Проблемы дефиниции музыкальной культуры Месоамерики в контексте ее историко-культурного развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Добрушкин, Глеб Леонидович

  • Добрушкин, Глеб Леонидович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 204
Добрушкин, Глеб Леонидович. Проблемы дефиниции музыкальной культуры Месоамерики в контексте ее историко-культурного развития: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Москва. 2005. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Добрушкин, Глеб Леонидович

Введение.

Глава I. Теоретические предпосылки исследования музыкальной культуры Месоамерики.

§ 1. Определение сферы изучаемого поля исследования.

§ 2. Краткая историческая характеристика изучаемого района.

Глава II. Проблемы типологии месоамериканской музыкальной культуры.

§ 1. Место и роль музыкального фольклора и его особенностей в процессе смены исторических формаций Месоамерики-Мексики.

§ 2. Выявление и анализ дуалистических тенденций музыкальной культуры ритуально- церемониального цикла.

2.1. Письменные артефакты

2.2. Археологические артефакты

2.3. Этнографические источники.

§ 3. Зарождение и развитие признаков профессиональной музыкальной культуры.

§ 4. Реконструкция некоторых форм светского музицирования конца XIV - начала XVI века в Месоамерике.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы дефиниции музыкальной культуры Месоамерики в контексте ее историко-культурного развития»

Актуальность темы. Широкий исследовательский интерес к музыкальной культуре Латинской Америки, заметно проявившийся в середине XX века, был обусловлен стремлением глубокого изучения сложных проблем межкультурных взаимодействий, открывающих новые страницы в истории музыкальной культуры мира. Определяющая черта истории Месоамерики (Мексики) - постоянное динамическое взаимодействие различных элементов: расово-этнических, культурно-типологических, художественно-творческих. До начала XVI в. это определялось внутриматериковыми взаимодействиями (см. § 2, гл. I), после открытия Нового Света и Конкисты (завоевания) - это, в первую очередь, взаимодействия с западноевропейской и африканской культурами, что позволяет представить музыкальную культуру современной Мексики как некий своеобразный гибрид, возникший в результате смешения противоположных миров, различающихся, прежде всего, по уровню социально-экономического и художественного развития. Однако процесс интеркультурного взаимодействия, формирующий принципиально новые типы отношений между художественными культурами, в свою очередь нивелирует их самобытность в общем синтетическом контексте. Таким образом, вызревает естественное стремление в дефиниции, самоопределении своих национальных характеристик и особенностей. Своего отдельного структурно-типологического анализа требует и музыкальная культура Месоамерики, как составляющая часть всей месоамериканской культуры, часто объединяющаяся определением народный фольклор». Также представляется необходимым анализ самих . причин ii процессов смысловых смещений понятий и определений, возникших в результате пересечения различных культур, а также адекватности осмысления их категориальных дефиниций на протяжении истории изучения музыкальной культуры Месоамерики как объекта исследования. Поэтому особое значение приобретает задача, связанная с изучением национальных музыкально-художественных традиций в контексте исторического развития региона и необходимости перехода от этапа описания конкретных музыкальных жанров к теоретическому обобщению накопленного исследовательского материала.

Степень научной разработанности темы. Началом отсчета истории исследований культуры древних цивилизаций Месоамерики можно считать начало XVI в., когда вместе с конкистадорами в Новые Индии прибывали монахи-миссионеры. Им-то и можно поставить в заслугу те усилия, предпринятые для сохранения памяти о цивилизациях, которые были разрушены конкистадорами и поселенцами. Прежде всего здесь следует упомянуть доминиканца Диего Дурана с его «Историей» («Historia de las indias de Nueva Espana e islas de tierra firme», 1581) [153], Бернардино де Саагуна — Codex de Florence [228], рукописи монахов Иеронимо Мендиеты [198], Диего де Ланда [183], Толибио де Мотолинии [211]. Оставляют свои воспоминания очевидцы событий тех лет Бернардо Диас де Кастильо [148], Эрнан Кортес [146], потомок самого Моктесумы II - дон Эрнандо Альварадо Тезозомок (Хроника Мехикано, 1600) [240]. И если воспоминания Кортеса и Диас де Кастильо связаны в первую очередь с описанием битв между конкистадорами и индейцами, то труды Мендиеты, Диего Дурана, Бернардино де Саагуна - это богатейший энциклопедический материал о национальных обычаях, нравах, религии, науки и культуры.

С последующими столетиями интерес к культуре Месоамерики возрастает все больше и круг интересов становится шире. В первую очередь интерес связан с изучением древних рукописных книг (кодексов), оказавшихся в различных европейских библиотеках и частных коллекциях. В поисках исторических раритетов в XVII-XVIII вв. в Новый Свет отправляются Карлос де Сигюенса и Гонгора [233], Лоренсо Ботурини [129], Гемелли Каррери, имена которых Мигель Леон-Портийя назвал первыми отдельными звездами в истории поисков и исследования письменных сокровищ ацтеков и майя [191, р. 175].

С XIX в. начинаются работы по публикации факсимильных источников, как, предположительно, аутентичных, так и их копий. Немецкий исследователь

Александр фон Гумбольдт [179] издал в 1810 г. некоторые фрагменты из различных кодексов в своей работе о географии и истории культуры Америки, частично используя манускрипты из «Музея Ботурини». Англичанин Эдвард Кинг, лорд Кингсбороу, в 1831 г. также издает фрагменты древних рукописей, правда, без научных комментариев. К 400-летнему юбилею открытия Америки в 1892 г. публикуются пять рукописей под редакцией Альфонсо Чаверо. Но, как наиболее серьезные научные исследования конца XIX - начала XX в. выделяются работы немецкого ученого Эдварда Селера и его последователей (Мануэль Мартинес Гракида, Эрнест Теодор Гами, Паул Шейхаст, Джеймс Коотер Кларк и др.) в области иконографии и этноистории, в которых ученый, исследуя кодексы Nuttall, Bodley, Seldan проводит параллель с письменностью цивилизаций Ассирии, Шумер и Вавилона [119, pp. 12-13].

XX в. отмечен появлением исследовательских работ, совершенно разных по своему уровню и глубине исследования: от познавательного, научно-популярного и дидактического до кратких курсов и многотомных исследований. Необходимо выделить имена Альфонсо Касо [137-139], Эрика Томпсона [243] и Юрия Кнорозова [59] как наиболее выдающиеся в области дешифровки древних манускриптов. Появляются также разработки, связанные и с изучением культуры Месоамерики, ее литературного и музыкального наследия. Ценный материал для теоретического исследования культуры представляют научные работы в области: «Театр - науатл» Фернандо Оркаситас [177], Мария Стерн [238], «Философия науатль» М. Леон-Портийя [187], «История литературы науатл» A.M. Гарибай [167-170], Г. Баудо [130], JI. Чеффлер [184], И. Лара [184], «Мифы и легенды Месоамерики» В. Крикебергер [182], П. Чан [179], «Песни Мексики» В. Мендоза [199-202], «Фольклор и музыка Мехикано» Рубен Кампос [134] и др., в которых предпринимается попытка синкретического анализа отдельных элементов месоамериканской культуры и установления связи с космологическими и мифологическими представлениями этносов. Среди массы исследований музыкальной культуры Месоамерики помимо мексиканских (Самюэль Марта

195], Габриэль Салдивар [230], Мишел Конча [145]) широко представлены и иностранные авторы, среди которых Томас Станфорд [236], Роберт Стивенсон [95], Генриетта Юрченко, П.А. Пичугин [83-85], Г.Г. Ершова [43], М.Р. Зембатов [45] др. Эти научные разработки характеризуются общностью направления развития исследования музыкальной культуры Месоамерики как исторического и самобытного явления, а также выявления его межкультурных контактов и взаимных влияний культур.

Пути исследователей XX в. концентрируются на разных аспектах. Некоторые исследователи ставили себе задачу чисто описательного характера, знакомя с богатством ритуалов, включающих великое разнообразие песенно-танцевальных жанров («Мексиканский церемониальный календарь» Хосе Антонио Браво [132]), классификацией музыкальных инструментов доиспанского периода (Пабло Кастеянос [140], Самюел Марта [194], Хорхе Дагер [147]). Фольклорно-этнографические экспедиции фиксировали весь материал, в первую очередь, по географическим и этническим признакам. (Франциско Домингес, Роберт Тейес Гирон [180], Иесус Бал и Гай [120]). Заслуживает внимания своеобразная гипотеза известного ученого-переводчика древних текстов на языке науатль священника Ангель Мария Гарибай и его последователя Мигель Леон-Портийя о якобы существовавшей в древности у ацтеков особой системы нотной фиксации звуков. Некоторые исследователи во что бы то ни стало хотели увидеть в музыкальном наследии Месоамерики зашифрованные музыкальные знаки (Пабло Кастеянос, 1970). Другая крайняя точка зрения строилась с позиции сравнивания музыкальной культуры Месоамерики с музыкальной культурой Европы. И это, естественно, было не в пользу первой (Эльба Эрреро, 1917 [175]).

