Проектно-художественное моделирование инфографики: теоретические основы и принципы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Остриков, Сергей Викторович

  • Остриков, Сергей Викторович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 227
Остриков, Сергей Викторович. Проектно-художественное моделирование инфографики: теоретические основы и принципы: дис. кандидат наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2014. 227 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Остриков, Сергей Викторович

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. Инфографика и инфографический дизайн в системе дизай- 14 нерской проектной деятельности

1.1. Основные понятия и теоретические основы инфографики

1.1.1. Многоаспектный подход к теоретическому описанию 14 инфографики и инфографического дизайна

1.1.2. Содержание понятия инфографика и её типы

1.1.3. Инфографический дизайн в системе коммуникативного 22 дизайна

1.2. Виды инфографики по дизайнерской сущности

1.2.1. Необходимость и основания разграничения дизайнерской 29 и недизайнерской инфографики

1.2.2. Автоматическая инфографика

1.2.3. Стандартизированная инфографика

1.2.4. Дизайнерская инфографика

1.2.5. Квазиинфографика

1.3. Средства инфографического дизайна

1.3.1. Инфографические инструменты и переменные

1.3.2. Графические элементы и средства инфографики

1.3.2.1. Инфографема как минимальный элемент инфографики

1.3.2.2. Неизобразительные средства в инфографике

1.3.2.3. Текстовые графические средства в инфографике

1.3.2.4. Изобразительные графические средства в инфографике: 53 необходимые, допустимые и избыточные

1.4. Принципы инфографического дизайна: содержательно-

функциональные, проектные, эстетические

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Проблема инфографической периодизации и типологизации

2.1. Опыт периодизации исторического развития инфографики

2

2.1.1. Основания и вехи инфографической периодизации

2.1.2. Зачатки инфографики в допечатную эпоху 69 (протоинфографический период)

2.1.3. Развитие инфографики в печатную эпоху

2.1.3.1. Ранний практический период

2.1.3.2. Зрелый практический период. Возникновение 75 и становление изобразительной статистики

2.1.3.3. Новый (теоретико-практический) период развития инфо- 83 графики. Венский метод изобразительной статистики и статистическая графика XX в.

2.1.4. Новейший (электронный) период развития инфографики

2.2. Проблема типологизации инфографики с учётом её чистых

и гибридных форм

2.2.1. Родовидовая модель описания типологической 102 структуры инфографики, её существенные

и несущественные признаки

2.2.2. Инфографика чистых и гибридного типов и их виды

2.2.3. Функциональные характеристики инфографики

2.2.4. Виды инфографики по технико-технологическим 111 признакам, назначению и областям применения

2.3. Родовидовая структура инфографики всех типов

2.3.1. Табличная инфографика: виды и разновидности таблиц

2.3.2. Графиковая инфографика: виды и разновидности графиков

2.3.3. Диаграммная инфографика: 122 виды и разновидности диаграмм

2.3.4. Картографическая инфографика: 127 виды и разновидности карт

2.3.5. Схематическая инфографика: виды и разновидности схем

2.3.6. Изобразительная и знаковая инфографика:

виды и разновидности изображений

Выводы по второй главе

ГЛАВА 3. Дизайнерская инфографика: тенденции развития 152 и стилевые направления, методы и приёмы проектирования

3.1. Тенденции развития и стилевые направления дизайнерской

инфографики

3.1.1. Интернациональное стилевое направление

3.1.2. Китчевое стилевое направление

3.1.3. Корпоративное стилевое направление

3.2. Приёмы и средства придания инфографике образности

3.3. Методы проектно-художественного моделирования дизайнерской 171 инфографики

3.3.1. Переосмысление базовой формы как метод 172 инфографического дизайна

3.3.2. Гибридизация как метод инфографического дизайна

3.3.2.1. Сущность инфографической гибридизации 178 и вариантные способы её реализации

3.3.2.2. Внутритиповая инфографическая гибридизация - 182 внутривидовая и межвидовая

3.3.2.3. Межтиповая инфографическая гибридизация

3.3.3. Стилизация как метод инфографического дизайна

3.3.3.1. Художественная стилизация в инфографике

3.3.3.2. Миметическая стилизация в инфографике

3.3.4. Проектирование инфографики сочетанием методов инфо- 196 графического дизайна

Выводы по третьей главе

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проектно-художественное моделирование инфографики: теоретические основы и принципы»

ВВЕДЕНИЕ

Современные процессы коммуникации в культуре, социальной сфере, различных видах профессиональной деятельности активно используют приемы и средства визуализации информации, в т.ч. с помощью инфографики. Она понимается нами как способ передачи информации (сообщений, сведений, и иных данных) изобразительными и/или вербально-графическими средствами.

Исследованием аспектов восприятия и передачи информации занимаются в основном социологи и психологи, философы и культурологи и иные специалисты, а проблемами инфографики в основном графические дизайнеры. Существует целый ряд автоматизированных графических алгоритмов и шаблонов построения различного рода инфографических изображений в графических редакторах, программах для офиса и издательских пакетах.

Адекватное проектно-художественное моделирование инфографики, перевод сухих статистических и др. данных в графические образные модели, убедительно и точно передающие смысл, часто остается за рамками исследований, поэтому в данной работе речь пойдёт о дизайнерских аспектах авторского проектирования инфографики, о её творческой сущности.

Инфографика имеет собственную историю, характерные приёмы и методы, свои узкоспециализированные издания, в которых отчасти рассматриваются вопросы инфографической теории и практики, освещаются новые подходы. Актуальность исследований в области проектирования дизайнерской инфографики подтверждается проведением конференции «Информационная графика и информационный дизайн» (факультет журналистики СпбГУ, 2011-2013 годы). Её программа свидетельствует о прикладном характере мероприятия и акценте на информации как таковой, а не на графически-образном её предъявлении. Название конференции говорит о том, что инфографику сегодня относят к информационному, а не графическому дизайну. Мы же полагаем, что она относится к информационно-графическому (инфографическому) дизайну как синтезу информационного и графического.

Актуальность исследования обусловлена отсутствием научно-теоретических работ по рассматриваемой проблеме. Так, анализ тематики диссертаций по специальности 17.00.06. Техническая эстетика и дизайн показал, что из выявленныбх 500 источников вопросам графического дизайна посвящены только 18 работ (Е.А. Лаврентьева, П.А. Пименов, Е.А. Хоменко, С.И. Серов, Д.В. Девишвили и др.). При этом ни в одной из диссертаций не расматри-вается проблема типологизации инфографики, творческих методов и приёмов её проектно-художественного моделирования.

Таким образом, изучение современной практики инфографики и описание её теоретико-практических основ является важной задачей. Об актуальности обозначенной проблемы свидетельствует то, что инфографика вводится в вузовские программы, предназначенные для обучения графических дизайнеров, а их подготовка требует усовершенствования книгообеспечения.

