Принципы неоднородности и однородности в пассионарной концепции этногенеза: философско-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Курцев, Тимур Игоревич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат наук Курцев, Тимур Игоревич
Содержание
Введение
Глава I. Социокультурная оценка концепции этногенеза
1.1. Л.Н. Гумилев и пассионарная концепция этногенеза: основные понятия
1.2. Социально-философский и культурологический контекст пассионарной концепции этногенеза
1.3. Проблемные идеи пассионарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева
Глава II. Гомогенно-гетерогенные аспекты концепции этногенеза
2.1. Сущность и основные понятия гомогетерогеники как инструмента исследования систем
2.2. Факторы (формы и виды) этнической неоднородности и однородности
2.3. Гомогенно-гетерогенный подход к пассионарной концепции этногенеза
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Пассионарность в динамике культуры: философско-методологическая реконструкция культуры протогорода Аркаим2018 год, кандидат наук Лобанкова, Инна Петровна
Географическое исследование этнических систем и этносоциальных процессов в биосфере планеты2000 год, кандидат географических наук Ширинкин, Павел Сергеевич
Этнополитические конфликты: популяционный аспект генезиса2004 год, кандидат политических наук Сайфуллин, Рубин Гатуфович
Культурологический статус концепции этногенеза Л. Н. Гумилева1998 год, кандидат философских наук Игошева, Марина Анатольевна
Социоестественные подходы к истории: проблема определения научности знания на примере концепций Л. Н. Гумилева и Э. С. Кульпина2019 год, кандидат наук Маслова Екатерина Константиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы неоднородности и однородности в пассионарной концепции этногенеза: философско-культурологический анализ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертации. На рубеже ХХ-ХХ1 веков наблюдается • повышение интереса к противоречивым проблемам глобализации и глокализации. Происходят перемены на политической карте мира, страны сталкиваются с новыми проблемами и вызовами в динамично меняющейся культурной среде. К чему могут привести подобные изменения и каковы факторы социального развития - вот вопросы, которые волнуют сегодня многих. Этим обусловлена актуализация обращения к трудам мыслителей, разрабатывавшим широкие социально-культурологические концепции развития больших общностей людей. К числу таких концепций следует отнести концепцию историка, географа и этнолога Льва Николаевича Гумилева.
Л.Н. Гумилев разработал и предложил свое системное видение этногенеза. Он описал механизмы жизненного цикла этноса, процессы его зарождения и распада, классификацию этнических групп по их размерам и проанализировал критерии отличия одного этноса от другого. Большой теоретический труд он обильно сопровождал примерами из мировой истории. Сам Л.Н. Гумилев считал, что разрабатывает естественнонаучную концепцию и использовал разные науки в подтверждение своих идей: историю, этнографию, биологию, химию, генетику, физику, географию. Основой его видения этногенеза являются системный подход Берталанфи, общенаучные и философские идеи.
Обращение к пассионарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева важно и актуально еще потому, что ученый рассматривал понятие этнос и процесс его развития комплексно. Для него существенным было соотношение природного и социального. Этнос, в понимании Л.Н. Гумилева, неразрывно связан со всеми процессами, происходящими на Земле, и сам в свою очередь является результатом действия этих сил. В современной науке все больше растет интерес и количество междисциплинарных исследований и подходов к изучению тех или иных вопросов. Л.Н. Гумилев строил свою концепцию этногенеза как раз на междисциплинарном фундаменте, объединяя естественнонаучные представления
о биосфере с вопросами истории и общества, культуры и социального развития. Уловив тем самым очень важную связь феномена этноса. «В определении понятия "этнос" - важно учитывать меру единства природного и социального начал» - • отмечает Г.П. Меньчиков1. В связи с уже упомянутой тенденцией в науке в качестве основной методологии рассмотрения пассионарной концепции этногенеза была выбрана гомогетерогеника.
Да, концепция Л.Н. Гумилева имеет междисциплинарное, философское значение, но как она сопряжена с современными средствами познания, такими, как гомогетерогеника?
На наш взгляд, рассмотрение процесса этногенеза с общенаучных позиций актуально и необходимо, так как процесс возникновения и развития этноса имеет многосоставной характер. Явление пассионарности рождает неоднородности в структуре и составе этноса, и гомогенно-гетерогенный подход позволяет раскрыть роль этой и других неоднородностей в процессе этногенеза, тем самым будет проведена проверка концепции Л.Н. Гумилева.
Важным фактором в процессе этногенеза у Л.Н. Гумилева выступает пассионарность, а именно изначальный пассионарный толчок, который вызывает мутацию в генах людей и наделяет их носителей особой способностью преобразовывать избыточную энергию в работу. Особенно важно, что именно пассионарии обладают большим количеством энергии и жизненных сил, которые толкают этносы на различного рода предприятия и подвиги. И развитие этноса идет от большого количества пассионариев в популяции до их полного исчезновения, что крайне сложно проследить и измерить. Поэтому Л.Н. Гумилев строил свою концепцию на исторических примерах давно минувших дней, для того чтобы вся картина была перед глазами.
В диссертационном исследовании рассматривается связь пассионарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева с другими историософскими концепциями,
1 Меньчиков Г.П. Проблемы национальной самоидентификации // Проблемы развития национальных культур народов Поволжья и Приуралья: тезисы докладов региональной научной конференции. - Казань, 1994. С. 27.
особенно с теми, которые непосредственно связаны с этой концепцией. Так, исследуются связи взглядов Л.Н. Гумилева с идеями Н.Я. Данилевского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, А. Швейцера, А. Бергсона. Таким образом, можно сказать, что гумилевская концепция претендует на описание всеобщих исторических процессов в этническом контексте и имеет социально-философское, общекультурологическое значение.
Другой актуальной стороной исследования является рассмотрение историософских и этнических аспектов концепции с позиции системного и иных подходов. Для этого пассионарная концепция этногенеза рассматривается под углом зрения гомогетерогеники, используя общенаучный гомогенно-
л
гетерогенный подход, разработанный Н.М. Солодухо . Этот подход позволяет раскрыть и рассмотреть важные компоненты причин и механизмов самоорганизации систем, так как гомогенно-гетерогенные представления взаимосвязаны и с синергетикой - междисциплинарной теорией самоорганизации.
Неоднородности играют роль катализаторов качественных изменений систем на всех этапах развития. По этой причине в диссертации выявляются неоднородности разного уровня и характера, которые влияют на процесс этногенеза в рамках пассионарной концепции Л.Н. Гумилева. Тем самым раскрывается взаимосвязь между концепцией этногенеза и философскими и общенаучными представлениями и теориями, то есть выявляется философский и общенаучный смысл концепции этногенеза.
Необходимо выделить и понять, какие неоднородности в качестве пассионарных факторов способны оказать влияние на развитие этносов и всей социокультурной среды. Для этого в работе анализируются понятия «однородности» и «неоднородности», используются гомогенно-гетерогенный
2
Солодухо, Н.М. Однородность и неоднородность в развитии систем. Казань: Издательство КГУ, 1989. 176 с.