Новый прогрессивный путь исследований, рассматривавший музыкальную культуру Месоамерики как своеобразное явление и, в своем роде, уникальное, начался в первой половине XX в. в контексте всеобщего национального подъема в Мексике. И, в первую очередь, этот период в исследованиях связан с именами Висенте Мендосы, Самюэля Марта, Рубен

Кампос, Гуиермо Орто [215], Хулио Эстрада [162], Йоланды Морено Ривас [224] и др.

В ряду важных проблем в исследовании мексиканских и зарубежных ученых - проблема типологии новых возникших музыкальных видов в культуре Латинской Америки. Одна из наиболее традиционных точек зрения формулируется в своеобразной специфике происхождения и особенностях их социального функционирования. Речь идет о европейских нефольклорных истоках и прототипах национальных традиций музицирования, которые в процессе фольклоризации и смешения с другими творческими видами образовали латиноамериканский музыкальный фольклор (П. Уренья, А. Леал [121], П. Пичугин). Дальнейшее исследование музыкальной культуры Латинской Америки и ее творческих видов привело к необходимости дифференцировать это понятие с тем, чтобы терминологически зафиксировать огромную массу художественно-творческих явлений, возникших, в основном, на городской почве и которые по основным параметрам не соответствовали пониманию термина «фольклор». Однако, возникший термин музыка «popular» не смог до конца решить проблему дефинициации жанров народного демократического музицирования. Хас Рейтер (1984) [223] подсчитал 8 различных терминов (Popular, Tradicional, Anonima, Folklorica, Tipica, Regional, Etnografica, Vernacula), встречающихся в Мексике для обозначения песенной и популярной инструментальной музыки и вызывающих научные споры об использовании наиболее приемлемых вариантов. Приблизительно в это же время выходит из печати еще одна работа латиноамериканских исследователей под общей редакцией Изабель Аретс (1994) [124], в которой проблемы типологизации латиноамериканской музыки поднимает А. Карпентиер и предлагает свою шкалу: культовая музыка, академическая, popular, populachera (музыка плебса), фольклорная. Как видно, многие латиноамериканские исследователи часто каждый по-своему трактуют одни и те же понятия, что усложняет получить общее представление о существующей структуре «музыки населения» в Латинской Америке и, в частности, в Мексике.

Существует и другая идея. Идея двух самостоятельных разновидностей фольклора в Латинской Америке:

1) фольклор коренного населения, который не подвергся метисации и который типологически сопоставим с традиционным фольклором Европы;

2) смешанный фольклор, который представляет специфическое явление и возникновение которого обусловлено объективными потребностями формирующейся национальной культуры Латинской Америки (Мексики) (Й. Морено Ривас, С. Марти и др.).

Однако такое деление не до конца раскрывает понятие музыкальной культуры Месоамерики до Конкисты, объединенное часто в одно целое — индейский фольклор.

На примерах из эпического наследия индейцев, рукописных летописей, используя хронику монахов-миссионеров, представляется возможным найти подтверждение идеи неоднородности музыкальной культуры Месоамерики. Для этого условными гранями в исследовании может послужить разделение музыкальной культуры Месоамерики на религиозную и светскую, а также профессиональную, любительскую и собственно фольклорную. В подтверждение такого деления хочется сослаться на высказывания П.Г. Богатырева, приведенные Михаилом Сапоновым в своей книге «Менестрели» [89], где исследователь считает основной мерой отличия фольклора от любых других видов наличие функции публики. Где народную песню поют все, ее исполнитель здесь не отделен от публики. Фольклор адресован не посторонним, а самому себе и всем сразу. Такого же принципа разделения между фольклорной и не фольклорной культурами придерживается и Л.Л. Бочкарёв (1997), подчеркивая, что в синкретической фольклорной форме автор-исполнитель и слушатель неотделимы.

Развивая идею зарождающейся полифункциональности музыкальной культуры, а также возникновение таких новых категорий в месоамериканском социуме, как «авторское творчество», можно подчеркнуть закономерности их возникновения в контексте общего духовного развития общества, его мировоззрения и психологии. Поскольку «в процессе деятельности человек сталкивается не только с задачей обнаружения, выявления, раскрытия смысла, но и в его формировании, создании» [19, с. 60].

Научный же интерес к взаимодействию месоамериканской и западноевропейской культур, в первую очередь, заключается в раскрытии своеобразного исторического эксперимента (Г. Салдивар, И. Эстрада, П. Пичугин, Г. Ершова, В. Земсков [46], Я. Шемякин [113], С. Созина [92] и др.). Для этого необходимо вначале определить, что понимается под категорией взаимодействия культур. Взаимодействие подразумевает взаимное, паритетное сосуществование, взаимообогащение, взаимовлияние и т.д. Однако говорить о взаимодействии культур в период Конкисты можно очень условно. На деле имеются совершенно другие формы пересечения двух культур. В силу исторических событий эти формы пересечения приобрели агрессивный характер. Испанское вторжение привело к уничтожению месоамериканской цивилизации. Кортес и его немногочисленное войско было для индейцев только авангардом нового мира (М. Гролиш, 1998 [33]). Вероятно, было бы правильнее говорить не о взаимопроникновении, а о трансплантации, перенесении готовых форм культурного воздействия одной цивилизации (Западной Европы) на другую (Месоамериканскую). Вследствие этого было нарушено естественное, поступательное развитие цивилизации ацтекского царства, в частности, и в общем всей Латинской Америки. Невзирая на более прогрессивную суть западноевропейской культуры, она подавила самобытность национальных форм, что привело в отдельных случаях к полному их исчезновению. (В. Земсков, 1991). На современном этапе развития искусства, когда язык концептуализма и абстракционизма практически нивелировал национальные корни, став явлением универсальным и вненациональным, такие потери наиболее ощутимы (Е. Флорескано [163], Р. Мирандо [204], Л. Выготский [24], А. Горелов [31]).

Открытие Нового Света явилось началом культурно-политической экспансии. На этом закончилось изолированное развитие цивилизации и культуры Месоамерики. Земли, занимаемые коренными жителями — индейцами, надолго стали территорией столкновений политических и экономических интересов двух мировых культур: Европейско-христианской, с одной стороны, и древней культуры ацтеков и майя - с другой (X. Иннес, 2002 [49]). Было положено начало длительному периоду европейского проникновения. Латинская Америка стала первым опытом колониального захвата, на земли которой экспансируются европейские традиции, обычаи, образ жизни, религия, культура. Территория Месоамерики-Мексики долгое время находилась под властью Испании, Франции, США, и коренной этнос постепенно исчезал, ассимилируясь. С введением христианства погибла вера индейцев. Как оригинальная и самобытная культура Месоамерики практически перестала существовать. Однако, на этом своеобразный исторический эксперимент не закончился. Начиная с конца XV в., начала XVI в. одновременно с Конкистой увеличивается количество эмигрантов из Западной Европы и количество вывезенных из Африки и обращенных в рабство негров. Произошедшая от смешения браков метисация послужила возникновению новой нации - латиноамериканской расы. Это не была нация с европейской точки зрения, веками складывающаяся общность людей, объединенная языковыми, психофизическими особенностями. Однако интеграция этносов способствовала возникновению новых культурно-цивилизационных факторов и формированию новой многосоставной латиноамериканской культуры (Л.Гумилев, 1997 [36]).

Вследствие этого процесса синтезирования одной из основных проблем латиноамериканской культуры является проблема самоопределения, поднимающая вопросы: что представляет собой латиноамериканская культура? в чем заключается ее основополагающая сущность? Этот процесс самоопределения идет путем построения собственного образа мира Латинской Америки в соотнесении с различными культурами Европы, США, Японии и пр. Поскольку в латиноамериканской культуре всегда можно найти прообразы из этих культур, эта проблема самоопределения актуальна до настоящего времени, порождая дискуссионный вопрос: что определяет доминанту музыкальной культуры Мексики? Музыкальное наследие древней культуры майя, ацтеков, сапотеков, миштеков? Ассимилированные традиции западноевропейского городского фольклора? Культура креольского барокко XVI-XVII вв.? Культура мариачи? Или нововведения вненациональной принадлежности XX в.?

