Природа философии и ее истолкование в витгенштейнианстве: школа Суонси тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Золотков Григорий Алексеевич

  • Золотков Григорий Алексеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 253
Золотков Григорий Алексеевич. Природа философии и ее истолкование в витгенштейнианстве: школа Суонси: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2023. 253 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Золотков Григорий Алексеевич

Введение

ГЛАВА I. ВИТГЕНШТЕЙНИАНСТВО КАК ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ

ФЕНОМЕН

1.1. История термина «витгенштейнианцы»

1.2. Витгенштейнианство как философское движение

1.3. Разграничение витгенштейнианства с идейно близкими учениями

1.3.1. Венский кружок

1.3.2. Философия обыденного языка

1.4. Обзор эволюции витгенштейнианства 55 1.4.1 Ортодоксальное витгенштейнианство (I)

1.4.2. Ортодоксальное витгенштейнианство (II)

1.4.3. Неортодоксальное витгенштейнианство

1.5. Итоги главы

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫ ФИЛОСОФИИ В РАБОТАХ

ВИТГЕНШТЕЙНА И ЕГО ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

2.1. Природа философии и философский метод

2.2. Проблема природы философии у Витгенштейна: новый метод

2.2.1. Обоснование выбора анализируемых текстов

2.2.2. «Лекции Витгенштейна в 1930-33 гг.»

2.2.3. «Голубая книга»

2.2.4. «Философские исследования»

2.2.5. «О достоверности»

2.2.6. Полифония идей в учении Витгенштейна о методе

2.3. Трактовка проблемы природы философии в ортодоксальном витгенштейнианстве

2.3.1. Философия как концептуальный анализ

2.3.2. Терапевтические интерпретации нового метода 146 2.3.3 Интерпретация нового метода как исследования форм жизни 157 2.3.4. Тайны не существует?

2.4. Итоги главы

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМА ПРИРОДЫ ФИЛОСОФИИ В ТРАКТОВКЕ

ВИТГЕНШТЕЙНИАНЦЕВ УНИВЕРСИТЕТА СУОНСИ

3.1. Философия языка Витгенштейна в интерпретации Р. Риса

3.1.1. Аргумент приватного языка: Рис как сторонник «позиции сообщества»

3.1.2. Неполнота языковых игр, единство языка и глубинная грамматика

3.2. Диалектика скепсиса и понимания у Р. Риса

3.3. Питер Уинч: философия как эпистемология, эпистемология как социальная наука

3.4. Созерцательная концепция философии Д.З. Филипса

3.4.1. Этика как исследование моральных практик в раннем творчестве

Д.З. Филипса

3.4.2. «Философия ни к чему не стремится»

3.5. Проблема реализма и априорная антропология И. Дилмана

3.6. Итоги главы

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Природа философии и ее истолкование в витгенштейнианстве: школа Суонси»

Введение

Актуальность темы данного исследования обусловлена тремя основными факторами:

Во-первых, хотя многие влиятельные философы ХХ-ХХ1 вв. подвергли критике традиционные представления о природе философии, среди них едва ли найдётся кто-то, кто в своих высказываниях был бы настолько же радикален, как Людвиг Витгенштейн. Широко известны его утверждения вроде: «Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны» (ЛФТ, § 4.003); «...философские проблемы должны совершенно исчезнуть <...> Подлинное открытие заключается в том, что, когда захочешь, обретаешь способность перестать философствовать» (ФИ, § 133), «какова твоя цель в философии? - показать мухе выход из мухоловки» (ФИ, § 309) и т.д. Подобная радикальность вызвала широкий резонанс в исследовательском сообществе и по сей день привлекает к его идеям как сторонников, так и критиков.

Во-вторых, образность и афористичность письма Витгенштейна зачастую осложняют истолкование его взглядов. Это способствовало появлению многочисленных интерпретаций его творчества, сильно отличающихся друг от друга, а в некоторых случаях и прямо противоположных. Последнее во многом справедливо для метафилософии Витгенштейна, которая вызвала значительные расхождения даже среди преданных последователей мыслителя. Наиболее серьёзным подобным расхождением можно назвать вопрос о той цели, которую преследует т.н. «новый метод» - открытый мыслителем в начале 1930-х гг. способ философствования, к разработке которого свелись его поздние размышления о природе философии1. Так, вполне недвусмысленно указав на то, что данный метод не служит построению философских теорий, мыслитель дал лишь обтекаемые формулировки его предназначения. Витгенштейнианцы выделили

1 Подробнее об отождествлении проблемы природы философии и вопроса о правильном методе философствования в творчестве Витгенштейна и его последователей речь пойдёт в § 2.1.

несколько основных вариантов ответа на этот вопрос: концептуальное прояснение языка (§ 2.3.1.), терапия философских проблем (§ 2.3.2.), исследование форм жизни (§ 2.3.3.). Причём, по-разному расставляя акценты в учении Витгенштейна о методе, каждый из этих ответов придаёт своё звучание всему творчеству мыслителя.

В-третьих, школа Суонси, или витгенштейнианцы университета Суонси (Р. Рис, П. Уинч, Д.З. Филипс, И. Дилман и др.), предлагает наименее радикальную интерпретацию нового метода Витгенштейна, истолковывая философию как способ прояснения природы реальности, а философскую проблематику - как восходящую к вопросам возможности дискурса и интеллигибельности языка. Это позволяет данной группе представить метод не как отрицание традиционных философских учений, но как способ их переосмысления.

Указанные факторы ставят перед настоящим исследованием ряд актуальных историко-философских вопросов. В чём заключается привлекательность взглядов Витгенштейна на природу философии? Кого из числа последователей мыслителя следует считать витгенштейнианцами? Образуют ли они некое движение? Какие именно интерпретации нового метода были предложены последователями Витгенштейна? В чём сильные и слабые стороны этих интерпретаций? Что позволило представителям школы Суонси отклониться от радикального ревизионизма мыслителя при рассмотрении природы философии? Предложили ли они удовлетворительное решение данной проблемы?

Степень изученности

На сегодняшний день истолкование природы философии в витгенштейнианстве исследовано мало. При этом достаточно подробно рассмотрен ряд родственных вопросов. Так, большой интерес представляет

дискуссия, вызванная публикацией сборника «Новый Витгенштейн» (2000)1. Ожесточённую полемику спровоцировала представленная в данной работе критика т.н. «стандартной интерпретации» - убеждения, сложившегося в 1950-х гг. и к началу 2000-х гг. ставшего доминирующим, согласно которому раннее и позднее творчество Витгенштейна характеризуются двумя разными методами философствования, каждый из которых является производным от разных теорий значения мыслителя. Редакторы сборника и часть его авторов отвергли эту точку зрения, высказав противоположную идею: на протяжении всей жизни у Витгенштейна был один-единственный метод, который не основывался на какой-либо теории, более того, целью этого метода было выявление в основании философских теорий (в том числе и теорий значения) языковых путаниц. Открытое противопоставление друг другу этих интерпретаций буквально поляризовало исследовательское сообщество и в последующие два десятилетия привело к публикации ряда работ2. Дискуссия имела настолько широкий резонанс, что даже сегодня исследователи, обращающиеся к теме метода Витгенштейна, стремятся как-то обозначить свою позицию в отношении данного спора.

Несмотря на то, что сборник «Новый Витгенштейн» охватывает оба творческих периода мыслителя, вызванная им дискуссия сосредоточилась преимущественно на методе раннего творчества, а конкретнее - на истолковании утверждения Витгенштейна о том, что предложения, высказанные им в «Логико-философском трактате», бессмысленны (ЛФТ, § 6.54). В связи с этим позднее творчество философа в дискуссии практически не обсуждалось. Составить представление о разногласиях в этой сфере позволяет сборник «Витгенштейн за

1 The New Wittgenstein / Ed. by A. Crary, R. Read. London: Routledge, 2000; Обзор дискуссии см.: Bronzo S. The Resolute Reading and Its Critics. An Introduction to the Literature // WittgensteinStudien. 2012. Vol. 3. No. 1. P. 45-80.

2 Напр.: ProopsI. The New Wittgenstein: A Critique // European Journal of Philosophy. 2001. Vol. 9. No. 3. P. 375-404; Mounce H.O. Critical notice of The New Wittgenstein // Philosophical Investigations. 2001. Vol. 24. No. 2. P. 185-192; Hacker P.M.S. Wittgenstein, Carnap and the New American Wittgensteinians // The Philosophical Quarterly. 2003. Vol. 53. No. 210. P. 1-23; Beyond the Tractatus Wars: The New Wittgenstein Debate / Ed. by R. Read, M.A. Lavery. New York: Routledge. 2011.

работой: метод в "Философских исследованиях"»1 (2004). В его составлении приняли участие как сторонники «стандартной» интерпретации (П.М.С. Хакер, Г.-И. Глок и др.), так и её противники (К. Даймонд, С. Малхол и др.). В том же году вышел сборник «Витгенштейн и скептицизм»2 (2004), предложивший иную оптику исследования метода мыслителя: в нём Витгенштейнова концепция природы философии была представлена в свете взглядов мыслителя на скептицизм и способы борьбы с ним. Сборник интересен тем, что в нём собраны работы авторов, придерживающихся довольно непохожих взглядов (К. Райт, Дж. Конант, И. Дилман, С. Кэйвл и др.).

