Правда в бытии человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Иванова, Валентина Владимировна

  • Иванова, Валентина Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Омск
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 185
Иванова, Валентина Владимировна. Правда в бытии человека: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Омск. 2005. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Иванова, Валентина Владимировна

Введение.3

Глава 1. Бытийно-духовный аспект правды.13

§ 1. Православно-христианская традиция в понимании правды.13

§2. Двойственность и единство правды.41

§3. Правда и подлинное бытие.63

Глава 2. Витально-психический аспект правды.91

§ 1. Антропологическая конституция правды.91

§2. Актуализация правды в бытии человека и ее функции . 110

§3. Экзистенциальность правды.132

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правда в бытии человека»

Во-первых, никогда не теряет актуальности проблема поиска и обоснования предельных оснований человеческого поведения, к коим, несомненно, относится правда. В русской культуре широкое распространение получило явление правдоискательства, которое указывает на отсутствие правды в повседневной жизни. Ведь если бы человек жил подлинной жизнью, по правде, он не бросился бы на ее поиски.

Во-вторых, в настоящее время человечество вступает в новую эпоху, которая характеризуется как ситуация постмодерна. Эта эпоха ознаменована не только политической, но и ценностной плюральностью, что приводит к элиминации из духовной сферы доминирующих, жизнеутверждающих ценностей. Все это ведет к обессмысливанию человеческой жизни, к потере человеком не только смысловых ориентиров, но и собственной идентичности. Отсюда в современной глобальной культуре необычайную актуальность приобретает поиск альтернативы указанным разрушительным тенденциям. При этом такой реальной альтернативой может выступать правда как форма подлинного, истинного бытия человека, как центр духовных устремлений, как общественный идеал, регулирующий поведение как социальных групп, так и отдельного индивида.

В-третьих, в традиционных обществах, опирающихся на религиозные основания, источником жизни выступает Бог. Однако на современной стадии развития человечества религия теряет свои цементирующие и основополагающие позиции, что приводит к устранению из духовной сферы религиозного источника жизни. Наиболее ярко эта ситуация была выражена в емкой ницшеанской фразе «Бог умер». Этим констатировалась потеря традиционного источника жизни и отсутствие необходимости в его реабилитации. Целесообразен поиск иного источника жизни, каковым может выступить правда. Отсюда в современных условиях необычайную актуальность приобретает исследование правды как источника жизни, как высшей мотивирующей ценности, как основы витальной тенденции человеческого существования.

В-четвертых, в современной культуре явно прослеживается кризис рационализма. Одна из причин этого явления заключается в том, что рациональные идеи не затрагивают чувственную область человека, не укореняются в телесно-психической сфере отдельного индивида. Рациональные ценности остаются чем-то внешним по отношению к человеку и часто оказываются в «неработающем состоянии». Восполнить этот недостаток рационализма помогает правда, как система витальных ценностей, особенности которой заключаются в ее способности воздействовать не только на разум, но и на чувства, укореняться не только в интеллекте, но и в телесно-психической сфере человека. Отсюда актуальным становится исследование правды как эффективной ценностной системы, способствующей развитию жизненного процесса человека.

В-пятых, несмотря на практическую и теоретическую значимость правды, в философско-антропологических исследованиях ей не уделяется достаточно внимания, что, несомненно, не способствует развитию философской антропологии, которая строит свою проблемную область. Восполнить этот недостаток позволит исследование правды как источника жизни, и как центральной категории философской антропологии. Таким образом, актуальность исследования правды вызвана практической потребностью в поисках человеком источника жизни, эффективной ценностной системы, составляющей сущность витальной тенденции, необходимостью альтернативы рациональным и религиозным концепциям жизнеутверждающих ценностей.

