Профессиональная деятельность учителя по воспитанию духовного мира школьников на уроках музыкального искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Волошина, Людмила Константиновна

  • Волошина, Людмила Константиновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 147
Волошина, Людмила Константиновна. Профессиональная деятельность учителя по воспитанию духовного мира школьников на уроках музыкального искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2005. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Волошина, Людмила Константиновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКО

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ.

1.1. Философские основы духовного развития личности.

1.2. Современные педагогические подходы к развитию духовного мира человека.

1.3. Примерная теоретическая модель развития учителем духовного мира школьников на уроках музыкального искусства.

ГЛАВА 2. ПУТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

2.1. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели развития духовного мира школьников на уроках искусства.

2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Профессиональная деятельность учителя по воспитанию духовного мира школьников на уроках музыкального искусства»

Актуальность исследования. Духовный мир человека как великая тайна его сущности волновала умы мыслителей на разных ступенях разви-% тия человеческого общества. Однако, несмотря на стремительное развитие

НТР в XX веке: открытие теории относительности, освоение космоса, расщепление атомного ядра, клонирование клеток и др., - человек так и остался ТАЙНОЙ.

Анализ социокультурной ситуации в нашей стране говорит о кризисных процессах, которые выражаются в резком обнищании духовной сущности человека. Так, падение нравственности, низкий уровень интеллекта, расцвет пошлости и цинизма, отношение к искусству как к «гарниру жиз-Ь ни», пропаганда насилия и страха, процветание в шоу-бизнесе бездуховности и безнравственности - все это свидетельствует о неуклонном сползании общества к деградации. В результате всего этого происходит подмена общечеловеческих ценностей прагматической философией собственника, когда человек рассматривается лишь как средство получения прибыли, а обеспечение коренных прав человека (права на бесплатное образование и медицинское обслуживание) сводится к минимуму. Разрыв между духовным (возвышенными идеями) и земным (их материальным воплощением) в * массовом масштабе настолько велик, что обесценивает гуманистическое понимание роли искусства и культуры, в то время как культура «.позволяет «держать удар» жизненных стихий. Без неё человек становится жертвой низменных инстинктов и пагубных влияний» (Б.П.Юсов). В этих условиях с особой остротой встает вопрос о воспитании у подрастающего поколения ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ, которую человечество выносило, сформулировало, объективировало (опредметило в произведениях искусства) в качестве «механизма» своего выживания как ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Парадокс заключается в том, что в наше время, несмотря на провозглашаемое повышенное внимание к духовности в искусстве, в науке и религии, а также достаточно большой опыт нравственного и эстетического воспитания в советский период, проблема остаётся в принципе неразработанной. Причем это относится к сфере как общего школьного, так и художественного образования, в том числе и высшего. Главной причиной подобного явления выступает то, что исследование этой проблемы во времена культа и застоя было ущемлено вследствие востребованности разработок чисто идеологического характера, когда «усечённая» примитивизиро-ванная философия служила целям обработки людей - для формирования у них определённо одностороннего образа мыслей и взглядов на жизнь и общество.

Третьей причиной является множественность формулировок и разно-направленность исследований в разных областях науки, где духовность становится лишь качественной характеристикой того или иного научного знания в связи с каким-либо конкретным исследованием. Возможно, что именно заданная конкретность педагогических исследований становится причиной, по которой они не проливают света на сущностные начала духовного мира человека, духовной культуры. Ведь при этом происходит некоторое обеднение самого содержания понятия «духовность» (в смысле локализации), и уже как следствие - в подавляющем большинстве исследований очень трудно проследить сам механизм воплощения в практической работе идей, вытекающих из «духовности». Проблема исследования, таким образом, состоит (как отмечалось выше) в разработке такой совокупной педагогической модели, которая позволила бы представить внутреннюю жизнь личности как целое и реализовать её в полном объёме безотносительно к любому направлению обучения-воспитания.

В постсоветский период, в связи со свободой мысли и вероисповедания, обозначилась еще одна крайность - духовность стала атрибутом различных религиозных направлений, сект, мистических и эзотерических учений. Этот факт свидетельствует об утере общественным сознанием должной научно-теоретической базы воспитания духовности. Анализ литературы убеждает: в современной педагогической науке понятие «духовность» и «духовный мир» до сих пор остаётся либо на уровне эмпирического теоретизирования, либо относится целиком только к философии, которая в образовательном процессе оказалась оторванной от методологии и практики. Педагогика, отчуждённая от философии и культуры, как бы «осиротела», потеряла своё методологическое основание. Стёрлись, размылись, нивелировались процессуальные связи таких философских категорий и понятий, как «духовность», «сознание», «мышление», «движение», «культура» с конкретными педагогическими технологиями.

