Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Антропова, Валерия Владимировна
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Антропова, Валерия Владимировна
ВВЕДЕНИЕ
ГлаваГ.Теоретические основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста
1.1. Концептуальные подходы к формированию творчества
1.2. Особенности развития творчества детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
1.3. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста (на примере работы с природным материалом)
Выводы по первой главе
ГлаваП.Опытно-экспериментальное исследование, направленное на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельностив условиях дополнительного образования
2.1. Общая характеристика опытно-экспериментального
исследования
2.2. Педагогическое обеспечение проектной деятельности в процессе развития творчества детей старшего дошкольного возраста при работе с
природным материалом
2.3. Динамика формирования проектной деятельности как средства развития творчества при работе с природным материалом (анализ
результатов исследования)
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества2009 год, кандидат педагогических наук Люблинская, Ольга Евгеньевна
Педагогические условия формирования культуры творческого мышления старших дошкольников2011 год, кандидат педагогических наук Николаева, Ольга Федоровна
Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии2013 год, кандидат педагогических наук Чурашов, Андрей Геннадьевич
Педагогические условия развития креативности старших дошкольников2000 год, кандидат педагогических наук Прохорова, Людмила Николаевна
Формирование опыта трудовой деятельности старших дошкольников в процессе обучения элементам проектной деятельности2004 год, кандидат педагогических наук Костикова, Дина Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования как средство развития творчества»
Введение.
Актуальность исследования. «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства...», такими словами начинается текст Президентской инициативы «Наша новая школа» [184].
Ребенок-дошкольник активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию, в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности и совершаются первые самостоятельные исследования и открытия.
Анализ состояния практики в области художественного воспитания показал перспективность использования проектов как способа совместной деятельности детей и метода, построенного на основе их интересов, осуществляемого при активном посильном участии дошкольников. Проектная деятельность, сама по себе являясь действенным средством развития умственных способностей ребенка, способна также развивать творческую личность, что соответствует современным запросам общества.
Новый «виток» применения данного метода начался с 90-х годов XX векапреимущественно в учебном процессешколы и в то время не получил должного теоретического обоснования. Вместе с тем стало очевидно, что данный метод обладает особым образовательным и воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению уровня развития творческой активности у детей дошкольного возраста, развитию у них необходимых умений и навыков для самостоятельного творческого мышления(А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса, А.И. Савенков и др.). Это имеет
особую актуальность для художественно-эстетического воспитания ребенка,
3
так как именно в этот период происходит развитие способностей к планированию и выполнению действий во внутреннем плане, рефлексии, отмечается переход к частичному осознанию собственных психических процессов.
Изучение литературных источников показывает, что проблема развития творчества у детей дошкольного возраста исследовалась в различных аспектах. Теоретическому обоснованию исследуемой проблемы способствовало изучение философской и психолого-педагогической литературы, в частности, работГ. Кершенштейнера, Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци и др.
Фундаментальные аспекты воспитания личности содержатся в трудах J1.C. Выготского, C.JT. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева и др
Проблема формирования творчества детей дошкольного возраста в различных видах деятельности рассматривалась педагогами: в игровой (В.В.Вороновой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я.Михайленко и др.), музыкальной (Н.А.Ветлугиной, М.Б.Зацепиной, Н.А.Метловым, О.П.Радыновой, и др.), изобразительной (Е.И.Игнатьевым, Т.Г.Казаковой,
Т.С.Комаровой,Н.П.Сакулиной,Е.А.Флериной, P.M. Чумичевой,Т.Я. Шпикаловойи др),литературной (Н.С.Карпинской, Л.А.Пеньевской, О.С.Ушаковой и др.), двигательной (А.В.Кенеман, Э.Я.Степаненковой и др), в процессе ознакомления с предметным миром (О.В.Дыбиной, C.B. Кожохарь и др). Проблема эстетического воспитания (A.B. Антонова), художественное образование студентов (Н.М. Сокольникова, Л.А. Рапацкая).
Изучению и разработке методологии обучения исследовательской деятельности посвящены труды С.М.Бондаренко, Н.Е.Вераксы, А.Н Вераксы,Т.А. Егоровой, Э. Дьюи, A.B. Запорожца, У. Килпатрика, В.М. Кларина, С.Л.Новоселовой, А.Н.Поддъякова, В.С.Ротенберга, А.И. Савенкова, Э. Торндайкаи др. Изучение аспектов совместной деятельности детей дошкольного возраста рассматривалось в трудах: Г.М. Андреевой, A.A.
Бодалева, Т.С. Комаровой, А.А.Леонтьева, A.B. Петровского, А.И. Савенкова, E.H. Шиянова и др.
В настоящем исследовании мы рассматривали в качестве главной из составляющей проекта конструирование из природного материала. Эффективность данного вида продуктивной деятельности как средства воспитания, развития рассматривается в трудах И.Я. Базик, E.H. Водовозовой, Э.И. Залкинд,В.Г.Нечаевой, Т.С. Комаровой, З.В. Лиштван, Л.А. Парамоновой,Е.В. Савушкиной, Н.П. Сакулиной, Ф. Фребеля и др.
Анализ изученной литературы показывает, что названные выше труды внесли вклад в разработку проблемы развития творчества детей дошкольного возраста. Однако в настоящее время проблема и педагогические условия развития творчества детей средствами проектной деятельности разработаны недостаточно.
Таким образом, становятся очевидны актуальные противоречия:
• между реальным положением в сфере дополнительного дошкольного образования и потребностью общества в эффективных формах и методах развития творчества;
• между потребностью субъектов образовательного процесса в действенных формах, методах, средствах развития творчества через проектную деятельность, способных изменить сложившуюся ситуацию, и неразработанностьюэффективной содержательной стороны;
• между теорией и методикой организации работы с природным материалом в условиях дошкольного образования, заключающиеся в недостаточной разработанности технологий применения существующих методик.
Научные исследования в области проектной деятельности в основном посвящены изучению детей школьного возраста, а также обучающихся ВУЗов. Данные возрастные категории имеют свои особенности, что не позволяет применять существующие научные изыскания к детям дошкольного возраста.
Из перечисленных трудностей вытекает направленность на проблему исследования - поиск способов и методов развития творчества средствами проектной деятельностина природном материале в условиях дополнительного образования.
