Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Бредихин, Анатолий Петрович

  • Бредихин, Анатолий Петрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Курск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 275
Бредихин, Анатолий Петрович. Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Курск. 2008. 275 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Бредихин, Анатолий Петрович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета как актуальная социокультурная и психолого-педагогическая проблема

§1.1. Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства: сущность, особенности организации, критерии эффективности

§ 1.2. Воспитательная система художественно-графического факультета как фактор профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства

§ 1.3. Проблемы и опыт профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства в современной практике высшего образования Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Содержание и организация профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе художественно-графического факультета

§ 2.1. Анализ исходного состояния воспитательной системы и уровня воспитанности студентов художественно-графического факультета

§ 2.2. Реализация модели профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета

§ 2.3. Педагогические условия профессионально-личностного развития будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета Выводы по второй главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета»

Стремительные процессы обновления современного российского общества настоятельно требуют кардинальных перемен во всех областях жизнедеятельности людей. Значительные изменения общественной и культурной жизни страны актуализируют необходимость модернизации и всей системы профессионального образования, повышения его качества. Становится все более очевидным, что без решения проблем образования страна не сможет устойчиво и продуктивно развиваться, успешно двигаться вперед.

Образование сегодня уже нельзя свести только к формальному получению знаний - это еще и мощное, многофакторное профессионально-личностное развитие личности будущего специалиста, будущего гражданина, обеспечение условий для максимально полной реализации им всего комплекса функций зрелого человека - гражданских, профессиональных, социально-трудовых. По этой причине профессиональная подготовка педагога - человека, который творит будущее, не может базироваться только на получении знаний; нельзя определять учителя только как обезличенного ретранслятора научно-практического опыта предшествующих поколений, — он еще и активный фактор социокультурного становления молодежи, помогающий подрастающему поколению осмыслить не только научный, но и духовный опыт, накопленный человечеством. Сегодня назрела объективная необходимость в профессиональном воспитании духовно богатой личности учителя, соответствующей высоким требованиям изменяющегося российского общества.

Процесс профессионального воспитания будущего педагога предстает как восхождение личности студента к социальному и профессиональному эталону - идеалу, как освоение высоких стандартов подлинной интеллигентности, как обретение социальной и профессиональной позиции в строительстве отношений с окружающими людьми, устойчивого отношения к своей социальной и профессиональной Миссии в обществе. Профессиональное воспитание будущего учителя характеризуется исследователями как всестороннее развитие личности студента, раскрытие его творческого, личностного, духовного потенциалов, обретение будущим специалистом умения самостоятельно и критически мыслить, находить рациональные пути решения возникающих проблем, применять полученные знания в новых, постоянно изменяющихся условиях современной жизни. Формирование такого потенциала в будущих педагогах - идеал, к которому должен стремиться каждый вуз. Подобное развитие педагога обеспечит его множественным инструментарием для формирования его будущих воспитанников. Но' для этого необходимы дополнительные знания, обогащающие кругозор, понимание реалий современной действительности, высокий уровень общей и профессиональной культуры, важные социокультурные и коммуникативные умения и навыки, позволяющие говорить об эффективном личностном развитии — о профессиональной воспитанности студентов.

Особое значение имеет профессиональное воспитание будущего педагога-художника. В предшествующие годы сложился устойчивый стереотип в восприятии учителя изобразительного искусства, ограничивающего свою сферу влияния лишь рамками первичного приобщения детей к азам изобразительной деятельности, предлагающего воспитанникам лишь некоторый опыт художественного отражения действительности. На самом же деле миссия учителя изобразительного искусства в контексте современного образования оказывается существенно выше, значительнее, ибо ориентирована на осмысление детьми духовных исканий художников предшествующих эпох, постижение воспитанниками с помощью изобразительного искусства важнейших экзистенциальных ценностей и норм человеческого бытия. Такая планка в профессиональной деятельности художника-педагога требует высокой степени его собственной воспитанности, готовности к изложению своего собственного взгляда, своей собственной точки зрения на «вечные» вопросы о смысле жизни, о предназначении человека, о принципах строительства отношений человека с окружающим миром. Следовательно, такой учитель должен прежде быть воспитан сам, должен сам освоить широкий пласт ценностей и нормативов культуры, продуктивных способов их презентации и ретрансляции детям. Здесь вполне уместен вопрос великого Руссо: как может воспитывать других тот, кто не был хорошо воспитан сам? Таким образом, профессиональное воспитание художника и педагога -процесс обретения им широкой палитры духовных ценностей, выстраивания системы отношений с окружающей социальной и профессиональной средой, выработки особой стилистики отношений к миру, выражающей специфически-учительское, небезразличное, неравнодушное отношение к судьбам детей, к их будущему, к их внутреннему душевно-духовному строю, способам реализации собственного природного потенциала.

Процесс профессионально-личностного развития будущего педагога в вузе зависит от множества факторов, определяющих конечный результат образовательного процесса - профессиональную воспитанность будущего учителя изобразительного искусства. Особую роль в этом процессе играет воспитательная система факультета, обеспечивающая комплекс социализирующих, воспитательных влияний на личность студента, позволяющая максимально приблизить задачи профессионального воспитания будущего учителя к специфике осваиваемой им специальности. Моделирование и обеспечение влияний воспитательной системы факультета на личность студента требует максимального учета всей совокупности факторов, реализующих воспитательные функции такой системы, налаживания их четкого и гармоничного взаимодействия, учета эффективности влияния каждого из них.

Для решения такой исследовательской и практической задачи в науке созданы серьезные предпосылки. Важные аспекты профессионального становления личности будущего учителя представлены в работах Е.П. Белозер-цева, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др. Проблемы подготовки будущего учителя в единстве теоретической и практической, специальной и психолого-педагогической подготовки всесторонне изучались рядом известных исследователей (С.Г. Вершловский, И.А. Зязюн,

Е.И. Казакова, Н.Б. Крылова, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Никандров, В.Н. Никитен-ко, A.A. Орлов, С.А. Расчетина, A.B. Репринцев, Н.Ф. Родионова, А.П. Тря-пицина, Д.С. Яковлева и др.). Сегодня в педагогике профессионального образования разработаны представления о методологической (А.Н. Ходусов), профессионально-педагогической (И.Ф. Исаев), профессионально-этической (E.H. Богданов, Е.Г. Силяева), духовной (Е.И. Артамонова), художественно-эстетической (Т.Д. Суслова) культуре учителя, формировании его творческой индивидуальности (Н.Е. Мажар), его гуманистической направленности (Л.Ф. Беликова, E.H. Шиянов) и др.

Основные идеи теории и практики профессионального воспитания будущих педагогов представлены в исследованиях Е.П. Белозерцева, Б.З. Вульфова, М.А. Лариной, В.Н. Мезинова, А.Г. Пашкова, A.B. Репринцева, С.М. Салова, В.А. Сластенина, H.H. Сучкиной, А.Н. Ходусова и др. Работы этих авторов предлагают целостный взгляд на методологию профессионального воспитания будущего учителя, его цели и ценности, его сущность,' содержание и организацию, анализ и оценку результатов. Однако в поле зрения этих исследователей не попали проблемы становления воспитательной системы факультета и механизмы ее влияния на профессионально-личностное развитие будущего учителя изобразительного искусства.