Сами эти технологии в настоящее время свелись к тому, что учителя музыки, даже добросовестно и старательно работая по воспитанию музыкальной культуры как части всей духовной культуры (цель музыкального образования), весьма смутно представляют себе, что они воспитывают. Понятие духовности или духовного мира человека либо ограничивается эмпирико-бытовым содержанием, либо представляется в виде набора знаний о нравственных качествах человека. Иногда понятие духовности вообще понимается в узком смысле - связывается лишь с религиозными представлениями.

Наконец, сфера подготовки учителей искусства в высшей школе. Анализ программ свидетельствует о том, что они: а) отличаются так называемой «привязкой» к знаниям, умениям и навыкам; б) практико-прагматической ориентацией на качества, «необходимые для профессии»; в) «кодексом» узкого профессионализма. Даже специальные разделы подготовки учителей, такие как философско-эстетические дисциплины, не раскрывают будущим учителям ни смысла искусства, ни смысла их будущей профессии, поскольку формирование философско-эстетического сознания, сводится лишь к перечислению сведений и постулатов, высказанных авторитетами науки и искусства по тому или иному поводу. В этом случае не приходится говорить о методологической грамотности и тем более о духовности. Известное выражение древних о том, что «многознание не есть мудрость», не отрицает знаний вообще. Однако противоречие между объёмом знаний и качеством практического применения требуют глубокого щ исследования этого факта.

Именно проблема духовности, вставшая сегодня в полный рост перед образованием, стягивает в единый узел все эти противоречия, т.к. составляющие духовной культуры (по Ф.Энгельсу, три её «лика»: наука, искусство и морально-нравственные отношения) являются средством и целью преобразования человека и общества. В данном исследовании предпринята попытка помочь педагогике стать механизмом, в полной мере обеспечивающим процесс и результат перехода ценностей культуры общества во % внутренний мир личности, в структуру его сознания, строй его души. В этом и состоит его актуальность.

Рассматриваемая проблема многоаспектна, она включает в себя достаточно широкий круг вопросов, которые необходимо рассмотреть в определённом преломлении, в свете идеалов художественной педагогики.

Философский аспект. Он даёт возможность, опираясь на труды Платона и Аристотеля, Августина, Г.В.Ф.Гегеля, И.Канта, К. Маркса, плеяды русских философов: Н.Бердяев, А.Ильин, В.Соловьев, П.Флоренский, а

• также современных: В.В.Давыдов, О.Д.Гаранина, Э.В.Ильенков, А.Ф.Лосев, C.JI. Рубинштейн, В.Н.Сагатовский, В.Г.Федотова, Э.Г.Юдин и др., - содержательно рассмотреть понятия "духовный мир" (далее - ДМ), "духовная культура" (далее - ДК), выделить в них реализацию тех моментов человеческой деятельности, которые и стали содержательным наполнением духовной стороны человека.

Культурологический и эстетический аспекты, взятые в единстве

М.М.Бахтин, В.М.Видгоф, М.С.Каган, Ю.М.Лотман, С.Х.Раппопорт, Л.Н.Столович, Б.П.Юсов и др.), позволили рассмотреть происхождение самого искусства как реализацию человеком своей родовой сущности, проследить становление этой сущности в исторической ретроспективе как системы общечеловеческих ценностей, определиться в какой-то мере с её структурой и понять, как духовные ценности по-разному проявляли свою диалектическую сущность в конкретные исторические периоды. На этой основе стало возможным научно раскрыть художественную деятельность, определить пути формирования и активизации эстетического переживания, как основы познания духовных ценностей.

Музыковедческий аспект потребовал исследования работ ряда ученых-музыковедов: Б.В.Асафьева, А.Ф.Лосева, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, А.Н.Сохора и др. Изложенные в них позиции позволили найти теоретическую базу воспитания духовного мира школьников собственно в музыке, в частности, представив музыкальное искусство как художественную модель диалектики жизни, получить возможность для воспитания мышления детей на теоретическом уровне.

