Проблема описания абсолюта в феноменологической философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Беспечанский, Юрий Васильевич

  • Беспечанский, Юрий Васильевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 212
Беспечанский, Юрий Васильевич. Проблема описания абсолюта в феноменологической философии: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Санкт-Петербург. 2013. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Беспечанский, Юрий Васильевич

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I.

ЭКСПОЗИЦИЯ ПРОБЛЕМЫ АБСОЛЮТА

В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

§ 1. Христианские основания понятия Абсолюта и проблема рецепции

христианства в европейской философии и культуре

§ 2. Абсолют в философской мистике эпохи Возрождения

§ 3. Абсолют в новоевропейской философии

§ 4. Задачи, стоящие перед феноменологическим пониманием Абсолюта

ГЛАВА II.

АБСОЛЮТ В ЕГО ЯВЛЕННОСТИ В ПОЗНАНИИ

И БЫТИИ ЧЕЛОВЕКА

§ 1. Представления о человеке в философии Э. Гуссерля

§ 2. Человеческое бытие у М. Хайдеггера

§ 3. Концепция человека у С.Л. Франка

§ 4. Представления о человеке у Э. Гуссерля, М. Хайдеггера

и С.Л. Франка: схождения и расхождения

ГЛАВА III.

АБСОЛЮТ В ЕГО «СОБСТВЕННОЙ» СФЕРЕ:

ФИЛОСОФСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

§ 1. Возможность феноменологического понимания Бога

в философии Э. Гуссерля

§ 2. Бог в философии М. Хайдеггера

§ 3. Феноменология религии Р. Отто

§ 4. Концепция Бога в работах С.Л. Франка

«Непостижимое» и «С нами Бог»

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема описания абсолюта в феноменологической философии»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность темы «Абсолют в феноменологии» связана с попыткой возобновления философского анализа проблемы «первых начал» в философии. Мы живем в научно-техническую эпоху, которую Хайдеггер назвал эпохой «забвения Бытия» в озабоченности конкретными вещами. Между тем, даже успехи науки и техники стали возможны благодаря определенным философским парадигмам: все великие «революции» изначально происходят в умах людей и лишь потом воплощаются в практике. Сама наука обязана своим происхождением философии. Изначальной же задачей философии, сформулированной еще Аристотелем, является поиск первых начал и причин всех сущностей. Но в силу отсутствия у такой задачи сиюминутной практической пользы, а также по причине принципиального «разномыслия» философии по поводу вариантов решения этой первичной проблемы, сама философия часто пренебрегает этой своей задачей, по сути, занимая позицию агностицизма.

Сама формулировка темы исследования «Абсолют в феноменологии» выглядит логическим абсурдом, если понимать Абсолют в его классическом, средневековом смысле - как нечто вечное, неизменное, отделенное от всего сущего. Понятие «Абсолют» используется нами за неимением иного общепринятого понятия. Здесь возможны и другие понятия: абсолютное начало, первоначало, Бытие. Все же понятие «Абсолют» выбрано, чтобы подчеркнуть религиозно-философскую преемственность, поскольку значительная часть диссертации посвящена феноменологии религии.

В исследовании предпринята попытка проследить историю проблемы Абсолюта в европейской философии, и делается акцент на феноменологическом понимании абсолютного начала, так как это понимание представляется одним из наиболее адекватных ответов на предыдущие поиски Абсолюта в европейской философии. Под углом зрения проблемы Абсолюта, абсолютных начал философии, в исследовании рассматриваются четыре

различных феноменологических «проекта», созданных Э. Гуссерлем, М. Хайдеггером, Р. Отто и C.JI. Франком.

Немалая часть работы посвящена исследованию творчества известного русского философа C.JI. Франка. В этих разделах становится очевидной как связь идей и концепций Франка с немецкой феноменологией, так и глубокая самобытность и оригинальность русской философии в лице одного из ее ярких представителей.

В диссертационном исследовании рассматриваются принципиально различные варианты феноменологии в изложении Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Отто и C.JI. Франка, однако сделано это не для того, чтобы показать из взаимовлияние (оно имело место, но не всегда), но чтобы показать конвергенцию различных «потоков» феноменологии, исходящую не из взаимовлияния, а из общей бытийной истины, выражаемой этими философами. По мысли М. Хайдеггера, подлинно глубокий философ выражает не просто себя самого и «свои взгляды», но «историю Бытия». И потому все великие философы говорят об одном и том же — хотя и говорят по-разному из-за многогранности бытийной истины. Поэтому история философии становится не случайным собранием мнений отдельных философов, но закономерным, хотя и свободным, развертыванием истории Бытия.

Кроме того, значительная часть диссертационного исследования посвящена феноменологии религии. Философская феноменология религии, на наш взгляд, способна оказать существенное содействие в разрешении религиозно-богословских проблем. Современная эпоха в европейской культуре характеризуется гуманистической толерантностью в религиозной сфере, сочетающейся, однако, с безразличием к религиозной истине. Гуманистическая культура молчаливо предполагает, что ценности, в том числе и религиозные, создает человек для своего блага, и потому вариантов их возможно множество, а вопрос об их истинности большого смысла не имеет - имеет смысл лишь культурная приемлемость взаимодействия различных религиозных культур, выраженная как раз в европейской толерантности. Однако феноменология ищет

«универсальное априори» в «абсолютном» опыте человека - не научную истину, заключающуюся в согласовании нашего мышления с предметной реальностью, но жизненную Правду, греческую «алетейю» (незабвенное). Феноменология не согласна с мыслью, что «правда у каждого своя», и утверждает наличие единых подлинных «законов» в сфере смыслополагающего человеческого опыта и переживания - законов, не тождественных научным законам объективной необходимости, но «законов свободы». С этой точки зрения, феноменология религии может критически судить о различных религиозно-богословских системах на предмет их соответствия имманентной явленности Абсолюта в человеческой жизни, в том, что богословие называет «естественным откровением».

