Природа и функции культурного диалога: Социально-философские аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ван Дун Дзянь

  • Ван Дун Дзянь
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 140
Ван Дун Дзянь. Природа и функции культурного диалога: Социально-философские аспекты: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 2004. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ван Дун Дзянь

Введение.С 3

Первая

глава. Гносеологические и социокультурные основания диалогического мироотношения.С 10

1.1. Взаимодействие субъектов познания как предпосылка диалога .С-10

1.2. Объяснение и понимание в социально-философском познании .С 20

1.3. Социально-ценностная детерминация диалога культур. От истины к ценности.С 33

Вторая

глава. Диалог в символическом пространстве культуры .С 47

2.1. Диалогическая природа символического пространства культуры (культурно-генетический аспект).С 47

2.2. Время и пространство культурной памяти и диалог.С 61

2.3. Образование как диалог: опыт русской философской традиции .С 74

Третья

глава. Диалог в философских исследованиях культуры и современности.С 93

3.1. Историчность и диалогичность. Диалогическая традиция и проблема современности.С 93

3.2. Диалог культур и решение глобальных проблем современности .С 120

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Природа и функции культурного диалога: Социально-философские аспекты»

Обоснование темы исследования и ее актуальность

Актуальность обращения к исследованию природы и функций культурного диалога в социально-философском аспекте объясняется целым рядом причин, среди которых на первое место выходит вопрос о соотношении стратегий познания, ценностной ориентации и общения в пространстве современной социальной реальности. Дело в том, что вопросы познания, ценностные программы и, общение рассматриваются чаще всего в обособленных дисциплинарных зонах. Но для социальной философии важна именно тема взаимной детерминации познания, оценивания и коммуникации. В таком случае появляется продуктивная возможность понять единство и целостность социально-познавательных процедур, что может оказать положительное влияние на понимание различных по времени и содержанию культурных традиций и разработку диалогически ориентированных программ образования.

Философское осмысление природы и функций культурного диалога и особенно его новейших форм и проявлений, породивших множество морально-этических, социально-политических и религиозных проблем, становится насущной задачей не только самой науки, но и философии, поскольку данные проблемы уже сейчас приобретают глобальный характер, способный изменить основы существования человеческого общества.

Основной линией данного диссертационного исследования является стремление целостного охвата тематики диалога, причем диалогические вопросы соотнесены с темой стратегий образования и воспитания, а также с решением глобальных вопросов современности.

Состояние и степень разработанности проблемы.

В сферу исследовательских интересов проблема культурного диалога входит в связи с актуализацией междисциплинарных разработок и вопросов соотнесенности различных сфер культурного бытия и творчества. В историко-философском горизонте тему диалога в его обращенности к культуре в античности глубоко разрабатывали Сократ, стогаси, Платон, в эпоху Средневековья диалог предстал прежде всего как характеристика духовного опыта и форма постижения божественной тайны, в немецкой классической философии теме диалога как отношения идей, образов и субъектов уделяли внимание И.Кант, И:В.Ф.Шеллинг, Людвиг Фейербах. С.Киркегор рассматривал диалог как позитивную форму творческого постижения внутреннего опыта.

Настоящий ренессанс диалог переживает в XX веке, начиная с 20-х гг. М.Бубер и М.М.Бахтин разрабатывают концепции диалогического мышления, которые в 60-е гг. становятся определяющими при обращении к целостным культурным процессам, творчеству и общению. В русской социальной философии и философии культуры к диалогическому пониманию и изложению идей тяготели Н.А.Бердяев, Вл. Соловьев, В.В.Розанов, С.Л.Франк.^По многим позициям «диалогичен» русский космизм В.И.Вернадского, Н.Ф.Федорова, Л.АЛижевского. '!]{) 1Гса! С'< к-о^ч^^^.уу' ^

Гносеологические основании социальной коммуникации и диалога в соотношении с социальными и ценностными детерминантами познания даны в работах В.В.Балахонского, Г.С.Батищева, Б.А.Ерунова, АП.Мозелова. Последовательное развитие диалогических идей было дано в работах отечественных исследователей культуры С.С.Аверинцева, В.С.Библера, В.В.Бибихина, А.А.Грякалова, К.Г.Исупова, ВЛ.Махлина. ЭЛевинас и О.Розеншток-Хюсси разработали персоналистский и дискурсивный аспекты диалога. М.С.Каган конструктивно исследует идеи соотношения системного подхода, синергетики и диалога.

