Профессиональная подготовка спортивных режиссеров на основе развития способностей к креативному мышлению тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.04, кандидат педагогических наук Алексеев, Владимир Юрьевич

  • Алексеев, Владимир Юрьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.04
  • Количество страниц 153
Алексеев, Владимир Юрьевич. Профессиональная подготовка спортивных режиссеров на основе развития способностей к креативному мышлению: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. Москва. 2005. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Алексеев, Владимир Юрьевич

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1 Креативность в общей теории мышления и её место в системе психолого-педагогических исследований творческих способностей человек.

1.2 Креативность в теории и практике формирования способностей к творческому мышлению студентов кафедры «РМСХП».

1.3 Основные направления оптимизации творческого потенциала студентов в условиях реализации их профессиональной подготовки.

ГЛАВА П. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

П.1 Цель и задачи исследования.

П.2 Методы исследования.

П.2.1 Анализ литературных источников.

П.2.2 Педагогическое наблюдение.

П.2.3 Педагогический эксперимент.

П.2.4 Тестирование.

П.2.5 Вероятно-статистическая база обработки результатов тестирования

- количественные методы анализа и оценки данных.

П.З Организация исследования.

ГЛАВА Ш. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ.

Ш. 1 Тренинг формирования способностей к креативному мышлению как эффективной профессиональной подготовки студентов кафедры

РМСХП».

Ш.2 Определение исходного уровня креативного мышления студентов.85 Ш.2.1 Сравнительный анализ и системная обработка результатов первого тестирования.

Ш.2.2 Проверка однородности сравниваемых групп.

Ш.З Проведение экспериментального тренинга с целью выявления потенциальных возможностей формирования способностей к креативному мышлению студентов.

ГЛАВА IV. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИ

ЧЕСКИХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

IV. 1 Исследование эффективности процесса формирования способностей к креативному мышлению студентов кафедры «РМСХП».

IV. 1.1 Сравнительные результаты второго тестирования.

IV.1.2 Определение значимости различий результатов второго тестирования.

IV. 1.3 Сравнительные результаты экспериментальной группы первого и второго тестирования.

IV. 1.4 Сравнительные результаты контрольной группы первого и второго тестирования.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессиональная подготовка спортивных режиссеров на основе развития способностей к креативному мышлению»

Актуальность. На современном этапе развития нашей страны значительно повышаются требования к высшему образованию, обусловленные задачами переходного периода экономики к рыночным отношениям и изложенным, в этой связи, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

В этой концепции, в частности, указывается, что одной из важнейших и долгосрочных проблем профессионального высшего образования является проблема формирования профессионально-компетентной личности специалиста, способного:

- к концептуальному мышлению и творческой деятельности;

- обладать высоким интеллектуальным уровнем самосознания;

- самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи;

- осознавать личностную и общественную значимость своей деятельности.

Об этом же свидетельствует и тема, прошедшей в Москве, Всероссийской научной конференции: «Креативность как показатель качества дополнительного профессионального образования». В опубликованных материалах этой конференции указывается: «В системе профессионального образования целевой ориентацией должно стать развитие творческой индивидуальности, способной к созидательной деятельности. При этом креативность может рассматриваться как один из важнейших показателей образования».

Несмотря на то, что за последние годы высшее образование непрерывно совершенствуется, ему всё ещё присущи такие недостатки, как нацеленность на сообщение студентам готовых для заучивания знаний и недостаточно активное использование эвристических методов обучения. Причём, последнее касается не столько передачи профессиональных знаний, сколько формирования навыков определённого вида мышления, предъявляемых требованиям времени.

В условиях ускорения мировых процессов развития по всем параметрам научно-технической и культурной деятельности, неадекватность существующего в обществе мышления, в настоящее время, выражается в значительном усилении потребности к формированию у специалистов высшей школы креативных способностей. И в особой степени это касается тех, чья деятельность связана с нестандартным, в большей мере творческим подходом к решению профессиональных задач в науке, технике, искусстве и культуре, поиску всевозможных альтернатив, генерирования идей, формирования гипотез и созидания нового.

Режиссёров массовых спортивно-художественных постановок и мероприятий в полной мере можно отнести к таким специалистам творческих профессий. Им в своей деятельности приходится решать профессиональные задачи, большинство из которых требуют творческого подхода, как в постановочном, так и в организационном плане. При этом в их профессиональной деятельности используются основные характерологические параметры творчества, как созидательность, новаторская деятельность, новизна и оригинальность продукта творчества (конструктив), так и новизна и оригинальность способов получения продуктов творчества (технология).

Следовательно, с целью совершенствования системы подготовки специалистов творческих профессий, и, в частности, спортивных режиссёров, необходима разработка такого программно-методического обеспечения педагогического процесса в Вузе, которое позволило бы добиться повышения художественной культуры и педагогического мастерства студентов на базе формирования у них способностей к креативному мышлению.

