Преемственность философско-культурологических дисциплин в профессиональной подготовке будущего учителя культурологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Осетров, Владимир Валентинович
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Осетров, Владимир Валентинович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ.
1.1. роль и место философско-культурологических дис11ипли в профессиональной подготовке будущих учителей культурологии.
1.2. Концепция преемственности преподавания дисциплин предметной подготовки.
1.3. «Ключевые фигуры» философов и культурологов в интегративной модели профессиональной подготовки студентов.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ.
2.1. теоретическая ОСНОВА И организация опытно-поисковой работы.
2.2. педагогические условия. формы и методы реализации концепции преемственности философско-культурологических дисциплин.
2.3. ХОД И РЕЗУЛЬ ТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование эстетической компетенции будущих учителей культурологии в процессе преподавания философско-культурологических дисциплин2009 год, кандидат педагогических наук Киндлер, Евгений Александрович
Освоение будущими учителями культурологии ценностного содержания дисциплины "Мировая художественная культура" в процессе профессиональной подготовки2007 год, кандидат педагогических наук Кетова, Людмила Михайловна
Формирование профессиональной готовности будущего учителя культурологии к реализации иноязычного образования2008 год, кандидат педагогических наук Тынник, Галина Николаевна
Педагогические основы культурологического образования будущего учителя2001 год, кандидат педагогических наук Кораблева, Галина Николаевна
Формирование культурологической направленности личности будущего учителя в условиях интеграции традиционных и нетрадиционных знаний о сущности человека2004 год, кандидат педагогических наук Луганская, Галина Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Преемственность философско-культурологических дисциплин в профессиональной подготовке будущего учителя культурологии»
Актуальность исследования. Современный период выявил ряд насущных тем и серьезных проблем преподавания в высшей школе, касающихся как общего положения дел, так и состояния в отдельных областях знания. Серьезные нарекания, о чем неоднократно упоминалось как в нормативных документах, так и в публикациях материалов научных и научно-практических конференций различного уровня, вызывает положение дел в преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Отсутствие принципов преемственности, нарушение логики преподавания данных дисциплин в высшей школе зачастую приводит к многократному дублированию с одной стороны, либо к отсутствию должного внимания к казалось бы «общезначимым» и «само собой разумеющимся» темам. И подобное происходит в процессе предметной подготовки специалистов.
Одной из важнейших проблем современного вузовского образования является поиск пути выявления преемственности содержания дисциплин предметной подготовки (ДПП), необходимость осуществления построения единства логики преподавания этих учебных дисциплин. В своем понимании преемственности мы опираемся на сложившееся определение преемственности в обучении как установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.
Выделяется ряд теоретических исследований, рассматривающих практику поиска общих закономерностей развития высшей, в том числе педагогической, школы (С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, В. П. Елютин, С. И. Зиновьев, Л. Ф. Колесников, В. В. Конфедератов, А. И. Молибог, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, В. Н. Столетов, Н. Ф. Талызина, В. В. Турченко, Ф. Р. Филиппов и др.).
Современные требования к профессиональной подготовке специалиста - будущего учителя культурологии как субъекту метазнания предполагают не только высокий уровень осмысления классических и современных концепций культуры, но и умение применять полученные знания в профессионально-педагогической деятельности, однако недостаточная методологическая культура выпускников входит в противоречие с этими требованиями. Государственный образовательный стандарт требует преемственности и взаимообусловленности теоретико-культурологических и историко-культурных дисциплин как основы компетентности, в то же время, в реальной практике преподавания существует разрыв между теоретическими и историческими курсами. Это объясняется недостаточной разработанностью концептуальных положений преемственности и взаимообусловленности в профессиональной подготовке студентов-культурологов при требовании целостной философско-культурологической подготовленности.
Нам кажется необходимым и возможным выделить следующие важнейшие противоречия современного образовательного процесса применительно к работе со студентами педагогического вуза, будущими учителями культурологии:
- между современными требованиями к профессиональной подготовке специалиста как субъекту метазнания и недостаточной методологической культурой учителя;
- между требованием ГОС преемственности и взаимообусловленности теоретико-культурологических и историко-культурных дисциплин как свидетельства компетентности и реальной практикой преподавания, в которой существует разрыв между теоретическими и историческими курсами;
- между требованием целостной философско-культурологической подготовленности и неразработанностью концептуальных положений преемственности и взаимообусловленности в профессиональной подготовке студентов-культурологов.
Своеобразие подготовки специалистов-культурологов заключается в теснейшем переплетении основных базовых учебных дисциплин, как по тематике заявленных проблем, так и по изучаемым персоналиям. Неоднократно отмечалось достаточно сложное и даже вполне условное разделение между такими предметными дисциплинами как «Теория культуры» и «Философия культуры». Более того, в ряде случаев (М. С. Каган, И. В. Коняхина), отмечается и попытка понимания одного через другое, т.е. философию культуры трактуют как теорию культуры и, соответственно, наоборот.
Это приводит нас к осознанию необходимости более взвешенного и тщательного подхода при формировании учебных программ и составлении учебных планов в процессе профессионального обучения и становления специалистов- культурологов. Приведение основных базовых курсов предметной подготовки, прежде всего таких, как «Теория культуры», «Философия культуры» и «История культурологической мысли» к единой логике подачи материала и единству построения должно, на наш взгляд, повысить эффективность освоения знаний и, следовательно, повысить качественную составляющую профессиональной подготовки, обеспечивающую более высокий уровень социальной компетентности специалистов.