Особое место в исследовании занимает психолого-педагогический аспект: Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сухомлинский, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др. Именно этот аспект позволил абстрактную теорию соединить с практикой - методологические постулаты и положения получили методическую конкретизацию в виде способов, методов и приемов воспитания ДМ школьников.

Музыкально-педагогический аспект обусловил обращение к творческому наследию выдающихся профессиональных музыкантов-педагогов и исполнителей современности: Л.А.Баренбойма, Г.Г.Нейгауза, С.Е.Фейнберга и др.; а также к работам Э.Б.Абдуллина, О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Л.В.Горюновой, Д.Б.Кабалевского, А.А.Мелик-Пашаева, В.Г.Ражникова, Л.В.Школяр и др. Содержательное раскрытие методологических основ профессионально-педагогической и исполнительской деятельности, а также основ теории и методики массового музыкального образования позволило глубже вникнуть в процесс анализа и интерпретации музыкальных произведений. Это сыграло важную роль в понимании целей и задач, "механизмов" художественного мышления, критериев музыкальной педагогики, - всего того, без чего в принципе невозможна качественная профессиональная подготовка будущих учителей музыки ^ массовой школы.

Многоаспектное рассмотрение проблемы в свете современной науки позволило сформулировать рабочий аппарат исследования.

Объект исследования - профессиональная деятельность педагога-музыканта по развитию духовного мира школьников.

Предмет исследования - процесс развития духовного мира школьников на уроках музыки.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка мето-Фс дических путей развития духовного мира школьников на уроках музыкального искусства.

Исходя из объекта, предмета и цели, в работе сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить философско-эстетическую, научную, музыковедческую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. На основе материалистической теории познания и теории развивающего обучения разработать теоретическую модель процесса воспитания духовной культуры школьников.

3. Разработать педагогическую технологию по реализации принципов и методов развития духовного мира школьников средствами искусства в профессиональной деятельности учителя.

4. Внедрить педагогическую технологию в практику и экспериментально проверить её эффективность.

Гипотеза исследования. Профессиональная деятельность учителя по * развитию духовного мира школьников будет наиболее эффективной, если:

- понятие «духовность» в области образования будет осознаваться будущими учителями искусства как философская категория, выражающая абстрактно-всеобщее культурно-исторического процесса;

- духовная деятельность в целом, наука, религия, искусство, педагогика и др. формы общественного сознания - будет раскрыта студентам как система общечеловеческих ценностей;

- анализ музыки станет содержательным, формирующим целостное эстетическое сознание на базе развития художественного мышления как феномена духовной культуры;

- художественная деятельность на музыкальных занятиях будет представлена как творческий акт самоосознания, самовыражения, самосовершенствования;

- педагогическая технология развития духовного мира школьников основывается на принципах теории развивающего обучения и делает возможным осуществлять весь процесс как движение от духовного содержания искусства к формам его выражения.

Методологической базой исследования явились: материалистическая теория познания, ядром которой выступает диалектика; эстетические теории Канта, Гегеля; философия русского космизма; новейшие культурологические и эстетические теории (М.С. Каган, В.М.Видгоф и др.); теория деятельности, целостно раскрывающая человека в процессе исторического развития; теория развивающего обучения В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина; щ. система К.С.Станиславского; интонационная теория Б.В.Асафьева; концепции воспитания искусством Д.Б.Кабалевского, Б.М.Неменского, Б.П.Юсова, прогрессивные концепции образования в других видах искусства, утверждающие приоритет духовного совершенствования личности.

Методы исследования: изучение научной литературы по проблеме; анализ теории и практики педагогического процесса; педагогический эксперимент; анализ творческих работ учащихся; анкетирование, тестирова-4 ние, целенаправленное педагогическое наблюдение.

Научная новизна исследования. Впервые в профессиональной деятельности учителя музыки понятие «духовность» рассматривается как философская категория и культурно-исторический процесс преобразования внутреннего мира человека и человечества в контексте классической теории познания. Показано, что фундаментальным основанием развития духовности выступает заданная самой Природой изначально диалектическая сущность духовной деятельности как рефлексии на противоречия окружающего мира и жизни. На этой философской базе также впервые разработана теоретическая модель развития духовного мира школьников методом восхождения от абстрактного к конкретному.