Сказанное подтверждается в работах отечественных и зарубежных исследователей в области психологических и педагогических наук: А.П.Акимова, Ф.Т. Архипцева, М.С. Берпггейна, B.C. Библера, Н.К. Винокурова, В.М. Волкова, С.В. Гиппиуса, М.И. Губанова, В.К.Зарецкого, Б.М. Кедрова, Е.В. Кузмичёвой, В.А. Левина, С.Д. Неверковича, Я.А. Пономарёва, С.Н. Макашова, К.Ю. Хрящевой, Е.И. Шеблановой; Айяна Ди, Артура Гейтса, Бергсона, Э. Боно, Т. Вужека, Д. Карнеги, Роджерса Ванна и др. В этих работах признаётся высокий потенциал и богатство возможностей использования различных методов, новых технологий формирования и развития креативного мышления. И хотя внедрение таких методических технологий с целью практического их использования в современном профессиональном образовании высшей школы имеет место, новых разработок активных форм развития креативных способностей мышления для осуществления качественного прорыва в решении этой проблемы, недостаточно. Кроме того, не смотря на разнообразное теоретическое освещение и накопленный опыт их практического решения, специфические особенности профессиональной деятельности студентов специализации кафедры «Режиссуры массовых спортивно-художественных представлений» («РМСХП») физкультурных ВУЗов требовали более долгого времени анализа данной проблемы и переосмысления всех традиционных средств и методов воздействия на личность студента в учебном процессе ВУЗа.

Проведенный нами анализ учебного плана специализации «Спортивная режиссура» по содержанию и методики формирования креативного мышления показал, что традиционные формы обучения и методические подходы в существующих творческих дисциплинах не позволяют в полной мере осуществить напрямую процесс формирования креативного мышления у студентов. Однако, для успешного освоения специальных дисциплин старших курсов желательно и даже необходимо создания определённого базиса креативных навыков уже на уровне первых курсов, что способствует более качественному овладению студентами творческих профессий.

Актуальность и настоятельная потребность практики, по совершенствованию процесса профессиональной подготовки студентов творческих специализаций кафедры «РМСХП», обусловили выбор проблемы и актуальность нашего исследования.

Цель исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании возможности эффективного формирования способностей к креативному мышлению студентов в процессе их профессиональной подготовки.

В качестве гипотезы выступает предположение о необходимости и возможности совершенствования профессиональной подготовки студентов специализации кафедры «РМСХП» за счёт целенаправленного формирования способностей к креативному мышлению. Предполагается, что разработка и внедрение в практику педагогического процесса студентов 1 курса тренинга «Формирование креативных способностей» обеспечит повышение креативного потенциала в мышлении студентов, обогащение их мотивационной сферы и профессионального опыта.

Объект исследования: система профессиональной подготовки спортивных режиссеров в ВУЗах физкультурного профиля.

Предмет исследования: процесс формирования креативного мышления студентов специализации спортивная режиссура.

Научная новизна исследования.

В исследовании, впервые, представлено одним из первых теоретическое и экспериментальное обоснование возможности совершенствования педагогического процесса, направленного на профессиональную подготовку спортивных режиссёров в ВУЗах физкультурного профиля за счёт формирования у них способностей к креативному мышлению. Обоснована сущность креативного мышления специалистов в области спортивной режиссуры, как структурного элемента педагогического пространства, определены критерии оценки креативного мышления с учетом специфики будущей профессиональной деятельности спортивных режиссёров.

Теоретическая значимость заключается в том, что разработанные современные нетрадиционные методические подходы к профессиональной подготовки спортивных режиссёров в ВУЗах физкультурного профиля вносят вклад в теорию педагогики физической культуры и спорта.

Практическая значимость.

Совокупность творческих положений и практических выводов, содержание диссертационного исследования позволяют существенно усовершенствовать систему профессиональной подготовки спортивных режиссёров ВУЗов физкультурного профиля.

Разработанный и внедрённый в учебный процесс кафедры «Режиссуры массовых спортивно-художественных представлений» тренинг «Формирования способностей к креативному мышлению» с методическими рекомендациями по проведению занятий в академических (аудиторных) условиях, позволяет использовать его в системе профессиональной подготовки студентов ВУЗов физкультурно-спортивной направленности.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования явились: - концепция формирования творческого потенциала в процессе воспитания и обучения в работах: А.П. Акимова, Б.Г. Ананьева,

К.Н. Вентцеля, А.Н. Зинченко, В.А. Канн-Калика, В.И. Левина, А.П. Матейко, М.И. Пальянова, Я.А. Пономарёва, И.М. Розетта, М.Н. Скаткина,

B.М. Теплова и др.;

- исследование психологических аспектов творчества в области формирования креативной составляющей в творческом мышлении: Ди Айяна, Н.Г. Алексеева, А. Анастази, А. Бергсона, С.В. Гиппиуса, Денисова

C.И., Т.Д. Зинкевича-Евстигнеева, В.А. Левина, Р.Г. Натадзе, Р. Поу, В.М. Слуцкого, В.Н. Пашенной, В. Турнбуля и др.;

- исследований направления на изучение личности как субъекта творческой деятельности: К.А. Абульханова-Славской, Л.С. Выгодского, А.А. Дорохоа, А. Гейтса, П.М. Ершова, Д.В. Кандыбы, Д. Каргеги, А.И. Леонтьева, П.В. Симонова, А.В. Тарасова, Л. Томаса и др.;

- концепция активного профессионального обучения специалистов в области физической культуры и спорта: М.И. Губанова, А.А. Деркача, И.С. Дятловской, А.А. Исаева, B.C. Кузнецова, Е.В. Кузьмичёвой, С.Д. Неверковича, Б.Н. Петрова, Н.И. Спиридонова, О.П. Топышева, Л.А. Финогеновой. Ж.К. Холодова,

Положения, выносимые на защиту:

1. Сущность, структура и основные принципы формирования и развития креативного мышления студентов, специализаций кафедры «РМСХП».