Проблема личностного и профессионального становления будущего специалиста в вузе, поиск путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, развития форм работы со студентами всегда была актуальной и находилась в центре внимания педагогической науки. В связи с этим особый интерес для нас представляют идеи гуманистической' педагогики (Ш.А. Амо-нашвили, Б.М. Бим-Бад, P.A. Валеева, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, E.H. Шиянов), ставящей во главе угла человека, культуру и социум как тесно связанные между собой элементы образовательного процесса, направленного на поддержку саморазвития и самоопределения личности. Гуманизация образовательного пространства вуза предполагает учет индивидуальных особенностей, потребностей, проблем всех его субъектов.

Немалый потенциал накоплен исследователями, активно изучающими проблемы профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства (Г.В. Беда, JI.A. Ивахнова, В.И. Козлов, B.C. Кузин, Е.Ф. Кузнецов, В.К. Лебедко, H.H. Ростовцев, А.Е. Терентьев, В.М. Соколинский, A.A. Унков-ский, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др.). В работах этих авторов представлен широкий спектр вопросов теории и методики подготовки педагогов-художников, освоения студентами основ изобразительного искусства. Однако в педагогической деятельности таких специалистов важную роль играет их духовный облик, жизненное кредо, социальная активность, опыт взаимоотношений с другими людьми. Многие исследователи отмечают заметное снижение духовной и профессионально-педагогической культуры студентов и высказываются за поиск путей ее интенсивного развития (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, О.В. Долженко, И.Ф. Исаев, A.B. Калинин, М.А. Ларина, В.К. Лебедко, Ю.Л. Львов, В.Н. Мезинов, А.Г. Пашков, A.B. Репринцев, В.М. Розин, М.И. Рожков, С.М. Салов, В.А. Сластенин, В.М. Соколинский, H.H. Сучкина, Н.К. Шабанов, E.H. Шиянов, Е.В. Шорохов, А.Н. Ходу,сов и др.). Решение этой проблемы видится перечисленным авторам в гармоничном развитии профессиональных и личностных качеств будущих педагогов-художников.

В связи с этим в последние годы все отчетливее выстраивается позиция исследователей, подчеркивающих неразделимость двух составляющих процесса формирования личности учителя - профессиональной подготовки и профессионального воспитания. Если первая составляющая достаточно основательно изучена, то вторая до недавних пор была феноменом сравнительно новым. Сегодня словосочетание «профессиональное воспитание студентов» довольно прочно вошло в научный лексикон. Это произошло .благодаря работам ряда отечественных специалистов (Е.П. Белозерцев, Б.З. Вульфов, A.B. Репринцев, В.А. Сластенин и др.). Вместе с тем усиление внимания к проблемам профессионального воспитания педагогов остается без научно-методического подкрепления рекомендациями о реализации возможностей локальной воспитательной системы факультета в профессионально-личностном развитии будущих учителей изобразительного искусства, без обоснования ее ценностно-целевых ориентиров, содержательных аспектов деятельности, без характеристики основных направлений реализации такого содержания, наиболее эффективных форм, методик, технологий, без выявления комплекса необходимых условий становления и развития такой воспитательной системы.

И хотя проблемы моделирования, становления и функционирования воспитательных систем в последние десятилетия не остаются без внимания педагогов-исследователей — эти проблемы рассматриваются в работах М.В. Воропаева, Б.З. Вульфова, В.А. Караковского, М.Н. Коротких, А.Т. Куракина, Л.И. Новиковой, А.Г. Пашкова, H.JI. Селивановой, A.M. Сидоркина, E.H. Степанова и др., однако анализ теоретической литературы и имеющихся диссертаций свидетельствует, что исследователи не уделяют должного внимания выявлению возможностей воспитательной системы факультета в развитии профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников, формированию у них устойчивого положительного отношения к будущей профессионально-педагогической и художественно-творческой деятельности.

Изучение специальной литературы и анализ реалий современной педагогической действительности позволили выявить ряд противоречий:

• между высокими ожиданиями общества, растущими его требованиями к духовному облику педагога и несоответствием значительной части выпускников вузов этим ожиданиям;

• между признанием значимости воспитательных аспектов деятельности вуза в подготовке педагогов-профессионалов нового поколения и отсутствием четких критериев и показателей эффективности такой работы в процессе аттестации и лицензирования высших учебных заведений;

• между значительными потенциальными возможностями воспитательной системы факультета в профессионально-личностном развитии будущих педагогов-художников и недостаточной эффективностью их реализации в массовой практике воспитания студентов;

• между возможностями воспитательной системы факультета в обеспечении условий для продуктивного профессионально-личностного развития будущих педагогов-художников и недостаточной проработанностью психолого-педагогических основ ее создания и жизнедеятельности в вузе;

• между потребностью в профессиональном самосовершенствовании будущих педагогов-художников и недостаточностью научно-обоснованных рекомендаций по обеспечению условий для их эффективного развития в воспитательной системе вуза и др.

Проблема выявления специфики профессионального воспитания будущего учителя-предметника вызывает все больший интерес ученых и педагогов-практиков, хотя число исследований на эту тему пока еще невелико. В последние годы появились диссертации, посвященные проблемам профессионального воспитания будущих учителей филологических специальностей (В.Ф. Гревцева, О.В. Леонова, В.Н. Мезинов), учителей физики (М.А. Ларина). Это обстоятельство побудило нас обратиться к исследованию проблемы профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе художественно-графического факультета.

Названные выше противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы особенности, основные направления, механизмы и условия эффективного функционирования воспитательной системы художественно-графического факультета с точки зрения продуктивного ее воспитывающего влияния на личность будущего педагога-художника.

Обоснование актуальности и постановка проблемы определили выбор темы исследования: «Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе факультета».

Цель исследования - на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы обосновать основные направления, содержание и способы организации, а также выявить комплекс педагогических условий эффективного профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе художественно-графического факультета.

Объектом исследования выступает профессиональная подготовка студентов художественно-графического факультета, а предметом — процесс профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искус ства в контексте жизнедеятельности воспитательной системы факультета.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и структуру профессиональной воспитанности будущего учителя изобразительного искусства, критерии и показатели ее сформированное™.

2. Обосновать теоретическую модель воспитательной системы художественно-графического факультета и условия эффективной реализации ее возможностей в профессиональном воспитании будущих педагогов-художников.

3. Проанализировать массовую практику профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства в деятельности художественно-графических факультетов педагогических вузов.

4. Выявить основные направления и педагогические условия эффективного влияния воспитательной системы факультета на формирование профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников.

Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе художественно-графического факультета определяется:

• характером воспитательной системы факультета и эффективностью взаимодействия в ней всех субъектов профессионально-личностного развития будущих педагогов-художников;

• функционированием воспитательной систем*ы факультета как целостной управляемой системы, основанной на гармоничном сочетании образовательной и воспитательной функций;

• динамичностью развития воспитательной системы факультета, обеспечивающей устойчивую связь будущих педагогов-художников с профессионально-педагогической и художественно-творческой средой региона;

• содержанием и организацией профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства, учитывающими особенности их будущей профессиональной деятельности;

• ориентацией процесса подготовки будущих учителей изобразительного искусства на социальные и профессиональные ценности, традиции и нормы профессионального художественно-педагогического сообщества;

• возможностью максимального учета индивидуальных и личностных особенностей будущего педагога-художника, оптимальным сочетанием факультетских, коллективных, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы со студентами;

• взаимодействием всех видов аудиторной, внеаудиторной работы студентов, образующих систему взаимосвязанных элементов и включающих будущих педагогов-художников в профессионально ориентированные виды и формы творческой и художественно-педагогической деятельности и др.

Методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические представления о личности как субъекте культуры, истории и общественной жизни; природной и социокультурной обусловленности развития индивида и его взаимоотношений с окружающим миром; идеи гуманизации и гуманитаризации образования. Методологическим ориентиром исследования выступают культурологический, субъектный и личностно-деятельностный подходы к пониманию закономерностей развития и воспитания личности. В анализе исследуемого предмета мы руководствовались важнейшими общенаучными принципами достоверности и объективности фактов, диалектики общего, особенного и единичного, системного подхода к анализу явлений воспитания и образования, выявлению их прогностического значения.

Основными методологическими и теоретическим ориентирами исследования служили: культурологический принцип в рассмотрении социальных явлений и объектов (М.М. Бахтин, А.П. Валицкая, Э.В. Ильенков, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, В.А. Разумный, В.М. Розин и др.), позволяющий рассматривать образование и педагогическое сознание как составную часть культуры; аксиологический подход к изучению педагогической реальности (A.M. Булынин, В.И. Додонов, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Л.Н. Сто-лович); идеи и подходы к пониманию сущности образования и воспитания (Б.М. Бим-Бад, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунекий, Б.Т. Лихачев, В.М. Коротов, Т.Н. Мальковская, И.С. Марьенко, Г.Н. Филонов); философия воспитания и теория воспитательных систем (B.C. Библер, С.И. Гессен, Э.В. Ильенков, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Л.И. Новикова, А.Г. Пашков, Н.Л. Селиванова и др.); концепции сущности и содержания профессиональной подготовки учителя (Е.П. Белозерцев, E.H. Богданов, О.В. Долженко, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, А.И. Мищенко, Л.И. Мищенко, A.B. Мудрик, A.B. Репринцев, В.А. Сластенин, А.Н. Ходу сов, E.H. Шиянов, А.И. Щербаков и др.). Особое внимание в исследовании уделено работам психологов и педагогов, посвященным развитию системы профессионального образования, социально-профессиональному становлению конкурентоспособных специалистов в современных условиях (С.Я. Батышев, Л.А. Волович, Г.И. Ибрагимов, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Е.А. Корчагин, В.Ш. Масленникова, Г.В. Мухамет-зянова, A.M. Новиков, П.Н. Осипов, Т.М. Трегубова, И.А. Халиуллин и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез философской, социологической, психолого-педагогической литературы, моделирование); диагностические (наблюдение, анкетирование, анализ ситуаций, интервьюирование, анализ документации, изучение творческих работ); опытно-экспериментальная работа; методы количественной и качественной обработки эмпирических материалов.

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе художественно-графического факультета Курского государственного университета. На различных этапах опытно-экспериментальной работой было охвачено около 2500 студентов всех курсов и 50 преподавателей художественно-графического факультета.

Исследование проводилось с 1998 г. по 2008 г. в три этапа.

Первый этап (1998 - 2000 гг.) был направлен на теоретический анализ современного состояния проблемы, осмысление ее состояние в психолого-педагогической литературе; подвергался рефлексии личный педагогический опыт и практика подготовки учительских кадров. Был разработан понятийный аппарат и определена гипотеза исследования, осуществлена первичная диагностика, подготовлена программа опытно-экспериментальной работы, сформулирована теоретическая модель профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства в воспитательной системе художественно-графического факультета.

Второй этап (2000 - 2006 гг.) — реализация программы опытно-экспериментальной работы, обеспечение условий для реализации педагогических возможностей воспитательной системы художественно-графического факультета, анализ и обобщение передового опыта моделирования факультетских воспитательных систем, реализации их возможностей в формировании профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников. Корректировка позиции преподавателей кафедр, кураторов, органов самоуправления, родителей, творческих объединений и профессиональных союзов в обеспечении условий для эффективного профессионально-личностного развития будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе факультета.

Третий этап (2006 — 2008 гг.) обобщение итогов проведенной опытно-экспериментальной работы; анализ, обработка и систематизация результатов исследования; апробация полученных результатов; выявление педагогических условий эффективного влияния воспитательной системы художественно-графического факультета на профессиональное воспитание будущих педагогов-художников; текстовое оформление диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Профессиональное воспитание будущих педагогов-художников представляет собой целенаправленный и управляемый процесс, целью и основным результатом которого является профессиональная воспитанность студентов - будущих учителей изобразительного искусства, предстающая в единстве трех ее компонентов - когнитивного, эмоционального и деятельно-практического. Проявляясь в позиции студента, его духовном кредо, профессиональная воспитанность определяет поступки личности, логику и мотивы ее взаимодействия с окружающей действительностью, и в первую очередь — с другими людьми. Показателями профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников являются: степень проявления в личности студента основных компонентов такой воспитанности - когнитивного, эмоционального и деятельно-практического; мера включенности и характер выполняемой будущим педагогом-художником общественно-полезной, профессионально» педагогической и художественно-творческой деятельности; степень сформированное™ профессионально необходимых личностных качеств учителя и др., а основным критерием профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников служит социальная направленность их профессиональной активности, художественно-педагогической деятельности. Выделение критериев и показателей позволяет определить наличие трех уровней профессиональной воспитанности будущих учителей изобразительного искусства - активный, индифферентный и скептико-нигилистический. Каждый уровень такой воспитанности характеризуется определенной степенью проявления названных выше показателей.

2. Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства - организованное особым образом взаимодействие субъектов воспитательной системы (среда факультета — деканат — кафедры — преподаватели - коллективы курсов и групп — творческие и профессиональные объединения студентов - студент), основанное на профессиональных и культурных ценностях и традициях художественно-педагогического сообщества, обеспечивающих формирование положительного образа профессии и целей профессиональной деятельности педагога-художника. Реализация модели профессионального воспитания будущего учителя в воспитательной системе художественно-графического факультета осуществляется посредством включения будущего учителя в разнообразные виды и формы деятельности (аудиторной, внеаудиторной, досуговой) с целью введения его в профессию через развитие общих, педагогических и художественно-твррческих способностей.

3. Теоретическая модель воспитательной системы художественно-графического факультета включает в себя: целевую установку, механизмы и способы интеграции субъектов воспитательной системы факультета в целостный процесс профессионального воспитания студентов; принципы жизнедеятельности системы, основные направления и содержание воспитания, этапы и логику развития системы; методики и технологии профессионального воспитания будущих педагогов-художников; характеристику критериев, показателей, уровней профессиональной воспитанности студентов, условия продуктивного влияния воспитательной системы на личность, будущего педагога.

