Предметный мир парсуны тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Николаев, Павел Владимирович
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 177
Оглавление диссертации кандидат наук Николаев, Павел Владимирович
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Предпосылки возникновения парсуны в XI—XVI веках
1.1. Историко-художественные предпосылки возникновения и развития
парсуны в XVII веке
Глава 2. Предметный мир в надгробных парсунах XVII века
Глава 3. Предметный мир парсуны царя Алексея Михайловича в «большом
наряде»
Глава 4. Предметный мир парсун с изображением женщин
Глава 5. Предметный мир парсун придворных
Глава 6. Живописные парсуны с изображением всадников конца XVII в
6.1 Предметный мир парсун всадников конца XVII века
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Становление и развитие живописи в Западной Сибири в XVII - начале XIX века2004 год, кандидат искусствоведения Софронова, Марина Николаевна
Репрезентация самодержавной власти в русских портретах XVII в.2002 год, кандидат исторических наук Святуха, Ольга Павловна
Детский портрет в европейской живописи XV-XVI веков2013 год, кандидат искусствоведения Черняк, Елена Александровна
Купеческий портрет как жанр русской живописи2006 год, кандидат искусствоведения Александрова, Ольга Викторовна
Акоп Овнатанян и ранний армянский живописный портрет: к проблеме становления армянского искусства Нового времени2013 год, кандидат искусствоведения Хачатрян, Нелли Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Предметный мир парсуны»
Введение
Связь человека с окружающими его предметами всегда входила в круг интересов художников и по-своему трактовалась в разных жанрах живописи, в том числе парсуне. Именно эта связь и взаимодействие живого мира - человека, и неживого - предмета, актуальна и сегодня. Вещи порой становятся одной из важнейших частей картины, становясь, по сути, главными персонажами на полотне. Набор предметов и их появление на картине не хаотично, а строго подчинено задумке художника. Этот замысел несет в себе определенный набор функций, которые в первую очередь внесены в произведение для раскрытия художественного образа. Все это позволяет раскрыть глубину портретного изображение в целом. Портрет, благодаря присущей ему документальности и всегда особому, обусловленному именно данной эпохой характеру художественного обобщения образа человека, может рассказать о своем времени и своем герое порой ярче и убедительнее обширного ученого сочинения.
Зарождение отечественного портрета в XVII столетии сопровождалось открытием личности человека и окружающего его мира, подлинным новаторством в освоении новых художественных средств, что в свою очередь способствовало развитию всех областей художественного творчества. По нашему мнению, нет другого такого периода и круга памятников отечественного наследия, в котором историческое и художественное было бы слито столь нераздельно. Буквально каждый новый прием в передаче образа человека, каждая деталь антуража парсуны связаны самым непосредственным образом с живым историческим процессом эпохи.
Литература об истоках русской портретной живописи немногочисленна. Только на волне национально-освободительного движения и мощного подъёма самосознания, начавшегося в ходе Отечественной войны 1812 года, в России
оформилось глубоко уважительное отношение к своей истории и культуре, что в конечном счёте сказалось и на появлении работ, посвященных изучению парсуны.
Первыми работами, посвященными парсуне XVII в., являются статья П.М. Попова об изображении царя Федора Иоанновича (1830)1 и И.М. Снегирева о «портрете» Великого князя Василия III (1837)2. Уже в них уделялось внимание предметному миру «портретов», однако не затрагивалась их смысловая нагрузка. Для нашего исследования важнее то, что авторами была отмечена зависимость решения портретного образа от его назначения.
С усилением в середине XIX века интереса к русским древностям внимание исследователей начинает привлекать и вопрос о портретах русских исторических деятелей. В 1851 году выходит в свет богато иллюстрированное издание «Древности Российского государства», в составе которого увидел свет очерк И. М. Снегирева, ставший первым опытом обобщения материалов по истории раннего русского «портрета»3.
Описываемые И. М. Снегиревым «портреты», воспроизведённые на красочных таблицах, даны еще в искаженном позднейшими поновлениями виде. Причем многие из этих поновлений были выполнены на низком техническом уровне, что наносило существенный вред памятнику и искажало первоначальный замысел художника. Большинство изображений после открытия на них изначальной живописи XVII века выглядит теперь совсем иначе. Как и исследователи-современники, И.М. Снегирев также поверхностно рассматривал предметный мир парсуны, ограничиваясь в лучшем случае констатацией присутствующих здесь предметов.
Начало разработке вопросов о самобытности русской культуры и искусства XVII века было положено И. Е. Забелиным на основе широкого использования им архивных источников. В своей известной книге «Домашний быт русских царей» (1862)4 он дал, в частности, наглядное представление о возросшем в Русском государстве в XVII веке интересе к портретным изображениям.
Интерес к истории русского портрета сказался и в том, что в 1868 году в Москве в трех залах дома Воейковой на Малой Дмитровке была устроена первая
выставка портретных изображений известных русских людей, организованная Обществом любителей художеств. Из каталога, составленного П. И. Бартеневым5, мы узнаем, что на выставке было представлено 130 портретов. Внимание современников, посетивших выставку, было привлечено древними экспонатами -«портретом» царя Федора Ивановича и князя М. В. Скопина-Шуйского. Они были получены на выставку с гробниц этих лиц из Архангельского собора. Оригинальный портрет Софьи Алексеевны поступил из Новодевичьего монастыря.
В 1870 году в Петербурге Обществом поощрения художников была организована «Историческая выставка портретов известных лиц XVI — XVIII вв.», разместившаяся в девяти залах и насчитывавшая уже 879 портретов (подлинных и копий). Это событие нашло отражение в составленном П. Н. Петровым каталоге и в выполненном художником А. М. Аушевым альбоме с фотографическими воспроизведениями 440 главнейших портретов, с аннотациями и алфавитным указателем изображенных лиц6.
В 1872 году, к двухсотлетию со дня рождения Петра I, в Москве была открыта выставка его портретов. Исследование с очерком по истории русского портрета и аннотированным каталогом было составлено А. А. Васильчиковым7. Задача указанных выставок, выраженная и в их названиях, ограничивалась знакомством с портретными изображениями исторических личностей. Иконографический принцип, положенный в основу выставок, не учитывал в должной мере многоплановые аспекты изучения, в том числе стиля произведений. Это неизбежно породило ряд ошибок в атрибуции отдельных памятников, иногда без достаточного основания отнесенных к XVII веку.
Однако выставки эти имели и свое положительное значение, предоставив в распоряжение исследователей новые материалы из частных собраний, впервые экспонировавшиеся в таком количестве, и сделав тем самым их доступными для дальнейшего изучения. Они пробудили интерес к истории русского портрета и способствовали появлению ряда исследований по этому вопросу.
