Проблема соотношения телесности и социальности в человеке и обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Медведева, Наталья Сергеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 282
Оглавление диссертации кандидат наук Медведева, Наталья Сергеевна
Содержание
Введение
Раздел 1 Философско-методологические основы изучения соотношения телесности и социальности
1.1. Развитие представлений о соотношении телесного и социального
в истории философии
1.1.1. Развитие представлений о соотношении телесности и социальности в античной философии
1.1.2. Тело и социум в философии Средневековья
1.1.3. Эволюция представлений о соотношении телесного и социального
в человеке в эпоху Возрождения
1.1.4. Эволюция представлений о соотношении телесного и социального
в эпоху Просвещения
1.1.5. Соотношения телесности и социальности в философии XIX-го века
1.1.6. Социальное и телесное в философии XX века
1.1.7. Проблема соотношения телесности и социальности в современной российской и украинской философии
1.2.Методологические принципы изучения соотношения телесности
и социальности
Выводы к разделу 1
Раздел 2 Соотношение телесности и социальности в культуре и общественной жизни с древних времен до наших дней
2.1. Соотношение между телесностью и социальностью в Первобытном обществе
2.2. Соотношение телесности и социальности в ранних классовых обществах
2.2.1. Телесное и социальное в космогонических мифах периода ранних классовых обществ
2.2.2. Представления о влиянии социальности на телесность в ранних классовых обществах
2.2.3. Влияние телесности на социальность в мировоззрении людей ранних
классовых обществ
2.2.4. Телесность, как регулятор социальных норм в ранних классовых обществах; телесность как товар (вещь)
2.3. Соотношение телесности и социальности в культуре Античности
2.4.Представления о соотношении телесного и социального в человеке
в эпоху Средневековья
2.4.1.Тело, как моделирующая система средневекового общества
2.4.2. Телесность и социальность в рыцарской и народной культурах
в сравнении с официальным мировоззрением
2.5. Телесное и социальное в культуре и общественной жизни
эпохи Возрождения
2.6. Социальное и телесное в культуре XVII-XVIII веков
2.7. Соотношение телесности и социальности в культуре
конца XVIII- XIX веков
Выводы к разделу 2
Раздел 3 Проблемы взаимодействия телесного и социального в современном обществе. Социальные функции телесности
3.1. Противоречие между телесностью и социальностью, как один из факторов развития человечества
3.2. Особенности соотношения телесности и социальности в современном обществе
3.3. Проблема тендерных отношений в современном обществе. Телесно-социальный аспект
3.4. Телесность, как необходимое условие существования социума
3.4.1.Телесность, как необходимое условие существования общественных отношений
3.4.2.Телесные и социальные потребности, как следствие инстинктивных побуждений человека. Роль инстинктов в формировании общественных отношений и социума
3.4.3. Способы освоения человеческой смертности. Социальные функции смерти
Выводы к разделу 3
Выводы
Литература
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Телесность и смертность человека: философско-мировоззренческие и методологические проблемы1995 год, кандидат философских наук Суворова, Ольга Семеновна
Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации2004 год, доктор философских наук Акчурин, Басыр Гайфуллович
Человеческая телесность как экзистенциал: социально-философский анализ2017 год, кандидат наук Морозова Ольга Олеговна
Телесно-духовное единство как онтологическое основание субъективности2011 год, кандидат философских наук Малахова, Наталия Владимировна
Тело как медиа: опыт реконструкции2015 год, кандидат наук Очеретяный, Константин Алексеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема соотношения телесности и социальности в человеке и обществе»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема человека во всех разнообразных характеристиках его сущности и существования всегда выступала актуальной проблемой философии. Но в современное время проблема человека приобретает особую остроту.
Сейчас мы все чаще говорим о том, что современное общество переживает серьезный кризис. Современное время характеризуется как время небывалых по своим масштабам экономических, социально-политических, духовных потрясений, проявляющихся как конфликт между человеком и его социальной средой. Но также - это период бурного технического прогресса и фундаментальных научных открытий, переворачивающих представления о месте человека в мире. Современные ученые подчеркивают огромную разницу между темпами формирования конституции человека и революционных преобразований в ходе развития цивилизации. Уровень телесного развития современного человека значительно отстает от степени его социального прогресса. В этой связи актуализируется проблема соотношения телесного и социального, как важнейших составляющих бытия человека.
Сегодня проблема соотношения телесности и социальности актуализируется так же глобальными кризисными проявлениями современного общества, такими как проблемы демографии, голода, войн и насилия и т.д. Эти глобальные проблемы человечества, будучи порожденными социумом и оказывая непосредственное воздействие на телесность, приводят к возникновению серьезного противоречия между телесностью и социальностью. Помимо этого, в современном обществе именно тело выступает объектом манипулирования для решения социальных и политических противоречий. Свидетельством тому не прекращающиеся войны и масштабы распространения терроризма. Тело становится носителем и, возможно, агентом внедрения в общество болезней социального характера (СПИД, болезнь Эбола, атипичная пневмония...).
Очевидной тенденцией, характеризующей процесс взаимодействия тела с социумом, является его всевозрастающая зависимость от многочисленных факторов социального характера. В современном обществе соотношение телесного и
социального проблематизируется не только в сферах социального бытия непосредственно затрагивающих тело, таких как, например, медицина, экология и т.п., но и фактически во всех сферах социума. Но и эти два момента сегодняшней социальной реальности, как ни когда ранее, демонстрируют возрастающую зависимость телесного от социального. Медицина и прогресс биотехнологии в целом, открывая новые возможности ( гетеропластика, аутопластика, трансплантация органов, сурагатное материнство, регулирование пола ребенка, клонирование, возможность на клеточном уровне воздействовать на соматические и психологические особенности человека,...), актуализируют не только ряд этических проблем связанных с телом, но и ставят под угрозу само существование естественного тела человека, делая возможным превращение последнего в некий цивилизационный артефакт. Экологическая проблематика также наглядно демонстрирует важность рассмотрения проблемы соотношения телесного и социального, поскольку уже сегодня мы наблюдаем неспособность человеческого тела противостоять экологическим изменениям (озоновые дыры, кислотные дожди, потепление, и т.п.), которые вызваны социальными факторами.
Что касается других сфер социальной реальности, актуализирующих проблему соотношения телесности и социальности, то необходимо выделить производственную сферу, для которой характерно функционально-ориентированное отношение к телесности. В результате, телесность внедряется в производственную структуру деятельности, как элемент внешней, технологически заданной системы и используется по технологическим законам. Подобный инструментальный подход характерен не только для производства, но и является преобладающим во всех сферах человеческой деятельности. В результате, человек воспринимает себя чем-то абстрактным, отчужденным от своей телесности, выполняющим определенную функцию в социальной системе.
Изменения, происходящие в структуре социальных отношений, так же проблематизируют соотношение телесного и социального. В частности, это касается тендерных отношений. Например, пересмотр мужчинами и женщинами своей
гендерной идентичности влечет за собою и пересмотр социальных ролей последних, которые не укладываются в исторически сложившиеся социальные системы.
