Правосознание: духовные и мировоззренческие основания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Носов, Иван Петрович

  • Носов, Иван Петрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 176
Носов, Иван Петрович. Правосознание: духовные и мировоззренческие основания: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Волгоград. 2006. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Носов, Иван Петрович

Введение.

Глава 1. Правосознание: природа, смысл и содержание

1.1. Природа правосознания.

1.2. Смысл и функциональное значение правосознания.

1.3. Ценностно-духовное содержание системы правосознания.

Глава 2. Духовные основы и мировоззренческие ориентиры правосознания

2.1. Духовные и мировоззренческие источники правосознания.

2.2. Ментальные основания правосознания.

2.3. Основные тенденции эволюции духовных и мировоззренческих ориентиров правосознания современного российского общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правосознание: духовные и мировоззренческие основания»

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, обстоятельствами как практического, так и научного характера. Современный социальный мир - это глобализирующееся и модернизирующееся общество, устойчивое и стабильное развитие которого во многом зависит от уровня правосознания его членов. Глобализация социальных процессов с неизбежностью актуализирует проблему правового взаимодействия и особенностей правосознания различных обществ и культур.

Исследование вопроса о духовных и мировоззренческих основаниях правосознания является особенно ценной в наши дни, когда феномен личности выдвигается на авансцену, где низвергаются или подлежат трансформации многие образования нравственной и правовой сфер общества. Забвение духовных ценностей губительно для человека, общества и государства. Ведь это такая субстанция, исследование которой позволяет выйти на первоосновы человека и общества, задать четкие ориентиры личности в процессе обретения себя, осуществления своей сущности и признания ею социальных норм и ценностей.

Очевидно, что вопрос о духовных и мировоззренческих основаниях правосознания связан с проблемой осмысления социального мира и его порядка. Человек имеет тенденцию приспосабливаться к амбивалентной социально-психологической среде, предпочитая сознательно строить свой мир норм и оценок. Это стремление издавна является предметом научного внимания и интереса. Его изучение остается актуальным и ныне.'

Проведение данного диссертационного исследования обусловлено также необходимостью изучения особенностей правосознания российского народа, объединяющего около полутора сотен этносов, каждый из которых -уникальный мир, ментально впитавший в себя многовековую мудрость. Правильная правовая политика в условиях демократического общества требует учета национального менталитета как важной компоненты правосознания.

Степень научной разработанности проблемы. Со времен античности исследуются различные аспекты воздействия духовных факторов на социокультурные процессы. Так, в работах Платона и Аристотеля представлена «этически ориентированная» духовность, задающая рациональный порядок в социальном мире. Позже религиозные аспекты понимания духовности и ее регулятивной роли в обществе находят свое отражение в трудах А. Августина, Ф. Аквинского и др. Рациональное понимание духовности и ее воздействие на мир человека имеет место в трудах Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, которые затрагивают теоретические аспекты духовности и права. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и их последователи к проблеме духовных оснований подходят со стороны волевых актов человека. 3. Фрейд и К. Юнг исследуют феномен духовности в контексте индивидуального и коллективного бессознательного, тем самым закладывая основы правовой психологии. В ряде работ качественное содержание и формы реализации духовности ориентированы значимыми для конкретного анализа аспектами. Так, гуманитарно-антропологическое направление представлено У. Джеймсом, В. Дильтеем, М. Шелером, Э. Фроммом и др. Экзистенциальные конституанты духовности рассматриваются С. Кьеркегором, Г. Марселем, А. Бергсоном, Э. Мунье, М. Хайдеггером, К. Ясперсом. Идеи Э. Гуссерля о конституирующей роли сознания способствует пониманию творческого потенциала человека как субъекта права. Положение о субстанциональности индивидуального человеческого бытия А. Камю и Ж.-П. Сартра оказало влияние на разработку феноменологии «внутренней жизни», индивидуального бытия духа в его соотношении с внешними социальными нормами.

Большое значение для исследования проблематики диссертации имеют работы русских мыслителей Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, П.И. Новгородцева, С.Н. Трубецкого, И.А. Ильина, С.А. Муромцева, Б.А.

Кистяковского, Н.М. Коркунова, М.М. Ковалевского, Б.Н. Чичерина, Л.И. Петражицкого. Восстановление философской традиции в разработке проблем духовности и права дает плодотворные результаты.

В современной отечественной философии диапазон исследования проблемы правосознания довольно широк и разнообразен. Философским проблемам правосознания посвящено значительное количество работ (Е.А. Белканова, A.M. Евстратова, М.С. Егоровой, А.А. Потякина, В.Г1. Сальникова, А.П. Семитко, Е.В. Уваркина, А.А. Чупрова и др.). В трудах вышеназванных ученых подробно раскрывается роль правосознания в регулировании правовых отношений, рассматриваются формы взаимодействия этого духовного явления с другими факторами общественной жизни. Однако в теории правосознания остается еще немало дискуссионных и нерешенных вопросов, к которым следует, прежде всего, отнести исследование духовной природы данного феномена, его ментальных детерминант функционирования и развития.

Логика диссертационного исследования потребовала изучения различных социально-философских, культурологических, психологических и юридических аспектов проблемы. В этой связи особую значимость приобретают труды С.С. Алексеева, Г. Дж. Бермана, М. Бубера, Е.А. Лукашевой, П. Сорокина, П.И. Стучки, И.Е. Фарбера, 3. Фрейда, Э. Фромма, М. Шелера, К.Г. Юнга.

При оценке ментальных оснований правосознания автор опирался на труды К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловикова, И.Г. Дубова, в которых на основе социально-психологического анализа выявлены особенности российского менталитета. Большое влияние оказали на ход исследования также публикации Р.С. Байниязова и В.Н. Синюкова, которые рассматривают сущность и специфику правовой ментальности современного российского общества.

Для исследования проблемы духовных и мировоззренческих оснований правосознания исключительно велика роль многих фундаментальных работ в области социальной философии, философской антропологии и культурологии, проведенных в последние десятилетия (B.C. Библер, П.С. Гуревич, Э.В. Ильенков, К.М. Кантор, С.Э. Крапивенский, В.А. Мейдер, Б.А. Навроцкий, К.М. Никонов, Н.В. Омельченко, И.А. Петрова, А.И. Пигалев, Н.Н. Седова).

Объект исследования - правовая форма сознания и ее детерминанты.

