсдинер АЛ. О восприятии музыки и музыкальном слухе //Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л., 1981.

33. Готсдинер АЛ. Музыкальная психология. М., 1993.

34. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении М., 1972.

35. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

36. Додонов Б.И. Эмоция как ценностъ.М., 1978.47Даргомыжс1шй А. Автобиография. Письма, воспоминания современников. П., 1921.

37. Долинская Е.Б. Николай Метнер. М.,1996.49Долинская Е.Б. Николай Метнер и Николай Мясковский. К опыту сравнительной характеристики. Сов. музыка, 1981, №8. 50.3етель И.З. Н.К. Метнер пианист. Творчество. Исполнительство. Педагогика. М., 1981.

38. Зимина А.Н. теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Шуя, 1993. 52.3ись А.Я. Искусство и эстетика. М., 1975. 53.ИзардК. Эмоции человека. М., 1980.

39. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981.Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

40. Кирсанов А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности учащихся: Автореф. докт. дисс. Л., 1983.

41. Кандинский А.И. История русской музыки, т.2, кн.2. М., 1979.

42. Келдыш Г.В. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978.

43. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М., 1977.

44. Киреевский И.В. ПСС, т.2. М., 1911.

45. Коган J1.H. Художественный вкус. М., 1966.61 .Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995.

46. Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. М., 1971.

47. Условия и методика развития детского творчества. М., 1994.

48. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспипга! ши дошкольников. М., 1986.

49. Конюс Г.Э. Статьи, материалы, воспоминания. М., 1965.

50. Кошос Г.Э. Материалы, воспоминания, письма. М., 1988.

51. Корабельникова Л.З. С.И.Танеев в московской консерватории. М., 1974.

52. Кремлев Ю. Русская мысль о музыке, тт. 1 3, Л., 1954-60.

53. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.Л., 1970.

54. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

55. Кюи Ц. Юбилейный концерт БМШ //Музыкальное обозрение. 1887, №24.

56. Ларош Г. А. Мысли о музыкальном образовании в России // Собрание музыкально критических статей, т.1. М., 1913.

57. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.74Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

58. Ливанова Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Вып.1. М., 1938.

59. ЛосскийН.О. История русской философии. М., 1991.

60. Мазель Л. Эстетика и анализУСоветская музыка. 1966, №12.

61. Маэель Л.А. Вопросы анализа музыки. М., 1978.

62. Маэель Л.А., Пуккерман В.А. Анализ музыкальных произведем ний.М.,1967.

63. Максимова В.Н. Межпредметаые связи как дидактическая проблема // Сов. педагогика, 1981, №8.

64. Масловский А.Г. Педагогическое наследие В.И.Сафонова и актуальные проблемы современной музыкальной педагогики (на материале работы фортепианных классов музыкальных факультетов): Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1996.

65. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

66. Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. НАВет-лупшой. М., 1982.

67. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М., 1963.

68. Метлов НА. Музыка детям. М, 1985.86."Москвитянин". 1852. т.1, №2, январь, "Смесь"; т.2, №2, март, "Смесь".

69. Музыкальная психология. Хрестоматия. Сост. М.С.Сгарчеус. М., 1992.

70. Музыкальное искусство и педагогика. История и современность. М., 1991.

71. Музыкальное наследство, т.1. М., 1962.

72. Музыкальное развитие учащихся (вопросы теории и методики фортепианного обучения). Сб. трудов. М., 1973.

73. Музыковедческая подготовка школьного учителя. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1984.

74. Музьткально педагогическая подготовка учителя. Ученые записки №399. М., 1970.93 .Мусоргский М. Письма и документы. М. Л., 1932.

75. Мышление: процесс, деятельность, общение. Под ред. А.В.Брушлинс-кого. М., 1982.

76. Мясшцев В.Н. Личность и отношения человека //Проблемы личности. М. 1%9.

77. Мясоедов А.Н. Традиции Чайковского в преподавании гармонии. М., 1972.

78. НазайкинскийЕ.В. О психолгии музыкального восприятия. М., 1972э

79. НазайкинскийЕ.В. Звуковой мир музыки. М., 1988.

80. Натансон В. Из музыкального прошлого Московского университета. М., 1955.

81. ЮО.Немыкина И.Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально педагогических учебных заведений: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1982.

82. Ю1.Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики. Екатеринбург, 1993.

83. Ю2.Николаев А. Е.Ф.Гнесина педагог // Вопросы музыкальной педагогики. М., 1979.

84. ЮЗ.Орлов Г. Психологические механизмы музыкального восприятия. Всб. Вопросы теории и эстетики музыки. М. Л., 1963.

85. Орлова Е.М. Лекции по истории русской музыки.М., 1985.

