Проблема понимания в теоретической философии В.В. Розанова и русский идеализм конца XIX – начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Глебов Олег Александрович

  • Глебов Олег Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 212
Глебов Олег Александрович. Проблема понимания в теоретической философии В.В. Розанова и русский идеализм конца XIX – начала XX вв.: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2023. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Глебов Олег Александрович

Введение

Часть I. Теоретическая философия В. В. Розанова как историко-философская проблема

Глава 1. Трактат «О понимании» в историко-культурном контексте

1.1. Трактат В. В. Розанова в восприятии и оценке современников: к истории критики

1.2. Специфика философской проблематики трактата «О понимании»

1.3. Философские представления молодого Розанова: к характеристике мировоззрения

Глава 2. Проблема понимания в философии В. В. Розанова: развитие концепции и ключевые идеи

2.1. Предпосылки учения о понимании в «Исследование идеи счастья как идеи верховного начала человеческой жизни»

2.2. Учение Розанова «О понимании»

2.3. Проблематика понимания в «религии жизни» В. В. Розанова

2.4. Понимание как красота в «позднем» творчестве В. В. Розанова

Часть II. Учение о понимании В. В. Розанова в свете идей русского идеализма

Глава 1. Проблема понимания в русской идеалистической философии конца XIX - нач. XX века

1.1. «Живое знание» как понимание в философии славянофилов

1.2. Понимание как цельное знание у В. С. Соловьева

1.3. Понимание как соборное сознание у С. Н. Трубецкого

1.4. Понимание как субстанциальное единство духа у Л. М. Лопатина

Глава 2. «Теоретический» период творчества В. В. Розанова как этап развития русского идеализма

2.1. Характерные черты русской идеалистической философии

2.2. «О понимании» в контексте русской идеалистической философии

2.3. Органицизм как методологическая основа понимания в русском идеализме

2.4. Вклад В. В. Розанова в русскую идеалистическую философию

Заключение

Список литературы

Источники

Исследования

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема понимания в теоретической философии В.В. Розанова и русский идеализм конца XIX – начала XX вв.»

Актуальность исследования

Восприятие и описание реальности - одна из ключевых проблем философского знания. Такие общие понятия как «мир», «реальность», «бытие», «сущее» и т. д. включают в себя множество различных явлений, имеющих как материальную, так и духовную природу. Объять весь кластер феноменов, входящий в состав этих общих понятий, значит объединить чувственное, разумное, нравственное и эстетическое, причем так, чтобы исключить их противоречие. В. Дильтей считал, что динамичность жизни ограничивает её познание методами разума, а потому противопоставлял естественные науки, которые на основе эмпирических фактов производят конкретные знания от наук о духе, которые формируют понимание, теснейшим образом связанное с жизнью в многообразии её проявлений1. Исходя из этого, можно сказать, что существование человека всегда предполагает адекватное воспроизведение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру, которое реализуется через понимание. Философия как мировоззрение и способ познания действительности формирует системы интеллектуального воспроизведения мира, следовательно, вопрос понимания является для нее фундаментальным. Именно с проблемы понимания начинает свой путь в философии молодой В. В. Розанов. Его опыт написания трактата «О понимании» (1886) является знаковой вехой в развитии русской идеалистической традиции, проблематизация которой представляется на современном этапе историко-философских исследований чрезвычайно актуальной.

Поскольку понимание играет ключевую (фундирующую) роль в мировоззрении, постольку вопрос целостности является для понимания

1 См. Дильтей В. Введение в науки о духе // Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. / Пер. с нем. под ред. B.C. Малахова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - C. 279 - 304.

первостепенным. Собственно, сходным образом этот вопрос для себя ставил и В. В. Розанов. К этой универсальности была устремлена мысль Розанова, вдохновлявшегося сочинениями русского идеалиста и религиозного мистика В. В. Соловьева. На протяжении истории философии мы можем наблюдать стремление к увеличению целостности, универсальности в философских системах. Однако специализация и развитие научных отраслей увеличивает их автономность и позволяет самостоятельно разрабатывать концептуальные системы. Следствием этого является проблема множественности описаний мира, которая, фрагментируя действительность, устраняет целостность в виде интегральной установки познания, и таким образом делает понимание как схватывание единства затрудненным, а иногда и невозможным в релятивистской и плюралистической картине реальности. В XX в. проявлением такого духовного и социального кризиса стало потребительское отношение к знанию. Знание стало рассматриваться как товар, т. е. оно утратило свою самостоятельную ценность и превратилось в информацию, измеряющуюся количественными критериями2. В связи с этим изучение понимания является актуальным для современной философии, поскольку ему присуща цельность, которая потенциально может способствовать поиску философских путей преодоления этого кризиса.

Обоснование проблемы исследования

Важно заметить, что в мировой мысли категория «понимание» имеет длительную историю. Наиболее явно понимание актуализируется как проблема в неклассической философии XX века. Справедливо будет сказать, что понимание в это время становится едва ли не основным предметом философского исследования. Феноменологическая, герменевтическая и аналитическая традиции внесли огромный вклад в изучение этой проблематики. Однако до сих пор изучение понимания не теряет

2 См. Сидорина Т. Ю. Культурные трансформации ХХ столетия: кризис культуры в оценке западноевропейских и отечественных мыслителей. Монография. - М.: Проспект, 2018.

релевантности в современном социальном и гуманитарном знании в связи с обозначенной выше проблемой релятивизма и плюрализма.

Поскольку наука является универсальной коллективной деятельностью, постольку опыт русской философии может быть полезен в изучении проблемы понимания. На первый взгляд может показаться, что русская идеалистическая и религиозная философия вовсе не обращается к проблеме понимания. Кажется, что только философия Розанова характеризуется специальным обращением к этой проблеме. Однако намек на наличие этой проблематики в русской философской традиции дает сам Розанов, рассматривая понимание как разновидность живого и цельного знания.

Мыслителям Серебряного века стихия русской жизни представлялась беспорядочной и хаотичной. Современную им русскую культуру они определяли такими формулировками как «непонятный строй жизни», «слабость формы», «отсутствие детерминированности и порядка», «раздробленность»3. Преодоление этого хаоса наличной жизни является одним из основных мотивов философствования для представителей русского религиозного ренессанса. Складывается впечатление, что с XIX в. и вплоть до середины XX в. русская мысль была озабочена созданием цельной, стройной картины мира. Поскольку Розанов напрямую связывает проблему понимания с цельным познанием, мы полагаем, что разработка этой проблематики имплицитно и в косвенной форме велась представителями русской идеалистической традиции в рамках дискурса целостности, характерного для этого направления мысли. Проблема целостности, выступающей условием для понимания, является одной из ключевых в русской философии, а ее разработка имеет богатую традицию. Славянофилы, В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой и мн. др. внесли огромный вклад в развитие этой проблематики. Однако В. В.

3 См. Хомяков А. С. Замечания на статью г. Соловьева «Шлецер и антиисторическое направление» // Сочинения: В 2 т. - М.: Медиум, 1994. - Т. 1. - С. 535; Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. - С. 44; Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: В 2 т. - М.: Правда, 1990. - Т. 1. - С. 12.

Розанов в конце XIX в. создает прецедент, выпуская трактат «О понимании», полностью посвященный этой проблеме.

Несмотря на то, что В. В. Розанов известен широкому кругу читателей своей публицистической деятельностью, работы его раннего периода (до XX в.) по-прежнему остаются малоизученными. Данный период можно охарактеризовать как увлеченность теоретической философией, когда автор все еще остается в рамках научной парадигмы несмотря на то, что исходя из метода самого разума критикует ее. Важно заметить, что трактат «О понимании» является ключевой философско-теоретической работой Розанова, т. к. ввиду непопулярности данного трактата он закончил свою путь философа отказавшись от написания второй «чисто-философской» книги «О потенциальности и мире человеческом»4. Следовательно, данный труд и данная тема характеризует Розанова только как философа.