Своеобразие мексиканской культуры заключается в том, что на протяжении веков она постоянно вбирала в себя готовые модели различных культур, по-своему преобразуя и комбинируя их. И в этом ее отличительная черта. Это культура становящегося типа, которая строит себя, вырабатывая альтернативные формы. И если в какой-то момент и чувствовался так называемый дефицит аутентичности, то в последнее время из недостатка это превратилось в достоинство: возрождая культуру до Конкисты, преломляя ее через элементы реализма XIX-XX вв., модернизма и концептуализма.

Цель и задачи исследования:

1. Изучить феномен музыкальной культуры Месоамерики как интегральную часть мировой музыкальной культуры и определить, что представляла собой музыкальная культура Месоамерики до эпохи Конкисты, охватывающая огромный исторический период развития этого региона Центральной Америки.

2. Систематизировать научные представления о музыкальной культуре Месоамерики и проследить процесс формирования этого феномена в контексте общего исторического развития древних цивилизаций.

3. Теоретически обосновать структурную неоднородность изучаемого феномена.

4. Рассмотреть музыкальную культуру Месоамерики до эпохи Конкисты с точки зрения дефиниции по признакам: профессиональным, любительским и фольклорным. Выявить зарождающиеся признаки авторского искусства.

5. Выявить на примере музыкальной культуры Месоамерики специфику синтеза музыкальных традиций и поэзии.

6. Проанализировать на примере музыкальных культур Месоамерики и Западной Европы процесс пересечения культур и раскрыть связанное с этим процессом понятие «инаковости», или «другого».

7. Выявить зависимость процесса дефинирования музыкальной культуры Месоамерики от развития научной мысли на разных исторических этапах.

8. Раскрыть особенности функционирования процессов, проходивших в музыкальной культуре Месоамерики - Мексики в период Конкисты.

Теоретической и методологической основой служит комплексный подход исследования. Работа основана на критическом изучении исследований как латиноамериканских, так и отечественных авторов. Ведущими методологическими ориентирами в данной работе стали принципы аналитического исследования, сформировавшиеся в различных областях искусствознания. Предпринята попытка анализа музыкальной культуры Месоамерики с позиции общегуманитарного знания. Специфика осуществляемого исследования обусловлена необходимостью привлечения материалов по истории, религии, культурологии, философии (в том числе К. Юнг [117], О.Шпенглер [114], Г.Франкфорт [109], Э. Дюркгейм [41], А. Тойнби [101], Э. Тайлор [100], К. Хюбнер [110], М.Бахтин [12], М. Мамардашвили [69], Е. Балабушкин [10], JI. Сеа [146] и др.). Теоретическими источниками исследования явились труды известных ученых, в которых рассматриваются проблемы музыкальной и этнической психологии (JI. Бочкарев [19], Ю. Бром л ей [20], С.Лурье [68], Л. Леви-Брюль [62], К. Леви-Строс [64], Э.Сепир [99], Я.Пономарев [86]), этики (Э. Дюссель [154], К.-О. Апел [122]), музыки как предмета логики (А. Лосев [66]), музыкальной социологии (Л. Туррент[242], Т.В. Адорно [3]), музыки как вида искусства (А. Сохор [93], В. Суханцева [98], И. Герасимовой [28]). Останавливаясь на проблемах и особенностях фольклористики, целесообразным считалось привлечение научного материала по данному вопросу как русских, так и мексиканских авторов (Б. Путилова [87], И. Земцовского [48], П.Богатырева [17], А. Байбурина [9], Е. Мелетинского [72], С. Неклюдова [76], К. Монтемаера [208], В. Мендоса [199], И. Ромеро

225] и др.). А также материалов, основанных на личных беседах с профессором археологии Ангелес Олай Б., сотрудником Центра INAM.

Научная новизна диссертации определяется следующими моментами:

- максимальное приближение исследования к новым и уже известным историческим фактам, основанным на новейших археологических открытиях и пиктоглифической дешифровке;

- комплексный, междисциплинарный подход в изучении музыкальной культуры Месоамерики, который представляет исследуемый феномен как интегративную часть искусства;

- уточнены структурные составляющие, функции, виды и формы как средства формирования музыкальной культуры Месоамерики;

- установлена роль этнопсихологического фактора в процессе дефинирования изучаемого феномена.

Объект исследования. Объектом исследования в диссертационной работе является история Мексиканского государства, его культура, фольклорное наследие, сохранившиеся эпические источники, археологические исследования. Необходимость изучения музыкальной культуры Месоамерики как самобытного явления искусства потребовала привлечение большого количества источников как музыкального, так и не музыкального плана. В качестве материала исследования использовались диско- и видеографические примеры (Musica del Archivo Samuel Marti [213], Fonoteca del INAH [165] и др.), антологические сборники этнографических и фольклорных экспедиций (В. Мендоса, Ф. Домингес, Т. Станфорд и др.), свидетельства монахов-францисканцев XVI в. (Диего Дуран, Бернардино де Саагун, Диего де Ланда, Торибио де Мотолинияи др.), эпико-поэтическое произведение народа киче «Пополь-Вух» (Книга народов) [221], Рабиналь Ачи (эпическая драма-балет) [222], музыкально-поэтическое наследие ацтекского царства («Мексиканские песни», «Романсы сеньоров Новой Испании», «20 гимнов богам»), которые позволили рассмотреть музыкально-культурные связи в социальном и историческом контексте. Кодексы Vindobonensis [143], Chimalpopoca [141],

Ramires [142], Fejervary-Mayer [157], El Titulo de Yax [156] и др. Исследование проводилось при использовании web-сайтов: www.mesoanierica.ru, www.arqueomex.com,www.ejournal.unam.mx

Предмет исследования. Предметом исследования является специфика дефинирования особенностей музыкальной культуры Месоамерики как синтеза этнокультур.

Теоретическая и практическая значимость. Данная диссертация может быть полезна для курсов по истории древней музыкальной культуры, а также для дальнейших научных исследований в этой области.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и рекомендована к защите. Основные положения диссертации опубликованы в печатных работах. Ее результаты апробированы в выступлениях на научных конференциях и семинарах, проводимых в АПРИКТ, РГСУ и других учебных заведениях. Материалы исследования использовались в цикле лекций, прочитанных в Колимском университете (Мексика).

15

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Добрушкин, Глеб Леонидович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что за более чем 4 тысячи лет (Доклассический, Классический и Постклассический периоды) на территории Месоамерики возникали и погибали целые цивилизации, в музыкальной культуре постепенно накапливался исторический и практический духовный опыт поколений, с одной стороны, сохранявший национально-этнические обычаи и формировавший традиции, с другой — заставляющий искать более совершенные, новые формы воплощения творческих идей. Это совершенствование коснулось практически всех сфер применения музыкального искусства.

Останавливаясь более подробно на некоторых из них, была осуществлена попытка выявить природу самобытности музыкальной культуры Месоамерики, как явления, базирующегося на глубоких этнических психологическо-эстетических процессах. Использование методики анализа закономерностей музыкального мышления в контексте общего историко-культурного развития месоамериканской цивилизации позволило создать модель дефиниций ее музыкальной культуры.

1. В процессе исследования было доказано, что теоретическое осмысление явления музыкальной культуры Месоамерики возможно только в единстве важнейших аспектов ее функционирования. Это определяет ее предметом целого комплекса научных дисциплин и, таким образом, формирует межпредметный уровень познания.

2. В ходе исследования утверждается, что музыкальная культура Месоамерики - это не монокультура, а культура, которая определяется совокупностью музыкальных культур различных цивилизаций, когда-либо существовавших на территории Месоамерики на протяжении до 1519 г. (Здесь наиболее выделяются культуры ольмеков, майя, сапотеков, тольтеков, чичимеков, пупереча, уичолес, миштеков, ацтеков и др.).

3. Изучая в контексте формирования философско-психологического мышления человека музыкальную культуру Месоамерики как процесс, взятый во времени, в ходе исследования была рассмотрена ее схематическая эволюция по трем предложенным основным этапам: субстратным, синтезирующим, авторским.

4. Это позволило полемизировать с существующим и укоренившимся мнением о музыкальной культуре Месоамерики, определяемой только как индейский фольклор.

5. В процессе исследования акцентировались структурологические особенности явления, которые доказывают его полифункциональность: а) основная его функция связана с религиозно-ритуальными обрядами и социально-политическими действами; б) ряд зависимо-подчиненных функций, связанных с особенностями жизнедеятельности населения (охота, рыболовство, сельское хозяйство и др.), а также быта (колыбельные, плачи, шуточные, детские песни); в) одно из наиболее важных завоеваний в музыкальной культуре Месоамерики следует считать зарождение и формирование светской авторской культуры.