2. Методы и средства реализации педагогического воздействия активного формирования креативного мышления и развития творческих навыков студентов кафедры «РМСХП».

3. Методические приёмы активного формирования креативного мышления, как эффективный инструмент педагогической системы непосредственного обучения мыслительным навыкам в творческой подготовке студентов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», 13.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», Алексеев, Владимир Юрьевич

ВЫВОДЫ

1. Анализ литературы современной зарубежной и отечественной педагогической теории и практики профессионального образования в области физической культуры и спорта показал, что проблема развития креативного мышления студентов творческих профессий в ВУЗах физкультурно-спортивного профиля мало изучена и недостаточно разработана.

2. К основным факторами, влияющими на развитие креативного мышления студентов, относятся:

• постоянное активное размышление студентов или анализ над предлагаемыми ситуациями, поступками, фактами и принятие нестандартных решений;

• концентрация мысли при решении общих и частных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью;

• систематическое чтение литературы любого жанра;

• решение задач, разгадывание загадок, головоломок, шарад, кроссвордов, ребусов и т.д.;

• активное участие в творческих играх, викторинах, заданиях;

• изучение наук, способствующих формированию логико-абстрактного мышления (философии, логики, информатики, математики, различного рода теорий);

• постоянное общение с широким кругом лиц творческих профессий.

3. Целенаправленное педагогическое воздействие с использованием активных методов обучения, тренинговых форм занятий, позволяют более эффективно развивать у студентов способности к креативному мышлению, как творческую составляющую их будущей профессиональной деятельности.

4. К эффективным средствам, обеспечившим высокий уровень формирования креативного мышления студентов специализации «Спортивной режиссуры» относятся:

• упражнения, направленные на развитие логико-математического мышления и концентрацию внимания на получение единственно правильного ответа;

• упражнения логико-аналитического направления, заставляющие студента видеть многообразность предмета, его очевидные и воображаемые составляющие;

• упражнения, направленные на отработку зрительных образов, объёмного восприятия и воображения;

• упражнения, направленные на преодоление психологических барьеров в мышлении;

• упражнения, направленные на развитие аналитической мысли и обоснование принятия решения;

• упражнения, направленные на отработку и формирование качественных характеристик мыслительной деятельности, способствующих развитию потенциала креативного мышления (гибкости, оригинальности, беглости, самостоятельности, широты и т.д.);

• упражнения, направленные на формирование самооценки и повышение уверенности в своих силах и возможностях;

• упражнения, направленные на развитие быстроты и точности воспроизведения и принятия решений;

• упражнения, направленные на проявление, приобретение и формирование творческого восприятия и воображения;

• упражнения, направленные на формирование умений к нестандартному решению предлагаемых ситуаций.

5. Анализ корреляционных моделей формирования креативных способностей студентов показал, что в экспериментальной группе этот уровень оказался выше по сравнению с показателями контрольной группы. В экспериментальной группе содержатся характеристики, выраженность и значимость которых повышается от этапа к этапу эксперимента (р < 0,005), причём процесс формирования имеет ярко выраженное стремление к увеличению.

6. Предложенная организация и форма проведения экспериментального тренинга в полной мере оправдала возможность осуществления его занятий в аудиторных условиях Вуза, не нарушая привычного хода учебного процесса. Это позволяет включить проведение занятий тренинга, как составную часть общей учебной программы на кафедрах и факультетах Вуза, где творческий аспект в профессиональной подготовке студентов является наиболее актуальным.

7. Программа проведения тренинга по формированию креативных способностей студентов, не смотря на достигнутый положительный эффект эксперимента, должна иметь тенденцию к постоянному совершенствованию и обновлению, отвечая возрастанию требований времени и профессиональной подготовки студентов.

Её совершенствование должно осуществляться за счет: подбора соответствующих методов и средств, отвечающих современным требованиям творческого и профессионального уровня подготовки студентов; создания структурной разновидности упражнений по развитию различного рода направлений и качеств мышления;

- изменения количественного соотношения упражнений в программе;

- уточнения общего объёма упражнений тренинга и занятий; подбора методических приёмов, способствующих повышению мотивации интереса у студентов к активному участию в тренинге.

8. Упражнения тренинга креативного мышления должны опираться на специфику, связанную с особенностями профессиональной подготовки студентов специализации «Спортивная режиссура» и решать задачи развития творческого восприятия, представления и ассоциативных связей в мышлении.

9. Все студенты экспериментальной группы положительно и с пользой для себя оценивают участие в тренинге по формированию способностей к креативному мышлению, что свидетельствует об эффективности экспериментальной работы.

10. Полученные в ходе исследований и эксперимента результаты в целом подтвердили правильность гипотезы о практической приемлемости экспериментальной программы, представляющей собой новое направление формирования креативного мышления студентов творческих специализаций в процессе их профессиональной подготовки.

Данное утверждение базируется на полученных положительных результатах экспериментальной работы, а также на самостоятельных практических работах студентов в процессе обучения в ВУЗе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Проведённый экспериментальный тренинг подтвердил правильность выбора численности группы в 10.15 человек, участвующих в тренинге. С учётом отсутствия, в среднем, на каждом занятии трёх-четырёх человек, фактическая средняя численность группы составила 12 человек. И эту численность следует признать оптимальной.