Специфика обучения студентов-культурологов состоит в том, что оно, с одной стороны, имеет глубокие корни как общепедагогическое, с другой стороны, является совсем еще молодым, находящимся в стадии становления как профессионально-культурологическое. Этим обстоятельством объясняется то, что важность выявления специфики формирования специалиста-культуролога, отвечающего всем требованиям профессиональной и личностной компетентности современного выпускника педагогического университета, осознается еще не всеми участниками педагогического процесса.
Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость и при этом недостаточная практическая реализация разработанных механизмов формирования и последующего повышения профессиональной компетентности выпускников специальности «Культурология» обусловливает выбор темы диссертационного исследования: «Преемственность философско-культурологических дисциплин в профессиональной подготовке будущего учителя культурологии».
Объектом исследования является процесс профессионального образования будущих учителей культурологии.
Предмет исследования - концепция преемственности философско-культурологических дисциплин в профессиональной подготовке будущих учителей культурологии.
Целью исследования - теоретически обосновать и проверить на практике концепцию преемственности преподавания философско-культурологических дисциплин будущим учителям культурологии в педагогическом вузе.
Гипотеза исследования. Процесс формирования профессиональной компетентности будущих учителей культурологии будет эффективным, если:
- будут определены принципы построения логики учебных философско-культурологических курсов на основе преемственности;
- будут определены и обозначены наиболее фундаментальные общие для культурологии идеи философов и культурологов, на основе которых реализуется преемственность;
- философско-культурологические теории станут методологической основой профессиональной деятельности учителя культурологии и обусловят единство общетеоретических и историко-культурных знаний.
Цель и гипотеза исследования обуславливают необходимость решения следующих задач:
1. Провести анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Проанализировать состояние теории и практики преподавания дисциплин культурологического цикла студентам, обучающимся по специальности «Культурология».
3. Определить основные принципы преемственности преподавания философско-культурологических учебных дисциплин культурологического цикла будущим учителям культурологии.
4. Выделить и обосновать обращение к творчеству ряда философов и культурологов, являющихся «ключевыми» фигурами в едином цикле курсов «Теории культуры», «Философии культуры» и «Истории культурологической мысли».
5. Проверить опытно-поисковым путем эффективность предложенной концепции преемственности философско-культурологических дисциплин.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения: философской теории деятельности (М. С. Каган, JI. Н. Коган, В. М. Межуев, Э. С. Маркарян), общепсихологической теории деятельности (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), концепция личностного подхода в образовании (И. С. Кон, В. А. Сухомлинский,
A. В. Петровский и др.), диалога культур (М. М. Бахтин, М. Бубер,
B. С. Библер), понимающей педагогики (Л. А. Беляева), философской и педагогической антропологии И. А. Ильина, социодинамики культуры (П. А. Сорокин, А. Моль, И. В. Кондаков), ценностных оснований культуры и связей их с образованием (Л. М. Андрюхина, И. Я. Мурзина), педагогической компетентности (А. С. Белкин, В. В. Нестеров).
В ходе исследования использовались методы: теоретические -историко-логический анализ психолого-педагогической и философской литературы, системно-структурный подход, биографический метод, метод моделирования, концептуальный синтез философской, культурологической, педагогической, социологической литературы; эмпирические -педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, контент-анализ, анализ результатов научно-исследовательской деятельности студентов-культурологов.
Опытно-поисковая работа, включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы, апробацию разработанного на кафедре культурологии УрГПУ содержательного и методического обеспечения преподавания дисциплин культурологического цикла.
Исследование проводилось в течение 2001-2006 гг. на базе факультета русского языка и литературы (специальность «Культурология») Уральского государственного педагогического университета.
Выделенные цель, задачи и гипотеза обусловили логику исследования и его этапы.
На первом этапе (2001-2003 гг.) осуществлялось информационное и понятийно-терминологическое обеспечение темы исследования в процессе изучения и анализа литературы, определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, разрабатывались теоретико-методологические основания работы; формулировалась гипотеза, план и программа исследования, шло накопление практического опыта преподавания дисциплин предметной подготовки студентам-культурологам.
На втором этапе (2003-2005 гг.) углублялось теоретическое обоснование предмета исследования, осуществлялась первичная проверка гипотезы, обобщался накопленный практический опыт преподавания курсов «Теория культуры», «Философия культуры», к кругу анализируемых и изучаемых курсов добавлена «История культурологической мысли», разрабатывались теоретические основы единой логики построения курсов для студентов, обучающихся по специальности «Культурология», уточнялся и корректировался инструментарий отслеживания текущих результатов внедрения различных форм и методов преподавания данных курсов. Разработаны учебные программы и планы семинарских занятий по курсам.
Были определены модели системы обучения и специфики ее применения в аспектах реализации гуманистических целей для развития систем обучения и воспитания. Происходила систематизация полученных материалов, проверка отдельных положений, выводов и рекомендаций, разработанных в ходе исследования.
На третьем этапе (2005-2006 гг.) проводился анализ и обработка результатов внедрения разработанных методических приемов, оформление результатов опытно-поисковой работы, обобщение полученных данных, формулирование выводов.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Предложены принципы преподавания философско-культурологических дисциплин на основе преемственности.
2. Разработана трехсоставная интегративная модель преподавания философско-культурологических дисциплин в педагогическом вузе студентам-культурологам.
