Проблемы сохранения культуры казахского населения в полиэтничном провинциальном городе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Койше, Кенесар Куанышевич

  • Койше, Кенесар Куанышевич
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2008, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 173
Койше, Кенесар Куанышевич. Проблемы сохранения культуры казахского населения в полиэтничном провинциальном городе: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Тюмень. 2008. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Койше, Кенесар Куанышевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ 14 НАСЕЛЕНИЯ В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ

1.1. Провинциальный город как объект социологического 14 исследования

1.2. Системный подход к исследованию культуры

1.3. Культура казахского населения: ретроспективный анализ

ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЯЗЫКОВЫХ 57 ПРОЦЕССОВ В КУЛЬТУРЕ КАЗАХСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА

2.1. Разработка методики исследования культуры казахского 57 населения в провинциальном городе

2.2. Социокультурные процессы в жизнедеятельности казахского 77 населения в провинциальном городе: результаты социологических исследований

2.3. Влияние языковых факторов этнического самосознания на 102 развитие культуры казахского населения в провинциальном городе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы сохранения культуры казахского населения в полиэтничном провинциальном городе»

Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертационного исследования обусловливается возрастающей межэтнической напряженностью в различных поселенческих структурах современной России. Возрастает она, с одной стороны, в связи с опасностями этнонигилизма, проявляющегося в забвении национальных корней, некритическом следовании идее о примате «общечеловеческих» ценностей, и этноцентризма, с другой стороны, заключающемся в следовании национальной исключительности и национального превосходства. Обе эти тенденции характерны для, поселенческих структур, но с особой остротой проявляются в провинциальных городах России.

Сегодняшняя ситуация в России представляет собой сложный период во всех отношениях, в том числе и в* отношении поиска форм «соседствования» различных этносов и наций на территории многонационального региона, каковым является Тюменская область. «Парад суверенизации», стремление самоидентифицироваться, т.е. почувствовать себя причастным к какой-либо группе, найдя в ней «похожие миры» стали следствием национальной политики советского периода, когда под лозунгом интернационализма осуществлялась практика ассимиляции. В противовес сказанному современная реальность все больше напоминает политику национальной изоляции, т.е. национальные группы консолидируются на уровне общественных и религиозных объединений, используя различные каналы для пропаганды и развития собственной культуры (органы государственной власти, систему образования, СМИ и др.). Это относится и к представителям казахского этноса.

Тюменская область после распада СССР стала пограничной территорией России с Казахстаном. В последние годы социальная и политическая ситуация привела к появлению еще новой национальной и социально незащищенной группы из числа казахского населения — вынужденных переселенцев и мигрантов. За последние годы в малых городах Ялуторовске, Ишиме, Заводоуковске появилось не специфическое явление — волна миграции из пограничного Казахстана. Переселенцев привлекают близость к исторической родине и сходные условия жизни.

Современные провинциальные города Ялуторовск, Ишим, Заводоуковск, как и многие другие небольшие города России, находится в сложной социально-экономической ситуации. Значительно снизились объемы деятельности промышленных предприятий указанных городов, численность занятых на предприятиях. В городах сложилась непростая социальная обстановка, связанная с безработицей, с трудностями трудоустройства молодежи.

Появление новой волны миграции, вхождение переселенцев из Казахстана в административные структуры, их попытка создания культурного центра в Ялуторовске вызвала конфликтную1 ситуацию в городе. Ситуация обострилась настолько, что на последних выборах некоторые кандидаты пытались заручиться поддержкой населения' с помощью лозунгов против переселенцев из Казахстана. Подобная проблема ощущается до настоящего времени.

На протяжении многих десятилетий приезжие или переселяемые в Ялуторовск и другие исследуемые города являлись открытыми для новых идей,, новых знаний. Для них был характерен климат интегрированного восприятия пребывающих переселенцев.

В связи с этим исследование проблем национального развития и родных языков казахов, проживающих в условиях провинциально полиэтничного города, представляющего существенный аспект их культуры, является актуальным для перспективного развития изучаемых социально-этнических групп. Поэтому в настоящее время, когда сложные социально-экономические и политические процессы повлияли на современное состояние представителейказахского населения, необходимо переосмыслить их место и роль в общественном развитии, разработать механизм дальнейшего сохранения и развития культуры казахов, учитывающей особенности их этнокультур. Механизм должен быть направлен не только на развитие национальных культур переселенцев, но и на понимание жителями провинциального города специфики другой национальной культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Приоритет в изучении* проблем развития казахов- принадлежит историкам и этнографам. Среди имеющихся исследований следует выделить работы Аристова H.A., Броневского С.Б., Завалишина И.И., Красовского М., Крафта И.И., Словцова И.Я., Шнэ В. Их работы, посвящены описанию особенностей быта казахов, мифологии и языка, их материальной и духовной культуре. Казахский фактор в жизни Сибирского ханства отражен в трудах Жигарева С., Карамзина Н.М., Карновича, Миллера Г.Ф., Семенова В.П., Фишера И.Э.

Значительное влияние на формирование авторской, концепции оказали труды исследователей мифа Л'.Брюля, Э.Кассирера, А.Косарева, А.Ф.Лосева, К.Леви-Стросса, Б.Малиновского, Э.Б.Тайлора, С.А.Токарева, А.П.Элькина [156, 157, 161], а также классиков западной социологии, культурологии, антропологии и этнологии В.Вундта, Э.Дюркгейма, Э.Кассирера Л.Леви-Брюля, М.Мид, Э.Тай лора, Дж.Фрэзера, М.Элиаде.[55, 82, 156, 157]

Рассмотрение культуры с точки зрения религиозной метафизики представлено именами философов Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка и» др. [23, 28, 175] В случаях, когда появлялась необходимость воссоздать представления человека о мире во всей целостности и полноте, термин« возникал в рамках культурологических, мифологических, психологических концепций.