Степень разработанности проблемы. Количество исследований по феноменологии необъятно. Тем не менее, из этого обилия нами выбраны те источники, которые наиболее касаются проблемы абсолютных начал в феноменологии. Среди диссертационных исследований, касающихся проблемы абсолютных начал у C.JL Франка можно указать работу Н.М. Акулич1, которая исследует антиномистический монодуализм C.JT. Франка, его определяющий метод философского исследования сферы Абсолюта; исследование Е.В. Зимяниной2, посвященную философии человека у C.JI. Франка; диссертацию O.A. Назаровой3 об онтологии интуитивизма у C.JI. Франка; работу О.Н. Оплетаевой4 об апофатической традиции в истории европейской философии; исследование Д.В. Солодухина5 о рациональных и иррациональных аспектах интуитивизма C.JI. Франка; диссертацию Ю.В. Тырбах6 о преемственности ренессансной философской традиции всеединства (М. Фичино, Н. Кузанский) с русской философской традицией (B.C. Соловьев, C.JI. Франк); работу С.Ю.

1 Акулич Н.М. Монодуализм С.Л. Франка: Дис... канд. филос. наук. - М., 2001. - 162 с.

2 Зимянина Е.В. Философия человека в системе С.Л.Франка: Дис... канд. филос. наук. -М., 2002. - 119 с.

3 Назарова O.A. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С.Л. Франка: Дис... канд. филос. наук. -М., 2006. -146 с.

4 Оплетаева О.Н. Проблема «ученого незнания» и апофатическая традиция в истории философии (от Сократа до Николая Кузанского): Дис... канд. филос. наук. - Краснодар, 2008. - 173 с.

5 Солодухин Д.В. Рациональные и иррациональные аспекты познания в интуитивизме СЛ.Франка: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 2001. - 167 с.

6 Тырбах Ю.В. Философская традиция всеединства: ренессансные (М. Фичино, H. Кузанский) и русские (B.C. Соловьев, С.Л. Франк) концепции: Дис. ... канд. филос. наук. - Нижний Новгород, 2006.-216 с.

5

Просветова1 о понятии Абсолюта в философии всеединства; исследование Д.В. Тепина2 о разработке философии всеединства C.JI. Франком; диссертацию И.А. Черносвитовой о соотношении веры и знания в творчестве C.JI. Франка; работу B.C. Воронкова4, исследующую проблему сознания в философии B.C. Соловьева, C.J1. Франка и Г.Г. Шпета. Среди диссертаций, посвященных теме абсолютных начал, теме Бытия у М. Хайдеггера, можно отметить работу Я.А. Макакенко5 об онто-теологическом методе в философии Хайдеггера; диссертацию С.А. Коначевой6 о влиянии Хайдеггера на философскую теологию XX века. Следует также упомянуть диссертацию В.В. Нечунаева7 об онтологической апофатике Майстера Экхарта, поскольку философская мистика Экхарта и Кузанского рассматривается нами как один из истоков феноменологического понимания Абсолюта. Наконец, среди диссертаций, затрагивающих широкое поле истории философии в контексте проблемы абсолютных начал, можно отметить работу И.В. Гребешева о метафизике личности и персоналистических традициях в русской философии XIX - начала XX в.; диссертацию И.В. Зиновьева9 о русской философии диалога; исследование М.А. Прасолова10 о субъекте в русском метафизическом персонализме; работу K.M. Антонова11 о философии религии в русской метафизике XIX - начала XX в.

1 Просветов С.Ю. Понятие Абсолюта в философии всеединства: Дис... канд. филос. наук. - Краснодар, 2001. -154 с.

2 Тепин Д.В. Разработка теоретической философии всеединства С.Л.Франком: Дис. ... канд. филос. наук. -Саратов, 2007,- 119 с.

3 Черносвитова И.А. Соотношение веры и знания в русской религиозной философии начала XX века (С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, H.A. Бердяев): Дис. ... канд. филос. наук. - Белгород, 2006. - 169 с.

4 Воронков В.В. Проблема сознания в философии B.C. Соловьева, С.Л. Франка и Г.Г. Шпета (сравнительный историко-философский анализ): Дис... канд. филос. наук. -М., 2003. - 134 с.

5 Макакенко Я.А. Обоснование онто-логического метода в философии Мартина Хайдеггера: Дис... канд. филос. наук. - Екатеринбург, 2006. - 130 с.

6 Коначева С.А. Хайдеггер и философская теология XX века: автореф. дис. ...докт. филос. наук: - M., 2010. -45 с.

7 Нечунаев В.В. Категория ничто и смысл негативности в апофатике Мейстера Экхарта: Дис... канд. филос. наук. - Новосибирск, 2005. - 148 с.

8 Гребешев И.В. Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX - нач. XX вв.: автореф. дис... докт. филос. наук. - М.: 2010. - 35 с.

9 Зиновьев И.В. Проблемы русской философии диалога (историко-философский анализ): автореф. дис. ...докт. филос. наук. - Екатеринбург. 2008. - 55 с.

10 Прасолов М.А. Субъект и сущее в русском метафизическом персонализме: автореф. дис. ...докт. филос. наук: -СПб., 2010.-53 с.

11 Антонов K.M. Философия религии в русской метафизике XIX- начала XX века: автореф. дис. ...докт. филос. наук:-М, 2008.-32 с.