6. Исследуя артефакты доиспанской Америки, не связанные рамками какой-то одной этнокультуры Месоамерики, обнаруживается достаточно высокий индекс музыкально-слуховой деятельности изучаемого района.

7. Музыкальная культура Месоамерики, являясь традиционной, сохраняла в поколениях культурно-исторический опыт, который символично можно обозначить как путь от простейших музыкальных инструментов, взятых в готовом виде из природы, до различной модификации флейт, в том числе тройных и четверных, разной конструкции ударных и шумовых инструментов, в том числе изготовленных из меди.

8. Поскольку все внутренние процессы, проходящие в музыкальной культуре Месоамерики, были тесно взаимосвязаны, на современном этапе исследования была осуществлена попытка реставрации некоторых утерянных форм, связанных с авторской музыкально-поэтической культурой, а также религиозно-гимнических песнопений.

9. В ходе исследования было показано, что с глубокой древности, ранне-формативного времени, в Месоамерике прослеживаются процессы разделения по социально-профессиональным дифференциям. С этим тесно взаимосвязано психологическое и мировоззренческое формирование человека. И, как результат, закрепление за музыкантами особого социального статуса в обществе.

10. Разделение музыкальной культуры на фольклорную и профессиональную привело к созданию своей системы музыкального образования: а) «калмекак» - школы-монастыри для месоамериканской знати и будущего жречества; б) «куикайи» и «тепочкайи» - дома для пения и танцев для молодежи.

11. Являясь одновременно в одном лице и сочинителем и исполнителем своих произведений, древние музыканты способствовали совершенствованию старых и возникновению новых музыкально-поэтических и музыкально-танцевальных жанров, а также развитию музыкальных инструментов и техники игры на них, основываясь при этом на вариантно-импровизационных принципах развития.

12. Продолжая дискуссию о гипотетически существовавшей в Месоамерике системе нотозаписи, в исследовании подчеркивается, что, пользуясь традиционными, исторически сложившимися формами музыкального языка, преобразуя их, древние композиторы развивали и обогащали музыкально-языковые нормы.

13. Социальное расслоение месоамериканского общества обусловило разделение светской музыкальной культуры на музыкальную культуру низших классов и музыкальную культуру знати, в которой необходимо выделить зарождение авторского искусства, связанного с развитием музыкально-поэтического жанра «куикатла».

14. В ходе исследования утверждается, что музыкальную культуру Месоамерики нужно рассматривать как синтез музыкально-танцевального, песенно-поэтического, театрально-зрелищного и изобразительно-прикладного искусств.

15. А также можно утверждать о существовании внутриматериковых музыкально-культурных связях и взаимопроникновениях на территории Месоамерики на уровне межэтнических взаимодействий.

Необходимость дефиниции музыкальной культуры Месоамерики в контексте общего историко-культурного развития была продиктована результатами последующей за Конкистой смысловой переакцентировки понятий, определяющих смысл музыкальной культуры Месоамерики. Закрепление иной философско-психологической концепции привело к нивелированию самобытности и полному изменению структуры месоамериканской музыкальной культуры. Она перестает полноценно существовать как часть мировой культуры, сохраняя в малодоступных северных и северо-западных районах страны некоторые свои народные аутентические традиции.

А). В связи с агрессивным характером трансплантационных форм европейской музыкальной культуры месоамериканская музыкальная культура теряет свою гегемонию в политическом и культурном развитии страны. На смену приходит музыкальная культура европейского образца как новая политическая и идеологическая концепция.

Б). Вследствие этого в музыкальной культуре Месоамерики-Мексики произошел принципиальный раскол, разделив ■ музыкальную - культуру коренного населения на два стилевых направления:

- музыкальная культура mestiza;

- музыкальная культура коренного населения, не подвергшаяся внешнекультурным влияниям.

С годами все больше увеличивалась сфера распространения музыки mestiza. Формы ее существования обогащались как внешнекультурными (европейскими и африканскими) влияниями, так и новообразованиями мексиканской культуры (креольская культура, мариачи). И, наоборот, музыкальная культура коренного населения, не подвергшаяся внешне-культурным влияниям, в процентном отношении сокращалась.

В). Новые эстетико-психологические и музыкально-теоретические критерии практически полностью подавили существовавшие на протяжении тысячелетий критерии в музыкальной культуре Месоамерики.

Г). Получает новую трактовку структура музыкальной культуры коренного населения. Исчезает исторически сформированное разделение месоамериканской музыкальной культуры по профессиональным признакам. После Конкисты музыкальная культура коренного населения подразумевается как фольклорная.

Д). Нарушились внутренние сложносоставные процессы в музыкальной культуре коренного населения, базировавшиеся на философско-психологи-ческом мышлении месоамериканского этноса. В первую очередь пострадали светское авторское искусство и музыкально-синтетические жанры, выполняющие обрядово-религиозные и социальные функции. Большую жизне-устойчивость проявили народно-бытовые жанры, связанные глубокими национальными традициями. Музыкальная культура Месоамерики перестает существовать как полифункциональная система.

Е). Реформируется система музыкального образования. При этом уничтожаются индейские рукописные книги. Со временем исчезает и традиция «пения» по пиктоглифическим знакам.

Ж). Получают новое качественное определение такие музыкальные категории, как композитор, исполнитель. Вводятся такие понятия, как полифония, гармония. Вводятся также западноевропейские лады, новые музыкальные инструменты. Европейские законы теории музыки становятся основополагающими на территории Мексики.

Механизмы художественного восприятия и творчества — это технология внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей. Эти механизмы функционируют как для отдельной взятой личности, так и для целого этноса, формируя его философско-психологическую концепцию культуры. Столетия эпохи Colonial, войны за независимость не смогли полностью уничтожить глубокие народные традиции Мексики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Добрушкин, Глеб Леонидович, 2005 год

1. Агеев B.C. К построению научной этнопсихологии // Этническая психология: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2003. - С. 30-36. - ISBN 5-9268-0211-3.

2. Агеев B.C. Кросс-культурная перспектива в развитии социально-психологического знания // Вопросы психологии. — М., 1987. № 6. - С. 90-99.

3. АдорноТ.В. Социология музыки. М.-СПб.: Университетская книга, 1999. - (Электронная библиотека ИФ РАН). - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/adorno/01.html - Загл. с экрана.

4. Адоньева С.Б. Звуковые формулы в ритуальном фольклоре. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/adonieval.html -Загл. с экрана.

5. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. — Архангельск: изд. Поморского ун-та, 1998. (Открытая Русская Электронная библиотека). - Режим доступа: http://www.orel.rsl.ru/nettext/russian/arinin/autor. html - Загл. с экрана.

6. Аристотель. Поэтика. М.: ГИХЛ, 1957. - 184 с. - (Электронная библиотека Золотая философия). - Режим доступа: http://www.philosophy.allru.net/ pervl46.html — Загл. с экрана.

7. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / Отв. ред. Б.Н. Путилов. — СПб.: Наука, 1993.-239 с.

8. Байбурин А.К. Некоторые представления о памяти в традиционной культуре // Фольклор и народная культура / In memoriam. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. - С. 252-258. - ISBN 5-85803-227-3.

9. Балабушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религии. — М.: ИФ РАН, 2003. 218 с. - ISBN 5-201-02140-9

10. Барт Р. Структурализм как деятельность. (Электронная библиотека ИФ РАН). - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/barthes/struct.html - Загл. с экрана.

11. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — (Электронная библиотека ИФ РАН). — Режим доступа: http://www.philosophy.ru/bahtin/k metodologii.html — Загл. с экрана.

12. БезантА. Древняя мудрость. (Открытая Русская Электронная библиотека). - Режим доступа: http://www.orel.ru/nettext/foreign/besant/drevmudr/ bezant 1 l.html - Загл. с экрана.

13. Беляев Д.Д. Древняя история Оахаки. (Электронный ресурс). — Режим доступа: http://www.mesoamerica.ru/indians/oaxaca.html - Загл. с экрана.

14. Беляев Д.Д. Ранние вождества в Юго-восточной Месоамерике. — (Электронный ресурс). — Режим доступа: http://www.mesoamerica.ru/ indians/maya/vozhdes.html. Загл. с экрана.

15. Беляев Д.Д. Государства майя в системе международных отношений Месоамерики классического периода. М., 2003. - (Электронный ресурс).-Режим доступа: http://www.mesoamerica.ru/indians/maya-inter.html - Загл. с экрана.

16. Богатырев П.Г., Якобсон P.O. Фольклор как особая форма творчества. //Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. - С. 369-383.

17. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Современная Универсальная Российская энциклопедия. 2002. - (Электронный ресурс). - 8 электрон, опт. диск (CD-ROM).

18. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. — М.: изд. Института психологии РАН, 1997. 349 с. - ISBN 5-201-02252-9.

19. Бромлей Ю.В. Этнографические аспекты изучения человека // Этническая психология. Хрестоматия. СПб.: Речь, 2003. - С. 9-14. - ISBN 5-9268-0211-3.

20. Брюнель-Лобришон Ж., Дюамель-Амадо К. Повседневная жизнь во времена трубадуров. XII-XIII века. М.: Молодая гвардия, Палимпест, 2003. -415 с. - ISBN 5-235-02477-х.

21. Васильев Л.С. История религии Востока. (Электронная библиотека ИФ РАН). - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/misc/vasrel.html -Загл. с экрана.

22. ВундтВ. Проблемы психологии народов // Этническая психология: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2003. - С. 49-55. - ISBN 5-9268-0211-3.

23. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Иск-во, 1968. - 576 с.

24. Геблер К. Америка после открытия Колумба // История человечества. СПб.: Полигон, 2003. - 412 с. - ISBN 5-89173-227-0.

25. Герасимова И.А. Знание о знании // Когнитивная эволюция и творчество. М.: ИФ РАН, 1995. - С. 185-204. - ISBN 5-201-01851-3 (Электронная библиотека ИФ РАН). - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/ sasha.html#185 - Загл. с экрана.

26. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество // Вопросы философии. — 1995. — № 6. (Электронная библиотека ИФ РАН). — Режим доступа: http://www.philosophy.ru/vopros/42.html - Загл. с экрана.

27. Герцман Е. Тайны истории древней музыки. — СПб.: «Азбука-классика», 2004. 576 с. - ISBN 5-9595-0095-6.

28. Гиппиус Е. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики. — Л., 1980.-С. 23-36.

29. Горелов А.А. Эволюция культуры и экология. М.: ИФ РАН, 2002. -245 с. - ISBN 5-201-02075-5.

30. Григулевич И.Р. Инквизиция. М.: Терра-книжный клуб, 2002. — 480 с. - ISBN 5-275-00558-х.

31. ГролишМ. Монтесума. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 480 с. -ISBN 5-222-00446-5.

32. Гуляев В.И. Индейские общества Месоамерики в период первоначальных контактов с европейцами // Культуры Нового и Старого света XVI-XVIII вв. в их взаимодействии. СПб.: Наука, 1991. - С. 18-22.

33. Гумилев JI. Этногенез и биосфера Земли // Гумилев JI.H. Этносфера: история людей и история природы. М.: Мысль, 1993. - С. 39-62.

34. Гумилев Л. Конец и вновь начало. М.: ДИДИК, 1997. - 544 с. - ISBN 5-87583-006-9.

35. Давлетшин А.И. Заметки о религиозно-мифологических представлениях в Мезоамерике. — (Электронный ресурс). — Режим доступа: http://www.mesoamerica.ru/indians/maya/religionmeso.html Загл. с экрана.

36. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. (Открытая Русская Электронная библиотека). - Режим доступа: http://www.orel.rsl.ru/nettext/russian/danilevskii/ evropa/dl.html - Загл. с экрана.

37. Драч Г.В. Культура, цивилизация, история // История мировой культуры. 2-е доп. и перер. изд. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. - С. 8-32. -ISBN 5-222-02621-3.

38. Дубинина И.Н. К проблеме мистифицирования творчества. -(Электронная библиотека ИФ РАН). Режим доступа: http://www.philosophy.ru/-library/dubina.myth.html - Загл. с экрана.

39. Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1990. - (Электронная библиотека Золотая философия). - Режим доступа: http://www.philosophy. allru.net/ perv08.html - Загл. с экрана.

40. Емельянов В.В. Ритуал в древней Месопотамии. — СПб.: Азбука-классика, 2003. 320 с. - ISBN 5-352-00499-6.

41. Ершова Г.Г. Фольклорные песнопения майя Юкатана как средство организации жизни с помощью искусства. М.: Наука, 1992. - С. 23-46.

42. Ефимова Н.И. Раннехристианское пение в Западной Европе VIII-X ст. М.: изд. Московского университета, 2004. - 284 с. - ISBN 5-211-06022-9.

43. Зембатов М.Р. Язык «цветов и песен» шаг к познанию древнеацтекской культуры // Латинская Америка. - 2002. - № 6.

44. Земсков В.Б. Латиноамериканская культура как предмет междисциплинарного изучения // Культуры Нового и Старого света XVI-XVIII вв. в их взаимодействии. СПб.: Наука, 1991. - С. 272-281. - ISBN 5-02-027340-6.

45. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975. —224 с.

46. Земцовский И.И. Этномузыковедческие заметки об этнической традиции // Фольклор и народная культура / In memoriam. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. С. 293-313. - ISBN 5-85803-227-3.

47. Иннес X. Конкистадоры. История испанских завоеваний XV-XVI веков. М.: Центрполиграф, 2002. - 391 с. - ISBN 5-227-018111-1.

48. ИсамиттК. Общая характеристика музыкального фольклора Чили // Музыкальная культура Латинской Америки. -М.: Музыка, 1974. С. 102-121.

49. Кашкадамова Н. Мистецтво виконання музики на клавшно-струнних шструментах. Терношль: СМП АСТОН, 1998. - 299 с. - ISBN 966-95479-2-х.

50. Киященко Л.П. Что сознание понимает в знании. (Электронная библиотека Золотая философия). — Режим доступа: http://www.philosophy.allru.net/perv64.html - Загл. с экрана.

51. Киященко Л.П. Эстетическая культура. М.: ИФ РАН, 1996. - 201 с. — ISBN 5-201-01903-х.

52. Клейнер Ю.А. Устная традиция и письменная культура // Фольклор и народная культура / In memoriam. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. -С. 314-320.-ISBN 5-85803-227-3.

53. Клягин Н.В. Происхождение цивилизации. (Социально-философский аспект). М., 1996. - 252 с. - ISBN 5-201-01894-7. - (Электронная библиотека ИФ РАН). - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/wklaq.html - Загл. с экрана.

54. Колядин В.Ф. От мистерии к карнавалу. — М.: Наука, 2002. 204 с. -ISBN 5-02-022737-4.

55. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? // Этническая психология: Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2003. - С. 139-144. - ISBN 5-9268-0211-3.

56. Королев В.К. Цивилизации средневекового Запада // История мировой культуры. 2-е доп. и перер. изд. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. - С. 244276. - ISBN 5-222-02621-3.

57. Кнорозов Ю.В. Неизвестные тексты // Забытые системы письма. — М., 1982. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.mesoamerica.ru/ indians/maya/knorozov.html - Загл. с экрана.

58. Князева Е.Н. Приключения научного разума: синергетическое видение научного прогресса. (Электронная библиотека ИФ РАН). - Режим доступа: http://www.philosophy.rU/library/sasha.html#55 - Загл. с экрана.

59. Кузанский Н. Апология ученого незнания. Соч. в 2-х т. М.: Мысль. АН СССР ИФ, 1980. - Т. 2. - 471 с.

60. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Изд. МГУ, 1994. 608 с.

61. Леви-Строс К. Неприрученная мысль // Этническая психология: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2003. - С. 64-70. - ISBN 5-9268-0211-3.

62. Леви-Строс К. Отношения симметрии между ритуалами и мифами соседних народов. (Электронная библиотека ИФ РАН). - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/ls/myth.html - Загл. с экрана.

63. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. - 944 с. - ISBN 5-244-0079-5.

64. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. (Электронная библиотека ИФ РАН). -Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/losef7dialmyth.html - Загл. с экрана.

65. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. (Электронная библиотека ИФ РАН). - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/ losef/01/Q.html - Загл. с экрана.

66. Лурье С.В. Исследования национального характера // Историческая этнология. М., 1997. - С. 65-76.

67. Мамардашвили М. Путь к очевидности // Лекции по античной философии. М.: АГРАФ, 2002. - 320 с. - ISBN 5-7784-0021-7.

68. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 63 с.

69. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. - С. 12-162.

70. Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора. — (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/ meletinsky4.html - Загл. с экрана.

71. Меркулов И.П. Научное познание: когнитивно-эволюционный ракурс // Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты. М.: ИФ РАН, 1993.- 197 с.-ISBN 5-201-01837-8.

72. Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Сов. композитор, 1983. - С. 260.74а. Музыкальная культура стран Латинской Америки / Общ. ред. Пичугин П. М.: Музыка, 1974. - С. 143.

