Продуцирование дошкольниками сказочных импровизаций как фактор развития творческого воображения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Медведева, Ирина Анатольевна
- Специальность ВАК РФ19.00.07
- Количество страниц 207
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Медведева, Ирина Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОДУЦИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СКАЗОЧНЫХ
ИМПРОВИЗАЦИЙ.
1. 1. Проблема развития детского воображения.
1. 2. Характеристика сказки как литературного жанра.
1.3. Восприятие и продуцирование дошкольниками сказки.
Глава 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОЦЕССА ПРОДУЦИРОВАНИЯ СКАЗОЧНЫХ ИМПРОВИЗАЦИЙ.
2. 1. Продуцирование дошкольниками сказочных импровизаций.
2. 2. Ход и результаты исследования возможностей обучения дошкольников продуцированию сказочных импровизаций.
2. 3. Результаты контрольного эксперимента.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Влияние волшебной сказки на словесное творчество детей седьмого года жизни2000 год, кандидат педагогических наук Пищухина, Ольга Николаевна
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности: На материале сказок2003 год, кандидат педагогических наук Лукьяненко, Вера Николаевна
Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников: На материале сказок1999 год, кандидат педагогических наук Краснова, Вероника Анатольевна
Предпосылки развития вербальной креативности в дошкольном возрасте на материале сочинения сказочного текста2004 год, кандидат психологических наук Клементьева, Марина Владимировна
Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения2010 год, кандидат психологических наук Шефер, Екатерина Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Продуцирование дошкольниками сказочных импровизаций как фактор развития творческого воображения»
Актуальность исследования. На настоящем этапе развития образовательной системы возрастает интерес к учебно-воспитательному процессу, выражающемуся в преемственности по линии "дошкольное учреждение -школа - специальное профессиональное или высшее учебное заведение". При этом дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Поскольку творческая личность начинает складываться с раннего возраста (Л И. Божович, JI.C. Выготский, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и другие), особое место здесь занимает художественное творчество, одной из составляющих которого является продуцирование дошкольниками сказочных импровизаций, выполняющих интеллектуальную и нравственную функцию, способствующее проявлению и полному раскрытию у дошкольников творческих способностей.
Проблема творческого развития детей, включающая, наряду с другими вопросами, продуцирование сказочных конструкций, является предметом исследования философов (З.Г. Апресян, А.И. Буров, Н. И. Киященко, Е.П. Крупник, Н. JI. Лейзеров и другие), психологов (Л.А. Венгер, Б.Г. Выготский, О.М. Дьяченко, Г. Н. Кириллова А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплое), педагогов (H.A. Ветлугина, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, A.A. Мелик-Пашаев, Н.П. Сакулина, К.В. Тарасова и другие). В их исследованиях подчеркивается необходимость решения данной проблемы, начиная с дошкольного возраста, характеризующегося особой сензитивностью к различным видам творческой деятельности.
Нельзя сказать, что проблема продуцирования дошкольниками сказок не изучалась в психологии и других науках. В этом направлении проводились исследования О.М. Дьяченко, Г. Н. Кирилловой, Дж. Родари, К.И. Чуковским. Они описали особенности конструирования детьми сказочных сочинений (Г. Н. Кириллова, Дж. Родари и другие), охарактеризовали виды, и особенности композиции сказок-страшилок, их структурные компоненты и действующих лиц (М.В. Осорина, Э.И. Урусова), доказали возможность повышения уровня творческого воображения у детей дошкольного возраста благодаря упражнениям в операциях «опредмечивания» и «включения» при восприятии и сочинении рассказов и сказок (О.М. Дьяченко), операций комбинирования и экспериментирования (В.Т. Кудрявцев), моделирование (Е.О. Сапогова). Вместе с тем, в этих исследованиях не рассматривались закономерности, условия и факторы развития и формирования процесса конструирования дошкольниками сказок и его влияние на общий уровень творческого воображения.
Противоречие между потребностями педагогики и психологии в знаниях о стратегических направлениях, дифференциации методов использования сказок в дидактических целях и ограниченным объемом сведений о развитии и формировании процесса продуцирования дошкольниками сказочных конструкций определило актуальность проблемы диссертационного изыскания: каковы закономерности и механизмы развития творческого воображения детей, проявляющегося в продуцировании ими сказочных конструкций.
В соответствии с вышеизложенным целью исследования было - выявить закономерности и факторы развития и формирования у детей дошкольного возраста процесса продуцирования сказочных импровизаций и его влияние на развитие у детей творческого воображения.
Объект исследования - развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - овладение дошкольниками технологией составления сказочных импровизаций и влияние этого процесса на их творческое воображение.