Среди монографий и статей, связанных с темой Абсолюта и абсолютных начал в феноменологии, прежде всего, следует упомянуть двухтомный труд И.И. Евлампиева о поисках Абсолюта в истории русской метафизики Х1Х-ХХ вв.1, где автор четко показывает как специфику русской философии, так и ее связь с неклассической западной философией. И.И. Евлампиев также поднимает проблему неклассического понимания Абсолюта и проблему «конца метафизики» в своей статье в «Вопросах философии»2. Кроме того, в нескольких своих статьях И.И. Евлампиев обсуждает вопрос о преемственности русской и западной неклассической философии Х1Х-ХХ вв. с философией Николая Кузанского . И.И. Евлампиев является сторонником концепции гностических истоков как философской мистики Возрождения, так и неклассической философии Х1Х-ХХ в., противостоящих ортодоксальному средневековому христианству.

Такой западный католический исследователь русской философии, как Петер Элен, также отмечает генетическую связь русской неклассической метафизики в лице С.Л. Франка с творчеством Н. Кузанского4. Но, в отличие от И.И. Евлампиева, П. Элен полагает, что неклассическое понимание Абсолюта как у русского мыслителя, так и у философа эпохи Возрождения, есть не отход от ортодоксальной христианской традиции, но дальнейшее ее развитие. Т.Е. Аляев исследует метафизику, онтологию и гносеологию С.Л. Франка в своих

1 Евлампиев И.И. История русской метафизики в Х1Х-ХХ веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть I. - СПб.: Алетейя, 2000. - 415 е.; Часть И. - СПб.: Алетейя, 2000. - 413 с.

2 Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье // Вопросы философии, № 5, 2003. - С. 159-171.

3 Евлампиев И.И. Два полюса восприятия Николая Кузанского в русской философии (С. Франк и Л. Карсавин) // Вопросы философии, № 5, май 2010. - С. 125-138; Евлампиев И.И. Николай Кузанский, Анри Бергсон и концепция всеединства в русской философии XX века // Наследие Николая Кузанского и традиции европейского философствования: Альманах. УЕЯВиМ. Выпуск 9. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - С. 237-243; Евлампиев И.И. Соотношение рационального и мистического познания в философии Николая Кузанского // Принцип «совпадения противоположностей» в истории европейской мысли: Альманах. УЕЯВиМ. Выпуск 13. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - С. 40-52; Евлампиев И.И. Учение Николая Кузанского о Боге, мире и человеке в историко-философской перспективе // СотЫ<Зепйа оррозкогит: от Николая Кузанского к Николаю Бердяеву. -СПб.: Алетейя, 2010. - С. 47-82.

4 Элен П. Николай Кузанский и Семен Франк // Историко-философский ежегодник 2005 / Институт философии РАН. - М.: Наука, 2005. - С. 331-357; Элен П. Николай Кузанский как учитель Семена Людвиговича Франка // Наследие Николая Кузанского и традиции европейского философствования: Альманах. УЕЯВиМ. Выпуск 9. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - С. 217-236.

статьях1. Он также показывает сходства и отличия феноменологии Франка и феноменологии Гуссерля. Многие российские и зарубежные авторы сборника статей о творчестве С.Л. Франка, изданного в Библейско-богословском институте, исследуют концепцию Абсолюта у русского мыслителя и критикуют ее с позиций ортодоксального христианства. Так, можно упомянуть критику Франка в статьях Б. Халленслебен2, Е.В. Мареевой3. Но другие авторы этого сборника признают вклад Франка в решение философско-богословских проблем. Так, В.Ю. Даренский4 рассматривает философию «ты» у С.Л. Франка как неклассическую теодицею. Среди остальных авторов сборника, Тереза Оболевич5 вновь исследует аспекты «антиномистического монодуализма» в творчестве Франка; Д.В. Солодухин6 рассматривает проблемы веры и неверия

п

в онтологии Франка; В.К. Чернусь исследует проблему безусловного бытия («реальности») в философском творчестве Франка. Из других авторов работ о

о

С.Л. Франке, С.Н. Астапов исследует отрицательную диалектику в философии

1 Аляев Г.Е. Гносеология С. Франка: три вида знания [Электронный ресурс] / Г.Е. Аляев. - Режим доступа: [http://www.chgk.eu/MUOR/Materialy/Stat'i/Aljaev/Tri_vida_znaniq- Saratov.doc]; Аляев Г.Е. Декартовское cogito как онтологическое доказательство в системе абсолютного реализма С. Франка [Электронный ресурс] / Г.Е. Аляев. - Режим доступа: [http://www.chgk.eu/MUOR/Materialy/Stat'i/Aljaev/Dekart-Saratov.zip]; Аляев Г.Е. О философском методе С. Франка (феноменология не по Гуссерлю) // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»), — M.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 17-28.

2 Халленслебен Барбара. Религиозно-философская мысль С.Л. Франка (1877-1950) в контексте работы «С нами Бог. Три размышления» // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. -С. 37-68.

3 Мареева Е.В. С. Франк: трансформация классического понимания Бога и души // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 69-84.

4 Даренский В.Ю. «Ты»-философия С.Л. Франка как неклассическая теодицея // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). - M.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. — С. 85—100.

5 Оболевич Тереза. Аспекты «умудренного неведения» в философии Семена Франка // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). - M.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 29-36.

6 Солодухин Д.В. Проблема веры-неверия-сомнения в интуитивизме С.Л. Франка // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 109-118.

7 Чернусь В.К. Проблема реальности в философии С.Л. Франка // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). - M.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 101-108.

8 Астапов С.Н. Отрицательная диалектика в философии религии С.Л. Франка // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 6. - С. 75-79.

религии Франка; С. А. Стасенко1 также обращает внимание на связь апофатической традиции и творчества Франка; С.Г. Жданов2 пишет об интеллектуальной интуиции как способе познания абсолютного в философии С.Л. Франка; К.И. Масальский3 делает акцент на трансцендентном характере личностного бытия; Е.С. Киселева4 сравнивает понятие «бытие» у Франка и Хайдеггера; Г.В. Дьяконов5 рассматривает диалогический элемент в онтологии внутреннего бытия человека у С.Л. Франка; В.П. Визгин6 изучает сходства и различия в диалогических концепциях Франка и Габриэля Марселя.