В пространстве современного образования диалог как метод исследован в работах АП.Валицкой, Н.В.Крыловой, И.Б.Романенко, В.И.Стрельченко. Тема «диалог и общение» продуктивно рассмотрена в работах И.И.Докучаева, А.Н. Леонтьева, Ю.М.Лотмана, Б.Д.Парыгина.

Н.В.Голик в своих работах показала значимость диалога для этических отношений в культуре. Особую продуктивность диалог имеет в исследовании тематики «Восток - Запад»: тут представлены фундаментальные исследования Н.И.Конрада, работы А.ИКобзева, В.В.Малявина, Е.А.Торчинова, Н.В.Абаева и др.

Однозначное стремление следовать за монологическим пониманием мира, к тому же, как правило, в достаточной степени идеологизированного, представляется бесперспективным. Но вряд ли плодотворно и противоположное стремление к исключительной плюралистичности; позиций. Диалог позволяет удерживать , в поле конструктивной соотнесенности и самобытности каждую культурную позицию.

Конструктивность в обращении к культурной традиции создается стремлением постоянной актуализации диалогического «образа мира», целесообразно соотнесенного с бытием: Образ мира именно вписан в мир и не существует без своего места. И философское знание в своей целостности представляет устойчивую структуру, внутренняя - противоречивая - целост- ?

I— / ность которой создают неповторимую жизненную напряженность. Философский образ как бы сводит в себе воедино отдельные позиции разных времен, задавая тем самым непрерывность процессу понимания.

Структура социума и культурной жизни может быть только непрерывно длящейся и актуально присутствующей только в постоянной соотнесенности равноправных позиций. В отношении диалога «встречаются» прошлое и настоящее, сохранение и инновации, ценностные ориентации и предпочтения поколений, научные, философские, эстетические и моральные принципы и идеалы. Речь идет не о дурной бесконечности соотнесений всего со всем: напротив, диалог дает возможность представления неклассической картины мира современности. В частности, образование может быть успешным только в случае соответствия диалогическому образу мира.

Цель и задачи исследования состоит в определении и типологизации социально-философских оснований культурного диалога и его основных функций в социокультурном пространстве.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

- осуществление критико-аналитической философской работы по определению гносеологических и ценностных оснований диалога в их соотнесенности с основными диалогическими ориентациями отечественной и зарубежной философии;

- определение пространства диалогического взаимодействия социокультурных ориентаций научного знания, социально-философской теории и образовании;

- анализ соотнесенности диалогической философии и социокультурных образов мира;

- анализ принципиальных отличий философско-культурного моноло-гизма и диалогизма;

- определение основных функций и типологических позиций культурного диалога в системах социализации, творчества и образования;

- анализ диалогической связи смысложизненных традиций с глубинной архитектоникой мифологического сознания, воздействующей на этнопсихологические и социокультурные стороны человеческого существования.

- исследование общих и особенных позиций взаимодействия основных философско-диалогических ориентаций истории современности;

- представление поля конструктивного проблемного взаимодействия между отечественной и зарубежной философско-диалогической мыслью в области социально-философского знания;

- уточнение роли диалогической философии как конструктивного усилия стабилизирующего социального действия в эпоху нестабильности и перемен;

- представление конкретных форм взаимодействия философии диалога и практики социально-педагогической практики.

Методология,, теоретические источники и концептуальная основа исследования.

В диссертации применена комплексная методология, сочетающая диалектические и диалогические принципы анализа и понимания культурной реальности. При этом применен структурно-типологического подход к изучению диалогических философских программ. Историко-генетическое понимание диалога соотнесено со структурно-функциональным анализом диалогических стратегий. Методология философской герменевтики дополняет диалогическую стратегию понимания социокультурной реальности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Диалог - это общение двух субъектов между собой, осуществляемое в единой знаковой форме, на основе объяснения и понимания, и ведущее к возникновению нового знания.

2. Атрибутом любой формы диалога выступает познавательный аспект, который, в зависимости от конкретных диалогических отношений, может выступать в качестве основы, цели или средства их реализации.

3. Важнейшим субстратным компонентом диалога выступает мнение, представляющее собой специфическое суждение, фиксирующее соотнесенность своего предмета с человеческим «Я». Гносеологической особенностью мнения является наличие определенной степени его правдоподобия, обусловленное приведенными доказательствами.