Степень научной разработанности. Исследуемая проблема в той или иной мере освещалась в разных источниках, прежде всего в англоязычных книгах, в т.ч. переведённых на русский язык (н-р: Желязны Дж. Говори на языке диаграмм; Tufte E.R. Beautiful Evidence, 2006; Mayer E.K. Designing Infographies, 1997; Walker H. Studies is the History of Statistical Method, 1929; Suda B.A. Practical Guide to Designing with Data, 2010 и др.), альбомах (н-р: Data Flow: Visualising Information in Graphie Design, 2010 и др.), статьях (н-р: Stiff P. Some documents for a history of information design, 2005 и др.); изданы отдельные русскоязычные книги и альбомы (н-р: Лаптев В.В. Изобразительная статистика. Введение в Инфографику, 2012; Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. Опыты графического моделирования, 2000; Иваницкий И.П. Изобразительная статистика и венский метод, 1932 и др.).

Если иметь в виду продукты инфографики, то за последние два столетия накоплен огромный банк фактуальных данных. Сегодня издаются печатные и электронные журналы, состоящие только из инфографики (н-р: Инфографика), а также те, в публикациях которых много инфографических работ или они преобладают (н-р: Секрет Фирмы, National Géographie). Есть электронные (и ан-

глоязычные, и русскоязычные) специализированные базы данных, н-р: http://infographer.ru/; 5coins.ru/; coolinfographics.com/; infosthetics.com/); онлайн-ресурсы, н-р: http://ria.ru/ и подобные, где широко представлены типовые инфо-графические работы и авторские произведения.

До сих пор значительная часть публикаций по инфографике и визульному представлению информации имеет по преимуществу практический, прикладной, а не научно-теоретический характер. Это обусловлено тем, что многие книги написаны журналистами и другими узкими специалистами, в числе которых статистики, картографы, ученые и др. Они раскрывают и структурируют инфо-графику не с позиции проектно-художественного моделирования, что актуально для искусствоведения, а в основном с прагматической точки зрения, учитывая целесообразность, информативность, точность передачи фактов, легкость восприятия и проч. [н-р: Некляев С.Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики; Данилец А. Инфографика: лекция; сайты infographer.ru, vmestoslov.info, visualdata.ru; infoanalyze.blogspot.com; infokart.ru].

Часть изданий подготовлена сотрудниками компаний, которые в повседневной работе сталкиваются с задачей подготовки и проведения графических презентаций и составления отчетов (н-р: Желязны Д. Говори на языке диаграмм: пособие по визуальным коммуникациям для руководителей; Браунфорд Т. Цифровые диаграммы; Steele J. Beautiful Visualization: Looking at Data through the Eyes of Experts и др.).

Отдельные труды написаны практиками графического дизайна [н-р: Kalten R. Data Flow: Visualising Information in Graphic Design; Knight K. Diagrams: Innovative Solutions for Graphic Designers; Baer K. Information Design Workbook; Картер M. Современный дизайн газет; сайт vmethods.ru)], не уделяющими должного внимания вопросам теоретического описания творческой сущности проектно-художественного моделирования дизайнерской инфогра-фики,.

Почти каждая из существующих работ рассматривает инфографику в узком ключе: дизайнеры-практики концентрируются на демонстрации приме-

ров или поиске новых идей, не давая развернутых комментариев; прикладные теоретики (журналисты, статистики и др. специалисты) рассматривают, как правило, визуально невыразительные образцы инфографики, не интересные для искусствоведческого исследования. В специальных трудах проблема художественно-эстетического компонента инфографического дизайна не рассматривалась.

Сегодня назрела необходимость в теоретическом обобщении существующей инфографической практики, разработке многоаспектной типологии инфографики, выработке критериев проектно-художественного анализа продуктов дизайнерской инфографики с учетом специфических средств, методов и приёмов её проектно-художественного моделирования в сопоставлении с типовыми шаблонными вариантами. Сопоставительный анализ продуктов стандартизированной и дизайнерской (творческой) инфографики позволит лучше осознать средства выразительности и образности в инфографике.

Объект исследования: информационная графика и инфографический дизайн как проектно-художественное моделирование инфографики.

Предмет исследования: становление, развитие и типология инфографики, сущность и проектно-художественная специфика инфографического дизайна, средства, методы и приемы проектно-художественного моделирования дизайнерской инфографики.

Цель исследования - разработка теоретических основ, описание принципов инфографического дизайна как проектно-художественного моделирования инфографики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд научных и прикладных задач, в частности:

1) уточнить понятийный аппарат, прежде всего выявить объем понятий инфографика, инфографический дизайн в аспекте темы диссертационного исследования;

2) провести целенаправленный отбор современных и исторических продуктов/произведений инфографики;

3) осуществить сопоставительный анализ продуктов стандартизированной и дизайнерской инфографики;

4) выявить основные периоды и этапы развития, условия и предпосылки формирования инфографики;

5) разработать классификацию типов/видов и разновидностей инфографики;

6) выявить актуальные проблемы и тенденции развития дизайнерской инфографики, описать её стилевое разнообразие;

7) исследовать и теоретически описать принципы, средства, методы и приемы проектно-художественного моделирования дизайнерской инфографики.

Временные границы исследования охватывают период от появления первых альбомов, включающих инфографику (конец XVII - начало XIX вв.), до современности (начало XXI в.), когда средства создания, передачи и предъявления инфографической информации кардинально изменились в связи развитием информационно-коммуникационных и электронных технологий.

Методологические основы исследования. Теоретической основой данной работы служат труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные изобразительной статистике, графическому дизайну, инфографике, визуализации данных, искусству представления информации, визуальной журналистике, картографии и др. смежным областям. Практическую базу составляют в основном инфографические работы практикующих дизайнеров, в т.ч. специализированных на инфографике, а также произведения иллюстраторов и, отчасти, художников-графиков. В диссертации для анализа представлены образцовые, с нашей точки зрения, инфографические продукты, помогающие более полно выявлять и описывать творческий компонент дизайнерской инфографики различных видов.

Методологическая база теоретического описания инфографики связана с разными областями научных знаний. Логика послужила основой разработки родовидовой типологии инфографики; искусствоведческие работы о конструктивизме в графическом моделировании [Лаврентьев 2000], о стилистике графи-

ческого искусства послужили предпосылкой описания инфографических стилей и приемов придания образности инфографике [Ментанов 1980; Михайлова 1976; Худож. энциклопедия]; положения теории и практики графического дизайна, подходов к визулизации данных легли в основу разработки проблематики инфографического дизайна [н-р: Бринтон 1939; Sutnar 1961; Черневич 1975; Tufte 1990, 2001, 2006; Серов 1991; Mijksenaar 1997 Patterson 2002; Ware 2004; Ньюарк 2005; Устин 2006; Data Flow 2010; Лесняк 2011]. Философской основой исследования являются положения единстве формы и содержания как взаимообусловленности плана выражения и плана содержания.

