Проблемы поэтики романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Марусова, Ирина Владимировна

  • Марусова, Ирина Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Смоленск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 192
Марусова, Ирина Владимировна. Проблемы поэтики романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Смоленск. 2007. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Марусова, Ирина Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.

§ 1. История создания «Капитанской дочки».

§ 2. Жанровая природа «Капитанской дочки».

§ 3. Проблематика.

§ 4. Образы персонажей.

§ 5. Художественное пространство и время.

§ 6. Фольклорная традиция в «Капитанской дочке».

§ 7. Язык и стиль «Капитанской дочки».

Выводы.

ГЛАВА 2. «МАТЕРЬЯЛ И СТИЛЬ»: «ИСТОРИЯ ПУГАЧЁВА»

И «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».

§ 1. История замысла произведения о Пугачёве.

§ 2. Матерьял и стиль: методика исследования.

§ 3. Образ Пугачёва.

§ 4. Осада Белогорской крепости.

§ 5. Этатическое начало.

Выводы.

ГЛАВА 3. КАРНАВАЛЬНАЯ ПОЭТИКА РОМАНА А. С. ПУШКИНА

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».

§ 1. Понятие карнавала и карнавализации.

§ 2. Карнавальная поэтика «Капитанской дочки» в исследованиях.

§ 3. Методика исследования.

§ 4. Карнавальная традиция в быту Пушкина.

§ 5. Вольный фамильярный контакт.

§ 6. Эксцентричность.

§ 7. Профанация.

§ 8. Карнавальная амбивалентность.

§ 9. Увенчание-развенчание карнавального короля.

§ 10. Пир.

§ 11. Игра.

§ 12. Приём qui pro quo.

§ 13. Особенности карнавального пространства.

§ 14. Специфика восприятия карнавальной традиции в романе «Капитанская дочка».

§ 15. Функции карнавальной поэтики в «Капитанской дочке».

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы поэтики романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка"»

Ю. Н. Тынянов писал: «Общее достижение литературной науки XIX и XX вв. по отношению к прозе Пушкина - это утверждение, высказанное ещё Шевырёвым и затем подтверждённое позднейшими исследователями, что пушкинская проза стоит особняком по своим стилистическим особенностям в современной Пушкину литературе» [1]. «Точность и краткость», смысловая насыщенность каждого элемента текста, вызывающая многочисленные споры по поводу интерпретации того или иного эпизода, сочетание иронии и философской глубины - эти особенности пушкинской прозы делают её уникальным явлением в русской литературе.

Капитанская дочка» занимает в творчестве Пушкина особое место. Это последнее завершённое и опубликованное при жизни прозаическое произведение поэта, «итог его идейных и творческих исканий» [2]. В романе отразились достижения пушкинской прозы, выработанные в предшествующие годы. «Капитанская дочка» воплотила в себе заветные мысли Пушкина о «судьбе человеческой, судьбе народной», о роли личности в истории, о диалектике случайного и закономерного в историческом процессе.

На протяжении двух веков «Капитанская дочка» привлекала внимание писателей, критиков и литературоведов [3]. По замечанию Г. П. Макогоненко, «каждая эпоха по-своему прочитывала последний роман Пушкина, выдвигала и решала проблемы, "подсказанные" временем» [4]. В настоящее время продолжается интенсивное изучение романа. Анализу «Капитанской дочки» посвящены монографии Макогоненко, Е. Н. Купреяновой, Е. Ю. Полтавец, отдельные главы в работах JI. С. Сидякова, Н. Н. Петруниной, Н. К. Гея, Н. JI. Степанова и других исследователей прозы Пушкина, множество статей. Первая глава диссертации содержит обзор достижений современного литературоведения в области изучения «Капитанской дочки». Мы выделяем основные проблемы, связанные с исследованием романа, и кратко характеризуем их отражение в научной литературе.

Однако, как отмечают исследователи, «в изучении творчества Пушкина 1830-х гг. сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, существует обширная литература, посвященная произведениям этого периода, интерес к нему является в пушкиноведении господствующим, и в то же время 30-е гг. всё ещё остаются наименее изученным отрезком творческого пути писателя» [5]. Ряд важных вопросов, связанных с изучением поэтики «Капитанской дочки», остаётся практически не затронутым. Исследователи ограничиваются указанием на отдельные аспекты проблемы. Необходимостью полного, всестороннего анализа проблем поэтики «Капитанской дочки», который может существенно дополнить представления о романе и художественной прозе Пушкина в целом, обусловлена актуальность и научная новизна диссертации.