При численности группы выше этого числа, обсуждение выполненных упражнений во второй части занятий будет проходить экстремально, с явным дефицитом времени. Это ограничивает участников тренинга в выражениях своего мнения по обсуждаемому вопросу и не даёт возможности проявить себя в должной мере.

2. Экспериментальный тренинг подтвердил правильность методических установок по соблюдению жёсткой временной дисциплины и очерёдности высказывания мнений студентами при анализе решений выполненных упражнений.

В качестве рекомендации, необходимо сделать предупреждение:

Преподаватель тренинга не должен поддаваться искушению, чтобы выслушивать лишь желающих, наиболее активных студентов, высказать свою точку зрения. Успеть выступить обязательно должны все студенты в определённой преподавателем очерёдности. Выполнение этого методического условия в экспериментальном тренинге приводит к выравниванию активности студентов. Несколько закомплексованные студенты в начале прохождения тренинга при этом условии обретают уверенность в себе и отстаивают свою точку зрения в конце его проведения уже наравне с другими студентами.

Кроме того, соблюдение временного регламента при выполнении студентами упражнений и выступлений в полемике, позволило значительно рациональней использовать отведённое учебное время, а самим студентам -выработать в себе точность и конкретизацию высказываний.

3. Многие ответы студентов (участников тренинга) отличались непредсказуемой оригинальностью, неожиданными предложениями и весьма интересными творческими соображениями. Такие решения упражнений программы оценивались "креативным баллом". За время экспериментального тренинга он выставлялся участникам тренинга 19 раз.

По этому обстоятельству следует предложить следующую рекомендацию:

Решения, творческие находки или идеи, выполненные студентами в ходе решений упражнений или анализа этих решений, не должны оставаться без последующего внимания специалистов кафедры РМСХП. Особенно это касается выполняемых упражнений, связанных с профессиональной специализацией студентов.

Интересные с творческой точки зрения предложения, оригинальные идеи или их рациональные зёрна должны фиксироваться на занятиях тренинга и конспектироваться в специальном журнале. В дальнейшем они могут быть соответствующим образом обработаны на кафедре и предложены для практического использования. При этом таких теоретических наработок будет тем больше, чем больше будет в структуре программы тренинга заложено упражнений с профессиональной направленностью.

4. Постоянная практика проведения тренингов позволит уточнить требуемое количество упражнений, которое должна содержать программа, необходимое время на выполнение каждого из них, а также приемлемую частоту проведения занятий в недельный цикл и за один семестр. Исходной точкой в этом вопросе может служить параметр, принятый в экспериментальном тренинге: общий временной объём выполнения упражнений программы должен превышать время проведения тренинга (один семестр) на 15-20%. Это позволяет преподавателю делать выбор упражнений на каждое занятие в зависимости от конкретных условий в целях получения наиболее эффективного использования учебного времени и достижения окончательного положительного результата.

5. При разработке упражнений программы тренинга и их постоянном обновлении особое внимание следует уделять правильности постановки вопроса в каждом упражнении. Вопрос должен быть простым, ясным и однозначным для понимания. Студенты не должны тратить время на осознание того, чего от них требует вопрос упражнения или преподаватель.

Вопросы упражнений тренинга должны быть не только внятными и содержать смысловую учебную направленность, но и, в обязательной степени, быть доступными всем для ответа. Вопрос не должен, например, подразумевать наличия у студентов каких-либо узкоспециализированных теоретических знаний в определённых областях науки и, тем более, в тех, которые не являются профилирующими для данной аудитории. Правильно сформулированный и точно направленный вопрос инициирует широкий полёт творческой фантазии студентов, на развитие чего, собственно, и направлена предлагаемая программа.

6. Некоторое численное сокращение упражнений первой части программы (направленной, главным образом, на интеллектуальное развитие участников тренинга) может иметь место. Это позволит осуществить полное прохождение по времени упражнений второй и третьей частей программы, как основополагающих по формированию и развитию креативности.

7. Программу тренинга по формированию креативности мышления студентов и методику проведения по ней экспериментального тренинга следует признать достаточно эффективными. В связи с этим они могут быть рекомендованы как практические материалы в качестве основной концепции развития креативного мышления студентов в системе профессиональной подготовки.

8. Преподаватель тренинга должен постоянно помнить, что любой ответ, любое решение и предложение в рамках вопроса упражнения со стороны студентов, должны быть обязательно приемлемыми. Даже абсолютно неверные или абсурдные ответы не должны вызывать нареканий и тем более насмешек ни со стороны преподавателя, ни со стороны студентов. До каждого участника тренинга, педагогически весьма аккуратно и тонко, должно быть доведено до сведения, что преодоление неудач и провалов, - это прямой путь к успеху.

9. Занятия тренинга желательно проводить в первые часы учебных занятий «на свежую голову».

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Алексеев, Владимир Юрьевич, 2005 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности -М.: Наука, 1980. 335с.

2. Азимов Айзен. Вид с высоты. / М.: Мир, 1965. -252с.

3. Айян Ди "Эврика!". ПИТЕР, г. СП-б.: 1998.

4. Акимова А.П. Формирование у студентов творческих умений. Педагогическая литература, М. 19765. «Академический словарь русского языка». М. : АН СССР Русский язык, 1981.

5. Алексеев Н.Г. Формирование осознанности при решении задач.-Автореф. к.п.н., М.: 1975.

