Профессиональные способности учителя изобразительного искусства: Структура, детерминанты, индивидуальные особенности проявления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Харламова, Татьяна Михайловна

  • Харламова, Татьяна Михайловна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2003, Пермь
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 196
Харламова, Татьяна Михайловна. Профессиональные способности учителя изобразительного искусства: Структура, детерминанты, индивидуальные особенности проявления: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Пермь. 2003. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Харламова, Татьяна Михайловна

Введение

Глава I. Профессиональные способности учителя изобразительного искусства как предмет интегрального исследования индивидуальности

1.1. Психологическая характеристика педагогических способностей учителя

1.2. Исследование художественно-графических способностей в отечественной и зарубежной психологии и смежных дисциплинах

1.3. Исследование способностей в русле теории интегральной индивидуальности

1.4. Взаимосвязь способностей и интегральной индивидуальности в профессиональном становлении учителя

1.5. Постановка проблемы и задачи исследования

Глава II. Организация и методики исследования

11.1. Организация исследования

11.2. Методики исследования структуры педагогических способностей

11.3. Методики исследования структуры художественно-графических (предметных) способностей

11.4. Методики исследования разноуровневых свойств интегральной индивидуальности

11.4.1. Методики исследования свойств нейродинамического уровня

11.4.2. Методики исследования свойств психодинамического уровня

11.4.3. Методики исследования свойств личностного уровня

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение

III. 1. Результаты исследования структуры профессиональных способностей учителя ИЗО на разных этапах профессионального становления и их обсуждение

III. 1.1. Результаты исследования структуры педагогических способностей учителя

III. 1.2. Результаты исследования структуры художественно-графических (предметных) способностей учителя

III. 1.3. Результаты исследования структуры профессиональных (педагогических и предметных) способностей учителя

111.2. Результаты исследования детерминант профессиональных способностей учителя ИЗО на разных этапах профессионального становления

111.2.1. Результаты исследования детерминации профессиональных (педагогических и предметных) способностей учителя разноуровневыми индивидуальными свойствами

111.2.2. Результаты исследования вклада показателей индивидуальных свойств в профессиональные способности учителя

111.3. Результаты исследования детерминант профессиональной успешности учителя ИЗО на этапах его практической деятельности (стаж 5-10 и 15-20 лет)

111.3.1. Результаты исследования педагогических детерминант профессиональной успешности учителя

111.3.2. Результаты исследования художественно-графических (предметных) детерминант профессиональной успешности учителя

111.3.3. Результаты исследования индивидуально-психологических детерминант профессиональной успешности учителя 147 Общие выводы 155 Рекомендации 158 Библиографический список 160 Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессиональные способности учителя изобразительного искусства: Структура, детерминанты, индивидуальные особенности проявления»

Современная отечественная общественно-политическая и социально-экономическая ситуации во многом обусловили изменение требований к индивидуально-психологическим качествам профессионала, уровню его деятельности. Образование в этом отношении не является исключением. Процесс его обновления сопровождается увеличением требований к профессионализму педагога, в том числе к одному из его ключевых компонентов - профессиональным способностям.

На сегодня в отечественной психологии имеется значительный опыт исследования проблемы способностей и деятельности учителя. При этом наиболее активно изучаются закономерности профессионального становления учителя (Н И. Рейнвальд, 1987; В.Н. Никитенко, 1989; Н.В. Кузьмина, 1970, 1993; И.Ф. Харламов, 1992; А.К. Маркова, 1993, 1995, 1996; С.Г. Вершловский, 1994; Л.М. Митина, 1995, 1998; Э.Э. Сыманюк, 1996; Э.Ф. Зеер, 1996, 1999; Л.А. Ивашне-ва, 1998; В.И. Логинова, 1998; П.Г. Самокрутова, 1998; Ю.П. Поваренков, 2002; и др.). Исследуются его профессионально важные качества, педагогическое мастерство, творчество, компетентность и так далее (В.Д. Шадриков, 1979; Е.А. Климов, 1983, 1995, 1996; Г.С. Сухобская, 1989; А.А. Реан, 1994; А .Я. Найн, 1999; A.M. Аронов, 2000; Н.С. Глуханюк, 2000; Е.И. Пассов, 2000; В.И. Загвя-зинский, 2001; и др.). Изучаются структура и выраженность, как педагогических способностей в целом, так и их отдельных компонентов (Н.Д. Левитов, 1935, 1960, 1963; Ф.Н. Гоноболин, 1962, 1965, 1971, 1975; В.А. Сластенин, 1976; А.И. Щербаков, 1967, 1976, 1983; В.А. Крутецкий, 1964, 1968, 1971, 1972, 1976, 1990; C.B. Кондратьева, 1980, 1984; Гришин, 1986; А.К. Маркова, 1993, 1995, 2002; М.И. Станкин, 1998; Е.С. Асмаковец, 2001; Л.М. Митина, 2001, 2003; Н.С. Ефимова, 2003 и др.). Для современного этапа характерен системный подход к изучению способностей учителя. Он осуществляется в рамках системно-целевой концепции педагогической одаренности (Б.Б. Коссов, 1998), теории функциональных систем (В.Д. Шадриков, 1982, 1994, 1996, 1997), комплексного подхода (Э.А. Голубева, 1986, 1993, 1997), теории интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин, 1986).

В Пермской психологической школе B.C. Мерлина - Б.А. Вяткина в русле системного подхода изучаются способности артиста балета (И.Г. Соснина, 1997), офицера ракетных войск (А.Е. Гордеев, 1999), математическая, музыкальная, педагогическая одаренность (Е.А. Крюкова, 2001; М.Т. Таллибулина, 2003; Г.И. Руденко, 1996; Т.М. Хрусталева, 2003). Значительная часть исследований посвящена профессиональным способностям учителей различных предметов (Т.М. Хрусталева, 1993; Т.И. Порошина, 1997; Е.Е. Доманова, 1999; Н.Ю. Бурлакова, 2000; Ю.С. Шведчикова, 2002). Профессиональные способности школьного учителя изобразительного искусства до сих пор не были предметом специального изучения.