подход и основные положения гомогетерогеники, так как существует тесная связь гомогетерогеники с синергетикой и общей теорией систем.
В основу содержания понятий ■ «однородность» и «неоднородность» («гомогенность» и «гетерогенность») положен подробный анализ онтологического, гносеологического и методологического значения феноменов в основополагающих и наиболее общих теориях таких областей знания как: физика, космология, геология, биология, география, социология и языкознание. Как видно, перечень в некоторой степени схож с приведённым выше в связи с концепцией Л.Н. Гумилева - тем теснее связь пассионарной концепции этногенеза и гомогенно-гетерогенного подхода.
Однородность и неоднородность в социальных системах и в этнических в частности, часто основывается на противопоставлении «свой» - «чужой», на установлении границ и их поддержании. Эти вопросы особенно актуальны в контексте глобализации, унификации культур, в вопросах мультикультурализма и регионализма. Современная картина мира ставит перед этносами новые вызовы культурной однородности не только в пределах одного национального государства, но и в глобальном масштабе. С другой стороны, глобализация усиливает и регионалистские настроения, отражающие стремление к однородности, но только в рамках своей небольшой общины, сохранения своей культуры и образа жизни, стереотипа поведения. Одни границы размываются и становятся более однородными, другие границы актуализируются и стремятся к увеличению разнородности.
Проведя анализ пассионарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева как универсальной всеобщей модели развития истории и жизни этносов с позиции гомогенно-гетерогенного подхода, можно выявить, какие однородности и неоднородности системы являются источниками, движущими силами и катализаторами социальных изменений и преобразований в исторической перспективе жизни этноса.
Степень изученности проблемы. Работ, посвященных пассионарной концепции этногенеза и наследию Льва Гумилева, достаточно много и они носят
разнообразный характер. Выделим две основные группы. К первой группе можно отнести работы критического содержания: Ю.К. Бромлей3, В.И. Козлов4, М.И. Артамонов5, Б.И. Кузнецов6, Б.М. Кедров, H.A. Крывелев и историк И.Р. •
7 о п
Григулевич , J1.C. Клейн , A.JI. Янов и др. Ко второй - работы, исследующие и развивающие пассионарную концепцию этногенеза с разных сторон: ученик JI.H. Гумилева - К.П. Иванов 10 применил концепцию этногенеза для изучения
локальных этнографических проблем, исторические события через призму
11 12 этногенеза рассматривали Н.В. Трубникова и А.Д. Гомбожапов , с позиции
географии эту концепцию изучал П.С. Ширинкин13, с позиции биологии - К.В.
Маклаков 14 , историю возникновения и последующее развитие понятия
«пассионарности» предложил К.Г. Фрумкин15, синергетическое исследование
3 Бромлей Ю. К. К вопросу о сущности этноса // Природа. - 1970. - №2. - С. 51-55; Бромлей Ю.В. Несколько замечаний о социальных и природных факторах этногенеза // Природа. - 1971. - №2. - С. 83-84; Бромлей Ю.В. По поводу одного «автонекролога» // Знамя. - 1988. - №12. - С. 229-232.
4 Козлов В.И. Что же такое этнос? // Природа. - 1971. - №2. - С. 71-74; Козлов В.И. О биолого-географической концепции этнической истории // Вопросы истории. - 1974. -№12. - С. 72-85.
5 Артамонов М.И. Снова «герои» и «толпа» // Природа. - 1970. -№ 2. - 75-77.
6 Кузнецов Б. И. Проверка гипотезы Гумилева // Природа. - 1970. - № 8. - С. 74-75.
7 Кедров Б.М., Григулевич И.Р., Крывелев И.А. По поводу статьи Ю.М. Бородая «Этнические контакты и окружающая среда» // Природа. - 1982. -№3. - С. 88-91.
8 Клейн Л.С. Горькие мысли «привередливого рецензента» об учении J1.H. Гумилева // Нева. -1992.-№4,-С. 228-246.
9 Янов АЛ. Учение Льва Гумилева // Свободная мысль. - 1992. -№ 17. - С. 104-116.
10 Иванов К.П. Эколого-географическое исследование сельскохозяйственного населения Нечерноземной зоны РСФСР: дис. ... канд. геогр. наук. JL, 1985. 140 с.
11 Трубникова Н.В. Концепция этносов JI.H. Гумилева и опыт ее интерпретации: На материале североамериканского этногенеза: дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1998. 134 с.
1 "У
Гомбожапов А.Д. Кочевые цивилизации Центральной Азии в трудах JI.H. Гумилева: дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2008. 180 с.
13
Ширинкин П.С. Географическое исследование этнических систем и этносоциальных процессов в биосфере планеты: дис. ... канд. геогр. наук. Пермь, 2000. 187 с.
14 Маклаков К.В. Теория этногенеза с точки зрения биолога // Урал. - 1996. - №10. - С. 164-178.
15 Фрумкин Г.К. Пассионарность: приключения одной идеи. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 224 с.
пассионарной концепции этногенеза было проведено В.П. Бранским, 16 В.П. Шалаевым17 и др.
Также исследовались разные аспекты социальных и социокультурных • процессов с позиции однородности и неоднородности: общие вопросы социальной однородности общества рассматривали В.Г. Афанасьев 18, М.Н. Руткевич19, Martyr Murtuda Mutahhari20, Peter С. Ordeshook и Olga V. Shvetsova21, Christopher J. Anderson, Aida Paskevicute22, Neslihan Uler23, И.В. Тамбовцев, Ю.И.
24
Ширяев и другие; классовые, конкретные социальные, экономические вопросы исследовали А.А. Амвросов 25 , З.Б. Брославский, И.Я. Копылов 26 , Э.В.
97 "7Я
Тадевосян , P.M. Токарев, Н.А. Ануфриева, С.Б. Смирнов, В.М. Мельников и др.; теоретико-географические и методологические аспекты однородности и
16 Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этнологической акмеологии. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургской Акмеологической Академии, 2000. 107 с.
17
Шалаев В.П. Синергетика в пространстве философских проблем современности. Йошкар-Ола: Марийс. гос. техн. ун-т, 2009. 359 с.
18 Афанасьев В.Г .Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.
Руткевич М.Н. Становление социальной однородности. М.: Политиздат, 1982. 334 с.
20
Martyr Murtuda Mutahhari, Nature of Society: Homogeneity or Heterogeneity? [Электронный
ресурс] // Imam Reza (A.S.). Network. URL: http://www.imamreza.net/en g/imamreza.php?id=434
(дата обращения: 16.03.2013).
21
Peter С. Ordeshook, Olga V. Shvetsova Ethnic Heterogeneity, District Magnitude, and the Number of Parties // American Journal of Political Science. - Volume 38, Issue 1. - Wiskonsin. - 1994. - pp.