3. Определены этапы реализации концепции преемственности преподавания философско-культурологических дисциплин в процессе подготовки будущих учителей культурологии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработана и теоретически обоснована концепция преемственности преподавания философско-культурологических дисциплин в практике подготовки будущих учителей культурологии;
- обоснована необходимость выделения наиболее общих фундаментальных идей философов и культурологов, на основе которых реализуется преемственность;
- определены философско-культурологические основы единства преподавания дисциплин «Теория культуры», «Философия культуры» и «История культурологической мысли», позволяющая выстраивать интегративный трехсоставной учебный курс.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- теоретические положения и выводы использованы в разработке рабочих программ, методических рекомендаций, планов семинарских занятий и форм организации самостоятельной работы студентов по конкретным дисциплинам;
- заложена общетеоретическая и текстуально-практическая база для других смежных учебных дисциплин («Социальная и культурная антропология», «Прикладная культурология», «Теория и методика преподавания культурологии», «История культур и цивилизаций», «Семиотика».);
- определены критерии и показатели сформированности освоения содержания философско-культурологических дисциплин;
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обучения студентов, получающих квалификацию «учитель культурологии» (специальность «Культурология») на факультете русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета.
Теоретические положения исследования обсуждались на Всероссийских (Екатеринбург 2001, 2003, 2005), межрегиональной (Екатеринбург 2006), региональной (Екатеринбург, 2001) и межвузовских (Екатеринбург, 2005, 2006) научных и научно-практических конференциях, на заседаниях теоретического семинара кафедры культурологии УрГПУ.
Результаты исследования внедрены в практику лекционных и практических занятий дисциплин предметной подготовки студентов-культурологов Уральского государственного педагогического университета.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов диссертации обусловлены аргументированностью ее теоретических положений, совокупностью методов исследования, адекватных специфике исследуемого объекта, результатами опытно-поисковой работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Преемственность в профессиональной подготовке будущих учителей культурологии заключается в установлении необходимой связи между философско-культурологическими и историко-культурными дисциплинами и правильного соотношения между дисциплинами предметной подготовки преподаваемых студентам-культурологам на протяжении всего периода обучения.
2. Преподавание философско-культурологических дисциплин на основе преемственности требует выделения следующих принципов: философских, к которым мы относим признание инвариантности мышления и необходимость свободного и непредвзятого постижения и освоения всего многообразия представлений и размышлений о культуре; признание в качестве духовной потребности - свободы творчества, и творческие основания, как необходимое условие существования культуры; культурологических, к которым относятся выработка целостной системы взглядов о мире на основе сформированной системы ценностей и понимание роли культурологии в системе наук.
3. Разработанная на основе концепции преемственности трехсоставная интегративная модель философско-культурологических дисциплин опирается на творческое наследие И. А. Ильина, которое дает нам основания и для построения единой целостной системы преподаваемых курсов. Сама философия Ильина строится на трехчленном делении мира: Слово-Образ-Идеал, где Слово - «Философия культуры», Образ -«История культурологической мысли», Идеал - «Теория культуры».
4. Выделяются стадии реализации концепции преемственности преподавания философско-культурологических дисциплин в процессе подготовки будущих учителей культурологии.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения,
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Культурологический подход в теории и практике педагогического образования2002 год, доктор педагогических наук Гайсина, Гузель Иншаровна
Преемственность методической подготовки студентов педагогического колледжа и математического факультета педагогического вуза2005 год, кандидат педагогических наук Микуляк, Ольга Борисовна
Приобщение будущего учителя к эстетической культуре в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки: На примере технолого-экономического факультета2003 год, кандидат педагогических наук Леонтьева, Оксана Валентиновна
Формирование духовной культуры студентов педагогического университета в процессе освоения ценностного содержания культурологических дисциплин2009 год, кандидат педагогических наук Нестеров, Александр Климентьевич
Формирование дидактико-филологической компетентности будущего учителя начальных классов с правом преподавания иностранного языка в процессе обучения в педагогическом университете2008 год, кандидат педагогических наук Михайлова, Марина Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Осетров, Владимир Валентинович
Выводы по первой главе
Преемственность в профессиональной подготовке будущих учителей культурологии заключается в установлении необходимой связи между философско-культурологическими и историко-культурными дисциплинами, и правильного соотношения между дисциплинами предметной подготовки преподаваемых студентам-культурологам на протяжении всего периода обучения.
Преподавание философско-культурологических дисциплин на основе преемственности требует выделения следующих принципов: философских, к которым мы относим признание инвариантности мышления, и необходимость свободного и непредвзятого постижения и освоения всего многообразия представлений и размышлений о культуре; признание в качестве духовной потребности - свободы творчества, и творческие основания, как необходимое условие существования культуры; и культурологических, к которым относятся выработка целостной системы взглядов о мире на основе сформированной системы ценностей и понимание роли культурологии в системе наук.
В основе концепции преемственности преподавания дисциплин предметной подготовки лежит понимание единства теоретических и философских основ культурологии как науки, трактовка культурологических текстов как образцов и способов понимания культуры как целостности, осознание логики построения учебных дисциплин на основе выделения общих тем, ключевых персоналий и способов организации учебной деятельности.
В предлагаемой нами концепции преемственности мы учитываем следующие факторы: содержание и логику культурологии как науки и закономерности процесса усвоения знаний студентами. Содержание и логика культурологической науки является определяющим фактором в выстраивании единой логики преподавания теоретико-культурологических и философско-культурологических дисциплин.