По мнению Б. В. Томашевского, одной из основных черт пушкинского реализма, наряду с гуманистическими идеями и народностью, является историзм [6]. Неоднократно отмечалось, что Пушкин, одновременно создавая художественное и историческое произведения о пугачёвском восстании, по-разному использовал собранный в ходе работы документальный материал. Однако в литературе отсутствует систематический сопоставительный анализ «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки». Во второй главе диссертации мы проводим подобный анализ по трём тематическим направлениям, используя методику В. Б. Шкловского, разработанную им при изучении исторического романа Л. Н. Толстого. На основании полученных наблюдений сформулированы принципы, отражающие специфику трансформации исторического материала в художественной прозе Пушкина.

Некоторые особенности «Капитанской дочки», выявленные при сопоставлении исторического и художественного произведений, были отмечены рядом исследователей и интерпретированы как комические несообразности. Между тем, при ближайшем рассмотрении они представляют собой особую систему, возникшую в глубокой древности и получившую оформление в народных карнавальных празднествах античности и средневековья. В диссертации мы исследуем поэтику «Капитанской дочки» с точки зрения теории народной смехо-вой культуры. В третьей главе рассматриваются элементы карнавального обряда, выделенные Бахтиным и оказавшие влияние на поэтику «Капитанской дочки». Особое внимание мы обращаем на функции данных элементов в романе, а также на особенности восприятия карнавальной традиции в творчестве Пушкина.

Теоретическую базу исследования образуют труды В. Б. Шкловского, М. М. Бахтина, А. 3. Лежнева, Ю. Г. Оксмана, В. С. Баевского, Ю. М. Лотмана, Н. Н. Петруниной, Л. И. Вольперт, Л. С. Сидякова, Р. В. Овчинникова и ряда других исследователей творчества Пушкина.

Основными методами исследования, примененными в работе, являются сопоставительный и культурно-исторический методы. Методика исследования подробно описана в начале второй и третьей глав диссертации.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и уточнении представлений о поэтике итогового романа Пушкина «Капитанская дочка» и об особенностях художественной прозы Пушкина в целом. Полученные выводы вносят новый вклад в разработку теории карнавализации, т.е. отражения народной смеховой культуры в художественной литературе, и позволяют по-новому осознать место творчества Пушкина в историко-литературном процессе и его отношение к мировой литературной традиции.

Материалы исследования имеют практическую ценность и могут быть использованы при чтении лекций по истории русской литературы XIX века, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по изучению творчества Пушкина, жанровых особенностей русского исторического романа, карнавальной традиции в литературе Нового времени.

Диссертация состоит из трёх глав, введения и заключения. Содержание глав было охарактеризовано выше. Во введении ставится проблема исследования, обосновывается его актуальность и научная новизна, кратко характеризуется теоретическая база исследования, методологические основы и материал исследования. Заключение подводит итог диссертации и обобщает выводы каждой главы.

Проведённое исследование позволяет выявить ряд важных структурных особенностей художественной и исторической прозы Пушкина, по-новому взглянуть на связь прозы Пушкина с древней литературной традицией, восходящей к народным карнавальным празднествам.

Материалом исследования являются роман «Капитанская дочка» и «История Пугачёва». Тексты приводятся по изданию: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 17-ти т. M.-JL: Издательство АН СССР, 1938-1959.

В настоящее время осуществляется новое издание полного академического собрания сочинений Пушкина в 20 томах. Оно ставит своей задачей собрать и обобщить сведения, накопленные пушкиноведением за годы, прошедшие со времени выхода академического издания 1937 - 1959 годов. Заново проверены и пересмотрены тексты, учтены вновь обнаруженные автографы и копии, в ряде случаев происходит уточнение датировок. За исключением первого тома, заново написан комментарий. Издание в основном сохраняет прежний план, сочетая жанровый (по томам) и хронологический (внутри каждого тома) принципы.

Первый том, вышедший в 1999 г., содержит лицейские стихотворения 1813-1817 годов; второй том (2004 г.) - стихотворения 1817-1820 годов. Художественной прозе Пушкина по плану отводится 9-10 тома; «История Пугачёва» будет включена в 14 том.

В данный момент наиболее достоверным и выверенным научно остаётся указанное издание. В дальнейшем при ссылках на него мы будем указывать в круглых скобках номер тома (римскими цифрами) и номер страницы (арабскими цифрами).

Основная часть диссертации изложена на 156 страницах. 21 страницу занимают примечания, 15 страниц - список источников и литературы (155 наименований).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Марусова, Ирина Владимировна

Выводы

Карнавальная традиция оказала всестороннее влияние на роман «Капитанская дочка». Карнавальные категории, действа и приёмы пронизывают текст романа и играют важную роль в воплощении авторского замысла.

Вольный фамильярный контакт возникает между персонажами в узловых точках сюжета и определяет дальнейшее развитие действия. Вольные фамильярные отношения главенствуют как в лагере Пугачёва, так и в Белогорской крепости. Два важнейших момента фабулы - помилование Гринёва Пугачёвым и помилование его императрицей - реализуются как результат отношений, начинавшихся по законам вольного фамильярного контакта.