6. Али-Заде А.А Особенности анализа и синтеза в деятельности творческого воображения учащихся. Автореф. к.п.н., Баку,: 1962.8. "Альманах психологических тестов"./ под ред. Римских P.P. и Римских С.А. -М.:КСП, 1995. -397, 1. с.

7. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. Наукова думка, К, 1965. -302 с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / Избранные психологические труды: В 2-х т. Под ред. А.А. Бодолёва. -М.: Педагогика, 1980. -т.2 -287 с.

9. Анастази А. Психологическое тестирование. (Пер. с англ.) -М.: Педагогика, 1982. -318 с.

10. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. -415 с.

11. Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. -М.: Наука, 1991. -413 с.

12. Архипцев Ф.Т. Творческая природа человеческого сознания. // Вопросы философии № 5,1974.

13. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М. : Изд-во «Светотон», 1995.-318 с.

14. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческогоразвития личности специалиста физической культуры и спорта. РНО — Майкоп: АГУ,2001. -83 с.

15. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. -М.: 1926.

16. Бергсон А. Творческая эволюция. -Минск.: Харвест, 1999. -1407 с.

17. Бернштейн М.С. О природе научного творчества. // Вопросы философии № 6, 1966.

18. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление?.- М. : ИФРАН, 1993.195 с.

19. Библер B.C. Мышление как творчество. -М.: Политиздат, 1975.

20. Библер B.C. Кант-Галилей-Кант. Разум нового времени в парадоксах самообоснования. -М. : Мысль, 1991. 317 с.

21. Бирюков Д.А. Миф о душе. Современная наука о психическойдеятельности человека. -М. : Советская Россия, 1959. 166 с.

22. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. // Психологический журнал Т. 16.- №5, 1995.

23. Богоявленская Д.Б. Целепологание как центральная проблема психологии творчества.-М. : Педагогическая литература, 1974.

24. Большая Советская Энциклопедия, третье издание. -М.: Советская энциклопедия, 1981. -720 с.

25. Бондаренко С.М. Урок творчество учителя. -М. : Педагогическая литература, 1974.

26. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. -М.: Прогресс, 1976. -226 с

27. Боно Э.Шесть шляп мышления. -СП-б.: ПИТЕР, 1997 239 с.

28. Боно Э."По". -СП-б.: ПИТЕР, 1997. -162 с.

29. Боно Э. Научите своего ребёнка думать. -СП-б.: ПИТЕР, 1998 -173 с.

30. Боно Э.Нестандартное мышление. -Минск. : ПОПУРРИ, 2000. -218 с.

31. Боно Э. «Развитие мышления; три пятидневных курса». -Минск. : ПОПУРРИ, 1997. -128 с.

32. Бродянский В.М. Вечный двигатель прежде и теперь. -М.: Энерго Атомиздат, 1989. -254 с.

33. Бурганова И.О. Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве. Автореф. к. п. н., Казань, 1999.

34. Валлон А. От действия к мысли. -М. : Мысль, 1956 .

35. Варданян Г. Игровой метод развития творческого мышления при подготовке специалистов в институтах физической культуры. Автореф. к.п.н., М, 1998.

36. Васюков Е.Е. Развитие познавательной потребности и креативности мышления шахматиста.// Психология №3, 1995.

37. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М. : Педагогическая литература, 1976.

38. Венгер В и Поу Р. Неужели я гений.-СП-б.: ПИТЕР, 1997. -256 с. (Изд. г. Санкт-Петербург, г

39. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. -М. : «АСТ», 2001.-414 с.

40. Волков В.М. Воображение и творчество. Общая психология. -М.: Наука,1981.

41. Волков Г.Н. У колыбели науки. -М.: Молодая гвардия, 1971. 222 с.

42. Вужек Т. Тренировка ума. -СП-б.: ПИТЕР: ПИТЕР-пресс, 1996. -284 с.

43. Вужек Т. Как создать идею. -СП-б.: ПИТЕР, 1997. -256 с.

44. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.:1. Просвещение, 1967. -90 с.

45. Выготский JI.С. Психология искусства.-М.: Лабиринт, 1995.-416 с.

46. Гайден В.А., Толкачёв В.К. Роскошь системного мышления практикум развития мышления. -М.: 2000.

47. Гангнус А.А. Рискованное приключение разума. -М.: Знание, 1982. -208с.

48. Гейтс Артур Психология воспитания. -СП-б.: ПИТЕР, 1996.

49. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. Речь, 2001. -346 с.

50. Гнатко Н.М. Проблема креактивносги и явление подражания. -М.: Ин-т психологии , 1994. -43 с.

51. Грановская P.M. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереопшов. СП-б.: Б. и., 1994. -180 с.

52. Губанов, М.И Дружков, АЛ. Табаков С.Е. Постановка спортивно-художественных выступлений массовых театрализованных и церемониальных спортивных праздников. -М.: РГАФК, 1995. -52 с.

53. Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. -М.: Педагогическая литература, 1976.

54. Даниэль С.М. Искусство видеть. -JL: Искусство, Ленинградское отделение, 1990. -224 с.

55. Денисов С.И. Целесообразные задачи, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Автореф. к.п.н.-М.: 1965.

56. Деркач А.А.,. Исаев А.А Творчество тренера. -М.: Физкультура и спорт, 1982. -238 с.