4. Основными направлениями реализации потенциала воспитательной системы факультета в формировании профессиональной воспитанности будущих учителей изобразительного искусства являются: развитие профессиональных ценностей будущих педагогов-художников, освоение традиций и норм профессионально-педагогического сообщества; обогащение историко-культурного и духовно-нравственного кругозора студентов; обеспечение эмоционального фона жизнедеятельности студенческого коллектива; включение студентов в социально и профессионально ориентированную деятельность - общественно-полезную, художественно-творческую и профессионально-педагогическую.

5. Педагогические возможности воспитательной системы факультета в формировании профессиональной воспитанности будущего учителя изобразительного искусства определяются: наличием действенных, личностно значимых для студента субъектов духовно-нравственного воспитания и самосовершенствования; динамичностью развития воспитательной системы факультета; наличием в среде факультета личностно значимых для студента эталонов профессионализма, творческости, гражданственности, интеллигентности; наличием в воспитательном пространстве факультета личностно значимых для студента сред - образовательной, досуговой, коммуникационной, социально-трудовой; созданием ситуаций для саморефлексии, объективной самооценки студентами реального уровня своего личностного развития; становлением системы студенческого самоуправления, повышением субъектности студенческого коллектива, созданием и сохранением традиций I коллектива группы, курса, факультета; культивированием видов деятельности, основанных на совместной профессиональной и общественно-полезной деятельности и др.

6. Воспитательная система факультета может эффективно влиять на формирование профессиональной воспитанности будущих учителей изобразительного искусства при соблюдении ряда условий - психолого-педагогических, организационно-педагогических, социально-педагогических.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем раскрыты сущность и структура профессиональной воспитанности будущего учителя изобразительного искусства; определены критерии, показатели и уровни такой воспитанности; обоснована теоретическая модель реализации возможностей воспитательной системы факультета в профессиональном воспитании будущего учителя изобразительного искусства, основные направления, содержание, способы, а также условия ее эффективного влияния на профессионально-личностное развитие будущих педагогов-художников; выявлены устойчивые зависимости между уровнем развития воспитательной системы факультета и эффективностью ее влияния на профессиональное воспитание студентов (между «радиусом освоения среды» и уровнем профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников; между степенью субъектно-сти студенческих коллективов и сообществ и ростом референтности воспитательной системы факультета, его среды для личности студента и др.).

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «профессиональная воспитанность будущего учителя» применительно к педагогу-художнику, в развитии теоретико-методологических представлений о феномене воспитательной системы художественно-графического факультета и ее педагогических возможностях в профессионально-личностном развитии будущих учителей изобразительного искусства. Результаты исследования дополняют современную теорию профессионального образования, духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, конкретизируют содержание системного, личностного, субъектно-деятельностного, индивидуального и дифференцированного подходов к профессиональному обучению и воспитанию будущих специалистов в образовательном процессе вуза.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, выводы, рекомендации,, апробированные в ходе исследования методики и технологии могут быть использованы преподавателями вуза в процессе создания и реализации потенциала воспитательных систем художественно-графических факультетов, в обеспечении процесса профессионального воспитания будущих педагогов-художников. Использование полученных практических результатов исследования позволит повысить эффективность духовно-нравственного воспитания студентов, формирования их гражданской, социальной позиции, отношения к профессии. Материалы исследования найдут применение в процессе повышения квалификации и переподготовки преподавателей вузов, кураторов студенческих групп.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются непротиворечивой совокупностью исходных методологических положений; использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования; достоверностью и сопоставимостью полученных данных и фактов, сравнительным изучением результатов предшествующих исследований; аргументированностью и логической непротиворечивостью выводов, положительными и репрезентативными результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации и результаты проведенного исследования были представлены и обсуждались на Международных научно-практических конференциях «Человек и общество XXI в. Идеи и идеалы» (Курск, 2006), «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества» (Рязань, 2007), «Время и вечность в науке, религии, культуре» (Курск, 2008), в ходе работы Ш-Х культурно-антропологических школах молодых ученых «Культура-Образование-Человек» (Курск, 2003-2007), на Всероссийских научно-практических конференциях «Становление и развитие образовательного комплекса в условиях малого города России» (Елец, 2003), «Проблемы современной психологи и педагогики профессионального образования» (Казань, 2004), «Развитие профессионально-педагогической культуры педагога: теория и опыт» (Белгород, 2004); «Психология и педагогика социального воспитания» (Кострома, 2005), «Теория и практика преобразования.педагогических систем» (Рязань, 2005); «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» (Тамбов, 2006), «Инновации в непрерывном профессиональном образовании конкурентоспособных кадров» (Курск, 2007); «Человек и образование в контексте глобальных изменений облика современного мира» (Курск, 2007); «Формирование личности учителя как субъекта профессиональной культуры» (Курск, 2007); на ежегодных научно-методических конференциях Курского государственного университета (Курск, 2004-2007) и др.

Исследование осуществлялось при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (исследовательский проект 2003-2004 гг. «Профессионально-личностное развитие будущего учителя в воспитательной системе педагогического вуза» - грант Минобразования РФ ГО 2-2.1-210) и РГНФ (гранты РГНФ 03-06-00546г, 07-06-72680 г/ц).

Основные положения и результаты исследования представлены в 28 публикациях автора по проблеме исследования, в' том числе в Вестнике УРАО (2007, №3) и журнале «Высшее образование сегодня» (2007, № 11).

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Бредихин, Анатолий Петрович

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Каковы же общие итоги проведенной опытно-экспериментальной работы? Как повлияло ее содержание и созданные психолого-педагогические условия на эффективность деятельность воспитательной системы класса в профессиональном воспитании будущих учителей изобразительного искусства?

Полученные статистические материалы убедительно иллюстрируют динамику уровней профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников на протяжении 1998 - 2008 гг.

Активный уровень профессиональной воспитанности на начальном этапе опытно-экспериментальной работы в 1998 г. обнаруживали лишь 16 % студентов. Этих юношей и девушек отличает наличие сформированной гражданской, социальной и профессиональной позиции, устойчивой системы профессиональных ценностей и интересов, способности к объективной оценке социальных явлений действительности, к эмоциональному восприятию социальной и природной среды, стремление к созидательной творческой и педагогической деятельности. В 2008 году таких студентов оказалось уже 46,0 % - практически в 3 раза больше, что свидетельствует об эффективности предложенной модели профессионально-личностного развития будущих учителей изобразительного искусства, реализации потенциала воспитательной системы художественно-графического факультета.