Отголоски дискуссии вокруг «Нового Витгенштейна» можно найти и в индивидуальных монографиях. Прежде всего это вышедшая посмертно книга Г. Бейкера «Метод Витгенштейна»3 (2004), в которой приводится, вероятно, наиболее развёрнутая критика «стандартной интерпретации». С иной позиции выступил П. Хорвич в монографии «Метафилософия Витгенштейна»4 (2012). Так, с одной стороны, он раскритиковал «стандартную интерпретацию», утверждая, что в основе всей философии мыслителя (в том числе его языковых концепций) лежит особый подход к исследованию. С другой, он выступил против интерпретации новых витгенштейнианцев, полагая, что метод мыслителя может быть сформулирован в виде непротиворечивой философской теории. С. Малхол в своей работе «Большая загадка: Витгенштейн и бессмыслица»5 (2015) высказался против «стандартной» интерпретации. Принимая сторону новых витгенштейнианцев, он показал, почему утверждение о бессмысленности религиозных высказываний не умаляет ни абсолютной ценности этих высказываний, ни их содержательности для философского исследования. Интересную точку зрения в контексте дискуссии о методе занял О. Куусела.

1 Wittgenstein at Work: Method in the Philosophical Investigations / Ed. by E. Ammereller, E. Fischer. London: Routledge, 2004.

2 Wittgenstein and Scepticism / Ed. by D. McManus. London: Routledge, 2004.

3 Baker G.P. Wittgenstein's Method. Neglected Aspects / Ed. by K. Morris. Oxford: Blackwell, 2004.

4 Horwich P. Wittgenstein's Metaphilosophy, Oxford: Oxford University Press, 2012.

5 Mulhall S. The Great Riddle: Wittgenstein and Nonsense, Theology and Philosophy. Oxford: Oxford University Press, 2015.

В своей работе «Витгенштейн о логике как методе философии»1 (2019) он утверждает, что хотя в творчестве мыслителя был только один метод, в основе этого метода лежит постепенно расширяемая им программа логического прояснения языка Г. Фреге и Б. Рассела.

Помимо дискуссий вокруг истолкования метода Витгенштейна интерес для настоящего исследования представляют работы, посвящённые процессу рецепции философии мыслителя. Так, здесь можно выделить три группы.

Во-первых, это труды, посвящённые критическому анализу взглядов последователей Витгенштейна. Здесь можно назвать книги С. Малхола «Кэйвл: философия, рассказывающая об обыденном» (1994) и Р. Вайзман «Пособие Рутледж по "Интенции" Энском» 2 (1996), а также ряд сборников: «Философия и жизнь: Сборник эссе о Джоне Уиздоме» (1984), «Философия Георга Хенрика фон Вригта» (1989), «Витгенштейн и его интерпретаторы: Сборник работ памяти Гордона Бейкера» (2007) и др.3. Хотя в данных работах взгляды того или иного последователя Витгенштейна разбираются в целом, тема природы философии, как правило, входит в круг рассматриваемых предметов.

Во-вторых, это исследования, реконструирующие историю рецепции идей Витгенштейна. Вероятно, первой подобной работой стала статья Г.Х. фон Вригта «Аналитическая философия: историко-критический обзор»4, в которой идеи Витгенштейна рассматриваются в контексте истории аналитической философии.

1 Kuusela O. Wittgenstein on Logic as the Method of Philosophy: Re-examining the Roots and Development of Analytic Philosophy. Oxford: Oxford University Press, 2019.

2MulhallS. Stanley Cavell: Philosophy's Recounting of the Ordinary. New York: Oxford University Press, 1994; Wiseman R. Routledge Philosophy Guidebook to Anscombe's Intention. London: Routledge, 2016.

3 Philosophy and Life: Essays on John Wisdom / Ed. by I. Dilman. Boston: Maninus Nijhoff Publishers, 1984; The Philosophy of Georg Henrik von Wright / Ed. by P.A. Schilpp, L.E. Hahn. La Salle, Ill: Open Court, 1989; Wittgenstein and His Interpreters: Essays in Memory of Gordon Baker / Ed. by G. Kahane, E. Kanterian, O. Kuusela. Oxford: Blackwell, 2007; Wittgenstein and the Moral Life: Essays in Honor of Cora Diamond / Ed. by A. Crary. London: MIT Press, 2007; Friedrich Waismann: The Open Texture of Analytic Philosophy / Ed. by D. Makovec, S. Shapiro. New York: Palgrave-Macmillan, 2019.

4 Вригт Г.Х. фон Аналитическая философия: историко-критический обзор / Пер. с англ. Л.Б. Макеевой // Кантовский сборник. 2013. T. 1. № 43. С. 78-89; Вригт Г.Х. фон Аналитическая философия: историко-критический обзор / Пер. с англ. Л.Б. Макеевой // Кантовский сборник. 2013. T. 2. № 44. С. 69-82.

Эта работа вдохновила П.М.С. Хакера на исследование процесса рецепции идей мыслителя, результатом которого стала монография «Место Витгенштейна в аналитической философии ХХ века»1 (1996), в которой он подробно разбирает влияние идей Витгенштейна на аналитическую философию минувшего столетия. Его работа является главным на сегодняшний день источником сведений о центрах витгенштейнианской мысли, истории их возникновения и позициях отдельных исследователей. Несколько иначе задачу рассмотрения рецепции в своей работе «(Чрезмерно) интерпретируя Витгенштейна»2 (2003) поставила А. Белецкая. Она сделала акцент на существующих подходах к изложению взглядов мыслителя, предложив их тематическую классификацию, а также поставив вопрос о том, не является ли существующий уровень внимания к философии Витгенштейна аномальным.

Чуть менее информативными в контексте изучения творчества последователей мыслителя являются сборник «Витгенштейн после его "Наследия"»3 (2010), в котором рассматривается вопрос о влиянии публикации архива рукописей Витгенштейна4 на процесс изучения его мысли, а также небольшая монография Э. Эрбахера «Наследники и издатели Витгенштейна»5 (2020), в которой на основании переписки трёх душеприказчиков Витгенштейна -Г.Э.М. Энском, Г.Х. фон Вригта и Р. Риса - исследуется процесс подготовки к изданию ряда поздних работ мыслителя.

Также отдельные нюансы рецепции идей Витгенштейна раскрывают посвящённые ему биографические работы6, в которых содержится, например, список учеников мыслителя, описание его кембриджских лекций, на которых он практиковал свой новый метод, описание непростых взаимоотношений

1 Hacker P.M.S. Wittgenstein's Place in Twentieth-Century Analytic Philosophy. Oxford: Blackwell, 1996.

2 Biletzki A. (Over) Interpreting Wittgenstein. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2003.

3 Wittgenstein after His Nachlass / Ed. by N. Venturinha. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2010.

4 WittgensteinL. Wittgenstein's Nachlass: Text and Facsimile Version. The Bergen Electronic Edition. Oxford: Oxford University Press, 2000. CD-ROM.

5 Erbacher C. Wittgenstein's Heirs and Editors. Cambridge: Cambridge University Press, 2020.

6 Кантерян Э. Людвиг Витгенштейн / Пер. с англ. М. Шер. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. С. 130-195; Монк Р. Людвиг Витгенштейн. Долг гения / Пер. с англ. А. Васильевой. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018. С. 408-436.

мыслителя с философией и пр. К этим работам можно отнести переписку и воспоминания о Витгенштейне1.

В-третьих, это работы по философии школы Суонси. Ей были посвящены коллективная монография «Смысл и реальность: эссе из Суонси»2 и специальный выпуск журнала «Философские исследования»3. Впрочем, в этих работах содержится лишь обзор наиболее заметных идей группы. Степень общности идей школы и трактовка природы философии специально в них не рассматриваются.

История и идеи витгенштейнианства получили отражение также и в отечественной литературе. Так, в своей работе «Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейнианства»4 к феномену витгенштейнианства обратился известный историк аналитической философии А.Ф. Грязнов. Следует отметить, что он одним из первых в мире рассмотрел творчество последователей мыслителя как содержательную историко-философскую проблему. Значительно дополнить книгу Грязнова, подробнее познакомив читателя с составом и взглядами витгенштейнианства позволяет монография В.А. Ладова «Иллюзия значения: проблема следования правилу в аналитической философии»5. В ней рассмотрена наиболее важная витгенштейнианская дискуссия, в которую оказался вовлечен широкий круг представителей движения. В ином ключе тему последователей Витгенштейна развивает А.Ю. Рахманин, ряд статей которого посвящен взглядам витгенштейнианцев в области философии религии6. Следует

1 Portraits of Wittgenstein: in 4 vols. Vol. 2-3 / Ed. by F.A. Flowers. Thoemmes Press, 1999; Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель / Под ред. В.П. Руднева. М.: Прогресс-Культура, 1993.

2 Sense and Reality: Essays out of Swansea / Ed. by J. Edelman. Frankfurt: Ontos, 2009.

3 Philosophical Investigations. 2012. Vol. 35. No. 3-4.

4 Грязнов А.Ф. Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейнианства. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

5 Ладов В.А. Иллюзия значения: проблема следования правилу в аналитической философии. Томск: Изд-во Томского университета, 2008. В 2023 работа была переиздана, см.: Ладов В.А. Иллюзия значения: Проблема следования правилу в аналитической философии. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023.