Разработанная на основе концепции преемственности трехсоставная интегративная модель философско-культурологических дисциплин опирается на творческое наследие И. А. Ильина, которое даёт нам основания и для построения единой целостной системы преподаваемых курсов. Сама философия Ильина строится на трехчленном делении мира:
Слово - Образ - Идеал, где: Слово - «Философия культуры», Образ - «История культурологической мысли», а Идеал - «Теория культуры».
Глава 2. Реализация концепции преемственности преподавания философско-культурологических дисциплин в практике подготовки будущих учителей культурологии в педагогическом вузе
2.1. Теоретическая основа и организация опытно-поисковой работы
Опытно-поисковая работа проводилась на базе факультета русского языка и литературы со студентами, обучающимися по специальности «Культурология». В ходе работы предполагалась опытно-поисковая проверка педагогических возможностей разработанной концепции преемственности в преподавании философско-культурологических дисциплин будущим учителям культурологии.
Объектом исследования является процесс профессионального образования будущих учителей культурологии.
Предмет исследования - концепция преемственности философско-культурологических дисциплин в профессиональной подготовке будущих учителей культурологии.
Гипотетической предпосылкой опытно-поисковой работы стало предположение о том, что процесс формирования профессиональной компетентности будущих учителей культурологии будет эффективным, если:
- будут определены принципы построения логики учебных философско-культурологических курсов на основе преемственности;
- будут определены и обозначены наиболее фундаментальные общие для культурологии идеи философов и культурологов, на основе которых реализуется преемственность;
- философско-культурологические теории станут методологической основой профессиональной деятельности учителя культурологии и обусловят единство общетеоретических и историко-культурных знаний.
Основные задачи опытно-поисковой работы заключались в следующем: выделение критериев, показателей и уровней сформированности профессиональных качеств и умений, заключающихся в высокой степени овладения знаниями по специальности, умением оперировать полученными знаниями и способностью применять их в смежных областях у студентов, обучающихся по специальности «Культурология»; выявление исходного уровня исследуемых качеств и умений; разработка и апробация методики преподавания философско-культурологических дисциплин на основе преемственности; анализ динамики процесса формирования необходимых качеств и умений; обобщение полученных результатов.
Опытно-поисковая работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В опытно-поисковой работе принимали участие студенты очного и заочного отделений факультета русского языка и литературы, обучавших по специальности «Культурология». В целом опытно-поисковой работой было охвачено 180 человек.
Был выделен необходимый набор знаний и умений специалиста-культуролога на основе требований Государственного образовательной стандарта по изучении следующих дисциплин: «Теория культуры», «Философия культуры», «История культурологической мысли».
В результате изучения курса «Теория культуры» студент должен знать
- проблемы становления теоретического осмысления культуры как сложного синтетического явления;
- важнейшие понятия теории культуры (генезис культуры, морфология культуры, типология культуры, динамика культуры);
- основные научные школы и направления в области исследования культуры; условия формирования культуры универсальной и культуры индивидуальной; понимать
- противоречивый характер культуры как явления; уметь
- оперировать основными понятиями и категориями теории культуры;
- определять сущность культуры;
- применять на практике теоретическое знание при анализе конкретных культурных явлений;
- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающихся ценностного отношения к исторической и современной социокультурной ситуации;
- определять общее и особенное в закономерностях функционирования различных национальных, этнических и региональных культур;
- выражать и отстаивать собственную позицию при знакомстве со спорными и дискуссионными проблемами теории культуры.
По окончании изучения курса «Философия культуры» студенты должны
- знать об основных философских подходах к пониманию культуры;
- о классической и неклассической философии культуры;
- опираясь на труды зарубежных и русских философов культуры, знать, в чем состоит аксиология культуры;
- в чем выражается противоречивый характер культуры как явления;
- что означает онтологический статус культуры;
- в чем состоит специфика гносеологических основ культуры;
- как соотносятся философия культуры и философия истории; уметь
- анализировать феноменальный характер культуры;
- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся анализа трудов отдельных философов культуры;
- выражать и отстаивать собственную позицию при знакомстве со спорными и дискуссионными проблемами философии культуры.
По окончании изучения курса «История культурологической мысли» студенты должны: знать
- историю зарубежной культурологической мысли в основных работах исследователей;
- историю отечественной культурологической мысли в основных работах исследователей;
- представлять проблемы становления и развития культурологии как отрасли научного знания;
- важнейшие направления современного культурологического знания; уметь
- анализировать концепции культуры;
- анализировать труды отдельных философов и культурологов, выделяя в них общие для определенной культурологической традиции идеи и индивидуальный характер философствования.
Знания и умения студентов, изучивших философско-культурологические дисциплины, являются основой методологической компетенции культуролога.
К методологической компетенции мы относим: владение методологией анализа культуры как целостного явления, знание закономерностей ее развития, понимание противоречивости феномена, многообразия его проявлений во времени и пространстве; понимание логики развития культуры, осознание того, что в разные эпохи разными философами и культурологами делались попытки осмыслить феномен культуры как единство многообразия, определяет готовность использовать профессионально ориентированные знания о культуре в своей профессиональной и педагогической деятельности. Особое значение приобретает использование полученных знаний при организации самостоятельного научного поиска, при подготовке научно-исследовательских работ. Методологическая компетентность проявляется в умении сформулировать суть проблемы, планировать действия по ее разрешению, теоретически обосновать и экспериментально проверять возникшую идею в процессе учебно-воспитательной деятельности.
