Проблема гуманизма в русской педагогике второй половины ХIХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Романюк, Лариса Валерьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Романюк, Лариса Валерьевна
Введение.
Глава 1. Предпосылки развития гуманизма в воспитании и образовании в России во второй половине XIX века.
1.1. Гуманизм в воспитании и образовании к началу второй половины XIX века.
1.2. Факторы, повлиявшие на развитие гуманизма в воспитании и образовании во второй половине
XIX века.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Гуманизм в воспитании и образовании как компонент бытия российского общества второй половины XIX века.
2.1. Основные направления разработки теории гуманизма в воспитании и образовании во второй половине XIX века.
2.2. Гуманизм как ценность культурно -образовательного бытия российского общества второй половины XIX века
Выводы по второй главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Гуманистическая тенденция в отечественной педагогике и образовании второй половины XIX века2010 год, кандидат педагогических наук Дергаева, Светлана Сергеевна
Теория и практика гуманистического воспитания в отечественной педагогике: Первая половина XX века2000 год, кандидат педагогических наук Сергеева, Наталья Геннадьевна
Гуманистические тенденции образования и воспитания в России XVIII века1998 год, кандидат педагогических наук Гончаров, Михаил Анатольевич
Развитие традиций трудового воспитания в России второй половины XIX - начала XX в.2011 год, кандидат педагогических наук Боровых, Виктор Павлович
Тенденции гуманизации и демократизации образования в истории отечественной педагогики и школы конца XVIII - начала XIX вв.2004 год, кандидат педагогических наук Квашнина, Елена Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема гуманизма в русской педагогике второй половины ХIХ века»
Гуманизация педагогической науки и школьной практики в современных условиях жизни России настоятельно требует учета ценности педагогических идей и опыта прошлого, критического его осмысления, выявление всего того, что имеет непреходящее значение для развития культуры, педагогической в том числе. Проблема выявления процесса формирования гуманизма, факторов, стимулировавших или тормозивших его в конкретно-исторических условиях, становится актуальной для педагогической науки и практики. Анализ многообразия представлений о гуманизме, складывающихся в обществе позволяет уточнить содержание понятия применительно к современным условиям.
Гуманизм как широкое идейно-культурное движение получило свое оформление в XIV-XVI веках. По мере развития этого движения понятие "гуманизм" как мировоззрение постепенно наполнялось такими составляющими: равенство, справедливость, человечность между людьми, уважение к человеческому достоинству, проникнутое любовью и заботой о благе людей. Согласно указанному мировоззрению, центром всей жизнедеятельности становится человек.
Анализируя историческо-педагогическую литературу, выявлено, что в отечественной педагогической науке шло поступательное накопление знания о данном феномене. На ранних этапах фиксировались отдельные факты, описывались явления, характеризующие проявление человечности по отношению к участникам воспитательного процесса. Это был своеобразный эмпирический уровень развития, когда проявлялись лишь гуманистические тенденции.
Богатейшим источником формирования понятия гуманизма в воспитании явилась народная педагогика, которая утверждала (через фольклор, обычаи, обряды и т. п.) также педагогические идеи: взаимную любовь, участие в совместном труде, совместное разрешение жизненных ситуаций, приводящих в движение физические, душевные и духовные силы ребенка.
В современных историко-педагогических работах анализу различных аспектов гуманизма в воспитании и образовании посвящены исследования ученых (Е .В. Бондаревской, М.В. Богуславского, Г. Ф. Карпова, Г .Б. Корнетова, О.Е. Кошелевой, Д.С. Лихачева, С.В. Кулиповой, О.Д. Мукаевой и др.). В литературе представлена характеристика истоков русского гуманизма (С. А. Ан, В. А. Малинин, П. А. Соколов и др.).
Рассмотрению отдельной составляющей многомерного феномена педагогического гуманизма, в частности, рассмотрению идеи свободного воспитания, посвящен ряд научных трудов (В.В. Зайцева, Н.В. Кудрявой, М.В. Шараповой, Н.П. Юдиной и др.).
Освещение вопросов практической реализации идей гуманизма в деятельности общественных просветительных и педагогических организаций, в том числе и во второй половины XIX века, дано М. В. Михайловой.
Изучение трудов педагогов, материалов педагогической печати, архивных документов второй половины XIX века показывает, что это был период серьезного противостояния воззрений на проблемы воспитания молодого поколения.
Спектр мнений простирался от ратовавших за традиционный гуманизм православия (А. С. Хомяков), предпринимавших проверку новых теоретических концепций личной педагогической практикой (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, JI.H. Толстой и др.), до участников споров о том, как отобрать лучшие концепции гуманизма в воспитании (Д.Д. Семенов, П.Г. Редкин) и отрицавших путь реформ, требовавших преобразования в воспитании через революционные изменения в государственном устройстве (Н.Г. Чернышевский, А.Н. Добролюбов, Д.Н. Писарев и их последователи).
Многообразие направлений и конкуренция между ними явились логическим обрамлением социально - экономических отношений в России в связи с реформами 60-х годов XIX века. Обращение к понятию гуманизма с новых теоретических позиций стало и необходимым и возможным. Теоретическое осмысление эмпирического материала, истоков, логики развития гуманизма, поиск путей реализации ценности человеческих отношений в практике воспитания и образования явилось органической составной частью реформирования всей, как внутренней, так внешнеполитической жизни России второй половины XIX века. Вместе с тем указанные преобразования в области просвещения справедливо оцениваются как стремительный взлет российской культуры.
Общепризнанным является тот факт, что в послеоктябрьский период в нашей стране многообразие взглядов на проблемы русского гуманизма в теоретических исследованиях вплоть до 80-х годов XX века освещалось недостаточно. Знакомство с диссертационными работами показывает, что в основном ученые обращались к освещению сущности методов воспитания социалистического гуманизма. Но начиная с 1994 года усилилось внимание к разработке различных вопросов гуманизма как общечеловеческой ценности (Н.Д.Соколова, М.И. Мухин., JI.B. Занина, Г.С. Голошумова., Н.И. Мушенок, Н.Б. Ромаева., Г.А. Федотова и др.). Исторический аспект развития гуманизма также привлекает внимание исследователей (Г.Б. Корнетов). Однако, указанные работы, вводя в научный оборот достоверные материалы, в большинстве своем не делают акцента на раскрытие проблем гуманизма воспитания и образования во второй половине XIX века в России и путей их решения.
Такой подход к исследованиям дооктябрьской отечественной педагогики В.Т. Нанивская объясняет влиянием системы идеологизированного школьного исторического образования в советские годы, сужающего возможности объективной оценки событий прошлого. В статье "Анатомия репрессивного сознания" (93; 53) она указывает, что в ходе реформ советской школы декларировалось: "Историзм должен ограничиваться лишь самым необходимым конкретным материалом, преследуя, прежде всего, одну задачу: углубить изучаемое явление современности" (с. 53). Автор считает, что такой подход к обучению в школе насаждал "социальное высокомерие к предшествующим поколениям и эпохам, недостойным даже подробного изучения" (93; 54).