Вариант развития русской идеалистической мысли Розанова является альтернативным по отношению к вариантам, предложенным его современниками (славянофилами, В. С. Соловьевым, С. Н Трубецким и Л. М. Лопатиным) с онтологической и гносеологической точек зрения, и именно поэтому ранний период в творчестве Розанова представляется интересным5, ведь уже в XX веке в мировоззрении и стилистики автора происходит очевидная переориентация в сторону религиозной метафизики и эссеистики. Мировозренческий поворот, направивший мысль Розанова к таким имманентным феноменам как рождение, жизнь, красота, является прямым продолжением и развитием идей трактата «О понимании», но в ином жанре.

Таким образом, проблемой данного исследования является историко-философская обособленность раннего теоретического творчества Розанова от какой-либо философской традиции. Решение этой проблемы предполагает

4 См. Розанов В. В. О себе и жизни своей / Сост. и ред. В. Г. Сукача. - М.: Московский рабочий, 1990. - С. 710.

5 Розанов наследует многие идеи и понятия своих предшественников, однако развивая их формирует свою уникальную философию, основанную разуме.

выявление роли трактата В. В. Розанова «О понимании» как в творческом опыте мыслителя, так и в развитии русской идеалистической философии. Данная проблема, во-первых, затрудняет оценку и восприятие всей философской, публицистической и художественной деятельности Розанова, поскольку, как мы покажем в исследовании, трактат занимает ключевое, теоретически определяющее положение в его творчестве. Во-вторых, эта проблема не позволяет выявить влияние трактата «О понимании» Розанова на русскую идеалистическую мысль в целом. Именно данное затруднение мы видим как самостоятельную историко-философскую проблему, которую предполагаем концептуализировать и решить в ходе своего исследования.

Гипотеза исследования

В качестве гипотезы данного исследования полагается тезис, что все творчество В. В. Розанова, как теоретическое, публицистическое, так и эстетическое, находит свое основание в теоретических положениях трактата «О понимании», центральная идея которого фундируется характерным для русской идеалистической философии метафизическим горизонтом цельного познания. Мы полагаем, что концепт понимания имплицитно содержится в учениях о цельном знании, «живом» знании русских философов. В работе указывается, что, несмотря на различные методологические основания, идейной и структурной основой трактата Розанова выступает концепция цельности, характерная для русской идеалистической философии.

В исследовании предпринимается историко-философская контекстуализация идей, концепций и общих методологических установок трактата «О понимании», которая призвана выявить генетическое родство розановской теории понимания с идеалистическим течением русской философии, одними из главных представителей которых являлись славянофилы, В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой и Л. М. Лопатин. В результате данного исследования мы устанавливаем линию идейной преемственности, на

фоне которой представляется возможным вписать Розанова в контекст русской идеалистической философии, а также указать то особенное, что позволяет выделить Розанова в качестве самостоятельной и значимой фигуры исторического развития русской философской мысли на рубеже конца XIX -начала XX века.

Научная новизна данного исследования заключается:

Новизна настоящего исследования обусловлена необходимостью обосновать историко-философский и идейный контекст раннего творчества Розанова, который можно определить как «теоретический» период. Она может быть выражена в следующих утверждениях:

• В работе реконструирована концепция понимания в раннем теоретическом творчестве Розанова. Её особенность заключается в концептуальной и методологической уникальности подхода Розанова к проблеме понимания, в результате которой историко -философская контекстуализация раннего творчества Розанова ранее была осложнена.

• В исследовании определено, что все творчество Розанова теоретически фундировано философскими положениями, разработанными в трактате «О понимании». В дальнейших работах он продолжает развивать идею понимания как цельного знания, отражающего допредикативную истину бытия, но в иных жанрах философского дискурса.

• При изучении онто-гносеологии русской идеалистической традиции (славянофилы, В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, Л. М. Лопатин) в контексте философской проблематики понимания, в

диссертации выявлено, что русской мысли имплицитно присуща проблема понимания. Через нее раскрывается особенность структуры миропонимания и специфическая логика познавательной деятельности, позволяющая поместить русскую мысль в определенный историко-философский и культурный контекст.

• В результате историко-философского исследования «дискурса целостности» в рамках русской идеалистической мысли (славянофилы, В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой, Л. М. Лопатин), охарактеризованы специфические черты философии понимания в данной традиции. На основании полученных результатов ранний этап творчества Розанова доказательно представлен как важный этап в развитии русской идеалистической мысли.

• В диссертации выявлены и систематизированы методологические новации Розанова, которые мыслитель привносит в теорию понимания русского идеализма. Предложена интерпретация данных новаций как опыт синтеза двух противоположных парадигм, в рамках которого автор трактата «О понимании» осуществляет попытку вписать механицистские принципы работы разума в единое бытие, трактуемое как органическая целостность.

Объект и предмет исследования

В качестве объекта диссертации выступает идеалистическое направление русской мысли конца XIX - нач. XX вв.

Предметом исследования является теоретическая философия В. В. Розанова.

Исследование разделено на четыре теоретических блока:

- во-первых, раскрывается концептуальная специфика раннего творчества Розанова. Определяются ее структурные элементы и указывается их новаторское значение;

- во-вторых, предпринимается историко-философская реконструкция трех этапов творчества Розанова с выделением и раскрытием центральной роли теоретических установок, разработанных им в трактате «О понимании»;

- в-третьих, выявляется проблематика понимания, имплицитно содержащаяся в учении о цельном знании в философии русского идеализма (славянофилы, В. С. Соловьев, С. Н. Трубецкой и Л. М. Лопатин)6;

- в-четвертых, производится соотнесение раннего творчества Розанова с идейными, концептуальными и методологическими основаниями русской идеалистической философии, позволяющее вписать теоретический этап розановского творчества в контекст этой традиции, а также указать те новшества, которые он в нее привносит.

Методология исследования

Мышление Василия Розанова в трактате «О понимании» весьма специфично и уникально для философской культуры его времени. Эта специфика заключается в творческом замысле трактата. В книге Розанов критикует и отвергает современную культуру, обвиняя ее в отпадении от бытия. Согласно Розанову, научное мышление заменяет непосредственный опыт предзаданности бытия абстрактным понятием о нем. Для решения этой проблемы Розанов намеревается отказаться от любых существующих

6 Заметим, что выбор этих авторов обусловлен их вкладом в разработку проблематики «цельного знания», являющейся центральной темой для их философии.

интерпретаций бытия7 и выстроить новую систему понимания мира, основанную только на факте наличия разума. Через отношение «очищенного» разума к бытию, Розанов собирается выстроить всю науку и все сферы жизни человека заново, причем в их неразрывном единстве.

Несмотря на то, что тема поиска такого основания находится вне компетенций науки, в планы Розанова входило именно научное ее обоснование. Будет справедливо сказать, что в современной Розанову культуре ещё не было выработано средств для философского выражения и осмысления этой проблемы. Однако Розанов пытается сделать это имеющимися языковыми средствами при помощи эклектичных понятий, которые, однако не отсылают нас к какой-то определенной философской традиции. Во многом именно по этой причине, трактат Розанова воспринимался как несистемный, а потому не был оценен8.

Уникальность идеи Розанова, которую он пытался выразить через эклектичный (несистемный) словарь понятий, специальным образом дистанцируясь от любой философской традиции9 осложняет интерпретацию, а также затрудняет выяснение контекстуального соотношения раннего творчества с какой-либо философской школой или направлением. Эта проблема выделяется практически всеми исследователями раннего творчества Розанова10. Однако, как мы заметили выше, Розанов в трактате сам дает ключ

7 Т.е. любых существующих методологий и систем. Розанов «выпускает мысль на волю», сравнивая свой опыт философии с досократическим периодом поиска основания для построения нового типа мировоззрения.

8 См. Слонимский Л. З. Рец. на кн.: Розанов В. В. О понимании // Вестник Европы. - 1886. - № 10. -С. 851; Буренин В. П. Отзыв на трактат В. В. Розанова «О понимании» // Розановская энциклопедия. - М.: РОССПЭН, 2008. - С. 167; ШперкФ. Э. Рец. на кн.: Розанов В. В. Красота в природе и ее смысл. - Новое время, 1897. - С. 7-8.

