Принцип справедливости в мусульманском праве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Хайруллоев, Фаррух Сайфуллоевич
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Хайруллоев, Фаррух Сайфуллоевич
Введение
Глава I. Общая характеристика принципа справедливости в мусульманском праве
§ 1. Понятие и сущность принципа справедливости в мусульманском праве.
§ 2. Социальная ценность принципа справедливости в мусульманском праве.
§ 3. Соотношение справедливости, законности и целесообразности в мусульманском праве.
Глава II. Принцип справедливости как основа источников мусульманского права и правоприменительной деятельности
§ 1. Значение принципа справедливости в источниках мусульманского права.
§ 2. Принцип справедливости и его отраслевое закрепление.
§ 3. Реализация принципа справедливости в шариатском судопроизводстве.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Правовое регулирование борьбы с преступностью в странах с элементами исламской правовой традиции: Историко-теоретическое исследование1999 год, кандидат юридических наук Старостина, Светлана Андреевна
Институт преступления и наказания в мусульманском праве2010 год, кандидат юридических наук Кангезов, Марат Русланович
Уголовно-правовые нормы Корана и Хадиса и их классификация по институтам уголовного права2012 год, кандидат юридических наук Назаров, Аваз Кувватович
Историческое развитие представлений о правах человека в шиитском исламе2010 год, кандидат исторических наук Асгар Сабери
Мусульманское уголовное право в условиях современного светского государства2009 год, кандидат юридических наук Тленшева, Рената Муаедовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принцип справедливости в мусульманском праве»
Актуальность темы исследования. Своеобразие истории и культуры таджикского народа, в значительной степени состоит в том влиянии, которое оказало на них исламская религия. Шариат и сегодня является неотъемлемой частью быта таджикского народа. В частности, брачно-семейные и наследственные отношения до сих пор фактически регулируются, в первую очередь, нормами шариата.
Представляется, что в условиях формирования новой правовой системы Республики Таджикистан изучение и выявление сущности шариата, его принципов, в частности, принципа справедливости, позволит осмыслить положительные стороны этого наследия и использовать его как в правовом развитии нашей страны, так и для проведения социальных преобразований, развития экономики, культуры, строительства нового общества в целом.
В последние годы термин «справедливость» все чаще встречается в законодательстве страны. Достаточно сказать, что в преамбуле действующей Конституции Республики Таджикистан говорится: «Мы, народ Таджикистана, являясь неотъемлемой частью мирового сообщества, сознавая свой долг и ответственность перед прошлым, настоящим и будущими поколениями, понимая необходимость обеспечения суверенитета и развития своего государства, признавая незыблемыми свободу и права человека, уважая равноправие и дружбу всех наций и народностей, ставя задачей создание справедливого общества, принимаем и провозглашаем настоящую конституцию».1 Таким образом, целью формирования правового и социального государства в Таджикистане является создание справедливого общества.
1 Конституция Республики Таджикистан, принятая на всенародном референдуме 6 ноября 1994 года (с изменениями и дополнениями, внесенные от 26 сентября 1999 г. и 22 июня 2003 г. путем проведения всенародного референдума). С.35.
Для решения этой задачи большое значение имеют состояние правосудия и его вклад в стабилизацию общественных отношений. Общепринято, что правосудие не существует без справедливости. Конечно, этот принцип не всегда реализуется на практике, что объясняется различными, прежде всего, субъективными причинами. Однако, в этом случае правосудие выглядит дефектным и неполноценным. В восьмой главе, статьи 84 Конституции Таджикистана говорится, что «судебная власть является самостоятельной, осуществляется от имени государства и защищает права и свободы человека и гражданина, интересы государства, организаций и учреждений, законности и справедливости». Данное положение определяет основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти, в том числе и судебных. В этой связи, как нам представляется, есть необходимость в разработке нормативного понимания справедливости и её перевода в категорию обязательных правовых требований.
Следует также отметить, что в юридической литературе, как прошлых лет, так и в современной, вопрос о справедливости продолжает оставаться предметом дискуссий.
Все это предопределяет актуальность глубокого изучения принципа справедливости, его сущности и содержания, а также значения данного принципа и его места в мусульманском праве.
Степень научной разработанности темы. Проблематика мусульманского права в течении долгого времени разрабатывалась советскими и российскими историками. Труды В.В. Бартольда, А.С. Боголюбова, Е.А. Беляева, П.А. Грязневича, Д.Е. Еремеева, Н.А. Иванова, А.И. Ионовой, Г.М. Керимо-ва, С.М. Прозорова, И.Петрушевского, JI.P. Полонской и других авторов были посвящены изучению различных сторон происхождения, исторической эволюции и современной роли ислама.
Свой вклад в изучение мусульманского права как юридического явления внесла и юридическая наука. Труды А.И. Асадова, A.J1. Могилевского, М.М.
Муллаева, Г.И. Муромцева, Ш.Р. Розыкова, М.И. Садагдара, О.У. Усманова, В.Е. Чиркина, Ф.Ш. Шабанова, А.Ю. Юлдашевой и других затрагивают важные аспекты истории и теории мусульманского права. Тем не менее, проблематика теории и практики мусульманского права не утратила своей актуальности, хотя теоретические и практические рекомендации исследований указанных авторов не были в достаточной степени востребованы в прошлом.