100-123.
22
Christopher J. Anderson, Aida Paskevicute How ethnic and linguistic heterogeneity influence the prospects for civil society; a comparative study of citizenship behavior // The Journal of politics. -Vol. 68, No.4. -2006. - pp. 783-802.
23
Neslihan Uler Free Riding and Ethnic Heterogeneity// Resarch Center for Group Dynamics, Institute for Social Research. - 2008. -pp. 1-14.
24
Буслинский B.A., Ширяев Ю.И., Коцюбинский В.И. Диалектика превращения труда в первую жизненную потребность. Киев: Наук. Думка, 1987. 317 с.
'уе
Амвросов А. А. От классовой дифференциации к социальной однородности общества. - 2-е изд., дораб. и доп. М.: Мысль, 1978. 295 с.
л/
Копылов И .Я. Онтология межнациональных отношений в Российской Федерации: Утверж. Ред.-изд. сов. ун-та в кач. учеб. пособ. Новосибирск: Изд. НГТУ, 1999. 31 с.
27
Тадевосян Э.В. Диалектика интернационального и национального в советской
государственности. М.: Знание, 1979. 64 с.
28
Мельников В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности: учеб. пособие для слушателей ИПК преподоват. пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985. 319 с.
неоднородности локального, регионального и глобального уровней изучали Н.М.
29
Солодухо и A.M. Трофимов ; однородность и неоднородность как общенаучные формы познания применительно к социальному пространству и времени • анализировали А.И. Гимаева, Anderson Brown30 и др.
Конечно, на этом список не заканчивается - пассионарная концепция JI.H. Гумилева находит свои отклики во многих работах, однако гомогенно-гетерогенного исследования еще не проводилось.
Проблемная ситуация состоит в том, что на сегодняшний день существуют различные противоречивые точки зрения относительно оценки значимости пассионарной концепции этногенеза, не определен окончательно ее статус в структуре знания - частнонаучный, междисциплинарный, социально-философский или иной, также не использован в достаточной мере аппарат общенаучного гомогенно-гетерогенного подхода как выражения философского системно-структурного анализа применительно к социокультурным объектам.
Рабочая гипотеза. Наличие тесной связи гомогетерогеники с синергетикой и общей теорией систем дает основание обратиться к понятиям и принципам гомогенно-гетерогенного подхода и применить их к социальным системам и структурам. Гомогенно-гетерогенный подход, приложенный к пассионарной концепции этногенеза, раскрывает роль пассионарных факторов как форм и видов неоднородности в системе. Локализованные неоднородности приводят к изменениям системы, порождают и активизируют спонтанные социокультурные процессы, а распределенная неоднородность вместе с однородностью определяет динамическую структуру этнической системы. С другой стороны, положения гомогетерогеники дают возможность увидеть и осознать, почему пассионарии,
29 Трофимов А. М., Солодухо Н.М. Вопросы методологии современной географии: Учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1986. 83 с.
30 Anderson Brown, The heterogeneity of intentionality [Электронный ресурс] // Anderson Brown's philosophy blog. URL: http://andersonbrownphilosophy.blogspot.com/2012/03/heterogeneity-of-intentionality.html (дата обращения: 16.03.2013); Anderson Brown, The Heterogeneity of Mind [Электронный ресурс] // Anderson Brown's philosophy blog. URL: http://andersonbrownphilosophy.blogspot.com/2010/10/heterogeneity-of-mind.html (дата обращения: 16.03.2013).
выступая как особого рода неоднородности, оказывают столь значительное влияние на процесс этногенеза. Это, в свою очередь, позволяет по-новому с общенаучной, философской позиции' рассмотреть вопросы глобализации, унификации культур, мультикультурализма и регионализма.
Объект диссертационного исследования - процесс этногенеза как социокультурного явления.
Предмет диссертационного исследования - пассионарная концепция этногенеза Льва Николаевича Гумилева и её оценка с позиции гомогенно-гетерогенного подхода.
Цель диссертационного исследования: исследовать в социокультурном контексте роль системно-структурной организации в пассионарной концепции этногенеза с позиции диалектики однородности и неоднородности. Достижение данной цели в диссертации предполагает решение следующих задач:
Задачи исследования:
• проанализировать роль пассионарных и системно-структурных факторов в концепции этногенеза Л.Н. Гумилева;
• исследовать философские и культурологические аспекты пассионарной концепции этногенеза;
• установить генетические связи и соотношения пассионарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева с историософскими, культурологическими, естественнонаучными концепциями;
• раскрыть содержание основных понятий общенаучной гомогенно-гетерогенной методологии;
• выявить гомогенные и гетерогенные факторы в различных представлениях об этносе и его природе;
• проанализировать роль гомогенных и гетерогенных факторов в пассионарной концепции этногенеза.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Философский системно-структурный, компаративистский, герменевтический, диалектический методы исследования, метод генерализации, междисциплинарный культурологический анализ, структурный анализ, синергетическая методология И.Р. Пригожина, Г. Хакена, общая теория систем Л. Берталанфи - сопутствующие методы исследования, в то время как основным выступает гомогетерогеника - как область общенаучных исследований, разработанная Н.М. Солодухо, и общенаучный гомогенно-гетерогенный подход. Гомогенно-гетеротерогенный подход позволяет широко взглянуть на проблему зарождения и развития разных систем и позволяет проследить и определить ключевые неоднородные области, которые активно влияют на изменения и служат их катализаторами. Гомогетерогенные принципы и закономерности применимы к общенаучным концепциям, вопросам философии и частнонаучном знании.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Комплексный анализ пассионарной концепции этногенеза с позиции гомогетерогеники обнаруживает особое гомогенно-гетерогенное содержание системных и синергетических процессов и позволяет по-новому оценить общенаучную и философскую значимость пассионарной концепции в контексте проблем глобализации и унификации культур, в вопросах мультикультурализма и регионализма. В частности, становится очевидным факт невозможности полной или частичной однородности человечества, так как состояние однородности в обществе указывает на остановку процессов развития, движения и изменения. Локализованные неоднородности необходимы для успешного существования и развития общественных систем, однако не все типы неоднородностей способны производить такой эффект.
2. Принципы неоднородности и однородности явно присутствуют в социокультурной сфере. Особенно хорошо это прослеживается на глобальном уровне. Чем больше система, тем больше в ней локальных и распределенных неоднородностей разного уровня. Однородности имеют место в локальных, небольших и чаще всего изолированных обществах. Такие общества в результате
полной однородности своего состава и стереотипа поведения воспроизводят один и тот же тип культуры и социального поведения из поколения в поколение. Однородность в таком случае может приравниваться к полной удовлетворенности общественного устройства и жизни в целом, отсюда вытекает активное нежелание перемен, изменений и принятий всего нового и неизвестного. Глобальный и открытый мир в свою очередь выступает в роли среды культурных неоднородностей, которые взаимопроникают друг в друга, создавая все новые формы, которые ведут к еще большей дифференциации, усложнению и раздроблению общего культурного поля. Тем самым происходит развитие и движение социальных систем.