9 В трактате намеренно нет ни одной ссылки или указания на источник.

10 Приведем ряд основных исследований: Николюкин А. Н. Розанов. - М.: Молодая гвардия, 2001. -С. 12; Сукач В. Г. Загадка личности Розанова // Розанов В. В. О себе и жизни своей. - М.: Московский рабочий, 1990. - С. 9; Фатеев В. А. В. В. Розанов: жизнь, творчество, личность. - СПб.: СПБГУ, 1991. - С. 10; Палиевский П. В. Розанов и Флоренский (Доклад, прочитанный на симпозиуме, посвященном П. А. Флоренскому, в Бергамо). - Литературная учеба, 1989. - № 1. - С. 112; Бибихин В. В. Время читать Розанова // Розанов В. В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. - М.: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы, 2006. - С. XII; Семенюк А. П. Проблема понимания в творчестве В. В. Розанова. Диссерт. на соиск. уч. ст. кандидата исторических наук. - Томск, 2002. - С. 22; Семенюк А. П.

к интерпретации его творчества, противопоставляя оторванному от жизни знанию - допредикативное понимание, в котором открывается истина цельного бытия. Такое противопоставление «живого знания» - «мертвой учёности», так же, как и стремление к цельности в познании, является характерной чертой русской философской мысли11.

В XIX веке в интеллектуальной среде отечественной культуры активно получает распространение идея позитивистской научности. Методологической основой позитивизма являлся механицизм. Такой тип мышления оперирует анализом как основным методом. Этот метод предполагает разбиение реального мира на составные части, объекты и сущности, которые затем реконструируются в упрощенных идеализированных концепциях и образах первоначальной реальности в разуме исследователя12. Можно говорить, что механицизм опирается на идею «двойственности мира», где существует непреодолимое различие между природным миром и миром, воспринимаемым людьми (культурой), а также между естественным и рациональным.

Русская идеалистическая философия, напротив, не признает методологические принципы западного механицизма и из этого отрицания выстраивает свое уникальное понимание бытия. Методологическим принципом русской философии можно считать органицизм13. Такая

Проблема понимания в русской религиозной философии XIX - начала XX веков. Диссерт. на соиск. уч. ст. доктора философских наук. - Томск, 2016. - С. 202.

11 См. Лосев А. Ф. Русская философия // Очерки истории русской философии. - Свердловск: УрГУ, 1991. - С. 70-71.; Шпидлик Т. Русская идея: иное видение человека. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. - С. 89; Прасолов М. А. Субъект и сущее в русском метафизическом персонализме. - СПб.: Астерион, 2007. - 352 с.; Жукова О. А. Философия русской культуры. Метафизическая перспектива человека и истории. - М.: Согласие, 2017. - С. 509.

12 См. Берковский В. А., Тронина Л. А., Гончаров А. С. История механистической концепции в западноевропейской философской // Kant. -2022. - №2 (43). - С. 85-89.

13 См. Кузьмина Г. П. Идеи органицизма в русской социальной философии. Диссерт. на соиск. уч. ст. доктора философских наук. - Чебоксары, 2007. - С. 19-32; Джимбинов С. Б. Мировоззрение Розанова в контексте русской философии // Наследие В. В. Розанов и современность: материалы Международной научной конференции / сост. А. Н. Николюкин. - М.: РОССПЭН, 2009. - С. 391; Красицки Я. Борьба за правду (Бердяев, Кант и другие) // Соловьевские исследования. - 2014. - № 2(42). - С. 108-127; Волгин О. С. Идея прогресса в русской религиозной философии Серебряного века. Диссерт. на соиск. уч. ст. доктора философских наук. - Москва, 2004. - С. 169 - 181; Оболевич Т. Идеал-реализм Ф. В. Й. Шеллинга и русских религиозных философов // Вестник Русской

методология отвергает механистический дуализм и представляет мир как живой организм, единое целое, где природное и культурное, имманентное и трансцендентное неразрывно соединены. В этой философии механистическое познание, которое разбивает жизнь на неорганические компоненты, считается упрощением и искажением реальности жизни, которая может быть постигнута только через непосредственный и полный «жизненный» опыт. Позитивизм утверждает, что наука является единственным действительным способом получения знаний и отвергает все остальные подходы к пониманию мира. Однако данная концепция не была принята русской философской мыслью — той ее ветвью, которая включила в себя опыт мистического понимания сущего, выработанного церковной традицией в рамках православия. Русские мыслители считали, что бытие представляет собой единство сущего, поэтому разум является его частью, а это означает, что нельзя разделить способы познания на разумные и неразумные. Если бытие одно, то истина также должна быть единственной и включать в себя все познавательные способности человека, которые помогают ему познать бытие. В связи с этим русские мыслители обратились к органической методологии, которая позволяет восстановить утерянное наукой единство религии, философии и искусства.

Розанов разделяет органицистскую парадигму, свойственную русской философской мысли. Понимание и бытие он рассматривает в метафизических рамках проблематики цельности14, поэтому мы считаем, что рассмотрение раннего творчества Розанова в контексте русской идеалистической традиции позволит раскрыть историко-философские истоки трактата «О понимании».

В работе мы опираемся на периодизацию творчества В. В. Розанова, предложенную В. Г. Сукачем15. Согласно его периодизации, ранний период

христианской гуманитарной академии. - 2012. - Т. 13, № 3. - С. 66 - 74; Гайденко П. П. Гностические мотивы в учениях Шеллинга и Вл. Соловьева // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 2. - С. 202-207.

14 Этот аспект отражен в полном названии книги Розанова - «О понимании: Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания»

15 См. Сукач В. Г. Загадка личности Розанова // Розанов В. В. О себе и жизни своей. - М.: Московский рабочий,1990.- С. 8-9.

творчества Розанова (до XX в.) посвящен разработке темы философии понимания, средний (1900-1910) сфокусирован на изучении метафизики религии, поздний (1910-1919) посвящен художественному выражению красоты.

Для достижения цели в диссертации используются следующие методы историко-философского исследования:

Сравнительно-исторический метод позволит учитывать факты, связанные с жизнью и творчеством рассматриваемых авторов в конкретной исторической эпохе, и повысит точность анализа концепций, также позволит выявить влияние исторических событий на творчество изучаемых авторов.

Метод историко-философской реконструкции позволит обращаться к концепциям и системам иных авторов, повлиявших на исследуемых, для более точной герменевтической интерпретации выстраиваемых ими концепций.

Биографический метод позволит учитывать влияние биографических фактов на рассматриваемые концепции, а также упростит задачу по поиску авторов, оказавших влияние.

Поскольку социо-культурный фон производства философского знания отражается на содержании философских концепций, то культурно-исторический метод позволит нам понять принадлежность авторов к той или иной традиции, а также учитывать интеллектуальные тренды, главенствующие в культурном пространстве рассматриваемой эпохи.

В силу того, что фокус внимания сосредоточен на идейном феномене и контексте его возникновения, то исследование также опирается на метод герменевтики философских текстов, который позволяет реконструировать представленные в них философские концепции и проблемные обсуждения философских вопросов. Выбор такого метода обусловлен спецификой розановского трактата. «О понимании» — особый текст. Это отдельно стоящее произведение, в некотором смысле самозамкнутое в своей историко-

культурной целостности. Для его освоения крайне важен контекст возникновении и результаты присутствия в интеллектуальной русской среде. Оно содержит имманентные смысловые звенья, которые позже будут представлены, например, в феноменологической традиции. Поэтому его исследование требует применения как методов герменевтического исследования, так и текстологических методов.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является историко-философская реконструкция концепции понимания В. В. Розанова для соотнесения ее основных положений с русской идеалистической традицией и выделением идейных новшеств, которые Розанов в нее привносит.

Указанная цель призвана проверить исследовательскую гипотезу, в которой допускается, что раннее творчество Розанова основывается на идее цельного знания, которая разрабатывается в рамках русской идеалистической традиции преимущественно славянофилами и В. С. Соловьевым.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Определить место трактата «О понимании» в творчестве Розанова с выявлением его специфических черт, обусловленных мировоззренческими установками автора.