6 См.: Рахманин А.Ю. Логика и религия в философии языка Джона Уиздома // Вестник РХГА. 2019. Т. 20. № 4. С. 33-46; Рахманин А.Ю. Норман Малкольм об онтологическом аргументе: философский анализ, обыденный язык и здравый смысл // Эпистемология и философия науки. 2018. Vol. 55. № 4. P. 114-128; Рахманин А.Ю. Анализ онтологического аргумента как опыт метафилософии (Н. Малкольм и М. Лазеровитц) // Вестник РХГА. 2021. Т. 22. №2. P. 54-63; Рахманин А.Ю. Рассел как метафизик: ученики Витгенштейна о его учителе // Вестник РХГА.

отметить, что часть этих статей раскрывает взгляды школы Суонси1. Идеи некоторых витгенштейнианцев были рассмотрены в работах М.С. Козловой2, В.В. Оглезнева и В.А. Суровцева3, К.А. Родина4, О.В. Артемьевой5, А.С. Мишуры6.

Кроме того, стоит отметить реконструкцию метафилософии самого Витгенштейна, проведённую отечественными исследователями. Работы М.С. Козловой7, А.Ф. Грязнова8, З.А. Сокулер9, В.А. Суровцева10, С.В. Данько11,

2020. Т. 21. № 3. С. 78-86; Рахманин А.Ю. Автономия религии и религиозный плюрализм в лингвистической философии и феноменологическом религиоведении // Философия религии: аналитические исследования. 2020. Т. 4. № 1. P. 90-103.

1 См.: Рахманин А.Ю. «Религия» в философии обыденного языка: несколько наблюдений // Вестник РХГА. 2018. Т. 19. № 4. С. 26-36; Рахманин А.Ю. «Грамматика» понимания, «Грамматика» рациональности: П. Уинч и А. Макинтайр об антропологии Э. Эванс-Притчарда // Религиоведческие исследования. 2018. Т. 2. № 18. P. 112-137.

2 Козлова М.С. Джон Уиздом. Концепция философских парадоксов // История философии. 1997. № 1. С. 111-120.

3 Оглезнев В.В., Суровцев В.А. Фридрих Вайсман о многоуровневой структуре языка и проблемах редукционизма // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 4. С. 207-208.

4 Родин К.А. Проблема следования правилу и место Л. Витгенштейна в социологических исследованиях: возвращение к Питеру Уинчу // Эпистемология и философия науки. 2020. T. 57. № 3. С. 23-33.

5 Артемьева О.В. У истоков современной этики добродетели // Этическая мысль. 2005. № 6. С. 163-181.

6 Мишура А. Понятие намерения в философии действия Элизабет Энском // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. No. 2. С. 87-114.

7 Козлова М.С. Философия и язык (Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX века). М.: Мысль, 1972. С. 200-237; также см.: Козлова М.С. Философия как деятельность. Мысли Л. Витгенштейна // Аналитическая философия. Сборник обзоров. № 3. М.: ИНИОН, 1991. С. 110-126; Козлова М.С. Л. Витгенштейн: особый подход к философии (к проблеме бессмысленности философских фраз) // Вопросы философии. 1998. № 5. С. 42-48; Козлова М.С. Был ли Л. Витгенштейн логическим позитивистом? (К пониманию природы философии) // История философии. 2000. № 5. С. 3-34; Козлова М.С. Витгенштейн: новый образ философии // Вопросы философии. 2001. № 8. С. 25-32.

8 ГрязновА.Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. М., 1985. С. 96-102.

9 Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии ХХ века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. С. 101-120, 135-146; интерес в этом отношении также представляет другая её работа: Сокулер З.А. Проблема обоснования знания: Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера. М.: Наука, 1988.

10 Суровцев В.А. «Важная бессмыслица»: Ф.П. Рамсей и практическая философия Л. Витгенштейна // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. № 2. С. 310-324.

11 Данько С.В. Отменил ли Витгенштейн философию? (Лабиринт ненаписанной части Логико-философского трактата) // Vox. Философский журнал. 2013. № 15. С. 1-38.

К.А. Родина1 и др. знакомят отечественного читателя с кругом обсуждаемых мыслителем проблем и его терминологическим аппаратом. В этом отношении следует отметить книгу С.В. Никоненко2, в которой был проведён подробный критический анализ отечественных витгенштейноведческих работ.

Объектом диссертационного исследования является рецепция учения Л. Витгенштейна его последователями.

Предметом исследования являются истолкование природы философии представителями школы Суонси и другими «ортодоксальными» витгенштейнианцами, т.е. наиболее влиятельной частью последователей Витгенштейна, чьи идеи задали основные направления осмысления взглядов мыслителя.

Цель данного исследования - теоретическая реконструкция и критический анализ взглядов представителей школы Суонси на природу философии в контексте идей ортодоксального витгенштейнианства. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Во-первых, необходимо дать историко-философскую характеристику современного витгенштейнианства, очертить его хронологические рамки, определить его ведущих представителей и указать его основные институциональные формы.

Во-вторых, в рамках данного движения провести различие между «ортодоксальными» и «неортодоксальными» витгенштейнианцами на основании того, какое значение их исследования имеют для дальнейшего развития взглядов Витгенштейна на природу философии и каким влиянием пользуются, и обозначить круг представителей ортодоксального витгенштейнианства.

В-третьих, выявить в учении позднего Витгенштейна о природе философии те положения, которые привлекли наибольшее внимание его последователей и составили основу их дальнейших исследований в этой области.

1 Родин К.А. Устройство философской головоломки по Витгенштейну (кембриджские лекции по основаниям математики) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 40. С. 200-205.

2 Никоненко С.В. Витгенштейн и лингвистическая философия в контексте отечественной мысли. СПб.: Изд-во РХГА, 2018.

В-четвертых, определить и охарактеризовать основные стратегии интерпретации ортодоксальными витгенштейнианцами данных положений учения позднего Витгенштейна о природе философии, отметив пункты наибольших расхождений в их интерпретациях.

В-пятых, представить взгляды суонсийцев на природу философии как одно из направлений ортодоксального витгенштейнианства, опирающегося в своей интерпретации на понятие формы жизни, реконструировать процесс развития этих взглядов, выявив в них определенную преемственность и общность, и на этой основе сформулировать то общее, что отличает предложенную суонсийцами интерпретацию учения Витгенштейна о природе философии.

В-шестых, дать историко-философскую оценку роли и значения взглядов представителей школы Суонси на природу философии.

Теоретико-методологическая основа работы

Основной метод данной работы - историко-философская реконструкция. С его помощью витгенштейнианство представлено как философское движение, прослежен процесс возникновения метафилософских расхождений между ортодоксами, реконструировано становление взглядов представителей школы Суонси.

Для решения более конкретных задач нами привлекаются иные методы. Концептуальный анализ - для прояснения термина «витгенштейнианство», а также рассмотрения понятийного аппарата философии Витгенштейна и его последователей. Сравнительный анализ - для разграничения витгенштейнианства и близких ему течений, выделения и описания его метафилософской программы в контексте аналитической традиции, а также для сопоставления течений внутри самого витгенштейнианского движения. Метод рациональной реконструкции -для историко-философской характеристики витгенштейнианства и определения его места в современной аналитической философии, для формулировки основных истолкований нового метода Витгенштейна, и ответа суонсийцев на вопрос «что такое философия?».

Научная новизна

Представленная работа - одно из первых исследований, посвящённых теме метафилософии в витгенштейнианстве. Как было отмечено выше, отечественные и западные исследователи занимались углубленным изучением ряда близких по содержанию тем, однако сама рецепция учения Витгенштейна о природе философии ранее не рассматривалась. С этим связан ряд моментов, которые могут претендовать на научную новизну:

1. Несмотря на то, что в литературе витгенштейнианство часто упоминается как движение, его границы и структура, по сути, не были предметом внимательного исследования. В данной работе мы пытаемся установить их, а также выявить основные особенности этого движения.

2. В работе предпринята попытка взглянуть на полемику витгенштейнианцев о философском методе не как на споры об аутентичном истолковании Витгенштейна, но как на концептуальную основу для продуктивного осмысления природы философии.

3. Впервые в отечественной литературе рассматривается история становления и развития современного витгенштейнианского движения; сопоставляются взгляды витгенштейнианцев на природу философии; раскрывается специфика интерпретации взглядов позднего Витгенштейна на природу философии, предложенной представителями школы Суонси.

4. Многие из использованных в данной работе источников ещё не были переведены на русский язык, и данная работа впервые вводит их в научный оборот отечественной философии.

Положения, выносимые на защиту

1. Витгенштейнианство может быть определено как философское движение, представители которого разделяют не просто некоторые взгляды Витгенштейна, а прежде всего его взгляды на природу философии.

2. Работы последователей Витгенштейна, истолковывающие природу философии, следует оценивать не только как интерпретации концепций мыслителя, но также как оригинальные учения, претендующие на творческое развитие данной темы.