Помимо этого, устойчивость традиции разъединения телесного и социального, повсеместно воспроизводимая в важнейших социальных институтах, таких как семья или школа, порождает существенные социальные проблемы, среди которых мы можем выделить отсутствие подлинной культуры здоровья, рост девиантного поведения среди подростков и молодежи, закрепление представлений в соответствии с которыми телесное развитие оторвано от других аспектов становления личности (прежде всего интеллектуальных и нравственных).
Таким образом, проблема соотношения телесного и социального затрагивает не отдельные сферы социального бытия, а охватывает все стороны существования современного человека и общества. Сложившаяся ситуация заставляет вновь и по-новому обратить свое внимание на человека в неразрывном единстве его телесности и социальности.
К числу актуальных вопросов при осмыслении особенностей соотношения телесного и социального в человеке и обществе относится выявление особенностей взаимодействия телесности и социальности в исторической ретроспективе, а так же выяснение конкретно-исторических условий, приведших к формированию, характерных для каждой эпохи, соответствующих представлений. Особое значение, в этом смысле, приобретает изучение особенностей соотношения телесности и социальности на этапе социоантропогенеза. Данное исследование, согласно нашим представлениям, позволит пролить свет на причины, приведшие к глубокому кризису современного общества.
Но, поставленная нами задача актуализирует еще ряд существенных для современного общества проблем. Так, на первый план выходит проблема сущности человека, как телесно-социального образования.
Эта проблема в науке решалась по-разному. Она выступала с позиции соотношения природного (биологического) и социального, или телесного и духовного, а также с точки зрения отношений на уровне Я - Ты, в которой человек выступает как воплощенный субъект в его взаимоотношении с социальным
окружением. Но, как показывает время, всякие попытки истолковать человека с какой-либо одной позиции малоэффективны, поскольку они не способны полностью отобразить сущность человека во всей полноте его содержания. В результате возникает необходимость осмысления человека в единстве всех аспектов его телесного и социального бытия.
Таким образом, актуальным становится построение новой концепции человека, которая оказалась бы способной охватить все сущностные характеристики человека. Подобная концепция может быть построена только с применением многомерного подхода. Согласно нашим представлениям, осмыслить целостность человека, как телесно-социального образования, можно только обозначив основные измерения его телесности и социальности. Гармония существования, как конкретного человека, так и социума в целом, возможна при условии гармонии взаимодействия между всеми измерениями телесности и социальности человека. Выделение этих измерений и выяснение характерных для них особенностей взаимодействия, позволит не только создать адекватное представление о человеке, но и эффективно решать важные для социума проблемы с целью гармонизации социального бытия.
Помимо этого, необходимо отметить, что для современных исследователей проблемы соотношения телесного и социального, характерно рассматривать телесность преимущественно как социокультурное образование. Такой подход, как правило, оставляет в стороне ценностно-значимые характеристики телесности для человека и общества. Поэтому, на наш взгляд, необходимо выделить те социальные функции телесности, которые являются необходимыми для существования общества и остаются постоянными и неизменными, независимо от уровня развития социума. Выделение социальных функций телесности во всей полноте своего состава, не только способствует осознанию ценностного содержания человеческой телесности, но и представляет собой важнейшее условие преодоления обострившегося противоречия между телесностью и социальностью, а, следовательно, и условием преодоления кризиса современного общества.
Степень разработанности проблемы. В истории философии проблема соотношения телесного и социального решалась посредством обоснования ряда концепций, каждая из которых, имея единый стержень, приобретала различные модификации в зависимости от исторического периода.
Так, одной из самых древних является универсальная концепция, которая складывается уже в Античной философии. Согласно этой концепции, тело человека выступает моделирующей системой общества и несет в себе основы социопорядка. Это положение получает свое дальнейшее развитие в эпоху Средневековья, затем в эпоху Возрождения (Н. Кузанский, Пьетро Помпонацци, Пико дела Мирандолла) и даже в XIX веке, в частности, в концепции Г.Спенсера, который рассматривает общество как организм, возникший и развивающийся естественным путем. С подобными представлениями мы сталкиваемся и в современной философии, в концепции Кули Ч.Х..В современной украинской философии концепцию социума, как социального тела, формирует Бех В.П.
Согласно организмической концепции, социальность человека предопределяется его телесной организацией. Эта концепция, как показало наше исследование, является самой распространенной. Она берет свои основы в философии Древней Греции (Гераклит, Демокрит) и со временем приобретает все более натуралистический характер, в частности в философии Просвещения (Ламетри, Руссо, Вольтер, Гельвеций..). Свое отражение эта концепция получила и в философии русских революционеров - демократов, таких как, например Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов, а затем в социобиологических теориях XIX-XX веков (Г.Спенсер, А.Гелен, Э.О.Уилсон,).
Связь инстинктов и рефлексов, как функций человеческого тела, с социальными качествами человека устанавливают ученые У. Джеймс, У. Мак-Дугал, Дж. Уотсон, Б. Скиннер. Этот подход нашел свое отражение также в работах З.Фрейда, согласно которому, социальность человека - есть результат подавления биологических инстинктов.
Позже, натуралистические представления получили широкое распространение в западной философии 20-го века. Так, значительное число
философов сциентистского направления видели основу нравственного и социального поведения человека в его природе - в его биологически обусловленных желаниях и чувствах (К. Льюиз, И. Бентам, Дж. Ст. Миль, Дж. Смарт), или рассматривали нравственное поведение, как обусловленное естественным отбором, отождествляя его с биологическими качествами (К. Льюиз, В. Блекстоун, А. Леопольд, Л. Трайб, X. Стоун, Дж. Флетчер и др.). В современной философии также начинают выделять социальные функции тела, предписываемые, последнему, обществом (Б. Тернер).
Концепции, выделяющие чувственность (чувствительность) телесности в качестве определяющей для социальности, так же берут свою основу в Античности, в частности в учении философов средней классики. Так, например, согласно представлениям софистов, в основе социальности человека лежит его чувственность, как функция его телесности, в частности, органов чувств. Это положение получило свое дальнейшее развитие в философии Средневековья. В учении Августина, мы впервые сталкиваемся с положением о важности чувственного восприятия для включения человека в окружающий мир. Свое продолжение это положение получило в трудах И.Фихте, который подчеркивал важность эмпирической функции телесности для познания себя и других. Положение софистов нашло свое развитие в философии Л.Фейербаха, согласно которой именно чувственность (всечувственность), как отличительная особенность человеческой телесности, лежит в основе его социальности. В XX веке, в рамках экзистенциальной философии, тело так же рассматривается как источник особого рода чувственности (чувствительности), благодаря которой, человек способен познавать окружающий его мир, в том числе и социальный (X. Марис, X. Ортега-и-Гассет, Г.Марсель, М. Мерло-Понти).