Предмет исследования - духовные и мировоззренческие основания правосознания.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является концептуальный анализ духовных и мировоззренческих оснований правосознания, его содержания и смысла.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- исследовать духовную природу правосознания;

- определить смысл и функциональное значение правосознания;

- выявить ценностно-духовное содержание системы правосознания;

- выделить духовные и мировоззренческие источники правосознания;

- показать роль ментальной компоненты правосознания в социокультурных процессах;

- обосновать прогноз развития мировоззренческих ориентиров правосознания современного российского общества.

Методологическая основа диссертационной работы определяется спецификой объекта, который может быть познан только с применением принципов и методов исследования широкого круга наук. Автор использовал методы анализа и синтеза, единства исторического и логического, восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, но на этот раз как к «единству многообразного»; фундаментальные методологические принципы самодвижения и дополнительности, экстраполяции и соответствия. Диссертант при этом исходил из идеи Фихте, согласно которой «духовная жизнь» может по-настоящему возникать, передаваться, достраиваться до своей максимальной истинности и полноты исключительно в интерперсональных отношениях, которые строятся на признании свободы и достоинства личности.

Методология системного подхода используется в тех фрагментах исследования, когда требуется выявить элементы содержания правосознания и установить их внутренние и внешние связи. Приемы диалектического мышления активизируются в тех фрагментах исследования, когда необходимо познать противоречивую взаимосвязь сознательного и бессознательного в правосознании.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

- предложена целостная концепция, объясняющая духовную природу правосознания;

- проведенное комплексное социально-философское исследование правосознания как многоаспектного и полиструктурного явления позволило определить смысл и функциональное значение этого феномена как интеллектуально-нравственной и социально-психологической силы, создающей свое пространство правовых идеалов и ценностей, и тем самым определяющей реакции субъекта на действующие легитимные нормы;

- исследовано ценностно-духовное содержание правосознания, как идеально-смыслового образования, объективированного в правовой идеологии и способного производить в субъекте значительные эффекты его преображения;

- определены основные духовные и ментальные источники правосознания, придающие смысл деятельности человека в правовой сфере и определяющие духовный настрой общества, обусловленный соответствующей системой социокультурных ценностей;

- осуществлен анализ социальных факторов, задающих мировоззренческие ориентиры для развития правосознания современного российского общества.

В результате исследования сформулирован ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:

- правосознание - это форма сознания субъекта, в которой через призму правового идеала, детерминируемого социокультурными условиями и правовым бессознательным, отражено его отношение к социально-правовой действительности. Основными свойствами, отражающими духовную природу правосознания, выступают: идеальность, рациональность, рефлексивность, универсальность, интенциональность, креативность, субъективно-объективный характер, нормативность, структурное единство и опосредованность языком;

- смысл правосознания определяется через его функциональное значение, которое в свою очередь детерминируется духовными основаниями этого феномена. С помощью своих основных функций (познавательной, оценочной и регулятивной) правосознание формирует правовую компоненту мировоззрения субъекта, тем самым задавая ориентиры его социально-правовой деятельности;

- ценностно-духовное содержание правосознания объективируется в правовой идеологии, которая, проявляя определенную устойчивость, все же отличается подвижно-динамическим характером, задавая нелинейность развития всем его компонентам в их системной организации иерархических взаимовлияний и связей;

- важнейшими духовными источниками правосознания являются, во-первых, нравственные истины, вырабатываемые главным образом нормативной светской и религиозной этикой; во-вторых, рациональность, формирующая такую важную сферу правосознания как правовая идеология; в-третьих, субъективность самобытия - одно из основных качеств современного человека, без которого он не может быть личностью. основными духовными и мировоззренческими ориентирами формирования правосознания российского общества должны стать гуманизм, справедливость, свобода, благо и рациональность, взятые в системной взаимосвязи, где в качестве системообразующего компонента выступают гуманистические принципы. Необходимо стремиться к тому, чтобы высшей ценностью нашего общества стало право на жизнь, включающее в себя целостную полиструктуру нравственно-правовых установлений, позволяющие раскрыть созидательные возможности российского человека.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в более глубокой разработке' концептуальных и теоретико-методологических положений исследования проблемы определения духовных и мировоззренческих оснований правосознания. Данное исследование является одним из первых, в котором в диалектическом единстве рассматриваются социально-философские, социокультурные, правовые и социально-психологические аспекты проблемы. Выдвинутое в диссертации понимание правосознания предполагает новый подход к оценке его ментальных и мировоззренческих ориентиров. Сделанные выводы могут использоваться для разработки в высшей школе учебных, специальных и вариативных курсов по социальной философии и антропологии права, философии права и педагогике, например: «Современные проблемы правопонимания», «Особенности российского менталитета и проблемы формирования правосознания», «Правовая культура и правосознание» и др.

Теоретические обобщения и результаты исследования могут представлять интерес для образовательных учреждений, других социальных институтов, оказывающих влияние на формирование общественного правосознания. Отдельные положения и выводы диссертации могут применяться государственными управленческими структурами при принятии решений в области регулирования социально-правовых отношений.

Апробация исследования. Содержание и результаты работы отражены в ряде статей, а также докладах и выступлениях на международной, всероссийской и региональных конференциях: Международной научной конференции «Философия XXI века (г. Санкт-Петербург, 30 мая - 1 июня 2006 г.), Республиканской научной конференции «Гуманизм социальный, либеральный и религиозный: проблема диалога» (г. Нижневартовск, 17 ноября 2005 г.), «Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области» (Волгоград 2005 г.), Научно-практической конференции ВСПК «Управление качеством подготовки специалистов» (г. Волгоград, 25 января 2006 г.). Разработан специальный курс «Особенности русского менталитета и правосознание», который читается студентам Волгоградского государственного педагогического университета.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 234 источника, в том числе 20 на иностранных языках. Общий объем - 176 страниц машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Носов, Иван Петрович

Заключение

Социально-философский подход к проблеме исследования духовных и мировоззренческих оснований правосознания исходит прежде всего из того обстоятельства, что общественно-правовые отношения основываются на субъектно-субъектных связях, которые возникают из необходимости защиты и развития естественных прав и свобод человека. Вне гуманистически развивающегося правосознания право не может жить и успешно применяться. Оно будет не в состоянии реализовывать свое содержание, сохранять свою организацию, упорядочивающую социальную жизнь, если не будет базироваться на высоких духовных ценностях.