3. Следует разграничить ортодоксальную и неортодоксальную части витгенштейнианства. В качестве ключевого различия между ними предлагается считать стремление ортодоксов сохранить и творчески развить антидогматический мотив философии Витгенштейна, что в конечном счете и определило основные направления ее рецепции.

4. Источником расхождений в интерпретации учения Витгенштейна внутри ортодоксального витгенштейнианства во многом служит неоднозначность взглядов самого мыслителя на природу философии, возникшая в силу его непрерывного поиска ответа на вопрос, как следует философствовать. Поскольку у Витгенштейна, как будет показано, размышления о природе философии вылились главным образом в стремление сформулировать новый метод философствования и поскольку в разных местах он по-разному характеризует цель данного метода, последний может пониматься как: а) прояснение языка; б) терапия философских проблем; в) исследование форм жизни. Это нашло отражение в трёх линиях интерпретации метода: в его трактовках как концептуального анализа (П.М.С. Хакер, Н. Малкольм, Ф. Вайсман, Г.Х. фон Вригт, Г.Э.М. Энском), в его психоаналитических интерпретациях (Г. Бейкер, Дж. Уиздом, М. Лазеровиц); а также в его трактовках как исследования форм жизни (С. Кэйвл, К. Даймонд, Дж. Конат, а также школа Суонси).

5. В отличие от многих ортодоксальных витгенштейнианцев, склонных оставлять в стороне вопрос о наличии рациональных оснований у философских проблем, Р. Рис, П. Уинч, Д.З. Филипс и И. Дилман предложили в этом плане более конструктивное истолкование идей Л. Витгенштейна. Ими были выдвинуты концепции философии: а) которые не только не содержат тезиса о бессмысленности философских проблем, но в которых предлагается истолкование

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Золотков Григорий Алексеевич, 2023 год

Список литературы

1. Айер А.Дж. Язык, истина и логика / Пер. с англ. В.А. Суровцева, Н.А. Тарабанова. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. 240 с.

2. Аналитическая философия: Избранные тексты / Пер. с англ., нем. коллектив авторов, сост. А.Ф. Грязнов. М.: Изд-во МГУ, 1993. 191 с.

3. Аналитическая философия: Становление и развитие. Антология / Пер. с англ. И.В. Борисова, А.Л. Золкин, А.А. Яковлев, сост. А.Ф. Грязнов. М.: ДИК-Прогресс-Традиция, 1998. 528 с.

4. Артемьева О.В. Теоретические основания этики добродетели // Философия и этика: Сборник научных трудов к 70-летию академика А.А. Гусейнова / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009. URL:

https:// iphras.ru/uplfile/ethics/biblio/SK/artemieva.html (дата обращения: 23.01.2023).

5. Артемьева О.В. У истоков современной этики добродетели // Этическая мысль. 2006. № 6. С. 163-181.

6. Бардина С.М. Всегда ли социолог - критик, а критик - социолог? Концептуализация исследовательской критики в витгенштейнианской теории // Социология власти. 2014. № 4. С. 79-96.

7. БейкерГ.П., ХакерП.М.С. Скептицизм, правила и язык / Пер. с англ. В.А. Ладова, В.А. Суровцева. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2008. 240 с.

8. Боррадори Дж. Американский философ: Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвалом, Макинтайром, Куном / Пер. с англ. А.Л. Никифорова, О.А. Назаровой, Л.Б. Макеевой. М.: Дом интеллектуальной книги: Гнозис, 1999. 208 с.

9. Васильев В.В. О влиянии Витгенштейна на логических позитивистов // Эпистемология и философия науки. 2021. T. 58. № 1. С. 40-47.

10. Витгенштейн Л. Zettel / Пер. с нем. В. Анашвили. М.: Ад Маргинем Пресс, 2020. 240 с.

11. Витгенштейн Л. Заметки о «Золотой ветви» Дж. Фрэзера // Историко-философский ежегодник. М.: ИФ РАН, 1989. С. 251-268.

12. Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии / Пер. с англ. В.П. Руднева. М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 1999. 96 с.

13. Витгенштейн Л. Философские работы: в 2 ч. Ч. I / Пер. с нем. М. Козловой, Ю. Асеева. М.: Гнозис, 1994. 612 с.

14. Витгенштейн Л. Философские работы: в 2 ч. Ч. II / Пер. с нем. М. Козловой, Ю. Асеева. М.: Гнозис, 1994. 207 с.

15. Витгенштейн Л. Голубая и Коричневая книги: предварительные материалы к «Философским исследованиям» / Пер. с англ. В.А. Суровцева, В.В. Иткина. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008. 256 с.

16. Волков В.В. «Следование правилу» как социологическая проблема // Социологический журнал. 1998. № 3-4. С. 171-185.

17. Вригт Г.Х. фон. Аналитическая философия: историко-критический обзор / Пер. с англ. Л.Б. Макеевой // Кантовский сборник. 2013. Т. 1. № 43. С. 78-89.

18. Вригт Г.Х. фон. Аналитическая философия: историко-критический обзор / Пер. с англ. Л.Б. Макеевой // Кантовский сборник. 2013. Т. 2. № 44. С. 69-82.

19. Вригт Г.Х. фон. Витгенштейн и двадцатый век / Пер. с англ. М. С. Козловой, Е. Б. Козловой // Вопросы философии. 2001. № 7. С. 33-46.

20. Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования: Избранные труды / Пер. с англ. Г.И. Рузавина, В.А. Смирнова. М.: Прогресс, 1986. 600 с.

21. Вритгт Г.Х. фон. Три мыслителя / Пер. с шведского Г.М. Коваленко; пер. с англ. И.Б. Волковой. СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2000. 256 с.

22. Геллнер Э. Слова и вещи. Критический анализ лингвистической философии и исследование идеологии / Пер. с англ. И.С. Добронравов, В.С. Швырев. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. 344 с.

23. Глок Г.-И. Аналитическая философия как она есть / Пер. с англ. В.В. Целищева. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021. 440 с.

24. ГрязноеА.Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. М.: Изд-во МГУ, 1985. 172 с.

25. Грязное А.Ф. Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейнианства. М.: Изд-во МГУ, 1991. 139 с.

26. Грязное А.Ф. Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейнианства. Изд. 2-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 152 с.

27. Данько С.В. Отменил ли Витгенштейн философию? (Лабиринт ненаписанной части Логико-философского трактата) // Vox. Философский журнал. 2013. № 15. С. 1-38.

28. Зигмунд К. Точное мышление в безумные времена. Венский кружок и крестовый поход за основаниями науки / Пер. с англ. А. Бродоцкой. М.: АСТ: CORPUS, 2021. 528 с.

29. Золоткое Г.А. Назад к лингвистическому повороту? Перспективы развития аналитической философии глазами П.М.С. Хакера и Т. Уильямсона // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 3. С. 49-51.

30. Золоткое Г.А. Об этическом смысле «Логико-философского трактата» Людвига Витгенштейна // Ценности и нормы в потоке времени: материалы VI Международная научная конференция, Курган, 09-10 апреля 2015 года / отв. ред. Б.С. Шалютин. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2015. С. 44-46.

31. Кантерян Э. Людвиг Витгенштейн / Пер. с англ. М. Шер. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 248 с.

32. КозлоеаМ.С. Был ли Л. Витгенштейн логическим позитивистом? (К пониманию природы философии) // История философии. 2000. № 5. С. 3-34.

33. Козлоеа М.С. Витгенштейн: новый образ философии // Вопросы философии. 2001. № 8. С. 25-32.

34. Козлоеа М.С. Джон Уиздом. Концепция философских парадоксов // История философии. 1997. № 1. С. 111-120.

35. КозловаМ.С. Л. Витгенштейн: особый подход к философии (к проблеме бессмысленности философских фраз) // Вопросы философии. 1998. № 5. С. 42-48.

36. Козлова М.С. Философия и язык (Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX века). М.: Мысль, 1972. 254 с.

37. Козлова М.С. Философия как деятельность. Мысли Л. Витгенштейна // Аналитическая философия. Сборник обзоров. № 3. М.: ИНИОН, 1991. С. 110-126.

38. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. с англ. Ю.А. Асеева. М.: Наука, 1980.

39. Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма / Пер. с англ.

A.Л. Никифорова. М.: Идея-Пресс, 2003. 224 с.

40. Крипке С. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке / Пер. с англ.

B.А. Ладова, В.А. Суровцева. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. 256 с.

41. Ладов В.А. Дискуссия об индивидуальном языке: лингвист против философа // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2008. № 313. С. 48-54.

42. Ладов В.А. Иллюзия значения: проблема следования правилу в аналитической философии. Томск: Изд-во Томского университета, 2008. 326 с.

43. Ладов В.А. Иллюзия значения: Проблема следования правилу в аналитической философии. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2023. 335 с.

44. ЛоккДж. Сочинения: в 3 т. Т. I / Пер. с англ. А.Н. Савина. М.: Мысль, 1985. 621 с.

45. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель / Под ред. В.П. Руднева. М.: Прогресс-Культура, 1993. 352 с.

46. Макеева Л.Б. Джон Остин // Философы двадцатого века: в 3 кн. Кн. 3. М.: Искусство - XXI век, 2009. С. 177-196.