Не все идеи и концепции, выдвинутые во второй половине XIX века могут быть использованы буквально в конце XX века, однако, в соответствии с логикой развития педагогической науки и практики изучение их может открыть пути совершенствования современного образования учащихся и подготовки педагогических кадров.
Недостаточная разработанность проблемы развития гуманизма в воспитании и образовании во второй половине XIX века определила выбор темы нашего исследования. Его проблема сформулирована следующим образом: Каковы основные тенденции становления и развития гуманистической педагогики второй половины XIX века?
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - теория и практика образования второй половины XIX века.
Предмет исследования - гуманистические тенденции в теории и практике второй половины XIX века.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- проследить процесс развития гуманистических идей в России во второй половине XIX века; осветить поиски путей включения гуманизма в культурно -образовательное бытие российского общества второй половины XIX века;
- охарактеризовать деятельность педагогов по созданию целостного гуманного педагогического процесса.
Методологическую основу исследования составляют положения современной науки о диалогическом подходе к культурному наследию прошлого; аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность общества; цивилизационный подход, который позволяет рассмотреть развитие русской педагогики во взаимосвязи со всемирным историко - педагогическим процессом.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: историко - педагогический и сравнительный анализ литературных и философских источников, документальных материалов по теме исследования, а также статистический метод обработки архивных данных.
Поставленные задачи определили логику построения и методы исследования: теоретический, историко - педагогический и сравнительный анализ литературных, документальных материалов по теме исследования.
Исследование проводилось в несколько этапов :
На первом этапе ( 1992 - 1994 ) - осуществлялась подготовка эмпирической базы исследования на основе анализа философской, историко - педагогической литературы.
На втором этапе ( 1994 - 1995 ) - разработка теоретических основ исследования, выявление и обработка архивных материалов.
На третьем этапе ( 1995 - 1997 ) - была произведена обработка, обобщение и систематизация результатов исследования, их теоретическая интерпретация, апробация и оформление диссертации.
Источники исследования. Материалы Российского Государственного исторического архива (Санкт-Петербург); государственного исторического архива г. Москвы; отдела рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. С. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург; журналы и издания Министерства Народного Просвещения, освещавшие программно - методическую работу в области образования, учебная литература для учащихся учебных заведений различных ступеней, материалы периодической печати. Важным источником для характеристики проблем гуманизма в воспитании и образовании явились теоретические труды педагогов, отчеты о деятельности учебных заведений, мемуары.
Научная новизна и теоретическое значение результатов проведенного исследования состоит в следующем:
- в работе дана характеристика предпосылок развития гуманизма в воспитании и образовании во второй половине XIX века в России, выявлены позитивные и негативные факторы, влияние на разработку проблем гуманизма;
- охарактеризованы основные направления разработки теории гуманизма в воспитании и образовании во второй половине XIX века в России;
- показано, что гуманизм являлся ценностью культурно -образовательного бытия российского общества второй половины XIX века.
Практическая значимость. Содержащиеся в работе фактические материалы, теоретические положения и выводы могут найти применение в процессе чтения курсов по истории педагогики, спецкурсов, посвященных проблемам гуманизма в системе образования. Возможно использование полученных научных данных при написании учебных пособий и методических материалов.
Достоверность полученных научных результатов обеспечена соответствием методов исследования его задачам и логике, репрезентативностью источни-ковой базы, апробацией в печати, выступлениями на научно- практических конференциях, внедрением разработанных материалов в практику работы педагогических учебных заведений.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на кафедре дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена; на четвертой конференции "Роль искусства и культуры в воспитании в духе ненасилия" (С. - Петербург, 1992 г.); на пятой конференции " Идеи ненасилия в литературно - педагогическом наследии JI. Н. Толстого" ( Москва, 1993 г. ); на седьмой конференции по педагогике ненасилия "Воспитание свободной независимой личности" (С. - Петербург, 1994 г. ); на десятой региональной научно - практической конференции " Гуманистические традиции воспитания в России на ненасильственной основе"( Н. Новгород, 1996 г.); на конференции "Традиции и новации в педагогике ненасилия"( Киров, 1996 г. ); на межвузовской научной конференции "Ненасилие как условие развития творческой личности"( Елец, 1997 г. ); на юбилейных герценовских чтениях "Молодые ученые педагогической науке и практике".
Результаты исследования легли в основу разработки и проведения спецсеминара "Гуманистические тенденции русской педагогики" на факультете дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена, а также были использованы при прочтении курса лекций и проведении семинарских занятий по истории педагогики.
Основные положения, выносимые на защиту:
- несмотря на глубокие корни православного гуманизма в истории и культуре России, во второй половине XIX века в системе ее образования преобладал антигуманный стиль отношения к учащимся и учащим, который тормозил развитие не только конкретной обучающейся личности, но и отношений граждан в обществе, подчиняя большую часть населения к диктату государства, его чиновников;
- изменения социально - экономических условий накануне реформы 1861 года и в период ее проведения вовлекло прогрессивных государственных и общественных деятелей в разрешение кардинальных проблем народного образования с позиции гуманизма. Поиски путей реформирования системы образования и воспитания на основе принципа гуманизма вызвали к жизни создание оригинальных научных педагогических концепций и учебных заведений, не имевших аналогов ни в России на в зарубежных странах, и явившихся базой для развития целого ряда наук о ребенке и его развитии.
- анализ архивных материалов, а также учебной литературы второй половины XIX века позволяет нам сделать вывод о том, что русская педагогика второй половины XIX века рассматривала педагогический гуманизм как взаимосвязь и единство национального, общечеловеческого и личностного начал.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие гуманистической педагогики России: Середина XIX-XX вв.2003 год, доктор педагогических наук Ромаева, Наталья Борисовна
Проблема социализации личности в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX веков2005 год, кандидат педагогических наук Ферцер, Виктория Юрьевна
Русская народная школа в педагогическом наследии Л.Н. Толстого и С.А. Рачинского2013 год, кандидат педагогических наук Носкова, Наталья Викторовна
Гуманизация образования в общеобразовательных школах Таджикистана: Историко-педагогический аспект2004 год, кандидат педагогических наук Яхшибаева, Мукаддас Эгамбердиевна
Гуманистические идеи образования и воспитания женщин в России второй половины ХIХ - начала ХХ вв.2003 год, кандидат педагогических наук Мишина, Татьяна Николаевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Романюк, Лариса Валерьевна
Выводы по второй главе.