Категория профанации преобразует важнейшие для пушкинской эпохи понятия, такие, как военная служба, дуэль, поэтическое творчество. В тексте романа сохраняются следы карнавальных кощунств по отношению к религии, которые проявляются в основном за счёт иронического переосмысления библейских цитат, их остраннения путём переноса в разговорный контекст.

Категория эксцентричности находит отражение в поступках и словах персонажей романа; наиболее специфическим её проявлением становится карнавальный костюм. Наряд персонажей уподобляется карнавальному костюму, будучи устаревшим (мундир времён Анны Иоанновны), не соответствующим обстановке (колпак и халат капитана, командующего строем), составленным из элементов, контрастных по цвету (синяя заплата на локте зелёного мундира), этнической и социальной принадлежности (одеяние советников Пугачёва). Эксцентричное, неуместное одеяние способствует как характеристике персонажа, так и созданию комического эффекта. Однако основная его функция - сокрытие социального статуса персонажа (ярче всего это проявляется в описании «домашнего» платья и душегрейки императрицы). С этим связано то, что вольный фамильярный контакт практически всегда сопровождается появлением персонажей не в свойственном их статусу одеянии, а в карнавальном костюме.

Карнавальная категория амбивалентности оказывает воздействие на образную систему и фабулу романа путём создания парных по контрасту и сходству образов персонажей, как главных (Гринёв - Швабрин), так и второстепенных (Белобородов - Хлопуша), а также парных сцен, которые взаимно отражают друг друга, описывая сходные события дважды, в комическом и драматическом ключе.

Важное место в сюжете «Капитанской дочки» занимает карнавальное действо увенчания - развенчания карнавального короля, воплощением которого становится Пугачёв. Карнавальная стихия (ночь, метель, сон) сопровождает его появление перед читателем; в карнавальном духе описана Гринёвым его возможная гибель, спроецированная на судьбу другого самозванца - Григория Отрепьева. Атрибуты власти Пугачёва, его «дворец» представлены в карнавальном духе как профанация государственных регалий. В соответствии с карнавальной традицией аргументируется законность власти Пугачёва в глазах народа. Образ Пугачёва тесно связан со стихией огня - важнейшего карнавального символа, объединяющего в себе смерть и жизнь, разрушение и обновление, и в то же время соотнесённого в народном представлении с нечистой силой. Эта связь (огонь в глазах) распространяется также на сподвижников Пугачёва.

В «Капитанской дочке» нашли отражение такие карнавальные действа, как пир и игра. Пиршественные образы неоднократно возникают в тексте романа. В соответствии с традицией карнавализованного жанра симпосиона описан военный совет как в окружении Пугачёва, так и в Оренбурге. В официальном пространстве место народного «пира на весь мир» занимает светское чаепитие, сохраняющее, однако, остатки карнавальной вольности. За пиршественным столом происходит решающий разговор Гринёва и Пугачёва, и эта обстановка оказывает влияние на построение речи персонажей, на их особую откровенность друг с другом. Однако разговор происходит, когда Гринёв и Пугачёв остаются наедине. Традиция вольного пиршественного слова внешне сохраняется, но исчезает важнейший компонент - всенародность. Карнавальная традиция сочетается с литературными приёмами XIX века.

В романе присутствуют три типа игр: домашние, коммерческие и азартные. Особая роль принадлежит последним. Тема азартной игры, игры с Судьбой и Случаем возникает в переломный момент для судьбы Гринёва (встреча с Зуриным после отъезда из Белогорской крепости) и художественно мотивирует случайность, ставшую спасительной для чести и жизни Гринёва и Маши.

Приём qui pro quo, наиболее полно выражающий карнавальный пафос перемен, возникает в связи с главными и второстепенными персонажами. Персонажи романа в определённый момент оказываются не теми, за кого их принимали. Qui pro quo может выступать в функции как динамического, так и статического мотива, что в совокупности усиливает атмосферу всеобщей относительности страшного карнавала пугачёвщины.

Важное место в романе занимает пространство карнавальной площади. Сцены на площади Белогорской крепости, насыщенные до предела карнавальным мироощущением, представляют собой композиционный центр романа и описывают момент наивысшего обострения ситуации. Для структуры «Капитанской дочки» имеет значение также понятие карнавального порога и связанный с ним топос дороги. В карнавальном пространстве происходят разговоры, наиболее ярко раскрывающие глубинную суть характера персонажей, в первую очередь Пугачёва. Карнавальная традиция художественно мотивирует особую откровенность этих бесед.