Феноменологию Гуссерля в контексте интересующей нас проблемы феноменологической редукции на пути к «чистому» (абсолютному) сознанию исследует Н.В. Мотрошилова в своей известной работе об «Идеях I» Гуссерля,

о

а также В.И. Молчанов в своем исследовании по феноменологии времени и сознания. В.И. Молчанов в указанном труде также исследует концепцию времени и онтологию у М. Хайдеггера. Кроме того, Н.В. Мотрошилова в двух других своих работах также показывает связи и рецепцию русской философией Х1Х-ХХ в. (Соловьев, Франк, Бердяев, Шестов) с традицией западной философии9.

Проблему бытия и времени в философии Э. Гуссерля и М. Хайдеггера и их связи с греческой философией исследует А.Г. Черняков в своей

1 Стасенко С.А. Методология богопознания и антропология псевдо-Дионисия Ареопагита в свете «философии всеединства» С.Л. Франка [Электронный ресурс] / С.А. Стасенко. - Режим доступа: rhttp://www.iai.donetsk.ua/ u/iai/dtp/CONF/12/articles/sec4/s4a 17 .html]

2 Жданов С.Г. Интеллектуальная интуиция в философии С.Л. Франка [Электронный ресурс] / С.Г. Жданов. -Режим доступа: [http://www.mami.ru/science/autotr2009/methodical/articles/m04/m04_12.pdf)

3 Масальский К.И. С.Л. Франк о трансцендентном характере субъективного бытия человеческой личности / К.П. Масальский. - Режим доступа: [http://www.nbuv.gov.ua/poital/Natural/Vdpu/Ist nauk/2008 15/08mkishe.pdf)

4 Киселева Е.С. К вопросу о бытии: Хайдеггер и Франк [Электронный ресурс] / Е.С. Киселева. - Режим доступа: [http://philosophy.pbkroo.ru/node/50]

5 Дьяконов Г.В. Диалогическая интерпретация психологии самобытия и со-бытия в онтологии С.Л. Франка [Электронный ресурс] / Г.В. Дьяконов. - Режим доступа: [http://hpsy.ru/public/x3438.htm]

6 Визгин В.П. Семен Франк и Габриель Марсель: притяжение и отталкивание // Историко-философский ежегодник 2005 / Институт философии РАН. - M.: Наука, 2005. - С. 320-330.

7 Мотрошилова Н.В. Идеи I Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. - М.: «Феноменология-Герменевтика», 2003. - 720 с.

8 Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»), - 456 с.

9 Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. H. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов). -М.: Республика; Культурная революция, 2007. - 477 е.; Мотрошилова Н.В. Николай Бердяев: философия жизни как философия духа и западная мысль XX века // Историко-философский ежегодник 2001 / Институт философии РАН. - М.: Наука, 2003. - С. 249-262.

фундаментальной монографии1. А.Г. Черняков, используя хайдеггеровский метод анализа значений слов в греческом языке, пытается вернуться к изначальным значениям основных философских понятий.

Среди зарубежных исследователей творчества Хайдеггера и проблемы Бытия в изложении немецкого философа, заслуживают внимания монографии канадского исследователя Жана Грондена, занимающегося проблемой онтологического «поворота» в творчестве Хайдеггера и польского философа Кшиштофа Михальского3, показывающего интерпретации Хайдеггера в современной философии. В частности, профессор Михальский четко показывает различия экзистенциализма Ж.-ГТ. Сартра и понятия «экзистенция» у М. Хайдеггера: если у Сартра в качестве Абсолюта выступает человеческая свобода, произвольно и непредсказуемо определяющая смыслы и ценности, то в понятие «экзистенция» у Хайдеггера заложено сущностное, хотя и свободное, отношение человека к Бытию в целом. Наконец, проблеме Бога в феноменологии Хайдеггера посвящена монография американского профессора George Kovacs4, а соотношение Бытия и Бога у Хайдеггера и Аристотеля исследует профессор из США Catriona Hanley5.

Наконец, среди зарубежных представителей современной католической философии, американский профессор George McLean сравнивает классический (средневековый) и современный подход к проблеме Бога и человека6. В другой монографии этот же автор также обращается к западной философии диалога XX века (Бубер, Тиллих, Марсель). Проблему соотношения рационального и иррационального момента в познании Бога и человека в современном мире

1 Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 460 с.

2 Гронден Ж. Поворот в мышлении Мартина Хайдеггера / Пер. с фр. А.П. Шурбелёва. - СПб.: Издательство «Русский Миръ», 2011. - 252 с.

3 Михальский К. Логика и время: Опыт анализа теории смысла Гуссерля. Хайдеггер и современная философия / Пер. с польского Е.Твердисловой. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). - 424 с.

4 Kovacs, George. The question of God in Heidegger's phenomenology, Northwestern University Press, 1990. - 326 p.

5 Hanley, Catriona. Being and God in Aristotle and Heidegger: the role of method in thinking the infinite, Rowman & Littlefield Publishers, Inc. 2000. - 219 p.

6 McLean, George F. God and the Discovery of Man: Classical and Contemporary Approaches: Lectures in Wuhan, China; Chinese Philosophical Studies, XVIII. 2003. - 142 p.

7 McLean, George F. Plenitude and Participation: The Life of God in Man; Lectures in Chennai/Madras, India; Indian Philosophical Studies, VIII. 2004. - 162 p.

исследует индийский католический исследователь Joe Mannath1, бывший председатель индийского религиозно-философского общества.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является философская феноменология в форме четырёх различных феноменологических «проектов»: Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Отто и C.JI. Франка.

Предметом исследования является идея Абсолюта, абсолютных начал, под углом зрения философской феноменологии XX века, а также сходство и различие в понимании Абсолюта у четырёх авторов исследуемых феноменологических «проектов».