Теоретическая значимость исследования. Доказано, что присвоение заключённых в искусстве мировоззренческих, эстетических и нравственных ценностей во всех нюансах и противоречиях должно осуществляться средствами, заложенными в диалектической сущности самого духовного мира личности - в его процессуалъности как единстве и борьбе противоположных нравственно-эстетических оценок мира, общества, самого себя. Разработанная на базе диалектической логики теоретическая модель воспитания духовного мира школьников является одновременно интегрирующим «ядром» и стратегической программой выстраивания содержания образования учителей музыки: процесс ее освоения представляет собой по сути воспитание методологической культуры учителя музыки. Модель выступает теоретической базой для разработки методики на основе трёх «китов», объединенных диалектической природой: духовного мира личности, законов музыкальной драматургии и человеческого мышления.

Практическая значимость исследования. Разработана технология анализа, который осуществляется как проживание движения от нравственно-эстетического содержания музыки к закономерному воплощению его в художественной форме, благодаря чему неосознанные эстетические эмоции и чувства становятся осознанным переживанием - знанием, что обеспечивает развитие духовного мира школьника как расширение его духовно-интеллектуального пространства. Материалы исследования могут быть использованы: в методологической подготовке будущего учителя музыки в высшей школе, в частности, в курсе «Теория и методика музыкального воспитания»; в содержании образования средних специальных училищ и колледжей; в практике обучающих семинаров для учителей-предметников общеобразовательных школ. щ Апробация и внедрение материалов исследования осуществлялись: в выступлениях на Международной Ассамблее поколений «Планета ненасилия» (Новороссийск, 2001г.), на 1 Международном Конгрессе "Музыкоте-рапия и восстановительная медицина в XXI веке» (Москва - 2000г.), Международном конгрессе AWE (Всемирная организация образования при ООН), - Москва, 2002, 2003 гг.; в выступлениях на Всероссийских научно-методических конференциях: «Подготовка кадров для учреждений культуры и искусства: опыт, проблемы, перспективы» (Омск, 1998 г.) и «Образо-ф вание и искусство в формировании целостной личности: междисциплинарные стратегии и комплексные технологии (опыт, проблемы, перспективы)» (Томск, 2002 г.); на областных научно-практических конференциях (Омск, ИПКРО, 1998, 1999 гг.); в преподавательской деятельности на кафедре теории и истории музыки и руководстве педагогической практикой студентов факультета культуры и искусств ОмГУ; на курсах повышения квалификации учителей на базе Новосибирского и Омского ИПКРО; в серии обучающих семинаров в г. Омске (2004 г.) и Томске (2002 г.); в методических * рекомендациях для слушателей курсов ИУУ «Творческое планирование уроков искусства в курсе МХК» (Омск, 1990 г.); в собственной практической деятельности в качестве учителя музыки.

Этапы исследования. Первый этап (1995 - 2000 гг.) - на базе ИПКРО и работы в университете проводился анализ системы профессионального образования и переподготовки кадров в области искусства, обобщался передовой педагогический опыт. Итогом анализа стала идея о необходимости ** пересмотра методологической базы музыкального образования. Второй этап (2001 - 2002 гг.) - осуществлялось изучение проблем духовности как культурно-исторического процесса с позиций материалистической теории познания, результатом чего явились теоретическая модель и педагогическая технология воспитания ДМ школьников на музыкальных занятиях. Третий этап (2003 - 2004 гг.) - осуществлялась работа (на базе школы №158 г. Москвы) по корректировке теоретических и практических разработок исследования проблемы, проводились анализ, интерпретация и литературная обработка материалов исследования.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на факультете искусств Омского Государственного Университета, в гимназии №26 и ДСШИ №14 г. Омска, в СШ №186 г. Новосибирска, в СШ №158 г. Москвы. Разными формами исследования было охвачено около 300 человек школьников и студентов, более 25 человек учителей и преподавателей.

Положения, выносимые на защиту.

1. «Духовность» должна быть представлена в сознании человека не как «набор» общечеловеческих ценностей (норм и правил этики, морали, нравственности), а как культурно-исторический процесс преобразования внутреннего мира человека и человечества.

2. Содержанием духовного мира человека являются нравственно-эстетические идеалы человечества, а движущей силой в их познании выступают противоречия: между «МЫ» и «Я», между «я» реальным и «Я», формирующимся в результате духовного развития личности.

3. Музыкальное искусство, в котором развитие духовного содержания предстаёт в виде процесса развёртывания противоречий в энергоинформационных структурах интонации, выступает как универсальное средство воспитания духовного мира личности именно в его содержательно процессуальной сущности.