В 1875 году Г. Д. Филимонов издал свою работу «Иконные портреты русских царей»8 с иконографическим исследованием ряда древних изображений. Богатый материал по истории русского портрета собрали и систематизировали Н. П. Собко9 и Д. А. Ровинский10.
В 1905 году на организованной в Петербурге в тридцати залах Таврического дворца выставке, под названием «Историко-художественная выставка русских портретов»11, было экспонировано уже 228 портретов, преимущественно работ русских живописцев. Выставка нашла свое отражение в обширном каталоге, к которому, кроме алфавитного указателя портретируемых лиц, были приложены также биографические сведения о художниках, писавших портреты. В.В. Стасов в своем отзыве об этой выставке обратил особое внимание на отсутствие на ней портретов людей из низших слоев русского общества12, что, по его мнению, подчеркивало элитарность портретного искусства в XVII столетии.
Таким образом, к моменту выхода в свет очерка А.П. Новицкого «Парсунное письмо в Московской Руси» (1909)13 и очерка по истории портрета И. Грабаря и А. Успенского (1913)14 уже был собран определенный фактический и архивный материал по истории русской портретной живописи, что позволило исследователям наметить основные вехи развития этой области искусства.
Дореволюционные исследователи справедливо отводили решающую роль в прогрессивном развитии отечественного искусства XVII века иностранным художникам, работавшим в это время в Оружейной палате. В советское время этот вектор был смещен в сторону русских мастеров. Изучению русской портретной живописи в прошлом в значительной мере мешала разбросанность этих редких художественных памятников по частным собраниям и недостаточное знание самих произведений.
После Октябрьской революции в связи с сосредоточением памятников древнерусской культуры в государственных музеях и развитием реставрационной науки история русского искусства обогатилась открытием ряда новых произведений. Однако и в советском искусствознании вопрос об истоках русского портрета долгое время продолжал оставаться не до конца исследованным.
В 1925 году в ознаменование двухсотлетия со дня основания Академии наук в Третьяковской галерее была открыта выставка «У истоков русской живописи»15 с каталогом, составленным коллективом научных сотрудников галереи. Устроителей выставки интересовали на этот .раз в первую очередь сами художники, писавшие портреты, а не изображенные на портретах лица. В алфавитном указателе к каталогу указано до девяноста имен художников. Тем не менее, и выставка 1925 года не сумела еще раскрыть своеобразия русской портретной живописи. В целом вопрос об истоках русского портрета на этой выставке трактовался еще по-прежнему как нечто заимствованное от приезжих в Россию иностранных художников, хотя в предисловии к каталогу признавалась необходимость глубокого изучения произведений русских художников XVII века. Все это свидетельствовало о том, что знания о древнерусских памятниках искусства оставались все еще недостаточными.
Трудность изучения истоков русского портрета усугублялась анонимностью дошедших до нас ранних памятников, не позволявшей до сих пор связать большинство из них с конкретными именами живописцев. Это мешало исследователям составить правильное представление о подлинных истоках русской светской портретной живописи. Портреты XVII века часто расценивались как произведения, не имеющие художественной ценности.
Во второй половине XX в. снова усиливается заинтересованность в изучении истории возникновения портрета в России. Основополагающая монография Е.С. Овчинниковой «Портрет в русском искусстве XVII века» увидела свет в 1955 г.16 При изучении предметного мира парсуны автор в первую очередь опирался на мнение своей коллеги, специалиста по костюму, М.Н. Левинсон-Нечаевой. Существенный недочет работы, впрочем вполне объяснимый - отсутствие полного технологического анализа. Объективной причиной этого были недостаточность технических средств и отсутствие эталонного ряда. Исследование предметного мира в данной монографии носило, как и у предшествующих авторов, лишь описательный характер. Какие функции
художник и заказчик отводит атрибутам образа - этот вопрос автор оставил без ответа.
Использованием новых технологических и научных методов исследования, а также обширный фактический материал, накопленный к восьмидесятым годам XX века, дал возможность для формирования общих концепций развития культуры XVII в. Исследователей интересуют проблемы типологии «портрета» XVII в. О.С. Евангулова17 в своих работах подчеркивает важность ранних портретных форм, давших толчок для развития этого жанра в следующем веке. В то же время появляется интерес к изучению развития портрета в пограничных странах. П.А. Белецкий (1981)18 и Л.И. Тананаева (1979)19 впервые рассматривают русский портрет в сравнении с европейскими формами появившимися в славянских странах.
Книга В.Г. Брюсовой «Русская живопись XVII века» (1984)20 стала первым обобщающим исследованием формирования живописи в этом столетии. Работы мастеров Оружейной палаты в ней рассматривались наряду с творчеством провинциальных живописцев. Отношение В.Г. Брюсовой к советским исследователям живописи XVII века более раннего периода, носило критический характер: «До недавнего времени искусство XVII в. находило себе признание лишь в узком кругу его ценителей. Живопись этого периода в искусствоведческой литературе последних восьмидесяти лет расценивалась как упадок, как закат древнерусского искусства, будто бы исчерпавшего себя и оказавшегося перед исторической неизбежностью уступить искусству Нового времени..., а художников волновали лишь споры, как писать — "световидно" (живоподобно) или же, "темновидно"»21. Эта точка зрения применима и для определенной части современных исследований.
С.Б. Мордвинова в своей дисертации «Парсуна, ее традиции и истоки» (1985)22 уделяет внимание художественно-стилистическим особенностям парсуны, кроме этого автором были проанализированы перемены в социуме, которые стали ведущими в возникновении в русском искусстве парсуны. При изучении раннего «портрета», исследователь приходит к интересным выводам,
что для художника XVII столетия документальное изображение предметной среды стояло в одном ряду с персоной изображаемого.
В последнем десятилетии XX века, тема парсуны на первый взгляд ушла в тень, но это не говорит о том, что она перестала быть актуальной. Был произведен ряд технологических работ в реставрационных мастерских: очищена от поздних записей авторская живопись, открыты ранее неизвестные памятники. Весь накопленный материал послужил основой для грандиозной выставки, прошедшей в 2002 году в Историческом музее - «Русский исторический портрет. Эпоха парсуны». По словам организаторов: «Выставка, посвященная парсуне, организована впервые. На ней представлен начальный этап развития светского живописного портрета в России, связанный как со средневековой иконописной традицией, так и с традицией европейской изобразительной системы Нового времени. Временные рамки - вторая половина XVII века»23. Также был выпущен фундаментальный каталог, включающий и ряд статей. Статьи затрагивают множество проблем, однако наиболее значимы те, в которых речь идет о реставрационно-технологических работах. Недостатком можно считать то, что для написания ряда статей были привлечены исследователи, для которых парсуна, да и само искусство XVII столетия не являются профильными.