73. Неклюдов С.Ю. Новотворчество в эпической традиции. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov 10.html -Загл. с экрана.

74. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. Соч.в 2х томах. М.: Мысль, 1990. - Т. 1 - (Электронная библиотека ИФ РАН). - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/nietzsche/tragoedie.html - Загл. с экрана.

75. Павлишин С. Зарубежная музыка XX века. Пути развития. Тенденции. — Киев: «Музична Украша», 1980. — 212 с.

76. Пашина О.А. Структурно-типологические исследования в советской музыкальной фольклористике // Музыкальный фольклор: проблемы истории и методологии. -М., 1990.-С. 101-146.

77. Петякшева Н.И. Трактовка феномена конкисты в латиноамериканской «философии освобождения» // Культуры Нового и Старого света XVI-XVIII вв. в их взаимодействии. СПб.: Наука, 1991. - С. 49-61.

78. Петякшева Н.И. Латиноамериканская «философия освобождения» в контексте компаративистики. М.: Уникум-Центр, 2002. - 231 с. - ISBN 5-7825-0056-5.

79. Пировано К. Размышляя об искусстве // История мирового искусства. Перевод БММ АО, Arnoldo Mondadori. Milan: Editore SPA, 1998. - 718 p. -ISBN 88-7813-638-7.

80. Пичугин П.Музыкальная культура андских народов. М.: Наука, 1974.-118 с.

81. Пичугин П. Мексиканская песня. М.: Советский композитор, 1977. —271 с.

82. Пичугин П.А. Генезис креольской музыкальной культуры и эволюция испанских музыкальных традиций в Америке // Культуры Нового и Старого света XVI-XVIII вв. в их взаимодействии. СПб.: Наука, 1991. - С. 179-187. -ISBN 5-02-027340-6.

83. Пономарев Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1976. 303 с.

84. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура // In memoriam. — Спб.: Петербургское Востоковедение, 2003. 457 с. - ISBN 5-85803-227-3.

85. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. М.: Лабиринт, 1998. -512 с. - ISBN 5-87604-067-3.

86. Сапонов М. Менестрели. М.: Классика-ХХ1, 2004. - 400 с. - ISBN 5-89817-101-0.

87. Семакина Е. Боги древних майя. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.mesoamerica.ru/indians/maya/gods.html - Загл. с экрана.

88. СитчинЗ. Легенды о золотом городе / Потерянные царства. — М.: «ЭКСМО», 2004. 416 с. - ISBN 5-699-07895-9.

89. Созина С.А. К проблеме объктивной оценки завоевания и колонизации Америки // Культуры Нового и Старого света XVI-XVIII вв. в их взаимодействии. СПб.: Наука, 1991. - С. 11-17.

90. Сохор А. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. — 192 с.

91. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: ИФ РАН, 1994. - 274 с. - ISBN 5-201-01853-х.

92. Стивенсон Р. Музыка Ацтеков // Музыкальная культура Латинской Америки.-М.: Музыка, 1974.-С. 195-216.

93. Сустель Ж. Ацтеки. Воинские подданные Монтесумы / Пер. с англ. Л.А. Карповой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 287 с. - ISBN 5-9524-0635-1.

94. Суханцева В.К. Музыка как мир человека / От идеи вселенной — к философии музыки. Киев: Факт, 2000. - 176 с. - ISBN 966-7274-54-3. -(Электронная библиотека ИФ РАН).- Режим доступа: http://www.philosophy.ru/ library/suhanceva/index.html - Загл. с экрана.

95. Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной культуре. Кшв: Либщь, 1990.- 184 с.-ISBN 5-11-1774-3.

96. Сэпир Э. Язык, раса и культура // Этническая психология: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2003. - С. 185-194. - ISBN 5-9268-0211-3.

97. Тайлор Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. - 572 с. — ISBN 5-250-00379-6.

98. Тоинби А. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1990. (Открытая Русская Электронная библиотека). - Режим доступа: http://www.orel.rsl.ru/ nettext /foreign/ toinby/ toynbee.html - Загл. с экрана.

99. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976.-575 с.

100. Токовинин А.А. Ритуальный танец майя в царских надписях городища Яшчитлан. (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.mesoamerica.ru/indians/maya/dance.html - Загл. с экрана.

101. Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов (палеолитическая эпоха) // Ранние формы искусства. — М., 1972. С. 83-84.

102. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблему // Архаический ритуал в фольклоре и раннелитературных памятниках. — М., 1988.

103. Фесенкова JI.B. Глобальный эволюционизм как мировоззрение // Глобальный эволюционизм (философский анализ). М.: ИФ РАН, 1994. - 50 с. -ISBN 5-201-01848-3.

104. Фесенкова JI.B. Теория эволюции и ее отражение в культуре. М.: ИФ РАН, 2003. - 174 е. - ISBN 5-201-02118-2.

105. Фоллмер Г. Эволюция и проекция начала современной теории познания // Эволюция, культура, познание. - М., 1996. - С. 39-57. - ISBN 5-20101884-х.

106. Франкфорт Г., Уилсон Г.А. Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Спб.: Амфора, 2001. - 314 с. - ISBN 5-94278-047-1.

107. Хюбнер К. Критика научного разума. М.: ИФ РАН, 1994. - 326 с. -ISBN 5-202-01864-5.

108. Швейцер Альберт. Иоган Себастьян Бах. М.: Музыка, 1965. - 725 с.

109. Шемякин Я.Г. К вопросу о характере взаимодействия испанского начала с автохтонными культурами в эпоху конкисты // Культуры Нового и Старого света XVI-XVIII вв. в их взаимодействии. СПб.: Наука, 1991. — С. 36-41.

110. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. - (Электронная библиотека Золотая философия). - Режим доступа: http://www.philosophy.allru.net/ pervl l.html - Загл. с экрана.

111. Энциклопедический музыкальный словарь. М: Государственное научное изд. БСЭ, 1959. - 324 с.

112. Юнг К. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное // Психология бессознательного. (Электронная библиотека ИФ РАН). - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/jung/perssuper.html - Загл. с экрана.

113. Alcina Franch, J. El arte Precolombino. Madrid: Edition Akal, 1990. —137 c.

114. Anders Ferdinand, Jansen Maarten, Garcia Luis Reyes. Origen e Historia de los Reyes Mixtecos. Mexico: Fondo de Cultura Economica, S.A.de C.V., 1992. -245 p. -ISBN968-16-3710-0.

115. Anuario de la Sociedad Folklorica de Mexico // Circulo panamericano de folklore IX, 1954.-26 p.

116. Anuario de la Sociedad Folklorica de Mexico // Circulo panamericano de folklore XI, 1957.-29 p.

117. Apel Karl-Otto, Dussel Enrique, Fornet B. Raul. Fundamentacion de la etica у filosofia de la liberation. Mexico: Siglo XXI, 1992. - 104 p. - ISBN 968-23-1788-6.

118. Aretz Isabel.Costumbres tradicionales argentinas. Buenos Aries, 1974. —89 p.

119. Aretz Isabel.America Latina en su musica. Mexico: Ed. siglo veintiuno, 1984. - 344 p. - ISBN 92-3-301428-2.

120. Austin Alfredo Lopez. La education de los antiguos nahuas. Mexico: Ediciones el caballito, 1985. - 160 p. - ISBN 968-6011-75-7.

121. Bacalenque Diego de. Los agustinos, aquellos misioneros hacendados. — Mexico: Cien de Mexico, 1985. 205 p.

122. Bonfil Guillermo.La fiesta como espacio de resistencia etnica / Mexico indigena. 1985. - № 6. - P. 18-21.

123. Bonitez Fernando. La defensa del Gran Tiempo / Мёхюо indigena. -1985.-№4.-P. 4-8.

124. Boturini Lorenzo Benaduchi Idea de una Nueva Historia General de la Ашёпса Septentrional. Мёхюо: UNAM, 1990. - 346 p. - ISBN 986-36-0832-9.

125. Baudot Georges.La vida cotidiana en la Ашёпса Espanola en tempos de Felipe II. Мёх1со: Fondo de Cultura economica, 1982. - 343 p. - ISBN 968-161463-1.

126. Baudot Georges.Las letras precolombinos. — Мёх1со: Ed. siglo XXI, 1979.-291 p.-ISBN 968-23-0514-4.

127. Bravo 1озё Antonio,Tagle 1озё Antonio. Calendario ceremonial mexica // La musica de Mexico. Мёхюо: UNAM, 1984. - P. 115-167. - ISBN 968-837-148-3.