В середине XIX века в России сложилась ситуация, которая разрешилась в 1861 году отменой крепостного права и последовавшими за ней, так называемыми "малыми" реформами в различных областях жизни общества. Прогрессивные государственные, а также общественные деятели активно участвовали в разработке проектов повышения уровня образованности различных слоев населения. В основе большинства из них лежали идеи гуманизма, которые по-разному трактовались в зависимости от мировоззрения авторов. Выявилось несколько направлений в теоретическом и практическом решении проблем гуманизма в воспитании и образовании. Так славянофилы считали, что наиболее полезным в истинно народном воспитании: опору на самобытность русского народа, особенной чертой которого является истинная мудрость, питающаяся терпеливой любовью в духе православия, идущая от сердца и обеспечивающая единство разума, чувства и поведения человека.
Западники считали способным обеспечить действительно гуманные отношения в обществе лишь при единении русского, отставшего от развития человечества, общества с другими народами. По-настоящему научной и гуманистической явилась теория народности, разработанная К. Д. Ушинским, позволявшая каждому народу строить образование и воспитание своих детей сообразно характеру и на основе системы воспитания, созданной самим народом еще в дошкольный период его развития, благодаря наличию величайшего учителя -родного языка, питавшего непрестанно народ мудростью на протяжении жизни многих поколений. Именно поэтому он должен лежать в основе содержания образования в народной школе.
Ушинский К. Д. доказал общечеловеческую ценность идеи народности в воспитании, подчеркивая, что в опыте разных народов ее есть драгоценное наследие, принадлежащее всем народам.
К. Д. Ушинский и его последователи своими трудами, статьями, учебными книгами, методами, разработкой методических рекомендаций для педагогов, привлечением к делу образования представителей самого народа, выходили на практическое решение проблем гуманизма в воспитании молодого поколения российских граждан.
В культурно - образовательное бытие России органически вошла гуманистическая концепция общечеловеческого воспитания представителей всех сословий общества, разработка которой началась с выступлений Н. И. Пирогова. Она строилась на идеях гармонического развития всех врожденных сил народа, убежденности в том, что могущественным средством воспитания "истинных людей" с развитыми умственными способностями, свободой мысли и твердой волей, является общечеловеческое научное образование, осуществляемое с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучаемых. Обучение и нравственное воспитание Н. И. Пирогов тесно связывал с дисциплиной, категорически отрицая телесные наказания учащихся, ратуя за исправление и предупреждение проступков средствами науки, в которой, по его мнению, содержится нравственно - воспитательный элемент.
Наиболее плодотворным направлением в решении проблем гуманизма в воспитании и образовании в указанный период была разработка теории гуманного воспитания на основе научных знаний о человеческой личности. Центральной в этом направлении явилась концепция К. Д. Ушинского о психологической природе воспитания, соотношении воспитания и развития, воздействия извне и самовоспитания в целях усовершенствования самой природы человека, его души и тела. Доказательство положения о необходимости рассматривать человека как единое психофизиологическое существо явилось одновременно программой гуманистического образования в процессе которого приходят в движение все физические и духовные силы. Ушинским было обосновано гуманистическое содержание свободного труда.
Концепция К. Д. Ушинского создала предпосылки для деятельности целой плеяды педагогов - гуманистов, решавших в теории и на практике проблемы школьного образования, способного развить самосознание личности, побудить бескорыстную любовь к добру, своей Отчизне.
Важным компонентом гуманизма утверждалась подготовка педагогов к воспитанию цельной личности ребенка при признании самоценности детства.
Принципиально отличной от других концепций воспитания в духе гуманизма была теория революционных демократов, которые, утверждая в качестве цели гармоническое развитие личности, на первый план выдвигали воспитание борца за общее благо через активное участие в гражданских делах, в соответствии с осознанными высокими идеями, через революционную борьбу с самодержавием.
Теория и практика свободного воспитания, созданные JI. Н. Толстым, базировалась на идеи добра, любви к людям, всему лучшему, что есть в человеке. Его уникальная философия и этика ненасилия обосновывала принцип свободы личности и изменение жизни всего общества путем непротивления злу злом.
Целью жизни он провозглашал увеличение любви в мире, служение человечеству через самосовершенствование.
JI. Н. Толстой трактует воспитание как способствование гармонии нравственных качеств, которые он считал врожденными.
Свободу воспитанника он характеризует как свободу суждений, оценки, выбора поступков, творения добра для окружающих, право жить в мире, отсутствие принуждения в обучении, самостоятельность в познавательной деятельности в форме свободного творчества и сотворчества со взрослым наставником.
Реализация Л. Н. Толстым положений теории свободного воспитания в Яснополянской школе осуществлялась с гуманистических позиций целостности в содержании образования, применения методов и средств обучения, обеспечивающих единство его восприятия и рассудком и эмоционально.
Его понимание "духа школы" свободного воспитания включает уважение к ребенку, понимание его внутреннего мира, трудности взросления, доброжелательность в общении, доверие между педагогами и учениками, помощи им.
Практическое решение проблем гуманизма в воспитании и образовании в
России выдвинуло необходимость пересмотра практики изучения родного языка, литературы, истории, естествознания, что потребовало создание новой учебной литературы, в которой использовались ценности народной мудрости и современные научные знания о мире, человеке, закономерностях его обучения и, в первую очередь, для начальной народной школы.
Учебные книги, созданные К. Д. Ушинским, Н. Ф. Бунаковым, Л. Н. Толстым, Д. и Е. Тихомировыми, В. И. Водовозовым, Н. А. Корфом, Д. Семеновым и др. явились гуманистической ценностью в культурно - образовательном бытие России на протяжении последующих десятилетий. Об этом свидетельствует как запрещение выше названных учебников в годы реакции, так и возвращение в школы в годы нового подъема общественно -педагогического движения в 90-е годы XIX века.
Обновлению методов обучения служили "Руководства", созданные для педагогов авторами учебных книг для детей, а также различные пособия, справочники для учащихся, побуждающие к самостоятельности в обучении в классе и вне обязательных занятий.
Использование элементов игры повышало интерес детей к обучению, способствовало воспитанию гуманных взаимоотношений, умений решать свои задачи сообща и по справедливости.
В средней школе в целях гуманизации процесса обучения развивалось краеведение, имевшее важное значение для общего развития и воспитания у учащихся человечности.
Фактором гуманного отношения к учащимся явился и проведенный (в ряде учебных заведениях) пересмотр методов учета результатов обучения учащихся, замена формальной проверки отложившегося в памяти учебного материала побуждением учащихся к осмыслению изученного.
Для усиленного решения проблем гуманизма предпринимались активные меры к глубокой научной подготовке наставников с высоким уровнем гуманной нравственности, умением создать гармоничные отношения с учениками. Этому служили помимо "Руководств", теоретическая педагогическая литература, обмен опытом учителей, проведение учительских съездов.
Педагогической инновацией второй половины XIX века в России, создающей гуманистические ценности культурно - образовательного бытия общества, явилось открытие учебных заведений с целостным гуманными педагогическим процессом, в частности, школы К. И. Мая в Петербурге или педагогической системы, обеспечивающей преемственность между разными ступенями образования - от дошкольного через начальную, среднюю, высшую школу до подготовки ученых - исследователей; во взаимосвязи общественного и семейного воспитания.