В работах отечественных и зарубежных психологов основные акценты делаются на исследование проблемы художественных способностей. При этом наиболее последовательно изучаются личностные особенности художников-профессионалов (Д. МакКинон, 1965; X. Гоу, 1979; Т. Амабайл, 1983; Ф. Бар-рон, 1981; Ю.П. Хаюрюнен, 1982; К. Мартиндейл, 1990; К. Джеймисон, 1993; Э. де Боно, 1997; Ф. Мартин, 1998; X. Алонзо, 2000; Г. Ревеч, 2001; В.Н. Мясищев, 1960, 1962; Е.А. Басин, 1988, 1995; O.A. Кривцун, 1996; Е.Л. Яковлева, 1997; Л И. Сидоренкова, 2000; и др.). Анализируются структура способностей к изобразительной деятельности и причины неспособности к ней (X. Мануэль, 1919; Н. Мейер, 1926, 1936, 1939; К. Тибу, 1933, 1936; К. Роджерс, 1959; М. Кшик-жентмихалый, 1996; P.M. Милграм, 2000; В.И. Киреенко, 1954, 1959, 1982; Е.И. Игнатьев, 1947, 1961, 1962; А.Г. Ковалев, 1962; B.C. Кузин, 1977, 1981; Л.А. Ивлева, 1983; Ю.А. Полуянов, 1980, 1997; A.A. Мелик-Пашаев, 1994; В.Л. Дранков, 1998; Н. Селиверстова, 2001; и др.). Исследуются процесс рисования и его эволюция в онтогенезе (Г. Кершенштейнер, 1914; Ф. Ейер, 1916; Э. Мейман, 1916; X. Живкова, 1994; Р. Кадью, 1996; Д. Купчик, 2000; И.М. Соловьев, 1913; Г.В. Лабунская, 1965; Н.П. Сакулина, 1982; М.С. Чернявская, 1991; Н.В. Гонча-ренко, 1991; и др.). Рассматриваются проблемы программного обеспечения уроков изобразительного искусства и их места в системе общеобразовательных дисциплин (Ф.И. Шмит, 1931; И.Г. Оршанский, 1911; Б.Ф. Ломов, 1954; JI.A. Венгер, 1973; В.П. Зинченко, 1983; И.П. Волков, 1988; Н.М. Молева, 1991; Н С. Лейтес, 1996; М.П. Карпенко, 1998; Т.В. Назарова, 2001; и др.). Изучаются проблемы подготовки и государственной аттестации учителей-художников (А.Н. Лук, 1976; С.П. Ломов, 2000; и др.). Обозначенные исследования в большинстве своем ориентированы на период детства или художников-профессионалов. Значительно меньше работ посвящено учителю изобразительного искусства. Только в немногих исследованиях обобщается опыт развития творческой личности художника-педагога в процессе профессиональной подготовки (Г.А. Поровская, 2000), вычленяются его профессионально-значимые качества (H.A. Федорова, 1999), обосновывается необходимость выработки критериев оценки художественно-педагогической деятельности (И.А. Бирич и М.Т. Ломоносова, 1999). Таким образом, профессиональные способности учителя изобразительного искусства, их структура, характер детерминации индивидуальными свойствами, особенности проявления на разных этапах профессионального становления остаются недостаточно изученными, что и определяет актуальность настоящего исследования.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые с позиции системного подхода и теории интегральной индивидуальности рассмотрены профессиональные способности учителя изобразительного искусства, выделены различные типы функциональных взаимоотношений профессиональных способностей и разноуровневых индивидуальных свойств, выявлена динамика становления профессиональных способностей в связи с успешностью деятельности учителя.

Теоретическое значение работы. Полученные результаты расширяют представление о структуре профессиональных способностей учителя изобразительного искусства, дополняют и конкретизируют данные о характере их детерминации разноуровневыми индивидуальными свойствами, обогащают теорию профессиональных способностей и в целом учение об интегральной индивидуальности человека.

Практическое значение работы. На основе выделенных симптомоком-плексов профессиональных способностей и индивидуально-психологических характеристик учителя изобразительного искусства может быть выстроена программа развития данных профессиональных способностей на разных этапах профессионального становления учителя в зависимости от успешности деятельности. Апробированные диагностические комплексы могут быть использованы при отборе учащихся на художественно-педагогические специальности, при диагностике уровня развития профессиональных способностей и индивидуальных свойств учителей изобразительного искусства, а также при аттестации учителей.

Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов: "Психология способностей", "Психология интегральной индивидуальности человека".

Объект исследования: профессиональные способности и индивидуальность учителя изобразительного искусства на различных этапах профессионального становления (овладение профессией; профессиональное совершенствование, стаж 5-10 лет; профессиональная зрелость, стаж 15-20 лет).

Предмет исследования: структура, детерминанты профессиональных способностей учителя изобразительного искусства на разных этапах профессионального становления.

Гипотезы исследования:

1. Структура профессиональных способностей учителя изобразительного искусства является целостным образованием, состоящим из компонентов педагогических и художественно-графических (предметных) способностей, специфичным в зависимости от стажа и уровня успешности деятельности учителя.

2. Детерминация профессиональных способностей учителя изобразительного искусства разноуровневыми индивидуальными свойствами специфична в зависимости от этапа профессионального становления.

3. Существуют различные типы функциональных взаимоотношений между способностями и разноуровневыми индивидуальными свойствами, которые определяются динамикой профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства на разных этапах становления.

4. Профессиональная успешность учителя изобразительного искусства на разных этапах его практической деятельности детерминирована специфичными симптомокомплексами способностей и индивидуальных свойств.

Целью исследования являлось изучение структуры профессиональных способностей учителя изобразительного искусства, их детерминации разноуровневыми свойствами индивидуальности на разных этапах становления и в зависимости от уровня профессиональной успешности учителя.