2. Выявить предпосылки учения о понимании в ранней статье Розанова «Исследование идеи счастья как идеи верховного начала человеческой жизни».

3. Реконструировать учение Розанова в трактате «О понимании» с указанием ключевых идей и концепций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Глебов Олег Александрович, 2023 год

Источники

1. Аристотель Метафизика // Сочинения в четырех томах. Т. 1. / Ред. В. Ф. Асмус. - М.: «Мысль», 1976. - 550 с.

2. Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков // Собрание сочинений. -Париж: YMCA-Press, 1997. - Т. V. - С. 109-202. - 578 с.

3. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды / Сост. и авторы вступ. ст. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1999. - 308 с.

4. Бердяев Н. А. Омертвевшее предание // Славянофильство: Pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. - СПб., 2006. - 1055 с.

5. Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. -528 с.

6. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // Бердяев Н. А. Судьба России. Книга статей. -М.: Изд-во «Эксмо», 2007. - 640 с.

7. Бердяев Н. А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Междунар. Отношения, 1990. - 336 с.

8. Бердяев Н. А. Судьба России. - М.: Советский писатель, 1990. - 346 с.

9. Бердяев Н. А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества // Бердяев Н. А. Философия свободного духа / Сост. П. В. Алексеева. - М.: Республика, 1994. - С. 230-318.

10. Булгаков С. Н. Свет невечерний // Первообраз и образ: сочинения в двух томах. Т. 1. Свет невечерний / Подг. текста, вступ. статья И. Б. Роднянской, коммент. В. В. Сапова и И. Б. Роднянской. - СПб.: ООО «ИНАПРЕСС», Москва: «Искусство», 1999. - 416 с.

11. Булгаков С. Н. Первообраз и образ: сочинения в двух томах. Т.2. Философия имени. Икона и иконопочитание. Приложения / Сост. подг. текста, ввод, заметка И. Б. Роднянской СПб.: ООО «ИНАПРЕСС», Москва: «Искусство», 1999. - 448 с.

12. Дилътей В. Введение в науки о духе // Собрание сочинений в 6 т. Т. 1. / Пер. с нем. под ред. B.C. Малахова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 762 с.

13. Зенъковский В. В. История русской философии. - Л.: Эго, 1991. - Т. 1, Ч. 2. - 277 с.

14. Зенъковский В. В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. - Paris: YMCA-press, 1955. - 278 c.

15. Зенъковский В. В. Христианская философия. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. - 1068 с.

16. Зенъковский В. В. Собрание сочинений. Т. 1: О русской философии и литературе: Статьи, очерки и рецензии (1912-1961). - 448 с.; Т. 2: О православии и религиозной культуре: Статьи и очерки (1916-1957) / Сост., подгот. текста, вступ. ст., и примеч. О. Т. Ермишина. - М.: Русский Путь, 2008. - 528 с.

17. Илъин И. А. О русской идее // Русская идея / Сост. и автор вступ. ст. М.А. Маслин. - М.: Республика, 1992. - С. 436-443.

18. Киреевский И. В. Избранные статьи. - М.: Современник, 1984. -381 с.

19. Киреевский И. В. Критика и эстетика. - М.: Искусство, 1979. - 439 с.

20. Леонтъев К. Н. Восток, Россия и Славянство / Отв. Ред. М. Яновская. -М.: Эксмо, 2007. - 896 с.

21. Леонтъев К. Н. Избранное / Сост. и вст. Ст. И. Н. Смирнова. — М.: «Московский рабочий», 1993. - 400 с.

22.Леонтъев К. Н. Славянофильство и грядущие судьбы России / Сост., вступит. ст., указ. имен и коммент. А. В. Белова / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2010. — 1232 с

23. Леонтьев К. Цветущая сложность. - М.: Молодая гвардия, 1992. - 318 с.

24. Лопатин Л. М. Явление и сущность в жизни сознания // Вопросы философии и психологии. - М., 1896. - Кн. 30. - С. 619-652.

25. Лопатин Л. М. Аксиомы философии. Избранные статьи. - М.: РОССПЭН, 1996. - 560 с.

26. Лопатин Л. М. Вера и знание // Русская мысль. - М., 1883. - № 9. - С. 127-168.

27. Лопатин Л. М. Вопрос о реальном единстве сознания // Вопросы философии и психологии. - М., 1899. - Кн. 49. - С. 600-623.

28. Лопатин Л. М. Князь С. Н. Трубецкой и его общее философское миросозерцание // Вопросы философии и психологии. - М.: Типо-литогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1906. - Год XVII, кн. I (81). - С. 29129.

29. Лопатин Л. М. Монизм и плюрализм // Вопросы философии и психологии. - 1913. - Т. 116. - С. 68-92.

30. Лопатин Л. М. Неотложные задачи современной мысли // Вопросы философии и психологии. - 1917. - Т. 136. - С. 1-80.

31. Лопатин Л. М. Понятие о душе по данным внутреннего опыта // Аксиомы философии. Избранные статьи. — М.: РОССПЭН, 1996. - С. 174-202.

32. Лопатин Л. М. Теоретические основы нравственной сознательной жизни // Вопросы философии и психологии - М., 1890. - Кн. 5. - С. 3483.

33. Лопатин Л. М. Типические системы философии (Научное мировоззрение и философия) // Вопросы философии и психологии. - М., 1906. - Кн. 83. - С. 262-293.

34. Лопатин Л. М. Явление и сущность в жизни сознания // Аксиомы философии. Избранные статьи. — М.: РОССПЭН, 1996. - С. 146-174.

35. Лосев А. Ф. Русская философия // Очерки истории русской философии.

- Свердловск: УрГУ, 1991. - 592 с.

36. Лосский Н. О. История русской философии. - М.: Академический проект, 2007. - 551 с.

37. Лосский Н. О. Мир как органическое целое // Лосский Н. О. Избранное.

- М.: Правда, 1991. - С. 338-483.

38. Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма // Лосский Н. О. Избранное.

- М.: Правда, 1991. - С. 13-337.

39. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного // Собрание сочинений. -М.: Республика, 1995. - 463 с.

40. Розанов В. В. В нашей смуте // Собрание сочинений. Статьи 1908 г. Письма к Э. Ф. Голлербаху. - М.: Республика, 2004. - 429 с.

41. Розанов В. В. В темных религиозных лучах // Собрание сочинений. -М.: Республика, 1994. - 476 с.

42. Розанов В. В. Во дворе язычников. Собрание сочинений. / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 1999. - 463 с.

43. Розанов В. В. Два слова в защиту Достоевского как человека // Полное собрание сочинений В 35 томах. / Сост. и гл. ред. Николюкин А. Н. -СПб.: Росток, 2016. - 476 с.

44. Розанов В. В. Идея «мессианизма». По поводу новой книги Н. А. Бердяева «Смысл творчества» / Н. А. Бердяев: Pro et contra. Антология. Кн. 1. - СПб.: РХГИ, 1994. - 573 с.

45. Розанов В. В. Из восточных мотивов. В мире неясного и нерешенного // Собрание сочинений. - М.: Республика, 1995. - 463 с.

46. Розанов В. В. Из старых писем. Письма Влад. Серг. Соловьёва // Полное собрание сочинений В 35 томах. / Сост. и гл. ред. Николюкин А. Н. -СПб.: Росток, 2016. - 476 с.

47. Розанов В. В. К. Н. Леонтьев: Поздние фазы славянофильства // Розанов, В. В. Русская мысль. / сост. А. Н. Николюкин. - М.: Алгоритм: Эксмо, 2006. - 575 с.

48. Розанов В. В. Культурно-религиозные вопросы // Собрание сочинений. Около народной души (Статьи 1906 - 1908 гг.) / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 2003. - 447 с.

49. Розанов В. В. Литературные и педагогические дела // Полное собрание сочинений В 35 томах. / Сост. и гл. ред. Николюкин А. Н. - СПб.: Росток, 2016. - 588 с.