Методы научного исследования. Теоретические методы: изучение исторической и современной литературы по теории и практике визуализации информации; искусствоведческий и проектный анализ инфографических произведений; обобщение сходных явлений в инфографике; классифицирование и ти-пологизация, в т.ч. разработка родовидовой типологии инфографики; формулировка дефиниций инфографических понятий; сопоставительный и аспектный анализ современных и исторических анализ продуктов инфографики. Практические методы: проектирование авторской инфографики с целью иллюстрирования теоретико-практических положений исследования; отбор дизайнерской инфографики для новых теоретических обобщений; методы проектного анализа; апробация в вузе и в личной дизайнерской практике.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Инфографика является самостоятельной областью коммуникативного дизайна; важно усилить внимание к инфографическим работам в проектной деятельности дизайнеров-графиков и к разработке теоретических проблем инфографичекого дизайна.

2. При теоретическом описании инфографики ее нужно подразделять на дизайнерскую и недизайнерскую, по преимуществу стандартизированную. Творческий характер инфографического дизайна лучше осознается в сравнении дизайнерской и стандартизированной инфографики.

Инфографический дизайн применим в основном к дизайнерской инфо-графике, которая по своей сути является творческой.

3. Инфографическая теория предполагает описание принципов инфогра-фического дизайна. Так как он сложился в рамках коммуникативного дизайна на основе синтеза информационного и графического дизайнов, то ведущими принципами инфографического дизайна, конечно, являются их общие принципы, например, эргономический принцип и принцип соответствия формы содержанию. Если иметь в виду частные, собственно инфографические принципы, то их можно сгруппировать в 3 блока, выделив: (1) содержательно-функциональные принципы, (2) проектные принципы и (3) эстетические принципы.

4. Описание инфографических продуктов, их анализ и оценку целесообразно проводить по комплексу признаков, включая существенные и несущественные. В частности, учитывать функциональное назначение инфографики, характер информирования, технико-технические параметры; логические отношения видов и разновидностей инфографики внутри каждого типа, образующих родовидовую типологию по схеме тип — вид -разновидность - вариант.

5. Теоретическое описание инфографического дизайна включает также вопросы средств, методов и приемов её создания. В частности, к числу ведущих методов проектирования дизайнерской инфографики целесообразно отнести три: метод переосмысления базовой формы представления данных; метод гибридизации и метод стилизации.

6. Анализ современной инфографики показывает действие противоположных тенденций инфографического дизайна - универсализации и индивидуализации, что имеет отражение в стилевых направлениях инфографики.

7. Дизайнерская инфографика отличается многообразием стилевых направлений, при описании которых уместно использовать (в новом значении) известные искусствоведческие термины. В числе основных

стилевых направлений в инфографики сложились интернациональное, китчевое, корпоративное.

Научная значимость исследования. Теоретическое описание стандартизированной и дизайнерской инфографики, упорядочение понятийно-терминологического аппарата в области инфографического дизайна, описание творческой специфики авторской инфографики может содействовать систематизации базы данных, обновлению методологии инфографических исследований и содержания профессиональной подготовки дизайнеров-инфографов, конкретизации анализа образцовых продуктов и тем самым повышению качества инфографики в печатных и электронных источниках.

Теоретическая значимость. В исследовании содержится систематизированное описание теоретических основ инфографики и её проектно-художественного моделирования. В частности:

1) разграничена инфографика автоматизированная, стандартизированная, дизайнерская; описаны общие и отличительные признаки дизайнерской инфографики и недизайнерской;

2) описана структура инфографики «чистых» типов на уровне их видов и разновидностей, выявлены тип и виды гибридной инфографики;

3) выявлены и описаны (на основе анализа образцовых продуктов) творческие методы проектирования дизайнерской инфографики;

4) актуализированы стилевые направления дизайнерской инфографики и тенденции её развития;

5) намечена периодизация развития теории и практики инфографики.

Практическая значимость. Для студентов и школьников разработан иллюстрированный учебно-профессиональный словарь-справочник «Информационная графика и дизайн». Введены в современный научный оборот (в переводе автора) англоязычные материалы, опубликованные в известных мировых изданиях, что дает студентам и дизайнерам более широкий доступ к информации по теории и практике инфографического дизайна. Материалы данной работы и другие авторские публикации могут быть использованы в учебном процессе на

всех ступенях образования, включая высшие учебные заведения, где есть подготовка по специальности «Графический дизайн», а также на курсах повышения квалификации по направлениям «Дизайн периодических изданий», «Инфогра-фика», «Информационный дизайн», «Визуализация информации» и др.

Научная обоснованность и достоверность исследования подтверждена: анализом литературы (189 источников); личным проектированием таблиц (их 6); подбором примеров инфографики (138 иллюстраций); их анализом в аспекте проблематики проектно-художественного моделирования; разработкой и уточнением инфографических типологий; публикациями по материалам теоретического исследования - всего 9 работ, в т.ч. монография, словарь-справочник и 7 статей.

Апробация результатов исследования осуществлялись по нескольким направлениям, в т.ч.: проведение аудиторных занятий по инфографике в рамках предмета «Проектирование в графическом дизайне» (МПГУ, сентябрь-декабрь 2010 г.); разработка и внедрение англо-русского словаря-справочника «Информационная графика и дизайн», предназначенного для студентов ипреподавате-лей, создателей и исследователей инфографики (М., 2012); проведение серии лекций «8ММ в бьюти-бизнесе» с использованием инфографических изображений; ежегодные сообщения и отчеты на заседаниях кафедры коммуникативного дизайна МГХПА им. С. Г. Строганова (г. Москва, 2010-2014); доклады и сообщения на научных конференциях, проводимых вузом: «Наука, искусство, технология» (М., 2011) и «Синтез искусств» (М., 2012).

Структура диссертации. Данная работа включает введение, три главы и библиографический список.

ГЛАВА 1. Инфографика и инфографический дизайн в системе дизайнерской проектной деятельности

1.1. Основные понятия и теоретические основы инфографики

1.1.1. Многоаспектный подход к теоретическому описанию инфографики и инфографического дизайна

Дизайнерская инфографика - это продукт инфографического дизайна. Его описание предполагает выявление теоретических и практических положений, а именно: анализ и описание основных библиографических источников, включающих отечественные и зарубежные труды; изучение и периодизация развития инфографики в историческом контексте; выявление условий и предпосылок, способствующих развитию инфографики и ее дизайна; построение родовидовых и иных классификаций инфографики; подбор и анализ наиболее характерных фактов; уточнение понятийно-терминологического аппарата.

В соответствии с научной традицией, инфографику можно рассматривать с нескольких теоретических позиций. С модельно-познавательной точки зрения инфографика может быть модель действительности. С коммуникативной точки зрения - это информация о действительности. С лингвистической (языковой) точки зрения - это особый графический текст, декодируемый в основном контекстно. С визуально-графической точки зрения - это особый вид изображений.

Чтобы корректно описать факты, важно было рассмотреть различные аспекты инфографики. Как известно, любая теория по своей сути является сложным многоаспектным явлением, в которое включают и обобщение опыта на основе анализа фактов, и совокупность обобщенных положений.