В настоящее время интерес к мусульманскому праву значительно возрос. Большой вклад в его изучение внесли работы российских и среднеазиатских ученых: JI.P. Сюкияйнена, С.М. Прозорова, З.Х. Мисрокова, Н.В. Жданова, А.Х. Ахкубекова, А.Б. Нуртазина, Р.З. Таилова, Р.И. Беккина, Р.Х. Гилязут-диновой, Е.Ю. Барковской, Х.С. Хомушова, В.В. Цмая, К.К. Абдуллаевой, Ш.А. Ишановой, Ф.Т. Тахирова, И.Б. Буриева, А.Г. Халикова, Р.Ш. Сатывал-диева, И.Д. Сафарова, М.А. Сарсембаева, Ж.Н. Баишева, А.Х. Саидова, З.А. Саидова и других. Несмотря на то, что в работах указанных авторов достаточно полно разработаны принципиальные вопросы мусульманского права, изучение ряда актуальных проблем осталось за их рамками. Это, в частности, касается принципа справедливости в мусульманском праве, исследование которого необходимо для всестороннего осмысления мусульманского права как юридического явления.
Объектом диссертационного исследования являются идеи и отношения, составляющие принцип справедливости в мусульманском праве, его понятие, сущность и социальная ценность, а также значение, место и степень реализации указанного принципа в шариатском судопроизводстве.
Предметом исследования выступают религиозно - нравственные и правовые основы справедливости, установленные Кораном, сунной, и другими источниками мусульманского права.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы являются исследование мусульманско-правового принципа справедливости, раскрытие его позитивного потенциала, а также оценка возможности его использования в современной правовой науке и практике, законотворчестве и правоприменении с позиции неотъемлемых прав и свобод человека в условиях формирования гражданского общества и правового государства.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- исследовать понимание принципа справедливости в мусульманской правовой мысли;
- раскрыть содержание данного правового принципа, выявить его сущность и его социальную ценность;
- определить взаимосвязь принципа справедливости с другими общеправовыми принципами, в частности, принципами свободы, равенства, законности и целесообразности;
- установить роль принципа справедливости в отдельных отраслях мусульманского права и на этой основе определить степень его реализации в шариатском судопроизводстве.
Методологическая основа исследования. Методологический инструментарий исследования составили диалектический метод познания, общенаучные (анализ, синтез и системный подход) и частнонаучные (формально -юридический, исторический и сравнительно - правовой) методы научного исследования.
Применяя совокупность различных методов теоретического анализа и результатов научных достижений, автор стремился раскрыть предмет диссертационного исследования и в конечном счёте - решить поставленные задачи.
При подготовке работы автор опирался на основные источники мусульманского права - Коран и сунну, а также научные труды российских и зарубежных авторов по теории и истории мусульманского права и государства.
Научная новизна диссертации определяется, прежде всего, самой темой исследования. Понимание справедливости и её роли в жизни общества было и остается предметом острых дискуссий. Впервые на диссертационном уровне был рассмотрен вопрос о принципе справедливости, который является одним из важнейших в мусульманском праве. Такой анализ важен не только для изучения данного явления, но и для развития правовой теории в целом.
По результатам проведенного исследования в диссертации сформулирован ряд теоретических и практических положений, отвечающих требованиям научной новизны. В частности, в работе формулируется понятие принципа справедливости в мусульманском праве, дается сравнительный анализ данного принципа в мусульманском праве и современном законодательстве Таджикистана, а также обосновано актуальность этой категории для правотворчества и правореализации. Кроме этого, на основе анализа отраслей мусульманского права предлагаются подходы к решению некоторых проблем, с которыми сталкивается развитие отдельных отраслей и институтов современной правовой системы Республики Таджикистан.
Основные положения, выносимые на защиту. В результате анализа принципа справедливости в мусульманском праве сформулированы и обоснованы следующие положения, которые выносятся на защиту:
1. Справедливость является стержнем мусульманского права, определяющим его сущность и содержание. Речь идет о постоянно действующем принципе, который придает мусульманскому праву свойство универсального регулятора общественных отношений. В качестве императивного принципа справедливость гарантирует в рамках дозволенного и запретного свободу и равенство, а значит - обеспечивает безопасность и стабильность общества. Одновременно принцип справедливости обеспечивает реализацию прав человека и закрепляет соразмерную ответственность за нарушение норм права. 2. Справедливость - исторически изменчивая категория. В различных обществах, в условиях разнообразных культур она получает своеобразное, индивидуализированное развитие. В этом смысле справедливость в исламской правовой культуре следует рассматривать как динамичную и развивающуюся категорию, которая нуждается в соответствующем теоретическом осмыслении.
3. Особенность мусульманского права состоит в том, что оно обязывает человека неуклонно следовать требованиям справедливости во всех сферах жизни. Несоблюдение требований справедливости приводит к нарушению порядка общественных связей, прав и интересов человека. Мусульманская правовая мысль признает любой нормативно-правовой акт, если он основан на принципе справедливости, естественно при соблюдении императивных положений шариата.
4. Закрепление принципа справедливости в основных источниках мусульманского права указывает на особую важность данного требования для регулирования общественных отношений. Являясь составной частью исламской правовой культуры, принцип справедливости может оказать позитивное влияние на формирования законодательства тех стран, которые исторически принадлежат исламской цивилизации. Ориентация законодателя на сложившиеся в обществе исламские представления о справедливости способны повысить эффективность реализации правовых норм.