Системный подход к рассмотрению культуры широко применялся в исследованиях М.С.Кагана. [76] Этнические аспекты современного культурного процесса широко освещены в отечественной и зарубежной литературе. Различные аспекты взаимодействия общечеловеческого и этнического в культуре исследуются в работах Барбаковой К.Г., Бакштановского В.И., Джунусова М.С., Катоженкова Г.Г., Кондакова В.А., Попкова Ю.В., Хайруллиной Н.Г., Хамзиной Г.Р. [18, 178-185]

Этнические аспекты современного культурного процесса получили широкое освещение. в отечественной литературе. Изучению особенностей этнических культур посвящены работы Арутюнова С.А., Козлова В.И., Маркаряна Э.С., Мкртумяна Ю.И., Сусоколова A.A., Тишкова В.А., Токарева С.А., Шендрика А.Н. [13, 88, 111, 117, 161, 192, 193] различные аспекты взаимодействия ощечеловеческого и этнического в культуре исследуются в работах Джунусова М.С., Климова С.Г., Козина В., Мархинина В.В., Попкова, Ю.В., И.В.Удаловой, Харамзина Т.Г. [85, 112, 113, 133, 186]

Важное значение для диссертанта имели труды философов, социологов и экономистов, в которых проанализированы социальные аспекты жизнедеятельности казахов в тесной связи с материальными. Интересный фактический материал и обобщения содержат работы Амировой A.A., Ахметовой Ш.К., Басина В.Я., Бекмахановой Н.Е., Дусалина К.К., Мендикулова Г.М., Хвостовой Г.И., Узакбаева С.А., Шалгинбаевой С.Х. в которых рассматриваются • социально-экономические проблемы жизнедеятельности казахского населения, в том числе миграционные процессы. [16, 17, 21, 22, 171, 191]

Современные социально-территориальные проблемы российского общества, в т.ч. имеющие контекст «центр - регионы», представлены в работах Гранберга А.Г., Гафурова И.Р., Доленко Д.В., Пробста А.Е., Рязанцева И.П., Рыбаковского Л.Л., Сигаревой Е.П., Симагина Ю.А., Хасаева, Г.Р., Хайруллиной Н.Г. За последние годы имеются определенные достижения* в исследовании российской провинции, в том числе с использованием дихотомических пар «центр — провинция», «столица — провинция» / «столичность - провинциальность» (Дахин A.B., Ильяев С.С., Инюшкин Н.М.,

Каган М.С., Каганский В.Л., Наумов С.Ю., Иелипенко A.A., Плюсин Ю.М., Пирогов С.В., Яковенко И.Г. и др. [48, 69; 76, 77, 129, 131]).

Подход к проблеме изучения языка как основы сохранения культуры казахского населения с позиций одной из областей знания мало оправдывает себя. Решение- этой проблемы возможно при междисциплинарном: подходе; , основанном на системном анализе с привлечением концептуального аппарата социологии, философии, культурологии; этнографии, истории и других дисциплин. Такой подход реализуется в работах Барбаковой K.F., Каврилюк В.В., Голенковой ЗХ, Иконниковой С.Н., Кагана М.С., Когана JI.H., Кравченко А.И;, Лапина Н.И., Лисовского В.Т., Мансурова В.А., Силина А.Н., Симонова СЛ., Токарской! HiM:, Тощенко Ж.Т., Уледова А.К., Шалина В.В., Шендрика А.И. и др. [20, 76, 86, 144, 166, 192, 195]:

В процессе изучения1 культуры: казахского' населения; сформировались целые научные, направления, школы, но до сегодняшнего дня единой, концепции, не сложилось. Вместе с тем;, анализ состояния; исследований! проблемы, показал, что накоплен;: обширный: материал, касающийся: различных проблем их жизнедеятельности;. Формируется потребность в интеграции: и, обобщении достижений социальных наук и- особенно1 в усилении мировоззренческо-методологического компонента исследований^ Это требует переосмысления: методологических приоритетов; социально-философских оснований и социологических ориентиров в исследовании проблем развития? культуры казахского- населения; проживающего? в условиях провинциального! полиэтничного города;

Вопросы, культуры, истории, и этнографии казахов всегда привлекали' внимание отечественных и зарубежных ученых. В последние* десятилетия в связи с приобретением статуса1 самостоятельного государства из Республики Казахстан и миграцией русского и казахского населения за пределы региона: значительно больше: уделяется внимание экономическим и этнополитическим; проблемам и гораздо меньше этнокультурным. Между тем исследование этнической культуры казахов, а также культуры диаспор казахского населения, как неотъемлемой части духовной культуры современного человечества, вопросов сохранения родного языка имеет исключительно важное научно-теоретическое значение.

Для российской социологической науки проблематика поиска новых путей и этапов формирования культуры казахских диаспор, проживающих в полиэтничном провинциальном городе, является достаточно новой. Вместе с тем отдельные аспекты исследуемой проблемы в той или иной мере изучались ранее философами, социологами, культурологами, экономистами. В исследованиях подобного рода не предпринималось попыток раскрыть содержание и роль этнической культуры, родного языка как основы сохранения и развития культуры казахского этноса, проживающего в условиях провинциального полиэтничного города. Обращение к практике функционирования духовной, культуры исследуемых этносов дает не просто материал к размышлению о развитии современной культуры, но и определенное практическое руководство к действию.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью разработки научной базы формирования приоритетов дальнейшего сохранения и развития культуры казахского населения, дальнейшего развития исследуемого этноса в условиях провинциального полиэтничого города. Данное обстоятельство предопределяет актуальность темы диссертационного исследования.