Кроме этого каталога, спустя два года, был выпущен сборник трудов Исторического музея24, посвященный конференции, проходивший во время выставки. В нем были собраны статьи ведущих современных исследователей культуры и искусства XVII столетия. В ряде статей были затронуты и проблемы предметного мира парсуны. В частности, это статья Г.М. Зеленской «Предметный мир парсуны «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» (2006)25, на сегодняшней день единственная работа, в которой целью исследования, определённой автором, является изучение предметного мира памятника. В ней автор считает нужным сопоставить живописные изображения предметов с их оригиналами, сохранившимися до наших дней или известными по монастырским описям, самая ранняя и полная из которых была составлена в 1679 г., через 13 лет после осуждения и ссылки патриарха Никона26. Подводя итоги своего
исследования Г.М. Зеленская отмечает: «Все предметы написаны с натуры в масштабе 1:1. Некоторые из них композиционно «развернуты» для более полного изображения конструктивных и декоративных особенностей»27. По сути дела, Г.М. Зеленская ограничивает свою задачу прямым сопоставлением изображенных и реальных предметов, не затрагивая других аспектов, связанных с оценкой их роли и смысла в парсуне. Очевидно, что исследование предметного мира лишь одной парсуны из множества даёт возможность для развития этой темы и изучения предметного мира других произведений.
Проведя анализ многочисленных работ, посвященных парсуне, можно сделать вывод, что проблемы изучения предметного мира не ставились. Авторы лишь бегло затрагивали отдельные его аспекты, описывая костюм и аксессуары отдельных персонажей.
При изучении предметного мира парсуны нами был собран и рассмотрен существенный материал, включающий не только памятники изобразительного искусства (парсуны, иконы, фрески, гравюры, «фряжские» листы, книжные миниатюры), но и литературные произведения XVII в. (демократическая сатира; дидактическая литература; произведения Юрия Крижанича, Симеона Полоцкого, протопопа Аваакума, митрополита Дмитрия Ростовского; эстетические трактаты Симона Ушакова, Иосифа Владимирова; а также записки иностранцев: Исаака Массы, Адама Олеария и прочих), архивные документы (из посольского приказа; Мастерской и Оружейной палат; книги выхода государей), представляющие обстоятельства создания произведений. Все это в значительной степени позволяет разносторонне подойти к изучению памятников.
Объект исследования - надгробные портреты XVII в., русская парсуна XVII в., ряд «живописных» икон конца XVII в. выполненных мастерами живописной Мастерской Оружейной палаты, иллюминированные книги с «портретами».
Предмет исследования - функциональное, композиционно-художественное назначение предметного мира в составе произведений отмеченных выше.
Цель исследования заключается в выявлении и классификации основных функций предметного мира парсуны, а также их истории и значения как для самого портретируемого, так и для культуры изучаемого периода в целом. Через призму предметного мира мы пытаемся глубже понять саму парсуну, изучаемую эпоху и личность человека переходного периода от средневековья к новому времени.
Задачи исследования:
классифицировать памятники в зависимости от изображенного на них предметного содержания.
обосновать роль содержательно-формообразующей функции предметного мира в структуре композиции картины.
раскрыть функционирование предметного мира через культурно-историческую и художественную стороны.
осуществить анализ живописных произведений, используя функции предметного мира.
провести атрибуцию произведений живописи опираясь на проанализированные предметы.
Методология исследования представляет собой комплексное изучение функционирования предметного мира в контексте русского «портрета» XVII в. Группировка произведений по функциям предметного мира в картине также вошла в методику исследования. Изучение роли предмета в портретных изображениях потребовало проведения структурного анализа. Наряду с этим методом особое место было отведено культурно-историческому методу.
Научная новизна исследования:
впервые предметы (вещи) в парсуне рассмотрены как сравнительно самостоятельная часть композиции.
впервые предметный мир парсуны исследуется как отдельная и многоаспектная научная проблема.
впервые использован методологический принцип многостороннего анализа роли предметного мира в формировании художественного образа живописного произведения (парсуны).
Актуальность исследования. Изучение предметного мира является новым шагом в исследовании парсуны, что позволяет более полно и адекватно оценить её в контексте русской культуры и искусства XVII в. Это является одним из основных факторов актуальности исследования. Кроме этого изучение предметного мира актуально и с точки зрения общественной востребованности. Парсуна является изображением лиц царской семьи дома Романовых. Воцарение Михаила Фёдоровича на русский престол 11 июня 1613 года (в Успенском соборе Московского Кремля по решению Земского собора) стало началом новой правящей династии. В 2013-2014 годах на территории Российской Федерации проходит ряд мероприятий, посвященных празднованию четырёхсотлетия дома Романовых. Эти события формируют интерес к изображению монархов - парсуне, что подчеркивает актуальность темы.
Научно-теоретическая значимость исследования заключается в том, что использованная в работе методика позволила принципиально по-новому оценить роль предмета в русском портретном изображении XVII в., уточнить ряд атрибуций произведений и более адекватно оценить их место в контексте художественной культуры переходной эпохи от Средневековья к Новому времени. Полученные результаты и положения могут стать основой для новых искусствоведческих исследований.
Научно-практическая значимость исследования. Методика и результаты анализа предметного мира как части живописного произведения могут стать материалом для подготовки лекций и практических занятий по искусствоведению, живописи, рисунку, декоративно-прикладному искусству, а также в музейной работе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Вещи и предметы могут быть рассмотрены как раскрывающие тему и содержание произведений живописи.
2. Предметный мир парсуны в целях структурного анализа может быть сравнительно самостоятельной частью произведения.
3. Из многочисленных видов функций предметного мира в картине были выделены две самостоятельные и одновременно взаимосвязанные - культурно-бытовая, выражающаяся в материально-формообразующей стороне художественного образа и мировоззренческая, в большей степени содержательная.
4. Рассматриваемые функции предметного мира в парсуне проанализированы с разных сторон: культурно-исторической и художественной. В связи с невозможностью отделения их от функций мировоззрения и культуры, они не могут быть исследованы как отдельные аспекты.
Внедрение результатов исследования и апробация. Основные положения диссертации были озвучены на четырех научно-практических конференциях в Московском педагогическом государственном университете
(2011,2012,2013,2014), были отражены в ряде публикаций.
1 Попов П.М. О древнейшем портрете царя Федора Иоанновича // Труды и летописи общества истории и древностей Российских, учрежденного при Императорском Московском университете. Кн. I. М., 1830. С. 163-191.