47. Малкольм Н. Состояние сна / Пер. с англ. В.П. Руднева. М: Академический проект, 2014. 212 с.

48. Мишура A.C. Понятие намерения в философии действия Элизабет Энском // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 2. С. 87-114.

49. Моисеева А.Ю., Овчинников С.Е. Объяснение и интерпретация в социологии: против методологической критики П. Уинча // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 49. C. 79-91.

50. Монк Р. Людвиг Витгенштейн. Долг гения / Пер. с англ. А. Васильевой. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 624 с.

51. Мур Дж.Э. Лекции Витгенштейна в 1930-33 гг. / Пер. с англ. С.Б. Степаненко, В.А. Суровцев // Vox. Философский журнал. 2015. № 19. С. 1-78.

52. Мур Дж.Э. Природа моральной философии / Пер. с англ. Л.В. Коноваловой. М.: Республика, 1999. 351 с.

53. Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию / Пер. с англ. А. Толстова. М.: Идея-Пресс, 2001. 84 с.

54. Назарова О.А. Венский кружок и Витгенштейн // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2007. № 1. С. 31-40.

55. Никоненко С.В. Витгенштейн и лингвистическая философия в контексте отечественной мысли. СПб.: Изд-во РХГА, 2018. 356 с.

56. Оглезнев В.В., Суровцев В.А. Фридрих Вайсман о многоуровневой структуре языка и проблемах редукционизма // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 4. С. 206-218.

57. Остин Дж. Избранное / Пер. с англ. Л.Б. Макеевой, В.П. Руднева. М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 1999. 332 с.

58. Поппер К.Р. Предположения и опровержения / Пер. с англ. А.Л. Никифорова, Г.А. Новичковой. М.: АСТ, 2004. 640 с.

59. Путь в философию. Антология / Науч. ред. Л.Б. Комиссарова. М.: ПЕР СЭ, 2001. 445 с.

60. Райл Г. Понятие сознания / Пер. с англ. В.П. Филатова. М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000. 408 с.

61. Рассел Б. Проблемы философии / Пер. с англ. В.В. Целишева. Новосибирск: Наука, 2001. 111 с.

62. Рахманин А.Ю. Автономия религии и религиозный плюрализм в лингвистической философии и феноменологическом религиоведении // Философия религии: аналитические исследования. 2020. Т. 4. № 1. С. 90-103.

63. Рахманин А.Ю. Анализ онтологического аргумента как опыт метафилософии (Н. Малкольм и М. Лазеровитц) // Вестник РХГА. 2021. Т. 22. № 2. С. 54-63.

64. Рахманин А.Ю. «Грамматика» понимания, «Грамматика» рациональности: П. Уинч и А. Макинтайр об антропологии Э. Эванс-Притчарда // Религиоведческие исследования. 2018. Т. 2. №. 18. С. 112-137.

65. Рахманин А.Ю. «Религия» в философии обыденного языка: несколько наблюдений // Вестник РХГА. 2018. Т. 19. № 4. С. 26-36.

66. Рахманин А.Ю. Логика и религия в философии языка Джона Уиздома // Вестник РХГА. 2019. Т. 20. № 4. С. 33-45.

67. Рахманин А.Ю. Норман Малкольм об онтологическом аргументе // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 4. С. 114-128.

68. Рахманин А.Ю. Рассел как метафизик: ученики Витгенштейна о его учителе // Вестник РХГА. 2020. Т. 21. № 3. С. 78-86.

69. Рахманин А.Ю. Фигуры Сократа и призраки Платона в философии обыденного языка после Витгенштейна // Платоновские исследования. 2019. Т. XI. № 2. С. 153-174.

70. Рогонян Г.С. Дж.Э. Мур и обычный взгляд на обычные вещи // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 32. № 2. С. 141-155.

71. Родин К.А. Витгенштейн: история интерпретаций (критический анализ подхода Анат Билецкой) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 443. С. 87-90.

72. Родин К.А. Проблема следования правилу и место Л. Витгенштейна в социологических исследованиях: возвращение к Питеру Уинчу // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57. № 3. С. 23-33.

73. Родин К.А. Устройство философской головоломки по Витгенштейну (кембриджские лекции по основаниям математики) // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 40. С. 200-205.

74. Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX века. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. 173 с.

75. Сокулер З.А. Проблема обоснования знания: Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера. М.: Наука, 1988. 176 с.

76. Степанцов П. Нет такой вещи, как социальная наука: в защиту Питера Уинча // Социологическое обозрение, 2010. Т. 9. № 3. С. 129-150.

77. Стросон П.Ф. Индивиды. Опыт дескриптивной метафизики / Пер. с англ. В.Н. Брюшинкина, В.А Чалого. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. 328 с.

78. Суровцев В.А. «Важная бессмыслица»: Ф. П. Рамсей и практическая философия Л. Витгенштейна // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. № 2. С. 310-324.

79. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии / Пер. с англ. М. Горбачева, Т. Дмитриева. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. хх1 +107 с.

80. Философские идеи Людвига Витгенштейна / Под ред. М.С. Козловой. М.: ИФ РАН, 1996. 171 с.

81. Фрейд З. Положение о двух принципах психической деятельности // Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: сборник. СПб.: Алетейя, 1998. С. 99-109.

82. Хакер П.М.С. Витгенштейн о человеческой природе / Пер. с англ. В.В. Оглезнева, В.А. Суровцева. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2022. 192 с.

83. Хинтикка Я. О Витгенштейне / Пер. с англ. В.В. Целищева, В.А. Суровцева. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2013. 272 с.

84. Чернавин Г.И. «Нечленораздельные звуки» феноменологии: Витгенштейн и тезис «ничто ничтожит» // HORIZON. Феноменологические исследования. 2019. Т. 8. № 2. С. 487-501.

85. Чугайнова Ю.И. Языковые игры: как развивалось самое важное понятие позднего Витгенштейна от «Голубой книги» до «О достоверности» // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2019. № 5. С. 96-103.

86. Энском Г.Э.М. Современная философия морали / Пер. с англ. А. Черняка // Логос. 2008. Т. 1. № 64. С. 70-91.

87. ЮлинаH.C. Философская мысль в США. XX век. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. 600 с.

88. Юм Д. Сочинения: в 2 т. Т. I / Пер. с англ. С.И. Церетели и др. 2-е изд., дополн. и испр. М.: Мысль, 1996. 733 с.

89. A Companion to Wittgenstein / Ed. by H.-J. Glock, J. Hyman. Oxford: Wiley-Blackwell, 2017. xviii + 785 p.

90. A Discussion Between Wittgenstein and Moore on Certainty: From the Notes of Norman Malcolm / Ed. by G. Citron // Mind. 2015. Vol. 124. No. 493. P. 73-84.

91. Anscombe G.E.M. Causality and Determination: An Inaugural Lecture // Metaphysics and the Philosophy of Mind: The Collected Philosophical Papers of G.E.M. Anscombe. Vol. 2. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 1981. P. 133-147.

92. Anscombe G.E.M. Intention. Oxford: Basil Blackwell, 1957. ix + 93 p.

93. Anscombe G.E.M. The First Person // Metaphysics and the Philosophy of Mind: The Collected Philosophical Papers of G.E.M. Anscombe. Vol. 2. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 1981. P. 21-36.

94. Anscombe G.E.M. The Reality of the Past // Philosophical Analysis / Ed. by M. Black. New York: Ithaca, 1950. P. 36-56.

95. Armstrong B.F. Wittgenstein on Private Languages: It Takes Two to Talk // Philosophical Investigations. 1984. Vol. 7. No. 1. P. 46-62.

96. Armstrong D.M., Malcolm N. Consciousness and Causality. Oxford: Basil Blackwell, 1984. 222 p.

97. Austin J.L. A Plea for Excuses // Proceedings of the Aristotelian Society. 19561957. Vol. 57. P. 1-30.

98. Avramides A. Wittgenstein and Ordinary Language Philosophy // A Companion to Wittgenstein / Ed. by H.-J. Glock, J. Hyman. Oxford: Wiley-Blackwell, 2017. P. 718-730.

99. Ayer A.J., Rhees R. Symposium: Can there be a Private Language? // Aristotelian Society Supplementary Volume. 1954. Vol. 28, No. 1. P. 63-94.

100. Baker G.P. Wittgenstein's Method: Neglected Aspects / Ed. by K. Morris. Oxford: Blackwell, 2004. xi + 312 p.

101. Baker G.P. Friedrich Waismann: A Vision of Philosophy // Philosophy. 2003. Vol. 78. No. 304. P. 163-179.

102. Baker G.P. Philosophical Investigations § 122: Neglected Aspects // Wittgenstein's 'Philosophical Investigations': Text and Context / Ed. by R.L. Arrington, and H. -J. Glock. London: Routledge, 1992. P. 35-68.

