Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Божок, Анастасия Леонидовна

  • Божок, Анастасия Леонидовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 191
Божок, Анастасия Леонидовна. Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий: дис. кандидат наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Тамбов. 2013. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Божок, Анастасия Леонидовна

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы приобщения младших школьников к фольклорным традициям

1.1. Фольклорные традиции как фактор этнокультурного воспитания и общего развития младших школьников 14

1.2. Принципы отбора фольклорного материала для младшего школьного возраста 39

1.3. Социально-культурные технологии приобщения младших школьников к фольклорным традициям 59

Выводы по I главе 71

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности освоения младшими школьниками фольклорных традиций посредством социально-культурных технологий

2.1. Изучение отношения младших школьников и их воспитателей к фольклорным традициям 76

2.2. Организация педагогического процесса по освоению фольклорных традиций посредством социально-культурных технологий 88

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по приобщению младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий 102

Выводы по II главе 114

Заключение 117

Список литературы по теме исследования 121

Приложения 135

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время одной из основных проблем воспитания является формирование личности нового человека как носителя культуры своего народа.

Решению данной проблемы способствует начавший действовать с 2010 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Предложенная в нем программа рассчитана на достижение предметных, метапредметных и личностных качеств обучающихся, что невозможно без гармоничного развития познавательных и творческих способностей младших школьников. Сегодня в решении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения особая роль отводится народному художественному творчеству.

В законе РФ «Об образовании», в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», в федеральной целевой программе «Культура России (2012-2016 гг.)» подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Так обеспечивается законотворческая государственная поддержка приобщения всех граждан Российской Федерации, начиная с детского возраста, к традициям родного народа, фольклорному искусству.

Знание фольклора осознается современными педагогами как непременная составляющая духовности, самобытный фактор приобщения к национальной культуре и истории народа, в то же время традиционная система образования и воспитания не обеспечивает органического вхождения новых поколений в реальное поле многообразных и полифункциональных социальных ролей.

Степень научной разработанности проблемы. Педагогический

потенциал народных традиций достаточно глубоко рассмотрен в отношении

взрослого населения. В данной работе исследованию подвергается первое з

десятилетие жизни человека, и становится очевидной первоочередность использования устного народного творчества в организации детской жизни. Именно словесные фольклорные традиции, на наш взгляд, наиболее доступны младшим школьникам, начинающим изучать родной язык как образовательную систему. Однако, учитывая синкретизм как специфическую черту фольклора, исследователи данной области выявили, что словесная форма народного творчества обычно сочетается с пением, танцами, игровыми действиями и т.п., что в совокупности и составляет фольклорные традиции.

Нами были рассмотрены и использованы идеи гуманистического воспитания личности на основе народной педагогики таких исследователей, как: И.А. Блинкор, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, B.C. Кукушин, A.C. Макаренко, М.Н. Мельников, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский.

Теория жанров устного народного творчества достаточно глубоко изучена в истории фольклористики такими известными учеными, как В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, М.А. Булатов, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин, М.Н. Мельников и др. Описанию тамбовского фольклора, традиций, народных промыслов и ремесел посвящены работы Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, A.M. Кальницкой. Внедрением традиций словесного фольклора на дошкольном и младшем школьном этапах жизни ребенка занимается Г.М. Первова.

Выделяется также целый ряд исследований обобщающего характера, в которых выявлены теоретические основы социально-культурной деятельности, отличающейся в современных условиях поиском технологий интенсивной педагогической поддержки личности в процессе творческого развития (работы Г.А. Аванесовой, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Г.Н. Новиковой, Г.А. Романовой, Е.Ю. Стрельцовой, H.H. Ярошенко и др.).

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, проблема приобщения младших школьников к фольклорным традициям в

образовательной среде остается актуальной модернизационной задачей, далекой от своего окончательного завершения.

Анализ исследуемой проблемы позволил нам выявить следующие противоречия:

- между потребностями социума в сохранении национальной культуры и низким уровнем знаний младших школьников о народном искусстве и фольклорных традициях;

- высокой актуальностью этнокультурного воспитания младших школьников и недостаточной разработанностью технологий решения этой проблемы;

- имеющимися потенциальными педагогическими возможностями социально-культурных технологий в области изучения фольклорных традиций и отсутствием научного подхода к отбору этих технологий в отношении младшего школьного возраста.

Совокупность указанных противоречий позволила сформулировать тему исследования: «Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий».

Цель диссертационного исследования - обосновать педагогический потенциал социально-культурных технологий в процессе приобщения младших школьников к фольклорным традициям.

Объект исследования: этнокультурное воспитание младших школьников.

Предмет исследования: педагогический потенциал социально-культурных технологий в приобщении младших школьников к фольклорным традициям.

Гипотеза исследования: приобщение младших школьников к фольклорным традициям будет эффективным, если:

- определить роль фольклорных традиций в воспитании и развитии младших школьников;

- разработать модель приобщения младших школьников к фольклорным

традициям в процессе внеурочной деятельности;

5

- активизировать деятельность педагогов по внедрению фольклорных традиций;

- адаптировать социально-культурные технологии применительно к младшему школьному возрасту;

- разработать и реализовать программу приобщения младших школьников к фольклорным традициям;

- выработать организационно-педагогические условия приобщения младших школьников к фольклорным традициям.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи:

1) выявить сущность и обосновать специфику процесса приобщения младших школьников к фольклорным традициям на основе современных технологий социально-культурной деятельности;

2) определить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия приобщения младших школьников к фольклорным традициям;

3) охарактеризовать и апробировать социально-культурные технологии, способствующие приобщению детей младшего школьного возраста к фольклорным традициям;

4) разработать педагогическую модель приобщения младших школьников к фольклорным традициям с использованием разнообразных технологий социально-культурной деятельности;

5) создать и экспериментально апробировать педагогическую программу по приобщению младших школьников к фольклорным традициям на основе современных технологий социально-культурной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: идеи

философской и педагогической аксиологии (О.Г. Дробиницкий, М.С. Каган и

др.); индивидуально-дифференцированный подход (JI.C. Выготский,

A.B. Усова и др.); теоретические положения этнопедагогики (М.И. Борисов,

Г.Н. Волков, А.Г. Новиков и др.); концепция К.Д. Ушинского о народности в б

общественном воспитании, а также современные исследования по развитию

интереса учащихся (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина), положения о значении

народных традиций (В.П. Аникин, Г.Н. Волков, М.И. Долженкова, А.И.

Лазарев, J1.H. Лазарева, В.А. Сухомлинский); социально-культурный подход

(Е.И. Григорьева, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, H.H. Ярошенко и др.) к

освоению фольклорных традиций.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы

исследования: теоретические - изучение и анализ философской,

культурологической, фольклористической, психолого-педагогической

литературы, систематизация, сравнение, прогнозирование, теоретическое

моделирование; эмпирические - обобщение практического опыта,

анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный

эксперименты, математические методы обработки материала.

Опытно-экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВПО

«Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», МАОУ

СОШ № 1 г. Тамбова, МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова, МУК Дом культуры

«Придонской» городского округа г. Воронежа.

Методы исследования. Диссертационное исследование проводилось в

течение 2010-2013 гг. в три этапа:

Первый этап (2010-2011 гг.) - проводилось определение тематики

исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в

философской, культурологической, социологической, психолого-

педагогической литературе, материалах специальных научных исследований.