Степень разработанности проблемы

Явление правды становится объектом пристального внимания, прежде всего, со стороны христианских мыслителей, особенно православного направления. Это вызвано тем, что Священное Писание указывает на Бога как носителя и установителя высшей правды. В этом смысле констатировалось, что жизнь по правде тождественна Божественному подлинному бытию, в то время как неправда ассоциировалась с неправедным, ложным бытием. Отсюда поиск правды выступил, по сути дела, поиском настоящей, истинной (Божественной) жизни. Поэтому правда была отнесена к сфере горнего, выступала в качестве идеала мирских устремлений человека. Такое понимание правды нашло отражение в трудах архиеп. Афанасия Великого, еписк. Игнатия (Брянчанинова), св. Иоанна Дамаскина, прот. М. Дронова, прот. Г. Дяченко, С.М. Зарина, архиеп. Иоанна Златоуста, митрополита Иллариона, игумена Иоанна Лествичника, архим. Иоанна Маслова, прот. Иоанна Мейендорфа, диакона А. Меня, архиеп. Иоанна Кассиана Римлянина, еписк. Тихона Задонского, А.П. Трубицына и др. В то же время надо отметить, что, несмотря на значимость и задействованность правды в религиозных и философских дискурсах русской культуры, до сих пор не получила должной рефлексии и теоретического анализа проблема структуры правды. То, что было сделано в русле этой проблематики, можно обобщить следующим образом.

В работах Н.А. Бердяева, С.В. Ефимовой, В.Н. Лосского, Н.К. Михайловского, В.В. Розанова, Е.Н. Трубецкого, А.П. Трубицына и др. правда предстает как системное явление, прежде всего, русской культуры, состоящее из двух частей - истины и справедливости. В этих работах, в основном, исследовалась проблема бытийно-духовного аспекта правды. Однако ограничение правды только бытийно-духовной сферой привело к отождествлению ее с миром идей Платона. При этом приобщение к этому миру (правде) возможно было на уровне интеллекта, рационально-разумного сверхчувственного сознания. Тем не менее, правда, в отличие от платоновского мира идей, является «живым знанием». Путь к исследованию этого аспекта правды, который можно назвать витально-психическим, намечен в некоторых работах И.А. Ильина, В.В. Розанова, B.C. Соловьева,

C.J1. Франка и др., где раскрывается способность правды укореняться в чувственной природе человека, в совести. Еще менее исследованными являются механизм и форма воплощения правды в психике человека. В дальнейшем, однако, осуществлялась редукция правды к одному из указанных аспектов. Это приводило к значительному искажению трактовки правды. В основном, правда как витально-психическое явление исследовалась с позиций психологии, культурологии, социальной философии такими учеными как В.В. Знаков, Д.И. Дубровский, В.А. Печенев, П.А. Рачков, В.И. Свинцов, М.В. Черников.

В современной философии правда как явление и категория философской антропологии практически остается вне поля зрения философов, за редким исключением. В работах С.Ф. Денисова была предпринята попытка обосновать правду в качестве центральной категории философской антропологии.

Проблема и теоретическая основа исследования

Проблема исследования обусловлена недостаточной разработанностью явления правды в бытии человека. Поскольку одни философы сосредоточили внимание на бытийно-духовном аспекте правды, другие - на витально-психическом, постольку правда предстает в современной философии фрагментарной и отсутствует ее целостное видение. Эта проблема может быть выражена в ряде вопросов: как связаны между собой бытийно-духовный и витально-психический аспекты правды? Каковы функции правды в бытии человека? Каковы формы воплощения правды в психике человека?

В качестве теоретической основы исследования выступили труды Аристотеля, Ф. Брентано, А. Бергсона, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Т. Карлейля, Г. Лейбница, Ф. Ницше, Платона, М. Шелера, А. Шопенгауэра; работы известных русских философов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, С.А. Левицкого, Л.М. Лопатина, А.Ф. Лосева, В.Н. Лосского, Н.К. Михайловского, П.И. Новгородцева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Е.Н.