Следует соблюдать автономную природу правосознания индивида, под которой следует понимать такое состояние души, когда человек исполняя требования объективного права, не насилует себя, поскольку сам стремится к той же цели, которой служит закон. Субъект, обладающий высоким уровнем правосознания, выполняет законные и гуманные требования общества. При этом очень важно, чтобы его действия соответствовали не только цели позитивного права, но и его собственной воле.

Правосознание является сложным, полиструктурным образованием, включающим в себя знание и чувства, мотивы и цели, ценностные ориентиры и социально-психологические установки, представления о сущем и должном, взгляды на идеальное право. Правовые чувства и рациональное отношение к действующим легитимным нормам - два основных способа ориентации индивида в системе «общество-право-человек».

Изучение оснований правосознания тесно связано с выяснением его смыслового и функционального значения, раскрытием духовных истоков, социокультурных и социально-психологических факторов детерминации. Правосознание является морфологически сложным феноменом. Одним из его основных слоев выступают исходные смыслозначимые идеи и ценности, представленные в духовном мире человека как своеобразные установки общественной жизни, усваиваемые не только на рациональном, но и на интуитивном уровне.

Духовная работа человека связана в процессе социально-правовой деятельности с усвоением и расшифровкой смыслового значения различных юридических символов жизни и культуры. Смысл как правовое знание ориентирован на конкретность воплощения в целенаправленной деятельности, подразумевающей определенные методы и принципы реализации. Субъект не просто воспринимает юридическую информацию, он придает ей свой смысл и собственную символику в зависимости от уровня правосознания.

Постижение ценностно-духовного содержания правосознания как целостного и онтологически данного явления невозможно, если ограничиться лишь рациональным познанием, расчленяющим его целостность, а затем достаточно произвольно синтезирующим полученные результаты. С позиции системного подхода исследование духовных оснований правосознания предполагает дополнение рационального объяснения целостным пониманием, включающим бессознательное, подсознательное и сверхсознательное. Так, совесть и чувство справедливости как ценности коренятся в глубинах бессознательного, а лишь затем выходят в сферу рационального правопонимания.

Для правосознания духовность есть нечто субстанциальное, т.е. устойчивое и сущностное, определяющее целостность правовых представлений человека, дающая ему критерии истинности в оценке юридических событий. Духовность выступает в качестве системообразующего начала правосознания, его истоком, символом целостности правового бытия и упорядоченности мира, принципом и опорой, на основе которых совершаются субъектом юридические оценки и действия. Все же остальные компоненты, входящие в структуру правосознания как открытой системы независимо от их вклада в ее развитие, являются акциденциями», находящимися в состоянии взаимодействия с духом и извлекающих из него упорядоченность, отражающуюся в позитивном праве.

Мораль, являясь важнейшим источником правосознания, дополняет право своими санкциями. Если право опирается главным образом на государственные правоохранительные органы, то мораль - на общественное мнение и на чувства человека (совесть, обязанность, справедливость, любовь и т.п.). По формально-логическому критерию закон и моральная норма могут не различаться, поскольку в их структурах можно выделить диспозицию, гипотезу и санкцию.

В основе социальных норм лежат те или иные ценности, которые предъявляют определенные требования по своей реализации к поведению субъекта. Часто возникает проблема отбора наиболее значимых духовных ценностей. Разные общества отличаются своими правовыми ценностями и идеалами. Это вызвано тем, что у данных общественных форм правосознания разные духовные истоки. Разница в подходах и оценке правовых феноменов существует в России и на Западе. Например, в западной культуре утверждалась идея о первенстве права перед нравственным милосердием, об особом первенстве права над моралью. Но подобная ценностная иерархия не принимается русским человеком.

Рациональность приобретает высокий этический статус в современном мире. Рационализация социальных отношений с помощью права рассматривается как необходимое условие гуманизации. Ведь общественный прогресс предполагает устранение путем рациональной критики всего того, что мешает человеку в его освободительном порыве и выражает его несвободу от внешних сил, выступающих как нечто противостоящее разумности и рациональности: мифы, религиозные суеверия, предрассудки, все отжившие формы мысли и действия, закрепощающие личность. Здесь следует отметить, что философия в рамках рациональных познавательных усилий является важным духовным источником правосознания.

Перед современным человеком открыта перспектива сознательно постигнуть собственное личностное становление как субъекта права. Только как субъект самобытия человек может быть свободной личностью с высоким уровнем правосознания и твердыми нравственными принципами, без которых невозможно его духовно-правовое развитие. Но приходится констатировать, что духовное состояние современного общества таково, что оно имеет такую матрицу разрешения социально-правовых конфликтов и проблем, которая ведет не к их сокращению, а к росту количества антагонистических ситуаций и к усилению их качества. Вместе с общественным прогрессом усиливаются негативные тенденции в правовом развитии человечества.

Отношение российского гражданина и публичной власти должно быть взаимовыгодным. В правосознании нашего общества должна доминировать идея взаимных прав и обязанностей между индивидом и государством. Важно создать общественно-политические условия для «право-притязания» каждого россиянина по отношению к государству, которое будет иметь определенные юридические обязательства по отношению к своим гражданам, но одновременно с этим необходимо санкционировать позитивный контроль государства над правовыми отношениями.

Правосознание - это сложное духовное явление, нуждающееся в дальнейшем более детальном изучении. Ведь специфика социальной философии такова, что ее проблемы не могут быть решены однажды и навсегда. Они вновь и вновь встают в процессе развития общества, требуют нового осмысления, приобретая высшую важность на переломных этапах развития человечества. В особенности это относится к тем из них, которые прямо затрагивают жизнь и развитие общества. К их числу принадлежит и проблема, связанная с изучением духовных и мировоззренческих оснований правосознания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Носов, Иван Петрович, 2006 год

1. Августин, А. Исповедь / А. Августин. М.: Канон+, 1997. 464 с.

2. Абашидзе, А. X. Глобализация, государство, право, XXI век / А. X. Абашидзе, И. И. Лукашук // Государство и право. 2001. № 10. С. 113—115.

3. Автономова, Н. С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы «второго пришествия» / Н. С. Автономова//Вопр. философии. 2000. № 10. С. 15—19.

4. Аграновская, Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Е. В. Аграновская; отв. ред. Е. А. Лукашева; АН СССР, Ин-т государства и права. М.: Наука, 1988. 144 с.

5. Алексеев, С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения / С. С. Алексеев. М.: Статут, 2001. 243 с.

6. Алексеев, С. С. Право на пороге нового тысячелетия: некоторые тенденции правового развития — надежда и драма современной эпохи / С. С. Алексеев. М.: Статут, 2000. 256 с.