О значительном позитивном результате воспитания гуманности как ценности общества во второй половине XIX века можно судить и по тому, что российские ученые - профессора университетов, разрабатывавшие такую область науки - славяноведение - выполняли гуманную миссию помощи славянским народам в развитии науки и просвещения в странах, населенных славянами.
Они помогали польским, чешским, болгарским ученым, писателям материальными средствами, литературой, стимулировали сочувствие к народам их стран. При этом считали, что благотворительность, помощь молодым людям -славянам в получении образования в российских учебных заведениях, личное участие в научных исследованиях вопросов истории, культуры славянских народов они осуществляют "во благо Отечества".
Эти идеи через посредство студентов, часто выходивших из университетов на педагогическое поприще, распространялись среди их учащихся и взрослого населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Вторая половина XIX века занимает особое место в истории российского образования: именно в этот период в стране наблюдается стремительный взлет в разработке теории и применении на практике новых гуманистических подходов в обучении и воспитании молодых граждан государства.
Традиции гуманистического воспитания, опирающиеся на заветы православия, дополняются светским содержанием в соответствии с новыми реалиями жизни, в том числе и под воздействием развития научного знания об окружающем мире, роли человека в нем.
Общечеловеческое гуманистическое воспитание было признано главными вопросами жизни не только учащихся, а всего российского общества.
Деспотизм крепостничества убивал разномыслие, поэтому с начала подготовки и проведения реформ 60-х годов XIX века в обществе выявилось большое многообразие понимания проблем гуманизации воспитания и образования. Характерным для данного времени является то, что представители различных философских течений, являясь часто противниками в общественно-политической борьбе, сближали свои позиции при обсуждении проблем необходимости гуманизма в воспитании, признавая его высшей ценностью в жизни общества.
Идеи гуманизма входили в российское образование противоречивыми путями под влиянием как позитивных, так и негативных факторов. Наибольших результатов в теоретической разработке проблем гуманизма и в практической их реализации достигали те деятели, которые опирались на опыт предшественников - деятелей российской культуры и лично работали практически в системе воспитания и образования молодежи.
Идея общедоступного, бессословного, бесплатного образования на принципе народности обсуждалась многими деятелями просвещения, а также и представителями других областей жизнедеятельности: правоведами, журналистами, писателями, медиками, военными. Начало ее реализации выразилось в широкой публикации как теоретических трудов по вопросам образования, так и в создании учебной литературы с новым содержанием, разработке Руководств для педагогов, разрешении создания школ по частной инициативе отдельных лиц.
В исследуемый период в российской педагогике была создана по-настоящему научная концепция воспитания и развития человека на основе практически всех наук о человеке (К. Д. Ушинский). К.Д. Ушинский доказал общечеловеческую ценность идеи народности в воспитании, подчеркивая, что в опыте всех народов есть драгоценное наследие, принадлежащее всем народам, всему человечеству.
В культурно - образовательное бытие России органически вошла гуманистическая концепция общечеловеческого воспитания представителей всех сословий, разработка которой была начата Н. И. Пироговым. Она строилась на идеях гармонического развития всех врожденных сил народа, убежденности в том, что могущественным средством воспитания "истинных людей" с развитыми умственными способностями, твердой волей, является общечеловеческое научное образование, осуществляемое с учетом индивидуальных, возрастных особенностей обучаемых.
Важным элементом настойчивого отстаивания гуманизма в образовании и воспитании явился протест образованного общества России против телесных наказаний учащихся розгой, которая в России применялась на протяжении многих веков в семейном и общественном воспитании, в общении не только с детьми, но и со взрослыми; ее употребление освещалось религией и было узаконено государством.
Тесное переплетение проблем жизни государства и проблем воспитания ее граждан выводило наиболее радикальных мыслителей российского общества на требования уничтожения существующего государственного устройства. Таким образом, полемика вокруг проблем гуманизма в воспитании стала во второй половине XIX века еще одним импульсом для развития революционно-демократического движения в стране.
Воплощение в практике оригинальной, скажем так, авторской теории свободного свободного воспитания JI. Н. Толстым во второй половине XIX века стало эпохальным явлением всей мировой культуры, благодаря целостности предложенного крестьянским детям содержания научного образования, доступного возрасту; практически полезного в повседневной жизни, созданию обстановки доброжелательности в отношениях детей и взрослых, сотворчеству детей, делающих первые шаги в освоении многообразного окружающего мира с гениальным мыслителем и гениальным художником. Опыт работы Яснополянской школы JI. Н. Толстого был величайшим резонатором в развитии методов гуманного воспитания детей, доказательством безгрешной талантливости представителей так называемого простонародья; своеобразным указателем параметров подготовки педагогических кадров: для становления личности ребенка небезразлично, с кем он общается в пору своего взросления. Ученики школы Ясной поляны в большинстве своем стали талантливыми, в том числе и благодаря сотворчеству с гением человечества.
Общий порыв энтузиазма освобожденного от оков крепостничества народа выразился в самоотверженности талантливых граждан России теоретически и практически создававших целостные гуманные педагогические процессы общечеловеческого воспитания в органическом единстве с подготовкой к практической трудовой деятельности (школа К. И. Мая), а также и научно - обоснованные педагогические системы воспитания и развития человека от дошкольного возраста вплоть до подготовки исследователей в науке, охватывающие общественное и семейное воспитание (П. Ф. Лесгафт).
Не будет преувеличением утверждение тезиса о том, что теоретическая разработка проблем гуманизма в воспитании и образовании и практическая их реализация во второй половине XIX века в России имела не только внутригосударственное, но и международное значение.
Устремленность к гуманизму как ценности культурно -образовательного бытия российского общества явилась важным стимулом в разработке российской профессурой науки славяноведения, оказания помощи славянским народам в освобождении от ига иноземцев, становлении наук, просвещения в этих странах, в подготовке специалистов в российских учебных заведениях.
Сочувствие, помощь славянам, по большей части бескорыстная, укрепляла в российском обществе почву для дальнейшего развития гуманизма в подготовке молодежи к самостоятельной жизни.
Таким образом, мы констатируем, что в ходе предпринятого нами диссертационного исследования цель, поставленная нами в его начале, достигнута, задачи, в основном, решены, результаты его можно считать приращением в области историко - педагогического знания.
Исследование не претендует на полноту освещения избранной темы и вместе с тем оно может служить отправной точкой для изучения других проблем образования второй половины XIX века в России.
В частности, на наш взгляд, заслуживает внимание изучение соотносимо-сти высокого уровня гуманитарного и реального образования в рамках одного, учебного заведения (типа частной школы К. И. Мая).
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Романюк, Лариса Валерьевна, 1997 год
1. Абрамов Я. В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. -Спб., 1990 г.-С. 80
2. Аксаков С. Т. Семейная хроника в воспоминаниях. Ч. II. Спб., 1886 г.