Гипотеза - в связи с тем, что продуцирование сказочных импровизаций является одной из составляющих творческого воображения, можно предположить, что в его развитии и формировании прослеживаются общие и специфические механизмы и закономерности; уровень творческого воображения, проявляющегося в сочинении дошкольниками сказок, можно значительно повысить, упражняя их в использовании способов преобразования образов представлений на материале сказок.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) Выявить закономерности и механизмы развития и формирования продуцирования дошкольниками сказочных конструкций.
2) Определить факторы и условия, детерминирующие эффективность формирования у детей творческого процесса.
3) Экспериментально проверить эффективность технологии формирования творческого воображения с использованием сказочного материала у детей дошкольного возраста.
Исходной методологической основой работы стали учение о закономерностях и движущих силах психического развития ребенка, развиваемое в трудах Л.И. Божович, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.; концепция планомерного формирования человеческой деятельности, разработанная П.Я. Гальперином, положение о механизмах детского творчества (С. Л. Рубинштейн); о переносе способов преобразования образов представлений на нетождественный материал ( В. В. Давыдов); концепция Л.А. Венгера о формировании творческой деятельности в дошкольном возрасте.
Теоретическую основу исследования составили положения о сказке как литературном жанре (В.П. Аникин, М.Н. Мельников, В .Я. Пропп, Ю.Б. и У.Б. Соколовы и др.), теории творческого воображения (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В В. Давыдов, A.B. Запорожец, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Г. Смит и др.), экспериментальные исследования восприятия дошкольниками сказок (Л.В. Благонадежина, A.B. Запорожец, Э.Иванова, О.И. Никифорова, М.М. Нудельман, Т.А. Репина, К.И. Чуковский и др.), исследования продуцирования детьми сказочных конструкций (О.М. Дьяченко, Г.И. Кириллова, В Т. Кудрявцев, Дж. Родари, Э.К. Урусова, A.C. Шибицкая и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: теоретический анализ литературоведческих и психологических исследований, позволивший определить исходные позиции; тест Р. Роршаха и тест П. Торренса, модифицированный О.М. Дьяченко; анализ продуктов деятельности, эвристическая беседа, альтернативные задания, игры-драматизации (пальчиковый, теневой и настольный театры), диагностическое наблюдение, интервьюирование; статистические методы обработки данных.
Научная новизна исследования - выявлены механизмы и закономерности продуцирования дошкольниками сказочных импровизаций, факторы и условия, детерминирующие его формирование и развитие; доказана эффективность использования разработанной и реализованной в экспериментальных условиях технологии обучения дошкольников конструированию сказочных сюжетов; обнаружено изменение уровней развития творческого воображения и уровней составления дошкольниками сказок и взаимоотношение этих уровней в ходе целенаправленных воздействий на дошкольников.
Теоретическое значение работы состоит в выделении критериев, стадий и уровней творческого развития детей дошкольного возраста, углублении знаний о механизмах художественного творчества, уточнении сведений о взаимосвязи творческого воображения и процесса продуцирования сказочных конструкций, расширении представлений о технологии формирования у дошкольников творческого воображения.
Практическая значимость исследования выражается в том, что результаты диссертационной работы позволяют привлечь внимание психологов и педагогов дошкольных учреждений к проблеме развития творческого воображения, проявляющегося в продуцировании детьми дошкольного возраста сказочных импровизаций; использовать разработанные и апробированные творческие задания в проведении диагностических и коррекционных мероприятий в практике дошкольных учреждений и самостоятельных структурах психологической службы; включить результаты исследования в теоретические и практические курсы при подготовке будущих психологов, педагогов, воспитателей.
Этапы исследования: Первый этап (1998 - 1999) - опытно - экспериментальный. Он предполагал анализ литературы по проблеме исследования, определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования; подбор диагностических заданий, выявляющих уровни творческого воображения дошкольников и продуцирования ими сказочных импровизаций, проведение констатирующего и пилотажного экспериментов.
Второй этап ( 1999 - 2000) - опытно - обобщающий. Он был посвящен составлению программы формирующего эксперимента, определению объема и содержания знаний о сказке для детей дошкольного возраста; выбору форм и методов развивающей и коррекционно - обучающей работы, экспериментальной проверке эффективности разработанной программы.
Третий этап (2000 - 2001) - заключительно обобщающий был связан со статистической обработкой данных, их систематизацией и письменным оформлением диссертации.