7. Алексеев, С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования / С. С. Алексеев. М.: Статут, 1999. 231 с.

8. Аннерс, Э. История европейского права / Э. Аннерс. М.: Наука, 1996.395 с.

9. Анри, М. Значение понятия бессознательного для познания человека / М. Анри // Современная наука: познание человека / под ред. И. Н. Смирнова. М.: Наука, 1988. 202 с.

10. Ануфриев, Е. А. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен / Е. А. Ануфриев, Л. В. Лесная // Социально-полит, журн. 1997. № 3. С. 16—27.

11. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1 / Аристотель; ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1975. 550 с.

12. Баева, JI. В. Цивилизация и ее духовные основания: автореф. дис. . кан. филос. наук / Л. В. Баева. Волгоград, 1998. 27 с.

13. Байниязов, Р. С. Правосознание и российский правовой менталитет / Р. С. Байниязов // Правоведение. 2000. № 1. С. 37—40.

14. Байниязов, Р. С. Проблемы правосознания в современном российском обществе: дис. . канд. юрид. наук / Р. С. Байниязов. Саратов, 1999. 163 с.

15. Байниязов, Р. С. Философия правосознания: постановка проблемы / Р. С. Байниязов // Правоведение. 2001. № 5. С. 12—23.

16. Байтин, М. И. О современном нормативном понимании права / М. И. Байтин//Журн. рос. права. 1999. № 1. С. 95—101.

17. Байтин, М. И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков) / М. И. Байтин. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2001. 413 с.

18. Барт, Р. Миф сегодня / Избранные работы: Семиотика. Поэтика // Р. Барт. М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. С. 72-130.

19. Бачинин, В. А. Антропосоциологические проблемы права: методология и эмпирия / В. А. Бачинин // Правоведение. 2001. № 3. С. 27— 39.

20. Бачинин, В. А. История философии и социологии права / В. А. Бачинин. СПб.: Михайлов, 2001. 334 с.

21. Бачинин, В. А. Морально-правовая философия / В. А. Бачинин // Правоведение. 2001. № 3. С. 231—234.

22. Белинский, В. Г. Россия до Петра Великого / В. Г. Белинский // Русская идея / сост. М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 70—79.

23. Белканов, Е. А. Структура и функции правосознания: дис. . канд. юрид. наук / Е. А. Белканов. Екатеринбург, 1996. С. 145.

24. Вельский, К. Т. Формирование и развитие социалистического правосознания / К. Т. Вельский. М.: Высш. шк., 1982. 183 с.

25. Бергер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Моск. филос. фонд, 1995. 322 с.

26. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. М.: Наука, 1990. 224 с.

27. Бердяев, Н. А. Казнь и убийство // Смертная казнь: за и против / Н. А. Бердяев; / под ред. С. Г. Келиной. М.: Юрид. лит, 1989. С. 201—203.

28. Бердяев, Н. А. Русская идея. Судьба России / Н. А. Бердяев. М.: СварогиК, 1997. 541 с.

29. Бородина, М. И. Ментальная компонента правовой культуры (социально-философский аспект): автореф. дис. . кан. филос. наук / М. И. Бородина. Волгоград, 2004. 24 с.

30. Берман, Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии / Г. Дж. Берман. М.: Ad marginem, 1999. 431 с.

31. Бородина, Н. К. Онтология духовности: сущность и понимание: автореф. дис. . док. филос. наук / Н. К. Бородина. Волгоград, 2000. 50 с.

32. Бойко, А. Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках / А. Н. Бойко. Киев: Вища шк, 1978. 135 с.

33. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский. СПб.: Алетейя, 2003.268 с.

34. Бубер, М. Проблема человека / М. Бубер // Я и Ты / пер. с нем. Ю. С. Терентьева, Н. Файнгольда; послесловие П. С. Гуревича. М.: Высш. шк, 1993. С. 73—158.

35. Велихов, Е. П. Сознание: опыт междисциплинарного подхода / Е. П. Велихов, В. П. Зинченко, В. П. Лекторский / Вопр. философии. 1988. № 11. С. 12-23.

36. Ветютнев, Ю. Ю. Синергетика в праве / Ю. Ю. Ветютнев // Государство и право. 2002. № 4. С. 643—649.

37. Волков, Ю. Г. Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее России) / Ю. Г. Волков. М.: АНО РЖ «Соц.-гуманит. знания», 2000. 140 с.

38. Вопленко, Н. Н. Правосознание и правовая культура / Н. Н. Вопленко. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. С. 52.

39. Вороненков, Д. Н. Правовой нигилизм и правовой идеализм: (Теоретико-правовое исследование): автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01 / Д. Н. Вороненков; Моск. юрид. ин-т МВД России. М., 1999. 20 с.

40. Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель. М.: Мысль, 1990. 524 с.

41. Горячев, А.П. Категория «материя» и ее функции в научном мировоззрении / А.П. Горячев // Мировоззрение. Философия. Наука: Сб. науч. ст. Вып. 9, 10 / Под ред. А.П. Горячева. Волгоград: Перемена, 2002. С. 44.

42. Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журн. «Государство и право» и «Вопросы философии») // Вопр. философии. 2002. № 1. С. 3—50.

43. Гриб, В. В. Проблемы формирования правосознания молодежи: опыт прошлого, реалии настоящего / В. В. Гриб // Юрист. 1998. № 5. С. 38— 40.

44. Грошев, А. В. Правосознание в системе оснований криминализации общественно опасных деяний / А. В. Грошев // Рос. юрид. журн. 1997. № 1. С. 122—132.

45. Гумилев, JT. Н. Этногенез и биосфера земли / JI. Н. Гумилев // Международный альманах. Свод № 3 / сост. Н. В. Гумилева. М.: Прогресс, 1994.543 с.

46. Гуревич, П. С. Бессознательное как фактор культурной динамики / П. С. Гуревич //Вопр. философии. 2000. № 10. С. 37—41.

47. Гуревич, П. С. Философская антропология: опыт систематики / П. С. Гуревич //Вопр. философии. 1995. № 8. С. 92—102.

48. Гусейнов, А. А. О прикладной этике вообще и эвтаназии, в частности / А. А. Гусейнов // Филос. науки. 1990. № 6. С. 80—84.

49. Гуссерль, Э. Феноменология / Э. Гуссерль // Логос. 1991. № 1. С. 1221.

50. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жорре-Спинози. М.: Наука, 1997. 575 с.

51. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез. М.: "Раритет", Екатеринбург: "Деловая книга", 1998. 480 с.

52. Деррида, Ж. Эссе об имени / Ж. Деррида. М.: Институт экспериментальной социологии; Спб.: Алетейя, 1998. 192 с.

53. Джемс, У. Поток сознания / У. Джемс // Психология. М.: Педагогика, 1991. С. 56—80.

54. Дубов, И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ / И. Г. Дубов // Вопр. психологии. 1993. № 5. С. 24—31.

55. Дюби, Ж. История ментальностей / Ж. Дгоби П История ментальностей. Историческая антропология: зарубежные исслед. в обзорах и реф. М.: РАН: Ин-т всеобщ, истории: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1996. 255 с.

56. Евстратов, А. М. Правовая культура и правосознание (проблемы, трудности, противоречия) в условиях становления тоталитарного общества: Монография. / А. М. Евстратов. Кострома: КГТУ, 2001. 150 с.

57. Егорова, М. С. Доступ граждан к правовой информации как условие развития правосознания и формирования правовой культуры (по материалам междунар. «круглых столов») / М. С. Егорова // Государство и право. 2001. № 9. С. 108—109.

58. Ерыгин, А. Н. История и диалектика философии права Б.Н. Чичерина. Философия в пространстве истории (европейская мысль) / А. Н. Ерыгин // Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1999.

59. Ерыгин, А. Н. Российский менталитет и феномен западничества в русской культуре XX в. / А. Н. Ерыгин // Вопр. философии. 1994. № 1. С. 45— 49.

60. Здравомыслов, А. Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян / А. Г. Здравомыслов // Социол. исследования. 1996. № 12. С. 23—32.

61. Золотухина, Е. В. Рациональные и ценностные регулятивы сознания: (Вопросы теории и истории): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук: 09.00.01 / Е. В. Золотухина. Ростов н/Д., 1988. 32 с.

62. Зубков, Е. О. Ментальное измерение истории: поиски метода / Е. О. Зубков, А. И. Куприянов // Вопр. истории. 1995. № 7. С. 153—160.

63. Иванов, В. Н. Политическая ментальность: опыт и перспективы исследования / В. Н. Иванов, М. М. Назаров // Социально-полит, журн. 1998. № 2. С. 42—58.

64. Иванов, О. Е. Самосознание как основа метафизики. Опыт философской пропедевтики / О. Е. Иванов. СПб: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1995. 271 с.

65. Иларион. Слово о Законе и Благодати / Иларион // Русская идея. М.: Республика, 1992. С. 18—36.

66. Ильин, И. А. О правосознании / И. А. Ильин // Русская философия права: философия веры и нравственности (антология). СПб., 1997. С. 391— 396.

67. Ильин, И. А. Русская идея / И. А. Ильин. М.: Рус. центр «Пересвет», 1992.478 с.

68. Ильин, И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека / И. А. Ильин. СПб.: Наука, 1994. 542 с.

69. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. 462 с.

70. Исторические типы рациональности / Отв. ред. В.А. Лекторский. Т.1.М., 1995.350 с.

71. Кавелин, К. Д. Наш умственный строй / Ст. по философии рус. истории и культуры //К. Д. Кавелин. М.: Правда , 1989. 653 с.

72. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: пер. с фр. / А. Камю. М.: Политиздат, 1990. 415 с.

73. Камю, А. Избранное: пер. с фр. / А. Камю; вступ. ст. С. Великовского; ил. А. Еремина. М.: Изд-во «Правда», 1990а. 480 с.

74. Канапацкий, А. Я. Онтологическая истинность духовности: автореф. дис. . док. филос. наук: 09.00.01 / А. Я. Канапацкий. Уфа, 2004. 45 с.

75. Кант, И. Сочинения: в 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1965. Т. 4, ч. 1. 544с.

76. Кантор, В. К. Русский европеец как явление культуры: (Филос.-ист. анализ)/В. К. Кантор. М.: РОССПЭН, 2001. 701 с.

77. Кассирер, Э. Избранное: Опыт о человеке / Э. Кассирер. М.: Гардарика, 1998. 779 с.

78. Керимов, Д. А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права / Д. А. Керимов. М.: Аванта, 2000. 560 с.

79. Керимов, Д. А. Философские проблемы права / Д. А. Керимов. М.: Мысль, 1972. 472 с.

80. Кодаков, И. В. Архетипы русской культуры / И. В. Кодаков // Обществ, науки и современность. 1999. № 1. С. 170—182.

81. Колдаева, Н. П. К вопросу о роли идеологических факторов в правообразовании / Н. П. Колдаева // Теория права: новые подходы. М., 1995. С. 32—41.

82. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н. М. Коркунов. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. 428 с.

83. Косиков, Г. К. От структурализма к постструктурализму / Г. К. Косиков. М.: Рудомино, 1998. 188 с.

84. Крапивенский, С. Э. Девальвация личности и современная персонология / С. Э. Крапивенский, Э. Фельдман // Философия и общество. 2003. № 4. С. 26—46.

85. Крапивенский, С. Э. Девальвация личности: причины и возможности коррекции / С. Э. Крапивенский, Э. Фельдман // Философия и общество. 2004. № 2. С. 24—47.

86. Куприянов, А. Библейские корни правосознания россиян / А. Куприянов // Рос. юстиция. 1998. № 1. С. 59—62.

87. Кьеркегор, С. Страх и трепет: пер. с дат. / С. Кьеркегор. М.: Республика, 1993. 383 с.

88. Лапин, Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И. Лапин // Социол. исследования. 1996. № 5. С. 3—19.

89. Лебон, Г. Психология народа и масс / Г. Лебон. СПб.: Макет, 1995. 311 с.

90. Левада, Ю. А. Десять лет перемен в сознании человека / Ю. А. Левада // Обществ, науки и современность. 1999. № 5. С. 28—39.

91. Лекторский, В. А. О некоторых философских уроках 3. Фрейда / В. А. Лекторский //Вопр. философии. 2000. № 10. С. 4—8.

92. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

93. Леонтьев, К. Н. Восток, Россия и славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872—1891). М.: Республика, 1996. 798 с.

94. Лосев, А. Ф. Человек / А. Ф. Лосев // Филос. науки. 1988. № 10. С. 66—76.

95. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра: основы этики. Характер русского народа/Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. 367 с.