2 Снегирев И М. Об иконном портрете Великого Князя Василия Иоанновича III // Русский исторический сборник, издаваемый обществом истории и древностей Российских. Т. I. Кн. I. М., 1837. С. 67-78.
3 Снегирев И.М. Древности Российского государства. СПб., 1851.
Ведущий исследователь парсуны Е.С. Овчинникова, в середине XX столетия выдвинула ошибочное предположение, что именно в этом очерке, говоря о «портретах» XVII в., Снегирёв «ввел в научный оборот термин «парсуна», широко распространившийся впоследствии в литературе по русскому искусству для обозначения ранних русских «портретов». В представлении Е.С. Овчинниковой, у Снегирева, слово парсуна было тождественно термину парсуна.
Впоследствии, в ряде работ, посвященных парсуне, ряд исследователей, ссылаясь на Е.С. Овчинникову, ошибочно полагали и продолжают полагать, что именно И.М. Снегирёв сочинил слово парсуна, хотя уже давно известно, что слово парсуна использовалось с середины XVI века, для обозначения светского «портрета». К тому же, если всё же придерживаться версии, что И.М. Снегирёв придумал этот слово-термин, возникает ряд противоречий. Дело в том, что
исследователь использовал его в несколько другом контексте. Под парсуной он понимал любое изображение светских персонажей в древнерусской иконе.
4 Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст./ И. Е. Забелин. Т. 1 : Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. Ч. 1. М.: Тип. Грачева и Комп., 1862.
5 Каталог выставки портретов русских достопримечательных людей на постоянной выставке Общества любителей художеств. М.: Университетская типография, 1868.
6 Петров П. Н. Каталог исторической выставки портретов лиц XVI—XVIII вв. Изд. 2. СПб., 1870.
7 Васильчиков А. А. О портретах Петра Великого. М., 1872.
8 Филимонов Г. Д. Иконные портреты русских царей //Вестник общества древнерусского искусства. № 6—10. СПб., 1875.
9 Собко Н. П. Древние изображения русских царей. СПб., 1881.
10 Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. 4. СПб., 1889.
11 Каталог историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце. I. СПб., 1905.
12 Стасов В. В. Итоги нашей портретной выставки// Избр. Соч. Т. 3. М.:Искусство, 1952. С. 309.
13 Новицкий А.П. Парсунное письмо в Московской Руси//Старые годы. Июль — сентябрь. 1909.
14 Грабарь И., Успенский А. «Живописцы-иноземцы в Москве»// История русского искусства. Под редакцией И. Э. Грабаря. Т.6. М., 1913.
15 Каталог выставки «У истоков русской живописи». М., 1925.
16 Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века. М.: Искусство, 1955.
17 Евангулова О.С. Портрет петровского времени и проблема сходства. // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. № 5. М., 1979. С. 69-82.
18 Белецкий П.А. Украинская портретная живопись XVII - XVIII веков. Л.: Искусство, 1981.
19 Тананаева Л.И. Сарматский портрет. Из истории польского портрета эпохи барокко.М.: Искусство, 1979.; Тананаева Л.И. Портретные формы в России и Польше в XVII веке. Некоторые связи и параллели // Советское искусствознание 1981. М.: Советский художник, 1982.С. 85-125.
20 Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М.: Искусство, 1985.
21 Брюсова В. Г. Симон Ушаков и его время // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 7. Русская художественная культура XVII века. М., 1991. С. 9-19. С.9.
22 Мордвинова С.Б. Парсуна, ее традиции и истоки. Дисс.... канд. искусствоведения. М., 1985.
23 Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Каталог выставки. М., 2004. С.7.
24 Государственный исторический музей: Труды. Вып. 155. М., 2006.
25 Зеленская Г. М. Предметный мир парсуны «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» // Государственный исторический музей: Труды. Вып. 155. М., 2006. С. 66-88.
26 Там же. С.66.
27 Там же. С.84.
Глава 1. Предпосылки возникновения парсуны в XI—XVI
веках
По своему предназначению изобразительное искусство Древней Руси на протяжении нескольких столетий вплоть до XVII было полностью религиозным. В иллюминированных рукописях и иконах условные «портретные» образы, наблюдающиеся на данном временном отрезке, обладали близкой связью с культовыми изображениями. Наиболее часто встречаются донаторские изображения с представителями средневековой знати. Титульные листы рукописей часто включали миниатюры с изображением заказчиков книги и его семьи. На шитых покровах и надгробных досках также можно встретить изображения светских особ и духовенства1.
Художники Х1-ХШ столетий, изображая исторических деятелей, трансформировали свои правдивые впечатления от реального окружающего их мира на язык условных художественных форм, характерный для средневекового искусства. Как справедливо отмечает Е.С. Овчинникова: «В этих еще скованных условностями произведениях ясно прослеживаются стремления художников к изображению людей с характеристикой их индивидуальных черт лица, фигуры, одежды и атрибутов»2.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Образ нового святого в русском искусстве синодального периода: иконография святителя Митрофана Воронежского2004 год, кандидат искусствоведения Зеленина, Яна Эрнестовна
Проблемы художественной атрибуции надгробной иконы великого князя московского Василия III: У истоков формирования типологии царских изображений2004 год, кандидат искусствоведения Горматюк, Александр Анатольевич
Портрет в могольской миниатюрной живописи XVI - XIX веков: иконография, типология, семантика2013 год, кандидат искусствоведения Атманова, Юлия Георгиевна
Живопись по эмали в церковном искусстве Москвы XVIII - первой трети XIX века2011 год, кандидат искусствоведения Крюк, Галина Михайловна
От Картинной галереи Голицынской больницы до Голицынского музея на Волхонке: Художественные собрания князей Голицыных второй половины XVIII - XIX веков2005 год, кандидат искусствоведения Третьякова, Наталья Евгеньевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Николаев, Павел Владимирович, 2014 год
Список литературы
1. «Опись стенописных изображений (притчей) в Золотой палате Госудаерева дворца», составленная в 1672 г. (С. Ушаковым)// Забелин И. Материалы для истории археологии и статистики, г. Москва, Ч. 1, М., 1884.
2. Gundestrup В. Det kongelige danske Kunsl-kammer (The Royal Danish Kunstkammer) 1737. 1992.
3. Аввакум протопоп. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. М., 1960.
4. Алексеева М.А. Жанр конклюзий в русском искусстве конца XVII — начала XVIII веков // Русское искусство барокко. М., 1977.
5. Алферова Г.В. Памятник гражданского зодчества XVI— XVII вв.// Архитектура СССР. № 4. 1953.
6. Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. М.:Соцэкгиз, 1937.
7. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи: Опыт историко-художественной классификации. Т. 2. М, 1963.
8. Белецкий П.А. Украинская портретная живопись XVII - XVIII веков. JI.: Искусство, 1981.
9. Белоброва O.A. Богдан Салтанов и Николай Спафарий // Белоброва О. А. Очерки русской художественной культуры XVI—XX веков. Сборник статей. М.: Индрик, 2005.
Ю.Белоброва O.A. Личность и научно-просветительские труды Николая
Спафария // Николай Спафарий. Эстетические трактаты. Л., 1978. П.Белокуров С.А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898.
12.Бобров Л.А., Худяков Ю.С. Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи позднего средневековья // Военное дело номадов Северной и Центральной Азии, Новосибирск, 2002.
В.Богданов А.П. В тени Великого Петра. М., 1998.
14.Богоявленский С.К. Приказные дьяки XVII века // Исторические записки. Т. 1. М., 1937.
15.Бруин де Корнелий. Путешествие через Московию Корнелия де Бруина (1702—1708). Т. 1.М., 1873.
16.Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М.: Искусство, 1985.
17.Брюсова В.Г. Симон Ушаков и его время // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 7. Русская художественная культура XVII века. М., 1991.
18.Буслаев Ф.И. Волот Волотович // Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. T.I: Русская народная поэзия. СПб, 1861.
19.Буслаев Ф.И. Древнерусская борода // Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. T.II: Древнерусская народная литература и искусство. СПб, 1861. С.216-237.
20.Буслаев Ф.И. Литература русских иконописных подлинников // Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. T.II: Древнерусская народная литература и искусство. СПб, 1861.С.330-390.
21.Буслаев Ф.И. Новгород и Москва // Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. T.II: Древнерусская народная литература и искусство. СПб, 1861. С.269-280.
22.Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи // Сборник за 1866 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. Отд. 1. М, 1866. С. 1-106.
23.Буслаев Ф.И. Повесть града Иерусалима. М, 1860.
24.Буслаев Ф.И. Подлинник по редакции XVIII века // Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т.П: Древнерусская народная литература и искусство. СПб, 1861. С.409-429.
25.Буслаев Ф.И. Русская поэзия XVII века // Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т.1: Русская народная поэзия. СПб, 1861.
26.Буслаев Ф.И. Русская хрестоматия: Памятники древнерусской литературы и народной словесности, с историческими, литературными и грамматическими объяснениями и с словарем. Изд. 3. М, 1881.
27.Буслаев Ф.И. Русская эстетика XVII века //Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т.П: Древнерусская народная литература и искусство. СПб, 1861. С.397-408.
28.Бушуева Н.В. Парсуны последней четверти XVII века // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны М., 2004.
29.Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. Х1-ХУП века. М, 1992.
30.Вагнер Г.К., Владищевская Т.Ф. Искусство Древней Руси, М., 1993. Васильчиков А. А. О портретах Петра Великого, М., 1872.
31.Василиологион. 1674 г. РГАДА. Древлехранилище, отд. V, рубр. П, д. 44.
32.Верх В.Н. Царствование Федора Алексеевича и история первого стрелецкого бунта. Ч. 2. СПб., 1834—1835.
33.Викторов А.Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов, 1584-1725. 2 тт. М., 1877-1883.
34.Вилинбахов Г.В. Легенда о "Знамении Константину" в символике русских знамен ХУП--ХУШ веков. // ТГЭ. Т.ХХ1П. Из истории русской культуры. 4. Л.: ГЭ, 1983.
35.Владимиров Иосиф. Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу. // Древнерусское искусство XVII в. М.: Наука, 1964. С.9-61.
36.Волков М.Я. Об отмене местничества в России // История СССР. № 2. М., 1977,
37.Временник Ивана Тимофеева. М.Л., 1951.
38.Высоцкий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев: Наукова думка, 1989.
39.Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год) М., 1844.
40.Герберштейн С. Записки о Московии. М, 1988.
41.Горматюк А.Г. Царский лик. Надгробная икона Великого князя Василия III: Серия «Исследование и реставрация одного памятника». Вып. З.М., 2003.
42.Готье Ю.В. Замосковный край в XVII столетии. М., 1937.
43.Грабарь И., Успенский А. «Живописцы-иноземцы в Москве» // История Русского Искусства. Под редакцией И. Э. Грабарь. Т.6. М.,1913.
44.Гребельский П.Х., Мирвис А.Б. Дом Романовых. Биографические сведения о членах царствовавшего дома, их предках и родственниках. 1992.
45.Григорьян К.Н. Живописец Богдан Салтанов в Московской Оружейной палате // Известия АН Армянской ССР. Общественные науки. № 4. 1948.
46.Громов Г.Г. Жилище // Очерки русской культуры XVII века. М., 1979.
47.Давыдова И.Л. Россия XVII века: культура и искусство в эпоху перемен: Дис.... д-ра искусствоведения. М.: РГБ, 2005.
48.Давыдова И.Л. Эстетические представления русских людей XVII столетия // Проблемы истории СССР. № 7. М., 1978.
49.Данилова И.Е, Мнева Н.Е. Живопись XVII века // История русского искусства. Т. IV. М, 1959.
50.Данилова И.Е., Мнева Н. Е. Живопись XVII века //История русского искусства. Т. IV. М., 1959.
51.Дедидова Н.Ф. Приказные люди XVII в // Исторические записки. М., 1972.
52.Дмитриев Ю.Н. Теория искусства и взгляды на искусство в письменности Древней Руси // ТОДРЛ. Т. IX. М.; Л., 1953.
53. Дополнения к актам историческим, собранным и изданным Археогафическою Комиссиею. Т. VI. СПб., 1857.
54.Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. / Публ. и комм. Е.В. Барсова М.: Императорское Общество Древностей российских при Московском университете, 1883. Древности Российского государства. Отд. II. М., 1851.
55.Древности Российского государства. Отд. И. М., 1851.
56.Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века. М., 1969.
57.Евангулова О.С. Портрет петровского времени и проблема сходства //Вестник МГУ. Сер. 8. История. № 5. М., 1979.
58.Евангулова О.С. Светский интерьер Москвы конца XVII — начала XVIII вв. // Русский город. № 4. М., 1981.
59.Евсина H.A. Из истории архитектурных взглядов и теорий начала XVIII в.// Русское искусство первой четверти XVIII в.: Материалы и исследования. М., 1974.
60.Живопись Белоруссии. Минск. 1980.
61.Забелин И.Е. Библиотека и кабинет графа Я.В. Брюса //Летописи русской литера туры и древности. Т. 1. М., 1859.
62.Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. Т. I. Ч. 1. М., 1872.