3. Ан С. А. Философские основания русской педагогической мысли к. XIX н. XX века. Дисс. кан. пед. наук. - М., 1995 г.
4. Антология педагогической мысли первой половины XIX века. // Сост. Лебедев П. А.; М., 1987 г.- С. 559.
5. Антология педагогической мысли второй половины XIX века. // Сост. Лебедев П. А.; М., 1990 г.- С. 607.
6. Афанасьев В.Ф. Культурно-просветительская, педагогическая и общественная деятельность ссыльных декабристов в Сибири. Якутск, 1989 г.-С. 85.
7. Баркова Н. Н. Проблема нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине XIX начале XX веков. Дисс. кан. пед. наук. - М., 1996 г.
8. Белинский В.Г. Подарок на Новый год. Две сказки Гофмана, для больших и маленьких детей. Детские сказки дедушки Иринея. // Собр. соч. В 9 т. Т. З.-М., 1978 г.
9. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. // Собр. соч. 9 т. Т. 8.-М., 1981г.
10. Белинский В. Г. Письма 1829 1848 гг. В. П. Боткину. // Собр. соч. в 9 т. Т. 9. -М., 1982 г.
11. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. // Собр. соч. в 9 т. Т. 6.-М., 1981г.
12. Белинский В. Г. Письма 1829 1848 гг. Ф. М. Достоевскому. // Собр. соч. в 9 т. Т. 9.-М., 1982 г.
13. Белинский В. Г. Письма 1829 1840 гг. М. А. Бакунину. // Полн. Собр. соч. в 13 т. Т. 11. -М., 1956 г.
14. Белодубровский Е. Б. Школа на Васильевском. // Аврора. JL, 1985 г.
15. Бессонов Н. Ю. И. Венелин. // Журнал МНП. Часть 221, 1882 г.
16. Бецкой И. И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества. // Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985 г.-С. 514.
17. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990 г.-С. 62.
18. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991 г.- С. 412.
19. Бильбасов В.А. Средняя школа в России 30 лет назад. Спб., 1900 г.-С. 23.
20. Бим Бад Б. М. Идеи "педагогической антропологии" в России. // Советская педагогика, 1990 г. - С. 102- 109.
21. Бине А. Современные идеи о детях. // Пер. с фр. М., 1911 г.- С. 162.
22. Богуславский М. В. Творческий поиск российских школ начал XX века. // Свободное воспитание. Вып. 2. М., 1993 г.- С. 54.
23. Брюлов С. К. Общественные идеалы в Екатерининскую эпоху. // Вестник Европы, 1876 г.
24. Ваганов Г. А. Развитие позновательных интересов и творческих способностей детей в опыте Яснополянской школы JI.H. Толстого. Дисс. кан. пед. наук. М., 1992 г.
25. Вагнер В. А. Школьные идеалы Пирогова и современная действительность. // Сб. Памяти Пирогова. Спб.,1921 г.- С. 35 - 54.
26. Васильева О. И. Профессиональное совершенствование учителя средних учебных заведений России второй половины XIX нач. XX века ; -М., 1996 г.
27. Вессель Н. X. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. // Избр. соч. М., 1959 г.- С. 320.
28. Вессель Н. X. Наша средняя общеобразовательная школа. Спб., 1903 г.-С. 68.
29. Водовозов В. И. Предметы обучения в народной школе. // Избр. пед. соч. Сост. В. С. Аранский. М., 1986 г.- С. 480.
30. Ворошилова С. В. Государственная политика России в сфере общего образования к. XIX начала XX в. Дисс. кан. пед. наук. - Саратов., 1995 г.
31. Всероссийская этнографическая выставка и славянский съезд в Москве в мае 1867 года. // Составил Н. А. Попов. М., 1867 г.
32. Герцен А. И. С того берега. // Собр. соч. в 30 т. Т. 6. М., 1955 г.
33. Герцен А. И. По поводу письма из Волыни. // Собр. соч. в 30 т. Т. 15. -М., 1958 .
34. Герцен А. И. Письмо к А. А. Герцену. // Собр. соч. в 30 т. Т. 15. М., 1955 г.
35. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. // Отв. Ред. И сост. П. В. Алексеев. М., 1995 г.- С. 448.
36. Годнев Д. Педагогические воззрения графа JI. Н. Толстого. // Русская школа, № 1,2, 1907 г.
37. Добролюбов Н. А. Когда же придет настоящий день. // Собр. соч. в 9 т. Т. 6.-М.-Л., 1961г.
38. Добролюбов Н. А. Органическое развитие человека в связи с его нравственной и умственной деятельностью. // Собр. соч. в 9 т. Т. 2 М.- Л., 1963 г.
39. Добролюбов Н. А. Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами. // Собр. соч. в 9 т. Т. 6. М. - Л., 1963 г.
40. Добролюбов Н. А. Русская цивилизация, сочиненная г м. Жеребцовым. // Собр. соч. в 9 т. Т. 3. - М. - Л., 1963 г.
41. Добролюбов Н. А. О значении авторитета в воспитании. // Собр. соч. в 9 т. Т. 1.-М.-Л., 1963 г.
42. Добролюбов Н. А. Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ. // Собр. соч. в 9 т. Т. 4. М. - Л., 1963 г.
43. Довженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. -Ростов на - Дону, 1988 г. - С. 102.
44. Егоров С. Ф. Предисловие к книге Ломоносов. // Антология гуманной педагогики. Изд. Ш. Амонашвили. М., 1996 г. - С. 206.
45. Ельницкая К. В. Русские педагоги второй половины XIX столетия. -М., 1916г.-С. 189.
46. Егина. Подготовка к школе и свободная жизнь. Спб., 1905 г.
47. Жураковский Е. Г. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978 г.-С. 160.
48. Жук И. Г. Проблема духовных потребностей личности в педагогической теории и практике JI. Н. Толстого. Дисс. кан. пед. наук. Новосо-бирск., 1971 г.
49. Записка Корнилова И. П. "О недостатках существующей у нас системы народных училищ МНП и о некоторых мерах к ее исправлению, с замечаниями министра народного просвещения Ковалевского Е. П." РГИА. Ф. 370. Он. 1. 1860 г. Д. 90.
50. Записка о новом и легчайшем способе обучения народа грамоте Ив. Ан. Ходоровского. РГИА. Ф. 970. On. 1. 1865 г. Д. 1033.
51. Записка об изменениях в системе испытаний в учебных заведениях. РГИА. Ф. 1604. On. 1. 1881 г. Д. 144.
52. Зубарев А. Е. Природа как фактор процесса воспитания в педагогическом наследии JI. Н. Толстого. Дисс. кан. пед. наук. Калуга., 1995 г
53. История педагогики. Пискунов А. И., Кларин В. М., Джуринский А. Н. Учебное пособие для педагогических университетов. Ч. 1. М.; - Кн. -жур. изд-во "Школа" 1995 г.- С. 231.