Существенные изменения произошли и в самой сложной категории студентов, обнаруживших индифферентный уровень профессиональной воспитанности: их число снизилось с 61,7 % в 1998 году до 41,3 % в 2008 г. Основная сложность работы с этой категорией студентов состояла в том, что в этой среде присутствует значительная часть студентов способных, активных, обладающих хорошим потенциалом, но не имеющих устойчивых мотивов общественно полезной деятельности, включения в социально и профессионально-ориентированную деятельность. Выработать такие мотивы и тем самым изменить их отношение к самим себе, к будущей профессиональной деятельности - чрезвычайно сложная задача. Пробуждение в таких студентах мотивов самосовершенствования, преодоление неуверенности в себе способно кардинально изменить их жизнь, отношение к будущей профессиональной деятельности, к реалиям их социального и профессионального бытия. Для таких студентов характерны неопределенность гражданской и социально-профессиональной позиции, ограниченность интересов, субъективность в оценке социальных и профессиональных явлений, неустойчивость потребности в профессиональной деятельности, недостаточные проявления эмоционального восприятия социальной и профессиональной реальности.

Наконец, за время опытно-экспериментальной работы с 22,3 % до 12,7 % сократилось количество студентов скептически, а иногда - и откровенно нигилистически относящихся к собственному профессионально-личностному развитию. Для таких студентов свойственно отсутствие четко выраженной социальной и профессиональной направленности, узость художественных и профессионально-педагогических интересов, негативное отношение к профессиональной деятельности, скептицизм в оценке социальных и профессиональных явлений, отсутствие яркого эмоционального восприятия социальной и профессиональной среды. Эта категория студентов крайне инертна в делах коллектива группы и факультета, равнодушна к окружающим их людям, не имеет устойчивых жизненных и профессиональных ориентиров, нередко груба и цинична в общении со сверстниками. Работа с такими студентами доставляет много хлопот, трудностей, волнений, поскольку «расшевелить», включить их в реальное дело - оказывается непросто. Как правило, они уходят от всяких поручений, игнорируют требования преподавателей и кураторов, редко прислушиваются к советам авторитетных сверстников. Их главная проблема — в самодостаточности, в равнодушном отношении к своему собственному будущему.

Профессиональное воспитание будущих педагогов-художников представляет собой сложный многогранный процесс, в ходе которого осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие на все составляющие воспитанность компоненты - когнитивный, эмоциональный и деятельно-практический. Три компонента профессиональной воспитанности будущего учителя изобразительного искусства взаимосвязаны между собой, и изменение состояния одного из них вызывает трансформацию всей структуры. В результате опытно-экспериментальной работы определены педагогические условия, которые необходимы для эффективного профессионального воспитания студентов в воспитательной системе художественно-графического факультета.

Диаграмма 6.

Динамика сформированности уровней профессиональной воспитанности будущих учителей изобразительного искусства за время опытно-экспериментальной работы (1998-2008 гг.) (в %)

Проведение опытно-экспериментальной работы в целом подтвердило гипотезу исследования и позволило определить оптимальное содержание, способы организации и условия эффективности профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе художественно-графического факультета. С учетом исходного уровня профессиональной воспитанности студентов, их социально-психологических и возрастных особенностей была разработана и реализована программа профессионального воспитания, предусматривавшая комплексное, целенаправленное воздействие на когнитивную, эмоциональную и деятельно-практическую сферы профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников.

В целях продуктивного формирования активной социальной и профессиональной позиции, нравственного обогащения студентов, роста их духовных интересов, осознания ими социальной значимости мидсии педагога-художника в программу профессионального воспитания были включены различные виды деятельности, позволившие существенно обогатить круг интересов студентов, их кругозор, укрепить нравственные основы их поведения и отношений, выработать их устойчивую социальную и профессиональную позицию. <

Обогащение эмоциональной сферы студентов, развитие их эмпатических способностей стало одним из важных факторов воспитания гражданина и педагога-художника. Этому способствовали интенсивные контакты будущих учителей изобразительного искусства с Детскими домами, школами-интернатами, медицинскими учреждениями, интернатами для престарелых, деятелями культуры и искусства, ветеранами факультета, известными педагогами-художниками. Важную роль в этой работе сыграли реальные трудовые дела студентов, ориентированные на помощь пожилым и одиноким людям, детям, нуждающимся в сложной медицинской помощи, ветеранам факультета.

Развитие деятельно-практической сферы студентов происходило через их включение в разнообразные виды творческой, социально и профессионально значимой деятельности. Эта работа включала: проведение конкурсов деловых проектов и участие в ходе их реализации; создание экспозиции музея; помощь ветеранам; участие в восстановлении цамятников культуры и истории малой родины и т.д. Здесь особенно продуктивны оказалось участие студентов в благоустройстве территории университета, факультета, включение в эстетизацию окружающей среды, уход за памятниками истории и культуры курского края, интенсивные контакты с образовательными и культурно-просветительными учреждениями города.

В результате проведения опытно-экспериментальной работы (1998 — 2008 гг.) была выявлена положительная динамика в формировании профессиональной воспитанности студентов. В конце 2007-2008 учебного года 46 % студентов обнаружили активный уровень профессиональной воспитанности, (в начале опытно-экспериментальной работы - только 16 %). Изменилось количество студентов, обнаруживающих индифферентный уровень профессиональной воспитанности (с 61,7 % до 41,3 %). Сократилось и количество будущих педагогов-художников, имеющих скептико-нигилистический уровень профессиональной воспитанности (с 22,3 % до 12,7 %).

При проведении опытно-экспериментальной были определены условия, влияющие на формирование профессиональной воспитанности будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе художественно-графического факультета. Эти условия можно разделить на три группы: относящиеся к формированию соответственно когнитивного, эмоционального и деятельно-практического компонентов профессиональной воспитанности.

К первой группе можно отнести следующие условия: гуманизация отношений в воспитательной системе факультета; обеспечение социально-ценной мотивации формирования профессиональной воспитанности студентов; учет их возрастных и индивидуальных особенностей; профессионализм, педагогическое мастерство, личный пример преподавателей факультета; эффективная диагностика духовно-нравственного развития студентов и др.

Ко второй группе относятся: развитие коллективных форм деятельности, опыта совместного восприятия и оценки окружающей действительности; налаживание «вертикального», межвозрастного взаимодействия; освоение особенностей социальной и профессиональной культуры учительства, его миссии, ценностей и нормативов художественно-педагогического сообщества, обеспечение органического единства учебной и внеучебной деятельности студентов; обращение к ретроспективному анализу субъективных эмоциональных состояний студентов в проводимых совместных акциях и делах; освоение будущими педагогами достижений национальной культуры народного художественного творчества; сотрудничество кураторов, студентов, органов студенческого самоуправления в организации воспитывающей среды факультета, его этоса, насыщении ее социально и профессионально значимыми ценностями, смыслами, нормами; создание и поддержание коллективных традиций коллектива факультета, внедрение профессиональных традиций и обычаев, обогащение опыта организации совместного досуга; эффективная диагностика профессионально-личностного развития будущих педагогов-художников и др.