63.Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII ст. М., 2000.
64.3абелин И.Е. Дополнения к Дворцовым разрядам, собранные И.
Забелиным. Ч. I. М, 1882. 65.Забелин И.Е. Московские сады в XVII столетии // Опыты изучения
русских древностей и истории. Ч. II. М., 1873. 66.Зеленская Г.М. Предметный мир парсуны «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» // Государственный исторический музей: Труды. Вып. 155. М., 2006.
67. Зотов А. Пути развития русского искусства в XIV—XVII века // Искусство. № 5. М., 1950.
68.Иванова Е.Ю., Окуньков В. С. Техника живописи русских портретистов второй половины XVII века // Эпоха парсуны. Русский исторический портрет. М.: ИПЦ Художник и книга, 2004.
69.Ильин М.А. Архитектурная композиция русских светских общественных зданий конца XVII века // Сов. Архитектура. Сб. 5. 1954.
70.Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исследования. Проблемы. Каталог выставки. М, 1991.
71.Истомин Карион. Слово к люботщателем иконного писания. / Опубл. А.Никольским. // Вестник археологи и истории. Вып. XX. СПб., 1911.
72.История Русского Искусства. Под редакцией И. Э. Грабарь. Т. 4. М.,1913.
73.Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад. Т.2. 1912.
74.Каргер М.К. Портреты Ярослава Мудрого и его семьи в Киевской Софии // Ученые записки Ленинградского университета. № 160, вып. 20, История искусства, Л., 1954.
75.Карев A.A. К истории термина "портрет" в русском художественном обиходе XVIII в. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. № 5. М., 2002.
76.Карев A.A. Миниатюрный портрет в России XVIII века. М.: Искусство, 1989.
77.Карион Истомин. Букварь. М., 1694.
78.Карнович Е.П. Замечательныя богатства частных лиц в России, экономическо-историческое исследование. СПб., 1874.
79.Каталог выставки портретов русских достопримечательных людей на постоянной выставке Общества любителей художеств, М.: Университетская типография, 1868.
80.Каталог выставки У истоков русской живописи. М., 1925.
81.Каталог Историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце. I. СПб., 1905.
82.Кирсанова P.M. Пошлина на штаны. // Родина. 1997. № 1. С. 41-46.
83.Ключевский В.О. Курс русской истории. Пг., 1918.
84.Книга об избрании на царство царя и Великого князя Михаила Федоровича. -М., 1856.
85.Койэт, Балтазар. Посольство Кунраада Фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу. СПб.: Изд. Археографической Комиссии., 1900.
86.Коллинс С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне. № 1. М., 1846.
87.Комашко Н.И. Живописец Богдан Салтанов в контексте художественной жизни Москвы второй половины XVII века) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003, № 2 (12), с. 44 — 54.
88.Корень российских государей, или Титулярник 1672 г. ГЭ. Библиотека ГЭ,№ 78172.
89.Корень российских государей, или Титулярник 1672 г. РНБ. Ф. 185 Эрм., № 440.
90.Корень российских государей, или Титулярник. 1671- 1672 г. РГАДА. Фонд Древлехранилища, 5 отд. рубр.Ш, № 7.
91.Корнюкова Л.А. Царские надгробные портреты из Архангельского собора//Русский исторический портрет: Эпоха парсуны. М. 2004.
92.Красилин М.М. Портрет царя Ивана Грозного: Век XVII или век XX? // Пространства жизни. М, 1999. С. 503-513.
93.Крижанич Ю. Политика. М, 1997. С. 163-164
94.Крижанич Ю. Русское государство в половине XVII века. М, 1859.
95.Лаврентьев A.B. "Век парсуны". XVII столетие в русской истории и культуре// Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. М., 2004.
96.Лаврентьев A.B., Руднева Л.Ю. Портреты из Дании // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. М., 2004.
97.Лазарев В.Н. Искусство средневековой Руси и Запад (XI—XV вв.) // Доклад. XIII Международный конгресс исторических наук. М., 1970.
98.Лазарев В.Н., Портрет в европейском искусстве XVII века, М., Л., 1937.
99.Лакиер А. Русская геральдика. СПб., 1885.
100. Левинсон-Нечаева М.Н. Одежда и ткани XVI-XVII веков // Государственная Оружейная палата Московского Кремля: Сборник научных трудов. М., 1954.
101. Леонтьев А.К. Быт и нравы // Очерки русской культуры XVII века. 4.2. М., 1979.
102. Леонтьев А.К. Государственный строй// Очерки русской культуры XVII века, Ч. I. М., 1979
103. Летин С.А. О портретах братьев Репниных из коллекции Государственного Русского музея // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Материалы конференции. М., 2006.
104. Лифшиц Л.И. История русского искусства. Т. 1. Русское искусство X-XVII веков. М.:Белый город, 2007.
105. Лихачев В. Статейный список посольства дворянина и Боровского наместника Василья Лихачева во Флоренцию в 7167 (1659) годе // Древняя российская вивлиофика. Ч. 4. М., 1788.
106. Лихачев Д.С. Повести русских послов как памятники литературы // Путешествия русских послов. XVI—XVII вв. М.; Л., 1954.
107. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X—XVII вв. Л., 1973.
108. Лицевой летописец XVII века. CIV. СПб.: Общество любителей Древней письменности. 1893.
109. Луппов С.П. Книга в России в XVII веке. Л., 1970.
110. Лушев A.M. Исторический альбом портретов известных лиц XVI—XVIII вв. табл. 17. СПб., 1870.
111. Майков Л.Н. Симеон Полоцкий о русском иконописании. СПб., 1889.
112. Малков Ю.Г. Живопись // Очерки русской культуры XVII века. Ч. II. М.,1979.
113. Мартынова М.В. К вопросу об атрибуции регалий царя Михаила Федоровича // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1981. Л., 1983.
114. Мартынова М.В. Царские венцы первых Романовых // Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. XII. Искусство средневековой Руси. М., 1999.
115. Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М.,1937.
116. Масса И. Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года за короткое время правления нескольких государей // О начале войн и смут в Московии. М., 1997.С. 87.
117. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. I—IX. М., 1875— 1890.
118. Медведев С. Созерцание краткое...// ЧОИДР. Кн. IV. Спб., 1894.
119. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. СПб., 2001.
120. Михайлов Б.Б. Иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия иконостаса Троицкой церкви в Останкине // Филевский сборник. Ч. 3. М., 1993.
121. Михайлова А.А. Художественный образ как динамическая целостность //Советское искусствознание'76. Вып. 1. М., 1976.
122. Моисеева C.B. Парсуна последней четверти XVII века // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны: Каталог выставки.