Цель исследования - теоретическо-методологическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих процесс развития творчества, практическая разработка системы занятий проектной деятельностью для детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования, и проверка ее в ходе экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс развития творчества детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Предмет исследования: разработка педагогическихусловий, обеспечивающих успешное осуществление проектной деятельности старших дошкольников в системе дополнительного образования как средства развития творчества.
Гипотеза исследования:развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности будет успешным при следующих педагогических условиях:
1. Создание образовательной среды, в которой проектная деятельность выступает как способ организации поэтапной практической деятельности, при учете возможностей и индивидуальных особенностей ребенка при активном содействии родителей и педагогов.
2. Обеспечение условий для выполнения проектов - наличие разнообразных материалов и оборудования в свободном для ребенка доступе, многообразие и вариативность деятельности детей как на занятиях, так и вне их, интерес как главенствующий мотив деятельности.
3. Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста с использованием природного материала рассматривается как создание и реализация различных видов добровольно выбираемых проектов
(исследовательских, практических, познавательных, творческих, игровых и ДР-)
4. Использование следующих методов и приемов обучения:
а) усвоение и соблюдение цепочки последовательных действий;
б) обеспечение стимулирования самодеятельности детей и реализации ими активной созидательной позиции во взаимодействии с окружающей средой;
в) выражение воспитательной позиции педагога по сопровождению творчески ориентированной проектной деятельности детей;
5. Выполнение проектов в совокупности представляется для обучающихся как целостная, интеллектуальная, эмоциональная, творческая, коммуникативная деятельность.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать и охарактеризовать понятия «творчество» и «проектная деятельность» в работах философов, психологов и педагогов;
2. определить психолого-педагогические условия использования проектной деятельности для развития творчества детей старшего дошкольного возраста с использованием природного материала;
3. разработать критерии и показатели оценки осуществления творчества в проектной деятельности;
4. разработать систему занятий проектной деятельностью, стимулирующую развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, и обеспечить ее проверку и внедрение в учебно-воспитательный процесс экспериментальных площадок;
5. сформулировать научно-методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию метода проектов как средства развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются:
7
- труды по проблеме исследовательской активности (С.М.Бондаренко, Т.А. Егорова, А.В.Запорожец, В.М.Кларин, С.Л. Новоселова, А.Н.Поддъяков, В.С.Ротенберг, А.И. Савенков, Э. Торндайк. и др.);
- психолого-педагогические концепции педагогики творческого развития ребенка (П.П. Блонский, JI.C. Выготский, М.Б. Зацепина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Я.А. Коменский, JT.A. Парамонова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.);
- исследования педагогов и психологов в области эстетического воспитания и обучения детей и особенностях формирования творчества в продуктивных видах деятельности (Л.Г.Арчажниковой, З.В.Богатеевой, Н.А.Ветлугиной, Е.Б.Горунович, И.Л.Гусаровой, А.Н.Давидчук, Т.Н. Дороновой, Т.С.Комаровой, Н.М.Конышевой, В.С.Кузина, З.М.Лиштван и
др-);
- исследования проблем философии творчества (А.И. Ильин, H.A. Бердяев,Ю.Т. Лисица и др.);
- совместная деятельность детей в процессе обучения и воспитания (Г.М. Андреева, A.A. Бодалев, A.A. Леонтьев, A.B. Петровский, E.H. Шиянов и
др-);
- исследования по проблемам профессиональной подготовки студентов (А.В.Антоновой, В.В.Бабаевой, Р.Г.Казаковой, В.Б.Косминской, Л.В.Поздняк, O.A. Соломенниковой и др.).
Методы исследования - теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение практики по использованию метода проектов; опытно-экспериментальная работа по внедрению проектной деятельности в систему обучения и воспитания детей дошкольного возраста; наблюдение за развитием познавательной и творческой деятельности старших дошкольников в процессе проектирования, сравнение и анализ результатов работ обучающихся; опрос, беседа со старшими дошкольниками, беседа с
родителями, анкетирование и опрос педагогов, качественный и количественный анализ результатов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнено понятие «творчество» в проектной деятельности, связанное со спецификой развития детей, определяемое новообразованиями старшего дошкольного возраста и особенностями познавательной деятельности;
- определены педагогические условия, способствующие развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности - усвоение и соблюдение цепочки последовательных действий по выполнению проекта; стимулирование самостоятельности детей, их активной созидательной позиции; готовность педагога и родителей к сопровождению творческой проектной деятельности;
- обоснована проектная деятельность, рассматриваемая как условие развития творчества детей, и сочетающая в себе виды интеллектуальной, эмоциональной, практической, коммуникативной деятельности, способствующая самостоятельному осуществлению творческого процесса посредством конструирования из природного материала;
- создана система работы, в которую включены выбираемые детьми добровольно проектные задания, ориентированные на индивидуальные особенности, возможности и интересы дошкольников; определены технологии их выполнения с учетом изменения активности детей от репродуктивного уровня конструирования к эмпирическому, и далее к креативному.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен известный вклад в теорию осуществления проектной деятельности детей дошкольного возраста:
- обоснована проблема развития творчества средствами проектной деятельности, при условии активизации исследовательской активности детей дошкольного возраста;
- рассмотрены возможности и значимость проектной деятельности при развитии активной созидательной деятельности ребенка в процессе работы над проектами при использовании природного материала;
- теоретически обоснованы рациональные педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях проектной деятельностью.
Практическая значимость заключается в том, что разработана, научно-обоснована и внедрена целостная система занятий с детьми по развитию творчества с использованием проектной деятельности для системы дополнительного образования, а также сформулированы научно-методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию метода проектов как средства развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
Достоверность и обоснованностьрезультатов исследования подтверждается методологической и теоретической основой; совокупностью разнообразных методов, использованных в соответствие с объектом, предметом, целыо и задачами; опытно-экспериментальной апробацией разработанных положений; количественным и качественным анализом полученных результатов, их воспроизводимостью и репрезентативностью; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность использования проектной деятельности как средства развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Проектная деятельность связана с проявлением исследовательской активности, имеет большой потенциал для развития творчества детей старшего дошкольного возраста в конструировании из природного материала и является процессом эстетического усвоения художественно-выразительных средств, стимулирующих возникновение замысла и интерпретацию их в детском оригинальном продукте.
2. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста проходит успешно в рамках созданной системы занятий проектной деятельностью, при выполнении следующих педагогических условий:
- усвоение и самостоятельное выполнение цепочки последовательных действий по созданию проекта;
- стимулирование самостоятельности детей, их активной созидательной позиции;
- воспитательная позиция педагога и родителей направлена на сопровождение творчески ориентированной проектной деятельности детей.
3. Проектная деятельность обеспечивает: как интеллектуальная деятельность - усвоение экологических знаний, осознание ребенком целостной картины мира; в формировании эмоционально-положительного отношения к природе - создание выразительных образов из природного материала; в позиции деятеля - реализацию своих возможностей в творческой изобразительной деятельности, конструировании; как коммуникативная деятельность - умение решать практические задачи в процессе общения и индивидуальной и коллективной рефлексии.
Организация и этапы исследования:
- первый, констатирующий этап (2008 - 2009 гг.) -проведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста, изучению применения проектной деятельности в образовательном пространстве, дана оценка состояния проблемы исследования, определены цели и задачи исследования;
- второй, поисковый этап (2009 - 2010 гг.) - определены содержание, место проектирования в развитии творчества, разработана методика проведения исследований, подготовлено проведение эксперимента, написание статей в сборники, участие в различных конференциях по вопросам дошкольного образования и воспитания.
- третий, формирующий этап(2010 - 2012 гг.) - проведен эксперимент по внедрению проектной деятельности в процессе развития творчества, уточнены и оформлены основные результаты и выводы исследования, разработаны методические рекомендации по применению метода проектов.
Экспериментальной базойисследования были выбраны ГБОУ города Москвы центр детского творчества «Рязанский» ЮВОУО и ГБОУ детские сады №№ 756,817 ЮВОУО г. Москвы.
Апробация и внедрение результатовисследования. Материалы исследования были представлены на научно-методических семинарах, совещаниях, заседаниях кафедры эстетического образования МГГУ им. М.А. Шолохова, на Международных научно-практических конференциях, проходивших на базе Российского педагогического государственного университета им. А.И. Герцена (2010г., 2011г.), на Международной научно-практической конференции, проходившей на базе Шадринского государственного педагогического института (2009г.). Результаты исследования нашли отражение в публикациях, обсуждениях на межвузовских научно-практических конференциях (Шадринск, 2010 г., Ступино, 2010), ежегодных научно-практических конференциях МГГУ им. М.А. Шолохова. Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе педагогической деятельности автора исследования в ГБОУ центре детского творчества «Рязанский», ГБОУ детском саду №№ 756, 817 и используются в работе вышеперечисленных коллективов.
Основные положения проведенной исследовательской работы были апробированы путем личного участия автора в констатирующем, формирующем и заключительном этапах эксперимента в качестве педагога и организатора.
Ход исследования и отдельные результаты нашли отражение в методических рекомендациях и публикации статей в сборниках научно-практических и научно-методических конференций и семинаров.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введение обоснована актуальность проблемы, определены объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, сформулирована гипотеза исследования, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость проделанной работы.
В первой главе «Теоретические основы развития творчества детей старшего дошкольного возраста» проанализированы концептуальные подходы к развитию творчества, проведен психолого-педагогический анализ условий развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности.
Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование, направленное на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности в условиях дополнительного образования», на основе анализа психолого-педагогических условий построена теоретическая модель использования проектной деятельности как средства развития творчества у детей старшего дошкольного возраста, а также приведена методика, содержание и результаты эксперимента по использованию проектной деятельности при развитии творчества старших дошкольников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей2003 год, кандидат педагогических наук Пелих, Елена Александровна
Педагогические условия обеспечения преемственности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста2002 год, кандидат педагогических наук Астраханцева, Татьяна Николаевна
Конструирование из "бросового" материала как средство воспитания основ культуры потребления у мальчиков 5-6 лет2009 год, кандидат педагогических наук Крулехт, Андрей Александрович
Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности2009 год, кандидат педагогических наук Гайворонская, Татьяна Александровна
Организационно-педагогические условия социально-личностного развития старших дошкольников в процессе дополнительного экологического образования2013 год, кандидат педагогических наук Орликова, Евгения Константиновна
Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Антропова, Валерия Владимировна
Выводы но второй главе.
В результате исследования нами было определено и апробировано содержание проектной деятельности старших дошкольников, которое нашло отражение в системе занятий «Экология. Творчество. Дети», состоящей из циклов вариативных детских проектов, различных по тематике, видам деятельности, количеству участников, продолжительности. Система ориентирована на расширение у детей творческого опыта в процессе непосредственного педагогически организованного взаимодействия с объектами социоприродной среды и соответствует мироощущению старших дошкольников, что находит отражение в его игровой инструментовке, сюжетной основе каждого проекта, сочетания практической деятельности с созданием художественных образов объектов природы, театрализацией.
Выделены основные виды проектов: по доминирующей деятельности обучающихся - практический, исследовательский, информационный, творческий, игровой и другие виды проектов; по длительности - мини-проекты, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты; по степени самостоятельности детей - проекты-задания, проектные инициативы, самостоятельные проекты (для дошкольников - с участием взрослых помощников); по охвату предметных областей - монопроекты и межпредметные; по масштабности, объему охватываемого проектом социоприродного пространства, уровню социального взаимодействия -индивидуальные, групповые (внутриобъединения), внутриучрежденческие, микросоциальные (межучрежденческие проекты, выполняемые в микросоциуме - микрорайоне, во взаимодействии учреждения и семьи, другими социальными институтами), макросоциальные (от городского до международного уровня).
В результате исследовательской работы нами были выявлены основные критерии эффективного применения метода проектов в развитии творчества детей 5-7 лет: соблюдение технологической цепочки проектной деятельности; стимулирование самостоятельности детей, перехода их от
139 выполнения проектных заданий к постепенной самостоятельной работе;готовпость педагога и родителей к сопровождению проектной деятельности детей.
Апробирован комплекс методического обеспечения, дидактических материалов в помощь педагогу и родителям по организации проектной деятельности детей, включающий в себя комплект карточек, маршрутных листов, информационно-игровых материалов, предназначенных для самостоятельной работы ребенка при необходимом консультировании взрослого.
Эксперимент подтвердил, что технологическая цепочка проектной деятельности должна включать в себя: анализ ситуации, целеполагание и оформление проектного замысла, планирование и создание условий для достижения цели, реализацию проекта, оценку результативности деятельности и прогнозирование перспектив развития проекта.