5. Без практической реализации принципа справедливости не может обойтись становление правового, социального государства. Кроме этого, данный принцип как элемент правопорядка обеспечивает устойчивое развитие общества, минимализируя причины социальных конфликтов.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его научной новизной, сформулированными автором выводами и обобщениями, углубляющими теоретического осмысления понятия и социальной ценности принципа справедливости, соотношения справедливости, законности и целесообразности. Результаты исследования могут быть использованы в общей теории права и государства, в науке конституционного права Республики Таджикистан и других отраслевых науках в ходе дальнейших разработок по данной проблеме, в учебном процессе в Академии МВД Республики Таджикистан, Таджикском государственном национальном университете, Таджикско-Российском Славянском университете, а также в юридических вузах стран Содружества независимых государств. Итоги работы могут способствовать также совершенствованию нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования. В процессе диссертационного исследования были изучены различные источники мусульманского права, прежде всего Коран и сунна, а также монографии, учебники, сборники научных трудов, материалы научно - практических конференций. Учтены позиции ученых, придерживающихся различных направлений и школ в исламе. Это позволило всесторонне изучить содержание принципа справедливости в мусульманском праве и прийти к определенным результатам и выводам.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации нашли свое отражение в опубликованных статьях, а также в выступлениях на семинарах и конференциях, которые проводились в Республике Таджикистан, в том числе под эгидой ОБСЕ в Шахритузском, Таджикабадском районах, Каратаге, и были посвящены проблемам формирования гражданского общества (2003-2005 гг.). Материалы исследования отражены в рабочих программах и методических материалах по следующим учебным курсам: «Теория государства и права», «История государства и права Республики Таджикистан» и «Конституционное право Республики Таджикистан» Результаты исследования внедрены в учебный процесс в Академии МВД Республики Таджикистан, в Институте экономики Таджикистана, в Российско-Таджикского Славянском Университете.
Структура диссертации обусловлена целыо исследования и вытекающими из нее задачами. Работа состоит из ведения, двух глав (включающих шесть параграфов), заключении, списка использованной литературы.
10
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Страхование в мусульманском праве: Теория и практика2003 год, кандидат юридических наук Беккин, Ренат Ирикович
Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане, VIII - начало ХХ вв.1998 год, кандидат юридических наук Буриев, Имонкул Бозорович
Социально-этическая роль мусульманского права (фикх) в общественно-политической жизни Чечни: конец XX - начало XXI вв.2012 год, кандидат философских наук Одаев, Хамзат Магомедович
Права человека в международном и мусульманском праве: Сравнительный анализ2000 год, кандидат юридических наук Шихаб Абдул Карим Али
Уголовное право Исламской Республики Иран: становление, основные институты и тенденции развития2010 год, кандидат юридических наук Акилов, Фирдавс Ильхомович
Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Хайруллоев, Фаррух Сайфуллоевич
Заключение
Проведенное диссертационное исследование показало, что на современном этапе изучение принципа справедливости не только в теории мусульманского права, но и в области общей теории государства и права, а также в отраслевых юридических науках сохраняет свою актуальность.
Поэтому понятие справедливости в мусульманском праве как правового принципа включает несколько сторон.
Во-первых, справедливость в мусульманском праве рассматривается как основа права в целом. Являясь стержнем права, справедливость определяет содержание и сущность самого права.
Во-вторых, справедливостью в мусульманском праве очерчивает рамки и границы дозволенного и запретного. При этом масштаб и мера свободы и равенства всецело зависят от указанных границ. Свобода в мусульманском праве понимается не абсолютной возможностью совершать все по желанию, а как полезная для общества выраженная воля, которая умеренна в удовлетворении своих материальных и нематериальных потребностей.
В-третьих, принцип справедливости имеет обязательный характер и является обязательным как для законодателя, так и для тех, кто занят применением норм права. Причем императивность принципа справедливости установлено первоисточниками мусульманского права - Кораном и сунной, - что придает праву особенное качество в глазах верующих.
В - четвертых, справедливость является постоянным императивом, пронизывающий любой поступок человека.
В - пятых, принцип справедливости в обязательном порядке должен соблюдаться государством, задача которого - установление справедливости в обществе как средства обеспечения его стабильности и безопасности.
В - шестых, справедливость рассматривается как гарантия обеспечения прав человека. Путем обязанности соблюдения справедливости обеспечиваются права людей.
В седьмых, на основе принципа справедливости и в его рамках осуществляется правосудие.
Справедливость в мусульманском праве рассматривается как фундамент социальной жизни человека, поскольку этот принцип вытекает из самих её условиях. Отсюда и понятие шариата как закона жизни человека. Справедливость, с точки зрения своего естественного назначения, выполняет социальную функцию в обществе и тем самым отражает, в первую очередь, потребности всего общества (общие интересы).
Справедливость, законность и целесообразность в мусульманском праве, несмотря на сходства и тесное соприкосновения между собой, выполняют разные функции. Соблюдение справедливости определяет степень законности. Целесообразность должна быть в рамках закона. Она дополняет действие и понимание справедливости.
Следует заметить, что система источников мусульманского права в целом учитывает и закрепляет принцип справедливости с учетом общественных потребностей и направлена на обеспечение таких фундаментальных ценностей, как религия, жизнь, разум, честь и достоинство, продолжение рода и собственность. Эти ориентиры и определяют исламский подход к решению проблем, возникающих в сфере гражданских, семейных, наследственных и других отношений.
Торговая и хозяйственная деятельность (предпринимательская) участников экономических отношений основана на её свободе, которая в свою очередь является решающим условием экономического прогресса в обществе.
Привлекает внимание такие институты мусульманско-гражданского права как партнерство, страхование и торговля, которые основаны на принципе справедливого обмена. В свою очередь, принцип справедливости в данных отношениях охватывает такие важные стороны хозяйственной деятельности как свобода деятельности и заключения договора, законность, этичное поведение управляющих и подвластных и благотворительность и милосердие, которые направлены, в конечном итоге, на соблюдение двух правил 1) недопустимости запретных действий - харам и 2) достижении богоугодного поведения путем совершения разрешенных и желательных действий - халял.
Догмат о равенстве людей перед Аллахом понимается в мусульманском праве не только как равенство возможностей, но и как свобода конкуренции, которая обеспечивается государством в соответствии с требованием справедливости. Таким образом, в исламе все люди равны перед законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения людям. При этом выбор любой деятельности допустим лишь в рамках запретного и разрешенного в шариате.