Для проявления методологической компетенции учителя культурологии необходимо, чтобы студент на стадии обучения развил в себе следующие качества личности: целеустремленность, способность к аналитической и рефлексивной деятельности, самостоятельность мышления, умение определять и отстаивать собственную позицию.
С нашей точки зрения, эти качества находятся в неразрывной связи с умениями специалиста-культуролога, формируемыми в процессе изучения философско-культурологических дисциплин, такими, как определение сущности и закономерностей развития культуры и анализ конкретных культурных явлений; выражение и обоснование своей позиции по вопросам, касающимся ценностного отношения к исторической и современной социокультурной ситуации; формирование собственной позиции при знакомстве со спорными и дискуссионными проблемами теории и философии культуры, обращаясь к трудам отдельных философов и культурологов, выделяя в них общие для определенной культурологической традиции идеи и индивидуальный характер философствования.
С выявленными компонентами необходимых качеств и умений специалиста-культуролога были соотнесены критерии, показатели и уровни сформированности исследуемых качеств и умений. Согласно выделенным компонентам специалиста-культуролога были определены следующие критерии: мотивационный, содержательный и операционный. Каждый из них оценивался по трем уровням: как высокий, достаточный и недостаточный.
Мотивационный критерий связан с желанием и потребностью овладеть специальностью и стать профессионалом в выбранном деле.
Высокий уровень предполагает
- осознанный выбор в пользу специальности «учитель культурологии»;
- стремление посвятить всю свою дальнейшую жизнь выбранной профессии;
- желание в течение всего срока обучения получить возможно большее количество знаний и умений необходимых для выбранной профессии.
Достаточный уровень предполагает
- понимание специфики выбранной специальности;
- стремление после окончания обучения, по возможности, работать по специальности;
- либо использовать полученные знания, умения и профессиональные навыки.
Недостаточный уровень определяется
- слабым пониманием специфики выбранной специальности;
- отсутствием стремления после окончания обучения работать по специальности;
- случайным выбором специальности.
Содержательный критерий связан с овладением необходимыми профессиональными знаниями.
Высокий уровень предполагает
- овладение необходимыми профессиональными теоретическими и практическими знаниями;
- потребность в самообразования и самостоятельной работе по поиску информации в дополнении к полученным знаниям на лекционных и практических занятиях;
- реализация потребности в самообразовании.
Достаточный уровень предполагает
- овладение необходимыми профессиональными теоретическими и практическими знаниями;
- стремление к самообразованию и самостоятельному поиску информации в дополнение к полученным знаниям на лекционных и практических занятиях;
- стремление реализовать потребность в самообразовании.
Недостаточный уровень определяется
- слабым овладением необходимыми профессиональными теоретическими и практическими знаниями,
- практическим отсутствием стремления и навыков самостоятельной работы.
Операционный критерий определяет возможность и способность оперировать полученными знаниями и умениями, а также использовать их в качестве методологических оснований для учебной, научной и профессиональной деятельности, в том числе в смежных учебных дисциплинах.
Высокий уровень предполагает
- способность и возможность оперировать полученными знаниями и умениями,
- умение использовать полученные знания и умения в качестве методологических оснований для учебной, научной и профессиональной деятельности;
- умение использовать полученные знания и умения в качестве методологических оснований для понимания сути сложных культурных процессов, происходящих в постоянно изменяющемся мире.
Достаточный уровень предполагает
- способность и возможность оперировать полученными знаниями и умениями;
- умение использовать их в качестве методологических оснований для учебной, научной и профессиональной деятельности.
Недостаточный уровень определяется
- слабым владением полученными знаниями и умениями;
- практической неспособностью применения полученных знаний и умений в учебной и профессиональной деятельности.
В задачи констатирующего этапа опытно-поисковой работы входило выяснение исходного уровня знаний и умений студентов (особенно это касается 1 курса) и проверка промежуточного состояния сформированное™ указанных знаний и умений (в процессе перехода от одного учебного курса к другому).
На данном этапе использовались контрольные тесты, а также замеры индекса цитируемости в студенческих научно-исследовательских работах трудов классических и современных философов культуры и культурологов.
Обращается внимание на то, что по мере продвижения от курса к курсу, студенты-культурологи использовали полученный материал активнее и в большем объеме, как при работе над темами курсовых и выпускных квалификационных работ, так и при подготовке к занятиям по другим учебным дисциплинам. Происходило постепенное увеличение интереса как к общим проблемам культуры, так и персонально к работам того или иного культуролога и философа культуры. Студентами осознавалось значение необходимости обращения к фундаментальным концепциям культуры и к частным концепциям с целью определения методологических оснований собственных исследовательских работ. Предлагаются результаты промежуточных контрольных опросов и зачетных тестов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Осетров, Владимир Валентинович, 2007 год
1. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. Введение:пар.1,2,5,7;отдел 3: гл.1, пар.6; гл.З, пар.2,4.
2. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. Т.2 Избранные статьи. М., 1989. (Статья «Догматическое обоснование культуры»).
3. Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой.//ВФ 1996. - №5.
4. Василенко Л.И. Магия: старое зло или новое благо?//ВФ -1994. №2.
5. Введение в культурологию. Рук. авт. кол. Е.В.Попов. М., 1996. Раздел 2., раздел 1 гл.З.
6. Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993. (Статьи С.Г. Галаганова «Арабо-исламская культурная традиция», «Индо-буддийская культурназ традиция»).
7. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. (Предисловие, гл. 1,2,6,7,9,10)
8. Ильин И.А. Кризис безбожия. / В кн. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1.
9. Ильин И.А. Основы христианской культуры. /В кн. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1.
10. Ю.Ильин И.А. Путь духовного обновления. Глава первая. /В кн. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1.
11. В курсе «Философия культуры» уже непосредственно обращаясь к творчеству И.А. Ильина, мы разбираем на семинарском занятии в числе остальных его религиозно-философские взгляды.
12. Семинар по теме: «Философия культуры Ивана Ильина» Вопросы:
13. Основные проблемы философии Ильина.2. «Основы христианской культуры» как опыт философского обоснования возможности и необходимости существования религиозной культуры.
14. Педагогика И.А. Ильина. Проблемы семьи и воспитания. Патриотизм как реализация любви к Родине и семье.
15. Судьба России в XX веке, и основные пути ее возрождения.
16. Эстетика Ильина. Смысл и предназначение искусства. Литература:
17. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993.(Предисловие, гл. 1,2,6,7,9,10)
18. Кризис безбожия. / В кн. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1.
19. Основы христианской культуры. / В кн. Ильин И.А. Собрание сочинений: В Ют. Т. 1.
20. Путь духовного обновления. Глава первая. / В кн. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1.
21. Наши задачи / В кн. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2.
22. Почему мы верим в Россию? / В кн. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И. А. Ильин М.: Эксмо, 2007 - 912 с.
23. О грядущей России. Избранные статьи. / там же
24. Религиозный смысл философии. / там же
25. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. / там же
26. Ю.Путь к очевидности. / там же
27. Духовный смысл сказки. / В кн. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. кн. 2.
28. Художник и художественность. / там же 13.0 русской культуре / там же
29. М.Основы художества. О совершенном в искусстве. / В кн. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. кн. 1.
30. В курсе «История культурологической мысли» в рамках темы «Отечественная культурология конца XIX начала XX веков. Религиозно-философская традиция» на семинарском занятии мы рассматриваем следующие вопросы:
31. Священник Павел Флоренский: разрыв с существующей культурной традицией, требование покончить с "игом возрожденческой цивилизации". Принцип противопоставления. Близость к символистам.
32. Иван Александрович Ильин о христианской культуре и бесплодии атеистической культуры. Проблема веры как акт личного выбора и пути национальной культуры.
33. Сергей Николаевич Булгаков о возможных путях становления христианской культуры.4. о. Георгий Флоровский о вере и культуре.
34. Логика работы студентов на семинаре приводит их к необходимости аргументировать собственную позицию, опираясь на тексты авторов, заявленных в планах семинарских занятий.
35. Третий уровень это реализация потенциального диалога студента и философа и/или культуролога, «происходящий» в процессе обращения к трудам классика во время самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
36. Тем самым диалог приобретает еще одну интенцию диалог студента с самим собой, находящимся в ситуации определения и осознания собственной методологической позиции.
37. В-третьих, представляя на лекции различные позиции, сталкивая мнения и концепции, мы стремимся показать возможности диалога с творчеством уже ушедших, но не потерявших актуальности для современников, авторов.
38. В-четвертых, лекцию мы рассматриваем как способ приобщения студентов к формам самостоятельного философствования, активизируя их мысль, стремясь привлечь к обсуждению сущностных проблем культуры.
39. Особенность обзорных лекций состоит в том, что в них, по преимуществу, предлагается методология изучения данной темы, а затем в процессе чтения лекций конкретизируются и комментируются ее ключевые моменты, опираясь на конкретно-исторический материал.
40. Монографическая лекция. Посвящена рассмотрению отдельно взятой проблемы в работах выбранного философа и/или культуролога.
41. Как мы уже отметили, лекции по философско-культурологическим дисциплинам завершаются проблемно-тематическим вопросом или заданием.
42. Варианты проблемных вопросов, реализующие концепцию преемственности:
43. В чем состоит преемственность в философских взглядах B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева на проблемы творчества?
44. Как вы понимаете, что такое философская традиция?
45. Сравните взгляды Ф.Ницше и И.А. Ильина на предназначение искусства.
46. В процессе изучения философско-культурологических дисциплин мы проводим семинарские занятия, опираясь на технологии активного обучения.
47. Семинар выступает тем педагогическим пространством, в котором реализуются возможности продуктивного диалога студентов и преподавателя, студентов друг с другом, студентов с полем культуры, реализуя принципы совместной деятельности.
48. Нами разработаны планы семинарских занятий по каждой из философско-культурологических дисциплин, реализующих принцип преемственности.
49. Семинар по теме: «Искусство как феномен культуры» Вопросы:
50. Образная природа искусства. Его структура, духовно-содержательный, морфологический и институциональные аспекты.
51. Социальные функции искусства. Человек источник, содержание и цель искусства. Ф. Ницше о «психотерапевтической» роли древнегреческой трагедии
52. Религия и художественная культура. И.А. Ильин о религиозном символе и художественном символизме. Символ, идеал, канон.
53. Эстетические и религиозные доминанты в художественном образе.
54. Также мы проводим семинары исследовательского типа, посвященные монографическому изучению творчества отдельного автора.
55. Семинар по теме: «Философия культуры Владимира Соловьева»1. Вопросы:
56. Этика и эстетика Владимира Соловьева
57. Предназначение художника (творца).
58. Смысл истории. Роль России в истории.