128. Bravo 1озё Antonio. Glosario de instrumentos prehispanicos // La musica de Мёхюо. Мёх1со: UNAM, 1984. - P. 171-220. - ISBN 968-837-148-3.

129. Campos ЯиЬёп. El folklore у la musica mexicana. Мёхюо, 1928. —351 p.

130. Campos ЯиЬёп.Е1 folklore de las ciudades. Мёхюо: SEP, 1930. - 145 p.

131. Casas, Fray Bartolome de las. Los indios de Мёхюо у Nueva Espana. -Мёхюо: Porrua, 1974. 436 p.

132. Caso Alfonso.El pueblo del sol. Mexico: Fondo de cultura economica, 1979. - 125 p. - ISBN 968-16-1534-4.

133. Caso Alfonso. Las calendarios prehispanicas. Mexico: UNAM, 1967.149 p.

134. Caso Alfonso. Reyes у reinos de la mixteca. Мёхюо: Fondo de cultura economica, 1977. - 246 p.

135. Castellanos Pablo. Horizontes de la musica precortesiana. Mexico: F.C.E., 1970.- 153 p.

136. Codice Chimalpopoca. Anales de Cuauhtitlan.Leyendas de los soles. -Mexico: UNAM, 1975. 162 p. + Facsimil.

137. Codice Ramires / Coleccion de documentos conmemorativos. Mexico, 1975.-102 p.

138. Codice Vindobonensis. Facsimil. Graz,Austria: Akademische Druk-und Verlagsanstald, 1992.

139. Compendio General de Mexico a trav6s del siglos. Т. I. Mexico: UNAM, 2003. - 604 p. - ISBN 968-6406-09-3.

140. Concha Michel. Cantos indigenas de Mexico. M6xico, 1951. - 135 p.

141. Cortes Hernan. Segunda carta de Relacion. Madrid, 1984. - 171 p. — ISBN 84-85005-79-1.

142. Dajer Jorge. Los artefactos sonoros precolombinos. Mexico: Fonca, 1995.-127 p.

143. Diaz del Castillo, Bernal. Cortes у Moctezuma. Mexico: CONACULTA, 2002. - 189 p. - ISBN 968-27-0855-9.

144. Diaz del Castillo, Bernal. Historia verdadera de la Conquista dela Nueva Espana. Mexico: Porrua, 1983. - 700 p. - ISBN 968-432-480-4.

145. Diccionario, de biografias. Barcelona: OCEANO, 2002. — 1071 p. -ISBN 84-494-1433-4.

146. Dublin Susana Dultzin, Tagle Jose Antonio. La musica en el panorama historico de Mesoamerica // La musica de Mexico. M6xico: UNAM, 1984. -P. 17-34.-ISBN 968-837-148-3.

147. Dublin Susana Dultzin, Tagle Jose Antonio. Los mayas у la musica // La musica de Mexico. Mexico: UNAM, 1984. - P. 37-53. - ISBN 968-837-148-3.

148. Duran, Fray Diego. Historia de las indias de Nueva Espana e islas de tierra firme. Mexico: Cien de Mexico, 1995. - 1106 p. - ISBN 968-28-8295-2.

149. Dussel E. Para una de-struccion de la historia de la etica. Mexico: Siglo XXI, 1973. - 312 p. - ISBN 968-23-1893-9.

150. El codice de Huichapan / Comentario por Alfonso Caso. Mexico: Telecomunicacion de Mexico, 1992. - 55 p. +Facsimil. - ISBN 968-803-181-х.

151. El Titulo de Yax у otros documentos Quiches de Totonicapan, Guatemala / Robert M. Carmack, Sames L. Nondloch. Mexico: Ed. Facsimilar, UNAM, 1989.- 226 p. ISBN 968-36-0467-6.

152. El Tonalamatl de los Pochtecas. Codice Fejervary-Mayer // Facsimil con estudio de Miguel Leon-Portilla. Мёхюо: Edicion especial, Arqueologia Mexicana.- Revista Bimestral. 2005. - № 18. - P. 5-105. www.arqueomex.com

153. Enciclopedia de Mexico. Т. I. Mexico: UNAM, 1998. - 606 p. - ISBN 1-56409-024-8.

154. Enciclopedia de Mexico. Т. VIII. Mexico: Editora Mexicana, S. A., 1977.-612 p.

155. Enciclopedia de Mexico. Т. XII. Mexico: Editora Mexicana, S. A., 1977.-600 p.

156. Esplendor del Mexico Antigua.La musica у la danza. T.I. Mexico: Octavo ed., 1992.-521 p.

157. Estrada Julio. La musica de Mexico. Mexico: UNAM, 1984. - 236 p. — ISBN 968-837-005-3.

158. Florescano Enrique. Memoria indfgena. Mexico: Taurus, 1999. - 404 p. -ISBN 968-19-0538-5.

159. Fonogramas de musica indigena mexicana / Catalogo nacional. Mexico: Instituto Nacional Indigenista, 1996. - 54 p.

160. Fonoteca del Instituto Nacional de Antropologia e Historia. Mexico, 2002.-40 CD.

161. Frisch Uwe. Trayectoria de la musica en Mexico. Mexico: UNAM, 1970.-63 p.у

162. Garibay, Angel Maria K. Epica Nahuatl / Seleccion,introduccion у notas.- Mexico: UNAM, 1993. 102 p. - ISBN 968-36-2888-5.

163. Garibay, Angel Maria K. Panorama literario de los pueblos Nahuas. — Mexico: Porrua, 1983. 168 p. - ISBN 968-432-355-7.

164. Garibay, Angel Maria К. Historia de la literatura nahuatl. Mexico: Porrua, 1971.-502 p.

165. Garibay, Angel Maria K. La literatura de los aztecas. Мёхюо: Editorial Joaquin Mortiz, 1997. - 143 p. - ISBN 968-27-0010-8.

166. Gomara, F. Lopez de. Historia de la conquista de Mexico. Mexico: Porrua, 1997. - 349 p. - ISBN 968-452-304-1.

167. Grial Hugo de. Musicos Mexicanos. Mexico: Editorial Diana, 1995.275 p.

168. Gutierrez Miguel Angel. Camino a Oztotempa / Mexico indigena. 1985. - №6. - P. 3-4.

169. Haberland Wolfgang. Cultura de la America indigena / Mesoamerica у America central. Mexico: Fondo de Cultura economica, 1974. - 197 p.

170. Herrera у Hogason, Alba. El arte musical en Mexico. — Mexico, 1917. —227 p.

171. Historia General de Mexico. Т. I. Mexico. Mexico: HARLA, 1987.546 p.

172. Horcasitas Fernando. El teatro nahuatle. Mexico: UNAM, 1974. —645 p.

173. Hugh Thomas. La Conquista de Mexico. — Mexico: Patria, led., 1931.896 p.

174. Humboldt Alejandro de. Ensayo politico sobre el Reino dela N.E. -Mexico: Porrua, 1978. 696 p.

175. Investigation folklorica en Mexico. Baltasar Samper. — Mexico: Secretaria de Education Publica; Instituto Nacional de Bellas Artes, 1931.' -Volumen I 653 p.; volumen II - 385 p.

176. Krickeberg Walter. Las antiguas culturas Mexicanas. Mexico: Fondo de cultura economica, 1985. - 476 p. - ISBN 968-16-0339-7.

177. Krickeberg Walter. Mitos у leyendas de los Aztecas, incas, mayas у muscas. Mexico: Fondo de cultura economica, 1971.-261 p.

178. Landa, Fray Diego de. Relacion de las cosas de Yucatan. Mexico: CIEN de Mexico, 1994. - 221 p. - ISBN 968-29-6033-9.

179. Lara Jesus.La poesia quechua. Mexico: Fondo de cultura economica, 1979. - 190 p. - ISBN 968-16-0199-8.

180. Leon-Portilla Miguel. Trece poetas del mundo Azteca. Mexico: UNAM, 1978.-258 p.

181. Leon-Portilla Miguel. Literaturas de Mesoamerica. — Mexico: SEP, 1984. -278 p. ISBN 968-29-0216-9.

182. Leon-Portilla Miguel. La filosofla nahuatle. Mexico: UNAM, Octavo ed., 1985. - 411 p. - ISBN 968-58-2515-7.

183. Leon-Portilla Miguel.Los antiguas mexicanos. Мёхюо :Fondo de cultura economica,Sexto ed.,1987. - 198 p. -ISBN 968-16-1528x

184. Leon-Portilla Miguel. Quince poetas del mundo Azteca. — Mexico :Ed. Diana, 1999. 339 p. - 968-13-2624-5

185. Leon-Portilla Miguel. El destino de la palabra. Mexico: El Colegio Nacional, 2000. - 406 p. - ISBN 968-16-4870-6.

186. Leon-Portilla Miguel. Codices. Los antiguos libros del nuevo mundo. -Mexico: Aguilar, 2003. 335 p. - ISBN 968-19-1183-0.