Разработанные механизмы реализации детьми различных ролей в коллективной деятельности, создания и выполнения творчески ориентированных проектов позволяют развивать творческую активность детей, самостоятельность, способствовать переходу их от выполнения проектных заданий к самостоятельной постановке целей, организовывать художественно-творческую деятельность и реализовывать активную созидательную позицию во взаимодействии с социоприродной средой.
Готовность педагогов и родителей к применению метода проектов в творческом развитии заключается в наличии у них знаний о сущности метода, навыков проектной деятельности и готовности к педагогическому сопровождению проектной деятельности детей, сотрудничеству с ними.
В результате изучения эффективности применения проектной деятельности по таким условиям, как творческий опыт и созидательная позиция ребенка установлено, что включение детей в проектную деятельность позволяет существенно расширить их опыт самоорганизации, самоопределения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, ролевого
140 взаимодействия, эмпатии, самореализации, наблюдения, оценки и др., что тем самым обеспечивает позитивную динамику позиции ребенка от малого уровня творческой активности к достаточному и даже высокому, характеризующимся активностью и готовностью к созидательной деятельности.
Потенциал проектной деятельности в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста заключается в ее возможностях комплексного развития художественно-творческого опыта детей, стимулирования активно-созидательной позиции во взаимодействии с окружающим миром за счет интенсивного развития навыков самоорганизации, целеполагания, планирования и анализа результатов собственной деятельности, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, самореализация в социально значимой творческой деятельности.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило выявить потенциал проектной деятельности в развитии творчества детей с таршего дошкольного возраста и условия ее эффективной реализации. В результате теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы решены поставленные исследовательские задачи и сделаны следующие выводы.
Творчество по своей сути является сложным и разносторонним процессом. С философской точки зрения это - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. В психолого-педагогической литературе творчество трактуется как процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.
Процесс художественно-эстетического воспитания, развития творческой активности подрастающего поколения нацелен на формирование культурно-эстетических ценностей. Развитие творческой активности происходит на всех возрастных этапах развития личности, но для нас особое значение имеет старший дошкольный возраст, поскольку именно он является сензитивным периодом для формирования свойств и качеств личности, во многом определяющих ее сущность в дальнейшем, а также периодом, когда личностно-эмоциональная сфера играет ведущую роль в процессе эстетического развития личности. Педагогическое влияние на процесс формирования творчества старшего дошкольника эффективно тогда, когда создаются условия, при которых ребенок взаимодействует с окружающей средой, природой, людьми, обогащаясь позитивным опытом. Первоначальные предпосылки к развитию творчества складываются у ребенка на основе педагогически организованного взаимодействия дошкольников с окружающим миром, предметами искусства. Художественно-творческое воспитание нацелено на формирование у ребенка эстетико-культурных ценностей, нравственной позиции, собственного творческого опыта, личного отношения к искусству и творчеству и формирование непрагматического отношения к природе, как источнику нескончаемого вдохновения.
Существенные возможности в повышении эффективности процесса художественно-творческого развития старших дошкольников заключаются в применении метода проектов. Применение этого метода при развитии творческой активности ребенка обеспечивает формирование позитивного опыта взаимодействия детей с объектами и явлениями природы, личной нравственной позиции, эстетической культуры.
Понятие «творчество» в проектной деятельности понималось нами как процесс развития воображения, творческого мышления ребенка в результате выполнения проектной работы, представляющей цепочку последовательных действий и создание на этой основе оригинального детского художественного продукта.
Результатом такой деятельности является способность детей видеть в проектной работе не только задачу, требующую определенного решения, но и ценный, прежде всего для самого ребенка продукт, полученный
Историко-педагогический анализ становления и развития взглядов на процесс формирования детского творчества, а также становления и развития методов проектов позволил нам раскрыть сущность данного метода как способа организации проектной деятельности детей, создания условий для осуществления ими самос юятельного целеполагания, создания и реализации социально и личностно значимого творческого замысла. Проектная деятельность мы рассматриваем как средство комплексного решения задач развития творчества детей старшего дошкольного возраста при выполнении ребенком составных проектов, направленных как на исследование, так и на созидание новых образов; как средство гармонизации взаимодействия детей с окружающим миром за счет интенсивного накопления ими педагогически целесообразного творческого опыта в процессе создания и реализации
143 проекта - поэтапной практической деятельности по достижению намеченной цели.
В результате проведенного нами историко-педагогического анализа сделан вывод о том, что в отечественной педагогике метод проектов развивался и как метод обучения, и как метод воспитания. Его сущность заключается в организации деятельности детей по созданию и реализации проекта - замысла, сформированного на основе поставленной совместно со взрослым цели и его поэтапной реализации. Специфика педагогического процесса, основанного на применении метода проектов в работе с детьми дошкольниками, состоит в сущностных характеристиках (интеграция с процессом освоения ребенком окружающего мира, взаимодействие взрослых и детей в их совместной деятельности по достижению социально и значимых целей), в опоре на личный творческий опыт ребенка.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что использование проектной деятельности традиционно связано с активным включением детей в качестве субъектов планирования, реализации и оценки результатов социально значимой деятельности.
Потенциал проектной деятельности в развитии творчества ребенка старшего дошкольного возраста заключается в особых возможностях интенсивного развития художественно-творческого опыта детей, стимулирования их активно-созидательной позиции в гіриродоориентированной, творческой личиостно и общественно значимой деятельности; актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практического применения во взаимодействии с окружающим миром, реализации сотрудничества детей и взрослых.
Ребенок, участвующий во всем процессе деятельности (от постановки цели до подведения итогов), приобретает личный жизненный опыт, у него возникает осознанная позиция по отношению к творчеству и сопровождающим его явлениям, в отличие от ребенка, отстраненного от выбора цели, планирования, контроля и др., и выполняющего действия по
144 инструкции взрослого; ребенка, реализующего только репродуктивную деятельность.