Трубецкого, П.А. Флоренского, СЛ. Франка, а также современных отечественных философов: Р.Г. Апресяна, А.С. Ахиезера, Г.Ч. Гусейнова, С.Ф. Денисова, Д.И. Дубровского, Б.В. Емельянова, С.В. Ефимовой, А.П. Огурцова, В.А. Печенева, П.А. Рачкова, B.C. Свинцова, Г.Ч. Синченко, А.П. Трубицына и др. Кроме того, анализ особенностей воплощения правды в бытии человека эпохи постмодернизма был осуществлен с привлечением работ Н. Аббаньяно, М. Бубера, А. Камю, С. Кьеркегора, Г. Марселя, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, Э. Фромма, М. Хайдеггера, Б. Хюбнера.

Для исследования специфических сторон проявления правды в конкретных социально-исторических условиях обращались к трудам отечественных ученых различных областей знания: в нейрофизиологии (Н.А. Бернштейна, Н.П. Бехтеревой), в психологии (В.В Знакова, А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна), в языкознании (Н.Д. Арутюновой, В.В. Иванова, И.И. Срезневского, Ю.С. Степанова, М. Фасмера), истории, культурологии и социальном познании (А.С. Ахиезера, Н.Н. Велецкой, JI.A. Гореликова, В.И. Даля, И.Н. Данилевского, А.А. Зимина, В.В. Иванова, А.И. Клибанова, Н.В. Печерской, М.В. Попович, A.JI. Саккети, В.Н. Топорова, М.В. Черникова, A.JI. Юрганова).

Цель и задачи исследования Цель исследования заключается в теоретическом осмыслении бытийно-духовного и витально-психического аспектов правды, посредством которых в рамках человеческого существования реконструируется ее дуализм и единство.

Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи: - поскольку традиция понятия правды уходит корнями в христианское учение, постольку для понимания смысла явления необходимо посредством обращения к церковному значению этого слова реконструировать исходную бытийную сферу, им охватываемую;

- теоретически описать основные формы проявления правды в общественной жизни и выявить специфику соотношения правды-истины и правды-справедл и вости;

- эксплицировать общую природу бытийно-духовного аспекта правды;

- зафиксировать основные функции правды в бытии человека;

- выявить и теоретически описать форму существования витально-психического аспекта правды.

Методологические основания исследования

Общей основой диссертационного исследования является диалектический метод, благодаря которому правда представлена как целостное образование, состоящее из совокупности частей, находящихся в отношениях и связях друг с другом. В качестве методологической основы для решения поставленных задач активно использовались основные категории диалектики.

Метод структурно-функционального анализа предполагает рассмотрение правды как некоей целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное значение и выполняет специфические функции. Применение этого метода позволяет выявить взаимодействие различных форм правды, например, взаимное влияние бытийно-духовного и витально-психического аспектов правды-истины и правды-справедливости.

В ходе решения поставленных задач использовались элементы экзистенциально-философского анализа применительно к проблеме существования правды в бытии человека. Это обусловлено ориентацией на исследование подлинного бытия личности, которое обнаруживает формы существования витально-психического аспекта правды и функции, выполняемые правдой в ситуации выбора человеком жизненных стратегий.

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые осуществлен анализ правды как категории философской антропологии в диалектическом единстве бытийно-духовного и витально-психического аспектов. В исследовании получены следующие результаты:

- выявлена исходная бытийная сфера, охватываемая понятием Божественной правды в православно-христианской традиции;

- уточнена связь между правдой-истиной и правдой-справедливостью; выявлено, что обе формы правды носят объективный характер;

- зафиксированы стратегические возможности бытийно-духовного аспекта правды, вытекающие из его непосредственной взаимосвязи с подлинным бытием;

- выделены основные функции правды в бытии человека;

- установлены глубинные особенности формирования витально-психического аспекта правды;

- обоснована необходимость понимания правды в качестве экзистенции.

Положения, выносимые на защиту

- В православно-христианской мировоззренческой парадигме Божественная правда является воплощением гармонического единства сущности и существования, т.е. Вечной Жизни, раскрывается которое как единство истины и справедливости. Принципиально важно, что при таком подходе концептуализируется следующее методологическое требование к представлению о Божественной правде: она предстает как единство мистического и этического аспектов, покоящихся в своей онтологической данности в совести человека.