К третьей группе мы относим условия, способствовавшие конструированию преподавателями и органами студенческого самоуправления воспитывающей среды художественно-графического факультета, активно влиявшей на становление отношения студентов к будущей профессиональной деятельности, к реалиям социального и профессионального бытия будущих педагогов-художников, внедрению в воспитательную систему факультета коллективно-творческих дел социально-значимой и профессиональной направленности; учет индивидуальных особенностей студентов, уровня их личностного, профессионального развития; обеспечение дифференциации и индивидуализации личностного развития студентов; пробуждение мотивов самосовершенствования; развитие инициативности, социальной активности, ответственности; обеспечение участия студентов в реальном самоуправлении; эффективная диагностика личностного развития будущих педагогов-художников и др.

Названные условия содействовали эффективному осуществлению процесса формирования ценностного отношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса, что и было подтверждено результатами проведенной опытно-экспериментальной работы, полученными в ее процессе статистическими и эмпирическими материалами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизация всей отечественной системы высшего профессионального образования требует продуктивного использования ресурсов воспитания для обеспечения качества подготовки будущих специалистов к жизни и труду в условиях стремительно изменяющегося российского общества. Одной из проблем российского общества остаётся недостаточное развитие духовно-нравственной и профессиональной культуры будущих учителей, уровня их социальной активности, гражданственности, ответственности за результаты будущей профессиональной деятельности, миссии педагога.

От качества обучения и воспитания будущих педагогов во многом зависит устойчивость социально-экономического развития страны, динамизм в обновлении глубинных, сущностных основ жизнедеятельности российского общества. Одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающим культурную преемственность и сохранение этнических основ народа, является вуз и его первичная среда - факультет. Особое внимание здесь должно уделяться развитию инноваций на уровне первичного студенческого коллектива, как первичной, отправной точки всего воспитательного процесса. Воспитательная система факультета позволяет максимально эффективно реализовать программу профессионального воспитания студентов, выработать надежную систему их жизненных и профессиональных ориентиров, закрепить широкую гамму социально ценных эмоций, опыта участия в общественно полезной и профессионально ориентированной деятельности.

Анализ природы и специфики профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства показывает, что оно представляет собой целенаправленный и управляемый процесс, целью и основным результатом которого является профессиональная воспитанность студентов — будущих учителей изобразительного искусства, предстающая в единстве трех ее компонентов - когнитивного, эмоционального и деятельно-практического. В основе профессиональной воспитанности будущего учителя изобразительного искусства лежит его нравственно-эстетическое отношение к действительности, к реалиям повседневного социального и профессионального бытия педагога-художника. Такое отношение выражает меру духовного богатства будущего специалиста, степень его социальной активности, его установку на Созидание красоты и добра, на принесение социальной пользы, способность тонко чувствовать и понимать мир, преобразовывать его «по законам красоты». Социальная активность, изначальная созидательность, установка на социальную пользу и художественное творчество - ключевой момент в понимании сущности профессиональной воспитанности педагога-художника. Воспитанность вместе с образованностью - уровнем общих и профессиональных знаний, активностью в их непрерывном пополнении, желанием и умением самообразования - служат основой социальности будущего учителя изобразительного искусства. Проявляясь в позиции студента, его духовном кредо, профессиональная воспйтанность определяет поступки личности, логику и мотивы ее взаимодействия с окружающей действительностью, и в первую очередь - с другими людьми.

Показателями профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников являются: степень проявления в личности каждого студента основных компонентов такой воспитанности — когнитивного, эмоционального и деятельно-практического; мера включенности и характер выполняемой будущим педагогом-художником общественно-полезной созидательной и творческой деятельности; степень сформированности профессионально необходимых личностных качеств учителя и др., а основным критерием профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников служит социальная направленность профессиональной активности студентов, их художественно-педагогической деятельности.

Опираясь на социальные и профессиональные ценности художника-педагога, мы считаем необходимым уточнить и конкретизировать названные показатели: в когнитивной сфере - осознание студентами социальной значимости своей профессиональной деятельности, ответственности за ее результаты; наличие стремления к сохранению ценностей и традиций культуры; осознание студентами важных ценностей-целей, определяющих их жизненную позицию (нравственность, достоинство, коллективизм, оптимизм, правдивость, простота, самоотдача, социальная активность, справедливость, стремление к истине, трудолюбие, человечность, честность); в эмоциональной сфере - любовь к искусству, к профессиональной деятельности художника и педагога, чувство гордости и уважения к труду коллег по цеху, закрепление и развитие в студентах таких социально значимых чувств, как альтруизм, гуманизм, доброта, доверие, долг, жизнерадостность, искренность, милосердие, мужественность, одухотворенность, открытость, сердечность, сопереживание, сострадание, товарищество, человеколюбие, щедрость, эмпатия, юмор; в деятельно-практической сфере — стремление студента к социально-значимой деятельности; наличие в нем важных качеств личности гражданина и гуманиста, а также таких качеств, как аккуратность, вежливость, внимательность, способность к взаимопомощи, доброжелательность, добротворчество, доверительность, заботливость, исполнительность, настойчивость, общительность, организованность, ответственность, самостоятельность, смелость, стремление к сотворчеству и сотрудничеству, требовательность, целенаправленность и др.

В качестве основного критерия профессиональной воспитанности выступает социальная направленность активности личности. Данный критерий позволяет определить направленность личности студента на созидательную творческую деятельность, изменение социокультурной среды путем активного включения в преобразовательную деятельность, развитие нравственных качеств личности, стремление к духовно-нравственному росту и самосовершенствованию, самоактуализации. Такая направленность проявляет сформированную в сознании будущих художников-педагогов совокупность социально важных и лично-значимых мотивов, ориентаций, склонностей, сложившихся интересов, убеждений, идеалов, ценностных отношений, - то есть проявляет определенную позицию личности. Кроме того, дополнительными критериями такой воспитанности выступают устойчивость и результативность. Известно, что всякое отношение подвержено изменениям и для исследователя важно, насколько глубоко закрепилось в сознании личности то или иное отношение, в том числе - и к социальной и профессиональной деятельности. Такой критерий как результативность позволяет определить уровень сформированности отношения по конкретным проявлениям личностного самовыражения и самореализации.

Выделение критериев и показателей профессиональной воспитанности будущего учителя изобразительного искусства позволила определить наличие нескольких уровней такой воспитанности. Мы выделили три уровня профессиональной воспитанности будущих учителей изобразительного искусства - активный, индифферентный и скептико-нигилистический. Каждый уровень такой воспитанности характеризуется определенной степенью проявления названных выше показателей.

Активный уровень предполагает наличие сформированной гражданской, социальной и профессиональной позиции, устойчивой системы профессиональных ценностей и интересов, способности к объективной оценке социальных явлений действительности, к эмоциональному восприятию социальной и природной среды, стремление к созидательной творческой и педагогической деятельности.

Индифферентный уровень характеризуется неопределенностью гражданской и социально-профессиональной позиции студента, ограниченностью профессиональных интересов, субъективностью в оценке социальных и профессиональных явлений, неустойчивой потребностью в профессиональной деятельности, недостаточным проявлением эмоционального восприятия социальной и профессиональной реальности.