Надежность и достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью поставленной в диссертации проблемы, проведением опытно - экспериментального исследования на достаточно репрезентативном уровне, использованием взаимодополняющих методов научного исследования, сочетанием качественного и количественного анализа экспериментального материала с применением методов математической статистики.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы в ДОУ № 21 г. Шадринска
Курганской области и ДОУ № 25 г. Чебаркуля Челябинской области. Теоретические позиции, методика и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры возрастной и педагогической психологии факультета кор-рекционной педагогики и психологии Шадринского государственного педагогического института. Материалы исследования излагались на фестивалях -конкурсах научно - исследовательского, технического и прикладного творчества молодежи и студентов в 2000 и в 2001 годах г. Кургана, а также на научно - практических конференциях в г. Шадринск в 1998, 1999, 2000, 2001 годах.
Положения, выносимые на защиту:
1) Механизм продуцирования дошкольниками сказочных сюжетов представляет собой комбинирование типично-сказочных приемов, а также способов преобразования образов представлений.
2) Закономерности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста, проявляющегося в конструировании ими сказок: многоуровне-вость, стадиальность, обучаемость, гетерохронность, синхронизация.
3) Факторы, определяющие характер выполнения творческих заданий: демографический фактор, половозрастные различия, уровни развития познавательных процессов, представлений о механизмах построения сказочных импровизаций, нормах и правилах поведения.
4) Условия, обеспечивающие эффективность коррекционно-обучающей и развивающей работы с дошкольниками: создание эмоционально - насыщенной среды, использование дидактических приемов и др.
5) Технология формирования у дошкольников творческого воображения на материале сказок.
6) Взаимосвязь процессов развития творческого воображения и продуцирования детьми сказочных сочинений.
Объем и структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Основной текст
Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК
Особенности чувства комического у дошкольников и система его формирования в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития2006 год, доктор психологических наук Попова, Ольга Михайловна
Жанр сказки в современном детском фольклоре: На материале Омско-Иртышского региона2004 год, кандидат филологических наук Шестакова, Наталья Львовна
Диагностические возможности метода сказочных историй в работе с детьми дошкольного возраста2005 год, кандидат психологических наук Гавриченко, Оксана Владимировна
Психологические условия развития произвольности изобразительной деятельности у детей 5-6 лет2004 год, кандидат психологических наук Сулейманян, Андраник Грантович
Формирование навыка продуцирования собственного текста у учащихся начальных классов: на примере фольклора2007 год, кандидат педагогических наук Вырыпаева, Людмила Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Педагогическая психология», Медведева, Ирина Анатольевна
Выводы по второй главе
1. Сочиняя сказки, дошкольники используют применяемые в разных видах художественной деятельности способы преобразования образов представлений (агглютинация, реконструкция, типизация и другие) и типично-сказочные приемы.
2. В развитии и формировании процесса продуцирования сказочных сочинений прослеживаются многоуровневость, выражающаяся в аппелирова-нии детей при создании сказочных сюжетов вначале к репродуктивному, затем - к репродуктивно-творческому, после этого - к творческому воображению; стадиальность, распространяющаяся на освоение ими различных способов преобразования образов представлений, гетерохронность, обнаруживающаяся в неодновременности овладения детьми механизмов творческого воображения, тенденция быстро овладевать механизмами построения сказочных конструкций, синхронность развития и формирования продуцирования дошкольниками сказок и их творческого воображения.
3. Формированию у детей дошкольного возраста способности самостоятельно конструировать сказочные импровизации способствуют задания, в ходе выполнения которых дети анализируют, сравнивают и классифицируют различные сказки и произведения других жанров, реконструируют, калькируют и агглютинируют отдельные эпизоды известных сказок, преобразуют стереотипы поведения известных персонажей.
4. Эффективность формирования у дошкольников способности самостоятельно создавать сказочные композиции обусловливается системой детерминант, составляющими которой являются внешние (демографический фактор) и внутренние факторы (пол, возраст и уровень развития познавательных процессов).
5. Эффективность коррекционно-обучающей и развивающей работы с дошкольниками достигается благодаря использованию разнообразного сказочного материала, созданию у детей динамических представлений о генезисе художественного образа, взаимосвязи разных форм образных воплощений, обеспечению эмоционально насыщенной среды; использованию в ходе кор-рекционной работы эффективных дидактических методов и приемов: переориентации с несущественных признаков на существенные, акцентирования внимания на структурных компонентах композиций сказочных сюжетов, уточнения представлений детей о нормах и правилах поведения, повадках животных, признаках и функциях разных объектов, упражнение дошкольников в дифференцировке эмоций, выраженных в мимике и позе персонажей.
6. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста и продуцирования ими сказочных конструкций имеет прямую связь, что свидетельствует о необходимости исследования детского творчества не только с точки зрения продуктивного, но и процессуального подхода, а также рассматривать детские сказки в качестве диагностического показателя творческого развития дошкольников и эффективного средства развивающей и коррекци-ойно - обучающей работы с ними.