123. Моисеенко Е.Ю. Становление европейских форм мужского костюма в России в конце XVII первой четверти XVIII века. Дисс.... канд. искусствоведения. М., 1990.
124. Мордвинова С.Б. Парсуна, ее традиции и истоки. Дисс. ... канд. искусствоведения. М.: Институт искусствознания, 1985.
125. Николаев П.В. Парсуны всадников конца XVII В. Проблема атрибуции // Наука и школа. 2011. №4. С. 123-128.
126. Николаев П.В. Предметный мир парсуны «Алексей Михайлович в большом наряде» и проблемы атрибуции // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2012. №3. С. 103-116.
127. Николаев П.В. Проблемы изучения предметного мира парсуны в русской историографии // Наука и школа. 2013. №1. С. 112-116.
128. Николаев П. В. Предметный мир женских образов в живописных парсунах // Молодой ученый. 2013. №10. С. 567-569.
129. Николаев П.В. Предметный мир парсун придворных // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сборник статей по материалам XXIX международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2013. № 10 (29). С. 110-117.
130. Николаев П.В. «Портретные» образы в древнерусском изобразительном искусстве до XVII В. (Предпосылки возникновения парсуны) // Наука вчера, сегодня, завтра: сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2013. № 5 (5). С. 51-54.
131. Николаев П.В. Предметный мир в надгробных парсунах XVII века // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 9-10. С. 3-5.
132. Николаев П.В. Культурно-исторические предпосылки возникновения парсуны в XVII в. // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 1112. С. 3-5.
133. Никольский А. Слово к люботщателем иконного писания //Вестник археологии и истории, издаваемый императорским Археологическим институтом. № XX. СПб., 1911.
134. Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1930.
135. Никольский Ф. Подмосковное село Фили-Покровское // Исторический вестник. Т. 4. № 4 (апрель). М., 1901.
136. Новицкий А.П. Парсунное письмо в Московской Руси //Старые годы. Т.З. М., 1909.
137. О титуле Царском и о Государственной печати // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Т. I. 1649 -1675 гг. СПб., 1830.
138. Овчинникова Е.С. Иосиф Владимиров: Трактат об искусстве // Древнерусское искусство XVII века. М., 1964.
139. Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века. М., 1955.
140. Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. М.: Искусство, 1955.
141. Овчинникова Е.С. Стенопись церкви Троицы в Никитниках в Москве середины XVII века // Труды Государственного Исторического музея. № XIII. М., 1941
142. Овчинникова Е.С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970.
143. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906.
144. Опись имущества боярина А. С. Матвеева // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских. Кн. 2. М., 1900.
145. Орлов O.B. Литература // Очерки русской культуры XVII века. Ч. II. М.,1979.
146. Павленко А. А. Карп Золотарев и московские живописцы последней трети XVII в. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1982 г. Л., 1984.
147. Павленко A.A. Карп Золотарев — московский живописец конца XVII в. (Материалы творческой биографии) // Произведения русского и зарубежного искусства XVI — начала XVIII века. Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. IV. М., 1984.
148. Павлов-Сильванский Н.П. Государевы служилые люди: Происхождение русского дворянства. М., 1898.
149. Памятники дипломатических отношений древней России с державами Иностранными. Т. 2.СП6., 1852.
150. Пекарский П.П. Материалы для истории иконописания в России. T. V. СПб., 1865.
151. Петрей П. История о великом княжестве Московском, происхождении великих русских князей, недавних смутах, произведенных там тремя Лжедимитриями, и о московских законах, нравах, правлении, вере и обрядах, которую собрал, описал и обнародовал Петр Петрей де Ерлезунда в Лейпциге 1620 года // О начале войн и смут в Московии. М., 1997.
152. Петров А.Н. Палаты Кикина // Архитектурное наследство. № 4. Л., М. 1953.
153. Петров А.Н. Палаты фельдмаршала Б. П. Шереметева и Ф. М. Апраксина в Москве // Архитектурное наследство. № 6. М., 1956.
154. Петров П.Н. Каталог исторической выставки портретов лиц XVI—XVIII вв. Изд. 2. СПб., 1870.
155. Пештич С.Л. «Синопсис» как историческое произведение // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 15. М., Л.: АН СССР, 1958.
156. Письмо Иоанна Кобенцеля о России XVI века // Журнал министерства народного просвещения. № 9. 1842.
157. Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Кн. 2. М., 1988.
158. Повесть о Вавилоне и Сказание о князьях Владимирских. / Публ. и комм. И.П.Жданова СПб., 1981.
159. Подольский Р. Петровский дворец на Яузе // Архитектурное наследство. № 1. М., 1951.
160. Полоцкий С. Избранные сочинения. М.; Л., 1953.
161. Полоцкий Симеон о русском иконописании// Симеон Полоцкий о русском иконописании. СПб., 1889.
162. Полоцкий Симеон. Вирши.Минск, Мастацкая литература, 1990.
163. Полоцкий Симеон. Избранные сочинения. Подг. текста, статья и комм. И.П.Еремина. / С.Полоцкий. М.-Л.: Художественная литература, 1953.
164. Померанцев H.H. Вновь открытые изображения Петра I. // Возрожденные шедевры. М., 1963.
165. Попов П.М. О древнейшем портрете царя Федора Иоанновича // Труды и летописи общества истории и древностей Российских, учрежденного при Императорском Московском университете. Кн. I. М., 1830.
166. Посольство Кунраада фан Кленка к царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу. СПб., 1900.
167. Преображенский A.C. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI - начала XVI века. М.: Северный паломник, 2012.
168. Пришествие патриарха Иеремии в Россию // Журнал министерства народного просвещения. Часть XXV. 1840.
169. Прозоровский A.A. Сильвестра Медведева Созерцание краткое лет, 7190, 91 и 92, в них же что содеяси во гражданстве. Кн. 4, Отд. II. М., 1894.
170. Путешествие стольника Петра Андреевича Толстого (1697— 1699)// Русский архив Кн. 2, № 5. 1888.
171. Путешествия русских послов XVI-XVII вв. М., Л., 1954.
172. Разов Д.В. Ансамбль палат Аверкия Кириллова // Архитектурные памятники Москвы XV—XVII вв. М., 1947.
173. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974.
174. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т.4. СПб., 1889.
175. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т.З. СПб., 1888.
176. Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Т. IV. Описные книги Московского большого дома В. В. Голицына. СПб., 1893.
177. Рубцов H.H. История литейного производства в СССР, Ч. 1, IX— XVIII. М.: Машгиз, 1947.
178. Руднева Л.Ю. О живописной парсуне XVII века и ее традициях в XVIII веке// Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. М., 2004.