187. Leon-Portilla Miguel. Cantos у Cronistas del Mexico Antiguo. Madrid: DASTIN, S.L., 2003. - 250 p. - ISBN 84-492-0366-x.

188. Lenkersdorf Carlos. Indios somos con orgullo / Poesia maya-tojolabal. — Mexico: UNAM, 1999. 410 p. - ISBN 968-36-7601-4.

189. Marti Samuel. Instrumentos musicales precortesianos. — Mexico: INA,1955. -94 p.

190. Marti Samuel. Canto, danza у musica precortesianos. Mexico: Fondo de cultura economica, 1961. - 105 p.

191. Marti Samuel. Musica precolombina. Mexico: Ed. Euroamericanos, 1978. - 96 p. - ISBN 968-414-012-6.

192. Martines Jose Luis. Nezahualcoyotl. Vida у obra. Mexico: Cultura SEP, 1972.-335 p.

193. Mendieta, Fray Jeronimo. Historia eclesiastica indiana. Mexico: UNAM, 1972.- 188 p.

194. Mendoza Vicente. Miasica indigena de Mexico / Mexico en el Arte XI, 1950.-25 p.

195. Mendoza Vicente. El corrido mexicano. — Mexico: Fondo de cultura economica, 1954. 197 p.

196. Mendoza Vicente. Panorama de la miasica tradicional de Mexico. -Mexico: UNAM, 1956.-245 p.

197. Mendoza Vicente. La cancion mexicana / Ensayo de clasificacion у antologia. Mexico, 1979. - 304 p. - ISBN 968-16-1857-2.

198. Mexico atraves de los siglos. Т. I. Mexico: Editore Cumbre. S.A., 1981. -457 p.

199. Miranda Francisco. Comunicacion oral у tradition popular / Mexico indigena. 1985. -№ 4. - P. 3-4.

200. Miranda Ricardo. Ecos, alientos у sonidos: ensayos sobre miasica mexicana. Veracruz: Fondo de cultura economica, 2001.-292 p. - ISBN 968-16-5213-4.

201. Moctezuma Eduardo Matos. Vida у muerte en el Templo Mayor. -Mexico: Fondo de cultura economica, 1998. 160 p. -ISBN968-16-5712-8.

202. Montands Emma Sanchez. El arte precolombino. Madrid: Promo libro, 2003. - 132 p. - ISBN 84-96299-08-5.

203. Montemayor Carlos. Sobre el concepto de literatura indigena / Mexico indigena. 1985. - № 4. - P. 12-14.

204. Montemayor Carlos. Arte у trama en el cuento indigena. Mexico: Fondo de cultura economica, 1998. - 143 p. - ISBN 968-16-5615-6.

205. Montemayor Carlos. Arte у plegarias en las lenguas indigenas de Mexico. -Mexico: Fondo de cultura economica, 1999.- 146 p.-ISBN 968-16-5961-9.

206. Motolinia, Fray Toribio de Benavente. Memoriales о libro de las cosas de la N. E.y de los naturales de ella. Mexico, 1971. - 634 p.

207. Motolinia, Fray Toribio de Benavente. El libro perdido. Mexico: Edmundo o'Gogman, 1989. - 648 p. - ISBN 968-29-2345-x.

208. Musica de Nuestra America. Del archivo de Samuel Marti. Mexico: CONACULTA, FONCA, 2003. - Dos discos CD.

209. Musica folclorica mexicana / Inventario de discos. Mexico: INBA, 1952.-78 p.215.0rta Velasquez Guillermo. Breve historia de la musica en Mexico. — Mexico: Porrua, 1970. 245 p.

210. Ortega у Medina Juan A. Reflexiones historicas. Mexico: CIENde Mexico, 1993. - 357 p. - ISBN 968-29-4484-8.

211. Osorio Linares Fernando. La tradicional oral entre las puperechas de Michoacan / Mexico indfgena. -1985.- №4. P. 9-10.

212. Pina R.Chan. Quetzalcoatl Serpiente Emplumada. Mexico: Ed. Economico, 1985. - 73 p. - ISBN 968-16-1831-9.

213. Pina R. Chan. El lenguaje de las piedras :Glifica Olmeca у Zapoteca. — Mexico: Fondo de la cultura economica, 1993.-218 p. ISBN 968-16-3990-1.

214. Pope Isabel.Nuestra musica. Documentos relacionados con la historia de la musica en Mexico. Revista trimestral editada en Mexico №24-4, 1954. — P. 245-253.

215. Popol Vuh. Advertencia inicial de Agustin Estrada Monroy. Mexico: Editores mexicanos unidos, s. a., 2002. - 192 p. - ISBN 968-15-0353-8.

216. Rabinal Achi. Mexico: Ed. Porrua, 1981. - 93 p. - ISBN 968-432-296-6.

217. Reuter, Jas. La musica popular de Mexico. Mexico: Panorama, 1983. — 195 p. - ISBN 968-38-0007-6.

218. Rivas Yolanda Moreno. Historia de la musica popular mexicana. — Mexico: Alianza editorial, 1979. 280 p. - ISBN 968-39-0294-4.

219. Romero, Jesus C. Musica precortesiana. — Mexico: Ed. Stylo, 1947. —74 p.

220. Sabloff Ieremy A. Las ciudades del Mexico antiguo. — Mexico: Ed. Diana, 1997. 230 p. - ISBN 968-13-2815-9.

221. Sahagun, Fray Bernardino de. Historia General de las cosas de Nueva Espana. Mexico: Porrua, 1999. - 1093 p. - ISBN 970-07-0299-5.

222. Sahagun, Fray Bernardino de. Codice Florentino. 12 vols. Edita en facsimil. El Gobierno de la republica.

223. Salazar Adolfo. La musica en la cultura Griega. Mexico, 1954. - 674 p.

224. Saldivar, Gabriel. Historia de la musica en Mexico. Mexico: SEP Ed. Gernica, 1987. - 380 p. - ISBN 968-29-1091-2.

225. Scheffler Lilian. La literatura oral tradicional de los indigenas de Mexico. Mexico: Premia, 1983. - 125 p. - ISBN 968-433-296-9.

226. Segala Amos.Literatura nahuatle. Mexico: Grijaibo, 1990. - 318 p. -ISBN 970-05-0042-x.

227. Siguenza у Gongora Carlos de. Relaciones historicas. Mexico, 1972.190 p.

228. Sodi M. Demetrio La literatura de los mayas. Mexico: Ed. Joaquin Mortiz, 1986. - 160 p. - ISBN 968-27-0045-0.

229. Sosa Pedro Mascaroy. Emperador Nezahualcoyotl. Mexico, 1972.150 p.

230. Stanford E., Thomas. El concepto indigena de la musica, el canto у la danza / La musica de Mexico. Mexico: UNAM, 1984. - P. 63-86. - ISBN 968-837-148-3.

231. Stanford E, Thomas. Rasgos de la musica precolombina / La musica de Mexico. Mexico: UNAM, 1984. - P. 77-112. - ISBN 968-837-148-3.

232. Sten Maria. Vida у muerte del teatro nahuatl. Mexico, 1974. - 256 p.

233. Storm Roberts John. La musica negra Afro-americana. Buenos Aires: Ed. Victor Leru, 1978. - 328 p. - ISBN 84-8205-142-3-9183.

234. Tezozomoc Hernando Alvarado. Cronica Mexicana. Mexico. Mexico: UNAM, 1975.-187 p.

235. Thompson S. Eric J. Un comentario al codice de Dresde. Mexico: Fondo de cultura economica, 1988. - 310 p. - ISBN 968-27-0855-9.

236. Turrent Lourdes.La Conquista Musical de Mexico. Mexico: Fondo de cultura economica, 1996. - 208 p. - ISBN 968-16-3987-1.

237. Velasco Jorge. De musica у musicos (antologia). Mexico: UNAM, 1983. - 350 p. - ISBN 968-23-1001-6.

238. Westheim Paul. Ideas fundamentales del arte prehispanico en Mexico. — Mexico: Alianza Editorial Era, 1991. ISBN 968-411-228-9.

239. Westheim Paul. Arte antiguo de Mexico. Mexico: Biblioteca ERA, 1997. - 439 p. - ISBN 968-411-227-0.

240. Zea Leopold. Conciencia у posibilidad del mexicano. Mexico: Porrua, 1952.- 110 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.