О скептико-нигилистическом уровне свидетельствует отсутствие четко выраженной социальной и профессиональной направленности студента, узость его художественных и профессионально-педагогических интересов, негативное отношение к профессиональной деятельности, скептицизм в оценке социальных и профессиональных явлений, отсутствие яркого эмоционального восприятия социальной и профессиональной среды. г

Профессиональное воспитание будущего учителя изобразительного искусства - организованное особым образом взаимодействие субъектов воспитательной системы (среда факультета - деканат - кафедры - преподаватели -коллективы курсов и групп - творческие и профессиональные объединения студентов - студент), основанное на профессиональных и культурных ценностях и традициях художественно-педагогического сообщества, обеспечивающих формирование положительного образа профессии и целей профессиональной деятельности будущего педагога-художника. Содержание профессионального воспитания будущего учителя изобразительного искусства определяется синтезом педагогики и художественных дисциплин, а технологии - профессионально-педагогической направленностью воспитательного процесса, учитывающего особенности специализации и характер будущей профессиональной деятельности педагога-художника. Реализация задач профессионально-личностного развития студента в воспитательной системе художественно-графического факультета осуществляется посредством включения его в разнообразные формы деятельности (аудиторной, внеаудиторной, досуговой) с целью введения его в профессию через развитие общих педагогических и художественно-творческих способностей с включением базовых культурных ценностей; ключевой фигурой в этом процессе является куратор академической студенческой группы.

Включение будущих педагогов в разнообразные виды профессионально-педагогической, художественно-творческой деятельности должно строиться на основе высокого уровня самосознания, самостоятельно формулируемых убеждений и идеалов, широкой амплитуде социально ценных чувств и состояний, вызванных восприятием и осмыслением явлений окружающего мира. Весь накопленный духовно-нравственный и эстетический опыт будущих специалистов должен нацеливать студентов на творчество, активную практическую профессиональную деятельность, позитивный внешний выход их кипучей энергии, открытое проявление себя на социально значимом поприще. Однако многое в формировании такого опыта зависит от состояния и эффективности влияний воспитательной системы факультета, степени ее ре-ферентности для будущего учителя изобразительного искусства.

Анализ имеющихся подходов к толкованию сущности феномена воспитательной системы, позволяет дать следующее определение: воспитательная система факультета - это социально и профессионально ориентированный, локальный целостный, развивающийся социальный организм, относительно замкнутый, прочно сопряженный с воспитательной системой более высокого порядка, отражающий специфический способ организации жизнедеятельности сообщества факультета, возникающий как продукт самоорганизации студенческого воспитательного коллектива и целенаправленной деятельности преподавателей университета, ориентированный на реализацию педагогически-целесообразных целей, задач и принципов деятельности студентов и преподавателей, позво ляющий оптимизировать процесс социализации будущих учителей изобразительного искусства, их социальной и профессиональной адаптации и достичь максимально возможного (для данных условий) результата в формировании социально-ценного опыта будущих педагогов-художников.

Рассматривая профессиональное воспитание будущих учителей изобразительного искусства как целостную упорядоченную совокупность мер и способов воздействия воспитательной системы факультета на объект профессионального воспитания - студентов - с целью достижения ими определенного уровня развития социально и профессионально-значимых личностных качеств, под воспитательной системой художественно-графического факультета мы понимаем определенную форму упорядоченности всей жизнедеятельности факультета относительно функции воспитания студентов - будущих педагогов и художников. В развитом виде она представляет собой устойчивую целостность, объединяющую на основе ценностей и целей воспитания все виды жизнедеятельности коллектива факультета и определяющую характер отношений всех участников образовательного процесса — студентов и преподавателей.

Ее специфика связана с особенностями ценностно-целевых установок, содержания, основных направлений и форм организации воспитательной деятельности коллектива студентов и преподавателей художественно-графического факультета, условиям ее организации и продуктивного влияния на социальное и профессиональное становление будущих педагогов-художников. Понятно, что ценностно-целевые установки такой системы обусловлены специфичной областью профессиональной деятельности будущих учителей изобразительного искусства - художественным творчеством, приобщением к этой деятельности детей, развитием в них эстетического отношения к действительности и искусству, педагогической поддержкой сознательной и продуктивной самореализации учащихся в условиях стремительно изменяющейся социокультурной ситуации. Понятно, что в фокусе профессиональной деятельности будущих педагогов-художников оказываются сложные и весьма противоречивые проблемы современной этнокультурной интеграции, глобализации культуры; понятно и то, что от позиции ее ретрансляторов, ее субъектов — педагогов-художников зависит этнокультурная идентификация взрослеющим ребенком самого себя, понимание им своей органической сопряженности с национальной и общечеловеческой культурой. Таким образом, речь идет о весьма сложной, специфичной и, вместе с тем, деликатной сфере общечеловеческого и национального в культуре, о процессах интеграции и обособления культур, о позиции личности в культуре, о роли творца культурных ценностей, о важнейших экзистенциальных характеристиках современной культуры, ее ценностно-смысловом содержании, помогающем входящему во взрослый мир человеку самоопределиться, сохранить свою этнокультурную идентичность, успешно реализовать свой созидательный творческий потенциал, использовать его во благо людей.

В целом из такого понимания сути и целевого предназначения воспитательной системы художественно-графического факультета вырисовывается высокая миссия учителя изобразительного искусства, его понимание как субъекта, опредмечивающего культуру в новых поколениях людей, превращающего их в субъектов, творцов культуры. Следовательно, реализация миссии учителя изобразительного искусства предполагает его высокую степень собственной погруженности в культуру, выход за рамки собственно изобразительного искусства, уверенности и эрудированности в обсуждении проблем искусствознания, истории культуры, мировой художественной литературы, истории религии, культурной антропологии. Эти аспекты общекультурного развития будущих педагогов-художников оказываются приоритетными в выработке ценностно-целевых и содержательных ориентиров жизнедеятельности воспитательной системы художественно-графического факультета, обеспечении условий продуктивного включения будущих учителей изобразительного искусства в социально-творческую и профессионально-педагогическую деятельность.

Однако знакомство с реальным состоянием современной практики профессионально-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства показывает, что реализация возможностей воспитательной системы факультета остается недостаточно эффективной. Неопределенность социокультурной ситуации в студенческой среде, заметная девальвация духовных ценностей, интересов и нравственных ориентиров студенческой молодежи настоятельно требуют принятия эффективных мер по изменению складывающейся ситуации, продуктивному использованию возможностей воспитательной системы факультета в формировании профессиональной воспитанности будущих педагогов-художников.

Тенденция доминирования личностного над общественным, индивидуализации человеческого бытия, локализации эстетических интересов, примитивизации нравственных оценок явлений и процессов окружающей действительности, сокращение интенсивности и содержания межвозрастного взаимодействия в художественно-педагогической среде, обеднение творческого репертуара, выхолащивание тематики и содержания межличностного общения в студенческой среде приводит к искажению представлений о высокой Миссии учителя в обществе, о его месте и роли в обеспечении социального прогресса, ретрансляции ценностей и нормативов культуры, приобщении вступающих в жизнь поколений молодежи к достижениям национальной культуры.