50. Розанов В. В. Литературные изгнанники. Собрание сочинений. / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 2001. - 477 с.

51. Розанов В. В. Материалы к биографии // Русский архив. Вып. 1. М., 1991.

52. Розанов В. В. Мимолетное // Собрание сочинений. - М.: Республика, 1994. - 539 с.

53. Розанов В. В. На закате дней. К 55-летию литературной деятельности Толстого // Полное собрание сочинений В 35 томах. / Сост. и гл. ред. Николюкин А. Н. - СПб.: Росток, 2016. - 928 с.

54. Розанов В. В. На лекции о Достоевском // Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 1996. - 702 с.

55. Розанов В. В. На панихиде по Вл. Соловьеве // Собрание сочинений. Около церковных стен / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 1995. - 558 с.

56. Розанов В. В. На чем может повернуться «религиозное сознание»? // Собрание сочинений. Около народной души (Статьи 1906 - 1908 гг.) / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 2003. - 447 с.

57. Розанов В. В. Наука и литература в уставе о печати // Полное собрание сочинений В 35 томах. / Сост. и гл. ред. Николюкин А. Н. - СПб.: Росток, 2016. - 928 с.

58. Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития. - М.: Искусство, 1990. - 605 с.

59. Розанов В. В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. - М.: Ин-т философии, теологии и истории Святого Фомы, 2006. - 640 с.

60. Розанов В. В. О себе и жизни своей / Сост. и ред. В. Г. Сукача. - М.: Московский рабочий, 1990. - 876 с.

61. Розанов В. В. О современной культуре // Полное собрание сочинений В 35 томах. / Сост. и гл. ред. Николюкин А. Н. - СПб.: Росток, 2016. - 1059 с.

62. Розанов В. В. О христианском аскетизме // Собрание сочинений. Около народной души (Статьи 1906 - 1908 гг.) / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 2003. - 447 с.

63. Розанов В. В. Ответы на анкету // Pro et contra. - СПб.: РХГА, 1995. -Т.1. - 512 с.

64. Розанов В. В. Памяти Достоевского // Полное собрание сочинений В 35 томах. / Сост. и гл. ред. Николюкин А. Н. - СПб.: Росток, 2016. - 928 с.

65. Розанов В. В. Памяти Н. И. Стороженко // Собрание сочинений. Около народной души (Статьи 1906 - 1908 гг.) / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 2003. - 447 с.

66. Розанов В. В. Предисловие к книге Л. Вилькиной (Минской) «Мой сад. Сонеты и рассказы» // Собрание сочинений. Около народной души (Статьи 1906 - 1908 гг.) / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 2003. - 447 с.

67. Розанов В. В. Русский Нил // Собрание сочинений. Около народной души (Статьи 1906 - 1908 гг.) / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 2003. - 447 с.

68. Розанов В. В. Собрание сочинений. В мире неясного и нерешенного. / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 1995. - 463 с.

69. Розанов В. В. Собрание сочинений. Листва. / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, СПб.: Росток, 2010. - 591 с.

70. Розанов В. В. Собрание сочинений. Литературные изгнанники: Н. Н. Страхов. К. Н. Леонтьев / Под общ. ред. А. Н. Николюкина. - М.: Республика, 2001. - 477 с.

71. Розанов В. В. Т. Н. Грановский (К 50-летию его кончины) // Полное собрание сочинений в 35 томах. - СПб.: Росток, 2016. - 928 с.

72. Розанов В. В. Уединенное. - М.: Политиздат, 1990. - 541 с.

73. Розанов В. В. Цель человеческой жизни. Смысл жизни: Антология. / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н. К. Гаврюшина. - М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. - 592 с.

74. Соловьев В. С. Кризис западной философии // Сочинения: в 2 т. - М.: Мысль, 1988. Т. 2. - С. 3 - 138.

75. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал // Сочинения в 2 т. -М.: Мысль, 1988. - Т.1 - С. 581 - 744.

76. Соловьев В. С. Метафизика и положительная наука // В. С. Соловьев. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Сочинения в пятнадцати томах. - М.: Наука, 2000. - Т.1, - С. 176 - 183.

77. Соловьев В. С. Об истинной науке etc. // Исследования по истории русской мысли: ежегодник. / ред. М.А. Колеров. - СПб., 1997. - С. 5 -68.

78.Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1988. - Т.1. - С. 47 - 549.

79. Соловьев В. С. Теоретическая философия // Собрание сочинений в 2 томах. — М.: Мысль, 1988. - Т. 1. - С. 757 - 831.

80. Соловьёв В. С. Философское начало цельного знания. - Минск: Харвест, 1999. - 911 с.

81. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // В. С. Соловьев. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Сочинения в пятнадцати томах. - М.: Наука, 2011. - Т.4. - С. 7 - 168.

82. Трубецкой Е. Н. Жизненная задача Соловьева и всемирный кризис жизнепонимания // Вопросы философии и психологии, 1912. - Кн. 114. - С. 224-287.

83. Трубецкой Е. Н. К вопросу о мировоззрении В. С. Соловьева // Вопросы философии и психологии, 1913. - Кн. 120. - С. 439-574.

84. Трубецкой Е. Н. Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства. - М.: Издательство: Тип. «Русская печатня», 1917. - 337 с.

85. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках. - М.: Издательство: Тип. товарищества И. Д. Сытина, 1916. - 44 с.

86. Трубецкой С. Н. О природе человеческого сознания // Трубецкой С. Н. Сочинения. - М.: Мысль, 1994. - С. 483 - 593.

87. Трубецкой С. Н. Основания идеализма // Трубецкой С. Н. Сочинения. -М.: Мысль, 1994. - С. 597 - 717.

88. Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории // Трубецкой С. Н. Сочинения. - М.: Мысль, 1994. - 816 с.

89. Трубецкой С. Н. Чувствительный и хладнокровный // В. В. Розанов: Pro et contra. - СПб.: РХГА, 1995. - Т.1. - 512 с.

90. Флоренский П. А. Собрание сочинений. Философия культа (Философское наследие). - М.: Мысль, 2004. - 688 с.

91. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: В 2 т.,- М.: Правда, 1990. - Т. 1. - 490 с.

92. Франк С. Л. Русское мировоззрение. // Франк С. Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - 511 с.

93. Франк С. Л. Личность и вещь (Философское обоснование витализма) // Франк С. Л. Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. - СПб.: Издание Д. Е. Жуковского (тип. т-ва "Общественная польза"), 1910. - С. 164-217.

94. Франк С. Л. Метафизика человеческого бытия // Франк С. Л. Реальность и человек. - М.: Республика, 1997. - С. 207-431.

95. Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Сочинения. - М.: Правда, 1990. - С. 181-559.

96. Франк С. Л. Свет во тьме: Опыт христианской этики и социальной философии. - Париж: YMCA-Press, 1949. - 403 с.

97. Хомяков А. С. Богословские сочинения. - СПб.: Наука, 1995. - 479 с.

98. Хомяков А. С. Сочинения: В 2 т. - М.: Медиум, 1994. - Т. 1. - 591 с.

99. Эрн В. Ф. Нечто о Логосе, русской философии и научности // Владимир Францевич Эрн Сочинения. - М.: «Правда», 1991. - 576 с.

Исследования

1. Абрамов А. И. Философия всеединства Вл. Соловьева и традиции русского платонизма // История философии. - М.: Институт философии Российской Академии наук, 2000. - №6. - С. 15-32.

2. Айрапетян В. Толкуя слово: опыт герменевтики по-русски. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 484 с.

3. Акулинин В. Н. Философия всеединства: От В. С. Соловьёва к П. А. Флоренскому. - Новосибирск: Новосибирское отделение издательства "Наука", 1990. - 158 с.

4. Ан С. А., Пасечник В. В. Панентеизм как парадигма русской религиозной философии // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. - 2012. - Т. 22. - №. 20 (139). - С. 176-181.