4. Элементарная структурная основа диалога складывается из взаимодействия двух субъектов. Все формы общения (разговор, беседа, спор, полемика), за исключением собственно диалога, допускают наличие неограниченного количества субъектов. В отличие от них диалог возникает и развивается между двумя субъектами, которые в ходе общения имеют возможность выдвигать неограниченное количество мнений.

5. Только диалогическое понимание реальности современной культуры дает возможность действительного понимания ее противоречивых отношений и позволяет определить конструктивные горизонты будущего развития.

Новизна исследования состоит в комплексном социально-философском рассмотрении вопроса о|5 основаниях^носеологических и ценностных основаниях диалога и анализе философско-диалогических программ современности. Диалог целостно представлен как форма организации социума, ориентированная на равноправность позиций и оптимализацию культурной среды. При этом анализ социально-философских оснований диалога представляет социокультурные связи и отношения разных уровней и предметных областей культуры. Взаимодействие знания, ценностей и образования непосредственно соотнесены с фундаментальным вопросом о диалогическом «образе мира». Такой подход к пониманию культуры дает возможность в своей целостности представить устойчивую структуру социально-культурной практики в ее диалогической соотнесенности и гуманистической проективности.

Диалогический «образ мира» представлен как единство фундаментальных параметров социального познания, ценностных ориентаций и образовательного праксиса, благодаря чему задается смысловая непрерывность процессу культурного творчества. Структура культурного диалога образования представлена и проанализирована в ее непрерывном развертывании и актуальном присутствии в сознании.

Рассмотренные в диссертации позиции культурного диалога выступает как современные стратегии жизнетворчества. В понимание культуры на всех л уровнях и во всех предметных зонах образование должен быть введен проясняющий опыт философского диалога.

Научное и практическое значение диссертации.

Результаты и материалы проведенного исследования могут быть использованы при разработке теории и практики социокультурных процессов различных уровней и ориентаций, при исследовании философского образа современности. Взаимообразное дополнение диалогического и диалектического материала способно внести новые конструктивные положения в социальную философию и понимание культурного творчества.

Кроме того, изложенные результаты диссертации могут быть использованы в учебном плане при чтении вузовских общих и специальных курсов по социальной философии, истории философии и культурологии.

Апробация исследования

Основные положения диссертации отражены в четырех публикациях по теме исследования. В виде научных сообщений материал диссертации был представлен на четырех Международных конференциях (СПб., РГПУ им. А.И.Герцена - 2002,20003,2004 г.; СПбГУ, 2002 г.), а также был изложен на теоретическом семинаре молодых ученых РГПУ им. А.И.Герцена (2004 г.).

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ван Дун Дзянь

Заключение

Актуальность обращения к исследованию природы и функций культурного диалога в социально-философском аспекте объясняется целым рядом причин, среди которых на первое место выходит вопрос о соотношении стратегий познания, ценностной ориентации и общения в пространстве современной социальной реальности. Дело в том, что вопросы познания, ценностные программы и общение рассматриваются чаще всего в обособленных дисциплинарных зонах. Но для социальной философии важна именно тема взаимной детерминации познания, оценивания и коммуникации. В таком случае появляется продуктивная возможность понять единство и целостность социально-познавательных процедур, что может оказать положительное влияние на понимание различных по времени и содержанию культурных традиций и разработку диалогически ориентированных программ образования.

Таким образом, формирование глубинных основ психики совпадает с процессом социализации, но процесс «вращивания», то есть переход функции внутрь, вызывает сложнейшее изменение всей ее структуры: социальное начинает функционировать по законам того примитивного целого, частью которого оно становится. Иными словами^ восприятие значения через жест органически переливается в индивидуальное значение, - «внешнее» и «внутреннее» культуры как бы сливаются, социальное и индивидуально-неповторимое - за-одно, и если они расходятся в дальнейшем, когда ощущение языка-жеста распадается, то воспоминание о моменте единства способно порождать индивидуальные — антропологически-центрированные - отношения к проявлениям системности языка:

Основной линией данного исследования является стремление целостного охвата тематики диалога, причем диалогические вопросы соотнесены с темой стратегий образования и воспитания, а также с решением глобальных вопросов современности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ван Дун Дзянь, 2004 год

1. Абакарова P.M. Этос этноса. Нравственно-регулятивная роль традиции в этнокультуре. - СПб., 2003.