103. Baker G.P. Wittgenstein, Frege and the Vienna Circle. Oxford: Blackwell, 1988. 274 p.

104. Baz A. The Crisis of Method in Contemporary Analytic Philosophy. Oxford: Oxford University Press, 2018. 224 p.

105. Bennett M.R., Hacker P.M.S. Philosophical Foundations of Neuroscience. Oxford: Blackwell, 2003. 480 p.

106. Biletzki A. (Over) Interpreting Wittgenstein. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2003. 247 p.

107. BlackM. A Companion to Wittgenstein's Tractatus. London: Cambridge University Press, 1964. xvi + 451 p.

108. Blumberg A.E., Feigl H. Logical Positivism // The Journal of Philosophy. 1931. Vol. 28. No. 11. P. 281-296.

109. Brandon W.P. «Fact» and «Value» in the Thought of Peter Winch: Linguistic Analysis Broaches Metaphysical Questions // Political Theory. 1982. Vol. 10. No. 2. P. 215-244.

110. Bronzo S. The Resolute Reading and Its Critics. An Introduction to the Literature // Wittgenstein-Studien. 2012. Vol. 3. No. 1. P. 45-80.

111. Burley M. A Place For 'something It Is Like' In Our Language // Philosophical Writings. 2007. No. 35. P. 17-30.

112. CanfieldJ.V. Private Language: the Diary Case // Australasian Journal of Philosophy. 2001. Vol. 79. No. 3. P. 377-394.

113. Cappelen H. Philosophy Without Intuitions. Oxford: Oxford University Press, 2012. 256 p.

114. Carnap R. Die Physikalische Sprache Als Universalsprache Der Wissenschaft // Erkenntnis. 1931. Vol. 2. P. 432-465.

115. Carnap R. Logical Syntax of Language. London: Routledge, 2001. 368 p.

116. Carnap R. Logische Syntax der Sprache. Vienna: Springer, 1934. xi + 274 p.

117. Cavell S. The Availability of Wittgenstein's Later Philosophy // The Philosophical Review. 1962. Vol. 71. No. 1. P. 67-93.

118. Cavell S. The Claim of Reason: Wittgenstein, Skepticism, Morality, and Tragedy. Oxford: Oxford University Press, 1979. 544 p.

119. Chihara C.S., Fodor J.A. Operationalism and Ordinary Language: A Critique of Wittgenstein // American Philosophical Quarterly. 1965. Vol. 2. No. 4. P. 281-295.

120. D.Z. Phillips' Contemplative Philosophy of Religion: Questions and Responses / Ed. by A.F. Sanders. Aldershot: Ashgate, 2007. 242 p.

121. Diamond C. Eating meat or eating people // The Realistic Spirit: Wittgenstein, Philosophy, and the Mind. Cambridge, MA: MIT Press, 1995. P. 319-334.

122. Diamond C. Peter Winch on the Tractatus and the unity of Wittgenstein's philosophy // Wittgenstein: The Philosopher and his Works / Ed. by A. Pichler, S. Saatela. Berlin: De Gruyter, 2013. P. 141-171.

123. Dilman I. Art and Reality. Some Reflections on the Arts // Philosophical Investigations. 1995. Vol. 18. No. 3. P. 264-280.

124. Dilman I. Free Will: An Historical and Philosophical Introduction. London: Routledge, 1999. 284 p.

125. Dilman I. Freud and the Mind. Oxford: Basil Blackwell, 1984. 212 p.

126. Dilman I. Induction and Deduction. A Study in Wittgenstein. Oxford: Basil Blackwell, I973. ix + 225 p.

127. Dilman I. Matter and Mind. London: Macmillan, 1975. 225 p.

128. Dilman I. Morality and the Inner Life, A Study in Plato's Gorgias. Totowa, N.J.: Barnes & Noble, 1979. vi + 205 p.

129. Dilman I. Raskolnikov's Rebirth: Psychology and the Understanding of Good and Evil. Chicago: Open Court, 2000. 256 p.

130. Dilman I. Studies in Language and Reason. London and Basingstoke: Macmillan, 1981. 228 p.

131. Dilman I., Phillips D.Z. Sense and delusion. London: Routledge & Kegan Paul, 1971. 135 p.

132. Dilman I. Wittgenstein's Copernican Revolution: The Question of Linguistic Idealism. New York: Palgrave, 2002. x + 226 p.

133. Discussions of Wittgenstein / Ed. by R. Rhees. London: Routledge and. Kegan Paul, 1970. 161 p.

134. Dummett M. Can Analytical Philosophy be Systematic and Ought it to Be? // Truth and other enigmas. London: Duckworth, 1978. P. 437-458.

135. Dummett M.Origins of Analytical Philosophy. London, N.Y.: Bloomsbury Academic, 2001. xv + 189 p.

136. Dummett M. Oxford Philosophy // Blackfriars. 1960. Vol. 41. No. 479. P. 74-80.

137. Erbacher C. Wittgenstein's Heirs and Editors. Cambridge: Cambridge University Press, 2020. 71 p.

138. Experimental Philosophy. Vol. 1 / Ed. by J. Knobe, S. Nichols. New York: Oxford University Press, 2008. 400 p.

139. Farrell B.A. An Appraisal of Therapeutic Positivism (I.) // Mind. 1946. Vol. 55. No. 217. P. 25-48.

140. Fogelin R.J. Wittgenstein. London: Routledge and Kegan Paul, 1976. ix + 223 p.

141. Geach P.T. Mental Acts. London: Routledge and Kegan Paul, 1957. x + 136 p.

142. Ginet C. Norman Malcolm (1911-1990) // A Companion to Analytic Philosophy / Ed. by A.P. Martinich, D. Sosa. Oxford: Blackwell Publishing, 2001. P. 232-238.

143. GlockH.-J. A Wittgenstein Dictionary. Oxford: Blackwell, 1996. 416 p.

144. Glock H.-J. The Influence of Wittgenstein on American Philosophy // The Oxford Handbook of American Philosophy / Ed. by C. Misak. Oxford: Oxford University Press, 2010. P. 375-403.

145. Glock H.-J. Wittgenstein's Rain in the 'philosophical desert': Pragmatist ideas in post-war Oxford // The practical turn: Pragmatism in Britain in the long Twentieth Century / Ed. by C. Misak; H. Price. Oxford: Oxford University Press, 2017. P. 131-148.

146. Hacker P.M.S. Analytic Philosophy: Beyond the linguistic turn and back again // The Analytic Turn: Analysis in Early Analytic Philosophy and Phenomenology / Ed. by M. Beaney. London: Routledge, 2007. P. 125-141.

147. Hacker P.M.S. Analytic Philosophy: What, Whence, and Whither? // The Story of Analytic Philosophy: Plot and Heroes / Ed. by A. Biletzki, A. Matar. New York: Routledge, 1998. P. 3-34.

148. Hacker P.M.S. Human Nature: The Categorial Framework. Oxford: Blackwell, 2007. 344 p.

149. Hacker P.M.S. Malcolm and Searle on 'Intentional Mental States' // Philosophical Investigations. 1992. Vol. 15. No. 3. P. 245-275.

150. Hacker P.M.S. Philosophy: A Contribution, not to Human Knowledge, but to Human Understanding // Royal Institute of Philosophy Supplement. 2009. Vol. 65. P. 129-153.

151. Hacker P.M.S. Robinson Crusoe Sails Again: The Interpretative Relevance of Wittgenstein's Nachlass // Wittgenstein After His Nachlass. History of Analytic Philosophy / Ed. by N. Venturinha. London: Palgrave Macmillan, 2010. P. 91-109.

152. Hacker P.M.S. Wittgenstein's Place in Twentieth-Century Analytic Philosophy. Oxford: Blackwell. 1996. xviii + 346 p.

153. Harris D.W., Unnsteinsson E. Wittgenstein's influence on Austin's philosophy of language // British Journal for the History of Philosophy. 2018. Vol. 26. No. 2. P. 371-395.

154. Heller E. Ludwig Wittgenstein: Unphilosophical Notes // Encounter. 1959. Vol. XIII. No. 3. P. 40-48.

155. Hertzberg L. Rhees on the Unity of Language // Philosophical Investigations. 2012. Vol. 35. No. 3-4. P. 224-237.

156. Holland R.F. The Empiricist Theory of Memory // Mind. 1954. Vol. 63. No. 252. P. 464-486.

157. Horwich P. Wittgenstein's Metaphilosophy. Oxford: Oxford University Press, 2012. xv + 225 p.

158. In Search of a New Humanism: The Philosophy of Georg Henrik von Wright / Ed. by R. Egidi. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1999. 238 p.

159. JakolaL.J. Wittgenstein and G. H. von Wright's path to The Varieties of Goodness // Nordic Wittgenstein Review. 2020. Vol. 9. P. 37-77.

160. John Searle and his Critics / Ed. by E. Lepore, R. Van Gulick. Oxford: Basil Blackwell, 1991. 420 p.

161. Kant and Kierkegaard on Religion / Ed. by D.Z. Phillips, Timothy Tessin. London: Palgrave Macmillan, 2000. 324 p.

162. Kenny A. A brief history of Wittgenstein editing // Wittgenstein: The Philosopher and his Works. Bergen: Wittgenstein Archives at the University of Bergen, 2005. P. 341-355.