Велась работа по методологическому обоснованию теоретической части

исследования, определению цели, объекта, предмета, постановке задач и

формулировке гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены

сущность и специфика приобщения младших школьников к фольклорным

традициям посредством социально-культурных технологий, разработана

педагогическая модель и проведен констатирующий эксперимент:

анкетирование, беседа, наблюдение. Разрабатывалась программа 7

экспериментального исследования, изучались различные подходы к исследуемой проблеме на практике.

Второй этап (2011-2012 гг.) - проводился формирующий этап опытно-экспериментальной работы. С помощью экспериментов апробировалась программа по приобщению младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий. В этот период были выявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий.

Третий этап (2012-2013 гг.) - проводился контрольный эксперимент, были определены критерии и показатели уровня приобщенности младших школьников к фольклорным традициям. На данном этапе были подведены итоги опытно-экспериментальной работы: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования. Описывались полученные результаты и их внедрение в практику.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обоснована сущность приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий, которая определяется как процесс, позволяющий младшим школьникам эффективно осуществлять образовательную и досуговую деятельность, которая направлена на ознакомление с фольклорными традициями;

- выявлена специфика применения социально-культурных технологий в приобщении к фольклорным традициям младших школьников, которая характеризуется ориентацией на формирование ценностей и развитие творческих способностей;

- дана характеристика социально-культурным технологиям, способствующим приобщению младших школьников к фольклорным традициям (этнокультурные, игровые, культуротворческие, образовательные,

проектные, рекреативно-оздоровительные, информационно-

просветительские);

- разработана и реализована на практике педагогическая модель приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий, включающая в себя: комплекс организационно-педагогических условий; средств, форм и методов, обеспечивающих системность и последовательность в изучении фольклорных традиций; критериальный аппарат, включающий критерии и показатели, которые в совокупности определяют уровень приобщенности младших школьников к фольклорным традициям.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

- адаптированы применительно к младшему школьному возрасту социально-культурные технологии, которые способствуют эффективному приобщению детей к фольклорным традициям;

- разработана педагогическая модель приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий, которая включает цели, задачи, принципы, формы, условия, функции, критерии и позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет повышение уровня приобщенности младших школьников к фольклорным традициям;

- сформированный критериальный аппарат позволяет выявлять результативность педагогической работы по формированию знаний младших школьников о фольклорных традициях и использованию этих знаний на практике.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования способствуют дальнейшему углубленному анализу педагогического потенциала социально-культурных технологий, а также поиску новых форм и средств приобщения младших школьников к

фольклорным традициям.

9

Разработанная и апробированная авторская программа «Народное творчество» и методические рекомендации могут послужить содержательной основой деятельности кружковых объединений, внеклассных и внешкольных мероприятий, использоваться в воспитательной деятельности общеобразовательных школ и учреждений культуры и досуга.

Созданное в ходе исследования научно-методическое обеспечение (учебно-методические материалы, информационно-образова-тельные ресурсы и т.д.) и авторская педагогическая программа могут быть использованы при разработке педагогических систем и образовательных программ по формированию досуговой культуры младших школьников на федеральном и региональном уровнях, а также в работе учреждений социально-культурной сферы и системы образования.

Результаты диссертационного исследования могут найти применение в вузах, средних профессиональных учебных заведениях, на факультетах переподготовки и повышения квалификации работников культуры, преподавателей, в учреждениях социально-культурной сферы.

Достоверность и обоснованность полученных научных выводов обеспечены: методологическим подтверждением исследования, включающим философские, психолого-педагогические, социологические и этнокультурные подходы к проблеме приобщения младших школьников к фольклорным традициям; применением комплекса разнообразных методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; использованием взаимодополняющих психолого-педагогических и социологических методов; комплексным характером опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью экспериментальных данных, их всесторонним анализом, сочетанием качественного и количественного анализа результатов педагогической работы, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

ю

1. Сущность процесса приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий представляет собой педагогический процесс расширения культурного кругозора младшего школьника через изучение образцов народного творчества и их воспроизведение на основе добровольного включения и соучастия детей в процессе общения их с взрослыми носителями фольклорных традиций.

2. Специфика использования социально-культурных технологий в общеобразовательном учреждении как средство приобщения младших школьников к фольклорным традициям происходит за счет вовлечения их в процесс непрерывного культурного просвещения, создания ценностей культуры, стимулирования социально-культурной активности, посредством целенаправленного и свободного выбора деятельности, воздействующего на сознание и эмоциональную сферу младших школьников и способствующего повышению уровня творческой активности детей.

3. Организационно-педагогические условия приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий включают: осознание педагогом возможностей приобщения младших школьников к фольклорным традициям; построение педагогической деятельности на основе модельного представления; организацию в учебном и воспитательном процессе особой творческой среды, усиливающей стремление младших школьников к изучению фольклорных традиций; реализацию педагогической программы по приобщению младших школьников к фольклорным традициям; применение социально-культурных технологий для реализации программы.

4. Социально-культурные технологии приобщения младших школьников

к фольклорным традициям: этнокультурные (знакомство с традициями

народов); игровые (драматизация сюжетных детских песен, 11

инсценирование сказок, былин и др.); культуротворческие (индивидуальное, групповое, коллективное сочинение сказок, загадок, частушек и других жанров фольклора, изображение иллюстраций к фольклорным произведениям, создание новых игр и т.д.); образовательные (использование фольклорных текстов на различных уроках); проектные (создание проектов по фольклорному творчеству); рекреативно-оздоровительные (использование традиций фольклорных игр на переменах, прогулках, уроках физкультуры и т.д.); информативно-просветительские (изучение фольклорных традиций родного края и т.д.).

5. Педагогическая модель приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий представляет собой научно-теоретическое структурирование педагогического процесса, включающее: цель, задачи, принципы, методы, формы, функции, условия приобщения младших школьников к фольклорным традициям; а также критериальный аппарат для оценки эффективности предложенной модели.

6. Авторская педагогическая программа «Народное творчество», которая построена на использовании адаптированных социально-культурных технологий: знакомство с малыми жанрами устного народного творчества, участие в проведении традиционных обрядовых календарных праздников, разыгрывание крупнообъемных фольклорных текстов, исполнение ритуальных песен и т.д., направленная на развитие творческих сил младшего школьника, активизацию социально-культурной деятельности педагога, привлечение родителей обучающихся в общественные фольклорные объединения и клубы, способствующая эффективному приобщению младших школьников к фольклорным традициям.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:

а) выступления автора в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах в г. Москве, Отрадном, Ростове-на-Дону, Тамбове;

б) разработка авторской программы «Народное творчество» для младших школьников и ее реализация в МАОУ СОШ № 1 г. Тамбова, МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова, МУК Дом культуры «Придонской» городского округа г. Воронежа;

г) работа в рамках программы педагогической практики студентов направления «Педагогическое образование» профиль «начальное образование» (практика в летних оздоровительных лагерях, производственная и преддипломная практика в школах), включая руководство курсовыми и дипломными проектами по преподаваемым дисциплинам.

Результаты диссертационного исследования отражены в 13 научных публикациях автора, в том числе в 4 статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и ряда приложений.