54. Калмакова JI. Н. Проблема развития творческих особенностей детей в педагогической деятельности JI. Н. Толстого. Дисс. кан. пед. наук. М. 1992 г.
55. Каптерев П. Ф. Об "общем ходе" развития детской природы. // Воспитание и обучение, № 2, 1893 г.
56. Каптерев П. Ф. История русской педагогики. 2-е изд. Пг., 1915 г.-С. 676.
57. Каптерев П. Ф. Энциклопедия семейного воспитания. Вып. I. Задачи и основы семейного воспитания. Спб., 1898 г.- С. 41.
58. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. // Избр. пед. соч.; М., 1982 г.- С. 606.
59. Каптерев П. Ф. История русской педагогики, ее главнейшие идеи, направления, деятели. Спб., 1914 г.- С. 214.
60. Каптерев П. Ф. Пирогов, как общественный деятель и педагог. Спб., 1897 г.-С. И.
61. Кеберле Н. А. Развитие идей свободного воспитания в России: (JL Н. Толстой и К. Н. Вентцель). Дисс. кан. пед. наук. М., 1996 г.
62. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России. // Полн. собр. соч. в 2 т. Т. 1. ML, 1911 г.
63. Кирдяшова М. Ф. Проблемы всеобщего обучения педагогической теории революционных демократов 60 70 гг. XIX в. Дисс. кан. пед. наук. -М., 1982 г.
64. Козлова Г. Н. Русская классическая гимназия как воспитательная система ( вторая половина XIX века). Дисс. кан. пед. наук. Н. Новгород., 1996 г.
65. Колоско JI. В. Политика правительства в области среднего образования в 60 70 гг. XIX века. Дисс. кан. пед. наук. - М., 1970 г.
66. Корнилов И. Замечания о народных училищах МНП. // Ж-л МНП, № 3, 1862 г.
67. Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., ИТП и МИО РАО, 1993 г.- С. 135.
68. Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного исто-рико педагогического процесса. - М., ИТП и МИО РАО, 1994 г.- С.265
69. Корнетов Г. Б. Мудрость народной педагогики. // Окна ТАСС МЖК, 1989 г. 11.
70. Корф Н. А. Наши педагогические вопросы. М., 1882 г.- С. 409.
71. Корф Н. А. Из пережитого. Спб., 1884 г.- С. 50.
72. Князьков С. А., Сербов Н. И. Очерки истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. М., 1910 г.- С. 25.
73. Кошелева О. Е. Душевное строение в Древней Руси. // Свободное воспитание. Вып. 1. М., 1992 г.
74. Критические исследования об истории болгар. Ю. И. Венелина. М., 1849 г.
75. Кулешова И. В. Идеи свободного воспитания в России начала XX в. и их использование в современной школе. Дисс. кан. пед. наук. М., 1995 г.
76. Куликов В. В. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск, 1988 г.- С. 22.
77. Кучигашева В.В. Становление системы лицейского образования в России первой четверти XIX века. Дисс. кан. пед. наук. М., 1996 г.
78. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание и его значение. Спб., 1900 г.-С. 247.
79. Лесгафт П. Ф. О преподавании естественных наук в средних учебных заведениях. // Русская школа, 1909 г. Сент. (Избр. пед. соч., в 2 т. - М., 1951 г.-С. 245 -270).
80. Лесгафт П. Ф. Задача антропологии и метод ее изучения. // Собр. соч. по судебной медицине. Спб., 1872 г. т. 1.
81. Литература Древней Руси: Хрестоматия. // Сост. А. А. Дмитриев; Подред. Д. С. Лихачева. М., 1990 г.- С. 116.
82. Лихачев Д. С. Заметки о русском. 2-е изд. доп. М., 1984- С. 64.
83. Лозинский Е. Вина и наказание с точки зрения педагогической психологии. //Вестник воспитания, 1911 г. 8- С. 141 173.
84. Ломоносов М. В. Проект регламента Академической гимназии. // Ломоносов. Антология гуманной педагогики. Изд. Ш. Амонашвили. М., 1996 г.-С. 145.
85. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. // Сост. Т. С. Буторина. -М., 1991 г.-С. 344.
86. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 2. М., 1984 г.
87. Магомедов Н. М. Методологические и социально педагогические основы теории и практики свободного воспитания. Дисс. кан. пед. наук. -М., 1994 г.
88. Малинин В. А. О гуманистической традиции в русской философии. // Философские науки. М., 1990 г. № 9- С. 59 - 66.
89. Марков Е. Л. "Живая душа" в школе. // "Вестник Европы" кн. 2, 1900 г.
90. Миллер Красовский Н. А. Основные законы воспитания. - Спб., 1859 г.-С. 71.
91. Молодой Чернышевский. Публикация Н. Алексеева и В. Каплинского. // "Литературное наследство" № 25 / 26, 1936 г.
92. Нанивская В. Т. Анатомия репрессивного сознания. // Вопросы философии, № 5 1990 г.
93. Наставления для управления сельскими приходами, учащимися в селениях городских крестьян. РГИА. Ф. 845. On. 1. 1863. Д. 23.
94. Неровных Н. А. Проблема воспитания активности и самостоятельности учащихся в русской педагогике второй половины XIX века. Дисс. кан. пед. наук. М., 1963 г.
95. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995 г.- С. 336.
96. Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей. // Избр. пед. соч. -М., 1959 г.-С. 255.
97. Обухов А. М. Свободное воспитание и дисциплина. М., 1910 г.
98. Общие основания устройства уездных и приходских училищ. РГИА. Ф. 845. On. 1. 1861. Д. 23.
99. Об устройстве экскурсий для учеников реальных училищ. РГИА. Ф. 733. он. 164, 1878 г., Д. 322.
100. О введении обязательного обучения грамоте малоимущих рабочих на фабриках и заводах. РГИА. Ф. 733. оп. 172, 1891 г., Д. 1274.
101. О мерах к облегчению учащимся прохождения гимназического курса. РГИА. Ф. 1604, on. 1, 1879 г., Д. 129.
102. О мерах к распространению образования среди крестьян. РГИА. Ф. 1291., оп. 36., 1861 г., Д. 100.
103. О расписании уроков в учебных заведениях. РГИА. Ф. 759., оп. 22., 1880 г., Д. 3326.
104. Ососков А. В. Вопросы истории начального образования в России. -М.,ч. 1 1974 г.
105. Острогорский А. Н. Избр. // Собр. соч. М., 1985 г.- С. 349.
106. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861 1917гг.). -М., 1982 г.- С. 208.
107. Острогорский В. П., Семенов Д. Д. Русские педагогические деятели. Пирогов, Ушинский, Корф. М., 1887 г.- С. 88.