3. Принципы неоднородности и однородности применимы к изучению этнических образований. Установление границ этничности обуславливает образование относительно гомогенных групп. Однако процесс образования такой группы проходит в диалектическом противостоянии разнокачественных однородностей и неоднородностей. Этничность строится на разграничении и обособлении и стремится к гомогенности. Для общественных образований, в том числе этнических систем, важным выступает установление собственных границ для установления общности и единства. В каждом конкретном случае может присутствовать свой уникальный набор этнических маркеров, которые бы определяли этнические границы. Таким образом, некоторые типы неоднородностей могут в разных случаях иметь разный характер и по-разному влиять или не влиять на общую ситуацию.
4. В пассионарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева можно выделить несколько факторов, влияющих на этногенез, которые имеют как однородную, так и неоднородную структуру. К числу таких факторов можно отнести:
• психофизиологический тип людей (пассионарии, субпассионарии, гармоничные люди);
• пассионарная энергия;
• структура этноса;
• стереотип поведения;
• социокультурная среда (культура, религия, идеология);
• ландшафт.
5. Пассионарии представляют собой 'особый вид энергетических локальных неоднородностей в структуре этноса. Согласно гомогетерогенной теории такие локальные неоднородности, как пассионарии, выступают в качестве центра и источника энергии в системе для других людей, в том числе для поглотителей энергии - субпассионариев. Пассионарии играют структурообразующую, созидательную роль в обществе, являясь источником изменений и развития этноса. Пассионарии способны «заряжать» своей энергией и желанием преобразований и действия других, тем самым образуя энергетический тип неоднородности. Количество пассионарной энергии в этносе может быть больше непосредственного числа пассионариев, и именно общий энергетический фон, как распределенная неоднородность, определяет способность этноса к динамическому развитию.
6. Пассионарная концепция этногенеза соответствует положениям гомогенно-гетерогенного подхода. Развитие этногенеза соотносится с положениями принципов однородности и неоднородности, что открывает новые -гомогетерогенные стороны системного и ситуационного характера, подтверждает истинность и укрепляет значимость пассионарной концепции процесса становления этнической системы.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что диссертация является первой попыткой философско-культурологического анализа явления пассионарности с позиции гомогетерогеники. Рассматривая пассионарную концепцию этногенеза как модель развития этносов, мы раскрываем роль однородностей и неоднородностей в образовании и динамическом становлении этносов как социальных систем. В ходе исследования получены новые результаты:
- Доказано, что принципы однородности и неоднородности имеют большое теоретико-методологическое значение применительно к изучению этнических образований и процесса этногенеза. Сам фактор этничности строится на
создании локальных однородностей путем разграничения и обособления. При этом типы неоднородностей в этносах могут иметь различный характер и по-разному влиять или не влиять на общую ситуацию.
- Установлено, что сочетание разнохарактерных неоднородностей выступает необходимым условием для процесса этногенеза. Самым важным является наличие и количество пассионарной энергии, а также состав населения по психофизиологическому типу.
- Пассионарии определены как особый вид энергетических неоднородностей в структуре этноса. Равномерное распределение такого вида неоднородностей способствует изменениям в этнической системы в целом, в то время как их неравномерное распределение ведет к разрыву этнической целостности и созданию новых систем.
- Выявлено, что сохранение неоднородной структуры этнической системы и социально-культурной дифференциации обеспечивает динамическое развитие этноса. При этом социокультурные неоднородности представляют собой подсистемы суперэтнического порядка (то есть первоначальной целостности). В то время как увеличивающаяся однородность присуща этническим системам на исходе жизненного цикла.
- Установлено, что гомогенно-гетерогенный подход в изучении процесса этногенеза позволяет уточнить и развить основные законы диалектики применительно к конкретным механизмам взаимодействия социокультурных систем.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Результаты этого диссертационного исследования могут быть использованы в: дальнейшем изучении роли неоднородностей в социальной сфере; дальнейшем научном и философском изучении пассионарной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева; проведении исследований общей концепции этногенеза; проведении исследований общих и частных социальных, этнических и культурологических проблем; исследовании теоретических проблем этнической идентичности и
этнических конфликтов; разработке национальной политики в области этнических взаимоотношений.
Апробация работы. О результатах исследования докладывалось на: международной молодежной научной конференции «XX Туполевские чтения», в секции истории и философии (г. Казань, 2012); заочной международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2013» (г. Москва, 2013); межрегиональной научно-практической конференции «Инновационная деятельность образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС» (г. Вятские Поляны, 2013); VI Всероссийской конференции I Всероссийском форуме по культурологии «Молодежь и культура: образование, техника и инновации» (г. Казань, 2014); Международной междисциплинарной научной конференции XVIII Вавиловских чтений «Социально-гуманитарные и естественно-технические системы в пространстве глобальных трансформаций в современном мире» (г. Йошкар-Ола, 2014).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Концепция этносов Л. Н. Гумилева и опыт ее интерпретации: На материале североамериканского этногенеза1998 год, кандидат исторических наук Трубникова, Наталья Валерьевна
Концепция пассионарности Л.Н. Гумилева в контексте социокультурной динамики российского общества2013 год, кандидат наук Дымченко, Марина Евгеньевна
Социально-философские аспекты концепции этногенеза Л. Н. Гумилева1998 год, кандидат философских наук Лагойда, Наталья Григорьевна
Авторская терминология (на материале идиолекта Л.Н. Гумилева)2018 год, кандидат наук Кухно Ирина Юрьевна
Культурная деятельность татарской общины в Санкт-Петербурге в XVIII - нач. XX веков2000 год, кандидат культурол. наук Гибадуллин, Анзяб Анисович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Курцев, Тимур Игоревич, 2015 год
Библиографический список использованной литературы
1. Абрамов, М. А. Космос и истории: две судьбы в истории науки / М. А. Абрамов. - Саратов, 2004. - 232 с.
2. Айзатулин, Т.А. Теория России: геоподоснова и моделирование / Т.А. Айзатулин. - М., 1999. - 70 с.
3. Артамонов, М.И. Снова «герои» и «толпа» / М.И. Артамонов // Природа. -1970.-№2.-С. 75-77.
4. Ахраменко, Л.П. Биосферная концепция этногенеза Л.Н. Гумилева: философско-методологический аспект : дисс. ... канд. филос. наук / Л.П. Ахраменко. - М., 1994. - 148 с.
5. Балашов, Д.М. Память учителя / Д.М. Балашов // Наш современник. - 1993. -№8.-С. 140-152.
6. Бариев, Р.Х. Волжские булгары: история и культура / Р.Х. Бариев. - СПб.: Агат, 2005.-304 с.