Чтобы в той или иной мере осветить обозначенные вопросы исследования, важно было рассмотреть их в следующих аспектах.

Информационно-коммуникационный аспект: связан с функциональной и

смысловой сущностью инфографики. Включает в себя собственно информацию,

14

информационную среду, сферу применения, носители, взаимодействие с потребителем, графический язык и др.

Термин информация имеет множество значений и является объектом исследования специальных наук. Все основные положения теории информации учитывались нами при описании теории инфографики. В частности, инфогра-фика разделена по видам информирования (см. главу 2), характеру сравнения данных.

Основные требования к инфографике обусловлены качествами информации. С точки зрения информатики информация имеет такие важные и общие качественные свойства, как: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр. Они в полном объеме применимы к информационной графике, которая, соответственно, должна быть объективная и точная, достоверная и полная (относительно заявленной темы), актуальная и полезная, своевременная и ценная (для всех или определенной группы лиц), понятная и доступная, краткая (лаконичная).

Важно понимать, что коммуницируемая информация в инфографике может быть неколичественная (пространственная, иерархическая и др.), количественная (статистическая, хронологическая и др.) или их смешанной комбинации. По характеру отображаемых данных, по назначению и сфере применения инфографика бывает журнальная, газетная, книжная, научная, учебная, корпоративно-презентационная, рекламная, упаковочная, телевизионная, плакатная и др. Они актуальны в условиях полиграфии и мультимедиа.

Проектный аспект: предполагает анализ комплекса инструментов, средств, приемов, методов и технологий инфографического дизайна. По дизайнерской сущности инфографика разделена на дизайнерскую и недизайнерскую. По технико-технологическим и др. параметрам инфографика бывает аппаратная и ручная, электронная и печатная, статичная и динамичная. По форме инфографика специфична в рамках каждого типа: например, диаграмма и/или схема могут быть линейными, круговыми, радиальными, фигурными, площадными и проч.

Эстетический аспект: предполагает изучение эстетической стороны инфо-графики, творческих методов ее проектирования, художественно-графических средств, приемов придания образности, стилей и стилевых направлений и др. Особого внимания заслуживают лучшие дизайнерские произведения инфографи-ки. Для данной работы они были выбраны из разнообразных источников и описаны по разным аспектам. В 3-й главе внимание уделено образцовым инфогра-фическим произведениям. Такими мы считаем работы, адекватные типу и виду инфографики по форме выражения информации, цельные по тематике и содержанию и имеющие художественно-эстетическую ценность. Поэтому мы заостряем наше внимание на исследовании дизайнерской, а не стандартизированной инфографики.

Кроме этого, считаем важным актуализировать общенаучный подход, т.к. он помогает относительно цельно описать инфографическую теорию. В частности, описание инфографических продуктов проведено многоаспектно, дана научно-логическая классификация инфографики. История её развития рассмотрена с позиции синхронии (современности) и диахронии (прошлого). Выявлены общие тенденции и главные перспективы развития, проведена систематизация понятийного аппарата, уточнены термины и дефиниции.

Инфографика как самостоятельное направление графического дизайна определилась сравнительно недавно, в связи с чем остро стоит вопрос упорядочения терминологической лексики и толкования терминов.

1.1.2. Содержание понятия инфографика и её типы

В области терминологии инфографики есть несколько исследовательских проблем. Во-первых, в профессиональных и справочных русскоязычных источниках нет однозначного, общепринятого определения понятий инфографика, дизайн инфографики. Во-вторых, в зарубежных и российских изданиях терминологический аппарат не совпадает, поэтому требуется перевод ряда терминов с английского языка на русский. В-третьих, развитие русской инфографической

терминологии отстает от западноевропейской и американской, что препятствует адекватному описанию теоретических основ практической инфографики, в т.ч. используемой в СМИ, книжных изданиях, рекламе и т.д.

В диссертации все инфографические термины, во многом имеющие европейские корни, даны на русском языке. С целью достижения понятийной точности толкование значения и синонимические ряды терминов, используемых в данном исследовании, отражены в русско-английском словаре [Остриков, 2012]. Развернутым справочником по стандартизированной статистической графике является книга Харриса Information Graphics: A Comprehensive Illustrated Reference [Harris, 2000].

Типы инфографики как обобщенные наименования «чистых» жанров ин-фографических изображений сложились исторически как синтез информации (содержания, функции, характера) и формы ее представления. Единого понимания термина информационная графика нет. Теоретически тема не раскрывается в русскоязычных источниках, а англоязычная литература в основном имеет прикладной характер.

Термин инфографика (информационная графика, Information Graphics, Infographies) рассматривается как в узком, так и в широком значении [н-р: Mayer 1997; Jacobson 1999; Harris 2000; Грехем 2001; Lankow 2012; Rendgen 2012; Горчаков infographer.ru]. В широком смысле к инфографике относят любое изображение, в котором информационное значение преобладает над художественным. В узком понимании к информационной графике относят лишь статистическую графику. Мы рассматриваем в качестве инфографики дизайнерские работы в области статистики, картографии, средств массовой информации, систем навигации и других областей.

Варианты классификационного описания продуктов инфографики даны в единичных источниках. В англоязычном справочнике инфографика имеет общее название Chart (чарт) и подразделяется на 5 категорий, в числе которых: 1) диаграмма (Diagram); 2) график (Graph); 3) карта (Map); 4) таблица (Table); 5) другие диаграммы [подробнее см.: Harris R.L. Information Graphics: А

Comprehensive Illustrated Reference. Oxford, 2000]. Эти категории с некоторыми дополнениями и изменениями представим как типы инфографики с их характерными видами на рис. 1.

Рисунок 1

Типы инфографики и их основные виды

Термин инфографика является сокращенной версией словосочетания информационная графика (лат. informatio - 'осведомление, разъяснение, изложение'; греч. ypatpiKoç - 'письменный' [Ожегов 1999]). Оба варианта термина идентичны по значению, поэтому являются синонимами-дублетами, которые отличаются лишь частотой использования. По частотности применения на первом месте стоит первый термин ввиду стремления говорящих и пишущих к экономии языковых средств.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Остриков, Сергей Викторович, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Андреева, В. и др. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / В. Андреева, В. Куклев, А. Ровнер. - М.: Астрель, 2006. - 624 с.

2. Аксенов, Г. П. Эволюция художественно-образной выразительности в графическом дизайне в процессе развития полиграфических средств: автореф. дис. ... канд. иск-ия. - М.: ВНИИТЭ, 2008. - 24 с.

3. Алдер, Г. НЛП-графика: мышление в рисунках и образах: пособие / Г. Ал-дер; пер. с англ. А. Максимова. - СПб: Питер, 2003. - 192 с.

4. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / сокр. пер. с англ. В. Н. Самохина; общ. ред. и вст. ст. В. П. Шестакова. - М.: Прогресс, 1974. -392 с.