Нормы мусульманского брачно-семейного права, исходя из начал справедливости, устанавливают важные для брака принципы свободу и равенства. Требование справедливости как гарантия обеспечивает соблюдения имущественных и неимущественных прав сторон до заключения брака, на протяжении всего брака, и даже после его прекращения. Принцип справедливости лежит в основе многоженства, не соблюдения которого делает брак несправедливым, неправильным и незаконным. Бракоразводный процесс в исламе всецело пропитан принципом справедливости, где во внимание берутся права и интересы, как мужа, так и жены, как родителей, так и детей.
Наследственное право ислама тесно связано с семьёй и направлено на охрану её прав и интересов. Однако, заслуживает внимание и социальное назначение наследования. Во-первых, завещание на случай внезапной смерти, содержащее возвращения долга и извинения за обиды обязательны для мусульманина. Во-вторых, в случае неспособности возврата долга наследниками обязанность по возврату берет на себя государства за счет закятных средств. В - третьих, в разделе имущества принимает активно участие общественность. В - четвертых, наследодателю перед смертью желательно подать милостыню в пользу бедного населения.
Если виновный сумеет избежать справедливого заслеженного наказания, например, подкупив судью, то от этого страдает принцип справедливости.
Данный постулат является исходным началом деятельности суда и осуществления правосудия в мусульманском праве. Одновременно, согласно шариату, с обвиняемыми нельзя обращаться как с преступниками до полного завершения дела и признания их виновными. Никто не может быть лишен свободы до вынесения обвинительного приговора независимым и беспристрастным судом. Никто не должен подвергаться угрозам, наказанию и лишению свободы по чужой вине или в целях устрашения и усмирения остальных граждан. Указанные основные начала судопроизводства в мусульманском праве направлены на защиту и обеспечения прав и интересов людей и общины в целом. Они также закреплены в Каирской декларации по правам человека в исламе от 1990 года, принятой на XIX Исламской конференции министров иностранных дел, состоявшаяся в Каире от 31 июля-5 августа 1990 года, одного из важных документов, регламентирующих современную общественную жизнь мусульманского мира.
Таким образом, по мусульманскому праву право на справедливость имеет каждый человек, и это право вытекает из основных предписаний шариата -Корана и сунны. Выступать против несправедливости является не только правом, но обязанностью каждого человека, которая стоит наравне с такими обязанностями, как соблюдения молитвы, поста, дачи закята, совершения паломничества и другие.
Сегодня Таджикистан, как и многие другие страны, переживают период поиска новых путей движения страны в направлении освоения достижений современной цивилизации. Принцип справедливости, в формировании которого внесли свой вклад различные правовые культуры, в том числе и мусульманское право, его закрепление в законодательстве способствует этому процессу.
В конце следует также отметить, что те положения законодательства Республики Таджикистан, относящиеся в той или иной степени к принципу справедливости немногочисленны. Кроме того, приходиться признать, что в реальной жизни эти положения во всей полноте не играют роли фундаментальной основы в процессах реализации требований справедливости. Поэтому их выделение как обязательного императива предполагает первоначальное определение сущности справедливости в обществе на уровне основного закона, направленного, в первую очередь, на решение жизненных проблем и регулирование общественных отношений.
Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Хайруллоев, Фаррух Сайфуллоевич, 2007 год
1. Официальные документы и нормативные акты:
2. Конституция Республики Таджикистан, принятая на всенародномреферендуме 6 ноября 1994 года (с изменениями и дополнениями, внесенные от 26 сентября 1999 г. и 22 июня 2003 г. путем проведения всенародного референдума).
3. Закон Республики Таджикистан «О милиции» от 17 мая 2004 г. №41.
4. Закон Республики Таджикистан «О борьбе против торговли людьми» от 15 июля 2004 г. № 47.
5. Закон Республики Таджикистан «О системе исполнения уголовногонаказания» от 15 июля 2004 г. № 51.
6. Всеобщая Исламская декларация прав человека, принятая по инициативе Исламского Совета Европы 19 сентября 1981 г. в Париже в местонахождении ЮНЕСКО.
7. Каирская декларация по правам человека в исламе. 31 июля-5 августа 1990 г.1.. Монографии и статьи:
8. Абдуллоев Ш. Современный ислам в политике и идеологии. Душанбе: Ирфон, 1990,- 152с.
9. Абу Ханифа Нуман ибн Сабит. Трактаты. М.: Издательская группа1. Муравей», 2001.- 128с.
10. Азизкулова Г.С. Понятие и виды преступлений по уголовному законодательству Афганистана / Государство и право. № 1. М.: 1996.
11. Айни С. Смерть ростовщика. Ятим. Душанбе: Маориф, 1976.
12. Алексеев С.С. Философия права. М.: Норма, 1999. 336с.
13. Аль-'Аскалани ибн Хаджар. Булуг аль-Марам мин адиллат альахком (Достижение цели в уяснениии священных текстов, на которые опирается мусульманское право). Книга 1 (из 6 книг). Пер. с араб. Кулиева Э.Р. М.: Умма, 2003. 364с.
14. Аль-'Аскалани ибн Хаджар. Булуг аль-Марам мин адиллат альахком (Достижение цели в уяснениии священных текстов, на которые опирается мусульманское право). Книги 4-6 (Из 6 книг). Пер. с араб. Кулиева Э.Р. М.: Умма, 2002. 514с.
15. Аль-Бути Мухаммад Сайд Рамадан. Путь размечен. Отказ от мазхабов опаснейшее из нововведений, угрожающих исламскому шариату. М.: Издательский дом «Ансар», 2005. - 112с.
16. Аль Газали, Абу Хамид. Наставление правителям и другие сочинения. М.: Издательский дом «Ансар», 2004.
17. Аль Газали, Абу Хамид. Весы деяний. - М.: Издательский дом1. Ансар», 2004.
18. Аль Газали, Абу Хамид. Исследование сокровенных тайн сердца. М.: Издательский дом «Ансар», 2006. - 472с.