163. Kenny A. Action, Emotion and Will. London: Routledge and Kegan Paul, 1963. 245 p.

164. Kenny A. Aquinas on Being. Oxford: Clarendon Press, 2002. x + 212 p.

165. Kenny A. Aquinas on Mind. London: Routledge, 1993. 182 p.

166. Kenny A. The Five Ways: St. Thomas Aquinas' Proofs of God's Existence. London: Routledge, 1969. 120 p.

167. Kenny A. Wittgenstein. Harmondsworth: The Penguin Press, 1973. 103 p.

168. Key Philosophers in Conversation: the Cogito interviews / Ed. by A. Pyle. London: Routledge, 1999. 256 p.

169. Klagge J.C. Wittgenstein and His Students: 1929-1933 // Wittgenstein in the 1930s: Between the Tractatus and the Investigations / Ed. by D. Stern. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2018. P. 109-122.

170. Kripke S. Wittgenstein on Rules and Private Language: An Elementary Exposition. Oxford: Blackwell, 1982. 1982. x + 150 p.

171. Kuusela O. Wittgenstein on Logic as the Method of Philosophy: Re-examining the Roots and Development of Analytic Philosophy. Oxford: Oxford University Press, 2019. 297 p.

172. Kuusela O. The Struggle Against Dogmatism: Wittgenstein and the Concept of Philosophy. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2008. 372 p.

173. Lazerowitz M. The Language of Philosophy: Freud and Wittgenstein. Boston: D. Reidel, 1977. 233 p.

174. Ludwig Wittgenstein: Personal Recollections / Ed. by R. Rhees. Totowa, N.J.: Rowman and Littlefield, 1981. 235 p.

175. Lyas C. Peter Winch. New York: Routledge, 1999. 224 p.

176. Malcolm N. Are Necessary Propositions Really Verbal? // Mind. 1940. Vol. 49. No. 194. P. 189-203.

177. Malcolm N. Defending Common Sense // The Philosophical Review. 1949. Vol. 58. No. 3. P. 201-220.

178. Malcolm N. Knowledge and Certainty. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1963. x + 224 p.

179. Malcolm N. Ludwig Wittgenstein: A Memoir. Oxford: Oxford University Press, 1958. 100 p.

180. Malcolm N. Nothing is Hidden. Oxford: Blackwell, 1986. 264 p.

181. Malcolm N. Philosophy for Philosophers // Philosophical Review. 1951. Vol. LX. P. 320-340.

182. Malcolm N. Wittgenstein: A Religious Point of View. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press. 1995. 152 p.

183. Malpas J.E. The Philosophical Papers of Alan Donagan. Vol. 1: Historical Understanding and the History of Philosophy. Chicago: University of Chicago Press, 1955. 298 p.

184. McGinn C. Wittgenstein on Meaning. Oxford: Blackwell, 1984. xiv+ 202 p.

185. McGuinness B. Wittgenstein and the Vienna Circle // Synthese. 1985. Vol. 64. No. 3. P. 351-358.

186. McGuinness B. Wittgenstein: A Life: Young Ludwig (1889-1921). London: Duckworth, 1988. xii + 322 p.

187. McGuinness B. Approaches to Wittgenstein: Collected Papers, London: Routledge, 2002. xv + 299 p.

188. Melden A.I. British philosophy in the Mid-Century // Philosophy. 1959. Vol. 34. No. 128. P. 28-37.

189. MonkR. How to Read Wittgenstein. London: Granta Books, 2005. 128 p.

190. Mounce H.O. Wittgenstein's Tractatus: An Introduction. Oxford: Blackwell, 1981. 136 p.

191. Moyal-SharrockD. Understanding Wittgenstein's On Certainty. London: Palgrave Macmillan, 2007. xi + 250 p.

192. Mulhall S. Stanley Cavell: Philosophy's Recounting of the Ordinary. New York: Oxford University Press, 1994. xxv + 351 p.

193. Mulhall S. The Great Riddle: Wittgenstein and Nonsense, Theology and Philosophy. Oxford: Oxford University Press, 2015. viii + 138 p.

194. Neuroscience and philosophy: Brain, mind, and language / Ed. by M.R. Bennett, D. Dennett, P.M.S. Hacker, J. Searle. New York: Columbia University Press, 2007. 232 p.

195. On Wittgenstein // Philosophical Investigations. 2001. Vol. 24. No. 2. P. 89-184.

196. Oxford Handbook of Wittgenstein / Ed. by O. Kuusela, M. McGinn. Oxford: Oxford University Press, 2012. 720 p.

197. Pears D. The False Prison: A Study of the Development of Wittgenstein's Philosophy: in 2 vols. Oxford: Oxford University Press, 1987-1988. 224 p.; 340 p.

198. Pears D. Wittgenstein. New York: The Viking Press, 1970. 208 p.

199. Phillips D.Z. Faith After Foundationalism. London: Routledge, 1988. 368 p.

200. Phillips D.Z. Introducing Philosophy: The Challenge of Scepticism Malden, MA: Blackwell, 1996. xiv + 206 p.

201. Phillips D.Z. On Wittgenstein // Philosophical Investigations, 2001. Vol. 24. No. 2. P. 147-153.

202. Phillips D.Z. Philosophy's Cool Place. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1999. 192 p.

203. Phillips D.Z. Religion Without Explanation. Oxford: Basil Blackwell, 1976. 200 p.

204. Phillips D.Z. The Concept of Prayer. London: Routledge and Kegan Paul, 1965. 167 p.

205. Phillips D.Z. Wittgenstein and Religion. London: Macmillan, 1993. xxi + 259 p.

206. Phillips D.Z., Mounce H.O. Moral Practices. London: Routledge and Kegan Paul, 1969. viii + 135 p.

207. Phillips D.Z. Winch and Romanticism // Philosophy. 2002. Vol. 77. No. 2. P. 261279.

208. Philosophical Investigations. 2012. Vol. 35. No. 3-4.

209. Philosophy and Life: Essays on John Wisdom / Ed. by I. Dilman. Boston: Maninus Nijhoff Publishers, 1984. 346 p.

210. Philosophy in America / Ed. by M. Black. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1965. 307 p.

211. Popov V.Y., Popova P.V. Analytical Anthropology of Peter Hacker // Anthropological Measurements of Philosophical Research. 2021. No. 20. P. 142149.

212. Portraits of Wittgenstein: in 4 vols. Vols. 2-3 / Ed. by F.A. Flowers. Bristol: Thoemmes Press, 1999. 279 p.; 285 p.

213. Post-Analytic Philosophy / Ed. by J. Rajchman, C. West. New York: Columbia University Press, 1985. XXX + 275 p.

214. Putnam H. Renewing Philosophy. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1992. 248 p.

215. Quinton A. Schlick before Wittgenstein // Synthese. 1985. Vol. 64. No. 3. P. 389410.

216. Readings of Wittgenstein's On Certainty / Ed. by D. Moyal-Sharrock, W.H. Brenner. London: Palgrave, 2004. 248 p.

217. Recollections of Wittgenstein / Ed. by R. Rhees. Oxford: Oxford University Press, 1984. 236 p.

218. Religion and Hume's Legacy / Ed. by D.Z. Phillips, T. Tessin. London: Palgrave Macmillan, 1999. 302 p.

219. Rescher N. Metaphilosophy. Philosophy in Philosophical Perspectives. Lanham, MD: Lexington Books, 2014. 254 p.

220. Rhees R. Can There be a Private Language? // Aristotelian Society Supplementary Volume. 1954. Vol. 28. No. 1. P. 77-94.

221. Rhees R. In Dialogue with the Greeks. Vol. I: The Presocratics and Reality. Aldershot: Ashgate Publishing Company, 2004. 142 p.

222. Rhees R. On Religion and Philosophy / Ed. by D.Z. Phillips. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 411 p.

223. Rhees R. Without Answers / Ed. by D.Z. Phillips. Routledge, 2014. 192 p.

224. Rhees R. Wittgenstein and the Possibility of Discourse / Ed. by D.Z. Phillips. Malden, MA: Blackwell Publishing, 2006. xlviii + 303 p.

225. Rhees R. Wittgenstein's 'On Certainty': There Like Our Life. Oxford: Blackwell, 2003. 208 p.

226. Rhees R. Wittgenstein's Builders // Proceedings of the Aristotelian Society New Series. 1959-1960. Vol. 60. P. 171-186.

227. Rorty R. Wittgensteinian Philosophy and Empirical Psychology // Philosophical Studies: An International Journal for Philosophy in the Analytic Tradition. 1977. Vol. 31. No. 3. P. 151-172.

228. Russell B. My Philosophical Development. New York: Simon and Schuster, 1959. 279 p.

229. Ryle G. Autobiographical // Ryle / Ed. by O.P. Wood, G. Pitcher. London: Macmillan Education UK, 1971. P. 1-15.

230. Ryle G. Discussion of Urmson's "History of Analysis" at Royaumont // The Linguistic Turn: Recent Essays in Philosophical Method / Ed. by R. Rorty. Chicago: University of Chicago Press, 1992. P. 294-311.

231. Ryle G. Ludwig Wittgenstein // Analysis. 1951. Vol. 12. No. 1. P. 1-9.

232. Savickey B. Wittgenstein's Performance Philosophy // Aesthetics Today: Contemporary Approaches to the Aesthetics of Nature and of Arts. Proceedings of the 39th International Wittgenstein Symposium in Kirchberg / Ed. by S. Majetschak, A. Weiberg. Berlin: De Gruyter, 2017. P. 419-434.