- Непосредственная концептуальная связь правды с истиной и справедливостью наиболее полно раскрыта в русской философии. Правда здесь выступает в модусе подлинно сущего, истинного бытия и представляет область должного. Репрезентируют проблему взаимоотношения сущего и должного такие формы правды как правда-истина и правда-справедливость. Решение этой проблемы имеет специфический характер: обе формы правды неразрывными узами спаяны с подлинным бытием и взаимосвязаны с человеком, как носителем образа правды.

- Определяющую роль в понимании правды сыграло ее отношение к истинно сущему, подлинному бытию как своему основанию, в природе которого заложено стремление к воплощению. Поэтому феномен правды обладает способностью к воплощению и тесно связан с подлинным бытием, противопоставленным конечному миру. На этом основании выделен бытийно-духовный аспект правды, который предстает как воплощение подлинного бытия. Показано, что итогом исследования бытийно-духовного аспекта правды стал вывод о наличии, с одной стороны, правды как замысла, а с другой - «материи» (т.е. через бытие). Бытийно-духовный аспект правды, фиксируемый как замысел, заряжает материально-психическую основу сознания человека творческой потенцией. В этом аспекте правда выступает как возможность отношения к подлинному бытию, т.е. экзистенция.

- Итогом исследования воплощения бытийно-духовного аспекта правды в человеческом существовании стал вывод об антропологическом порядке ее выражения: бытийно-духовный аспект правды выражает себя, а витально-психическая структура совести является средством выражения. Показано, что антропологический порядок выражения правды можно охарактеризовать как ступенчато-целевой: каждая ступень существует для другой, занимающей следующее после нее, более высокое положение. Вскрыты особенности антропологической конституции правды. Во-первых, она универсальна, т.к. у всех людей составляется духом, областью витально-психического и личностным началом. Во-вторых, существует антропологическая конституция правды лишь в индивидуальных вариациях.

- Выявлено, что сущностью витально-психического аспекта правды является отношение и оценка собственной жизни с позиции должного. Поэтому феномен правды в ее витально-психическом аспекте проявляется как антроподеонтическая истина и тесно связан с совестью человека. Соответственно, правда антропологически выражаясь, актуализируется в совести. Показано, что совесть является экзистенциальной формой существования правды. Совесть имеет онтологический характер, ее невозможно устранить, а человек должен обладать решимостью принять ее.

- Последующий анализ экзистенциальной формы существования правды в ее витально-психическом аспекте, т.е. совести, актуализирует проблему свободно-личностного выбора правды. Ее разработка идет в двух направлениях. Во-первых, формируется понимание правды как личностного проекта бытия и смысла человека. Это позволяет выявить функции, которые правда выполняет в человеческом существовании, прежде всего, моделирующую и смыслообразующую. Кроме того, концептуализация правды как социально-культурного феномена раскрывает еще одну ее функцию - коммуникативную. Во-вторых, обосновывается необходимость понимания правды как экзистенции, т.е. отношения к подлинному бытию, движения, которое ведет человека за его собственные пределы и раскрывает его существование как постоянное самоосуществление. Только совмещение обоих аспектов правды: бытии но-духовного и витально-психического обеспечивает реализацию целостной правды в качестве экзистенции.

Теоретическая и практическая значимость Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы: во-первых, для прояснения философско-антропологической проблематики, связанной с исследованием правды; во-вторых, для формирования устойчивой витальной ориентации человека; в-третьих, в преподавании философской антропологии, социальной философии и культурологии.

Апробация исследования Основные положения диссертации и полученные результаты изложены в 7 публикациях, докладах на научных конференциях, в том числе международной научно-практической конференции «Феномен развития в науках о человеке» (Пенза, 2004), межвузовской научной конференции «Реальность, человек, культура. Константы и универсалии» (Омск, 2003), V региональной научно-практической и методической конференции «Становление личности врача» (Омск, 2005).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии, социально-гуманитарных и экономических наук ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и была рекомендована к защите.