5. Артюхин, В. В. Статистическая графика и инфографика: области применения, актуальные проблемы и критерии оценки: ст. // Прикладная информатика. - 2012. - № 6.

6. Атабеков, Н. А. Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги / H.A. Атабеков. - М.: Книга, 1974. - 284 с.

7. Ауербах, Ф. Графические изображения / Ф. Ауэрбах; пер. со 2-го нем. изд. В. А. Крогиуса. - 2-е изд. - М.-Л.: Госиздат, 1928. - 117 с.

8. Безручко, О. С. Реминисценция и язык постмодернизма: ст. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Серия: Обществ, и гуманит. науки. - 2011. - № 127.-С. 195-199.

9. Березин, А. Д. Возродим изобразительную статистику! // Вестник статистики. - 1988. -№ 9.

10. Бергер, К. М. Путеводные знаки. Дизайн графических систем навигации / пер. С. Гилим. - М.: РИП-Холдинг, 2005. - 176 с.

11. Берлянт, А. М. Образ пространства: карта и информация. - М.: Мысль, 1986.-240 с.

12. Берлянт, А. М. Геоиконика / А. М. Берлянт. - М.: Астрея, 1996. - 206 с.

13. Бородаев, Д. В. Веб-сайт как объект графического дизайна: моногр. / Д. В. Бородаев. - X.: СептимаЛТД, 2006. - 288 с.

14. Боумен, У. Графическое представление информации / У. Боумен; пер. с англ. А. М. Пашутина; ред. В. Ф. Венда. -М.: Мир, 1971. -225 с.

15. Брингхест, Р. Основы стиля в типографике / пер. А. Шмелева. - М.: Д. Аронов, 2013.-480 с.

16. Бхаскаран, Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре / Лакшми Бхаскаран; пер. с англ. И. Д. Голыбиной. -М.: Арт-родник, 2005. - 261 с.

17. БСЭ: Большая советская энциклопедия: в 30 т. - Изд. 3-е. / гл. ред. А. М. Прохоров. -М.: Сов. энц.,1978.

18. Веркман, Д. К. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие / Д.К. Веркман. - М.: Прогресс, 1986. - 520 с.

19. Ветров, Ю. Визуализация данных: классификация: статья // experiment.ru.

20. Венда, В. Ф. Средства отображения информации: эргономические исследования и художественное конструирование: моногр. - М.: Энергия, 1969.-304 с.

21. Вудсон, У. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов / У. Вудсон, Д. Коновер; пер. с англ. А. Пашу-тин.-М.: Мир, 1968.- 518 с.

22. Геоинформатика: Толковый словарь основных терминов / ред. А. М. Берлянт, А. В. Кошкарев. - М.: ГИС-Ассоциация, 1999. - 204 с.

23. Герчук, Ю. А. История графики и искусство книги: уч. пос. / Ю. А. Гер-чук. - М.: Аспект-пресс, 2000. - 320 с.

24. Гордон, Ю. Книга про буквы от Аа до Яя. - М.: Изд-во А. Лебедева, 2013.-594 с.

25. Горчаков, М. Всё-таки, что же такое инфографика? // infographer.ru- Шр:// infographer.ru/vsyo-taki-chto-zhe-takoe-infografika/

26. Данилец, А. В. Инфографика в современной коммуникации // Коммуникативные системы в политике и бизнесе: сб. - СПб: СПбУЭФ, 2009.

27. Девишвили, Д. В. Интернациональный стиль и современный графический дизайн: дис. ... канд. иск-ия. -М., 2003. - 178 с.

28. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, A.B. Ефремов и др.; общ. ред. Г. Б. Миневрин, В. Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.

29. Дюрер, А. Трактаты (15-16 вв.) / пер. Ц. Несселыитраус. - М.: Изд-во А. Лебедева, 2011.-268 с.

30. Желязны, Дж. Говори на языке диаграмм: пос. по визуальным коммуникациям для руководителей / Дж. Желязны; пер. с англ. А. Мучник, Ю. Кор-нилович. - М.: Ин-т комплексных стратегических иссл-ний, 2004. - 304 с.

31. Жердев, Е. В. Метафора в дизайне: теория и практика: автореф. дис. ... докт. иск-ия. - М., 2002. - 56 е.; дис. - 254 с.

32. Замятин, Д. Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов / Д. Н. Замятин. - СПб: Алетейя, 2003. - 336 с.

33. Иваницкий, И. П. Изобразительная статистика и венский метод / И. П. Иваницкий. - М.-Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1932. - 43 с.

34. Инфографика: журнал. - СПб, 2011-2014. - № 00-19.

35. Иттен, И. Искусство формы / И. Иттен. - М.: Миронов, 2001. - 96 с.

36. Королькова А. Живая типографика. - М.: IndexMarket, 2008; 3-е изд., испр. -М., 2011.-224 с.

37. Костин, В. И. Язык изобразительного искусства / В. И. Костин, В. А. Юматов. -М.: Знание, 1978. - 112 с.

38. Кричевский, В. Г. Изостатистика и "Изостат": ст. // Проект «Россия». -1996.-№ 1.-С. 63-67.

39. Кричевский, В. Типографика в терминах и образах / В. Кричевский. - Тула, 2010.-302 с.

40. Лаврентьев, А. Н. Лаборатория конструктивизма. Опыты графического моделирования / А.Н. Лаврентьев. - М.: Грант, 2000. - 256 с.

41. Лайкин, В. И. Геоинформатика: уч. пос. / В. И. Лайкин, Г. А. Упоров. - К.-на-Амуре: АмГПГУ, 2010.- 162 с.

42. Лаптев, В. В. Советская информационная графика 1930-х годов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15: Искусствоведение. -2013. -№ 1.-С. 224-232.

43. Лаптев, В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику / В. В. Лаптев. - СПб: Эйдос, 2012.- 180 с.

44. Лаптев, В. В. Формирование визуального языка инфографики // Дизайн. Материалы. Технология. - 2012. - № 4. - С. 21-24.

45. Ларот, Т. Инфографика: вместо тысячи слов // Журналист. — 2013. — № 5. — С. 37-39.

46. Леонардо да Винчи. Избранные произведения / ред., перевод, ст. и комментарии В. П. Зубарева. - М.: АН СССР, 1955; Избр. произв. в 2- х т. - М.: Изд-во А.Лебедева, 2010.

47. Лесняк, В. И. Графический дизайн: основы профессии: пособие / В. И. Лесняк. - М.: Индекс-Маркет, 2011. - 416 с.

48. Лурье, И. К. Основы геоинформационного картографирования: уч. пос. / И.К. Лурье. - М.: Моск. ун-т, 2000. - 143 с.

49. ЛЭС: Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Сов. энц. 1990. - 685 с.

50. Лютый, А. А. Язык карты: сущность, системы, функции / А. А. Лютый. — М.: ИГ АН СССР, 1988. - 292 с.

51. Мамчур, Е. А. Принцип простоты и меры сложности / Е. А Мамчур, Н. Ф. Овчинников, А. И. Уёмов. - М.: Наука, 1989. - 304 с.