5. Антонов К. М. Русская религиозная философия и феноменология религии: точки соприкосновения // Религиоведческие исследования. -2011. - № 1-2(5-6). - С. 7-21.

6. Аров Я. И. «Потенциальное» как центральная категория в философии В.

B. Розанова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2022. - №. 2 (60). - С. 124-129.

7. Артамошкина Л. Е. Сокровенное бытие: Розанов-Хайдеггер-Платонов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия "Гуманитарные науки": Энтелехия. №29, 2014 -

C. 9-12.

8. Барабанов Е. В. В. В. Розанов // Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи». URL: http: //www.vehi. net/rozanov/lik/barabanov.html (дата обращения: 14.05.2023)

9. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. - Л.: Прибой, 1929. -243 с.

10. Берковский В. А., Тронина Л. А., Гончаров А. С. История механистической концепции в западноевропейской философской // Kant. -2022. - №2 (43). - С. 85-89.

11. Бибихин В. В. Время читать Розанова // Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. - М.: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы, 2006. - С. V-XIX.

12. Бибихин В. В. Слово и событие. Писатель и литература / Отв. ред. и сост. О. Е. Лебедева. - М.: Изд-во университета Дмитрия Пожарского, 2010. -С. 211-215.

13. Бибихин В. В. Язык философии. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 416 с.

14. Бибихин В. В. Чтение философии. - СПб: Наука, 2009. - (Слово о сущем) - 536 с.

15. Бочаров С. Г., Сукач В. Г. Неизвестный Розанов // Опыты: Литературно-философский ежегодник. - М.: Советский писатель, 1990. - С. 348-350

16. Буренин В. П. Отзыв на трактат В. В. Розанова «О понимании» // Розановская энциклопедия. - М.: РОССПЭН, 2008. - 1216 с.

17. Варова Н. Л. Понимание в философии В. В. Розанова: от схем разума к образу феномена // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2017. - № 4(17). - С. 8-12.

18. Волгин О. С. Идея прогресса в русской религиозной философии Серебряного века. Диссерт. на соиск. уч. ст. доктора философских наук. - Москва, 2004. - 333 с.

19. Гайденко П. П. «Конкретный идеализм» С. Н. Трубецкого // История русской философии: Учебник / Под общ. ред. М.А. Маслина; 3-е изд. -М.: Инфра-М. - 2013. - С. 432 - 449.

20. Гайденко П. П. Гностические мотивы в учениях Шеллинга и Вл. Соловьева // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 2. - С. 202-208.

21. Гайденко П. П. Наука и христианство: противостояние или союз? // Метафизика. Научный журнал. - 2013. - №2 (8). - С. 26 - 35.

22. Гайденко П. П. Рациональность как культурно-историческая проблема // Эпистемологический стиль в русской интеллектуальной культуре 19 -20 вв: от личности к традиции. М.: Издат-во РАН, 2014. С. 323 - 344.

23. Гайденко П. П. Философия всеединства В. С. Соловьева. // История русской философии: Учебник / Под общ. ред. М.А. Маслина ; 3-е изд. -М.: Инфра-М. - 2013. - С. 411 - 432.

24. Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия IX—XIX вв. -Л.: Издательство Ленинградского университета,1989. - 744 с.

25. Галковский Д. Е. Бесконечный тупик. Самиздат. 1997. URL: http://www.samisdat.eom/3/31-bt.htm (дата обращения: 12.03.2023)

26. Голлербах Э. Ф. В. В. Розанов. Жизнь и творчество. - Paris: YMCA-Press, 1976. - 109 с. (Новая серия переизданий). - Переиздание с изд.: Петроград: Полярная звезда, 1922.

27. Городилова Т. С. Онтология повседневности и неклассическая гносеология В. В. Розанова. Диссерт. на соиск. уч. ст. кандидата философских наук. - Киров, 2006. - 178 с.

28. Грякалов А. А. Василий Розанов. - СПб.: Наука, 2017. - 287 с.

29. Грякалов А. А. Понимание и неопределенность (Опыт В. В. Розанова) // ЕША1: Философия. Религия. Культура. - 2016. - Т. 5, № 1-2(9-10). - С. 80-106.

30. Джимбинов С. Б. Мировоззрение Розанова в контексте русской философии // Наследие В. В. Розанов и современность: материалы Международной научной конференции / сост. А. Н. Николюкин. - М.: РОССПЭН, 2009. - С. 387-393.

31. Жукова О. А. Опыт о русской культуре. Философия истории, литературы и искусства. - М.: Согласие, 2019. - 588 с.

32Жукова О. А. Творчество и религиозность в русской культуре. Философские исследования. М.: Согласие, 2022. - 594 с.

33. Жукова О. А. Философия русской культуры. Метафизическая перспектива человека и истории. - М.: Согласие, 2017. - 624 с.

34. Зимовец Л. Г. "Объективация" и "экзистирование" как основа методологии Н.А. Бердяева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2011. - № 3(163). -С. 5-8.

35. Карпицкий Н. Н. Всеединство как основа ощущения жизни // Соловьёвские исследования. Философия жизни. Этика. Философская антропология. Эстетика и литературная критика. - Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2008. Вып. 18. - С. 5-12.

36. Кирсберг И. В. Антисемитизм как способ исследования? (В В Розанов: предвосхищения библеистики XX в.) // Философия и культура. - 2009. -№. 4. - С. 62-71.

37. Козырев А. П. Наукоучение Владимира Соловьева: к истории неудавшегося замысла / А. Козырев // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 1997 г. / Ответственный редактор М.А.Колеров. -Санкт-Петербург: Алетей, 1997. - С. 5-31.

38. Козырев А. П. В. В. Розанов и Вл. С. Соловьев: Диалог в поисках Другого // Философия: прошлое и настоящее. Под ред. проф. А. М. Руткевича. - М.: Институт «Открытое общество», 2003. - С. 61-86

39. Красицки Я. Борьба за правду (Бердяев, Кант и другие) // Соловьевские исследования. - 2014. - № 2(42). - С. 108-127.

40. Крикунов А. Е. К проблеме иерархии мира (Идеи В. Розанова в контексте русской философии) // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия "Гуманитарные науки": Энтелехия, 2014 - №29. - С. 18-23.

41. Крюков В. М. Вокруг России: синтаксис Василия Розанова // Вопросы философии. - 1994. - №. 11. - С. 63-80.

42. Кузьмина Г. П. Идеи органицизма в русской социальной философии. Диссерт. на соиск. уч. ст. доктора философских наук. - Чебоксары, 2007. - 297 с.

43. Малинов А. В. «Теплая память»: В. В. Розанов и славянофилы // Жизнь и письмо: сборник статей: к 70-летию А. А. Грякалова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. - С. 45-60.

44. Маслобоева О. Д. Российские органицисты и космисты о природе человека // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2010. - Т. 2, № 1. - С. 82-91.

45. Махлак К. А. Тема времени у В. В. Розанова. // Начало, 2000. - № 10. URL: https://slovo-bogoslova.ru/nachalo/tema-vremeni-u-v-v-rozanova/ (дата обращения: 09.02.2022)

46. Медведев А. А. Эссе В. В. Розанова о Ф. М. Достоевском и Л. Н. Толстом (проблема понимания). Диссерт. на соиск. ст. канд. филолог, наук. - М.: МГУ, 1997. - 222 с.

47. Мурадова Н. М. В. В. Розанов: жизнетворчество как философский аргумент русской литературы // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право.

- 2012. - № 8(127). - С. 279-283.

48. Неволин С. Б. Василий Васильевич Розанов // Русские философы (конец XIX - середина XX века) Антология. Вып. 2. - М.: Книжная палата, 1994.

- 424 с.

49. Николюкин А. Н. Василий Васильевич Розанов. (Писатель нетрадиц. мышления). - М.: Знание, 1990. - 64 с.

50. Николюкин А. Н. Голгофа Василия Розанова. - М.: Рус. путь, 1998. - 503 с.

51. Николюкин А. Н. Розанов. - М.: Молодая гвардия, 2001. - 512 с.