118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Продуцирование сказочных конструкций является одной из составляющих творческого воображения, и вследствие этого в данном процессе есть как сходство, так и различие. Сходство заключается в общих механизмах творческого воображения и продуцирования сказочных импровизаций: (агглютинация, реконструкция, типизация и др.). Своеобразие конструирования сказочных сюжетов выражается в том, что в ходе этого процесса используются ещё типично-сказочные приемы, как то: сказочный зачин, сказочная концовка, полярность образов, повторы, волшебные превращения и другие.
Исследование показало, что в традиционных условиях обучения и воспитания, когда не проводится целенаправленное формирование продуцирования сказочных импровизаций, часть детей дошкольного возраста или затрудняются дифференцировать сказки и рассказы или ограничиваются называнием и использованием в процессе художественной деятельности одного - двух типично - сказочных приемов. Однако после развивающей и коррекционно обучающей работы дети быстро осваивают типично - сказочные приемы и общие механизмы творческого воображения - в их работах появляется от шести до восьми сказочных приемов, а также несколько способов преобразования образов представлений. Относительно быстрое овладение детьми дошкольного возраста механизмами творческого воображения можно объяснить сензитивным периодом развития их речевой деятельности в этом возрасте.
Формированию у дошкольников способности продуцировать сказочные конструкции способствуют задания, предполагающие отработку агглютинации, реконструкции, типизации и т.д. В ходе выполнения этих заданий дошкольники начинают выделять и абстрагировать сказочные приемы и механизмы творческого воображения и пытаются самостоятельно их использовать в процессе продуцирования сказочных импровизаций. Освоение механизмов, составляющих основу сказочных конструкций, положительно сказывается на общем уровне творческого воображения, в особенности, на показателях творческого воображения, которые определяются с помощью теста П. Торренса. Это можно объяснить тем, что разработанная нами программа формирования творческого воображения предполагает освоение таких механизмов творчества, как агглютинация, реконструкция, типизация и т.д.; а тест П. Торренса - О.М. Дьяченко диагностирует операцию "опредмечивание" и "включение", то есть ассоциации по сходству и реконструкцию, в то время как тест Г. Роршаха диагностирует только один механизм, а именно: ассоциации, которым меньше уделялось внимания в ходе формирующего эксперимента, что и сказалось на различиях в результатах применения этих тестов.
В конструировании детьми сказок прослеживаются многоуровневость, стадиальность, неравномерность. Многоуровневость этого процесса проявляется в том, что, создавая сказочные истории, дети сначала компилируют сюжеты известных сказок, затем аппелируют к репродуктивно - творческому воображению, после этого - к творческому воображению. Стадиальность обнаруживается в динамике овладения дошкольниками категориальным аппаратом продуцирования сказочных конструкций. Например, при выполнении заданий на реконструкцию на первой стадии испытуемые не соглашались выполнять данное им задание, аргументируя тем, что они "не поняли, что надо делать", на второй стадии предпринимали попытку "исправить" поведение сказочных героев; на третьей - изменяли не только характер поведения героя, но и их внешний вид, обстоятельства действия, оценочное отношение, использовали эпитеты и сравнения.
Неравномерность развития дошкольниками продуцирования сказочных импровизаций выражается в том, что в детских работах чаще встречается сказочно-бытовая тематика, несколько реже - типично - сказочная и фантастическая; меньше всего детских работ посвящено общественно — политической и производственной тематике; в детских сочинениях доминируют такие способы преобразования образов представлений, как агглютинация, реконструкция и гиперболизация, гораздо реже по сравнению с ними используются типизация и анимизм; в зависимости от частоты встречаемости в детских сочинениях типично - сказочных приемов на первое место можно поставить сказочный зачин, сказочную концовку, полярность образов, а на последние -волшебные превращения и анимизм. Особенности предпочтения детьми в процессе создания сказочных сюжетов типично - сказочных приемов и способов преобразования образов представлений правомерно объяснить степенью их сложности (С Л. Рубинштейн), а также особенностями памяти (лучше запоминаются и сохраняются в памяти начало и конец информации), что ведет за собой применение в сказочных конструкциях чаще других приемов сказочного зачина и сказочной концовки.