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть понимание идеи Абсолюта, абсолютных начал в феноменологических проектах Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Отто и C.J1. Франка. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Показать динамику и развитие понимания Абсолюта в истории европейской философской мысли от Античности до XX в.;

2. Показать возможность феноменологического «ответа» на проблемы понимания Абсолюта, поставленные предыдущим развитием философии;

3. Раскрыть основные формы явленности Абсолюта в философской феноменологии: в предметном познании и бытии человека, а также в форме религиозного отношения;

4. Раскрыть понимание абсолютных начал, абсолютного сознания в феноменологии Э. Гуссерля;

5. Обосновать возможность выделения в философии М. Хайдеггера представлений о Бытии как неклассическом, трансцендирующем Абсолюте и проанализировать его концепцию человека, как экзистирующего к Бытию;

1 Faith and Reason Today Fides et Ratio in a Post-modern Era; Indian Philosophical Studies, XIII, Varghese Manimala, ed. 2009.- 196 p.

6. Раскрыть понимание Абсолюта в философии Р. Отто через феноменологическое описание человеческого опыта переживания «священного».

7. Раскрыть понимание Абсолюта в философской системе C.JI. Франка через предметное познание, субъективное бытие человека и отношение человека к Богу.

Теоретико-методологические основы исследования. Основными источниками исследования являются теоретические труды Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Отто и C.JI. Франка, а также произведения авторитетных исследователей отечественной и зарубежной философии (Н.В. Мотрошилова, И.И. Евлампиев, В.И. Молчанов, Г.Е. Аляев, П. Элен, Ж. Гронден, К. Михальский и др.).

В исследовании используются следующие методы:

1. Метод философской компаративистики, поскольку исследование строится на сравнительном анализе концепций Абсолюта у Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Отто и C.JI. Франка;

2. Метод философской герменевтики, так как важнейшим в данной работе является анализ текстов трудов Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Отто и C.J1. Франка, раскрытие явных и скрытых смыслов, содержащихся в текстах авторов;

3. Диалектический метод в форме метода антиномистического монодуализма используется при анализе текстов C.JI. Франка, поскольку этот метод является определяющим в понимании текстов русского философа.

4. Метод системно-структурного анализа позволяет рассматривать творчество рассматриваемых философов целостно, особенно в случаях, когда рассматриваются несколько работ одного философа (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер). Метод позволяет раскрывать развитие идей и концепций исследуемых философов.

Научная новизна результатов исследования. Научную новизну можно определить в следующих положениях:

1. Показано, что философская феноменология не является дисциплиной, индифферентной к проблеме абсолютных начал, что возможно неклассическое феноменологическое описание Абсолюта.

2. Впервые проведен масштабный совместный анализ разных феноменологических «проектов» (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Р. Отто, C.JI. Франк) под углом зрения темы Абсолюта, абсолютных начал в феноменологии.

3. Определены сходства и различия подходов и выводов Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Р. Отто и C.JI. Франка относительно проблемы Абсолюта и абсолютных начал.

4. Показана возможность рассматривать феноменологию как своеобразную онтологическую парадигму в проблемном поле европейской философии под углом зрения проблемы поисков Абсолюта.

Положения, выносимые на защиту:

1. В соответствии с тезисом Ф. Ницше «Бог мёртв» и его интерпретацией М. Хайдеггером, метафизическое понимание Бога, как надмирной сферы идей и идеалов, отделенной от всего «мирского», утратило свою власть над европейским мышлением. Однако «метафизический» Бог умер, чтобы освободить место «феноменологическому» Богу - не отвлеченному, а «живому», практически и мистически переживаемому. Поздние работы М. Хайдеггера и C.JI. Франка свидетельствуют, что феноменологический подход возможен и в рамках религиозного сознания, и он ведет к новому пониманию Бога, Абсолюта, имеющему предпосылки в традиции мистической философии (Плотин, Экхарт, Николай Кузанский)

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Беспечанский, Юрий Васильевич, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулич Н.М. Монодуализм С.Л. Франка: Дис... канд. филос. наук. - М., 2001.- 162 с.

2. Аляев Т.Е. Гносеология С. Франка: три вида знания [Электронный ресурс] / Г.Е. Аляев. - Режим доступа:

[http.7/www.chgk.eu/MUOR/Materialy/Stat'i/Aljaev/Tri_vida_znaniq-Saratov.doc]

3. Аляев Г.Е. Декартовское cogito как онтологическое доказательство в системе абсолютного реализма С. Франка [Электронный ресурс] / Г.Е. Аляев. - Режим доступа:

[http ://www. chgk. eu/MU OR/Materialy/Stat'i/Alj aev/Dekart- S aratov.zip]

4. Аляев Г.Е. О философском методе С. Франка (феноменология не по Гуссерлю) // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). -

М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 1728.

5. Антонов K.M. Философия религии в русской метафизике XIX- начала XX века: автореф. дис. ...докт. филос. наук: - М., 2008. - 32 с.

6. Астапов С.Н. Отрицательная диалектика в философии религии C.JI. Франка // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - № 6. - С. 75-79.

7. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Бердяев H.A. Дух и реальность. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003 - С. 379-564.

8. Бердяев H.A. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев H.A. Дух и реальность. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003 - С. 25-156.

9. Беспечанский Ю.В. Влияние М. Хайдеггера на позднее философское творчество C.JI. Франка. Концепция Dasein М. Хайдеггера и ее значение для современной философской мысли // Вестник Южно-Уральского Государственного Универститета. Серия «Социально-Гуманитарные Науки».-2008.-№21 (121).-С. 122-128.

10. Беспечанский Ю.В. Образ абсолютного начала в диалогах Николая Кузанского «О неином» и «О возможности-бытии» // «Homo holistic»: человек целостный: сборник научных статей. - Челябинск, 2011. - С. 8093.