Структура и объем работы Диссертация изложена на 185 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 197 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Иванова, Валентина Владимировна

Выводы по второй главе

Таким образом, делая вывод из всего вышеизложенного, можно сказать, что антропологическая конституция правды складывается из двух располагающихся друг против друга областей: во-первых, духовной, во-вторых, области витально-психического. Господствующий между этими областями принцип антропологического свободно-личностного выражения позволяет указать на следующие принципы:

- отношение между выражающим себя бытийно-духовным аспектом правды и средством выражения, витально-психической структурой совести является непосредственным. Оба аспекта правды: бытийно-духовный и витально-психический сами определяют свое отношение друг к другу, между ними нет третьего.

- в истинном выражении то, что себя выражает, и средство выражения находятся не на одном уровне бытия. Бытийно-духовный аспект правды есть нечто качественно иное, чем чувственный (витально-психический) материал. Это и констатирует сформулированный выше принцип соучастия, который требует именно «сохранения бытийной целостности как таковой» качественно различных аспектов правды;

- итак, в совести имеет место единство двух глубочайшим образом взаимопроникающих свойств целостности, которые, однако, не могут быть выведены одно из другого: витально-психический момент, проистекающий из природы человека, и духовный момент, происходящий от способности духа к самовыражению, способности человека стать полноценной личностью. Отношения между бытийно-духовным и витально-психическим аспектами правды можно описать как коэкзистирование. Коэкзистирование означает глубочайшее единство и одновременно неизгладимость различий сосуществующих аспектов правды;

- порядок антропологического выражения правды в бытии человека можно определить как ступенчато-целевой, характеризующийся универсальностью, которая однако проявляется в индивидуальных вариациях;

- помимо антропологического порядка выражения правды имеет место порядок ее актуализации, который охватывает всю жизнь человека.

Антропологическая конституция правды универсальна, т.к. она у всех людей составляется духом, областью витально-психического и личностным началом, однако существует она в индивидуальных вариациях. Изложенные рассуждения позволяют указать на экзистенциальную природу правды.

Анализ экзистенциальной формы существования правды, т.е. совести в ее соотношении с экзистенциальной скукой и страхом выявил следующую особенность. Совесть как экзистенциальная форма существования правды имеет онтологический характер, ее невозможно устранить, а человек должен обладать решимостью принять ее.

В этом контексте экзистенциальная структура правды представляет из себя проект бытия и смысла человека. Следовательно, можно выделить моделирующую, смыслообразующую и, учитывая непосредственную связь правды с социально-культурной средой, коммуникативную функции, которые выполняет правда в бытии человека.

Поскольку отношение личности к правде носит свободный характер, то необходимо прояснить экзистенциальную сущность правды, которая в бытии человека принимает форму совести. Экзистенциальность правды заключается в сознании ответственности личности, в пропускании мира через совесть. Это означает, что человек всегда каким-то образом расположен к правде. Особым отношением к своему существованию, которым совесть обращается к человеку, является надежда. Определяя надежду как сущностную деятельность, устремленную к подлинному бытию, можно раскрыть тот факт, что она является эмоциональным фоном выражения правды в совести человека.

Правда бытийствует как экзистенция, под которой понимается, прежде всего, отношение к подлинному бытию, движение, которое ведет человека за его собственные пределы и раскрывает его существование как постоянное самоосуществление «здесь-и-сейчас». Экзистенциальная интерпретация правды призвана выявить тот факт, что возможность отношения к подлинному бытию, является фундаментальной способностью человека.

164 Заключение

В заключении представляется целесообразным вновь перечислить причины, по которым правда отождествляется с возможностью отношения к подлинному бытию и рассматривается как экзистенциальная проблема.