57. Длугач Т.Б. Проблема целостности. Человек, творчество, наука. -М.:. Мир, 1978.

58. Дорохов А.А. Это стоит запомнить. -М.: Детская литература, 1980. -112 с.

59. Драндров ГЛ. Формирование готовности студентов факультетовфизической культуры к творческому обучению двигательным действиям. Автореф. д.п.н., -Омск, 2002. -60 с.

60. Дрейден Сим. Николай Черкасов. -М.: Госкиноиздат, 1939. -244 с.

61. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. -М.: Иностранная литература. 1964.

62. Дьюн Дж. Как мы мыслим. -М.: 1910.

63. Ермолаева-Томина Л.Б. « Проблема развития творческих способностей детей.// Вопросы психологии № 5, 1975.

64. Жоль К. Под знаком вечности. -Киев.: Молодь, 1991. -318 с.

65. Запорожец А.В. Восприятие и действие. -М.: Мысль, 1976.

66. Зарецкий В.К. Динамика уровневой организации мышления при решение творческих задач.: Автореф. к.п.н. -М., 1984. -25 с.

67. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. -СП-б.: Речь, М.Сфера, 2001. -388 с.

68. Иванова Т.В. Остроумие креативность.// Вопросы психологии. -М.:1. Педагогика, 2002.

69. Калошина И.П. Психологические основы формирования умений по разработке способа решения задач. Автореф. к.п.н. дисс. -М. 1971.

70. Камю А. Творчество и свобода.: Пер. с фр./К. Долгова. 1990. -М. Радуга, 1990. -602 с.

71. Кандыба Д.В. Тайные возможности человека. Ростов н/Д.: Феникс, 1995.542 с.

72. Кандыба Д.В. Техника мыслительного гипноза. -Киев.: МАНТ Юнеско.

73. Киевское отд-ние, 1995. -516 с.

74. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. -144 с.

75. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный: Педагогическая литература,1976. - 286 с.

76. Кант Э. Собрание сочинений, т.3-6. -М. 40РО, 1994.-3-6 т.

77. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. -М.: Прогресс, 1989. -289 с.

78. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. -М.: Прогресс, 1989. -78 с.

79. Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов. -М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. -486 с.

80. Квинн В. Прикладная психология 4-ое международное издание. -СП-б и др.: Питер. 2000. -558 с.

81. Кедров Б.М. О процессах научного творчества. -JL: Политиздат, 1972.

82. Кеннет М. Гуд Как превращать людей в золото. -СП-б.: Дельта, 1998.

83. Колодницкий Г. А. Творчество и инициатива. -М./ Физкультура и спорт, № 11, 1991.

84. Конович А.А. Театр, праздники, обряды. -М: Высшая школа, 1990.

85. Краткий тест творческого мышления, общая редакция Е.И. Щеблановой, пер. с англ. -М.: ИНТОР, 1995. -46 с.

86. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. Автореф. к. п. н. дисс. -М. 1971.

87. Кузин В.С Психология. -М.: Агар, 1997. -303 с.

88. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста// Гуманизация образования» №1,1995.

89. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. -М.: Высш. школа, 1989. -166 с.

90. Кузьмина Н.В Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. -М.: Исслед. центр пробл. Качества подг. специалистов, 2001. -144 с.

91. Кузмичёва Е.В. Формирование прфессиональных умений у студентов ИФК на основе решения проблемно-педагогических ситуаций. -М.

92. Диссертация, ГЦОЛИФК, 1990.

93. Левин В.А. Воспитание творчества. -М.: Педагогическая литература,1977.-53 с.

94. Ленин В.И. Полное собрание сочинений т. 12. -М.: Политическая литература, 1984.

95. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: изд-во МГУ, 1981. -584 с.

96. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М.: Смысл : Academia, 2004. -345 с.

97. Лернер И.Я. Проблемное обучение. -М.: Педагогическая литература, 1974.

98. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. -М.: МГУ, 1981. -224 с.

99. Лубышева Л.И. Олимпийская культура спорт в современном обществе. /ТиПФК, № 12, 1999.

100. Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом Вузе. Ташкент.: Фан, 1986. -96 с.

101. Лук А.Н. Мышление и творчество. -М.: Политиздат, 1976. -144 с.

102. Макаренко А.С. Соч. -М.: Правда, 1987. -т.З. -508 с.

103. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973.

104. Матейко А.Н. Условия творческого труда. -М.: Педагогическая литература, 1972.

105. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. -208 с.

106. Матюшкин A.M. Загадка одарённости. -М.: Школа-Пресс, 1993. -127 с.

107. Мейтув П.Л., Буторин В.И. Развитие индивидуального творческого мышления. -М.: Изд-во агентства «HAN», 1994. -163 с.

108. Мэрили Зденек Развитие правого полушария. -Минск.: ПОПУРРИ,1997. -318 с.

109. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. -Тбилиси.: 1972.

110. Неверкович С.Д., Варданян Г. Формирование творческих способностей и мышления в современном образовании. Тезисы докладов международного конгресса: / «Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы//-М., 1998. т.2. -345 с.

111. Немов Р.С. Психология. -М.: ВЛАДОС, 1998. -кн.1 -319 с.

112. ИЗ. Немов Р.С. "Психология", в 3-х книгах, 4-е изд. -М.: ВЛАДОС, 2000. 688 с.