11. Беспечанский Ю.В. Отражение феноменологической традиции в философском творчестве C.J1. Франка // Вестник Южно-Уральского Государственного Универститета. Серия «Социально-Гуманитарные Науки». - 2007. - № 8 (80). - С. 93-97.

12. Беспечанский Ю.В. Представления об Абсолюте и проблема рецепции христианства в европейской философии и культуре // Вестник ЮжноУральского Государственного Университета. Серия «Социально-Гуманитарные Науки». - 2012. - № 32. - С. 151-155.

13. Беспечанский Ю.В. Специфика и взаимосвязь теологического мышления в православии, католичестве, исламе // Многоликий дискурс: монография / под общей редакцией М.А. Мылышева и В.Е. Хвощева. Россия-Мексика. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, изд-во НОЦ «КЛОН», 2012. - С. 275-289.

14. Беспечанский Ю.В. Феноменология веры в работе С.Л. Франка «С нами Бог» // Рациональность и вера. Тезисы международной научной конференции. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2009. - С. 121-122.

15. Беспечанский Ю.В. Феноменология религии в работе С.Л. Франка «Непостижимое» и ее связь с феноменологическим методом Э. Гуссерля // Вестник Южно-уральского Государственного Универститета. Серия «Социально-Гуманитарные Науки». - 2009. - № 9 (142). - С. 106-111.

16. Беспечанский Ю.В. Философская феноменология и проблема возможности универсальной гуманистической теологии // Теология и науки о религии: монография / под общей редакцией М.А. Малышева и В.Е. Хвощева; Россия - Мексика. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. - 2011. - С. 60-73.

17. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. - М.: МАИК «Наука», «Прогресс-Традиция», 1998. - 496 с.

18. Богданова, Т.А. Экзистенциальная психология [Электронный ресурс] Ч. 1 : учеб. пособие / Т. А. Богданова ; Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. Общ. психология ; ЮУрГУ. - Челябинск : Издательство ЮУрГУ , 2004. -

http://www.lib.susu.ac.ш/ftd?base:=SUSU_METHOD&key=000305344

19. Буббайер Ф. С.Л.Франк: Жизнь и творчество русского философа. 18771950 / Пер. с англ. - М.: РОССПЭН, 2001. - 328 с.

20. Буббайер Ф. Сравнительный анализ воззрений Семена Франка и Фрэнка Бухмана // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). -

М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 229-247.

21. Бурлака Д.К. Мышление и Откровение. Систематическое введение в христианскую метафизику. - 2-е изд. - СПб.: Издательство РХГА, 2011. — 448 с.

22. Визгин В.П. Семен Франк и Габриель Марсель: притяжение и отталкивание // Историко-философский ежегодник 2005 / Институт философии РАН. - М.: Наука, 2005. - С. 320-330.

23. Визгин В.П. Философия Габриэля Марселя: темы и вариации. - СПб.: Издательский дом «Mipb», 2008. - 711 с.

24. Воронков В.В. Проблема сознания в философии B.C. Соловьева, C.JI. Франка и Г.Г. Шпета (сравнительный историко-философский анализ): Дис... канд. филос. наук. -М., 2003. - 134 с.

25. Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или абсолютный реализм С.Л. Франка // Вопросы философии. - 1999. - № 5. - С. 114-150.

26. Глазков А.П. Проблема историчности у М. Хайдеггера и С.Л. Франка // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 248-257.

27. Гребешев И.В. Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX - нач. XX вв.: автореф. дис... докт. филос. наук. - М.: 2010.-35 с.

28. Гронден Ж. Поворот в мышлении Мартина Хайдеггера / Пер. с фр. А.П. Шурбелёва. - СПб.: Издательство «Русский Миръ», 2011. - 252 с.

29. Гуссерль Э. Картезианские размышления / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. -СПб.: «Наука», 2001. - 320 с.

30. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. - СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2004. - 400 с.

31. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. A.B. Михайлова. - М.: Академический проект, 2009. - 489 с.

32.Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том I. Феноменология внутреннего сознания времени. / Пер. с нем. В.И. Молчанова. - М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 164 с.

33. Даренский В.Ю. «Ты»-философия C.JI. Франка как неклассическая теодицея // Идейное наследие C.JI. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). -М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 85100.

34. Дьяконов Г.В. Диалогическая интерпретация психологии самобытия и со-бытия в онтологии C.J1. Франка [Электронный ресурс] / Г.В. Дьяконов. - Режим доступа: [http://hpsy.ru/public/хЗ438.htm]

35. Евлампиев И.И. Два полюса восприятия Николая Кузанского в русской философии (С. Франк и J1. Карсавин) // Вопросы философии, № 5, май 2010.-С. 125-138.

36. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть I. - СПб.: Алетейя, 2000. - 415 е.; Часть И. - СПб.: Алетейя, 2000. - 413 с.

37. Евлампиев И.И. Концепция сознания С.Н. Трубецкого в контексте европейской философии XX века // Вопросы философии, № 11, 2007. - С. 33^4.

38. Евлампиев И.И. Николай Кузанский, Анри Бергсон и концепция всеединства в русской философии XX века // Наследие Николая Кузанского и традиции европейского философствования: Альманах. VERB UM. Выпуск 9. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - С. 237-243.

39. Евлампиев И.И. Неклассическая метафизика или конец метафизики? Европейская философия на распутье // Вопросы философии, № 5, 2003. -С. 159-171.

40. Евлампиев И.И. Соотношение рационального и мистического познания в философии Николая Кузанского // Принцип «совпадения противоположностей» в истории европейской мысли: Альманах. VERBUM. Выпуск 13. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - С. 40-52.

41. Евлампиев И.И. Учение Николая Кузанского о Боге, мире и человеке в историко-философской перспективе // Coincidentia oppositorum: от Николая Кузанского к Николаю Бердяеву. - СПб.: Алетейя, 2010. - С. 4782.