4. Специальной проблемой современного общественного сознания становится единство светского и религиозного искусства: в образовательном процессе их следует рассматривать как эстетическое явление, в котором происходит опредмечивание человеком рефлексии своей человеческой духовной сущности через изначально общее - нравственное начало.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Волошина, Людмила Константиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в исследовании будущие учителя музыки прошли все этапы теоретического овладения проблемой развития духовного мира школьников на уроках музыки. Начав с высших философских положений и убедившись, что «высокая наука» фактически отстранена от практики, они попытались создать примерную теоретическую модель проблемы, затем на её основе выстроили методику воспитания ДМ и ознакомились с методами контроля за его развитием. В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Феномен духовного мира человека, являясь ключевым в науке о человеке, своими корнями уходит в классическую теорию познания, где он рассматривается не как прерогатива отдельных сфер общественного сознания (в частности, религии), но целостно - как культурно-исторический процесс преобразования внутреннего мира человека и человечества. Фундаментальным основанием развития духовного мира личности выступает заданная самой Природой диалектическая сущность духовности и категориально-понятийная структура её осмысления. Такой методологический подход позволяет вооружить будущего учителя методами исследования духовного мира человека на уроках искусства, и разработать стратегию и тактику развивающего процесса воспитания духовного мира, где он не сводится к «набору» общечеловеческих ценностей (норм и правил этики, морали, нравственности), а имеет динамический характер.

2. Решающей формой профессиональной подготовки учителя музыки выступает теоретическая модель его деятельности по воспитанию духовного мира школьников. Она одновременно является «ядром» стратегии выстраивания содержания образования учителей музыки, позволяет выстроить вектор развития духовного мира человека в направлении его возвышения и внутренней гармонии, обеспечивает эффективность этого процесса во всех его нюансах и противоречиях средствами, заложенными в самом этом процессе.

3. Профессиональная подготовка учителя в рамках данной проблемы должна исходить из того, что содержанием духовного мира человека являются нравственно-эстетические идеалы человечества, что обеспечивает преодоление обыденного сознания школьников, возвышение их духовной культуры. Движущей силой этого процесса является создаваемое в самой личности противоречие между «МЫ» и «Я», между «я» реальным и «Я» будущим и выступающее мотивом личности для наличной культурой. Отсюда внутренняя жизнь духовного мира личности есть не совокупность «застывших» представлений о мире и человеке, а процесс непрерывного движения мысли и чувства в ценностной палитре человечества, как нравственный выбор приоритетных смыслов жизни. На этой содержательно-динамической базе только и может происходить присвоение заключённых в искусстве мировоззренческих, эстетических и нравственных ценностей.

4. Музыкальное искусство, в котором развитие духовного содержания предстаёт в виде процесса развёртывания противоречий в энергоинформационных структурах интонации, выступает как универсальное средство воспитания духовного мира личности. Соответственно и сама педагогическая технология деятельности будущего учителя музыки по развитию интеллектуально-духовного пространства, эмоциональной сферы школьников должна строиться по законам музыкального искусства.

5. В целом исследование показало действенность разработанной на методологических положениях классической науки теоретической модели развития духовного мира школьников, а также педагогической технологии, выступающей процессуальной формой реализации этого процесса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Волошина, Людмила Константиновна, 2005 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Изд. «Прометей» Mill У им. В.И.Ленина, 1990.186 с.

2. Абдуллин Э.Б. О повышении теоретического уровня научных исследований в области педагогики музыкального образования./ Преподаватель № 4 1999.

3. Абдуллин Э.Б., Ванилихина О.В., Морозова Н.В. и др. Методологическая культура педагога-музыканта: Уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений /: Под ред. Э.Б.Абдуллина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

4. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии./Отв. ред. В.А.Лекторский. М.: Наука, 1973. -288 с.

5. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе /Научн. ред. Л.В.Горюнова. М.: Изд. «Прометей» Mill У им. В.И.Ленина, 1991.

6. Алексеева Л.Л.Homo sapiens человек одухотворённый. Инновационные технологии образовательной области «Искусство» /ред. Составитель Л.Г. Савенкова, - ИХО РАО .2002. - 355 с.

7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. -222 с.

8. Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 4. М.: 1983.

9. Арсеньев Л.С., Библер B.C., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. (Сер. Диалектика теория познания).- М.: Наука, 1967.

10. Артамонова Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя. Дисс. доктора пед. наук. М.: 2000. 450 с.

11. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.1213,14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.