113. Новикова Л.И., Куракин А.Г. Путь к творчеству. —М.: Энергия, 1966.

114. Овчинников Н.Д. Методика количественной оценки межполушарнойфункциональной асимметрии мозга.Физиология человека. -М.: т. 23. 1997.

115. Одарённые дети.: Перевод с анг. / Общая редакция Г.В. Бурменской и В.М.Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991.-380 с.

116. Окладников А.П. Утро искусства. -Л.: Искусство, Ленинградскоеотделение, 1967.

117. Орфеев Ю.В., Тюхтин B.C. Мышление человека и «искусственный»интеллект. -М.: Наука, 1978.

118. Основные современные концепции творчества и одарённости. Сост.

119. Ю.Д. Бабаева; под ред. Д.Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997.

120. Основы математической статистики. Под общей редакцие B.C.

121. Иванова. -М.: Фи с, 1990. 176 с.

122. Павлов И.П. Полное собрание трудов, т.2. -М.: Академия Наук1. СССР, 1946. -638 с

123. Пальянов М.И. Дидактические условия формирования опыта творческой деятельности учащихся.Автореф. к. п. н. дисс. -М.: 1977.

124. Пашенная В.Н. Ступени творчества. -М.: Искусство, 1964.

125. Педагогическое творчество и формирование общей профессиональной культуры мышления. -М.: ЦНГИПР, 1990. -66 с.

126. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.В. История первобытного общества. -М.: Высшее образование, 1982. -223 с.

127. Петров Б.Н. Массовые спортивно художественные представления. -М.: Фон, 1998.-327

128. Петров С.Г. Тайны творчества. -М.: Наука, 1964.

129. Петровский А.В., Брушлинский Н.В., Зинченко В.В. Общая психология. -М.: Просвещение, 1986. -463 с.

130. Пономарёв Я. А. Психология творения. -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1999. -480 с

131. Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогическая литература, 1976.

132. Попов А.В. Интересная жизнь. Творческие шаги к достижению цели. — СП-б.: ИД «ВЕСЬ», 2002. -121 с.

133. Попов И.В. Содержание и структура изобретательского творчества всфере физкультуры и спорта и влияние на него социально-организационныхфакторов. Автореф. дисс. к.п.н.; МОГИФК.-Малаховка, 1994. -24 с.

134. Проблемы научного творчества в современной психологии Под ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Мысль, 1971.

135. Проблемы теории развития творческой личности: Сборник научных трудов / Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск.: "Факел", вып. 1 -й, 1998. -59 с.

136. Программа "Психогимнастика в тренинге" ч.З. под ред. К.Ю. Хрящёвой и С.Н. Макашова. СП-б.: "Ювента", 1999. -250 с.

137. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. -М.: Политиздат, 1967. -271 с.

138. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. -М.: Педагогическая литература, 1974.

139. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. -Минск.: Современное слово, 2001. -927 с.

140. Рейтман У.Н. Познание и мышление. -М.: Мир, 1968.

141. Ребер Артур Большой толковый психологический словарь, т.1. -М.: Вече: ACT, 2000. -Т.1.-590 с.

142. Роджерс Ван Оке Психологические отмычки. -СП-б.: ПИТЕР, 1999. -224 с.

143. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 1996. -528 с.

144. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. -СП-б. : Языковый центр СПб ГУ, 1995. -271 с.

145. Розетт И.М. Проблемы научного и технического творчества. -М.: Педагогика, 1967.

146. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: Наука,1958.

147. Самореализация личности в процессе творчества:1 Тез и материалы научи.-метод, конф., 19-20 мая 1994 г.-Новосибирск, 1994.-182 с.

148. Сахневич Т.А. Профессиональное творчество учителей как фактор результативности педагогической деятельности. -М.: Про Софт, 2003.

149. Семёнов И.Н. Системное исследование мышления в решении творческих задач. Автореф. к. п. н. дисс. Л. 1980. -18 с.

150. Сеченов. И.М. Собрание сочинений т.1. -М.: Медгиз, 1952.

151. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. -М.: Педагогика, 1962.

152. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. -М.: Наука, 1984. -160 с.

153. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. -М.: Педагогика, 1965.

154. Скаткин М.Н. Содружество наук и тайны творчества. -М.:1. Просвещение, 1968.

155. Славский Р.Е. Братья Никитины. -М.: Искусство, 1987. -272 с.

156. Словарь иностранных слов. -М.: Русский язык, 1988. -607 с.

157. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. A.M. Прохоров.- С56 3-е изд. третье. -М.: Сов. энциклопедия, 1984.-1600 е., ил.

158. Современная психология. Справочное руководство под редакцией В.Н. Дружинина. -М.: 1999.158. Современный словарь по педагогике/Автор-составитель Е.С.

159. Рапацевич. -Минск.: Современное слово, 2001. -927 с. Е.С. (Изд. «Современное слово», г. Минск, 2001г.)

160. Соловьёва И.Н., Шитова В.В. К.С. Станиславский. -М.: Искусство, 1986.-168 с.

161. Сочнева З.Т. Когда приходит вдохновение// Советская культура № 92, 1980.

162. Спиридонов Н.И. Самовнушение, движение, сон, здоровье-М.: Физкультура и спорт, 1976. -88 с.

163. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Работа актёра надролью// Собрание сочинений, т.2-М.: Искусство, 1954. -502 с.