52. Маккэндлесс, Д. Инфографика. Самые интересные данные в графическом представлении. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 264 с.

53. Мантатов, В. В. Образ, знак, условность: моногр. / В. В. Мантатов. - М.: Высшая школа, 1980. - 158 с.

54. Маяковский, В. В. Окна РОСТА: агитационные плакаты / В. Маяковский. -М., 1920-1921.

55. Мильчин, А. Э. Издательский словарь-справочник / А. Э. Мильчин. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: 2006.

56. Михайлова, А. А. Художественный образ как динамическая целостность // Советское искусствознание' 76: сб. ст. - Вып. 1. - М.: Сов. художник, 1976.-С. 222-257.

57. Моль, А. А. Социодинамика культуры / А. Моль; пер. с франц.; предисловие, вступительная статья, ред. Б. В. Бирюкова. - М.: ЛКИ, 2008. - 416 с.

58. Москва реконструируется: Альбом диаграмм, топосхем и фотографий по реконструкции гор. Москвы / ред. В. М. Горфункель. - М.: 1938.

59. Некляев, С. Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики // Вестник Моск. университета, Серия 10: Журналистика. - 2010. - № 4. -С. 53-66.

60. Нелидин, Н. Графический конспект / Н. Нелидин. - М.-Л., 1932.

61. Ньюарк, К. Что такое графический дизайн? / К. Ньюарк; пер. И. Павлова. — М.: Астрель, 2005. - 256 с.

62. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И., Ожегов, Н. Ю Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

63. Основные стандарты по издательскому делу / сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. - 2-е изд. - М.: Университетская книга, 2010. - 368 с.

64. Основные термины дизайна: краткий словарь-справочник / сост. Г. Л. Де-мосфенова; отв. ред. Л. А Кузьмичев. - Минск: ВНИИТЭ, 1989. - 88 с.

65. Остриков, С. В. Информационная графика и дизайн: англо-русский иллюстрированный словарь-справочник: уч. пос. / С. В. Остриков. - М.: МГХ-ПА им. С. Г. Строганова, 2012. - 98 с.

66. Остриков, С. В. Теоретические основы и принципы инфографического дизайна: моногр. - М.: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2014. - 208 с.

67. Остриков, С. В. Информационная графика и дизайн: проблемы терминологии: ст. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА им. С. Г. Строганова. - 2013. - Вып. 1. - С. 131-137.

68. Остриков, С. В. Гибридизация как один из ведущих творческих методов создания дизайнерской инфографики: ст. // Вестник Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. - 2013. - № 5. - С. 30-34.

69. Остриков, С. В. Сущность метода переосмысления базовой формы в проектировании дизайнерской инфографики: ст. // Вестник Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. - 2013. - № 6. - С. 38-44.

70. Остриков, С. В. От стандартизированной инфографики к дизайнерской: опыт многоаспектного классификационного описания: ст. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА им. С. Г. Строганова. - 2013. - Вып. 4. - С. 319-327.

71. Остриков, С. В. Стилизация как творческий метод проектирования дизайнерской информационной графики: ст. // Вестник Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. - Дек. 2013. - № 6. - С. 45-49.

72. Остриков, С. В. Гибридизация как метод проектирования дизайнерской инфографики: ст. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА им. С.Г. Строганова. - 2014. -Вып. 2. - С. 225-234.

73. Петров, В. М. Количественные методы в искусствознании: уч. пос. для высш шк. - М.: Акад. Проект, 2004. - 429 с.

74. Пипенко, М. Феномен молодежных виртуальных фановских практик: статья // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. IX. - 2006. — № 1.-С. 139-141.

75. Победин, В. А. Знаки в графическом дизайне / В. А. Победин. - Харьков: Ранок, 2001.-96 с.

76. Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Кн. 2: М-Я / гл. ред. В. М. Полевой. -М.: Сов. энц-дия, 1986. - С. 263-265.

77. Пособие по журналистике данных 1.0. / ред. Jonathan Gray, Liliana Bounegru, Lucy Chambers; пер. РИА-Новости. - 2013; - режим доступа http: //ria.ru /files/book/_site.

78. Плотинский, Ю. M. Визуализация информации / Ю. М. Плотинский. - М.: МГУ, 1944.-64 с.

79. Пронина, А. Ю. Фотографика. История термина, его значение и местоположение в системе искусств: статья // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПА им. С.Г. Строганова. -

2012.-№4.

80. Райт Э. Классовая структура американского общества / Райт Э., Костелло С., Хейчен Д., Спрэйг Д. // Социологические исследования. - 1984. - № 1.

81. Раскин, Дж. Интерфейс. Новые направления в проектировании компьютерных систем / пер. Ю. Асотов. - М.: Символ-Плюс, 2007. - 272 с.

82. Роберте, JI. Дизайнер и сетка / JI. Роберте, Дж. Трифт; пер. с англ. - М.: РИП-холдинг, 2005. - 160 с.

83. Родоман, Б. Б. География, районирование, картоиды: сб. тр. - Смоленск: Ойкумена, 2007. - 368 с.

84. Розенсон, И. А. Основы теории дизайна: учеб. для вузов / И. А Розенсон. -СПб: Питер, 2006. - 224 с.

85. Роуди, М. Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу / М. Роуди; пер. К. Наумов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.-224 с.

86. Русский графический дизайн [1880-1917] / текст Е. Черневич; сост. М. Аникст, М. Бабурина. - М., 1997. - 158 с.

87. Рэнд, П. Дизайн. Форма и хаос / пер. И. Фронов. - М.: Изд-во А. Лебедева,

2013.-244 с.

88. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении. - М.: МГУ, 1988. - 288 с.

89. Сельцер, P.M. Визуальная грамотность // Российская педагогическая энциклопедия: Т. 1 / гл. ред. В. В. Давыдов. - М., 1993. - С. 143-144.

90. Серов, С. И. Стиль в графическом дизайне. 60-80-е годы / С. И. Серов. -М.: ВНИИТЭ, 1991. - 117 с.

91. Смикиклас, М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображения / М. Смикиклас; пер. А. Литвинов. - СПб: Питер, 2013. - 152 с.

92. Справочник по картографии / Берлянт А. М., Гедымин А. В., Кельнер Ю. Г. и др.; / ред. Е. И. Халтурин. - М.: Недра, 1988. - 397 с.

93. Стефанов, С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника / С. И. Стефанов. - М.: Гелла-Принт, 2004. - 320 с.

94. Техническая эстетика и дизайн: словарь / М. М. Калиничева, М. В. Реше-това. - М.: Академ, проект; Культура, 2012.-356 с.

95. Тоузлен, М. Инфографика. Мир, каким вы никогда не видели его прежде / М. Тоузлен, С. Тоузлен. - М.: Манн, Иванов и Фербер. - 208 с.

96. Упоров, Г. А.Эргономика и полиморфизм географических моделей // География и природные ресурсы. - 2006. - № 3. - С. 25-29.