Применение проектной деятельности в художественно-творческом воспитании детей старшего дошкольного возраста позволяет: развивать способности детей к эмоциональному восприятию окружающей среды, видеть прекрасное в объектах и явлениях природы; обучать старших дошкольников определять цели своей художественной деятельности на основе собственной творческой активности; формировать опыт самоорганизации дошкольников (элементы планирования деятельности, создание условий для достижения результата, выполнение поставленных задач);
- создавать для ребенка ситуации успеха, стимулирующие его к активной самореализации в творческой деятельности;
- формировать у ребенка опыт самостоятельного принятия решений в ситуациях выбора выразительных средств и инструментов в пользу более эстетичного результата деятельности;
- формировать у детей навыки работы с информацией (поиска необходимых сведений в процессе общения со взрослыми, самостоятельного поиска в детской справочной литературе, средствах массовой информации и Т.д.).
В ходе исследования нами была разработана и апробирована система занятий, включающая в себя содержание проектной деятельности детейдошкольников, состоящая из нескольких вариативных циклов детских художественно-творческих проектов, различных по тематике, видам деятельности, количеству участников, продолжительности, исследовательских, практических, познавательных, игровых, творческих и др. Система ориентирована на расширение у детей творческого опыта в процессе непосредственного педагогически организованного взаимодействия с объектами социоприродной среды и соответствует мироощущению старших дошкольников, что находит отражение в ее игровой
145 инструментовке, сюжетной основе каждого проекта, сочетании практической творческой деятельности с созданием художественных образов объектов природы, театрализацией.
В процессе исследовательской работы нами были выявлены условия эффективного применения метода проектов в творческом развитии детей старшего дошкольного возраста:
1. Соблюдение технологической цепочки проектной деятельности: поиск и анализ проблемы, выбор темы проекта, определение этап деятельности, сбор, обсуждение информации по теме проекта; поиск оптимального решения задачи проекта (обсуждение возможных вариантов и действий по их решению, оценка трудозатрат и целесообразности этих действий); составление «маршрута», графиков, рисунков, схем и другой доступной для дошкольников документации по проекту; определение конкретных этапов, сроков их практической реализации, результатов каждого этапа, необходимых материалов; организация различных видов деятельности по выполнению запланированных операций; текущие оценки работы, внесение при необходимости изменений; обсуждение полученных результатов работы, оценка их значимости и эстетичности, оценка работы участников проекта и группы в целом; определение действии по поддержанию полученных положительных результатов; изучение возможностей использования результатов проектирования; постановка проблемы для последующих действий. Вся работа дошкольников по занятию проектированием происходит в совместном взаимодействии со взрослыми - педагогом и родителем-помощником, ведущим ребенка на протяжении всего проекта.
2. Стимулирование самостоятельности детей, перехода их от выполнения проектных заданий к постепенной самостоятельной работе -постановке целей, организации художественной деятельности и реализации активной созидательной позиции во взаимодействии с социоприродпой средой;
3. Готовность педагога и родителей к сопровождению проектной деятельности детей, что достигается, с одной стороны, за счет реализации ими совокупности функций консультанта, эксперта, координатора, инструктора, генератора идей в процессе совместной с детьми деятельности по достижению общей цели, с другой стороны - знанием особенностей психической развития детей старшего дошкольного возраста, умением организовывать различные виды проектной деятельности, знанием этапов проектной деятельности, применением педагогических требований и условий использования метода проектов в работе с детьми старшего 5-7 лет, наличием представлений о роли педагога, наставника в организации проектной деятельности.
В результате изучения эффективности проектной деятельности по таким параметрам, как влияние ее на творческий опыт и художественно-эстетическая позицию ребенка, мы установили, что включение детей в проектную деятельность позволяет существенно расширить опыт самоорганизации, самоопределения, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, ролевого взаимодействия, эмпатии, самореализации, исследовательской активности, наблюдательности, аккуратности, наблюдательности, оценки и др., что обеспечивает позитивную динамику позиции ребенка от репродуктивной к позиции, характеризующейся нами как творческой, т.е. проявляющейся в активности, готовности к созиданию, умению переживать и чутко реагировать на проявления эстетики.
Применение выделенных критериев и показателей оценки успешности осуществления проектной деятельности(изменение отношения детей к процессу творчества, повышение эффективности способов творческих действий, улучшение качества результатов детского творчества) является наиболее доказательным и эффективным и дает возможность правильно оценивать достигаемые детьми результаты;
В качестве основных методических требований, обеспечивающих эффективность применения метода проектов в развитии творчества, мы выделили следующие:
1) выявление значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения;
2) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
3) самостоятельная в объеме, возможном в соответствии с особенностями детей дошкольного возраста (индивидуальная, парная, групповая), деятельность обучающихся;
4) структурирование содержательной части проекта с выделением поэтапных результатов;
5) сочетание игровых и исследовательских методов, определенная последовательность действий;
6) оценка коллективных результатов и личного участия каждого ребенка;
7) демонстрация значимости выполненной работы, стимулирующая к последующим действиям.
Эти требования отражены в методических рекомендациях по применению метода проектов в творческом развитий детей дошкольного возраста, подготовленных в результате исследования педагогов-практиков.
Таким образом, цель нашего исследования - теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих процесс развития творчества детей 5-7 лет на основе проектной деятельности с применением природного материала - достигнута, задачи исследования решены.
Проведенным исследованием проблема применения проектной деятельности в художественно-творческом развитии детей не исчерпывается. Ее богатый педагогический потенциал обусловливает необходимость изучения и разработки вопросов, связанных с возможностями дальнейшего внедрения проектной деятельности в образовательную деятельность образовательных учреждений дошкольного и дополнительного образования детей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Антропова, Валерия Владимировна, 2013 год
Список литературы
1. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Вступит, статья A.A. Столярова. - М.: «Ренессанс», СП ИВО - СиД, 1991. - 488 с. (Памятники религиозно-философской мысли).
2. Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. Уч.пособие для студентов высших учебных заведений. Часть 1, 2./ Под ред. Т.С.Комаровой, М.Б.Зацепиной. - М., «Альфа», 2002 - 92 с, 172 с;
3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М. АПН РСФСР, 1960. - 135 с.
4. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. - JT. Изд-во Ленинградского университета, 1961. - 455 с.
5. Андреев A.J1. Место искусства в познании мира. - М. Политиздат, 1980. - 255 с.
6. Антонова A.B. История развития эстетического воспитания и педагогического образования. Монография. — М., РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. - 327 с.
7. Антропова, В.В. История становления проектного метода в педагогике» [Текст]/ В.В. Антропова // Биржа интеллектуальной собственности. - 2011. - № 7. С. 48 - 53.