Символическая концепция в своей основе исходит к положению Аристотеля о душе, как форме тела, которое получило дальнейшее развитие в философии схоластов, затем в положении Гегеля о теле, как о сущности, посредством которого «Я» отображает свою идеальность, и уже в начале XX века в русской религиозной философии (Флоренский П.А., Соловьев B.C., Розанов В.В., Бердяев H.A.).
и
Так, например, в концепциях русских религиозных философов значимость человеческого тела, в области межличностной коммуникации, утверждается именно через представления о форме тела, поскольку именно форма тела являет нам, в чувственно ощутимых образах внутреннее душевно - духовное содержание личности. В феноменологической концепции М. Мерло-Понти символическая функция тела выступает несколько в другом ракурсе. Согласно философу, посредством тела происходит не только символическое отображение внутреннего содержания личности, то есть его индивидуальной социальности, но и символическое выражение мира в целом. Благодаря языку тела, человек наполняет мир смыслом и выражает свое отношение к нему. Современные ученые М. Дуглас и Б. Тернер, так же подчеркивали, что тело с древних времен является символическим средством передачи информации о социальной реальности. Проблема символической роли телесности рассматривается и современными украинскими философами, такими как O.A. Киселева, А.О. Осипов, О.Е.Гомилко. Концепции о взаимообусловленности телесного и социального берут свою основу в концепции Аристотеля, согласно которой социальные качества заложены в виде возможностей в теле человека, но реализоваться они могут только в обществе и находят свое наиболее научное обоснование в диалектическом материализме К. Маркса.
Концепции о фундаментальной воплощенности человека телесного в социуме впервые формируются в 20-м веке в русле экзистенциальной философии (Г.Марсель, X. Ортега-и-Гассет, М. Мерло-Понти). Эти концепции имеют общий идейный стержень о несводимости человеческого тела к организму. Более того, тело в данных концепциях является не тем, что есть у человека, но оно - сам человек, который существует как воплощенный субъект. Таким образом, снимается оппозиция между телесным и духовным, и поднимается новая проблема вовлеченности человека в социальный мир всем своим телесным бытием. Постструктуралисты (Ж.Лакан, М.Фуко) также признают воплощенность человека, но эта воплощенность осуществляется не просто при взаимодействии с другими
людьми, а в социокультурном пространстве, которое и наделяет телесность конкретным содержанием.
Концепции, отображающие воздействие социума на тело, начинают разрабатываться только с конца XIX века. Негативное воздействие социума на телесность подчеркивали, в частности, К.Маркс, в теории «отчуждения», З.Фрейд в теории о необщественной природе человека. Но наиболее активно эта проблема начала изучаться современной философией, для которой характерно рассмотрение проблемы соотношения телесного и социального с точки зрения различных способов воздействия или использования телесности социумом (М. Мосс, Б.Тернер, М. Дуглас, П. Фрейнд). Современным российскими авторам также характерно рассматривать данную проблему с акцентом, преимущественно, на социокультурную природу телесности (Л.Жаров, И. Быховская, С. Фролова и др.).
Проблемам телесности посвящены работы современных украинских философов, таких как O.E. Гомилко, Л.М. Газнюк, O.A. Киселева, В.А. Косяк, А.О. Осипов, Ю.Семенова. Особенно хотелось бы отметить, что в отечественной философии телесность рассматривается не только как социокультурное образование, но и с позиции исключительной ценности последней для отдельного человека и для общества в целом.
В современной украинской философии происходит заметный отход от односторонней фиксации в отношении рассмотрения телесности, как исключительно социокультурного образования.
Отмечая весьма существенный вклад отечественной философии в изучении ценностного содержания телесности, главный акцент в рассмотрении проблемы соотношения телесного и социального в современной философии все же делается на изучение различных способов воздействия или использования телесности социумом.
Такое положение вещей, при которых телесность во всех своих проявлениях рассматривается, преимущественно, как сконструированная социальностью, приводит к тому, что, фактически, телесность начинает терять свои ценностно -значимые характеристики.
Помимо этого, не смотря на то, что в философии, как мы показали выше, сложилось множество концепций отражающих соотношение телесного и социального, возникает потребность не только теоретического обобщения полученных знаний, но и создание единой концепции, способной охватить все наиболее актуальные для современного общества стороны соотношения телесного и социального.
Более того, очевиден односторонний подход в рассмотрении данной проблемы с акцентированной фиксацией на том или ином положении. При этом конкретно-исторические обстоятельства и порожденные ими особенности соотношения телесного и социального остаются в стороне.
Таким образом, актуальность нашего исследования определяется как теоретической неразработанностью проблемы соотношения телесности и социальности, так и социальным запросом, поскольку без выяснения особенностей соотношения телесного и социального, сформировавшихся в различные исторические периоды, а так же без выявления конкретно-исторических условий, приведших к возникновению противоречия между телесностью и социальностью, не возможно объяснить, а, следовательно, и воздействовать в нужном направлении на характерные для современного общества установки в отношении телесного и социального, как основных сфер существования человека и общества. Выяснение и осмысление причин, повлекших за собой обострение противоречия между телесностью и социальностью, является так же важнейшим условием преодоления кризиса современного общества.
Связь с научными программами. Диссертация выполнена в рамках планов научных исследований кафедры философии и социологии Луганского национального педагогического университета им. Тараса Шевченко по теме «Роль гуманютичних щей в процеЫ вироблення модел1 економ1чно1, пол1тично1 и культурно'1 штеграцп Украши». Номер государственной регистрации научно-исследовательских работ 01980002640.
Цели и задачи исследования. Целью диссертации является комплексный анализ проблемы соотношения телесного и социального в человеке и обществе в исторической ретроспективе, а так же в современном обществе.
Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Разработка методологии исследования в виде создания принципиально новой концептуальной схемы соотношения телесности и социальности, а так же конкретизация вышеуказанных понятий с применением многомерного подхода.
2. Проанализировать концепции о соотношении телесности и социальности, сформировавшихся в истории философии, выявить новизну идей, характерную для философии той или иной эпохи, а так же проследить эволюцию идей о соотношении телесного и социального в их генетическом единстве.
3. Выявить основные подходы к изучению проблемы соотношения телесности и социальности, сформировавшиеся в современной философии.
4. Раскрыть особенности соотношения телесности и социальности, характерные для периода формирования человека и общества. Выявить значение характерных для этого периода особенностей для дальнейшего формирования и развития человека и общества.
5. Раскрыть особенности представлений о соотношении телесности и социальности в исторической ретроспективе, реконструировать конкретно-исторические условия, в которых складывались те или иные представления.
6. Выяснить, возникали ли противоречия между телесностью и социальностью в прошедшие исторические периоды. Определить причины возникновения этих противоречий, а также пути их преодоления.
7. Выявить особенности соотношения телесности и социальности в современном обществе. Раскрыть причины, повлекшие за собой обострение противоречия между телесностью и социальностью и определить пути преодоления возникшего противоречия.
8. Выделить социальные функции телесности, которые являются наиболее важными для существования социальной реальности.
Объект исследования - социокультурное пространство бытия человека.