108. Отклонение ходатайства попечителя округа Н. И. Пирогова об установлении мер наказания для учащихся гимназий и училищ за несвоевременную явку. РГИА. Ф. 733, оп. 70, 1859 г., Д. 939.
109. Относительно состояния учебных округов, хода преподавания, отношения учителей к ученикам, нарушаемого спокойствия в учебных заведениях. РГИА. Ф. 733, оп. 11, 1862 г.Д. 781.
110. Отчеты директоров и инспекторов народных училищ. РГИА. Ф. 733,on. 170., 1861 1876 гг., Д. 286 - 963.
111. Отчеты о народных училищах за 1877 1900 гг. РГИА. Ф. 733., он. 204., Д. 554 - 573.
112. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII века. // Отв. ред. Э.Э. Днепров. М., 1989 г.-С. 480.
113. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX XX вв.). // Под ред. Дунаева. - М., 1991 г.
114. Очерки русской культуры XVI века. Ч. 2. - Духовная культура. // Под ред. А.В. Арциховского. - М., 1977 г.- С. 445.
115. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины XIX века. // Под ред. Пискунова А.И. М., 1976 г.1. С. 600.
116. Панагин Г. В. Очерки по истории русской общественной мысли. Пч., 1923 г.
117. Перелыгина JI. Н. Гуманистические особенности педагогического процесса в отечественной дошкольной педагогике начала XX века. -Дисс. кан. пед. наук. М., 1996 г.
118. Пирогов Н. И. Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей? // Избр. пед. соч. М., 1985 г.- С. 496.
119. Пирогов Н. И. Образование и воспитание. // Избр. пед. соч. М., 1985 г.-С. 496.
120. Пирогов Н. И. Правила о поступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа. // Избр. пед. соч. М., 1985 г.- С. 496.
121. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. // Избр. пед. соч. М., 1985 г.- С. 496.
122. Письмо и записка к Деменову И. Д. о преподавании наук в гимназиях. РГИА. Ф. 1604., on. 1., 1861 г. Д. 57.
123. Плетнева И. Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России в XIX веке. Дисс. кан. пед. наук. М., 1996 г.
124. Погодин М. П. Письмо к Министру Народного просвещения по возвращении из путешествия по Европе в 1839 году. // Сочинения Погодина М. -М.,Т. IV., 1874 г.
125. Полуказакова Е. А. Развитие педагогических идей повышения квалификации учителей в России во второй половине XIX века. Дисс. кан. пед. наук. - М., 1996 г.
126. Попов К. В. Социально педагогический аспект гуманизации школьного образования. Дисс. кан. пед. наук.-СПб., 1991 г.
127. Правила о поступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа. Сост. Н. И. Пирогов. // "Воспитание" № 4., 1861 г.
128. Писарев Д. И. Промахи незрелой мысли. // Соч. в 4 т. М., 19 г.
129. Писарев Д. И. Погибшие и погибающие. Там же.
130. Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси: Малоисследованные проблемы и источники. М., 1983 г.- С. 121.
131. Прусс Н. М. Влияние видных русских педагогов на развитие просвещения и педагогической мысли ( к. XIX в.). Дисс. кан. пед. наук. Казань., 1979 г.
132. Пынин А. Н. Характеристики литературных мнений от 20-х до 50-х годов. Изд. 2-е. Спб., 1890 г.
133. Ромаева Н. Б. Гуманистические идеи русской педагогики с XIX начала XX в. и их реализация в современной школе. Дисс. кан. пед. наук. Дисс. кан. пед. наук. - М., 1995 г.
134. Сборник мнений МНП об учебных руководствах и пособиях, одобренных для гимназий в 1866, 1867, 1868 гг. Спб., 1869 г.
135. Семенов Д. Д. Избр. пед. соч.: изд. АПН РСФСР., 1953 г.- С. 176.
136. Семенов Д. Русская книга для первоначального чтения в связи со школой. // Историко педагогический очерк.
137. Сергеенкова В. В. Правительственная политика в области начального образования в России во второй половине XIX в. Дисс. кан. пед. наук.1. М. 1995 г.
138. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия. М., 1997 г. С. 312
139. Смирнов В. 3. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века. -//-М., 1954 г. С.
140. Созонов С. И. Судьба нашей средней школы. М., 1907 г. - С. 115.
141. Стоюнин В. Я. Заметки о русской школе. // Избр. пед. соч. М., 1991 г.-С. 368.
142. Стоюнин В. Я. О воспитании. // Избр. пед. соч. М., 1991 г.- С. 368.
143. Толстой JI. Н. Письма 1904 1908 гг. В. В. Стасову. // Поли. собр. соч. Т. 76.-М., 1992 г.
144. Толстой JI. Н. Яснополянская школа за ноябрь, декабрь месяцы. // Полн. собр. соч. Т. 76. М., 1992 г.
145. Толстой JI. Н. Юность. Экзамен истории. // Собр. соч. в 22 т. Т.1 М., 1978 г.
146. Толстой Л. Н. Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят. // Собр. соч. в 22 т. Т. 15. М., 1978 г.
147. Ушева М. И. Реализация гуманистических идей Толтого Л. Н. в современной педагогике. Дисс. кан. пед. наук. Екатеринбург ., 1993 г.
148. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. // Собр. соч. в 11 т. Т. 8. М. - Л., АПН РСФСР 1948 г.
149. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. // Пед. соч. в 6 т. Т. 5. М., 1990 г.
150. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова. // Пед. соч. в 6 т. Т. З.-М., 1990 г.
151. Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Пед. соч. в 6 т. Т. 5.-М., 1990 г.
152. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании.
153. Пед. соч. в 6 т. Т. 2. Сост. С. Ф. Егоров. М., 1988 г.- С. 466.
154. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. // Избр. пед. соч. в 2 т. Т. 1. Под ред. А. И. Пискунова. М., 1974 г.- С. 584.
155. Ушинский К. Д. Проект учительской семинарии. // Избр. пед. соч. в 2 т. Т. 2. Под ред. А. И. Пискунова. 1976 г.
156. Ушинский К. Д. Родное слово. // Пед. соч. в 6 т. Т. 2. Сост. С. Ф. Егоров. -М., 1988 г.-С. 466.
157. Ушинский К. Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. // Избр. пед. соч. в 2 т. Т. 2. Под ред. А. И. Пискунова. 1976 г.
158. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании. // Избр. пед. соч. в 2 т. Т. 2. Под ред. А. И. Пискунова. 1976 г.
159. Фальборх Г. А. Н. И. Пирогов и общественная мысль. // Памяти Пиро-гова. Спб., 1911 г.- С. 10.
160. Философский словарь. Г. Шмидт. М., 1961 г.- С. 182.
161. Хаптагаева Э. Г. Педагогическая и просветительская деятельность декабристов в Сибири. Иркутск, 1974 г,- С. 27.
162. Хомяков А. С. Об общественном воспитании в России. // О старом и новом: статьи и очерки. М., Современник, 1988 г.