96. Лукашева, Е. А. Социалистическое правосознание и законность / Е. А. Лукашева. М.: Юрид. лит., 1973. 344 с.

97. Лэнгле, А. Жизнь, наполненная смыслом / А. Ленгле. М.: Генезис, 2004. С. 320.

98. ЮО.Малько, А. В. Правовая политика современной России: цели и средства / А. В. Малько, К. В. Шундиков // Государство и право. 2001. № 7. С. 15—22.

99. Мальцев, Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы / Г. В. Мальцев. М.: Прометей, 1999. 519 с.

100. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили. М.: Прогресс, 1992. 415 с.

101. ЮЗ.Манхейм, К. Избранное / К. Манхейм. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 501 с.

102. Марков, Б. В. Ориентирование на краях порядков / Б. В. Марков // Стратегии ориентации в постсовременности. СПб., 1996. С.69-97.

103. Маркс, К. К критике гегелевской философии права / К. Маркс // Сочинения. К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 1. С. 219—368.

104. Маркс, К. Немецкая идеология / Избранные сочинения в 9 т. // К. Маркс, Ф. Энгельс Т. 2. М.: Политиздат, 1985.

105. Ю7.Матузов, Н. И. Актуальные проблемы Российской правовой политики / Н. И. Матузов // Государство и право. 2001. № 10. С. 5—12.

106. Ю8.Матузов, Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» / Н. И. Матузов // Правоведение. 1994. № 2. С. 14— 21.

107. Ю9.Махлаев, А. В. О русском национальном характере / А. В. Махлаев // Социально-полит, журн. 1996. № 4. С. 244—251.

108. ПО.Мейдер, В. А. Гуманистические идеалы Цицерона / В. А. Мейдер // Вестник ВолГУ. Серия 7. Волгоград, 2006. Вып. 5. С. 41—46.

109. Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) / под общ. ред. И. Г. Дубова. М.: Психол. ин-т. «Имидж-контакт», 1997. 477 с.

110. Мишюнев, Ф. И. Духовная жизнь молодых россиян: что впереди (взгляд социолога) / Ф. И. Мишюнев // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. 1999. № 3. С. 64—71.

111. Монтескье, Ш. О духе законов / Ш. Монтескье // Избранные произведения / Ш. Монтескье. М.: Мысль, 1955. 665 с.

112. Лукашева, Е. А. Социалистическое правосознание и законность / Е. А. Лукашева. М.: Юрид. лит, 1973. 344 с.

113. Малахов, В. П. Природа, содержание и логика правосознания: Дис. . д-ра юрид. наук: 12.00.01 / Малахов В. П.'М., 2001. 502 с.

114. Марков, Ю. Г. Функциональный подход в системном научном познании / Ю. Г. Марков. Новосибирск: Изд-во "Наука", 1982. 255 с.

115. Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России) / под общ. ред. И. Г. Дубова. М.: Психол. ин-т. «Имидж-контакт», 1997. 477 с.

116. Михайловская, И. Б. Права человека в массовом сознании / И. Б. Михайловская. М.: Проект, группа по правам человека ИНТУ, 1995. 53 с.

117. Мостовая, И. В. Архетипы и ориентиры российской ментальное™ / И. В. Мостовая, А. П. Скорик // Полис. 1995. № 5. С. 67—72.

118. Навроцкий, Б.А. Человек. Город. Экология / Б. А. Навроцкий, Л. Я. Полянинов. Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 112 с.

119. Ш.Нерсесянц, В. С. Философия права / В. С. Нерсесяиц. М.: ИНФРА, 1997. 652 с.

120. Нерсесянц, В. С. Право и закон / В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1983. 366 с.

121. Нерсесянц, В. С. Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения / В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1989.

122. Никитин, В. Б. О структуре правосознания / В. Б. Никитин // Человек и общество. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. 365 с.

123. Ницше, Ф. Воля к власти / Ф. Ницше. М.: «REFL-book», 1994. С. 52.

124. Новгородцев, П. И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания / П. И. Новгородцев. СПб.: Лань, 2000. 347 с.

125. Общая теория прав человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 1996. 520 с.

126. Овчаренко, В. И. Осознание бессознательного / В. И. Овчаренко // Вопр. философии. 2000. № 10. С. 33—36.

127. Ойзерман, Т. И. Размышления о реальном гуманизме, отчуждении, утопизме и «позитивизме» / Т. И. Ойзерман // Вопр. философии. 1989. № 10. С. 60—72.

128. Омельченко, Н. В. Идея сверхчеловека и гуманизм / Н. В. Омельченко // Парадигмы философствования: Вторые междунар. филос,-культуролог. чтения (Санкт-Петербург, 10—15 авг. 1995 г.). СПб.: ФКИЦ «Эйдос», 1995. С. 408—412.

129. Омельченко, Н. В. Опыт философской антропологии / Н. В. Омельченко. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. 216 с.135.0сакве, Кр. Типология современного российского права на фоне правовой карты мира / Кр. Осакве // Государство и право. 2001. № 4. С. 12— 22.

130. Осипов, Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия / Г. В. Осипов //Вопр. философии. 1997. № 10. С. 6—13.

131. Певцова, Б. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков / Е.А. Певцова. М.: Новый учеб., 2003. 415 с.

132. Першиц, А. И. Нормативное сознание / А. И. Першиц // История первобытного общества: эпоха классообразования / под ред. А. И. Першица и др.. М.: Изд-во Ереван, гос. ун-та, 1988. 369 с.

133. Петражицкий, JI. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности/ JI. И. Петражицкий. СПб., 1909. Т. I. 477 с.

134. НО.Пигалев, А. И, Философский нигилизм и кризис культуры / А. И. Пигалев. Саратов: Изд-во СГУ, 1991. 150 с.

135. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2: пер. с древнегреч. / Платон; общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; примеч. А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи; М.: Мысль, 1993. 528 с. '

136. Петров, В. Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики: автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01 / В. Р. Петров; М-во внутр. дел Рос. Федерации, Нижегород. акад. Н. Новгород, 2000. 24 с.

137. Петрова, И. А. Особенности цивилизационного развития России в этническом времени: автореф. дис. . док. филос. наук / И. А. Петрова. Волгоград, 2000. 38 с.

138. Полежаев, Д. В. Идея менталитета в русской философии «золотого века» / Д. В. Полежаев. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. 360 с.

139. Поликарпов, В. С. Идеология современной России: (эссе) / В. С. Поликарпов, В. А. Поликарпова. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. С. 96.