52. Носов С. Н. В. В. Розанов. Эстетика свободы. - СПб.: Logos; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. - 208 с.

53. Оболевич Т. Идеал-реализм Ф. В. Й. Шеллинга и русских религиозных философов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. -2012. - Т. 13, № 3. - С. 66-74.

54. Осьмачко С. Г. К. Н. Леонтьев и В. В. Розанов // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 1, № 2. - С. 33-43.

55. Палиевский П. В. Апокалипсис нашего времени. // Розановская энциклопедия. - М.: РОССПЕН, 2008. - С. 1223-1230.

56. Палиевский П. В. Розанов и Флоренский (Доклад, прочитанный на симпозиуме, посвященном П. А. Флоренскому, в Бергамо). -Литературная учеба, 1989. - № 1. - С. 111 - 115.

57. Паршин А. Н. Розанов и наука // Василий Васильевич Розанов / Под ред. А. Н. Николюкина. - М.: РОССПЭН, 2012. - 406 с. С. 180-188.

58. ПервовП. Д. Философ в провинции. // В. В. Розанов: Pro et contra. СПБ.: РХГА., 1995 - Т. 1 - 512 с.

59. Пишун В. К., Пишун С. В. Религия жизни В. Розанова. - Владивосток: ДВГУ, 1994. - 208 с.

60. Пишун С. В. Социальная философия В. В. Розанова. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1993. - 152 с.

61. Прасолов М. А. Субъект и сущее в русском метафизическом персонализме. - СПб.: Астерион, 2007. - 352 с.

62. Пришвин М. М. О В. В. Розанове. // В. В. Розанов: Pro et contra. СПБ.: РХГА., 1995 - Т. 1 - 512 с.

63. Пылаев М. А. Западная феноменология религии: теоретико-методологические основания и перспективы построения религиоведения как науки о святом. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2006. - 95 с.

64. Резвых Т. Н. Лейбницевские мотивы у раннего Розанова // Христианское чтение. - 2015. - № 3. - С. 183-198.

65. Резниченко А. И. Что значит «понимать»? Часть первая. Василий Васильевич Розанов о понимании // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 1. - С. 48-58.

66. Ремизов А. М. О понимании // Алексей Ремизов: Исследования и материалы. - СПб., 1994. - С. 224-230.

67. Розановская энциклопедия / Сост. и гл. ред. А. Н. Николюкин. - М.: РОССПЭН, 2008. - 1216 с.

68. Руднев В. П. Философия русского литературного языка в «Бесконечном тупике» Д. Е. Галковского // Логос. - 1993. - Т. 4. - С. 297 - 308.

69. Русская философия: Энциклопедия. 2-е изд., дораб. и доп. / Под общ. ред. М. А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков. - М.: Книговек, 2014. - 832 с.

70. Сарычев Я. В. В. В. Розанов: логика творческого становления (1880 -1890-е годы). - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2006. - 320 с.

71. Сарычев Я. В. Совсем другая тема, другое направление, другая литература": Творческие искания В. В. Розанова 1910-х годов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. - 2003. - № 7-8. - С. 49-58.

72. Семенюк А. П. Гносеологическая проблематика в трактате "О понимании" В. В. Розанова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 4. - С. 118-121.

73. Семенюк А. П. Доминантные черты миросозерцания раннего Розанова. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия "Гуманитарные науки": Энтелехия. №27, 2013 - С. 510.

74. Семенюк А. П. Истоки и специфика проблемы понимания русской философии середины Х1Х-начала ХХ вв. // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том II.

- Новосибирск: Параллель, 2009 г. - С. 138-139.

75. Семенюк А. П. Категория "понимания" как коррелят понятия "живого знания" в гносеологических учениях русских философов Х1Х-ХХ вв. // Сборник материалов Всероссийской научно-практической Интернетконференция «СоппеС-Универсум 2009, Томск: Изд-во ТГУ. -С. 216-219.

76. Семенюк А. П. Проблема понимания в русской религиозной философии XIX - начала XX веков. Диссерт. на соиск. уч. ст. доктора философских наук. - Томск, 2016. - 287 с.

77. Семенюк А. П. Проблема понимания в русской философии середины ХГХ - начала XX в // Вестник Томского государственного университета.

- 2008. - № 308. - С. 53-56.

78. Семенюк А. П. Проблема понимания в творчестве В. В. Розанова. Диссерт. на соиск. уч. ст. кандидата исторических наук. - Томск, 2002. -140 с.

79. Семенюк А. П. Проблема понимания в философии В. В. Розанова // Вестник Томского государственного университета. - 2005. - №. 287. -С. 66-71.

80. Сергеев С. М. Леонтьев Константин Николаевич // Розановская энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 1216 с.

81. Серкова В. А. "О понимании" В. В. Розанова // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. - 2013. - Т. 14. - С. 58-66.

82. Сидорина Т. Ю. Культурные трансформации ХХ столетия: кризис культуры в оценке западноевропейских и отечественных мыслителей. Монография. - М.: Проспект, 2018. - 384 с.

83. Сиземская И. Русский персонализм // Философская антропология. -2019. - Т. 5, № 1. - С. 189-206.

84. Синявский А. Д. Опавшие листья В. В. Розанова. - Париж: Синтаксис, 1982. - 342 с.

85. Скворцов Л. В. Теория истины // Василий Васильевич Розанов / Под ред. А. Н. Николюкина. - М.: РОССПЭН, 2012. - 406 с.

86. Скороходова С. И. Философский диалог "чистых славянофилов" и В. В. Розанова (некоторые аспекты) // Философия и культура. - 2015. - № 6(90). - С. 875-882.

87.Слонимский Л. З. Рец. на кн.: Розанов В.В. О понимании // Вестник Европы. - 1886. - № 10. - С.850 - 857

88. Соловьев В. С. // Русская философская энциклопедия. Изд. 2 доработанное и дополненное. / Под ред. М.А. Маслина. - М.: Книжный клуб «Книговек», 2014. - С. 581 - 586.

89. Страхов Н. Н. Рец. на кн.: Розанов В. В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. // СПб: Журнал Министерства народного просвещения, 1889. - № 9, о. II. - С. 124-131.

90. Сукач В. Г. Загадка личности Розанова // Розанов В. В. О себе и жизни своей. - М.: Московский рабочий, 1990. - 875 с. С. 7-30

91. Сукач В. Г. Розанов // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1995. - С. 448-452.

92. Сукач В. Г. Жизнь В. В. Розанова "как она есть" // М., 1990. - №10.-С.136-176; №11.- С.141-153; 1991.- №1.- С.108-131; №2-4.- С.120-128; №7-8.- С.121-141.

93. Тамарченко Н. Д. М. Бахтин и В. Розанов // Бахтинология: исследования, переводы, публикации: к столетию рождения М. М. Бахтина (1895-1995). - СПб, 1995. - С. 171-178.

94. Тесля А. А. Родоначальник // вступ. ст. А. А. Тесли к В. Соловьев Чтения о Богочеловечестве. - М.: Рипол классик, 2018. - 270 с.

95. Трубецкой С. Н. // Русская философская энциклопедия. Изд. 2 доработанное и дополненное. / Под ред. М.А. Маслина. - М.: Книжный клуб «Книговек», 2014. - С. 651-652.

96. Устименко А. Л. Проблема объективации и трагедия культуры в интерпретации Н. А. Бердяева // Ценности и смыслы. - 2020. - № 4(68). - С. 104-116.

97. Фатеев В. А. В. В. Розанов: жизнь, творчество, личность. - СПб.: СПБГУ, 1991. - 368 с.

98. Фатеев В. А. Жизнеописание Василия Розанова. - СПб.: Изд-во Пушкинский Дом, 2013. - 1056 с.

99. Фатеев В. А. Розанов и славянофильство // Василий Васильевич Розанов / под ред. А. Н. Николюкина. - М.: РОССПЭН, 2012. - 406 с.

100. Федякин С. Р. Жанр "уединенного" в русской литературе XX века. Автореф на соиск. учен. степ, канд филологич. наук. - М.: Литератур. ин-т им. А.М.Горького, 1995. - 24 с.