42. Евлампиев И.И. С. Франк: феноменологический подход к человеку [Электронный ресурс] / И.И. Евлампиев. - Режим доступа: [http ://anthropology .rchgi. spb.ru/dok8 .html]

43. Жданов С.Г. Интеллектуальная интуиция в философии C.JI. Франка [Электронный ресурс] / С.Г. Жданов. - Режим доступа: [http://www.mami.ru/science/autotr2009/methodical/articles/m04/m04_12.pdf|

44. Зимянина Е.В. Философия человека в системе С.Л.Франка: Дис... канд. филос. наук. - М., 2002. - 119 с.

45. Зиновьев И.В. Проблемы русской философии диалога (историко-философский анализ): автореф. дис. ...докт. филос. наук. - Екатеринбург. 2008. - 55 с.

46. Ивлиев Ианнуарий (архимандрит). Лекции по библейскому богословию [Электронный ресурс] / архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). - Режим доступа: [http://korolev.msk.ru/books/dc/b_b2553.txt]

47. Карпенко Е.К. С.Л. Франк: философская антропология как энтелехия культуры // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). -М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 141-151.

48. Киселева Е.С. К вопросу о бытии: Хайдеггер и Франк [Электронный ресурс] / Е.С. Киселева. - Режим доступа: [http://philosophy.pbkroo.ru/node/50]

49. Коначева С.А. Бытие. Священное. Бог: Хайдеггер и философская теология XX века. - М.: РГГУ, 2010.-354 с.

50. Коначева С.А. Хайдеггер и философская теология XX века: автореф. дис. .. .докт. филос. наук: - М., 2010. - 45 с.

51. Лифинцева Т.П. Философия и теология Пауля Тиллиха: автореф. дис. .. .докт. филос: наук: - М., 2009. - 44 с.

52. Макакенко Я.А. Обоснование онто-логического метода в философии Мартина Хайдеггера: Дис... канд. филос. наук. - Екатеринбург, 2006. -130 с.

53. Мареева Е.В. С. Франк: трансформация классического понимания Бога и души // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). -М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 6984.

54. Мартин Хайдеггер: Сб. статей / Сост. Д.Ю. Дорофеев. - СПб.: РХГИ, 2004. - 576 с.

55. Масальский К.И. С.Л. Франк о трансцендентном характере субъективного бытия человеческой личности / К.П. Масальский. -Режим доступа:

rhttp://www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/Vdpu/Ist nauk/2008 15/08mkishe.pdfl

56. Метафизика: Учебное пособие / Под ред. Б.И. Липского, Б.В. Маркова, Ю.Н. Солонина. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. - 563 с.

57. Миронов В.В., Иванов A.B. Онтология и теория познания: Учебник. -М.: Гардарики, 2005. - 447 с.

58. Михальский К. Логика и время: Опыт анализа теории смысла Гуссерля. Хайдеггер и современная философия / Пер. с польского Е.Твердисловой. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). - 424 с.

59. Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). - 456 с.

60. Мотрошилова Н.В. Идеи I Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. -М.: «Феноменология-Герменевтика», 2003. - 720 с.

61. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. JI. Шестов). - М.: Республика; Культурная революция, 2007. - 477 с.

62. Мотрошилова Н.В. Николай Бердяев: философия жизни как философия духа и западная мысль XX века // Историко-философский ежегодник 2001 / Институт философии РАН. - М.: Наука, 2003. - С. 249-262.

63. Назарова O.A. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии C.JI. Франка: Дис... канд. филос. наук. -М., 2006. - 146 с.

64. Николай Кузанский. О возможности-бытии // Николай Кузанский. Сочинения в 2 т. Т. 2. - М.: «Мысль», 1979-1980. - С. 135-183.

65. Николай Кузанский. О неином // Николай Кузанский. Сочинения в 2 т. Т. 2. - М.: «Мысль», 1979-1980. - С. 183-249.

66. Николай Кузанский. Об ученом незнании // Николай Кузанский. Сочинения в 2 т. Т. 1. - М.: «Мысль», 1979-1980. - С. 49-184.

67. Никулин C.B. Система С.Л. Франка как синтез европейской и русской философской культуры // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 221-228.

68. Нечунаев В.В. Категория ничто и смысл негативности в апофатике Мейстера Экхарта: Дис... канд. филос. наук. - Новосибирск, 2005. - 148 с.

69. Оболевич Тереза. Аспекты «умудренного неведения» в философии Семена Франка // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные

мыслители»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 29-36.

70. Оплетаева О.Н. Проблема «ученого незнания» и апофатическая традиция в истории философии (от Сократа до Николая Кузанского): Дис... канд. филос. наук. - Краснодар, 2008. - 173 с.

71. Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / Пер. с нем. яз. A.M. Руткевич. - СПб.: AHO «Изд-во С.-Петерб. ун-та», 2008. - 272 с.

72. Переписка C.JI. Франка с Л. Бинсвангером [Электронный ресурс]. -Режим доступа: rhttp://anthropology.rinet.ru/old/3/bin frank.htm]

73. Пико делла Мирандола Д. Речь о достоинстве человека. Перевод Л.Брагиной / История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти тт. Т.1. Античность, Средние Века, Возрождение. - М.: Изд. Академии художеств СССР, 1962. - С 506-514.

74. Плотников Н.С. С.Л. Франк о М. Хайдеггере. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли // Вопросы философии. - 1995. - № 9. 1995. -С. 169-185.

75. Порус В.Н. С.Л. Франк: антиномии духа как основания культуры // Вопросы философии. - 2008. - № 1. - С. 51-64.

76. Потапенков A.B. Проблема человека в творческом наследии С.Л. Франка в контексте современных глобализационных процессов // Ученые записки Таврического национального университета. Серия «Философия. Социология», Том 20, № 1, 2007. - С. 125-133.