Глава 1. Теоретические основы приобщения младших школьников к фольклорным традициям

1.1. Фольклорные традиции как фактор этнокультурного воспитания

и общего развития младших школьников

В последние годы наблюдается повышение интереса к возрождению характерных для местности народных обычаев, праздников, обрядов - всего того, из чего веками складывались национально-культурные или фольклорные традиции. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 г. от 4 октября 2000 г. №751 стратегические цели образования тесно связаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, сохранением, распространением и развитием национальной культуры. В федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)», в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в российской Федерации на 2008-2015 годы (Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 г. №702) подчёркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д. В Тамбовской области Главой администрации О.И. Бетиным 2013 г. объявлен годом культуры, 2014 год станет годом культуры в Российской Федерации.

Современное социокультурное состояние России все более оценивается как активное гражданское общество, которое ориентируется на сохранение и возрождение национальной культуры. Это находит отражение в возрождении идеи национальной школы, идеи этнопедагогизации образовательного процесса. Воспитательные и образовательные возможности национальной школы обладают огромным потенциалом в плане реализации культуросозидающей функции образования. Как отмечается в новом законе

РФ «Об образовании», в Федеральной программе «Культура России»,

14

национальная школа должна быть ориентирована на воспитание поколения понимающего, любящего, и, в первую очередь, знающего свою историю, традиции своего народа, сохраняющего ценностную основу собственной национальной культуры. Национальное воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, последовательно формирующий ребенка изначально как носителя местной культуры в носителя культуры российской.

Важным воспитывающим и образовательным компонентом в системе образования может стать опора на национальные, культурные традиции русского народа. Русские национальные культурные традиции, включая в себя общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д., выполняют важную функцию - аккумулируют, консервируют и транслируют социальный опыт. Народные традиции, фольклор - это доступная всем форма выражения себя, своего мироощущения.

Термин "фольклор" (в переводе с англ. "народная мудрость") впервые ввел английский ученый У.Дж. Томе в 1846 [27]. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.) и материальную (жилье, одежда) культуру народа. Современная наука о фольклоре трактует понятие «фольклор» в первоначальном значении: составная часть народного быта, различные элементы народного творчества. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении. В соответствии со спецификой нашего исследования мы особым образом выделяем словесное народное творчество как наиболее доступное детям младшего школьного возраста.

Древнейшие виды народного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифологические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия,

посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы

15

природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства — музыкой, танцами, декоративно-прикладным искусством. В науке это называется "первобытным синкретизмом" Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

Русский ученый А.Н. Веселовский считал, что истоки поэзии — в народном обряде. Первобытная поэзия, согласно его концепции, первоначально представляла собой песню хора, сопровождаемую пляской и пантомимой. Роль слова на первых порах была невелика и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер [44].

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства — важнейший шаг в предыстории фольклора.

В древнейший период фольклор стал словесным искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем: у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией .и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел.

В античном и средневековом обществе складывался героический эпос

(ирландские саги, киргизский манас, русские былины и пр.). Возникали

также легенды и песни, отражающие религиозные верования (например,

русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни,

изображающие реальные исторические события и героев такими, какими они 16

остались в народной памяти. Если обрядовая лирика (обряды, сопровождающие календарный и сельскохозяйственный циклы, семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью) зародилась в глубокой древности, то лирика необрядовая, с ее интересом к обычному человеку, появилась значительно позже. Однако со временем граница между поэзией обрядовой и необрядовой стирается. Так, на свадьбе поют частушки, в то же время некоторые из свадебных песен переходят в необрядовый репертуар [56].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Божок, Анастасия Леонидовна, 2013 год

6. Алпатов С. В. Фольклор и литература // Литература. - 2000, №19.

7. Амосов Н.М., Воронцов Д.Д., Никитина Л.А. Страна детства. - Москва: Изд-во Знание, 1990.

8. Ананьев Г.Г. О развитии детей в процессе обучения.- Москва: Изд-во Советская педагогика, 1957.

9. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - Новосибирск, 1994.

10. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки.- М: Дет. лит., 1982.

11. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: пособие для учителя. - М: Учпедгиз, 1957.

12. Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение. - М: МГИК, 1992.

13. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: учебное пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов,- М: МГУКИ, 2001.

14. Бакланова Т.И. Музыкально-образовательная работа в самодеятельном хоре и пути повышения её эффективности. Диссертация канд. пед. наук. - М., 1979.

15. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура. -Москва: МГУКИ, 2000.

16. Балашова О.Б. Открытые уроки фольклора // Приложение к газете 1 сентября. - 1998, №23.

17. Баркова A.M. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора: Диссертация на соискание учёной степени к.п.н. - М., 2000.

18. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. - М: Наука, 2002.

19. Бахтин B.C. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. - Ленинград: Дет. лит., 1988.

20. Бахтина В.А. Фольклор в современном мире. Аспекты и пути исследования. - М: Наука, 1991.

21. Белова Г., Пазынич О. Золотые зёрна народной мудрости //ж. Литература. -2007, №10.

22. Белогрудов O.A. Культурология. - М: ГИС, 1997.

23. Беляев А.П. Опыт культурного обмена. Диссертация канд. пед. наук. - М., 1994.

24. Бердяев H.A. Смысл творчества. Философия свободы. - М: Правда, 1989.

25. Блинова Г.П. Народная художественная культура: русские народные праздники и обряды (теория и история). - М., 1997.

26. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М: Искусство, 1971.

27. Большакова М.В. Фольклор в познавательном развитии// Дошкольное воспитание. - 2004, №9.

28. Бороздунова Л.В. Я частушку на частушку как на ниточку вяжу // Уроки литературы. - 2004, №10.

29. Брагинский И.С. Зарубежные исследования по семиотике фольклора. Сборник статей. - М: Наука, 1985.

30. Брагинский И.С. Типологические исследования по фольклору. - М., 1975.

122

31. Буева Л.П. Духовная культура личности в современном образовании / Л.П. Буева// Современные проблемы культурологического образования: сб. статей. М.: МГИК, 1993.

32. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение, 2 класс, 1 и 2 ч. - М: Баласс, 2008.

33. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение, 3 класс, 2 ч. - М: Баласс, 2008.

34. Бушева А.П. Фольклор в школе. - Тамбов, 1995.

35. Былеева Л.В. Русские народные игры. - М: Педагогика, 1988.

36. Васин К.С. Воспитание чувств как оно есть // Эстетическое воспитание. -2001, №1.

37. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Пособие для учителя.- М: Просвещение, 1963.

38. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М: Высшая школа, 1989.

39. Виноградов Г.С. Детский фольклор// Из истории русской фольклористики.-Ленинград, 1978.

40. Виноградов Г.С. Теоретический анализ фольклора. - М., 1954.

41. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. - М: Флинта, 1998.

42. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.

43. Гацак В.М. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. - М: Лабиринт-МП, 1998.

44. Гацак В.М. Фольклор. Проблемы историзма. - М., 1988.

45. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. - Л., 1972.

46. Голуб М.Л. Специфика художественного образа в фольклоре. Диссертация канд. пед. наук. - М., 1997.

47. Григорьев В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности: Диссертация д.п.н. - М., 1998.

48. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной

деятельности. - Тамбов, 2002. 123

49. Григорьева Е.И. Методика организации детского юношеского творчества. -Тамбов, 1997.

50. Григорьева Е.И., Рыбкина Н.В. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. Выпуск 2, 3, 4. - Т., 2007, 2008, 2009.

51. Григорьева Е.И. Возрождение и развитие традиций народной художественной культуры. - Тамбов, 2011.

52. Грициенко В.А. Приобщение к сказке детей старшего дошкольного возраста. - Магнитогорск, 2001.

53. Громов Е.С. Художественное творчество. Опыт характеристики некоторых проблем. - М., 1970.

54. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Ленинград, 1967.

55. Гусев В.Е. Проблемы фольклора в истории эстетики.- М.-Л., 1963.

56. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства.- М., 1966.

57. Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками. Рукоделие в начальной школе. - М., 2004.

58. Дандес А. Фольклор: семиотики и/или психоанализ. Сборник статей. - М., 2003.

59. Демиденко Е.Л. Изучение фольклора в среднем звене // Литература. -2005, №18.

60. Детская литература/ Под редакцией Е.Е. Зубаревой. - М., Просвещение, 1989.

61. Долженкова М.И. Традиционная тамбовская народная художественная культура. - Тамбов, 2000.

62. Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения //Сборник статей по материалам Н-ой Межвузовской научно-практической конференции. - М., 2008.

63. Евтихиева Л.Ю. Тамбовский курагод. - Тамбов, 2003.

64. Евстифеева H.A. Виды работ с пословицами на уроках литературного чтения// Начальная школа. - 2007, №9.

65. Ерёмин И. Театр Петрушки. - М., 1977.

124

66. Ермолаева Т.А. На посиделках // Литература в школе. - 1990, №5.

67. Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 2 класс, 2 ч.- М., 2004.

68. Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 3 класс, 1ч.- М., 2004.

69. Жирмунский В.М. Фольклор Запада и Востока: Сравнительно-исторические очерки. - М., 2004.

70. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - Москва, 2001.

71. Злобина М.Н. Малые жанры народного творчества // Литература. - 2004, №22.

72. Зева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. - М., 2001.

73. История социально-культурной деятельности: учебно-методическое пособие для студентов факультета культурологии.- Тамбов, 2001.

74. Игонина Г.С. Размышления о работе с младшими школьниками по русской народной тематике // Начальная школа. - 1995, №2, с.71-72.

75. Кальницкая A.M. Тамбовский фольклор. Хрестоматия. - Тамбов, 2003.

76. Кальницкая A.M. Фольклорная практика: программа для студентов филологического факультета.- Тамбов, 2002.

77. Каргин A.C. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. - М., 1984.

78. Каргин A.C. Народная художественная культура // Курс лекций. - М., 1997.

79. Карпова Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников при освоении русского фольклора. Автореферат диссертации канд. пед. наук. - М., 2010.

80. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Родная речь, 2 класс. -М., 2004.

81. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Родная речь, 3 класс. -М., 2004.

82. Киселёва Т.Г. Социально-культурная деятельность (история, теоретические основы, современная технология). - М., 1995.

83. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. М.: МГУК, 1995 - 136 с.

84. Книга для ученика и учителя. Русский фольклор. Критика и комментарии. Темы и развёрнутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку. -М., 2002.

85. Коваль М.Б. Деятельность внешкольных учреждений в помощь школе// Методические рекомендации. - М., 1985.

86. Компетентностный подход к подготовке учителя начальных классов в условиях обновления профессионального образования //Сборник научных статей. - М., 2008.

87. Кравцов Н.И. Фольклор как искусство слова. - М., 1966.

88. Кравцов Н.И. Вопросы жанров русского фольклора. Сборник статей. - М: МГУ, 1972.

89. Круглов Ю.Г. Фольклорная практика: учебное пособие для студентов педагогических институтов.- М., 1986.

90. Кудухова В.И. Студия народного творчества // Начальная школа. - 1997, №5.

91. Кулина И.А. Пошутим, посмеёмся // Начальная школа. — 1995, №5.

92. Куприянова Л.Л. Русский фольклор в общеобразовательной школе / Русский фольклор в современных образовательных структурах: Сб. статей и методических материалов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - С. 40-46.

93. Курбатова Н.В. Фольклорный праздник в общеобразовательной школе / Русский фольклор в современных образовательных структурах: Сб. статей и методических материалов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. - С. 60-64.

94. Кутейникова З.М. Фольклор на уроках литературного чтения // Начальная школа. - 2008, №4.

95. Левин В.А. Воспитание творчества. - М., 1977.

96. Литвин Э.С. К вопросу о детском фольклоре //Русский фольклор: Материалы и исследования. - М.-Л., 1958.

97. Лихачёв Б.Т. Эстетическое воспитание в школе // Вопросы системного подхода. -М., 1980.

98. Львов М.Р. Школа творческого мышления. - Тула-Москва, 2003.

99. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская H.H. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987.

100. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2002.

101. Львова М.Е. Русская народная сказка на уроке и внеклассном занятии // Начальная школа. - 2001, №12.

102. Малыгина И.В. Национальная культура и национальное самосознание. -М., 1998.

103. Маркин Н.И. Этнокультурное воспитание детей средствами музыкального фольклора в учреждениях дополнительного образования. Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд.пед.наук. - Орёл, 2013.

104. Махмудова К. Фольклор и современность. - Ташкент, 1990.

105. Махов Ф.С. Педагогика за пределами школы.- М., 1988.

106. Мелик-Пашаев Л.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1987.

107. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М., 1987.

108. Мень А. Культура и духовное восхождение. - М., 1972.

109. Мерзлякова С.И. Фольклор-музыка-театр: программа и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками.-М., 1999.

110. Метлицкая A.A. В гостях у сказки // Начальная школа. - 1991, №9.

111. Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. - М., 1977.

112. Назарова Л. Тайные глубины смысла: Методика преподавания фольклора в школе // Народное творчество. - 2002, №6.

113. Неганова Н. Сядем рядком, поговорим ладком: Фольклор в повседневной

жизни малышей // Дошкольное воспитание. - 1996, №1.

127

114. Никитина Г.Я. История культурно-досуговой деятельности. - М., 1998.

115. Никитченков А.Ю. Взаимосвязь изучения традиционного и современного фольклора в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов. В сб.: Квалификационная филологическая подготовка специалистов на факультете ПиМНО в свете модернизации системы образования. Т. 2. Материалы II Международной научно-практической конференции. -Борисоглебск, 2009.

116. Николаев О.Р. Наивная фольклористика: типы, формы, функции // Живая старина. - 2010, № 1.

117. Новицкая М.Ю. Русский детский внеигровой фольклор // Диссертация канд.пед.наук. - М., 1984.

118. Овчинникова О.Ю. Социокультурная деятельность учреждений культуры по сохранению и возрождению национальных традиций народов Удмуртии. Диссертация канд.пед.наук. - М., 1998.

119. Пашкова A.M. Формирование эстетических суждений младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы средствами фольклора // Современные подходы к учебно-воспитательному процессу. -М., 1995.

120. Пелепенко Т. Карусель фольклорных традиций Воронежского края // Праздник.-2011, №10.

121. Первова Г.М. Детская литература. - Тамбов, издательство ТГУ, 2006.

122. Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Т. 1. -М., 2005.

123. Перепёлкин Л.П. Пути изучения фольклорных произведений различных жанров на уроках литературы в 5 классе: Диссертация канд. пед. наук. - М., 1999.

124. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии-М., 1996.

125. Пикулеева Н. Играй-городок! Прибаутки, считалки, скороговорки, загадки

и сюрприз. - Челябинск, 2006.

128

126. Поварницына E.JI. Формирование у младших школьников умения понимать пословицы и поговорки //ж. Начальная школа плюс до и после. -2010, №2.

127. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. - М., 1982.

128. Полькина С.Н. Методика изучения произведений фольклора в 5 классе: Диссертация канд. пед. наук. - М., 2000.

129. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. - М., 1977.

130. Попов В. Русская народная песня в детском хоре. - М., 1985.

131. Пранцова Г.В., Перепёлкина Л.П., Сазонова Г.М. Изучение фольклора в школе. - Пенза, 2002.

132. Проблемы организации досуга: современный и исторический аспект. Материалы студенческой научно-практической конференции: «Проблемы организации досуга в современных условиях». - М., 1993.

133. Программы начального образования: 1-4 классы. - М: Просвещение, 2008.

134. Прозорова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Потешки //ж. Начальная школа.- 2004, №4.

135. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М., 1976.

136. Прыгунова E.H., Разумова И.А. Преподавание фольклора в средней школе. - С.-П., 2001.

137. Романова Г.А. Социально-педагогические условия возрождения и развития празднично-обрядовых форм народной культуры. Диссертация канд.пед.наук. - М., 1997.

138. Романовская З.И. Живое слово, 2 класс. - М., 1999.

139. Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. - Изд-во Бахрах-М, 2008.

140. Российские фольклористы. Справочник. -М., 1994.

141. Русский фольклор: Проблемы изучения и преподавания. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 24-27 сентября 1991. — Тамбов, 1991.

142. Сафронова Т.В. Осенний календарь // Литература в школе. - 1996, №5.

143. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Выпуск 1. Народный календарь. -М., 1990.

144. Сердюк М.А. Актуальные проблемы изучения фольклорных текстов в начальной школе. В сб.: Квалификационная филологическая подготовка специалистов на факультете ПиМНО в свете модернизации системы образования. Т. 2. Материалы II Международной научно-практической конференции. - Борисоглебск, 2009.

145. Соколов Ю.М. Русский фольклор. Выпуск 3. - М., 1931.

146. Сохранение и возрождение фольклорных традиций// Серия. Вып. 1-9. -М, 1990-1999.

147. Спирина А. Капустник // Приложение к газете «1 сентября». - 1997, №9.

148. Стрельцов Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств.- М., 2008.

149. Суркова Н. Пословицы и поговорки // Начальная школа. - 2006, №10.

150. Токарчук Н.Б. Детский фольклор в русском народном творчестве Казахстана. Автореферат канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1989.

151. Троицкая Т. Народная художественная словесность в детской повседневной жизни и в образовании. Учебное пособие для студентов факультетов начальных классов и филологических. - Барнаул, 2003.

152. Туев В.В. Феномен клуба: Историко-педагогический анализ // Диссертация доктора пед.наук - М., 1998.

153. Тупицына Т.С. Пословица - всем углам помощница // Начальная школа-1991, №7.

154. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. - М., 1961.

155. Фольклор в школе. Материалы к занятиям по детской бытовой, народно-обрядовой культуре и фольклору с учащимися начальных классов. - Нижний Тагил, 1993.

156. Фольклор и викторина: народное творчество в век телевидения. - М., 1988.

157. Фролова JT.А., Балдыкина И. Конкурс загадок о зиме 2-3 классы // Начальная школа. - 1990, №2.

158. Хлысталова А.Н. Методика литературного развития младших школьников при обучении чтению малых фольклорных жанров: Автореферат канд. пед. наук. - М., 1991.

159. Хлысталова А.Н. Современные технологии организации самостоятельной работы будущих учителей-филологов. - Орехово-Зуево, 2008.

160. Хлысталова А.Н. Литературное развитие младших школьников средствами фольклора // Начальная школа. - 1996, №1.

161. Чечетин А.И. История театральных представлений (Россия). Выпуск II, III.-M., 1999.

162. Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиции. - М., 2005.

163. Чуракова H.A. Литературное чтение, 4 класс. - М., 2006.

164. Шашуков Н.Л. Народная педагогика: фольклор от самой колыбели // Литература в школе. - 1994, №4.

165. Шевченко Л.А. Фольклористика. Программа курса. - Тамбов, 2003.

166. Ширкевич О.В. Драгоценный ларец // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2008, №5.

167. Школа русского фольклора / Редактор Картавцева М.Т. - М., 1994.

168. Шулунова Л.И. Культурно-просветительная работа как сфера освоения традиций народной художественной культуры // Учебное пособие.-Шымкент, 1993.

169. Энциклопедия для детей. - М: Аванта, 1998.

170. Эстетическое воспитание школьников / Под. ред. Лихачёва Б.Т. - М., 1981.

171. Ядов В.А. Социологические методы исследования клубной работы. - М., 1986.

172. Ярон Г. О любимом жанре. - М., 1963.

173. Ярошенко H.H. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник. - Москва: МГУКИ, 2007, С. 360.

131

174. http://mkrf.ru/ministerstvo/passportculturalregions/?ELEMENT_ID=239117&p rint=Y

175. http://revolution.allbest.ru/psychology/00359571_l .html

176. http://azps.ru/tests/tests_animal.html

177. http://testoteka.narod.ru/pm/1 /14.html

178. Http://Www.Dissercat.Com

179. Http://Www.Dslib.Net

180. Http://Tradicii.Com/

181. Http://Www.Riku.Ru

182. Http://Do.Gendocs.Ru

183. Http://Gendocs.Ru/V30093/?Cc=l 1

184. Http://Revolution.Allbest.Ru/Pedagogics/00238111 O.Html

185. Http://Fandag.Ru/Publ/14-1-0-58

186. Http://Www.Lit-Studia.Ru/Articles/9.Html

187. Http://Traditio-Ru.Org/Wiki/Фoльклop

188. Http://Www.Dvinaland.Ru/Culture/Site/Publications/Eoc/Eoc2006-2/3.Pdf

189. Http://Satermigh.Moy.Su/News/Zhivaia_Tradiciia Folklornoe Dvizhenie Seg odnia/2013-01 -22-64

190. Http://Window.Edu.Ru/Resource/487/38487

191. Http://Window.Edu.Ru/Resource/487/38487

192. Http://Www.Bestreferat.Ru/Referat-219063.Html

193. Http://Bgcnt.Ru/Publishing-Activity/672/685.Html

194. Http://Vk.Com/Club57520662

195. Http://Www.Kolonoros.Com/Page/Page60.Htm

196. Http://Www.Tinlib.Ru/Istoriia/Simvoly Slavianskogo Jazvchestva/P3.Php

197. Http://Annales.Info/Sbo/Contens/Folklore.Htm

198. Http://Www.Litrasoch.Ru/Folklornye-Tradicii-V-Proizvedenii-Odnogo-Iz-Russkix-Pisatelei-Xix-Veka/

199. Http://Yazik.Info/2012-27.Php

200. Http://Www.Vseslovari.Com.Ua/Koler/Page/Narodnava Muzyika Otdelnyie_ Traditsii_Muzyikalnogo_Folklora.7105

201. Н11р:/^1к1.8апркго.Ки/1пёех.РЬр/Проект%22фольклорные_Традиции_В_ Нашей Жизни%22