Предмет исследования - особенности соотношения телесности и социальности в человеке и обществе, характерные для прошедших эпох и в современное время.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составили принципы диалектики, историзма, ретроспективно-исторического, системно-структурного, феноменологического и интегративного подходов, герменевтический метод познания, сравнительно-исторический метод, метод компаративного анализа. Так, при изучении проблемы соотношения телесности и социальности на этапе формирования человека и общества применялся диалектический принцип всеобщей связи и развития. Сравнительно - исторический метод, в частности историко-генетическое сравнение, особенно продуктивны при выявлении общих и специфических для каждой исторической эпохи особенностей соотношения телесного и социального, а так же для определения причин, приведших к возникновению противоречия между телесностью и социальностью и путей его преодоления. Сравнительно-исторический метод позволяет проследить развитие представлений о телесности и социальности в их генетическом единстве, выявить и объяснить общее и особенное в этих представлениях на разных этапах исторического развития. Герменевтический метод, совместно с методом компаративного анализа, применялись при изучении философских текстов. Эти методы познания, в совокупности, позволяют не только выделить, понять, объяснить, характерные для того или иного философа или философского направления особенности при отражении проблемы соотношения телесного и социального, но и выявить основные философские традиции понимания телесности и социальности. Феноменологический подход применялся при выделении ценностно - значимых характеристик телесности для социума, в частности, при выделении социальных функций телесности.
Применение системно - структурного анализа и интегративного подхода необходимо для построения новой концепции человека, как телесно-социального образования с позиции многомерности. Системный подход позволяет рассмотреть
телесность и социальность как многоуровневые системы, элементы которых неразрывно связаны друг с другом. Применение принципов структурного анализа позволяет построить концепцию человека, в которой телесность и социальность выступают как сущностные элементы человека, объединенные совокупностью связей. Причем особенности этих взаимодействий являются определяющими для всего бытия человека и общества.
Важнейшим методологическим принципом изучения соотношения телесного и социального является применение многомерного подхода, на основе которого нами разработана новая методология исследования соотношения телесности и социальности и сформулирована новая концепция человека как телесно-социального образования.
Научная новизна исследования заключается в том, что диссертации впервые в отечественной философии предложено совмещение диахронического и синхронического анализов проблемы соотношения телесности и социальности в человеке и обществе.
Научная новизна полученных результатов раскрыта в следующих положениях:
- разработана методология исследования соотношения телесности и социальности с применением многомерного подхода, в которой телесность и социальность выступают как многомерные структурные ипостаси, каждое из измерений которых находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Особенности этих взаимодействий рассматриваются как определяющие для всего бытия человека и общества;
- предложена классификация теоретических подходов решения проблемы соотношения телесности и социальности, сформировавшихся в истории философии. Выявлено, что, несмотря на то, что данная проблема решалась в зависимости от мировоззренческих и методологических позиций исследователей, каждый из подходов был направлен, на обоснование примата или значимости телесного для социального либо социального для телесного;
- выявлено, что на этапе социоантропогенеза, при переходе на более высокую ступень развития, возникали реальнее противоречия между телесностью и
социальностью которые преодолевались путем перестройки телесности соответственно уровню развития социальности, что являлось необходимым условием дальнейшего формирования человека и общества;
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Физическая культура: ценностно-гуманистическая основа качества жизни современного общества2011 год, доктор философских наук Баранов, Виктор Алексеевич
Телесность как основание и феномен культуры2006 год, кандидат философских наук Лебедева, Алла Васильевна
Телесность человека: онтологический и аксиологический аспекты2005 год, доктор философских наук Маслов, Роман Владимирович
Человеческое тело в художественной культуре XX столетия2001 год, кандидат культурол. наук Анисимова, Екатерина Николаевна
Концепт взаимосвязи духовности и телесности в философии и культуре2009 год, кандидат философских наук Гребнев, Иван Вячеславович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Медведева, Наталья Сергеевна, 2005 год
Литература
1. Августин Блаженный. Исповедь // Философия средневековья. Хрестоматия. Книга 1. - С - П.: Издательство Балтийского университета, 1994. - С. 12-24.
2. Августин Блаженный. Монологи // Философия средневековья. Хрестоматия. Книга 1. - С - П.: Издательство Балтийского университета, 1994.- С.25-28.
3. Аверинцев С. С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. - М.: Наука, 1989. - С. 142154.
4. Автономова Н. С. Мишель Фуко и его книга Слова и вещи // Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-саё, 1994.- С 7-27.
5. Автономова Н. С. Структуралистическая антропология // Буржуазная философская антропология XX века.- М.: Наука, 1986.- С.129-133.
6. Алтухов В. Многомерный мир третьего тысячелетия // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 7. - С. 30-38.
7. Анисимов А. Ф. Этапы развития первобытной религии. - М.: Наука, 1967. -162с.
8. Античная культура и современная наука. - М.: Наука, 1985.-343с.
9. Анциферова Л.М. Общественно - исторический характер телесного бытия человека // Биология человека и социальный прогресс. Межвузовский сборник научных трудов - Пермь, Пермский ун-т., 1982.-С.89-96.
Ю.Аристотель. О душе // Сочинения: В 4 т. - М.: 1975.- Т. 1. - С.371-448.
Н.Аристотель. Политика //Античные философы (свидетельства, фрагменты, тексты).- К.: Изд-во Киевского гос. ун-та, 1955.-С. 213- 219.
12.Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. -М.: Наука, 1978. - 195с.
13.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990.- 530с.
14.Бергер Я.М. Планирование семьи в Китае: итоги и перспективы // Социологические исследования на пороге XXI в. - М.: РАН ИНИОН, 2000.-С. 59-70.
15.Бердяев Н. А. О назначении человека. Париж, YMCA press, 1931.- 317с.
16.Бердяев Н. А. Проблема человека (к построению христианской антропологии) // Путь. - 1936. - С. 3-26.
17.Бердяев Н. А. Русская идея. Основные идеи русской мысли XIX и начала XX вв. // П. А. Флоренский: pro et contra. - СПб., 1996. - С. 390-392.
18.Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого.- Париж, УМСА - press, Сор, 1952.- 246с.
19. Бех В.П. Сощальний оргашзм: фшософсько-методологичний анал1з: Дис... д-ра. филос. наук: 09.00.03.- Запор1жжя, 1999. -370с.
20.Бородзин В. М. Закат перед рассветом. Проблема выбора в судьбе человека и человечества. - Мурманск: Фонд культуры, 1998.- 100с.
21.Быховская И.М. "Homo Somatikos": аксиология человеческого тела.- М.: Эдиториал УРСС, 2000 - 208с.
22.Быховская И.М. Телесность человека как объект социокультурного анализа: Дис...д-ра филос. наук: 17. 00. 08.- М., 1992.- 295с.
23.Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения /Сост. С. JI. Карп. - М.: Просвещение, 1992.- 287с.
24.Вилли К., Дельте В. Биология (биологические процессы и законы).- М.: Мир,1975. - 822с.
25.Волков Ю. Г. Личность и гуманизм (социологический аспект). - М.: Высшая школа, 1995. - 160с.