Цель - разработать прогнозную модель и механизм сохранения культуры казахского населения как основы перспективного развития исследуемых этносов в условиях провинциального города.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. провести теоретическое уточнение и операциональную интерпретацию основных категорий «культура», «провинциальный город»;

4 1

2. раскрыть содержание этнического самосознания провинциального городского населения; идентифицировать их ценностные ориентации в реформируемом полиэтничном обществе';

3. исследовать межэтнические отношения; выявить основные черты межэтнических взаимодействий; определить группы причин, вызывающие напряженность в отношениях, между населением провинциального города;

4. определить особенности языковой ситуации, складывающейся у представителей казахских диаспор в условиях проживания вне исторической родины;

5. разработать систему мониторинга социокультурной ситуации в провинциальном городе, определить используемые индикаторы для ее измерения;

6. разработать, прогнозную модель и предложить мероприятия' по развитию культуры казахского1 населения; проживающего в провинциальном-городе.

Объект исследования. - казахи, проживающие в провинциальном полиэтничном городе:

Предметом исследования выступает культура представителей казахского населения, проживающих в полиэтничном провинциальном городе.

Гипотеза исследования. Предполагается, что благоприятные пограничные и региональные отношения между Россией и^ Казахстаном способствуют развитию двусторонних отношений, повышению благосостояния населения обеих государств, гармонизации межэтнических отношений, что-способствует развитию культуры казахского населения; проживающего в. полиэтничном провинциальном городе.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Выбор методологии обусловлен рядом намеченных задач и поставленной целью. Наиболее эффективным для подобного рода исследования представляется системный подход, позволяющий рассматривать изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных элементов, функциональные отношения между которыми помогает выявить метод структурного анализа.

Основу исследования составили философские, социологические и культурологические труды отечественных и зарубежных ученых, обосновавших наиболее общие закономерности культурных процессов, их историческую обусловленность, зависимость от природно-климатических особенностей среды, этнических, религиозных и других особенностей, этносов. Автор руководствовался социологическими теориями этничности, классическими и современными теориями системного анализа, логического моделирования этнокультурного развития с учетом исторического, социологического и регионального аспектов, применяя монографический и статистический методы.

Выделяя в качестве объекта и предметной стороны исследования этносы и культуры, автор использовал теорию Л.Н.Гумилева.

Эмпирическая база и методы исследования. В эмпирическую базу работы вошли:

- записки русских и иностранных исследователей Сибири, Прииртышья, справочные и библиографические издания;

- законодательные акты Тюменской области и Республики Казахстан, обеспечивающие правовые основы этнокультурного и социально-экономического развития казахского населения; извлечения из общего законодательства, касающиеся данных вопросов;

- данные областного и окружного органов статистики по социально-экономическому развитию казахского населения;

- вторичный анализ материалов исследований отечественных и региональных социологов по изучаемой проблематике;

- результаты авторских социологических исследований. I I

Основные этапы авторских эмпирических исследований

На первом этапе исследования (2005 г.) для исследования позитивных и негативных тенденций формирования культуры казахских диаспор, проживающих на юге Тюменской области был проведен анкетный опрос, в котором приняло участие 177 человека, среди них 73,0% мужчин, 27,0% женщин. Вхфере обслуживания заняты - 5,3%; респондентов; культуры — 2,3%; дошкольного и школьного образования — 4,1%; здравоохранения — 8,8%; в органах власти — 3,5%; на транспорте — 9,4%; в строительстве — 1,1%; системе связи — 4,7%; коммерческих структурах — 1,7%; в сельском хозяйстве — 14,1%. Кроме того, среди опрошенных 7,6% составили студенты, 4,7% - пенсионеры, неработающие составили 11,1% от общей численности опрошенных

На втором этапе исследования (2006 г.) изучались ценностные ориентации населения полиэтничного провинциального города. Для этого представители казахского населения отвечали на вопросы двух тестов:

- культурно-ценностных ориентаций (Тест Л.Г.Почебут);

- опросника адаптации личности к новой социокультурной среде (Тест Л.В.Янковского).

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием параметрических и непараметрических методов в зависимости от параметров распределения вариационных рядов с использованием статистического пакета SPSS 7.5.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

1. Проведено теоретическое уточнение и операциональная интерпретация основных категорий «культура», «провинциальный город».

2. Раскрыто содержание этнического самосознания провинциального городского населения; идентифицированы их ценностные ориентации в реформируемом полиэтничном обществе

3. Исследованы межэтнические отношения; выявлены основные черты межэтнических взаимодействий; определены группы причин, вызывающие напряженность в отношениях между населением провинциального города;

4. На основе социологической диагностики определены особенности языковой ситуации, складывающейся у представителей казахских диаспор в условиях проживания вне исторической родины; доказано, что язык остается на обозримую перспективу основой сохранения казахским населением традиционной культуры и образа жизни, что в значительной степени обусловливает их дальнейшее развитие в условиях полиэтничного провинциального города.

5. Разработана система социологического мониторинга для исследования изменений, происходящих в культуре казахского этноса в условиях, полиэтничного провинциального города.

6. Разработана прогнозная модель и мероприятия по развитию культуры представителей казахского населения, обеспечивающей дальнейшее их развитие в условиях полиэтничного провинциального города; сформулированы мероприятия по развитию культуры казахского населения, проживающего в1 провинциальном городе.

Теоретическая значимость работы обусловлена новизной и заключается:

- в разработке подхода к исследованию традиционной культуры в условиях полиэтничного провинциального города;

- в получении данных для развития таких перспективных научных направлений, как социология духовной жизни, социальная культурология, региональная социология и этносоциология.

Практическая значимость результатов исследования состоит в использовании его материалов в региональных программах развития традиционной культуры казахского населения и вовлечении их в позитивную жизнедеятельность региона.

Результаты исследований апробированы и включены в преподавание учебных курсов по этнографии, истории религий для студентов Тюменского государственного нефтегазового университета, а также могут быть рекомендованы другим российским вузам и средним учебным заведениям для проведения общих и спецкурсов по этносоциологии, этноконфликтологии, этнополитологии.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику.