7. Барт, Ф. Введение / Ф. Барт // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сборник статей / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пилыцикова. - М.: Новое издательство, 2006. - С. 9-49.
8. Барт, Ф. Пуштунская идентичность и поддержание ее сохранности / Ф. Барт // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сборник статей / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пилыцикова. - М.: Новое издательство, 2006. - С. 142-165.
9. Белков, П.Л. О методе построения теории этноса / П.Л. Белков // Этносы и этнические процессы. - М., 1993. - С. 48-61.
10. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. - М., 1994. - 384
с.
11. Блум, Я. Этническая и культурная дифференциация / Я. Блум // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сборник статей / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пилыцикова. - М.: Новое издательство, 2006. - С. 91-104.
12. Бородай, Ю.М. В поисках этнического фактора / Ю.М. Бородай // Природа.
- 1981. -№4. -С. 124-126.
13.Бранский, В.П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этнологической акмеологии / В.П. Бранский. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургской Акмеологической Академии, 2000. - 107 с.
14. Бромлей, Ю.В. К вопросу о сущности этноса / Ю.В. Бромлей // Природа. -1970.-№2.-С. 51-55.
15. Бромлей, Ю.В. Несколько замечаний о социальных и природных факторах этногенеза / Ю.В. Бромлей // Природа. - 1971. - №2. - С. 83-84.
16. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1983. -414 с.
17. Бромлей, Ю.В. По поводу одного «автонекролога» / Ю.В. Бромлей // Знамя.
- 1988.-№12.-С. 229-232.
18. Бромлей, Ю.В. Человечество - это народы / Ю.В. Бромлей, Р.Г. Подольный. - М., 1990. - 397 с.
19. Брубейкер, Р. Этничность без групп / Р. Брубейкер. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 408 с.
20. Венков, A.B. Антибольшевистское движение на юге России на начальном этапе гражданской войны / A.B. Венков. - Ростов-на-Дону, 1995. - 128 с.
21. Вернадский, В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / В.И. Вернадский-М.: Наука, 2001.-376 с.
22. Владимирский, Б.М. Путями русского космизма: Судьбы людей и идей. Влияние космоса на социальные процессы. Поиск жизни во Вселенной. / Б.М. Владимирский, Л.Д. Кисловский. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 144 с.
23. Востоков, E.H. Геосферно-биосферные узлы как структурная основа антропосферы / E.H. Востоков // Учение Л.Н. Гумилева: Опыт осмысления. -1998. - С.47-49.
24. Гомбожапов, А.Д. Кочевые цивилизации Центральной Азии в трудах Л.Н. Гумилева: дис. ... канд. ист. наук / А.Д. Гомбожапов. - Улан-Удэ, 2008. - 180 с.
25. Гомогенность и гетерогенность [Электронный ресурс] // Электронная библиотека по философии. URL: http://filosof.historic.ru/enc/item/ffl0/s02/a000271 .shtml (дата обращения 22.04.2014).
26. Грэхэм, JI.P. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. / J1.P. Грэхэм. - М.: Политиздат, 1991. -480 с.
27. Гумилев, JI.H. Автобиография. Воспоминания о родителях / JI.H. Гумилев // Лавров С.Б. и др. Лев Гумилев: Судьба и идеи. - 4-е изд., обновл. и дополн. - М.: Айрис-Пресс, 2013. - С. 7-16.
28. Гумилев, Л.Н. Автонекролог / Л.Н. Гумилев // Лавров С.Б. и др. Лев Гумилев: Судьба и идеи. - 4-е изд., обновл. и дополн. - М.: Айрис-Пресс, 2013. -С. 17-36.
29. Гумилев, Л.Н. Всем нам завещана Россия / Л.Н. Гумилев. - М.: Айрис-Пресс, 2015.-576 с.
30. Гумилев, Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории / Л.Н. Гумилев. - СПб., 1992. - 560 с.
31. Гумилев, Л.Н. Струна истории. Лекции по этнологии. / Л.Н. Гумилев. - М.: Айрис-Пресс, 2013.-608 с.
32. Гумилев, Л.Н. Хазария и Каспий: (Ландшафт и этнос): I / Л.Н. Гумилев // Вестник Ленинградского ун-та. - 1964. - № 6, вып. I. - С. 83-95.
33. Гумилев, Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой степи / Л.Н. Гумилев. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 564 с.
34. Гумилев, Л.Н. Этногенез и этносфера / Л.Н. Гумилев // Природа. - 1970. -№2. - С. 43-50.
35. Гумилев, Л.Н. Этногенез и этносфера / Л.Н. Гумилев //Природа. - 1970. -№1. - С. 46-55.
36. Гумилев, Л.Н. Этногенез природный процесс / Л.Н. Гумилев // Природа. -1971.-№2.-С. 80-82.
37. Гумилев, Л.Н. Этнос и ландшафт: Историческая география как народоведение / Л.Н. Гумилев // Изв. Всесоюз. геогр. о-ва. - 1968. - Т. 100, вып. 3. -С. 193-202.
38. Гумилев, Л.Н. Этносфера: история людей и история природы ; Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - М.: Эксмо, 2012. - 1056 с.
39. Давидович, В.Е. В зеркале философии / В.Е. Давидович. - Ростов-на-Дону, 1997.-448 с.
40. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. - М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. - 816 с.
41. Дроздов, O.A. Этнос и природная среда / O.A. Дроздов // Природа. - 1970. -№8. - С. 75-76.
42. Дьяконов, И.М. Огненный дьявол / И.М. Дьяконов // Нева. - 1992. - №4. -С. 225-228.
43. Ермолаев, В.Ю. Этногенез и социальная география городов России: дис. ... канд. геогр. наук / Ермолаев В.Ю. - Л., 1990. - 164 с.
44. Ермолаева, Н. Каждый месяц в мире умирает два языка [Электронный ресурс] // Интернет-портал «Российской газеты» [Офиц. сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/10/13/yazik-site.html (дата обращения 20.04.2014).
45. Ефремов, Ю.К. Важное звено в цепи связей человека с природой / Ю.К. Ефремов // Природа. - 1971. - №2. - С. 77-80.
46. Ефремов, Ю.К. Слово о Льве Николаевиче Гумилеве (1912-1992) / Ю.К. Ефремов // Известия Русского геогр. о-ва. - 1994. - Т. 126. - Вып. 1. - С. 79-86.
47. Заковоротная, М.В. Культурная антропология: история и современные проблемы: учебное пособие / М.В. Заковоротная. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.- 128 с.
48. Затеев, В.И. Лев Николаевич Гумилев как ученый и философ: теория этноса и этногенеза, ее социал.-филос. аспекты и науч. истоки / В.И. Затеев. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятск. гос. ун-та, 2000. — 190 с.
49. Зивертс, X. Этническая стабильность и динамика границ в южной Мексике / X. Зивертс // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация
культурных различий. Сборник статей / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пилыцикова. - М.: Новое издательство, 2006. - С. 122-142.