233. Savickey B. Wittgenstein's Slapstick // Performance Philosophy. 2016. Vol. 2. No. 1. P. 72-82.

234. Schlick M. Allgemeine Erkenntnislehre. Berlin: Verlag von Julius Springer, 1918. 346 p.

235. Sense and Reality: Essays out of Swansea / Ed. by J. Edelman. Berlin: De Gruyter, 2013. 248 p.

236. Serafini A. Norman Malcolm: A Memoir // Philosophy. 1993. Vol. 68. No. 265. P. 309-324.

237. Soames S. Philosophical Analysis in the Twentieth Century. Vol. 2: The Age of Meaning. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2005. 504 p.

238. Stenius E. Wittgenstein's Tractatus. A Critical Exposition of its Main Lines of Thought. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1960. 240 p.

239. Stern D. Wittgenstein, the Vienna Circle, and Physicalism: A Reassessment // The Cambridge Companion to Logical Empiricism / Ed. by A. Richardson, T. Uebel. New York: Cambridge University Press, 2007. P. 305-331.

240. Strawson P. F. Different Conceptions of Analytical Philosophy // Tijdschrift Voor Filosofie. 1973. Vol. 35. No. 4. P. 800-834.

241. Stroll A. Moore and Wittgenstein on Certainty. New York: Oxford University Press, 1994. 196 p.

242. Stroll A. Twentieth-Century Analytic Philosophy. New York: Columbia University Press, 2001. 304 p.

243. Studies in the Philosophy of Wittgenstein / Ed. by P. Winch. London: Routledge and Kegan Paul, 1969. 218 p.

244. The New Wittgenstein / Ed. by A. Crary, R. Read. London: Routledge, 2000. 416 p.

245. The Third Wittgenstein: The Post-Investigations Works / Ed. by D. Moyal-Sharrock. Aldershot, UK: Ashgate, 2004. 248 p.

246. The Voices of Wittgenstein: The Vienna Circle: Ludwig Wittgenstein and Friedrich Waismann / Ed. by G. Baker. London: Routledge, 2003. 608 p.

247. Uebel T. Wittgenstein and the Vienna Circle // A Companion to Wittgenstein / Ed. by H.-J. Glock, J. Hyman. Oxford: Wiley-Blackwell, 2017. P. 699-717.

248. Urmson J.O. Discussion of Urmson's "The History of Analysis" at the Royaumont Colloquium // The Linguistic Turn: Recent Essays in Philosophical Method / Ed. by R. Rorty. Chicago: University of Chicago Press, 1992. P. 294-311.

249. Venturinha N. Wittgenstein and the Method of von Wright's Varieties of Goodness // Philosophical Investigations. 2020. Vol. 43. P. 334-345.

250. Waismann F. The Principles of Linguistic Philosophy / Ed. by R. Harre. London: Macmillan, 1965. xii + 422 p.

251. Warnock G. John Langshaw Austin, a Biographical Sketch // Symposium on Austin / Ed. by K.T. Fann. London: Routledge, 1969. P. 3-21.

252. Warnock G.J. English Philosophy since 1900. London: Oxford University Press, 1958. x + 180 p.

253. Williams B. Wittgenstein and Idealism' // Royal Institute of Philosophy Lectures. 1973. Vol. 7. P. 76-95.

254. Williamson T. The Philosophy of Philosophy. Oxford: Blackwell, 2007. x+332 p.

255. Winch P. Contemporary British Philosophy and its critics // Higher Education Quarterly. 1955. Vol. 10. No. 1. P. 37.

256. Winch P. Ethics and Action. London: Routledge and Kegan Paul, 1972. 242 p.

257. Winch P. Facts and Super-Facts // The Philosophical Quarterly. 1983. Vol. 33. No. 133. P. 398-404.

258. Winch P. Necessary and Contingent Truths // Analysis. 1953. Vol. 13. No. 3. P. 52-60.

259. Winch P. The Idea of a Social Science and its Relation to Philosophy. London: Routledge, 1990. xviii + 143 p.

260. Winch P. Trying to Make Sense. Oxford: Basil Blackwell, 1987. viii + 213 p.

261. Winch P. The Notion of «Suggestion» In Thomas Reid's Theory of Perception // The Philosophical Quarterly. 1953. Vol. 3. No. 13. P. 327-341.

262. Winch P. Understanding a Primitive Society // American Philosophical Quarterly. 1964. Vol. 1. No. 4. P. 307-324.

263. Wisdom J. Metaphysics and Verification (I.) // Mind. 1938. Vol. 47. No. 188. P. 452-498.

264. Wisdom J. Other Minds (I.) // Mind. 1940. Vol. 49. No. 196. P. 362-402.

265. Wisdom J. Problems of Mind and Matter. London: Cambridge University Press, 1934. 237 p.

266. Wisdom J. Review: Ayer A.J. The Problem of Knowledge // The British Journal for the Philosophy of Science. 1958. Vol. 9. No. 34. P. 159-163.

267. Wiseman R. Routledge Philosophy Guidebook to Anscombe's Intention. London: Routledge, 2016. 216 p.

268. Wittgenstein after His Nachlass / Ed. by N. Venturinha. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2010. 203 p.

269. Wittgenstein and His Interpreters: Essays in Memory of Gordon Baker / Ed. by G. Kahane, E. Kanterian, O. Kuusela. Oxford: Blackwell, 2007. 368 p.

270. Wittgenstein and Scepticism / Ed. by D. McManus. London and New York: Routledge, 2004. xi + 305 p.

271. Wittgenstein and the Moral Life: Essays in Honor of Cora Diamond / Ed. by

A. Crary. London: MIT Press, 2007. viii + 409 p.

272. Wittgenstein at Work: Method in the Philosophical Investigations / Ed. by E. Ammereller, E. Fischer. London: Routledge, 2004. xxix + 263 p.

273. Wittgenstein in Cambridge: Letters and Documents 1911-1951 / Ed. by

B. McGuinness. Oxford: Blackwell, 2008. 512 p.

274. Wittgenstein L. Culture and Value / Ed. by G.H. von Wright / Trans. by P. Winch. Oxford: Blackwell, 1980. 195 p.

275. Wittgenstein L. Philosophical Investigations / Trans. by P.M.S. Hacker, J. Schulte. Oxford: Wiley-Blackwell, 2009. 529 p.

276. Wittgenstein L. On Certainty / Ed. by G.E.M. Anscombe, G.H. von Wright / Trans. by D. Paul, G.E.M. Anscombe. New York: Harper Torchbooks, 1972. 192 p.

277. Wittgenstein L. Some Remarks on Logical Form // Proceedings of the Aristotelian Society, Supplementary Volumes. 1929. Vol. 9. P. 162-171.

278. Wittgenstein L. The Big Typescript: TS 213. Oxford: Blackwell, 2005. 1056 p.

279. Wittgenstein L. Tractatus Logico-Philosophicus / Trans. by D.F. Pears, B.F. McGuinness. New York: Humanities Press, 1961. xxii + 166 p.

280. Wittgenstein L. Philosophical investigations. Oxford: Basil Blackwell, 1968. viii + 250 p.

281. Wittgenstein L. Wittgenstein's Nachlass: Text and Facsimile Version. The Bergen Electronic Edition. Oxford: Oxford University Press, 2000. (CD-ROM).

282. Wittgenstein: Attention to particulars: Essays in Honour of Rush Rhees (19051989) / Ed. by D.Z. Phillips, P. Winch. London: Macmillan, 1989. 205 p.

283. Wittgenstein: Lectures, Cambridge 1930-1933: From the Notes of G.E. Moore / Ed. by D. Stern, B. Rogers, G. Citron. Cambridge: Cambridge University Press,

2016. 482 p.

284. Wittgenstein's Lectures on Philosophical Psychology, 1946-47 / Ed. by P. Geach. Chicago: University of Chicago Press, 1988. 348 p.

285. Wittgenstein's Lectures on the Foundations of Mathematics / Ed. by C. Diamond. Ithaca: Cornell University Press, 1976. 300 p.

286. Wittgenstein's Philosophical Conversations with Rush Rhees (1939-50): From the Notes of Rush Rhees / Ed. by G. Citron // Mind. 2015. Vol. 124. No. 493. P. 1-71.

287. Wittgenstein's Whewell's Court Lectures Cambridge, 1938-1941: From the Notes by Yorick Smythies / Ed. by V.A. Munz, B. Ritter. Chichester: Willy Blackwell,

2017. 392 p.

288. Wittgenstein's Lectures: Cambridge, 1932-1935 / Ed. by A. Ambrose. Oxford: Basil Blackwell, 2001. 225 p.

289. The Philosophy of Georg Henrik von Wright / Ed. by P.A. Schilpp, L.E. Hahn. La Salle, Ill: Open Court, 1989. 942 p.

290. Wright G.H. von. Special Supplement: The Wittgenstein Papers // The Philosophical Review. 1969. Vol. 78. No. 4. P. 483-503.

291. Wright G.H. von. The Varieties of Goodness. New York: Humanities Press, 1972. 222 p.

292. Wyss S. Does Wittgenstein have a Method? The Challenges of Conant and Schulte // Nordic Wittgenstein Review. 2015. Vol. 4. No. 1. P. 167-193.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.