164. Стойков Д.А. Спорт, экономика, государство. -М.: Госуниверситетуправления,, 2002. -99 с.

165. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум» Изд-е 5-е. -Ростов н/Д.: Феникс, 2004. -703 с.

166. Столяров В.И. Спорт и искусство: сходство, различие, путиинтеграции. // Спорт, духовные ценности, культура. Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров Н.Н., Чесноков. -М.: 1997.-Вып. 5. -с.101-265

167. Страхов И.В. Психология творческого вдохновения. Учен. Записки

168. Саратовского пед. Института, вып. 36, 1962.

169. СубботинМ.М. Творчество и отношение полезности.

170. Автореф. к. п. н. дисс. -М. 1973.

171. Сухаребский JI.M. О памяти. -М.: Медицинская литература, 1962.-32 с

172. Тайсаев К.Ч. Творчество как свободная деятельность. Из материалов совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК. -М.: ВНИИФК, 2001.

173. Таранов П.С. От Петрарки до Стендаля.-М.: АТС, 2000. -366 с.

174. Тарасов А.В. Путь к себе. —М.: Физкультура и спорт, 1974. -424 с.

175. Терехов В. А. Типология творческой деятельности в зависимости от ступеней Познания// Психологический журнал № 1, 1981.

176. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М: МГУ, 1969. -304 с.

177. Трофимов Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста// Педагогика №2, 2003/

178. Томас JI. Кратчайший путь к известности. -М.: МЦ Потенциал, Полиграфия, 1989.

179. Томилин К.Г. Креативность и творческие приёмы тренера высокой квалификации// Теория и практика физической культуры № 2 , 2005

180. Турнбуль В. Личный магнетизм. Курс лекций. -М.: Издательство. МПИ, 1990.-96 с.

181. Тютиков В.Г. Теоретико-методологические основы акмеологизации профессиональной подготовки на педагогических специализациях физкультурного Вуза.-Хабаровск.: Изд. ДВГАФК, 2002.

182. Филатов В.П. В царстве стихий и качества// Природа, № 2. -М. 1981.

183. Философские трактаты-М.: Наука, 1975.

184. Философский энциклопедический словарь./ Редакол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. -2-е изд. -М.: Сов. энциклопедия , 1989. -815 с.

185. Финогенова Л.А. Спартакиады народов СССР. Их роль в развитии массового физкультурного и спортивного движения. -М.: ГЦОЛИФК,1998. -51 с.

186. Фокусы, трюки, головоломки.-СП-б.: Дельта, 1988.-208 с.

187. Формозов A.JI. Очерки по первобытному искусству-М.: Искусство, 1969.-149 с.

188. Фролов П. А. Мотивация творчества в научном коллективе. -М.: Наука, 1973.

189. Хайям Омар Рубайат. -М.: Наука, 1972. -198 с.

190. Ханютин Ю.М. Реальность фантастического мира. -М.: Искусство, 1969.

191. Хозяинов Г.И. Креативность как показатель качества дополнительного профессионального образования/ Материалы Всероссийской научной конференции// Изд-во ООО Астра-Пресс.-М.2004 —с. 144-148

192. Хотевели Г.С. Обсуждение методологических проблем творчества// Вопросы философии № 6, 1966.

193. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М.: Барс; Томск: Изд-во Том. Ун-та 1997. -391 с.

194. Хутинаева С.З. Педагогическое творчество учителя в иноавационном образовательном учреждении. -М.: Про Софт, 2003.

195. Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. -М., 1952.

196. Чутко. И.Э. Красные самолёты. 3-е -М.: Политиздат, 1982.-128 с. ил.

197. Шамота Н.З. О свободе творчества. -М.: Мир, 1968.

198. Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем: эвристический подход, или книга для тех, кто хочет думать своей головой. -Белгород: Крестьянское дело, 1995.-208с.

199. Энгельс Ф. К. Маркс, Ф. Энгельс из ранних произведений. —М.: Политиздат, 1956.-238 с.

200. Энциклопедия психологических тестов. Под ред. А. Карелина. —М.:1. Научная книга АТС, 1997.

201. Эшби У.Р. Конструкция мозга. -М.: Изд-во Иностр. Лит., 1964. -398 с.

202. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. -М.: Высшая школа, 1972. -215 с.

203. Ярошевский М.Г. На путях общей теории творчества. -Л.: Политиздат, 1972.

204. Crawford R. P. The Techniques of Creative Thinking. Books. N.-X., 1954

205. Guilford J.P. Some theoretical viewson creativity// Heison H. (Ed.) Contemporary approaches to psychology N.Y., 1967.

206. Jones T.P. Creative learning in perspective. London Press, 1972.

207. Koestler A. The Act of Creation. N.Y. Macmillan, 1964.

208. Mednick S.A. The associative basis of the creative process// Psychol. Review. 1969.-№2.-P.220-232.

209. Peris F. Gestalt Therapy Verbatim. Lafayette, Cal: Real People Press, 1969.

210. Torrance E. P. Education and creativity// Taylor C.W. (Ed.). Creativity: progress and potential. N.Y.San Francisco; Toronto; L., 1964.

211. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P. 663 -679.

212. Wallac G. The art of thought, N.Y, 1926.

213. New ENGLISH-RUSSIAN dictionary. Edited under the Direcnion of Professor I.R. GALPERIN. V-l, RUSSKY YAZYK PUBLISHERS; -M,1987. -P. 373.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.