8. Антропова, В.В. Конструирование из природного материала как метод развития внимания детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ В.В. Антропова // Актуальные проблемы образования в период детства: Материалы Междунар. науч.- практич. конференции. Шадринск: Шадринский гос. пед. ин-т, 2009.
9. Антропова, В.В. Конструирование из природного материала как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. [Текст]/ В.В. Антропова // От рождения до школы. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста: Сб. статей / Отв. ред. Т.С. Комарова. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. С. 160-166.
10. Антропова, B.B. Подвижная игра как один из методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. [Текст]/ В.В. Антропова // Воспитание дошкольников. - 2009. - № 5. С. 69-75.
П.Антропова, В.В. Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста с использованием природного материала. [Текст]/ В.В. Антропова // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета: Материалы Международной науч.-практич. конференции. Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 364-370.
12. Антропова, В.В. Работа с природными материалами в условиях дополнительного образования с детьми дошкольного возраста. [Текст]/ В.В. Антропова//Воспитание дошкольников. - 2009.-№ 5. С. 49-53.
13. Антропова, В.В. Развитие исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности» [Текст]/ В.В. Антропова // Педагогическое образование и наука, - 2011.-№6. С. 56-60.
14. Антропова, В.В. Теоретические основы работы с детьми в системе УДОД по созданию проектных работ с использованием природного материала [Текст]/ В.В. Антропова // Биржа интеллектуальной собственности. - 2012. - № 10. С. 33-40.
15. Апресян Г.З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
16. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие для студентов.. М., Просвещение, 1982. - 54 с.
17. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. -М.,1925. - С.30.
18. Балян A.A. Основы, категории и принципы эстетического воспитания. Автореф. дис. д-ра пед. наук. - Тбилиси, 1971. - 57 с.
19. Белик А.П. Эстетика и современность. - М.: Политиздат, 1986. - 224
с.
20. Белявский И.Г. Эстетическое восприятие живописи старшими школьниками. Автореф. дис. канд.пед.наук. - М., 1965. - 19 с.
21. Бердяев H.A. Смысл творчества. - М.: Астрель, 2011. - 672 с.
22. Беспалько, В.Г1. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с. С. 10.
23. Боголюбов Н.С. Проблемы эстетического воспитания учащихся средствами скульптуры на внешкольных занятиях. Автореф. дис. канд.пед.наук. - М., 1968. - 16 с.
24. Борев Ю.Б. Системно-целостный анализ произведений как фактор его эстетического воздействия (Актуальные проблемы эстетического воспитания студентов). - Томск, 1980. - С. 51 - 53.
25. Борев Ю.Б. Эстетика. - «Русич». Смоленск, 1997. - 576 с.
26. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.-М.: Педагогическое общество России, 2002.— 147 с.
27. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. - №9
28. Венгер JI.A. .восприятие и обучение. - М., 1969. - 365 с.
29. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. - М., 1988. - 336 с.
30. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. - М.:. Мозаика-Синтез, 2006. - 144 с
31. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. -М.: Мозаика-Синтез, 2008. -112 с.
32. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество/ Под ред.Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской. — М.: Владос, 2000.- 272 с.
33. Волжина О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста: дис...канд. пед. наук. - М., 2004. - 214 с.
34. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. - М., 1950. - 507 с.
35. Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Г.З. Апресяна. -М., изд. МГУ, 1970,- 109 с.
36. Воспитание у детей эстетического отношения к природе // Сборник статей. - Минск, 1977. - 18 с.
37. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.-92 с.
38. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с. - С. 237
39. Выготский Л.С. Психология искусства. - М. Искусство, 1968. - 576
с.
40. ВыготскийЛ.С.Мышление и речь.—М., 1999. С. 333
41. Гирба Е.Ю. Экспериментальная работа в образовательных учреждениях. Учебно-методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 160 с.
42. Гончарова Е.В. Воспитание эстетического отношения к произведениям монументальной скульптуры у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд.пед.наук. - М., 1987. - 15 с.
43. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. -М.:Либроком, 2009. - 370 с.
44. Грибовская A.A. Воспитание творческой активности у детей 4-7 лет средствами народного искусства. Автореф. дис. канд.пед.наук. - М., 1988. -18 с.
45. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000. - 344 с.
46. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Кроха: программа по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. - М.: Просвещение, 2005. - 80 с.
47. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / Ю.В. Громыко, В.В. Давыдов // Педагогика. - 1994. -№4. С. 19-21
48. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного
материала? - М.: Просвещение, 1991. - 258 с.
153
49. Гусакова И.О.Аппликация в детском саду. - М.: Просвещение, 1968
с.54.
50. Гусарова E.H. Современные педагогические технологии. - М., 2004.
- 204 с.
51. Давыдова JI.C. Формирование эстетического восприятия у детей 5-7 лет в процессе изображения окружающего мира. (Крайний северо-восток России), дис. канд.пед.наук . - Магадан, 1997. - 155 с.
52. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе / М.А. Данилов.
- М.: Учпедгиз, 1960. - 300 с.
53. Демин Р.Н.Сократ о диалектике и учение о разделении по родам в древнем Китае //Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. ...- СПб., 2001. С. 265-270.
54. Дмитриева H.A. Вопросы эстетического воспитания. - М., 1956. -208 с.
55. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем.- М., «Сфера», 2002. -128 с.
56. Дыбина О.В. Творчество как сущностная характеристика человеческого бытия - М.: Педагогическое общество России, 2001. - с.96.
57. Дыбина О.В. Что было до... - М., «Сфера», 2010. - 160 с.
58. Дыои Д. Демократия и образование: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2008, с.57-70
59. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. - М., 2000. - 382
с.
60. Дьюи, Дж. Школы будущего / Дж. Дьюи // Народное образование. -2000. - №8. - С. 246-269.;
61. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., 1996. - С. 53-69
62. Елькина О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников / О.Ю. Елькина // Педагогика. - 2004. - №7. - С. 23 - 28;
63. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособие / Е.С. Заир-Бек. - СПб., 1995. - 234 с.
64. Залкинд Э.И. Природа в детском саду. Пособие для учащихся пед. училищ и воспитателей детских садов. - М. Учпедгиз., 1947. - 236 с.
65. Залкинд Э.И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей. (Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста) под ред. А.В. Суровцевой. Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина.-М., 1963. № 196.-С. 171-215.