26.Волобуев О. В., Шестаков А. В. История древнего мира в художественно-исторических образах. - М.: Просвещение, 1978. - 224с.
27.Габидулин Р. Философия. Новый курс. - Архангельск: Издательство Поморского педагогического университета, 1994.- 351с.
28.Газнюк Л.М.Модификации телесности в социокультурной реальности.: Дис... канд. филос. наук: 09.00.11.- Харьков, 1993.-144с.
29.Газнюк J1.M. Персональне, родове та ушверсумне в comí людини // Фшософська думка. 2002.-№2.-С.135-154.
30.Газнюк Л.М. Персональшсть соматичного буття: фшософсько-антрополопчнш анал1з.: Автореферат д-ра. филос. Наук: 09.00.04. -Харьков, 2004 -40с.
31.Газнюк Л.М. Соматично-екзистенциальне самовщчуття людини в повсякденному бута. // Людина: дух, душа, тшо. Матер1али IV М1жнародно1 науково-теоретично'1 конференцп - Наукове видання.- Суми: „Сбор", 2000.-С.31-33.
32.Гегель Г. Философия права // Мир философии. Ч 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С.27-29.
33.Гегель Г. Философская пропедевтика // Работы разных лет. В 2 т. - М.: Мысль, 1973.-Т.2.- С.7-209.
34.Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3 т. - М.: Мысль, 1977.- Т 3: Философия духа. - 407с.
35.Гелен А. О систематике антропологий // Проблема человека в Западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 152- 202.
36.Гельвеций К. Об уме // Антология мировой философии. В 4 т. - М.: Мысль, 1970.-Т 2.-С.621-635.
37.Герцен А.И. Былое и думы. - М.: Художественная литература, 1969.-Ч.1.-925с.
38.Герцен А.И. О месте человека в природе // Сочинения: В 2 т.- М.: Мысль, 1986.-Т.1.- С. 63-73.
39.Герцен А.И. Публичные чтения г-на профессора Рулье // Сочинения: В 2 т.-М.: Мысль, 1986. - Т.1.- С. 399-407.
40.Гете И. В. Максимы и размышления // Избранные философские произведения. - М.: Наука, 1964.- С 314-377.
41.Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Антология мировой философии. В 4 т. - М.: Мысль, 1970.-Т.2. - С. 309-340.
42.Гомшко O.G. Духовний вим1р тшесносп //Постнеокласичш дослщження. -Ки1в: ЦГО. HAH Украши,1999.- С.445-449.
43.Гомшко O.G. Людське тшо-природа-буття: нов1 горизонта чи CTapi пута? Фшософ1я. Антрополопя. Еколопя.-К."Стилос", 2001.- С. 102-107.
44.Гомшко O.G. Метаф1зика тшесноси: концепт тша у фшософськом дискурсь
- К. Наукова Думка, 2001-340с.
45.Гомпельц Т. Греческие мыслители: В 2 т. - СПб.: Алетейя, 1999.- Т.2. -257с.
46.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения.- М.: Высшая школа, 1980. - 368с.
47.Григорян Б. Г. Философская антропология // Буржуазная философская антропология XX века.- М.: Наука, 1986.- С. 188-214.
48.Григорян Б. Г. Экзистенциальная концепция Ясперса (1883-1969) // Буржуазная философская антропология XX века.- М.: Наука, 1986.- С.23-34.
49.Григорян Б. Ф. Философская антропология (критический очерк). - М.: Мысль 1982.- 188с.
50.Гроф Станислав, Джоан Хэмифам Человек перед лицом смерти: Пер. с нем.
- М.: Издательство Транс персонального института, 1996. - 246с.
51.Губин В. , Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для вузов.- М.: Университетская книга, 2000.- 240с.
52.Губман Б. JI. Современная католическая философия: Человек и история: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1988. - 190с.
53.Девятайкина И. И. Петрарка о здоровье человека // Человек в культуре Возрождения. - М.: Наука, 2004. - С. 23-32.
54.Декарт Р. Начала философии // Антология мировой философии. В 4 т.- М.: Мысль, 1970.-Т.2. - С. 231-295.
55.Добролюбов Н. А. Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью // Избранные философские произведения: В 2 т.- М.: Политическая литература, 1948.-Т. 1.- С. 228 - 262.
56.Домострой. - СПб.: Наука, 1994. - 399с.
57.Драч Г. В. Проблема человека в раннегреческой философии. - Ростов на Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1987.- 174с.
58.Древнеиндийская философия. Начальный период: Пер. с санскрита. - М.: Мысль, 1972. -271с.
59.Древнекитайская философия: В 2 т. - М.: Принт, 1994.-Т.2 - 361с.
60.Дробницкий О.Г. Природа и границы сферы общественного бытия человека// Проблема человека в современной философии. - М.: Наука, 1969. -С. 189-202.
61.Жаров JI. В. Человеческая телесность: Философский анализ: Дис...д-ра филос. наук: 09. 00. 01.- Ростов-на-Дону, 1988. - 282с.
62.Жданов Д.А. Возникновение абстрактного мышления. - Харьков: Изд-во Харьковского университета, 1969. - 174с.
бЗ.Замаровский В. Их величества пирамиды: Пер. со словацкого. - М.: Наука, 1986.- 432с.
64.3дравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция тендера и тендерная система в России // Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. - СПб: ЦНСИ.- С. 5-13.
65.3дравомыслова Е. Темкина А. Социология тендерных отношений и тендерный подход в социологии // Социологические исследования. - 2000. -№ 11. - С. 15-23.
66.Зотов А.Ф. Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX - начала XX века: Учебное пособие. - М.: Высшая школа. 1988.- 518с.
67.Зыкова А. Б. Человек в философском учении Ортеги-и-Гассета // Буржуазная философская антропология XX века.- М.: Наука, 1986.- С. 8390.
68.Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М.: Интрада, 1996.- 253с.
69.История античной диалектики.- М.: Мысль, 1972.- 335с.
70.История древнего мира: В 2 ч.- М.: Просвещение, 1979. - 4.1: Первобытное общество и Древний восток. - 288с.
71.История современной зарубежной философии: компаративистский подход.
- СПб.: Изд-во Лань, 1997. - 480с.
72.Иованович М. Проблема человека в автобиографической прозе священника П. Флоренского // П. А. Флоренский: pro et contra. - СПб., 1996. - С. 668677.
73.Кампанелла Т. Город Солнца // Антология мировой философии. В 4 т. - М.: Мысль, 1970,- Т 2. - С. 181-186.
74.Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба (1755) // Кант И. Сочинения в шести томах. - М.: Мысль, 1963. - Т.1.- С. 115-262.
75.Кессиди Ф. X. Гераклит. - М.: Мысль, 1982.- 200с.
76.Кессиди Ф. X. Сократ - 2-е изд., доп. - М.: Мысль,1988.- 220с.
77.Кессиди Ф. X. Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского.
- М.: Изд-во Академии Художеств, 1963. - 164с.