19. Аль-Газали, Абу Хамид (Шейх Мухаммад). Нравственность мусульманина. Пер. с араб. А.И. Рустамова. Киев: Ансар Фаун-дейшн; М.: Умма, 2005. 363с.
20. Аль-Газали, Мухаммад. Права человека в исламе. М.: ИПЦ «Андалус», 2006. 176с.
21. Аль-Касими, Мухаммад Джамаладдин. Наставление верующим. Краткое изложение «Воскрешение религиозных наук» Абу Хами-да Аль Газали (1058-1111 гг.). Пер. с араб. В.А. Ниршы. М.: Благотворительный фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз аль-Ибрагим», 2002. 664с.
22. Аль Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина. М.: Благотворительный Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим»,2003.-414с.
23. Аляутдинов, Шамиль. Путь к вере и совершенству. T.l. М.: Фонд «Мир образования», 2002. 496с.
24. Аляутдинов, Шамиль. Ответы на ваши вопросы об Исламе. Том 2. М.: Фонд «Мир образования», 2003. 447с.
25. Аляутдинов, Шамиль. Тафсир. Смыслы Священного Корана. М.: Фонд «Мир образования», 2006. 286с.
26. Амини И. Выбор супруга (на тадж. языке). Душанбе: «Симург»,1992.- 128с.
27. Ан-Навави Мухйи-д-дин Абу Закарийа бин Шараф ад-Димашки аш
28. Шафи'и. Аль-Азкар аль-мунтахаба мин калам саййид аль-абрар (Поминания Аллаха). Пер. с араб. В.А. Ниршы. М.: Умма, 2006. -766с.
29. Ас-Са'ди Абд ра-Рахман Ибн Насир. Радость сердец благочестивых.
30. Пер. с араб. В.А. Ниршы. М.: Благотворительный фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 2002. 352с.
31. Ас-Са'ди Абд ра-Рахман Ибн Насир. Толкование священного Корана. «Облегчение от Великодушного и Милостивого». Пер. Э.Р. Кулиева. В 2 т. М.: Умма, 2006.
32. Ахкубеков А.Х. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности за рубежом и использования ее результатов в уголовном процессе. М.: Российская криминологическая ассоциация,2004. 120с.
33. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. М.: Издательство политическая литература, 1985. 240с.
34. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Издательство политическая литература, 1982. 270с.
35. Бабич А.-Г., составитель. Многоженство. Советы и комментарии.
36. М.: Издательский дом «Ансар», 2006. 159с.
37. Бабич И.Л., составитель. Ислам и право: справ, материалы Автономной некоммерческой организации «Юристы за конституционные права и свободы». М.: Издательство РУДЫ, 2004. 73с.
38. Баишев Ж.Н. Общие принципы исламского права, теория доказательств и система наказания. Алматы: Жети жарфы, 1996. 78с.
39. Барковская Е.Ю. Ислам и государственное строительство России.
40. Вторая половина XVII февраль 1917 г. Издательство РАГС, 2006.- 106с.
41. Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. М.:
42. Издательство РАГС, 2001. 75с.
43. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата (подред. Винникова И.Н.). М.: 2002. 784с.
44. Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: Теория и практика. Монография. М.: «Анкил», 2001. 147с.
45. Букет из сада изречений Пророка (ДБАР) и ахл-аль-Бейта (ДБМ).
46. Составитель айятолла алляма муджахед аль-хаджж сейид Камаль Факих Имани. Исфахан: Публичная библиотека Амир аль-Мо'минин Али (ДБМ) Центра научных и религиозных исследований, 1999.
47. Буриев И.Б. Действие мусульманского права в дореволюционном
48. Таджикистане (VII-начало XX вв.). Душанбе, 1999. 199с.
49. Бухари М.И. Касас-ул-анбиё (на тадж. языке). Душанбе: «Ориено»,1991.-398с.
50. Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. Пер. с гол. Предисловие Л.Р.Сюкияйнена. М.: Наталис, 2005. 240с.
51. Гилязутдинова Р.Х. Природа мусульманского права. Уфа: Транс1. ТЭК, 2003.- 186с.
52. Гюлен, Фетхуллах. Сомнения, порожденные веком. М.: Издательский дом «Новый свет», 2006. 200с.
53. Гюлен, Фетхуллах. Очерки перспективы - мнения. М.: Издательский дом «Новый свет», 2006. 157с.
54. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках.
55. Выпуск 1. Учение о толковании Корана. Издательство «Муравей», 2000. 240с.
56. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках.
57. Выпуск 2. Учение о ниспослании Корана. Издательство «Муравей», 2001.-272с.
58. Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках.
59. Выпуск 3. Учение о своде Корана. Издательство «Муравей», 2003. -288с.
60. Дудоров Д.И. Основы мусульманского права. Религиозно-правовыеучения мусульманского Востока: крат, энцикл. слов. справ. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2005. - 462с.
61. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003. 568с.
62. Женщина в Исламе. Редактор-составитель Гульнара Нуруллина. М.:1. Умма, 2004. 263с.
63. Значение и смысл Корана. Пер. с араб. Абдель Салам аль-Манси,
64. Сумайя Афифи. В 4 т. М.: Издательство «Сауримо», 2002.
65. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада, рассказанное сослов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба (первая половина VIII века). Пер. с араб. Н.А. Гайнуллина. М.: Умма, 2003. -652с.
66. Исмаилов М.А. Формирование и развитие права народов Дагестана (XVII начало XX вв.). Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2004. 360с.
67. Ислам. Краткий справочник. Душанбе: Ирфон, 1990. 114с.
68. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь (составитель Прозоров С.М.). Выпуск 1. М.: 2001.- 159с.
69. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь (составитель Прозоров С.М.). Выпуск 4. М.: 2003.- 160с.
70. Кади шейх Мухаммад Ахмад Кан'ан. Основы супружеской жизни.
71. ГУП «Полиграфический издательский комбинат», 2005. 143с.
72. Кардави, Юсуф. Дозволенное и запретное в исламе/В переводе
73. М.Саляхиддинова. М.: Андалус, 2004. 335с.
74. Кардави, Юсуф. Современные фатвы. Избранное. Пер. с араб. Ясина
75. Расулова. М.: Андалус, 2004. 258с.
76. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978.223с.
77. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Издательство1. Леном», 1999.-304с.
78. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1986. 270с.
79. Колобов О.А. Ислам и новый мировой порядок//Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. Научный ежеквартальный альманах. №1. Нижний Новгород, 2005.
80. Коран. Перевод с араб, академика ИЛО.Крачковского. М. 1991.527с.
81. Коран. Перевод с арабского и комментарии М.-Н. О. Османова. Кум
82. Исламская Республика Иран): «Ансарийан», 2000. 652с.
83. Кудрявцев А.В. Концепция исламского решения Юсефа Аль
84. Кардави // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.
85. Лихачев В.А., Сюкияйнен Р.Л. Мусульманское деликтное право и уголовное законодательство стран зарубежного Востока//Мусульманское право (структура и основные институты). М.: Институт государства и права АН СССР, 1984.-С.76-105.
86. Любовь и секс в Исламе: Сборник статей и фетв. М.: Издательскийцентр «Ансар», 2005. 304с.
87. Маудуди С.А. Права человека в исламе. Казань: Имран, 1995.
88. Мец А. Мусульманский ренессанс. Пер. с нем. М.: Наука, 1966.315с.
89. Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе: исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М.: Издательство МГУ, 2002. 256с.
90. Мортеза Мотаххари. Загробная жизнь. Пайванд. Душанбе, 1996. -41с.
91. Мортаза Мотаххари. Знакомство с исламскими науками. Пер. с перс. акад. М. Диноршоева. Деваштич. Душанбе. 2004. 220с.
92. Муллаев М.М. История уголовного права Таджикистана. 4.1. Сталинабад, 1960. 159с.
93. Муллаев М.М. Происхождение и реакционная сущность шариата.
94. Душанбе: Ирфон, 1967. 187с.
95. Нерсесянц B.C. Право и закон: Из истории правовых учений. Наука,1. М. 1983. -366с.
96. Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. Книга о правлении везиря. XI столетия / Перевод, введение и примечание Б.М. Заходера. М., JI. Изд. АН СССР. 1949.
97. Одинаев, Ёкуб. Создание семьи (на тадж. языке). Душанбе: Маориф, 1992. 88с.
98. Пиотровский М.Б. Ислам вера и образ жизни // Ислам - краткийсправочник. М. 1983.
99. Полонская Л.Р. Современные мусульманские идейные течения //
100. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.
101. Построение доверия между исламистами и секуляристами таджикский эксперимент (Сб. статей). Душанбе: «Деваштич», 2004. -360с.
102. Постановления и рекомендации (фетвы) Совета Исламской академии правоведения (фикха). Пер. с араб. М.Ф. Муртазина. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2003. 278с.
103. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М.: 2004. 471 с.
104. Разыков Ш. К вопросу о шариате и применение его норм в дореволюционном Таджикистане/ЛЗопросы уголовного права, прокурорского надзора, криминалистики и криминологии. Душанбе, 1968.
105. Разыков Ш. К истории советского суда в Таджикистане. Сталинабад, 1960.
106. Рукайя Максуд. Ислам. М.: ФАИР ПРЕСС, 2005. 304с.
107. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968. 154с.
108. Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Молодожь и нравственность.
109. Баку: Центр исламоведческих исследований «Иршад», 1993. -175с.
110. Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Имамат верховная властьмусульманской общины (лекции по мусульманской догматике). Книга четвертая. Баку: Центр исламоведческих исследований «Иршад», 1996. 184с.
111. Сайд Мухаммед Хусейн Табатабаи. Знакомство с исламской религии. Мешхед, 1961 (1382 х.). 237с.
112. Сативалдыев Р.Ш. Политическая и правовая мысль раннесредне-векового мусульманского Востока. Душанбе: 1999. 357с.
113. Сафаров И.Д. Правовая система государства Саманидов (IX-X вв.).
114. Душанбе: Ирфон, 1999. 198с.
115. Сафаров И.Д. Преступление и наказание в государстве Саманидов.1. Душанбе, 2003.- 176с.
116. Сафаров И.Д. Суд и процесс в государстве Саманидов / Тезисы апрельской научно теоретической конференции профессорско-преподавательского состава. Сер.: общественных наук. Душанбе, 1994.
117. Сахих аль-Бухари. Ат-таджрид ас-сарих ли-ахадис аль-джамиъ ас-сарих (Ясное изложение хадисов «Достоверного сборника»). Составил имам Абу-ль-Аббас Ахмад бин Абд ал-атиф аз-Зубайди (1410-1488). Пер.А. Нирша. М.: Умма, 2004. 959с.
118. Свет Священного Корана (разъяснения и толкования). В 20 т. Исфахан: Центр исламоведческих исследований Имам Амир аль-муъминин Али, под руководством Аятоллы Аллама Хаджи Сейи-да Камаля Факиха Имани, 2002.1/3
119. Словарь таджикского языка (Х-начало XX века). В 2-х томах. М.:
120. Издательство «Советская энциклопедия», 1969.
121. Сорок хадисов имама ан-Навави. Комментарии и разъяснения доктора Мустафы аль-Буга, Мухйи-д-дина Мисту. Пер. с араб. В.А. Ниршы. Казань: ГУП «Полиграфическо- издательский комбинат», 2006.615с.