Воспроизведение карнавальной традиции в творчестве Пушкина имеет ряд особенностей. В первую очередь, это двойственность мотивировок и практически полное отсутствие внимания к сфере материально-телесного низа. Кроме того, всенародность карнавального действа сменяется интимностью романа XIX века. Разговоры персонажей, отличающиеся наибольшей откровенностью, художественно мотивированы карнавальным пространством (пиршественная зала, кибитка в дороге), однако лишены свидетелей, либо те ничем себя не проявляют, как в кибитке во время поездки Гринёва и Пугачёва в Белогор-скую крепость.

Несмотря на указанные особенности, карнавальная традиция глубоко проникает в структуру романа, воздействуя на сюжет и фабулу, образную систему, язык произведения. «Капитанская дочка» вбирает в себя основные черты карнавального мироощущения, воплощает карнавальные категории, приёмы и действа, лежащие в центре древнего карнавального обряда. Карнавальная традиция формирует комический эффект, который сохраняет особенности амбивалентного карнавального смеха, связывает роман с традициями народной культуры в её древних, глубинных проявлениях, способствует созданию подлинно народных образов. В карнавальном мире, где случайность преобладает над необходимостью, где властвует вседозволенность, вольный фамильярный контакт и логика «обратности», возникает подлинный гуманизм, в котором Пушкин видел способ преодоления серьёзного препятствия на пути исторического развития России - противостояния двух миров, дворянского и крестьянского, не способных понять друг друга. «Везде, где человеческая судьба Маши и Гринёва оказывается в соприкосновении с оправданными внутри данной политической системы, но бесчеловечными по сути законами, жизни и счастью героев грозит смертельная опасность. Но герои не погибают: их спасает человечность» [156]. Карнавальная вольность делает возможным проявление человеческих отношений в мире строгой социальной регламентации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Ключевский В. О. Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину // Ключевский В. О. Литературные портреты. М.: Современник, 1991.С. 102.

2. Худошина Э. И. О «нравственной высоте» образа Пугачёва у Пушкина // Ars interpretandi: Сборник статей к 75-летию профессора Ю.Н. Чумакова. Новосибирск: Издательство СО РАН, 1997. С. 125.

3. Фортунатова В.А. Пограничные и периферийные ситуации как экзистенциальная тенденция пушкинской прозы // Болдинские чтения. Нижний Новгород: НГТУ им. Н. И. Лобачевского, 2001. С. 27.

178

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Марусова, Ирина Владимировна, 2007 год

1. Пушкин А. С. Капитанская дочка // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 17-ти т. Т. 8. M.-JL: Издательство АН СССР, 1948.

2. Пушкин А. С. История Пугачёва // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 17-ти т. Т. 9. M.-JL: Издательство АН СССР, 1938.

3. Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 9-ти т. Т. 6. М.: Русская книга, 1994.

4. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6-ти т. Т. 6. М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1957.1791. ЛИТЕРАТУРА

5. А. С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2-х т. М.: Художественная литература, 1974. Т. 1. 544 с. Т. 2. 560 с.

6. Агранович С. 3., Рассовская Л. П. Миф, фольклор, история в трагедии «Борис Годунов» и в прозе А. С. Пушкина. Самара: Издательство «Самарский университет», 1992. 214 с.

7. Азадовский М. К. Пушкин и фольклор // Азадовский М. К. Литература и фольклор: Очерки и этюды. Л.: Художественная литература, 1938. С. 564.

8. Акбашева Э. А. Архетип блудного сына в произведениях А С. Пушкина // Два века с Пушкиным: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 1. Оренбург: Издательство ОГПУ, 1999. С. 72-78.

9. Александрова С. В., Келлер Е. Э. Гулянья народные // Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. А К. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2003.

10. Алпатов С. В. Историческая проза Пушкина в свете фольклорных жанров // Университетский пушкинский сборник. М.: МГУ, 1999. С. 83-88.

11. Альми И. Л. О некоторых особенностях литературного характера в пушкинском повествовании // Болдинские чтения. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1985. С. 4-16.

12. Альми И. Л. Об автобиографическом подтексте двух эпизодов в произведениях А. С. Пушкина // Пушкинские чтения: Сборник статей. Таллинн: Ээсти раамат, 1990. С. 58-70.

13. Альтман М. С. Читая Пушкина // Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971. С. 117-127.

14. Альтшуллер М. Г. Эпоха Вальтера Скотта в России: Исторический роман 1830-х годов. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1996. 341 с.

15. Андроник А. В. Сюжет приговорённого к смерти в повести «Капитанская дочка» (К проблеме «Достоевский и Пушкин») // Крымские пушкинские чтения: Материалы. Симферополь: Редотдел Крымского комитета по печати, 1993. С. 87-89.

16. Архангельский А. Н. Герои Пушкина: Очерки литературной характерологии. М.: Высшая школа, 1999. 285 с.

17. Бабаев Э. Г. Творчество А. С. Пушкина. М.: Издательство МГУ, 1988. 206 с.