Задачи настоящего исследования заключались в следующем:

1. Экспериментально выявить психологическую структуру способностей учителя изобразительного искусства на разных этапах его профессионального становления.

2. Выявить характер детерминации способностей учителя изобразительного искусства разноуровневыми индивидуальными свойствами.

3. Установить характер функциональных взаимоотношений профессиональных способностей и разноуровневых индивидуальных свойств в зависимости от этапа становления учителя изобразительного искусства.

4. Выявить роль индивидуальных свойств и компонентов способностей, оказывающих наибольший эффект на повышение успешности профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства.

5. Сформулировать практические рекомендации по развитию профессиональных способностей учителя изобразительного искусства и повышению успешности его деятельности.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на методических объединениях и семинарах учителей изобразительного искусства школ г. Перми (2001-2003); областных научно-практических конференциях "Практическая психология" (Пермь, 2001, 2002); II региональном съезде психологов "Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе" (Курган, 2002); региональной научно-практической конференции "Уральская психология: новейшая история" (Екатеринбург, 2002); межрегиональных научно-практических конференциях Урала, Поволжья и Западной Сибири "XV, XVII, XVIII Мерлинские чтения" (Пермь, 2000, 2002, 2003); Всероссийской научно-практической конференции "Психолого-педагогические проблемы модернизации общего среднего, вузовского и послевузовского образования" (Бирск,

2002); Международной научно-практической конференции "Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета" (Смоленск, 2002); III Всероссийском съезде психологов "Психология и культура" (Санкт-Петербург,

2003). По теме исследования в печати опубликовано 13 работ.

Результаты исследования используются в работе Пермского педагогического училища №4, Пермского педагогического колледжа №1, ряда общеобразовательных школ и художественных студий г. Перми.

Результаты исследования используются в преподавании специальных психологических дисциплин на факультете психологии Пермского государственного педагогического университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. Структура профессиональных способностей учителя изобразительного искусства представляет собой целостное образование, состоящее из компонентов педагогических и художественно-графических (предметных) способностей, специфичное в зависимости от стажа и успешности деятельности учителя.

2. Детерминация способностей учителя изобразительного искусства разноуровневыми индивидуальными свойствами специфична в зависимости от этапа профессионального становления.

3. Существуют различные типы функциональных взаимоотношений способностей и разноуровневых индивидуальных свойств, которые определяются динамикой профессиональной деятельности учителя на разных этапах становления.

4. Профессиональная успешность молодого и опытного учителя изобразительного искусства имеет общую психодинамическую основу, характеризующую активность, и общую профессиональную основу, характеризующую способности к процессу педагогической деятельности и изобразительно-моторную чувствительность.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Харламова, Татьяна Михайловна

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Профессиональные способности учителя изобразительного искусства представляют собой целостное образование, состоящее из различных компонентов педагогических и художественно-графических (предметных) способностей, специфичное в зависимости от стажа и уровня профессиональной успешности учителя.

2. Способности учителя изобразительного искусства детерминированы специфичными симптомокомплексами индивидуальных свойств. Это проявляется, например, в том, что на этапе профессиональной зрелости усиливается личностная детерминанта способностей учителя. В качестве общей индивидуальной основы способностей на нейродинамическом уровне выступает сигнальная принадлежность, на психодинамическом - общая активность и адаптивность.

3. Существуют три типа функциональных взаимоотношений способностей и разноуровневых индивидуальных свойств, обусловленных этапом профессионального становления учителя: взаимная компенсация, антагонизм и синергия.

Взаимная компенсация наиболее характерна для этапа овладения профессией и проявляется в том, что способности и профессионально значимые индивидуальные свойства восполняют недостаточность развития одних компонентов высоким уровнем развития других, обеспечивая тем самым успешность деятельности учителя. Так, низкий уровень развития педагогической направленности и педагогических способностей выпускников компенсируется высоким уровнем развития художественной чувствительности, сопряженной с первой сигнальной системой. Антагонистический тип функциональных взаимоотношений преобладает на этапе профессионального совершенствования учителя и проявляется в доминировании предметного компонента способностей и связанного с ним симптомокомплекса индивидуальных свойств - первой сигнальной системы, направленности на себя. Синергия имеет место на этапе профессиональной зрелости учителя и проявляется в том, что педагогический и предметный компоненты способностей, а также профессионально значимые свойства индивидуальности взаимно дополняют и усиливают друг друга, действуя в одном направлении, что и обеспечивает успешность в деятельности.

4. В ходе профессионального становления в структуре педагогических способностей учителя усиливается выраженность показателей педагогической компетентности, эмпатии, педагогического такта, уровня развития педагогических способностей, удовлетворенности педагогической профессией, успешности педагогической деятельности и уменьшается выраженность показателей коммуникативных и организаторских склонностей.

5. В структуре предметных способностей учителя, соответственно, усиливается выраженность показателей образной памяти, пространственно-логического мышления, образной творческости, уровня развития педагогических способностей, изобразительно-моторной чувствительности.

6. Изменение структуры способностей учителя в процессе профессионализации проявляется в усилении интеграции ее компонентов и повышении роли педагогических способностей.

7. В структуре способностей выпускников педагогический и предметный компоненты разнонаправлены, при этом доминирует педагогический компонент; в структуре способностей молодых учителей доминирует предметный компонент, а опытных педагогов - педагогический и предметный.

8. Профессиональная успешность молодого и опытного учителя имеет общую психодинамическую основу, характеризующую активность и адаптивность, и общую профессиональную основу, характеризующую способности к процессу педагогической деятельности и изобразительно-моторную чувствительность.

9. В качестве специфичных детерминант успешности профессиональной деятельности молодого учителя выступают педагогическая культура, художественная направленность, пространственно-логическое мышление, чувство симметрии, а опытного - педагогическая компетентность, педагогическая эффективность, уровень развития художественно-графических способностей.