50. Зильберглейт, JI.B. Термодинамика истории и феномен России (опыт естественной периодизации) / JI.B. Зильберглейт, Е.Б. Чернявский // Человек. -1996. -№3.- С. 43-51.
51. Золотухина-Аболина, Е.В. Страна философия / Е.В. Золотухина-Аболина. -Ростов-на-Дону, 1995. - 544 с.
52. Иванов, К.П. Проблемы этнической географии / К.П. Иванов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998.-216 с.
53. Иванов, К.П. Эколого-географическое исследование сельскохозяйственного населения Нечерноземной зоны РСФСР: дне. ... канд. геогр. наук / К.П. Иванов. -Л., 1985.- 140 с.
54. Игошева, М.А. Культурологический статус концепции этногенеза Л.Н. Гумилева: дис. ... канд. фнлос. наук / М.А. Игошева. - Ростов-на-Дону, 1998. — 163 с.
55. Ициковиц, К.Г. Соседи в Лаосе / К.Г. Ициковиц // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сборник статей / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пилыцикова. - М.: Новое издательство, 2006.-С. 165-181.
56. Ищенко, E.H. Развитие евразийской традиции в трудах Л.Н. Гумилева и современном евразийстве дис. ... канд. ист. наук / E.H. Ищенко. - Иркутск, 2004. - 220 с.
57. Каримуллин, А.Г. Лев Николаевич Гумилев. Библиографический указатель / А.Г. Каримуллин. - Казань, 1990. - 33 с.
58. Кедров, Б.М. По поводу статьи Ю.М. Бородая «Этнические контакты и окружающая среда» / Б.М. Кедров, И.Р. Григулевич, И.А. Крывелев // Природа. -1982.-№3.-С. 88-91.
59. Клейн, Л.С. Горькие мысли «привередливого рецензента» об учении Л.Н. Гумилева / Л.С. Клейн // Нева. - 1992. - №4. - С. 228-246.
60. Кнутссон, К. Дихотомизация и интеграция: некоторые аспекты межэтнических отношений в южной Эфиопии / К. Кнутссон // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сборник статей. - М.: Новое издательство, 2006. - С. 104-122.
61. Козлов, В.И. О биолого-географической концепции этнической истории /
B.И. Козлов // Вопросы истории. - 1974. -№12. - С. 72-85.
62. Козлов, В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса / В.И. Козлов // Советская этнография. - 1974. - №2. - С. 79-92.
63. Козлов, В.И. Что же такое этнос? / В.И. Козлов // Природа. - 1971. - №2. -
C. 71-74.
64. Кореняко, В.А. Международная конференция «Между этносом и Евразией. Идеи и влияние Л.Н. Гумилева» / В.А. Кореняко // Вестник Евразии. - 2005. - №3. -С. 206-213.
65. Круглый стол «Медиация как социокультурная категория». Часть I // Философские науки. - М.: Гуманитарий - 2013. - № 11. - С. 34-53.
66. Круглый стол «Медиация как социокультурная категория». Часть II // Философские науки. - М.: Гуманитарий - 2013. - № 12. - С. 51-74.
67. Кузнецов, Б.И. Проверка гипотезы Гумилева / Б.И. Кузнецов // Природа. -1970.-№8.-С. 74-75.
68. Кузьмин, А.Г. Пропеллер пассионарности, или Теория приватизации истории / А.Г. Кузьмин // Молодая гвардия. - 1991. - №9. - С. 256-277.
69. Кузьмин, А.Г. Священные камни памяти / А.Г. Кузьмин // Молодая гвардия. - 1982. - № 1. - С. 252-266.
70. Куренной, В.Н. Пассионарность и ландшафт / В.Н. Куренной // Природа. -1970.-№8.-С. 76-77.
71. Куркчи, А.И. Л.Н. Гумилев и его время / А.И. Куркчи // Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. - М., 1994. - С. 24-78.
72. Курцев, Т.И. Однородность и неоднородность, как факторы этнической целостности / Т.И. Курцев // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2014. - №2. - С. 257-259.
73. Курцев, Т.И. Пассионарная теория этногенеза с точки зрения гомогетерогеники / Т.И. Курцев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. - 2015. -№1 (51), часть I. - С. 95-98.
74. Курцев, Т.И. Этническая идентичность в эпоху глобализации / Т.И. Курцев // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2014. - №4, часть И. - С. 28-30.
75. Кэмпбэлл, С. Идентичность и меняющаяся роль столиц в эпоху глобализации / С. Кэмпбэлл // Философско-литературный журнал «Логос». -2013.-№4 (94).-С. 57-109.
76. Лавров, С.Б. Лев Гумилев: судьба и идеи / С.Б. Лавров // Лавров С.Б. и др. Лев Гумилев: Судьба и идеи. - 4-е изд., обновл. и дополн. - М.: Айрис-Пресс, 2013.-С. 39-452.
77. Лагойда, Н.Г. Социально-философские аспекты концепции этногенеза Л.Н. Гумилева: дис.... канд. филос. наук / Н.Г. Лагойда. - Улан-Удэ, 1998. - 161 с.
78. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - СПб., 1995. - 311 с.
79. Лихачев, Д.С. Предисловие к книге Гумилева Л.Н. "Древняя Русь и Великая Степь" / Д.С. Лихачев // Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М., 1997. -Кн. 1.-С. 20-23.
80. Маклаков, К.В. Теория этногенеза с точки зрения биолога / К.В. Маклаков // Урал. - 1996. - №10. - С. 164-178.
81. Маркс, К. Сочинения. Издание 2. Т. 16. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1960. - 840 с.
82. Медведь, А.Н. Идеи В.И. Вернадского и научное творчество Л.Н. Гумилева / А.Н. Медведь // Вопросы истории естествознания и техники. - 1994. - №3. - С. 119-121.
83. Меньчиков, Г.П. Проблемы национальной самоидентификации / Г.П. Меньчиков // Проблемы развития национальных культур народов Поволжья и Приуралья: тезисы докладов региональной научной конференции. - Казань, 1994. - С. 26-28.
84. Меня называют евразийцем... Интервью Андрея Писарева с JI.H. Гумилевым//Наш современник. - 1991. -№1.- С. 132-141.
85. Миронов, В.Б. Пир Мудрецов / В.Б. Миронов. - М., 1994. - 303 с.
86. Мичурин, В.А. Грозит ли нам великое переселение народов? (Пассионарный толчок XVIII в. н.э. и его последствия) / В.А. Мичурин // Учение Льва Гумилева и современность: Материалы Международной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Л.Н. Гумилева: В 2 т. - СПб., НИИХимииСПбГУ, 2002. - Т. 1. - С. 88-104.
87. Назарчук, A.B. Учение Никласа Лумана о коммуникации / A.B. Назарчук. -М.: Издательство «Весь Мир», 2012. - 248 с.