78.Киселева О. А. Феномен человеческой жизни. - К.: Наукова Думка, 1994.-85с.
79.Киселева О.А. Человеческая телесность, как жизненная форма. //Онтолопчш проблеми культури. Зб1рник наукових праць.- Кшв:Наукова Думка, 1994. С.42-50.
80.Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта: Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1983. - 301с.
81.Козьякова М. И. Эстетика повседневности: материальная культура и быт Западной Европы XV - XIX в. - М.: Изд-во ГИТИС, 1996. - 171с. 77
82.Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.-334с.
83.Конт О. Курс положительной философии // Мир философии. Ч 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991.-С. 153-154.
84.Конфуций. Луньюй (Изречения) // Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения.- М.Изд-во Эксмо; Харьков Изд-во "Фолио", 2003.- С. 17-124.
85.Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. - М.: Мысль, 1984.
- 272с.
86.Косяк В.А. Эпистемология человеческой телесности. - Сумы. НТД «Университетская книга», 2002-362с.
87.Краснова И. А. Образ женщины и строй чувств женщины в итальянских проповедях эпохи раннего Возрождения // Человек в культуре Возрождения. - М.: Наука, 2004. - С. 65-78.
88.Круткин В. А. Онтология человеческой телесности: Дис...д-ра филос. наук: 09. 00. 01.- Екатеринбург, 1994. - 237с.
89.Куватова A.A. Хегай М.Н. Введение в тендерные исследования // Тендер и культура. - Душанбе, ИфиП АН РТ, 1999. - С. 3-5.
90.Кузанский Н. О предположениях //Соч. в 2 т. - М.: Мысль, 1979.-Т.1.- С. 185-279.
91.Кузанский Н. Об ученом незнании // Антология мировой философии. В 4 т.
- М.: Мысль, 1970.-Т.2. - С. 54-73.
92.Кузнецов В. Н. Французская буржуазная философия XX века. - М.: Мысль, 1970.-318с.
93.Кузьмина Г. А. Человеческое бытие как нечто (Ж. П. Сартр) // Буржуазная философская антропология XX века.- М.: Наука, 1986.- С.65-72.
94.Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ.- М.: Идея-Пресс, 2001.-328с.
95.Культура и общественная мысль: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. - М.: Наука, 1988. - 246с.
96.Кууси П. Этот человеческий мир. - М.: Прогресс, 1988. - 362с.
97.Ласло Фарнаш. Экзистенциализм, структурализм и фальсификация марксизма. - М.: Изд-во Прогресс, 1977. - 272с.
98.Леви-Строс К. Структурна антропология. - К.: Основи, 1997. -
99.Липин Л., Белов А. Глиняные книги. - М.: Художественная литература, 1952.- 300с.
100. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении.-М.: Мысль, 1989.- 240с.
101. Лосев А. Ф. История античной эстетики: В 2т. - М.: Искусство, 1969.- Т. 2: Софисты Сократ, Платон. - 715с.
102. Лосев A.B. Эстетика возрождения. - М.: Мысль, 1998.-750с.
103. Лурье С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. - Л.: Наука, 1970.- 663с.
104. Маркс К. Критика политической экономии // К. Маркс Ф. Энгельс. Избранные произведения в трех томах.- М.: Политическая литература, 1986.-Т.1. - С. 534-558.
105. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс Ф. Энгельс. Избранные произведения в трех томах. - М.: Политическая литература, 1986. - Т.1.-С.1-3.
106. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844г. // К. Маркс Ф. Энгельс. Сочинения.- М.: Политическая литература, 1974.- Т. 42.- С.41-74.
107. Маркс К. Энгельс Ф. Фейербах: Противоположность материалистических и идеалистических воззрений // К. Маркс Ф. Энгельс. Избранные произведения в трех томах.- М.: Политическая литература, 1986.-Т.1. - С.4-76.
108. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура: Пер. с древнегреч. - М.: Политическая литература, 1955.-С. 41-50.
109. Мерло-Понти М. Человек и противостояние ему // Человек и общество: проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. - М.: Высшая школа, 1992. - С. 24-50.
110. Мещеркина Е. Институциональный сексизм и стереотипы маскулинности // Тендерные аспекты социальной трансформации. - М.: ИСЭПН, 1996. - С. 196-206.
111. Михель Д. В. Философский анализ стратегий телесности современной западной цивилизации. Дис...д-ра. филос. наук: 09.00.13.- Саратов, 2000 — 351с.
112. Моджевский А. Об исправлении государства // Антология мировой философии. В 4 т. Т 2. - М.: Мысль, 1970. - С. 129-134.
113. Монтень М. Опыты // Антология мировой философии. В 4 т. Т 2. - М.: Мысль, 1970.-Т.2. - С. 137-140.
114. Монтескье М. О духе законов // Антология мировой философии. В 4 т. -М.: Мысль, 1970.-Т.2. - С. 536-545.
115. Мор Т. Утопия // Антология мировой философии. В 4 т. - М.: Мысль, 1970.-Т.2.-С. 98-112.
116. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. - М.: Издат. фирма " Восточная литература", 1996.- 359с.
117. Мулярчук C.I. Феномен конечносп буття людини. Екзистенщальний та Етичний аспекта: Дис... канд. филос. наук: 09.00.07.- Кшв, 1996.-173с.
118. Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века: Учебное пособие. - М.: Высшая школа,- 1976.- 584с.
119. Нарский И. С. Отчуждение и труд: По страницам произведений К. Маркса. - М.: Мысль, 1983. - 144с.
120. Никольский А. С. Социобиология - биосоциология человека // Буржуазная философская антропология XX века.- М.: Наука, 1986.- С.176-187.
121. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // По ту сторону добра и зла: Сочинения. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.- С. 295-556.
122. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // По ту сторону добра и зла: Сочинения. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2001,- С. 11- 294.
123. Новый завет и псалтырь. - М.: Гедеоновы братья, 1985.- С. 418-459.
124. Осипов Анатолш Парадигма тшесност1 у символотворчому процес! духовних практик // Фшософська думка. Украшський науковий -теоретичний часопис, 2004.-№2.- С.30-52.
125. Очерки по истории мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Г. Ф. Хузейновой. - М.: Языки культуры, 1997. - 496с.
126. Першиц А.И. История первобытного общества. - М.: Высшая школа, 1982. - 223с.
127. Петрарка Ф. О средствах против превратностей судьбы // Петрарка Ф. Сочинения философские и политические // Сост. Девятайкина Л. - М.: РОССПЭН, 1998.-С. 128-218.
128. Петрарка Ф. Письмо к потомкам // Петрарка Ф. Избранное. - М.: Художественная литература, 1974. - С. 9-25.
129. Печчеи А. Человеческие качества: Пер с нем.- М.: Прогресс, 1980.-302с.
130. Платон. Государство: Пер. с древнегреч.- Харьков: Фолио, 1999. - 383с.
131. Платон. Пир // Собрание сочинений: В 4 т. - М.: Мысль, 1993.- Т. 2.-С.81-134.