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

3. Айер А.Д. Язык, истина и логика // Аналитическая философия: Избранные тексты. М.: МГУ, 1993. С.50-65.

4. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие. СПб., 2003.

5. Араб-Оглы Э.Н. Обозримое будущее: социальные последствия НТР. Год 2000.-М., 1986.

6. Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. -М., 1988.

7. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4-х тт. Т.4. М.: Мысль, 1984.

8. Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х тт. Т.4. М.: Мысль, 1994.

9. Асмус В.Ф. Логика. М.: Госполитиздат, 1947. - 387 с.

10. Ю.Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968.

11. П.Атали Ж. На пороге нового тысячелетия. -М., 1993.

12. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993.

13. Балахонский В.В. Объяснение истории: историко-философский, методологический и гносеологический аспекты. СПб.: РГПУ, 1997.

14. Балахонский В.В. Познавательный аспект политического диалога // Человек в мире диалога. JL, 1990. С. 264-266.

15. Батенин С.С. Человек в его истории. JL: ЛГУ, 1976. - 295 с.

16. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Человек социалистического и буржуазного общества. М., 1966.

17. Баткин JI. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969. № 9.

18. Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 5. М, 1996.

19. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

20. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

21. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1986.

22. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.

23. Бентли Дж. Образы всемирной истории в научных исследованиях XX века // Время мира. Вып. I. Новосибирск, 2000.

24. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.

25. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Республика, 1990.

26. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. Mi: Правда, 1989. - 607 с.

27. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1997.

28. Библер B.C. Школа диалога культур // Архэ. Культурологический семинар. Вып.1. Кемерово, 1993.

29. Боголюбова Е.В. Культура и общество. М., 1978.

30. Богомолов A.C. Античная философия. М.: МГУ, 1985. - 367 с.

31. Бубер М. Два образа веры. М., 1998.

32. Бубер М. Я и Ты. М., 1997.

33. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

34. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. -Новосибирск, 1990.

35. Быков Ф. С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. -М., 1966.

36. Валицкая А П. Образование в России: стратегия выбора. СПб., 1998.

37. Вахнин H.A., Вахнина E.F. Философия, образование: проблемы и противоречия // Философия XX века: школы и концепции. СПб., 2000.

38. Вебер М. Избранное. Образ общества. -М.: Юрист, 1994. 702 с.

39. Веремьев A.A. Диалектика взаимосвязи эстетического и экологического воспитания // Образ современности: этические и эстетические аспекты. СПб., 2002.

40. Виндельбанд В. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками. СПб., 1905.

41. Волков А.Н. Человеческое измерение прогресса. М., 1990.

42. Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч. : В 6. т. Т.З. М., 1983. С. 139-176.

43. Галилей Г. Пробирных дел мастер // Клайн М. Математика. Поиски истины. М:, 1988.

44. Гегель Г. Философия духа // Энциклопедия философских наук: В 3-х т. Т.З. М.: Мысль, 1977. - 471 с.

45. Гелбрейт Д. Новое индустриальное общество. М., 1969.

46. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Совершенство, 1998.

47. Голик H.B. ANGUIS IN HERBA, или Псевдоморфоз этического // Образ современности: этические и эстетические аспекты. СПб., 2002.

48. Голик Н.В. Этический текст как язык культуры // Смыслы культуры. -СПб., 1996.

49. Гончаренко Н.С. Трансформация национальных экономик в контексте процессов глобализации // Человек. Природа. Общество. (Актуальные проблемы). СПб., 2001.

50. Горан В.П. Принцип историзма и проблема интерпретации в историко-философском исследовании // Проблема интерпретации в истории науки и философии. Новосибирск: НГУ, 1985. С.20-36.

51. Горохов A.C. Диалог и диалоговые формы общения // Человек в мире диалога. Л., 1990. С. 19-21.

52. Гречаный В.В. Роль категории «ценность» в анализе языковых явлений // Роль философии в научном исследовании. Л.: ЛГУ, 1990. С. 107-119.

53. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М.: Мысль, 1982. - 188 с.

54. Грякалов A.A. Мета-физика текста и Эстезис (к проблеме культурных констант) // Смыслы культуры. СПб., 1996.