88. Николис, Г. Самоорганизация в неравновесных системах / Г. Николис, И.Р. Пригожин. -М.: Мир, 1979. - 512 с.
89. Норин, A.B. Об истоках теории этногенеза Л.Н. Гумилева / A.B. Норин // Гумилевы и Бежецкий край. - Бежецк, 1996. - С. 70-78.
90. Нугманов, Р.Г. Вопросы концептуальной культурологии / Р.Г. Нугманов // Вестник КАЗГУКИ- 2013. - №4, часть II. - С. 11-14.
91. Нугманов, Р.Г. Философия страстей (или искусства) / Р.Г. Нугманов // Вестник КАЗГУКИ - 2013. - №2. - С. 36-41.
92. Общая теория систем [Электронный ресурс] // Электронная библиотека по философии. URL: http://rilosof.historic.ru/enc/item/ro0/s07/a000786.shtml (дата обращения 18.04.2014).
93. Ортега-и-Гассет, X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. / X. Ортега-и-Гассет. - М.: Радуга, 1991. - 646 с.
94. Павлова, Л.П. Принцип доминанты и пассионарности человека / Л.П. Павлова // Учение Л.Н. Гумилева и современность. - СПб., 2002. - С. 243-250.
95. Павочка, С.Г. Этнос в парадигмах знания: к вопросу о статусе этнологии Л.Н. Гумилева / С.Г. Павочка // Стратегии взаимодействия философии, культурологии и общественных коммуникаций. - СПб.: РХГИ, 2003. - С. 346-352.
96. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев - М.: Наука, 1979. - 2-е изд., доп. - 232 с.
97. Рикер, П. История и истина / П. Рикер. - СПб.: Алетейя, 2002. - 400 с.
98. Рудник, В.А. Геокосмический фактор в этногенезе и государстве Российском / В.А. Рудник // Лев Николаевич Гумилев. Теория этногенеза и исторические судьбы Евразии. - Т.1. - С. 44-56.
99. Рыбаков, Б.А. О преодолении самообмана (По поводу книги Л.Н. Гумилева "Поиски вымышленного царства") / Б.А. Рыбаков // Вопросы истории. - 1971. -№3. - С. 153-159.
100. Савицкий, П.Н. Географический обзор России-Евразии / П.Н. Савицкий // Савицкий П.Н. Континент Евразия. - М.: Аграф, 1997. - С. 279-284.
101. Сайфуллин, Р.Г. Теория этногенеза и всемирный исторический процесс / Р.Г. Сайфуллин. - Казань: Изд-во ООО "Мастер Лайн", 2002. - 439 с.
102. Самойлова, A.B. Культурная идентичность как социально-педагогическая проблема / A.B. Самойлова // Вестник КАЗГУКИ. - 2013. - №4, часть I. - С. 94-97.
103. Саттарова, Л.Ф. Роль этнической культуры в историческом развитии / Л.Ф. Саттарова // Вестник КАЗГУКИ. - 2013. - №1. - С. 70-72.
104. Семевский, Б.Н. Взаимодействие системы "человек-природа" / Б.Н. Семевский //Природа. - 1970. - №8. - С. 74-75.
105. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И. Семенникова. - М., 1994. - 608 с.
106. Сергеева, O.A. Л.Н. Гумилев и научные тенденции двадцатого века / O.A. Сергеева // Вестник Московского университета. Сер.7. «Философия». - 1998. - №6. - С. 75-76.
107. Синергетика. Энциклопедия эпистемологии и философии науки [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://epistemology of science.academic.ru/726/%D 1 %81 %D0%B8%D0%BD%D0% B5%P1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения 18.04.2014).
146 i.
108. Скажу вам по секрету, что если Россия будет спасена, то только как евразийская держава. Интервью Игоря Савкина с Л.Н. Гумилевым // Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. - М.: Экопрос, 1993. - С. 31-40.
109. Слонов, H.H. Российский суперэтнос и власть (к интерпретации евразийской концепции Л.Н. Гумилева) / H.H. Слонов // Этнос и власть: проблемы гармонизации межнациональных отношений: [сб. ст.] / Поволж. акад. гос. службы им. П.А. Столыпина; науч. ред. С.И. Замогильный, P.E. Пашян. - Саратов: Изд-во Поволж. акад. гос. службы, 1999. - Ч. 1. - С. 54-62.
110. Смирнов, С. Сколько же раз мы рождались? / С. Смирнов // Знание-сила. - 1994. - №11. - С. 65-75.
111. Солодухо Н.М. Гомогенно-гетерогенный подход в структуре гомогетерогеники. Научно-учебное издание / Н.М. Солодухо. - Казань: Издательство Казанского государственного технического университета, 2006. — 100 с.
112. Солодухо, Н.М. Диалектика однородности и неоднородности в развитии природных и социоприродных систем: дис. ... канд. фил. наук / Н.М. Солодухо. - Казань, 1984. - 208 с.
113. Солодухо, Н.М. Неразрушающий контроль печатных плат с применением инфракрасной техники / Н.М. Солодухо, Н.П. Жидких // Вопр. Радиоэлектроники. Сер.: Электрон, вычислительная техника. - 1997. - Вып. 10. -С. 39-46.
114. Солодухо, Н.М. Однородность и неоднородность в развитии систем / Н.М. Солодухо. - Казань: Издательство КГУ, 1989. - 176 с.
115. Солодухо, Н.М. Основные положения гомогетерогеники / Н.М. Солодухо // Фундаментальные исследования. Науч.-теорет. журнал РАЕ. — 2010. -№10.-С. 101-103.
116. Солодухо, Н.М. Соотношение общей теории неоднородности и синергетики / Н.М. Солодухо // Общая теория неоднородности и синергетика об организации систем. По материалам международного (СНГ) семинара. - Казань:
Издательство Казанского государственного технического университета, 2006. - С. 7-19.
117. Солодухо, Н.М. Теоретико-методологические основы общенаучного гомогетерогенного подхода: дис. ... док. фил. наук / Н.М. Солодухо. - М., 1992.
118. Социальная синергетика: теоретические и практические аспекты. Сборник научных трудов // Под общей редакциейдоктора философских наук профессора В.П. Шалаева. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004. - 200 с.
119. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские Тома 1-3 / Г. Спенсер. - Минск: Совр. литератор, 1998. - 1407 с.
120. Справка. Механизм зажима публикаций J1.H. Гумилева, доктора исторических наук с 1961 г., за период с 1975 по 1985 год. // Вспоминая Л. Н. Гумилева : Воспоминания. Публикации. Исследования / сост. и коммент. В. Н. Воронович, М. Г. Козырева; Мемор. Музей-квартира Л.Н. Гумилева, Фил. Музея А. Ахматовой в Фонтанном доме. - СПб.: Росток, 2003. - С. 273-245.
121. Трофимов A.M. Вопросы методологии современной географии: Учеб. Пособие / A.M. Трофимов, Н.М. Солодухо. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1986. -83 с.