122. Ю1.Сулайманова Х.С. Создание и развитие советского суда в Туркестанской АССР (1917-1924 г.г.). Ташкент, 1954. 88с.
123. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики.
124. Монография. М.: Наука, 1986. 256с.
125. Сюкияйнен Л.Р. Структура мусульманского права//Мусульманскоеправо (структура и основные институты) (Сб. статей). М.: Институт государства и права АН СССР, 1984. С.20-38.
126. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и семейное законодательствостран Арабского Востока//Мусульманское право (структура и основные институты) (Сб. статей). М.: Институт государства и права АН СССР, 1984.-С. 120-145.
127. Сюкияйнен Л.Р. Умеренность как стратегия современного ислама//Независимая газета. 01.03.2006.
128. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.:
129. Институт государства и права РАН, 1997. 48с.
130. Сюкияйнен Л.Р. Религиозный экстремизм: правовые, политические и идеологические аспекты//Религиозный экстремизм в Центральной Азии. Проблемы и перспективы. Материалы конференции. Душанбе, 25 апреля 2002 г. 212с.
131. Сюкияйнен Л.Р. Найдется ли шариату место в российской правовой системе? / Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.
132. Тахиров Ф.Т. Правовая система дореволюционного Таджикистана. Душанбе. 1998. 70с.
133. Тахиров Ф.Т. Становление советского права в Таджикистане. Душанбе, 1987.- 192с.
134. Тахиров Ф.Т., Халиков А.Г. Шариат: правовая регламентация брачно-семейных и наследственных отношений. Душанбе: До-ниш, 2001.- 105с.
135. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. Санктпетербургъ: II Отделение Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1850. -630с.
136. Тураджонзода, Ходжа Акбар. Шариат и общество (на тадж. языке).
137. Душанбе: «Нодир», 2006. 172с.
138. Усманов О.У. Гражданское право дореволюционного Таджикистана. Труды юридического факультета. Выпуск I. ТГУ. Душанбе, 1972.-344с.
139. Усманов О.У. История становления и развития советского гражданского законодательства Таджикской ССР в период строительства социализма. Душанбе, 1974. 182с.
140. Хадисы Пророка. Перевод и комментарии Иман Валерии Пороховой. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. 312с.
141. Хазрати М., Саидиён И. Ислом: равия, мазхаб ва фиркахои он (Ислам: течения, школы и секты). Справочник. Душанбе: «Ориёно», 1993.-224с.
142. Хайдарова М.С. Из истории правового регулирования статуса личности по классическому шариату (VII XII). Известие Академии Наук Республики Таджикистан. Серия «Философия и правоведение». 1995. №3(15).
143. Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманскогоправа // Мусульманское право (структура и основные институты). М. Наука. 1984. С.38-48.
144. Хайруллаев М. Фараби. Эпоха и учение. Ташкент: Узбекистан, 1975.-352с.
145. Халиков А.Г. Система наказаний и древнее право таджиков // Труды
146. Академии МВД Республики Таджикистан. Вып. 6. Душанбе. 2003. С.103-114.
147. Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права (суннитское направление). Душанбе, 1998. 215с.
148. Хатами, Мухаммад. Ислам, диалог и гражданское общество. М.:
149. Изд. Российская политическая энциклопедия, 2001. -240с.
150. Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египт, Израиль, ОАЭ, Ирак). М.: Издательство РУДН, 2001.- 138с.
151. Хомушов Х.С. Ислам и международное право: Анализ исламской доктрины международного права. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. М.: МАКС Пресс, 2000. 169с.
152. Худа Хаттаб. Справочник мусульманской женщины. Издательский дом «Умма», 2006. 137с.
153. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М., 1978.
154. Эрсан, Осман. Женщина в Исламе. Её права и достоинства. М.: Издательская группа «Сад», 2006. 184с.
155. Юридический энциклопедический словарь. 3-е издание, переработанное и дополненное. М. 2003. 789с.
156. Давид, Рене. Основные правовые системы современности. М., 1967.
157. Массэ А. Ислам: очерк истории. -М., 1982.- 190с.
158. Абуаломуддин. Тафсири осонбаён (Простой комментарий). В 30 т. Худжанд: Государственное издательство имени «Рахим Джали-ла», 2002.
159. I. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты:
160. Абдуллаева К.К. Особенности обязательственного права мусульманских государств: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Казань, 2004. 24с.
161. Абдуллаева К.К. Особенности обязательственного права мусульманских государств: Дисс. канд. юрид. наук. Самара, 2004. -194с.
162. Абидова Н.И. Суды казиев и особенности процесса их ликвидации в
163. Узбекской ССР (1917-1922 гг): Автореф. дисс. канд. юрид. наук / АН Уз.ССР. Ученый совет по юридическим наукам Института философии и права. Ташкент. 1974. 32 с.
164. Азимов Ш. Государство и право Саманидов: Дисс. канд. юрид. наук.-М.: Сталинабад, 1953. 391с.
165. Азизкулова Г.С. Цикл лекций по истории государства и права Республики Таджикистан. Душанбе. 212с.
166. Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: Теория и практика: Автореф. дисс.канд. юрид. наук. Москва, 2003. 33с.
167. Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: Теория и практика: Дисс.канд. юрид. наук. Москва, 2003. 164с.
168. Буриев И.Б. Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане (VIII начало XX вв): Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Душанбе, 1998. - 20с.
169. Ишанова Ш.И. Нормы шариата и их применение казийскими судамив Средней Азии до 1924 года: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Ташкент. 1992. 26с.
170. История политических и правовых учений. Учебник для вузов/Подобщ. ред. акад. РАН, д.ю.н., профессора B.C. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. 944с.
171. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е издание. Учебник.1. М., 2002. 534с.
172. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник.1. М., 2002. 580с.