202. Http://Nashasreda.Ru/Regionalnye-Tradicii-Russkogo-Narodnogo-Pesennogo-Tvorchestva/

203. Http://Www.Uchmag.Ru/Estore/E46373/?S=192

204. Http://Www.Menestrels.Ru/Folklor-I-Postfolklor-Struktura-Tipologiya-Semiotika/

205. Http://Anthropologie.Kunstkamera.Ru/Files/Pdf/006/06 07 Lurie K.Pdf

206. Http://Yandex.Ru/Clck/Jsredir?From=Yandex.Ru%3byandsearch%3bweb%3b %3 b&Text=%D 1 %84%D0%Be%D0%Bb%D 1 %8c%D0%Ba%D0%Bb%D0% Be%D 1 %80%D0%Bd%D 1 %8b%D0%B5%20%D 1 %82%D 1 %80%D0%B0% D0%B4%D0%B8%Dl%86%D0%B8%D0%B8&Uuid=&State=Aiuy0dbwfi4e paese6rgeaj gs2pi3dw99kudgo wt9xviu 1 vee-

Hvcpky3bim3rvgwwnp5m8qtoizbnwsbr_Rpkalfix5sz5mlyxbffiilbvphkhfqiqs-K2vruhtm8qqqgdcgfbxgj vkbdp3msulbfske-Fuyottineg 1 iyCmwrxwal-Yb8snxyss9guos331osoi9iomkoz0eniyyzoxyncvywxnrkdf8nqzpugwuegahxn0z bxydpetdgnaeaad5ecrst8iyhgta0w9es37umtnogtz27&Data=Ulnmmk5wktyeir0 ewjfykl ldmtxaiyzskdkbglqog 1 zauxevtlvvfbkuelwavier2v3bgm4r lhhas 1 fnxhvq s 1 xc2k0eu5fz2nmqtm0wdi0zlnrrtr 1 vtzadinxqmzmtiq 1 cfpubdbornktrOxvvncxc 2xonxz0rdflmennnhc3bdftsgq3zvnntetgmk91odvltfrhcfdyzirwml 15bih4tii0v2e 2rnnh4n2xvs31su2iybxzrsmrsmurlzmlo&B64e=2&Sign=2b6234c619253832e6 c4ce7f0341652f&Keyno-0&L10n-Ru&Mc-5.3038715282766145

207. Http://Alltradition.Ru/

208. Http://Www.Koshki-Mishki.Ru/Forum/Index.Php?Topic=1225.0

209. Http://Podarkidlyavas.Jimdo.Com/2012/12/03/3Ha4eHHe-HapoflHbix-Традиций-В-Воспитании-Детей/

210. Http://Xreferat.Ru/71/4019-1 -Narodnye-Tradicii-V-Vospitanii-Deteiv.Html

211. Http://Ds23.Cuso-Edu.Ru/Aktualthemes/250/

133

212. Http://Www.Belta.By/Ru/Conference/I 296.Html

213. Http://New-Taiikistan.Narod.Ru/Taiikistan/Kulture/Parts/5.Htm

214. Http://Www.Coolreferat.Com/Q6bi4aH И Традиции Русского Народа

215. Http://Xreferat.Ru/48/431 -1 -Tradicii-I-Obvchai-Russkogo-Naroda.Html

216. Http://Www.Refstar.Ru/Data/R/Id.8913 1 .Html

217. Http://Fb.Ru/Article/7854/Traditsii-Russkogo-Naroda

218. Приказ Министерства Образования И Науки Рф От 6 Октября 2009 Г. N 373

219. "Об Утверждении И Введении В Действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования"

220. Федеральный Закон От 29 Декабря 2012 Г. N 273-Фз

221. "Об Образовании В Российской Федерации"

222. Закон Рф От 9 Октября 1992 Г. N 3612-1 "Основы Законодательства Российской Федерации О Культуре" (С Изменениями И Дополнениями)

223. Федеральный Закон О Внесении Изменения В Статью 39 Закона Российской Федерации "Основы Законодательства Российской Федерации О Культуре"

224. Постановление Администрации Тамбовской Области От 24 Декабря 2012 Г. N 1645 "О Проведении В Тамбовской Области В 2013 Году Года Культуры"

Анкета для педагогов

1. Считаете ли вы работу по приобщению младших школьников к фольклорным традициям необходимой и возможной?

2. Какие фольклорные традиции вы используете в своей практике?

3. Как в вашем классе проходит приобщение младших школьников к фольклорным традициям?

4. Какими способами вы повышаете уровень культуры у детей?

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо приобщать детей к фольклору?

6. Привлекаете ли вы родителей к проведению фольклорных традиций в детскую повседневную жизнь?

7. Какие жанры фольклора Вы знаете?

8. Какие используете в практике с детьми?

9. С какой целью вы обращаетесь к фольклорным жанрам?

10. Как Вы считаете, какое значение имеют фольклорные традиции в жизни ребенка?

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты. Просим Вас помнить о том, что самым желательным для нас будет правдивый ответ. Мы очень надеемся на Вашу помощь!

1. Как вы считаете, нужно ли ребенка знакомить с устным народным творчеством?

2. Используете ли вы в общении со своим ребенком детские фольклорные произведения (потешки, поговорки, сказки, скороговорки, прибаутки, небылицы и т.д.)? Где? Когда?

3. Что споет ваш ребенок, если его об этом попросить?

4. Знает ли ваш ребенок фольклорные произведения? Слышали ли вы, как он их читает, применяет в своей деятельности?

5. Какие малые формы фольклора Вы знаете?

6. Загадываете ли детям загадки? Как часто?

7. Пели ли Вы своим детям колыбельные песни?

8. Какие?

9. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?

Спасибо за участие!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Беседа с младшими школьниками на констатирующем этапе

1) Что такое фольклор?

2) Какие ты знаешь жанры устного народного творчества? Назови их.

3) Какие фольклорные традиции ты знаешь?

4) Прочитай наизусть что-нибудь из устного народного творчества.

5) Откуда ты знаешь произведения фольклора?

6) Хотелось бы тебе посещать занятия фольклорного кружка?

7) Что тебя больше всего привлекает на занятии: беседы о народных праздниках, традициях, обрядах; народные игры; принимать участие в школьной деятельности; петь; танцевать; ничего?

8) Что нового для себя вы узнаёте на занятиях?

9) Любите ли вы выступать, принимать участие в концертах?

10) Какую трудность испытываете на занятиях (что получается, а что не получается)?

11) С каким настроением ты разучиваешь новые игры?

12) Интересуются ли родители, чем вы занимаетесь в школе, что нового узнали?

13) Нравится ли тебе разучивать новые фольклорные тексты?

14) Есть желание изучать фольклорные традиции родного края?

15) Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные в кружке в дальнейшей жизни?