Правда имеет трансцендентальные основания в подлинном бытии, из чего вытекает ее всеобщность и универсальность. Однако носителем правды является человек, что вносит субъектные, психологические и исторические характеристики в правду.

Нахождению середины между двумя противоположенными взглядами на природу правды — эссенциалистско-внеисторическим (объективизация правды) и экзистенциалистско-прогрессистским (субъективизация правды) может способствовать принятие по внимание обстоятельств антропологического характера. Говоря о постоянстве природы правды, нельзя утверждать, что правда в бытии человека остается неизменной. Постоянство присущее правде, выраженной в человеческом бытии - это «постоянство-в-изменении».

Ярчайшим примером антропологической характеристики правды служит явление предрешения, в котором определяется устремленность способностей человека либо к правде, либо к неправде. Антропологический аспект правды открывает перспективу интерпретации правды как способности субъекта самостоятельно конституировать смыслы и делает акцент на отношении субъекта к объекту, подчеркивая фундаментальное значение ценностно-смыслового (экзистенциального) параметра правды.

Такой подход дает возможность избежать опасности трактовки природы правды в эссенциалистском смысле, где она рассматривается как нечто застывшее, не имеющее исторического измерения. И тем более такой подход предотвращает опасность отождествления природы правды с областью витально-психического.

Выяснению объективности правды не вредит момент витально-психического. В то же время и витальная сторона не терпит ущерба, поскольку, чем глубже проникновение в объективность, тем в большей мере проявляется единство бытийно-онтологического и витально-психического аспектов правды. В результате связывания различных элементов иерархической системы ценностей бытия человека личностным началом, в роли которого выступает человеческий дух, возникает правда личностного уровня понимания.

При воплощении правды речь идет об антропологическом порядке ее выражения посредством области витально-психического. Однако то, что себя выражает, и средство выражения находятся не на одном уровне бытия. Бытийно-духовный аспект правды есть нечто качественно иное, чем чувственный (витально-психический) материал. Это и констатирует сформулированный выше принцип соучастия, который требует «сохранения бытийной целостности как таковой» качественно различных аспектов правды.

Между этими областями господствует также принцип свободно-личностного выражения, которое осуществляет человеческая личность.

Относительно антропологической конституции правды, с одной стороны, и проистекания смысла правды - с другой, сложно сказать, что оба эти понятия обозначают в плане исходных начал правды одно и то же. Различие же между ними заключается в следующем: антропологическая конституция определяет то, какие антропологические конституанты структурируют правду в человеческом бытии и их антропологические функции. Это значит, что бытийно-духовный аспект правды выражает себя, а область витально-психического — средство выражения; личностное начало определяет способ схождения друг с другом указанных областей правды в совести конкретного человека.

Изложенная здесь точка зрения на правду антропологически выраженную в человеческом бытии сильно акцентирует конкретное, единственное, и это оттого, что наша дефиниция открывает пространство для личностного в правде. Личностное выражение правды связано со свободным предрешением, осуществляемым человеком.

Понимание правды в качестве принципа, проекта бытия и смысла человека имеет сущностный характер. Такое понимание предотвращает отождествление правды с витально-психическим образом, где духовный аспект оторван от человеческого сознания. Предлагаемый подход исключает как натуралистическое, так и спиритуалистическое понимание правды в бытии человека. Когда же понятие правды применяется в личностном смысле, в него включается данный норматив, поскольку человек остается существом, призванным к объективности, а она может реализоваться лишь в каждый раз неповторимой конституции духа и области витально-психического.

Правда в качестве проекта бытия и смысла является сущностной и экзистенциальной нормой человека. Однако, прежде всего, необходимо вновь подчеркнуть ее универсальный характер. Тем не менее, и здесь, также как и в ступенчато-целевом порядке выражения и порядке актуализации правды в бытии человека, существуют индивидуальные вариации. Индивидуальный проект бытия и смысла есть правда личностного уровня понимания в качестве нормы бытия и образа действий отдельного человека, которая конституирует все его сознательные поступки.