18. Баевский В. С. Доминанты художественной эволюции Пушкина // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. 1999. № 2. С. 23-33.

19. Баевский В. С. К читателю русского перевода // Бэлнеп Р. Структура «Братьев Карамазовых». СПб.: Академический проект, 1997. С. 5-13.

20. Баевский В. С. Сквозь магический кристалл: Поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А. Пушкина. М.: Издательство «Прометей», 1990.158 с.

21. Баевский В. С. Художественное исследование русского народного характера и природы человека в творчестве Пушкина 30-х годов // Русская филология: Учёные записки. Т. 9. Смоленск: СГПУ, 2004. С. 102-115.

22. Баевский В. С. Пушкин и школа раннего русского реализма // Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу; Труды семинара «Творчество А. С. Пушкина в историко-культурном контексте». Смоленск: СГПУ, 1998. С. 63-73.

23. Балашова И. А. Историзм Пушкина-романтика // Университетский пушкинский сборник. М.: МГУ, 1999. С. 72-83.

24. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

25. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. М.: Художественная литература, 1972. 471 с.

26. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 541 с.

27. Белькинд В. С. Время и пространство в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» // Пушкинский сборник. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977. С. 16-20.

28. Благова Г.Ф. Пословица в повести «Капитанская дочка» // Русская речь. 1999. №6. С. 93-97.

29. Благой Д. Д. Душа в заветной лире: Очерки жизни и творчества Пушкина. 2-ое изд. М.: Советский писатель, 1979. 624 с.

30. Благой Д. Д. Мастерство Пушкина. М.: Советский писатель, 1955. 267 с.

31. Блок Г. П. Пушкин в работе над историческими источниками. M.-JL: Издательство Академии Наук СССР, 1949. 216 с.

32. Вахрушев В. С. Трагикомическая игра вокруг «карнавала» М. М. Бахтина // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1996. № 4. С. 46-56.

33. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. 655 с.

34. Виролайнен М. Н. «Я» и «не-Я» в поэтике Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. Т. XVI-XVII. СПб.: Наука, 2003. С. 94-101.

35. Вольперт Я. И. Пушкин в роли Пушкина. Творческая игра по моделям французской литературы. Пушкин и Стендаль. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. 328 с.

36. Гайворонская Я. В, Семантика календаря в художественном мире Пушкина (дни недели, времена года): Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. 16 с.

37. Гей Н. К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. М.: Наука, 1989. 269 с.

38. Гершензон М. О. Сны Пушкина // Пушкин. Сборник 1. М., 1924. С. 77-96.

39. Гиллельсон М. И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л.: Наука, 1974. 226 с.

40. Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: Комментарий. Л.: Просвещение, 1977. 192 с.

41. Гройс Б. Тоталитаризм карнавала // Бахтинский сборник. Вып. 3. М., 1997. С. 76-80.

42. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. 414 с.

43. Гулак А. Т. О стилистике романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» // Русский язык в школе. 1999. № 3. С. 54-59.

44. Данилова Г. Е. Пословицы и поговорки в композиции произведений А. С. Пушкина (на материале повести «Капитанская дочка») // Материалы Пушкинской научной конференции 1-2 марта 1995 г. Киев, 1995. С. 43-45.

45. Дебрецени П. Блудная дочь: Анализ художественной прозы Пушкина. СПб.: Академический проект, 1996. 398 с.

46. Долинин А. Еще раз о хронологии «Капитанской дочки» // Пушкин и другие: Сборник статей, посвященный 60-летию со дня рождения С. А. Фомичёва. Новгород, 1997. С. 52-59.

47. Доманский Ю. В. Архетипический мотив сиротства в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина // Вторые Майминские чтения. Псков, 1998. С. 106110.

48. Жолковский А. К. Очные ставки с властителем: из истории одной пушкинской парадигмы // Пушкинская конференция в Стэнфорде: Материалы и исследования. М.: ОГИ, 2001. С. 366-401.

49. Заславский О. Б. Проблема милости в «Капитанской дочке» // Русская литература. 1996. № 4. С. 41-52.

50. Земляная О. В. О «Капитанской дочке» и литературе как учебнике жизни // Литературное обозрение. 1999. № 1. С. 81-89.

51. Измайлов Н. В. Очерки творчества Пушкина. Л.: Наука, 1975. 340 с.

52. Карпов А. А. «Капитанская дочка» в контексте документально-художественной прозы А. С. Пушкина // Стиль и время. Развитие реалистического повествования: Межвузовский сборник научных трудов. Сыктывкар, 1985. С. 44-52.

53. Карпов А. А. Пушкин-художник в «Истории Пугачёва» // Пушкин: Исследования и материалы. Т. VIII. Л.: Наука, 1978. С. 51-61.

54. Касимов Р. Поэтика карнавала и переходных ритуалов // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1995. № 3. С. 6-15.