59. Проблема «теократии». Понятие «богочеловечество». Литература.
60. Источники: Работы В.С.Соловьева1. Красота в природе.2. Лермонтов.
61. Национальный вопрос в России.
62. Национальный вопрос в России.
63. Об упадке средневекового миросозерцания.6. Общий смысл искусства.7. Оправдание добра.
64. Первый шаг к положительной эстетике.9. Русская идея
65. Русские символисты. 11 .Смысл любви.12.Судьба Пушкина.
66. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории.
67. Три речи в память Достоевского.15.Три силы.1 б.Чтения о Богочеловечестве. 17.Что значит слово «живописность». См. в изданиях:
68. Соловьев В. С. (Владимир Сергеевич) Философия искусства и литературная критика/ Вступ.статья Р. Гальцевой и И. Роднянской- М.: Искусство, 1991. Соловьев В. С. (Владимир Сергеевич) Литературная критика. М.: Современник, 1990.
69. Соловьев В. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»,- СПб.: Худож.лит., 1994.
70. Тематика дискуссий: «Проблема взаимоотношения культуры и природы», «Современное состояние культуры: феномен массового человека» и др.
71. Остановимся подробнее на организации самостоятельной работы над контрольными (реферативными) и курсовыми (выпускными квалификационными работами).
72. По каждой из дисциплин («Теория культуры», «Философия культуры», «История культурологической мысли») предусмотрены письменные контрольные работы. Тематика письменных работ по каждому из курсов разрабатывалась с учетом принципа преемственности.
73. Примеры тем контрольных работ по курсу «Теория культуры»: 1. Проблема культуры в трудах Фридриха Ницше («Рождение трагедии из духа музыки», « Человеческое, слишком человеческое», «Сумерки идолов»).
74. Вл. Соловьев о типах исторического развития и роли России в истории (поработам «Три силы», «Философские начала цельного знания»).
75. Примеры тем контрольных работ по курсу «Философия культуры»:
76. Аполлоническое и дионисийское в культуре (по работе Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки»).
77. Славянофилы и западники о месте России в европейской культуре.
78. Философия творчества в работах Н.А. Бердяева.
79. Назначение искусства (поработам B.C. Соловьева).
80. При изучении дисциплины «История культурологической мысли» контрольные работы предполагают сформировавшийся навык самостоятельной работы, умение сопоставлять различные концепции и взгляды.
81. Примеры тем контрольных работ по курсу «История культурологической мысли»:
82. Иррационализм в культурологии ("философия жизни" Ф.Ницше).
83. Западная культурология XX века: социологическая традиция (77. Сорокин, М. Вебер, А. Вебер, Г. Маклюэн).
84. Отечественная культурология конца XIX начала XX веков. Философская традиция (В. Соловьев, Н. Бердяев, Л. Шестов).
85. Отечественная культурология конца XIX начала XX веков. Религиозно-философская традиция (И. Ильин, С. Булгаков, П. Флоренский).
86. В целом, выполнение контрольных работ позволяет студенту приобрести навыки самостоятельной работы по интерпретации текстов культурологии.
87. Написание курсовых, а, впоследствии, и выпускных квалификационных работ можно рассматривать как более высокий уровень овладения студентами содержанием философско-культурологических дисциплин.
88. Курсовые работы являются одним из обязательных видов учебной работы в профессиональной подготовке студента по специальности «Культурология».
89. Цель написания курсовой работы приобретение навыков самостоятельного научного исследования в области культурологии.
90. Курсовые работы студентами-культурологами пишутся на 2-4 курсах дневного обучения, на 4-5 курсах заочного обучения.
91. Направление курсового исследования и конкретизированные темы курсовых работ должны быть перспективными, чтобы на их основе впоследствии была написана выпускная квалификационная работа.
92. В качестве примера приведем организацию работы, построенной на принципах преемственности, по направлению курсового исследования «Культура и свобода. Творчество в культуре».
93. Формы контроля работы студентов.
94. Систему контроля в вузе образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), контроль самостоятельной работы студентов. Каждая из форм имеет свои особенности.
95. Текущий контроль помогает оценить уровень освоения содержания дисциплины непосредственно на семинарах, мотивировать обучение.
96. В качестве текущего контроля мы используем рейтинговую систему, в которой отражены выступления на семинарах с сообщениями и докладами, письменные ответы на проблемные вопросы, рефераты и пр.
97. Итоговый контроль экзамен по каждой из дисциплин. В экзаменационных вопросах мы также стремимся отразить принцип преемственности в изучении философско-культурологических дисциплин (см.: Приложение 2).
98. Для выявления результативности работы студентов по освоению содержания философско-культурологических дисциплин необходимо было разработать формы контроля самостоятельной работы студентов.
99. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организована как единство двух форм самоконтроля и самооценки студента; контроля и оценки со стороны преподавателя.
100. Можно выделить две формы самостоятельной работы студента -обязательную и контролируемую.
101. Баллы, полученные по этим видам работы, учитываются при итоговой аттестации по курсу.
102. Наша задача формировать у студентов навыки исследовательской работы, развивать способность к рефлексии собственной позиции при интерпретации явлений культуры.
103. Реализация межпредметных связей в процессе изучения философско-культурологических дисциплин.
104. Особое место занимает педагогическая практика четвертого и пятого курсов, поскольку именно на ней студенты в профессиональной деятельности могут актуализировать собственный опыт философского осмысления культуры.