В бытии человека правда выполняет три основные функции: моделирующую, смыслообразующую и коммуникативную. Необходимо отметить, что все они взаимосвязаны, но смыслообразующая функция правды доминирует и определяет две другие.

Тем фундаментальным аспектом человеческой природы, в котором только и укоренена правда, является совесть. Горизонт проблемы экзистенциальной интерпретации правды следует видеть в фундаментальной структуре человека, понятой как экзистенция, т.е. отношение к подлинному бытию. Независимо от того, как трактуется подлинное бытие, человек не тождественен с ним. Человек как подлинная личность конституируется лишь при допущении возможности отношения его к подлинному бытию. Возможность отношения — единственное основание для понимания совести как экзистенциальной возможности. И если эта возможность определяет способ бытия, присущий человеку, т.е. экзистенцию, то из этого следует, что экзистенция - единственный возможный горизонт для понимания совести как правды. Экзистенция как отношение к подлинному бытию включает в себя: во-первых, трансцендентность подлинного бытия, его «бытие-за» конечностью человека, во-вторых, преодоление человеком своей конечности, для того чтобы воссоединиться с подлинным бытием. Формирование правды для человека, строго говоря, вообще не является актом, а скорее структурой вовлечения и выполнения смысла индивидуальной жизни, в режиме максимально возможной формы подлинно человеческого.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Иванова, Валентина Владимировна, 2005 год

1. Аббаньяно Н. Метафизика и экзистенция : пер с ит. / Н. Аббаньяно // Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. СПб., 1998. - С. 29-56.

2. Аббаньяно Н. Позитивный экзистенциализм : пер с ит. / Н. Аббаньяно // Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. СПб., 1998. - С. 289-335.

3. Арутюнова Н.Д. Истина: фон и коннотации / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. -С. 21-30.

4. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский. Творения / Афанасий Великий. Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. - 4.1. - 122 с.

5. Ахиезер А.С. Дебри неправды и метафизика истины / А.С. Ахиезер // Обществ, науки и современность. 1991. - № 5. - С. 28-36.

6. Банделадзе Г.Д. Об одной ошибке в утверждении об отсутствии совести у древних греков / Г.Д. Банделадзе // Изв. АН Груз. ССР. Сер. философии, психологии, экономики и права, 1978. — №3. С.70-72.

7. Бассин Ф.В. О подлинном значении нейрофизиологических концепций Н.А. Бернштейна / Ф.В. Бассин // Вопр. философии. 1967.-№ 11.-С. 69-79.

8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М. : Искусство, 1979. 424 с.

9. Белый А. Эмблематика смысла / А. Белый // Символизм как миропонимание. М., 1994. - С. 25-90.

10. Бергсон А. Два источника морали и религии : пер. с фр. / А. Бергсон. М.: Канон, 1994. - 384 с.

11. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности / Н.А. Бердяев. М. : Мысль, 1990. - 207 с.

12. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда / Н.А. Бердяев // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. -М., 1990.-С.5-26.

13. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев. М. : Книга, 1991. - 353 с.

14. Бердяев Н.А. О самоубийстве / Н.А. Бердяев. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 24 с.

15. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. М. : Республика, 1993.-383 с.

16. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н.А. Бердяев // Русская идея. Судьба России. М., 1997. - С. 4-221.

17. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском / Н.А. Бердяев. М.: Канон+, 1999. - 480 с.

18. Бехтерева Н.П. Мозговые коды психической деятельности / Н.П. Бехтерева, П.В. Бундзен, Ю.Л. Гоголицын. Л. : Наука, 1977. -165 с.

19. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические с параллельными местами. — М. : Объединенное Библейское общество, 1996. 925, 292 с.

20. Блох Э. Принцип надежды : пер. с нем. / Э. Блох // Утопия и утопические мышления : Антология зарубежной литературы. — М. : Прогресс, 1991. С. 49-79.

21. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания : пер. с нем. / Ф. Брентано. СПб.: Алетейя, 2000. - 186 с.