97. Устин, В. Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: пос. / В. Б. Устин. 2-е изд. - М.: ACT; Астрель, 2006. - 239 с.

98. Уэншек, С. 100 главных принципов презентации / С. Уэншек. - СПб: Питер, 2012.-288 с.

99. Уайт, Я. Редактируем дизайном / пер. Е. Фотьянова. - М.: ШКИМБ, 2011. -248 с.

100. Феличи, Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн / Дж. Феличи; пер. с англ. и коммент. С.И. Пономаренко. - СПб: БВХ-Петербург, 2004. - 496 с.

101. Фирсанов, М. Россия в цифрах: 2012-2013 / М. Фирсанов, О. Гамбарян. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.- 152 с.

102. Харрис, П. Основы графического дизайна / П. Харрис; пер. с англ. - М.: РИП-Холдинг, 2003.

103. Художественное проектирование: уч. пос. для пед. ин-тов по спец. 2109 «Черчение, рисование и труд» /Б.В. Нешумов, Е.Д. Щедрин, Г.Б. Минервин и др. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

104. Черневич, Е. В. Язык графического дизайна: монография / Е. В. Черне-вич. - М.: ВНИИТЭ, 1975. - 138 с.

105. Черневич, Е. В. Графический дизайн в России / К. Элам; Е. В. Черневич. -М.: Слово, 2008. - 124 с.

106. Чихольд, Я. Новая типографика / Я. Чихольд; пер. с нем. JI. Якубсон. - М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2011. - 248 с.

107. Шон, Аллен. Краткая история инфографики: ранний период (18-19 вв.); «темные» века (20 в.) и новейшая история (21 в.) // URL: http: hotdesignfor.us/news/2010/08/11 /kratkaya-istoriya-infografiki-temnye-veka-i-novejshaya-istoriya (30.07.2014).

108. Элам, К. Геометрия дизайна. Пропорции и композиция. - СПб: Питер, 2011.- 112с.

109. Элам, К. Графический дизайн. Принцип сетки / К. Элам; пер. А. Литвинов. - СПб: Питер, 2014. - 120 с.

110. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. - СПб: Брокгауз (Лейпциг), Ефрон (СПб), 1890-1907.

111. Эрреа, X. Инфографика: что такое и с чем её едят? http:// kak.ru/columns/masterclass/а1044.

112. Яу, Н. Искусство визуализации в бизнесе. Как представить сложную информацию простыми образами / Нейтан Яу; пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 352 с.

113. Abdullah, R. Pictograms, Icons and Signs. A Guide to Information Graphics / R. Abdullah. - London: Thames & Hudson, 2006. - 244 p.

114. Arkin, H. Graphs: How to Make and Use Them / R. Raymond, H. Arkin. -NYC: Harper & Brothers, 1936. - 224 p.

115. Baer, K. Information Design Workbook: Graphic Approaches, Solutions, And Inspiration + 30 case studies / K. Baer. - Beverly: Rockport Publishers, 2008. -240 p.

116. Baker, S. Visual Persuasion: The Effect of Pictures on The Subconscious / S. Baker. - McGraw-Hill Education, 1961.-260 p.

117. Bertillon, J. Cours elementaire de statistique administrative / J. Bertillon. -Paris: Société deftditions Scientifiques, 1895. — 548 p.

118. Beniger, J. Quantitative Graphics in Statistics: A Brief History // American Statistician.- 1978.-№ 1.-pp. 1-11.

119. Bertin, I. Semiologie Graphique /1. Bertin. - Paris: Monton, 1967. - 456 p.

120. Bertin, I. Semiology of Graphics: Diagrams, Networks, and Maps / Jacques Bertin. - 1967; Madison: University of Wisconsin Press, 1983; Redlans: Esri Press, 2011.-438 p.

121. Bliss, E. Semantography / E. Bliss. - Australia: Semantography Publications, 1965.-882 p.

122. Brinton, W.G. Graphic methods for Presenting Facts / W.G. Brinton. - New York: Ms Graw-Hill Book Co, 1914.-371 p.

123. Brinton, W. G. Graphic Presentation / W.G. Brinton. - New York: Brinton associates, 1939. - 511 p.

124. Bowman, W. J. Graphic Communication / W.J. Bowman. - New York: John Wiley, 1968.-210 p.

125. Easterby, R. Information Design: The Design and Evaluation of Signs and Printed Material / R. Easterby, H. Zwaga. - Chichester: John Wiley & Sons Ltd, 1984.-588 p.

126. Cleveland, W.S. The Elements of Graphing Data / W.S. Cleveland. - Pacific Grove, Calif.: Wadsworth and Brooks / Cole, 1985. - 297 p.

127. Data Flow: Visualising Information in Graphic Design / R. Klanten, N. Bourquin, T. Tissot, S. Ehmann. - 4th printing, Berlin: Gestalten, 2010. -256 p.

128. Drew, J. Colour Management. A Comprehensive Guide for Graphic Designers / J. Drew, S. Meyer. - Switzerland: RotoVision SA, 2005. - 224 p.

129. Dijk, V. D. Information Architecture for Designers / V.D. Dijk. - NY: Rotovision, 2003. - 160 p.

130. Fleming, M. Instructional Message Design, 2d ed. / M. Fleming, W.H. Levie. -Englewood Cliffs, N. J.: Educational Technology Publications, 1993. - 340 p.

131. Funkhouser, H. G. Historical Development of the Graphical Representation of Statistical Data / H. Funkhouser. - G. Osiris, 1937-1938. - 404 p.

132. Gibson, D. The Wayfinding Handbook: Information Design for Public Places / D. Gibson. - NY: Princeton Architectural Press, 2009. - 152 p.

133. Guagin, J. Designing Diagrams: Making Information Accessible through Design / J. Guagin. - 2001. - 192 p.

134. Harris, R. L. Information Graphics: A Comprehensive Illustrated Reference / R.L. Harris. - Oxford University Press, 2000. - 448 p.

135. Holmes, N. Pictorial Maps / N. Holmes. - New York: Watson-Guptill, 1991.

136. Holmes, N. The Best in Diagrammatic Graphics / N. Holmes. - Mies, Switzerland: Rotovision, 1993. - 224 p.

137. Holmes, N. Designer's Guide to Creating Charts and Diagrams / N. Holmes. -New York: Watson-Guptill, 1984. - 192 p.

138. Informotion: Animated Infographies / T. Finke, S. Manger. - Gestalten Verlag, 2012.-208 p.

139. Jacobson, R. E. Information Design / R.E. Jacobson. - London: MIT Press, 1999.-356 p.

140. Karsten, К. Charts and Graphs / К. Karsten. - NYC: Prentice Hall, 1923.

141. Kinross, R. On The Influence of Isotype // Information Design Journal. -1981.-№ 2.-p. 122-130.

142. Klee, P. Pedagogical Sketchbook / translation Moholy-Nagy, S. / P. Klee. - NY: Praeger Publishers, 1960. - 60 p.

143. Kosara, R. The Difference Between Infographies and Visualization. - режим доступа: Eagereyes.org. - 2010.

144. Kosslyn, S. Elements of Graph Design - NY: W.H. Freeman, 1994. - 309 p.

145. Krygier, J. Making Maps: A Visual Guide to Map Design for GIS / John Krygier, Denis Wood. 2005. - 256 p.

146. Krum, R. Cool Infographies: Effective Communication with Data Visualization and Design / R. Krum. - NY: Wiley, 2013. - 368 p.