Процесс и результаты исследования на различных его этапах сообщались и обсуждались в Тюменском государственном нефтегазовом университете, на региональных, российской и международной конференциях.

Международная конференция: «Теория и практика исследования процессов рыночных преобразований в странах ближнего зарубежья» (Тюмень - Павлодар, 2004 г.).

Всероссийская конференция: «Духовно-нравственный потенциал России: связь поколений (IV Рождественские образовательные чтения)» (Тюмень, 2005 г-)

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии и приложений. Основное содержание работы изложено на 156 страницах, некоторые результаты представлены в виде таблиц и графиков. Библиография содержит 211 наименований источников литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Койше, Кенесар Куанышевич

1. Проведено теоретическое уточнение и операциональная интерпретация основных категорий «культура», «провинциальный город».2. Раскрыто содержание этнического самосознания провинциального городского населения; идентифицированы их ценностные ориентации в реформируемом полиэтничном обществе

3. Исследованы межэтнические отношения; выявлены основные черты межэтнических взаимодействий; определены группы причин, вызывающие напряженность в отношениях между населением провинциального города;

4. На основе социологической диагностики определены особенности языковой ситуации, складывающейся у представителей казахских диаспор в условиях проживания вне исторической родины; доказано, что язык остается на обозримую перспективу основой сохранения казахским населением традиционной культуры и образа жизни, что в значительной степени обусловливает их дальнейшее развитие в условиях полиэтничного провинциального города.5. Разработана система социологического мониторинга для исследования изменений, происходящих в культуре казахского этноса в условиях полиэтничного провинциального города. Предложены индикаторы, которые вошли в систему социологического мониторинга, к ним относятся: Удельный вес лиц, владеющих родным языком.Удельный вес лиц, выполняющих национальные обычаи и обряды.Удельный вес лиц, использующих в быту предметы национальной утвари.Удельный вес лиц, пользующихся национальной одеждой.Удельный вес лиц, считающих себя верующими.Удельный вес лиц, состоящих в однонациональных браках.Удельный вес лиц, владеющих традиционными навыками.7. Разработана прогнозная модель и мероприятия по развитию культуры представителей казахского населения, обеспечивающей дальнейшее их развитие в условиях полиэтничного провинциального города; сформулированы мероприятия по развитию культуры казахского населения, проживающего в провинциальном городе. Основная цель предложенной модели является дальнейшее развитие культуры представителей казахской диаспоры. Среди задач формулируются следующие: Сохранение представлений о единстве происхождения и групповых характеристик.Сохранение основных черт национальной самобытности своего народа (язык, культура, традиции, сознание и др.) и их развитие.Поддержание, развитие и укрепление духовной культуры своего народа.Культивирование национальных традиций и обычаев.Поддержание связей со своей исторической родиной.Взаимопроникновение и усвоение опыта представителей всех культур, проживающих в провинциальном городе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Койше, Кенесар Куанышевич, 2008 год

1. Повышение квалификации учителей казахского языка исследуемых городов и оказание практической помощи обществу казахов «Жулдыз» в возрождении культуры, традиций и языка народа.

2. Обобщение и распространение опыта работы школы национального возрождения г. Петропавловска, оказание методической работы в создании подобного учебного заведения в Ялуторовске.

3. Проанализировать перспективы создания локальных туристских центров на базе исторических населенных мест и форм вовлечения местных жителей в сферу туристского обслуживания.

4. Оценить возможности привлечения инвестиционных средств для развития турмаршрутов, посвященных объектам историко-культурного наследия этнокультурного сообщества (казахов).

5. Разработать план мероприятий по восстановлению и сохранению культурных ландшафтов и традиционных форм живой культуры (жилищных и хозяйственных комплексов, промыслов, ремесел, ярмарок, праздников и т. п.).

6. Разработать информационное обеспечение (популяризацию) объектов историко-культурного наследия этнокультурного сообщества (казахов).ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7. Проведено теоретическое уточнение и операциональная интерпретация основных категорий «культура», «провинциальный город».

8. Раскрыто содержание этнического самосознания провинциального городского населения; идентифицированы их ценностные ориентации в реформируемом полиэтничном обществе

9. Исследованы межэтнические отношения; выявлены основные черты межэтнических взаимодействий; определены группы причин, вызывающие напряженность в отношениях между населением провинциального города;

10. Аберкромби Н. Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь: Пер. с англ. И.ГЛсавеева /Под ред. С.А.Ерофеева. 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: ЗАО «Издательство» «Экономика», 2004. - 620 с.

11. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. Ставрополь, 1994. - 47 с.

12. Акбаева Мусульманские традиции и обряды в современном Казахстане //Евразийское сообщество. 1997. - №2. - С. 221-229.

13. Акимбеков С. Этнический парадокс //Континент. — 2001. №9.

14. Акишев К. Истоки культуры казахов //Казахстанская правда. 2001. -18 апреля.

15. Алишина Х.Ч. Боль моя и радость — язык сибирских татар. Тюмень: Софт-дизайн, 1994. - 48 с.

16. Амирова A.A. Маргинализация казахстанского общества (социальный аспект) //Саясат. -2001. №10-11. - С. 60-65.

17. Андерсон Бенедикт. Воображаемые сообщества (размышления об истоках и распространении национализма). М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково Поле, 2001 -288 с.

18. Андреев ИГ. Описание Средней орды киргиз-кайеаков. Алматы, 1998.-С. 38, 108-109.

19. Аренов М.М., Колмыров С. Тенденции развития современных этносоциальных отношений в Казахстане (1-я часть) //Саясат. 1997. - №5.

20. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма //Этнографическое обозрение. 1993. - № 4. - С. 41-56.

21. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1983.-243 с.

22. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание //Социологические исследования. — 1990. -№7. С. 42-50.

23. Ахиезер А. Культурные основы этнических конфликтов //Общественные науки и современность. 1994. - №4. - С. 115-127.

24. Ахметова Ш.К. Правовая регламентация статуса казахов Прииртышья во второй половине XVIII — начале XIX века /Казахи Омского Прииртышья: история и современность /Отв. ред. Ш.К.Ахметова, Н.А.Томилов. — Омск: Издатель-Полиграфист, 2007 —С. 6-13 с.

25. Ахметова Ш.К. Этническое в соционормативной культуре казахов Западной Сибири //Отан тарихы. 2001. - №1. - С. 113-118.

26. Бакштановский В.И., Согомонов А.Ю. Конфликт инновации и традиции: дилеммы, ценностные суждения, выбор: По материалам экспертных исследований в Тюменском регионе. Тюмень, 1990. — 98 с.

27. Баллер Э.А. Культура. Творчество. Человек. М.: Наука, 1970. - 286 с.

28. Барбакова К.Г., Барбаков О.М., Гаврин A.C., Костко H.A. Искусство управления городом: социальные эксперименты на виртуальном пространстве. -Курган, 2005.-270 с.

29. Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XVI-XVIII вв. Алма-Ата, 1971,-С. 246-247.

30. Бекмаханова Н.Е. Формирование многонационального населения Казахстана и Северной Киргизии. Последняя четверть XVIII 60-е гг. XIX вв. -М., 1980.-С. 139.

31. Бердяев H.A. Духовное состояние современного мира //Новый мир.1990. -№ 1.

32. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат,1991.-412 с.

33. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: очерки теории и истории. М.: Наука, 1981. - 390 с.

34. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 284 с.

35. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. — М.: Наука, 1987. — 333 с.

36. Булгаков С.Н. Избранные статьи. Соч. в 2-х т. — М.: Наука, 1993. Т. 2.-750 с.

37. Булекбаева С.Е., Тусупова М.М. особенности самосознания подростков //Педагогический вестник Казахстана. — 2004. №1. — С. 92-97.

38. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1993.-208 с.

39. Валеев Ф.Т., Томилов H.A. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск: Наука; Сибирская изд-ая фирма РАН, 1996. - 224 с.

40. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

41. Виндельбант В. Избранное. Дух и история.: Пер. с нем. М.: Юрист, 1995.-687 с.

42. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения //Этнографическое обозрение. 1998. -№ 4. - С. 3-26.

43. Вопросы методики этнографических и этносоциологических исследований. — М.: Наука, 1970. — 220 с.

44. В содружестве муз //Северный Казахстан. 2004.- 19 марта. - С.7.

45. Галлямов P.P. Многонациональный город: этносоциологические очерки /Р.Р.Галлямов. Уфа, 1996. - 230 с.

46. Гарифуллин И.Б. Очерки истории татарского населения Тюменской области. Тюмень: Тюменский издательский дом, 2000. - 219 с.

47. Гегель. Философия религии. В двух томах. М: Мысль, 1977. - 572с.

48. Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 1991. http://www.natahaus.ru/2007/02/22/gellnerJe nacii inacionalizm.html.

49. Государственный архив Омской области ГАОО. Ф. 366. On. 1. Д. 89. -л. 1-2.- 41. Гумилев JI. Н. Этногенез и биосфера Земли. JL: Наука, 1989. - 496 с.

50. Гумилев JI.H. Этносфера: История людей и история природы. — М.: Экопрос, 1993.-544 с.

51. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Издательство Ростовского университета, 1979. — 264 с.

52. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. — М., 1998.

53. Дамениа О.Н. Культура и ее национальные формы //Вопросы философии. 1981. - № 6. - С. 111-119.

54. Даржуман К.Б. Взаимовлияние народов России и Казахстана /Материалы международной научно-практической конференции «Взаимовлияние народов России и Казахстана». Павлодар: 111'ПИ, 2004. - С. 240-246.

55. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 2-е изд., исп.- М.: Книжный дом «Университет», 2002. 296 с.

56. Денисова Г.С. Социальная субъектность этноса (концептуальный подход). Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. гос. ун-та, 1997. - 40 с.

57. Досымбаева А. Феномен тюркской культуры. — Казахстанская правда.- 2001. 12 апреля.

58. Дробижева JI.M. Национальной самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития //Советская этнография. 1985. - №5. -С. 3-16.

59. Дробижева Л.М. Основные направления изучения национальных отношений. М.: Наука, 1979. - 220 с.

60. Духовная культура Сибири (проблемы межнациональных связей, философии, филологии и истории). — Тюмень, 1994. — 244 с.

61. Дюркгейм Э. Социология и теория познания //Хрестоматия по истории психологии. М: Изд-во МГУ, 1980. - С. 212-235.

62. Егенова А. Психологическая сущность некоторых обрядов в традиции казахского народа//Поиск. 1998. -№1.-С. 161-164.

63. Есенгалиева А.К. Этнический фактор социально-политического развития Казахстана //Саясат. 1998. - №6. - С. 28.

64. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1997. -591 с.

65. Жанбосинова А. Из истории казахских ремесел //Поиск. 1997. - №3. -С. 63.

66. Жандосов Ж. Об истоках казахского характера //Мысль. 1997. - №8. - С. 72.

67. Жапекова Г.К. Национальное самосознание казахской диаспоры Западной Сибири /Материалы международной научно-практической конференции «Взаимовлияние народов России и Казахстана». Павлодар: ПГПИ, 2004. - С. 290-295.

68. Забирова А. Теория этничности, нации и национализма. Историко-социологический обзор //Евразийское сообщество. 2001. - №2. - С. 72-79.

69. Задорожный И. Межэтнические взаимодействия при переходе к рынку //Общественные науки и современность. 1991. — № 6. — С. 95-107.

70. Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. — Ростов-на-Дону: издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. — 175 с.

71. Здравомыслов А.Г. Межэтнические конфликты на постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1996. - 286 с.

72. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. Т. 1. - М.: Юрист, 1996. - 670 с.

73. Из воспоминаний первого Омского областного начальника СБ. Броневского /Вст. статья, подготовка текста к публикации и комментарии A.B. Ремнева //Изв. Омск. гос. историко-краеведческого музея. Омск, 1999.-№ 7. -С. 293.

74. Изард У. Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах /Пер. с англ.; Под ред. А.Е.Пробст. — М.: Прогресс, 1966.

75. Инюшкин Н.М. Провинциальная культура: природа, типология, феномены. Саранск: Изд-во саранского университета, 2003. - 472 с.

76. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд. — М.: Логос, 2000. - 431 с.

77. Исакова Н.В. Культура народностей Севера: Философско-социологический анализ. — Новосибирск, 1988. — 240 с.

78. Исламшина Т.Г. Этнические ценности полиэтнического общества: социологический очерк. Казань: Тат. книж. изд-во, 1992. - 345 с.

79. Исхакова С.М., Валеев Ф. Сибирские татары: этнокультурные и политические проблемы возрождения. — М.: Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» Института этнологии и антропологии РАН. Документ №92. М., 1996. - 34 с.

80. Итоги Всероссийской переписи населения 2002: Стат.сб. в Х1-ти частях. Ч. III. Национальный состав населения в Тюменской области /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Тюмень, 2005. — 427 с.

81. Кабульдинов З.Е. Казахи Омской области: история заселения /Казахи Омского Прииртышья: история и современность /Отв. ред. Ш.К.Ахметова, Н.А.Томилов. Омск: Издатель-Полиграфист, 2007 - С. 68-82.

82. Каган М.С. Еще раз о взаимоотношении науки и искусства //Философские науки. 1979. - №2. - С. 37-46.

83. Каганский В.Л. культурный ландшафт и советское обитаемое пространство /В.Л.Каганский. -М.: Наука, 2001.

84. Казахская диаспора. Проблемы этнического выживания. — Алматы: Аталура, 1997. 224 с.

85. Казахская ССР: четырехтомная краткая энциклопедия /Гл. ред. Р.Н.Нургалиев. — Алма-Ата. Т. 4.: Язык, фольклор, литература, искусство, архитектура. 688 с.

86. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации /Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана 18 февраля 2005 года. — Петропавловск, 2005.-72 с.

87. Казахско-русские отношения в ХУШ-ХГХ вв. (1771-1867). Сб. документов и материалов. Алма-Ата, 1964. - № 84. — С. 96.

88. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре //Культурология. XX век. Антология. М: Юрист, 1995. - С. 104-163.

89. Кассирер Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы. //Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. - С. 163212.

90. Квасова И.И. Социология культуры: Учеб. пособие. М.: Изд-во РУДН, 2005.-182 с.

91. Климова С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации (80-е-90-е годы) //Социологические исследования. — 1995. — № 1. — С.59-72.

92. Коган Л.Н. Духовный потенциал провинции вчера и сегодня //Социологические исследования. 1997. - №4.

93. Козина В. Национальная структура населения //Мысль. — 2001. №8. -С. 85.

94. Козлов В.И. Проблематика этничности. // Этнографическое обозрение. 1995. - №4 - С.39-55.

95. Койше К.К. Влияние языковых факторов этнического самосознания на развитие культуры казахского населения в условиях диаспоры //Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. 2007. - № 4. - С.75-77.

96. Койше К.К. Межкультурные взаимодействия казахов: исторические и демографические аспекты /Менеджмент в социальной сфере. — Тюмень: Вектор Бук, 2005. Вып.7. С. 116-118.

97. Койше К.К. Социокультурные процессы в жизнедеятельности казахского населения в провинциальном городе: результаты социологических исследований /Менеджмент в социальной сфере. — Тюмень: Вектор Бук, 2008. Вып. 10.-С.85-90.

98. Койше К.К. Теоретические основы изучения конфликтов в организации /Менеджмент в социальной сфере. Тюмень: Вектор Бук, 2006. Вып. 8. - С. 95-98.

99. Козыбаев М.К. Степная цивилизация и ее уроки //Абай. 1998. - №4. — С. 1-5.

100. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1994.

101. Копубаева А. Волшебные краски Казахстана //Национальные культуры региона. Научно-методический и репертуарно-информационный альманах. 2004. - №3. - С. 16-20.

102. Кравченко А.И. Социология: Учебник. — М.: ООО «ТК Велби», 2003. — 536 с.

103. Крафт И.И. Сборник узаконений о киргизах степных областей. -Оренбург, 1898. С. 89-90.

104. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. М.: Экзамен, 2002. - 448 с.

105. Кто же мы сейчас казахи?: Абдижамил Нурпеисов о времени и о себе //Новое поколение. 2002. - 19 апреля.

106. Кукашев Р.Ш. К образу лебедя в казахском шаманстве//Этнографическое обозрение. — 2002. №6. — С. 38-45.

107. Культурология XX в. Антология. М.: Юрист, 1995. - 257 с.

108. Культурология: Словарь. Изд. 2-е. — М: Академический Проект, 2001.-672 с.

109. Культурология: Учебник /под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. — М.: Юрайт-Издат, 2005. 556 с.

110. Культурология традиционных сообществ: конкурсные работы молодых ученых /Отв. ред. М.Л.Бережнова. — Омск: Изд-во Омск, педагогическ. ун-та, 2002. — 194 с.

111. Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск: Изд-во Наука, 1991. — 240 с.

112. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология /Под общ. ред. Велика A.A. — М.: Смысл, 2001. 555 с.

113. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. — М.: Республика, 1994. — 431 с.

114. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания (Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала). СПб.: Тип. им. Котлякова, 1994. — 288 с.

115. Мархинин В.В., Удалова И.В. Этнос в ситуации выбора будущего: по материалам социологического исследования образа жизни хантов, ненцев,манси Нижневартовского района Ханты—Мансийского автономного округа. — Новосибирск: Наука, 1993. 203 с.

116. Масионис Дж. Социология. 9-е изд. М., 2004. - С.728-729.

117. Межуев В.М. Культура как проблема философии //Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - 13 с.

118. Моргун П. Жить в мире или сосуществовать //Тюменские известия. — 2003. 1 октября.

119. Мулдахметова Ж. Межэтнические отношения в Казахстане в период независимости. Историография проблемы //Отан тарих. — 2002. №3. - С. 138140.

120. Народы Западной и Средней Сибири: Культура и этнические процессы. Новосибирск: Наука, 2002. - 325 с.

121. Национальный состав и владение языками, гражданство. М.: ИИЦ «Статистика России», 2004. — 1130 с.

122. Некоторые показатели, характеризующие национальный состав населения Тюменской области. — Тюмень: Тюменский областной комитет статистики, 1995. 33 с.

123. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Интербук, 1990. - 301 с.

124. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. — М.: Прогресс, 1978.-С. 135-136.

125. Нурланова К. Свет обрядовых образов //Новое поколение. 1997. - 21 мая. - С. 11.

126. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1999.

127. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс //Вопросы философии. 1989. - № 4.-С. 80-82.

128. От Урала до Енисея (народы Западной и Средней Сибири). Кн. 1. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. 186 с.

129. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Город в пространстве культуры ив процессе урбанизации: методологические аспекты) //Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М., 1999.

130. Пинская империя и казахские ханства. Вторая половина XVHI первая треть XIX вв. - Ч. 2. - Алма-Ата, 1989. - С. 57.

131. Пирогов C.B. Социология города. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004.-208 с.

132. Платонов Ю.П. Этническая психология. — СПб.: Речь, 2001. 320 с.

133. Поппер K.P. Открытое общество и его враги: в 2 т. — М.: Междунар. Фонд «Культурная инициатива», 1992. 442 с.

134. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001. - 996 с.

135. Раздыков С.З. Формирование казахского населения Омского Прииртышья (по материалам XVIII-XIX веков) /Казахи Омского Прииртышья: история и современность /Отв. ред. Ш.К.Ахметова, Н.А.Томилов. Омск: Издатель-Полиграфист, 2007-С. 155-161 с.

136. Рамазанова Ф.С. Казахстанско-российские культурные связи: исторический аспект и современность /Материалы международной научно-практической конференции «Взаимовлияние народов России и Казахстана». — Павлодар: ПГПИ, 2004. С. 176-184.

137. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев: Ника-Центр, 1997. - 560 с.

138. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. М.: Республика, 1998.-413 с.

139. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности. М.: Логос, 19121913. Кн. 1-2. С.1-35.

140. Рыбаков С.Е. Этничность и этнос //Этнографическое обозрение. -2003. №3. - С.3-23.

141. Рябчикова З.С., Хайруллина Н.Г. Изучение этноязыковых процессов в северном регионе //Вестник Тюменского нефтегазового университета «Региональные социальные процессы». 2006. - №3. - С.97-100.

142. Сарсамбекова A.C. Языковые процессы у казахов Омска /Казахи Омского Прииртышья: история и современность /Отв. ред. Ш.К.Ахметова, Н.А.Томилов. Омск: Издатель-Полиграфист, 2007 - С. 187-192.

143. Сидоров А. Национальные традиции и право //Мысль. 1998. - №2. -С. 45.

144. Силин А.Н. Социокультурное развитие Тюменской области: особенности северного региона //Вестник СОАНВШ. — 1997. № 2. - С. 21-30.

145. Семенов B.C. Культура и развитие человека //Вопросы философии. -1982. №4.-С. 15-30.

146. Скворцов Н.Г. Этничность: социологические перспективы //Социологические исследования. 1999 - №1.

147. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М.Прохоров. М.: Сов. Энциклопедия, 1988. - 1600 с.

148. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество /Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

149. Сотрудничество в современных условиях //Северный Казахстан. -2004. 6 окт. - С.2

150. Социальная и культурная дистанции: Опыт многонациональной России /Отв. ред. Л.М.Дробижева. — М.: Ин-т социологии, 1998. 385 с.

151. Социокультурная ситуация в Тюменской области: исторический опыт и альтернативы выхода из кризиса. Свердловск: МКАУСП, 1991. - 117с.

152. Социология. Терминологический словарь / Ж.Ферреоль. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2003.- 160 с.

153. Суворов А. Социально-психологические факторы миграции населения Казахстана //Евразийское сообщество. — 2004. №4. — С. 119-124.

154. Сухарев А. И. Проблемы регионологии. Саранск, 2001. - С.37.

155. Тавадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. — М., 1998. 597 с.

156. Тадтаев Х.Б. Этнос. Нация. Раса. Национально-культурные особенности детерминации процесса познания /Под ред. С. И. Замогильного. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. — 248 с.

157. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск: Русич, 2000. - 624 с.

158. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - 573 с.

159. Татарова Г.Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях. -М., 2004. С.5.

160. Тоидис В.П. Этнонациональное самосознание как феномен культуры. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1999 - 252 с.

161. Тойнби А.Дж. Постижение истории. -М.: Прогресс, 1992. 736 с.

162. Токарев С. А. Ранние формы религии. М: Политиздат, 1990. - 622с.

163. Толымгажинова Г.А. Исторические аспекты традиции, культуры и быта казахов //История и культура Центральной Азии и Казахстана: Исследования молодых. — Алматы, 1998. С. 130-135.