55. Катасонов В. Н. Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А. С. Пушкина) // Литература в школе. 1991. № 6. С. 2-13.

56. Кибальник С. А. Тема случая в творчестве Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. Т. XV. СПб.: Наука, 1995. С. 60-75.

57. Кириллюк 3. В. Историческая личность в прозе Пушкина и его современников // Болдинские чтения. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1983. С. 103-108.

58. Ключевский В. О. Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину // Ключевский В. О. Литературные портреты. М.: Современник, 1991. С. 100-107.

59. Кондратьева-Мейксон Н. По какому календарю?. (Время и пейзаж в «Капитанской дочке») // Вопросы литературы. 1987. № 2. С. 168-176.

60. Краснов Г. В. «По причинам важным.» (о выпущенных главах «Евгения Онегина» и «Капитанской дочки») // Незавершённые произведения А. С. Пушкина: Материалы научной конференции. М., 1993. С. 79-90.

61. Купреянова Е. Н. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина: Материалы для пушкинских чтений и лекции. Л.: Издание Пушкинского общества, 1947. 26 с.

62. Легенды и мифы о Пушкине. СПб.: Академический проект, 1994. 343 с.

63. Лежнев А. 3. Проза Пушкина: Опыт стилевого исследования. 2-ое изд. М.: Художественная литература, 1966. 263 с.

64. Летопись жизни и творчества Александра Пушкина: В 4-х т. / Составители М. А. Цявловский, Н. А. Тархова. М.: СЛОВО/SLOVO, 1999. Т. 1. 590 с. Т. 2. 524 с. Т. 3. 622 с. Т. 4. 749 с.

65. Ли Ён Бум. Поэтика «Капитанской дочки» А. С. Пушкина: Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 1995. 192 с.

66. Листов В. С. «Пропущенная глава» «Капитанской дочки» в контексте двух редакций романа // Пушкин: Исследования и материалы. Т. XIV. Л.: Наука, 1991. С. 246-252.

67. Листов В. С. Две встречи в Царскосельском парке: К истолкованию финала романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» // Временник пушкинской комиссии. Вып. 28. СПб.: Наука, 2001. С. 194-206.

68. Листов В. С. К истолкованию эпиграфов «Капитанской дочки» // Пушкин и мировая культура: Материалы шестой Международной конференции. Крым, 27 мая 1 июня 2002 г. Санкт-Петербург, Симферополь, 2003. С. 123-130.

69. Лихачёв Д. С. Смех в Древней Руси // Лихачёв Д. С. Избранные работы. Т. 2. Л.: Художественная литература, 1987. С. 343-417.

70. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). 2-е изд., доп. СПБ: Искусство - СПБ, 2001.399 с.

71. Лотман Ю. М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 1988. С. 107-124.

72. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. 2-ое изд. Л.: Просвещение, 1983. 255 с.

73. Лузянина Л. Н. «Исторический анекдот» в жанровой структуре «Капитанской дочки» А. С, Пушкина // Функционирование малых жанров в историко-литературном процессе: Межвузовский сборник научных трудов. Киров, 1991. С. 17-26.

74. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. М.: Наука, 1982. 209 с.

75. Макогоненко Г. П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Л.: Художественная литература, 1977. 112 с.

76. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). Л.: Художественная литература, 1974. 376 с.

77. Малкина В. Я. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина и «готическая традиция» (образ Швабрина) // Болдинские чтения. Н. Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2001. С. 59-66.

78. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1978. 398 с.

79. Махлин В. Л. Карнавализация // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1600 стб. Стб. 338-340.

80. Медриш Д. Н. У истоков пушкинских изречений // Московский пушкинист: Ежегодный сборник. Вып. VIII. М.: Наследие, 2000. С. 157-168.

81. Мейлах Б. С. Пушкин и его эпоха. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. 347 с.

82. Михайлова Н. Н. Народное красноречие в «Капитанской дочке» // Пушкин: Исследования и материалы. Т. XIV. Л.: Наука, 1991. С. 253-257.

83. Муравьёва О. С. Маскарад // Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря. Л-Я. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2005. С. 30-38.

84. Муравьёва О. С. Фантастика в повести Пушкина «Пиковая дама» // Пушкин: Исследования и материалы. Т. VIII. Л.: Наука, 1978. С. 62-69.

85. Назарова А. В. Структура повествования «Капитанской дочки» А. С. Пушкина// Русский язык в школе. 1997. № 1. С. 59-66.

86. Овчинников Р. В. Над «пугачёвскими» страницами Пушкина. 2-ое изд. М.: Наука, 1985.160 с.

87. Овчинников Р. В. По страницам исторической прозы А. С. Пушкина. М., 2002. 294 с.

88. Овчинников Р. В. Пушкин в работе над архивными документами («История Пугачёва»), JL: Наука, 1969. 274 с.