86. Орлова Е.М. Методические заметки о музыкально историческомобразовании в консерваториях. М., 1983.

87. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М., 1984.107.0сновы педагогического мастерства. Под ред. И.Я.Зязюна. М., 1989. 108.Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1996.

88. Педагогика. Под ред. С.П.Баранова, ВАСластенина и др. М., 1986. 1J 0.Педагогический поиск. М., 1990. 111 Летрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997. 112.Пиличаускас АА. Познание музыки как воспитательная проблема. М., 1992.

89. З.Платонов К.Н. Проблемы способностей. М., 1972.

90. Подьяблонская JI.P. Педагогические принципы Н.А.Римского Корсакова и современная музыкальная педагогика: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М.,1994.

91. ПономаревЯА. Психология творчества и педагогика. М., 1976.116 .Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М., 1981.

92. Проблемы музыкального мышления. Под ред. М.Г.Арановского. М., 1974.

93. Проблемы музыкального ритма. Сост. В.Холопова. М., 1978.

94. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 кл. М., 1983.

95. Программы педагогических училищ. Для специальносги"Музыкаль-ное воспитание". М., 1989.

96. РавичерЯ. В.И.Сафонов. М., 1959.

97. РадьшоваО.П.Спу1паеммузыку. М., 1990.

98. РадьшоваО.П. Музьшальное воспитание в детском саду. М., 1995.

99. РажниковВ.Г. Резфвы музыкальной педагогики. М., 1980.

100. Развитие музыкального восприятия школьников. Сб. статей. Вып.2. М., 1971.

101. Разумный ВА. Прекрасное во всем. М., 1988. 127 .Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Л., 1972.

102. Рапацкая ЛА. Формирование художественной культуры учителя музыки. М., 1990.

103. Римски й- Корсаков НА. и музыкальное образование. Статьи и материалы под ред. С.Л.Гинзбурга. Л., 1959. Ш.Ройтерпггейн М.И. Введение в анализ гармонии. М., 1973.

104. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Под ред. АЛ.Гогсдинера. Л. 1981.

105. РубинштейнСЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973.

106. Санкт- Петербургские ведомости. 1863, №95.

107. Серов Л. Залоги истинного музыкального образования в С. Петербурге // Северная почта. 1862.

108. Серов А.Н. Критические статьи, т.4. Спб., 1895.

109. Соловьев B.C. Собрание сочинений, т. 1-2. СПБ.

110. Скаткин М.Н.Проблемы современной дидактики. М., 1980.

111. Современная музыка в системе музыкально теоретического образования. Сост. Ю.Н.Холопов. М., 1977.

112. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: в трех томах. М., 1980-1983.

113. Сухова Л.Г. Педагогические принципы Н.Г.Рубинштейна и их реализация в современной практике преподавания музыки: Автореф. дисс. .кацц. пед. наук. М., 1997.141 .Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения, т.1. М., 1979.

114. Творческий поиск московских учителей, воспитателей в совершенствовании учебно воспитательного процесса (методические рекомендации на основе материалов городских педагогических тений). М., 1988.

115. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.

116. Теория эстетического воспитания. Под ред. А.Я.Зись, Н.И.Киященко и др. М., 1979э

117. ТепловБ.М. Проблемы индивидуальных различий. М. Л 961.

118. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М, 1969.

119. И7.Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика. Вып. 1, ч. 1. М., 1991.

120. Фейгин М.Э. Ил щивидуалы юсть ученика и искусство педагога. М., 1969.

121. ХарламовИ.Ф. Педагогика. М., 1990.

122. Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. М., 1974.151 .Художественное творчество и ребенок. Под ред. НАВетлугиной. М., 1972.

123. Цуккенман В. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика. В кн.:Инггонация и музыкальный образ. Под ред. Б.М.Ярус-товского. М., 1965.

124. Цыпин Г.М. Развитие учащегося музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М, 1975.

125. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.

126. ЦыпинГ.М. Психолошя музыкальной деятельности. М., 1994.

127. Шацкая В.Н. Музыкально эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975.

128. ШацкаяВ.Н. Воспитание музыкального вкуса. M.-JL, 1947.

129. Шацкая В.Н. Музыка в школе. Художественное воспитание средствами музыкального искусства. М., 1950. 159Шостакович ДД. Знать и любить музыку. М., 1958.

130. Щедровский П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993.

131. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике. М., 1971.

132. Эстетическое воспитание: теория и практика. М., 1990. 163.Эстетическое воспитание школьной молодежи. М., 1981. 164.Эстетическое сознание и процесс его формирования. Под ред.

133. А.Я.Зись, I Ш.Киященко. М., 1981.

134. Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. М., 1972.

135. Якобсон I I.M. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.