122. Трубецкой, Н.С. Европа и человечество / Н.С. Трубецкой // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 55-105.
123. Трубецкой, Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока / Н.С. Трубецкой // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 211-266.
124. Трубецкой, Н.С. О туранском элементе в русской культуре / Н.С. Трубецкой // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995 - С. 351-377.
125. Трубникова, Н В. Концепция этносов Л.Н. Гумилева и опыт ее интерпретации: На материале североамериканского этногенеза: дис. ... канд ист. наук / Н В. Трубникова. - Томск, 1998. - 134 с.
126. Трубникова, Н.В. Взаимодействие этноса и ландшафта в ракурсе временных аберраций / Н В. Трубникова // Лев Николаевич Гумилев. Теория
этногенеза и исторические судьбы Евразии: материалы конф.: посвящ. 90-летию со дня рождения выдающегося евразийца XX в. - Л.Н. Гумилева. Т. 1. - СПб.: Европейский Дом, 2002. - С. 137-141.
127. Тюрин, H.A. Письмо в редакцию / H.A. Тюрин // Нева. - 1992. - №4. -С. 223-225.
128. Фрумкин, Г.К. Пассионарность: приключения одной идеи / Г.К. Фрумкин. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 224 с.
129. Хайруллин, К.Х. Философия космизма. Научное издание. / К.Х. Хайруллин. - Казнь: Дом печати, 2003. - 370 с.
130. Хакен, Г. Синергетика / Г. Хакен. - М.: Мир, 1980 - 406 с.
131. Чемерисская, М.И. Лев Николаевич Гумилев и его научное наследие / М.И. Чемерисская //Восток. - 1993.-№3.- С. 165-181.
132. Чижевский, А.Л. Физические факторы исторического процесса / А.Л., Чижевский. - Калуга: Гос. музей истории космонавтики, 1992. - 72 с.
133. Шалаев, В.П. Синергетика в пространстве философских проблем современности: монография / В. П. Шалаев. - Йошкар-Ола: Марийс. гос. техн. унт, 2009.-359 с.
134. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. - М.: Прогресс, 1973. -343 с.
135. Шемякин, Я.Г. Мимесис, эвокация призраков прошлого и проблемы изменения культурно-исторической парадигмы российской истории / Я.Г. Шемякин //Свободная мысль. - 1992. - №17. - С. 61-68.
136. Шипилов, A.B. «Свои», «чужие» и другие / A.B. Шипилов. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 568 с.
137. Ширинкин, П.С. Географическое исследование этнических систем и этносоциальных процессов в биосфере планеты: дис. ... канд. геогр. наук / П.С. Ширинкин. - Пермь, 2000. - 187 с.
138. Шнирельман, В.А. Лев Николаевич Гумилев: основатель этнологии? / В.А. Шнирельман, С.А. Панарин // Вестник Евразии. - 2000. - №3. - С. 5-37.
fa
?
I
149 г
139. Янов, A.Jl. Учение Льва Гумилева / А.Л. Янов // Свободная мысль. -1992. -№ 17.-С. 104-116.
140. Anderson, С.J. How .ethnic and linguistic heterogeneity influence the prospects for civil society; a comparative study of citizenship behavior / C.J. Anderson, A. Paskevicute // The Journal of politics. - Vol. 68, No.4. - 2006. - P. 783-802.
141. Blommaert, J. Ethnographic linguistic landscape analysis and social change: A case study [Электронный ресурс] / J. Blommaert, I. Maly // Academia.edu. URL:
https://www.academia.edu/7560835/WP 133_Blommaert_and_Maly_2014._Ethnograph ic_linguistic_landscape_analysis_and_social_change_A_case_study (дата обращения 11.10.2013).
142. Brown, A. The heterogeneity of intentionality [Электронный ресурс] / A. Brown // Anderson Brown's philosophy blog. URL:. http://andersonbrownphilosophy.blogspot.com/2012/03/heterogeneity-of-intentionality.html (дата обращения: 16.03.2013).
143. Brown, A. The Heterogeneity of Mind [Электронный ресурс] / A. Brown // Anderson Brown's philosophy blog. URL: http://andersonbrownphilosophy.blogspot.com/2010/10/heterogeneity-of-mind.html (дата обращения: 16.03.2013).
144. Brownson, J.A.J. Landscape & Ethnos: Reading Lev N. Gumilev on ethnogenetic theory [Электронный ресурс] / J.A.J. Brownson // Academia.edu. URL: https://www.academia.edu/9179682/Landscape_and_Ethnos_Reading_Gumilev-Introduction (дата обращения 13.03.2014).
145. Crichton, S. Virtual Ethnography: Interactive Interviewing Online as Method [Электронный ресурс] / S. Crichton, S. Kinash // Canadian Journal of Learning and Technology. URL: http://www.cjlt.ca/index.php/cjlt/article/view/40/37 (дата обращения 12.10.2013).
146. Fetterman, D.M. Ethnography: step-by-step / D.M. Fetterman. - 3rd ed. Applied social research methods series; v. 17. London, 2010.- 167 p.
147. Hine, С. Virtual Ethnography [Электронный ресурс] / С. Hine // Intute. URL: http://www.intute.ac.uk/socialsciences/archive/iriss/papers/paperl 6.htm (дата обращения 12.10.2013).
148. Hoey, В.A. What is Ethnography? [Электронный ресурс] / В.A. Hoey // Homepage of Brian A. Hoey. URL: http://www.brianhoey.com/General%20Site/general_defn-ethnography.htm (дата обращения 11.10.2013).
149. Majtanova, M. Language and Identity: The Impact of a Multilingual Environment on the Personal Identity among German Mother Tongue Speakers Living in Malaysia [Электронный ресурс] / M. Majtanova, M.A. Abdul Jabar // Academia.edu. URL: https://www.academia.edu/9558572/SOCIAL_SCIENCES_and_HUMANITIES_Langu age_and_Identity_The_Impact_of_a_Multilingual_Environment_on_the_Personal_Iden tity_among_German_Mother_Tongue_Speakers_Living_in_Malaysia (дата обращения 11.10.2013).
150. Mutahhari, M.M. Nature of Society: Homogeneity or Heterogeneity? [Электронный ресурс] / M.M. Mutahhari // Imam Reza (A.S.). Network. URL: http://www.imamreza.net/eng/imamreza.php?id:=434 (дата обращения: 16.03.2013).
151. Neslihan, U. Free Riding and Ethnic Heterogeneity / U. Neslihan // Research Center for Group Dynamics, Institute for Social Research. - 2008. - P. 1-14.
152. Ordeshook, P.C. Ethnic Heterogeneity, District Magnitude, and the Number of Parties / P.C. Ordeshook, O.V. Shvetsova // American Journal of Political Science. - Volume 38, Issue 1. - Wiskonsin, 1994. - P. 100-123.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.