Эффективность обучения детей продуцированию сказочных конструкций обусловливается рядом факторов. Первый фактор - это небольшой объем знаний об окружающем; отсутствие навыков и умений рисования, конструирования, лепки, аппликации, склеивания, необходимых для конструирования дошкольниками сказочных импровизаций в рисунках; небольшой объем памяти и внимания, детерминирующий затруднение в запоминании инструкций экспериментатора, выделении структурных компонентов сказок и рассказов, вычленении сразу нескольких сказочных приемов и способов преобразования образов представлений; фрагментарность и диффузность восприятия - прослушав сказку и рассказ, дошкольники ограничивались воспроизведением отдельных их эпизодов; рассматривая иллюстрации, заостряли внимание на несущественных деталях, и вследствие этого были не в состоянии осмыслить сюжет произведения в целом; конкретность мышления - понимание текста в буквальном смысле слова; отсутствие представлений о функциях отдельных объектов, возможности использования тех или иных объектов в игровых ситуациях; отсутствие навыков дифференцировки эмоций, выраженных в мимике и позе на иллюстрациях; выделение при анализе сказок несущественных деталей. Второй фактор, оказывающий влияние на успешность продуцирования сказочных импровизаций, - это половозрастные различия испытуемых - тематика сказочных конструкций обусловливается как возрастом так и полом, а уровни продуцирования сказочных импровизаций в большей степени зависят от возраста, чем от пола. Третий фактор -демографический: сельские дошкольники больше тяготеют к сказкам о животных, городские - к волшебным сказкам; в сказочных сочинениях сельских детей, в отличие от творческих работ городских дошкольников отсутствует спортивная и военная тематика.
Продуцирование дошкольниками сказочных импровизаций выполняет не только интеллектуальную, но и нравственную функцию: дошкольники положительно оценивают действующих лиц своих импровизаций, совершающих "хорошие поступки"; преобразуют стереотипы поведения отрицательных героев; осуждают их негативные нравственные качества: лень, жадность, неблагодарность, хвастливость.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов проблемы развития и формирования у дошкольников продуцирования сказочных импровизаций. Представляет научный и практический интерес проблема использования сказочного материала в коррекции отклоняющегося поведения, нивелировки агрессивности и тревожности детей дошкольного возраста.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Медведева, Ирина Анатольевна, 2001 год
1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб.: Акад. проект, 1997.-315с.
2. Азбука и сказки, загадки и подсказки: Энциклопедия для дошкольников /Авт. сост. H.JI. Вадченко, Н.В. Хаткина, - М.: "Лабиринт - К", 2000-448с.
3. Александрова О. Путешествие по сказкам A.C. Пушкина //Дошк. воспитание,- 1999.- №12. С. 75-77.
4. Алиева Т. Книга и творчество ребенка //Дошк. воспитание. 1990. -№10. -С.83-85.
5. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Учпедгиз, 1959. - 256с.
6. Анохин П.К. Иван Петрович Павлов. -М.,Л.: АН СССР, 1949.-260с.
7. Арановская Д.М. Зависимость понимания ребенком сказки от ее композиции.: Автореф. канд. дис. Харьков, 1945. - 24 с.
8. Бегак Б.А. Дети смеются. М.: Детская литература, 1971. - 191с.
9. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов H.A. О детской литературе. М: Детская литература, 1983. - 430 с.
10. Ю.Березина В.Г. Детство творческой личности: Встреча с чудом СПб. "ОРС", 1995.-456 с.
11. Беркимблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968.- 128с.
12. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т./Под ред. A.B. Петровского.-М.: Педагогика, 1979. 399с.
13. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.
14. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. - 206с.
15. Большая Советская Энциклопедия: В 30 и т. / Гл. ред. A.M. Прохоров.3.е изд. -М.: Советская Энциклопедия, 1971. Т. 5. 1971 - 640 с.
16. Брушлинский A.B. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.- 191с.
17. П.Буяновер А.Н. Творческие игры как средство воспитания детского коллектива. //Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. -М., 1957.-56 с.
18. Бэн А. Воспитание как предмет науки. СПб.,1879.-383с.
19. Бэн А. Психология. СПб., 1987. - 356 с.
20. Бюллер К. Духовное развитие ребенка. М.: Новая Москва, 1924. - 556с.
21. Валлон А. От действия к мысли. М., 1956. - 356 с.
22. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.-196с.
23. Варкан А.И. Его величество ребенок. -М.: Столетие., 1996. 368с.
24. Васюченко И. Строгий мир сказки // Дошк. воспитание. 1987. - №8. - С. 68 - 70.
25. Ведерникова Н. М. Русская народная сказка. М.: Наука, 1975. - 135с.
26. Вересотская Н.И. Воображение и речь в игре. М.: Учпедгиз, 1970. - 304с.
27. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. - 356с.
28. Воображение и творчество/ Под ред. A.A. Бодалева и др. М, 1966. -266с.
29. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981.
30. Ворошнина J1. Обучение творческому рассказыванию // Дошк. воспитание,- 1978. -№ 4. С. 55-58.
31. Вундт В. Введение в психологию М.: Космос, 1912. -152с.
32. Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб., 1914. - 246 с.
33. Выготский J1.C. Воображение и его развитие в детском возрас-те//Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. С.26-32.
34. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. -93с.
35. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики-М.: Педагогика, 1983.-368с.
36. Выготский J1.C. Мышление и речь: Психологические исследования. М., JL: Госсоцэкономиздат, 1934. - 324с.
37. Галик A.JI. Личность и творчество: Психологические этюды. Новосибирск, 1989. - 327 с.
38. Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме "формирование умственных действий и понятий". М.: Просвещение, 1965. -51с.
39. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. -С. 236-277.
40. Гатанов Ю.Б. Развиваю воображение СПб: Издательство "Питер", 2000. - 144с.
41. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации// Психол. наука и образование. -1998 №1- С.93 - 100.
42. Гора самоцветов: Сказки народов СССР в перессказе Булатова М. М.: Детская литература., 1984. - 260с.
43. Горький A.M. О детской литературе. М.: Детская литература, 1968. -432с.
44. Гриффитц Э. Белая борозда. По Э. Гриффитц. Книга для чтения на агл. языке. М.: Просвещение, 1977. - 128с.
45. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования . М.: Педагогика, 1986.-240 с.
46. Доминик Ф. Древо до корней: Психоанализ творчества. М.: Просвещение, 1998.-478 с.
47. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления: Пер. с англ. -М.: Совершенство, 1997. -205с.
48. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников. // Вопр. психологии. 1987. -№1. С. 44-51.
49. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М.: Просвещение, 1986. -340с.
50. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника// Вопр. психологии. 1988. -№6. -С.52-59.
51. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психологии. 1980. -№2.-С. 107-114.
52. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников.-М.: Педагогика, 1984. 128с.
53. Езикеева В.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста // Художественное творчество и ребенок / Под ред. H.A. Ветлугиной. М., 1972. - с. 131 -152.
54. Ермолаева Г. Н. Особенности воображения у детей в процессе восприятия картин. -М.: Просвещение, 1976. 110с.
55. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения .//Вопр. психологии. -1993.-№2.-С. 54-62.56.3апорожец A.B. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Дошк. воспитание - 1948, - № 9. - С. 18-22.
56. Запорожец A.B. Психология. М.: Просвещение, 1965. - 240с.
57. Иванова Э. Воображение и творчество ребенка // Дошк. воспитание. -1987. -№10. -С. 51-53.
58. Иванова Э. Этот волшебный мир сказки// Дошк. воспитание. 1986. - № 12.-С. 49-52.
59. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Полит, издат., 1968. - 30 с.
60. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз, 1961. - 223с.
61. Игнатьев Е.И., Лукиных Н.С., Гролов М.А. Психология.-М.: Просвещение, 1965,-344с.
62. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под ред. Венгера JI.A., Дьяченко О.М. М.: Просвещение, 1989. - 127 с.
63. Калугин Ю.Е. Творческое воображение и его развитие. Челябинск.: ACT, 1989.- 156 с.
64. Кейр Ф. Воображение и различные формы его у ребенка. -СПб., 1912.
65. Кириллова Г.И. Реалистические тенденции в воображении у детей//Дошк. воспитание. 1981. -№ 12. - С.45-47.
66. Кириллова Г.И. О воссоздающем воображении // Дошк. воспитание. -1969. -№ 12.-С. 50-54.
67. Кириллова Г.И. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве //Дошк. воспитание. 1978. -№12. - С. 63-68.
68. Кириллова Г.И. Развитие воображения у младшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. псих. наук. -М., 1971.
69. Колесов Д.В., Соколов E.H. О психофизиологии творчества. // Пси-хол.журн. 1992 - Т. 13, №6. - С.43 - 53.
70. Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста //Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры: Межвуз. сб. научн. тр. Шуя, 1994. - С. 1-18.
71. Коффка К. Основы психологии развития. Л., 1934. - 240с.
72. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника М.: Просвещение, 1996. -160с.
73. Краткий психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г. Яро-шевского. -М.: Политиздат, 1985. -431с.
74. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. М.: Просвещение, 1973. -288с.
75. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека// Вопр. психологии. 1995.- №3,-С. 113-120.
76. Левин В. А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. - 63 с.
77. Лиморенко В.А. Курс развития творческого мышления. Владивосток, 1997.-266с.
78. Лук А.Н. Психология творчества. -М: Наука, 1978. 96 с.
79. Люблинская A.A. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1965. - 363 с.
80. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. Перевод с немецкого,-М., 1911.-302с.
81. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987. -240с.
82. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. М.: Просвещение, 1978.-267с.
83. Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. М.: Знание, 1985. - 80с.