77. Прасолов М.А. Субъект и сущее в русском метафизическом персонализме: автореф. дис. ...докт. филос. наук: - СПб., 2010. - 53 с.

78. Просветов С.Ю. Понятие Абсолюта в философии всеединства: Дис... канд. филос. наук. - Краснодар, 2001. - 154 с.

79. Родин Е.В. Идея солидарности в гностицизировании С.Л. Франка [Электронный ресурс] / Е.В. Родин. - Режим доступа: [http://gnosticizm.com/articles/frank.htm]

80. Солодухин Д.В. Проблема веры-неверия-сомнения в интуитивизме C.JI. Франка // Идейное наследие C.JI. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). -М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 109-118.

81. Солодухин Д.В. Рациональные и иррациональные аспекты познания в интуитивизме С.Л.Франка: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 2001. - 167 с.

82. Стасенко С.А. Методология богопознания и антропология псевдо-Дионисия Ареопагита в свете «философии всеединства» С.Л. Франка [Электронный ресурс] / С.А. Стасенко. - Режим доступа: [http://www.iai.donetsk.ua/ u/iai/dtp/CONF/12/articles/sec4/s4al 7.html]

83. Тепин Д.В. Разработка теоретической философии всеединства С.Л.Франком: Дис. ... канд. филос. наук. - Саратов, 2007. - 119 с.

84. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Трубецкой С.Н. Сочинения. - М.: Мысль, 1994. - С. 493-592.

85. Тырбах Ю.В. Философская традиция всеединства: ренессансные (М. Фичино, Н. Кузанский) и русские (B.C. Соловьев, С.Л. Франк) концепции: Дис. ... канд. филос. наук. - Нижний Новгород, 2006. - 216 с.

86. Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Сочинения. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - С. 243-796.

87. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 992 с.

88. Франк С.Л. Русское мировоззрение. Сб. статей. - СПб.: «Наука», 1996. -744 с.

89. Франк С.Л. С нами Бог // Франк С.Л. С нами Бог. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - С. 439-744.

90. Франк С.Л. Свет во тьме. - М.: Издательство «Факториал», 1998. - 256 с.

91.Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - СПб.: «Наука», 2002. - 453 с.

92. Хайдеггер М. Введение к: «Что такое метафизика?» // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. В.В. Бибихина. -СПб.: Наука, 2007. - С. 38-51.

93. Хайдеггер М. Время и бытие // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - СПб.: Наука, 2007. - С. 541562.

94. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - СПб.: Наука, 2007. -С. 58-86.

95. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - СПб.: Наука, 2007. -С. 87-244.

96. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - СПб.: Наука, 2007. -С. 266-305.

97. Хайдеггер М. Послесловие к: «Что такое метафизика?» // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. В.В. Бибихина. -СПб.: Наука, 2007. - С. 51-57.

98. Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - СПб.: Наука, 2007. -С.245-266.

99. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мёртв» // Вопросы философии, 1990, № 7.-С. 143-176.

100. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? / Пер. с нем. Э. Сагетдинова. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского») - 320 с.

101. Халленслебен Барбара. Религиозно-философская мысль С.Л. Франка (1877-1950) в контексте работы «С нами Бог. Три размышления» // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры /

Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 37-68.

102. Черносвитова И.А. Соотношение веры и знания в русской религиозной философии начала XX века (С.Н. Булгаков, C.J1. Франк, H.A. Бердяев): Дис. ... канд. филос. наук. - Белгород, 2006. - 169 с.

103. Чернусь В.К. Проблема реальности в философии C.JI. Франка // Идейное наследие C.JI. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 101-108.

104. Черняков А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 460 с.

105. Щедрина Т.Г., Пружинин Б.И. Семен Франк и Густав Шпет: две стратегии постижения оснований культуры // Идейное наследие С.Л. Франка в контексте современной культуры / Под ред. В.Н. Поруса (Серия «Религиозные мыслители»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009. - С. 152-169.

106. Элен П. Николай Кузанский и Семен Франк // Историко-философский ежегодник 2005 / Институт философии РАН. - М.: Наука, 2005.-С. 331-357.

107. Элен П. Николай Кузанский как учитель Семена Людвиговича Франка // Наследие Николая Кузанского и традиции европейского философствования: Альманах. VERBUM. Выпуск 9. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - С. 217-236.

108. Элен П. Философия «мы» у С.Л. Франка // Вопросы философии. -2000. - № 2. - С. 57-69.

109. Bespechansky Yuri. About some Similarities in the Conceptions and Ideas of "Reality and Man" by S.L. Frank and "Cartesian Reflections" by E. Husserl // Russia and Phenomenological Tradition. Proceedings of the International Conference (September 14th—17th, 2005, St. Petersburg, Russia). -

St. Petersburg: St. Petersburg School of Religion and Philosophy, 2005. - 219 P-

110. Faith and Reason Today Fides et Ratio in a Post-modern Era; Indian Philosophical Studies, XIII, Varghese Manimala, ed. 2009. - 196 p.

111. Hanley, Catriona. Being and God in Aristotle and Heidegger: the role of method in thinking the infinite, Rowman & Littlefield Publishers, Inc. 2000. -219 p.

112. Kovacs, George. The question of God in Heidegger's phenomenology, Northwestern University Press, 1990. - 326 p.

113. McLean, George F. God and the Discovery of Man: Classical and Contemporary Approaches: Lectures in Wuhan, China; Chinese Philosophical Studies, XVIII. 2003. - 142 p.

114. McLean, George F. Plenitude and Participation: The Life of God in Man; Lectures in Chennai/Madras, India; Indian Philosophical Studies, VIII. 2004. -162 p.

115. The Human Person in Science and Theology: Issues in Science and Theology, T&T Clark Ltd. 2000. - 220 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.