101. Федякин С. Р. Жанр, открытый В.В. Розановым // Розанов, В.В. Когда начальство ушло... / Сост. П. П. Апрышко и А.Н. Николюкин. - М.: Республика, 1997. - С.597-602.

102. Федякин С. Р. О, мои горькие опыты. (Жанровые изыскания Розанова и Зощенко) // Лицо и маска М. Зощенко: Сб. статей. - М.,1994. - С. 291302.

103. Фролов А. А. Гносеологические основания стиля мышления В. Розанова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.

- 2013. - № 10-2(36). - С. 205-210.

104. Фролов А. А. Проблема стиля мышления в философии В. В. Розанова. Дисерт. На соиск. уч. ст. кандидата философских наук. - СПб., 2015. -160 с.

105. Хоружий С. С. О старом и новом. - СПб: Издательство Алетейя, 2000.

- 477 с.

106. Хоружий С. С. Философский процесс в России как встреча философии и Православия // О старом и новом. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 62-116.

107. Чижевский Д. И. Гегель в России. - СПб.: Наука, 2007 - 411 с.

108. Шишков И. З. Особенности русской философии и русского способа философствования // Очерки истории русской философии: Сборник статей. (Под общей редакцией профессора И. З. Шишкова) - М.: Кафедра философии РНИМУ, 2013. - 166 с.

109. Шкловский В. Б. Розанов // Гамбургский счёт: Статьи -воспоминания -эссе (1914-1933) / сост. А. Ю. Галушкина, А. И. Чудакова. - М.: Советский писатель, 1990. - 544 с.

110. Шперк Ф. Э. В. В. Розанов (опыт характеристики) // В. В. Розанов: Рго et contra. - СПб: РХГА, 1995. - 576 с.

111. Шперк Ф. Э. Рец. на кн.: Розанов В. В. Красота в природе и ее смысл. -Новое время, 1897. - С. 7-8.

112. Шпидлик Т. Русская идея: иное видение человека. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. - 464 с.

113. Элиаде М. История веры и религиозных идей: от каменного века до элевсинских мистерий / Пер. с фр. Н. Н. Кулаковой, В.Р. Рокитянского, Ю.Н. Стефанова. - 4-е изд. - М.: Академический проект, 2020. - 432 с.

114. Эткинд А. М. Хлыст: Секты, литература и революция. - М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 688 с.

115. A History of Russian Thought / W. Leatherbarrow and D. Offord (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - 466 p.

116. Banerjee M. Rozanov on Dostoevskij //The Slavic and East European Journal. - 1971. - T. 15. - №. 4. - pp. 411-424.

117. Bykova M. F. Rozanov's Distinctive Legacy // Russian Studies in Philosophy. - 2008. - T. 47. - №. 3. - pp. 3-6.

118. Copleston F. C. Philosophy in Russia. From Herzen to Lenin and Berdyaev. Notre Dame (Ind.): Search Press, 1986. - 462 p.

119. Crone A. L. Eros and Creativity in Russian Religious Renewal. The Philosophers and the Freudians. Leiden, Boston: Brill, 2010. - 264 p.

120. Crone A. L. Rosanov and the End of Literature. Wurzburg. 1978. - 852 p.

121. Del Noce A. Fede e filosofia secondo Etienne Gilson, in Id., Pensiero della Chiesa e filosofia contemporanea: Leone XIII, Paolo VI, Giovanni Paolo II, a cura di Leonardo Santorsola Studium, Roma, 2005. — 256 p.

122. Griakalov A. A. The image of man in the philosophy of VV Rozanov //Russian Studies in Philosophy. - 1993. - T. 32. - №. 2. - pp. 21-32.

123. Hare R. Portraits of Russian Personalities between Reform and Revolution. London-New-York. 1959. - 358 p.

124. Harrington A. Reenchanted Science: Holism in German Culture from Wilhelm II to Hitler. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1996. - 312 p.

125. HingleyR. Russian Writers and Society. 1825-1904. N.-Y.: Weidenfeld and Nicolson. 1967. - 256 p.

126. IvaskG. P. Konstantin Leontiev: Against the Current. N.-Y.: Weybright and Talley, 1969. - 286 p.

127. Kaulbach Z. K. The Life and Works of V.V. Rosanov. Diss. Cornell University. 1973. - 432 p.

128. Kessel J. H. V. van. Sophiology and Modern Society. Sergei Bulgakov's Conceptualization of an Alternative Modern Society. Nijmegen, 2020. - 237 p.

129. Khanin D. What Was Leont'ev to Rozanov? //Canadian Slavonic Papers. -1999. - T. 41. - №. 1. - pp. 69-84.

130. Klimova S. Civil Society Discourse in Russian Modernism and French PostModernism: Vasiliy Rozanov and Michael Fucault // Proceedings of the XXII World Congress of Philosophy. - 2008. - T. 20. - pp. 121-127.

131. Kline G. L. Religious and anti-religious Thought in Russia. Chicago. 1968.

- 179 p.

132. Lawrence D. H. On Dostoevsky and Rosanov. Russian Literature and Modern English Fiction. Chicago, 1965. - 247 p.

133. Leskovec P. Basilio Rozanov e la sua concezione religiosa. — Roma, 1958.

— XI, 238 p. 11. Manfredi P. V. V. Rozanov e la tematica vita / morte // Il confronto letterario, Pavia. — 1991. — No. 16. — P. 393-414.

134. Mirsky D. S. History of Russian Literature from its beginnings to 1900. N.Y.: Northwestern University Press, 1958. - 401 p.

135. Mondry H. On the Subjectivism in Pushkin's Universality: The Case of Rozanov // Two Hundred Years of Pushkin, Volume I. - Brill, 2003. - pp. 7789.

136. Mondry H. Physical and Metaphysical Visualities: Vasily Rozanov and Historical Artefacts //Arts. - MDPI, 2022. - T. 11. - №. 4. - 70 p.

137. Panitsidis H. V. V. Rozanov- from Metaphysics of Sex to the Philosophy of History // Philosophical Alternatives Journal/Filosofski Alternativi. - 2011. -T. 20. - №. 6.

138. Piovesana G. K. Storia del pensiero filosofico russo (988-1988). — Cinisello Balsamo: Edizioni Paoline, 1992. — pp. 234-240.

139. Poggioli R. Rozanov. — London: Bowes & Bowes, 1957. — 104 p.

140. Rumyantseva N., Fisenko O., Suvorova E. Russian Nietzsche: Question about Linguistic Commenting of Texts of VV Rozanov in Foreign Audience //European Research Studies. - 2018. - T. 21. - pp. 635-642.

141. Schiaffino G. Il volto oscuro. Metafisica del cristianesimo. Alle radici della scrittura di V. V. Rozanov // Vasilij Rozanov: atti del Convegno

Internazionale svoltosi nei giorni 1-4 ottobre 1990 a Gargnano del Garda / a cura di J. Kresalkova. — Praga; Milano, 1993. — pp. 221-240.

142. Schloeser B. Introduction to V.V. Rosanov: L'Apocalypse de notre temps. Paris. 1930. - 289 p.

143. Schrooyen P. W. Vladimir Solov'yov in the Rising Public Sphere. A Reconstruction and Analysis of the Concept of Christian Politics in the Publitsistika of Vladimir Solov'ëv. Nijmegen, 2006. - 217 p.

144. Sinyavsky A. Rozanov // Ideology in Russian Literature. Michigan University: Macmillan, 1990. - pp. 116-133.

145. Stammler H. A. Conservatism and Dissent: V V Rozanov's Political Philosophy //The Russian Review. - 1973. - T. 32. - №. 3. - pp. 241-253.

146. Stammler H. A. Vasilij Vasil'evic Rozanov als Philosoph. - Giessen: Schmitz, 1984. - 90 p.

147. Stiernon D. Leskovec, Paolo, S.J. Basilio Rozanov e la sua concezione religiosa // Augustinianum. — 1962. — N 1. — P. 209-210.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.