179. Руднева Л.Ю. Парсуны последней четверти XVII века // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. М., 2004.
180. Русская живопись XVII-XVIII веков: Из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева: Каталог выставки. Л, 1977.
181. Русский биографический словарь. Т. 16 (Рейтеры - Рольцберг). СПб., 1913.
182. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Каталог выставки. М., 2004.
183. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Материалы конференции. М., 2006
184. Самойлова Т.Е. Княжеские портреты в системе росписей Архангельского собора Московского кремля XVI века. дис. ... канд. искусствоведения. М.: Институт искусствознания, 1996
185. Сапунов Б.В. Неопубликованный памятник станковой живописи с изображением Угличской драмы 1591 г. (Этюд по истории парсунного письма) //От средневековья к новому времени: Материалы и исследования по русскому искусству XVIII — первой половины XIX в. М., 1984.
186. Сахаров A.M. Россия и ее культура в XVII столетии// Очерки русской культуры XVII века. Ч. I. М., 1979.
187. Сахаров A.M. Русская духовная культура XVII века. Вопросы истории. № 7. 1975.
188. Свирин А.Н. Миниатюра древней Армении. "Искусство", М.,Л., 1939.
189. Святуха О.П. Репрезентация самодержавной власти в русских портретахXVII века: дис. ... канд. искусствоведения. 2001.
190. Седов П.В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII века. Дис...д.и.н. Спб. 2009.
191. Седов. П.В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII века: автореферат дис.... д.и.н. СПб., 2009.
192. Селезнева И.А. Золотая и Серебряные палаты: Кремлевские дворцовые мастерские XVII века. Организация и формы производства, творческие процессы, обучение мастеров. М, 2001.
193. Селинова Т.А. Иван Петрович Аргунов. М., 1973.
194. Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. СПб.: Наука, 2004.
195. Сказание Адольфа Лизека о посольстве от Императора Римского Леопольда к Великому царю Московскому Алексею Михайловичу в 1675 г. № 11. СПб., 1837.
196. Сказание о Борисе и Глебе: Факс, воспроизв. житийных повестей из Сильвестровского сборника (2-я пол. XIV в.). М., 1985.
197. Слово к люботщательному иконного писания. // Вестник Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее за 1874-1876 годы. № 1-12. М., 1876.
198. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. СПб., 1898.
199. Снегирев И.М. Древности Российского государства. СПб., 1851.
200. Снегирев И.М. Об иконном портрете Великого Князя Василия Иоанновича III // Русский исторический сборник, издаваемый обществом истории и древностей Российских. Т. I. КН. I. - М., 1837.
201. Собко Н.П. Древние изображения русских царей. СПб., 1881.
202. Собрание писем царя Алексея Михайловича с приложением Уложения сокольничья пути. М., 1856.
203. Сочинения святаго Дмитрия митрополита Ростовскаго. 4.1-4. М., 1848-1849.
204. Спасский И.Г. Русская монетная система. Л.: Аврора, 1970.
205. Спафарий Николай. Хрисмалогион или Даниила пророка откровение на сон Навуходоносора и о четырех монархиях. 1672 г. РНБ. Ф. 185 Эрм., № 27.
206. Спегальский Ю.П. Псковские каменные жилые здания XVII века. М., 1963.
207. Стасов В.В. Итоги нашей портретной выставки// Избр. Соч. М.: Искусство, Т. 3. 1952.
208. Стерлигов А.Б. Портрет в русской живописи XVII —первой половины XIX века, М., 1986.
209. Тананаева Л.И. Портретные формы в Польше и России в XVII веке. Некоторые связи и параллели // Советское искусствознание'81. Вып. 1.М, 1982.
210. Тананаева Л.И. Сарматский портрет: Из истории польского портрета эпохи барокко. М., 1979.
211. Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г. //ЧОИДР. Кн. З.М., 1891.
212. Тиц A.A. Русское каменное жилое зодчество XVII в. М., 1966.
213. Турчин B.C. Сложение традиций русского портрета // Вестник Московского университета. Серия «История». № 4. 1970.
214. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т. 1-4. М., 1910-16.
215. Успенский Б.А. Успенский Б.А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Успенский Б.А. Избранные труды. Т. II: Язык и культура. М, 1996.
216. Устюгов Н.В., Чаев Н.С. Русская церковь XVII века //Русское государство в XVII веке. М., 1961.
217. Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. М., 1906.
218. Филимонов Г.Д. Иконные портреты русских царей //Вестник общества древнерусского искусства. № 6—10.1875.
219. Филимонов Г.Д. Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи // Сборник за 1873 год, изданный Обществом древнерусского искусства при Московском публичном музее. М, 1873.
220. Флоря Б.Н. Некоторые данные о начале светского портрета в России// Архив русской истории. Вып. 1. М., 1992.
221. Хилимончик И.И. «...Образы суть живот памяти...». Атрибуция Михаилу Чоглокову портрета царицы Натальи Кирилловны из собрания ГРМ // Эпоха парсуны. Русский исторический портрет. М.: ИПЦ Художник и книга, 2004.
222. Хурелич Лаврентий. Родословие Великих князей и государей российских, которые родословились со окрестными великими государи. 1673 г. РГБ. Музейное собр. Ф.178, № 7747.1.
223. Царственная книга. СПб., 1881.
9<1fi
224. Цветаев Д.В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М., 1890.
225. Черная JI.A. Антропологический код древнерусской культуры М: Языки славянских культур, 2008 г.
226. Черный В. Д. Зримые образы слова (истоки, функции и выразительные возможности древнерусских изображений) // Герменевтика древнерусской литературы. Вып. 11. М., 2004.
227. Черный В.Д. Русские средневековые сады: опыт классификации. М., 2010.
228. Чубинская В.Г. Новое об эволюции русского портрета на рубеже XVII-XVIII вв.// Памятники культуры. Новые открытия. 1982. Д., 1984. С.317-328.
229. Шамин С.М. Мода в России последней четверти XVII столетия // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 1. 2005. С. 23-38.
230. Шведова М.М. Персональное и историческое в русской иконе
XVI - XVII веков // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны М., 2004.
231. Шведова М.М. Придворный иконописец Карп Золотарев // Историческому музею - 125 лет. Труды ГИМ. 100. М., 1998.
232. Шведова М.М. Фрески и иконы XVII века // Русский исторический портрет. Эпоха парсуны М., 2004.
233. Шлейсинг Г.А. Рассказ очевидца о жизни Московии конца XVII века // Вопросы истории. № 1. 1970.
234. Шульгин B.C. Религия и церковь// Очерки русской культуры
XVII века. Ч. II. М., 1979.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.