10. К этапу профессиональной зрелости учителя изобразительного искусства усиливается личностная детерминанта профессиональной успешности.

Таким образом, в результате проведенного исследования выдвинутые гипотезы нашли свое эмпирическое подтверждение.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Полученные в диссертационном исследовании результаты позволяют сформулировать несколько рекомендаций, направленных на развитие профессиональных способностей учителя изобразительного искусства и повышение успешности его деятельности на разных этапах профессионального становления:

1. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности учите-# ля изобразительного искусства необходимо осуществлять специалисту, который подготовлен к деятельности в сфере искусства, хорошо разбирается в художественно-изобразительном творчестве и психологическом состоянии будущего и действующего художника-педагога.

2. На этапе отбора в художественные учебные заведения следует учитывать индивидуальные особенности, уровень развития педагогических и художественно-графических способностей абитуриентов. С этой целью можно рекомендовать отборочное тестирование, включающее комплекс методик, направленных на диагностику профессиональных способностей. Положительная связь между результатами подобного тестирования и успехами в практической деятельности сегодня не вызывает сомнений.

3. На этапе овладения профессией необходимо осуществлять психологическое сопровождение процесса обучения, в том числе создавать оптимальные условия для успешного приобщения учащихся к выбранной профессии, разрабатывать и реализовывать на практике индивидуальные программы развития педагогических и художественно-графических (предметных) способностей. При этом учесть, что развитию педагогических способностей способствуют такие индивидуальные свойства, как вторая сигнальная система, общая активф ность и адаптивность, эмоциональная устойчивость, социальная смелость, доминантность, а развитию предметных способностей - первая сигнальная система, общительность, чувствительность, личностная направленность на дело. Важно довести до сведения учащихся, что на этапе овладения профессией направленности на человека и на творчество взаимно компенсируют друг друга.

4. Молодому учителю ИЗО (стаж 5-10 лет) для профессиональной успешности следует развивать коммуникативные склонности, эмоциональную стабильность, чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии, степень адекватности натуре, моторную координацию.

5. Опытному учителю ИЗО (стаж 15-20 лет) для профессиональной успешности необходимо поддерживать высокий уровень развития способностей к процессу педагогической деятельности, педагогической эффективности, эмоциональной стабильности, изобразительно-моторной чувствительности.

6. При разработке и реализации на практике программ по повышению квалификации учителя изобразительного искусства следует учитывать этап его профессионального становления, поскольку на этапе профессионального совершенствования (стаж 5-10 лет) более активно развиваются художественно-графические способности учителя, а на этапе профессиональной зрелости (стаж 15-20 лет) - педагогические способности. Можно рекомендовать такие пути повышения их квалификации, как психологические тренинги, стимулирование самообразования, курсы, пленэры, обмен опытом, мастер-классы, персональные выставки работ, выставки работ учеников и так далее.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Харламова, Татьяна Михайловна, 2003 год

1. Алексеева Е.А. Творческий потенциал личности. Н. Новгород: ВГАВТ, 1998.-30 с.

2. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. М.: Знание, 1971. - 175 с.

3. Аминов H.A. Диагностика педагогических способностей/Под общ. ред. М.Р. Гинзбурга. М.: Изд-во "Ин-т практ. психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - 80 с.

4. Аминов H.A. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей //Вопросы психологии. 1995. - № 5. - С. 5-17.

5. Аминов H.A. Задатки, способности и одаренность учителя. Некоторые вопросы теории способностей Б.М. Теплова//Гуманизация образования. 1998. -№ 1. - С. 59-72.

6. Аминов H.A. Модельные характеристики способностей и одаренности учите-ля//Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова. -Дубна: Изд-во "Феникс", 1997. С. 289-305.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -288 с.

8. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М.: Изд. центр "Академия", 1999. - 160 с.

9. Артемьева Е.Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. -М.: Моск. ун-т, 1975. С. 159-165.

10. Асмаковец Е.С. Психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя: Дис. . канд. психол. наук. М., 2000. - 123 с.

11. Ахтямова A.A. Психолого-искусствоведческие воззрения Ф. И. Шмита: Ав-тореф. дис. . канд. психол. наук. Тверь, 2000. - 24 с.

12. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск: ОГИФК, 1990. - 186 с.

13. Баранов A.A. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого профессионального мастерства: Дис. . канд. психол. наук. СПб., 1995. - 217 с.

14. Васин Е.Я. Психология художественного творчества: личностный подход. -М.: Знание, 1985.-64 с.

15. Васин Е.Я. Творческая личность художника. М.: Знание, 1988. - 61 с.

16. Бердяев H.A. Творчество и объективация. Минск: Экономпресс, 2000. -304 с.

17. Бехтерев В.М. Личность художника в рефлексологическом изучении. Пб.: Время, 1924. - С. 23-44.

18. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении//Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. -1910. Вып. 1. - С. 1-50.

19. Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура: тестовые задания/Под ред. Т.В. Челыше-вой. М.: Владос, 1999. - 128 с.

20. Бодалев A.A. О направлениях и задачах разработки проблемы способностей в советской психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. - С. 5-18.

21. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

22. Боно де Э. Серьезное творчество/Юсновные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 328-348.

23. Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Дис. . канд. пед. наук. Ворошиловград, 1988. - 284 с.

24. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков. М.: Педагогика, 1979. - 265 с.

25. Бурлакова Н.Ю. Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя физической культуры: Дис. . канд. психол. наук. -Пермь, 2000. 163 с.

26. Бурлачук Л.Ф., Духневич В.Н. Исследование надежности опросника Р. Кет-телла 16 PF/ЛТсихологический журнал. 2000. - Т. 21.-№ 5. - С. 82-86.

27. Варгамян М.В. Психологические условия преодоления учителем трудностей в становлении профессионализма: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2000. - 24 с.

28. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход. М.: Ин-т психологии РАН, 1998.-203 с.