Таблица 2

Результаты теста «С фольклором на «вы»

Вопрос Количество человек Экспериментальный класс Контрольный класс

верно неверно не ответили верно неверно не ответили

Что такое фольклор? 8 15 7 10 9 11

Понятие «пословица» 14 13 3 14 16 0

Виды сказок 2 21 7 5 15 10

Понятие «частушка» 16 13 1 13 17 0

Понятие «скороговорка» 11 19 0 14 5 11

Таблица 3

Количество учащихся по показателям эмоциоиально-мотивационного критерия на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы:

Показатели Экспериментальный класс Контрольный класс

Желание изучать фольклорные традиции 5 4

Интерес к фольклорным традициям 3 4

Положительное отношение к фольклорным традициям 16 14

Таблица 4

Результаты наблюдений деятельностного критерия на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

Причина Экспериментальный класс Контрольный класс

Собственное желание 6 1

На пару с другом 3 7

Желание родителей 10 10

Мотивация учителем 7 9

Нет никакого желания 4 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Тема родительского собрания для беседы: «Фольклор в вашей семье»

Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.

Задачи:

1 .Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.

2.Способствовать использованию родителями фольклора в семейном воспитании.

Подготовка выставки книг, подборка потешек, поговорок, скороговорок, пословиц, загадок.

План проведения собрания.

1 .Вступление (короткое выступление, настраивающее родителей на тему разговора).

2. Блиц-опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?».

3. Раскрытие педагогического потенциала фольклора для детей.

4. Обмен опытом семейного воспитания «Мы играем в бабушкины игры»

5. Викторина: «Вспомни пословицу или поговорку».

6. Заключение.

Ход проведения собрания.

1.Вступление.

- Уважаемые родители, тема нашего сегодняшнего собрания -«Фольклор в вашей семье» выбрана не случайно. «Фольклор»- какое-то забытое или даже незнакомое слово. Что же это такое - фольклор? Фольклор - это устное народное творчество. Существует множество форм фольклорных произведений: это сказки, сказания, легенды, былины и более простые формы, предназначенные для детей.

142

2. Блиц-опрос: «Какие формы фольклора используются в вашей семье?».

(пестушки, потешки, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, небылицы.)

3. Вы знаете, что сказки, потешки, прибаутки, все другие простые стихотворные произведения люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать. И так в устной форме они передаются из поколения в поколение. Кто их сочинял, неизвестно. Все плохое, неподходящее для пересказчика в этих сказках, легендах отбрасывалось, заменялось новым, добавлялось другими строками, т.е. все лучшее в них передавалось из уст в уста. Время отсортировало их. В этом заключается их ценность. Эти произведения плохому не научат. В них все самое лучшее. Они просты и доступны для понимания детей, т.к. создавались именно для них, а поэтому интересны и привлекательны. И именно поэтому я взяла эту тему для сегодняшнего занятия. И еще по одной причине. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас - взрослых, совсем не предназначенное для детей, ведь они же здесь, у аппаратуры! Попросите ребенка что-нибудь спеть, и он споет что угодно, только не из детского репертуара. Дети наши знают много фольклорных произведений: и потешки, и сказки, мы знакомим их и с небылицами, и с прибаутками. Обидно, когда они выходят за порог школы и все забывают. А ведь фольклорные произведения - это кладовая знаний, это наше богатство. Оно помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи. Вы ведь знаете, что человеческий язык не является врожденным, ему обучаются. Сначала ребенок учится понимать речь взрослых, затем учится говорить сам,

посредством речевого общения начинает понимать мир, в котором живет.

143

Вспомните, ведь именно простые, незамысловатые потешки, пестушки, байки были первыми вашими помощниками в общении с грудными детьми. Кто не играл с ребенком в сороку?

- Сорока, сорока Сорока-белобока Кашку варила Деток кормила или

- Ладушки-ладушки!

- Где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку........

Вот эти самые первые, простые народные произведения учат детей понимать хорошее и плохое: Этому дала, Этому дала, А этому не дала Ты воды не носил! Дров не рубил! Кашу не варил! Тебе нет ничего.

Также потешки знакомят детей с явлениями природы:

Радуга-дуга,

Не давай дождя.

Давай солнышка - колоколнышка. Дождик - дождик пуще! Будет трава гуще!

Потешки помогают также в постановке в речи отдельных звуков: Петушо-о-ок, петушо-о-ок Золото-о-ой гребешо-о-ок Или:

Наши уточки с утра, кря-кря-кря Наши гуси у пруда-а-а Га - га- га! Га - га- га! Наши курочки в окно-о-о Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Через потешки мы можем познакомить детей с некоторыми музыкальными инструментами:

Ой-ду-ду-ду-ду-ду-ду! (дудочка) Тили- бом! Тили- бом! (колокольчик) Ай люли-люли-люли! (свирель)

Они знакомят с животными, их детенышами, учат детей звукоподражать

им:

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки-Желтые цыплятки. Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко,... Рано - рано поутру Пастушок ту-ру-ру-ру А коровка в лад ему Затянула му-му-му...

А небылицы - это юмор, доступный пониманию детей. Именно они,

самые первые простые стишки учат детей понимать реальное соотношение

вещей и явлений. Они подводят ребенка к тому, что бывает, а что не бывает,

что так, а что здесь не так, вызывают смех у ребенка. 145

Так свинья на дубу гнездо свила... Распустила поросят Всех по маленьким сучкам Поросята визжат, Полетать они хотят.

Читая такую потешку - небылицу, вы объясните ребенку, что так не бывает, что это шутка. А постарше ребенок это сам увидит и обязательно улыбнется над такой шуткой.

Народное творчество тесно связано с игрой. Ребенок неотделим от игры. Игра - это его жизнь. Через игру он познает мир. Очень увлекают детей хороводные игры «Заинька, попляши...», «Каравай» - без которого у нас не обходится ни один праздник, ни один день рождения. А подвижные игры с причитаниями: «У медведя во бору цветы, ягоды я рву...», «Гуси -гуси, га-га-га....»

А какие народные игры устраиваете вы с детьми в своей семье? 4. «Мы играем в бабушкины игры». (Обмен опытом семейного воспитания.)

Подрастут ваши дети, и сами будут выбирать водящего. Здесь им пригодятся считалки:

«Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада - полисада. Кто яблоко возьмет, Тот из круга вон пойдет. «Серый зайка сорвал травку, Положил ее на лавку. Кто травку возьмет. Тот из круга вон пойдет».

Считалки предупреждают возникновение в детском коллективе ссор, обид, организуют игру.

А как дети любят загадки! Они развивают в ребенке догадливость, сообразительность, умение сравнивать два не похожих друг на друга предмета: «черненькая собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает» - замок сравнивается с собачкой. Здесь голову надо сломать, чтобы отгадать. И ребенок «ломает». Он хочет познать эту загадочную связь. Отгадка вносит порядок в путаницу, все становится на свои места: у замка и собачки есть общее, схожее - они не пускают домой, они могут быть одного цвета, но вот одно лает, а другое - нет. Попробуйте объяснить детям загадки, они помогут развитию логического мышления. Например, эту: «Сидит красная девица в темнице, а коса зелёная на улице...».

Пословицы и поговорки - это мораль, выработанная многими поколениями.

5. Викторина: «Вспомни пословицу или поговорку»

(Родители читают знакомые пословицы и поговорки.)

- Не поклонясь до земли и грибка не поднимешь.