163. Чернышевский Н. Г. Июльская монархия. // Полн. собр. соч. в 15 т. Т. 7. -М., 1950 г.
164. Чернышевский Н. Г. Александр Сергеевич Пушкин, его жизнь и сочинения. // Полн. собр. соч. в 15 т. Т. 3. -М., 1950 г.
165. Чернышевский Н. Г. Письма 1877 1889 гг. А. Н. и М. Н. Чернышевским. // Полн. собр. соч. в 15 т. Т. 15. -М., 1950 г.
166. Чернышевский Н. Г. Что делать? Из рассказов о новых людях. // Полн. собр. соч. в 15 т. Т. 11. -М., 1950 г.
167. Чернышевский Н. Г. Очерк научных понятий по некоторым вопросам всеобщей истории. // Полн. собр. соч. в 15 т. Т. 10. -М., 1950 г.
168. Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии.
169. Полн. собр. соч. в 15 т. Т. 7. -М., 1950 г.
170. Чернышевский Н. Г. Политика. Январь 1861 г. // Полн. собр. соч. в 15 т. Т. 8. -М., 1950 г.
171. Чернышевский Н. Г. Эстетическое отношение искусства и действительности. // Полн. собр. соч. в 15 т. Т. 2. -М., 1950 г.
172. Чернышевский Н. Г. Русский человек на rendez-vous. // Избр. пед. соч. -М., 1953 г.
173. Чехов Н. В. Типы русских школ в их историческом развитии. // М., 1923 г.-С. 148.
174. Шмидт Е. История средних учебных заведений в России. Спб., 1879г. -С. 684.
175. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Дисс. докт. пед. наук. М. 1992 г.
176. Янкович де Мириево Ф. И. Устав народных училищ в Российской империи. // Анатомия педагогической мысли России XVIII века. М., 1986 г.-С.
177. ПРОЦЕНТНОЕ OTHOHIEHIE ЧИСЛА УЧИЛИЩЪ И УЧИ
178. ОТНОШЕН1Е УЧИВШИХСЯ! НЕУЧИВШИХСЯ ДФТЕЙ ШКОЛЬНАГО1.iiiliiailiiffli111911.l»B№fiSaаг mttiaSSmsiттт1. ЯРКИЗВЗг!!!
179. J. Аржам.^и.гкал ^Ш'бмдгАш
180. T:Q.Wltitj/itW ^.//ёковс/спл TtdJferaADOtfmckax 7aMt^u<utpckii<i1. J. Л'аиужскал9Ж<купраиска, rftiijlockoecka.ii1. ЖШ<Ж£ородскал2.7hxtoacktJM1. АчУакгкал1. Щ&иа и'нска.ч1. STetpcka.tr
181. ШТГу&шскал. | Ш&/шаиёёкал-\ 67~мш<)ропа гыкал 68.7'ф'скЛн~бдИ'шр. t lucktui 70 Vtp/Yo. иорскал ЖЗримигкал ' 72. Туршаскал ffilwaubc/ieijt' Уб.Закаыш/ркаЛ 75. Са,- u ap7,-a/tp( ■/ ал. С ЖСЪсръу?арьингк.' wi^j/jv УТФерга къскал 78~ИКйо.ш некая- гг
182. Санина, штш'е '60. Gut upib г ен с'А'. ЗГ. 7'ооЬ.югкал I n-ji р.7'(К „ска.ч ГГ'ЛЛ
183. Kniici >/'/ска.ч' ЫМр7;{//а,-кал 'SjJLkymckax. 8б.Л«//рск(1.<с 'MJacJartkit~ucka.<L Ж/фалмргкал- ' 8У.О. CZ<vn. w/ti.
184. Г У Б E P Vl I И '%и ОБЛАСТИ.2 .JiatojodrAaJt
185. У/оагпродскал 4. (Ktd/t<iiif:a.4j //с'шс/лл 6' Г-. //рпге.рощрскал: 7. В. ia(lu.t<iptiti<u4~ в. /\а. и/ж.гка^. .0. А '(нчнра.не.Аад, /#« 1(жА'М($а& //.ffuMCt'.;iOjwdcforM /$.0/Atoqr%mi.fit. Ct/й ичикр.ч1. Sfacpckaji1. ФУ'ШфАая}. '.
186. Ш/мг. t((ecAa.u ' Шо/Ьнемс^'пя.1. ЮДонгкамУ'2йКур('ки.<г 2/JfenJcnc/in.4-21 Та. utfoacA а. v1. У/.Во.ш/икям26J/oga tbckn.v 27.//л ima.ecK.itit. ~2'8 '/fpftu,'otic7{((d 20. /иУгчршТгкшг ЗО.Л'кммфшюсгаа. У/. У пари j.ncfuis. 32X(-pcMC7tCU4; "
187. Ж&чтсАчгдГ "' " ЖКам'шскдл. " ~" .ЖЛ/.няр/йи/Л 37. fttt *i/n oectiad ' За. Ол tuJupckaii' 39.0/к'н<7ургг7{<{я
188. ЪО/фи.шгКнл-fyZ.Au.ie/tciciw. 43.Ди fmWcJi'a* М./умЯ/жеХугм
189. Скииргь г<>н<ск. 3/. ТоШльсЖая/
190. Лрханееме/сай 2J?a югодсАял3. У/овгооодс/ссич/4.5. Псковская/•7. В.4 адгигирсА'л* v.8. JCa.up/f.cKast
191. Лстрассане/ит,-'ЖАятская/ зТКажмкам36. (ajuipcfcusfr37. CupfutwecfoKt' '~
192. Сй1(<0ирсксич/ Ореноу/ггская/ ~~1. W//cp.TtcKs(jc- .
193. МУфилссКи^ ~4ФДиЛёг1с.%см/ "'
194. МУ'рУд/ййсК'ял-~43.'А'овенякаМ 4бЖинска&' ЯТМмгмемкал*3d. $г.гп<.ши/скаЯ' ~~ S'/jSapuioscfcajoоЗ~7С/ь.ш<Ж.а&>
195. TZTteSbuniutarniiiu ШЬшфгь ге.нс& ^Тодольскв.ч.'32УЪм.ска.г-"1. SJTA'nuceuc/SctM.8£f/ptej?fickajv'
196. СЯку/нская/ М^яи/рс^аху З^рШшТкальсксг^'1. Ш-тшлач J/bdotkii'1. Лгъти г err.y. f/ь/пи rcmctsUUMZbwmmm1. Оезъ .ooyu-^ui.
197. Уutd.u<i*cji. IUU 16 га/ис1.V.
198. ЬшИХСЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНАГО ВОЗРАСТА ВЪ ГОРОДАХЪ Р0СС1ЙСКС
199. ГО ВОЗРАСТА ВЪ ГОРОДАХЪ РОСС1ЙСКОЙ ИМПЕРШ ВЪ 1898 ГОДУ.чЦ
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.