89. Оксман Ю. Г. Пушкин в работе над романом «Капитанская дочка» // Пушкин А. С. Капитанская дочка. 2-ое изд. М.: Наука, 1984 (Серия «Литературные памятники»). С. 145-199.

90. Оренбургская Пушкинская энциклопедия: Путешествие-1833. Реалии «Истории Пугачёва». Прототипы «Капитанской дочки». Исследователи и интерпретаторы. Оренбург: Печатный Дом «Димур», 1997. 519 с.

91. Осповат А. Л. Мосье Бопре: литературная генеалогия, сюжетная функция // Пушкинский юбилейный: 85-летию И. 3. Сермана посвящается. Иерусалим, 1999. С. 79-82.

92. Петров С. М. Исторический роман А. С. Пушкина. М.: Издательство АН СССР, 1953. 157 с.

93. Петров С. М. Русский исторический роман XIX века. М.: Художественная литература, 1964. 440 с.

94. Петрунина Н. Н. Проза Пушкина (пути эволюции). Л.: Наука, 1987. 333 с.

95. Полтавец Е. Ю. Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». М.: Издательство МГУ; Самара: Учебная литература, 2006. 176 с.

96. Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-ое изд. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1969. 168 с.

97. Прощин Е. Е. Жанровый генезис «Капитанской дочки»: Образ Швабрина в контексте авантюрной поэтики // Болдинские чтения. Н. Новгород: Издательство «Вектор-ГиС», 2003. С. 211-216.

98. Пушкин в русской философской критике: Конец XIX первая половина XX вв. Москва: Книга, 1990. 527 с.

99. Пяткин С. Н. Символика «метели» в творчестве А. С. Пушкина 30-х годов // Болдинские чтения. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 1995. С. 120-130.

100. Разговоры Пушкина: Репринтное воспроизведение издания 1929 г. М.: Политиздат, 1991. 318 с.

101. Рогацкина М. JI. Маша Миронова // Двадцатый век двадцать первому веку: Юрий Михайлович Лотман: Материалы международного семинара 9-10 февраля 2002 года. Смоленск: Универсум, 2003. С. 38-49.

102. Рогачевский А. Б. «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» А. Е. Измайлова и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина // Болдинские чтения. Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1991. С. 104-115.

103. Романова И. В. Проза С. Довлатова в свете карнавальной поэтики: «Зона» // Русская филология: Учёные записки. Смоленск: СГПУ, 2003. С. 128143.

104. Русские пиры. СПб., 1998. 432 с.

105. Рыклин М. Тела террора (Тезисы к логике насилия) // Вопросы литературы. 1992. № 1.С. 130-147.

106. Савельзон В. JT. Пушкин и Оренбуржье: Над страницами «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёва». Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998. 352 с.

107. Сапожков С. Фольклорно-сказочные мотивы в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина // Литература в школе. 1986. № 1. С. 66-68.

108. Серебрякова Е. Г. Театрально-карнавальный компонент в прозе М. А. Булгакова 1920-х годов: Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Воронеж, 2002. 192 с.

109. Сидяков Л. С. Художественная проза А. С. Пушкина. Рига: Редакционно-издательский отдел ЛГУ им. Петра Стучки, 1973. 218 с.

110. Сим Джи Ен. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: движение истории и развитие характеров: Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. СПб., 2003. 168 с.

111. Скобелев В. П. Пугачёв и Савельич (к проблеме народного характера в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») // Пушкинский сборник. Псков, 1972. С. 43-58.

112. Слонимский А. Л. Мастерство Пушкина. 2-ое изд. М.: Художественная литература, 1963. 527 с.

113. Степанов Л. А. К истории создания «Капитанской дочки» (Пушкин и книга «Ложный Пётр III») // Пушкин: Исследования и материалы. Т. XIV. Л.: Наука, 1991. С. 220-234.

114. Степанов Л. А. Пушкин и А. Корнилович (Из литературных источников «Капитанской дочки») // Временник Пушкинской комиссии. Выпуск 21. Л.: Наука, 1987. С. 147-158.

115. Степанов Л. А. Структура комических «микросюжетов» в «Капитанской дочке» // Болдинские чтения. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1987. С. 178-190.

116. Степанов Н. Л. Проза Пушкина. М.: Издательство АН СССР, 1962. 300 с.

117. Тамарченко Н. Д. «Капитанская дочка» Пушкина и судьбы исторического романа в России // Болдинские чтения. Н. Новгород: Издательство ННГУ, 1999. С. 92-102.

118. Тойбин И. М. Пушкин: Материалы к семинарию. М.: Просвещение, 1964. 239 с.

119. Томашевский Б. В. Пушкин: Материалы к монографии. Кн. 2 (1824-1837). M.-JL: Издательство АН СССР, 1961. 575 с.

120. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2002. 334 с.

121. Турбин В. Н. Заметки о Петруше Гринёве // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1998. № 4. С. 14-20.

122. Турбин В. Н. Карнавал: религия, политика, теософия // Бахтинский сборник. Вып. 1.М., 1990. С. 6-29.

123. Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969. 424 с.

124. Фесенко Ю. П. Две заметки об А. С. Пушкине и В. И. Дале: К истолкованию песни «Не шуми, мати зелёная дубровушка» в «Капитанской дочке» Пушкина // Временник Пушкинской комиссии. Выпуск 25. СПб.: Наука, 1993. С. 154-161.

125. Фомичёв С. А . Грибоедов в Петербурге. Л.: Лениздат, 1982. 206 с.

126. Фомичёв С. А. Проза Пушкина (начальный этап и перспективы эволюции) // Временник Пушкинской комиссии. Выпуск 21. Л.: Наука, 1987. С. 5-15.

127. Фортунатова В. А. Пограничные и периферийные ситуации как экзистенциальная тенденция пушкинской прозы // Болдинские чтения. Нижний Новгород: НГГУ им. Н. И. Лобачевского, 2001. С. 25-37.

128. Хаев Е. С. Идиллические мотивы в произведениях Пушкина рубежа 1820 1830-х годов // Болдинские чтения. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1984. С. 98-109.

129. Хализев В. Е. О типологии персонажей и «Капитанской дочке» А. С. Пушкина // Русская словесность. 1996. № 2. С. 23-28.

130. Хохлова А. В. Карнавализация как жанрообразующий принцип в пьесах М. Булгакова «Адам и Ева», «Блаженство», «Иван Васильевич»: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Комсомольск-на-Амуре, 2002. 185 с.

131. Худошина Э. И. О «нравственной высоте» образа Пугачёва у Пушкина //Ars interpretandi: Сборник статей к 75-летию профессора Ю. Н. Чумакова. Новосибирск: Издательство СО РАН, 1997. С. 120-126.

132. Цветаева М. И. Пушкин и Пугачёв // Цветаева М. И. Проза: Автобиографическая проза. Воспоминания о поэтах. Мой Пушкин. Литературно-критические статьи. Кишинёв: Лумина, 1986. С. 373-402.

133. Цветков С. Э. Александр Суворов. 1730-1800. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. 492 с.

134. Чайковская О. Гринёв // Новый мир. 1987. № 8. С. 226-244.

135. Чудаков А. П. Принципы воссоздания исторической действительности в «Капитанской дочке» // Двадцать седьмая Пушкинская конференция. К 150-летию Оренбургской поездки А. С. Пушкина. Оренбург, 1983. С. 6-7.

136. Шкловский В. Б. Заметки о прозе русских классиков: О произведениях Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, толстого, Чехова. М.: Советский писатель, 1953. 323 с.

137. Шкловский В. Б. Матерьял и стиль в романе Льва Толстого «Война и мир». М.: Федерация, 1928. 247 с

138. Шкловский В. Б. Тетива: О несходстве сходного. М.: Советский писатель, 1970. 376 с.

139. Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. СПб.: ИНАПРЕСС, 1998.352 с.

140. Щеблыкин И. П. «Судьба народная» в драме «Борис Годунов» и романе «Капитанская дочка» // Университетский пушкинский сборник. М.: Издательство МГУ, 1999. С. 66-72.

141. Эйдельман Н. Я. Пушкин: История и современность в художественном сознании поэта. М.: Советский писатель, 1984. 368 с.

142. Эйдельман Н. Я. Статьи о Пушкине. М.: Новое литературное обозрение, 2000. 455 с.

143. Эмерсон К. Карнавал: тела, оставшиеся неоформленными; истории, ставшие анахронизмом // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1997. № 2. С. 1783.

144. Debreczeny P. The Execution of Captain Mironov: A Crossing of the Tragic and Comic Modes // Alexander Puskin. Symposium II. New York univ. on Nov. 18 and 19, 1978. Columbus, Ohio, 1980. P. 67-78.

145. Emerson C. Grinev's Dream: The Captain's Daughter and a Father's blessing // Slavic Review. 1981. Volume 40. № 1. P. 60-76.

146. Evdokimova S. Pushkin's Historical Imagination. Yale University Press. New Haven and London. 1999. 300 p.

147. Finke M. Figures for History in "Kapitanskaia Dochka" and Poets as Historical Figures in "Istoriia Pugacheva" // The Pushkin Journal = Пушкинский журнал. 1993. V. 1. № 2. P. 167-183.

148. Mikkelson Gerald E. Puskin's History of Pugacev: The Litterateur as Historian // New Perspectives on Nineteenth-Century Russian Prose. Slavica Publishers, Inc. 1982. P. 26-40.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.