55. Грякалов A.A. Образ чудесного и константы мира // Вече. СПб., 1998. № 5. е. 246-156.

56. Грякалов A.A. Третий и философия встречи // Бахтин: PRO et CONTRA. Т.2 СПб., 2003.

57. Грякалов A.A. Эстезис и логос. Нью-Йорк: Эдвин мелен пресс, 2001.

58. Гусев С.С., Тульчинский ГЛ. Природа понимания в философии. Фило-софско-гносеологический анализ. М.: Политиздат, 1985.- 192 с.

59. Гусев С.С., Ефимов Ю.И. Академическая и университетская наука: поиск единой философско-образовательной стратегии // Философия XX века: школы и концепции. Под ред. Ю.Н. Солонина. СПб.: Изд-во СПб филос. Общества, 2000. - 534 с.

60. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.

61. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

62. Девятова C.B., Купцов В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования//Социально-политический журнал. 1995. № 6. С. 107-115.

63. Делигенский Г.Г. Конец истории или смена цивилизаций // Вопросы философии. 1991. №3.

64. Демичев В.А. Курс философии или основы общей и социальной методологической культуры. М.: Ун-т бизнеса и политики, 1994. - 112 с.

65. Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.

66. ДиановаВ.М. Постмодернистская философия искусства. СПб., 2001.

67. Докучаев И.И. Введение в историю общения. СПб.: РГПУ, 2001. -176 с.

68. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М., 1995.

69. Древнекитайская философия. Т. 1-2. М., 1972-1973.

70. Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке. М., 1977.71 .Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991. С. 76-89.

71. Евлампиев И.И. Образ человека в русской философии и культуре // Что такое человек? Основы человековедения. Кн. 1. СПб., 1996.

72. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. -СПб., 1998

73. Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2 ч. М., 1994.

74. Ерунов Б.А. Мнение и диалог в человеческом познании // Человек в мире диалога. Л., 1990. С. 15-16.

75. Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. Л.: Наука, 1981. - 192с.77.3лобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1990.

76. Ивин А.А. Основания логики оценок. М.: МГУ, 1970. - 230 с.

77. Иконников С.Н. Диалог о культуре. М., 1987.

78. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

79. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

80. Ильин А.И. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М., 1994.

81. Интымакова Л.Г., Лабунская Л.Н. Диалогичность образования как одна из предпосылок культурной идентификации личности // Онтология возможных миров в контекстах классической и неклассической рациональности. -СПб., 2001.

82. Искусство и общение. Л., 1984.

83. Истина и ценности в научном познании. -М.: ИФАН, 1991.

84. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., 1997.

85. Каган М. С. Лекции по истории эстетики. JL, 1973.

86. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.-328 с.

87. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., 1988.

88. Каган М.С. Философская природа ценности. СПб., 1997.91 .Каменский 3.А. Культурно-исторические типы или единство историко-философского процесса // Вопросы философии. 1995, № 2.

89. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: Комплект, 1993;

90. Категории и понятия культуры. М., 1985.

91. Кефели И.Ф. Судьба идеи (к вопросу о теории цивилизации Н.Я.Данилевского) // Деятели русской науки XIX-XX вв. Вып. 2. СПб, 1993.

92. Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб.: Северная звезда, 2004. - 277 с.

93. Кефели И.Ф., Луговой А.А. Из истории отечественной культурологической мысли // Социально-политический яедшал. 1996. № 4: С. 92-104.

94. Киселев А.И; Деятельность и экологическая парадигма образования и научного творчества // Экологическая культура в научных, философских и богословских интерпретациях. СПб;, 1996. С.50-52.

95. Кислов Б. А. Проблема истины в оценке //Ленинская теория отражения; Истина как гносеологическая категория. Свердловск: Ур.ГУ, 1983. С.51-60.99: Китайская философия: Энциклопедический словарь / Глав. ред. М.Л. Титаренко. М., 1994.

96. Клименкова Т.А. Типы понимания проблемы истины в западной философии // Проблема истины в современной западной философии науки. М.: АН СССР, 1987. С.34-46.

97. Кобзев А.И. Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

98. Коган JI.H. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

99. Коган JI.H. Социология культуры. Екатеринбург, 1995.

100. Койре А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной. М., 2001.

101. Колеватов В. А. Социальная память и познание. М., 1984.

102. Кондаков В.И. Введение в историю русской культуры. М., 1994.

103. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966.

104. Конрад Н.И. Избранные труды. Литература и театр. М., 1978.

105. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977.

106. Кочан JI.H. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.

107. Корольков A.A. Русская духовная философия: СПб, 1998.

108. Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

109. Культура, человек и картина мира. М., 1984.

110. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс, 1970.

111. Курикалов Ю. Христианский космизм и «русский путь» в экологии // Христианство и экология. СПб.: РХГИ. 1997.

112. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989.

113. Курганов С., Соломатин И., Осетинский В., Донская Е. Идея школы диалога культур // Школа сотрудничества. М.: Первое сентября, 2000.

114. Кушелев В.А. Организационная природа диалога // Человек в мире диалога. Л., 1990. С. 29-31.

115. Лаудан JI. Наука и ценности //Современная философия науки. М., 1996.

116. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

117. Логический словарь ДЕФОРТ. М.: Мысль, 1994. - 268 с.

118. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. № 8.

119. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

120. Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблемам искусственного разума. М., 1977.

121. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Статьи по семиотике и типологии культуры. Т. I. Таллинн, 1992. С. 194-209.

122. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.

123. Лукьянов А.Е. Лао-Цзы (философия раннего даосизма). М;, 1991;

124. Лукьянов А.Е. От родового субъекта к «совершенномудрому человеку» и «сыну правителя» // Человека как проблема: Восток Запад: - М, 1991.

125. М.М. Бахтин в зеркале критики. М., 1995.

126. Малявин В.В. Буддизм и китайская традиция (к проблеме формирования идеологического синкретизма в Китае) Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

127. Маньковская Н.Б. Париж со змеями. М., 1999.

128. Манхейм М. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.

129. Межуев В.М. О понятии культура. М., 1968.

130. Межуев В.М: Культура и история. М., 1977.

131. Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М.: Наука-Физматлит, 1997. - 191 с.

132. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. М., 1993.

133. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Разд. 8. М., 1991.

134. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы // Вопросы философии. 1995. № 1.

135. Моисеев H.H. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. 1991. № 3. с. 3-28.

136. Никитин Е.П. Объяснение функция науки. - М.: Наука, 1970. -280 с.

137. Никитин Е.П. Природа обоснования. Субстратный анализ. М.: Наука, 1981.-176 с.

138. Никифоров АЛ. От формальной логики к истории науки. Критический анализ буржуазной методологии науки. М.: Наука, 1983. - 177 с.

139. Образ современности: этические и эстетические аспекты. СПб., 2002.

140. Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

141. Панибратов В.Н. Категория «закон»: Проблемы истории и объективно-диалектического содержания. JI.: Наука, 1980. — 128 с.

142. Паули В. Физические очерки. М., 1975.

143. Пелипенко A.A., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

144. Переломов JI.C. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая.-М., 1981.

145. Перов Ю.В., Сергеев К.А. "Бытие-как-история" (Наброски к современной философии истории) // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1995. № 3.

146. Петров А. Культура и мышление. М:, 1990.

147. Печенкин A.A. Проблема симметрии объяснения и предсказания // Вопросы философии. М., 1973. № 2. С.167-174.

148. Печчеи А. Человеческие качества. -М., 1980.

149. Пешков В.М. Структура и познавательная роль научного объяснения // Проблемы теории познания, логики и методологии науки. М.: МГУ, 1974. С.95-101.

150. Пигров К.С. Социальная философия. СПб., 1999.

151. Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев, 1982.

152. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1 и 2. М., 1992.

153. Порус В.Н. Спор об истине ("научный реализм" против инструментализма) // Проблема истины в современной западной философии науки. М.: АН СССР, 1987. С.7-23.

154. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1995.—246 с.

155. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Прогресс, 1994.-265 с.160: Проблема ценности в философии. M.-JI., 1966.

156. Проблемы целостного мира // Вопросы философии, 1990. № 8.

157. Проскуряков М.Р. Дискурс власти (Очерк культуры политической речи) II Современная русская речь. Состояние и функционирование. -СПб., 2004. С. 82-106.

158. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995.-415 с.

159. Рожанский И. Д. Античный человек // Культурный переворот в древней Греции. М., 1991. С. 282-294.

160. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992.

161. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1998.