- Без труда не выловишь рыбку из пруда.

- Береги нос в большой мороз.

- Кончил дело - гуляй смело.

- Не спеши языком, торопись делом.

Школьник воспринимает пословицы и поговорки в прямом значении. Но уже сейчас в общении с ребенком мы можем их использовать как общепринятые поучения. Более общий переносный смысл их становится понятным детям с возрастом.

- Надоел как горькая редька - т.е. кто-то причиняет неудобства своим присутствием.

- Свалился как снег на голову - пришел неожиданно.

Дети иногда могут от вас услышать такие выражения, и хочется, чтобы они понимали их значение. Поэтому уже сейчас надо давать пояснения этим народным мудростям.

Колыбельные песни - байки. «Баять» - баюкать, говорить.

147

Укладывая ребенка спать, мать нашептывала ему, напевала свои сердечные пожелания, заветы, отдавала через эти песни тепло своего материнского сердца, свою любовь. Очень много колыбельных песен связано с образом кота. Кот в избе считался символом спокойствия, благополучия, добра. И поэтому в своих песнях мать звала кота ночевать:

- Уж ты, котенька - коток, Котя - серенький лобок, Приди, котя, ночевать, Мою дитеньку качать...

Часто мать нашептывала своему малышу о том, что происходило вокруг:

- Баю-баю-баю-бай Ты, собачка, не лай....

Мы с вами таких песен не поем своим детям (как показало анкетирование). Наверное, потому, что не знаем их, а если и знаем - не понимаем их воспитательного значения. Колыбельная песня - это сердечная связь ребёнка с матерью.

Сказки - педагогическая ценность их чрезвычайно велика. Сказки пронизаны чувством горячей любви к своей Родине, верой в справедливость, добро. Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным детям - сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих (идет петух в сапогах, несет косу на плечах, кричит во все горло: «Пошла, лиса, вон!»). Этим (своей загадочностью, неправдоподобием) и привлекает к себе сказка ребенка. Сказки учат ребенка понимать где добро, где зло, где героизм, где трусость, где доброта, где жадность, т.е. они помогают ребенку уяснить нормы поведения. Первые сказки, с которыми мы знакомим детей: «Репка», « Курочка - ряба», «Колобок», «Теремок». Казалось бы, что они привлекают ребенка только своей доступностью, простотой, которые содействуют запоминанию и пониманию. Но ведь они тоже богаты смысловым содержанием. Веселый и

задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал

148

хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе. В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни зверюшек, а медведь пришел - не стало теремка. В «Репке» показано, что даже малый труд - «мышка прибежала» - лишним не бывает.

В сказках о животных много действий, много движений, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается быстро: петух проглотил зернышко, и курочка бежит его спасать. Сколько препятствий пришлось преодолеть курочке, чтобы петушок остался жив! В сказках о животных много юмора, много радости, но и печали. Они столь же ярки, как и детские эмоции. Плачет заяц у порога - его лиса прогнала. Петух выгнал лису -радости зайца нет конца. Ребенку становится тоже весело. В сказках о животных много песен:

- Петушок, петушок - золотой гребешок...

- Вы детушки, вы козлятушки! Отопритеся, отворитеся...

Этим они и западают в память, душу ребенка. Дети увлекаются волшебными сказками. Они привлекают их своей необыкновенностью, чудесами: топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает, яблонька помогает Машеньке и ее брату спрятаться от гусей-лебедей, в небо поднимается ковер-самолет. Этот сказочный мир будит и развивает воображение детей, захватывает их. Дети радуются победам Ивана -царевича, чудесам Василисы Прекрасной. Эти сказки пронизаны верой в добро, осуждением лени, жадности. А для того, чтобы ребенок понял содержание сказки, ее смысл нужно правильно донести до ребенка. Здесь важна интонация речи. Ваш ребенок знает вас. Он улавливает малейшее изменение вашего голоса. И поэтому сказки, рассказанные вами, дойдут до самой глубины сердца вашего ребенка, как когда-то они доходили до нас от наших мам, бабушек. Вот почему нам так хотелось обратить внимание на устное народное творчество.

Заключение: Уважаемые родители! Детский фольклор помогает нам в

установке контакта с детьми, создает благоприятные условия для их

149

воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму. Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви.

(Презентация книг с произведениями народного творчества, рекомендация сайтов Интернета по детской литературе).

Министерство образования и науки РФ Управление образования и науки Тамбовской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36 г. Тамбова»

Народное творчество

Программа для системы дополнительного образования детей

Тамбов 2011

Рецензенты: Праздникова Галина Захаровна, кандидат педагогических наук, методист Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования; Гребенникова Ирина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

В данном пособии содержится программа социально-культурной деятельности кружка «Устное народное творчество», который объединяет младших школьников и педагогов, детей и их родителей в единой задаче -приобщиться к богатствам коллективного творчества русского народа и народов разных стран с целью формирования всесторонней гармонично развитой личности, владеющей культурным наследием, общественным опытом, отечественными и интернациональными ценностями.

Программа «Народное творчество»

Пояснительная записка

Использование устного народного творчества играет большую роль в обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой уже в 19 веке включали в них как необходимый компонент произведения устного народного творчества. Однако гораздо продуктивнее ознакомление с произведениями устного народного творчества происходит во внеурочное время, в школе полного дня, при проведении досуговых мероприятий, а также в каждом удобном моменте режима дня младшего школьника.

Как правильно донести народное творчество до самого народа, а особенно до младшего поколения? Изучение фольклора является неотъемлемым компонентом литературного образования учителя, который сам должен уметь рассказывать и анализировать произведения устного народного творчества и учить этому своих учеников. Расширение жанрово-тематического состава произведений устного народного творчества в современных учебниках по литературному чтению, многообразие методических подходов к изучению словесного искусства в начальной школе делают проблему преподавания фольклора одной из сложных и приоритетных задач теории, методики и организации социо-культурной деятельности, методики литературного чтения. Этой проблемой занимались учёные-педагоги: М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, H.H. Светловская, A.B. Афанасьева, И.А. Морозов, А.Н. Хлысталова и другие.

Целью данной программы является приобщение к традициям народа, воспитание нравственности, развитие творческих умений и навыков,

развитие речи детей, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

Программа направлена на решение следующих задач:

- выработка у учащихся представления о фольклоре как виде словесного искусства;

- развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста;

- воспитание морально-нравственных качеств личности;

- изучение различных методов ознакомления с фольклором.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Время, отведённое для занятий в фольклорном кружке, составляет 33 часа в год.

Содержание программы предусматривает приобретение учащимися знаний о традициях и обычаях народа, о культуре, праздниках, выявление талантов, всестороннее развитие личности.

Большая часть программы отведена практическим занятиям.

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений, организаторов социо-культурной деятельности детей. В ней используются современные технологии социо-культурной деятельности, адаптированные к аудитории младших школьников и к условиям работы педагога в общеобразовательном учреждении.

К работе кружка «УНТ» привлекаются социальные педагоги, учителя начальных классов, родители, так как такое расширение образовательного пространства соответствует специфике изучаемого материала: устное народное творчество - это коллективное творчество, произведения УНТ хранятся в памяти множества людей в разных вариантах и передаются из уст в уста от старшего поколения к младшему.

Тематический план кружка «Устное народное творчество»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.