84. Мурошковская И.Н. Когда я стану волшебником. Рига.: Прогресс, 1994-238с.
85. Мухина B.C. Детская психология М.: Просвещение, 1985. - 272с.
86. Нейр Ф. Воображение и различные формы его у ребенка. СПб., 1912.
87. Некрасова Каратаева О., Осорина М.В. Психологическая природа детского творчества // Искусство в школе. - 1995. - №3. - С. 62 -66.
88. Немов P.C. Психология. В 3 кн.: Кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: Владос, 1995. - 512 с.
89. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества,-М.: МГУ, 1972. 155с.
90. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М.: Просвещение, 1978. -48с.
91. Новоявленская З.Н. Эстетическое отношение как один из индикаторов художественных способностей // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1993. - №2. - С.216 -220.
92. Нудельман М М. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей. М.: Просвещение, 1978. - 448 с.
93. Нудельман М.М., Швец З.И. О возможности управления образами воссоздающего воображения детей дошкольного возраста. //Экспериментальная психология и ее история. М., 1976. - С. 176-211.
94. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского и др. М, 1981. - 383с.
95. Общая психология /Под ред. A.B. Петровского М.: Просвещение, 1986. -464с.97.0всепян Г.Т. Развитие наблюдения у ребенка: Ученые записки ЛГПИ им. Герцена., Т. 18. Л„ - 1939.
96. Павлов И.П. Лекции по физиологии. М.: АПН СССР, 1952. - 491с.
97. Палагина H.H. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. -М.: Институт практической психологии, 1997. -136 с.
98. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Изд. центр "Академия", 2000. -512с.
99. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. -СПб.: Союз, 1997. 256с.
100. Поддьяков H.H. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопр. психологии. 1990. -№1 - С. 16-19.
101. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М.: АН СССР, 1963. -128с.
102. Пономарев Я. А. Проблемы психологии творчества. М.: Просвещение, 1972.-298 с.
103. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280с.
104. Попова О.М. Развиваем воображение дошкольника. Шадринск, 1996, -151с.
105. Попова О.М. Обучение детей творческому рассказыванию. Шадринск, 1992. - 31 с.
106. Потапов А.Б. Технология творчества. -М.: Педагогика, 1992. 439 с.
107. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. JI.: ЛГУ, 1946. -340с.
108. Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. М.: Наука, 1969. - 168с.
109. Психологические особенности развития творческих способностей ребенка. Челябинск: ACT, 1992. - 33с.
110. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983.-448с.
111. Психологический словарь. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1974. -534с.
112. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина. -М.: Просвещение., 1964. 352с.
113. Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение., 1965. - 295с.
114. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная/Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1990. - 224с.
115. Развитие воображения //Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, - 1998. - С.75-78.
116. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста. -Челябинск.: ACT, 1991. - 256 с.
117. Регицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: М.: ВЛАДОС, 1999. - 128 с.
118. Репина Т. А. Особенности воображения дошкольника при воспроизведении в рисунках образов сказки: Рукопись. М., 1956.
119. Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопр. психологии. 1959. - № 1. - С. 127-140.
120. Рибо Т. Творческое воображение М., 1901.
121. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: ВЛАДОС, 1996. 529с.
122. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.: Прогресс., 1990. - 192с.
123. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопр. психологии. 1990. -№1. - С. 164 -168.
124. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704с.
125. Рубинштейн С.А. Проблемы способностей и вопросы психологической теории//Вопр. психологии. -1960.-№3.-С.З-15.
126. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. /Под ред. Э. В. Померанцевой., С.И. Минсц. М.: Учпедгиз, 1959. - 578с.
127. Рыбакова М.М. Начальные формы творческого воображения детей дошкольного возраста на основе изучения детского словесного творчества. Реф. .канд. дисс. М., 1952.
128. Сапогова Е Е. Операции моделирования как условие развития воображения у дошкольников //Вопр. психологии. 1993. - №3. - С. 24-31.
129. Сапогова Е.Е. Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения // Вопр. психологии. 1990.-№6 - С.45-52.
130. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак: ГТсихол. анализ знаково символ. Деятельности дошкольника. - Тула.: Приок. кн. изд-во, 1993. - 262с.
131. Селли Д. Очерки по психологии детства. М., 1909.
132. Сеченов И М. Избранные произведения М.: Учпедгиз, 1953 - 336с.
133. Славина J1.C. Некоторые вопросы восприятия речи маленькими детьми //Дошк. воспитание. 1943. - № 12. - С. 45- 48.
134. Соколов Б.М. Русский фольклор. М.: Детская литература, 1930 - 374с.
135. Сорокин В.М. Формирование воображения у младших слабовидящих школьников: Дис. .канд. псих. наук. JL, 1987. -202 с.