Таким образом, очевидно глубокое противоречие между огромными воспитательными возможностями, которыми обладает воспитательная система художественно-графического факультета, и недостаточной эффективностью использования ее возможностей в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-художников. Реформы, происходящие в высшем педагогическом образовании и появление в связи с этим новых тенденций в художественно-педагогическом образовании, требуют интенсификации профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, поиска новых средств воспитательного воздействия на студентов с целью формирования у них социально и профессионально значимых качеств.

В то же время, воспитательная работа со студентами в вузах по прежнему носит стихийный характер, еще не оформилась .в целостную и устойчивую систему, обеспечивающую широкий охват студенческой молодежи, способную на обоснованно точную «адресность» воспитательных воздействий, I интегрирующую усилия всех заинтересованных субъектов в целостный процесс профессионального воспитания будущих педагогов-художников. Существующая система воспитательной работа носит обособленный, «независимый» характер, и строится на проведении отдельных массовых мероприятий, не ориентированных на личностное развитие каждого студента, максимальный учет его профессиональной воспитанности. Поэтому основным критерием в оценке эффективности воспитательной работы со студентами по-прежнему остается «количество», но не качество; по-прежнему происходит подмена «педагогики отношений» «педагогикой мероприятий».

Проведенный анализ ценностно-целевых ориентиров профессионального воспитания позволил сформулировать основные направления деятельности воспитательной системы факультета, выстроить принципы, содержание, методики и технологии организации профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства. Предлагаемая модель профессионального воспитания направлена на комплексный охват всех сфер личностного развития будущего учителя изобразительного искусства - когнитивной, эмоциональной, деятельно-практической. Соответствуют этим трем сферам и основные направления реализации возможностей воспитательной системы факультета в профессионально-личностном развитии будущих педагогов-художников. Такими организационными и идейно-смысловыми доминантами в содержании профессионального воспитания будущих педагогов-художников выступают:

• в когнитивной сфере - обогащение духовных интересов будущих педагогов, ориентация их подлинно гражданские, духовно-нравственные ценности, традиции общечеловеческой и национальной культуры; формирование социальной и профессиональной позиции будущего педагога-художника, его жизненного кредо; формирование его социальных и профессиональных установок, мотивов социальной и профессиональной деятельности;

• в эмоциональной сфере - развитие способности студентов к глубокой эмоциональной реакции, переживанию воспринимаемых ценностей, предметов и явлений окружающей действительности, ситуаций взаимодействия с детьми; обогащение опыта восприятия и понимания эмоционального состояния другого человека; развитие навыков перцепции, эмпатии, сопереживания, сострадания, соучастия; обогащение социально-ценных эмоций студентов;

• в деятельно-практической сфере - включение студентов в активное осознанное участие в творческой и профессиональной деятельности, обеспечение включенности в социально-значимую и культурно-просветительскую работу с детьми; непрерывная педагогическая практика в общеобразовательных и художественных школах, занятия в клубных коллективах, творческих объединениях, работа в педагогических отрядах.

Анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы и полученных на ее основе эмпирических и статистических материалов позволил определить педагогические условия, влияющие на эффективность профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе художественно-графическогб факультета.

Психолого-педагогические условия обеспечивали благоприятную атмосферу психологического самочувствия и комфорта студентов - это гуманизация отношений в воспитательной системе факультета; обеспечение социально-ценной мотивации профессионально-личностного развития студентов; учет возрастных и индивидуальных особенностей будущих педагогов-художников; профессионализм, педагогическое мастерство, личный пример преподавателей факультета; эффективная диагностика профессионального воспитания студентов и др.

Организационно-педагогические условия предубматривали определение и применение наиболее эффективных путей и способов влияния воспитательной системы факультета на социальное и профессиональное становление будущих учителе изобразительного искусства - это развитие коллективных форм деятельности, опыта совместного восприятия и оценки окружающей действительности; налаживание «вертикального», межвозрастного взаимодействия; освоение ценностей, традиций, норм художественно-педагогического сообщества, обеспечение органического единства учебной и внеучебной деятельности студентов; обращение к ретроспективному анализу субъективных эмоциональных состояний студентов в проводимых совместных акциях и делах; освоение педагогами-художниками достижений национальной культуры и народного художественного творчества; сотрудничество кураторов, студентов, органов студенческого самоуправления в организации воспитывающей среды факультета, его этоса, насыщении ее социально и профессионально значимыми ценностями, смыслами, нормами; создание и поддержание коллективных традиций коллектива факультета, внедрение профессиональных традиций и обычаев, обогащение опыта организации совместного досуга; эффективная диагностика профессионально-личностного развития будущих педагогов-художников и др.

Социально-педагогические условия способствовали конструированию преподавателями и органами студенческого самоуправления воспитывающей среды художественно-графического факультета, активно влиявшей на становление отношения студентов к будущей профессиональной деятельности, к реалиям социального и профессионального бытия будущих педагогов-художников, внедрение в воспитательную систему факультета коллективно-творческих дел социально-значимой и профессиональной направленности; учет индивидуальных особенностей студентов, уровня их личностного, профессионального развития; обеспечение дифференциации и индивидуализации личностного развития студентов; пробуждение мотивов самосовершенствования; развитие инициативности, социальной активности, ответственности; обеспечение участия студентов в реальном самоуправлении; эффективная диагностика личностного развития будущих педагогов-художников и др.

Названные условия содействовали эффективному осуществлению процесса профессионального воспитания будущих учителей изобразительного искусства в воспитательной системе художественно-графического факультета, продуктивной реализации ее потенциала в профессионально-личностном развитии студентов, что и было подтверждено результатами проведенной в 1998 - 2008 гг. опытно-экспериментальной работы, полученными в ее процессе статистическими и эмпирическими материалами.

Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и результативность опытно-экспериментальной работы. Однако в ходе работы выявились некоторые аспекты, нуждающиеся в специальном изучении. Возможные направления дальнейшей разработки заявленной проблемы мы видим в поиске эффективных подходов к обогащению эмоционального опыта студентов творческих специальностей; мотивации эффективной деятельности кураторов групп в профессиональном воспитании будущих педагогов; развитию субъектности студентов в процессе профессионального воспитания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Бредихин, Анатолий Петрович, 2008 год

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 300 с.

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1979.

4. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 1997.-20 с.

5. Алехин А.Д.Система подготовки учителя изобразительного искусства: автореф. дисс.д.п.н. -М., 1993. -32 с.

6. Алишев Б.С. Формирование ценностных представлений у студенческой молодежи // Психология профессионального образования. Казань: ИПППО РАО, 2004. - С.5-19.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике — М., 1996. 494 с.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х тт. М.: Педагогика, 1980.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.

10. Ю. Андреева В.В. Особенности деятельности классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы // Классный руководитель. 1997. -№2. -С. 15-23.

11. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.

12. Андрюшин И.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах: Автореф. дис. к. пед. наук Кострома, 2001. - 24 с.

13. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М.: Просвещение, 1983.

14. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.

15. Анисимов С.Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века // Вестник московского университета. 1994. — № 4. - С. 34 - 42.

16. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя. Автореф.дисс. . .докт.пед.наук. — М., 2000.

17. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.

18. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

19. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. М., 1989. - С. 206 - 220.20.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.