147. Lankow, J. Infographics: The Power of Visual Storytelling / J. Lankow. - NY: Wiley, 2012.-263 p.

148. Lewi, P. G. Speaking of Graphics. An Essay on Graphicacy in Science / Paul J. Lewi - Turnhout, 2006. - 240 p.

149. Lipton, R. The practical guide to information design / R. Lipton. - Hoboken, USA: John Wiley & Sons, 2007. - 304 p.

150. Meyer, E. K. Designing Infographics / E.K. Mayer. - Hayden books, 1997. -324 p.

151. McCloud, S. Understanding Comics: The Invisible Art Paperback / S. McCloud. - William Morrow Paperbacks, 1994. - 224 p.

152. McLendon, C. Signage: Graphic Communications in The Built World / C. McLendon. - NY: McGraw-Hill, 1982. - 146 p.

153. Mendez, S. lxl: Pixel-Based Illustration & Design / S. Mendez. - NY: Mark Batty Publisher, 2004. - 320 p.

154. Mijksenaar, P. Visual Function: An Introduction to Information Design / P. Mijksenaar. - Princeton: Princeton Architectural Press, 1997. - 56 p.

155. Mulhall, M. G. Dictionary of Statistics / M.G. Mulhall. - London: George Routledge and Sons, 1884. - 504 p.

156. Morrogh, E. Information Architecture / E. Morrogh. - NJ: Prentice Hall, 2002. 194 p.

157. Neurath, O. International Picture Language, The First Rules of Isotype / O. Neurath. - London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co, 1936. - 117 p.

158. Neurath, O. Modern Man in The Making / O. Neurath. - London: Seeker & Warburg, 1939.- 159 p.

159. Neurath, O. From Hieroglyphics to Isotype: A Visual Autobiography / O. Neurath. - London: Hyphen Press, 2010. - 224 p.

160. Nightingale, F. Notes on Matters Affecting the Health, Efficiency and Hospital Administration of The British Army. - London, 1858. - 134 p.

161. Passini, R. Wayfinding in Architecture / R. Passini. - NY: Van Nostrand Reinhold, 1984.-228 p.

162. Patterson, R. Information Design: an Introduction / R. Patterson. - Philadelphia: John Benjamin B. V., 2002.

163. Playfair, W. The Commercial And Political Atlas / W. Playfair. - London: Debrett, Robinson and Sewell, 1786; republished by Cambridge University Press, 2005.- 195 p.

164. Playfair, W. Lineal Arithmetics Applied to Show The Progress of England During The Present Century. - London, 1798.

165. Playfair, W. The Statistical Breviary, Showing, on a Principle Entirely New, the Sources of every State and Kingdom in Europe; Illustrating with stained Copper-Plate Charts, representing the physical powers of each distinct Nation with Ease and Perspicuity / W. Playfair. - London, 1801.

166. Rendgen, S. Information Graphics / S. Rendgen. - Berlin: Taschen, 2012-480 p.

167. Roberts, D. Designing Visual Language: Strategies for professional communicators / D. Roberts, C. Roberts, K. Roberts. - Allyn & Bacon, 1998. -400 p.

168. Rosenfeld, L. Information Architecture for the World Wide Web / L. Rosenfeld, P. Morville. - CA: O'Reilly & Associates, 1998. - 528 p.

169. Sheiderman, B. Treemaps for space-constrained visualization of hierarchies / B. Sheiderman. - Maryland: The University of Maryland. http://www.cs.umd.edu /hcil/ treemap-history.

170. Sibbet, D. Fundamentals of Graphic Language: Practice Book / D. Sibbet. - San Francisco: Graphic Guides, 1980. - 142 p.

171. Sibbet, D. I See What You mean! / D. Sibbet. - San Francisco: Sibbet & Associates, 1981. - 168 p.

172. Smitshuijzen, E. Signage Design Manual / E. Smitshuijzen. - Zurich: Lars Muller Publishers, 2007. - 455 p.

173. Spencer, D.A. Practical Guide to Information Architecture / D. Spencer. -Penarth, UK: Five Simple Steps, 2010. - 310 p.

174. Stiff, P. Some documents for a history of information design // Information Design Journal. - 2005. - №13 (3) - p. 216-228.

175. Suda, B .A. Practical Guide to Designing with Data / B. A. Suda. - Penarth, UK: Five Simple Steps, 2010. - 225 p.

176. Sutnar, L. Visual design in action. - New-York: Hasting House, 1961.

177. Tufte, E. R. Beautiful Evidence / E.R. Tufte. - Cheshire: Graphics Press, 2006.-214 p.

178. Tufte, E. R. Envisioning Information / E. R. Tufte. - Cheshire: Graphics Press, 1990,- 128 p.

179. Tufte, E. R. The visual display of quantitative information: Second Edition / E.R. Tufte. 2-nd ed. - Cheshire: Graphics Press, 2001. - 198 p.; 2007. - 199 p.

180. Tufte E. R. Visual Explanations. Images and Quantities, Evidence and Narrative / E.R. Tufte. - Cheshire: Graphics Press, 1997. - 158 p.

181. Tukey, J.W. Exploratory Data Analysis, Reading / J. Tukey. - MA: Addison-Wesley, 1977.-688 p.

182. Uebele, A. Signage Systems and Information Graphics: A Professional Sourcebook / A. Uebele. - London: Thames & Hudson, 2010. - 336 p.

183. Ware, C. Information Visualisation. Perception For Design. Second Edition / C. Ware. - San-Francisco: Morgan Kaufmann Publishers, 2004. - 536 p.

184. Walker, H. Studies in the History of Statistical Method / H.Walker. - Baltimore: Williams & Wilkins Co., 1929. - 229 p.

185. Wildbur, R. Information Graphics / R. Wildbur. - New York: Van Nostrand Reinhold, 1989.- 144 p.

186. Will, E. Comics & Sequential Art / E. Will. - Eclipse, 1985. - 164 p.

187. Williams, R. The non-designer's design book: Design and typographic principles for the visual novice / R. Williams. Berkeley, USA: Peachpit Press, 2008.-216 p.

Wurman, R. Information Anxiety / R. Wurman. - NY: Doubleday, 1989. -356 p.

188. Wurman, R. Follow the Yellow Brick Road: Learning to Give, Take and Use Instructions / R. Wurman. - NY: Bantam, 1992. - 387 p.

189. Wurman, R. Information Architects / R. Wurman. - NY: Watson-Guptill, 1997.-235 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.