29. Венгер JI.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. - 96 с.

30. Волков И.П. Опыт формирования талантливости школьников. М.: Изд-во НИИ общей педагогики АПН СССР, 1988. - 18 с.

31. Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема "обратных свя-зей'7/Психология художественного творчества: Хрестоматия. Минск: Хар-вест, 1999. - С. 191-213.

32. Воронов В. О детском рисунке//Нар. Просвещение. 1919. - № 13-14. -С. 69-74.

33. Воротникова A.A. Психологические условия становления профессиональной компетентности будущих педагогов: Дис. . канд. психол. наук. М., 1998.-206 с.

34. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2000. - 179 с.

35. Вяткин Б.А. Предметно-педагогические способности//Интегральная индивидуальность человека и ее развитие/Под ред. Б.А. Вяткина. М.: Изд-во "Ин-т психологии РАН", 1999. - С. 308-324.

36. Вяткин Б.А. Системная организация индивидуальности человека //Природа психического: Тезисы докл. Респ. теор. конф. Пермь: Изд-во 111'ПИ, 1994. -С. 63-66.

37. Вяткин Б.А. Способности в структуре интегральной индивидуальности. Художественно-творческие способности//Интегральная индивидуальностьчеловека и ее развитие/Под ред. Б.А. Вяткина. М.: Изд-во "Ин-т психологии РАН", 1999. - С. 294-308.

38. Вяткин Б.А., Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя//Вопросы психологии. 1994. - № 4. - С. 73-81.

39. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы//Психологический журнал. 1997. - Т. 18. -№3. - С. 126-140.

40. Гайсина Г.И. Педагогическое образование как феномен культуротворчест-ва/Юбразование и наука. 2001. - № 4(10). - С. 128-135.

41. Глуханюк Н.С. Психологические особенности развития деятельности и личности инженера-педагога: Дис. . канд. психол. наук. Екатеринбург, 1991.

42. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2000. - 219 с.

43. Голубева Э.А. Исследование способностей и индивидуальности в свете идей Б.М. Теплова//Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова. -Дубна: Изд-во "Феникс", 1997. С. 163-189.

44. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. - 306 с.

45. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя //Вопросы психологии. 1975,- № 1. - С. 100-111.

46. Гоноболин Ф.Н. Педагогические способности и их классификация //Материалы IV Всесоюз. съезда общества психологов. Тбилиси, 1971.1. С. 32-38.

47. Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей //Способности и интересы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С. 232-274.

48. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. - 432 с.

49. Горбатова ММ. Взаимосвязь общих и специальных способностей в педагогической управленческой деятельности: Дис. . канд. психол. наук. Кемерово, 1996. - 131 с.

50. Гордеев А.Е. Профессиональные способности в структуре интегральной индивидуальности офицера ракетных войск: Дис. . канд. психол. наук. -Пермь, 1999. 127 с.

51. Гредюшко О.П. Коммуникативные умения как способ оптимизации психических состояний (на примере студентов педагогических училищ): Автореф. дис. . канд. психол. наук. Казань, 1999. 19 с.

52. Григорьева Е.В. Влияние Я концепции учителя на его профессиональную компетентность в системе отношений учитель - ученик: Дис. . канд. психол. наук. - Сочи, 2000. - 158 с.

53. Гришин Э.А. Социально-экономические и педагогические проблемы подготовки учителя. М.: Просвещение, 1986. - 143 с.

54. Гуревич K.M., Раевский A.M. Личность как субъект психологической диаг-ностики//Психологический журнал. 2001. - Т. 22. - № 5. - С. 29-37.

55. Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов системы "Человек-человек" как предметное содержание их подготовки: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1999. 134 с.

56. Дмитриева А. Ретроспективный анализ систем преподавания предметов эстетического цикла в общеобразовательных школах России. Изобразительное искусство. Литература//Изобразительное искусство в школе. 2001. - № 1. -С. 64-71.

57. Доманова Е.Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии: Дис. . канд. психол. наук. -Пермь, 1999. 198 с.

58. Дранков B.JI. Многогранность способностей как общий критерий художественного творчества. М.: Магистр, 1998. - С. 161-173.

59. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 368 с.

60. Дружинин В.Н. Способности и жизнедеятельность//Индивидуальность и способности: Сб. науч. трудов. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. - 142 с.

61. Журавкова M.B. Профессиональный тип личности и развитие нервно-психического напряжения в педагогической деятельности: Дис. . канд. психол. наук. СПб., 1995. - 146 с.

62. Жучева E.H. Успешность педагогической деятельности в зависимости от педагогических и специальных способностей: Автореф. дис. . канд. психол. наук.-Л., 1983,- 18 с.

63. Загвязииский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолGroll педагогического исследования: Учеб. пособие для студентов высш. пед.учеб. заведений. М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 208 с.

64. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. - 279 с.

65. Зинченко В.П. О методах развития творческих способностей студентов на академических занятиях по рисунку//Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: Межвуз. сб. науч. тр., 1983.1. С. 105-114.

66. Ивашиева JI.A. Характеристика структур интегральной индивидуальности педагогов в зависимости от этапов их профессиональной деятельности:

67. Дис. . канд. психол. наук. Пятигорск, 1998. - 133 с.

68. Ивлева Л.А. Влияние изобразительной деятельности школьников на процесс опознания//Изучение перцептивной и мыслительной деятельности учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Изд-во МОПИ им. Н.К. Крупской, 1983. - С. 32-40.

69. Игнатьев Е.И. Вопросы психологического анализа процесса изображения в рисовании: Дис. . канд. пед. наук. -М. 1947. 121 с.

70. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Уч-4 педгиз, 1961. - 223 с.

71. Игнатьев Е.И. Развитие у детей способностей к рисованию//Как развивать и воспитывать способности у детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.1. С. 102-119.

72. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие/Под ред. Б.А. Вят-кина. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 1999. - 328 с.

73. Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: Межвуз. сб. науч. тр./Отв. ред. Б.А. Вяткин. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1992. - 128 с.

74. Ичаловская Е.А. Развитие эмпатических способностей педагогов, работающих с творчески одаренными учащимися: Дис. . канд. психол. наук. Рос-тов-н/Д, 1999.-214 с.

75. Кагермазова Л.Ц. Роль типологии коммуникативных стилей в становлении педагогического мастерства будущих учителей: Дис. . канд. психол. наук. -М.,2000. 159 с.

76. Кадыров Б.Р. Способности и склонности. Психофизиологическое исследование. Ташкент: Изд-во ФАН, 1990. - 107 с.

77. Кадью Р. Изобразительное искусство как средство развития творческой активности личности. Пермь: Изд-во 111 НУ, 1996. - 36 с.

78. Кан-Калик В.А., Никаядров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 140 с.

79. Карапетян Л.В. Профессиональная стрессоустойчивость преподавателя колледжа как субъекта педагогической деятельности: Дис. . канд. психол. наук. Екатеринбург, 2000. - 211 с.

80. Карпов П.И. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства, техники. М.; Л.: Госиздат, 1926. - С. 116.

81. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка: Пер. с нем. -М., 1914.-214 с.

82. Киреенко В.И. Исследование основных способностей к рисованию //Психология рисунка и живописи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.1. С. 117-140.

83. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 304 с.

84. Киреенко В.И. Способности и деятельность. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1982.-211 с.

85. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.ф 86. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.: Изд-во "Ин-т практ. психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 400 с.

86. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-н/Д, 1996. - С. 418-425.

87. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. - С. 58-61.

88. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной дея-тельности//Проблемы способностей/Отв. ред. В.Н. Мясищев. М.: Изд-во АПН СССР, 1962. - С. 153-165.

89. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Т.2. Способности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 304 с.

90. Комарова Т.С., Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности//Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. М., 1979. - С. 61-65.

91. Кондратьева C.B. Учитель ученик. - М.: Педагогика, 1984. - 80 с.

92. Кривцун O.A. Личность художника как предмет психологического анализа //Психологический журнал. 1996. - Т. 17. - № 2. - С. 99-109.

93. Крутецкий В.А. Проблемы способностей в психологии. М.: Знание, 1971. -62 с.

94. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 1991. -112 с.

95. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопросы психологии. 1981. - № 2. - С. 20-30.

96. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. - 319 с.

97. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1977. - 208 с.

98. Кузин B.C. Психология: Учебник для художественных училищ. М.: Высш. школа, 1982. - 256 с.

99. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 114 с.

100. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство как фактор развития способностей учащихся//Вопросы психологии. 1984. - № 1. - С. 20-26.

101. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. - 32 с.

102. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. М.: Знание, 1987.-200 с.

103. Кузьмина Н.В., Реан A.JI. Профессионализм педагогической деятельности. -СПб., 1993.-264 с.

104. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. - 207 с.

105. Левенфелъд Л. О духовной деятельности гениальных людей вообще, и великих художников в частности/Пер. Э. М. Зиновьевой; Под ред. A.A. Кро-гиуса. - СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1904.

106. Левитов Н.Д. Проблема экспериментального изучения способностей //Проблемы способностей. М.: Изд-во АПН СССР, 1962. - С. 32-42.

107. Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. - 340 с.

108. Литвин С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей: Дис. . канд. психол. наук. М., 1987. - 263 с.

109. Ломов Б.Ф. Опыт психологического исследования соотношения навыков рисования и черчения: Дис. . канд. психол. наук. Л., 1954.

110. Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей ДПИ и народных промыслов: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2000. - 30 с.

111. ЛукА.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

112. Лукьянова М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя: Дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 196 с.

113. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя//Педагогика. 1995. - № 6. - С. 48-57.

114. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд "Знание", 1996. - С. 56-57.

115. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

116. Мейман Э. Очерк экспериментальной педагогики: Пер. с нем. М.: Изд-во тов. "Мир", 1916. - 462 с.

117. Мелик-Пашаев A.A. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000. -271 с.

118. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. -96 с.

119. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дис. . д-ра психол. наук. М., 1994.

120. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного творчест-ва//Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 349-360.

121. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. М.: Искусство в школе, 1995. -144 с.

122. Мерлин B.C. Индивидуальный стиль как компонент и как показатель общих способностей//Материалы конференции по проблеме способностей. -М., 1970. -С. 64-68.

123. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.: Изд-во "Ин-т практ. Психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 448 с.

124. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. -Пермь: Изд-во ПГПИ, 1990. 110 с.

125. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976. -238 с.

126. Методы психологической диагностики. Описание и применение. Курган: Зауралье, 1994. - 96 с.

127. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие /Под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с.

128. Милграм P.M., Хонг Ю. Валидность измерений профессиональных интересов одаренной молодежи во внешкольной сфере //Творчество в искусстве -искусство творчества. М.: Наука; Смысл, 2000. - С. 199-214.

129. Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях//Вопросы психологии. 1997. - № 4.1. С. 28-30.

130. Митина JI.M. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие для практ. психологов. Кемерово, 1996. - 50 с.

131. Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя: Дис. . д-ра психол. наук. М., 1995. - 406 с.

132. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учеб.-метод, пособие /РАО. МПСИ. М.: Флинта, 2001. - 192 с.

133. Митина Л.М., Ефимова Н.С. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2003. - 144 с.

134. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Книга для учителя изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1991. - 416 с.

135. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. - 239 с.

136. Назарова Т. В. Психологические условия развития изобразительной деятельности детей 4-8 лет: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2001.22 с.

137. Наин А.Я. Современные подходы к проблеме формирования способностей учителя//Формирование способностей человека: Материалы регион. Симпозиума. Оренбург: Изд-во ОГУ, 1999. - С. 58-61.

138. Небылицын В.Д. Современное состояние факторного анализаУ/Вопросы психологии. 1960. - № 4. - С. 45-60.

139. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

140. Няголова М.Д. Диагностирование способностей в современной болгарской психологии//Индивидуальность и способности: Сб. науч. трудов. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. - С. 129-139.

141. Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 304 с.

142. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы//Психологический журнал. 2001. - Т. 22.1. С. 90-101.

143. Орлов Ю.М. Опросник для измерения потребности в достижении/Юбщая психодиагностика. М., 1987. - С. 170-174.

144. Оршанский И.Г. Происхождение и развитие чувства красоты//Вестник воспитания. -1911. № 7. - С. 38-63; - № 8. - С. 82-122; - № 9. - С. 21-56.

145. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. - 312 с.

146. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.

147. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство: содержание, методика и организация занятий в начальной школе: Пособ. для учителей. М.: ИНТОР, 1997.-48 с.

148. Полуянов Ю.А. Методы изучения изобразительного творчества детей //Новые исследования в психологии. М. 1980. - Вып. 2(23). - С. 68-73.

149. Попова Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: Дис. . канд. пед. наук. Ростов-н/Д, 1996.-211 с.

150. Попова Т.А. Влияние новой профессиональной деятельности на развитие интегральной индивидуальности (на материале лонгитюдного исследования практических психологов образования): Дис. . канд. психол. наук. Пермь, 1997.- 198 с.

151. Порошина Т.И. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности будущих учителей музыки: Дис. . канд. психол. наук. -Пермь, 1997. 181 с.

152. Поташник M.M. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: Пособие для учителя. Киев: Радянська школа, 1988.- 191 с.

153. Прикладной статистический анализ: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во ПРИОР, 2001. - С. 46-82.

154. Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1985. - 110 с.

155. Проблемы способностей/Отв. ред. В.Н. Мясищев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-308 с.160. "Прогрессивные матрицы" Дж. Равена: Метод, рекомендации для психо-логов/Сост. Е.В. Осмина. Ижевск: Гум. лицей, 1994. - 18 с.

156. Профессиональная ориентация и обучение (теоретические и прикладные проблемы): Межвуз. сб. науч. тр. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1988. - 134 с.

157. Психологические проблемы формирования педагогической направленно-щ сти и педагогических способностей: Сб. науч. тр./Под ред. В.А. Крутецкого.- М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. 109 с.

158. Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: * Академия, 1996. - 416 с.

159. Психология рисунка и живописи/Отв. ред. Е.И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 224 с.

160. Психология становления педагога профессиональной школы /Под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 148 с.

161. Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито, 1999. - 144 с.

162. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПИ, 1983. - 173 с.

163. Раздобудько В.М. Понимание учителем личности учащегося: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1973. - 16 с.

164. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Учеб. пособие. Самара: Изд. дом "БАХРАХ", 1998. - 672 с.

165. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб пособие. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Изд-во "Флинта", 1998. - 264 с.

166. Реан A.A. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. -СПб.: СПб. ГУ, 2001. 224 с.f$ 172. Pean A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией//Вопросы психологии. 1988. - № 1. - С. 83-88.

167. Реан A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. - 288 с.

168. Реан A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей //Вопросы психологии. 1997. - № 1. - С. 45-54.

169. Риччи К. Дети-художники: Пер. с итал. М., 1911. - 84 с.

170. Рогожникова P.A. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника. Пермь: Изд-во ПГПУ, 1996. - 165 с.

171. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества: Учеб. пособие. СПб.: СПб. ГУ, 1995. - 271 с.

172. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях //Психологический журнал. 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 85-95.

173. Ростовцев H.H. Об общетеоретических положениях развития творческих способностей на занятиях изобразительным искусством//Развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. М.: Изд-во МГПИ, 1983.-С. 3-24.

174. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, 1998. - 251 с.

175. Руденко Г.И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности: Дис. . канд. психол. наук. Пермь, 1996. - 168 с.

176. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): Метод, пособие. М.: ИП РАН, 1997. - 50 с.

177. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 1982. - 208 с.

178. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ин-та психотерапии, 2002. - 224 с.

179. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Межд. пед. академия, 1995. - 192 с.

180. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя: Пер. с укр. М.: Педагогика, 1983. - 248 с.

181. Склонности и способности: Сб. статей/Отв. ред. В.Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962.- 125 с.

182. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие. М.: Российское пед. агентство, 1998. - 102 с.

183. Скрыток И.И. Социально-перцептивные способности в структуре педагогической деятельности//Способности и деятельность: Межвуз. сб. науч. тр. -Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1989. С. 67-76.

184. Сластеиин В.А. Стратегические направления развития теории педагогического образования//Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры. Белгород: Изд-во БГУ, 1999. - С. 7-10.

185. Сластеиин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

186. Сластеиин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 224 с.

187. Смолова Л. В. Анализ устойчивости к психологическому стрессу педагогов общеобразовательных школ: Дис. . канд. психол. наук. СПб., 1999. - 180 с.

188. Сокольская М.В. Влияние художественно-изобразительной деятельности на ценностные ориентации подростков: Дис. . канд. психол. наук. Хабаровск, 1999. - 180 с.

189. Соловьев ИМ. Биографический метод в изучении детского рисунка //Вестник воспитания. 1913. - № 1. - С. 175-187.

190. Соснина И.Г. Специальные способности артиста балета: природа, структура, диагностика: Дис. . канд. психол. наук. Пермь, 1997. - 165 с.

191. Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова. Дубна: Изд. центр "Феникс", 1997. - 389 с.

192. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения. М.: Флинта, 1998. - 368 с.

193. Степанов В.Г. Возрастные особенности восприятия цвета школьниками //Изучение перцептивной и мыслительной деятельности учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1983. - С. 3-16.

194. Страхова Л.M. Формирование эмоциональности педагогической деятельности будущих учителей: Дис. . канд. пед. наук. Саратов, 2000. - 185 с.

195. Суходолъский Г.В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. С. 236-252.