132. Платон. Федон // Собрание сочинений: В 4 т. - М.: Мысль, 1993.- Т. 2.-С.7-80.
133. Платон. Федр // Собрание сочинений: В 4 т. - М.: Мысль, 1993.- Т. 2.-С.135-191.
134. Плеснер Г. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию // Проблема человека в Западной философии. - М.: Прогресс, 1988.- С. 96-151.
135. По дорога В. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX - XX веков. - М.: Наука, 1993.- 320с.
136. Помпонацци П. Трактат о бессмертии души // Антология мировой философии. В 4 т. Т 2. - М.: Мысль, 1970. - С. 89-96.
137. Попова И. Г. Французский постфрейдизм. Критический анализ. - М.: Высшая школа, 1989. - 121с.
138. Попович М. В. Мировоззрение древних славян. - К.: Наукова думка, 1985.- 167с.
139. Психология личности: В 2т./ Самарский издательский дом «Бахрах-М».-Самара, 2002.- Т.1: Зарубежная психология.- 510с.
140. Пьер Абеляр. История моих бедствий // Философия средневековья. Хрестоматия. Книга 1. - С - П.: Издательство Балтийского университета, 1994.- С.78-80.
141. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. - М.: Миф, 1993.-Т.1.-623с.
142. Реале Д. Латисери Д. Западная философия: От истоков до наших дней. В 4 т. - СПб.: ТОО Т.К. "Петрополис", 1997.-Т.4: От романтизма до наших дней. - 880с.
143. Ревякина И. В. Мантуанская школа Витторино да Фельтре и проблема воспитания правителя // Человек в культуре Возрождения. - М.: Наука, 2004. - С. 55-65.
144. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 199с.
145. Розанов В. В. Уединенное: В 2т.- М.: Правда, 1990. - Т. 2: Люди Лунного света: Метафизика христианства. - 711с.
146. Розин В. М. Природа сексуальности // Вопросы Философии. - 1993.- №4. - С. 79-88.
147. Русалов В. М. Психология личности: Пособие для студентов. - М.: ИП РАН, 2000.-Т 2.- 101с.
148. Руссо Ж. Об общественном договоре или принципы политического права // Антология мировой философии. В 4 т. Т 2. - М.: Мысль, 1970. -С.567-574.
149. Руткевич А. М. Социальная философия Мадридской школы. - М.: Изд-во МГУ, 1981.- 176с.
150. Семенов В.Ф. История средних веков. - М.: Просвещение, 1975. -590с.
151. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. - М.: Мысль, 1989. - 318с.
152. Семеновова Ю. Розумшня тшесносп як актуальна проблема фшософського анализу // Людинознавч1 стущУ: Зб1рник наукових праць Дрогобицького державного педагопчного ушверситету ÍMem 1вана Франка.- Дрогобич Ж Вим1р, 2001. - Випуск четвертей.- С. 165-173.
153. Сенека J1.A. О школе Эпикура //Древнеримские мыслители. Свидетельства. Тексты. Фрагменты. - К.: Изд-во Киевского гос. ун-та, 1958.- С.56-67.
154. Сковорода Г. Вступш двер1 до христиансько!' добронравное^ // Сковорода Г. Твори: У 2т. - К.:АТ «Обереги», 1994.-Т.1.: Поези. Байки.Трактати. Д1алоги.- С .140- 150.
155. Сковорода Г. До 1вана Васильовича [Зембського] // Сковорода Г. Твори: У 2т. - К.:АТ «Обереги», 1994.-Т.2.: Трактата. Д1алоги. Притчь Переклади. Листа. -С. 362-364.
156. Сковорода Г. Назва його - потоп змйний // Сковорода Г. Твори: У 2т. -К.:АТ «Обереги», 1994.-Т.2.: Трактата.Д1алоги. Притчь Переклади. Листа. -С. 140-178.
157. Сковорода Г. Наркис. Розмова про те: шзнай себе // Сковорода Г. Твори: У 2т. - К.:АТ «Обереги», 1994.-Т. 1.: Поези. Байки.Трактати. Д1алоги.-С .150-195.
158. Сковорода Г. Розмова п'яти подорожшх про ютине щастя в жит1 [товариска розмова про душевний мир] // Сковорода Г. Твори: У 2т. -К.:АТ «Обереги», 1994.-Т.1.: Поези. Байки.Трактати. Д1алоги.- С .325- 358.
159. Сковорода Г. Хай Розмова названа Алфавит, або Буквар Миру // Сковорода Г. Твори: У 2т. - К.:AT «Обереги», 1994.-Т.1.: Поези. Байки.Трактати. Д1алоги.- С .413- 463.
160. Сковорода Г. Хай цшуе мене поцилунками уст cboïx // Сковорода Г. Твори: У 2т. - К.:АТ «Обереги», 1994.-Т.1.: Поези. Байки.Трактати. Д1алоги.- С .134- 138.
161. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека // Сочинения в 2т. Т.2.- М.: Мысль, 1988.- С. 626-634.
162. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в 2т. Т.2.- М.: Мысль, 1988,- С. 17-548.
163. Соловьев B.C. Смысл любви. - К. Либщь, 1991.- 64с.
164. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. -543с.
165. Спенсер Г. Классификация наук. - М.: Вузовская книга, 2001. - 90с. 163
166. Спенсер Г. Основания психологии. - М.: ООО Изд-во ACT-ЛТД, 1994. -560с.
167. Спенсер Г. Основные начала // Антология мировой философии. В 4 т. Т 3. - М.: Мысль, 1970. - С. 608-621.
168. Спиноза Б. Этика доказательства в геометрическом порядке // Антология мировой философии. В 4 т. Т 2. - М.: Мысль, 1970. - С. 350-400.
169. Средние века. - М.: Наука, 1994. - 320с.
170. Степанова A.C. Философия древней стой.- С-Пб.: Изд-во. KN, 1995.-272с.
171. Струве В.В. Древний Восток. - М.: Учпедгиз, 1953.- 239с.
172. Тавризян Г. М. Проблема человека во французском экзистенциализме. -М.: Наука, 1977.- 141с.
173. Тавризян Г. М. Экзистенция и объективность (Г. Марсель) // Буржуазная философская антропология XX века.- М.: Наука, 1986.- С. 49-65.
174. Тартаковская И.Н. Мужчины на рынке труда // Социологический журнал. - М.,2002.-№3.-С. 112-125.
175. Тернер Б. Современные направления развития теории тела //THESIS. Женщина, Мужчина, семья. - М.,1994.-№6.- С. 137-167.
176. Тибетская книга мертвых: Пер с англ. - М. Гранд: Файр - Пресс, 1999, 326с.
177. Тищенко П.Д. Психосоматическая проблема (объективный метод и культурологическая интерпретация) // Телесность человек. Междисциплинарное исследование. - М.: Философское общество СССР, 1991.-С. 26-35.
178. Травайко И. Социологические исследования практик ухода за телом // Социологические исследования на пороге XXI в. - М.: РАН ИНИОН, 2000.-С 184-207.