140. Политическая ментальность // Политическая социология / отв. ред.

141. B. Н. Иванов, Г. Ю. Семигин. М., 2000. С. 85—103.

142. Поляков, А. В Правогенез / А. Поляков // Правоведение. 2001. № 5.1. C. 216—234.

143. Поляков, А. В. Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения / А. В. Поляков // Правоведение. 2000. № 2. С. 5—23.

144. Потякин, А. А. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания // Общество и политика / А. А. Потякин. СПб., 2000. С. 342—360.

145. Право и культура / В. С. Нерсесянц, Г. И. Муромцев, Г. И. Мальцев и др.; отв. ред. Н. С. Соколова; Рос. ун-т дружбы народов. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002. 423 с.

146. Романовская, В. Б. Репрессивные органы и общественное правосознание в России XX века.: дис. . д-ра юрид. наук / В. Б. Романовская. СПб., 1997. 367 с.

147. Российская ментальность: материалы «круглого стола» // Вопр. философии. 1994. № Ю. С. 27—52.

148. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. 336 с.

149. Российская ментальность: (материалы «круглого стола») // Вопр. философии. 1994. № 1. С. 25—53.

150. Россия в условиях стратегической нестабильности: материалы «круглого стола» //Вопр. философии. 1995. № 9. С. 31—39.

151. Рулан, Н. Юридическая антропология / Н. Рулан. М.: НОРМА, 2000. 310с.

152. Русская философия права: антология. М.: Алетейя, 1999. 438 с.

153. Руткевич, А. М. К. Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного / А. М. Руткевич // Вопр. философии. 1988. № 1. С. 124— 133.

154. Руткевич, А. М. Научный статус психоанализа / А. М. Руткевич // Вопр. философии. 2000. № 10. С. 9—14.

155. Саидов, А. X. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) / А. X. Саидов; под ред. В. А. Туманова. М.: Юристъ, 2000. 448 с.

156. Сальников, В. П. Правовая культура / В. П. Сальников-// Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малысо. М., 1997. 592 с.

157. Сартр, Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм / Ж. П. Сартр // Сумерки богов; перевод / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: М.: Политиздат, 1989. С. 319—344.

158. Седова, Н.Н. Юридическая институционализация субъектов биоэтики в правовом поле современной России : Дис. . д-ра юрид. наук / Н.Н. Седова. Ростов н/Д, 2005.

159. Семитко, А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс / А. П. Семитко. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. 172 с.

160. Сенюткина, О. Н. Российский менталитет и идея сильной государственной власти / О. Н. Сенюткина // Государственное устройство и народ: диалог мировоззрений: материалы Междунар. симпозиума. Н. Новгород, 1997. С. 82—85.

161. Свасьян, К. А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и практика / К. А. Свасьян. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1987. С. 199.

162. Славская, А. Н. Правовые представления российского общества / А. Н. Славская // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 1997. С. 75—92.

163. Смоленский, М. Б. Правовая культура как элемент социокультурного пространства: Перспективы становления в современной России: Дис. . д-ра социол. наук: 22.00.06 / М.Б. Смоленский. Ростов н/Д., 2003. 289 с.

164. Соловьев, В. С. О смертной казни / В. С. Соловьев // Смертная казнь: за и против / под ред. С. Г. Келиной. М.: Юрид. лит., 1989. С. 166— 181.

165. Соловьев, В. С. Русская идея / В. С. Соловьев // Спор о справедливости: сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. С. 744—801.

166. Соловьев, В. С. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева; примеч. С. Л. Кравца и др.. 2-е изд. / В. С. Соловьев. М.: Мысль, 1990. 822 с.

167. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. М.: ЭКСМО, 2005. 1022 с.

168. Соловьев, Э. Ю. Прошлое толкует нас /Очерки по истории философии и культуры//Э. Ю. Соловьев. М.: Политиздат, 1991. 430 с.

169. Соловьев, Э. Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права / Э. Ю. Соловьев // Квинтэссенция: философский альманах / сост. В. И. Мудрагей, В. И. Усанов. М.: Политиздат, 1990. 446 с.

170. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. М.: Изд-во полит. Лит, 1992. С. 430.

171. Стризое, A. JT. Политика и общество: социально-философские аспекты взаимодействия / A. J1. Стризое. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. 340 с.

172. Стучка, П. И. Избранные сочинения: в 7 т. / П. И. Стучка. Рига: Лиесма, 1976.

173. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. 398 с.

174. Супатаев, М. А. О понимании права / М. А. Супатаев // Юридическая антропология: закон и жизнь: сб. ст. / отв. ред. Н. И. Новикова,

175. B. А. Тишков. М.: ИД «Стратегия», 2000. С. 45—50.

176. Суслов, В. А. Структура правосознания / В. А. Суслов // Правоведение. 1997. № 2. С. 85—89.

177. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. М.: Наука, 1987. 240 с.

178. Тишков, В. А. Антропология права — начало и эволюция дисциплины / В. А. Тишков // Юридическая антропология: закон и жизнь: сб. ст. / отв. ред. Н. И Новикова, В. А Тишков. М.: ИД «Стратегия», 2000. С. 10—11.

179. Трубецкой, С. Н. Учение о Логосе в его истории /

180. C. Н. Трубецкой // Сочинения / сост., ред. и вступ. ст. П. П. Гайденко; примеч. П. П. Гайденко, Д. Е. Афиногенова. М.: Мысль, 1994. С. 43—480.

181. Фарбер, И. Е. К вопросу об объективном в праве / И. Е. Фар-бер//Правоведение. 1971. №5. С. 101—111.

182. Федорин, В. П. Правовая культура как фактор укрепления социалистической законности: (Теорет. вопр.): автореф. дис. . канд. юрид. наук / В. П. Федорин; Акад. обществ, наук при ЦК КПСС. М, 1986. 20 с.

183. Филд, Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе / Д. Филд // Менталитет и аграрное развитие России (XIX—XX вв.): материалы Междунар. конф. / редкол.: В. П. Данилов, Л. В. Милов. М, 1996. С. 12—14.

184. Фисенко, И. В. Теория и современные проблемы правовой культуры / И. В. Фисенко // Вопросы теории права и государства. М., 1998. Вып. 1. С. 85—90.

185. Франк, С. JI. Смысл жизни / С. J1. Франк // Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 147—216.