196. Сырицо Т.Г. Эмоциональность как профессионально важное качество учителя: Дис. . канд. психол. наук. СПб., 1997. - 160 с.

197. Творчество в искусстве искусство в творчестве/Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова и др. - М.: Наука; Смысл, 2000. - 549 с.

198. Творчество в образовании, культуре, искусстве: Матер, междунар. науч. конф./Ред. кол. Е.А. Малянов, Л.А. Шипицина, Л.Я. Дорфман и др. Пермь: ПГИКиИ, 2000. - 190 с.

199. Толочек В.А., Голубева Э.А. Развитие концепции интегральной индивидуальности B.C. Мерлина в Пермском госуниверситете//Психологический журнал. 2002. - Т. 23,- № з. с. 138-142.

200. Туник Е.Е. Диагностика креативности: Метод, рук. СПб.: ИМАТОН, 2000.-С. 121-167.

201. Учитель: Крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та пед. мастерства, 1994. - 132 с.

202. Федорова H.A. Воображение в процессе овладения художественным конструированием: Дис. . канд. психол. наук. СПб., 1999. - 155 с.

203. Фигурная форма "А" теста творческого мышления П. Торренса ТТСТ: Метод, реком. по работе с тестом (для школьных психологов). - М., 1990. -44 с.

204. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М.: Учпедгиз, 1956. 160 с.

205. Форманюк Т. В. Синдром "эмоционального сгорания" как показатель профессиональной дезадаптации учителя//Вопросы психологии. 1994. - № 6. -С. 57-64.

206. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве ^ //Педагогика. 1992. - № 7-8. - С. 11-15.

207. Хрусталева Т.М. Специальные способности будущих учителей изобрази тельного искусства и черчения/Юбразование и наука. 2002. - №1(13).1. А С. 141-152.

208. Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя: Дис. . канд. психол. наук. Пермь, 1993. - 208 с.

209. Хрусталева Т.М. Специальные способности учителя русского языка и ли-тературы//Вестник ПГПУ. Сер. 1. Психология. - 2000. - № 1-2. - С. 34-47.

210. Хрусталева Т.М. Специальные способности учителя математики //Вестник ПГПИ. Сер. 1. Психология. - 1995. № 1. - С. 20-32.

211. Хрусталева Т.М., Шведчикова Ю.С. Специальные способности учителя в процессе его профессионального становления//Вестник ПГПУ. Сер. 1. Психология. - 2001. № 1. - С. 45-55.

212. Хяюрюнен Ю.П. Личность и способности к творческой деятельности //Проблемы психологии личности: Советско-финский симпозиум. М., 1982. -С. 99-103.

213. Чернявская М.С. Изобразительное искусство и младший школьник //Искусство в жизни детей. М.: Просвещение, 1991. - С. 49-82.

214. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация "Логос", 1994. - 320 с.

215. Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей & //Психологический журнал. 1982. - Т. 3. - № 5. - С. 13-26.

216. Шадриков В Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.-320 с.

217. Шадриков В Д. Способности человека. М.: Изд-во "Ин-т практ. психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 288 с.

218. Шведчикова Ю.С. Взаимосвязь профессиональных способностей и стиля деятельности учителя-предметника в связи со свойствами индивидуальности: Дис. . канд. психол. наук. Пермь, 2002. - 188 с.

219. Щербаков А.И. Способности личности и общество //Проблема развития ^ познавательных способностей. М., 1983. - С. 3-20.

220. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский ун-т, 1995.-328с.

221. Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности.

222. М.: Моск. психол. ин-т; Флинта, 1997. 223 с.

223. Яншин А. И. Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 16 с.

224. Яцимирский А.Н. Искусство в школе//Вестник воспитания. 1906. - № 3. -С. 97-132.

225. Amabile Т.М. The social psychology of creativity. New York: SpringerVerlag, 1983.

226. Ayer F.C. The psychology of Drawing with special Reference to laboratory Teaching. Baltimore, 1916.

227. Ball O.E., Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc., Illinois, 1992.

228. Barron F., Harrington D.M. Creativity, intelligence, and personality//Annual Review of Psychology. 1981. - V. 32. - P. 439-476.

229. Binet A. La psychologie artistgue de Tade Styk"a. L"Annee psychologigue, 15, 1908.

230. Csikszentmihalyi M. Society, culture, and person: A systems view of creativity A // Ed. R.J. Sternberg. The nature of creativity. New York: Cambridge University1. Press.- 1988.-P. 325-339.

231. Kik C. Die ubernormale Zeichenbegassung bei Kindern. Zeitschrift fur angew. Psychologie. 2 Band. Leipzig, 1909.

232. Kondo K. Burnout syndrome//Asian Medical J. 1991. - № 34 (11).

233. Manuel H. Talent in drawiing. An Experimental Study of the use of Tests to discover special Ability. Bloomington, 1919.

234. Maslach C. Burnout: A multidimensional perspective//Professional Burnout: Recent developments in the theory and research/Ed. W. B. Shaufeli, Gr. Maslachand T. Marek. Washington D.C.: Taylor & Trancis, 1993. - P. 19-32.

235. Meier N.C. Aesthetic judgment as a measure of art talent. Vol. 1. - № 19. -Jowa, 1926.

236. Meier N.C. Art Ability without Instruction or Environmental Background: Casestudy of Loran Lockhart. Psycholog, monogr. 1936. - № 213.

237. Meier N.C. Factors in Artistic Aptitude: Final Summary of a Ten-year study of a Special Ability: Psycholog, monogr. 1939. - № 213.

238. Mehrabian A., Epstein N.A measure of emotional empathy//! Of Personality. -1972. -V. 40. -№4.

239. Mocros C.A., & Csikszentmihalyi M. The social construction of creative lives. In A. Montuori, & R.E. Purser (Eds.). Social creativity: Prospects and possibilities. Creskill, NJ: Hampton, 1996.4

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.