179. Фаст Дж. Язык тела.// Дж Фаст Язык тела. Э. Холл Как понять иностранца без слов: Пер. с англ. - М.: Вече "Персей", 1995.- С. 12-224.
180. Фейербах J1. Сущность христианства // Избранные философские произведения: В 2 т. - М.: Политическая литература, 1995 - Т. 2. - 942с.
181. Фейербах JI. Основные положения философии будущего // Избранные философские произведения В 2 т. - М.: Наука, 1995.-Т.1. - С.90 -145.
182. Фейербах JI. Против дуализма тела и души, плоти и духа // Избранные философские произведения В 2 т. - М.: Наука, 1995.- Т.1. - С. 146-167.
183. Финогентова Е. В. Бартоломео Фацио: Об исключительных свойствах человеческой природы // Человек в культуре Возрождения. - М.: Наука, 2004. - С. 45-54.
184. Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении ученого // Несколько лекций о назначении ученого; Назначение человека; Основные черты современной эпохи: Сборник: Пер. с нем. - Мн.: ООО «Попурри», 1998.-С.5-60.
185. Флоренский П. А. Иконостас // Сочинения в 4 т. - М.: Мысль, 1996.- Т. 2. - С. 419-526.
186. Флоренский П. А. Отзыв о сочинении А. Туберовского: Воскресение Христово //Сочинения в 4 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1996. - С. 192-270.
187. Флоренский П. А. Понятие церкви в священном писании // Сочинения в 4 т. - М.: Мысль 1994.- Т. 1. - С. 318-489.
188. Флори Ж. Идеология меча: Предыстория рыцарства - СПб.: Евразия, 1999.-312с.
189. Фома Аквинский. Затруднения // Философия средневековья. Хрестоматия. Книга 1. - С - П.: Издательство Балтийского университета, 1994.- С.110.
190. Фома Аквинский. Сумма теологий // Философия средневековья. Хрестоматия. Книга 1. - С - П.: Издательство Балтийского университета, 1994.- С.104-105.
191. Франк С. Л. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения.- М.: Правда, 1990.- С. 183-559.
192. Франк С. Л. Смысл жизни.- Минск: ТПЦ "Поли-фак", 1992.-45с.
193. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного. Сб. произведений. -М.: Просвещение, 1990. - С. 425-440.
194. Фрейд 3. Три очерка по теории бессознательного //Психология бессознательного: Сборник произведений. - М.: Просвещение, 1990. -С. 123 - 201.
195. Фролов И.Т. Перспективы человека. - М.: Политиздат, 1983. - 350с.
196. Фролова С. В. Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания. Дис...канд. Фил. Наук:09.00.01.- Саратов, 2000.- 160с.
197. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура: избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. - М.: "Юристь", 1995. - С 275-565.
198. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М.: ООО «Попурри» 1999 . - 624с.
199. Фромм Э. Концепция человека у Маркса // Душа человека. - М.: Республика, 1992. - С. 375 - 414.
200. Фромм Э. Человек для себя // Бегство от свободы. Человек для себя. Пер. с англ.- М.: ООО «Попурри», 2000 г. - С.367-667.
201. Фуко М. История сексуальности - III: Забота о себе / Пер. с фр. - К.: Дух и литература, 1998.- 288 с.
202. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы /пер. и реф. В.А. Шкуратова // Культурология.- Ростов н / Д: изд-во " Феникс ", 2001.- С. 520-540.
203. Фуко М. Рождение клиники /Пер с фр.- М.: Смысл, 1998. — 310с.
204. Фуко. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: А-саё, 1994. - 406с.
205. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век: пер. с нем. - М.: ТЕРРА; Республика, 1994. -442с.
206. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век: пер. с нем. -М: ТЕРРА; Республика, 1996. - 480с.
207. Хайддеггер М. Бытие и время: Пер с нем. - М.: Республика, 1992. -445с.
208. Хегай. М.Н. Герндерные аспекты занятости.// Тендер и культура. -Душанбе, ИфиП АН РТ, 2000. - С. 23-27.
209. Хейзинга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс. Традиция, 1997. - 416с.
210. Чанышев А. И. Аристотель. - М.: Мысль, 1981.- 200с.
211. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения / Редкол.: И.Т. Фролов и др.; Сост. П.С. Гуревич. -М.: Политиздат, 1991.-461с.
212. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии// Избранные философские произведения: В Зт.- М. Политическая литература, 1951,-С. 162-254.
213. Шварцман К. А. Современная буржуазная этика: история и реальность. -М.: Мысль, 1983.-215с.
214. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения. - М.: Изд-во Гнозизд., 1994. - С. 129-194.
215. Шелер М. Философское мировоззрение // Шелер М. Избранные произведения. - М.: Изд-во Гнозизд., 1994. - С.13-14.
216. Шелер М. Человек в эпоху уравнивания //Шелер М. Избранные произведения. - М.: Изд-во Гнозизд., 1994. -С. 98 -128.
217. Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к нерушимости нашего существа // Избранные произведения. - Ростов на Дону: Феникс, 1977.- 148с.
218. Эпикур. Ватиканское собрание изречений //Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура: Пер. с древнегреч. - М.: Политическая литература, 1955.-С. 218-224.
219. Эпикур. Эпикур приветствует Менекея //Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура: Пер. с древнегреч. - М.: Политическая литература, 1955.-С. 208-213.
220. Юлина Н. С. Проблема человека в философии физикализма // Буржуазная философская антропология XX века.- М.: Наука, 1986.- С.133-159.
221. Юркевич П.Д. 1з науки про людський дух // 1стор1я фшософ1'1 У крайни. Хрестомат1я: Навчальний пос1бник. - К.: Либщь, 1993.-С.349-351.
222. Юркевич П.Д. Серце I його значения в духовному житп людини за вченням Слова Божого // 1стор1я фшософп Укра'ши. Хрестомапя: Навчальний поабник.-К.: Либщь, 1993.-С.341-348.
223. Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии: Пер. с аккадского. - М.: Художественная литература, 1981.- 351с.
224. Ясюпов М.И. Весы Немезиды. - М.: Мысль, 1990. - 270с.
225. Duglas М. Natural Symbols: Explorations in Cosmology - London, 1970. -219p.
226. Frank A. For a Sociology of the Body: an Analytical Review // The Body: Social Process & Cultural Theory. L.: Sage, 1991. P. 14-15.
227. Freund P. E. S. Bringing Society into the body: Understanding socialized human nature // Theory a. soc. Amsterdam etc. 1988/89 - Vol. 17, N. 6. P. 839864.
228. Mauss M. Techniques of the body // Economy and society. 1973. - Vol. 2. N 1- P. 70-88.
229. Turner B. The Body and Society. Oxford, 1984.- 411 p.
230. Verthuy M. Is There Life After Specificity? // Canadian Journal of Political and Social Theory. 1980.- Vol. 10. N 3.- P. 180-192.
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ТЕЛЕСНОСТИ И СОЦИАЛЬНОСТИ В
ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.