186. Франкл, В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / В. Франкл; общ. ред. JI. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

187. Фрейд, 3. Психология бессознательного: сб. произведений / 3. Фрейд. М.: Просвещение, 1990. 448 с.

188. Фрейд, 3. Психоанализ. Религия. Культура / 3. Фрейд; сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991. 296 с.

189. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; пер. с англ. Г. Ф. Швейника; общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1990. 269 с.

190. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. 430 с.

191. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э. Фромм; пер. с англ. Н. И. Войскунской, И. И. Каменкович; общ. ред. и вступ. ст. В. И. Добренысова. М.: Прогресс, 1986. 238 с.

192. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М.: Республика, 1993. 415 с.

193. Фромм, Э. Пути из больного общества / Э. Фромм // Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 443—482.

194. Уваркина, Е. В. Правосознание как объект социально-философского анализа: Дис. канд. филос. наук : 09.00.11 / Уваркина, Е. В. М., 2004. 119 с.

195. Хайдеггер, М. Сборник / М. Хайдеггер; пер. с нем. А. Михайлова. М.: Гнозис, 1993. 332 с.

196. Хайдеггер, М. Разговор на проселочной дороге: сборник: пер. с нем. / М. Хайдеггер; под ред. А. Л. Доброхотова. М,: Высш. шк., 1991. 192 с.

197. Хазиев, B.C., Хазиева Е.В. Мировоззрение как субъективная реальность: Монография / В. С. Хазиев, Е. В. Хазиева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. 296 с.

198. Хал ем, Ф. Историко-правовые аспекты проблемы Восток — Запад / Ф. Халем //Вопр. философии. 2002. № 7. С. 26—51.

199. Хантингтон, Самюэль. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон. М.: ACT, 2003. 603 с.

200. Цивилизационный подход к концепции человека и проблема гуманизации общественных отношений / С. Э. Крапивенский, Н. В. Омельченко, А. Л. Стризое и др.; под ред. д-ра филос. наук, проф. С. Э. Крапивенского. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998. 240 с.

201. Цыбулевская, О. И. Правовое и нравственное сознание субъектов власти / О. И. Цыбулевская // Философская и правовая мысль: Альманах. Саратов; СПб.: Науч. кн., 2003. Вып. 5. С. 128—142.

202. Чичерин, Б. Н. Философия права / Б. IT. Чичерин. СПб.: Наука, 1998. 654 с.

203. Чупрова, А. А. Становление духовного опыта российского правосознания: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.01 / А.А. Чупрова. Иркутск, 2004. 136 с.

204. Шелер, М. Положение человека в Космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. С. 31—95.

205. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. М.: Школа культурной политики, 1995. 601 с.

206. Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. М.: Республика, 1992. 250 с.

207. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.

208. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени: пер. с нем. / К. Г. Юнг. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. 336 с.

209. Юткин, В. А. О процессуальной и функциональной природе феномена смысла / В. А. Юткин. Вестник ВолГУ. Серия 7. Вып. 2003-2004. Волгоград, 2004. С. 203-207.

210. Юткин, В. А. Смысловая природа тринитарной методологии / В. А. Юткин // Проблемы современной общетеоретической философии. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. С. 22-32.

211. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1991. С. 443—444.

212. Atkinson, J. W. An introduction to Motivation / J. W. Atkinson // Prinston. N.-Jersi, 1994. -380 p.

213. Chiba, M. The identity postulate of a legal culture // Arch, fur Rechts- u. Sozialphilosophie = Arch, de philosophie du droit et de philosophie sociale. Beih / M. Chiba. Stuttgart, 1988. № 2, pt 1. P. 85—91.

214. Collins, B.E., Raven, B.H. Group structure // The Handbook of social psychology / B.E. Collins, B.H. Raven // V.41 Reading, Maas, 1969. 161 p.

215. Conklin, W.E. The invisible origins of legal positivism: A re-reading of a tradition / By William E. Conklin Dordrecht etc. : Kluwer acad. publ., Cop. 2001. 350 p.

216. Cottel, R.B. Handbook of multiuvariate experimental psychology / R.B. Cottel // Chicago: Mi Nally, 1966. 308 p.

217. Denning, D.E. Informazion Warfare and Securite / D.E. Denning // Rezding, Mass., ets., 1999. 230 p.

218. Edelstein, A. Total Propaganda. Form Mass Culture to Popular Culture / A. Edelstein // Mahway, N.J. London, 1997. - 217 p.

219. Heinze, E. The logic of liberal rights: A study in the formal analysis of legal discourse / Eric Heinze London; New York: Routledge, 2003. 342 p.

220. Jameson, F. The political unconscious: Narrative as a socially symbolic act/F. Jameson. Ithaca, 1981. P. 140.

221. Kelley, D.R. The human measure: Social thought in the Western legal tradition / Donald R. Kelley Cambridge (Mass.); London: Harvard univ. press, 1990.-358 p.

222. Kiikeri, M. Comparative legal reasoning and European law / By Markku Kiikeri Dordrecht etc.: Kluwer acad. publ., Cop. 2001. 334 p.

223. Rechtsphilosophie oder Rechtstheorie / Hrsg. von Roellecke G. Darmstadt: Wiss. Buchges., 1988. VIII, 408 S.

224. Ruiter, D.W.P. Legal institutions / By Dick W. P. Ruiter Dordrecht etc.: Kluwer acad. publ., Cop. 2001. 224 p.

225. Schulze, H. Mentalitatsgeschichte — Chancen und Grenzen eines Paradigmas des franzosischen Geschichtswissenschaft / H. Schulze // Geschichte in Wissenschaft und Unterricht. 1998. № 36. S. 247—270.

226. Sellin, V. Mentalitat und Mentalitatsgeschichte / V. Sellin // Historische Zeitschrift. 1985. Bd. 241, H. 3. S. 555—598.

227. Sieghart, P. The lawful rights of mankind: An introd. to the intern, legal code of human rights / Paul Sieghart Oxford; New York : Oxford univ. press, 1986. 252 p.

228. Stolzlechner, H. Symposion «Gesetzgebung und Rechtskultur» / H. Stolzlechner // Off. Verwaltung. Stuttgart, 1987. Jg. 40, H. 2. S. 62—65.

229. Tushnet, M. Central America and the law: The Constitution, civil liberties, a. the courts / Mark Tushnet Boston (Mass.): South End press, Cop. 1988. 63 p.

230. Varga, C. Law and philosophy: Sel. papers in legal theory / Csaba Varga Budapest, 1994. 520 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.