173. Мусульманское право (внутренние и международно-правовые нормы): Учебник (под ред. М.А. Сарсембаева). Алматы: изд-во Института «Данекер», 1999.
174. Общая теория государства и права. Академический курс. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Издательство «Зерцало», 1998. -640с.
175. Розыков Ш. Становление суда как органа советского государства в
176. Таджикистане: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Сталинабад, 1961.-24с.
177. Саидов З.А. Исторические особенности действия норм шариата в Бухарском эмирате (1868-1920 гг.): Автореф. дисс.канд. юрид. наук. Москва, 2006. 29с.
178. Сативалдиев Р.Ш. Политические и правовые взгляды передовыхмыслителей таджикского народа второй половины XIX века / Автореф. дисс. канд. юрид. наук: АН Казахской ССР. Институт философии и права. Алма-Ата, 1989. 22с.
179. Сативалдиев Р.Ш. Назарияи хукук ва давлат (Теория права и государства). Учебник. Душанбе, 2002. 532с.
180. Сафаров И.Д. Правовая система государства Саманидов (IX X вв):
181. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Душанбе. 1998. 23с.
182. Таилов Р.З. Генезис мусульманского права: историко-правовой аспект: Дисс. канд. юрид. наук. СПб, 2004. 227с.
183. Тахиров Ф.Т. История государства и права Таджикистана. Учебник. Том 2, часть 1 (1917-1929 гг.). Душанбе. Амри илм, 2001. -492с.
184. Тахиров Ф.Т. Становление советского права в Таджикистане: Автореф. дисс. док. юрид. наук / МГУ им. М.В.Ломоносова. Юридический факультет. М. 1988. 35с.
185. Теория права и государства. Под ред. проф. Лазарева В.В. М.: Правои Закон, 424с.
186. Халиков А.Г. История государства и права Таджикистана (на тадж.языке). Учебник. Часть 1. Душанбе: Матбуот, 2002. 301с.
187. Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права: Автореф.дисс. канд. юрид. наук. Душанбе. 1996. 16с.
188. IV. Иностранные источники:
189. Абдус-Салям М. Дирасат фи аль-кярим (Исследованиния по Корану). Каир: аль-Фикр аль-ислами, 1987.
190. Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух (Исламское правои его аргументы): В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990.
191. Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух (Исламское правои его аргументы): В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997.
192. Аз-Зухайли В. Усуль аль-фикх аль-ислами (Основы исламского права): В 2 т. Дамаск: аль-Фикр, 1986.
193. Аль -'Айни Б. 'Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари (Опора чтеца.
194. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари): В 20 т. Египет: Мус-тафа аль-Баби, 1972.
195. Аль-Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари (Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари): В 15 т. Бейрут: аль-Фикр, 1990.
196. Аль-Буты Р. Ас-саляфия (Саляфиты). Дамаск: аль-Фикр, 1998.
197. Аль-Буты Р. Ма'а ан-нас. Машурат ва фатава (Среди людей. Беседыи фетвы). Дамаск: аль-Фикр, 1999.
198. Аль-Газали, Абу Хамид. 'Акыда аль-муслим (Вероубеждение мусульманина). Искандария: ад-Да'ва, 1990.
199. Аль-Газали, Абу Хамид. Ихья 'улюм ад-дин (Воскрешение наук овере): В 6 т. Бейрут: аль-Хайр, 1994.
200. Аль-Джазири А. Аль-фикх'аля аль-мазахиб аль-арба'а (Исламское право согласно четырем масхабам): В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-'ильмийя, 1990.
201. Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим (Сокращенный свод хадисов имама Муслима): В 2 т. Каир: ас-Салям, 1993.
202. Аль-Куртуби А. Аль-джами' ли ахкям аль-кур'ан (Свод установлений Корана): В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-'ильмийя, 1988.
203. Аль-Кясани. Бадаи 'у ас-сонаи'фи тартиби аш-шараи'(Редкостные искусства в упорядачении законодательства): В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-'ильмийя, 1997.
204. Аль-Маргынани Б. Аль-Хидая (Руководство): В 2 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-'ильмийя, 1990.
205. Аль-Хаттаби X. Ма'алим ас-сунан. Шарх сунан абди дауд (Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дау-да): В 4 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-'ильмийя, 1991.
206. Атийа Мустафа Машрафа. Ал-Када фи-л-ислам. Бейрут. 1966.
207. Ахмад Фатхи Бахнаси. Ал-Джараим фи-л-ислам. Каир. 1962.
208. Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар (Достижение целей): В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-'ильмийя, 1995.
209. Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар (Сводхадисов и повествований): В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989.
210. Ибн Кайим аль-Джавзи. Задуль-ма'ад фи хадьи хайр аль-'ибад (Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)): В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1992.
211. Ибн Кудама М. Аль-мугни (Обогащающий): В 15 т. Каир: Хаджр,1992.
212. Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур'ан аль-'азым (Комментарии к Великому Корану): В 14 т. Бейрут: аль-Хайр, 1991.
213. Кутб С. Фи зыляль аль-кур'ан (В тени Корана): В 6 т. Каир-Бейрут:аш-Шурук, 1994.
214. Курбани 3. Ислом ва хукуки башар (Ислам и человеческое право).1. Тегеран, 1989.
215. Мирзо Шакурзода. Ыаводир зиеияи Садри Зие. Техрон. 1377 хиджры (на персидском языке).
216. Мортаза Мотаххари. Ъадли илохи. (Божественная справедливость). Тегеран, 1942 (1363 г.х.). 365с.
217. Таки ад-Дин ибн Тайма. Ас-Сийаса аш-шарийа фи ислох ар-раи вар-раийа. Каир. 1969.
218. Шахоби Махмуд. Адвори фикх. Техрон. Т.1. 1946 (1366-1367 г.х.).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.