105. Педагогическая практика направлена на формирование у студентов основ профессиональной педагогической деятельности, овладение умениями самостоятельного ведения учебно-воспитательной работы.
106. Педагогическая практика организуется на четвертом и пятом курсе в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Культурология» и проходит в течение 8 недель.
107. Теоретической базой практики являются курсы по психологии, педагогике, основам анатомии, физиологии и гигиены, философско-культурологические дисциплины, «Мировая художественная культура», «Теория и методика преподавания культурологии».
108. Область применения результатов. Научно-исследовательская работа студентов: результаты практики используются для создания проектной части курсовых и выпускных квалификационных исследований.
109. Практическая: приобретение профессиональных компетенций, знаний, умений, навыков.
110. Ход и результаты опытно-поисковой работы
111. Опытно-поисковая работа проводилась в естественных условиях на базе факультета русского языка и литературы УрГПУ со студентами, обучающимися по специальности «Культурология».
112. На третьей стадии выстраивалась связь между философско-культурологическими и историко-культурологическими дисциплинами.
113. Рассмотрим формы и методы, используемые в процессе преподавания философско-культурологических дисциплин, реализующие поэтапную реализацию концепции преемственности.
114. На первой стадии были выделены общие для всех дисциплин темы такие, как «Феноменология культуры», «Культура и цивилизация», «Культура и общество», «Культура и природа», «Генезис культуры», «Динамика культуры» и ряд других.
115. Был определен круг источников, которые необходимы для изучения данных тем, разработаны планы семинарских занятий по «Теории культуры» и «Философии культуры», в которых были представлены студентам источники для изучения.
116. В структуре каждого из типов лекционных занятий по каждой из дисциплин можно обнаружить ряд общих моментов.
117. Во вводной лекции по дисциплине «Философия культуры», мы обнаруживаем преемственность в тематике и проблематике с курсом «Теория культуры», намечаем круг авторов, которые будут изучаться текстологически.
118. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о философско-культурологических дисциплинах, выявляет единство принципов в изложении и представлении изучаемого материала, ориентирует на систематическую работу.
119. Место религии в жизни человека. Религия и культура. (На примере творчества И.А. Ильина)
120. Семинар по курсу «Философия культуры» по теме: «Философия культуры Ивана Ильина»1. Вопросы:
121. Основные проблемы философии Ильина.2. «Основы христианской культуры» как опыт философского обоснования возможности и необходимости существования религиозной культуры.
122. Педагогика И.А. Ильина. Проблемы семьи и воспитания. Патриотизм как реализация любви к Родине и семье.
123. Судьба России в XX веке, и основные пути ее возрождения.
124. Эстетика Ильина. Смысл и предназначение искусства.
125. Семинар по курсу «История культурологической мысли» по теме: «Отечественная культурология XX века. Религиозно-философскаятрадиция»1. Вопросы:
126. Священник Павел Флоренский: разрыв с существующей культурной традицией, требование покончить с "игом возрожденческойцивилизации". Принцип противопоставления. Близость к символистам.
127. Иван Александрович Ильин о христианской культуре и бесплодии атеистической культуры. Проблема веры как акт личного выбора и пути национальной культуры.
128. Сергей Николаевич Булгаков о возможных путях становления христианской культуры.
129. О.Георгий Флоровский о вере и культуре.
130. В организации семинарских занятий также используются общие формы. Мы проводим семинары исследовательского типа, посвященные монографическому изучению творчества отдельного автора (см. пример семинарского занятия по творчеству И.А. Ильина).
131. Работу студентов на семинаре мы организуем, используя метод создания проблемных групп.
132. Теория культуры Философия культуры История культурологической мысли
133. Понятия «вера» и «религиозность» в работе «Аксиомы религиозного опыта И.А. Ильина Роль и место православия в культуре России (на примере работ И.А. Ильина) Феномен религии в культуре (по работам B.C. Соловьева и И.А. Ильина)
134. Для тематического контроля мы используем тесты (см. Приложение 1). Как показывает практика, в нашем случае тематический контроль зачастую совпадает с рубежным, в ходе которого мы проверяем уровень усвоения материала.
135. Итоговый контроль экзамен по каждой из дисциплин. В экзаменационных вопросах отражен принцип преемственности в изучении философско-культурологических дисциплин (см.: Приложение 2).
136. Историко-культурологические взгляды Н.А. Бердяева.
137. Историко-культурологические взгляды Ф. Ницше.
138. Историко-культурологическая концепция В.С.Соловьева.
139. Часть вопросов предполагает, что студенты должны проявить свою осведомленность в творчестве конкретных философов и культурологов, чьи труды могут быть рассмотрены в качестве основы для изложения теоретико-культурологического материала:
140. Понятия «культура» и «цивилизация». Их соотношение.
141. Игра как феномен культуры.
142. Мифология как явление духовной культуры.
143. Искусство в системе культуры.
144. Религия в системе духовной культуры.6. Наука в системе культуры.
145. Этические проблемы и культура.8. Культура и природа.
146. В ряде вопросов студенты должны проявить свою осведомленность в творчестве конкретных философов и культурологов, чьи труды могут быть рассмотрены в качестве основы для изложения историко-культурного материала:
147. Мировоззренческие основы христианства.
148. Диалектика развития русской культуры.
149. Гуманизм русской литературы XIX века.
150. Для выявления результативности работы студентов по освоению содержания философско-культурологических дисциплин были разработаны формы контроля самостоятельной работы студентов.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.