162. Романенко И: Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии. СПб.: РХГИ, 2002.168; Романенко Ю.М. К вопросу об онтологии воображаемого // Человек. Природа. Общество. (Актуальные проблемы). СПб.: СпбГУ, 2001. С. 129-137.

163. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. М.: Языки русской культуры, 1997.

164. Саймон Б. Общество и образование. М.: Прогресс, 1989.

165. Селеменов C.B., ТкаченкоА.А. Школа диалога культур: что это? // Школьные технологии. 1969. № 3.

166. Селиванов В. В. Проблема генезиса культуры и искусства // Искусство в системе культуры. JI.: Наука, 1987. С. 25-34.

167. Селиверстов В Л. Философская память и художественная форма в диалогах Платона // Человек. Природа. Общество. (Актуальные проблемы). -СПб., 2001. С. 114-127.

168. Символы, образы и стереотипы современной культуры. СПб, 2000.

169. Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 1. М.: Русский язык, 1981. -698 с.

170. Смирнов С. А. Культурный возраст человека: философское введение в психологию развития. Новосибирск, 2001.

171. Смирнов Ю.В. Критический анализ понятия истины в герменевтике // Принцип объективности и его роль в социальном познании. Калинин: КГУ, 1980. С.144-156.

172. Смыслы культуры. СПб., 1996.179; Соколов Э.В. Культура и личность. JL, 1971.

173. Солженицын А.И. Как обустроить Россию. М:, 1992.

174. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

175. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 1998.

176. Социализм: между прошлым и будущим. М., 1989.

177. Степашко JI.A. Философия и история образования. М., 1999.

178. Стрельченко В.И. К вопросу о предмете философии педагогики // Философия XX века: школы и концепции / Под ред. Ю.Н. Солонина. -СПб.: изд-во СПб. философского общества, 2000. С.349-357.

179. Торчинов Е.А. Даосизм. М., 1993.

180. Тоффлер А. Третья волна. М., 1991.

181. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. - 298 с.

182. Трубецкой НС.История.Культура.Язык.-М., 1995.

183. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.

184. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. JI., 1968.

185. Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

186. Уколова В. И. Последний римлянин. М., 1987.

187. Устюгова E.H. Стиль и культура. Опыт построения общей теории стиля. СПб., 2003.

188. Факуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

189. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1981.

190. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 839 с.

191. Флегонтова С.М. Русский персонализм и экология // Христианство и экология. СПб.: РХГИ, 1997. - 350 с.

192. Формация или цивилизация? (Материалы "круглого стола) // Вопросы философии. 1989. № 10.

193. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М., 1989.

194. Хайдеггер М: Время и бытие. М., 1993.

195. Хантингтон Н.С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1.

196. Христианство и экология. СПб.: РХГИ, 1997.204: Цземин Цзян. Выступление на саммите тысячелетия в ООН // Международная жизнь. 2000. № 10.

197. Человек в мире диалога. СПб., 1996.

198. Человек как философская проблема: Восток Запад. - М., 1991.

199. Чернавский Д.С. О генерации ценной информации // Синергетиче-ская парадигма: Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 363-381.

200. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону, 1997.

201. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

202. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга Перемен". М., 1993.

203. Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994.

204. Элиаде М. Космос и история. М., 1998

205. Эстетика бытия и эстетика текста в культурах Средневекового Востока. М., 1995.

206. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

207. Этничность. Национальные движения. Социальная практика: Сб. статей. СПб., 1995.

208. Юдин Б.Г. Объяснение и понимание в научном познании // Вопросы философии. М., 1980, № 9. С.51-61.

209. Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной пирамиды: истоки и переспективы // Вопросы философии. 1997. № 1.

210. Янков М. Материя и информация. М.: Прогресс, 1979. - 334 с.

211. Ясперс К. Будущий мировой порядок // Век XX и Мир. 1990. № 9.

212. Dewey J. Reconstruction in Philosophy. Boston, 1957.

213. Koertge N. Explanatin and its problems // British journal for the philosophy of science. Aberdeen, 1992. Vol. 43. № 1. P. 85-98.

214. Polka B. Truth and interpretation: An essay in thinking. N.Y.: St. Martin's Press, 1990. - 340 p.

215. Williams R. Keywords. A vocabulary of culture and society. N.Y., 1976.

216. Wright G.H. Explanation and Understanding. Ithaca; N.Y.: Cornell University Press, 1971. - XX, 230 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.