136. Спенсер Г. Основания психологии. СПб., 1976. - 315с.
137. Степанов К. Волшебные сказки братьев Гримм //Дошк. воспитание. -1998. №12. - С.75-77.
138. Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов н/Д: "Феникс", 1997. -736с.
139. Страунинг A.M., Страунинг М.А. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж.Родари "Грамматика фантазии". Ростов - н/Д.: "Феникс", 1993.-200с.
140. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. -М.: Педагогика, 1973. 367 с.
141. Страхов И.В. Психология творчества. Саратов, 1971. - 78 с.
142. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1997. -235с.
143. Талызина Н.Ф. Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования //Вест. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1992. - №4. - С. 18- 26.
144. Творческие игры в детском саду Октябрьск, 1999. - 45 с.
145. Урусова Э.К. Развитие воображения дошкольников в процессе слушания сказки: Рукопись. -М., 1954. -178 с.
146. Ушакова О.С., Смирнова Е. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошк. воспитание. 1987-№12-С.16-19.
147. У шине кий К. Д. История воображения // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2./ Под ред. А.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974.-С. 347-356.
148. Ушинский К.Д. О нравственных элементах в воспитании. М., АПН РСФСР, 1948.-470 с.
149. Форман И.П. Воображение в структуре познания М.: Перес - центр, 1994.- 166с.
150. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Свердловск, 1990. - 178с.
151. Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве.: Автореф. канд. дисс.-JI., 1945.
152. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. - 456 с.
153. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. -448с.
154. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Просвещение, 1995. -466с.
155. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации. Екатеринбург.: АРД ЛТД, 1996. - 319с.
156. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. H.A. Ветлугиной. -М.: Просвещение, 1974. 175с. сил.
157. Художественное творчество и ребенок /Под ред Н.А.Ветлугиной. М: Педагогика, 1972 - 287с.
158. Цымбулов В.И. Детский рисунок и развитие воображения //Искусство и образование. 1999. - №2(8). - С.20-24.
159. Чернышевский Н.Г. Об искусстве. М.: АПН СССР, 1950. - 292 с.
160. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Сов. писатель, 1960. - 375с.
161. Чуковский К.И. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 1. М.: Худ. литература, 1965.-735с.
162. Шато Ж. Реальное и воображаемое в игре ребенка. Париж, 1946. -280с.
163. Шрагина Л.И. Логика воображения. Одесса: Полис, 1995. - 111 с.
164. Штерн В. Психология раннего детства М., 1922. - 136 с.
165. Эльконин Д.Б. Детская психология М.: Учпедгиз, 1960. - 328с.
166. Якобсон П.М. Опыт изучения действий о воображении предметами. -М.: Просвещение, 1986. 345 с.
167. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1956. - 238с.
168. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии// Вопр. психологии. 1985 - №6. - С. 14-26.
169. Bettelheim, Bruno. Kinder Brauchen Maerchen (Aus dem Amer. Von L. Mickel und B.Weitbrecht. -18. Auf 1. Muenchen: Deutscher Taschenkunh Verl., 1995. -3955. -Bibl.: s.384-395.
170. Bloom, Clive. Reading Poe. Reading Freud: The Romantic Imagination in Crisis. Houhd - mills ets.: Macmillan Press, 1988, -138 p.
171. Buler Charlotte. From birth to maturity. An outline of the psychological development of the child. 1935/
172. Garvay C. Play. Cambrige (Mass): Harvard University Prass., 1977(P.41 -51).
173. Griffiths R. Imagination in early childhood. London: Kegan Raul, 1935.
174. Guilford I. P. The Nature of Human intelligence.- N.J., 1967.
175. Jvic J. D. Covek kao animal symbolicum. Rasvoy sumbjlickik sposobnosti. Beograd. Nolit, 1978.
176. Klinger E. Structure and Funktions of Fantasy. New York London, 1971.
177. Picknett, Lynn Frights of fancy?: 100 years of paranormal experiances. -London: Ward Lock, 1987. 124 p.: IM. -Bill.: p.124.
178. Rogers К. Toward a More Humanistik Science of the Person I I Journal of Humanistic Psychology. 1985. - N 4. P. 7 - 24.
179. Taylor C.W., Barron F. (eds). Scientific Creativity: Its Recognition and Development. N.J., 1963.
180. Torrance E.P. Education and Creative Potential. Minneapolis, 1963.
181. Zdenek, Marilee. The right brain experience: An intimate program to free the powers of your imagination. - London: Corgi Books, 1985. - 9, 272p-Bibl.: p 264-264.
182. Резерв успеха -творчество Leistungs - M., 1989.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.