66. Замбровский Б.Я. Некоторые проблемы становления объекта эстетического отношения. - Воронеж. Издание Воронежского университета, 1971,- 170 с.
67. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. - М.:Пневма, 2010 - 700 с.
68. Запорожец А.В. Формирование восприятия у дошкольников. Сборник статей. - М. Просвещение, 1968. - 278 с.
69. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. 4.1. - Л., 1991.
70. Иванов Д.А. Экспертиза экспериментальной и инновационной деятельности в образовании. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 204 с.
71. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М., 1961.-223 с.
72. Иоанн Златоуст // Православная энциклопедия. Том XXIV. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010 - С. 159-205.
73. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л.: Изд-во Брокгауз - Ефрон, 1926. - 88 с.
74. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М., «Педагогика», 1983 - С. 111.
75. Как знакомить дошкольников с природой. Под ред. П.Г. Саморуковой..- 2-е изд., доработанное. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
76. Кант И. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994. - 367
с.
77. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982.-702 с.
78. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка: с предисловиями: проф. К. Лампрсхта (ректора Лейпцигского университета), прив.-доц. A.M. Бернштейна, д-ра К. Кершенштейнера: (специально для русского перевода): со множеством оригинальных рисунков детей от 4-х до 14 лет и взрослых дикарей, а также слабоумных: пер. с нем. и редакция С.А. Левитана: [Т. 1], 1914. С. 18
79. Килпатрик У. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / Пер. с англ. E.H. Янжул. - Л.: Изд-во Брокгауз -Ефрон; 1925.-43с.
80. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. - 230 с.
81. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995. - 160
с.
82. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-синтез, 2008.-С. 51 -53
83. Комарова Т.С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 12. - С. 56-58.
84. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М. Педагогика. 1990. - 142 с.
85. Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. (Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры). Межвузовский сборник. - Шуя. 1994. - С. 1-18.
86. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М., АО «Столетие», 1994, 2007. - 162 с.
87. Комарова Т.С., Антонова A.B., Зацепина М.Б. Красота, радость,
творчество: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М.:
Педагогическое общество России, 2000.- с. 128.
156
88. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. - М.: Аркти, 2003.
89. Комарова Т.С., Савенков А.И.. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. - 106 с. С.76-80
90. Компанцева JI.B. Поэтический образ природы в детском рисунке. -М.: Просвещение, 1985 - 96 с.
91. Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2000. — 88 с.
92. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайпообразования: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
93. Косминская В.Б. Развитие эстетического восприятия в связи с обучением рисованию. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. Сост. Н.Г. Сакулина и др. - М. Учпедгиз, 1960. С. 35-44.
94. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. - М., 1996. - 144
с.
95. Куцакова JT.B. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: «Просвещение», 1990 - 158 с.
96. Лебедев А.В.Перипатетическая школа // Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. - 270 с.
97. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства. Избр. психол. Произведения в 2 тт. - М. Педагогика, 1983., т.2. - С.232-240.
98. Леонтьев А.Н. Психологический подход к анализу искусства. Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы. - М. 1978. С. 34 -57.
99. Лепилов К.М. Природа как средство художественного воспитания. Дошкольное воспитание, 1941, № 12. С.45-53.
100. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. -С. 52
101. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981, 479.-С.105.
102. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. - М. Педагогика, 1972. -159 с.
103. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Наука, 1993.-С.904
104. Лыкова И.А. Формирование эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству у детей старшего дошкольного возраста (на материале народной аппликации). Автореф. дис. канд.пед.наук. - М., 1994. - 17 с.
105. М. Монтень. Опыты. - М.: ACT, 2012. - 560 с.
106. Морозова И.Г. Формирование единого эстетического пространства. //Сб. Инновационное пространство в системе образования города Москвы. Инновация в образовании - сетевой принцип и ресурсные центры. По материалам работы городских экспериментальных площадок второго уровня. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 310 с.
107. Морозова М.М. «Метод проектов» как феномен образовательного процесса в современной школе: дис. канд. пед. наук. - Ульяновск, 2005. -231с.
108. Мухина B.C. Детская психология. - М, 1985. - 271 с.
109. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. - 367 с.
110. Мухина B.C. Таинство детства: В 2 тт: Т. 1 Изд. 3-е. Издательство:У-Фактория, 2005. - 504 с
111. На путях к методу проектов / Под ред. Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной. - М.: 1930.
112. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Т.С. Комаровой. - М., Изд. «Российское педагогическое агентство», 1997. - 208 с.
113. Наша работа: Сб. ст. Вып. I. / Под ред. М. Крупениной, Н. Рыбникова, А. Шейнберга, В. Шульгина. - М., 1928.
114. Немов P.C. Психология. М., 1990. С. 348.
115. Никитина Э.В. Формирование эстетических суждений у детей старшего дошкольного возраста о природе. Дис. канд.пед.наук. - М. 1997. -18 с.
116. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. -Пермь. 1992.-214 с.
117. Новая философская энциклопедия / под ред. B.C. Степина. - Т. IV. -М.: Мысль, 2000. - 605 с.С. 18.
118. Новикова Г.П. Взаимосвязь музыки и изобразительного народного искусства как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд.пед.наук. - М., 1994. - 18 с.
119. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. - М., 2002. - 180 с.
120. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Кухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М:. ИЦ «Академия», 2000. - 272 е.;
121. Отношение школьников к природе. Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М. Педагогика. 1988. - 128 с.
122. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.- М.: Академия, 2002. — 192 с.
123. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. - М., 2001. - 251 с.
124. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской / Под ред. Н.К. Гончаровой. - М.: Просвещение, 1969. - 399 с.
125. Пестов А. Л. Философия откровения и откровения философии Ф. В. Й. Шеллинга // Шеллинг Ф. В. Й. Философия откровения. СПб., 2000, С. 528.
126. Петрова И.И. Проектная деятельность как эффективная форма воспитания экологической культуры младших школьников : на примере Республики Саха (Якутия) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. Якутск, 2007
127. Печко Л.П. Воздействие искусства на экологические аспекты эстетической культуры школьника. Приоритетные проблемы эстетического воспитания школьников. - М., 1990. - С. 24-31.
128. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе. Советская педагогика. 1987, №3. - С. 31-33.
129. Печко Л.П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности. Автореф. дис. д-ра фил. наук. - М. 1994. - 49 с.
130. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. - 179 с.
131. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Наука,
1976
132. Прикот, О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология / О.Г. Прикот. - СПб., 1995. - 260 с.
133. Программа по художественному творчеству детей 5-7 лет «Радость творчества» (автор O.A. Соломенникова, ред. Комарова).
134. Пшенина И.В., Фоминова М.А. Инновационная и экспериментальная деятельность в сфере художественно-эстетического образования. //Сб. Инновационное пространство в системе образования города Москвы. Инновация в образовании - сетевой принцип и ресурсные центры. По материалам работы городских экспериментальных площадок второго уровня. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 310 с.
135. Рапацкая Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования: Автореф. На соиск. степ. док.пед.наук. М. 1991. - С .36.
136. Роджерс К. Р. «Становление личности. Взгляд на психотерапию»,
пер. с англ. М.Злотник, М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 340 с.
160
137. Роджерс K.P. «Взгляд на психотерапию. Становление человека». Пер. с англ., общ. ред. и предисл. Исениной - М.: Издательская группа «Прогресс, 1994.-238 с.
138. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./ Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 - Т. 1 - 608 е.: илл. -С..567
139. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Учебное пособие. -М. Учпедгиз, 1946. - 704 с.
140. Савенков А. И. Исследовательская практика: организация и методика// Одарённый ребёнок. - 2005. - №1. - С. 19-23.
141. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:. Издательский центр «Академия», 2000. -232 с.
142. Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2001,208 с.
143. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: «Ось-89», 2006. - 560 с.
144. Савенков А.И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников: методическое пособие для школьных психологов - Москва: Генезис, 2005. - 203 с.
145. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. - СПб., 2004. - 215 с.
146. СакулинаН.П. Рисованиевдошкольномдетстве. - М., 1965
147. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. - СПб.: Наука, 2001. - 301 с.
148. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Нар. обр-ие, 1998. - 256 с. С. 124.
149. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. - М.: НИИ Школьные технологии, 2005. - 280 с.
150. Сенсорное воспитание в детском саду. Методические указания. Под ред. ГШ. Саккулиной и H.H. Поддъякова. - М. Просвещение, 1969. - 213 с.
151. Серегина Н.В. Творческие задачи как средство подготовки младших школьников к проектной деятельности: дис. ...канд. пед. наук. -Брянск, 2005.-216 с.
152. Сидоренко A.C., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. - М.: АПКиПРО, 2002.-170 с.
153. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. -М. Просвещение. 1984. - 206 с.
154. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. Монография. М„ 1997.-358 с.
155. Сухомлинский В.А. Природа и школа. Советская педагогика. 1970. -№5. - С. 36-46.
156. Сыч В.Д. Воспитание эстетического отношения к природе у старших дошкольников средствами телевидения. Автореф. дис. канд.пед. наук. - М. 1979.-23 с.
157. Тарловская Н.Ф., Топоркова J1.A. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. - М.: Владос, 1994. - 216 с. 176.
158. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961. - С. 920
159. Ушакова О.С. Развитие поэтического слуха как одно из условий словесного творчества детей 6-7 лет. На соиск. уч.степениканд.пед.наук. М., 1973 .-с. 19.
160. Ушинский К.Д. Избранные пед. сочинения. - т.2. - М. Учпедгиз, 1954.-602 с.
161. Фарби К., Николаева С.Н. Теоретические основы ознакомления дошкольников с процессами развития в живой природе. (В книге «Содержание и методы умственного воспитания дошкольников»). Под ред.
А.Н. Поддъякова. - М. Педагогика, 1980. - С. 54 -70.
162
162. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание советского школьника // Художественное воспитание советского школьника. - М., 1947
163. Художественное творчество в детском саду./Под ред. Н.А.Ветлугиной М.: Просвещение, 1974. - 186 с.
164. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с. С. 277-332
165. Цаплина О.В. Формирование творческой активности у старших дошкольников средствами предметно-пространственной среды детского сада. Автореф. дис. канд.пед. наук. -М. 1998. - 18 с.
166. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. - М.: Пед. о-во России, 1999. - 176 с. с. 72-73.
167. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 192 с
168. ЦельнерФ. Леонардо да Винчи 1452 - 1519. - М.: Taschen; Арт-родник, 2008.-96 с.
169. Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в образовательных учреждениях. - М.: АПКиПРО, 2003.-321 с.
170. Шадриков В.Д. Способности человека - М.: Воронеж, 1997. 270 с.
171. ШацкаяВ.Н. Эстетическое воспитание советского школьника // Художественное воспитание советского школьника. - М., 1947. - 180 с.
172. Шацкий С.Т., Золотарев С.А. Трудовая школа. - М., 1918. -С. 28.
173. Шпикалова Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства. Дис. канд.пед. наук. - М. 1965. - 161 с.
174. Щукина Г.PI. Активизация познавательной деятельности учащихся / Г.И. Щукина. - М., 1979. - 200 с.
175. Экологическое и эстетическое воспитание школьников (И.Д. Зверев, Л.П. Печко, А.П. Сидельковский и др.); под ред. Л.П. Печко. - М. Педагогика, 1984. - 135 с.
176. Экспериментальная психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, в. 1-2, М., 1966.-С. 46-56.
177. Экспериментальное образовательное пространство г. Москвы (опыт работы на экспериментальных площадках ОУ г. Москвы за последние 10-15 лет). - М.: Пушкинский институт, 2005. - 341 с.
178. Якобсон Г1.М. психология художественного творчества. - М. Знание. 1971.-48 с.
179. Якобсон П.М.Психология чувств. Ч. 2. Изучение чувств детей и подростков: развитие нравственных оценок у школьников. - М., 1961. - 305 с.
180. Янакиева Е.К. Ознакомление с природой как средством обогащения изобразительной деятельности детей 4-5 лет. Автореф. дис. канд.пед.наук. -М., 1986.-26 с.
181. Egan К. Primary understanding: Education in Early Chilhood. Routledge. 1988.-300 p.
182. Henderson B. Exploration by preschool children: Peer interaction and individual differences // Merril-Palmer Quarterly. 1980. N 27. P. 241-255.
183. http://cxperiment-dom.ru- Сайт Департамент города Москвы по экспериментальной работы;
184. http://nasha-noyaya-shkola.ru - Сайт Президентской инициативы «Наша новая школа»;
185. http://www.researcher.ru - Сайт «Исследователь. RU», городская экспериментальная площадка.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.