22. Бродский И. Похвала скуке / И. Бродский // Сочинения. СПб., 2000.-Т. VI.-С. 86-93.

23. Бубер М. Образы добра и зла : пер. с нем. / М. Бубер // Два образа веры. М., 1999.-С. 162-201.

24. Бубер М. Проблема человека : пер. с нем. / М. Бубер // Два образа веры. М., 1999. - С. 202-300.

25. Булгаков С.Н. Философия имени / С.Н. Булгаков. СПб. : Наука, 1999.-447 с.

26. Буслаев Ф.И. Русские духовные стихи / Ф.И. Буслаев // О литературе : исследования и статьи. М., 1990. — С. 294-348.

27. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н.Н. Велецкая. М. : Наука, 1978. - 239 с.

28. Вениамин (Новик) игумен. О православном миропонимании (онтологический аспект) / Вениамин (Новик) // Вопр. Философии. 1993.-№4.-С. 135-149.

29. Выготский J1.C. История развития высших психических функций / JI.C. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. — М. : Педагогика, 1983. Т.З. - С. 5-328.

30. Ганжин В.Т. Нравственность и наука / В.Т. Ганжин. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1978. - 144 с.

31. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики : пер с нем. / Г.В.Ф. Гегель // Сочинения : в 2 т.- М. ; JL, 1930. -Т.1. 4.1. 367 с.

32. Гегель Г.В.Ф. Дух христианства и его судьба : пер. с нем. / Г.В.Ф. Гегель // Философия религии : в 2 т. М. : Мысль, 1975. -Т.1.-С. 101-194.

33. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского : пер. с англ. / Т. Гоббс // Избранные произведения : в 2 т. М. : Мысль, 1964. - Т.2. - С. 45-678.

34. Гореликов Л.А. Символическая суть исторического процесса / Л.А. Гореликов, Т.А. Лисицына // Русский путь (опыт этнолингвистической философии) : в 3 ч. Великий Новгород, 1999.-Ч. 1.-С. 26-51.

35. Григорий Богослов. Собрание творений : в 2 т. / Григорий Богослов. Мн. : Харвест, М. : ACT, 2000. -Т.1.-832 с.

36. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века / Б.Л. Губман. Тверь : Леан, 1997. - 287 с.

37. Гургенидзе Г. Физиология активности / Г. Гургенидзе // Философская энциклопедия : в 5 т. М., 1970. - Т. 5. - С. 328330.

38. Гусев С.С. Проблема понимания в философии: Философско-гносеологический анализ / С.С. Гусев, Г.Л. Тульчинский. — М. : Политиздат, 1985. 192 с.

39. Гусейнов А.А. Этика / А.А. Гусейнов // Этика : энцикл. словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М., 2001. - С. 573-581.

40. Гусейнов Г.Ч. Ложь как состояние сознания / Г.Ч. Гусейнов // Вопр. философии. 1989. -№11. - С. 64-76.

41. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа: Сборник : в 2 т./ В.И. Даль. М. : Художественная литература, 1984. - Т.1. -383 с.

42. Дамаскин Ин. Точное изложение православной веры / Ин. Дамаскин М., Ростов-на-Дону : Приазовский край, 1992. - 464 с.

43. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) : Курс лекций : учеб. пособие для студентов вузов / И.Н. Данилевский. М.: Аспект Пресс, 1998. -399 с.

44. Денисов С.Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды / С.Ф. Денисов. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2001. - 206 с.

45. Дериси О.Н. Человеческая подлинность : пер. с англ. / О.Н. Дериси // Это человек: Антология. М. : Высшая школа, 1995. -С. 156-159.

46. Дильтей В. Описательная психология : пер. с нем. / В. Дильтей. СПб.: Алетейя, 1996. - 340 с.

47. Дорофей. Подвижнические наставления / Дорофей // Добротолюбие. СПб., 1992. - Т. 2. - С. 609.56.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.