164. Томилов H.A. Казахи Западно-Сибирской равнины в конце XVI — начала XX века /Казахи Омского Прииртышья: история и современность /Отв. ред. Ш.К.Ахметова, Н.А.Томилов. Омск: Издатель-Полиграфист, 2007. - С. 205-211 с.

165. Томилов H.A. Этническая история тюркоязычного населения ЗападноСибирской равнины конца XVI начала XX в. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992.-271 с.

166. Тоненкова М.М. Социология духовной жизни будущей России: Новый социологический вектор. М, Аст-Пресс, 2001 - 272 с.

167. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей, Юрайт, 1998. — 511 с.

168. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. — Новосибирск: Наука, 1988. — 225 с.

169. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. 440 с.

170. Тюменская область: общество и наука (социально-экономическое и этнокультурное развитие) /Под ред. В.К.Левашова, Н.Г.Хайруллина. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2005. - 778 с.

171. Узакбаев С.а. Казахская культура как часть мировой цивилизации //Казахская цивилизация. 2003. - №1. - С. 43-50.

172. Уледов А.К. К определению специфики культуры //Философские науки. 1974. - № 2. - С. 22-30.

173. Учебный социологический словарь. Издание 3-е, дополненное, переработанное. М.: «Экзамен», 1999. - 352 с.

174. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.

175. Франк C.JI. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 479 с.

176. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура: /Сборник. — М.: Ренессанс, 1992.-289 с.

177. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1986. -238 с.

178. Хайруллина Н.Г. Грани этнической идентификации //Социологические исследования. 2002. - №5. - С.121-125.

179. Хайруллина Н.Г. Динамика этносоциальных процессов на Тюменском Севере //Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник /Под ред. Ю.В. Попкова. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2000. - С. 97-101.

180. Хайруллина Н.Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. — 466 с.

181. Хайруллина Н.Г., Салихова А.Р. Динамика социокультурной ситуации на юге Тюменской области. — Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2004. 128 с.

182. Хайруллина Н.Г., Салихова А.Р. Межэтнические взаимодействия и этническое самосознание татар юга Тюменской области: традиции и инновации. Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. — 78 с.

183. Хаматханова М.А. Формирование и развитие культуры диаспор кавказских народов в регионе /Диссер. на соискание ученой степени канд.социол.наук. Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. - 165 с.

184. Хамзина Г.Р. Контексты изменений постсоветского российского общества.- Казань: Изд-во Казанского университета, 2005. — 244 с.

185. Хамзина Г.Р. Поселенческий фактор социальных изменений: Теоретико-методологический анализ /Г.Р.Хамзина. — Казань: Изд-во Казанск.ун-та, 2006. — 228 с.

186. Хорев Б.С. Территориальная организация общества (актуальныепроблемы регионального управления и планирования в СССР). М.:iПолитиздат, 1981.-280 с.

187. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие /Составители: Малетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин A.A. Отв. редактор Радугин A.A. М.: Центр, 1998. - 592 с.

188. Центральный государственный архив Республики Казахстан. Ф. 345. Оп. 2. Д. 158.-л. 19-19 об.

189. Чеснов Я.В. О социально-экономических и природных условиях возникновения хозяйственно-культурных типов //Советская этнография. 1970 - № 6. - С. 15-27.

190. Чешко C.B. Человек и этничность //Этнографическое обозрение. — 1994. №6 - С.35-49.

191. Шалгинбаева С.Х. Роль межличностных факторов в этнической идентификации у городских казахов // Отан тарих. — 2000. №3-4. - С. 146-149.

192. Шендрик А.И. Основы теоретической культурологии. Кн. 1. Становление и развитие идеи культуры в западной общественной мысли от античности до конца XX века. М.: СОЦИУМ, 1999. - 227 с.

193. Шендрик А.И. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. 519 с.

194. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход //Американская социология. Перспективы, проблемы, методы /Пер. с англ. М., 1972.

195. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. - 663 с.

196. Шпет Г.Г. Психология этнического бытия. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.-492 с.

197. Штомпка П. Социология социальных изменений /Пер. с англ. под ред. В.А.Ядова.-М.: Аспект Пресс, 1996.-416 с.

198. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное исследование цивилизаций /Пер. с англ. М., 1999. - С. 134-142, 324-329.

199. Энциклопедический словарь по культурологии. М.: Центр, 1997. -478 с.

200. Этика Севера: Экспертный потенциал. /Под ред. В.И.Бакштановского. Центр прикладной этики Президиума Тюменского научного центра СО АН СССР. Тюмень, 1991.

201. Этнические процессы в современном мире /Отв. ред. Ю.В.Бромлей. -М.: Наука, 1987.-446 с.

202. Этнические стереотипы поведения: Сб.ст. / Под ред. А.К.Байбурина. -Л.: Наука, 1985.-325 с.

203. Этногенез и этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий: Сборник научных трудов. Омск: ОмГУ, 1983. — 148 с.

204. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. — М.: Наука, 1988. — 222 с.

205. Этнокультурные процессы: методы исторического и синхронного изучения. — М.: Наука, 1982. — 242 с.

206. Этносоциология. Учебное пособие для ВУЗов / Ю.В. Арутюнян, JI.M. Дробижева, A.A. Сусоколов. Москва: АСПЕКТ ПРЕСС, 1999. - 272 с.

207. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. — Нальчик: «Эль Фа», 1999. - 329 с.

208. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / Отв. Ред. В.Н.Иванов. М.: Наука, 1987. - 245 с.

209. Cardoso F., Faletto Е. Depedency and Development in Latin America. -Berkeley, 1969.

210. Frank A.G. Capitalism and Underdevelopment in Latin America. N.Y., 1969.

211. Hechter M. Internal Colonialism: the Celtic fringe in British national development, 1536-1966. L., 1975.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.