Потребности человека в контексте культуры повседневности военного времени: на материале дневников 1941-1945 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Машнина, Елена Викторовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 202
Оглавление диссертации кандидат культурологии Машнина, Елена Викторовна
Введение:.
Глава 1. Теоретические предпосылки и методологические основания исследования потребностей человека в контексте культуры, повседневности военного времени.
1.1 Координаты «культуры повседневности» в современной науке;.
1.2 Потребности в культуре как объект научнош рефлексии.
1.3 Типология человеческих потребностей;.
Выводы по главе.
Глава 2. Отражение культуры повседневности военного времени в дневниках 1941-1945 годов;.
2:1 Использование источниковедческого потенциала дневниковых записей в исследовании культуры повседневности (история^ проблемы и перспективы);.
2.2 Дневники 1941-1945 годов как источник исследования*культурые повседневности;. 2.3 Трансформация структуры^ потребностей человека и культуриых норм их.удовлетворения в советской культуре повседневности периода. Великой;Отечественной войны.
Выводы по главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Государственное руководство системой народного образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: на материалах Ярославской и Костромской областей2011 год, кандидат исторических наук Малхасян, Надежда Вадимовна
Политический контроль и негативные настроения ленинградцев в период Великой Отечественной войны2005 год, доктор исторических наук Ломагин, Никита Андреевич
Культура повседневной жизни партизан Брянского края в годы Великой Отечественной войны2008 год, кандидат исторических наук Литвинова, Ольга Николаевна
Музыкальная культура Среднего Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.2003 год, кандидат исторических наук Тузова, Ольга Владимировна
Научная и культурная жизнь блокадного Ленинграда: 1941 - 1944 гг.2000 год, кандидат исторических наук Коблякова, Валентина Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Потребности человека в контексте культуры повседневности военного времени: на материале дневников 1941-1945 гг.»
Актуальность исследования. Изучение культуры повседневности принадлежит к числу наиболее актуальных направлений современного гуманитарного знания. Выделившись в 70-80-х годах прошлого столетия в самостоятельное культурологическое направление, культура повседневности стала объектом научного интереса целого ряда гуманитарных дисциплин и тем самым превратилась в междисциплинарное исследовательское пространство.
Современная культурологическая наука ищет пути, позволяющие приблизиться к пониманию историко-культурного прошлого через его субъекта и носителя — самого человека. Обращение к категории «повседневность» рассматривается как один из возможных подходов, позволяющих осуществить всесторонний анализ материальных, социальных и культурных форм повседневного бытия человека — его жизненного микромира, стереотипов мышления и поведения.
В настоящем исследовании впервые предлагается выделить для рассмотрения культуру повседневности военного времени. В основном данная область научных изысканий подчиняется общим закономерностям культурологического исследования повседневности в целом, но имеет свою специфику, определяемую экстремальностью состояния общества, страны, народа в состоянии вооруженных конфликтов и особенно крупномасштабных войн.
Войны сопровождают человека на протяжении всей истории его существования. Сверхординарное событие, ломающее традиционный бытовой, социальный, культурный уклад, война всегда знаменует собой радикальную смену социальных и культурных координат. В результате наблюдается изменение нормативно - ценностных структур повседневности, осуществляется поиск путей обновления форм культурного бытия человека, появляется новый акцент в его отношении к вещи, другим людям, самому себе.
В данной диссертационной работе специфика и характер социального функционирования явлений советской повседневной культуры периода. Великой Отечественной войны, исследуются в функционально-деятельностном аспекте в связи с осознанной и неосознанной повседневной деятельностью человека по удовлетворению своих, потребностей. При подобной постановке вопроса исходным пунктом в исследовании культуры повседневности становится человек со всем многообразием, его потребностей. Понятие «потребности» приобрело междисциплинарный категориальный статус благодаря усилиям представителей различных научных областей: философии, культурологии, социологии, психологии, экономики и др. В современной науке общепризнанным является представление о системе потребностей как универсальном стимулирующем механизме деятельности, играющем важную роль в выработке конкретных программ этой деятельности.
Выявление не только теоретических оснований, но и эмпирических реалий становится одной из важнейших задач культурологического осмысления повседневности военного времени. Актуальность разработки темы исследования возрастает в связи с использованием нетрадиционных и уникальных в силу ряда причин источников: так называемые «наивные» дневники 1941-1945 годов, авторами которых были простые солдаты и советские граждане, составляют целый пласт военной бытовой письменности, до сих пор остававшийся вне зоны исследовательского интереса.
Объектом настоящего исследования является культура повседневности военного времени, в частности, советская повседневная культура периода Великой Отечественной войны.
Предмет исследования — структура потребностей человека и культурные нормы их удовлетворения.
Цель исследования — проследить процесс и механизмы трансформации структуры потребностей человека и культурных норм их удовлетворения в советской культуре повседневности указанного хронологического периода. В соответствии с этой целью были сформулированы следующие задачи:
1) уточнить понятийный аппарат, отражающий проблемы данного исследования: определить научный статус и содержание базовых понятий «культура», «повседневность», «культура повседневности»;
2) рассмотреть кризисные ситуации в культуре повседневности;
3) установить и проанализировать наиболее важные методологические и теоретические аспекты исследования культуры повседневности военного времени в отечественной и зарубежной науке;
4) обосновать эвристическую ценность понятия «потребности человека» для культурологического исследования повседневности военного времени;
5) дать определение феномену «потребность», проанализировать типологические особенности структуры потребностей человека, их обусловленность культурой, культурными нормами и механизмы трансформации в кризисной ситуации;
6) установить и систематизировать репрезентативные источники, необходимые для исследования культуры повседневности военного времени в заявленном проблемном ракурсе;
7) разработать функционально-деятельностную модель исследования потребностей человека в контексте культуры повседневности военного времени на материале дневников;
8) выявить и проанализировать конкретные кризисные ситуации, имевшие место на фронте и в блокадном Ленинграде, проследить влияние этих кризисных ситуаций на структуру потребностей человека и культурные нормы их удовлетворения.
Рабочая гипотеза: использование функционально-деятельностной модели исследования потребностей человека в контексте повседневной культуры военного времени, а также привлечение в качестве источниковедческого материала дневниковых записей 1941-1945 годов, позволяет проследить процесс и механизмы трансформации структуры потребностей человека и культурных норм их удовлетворения в советской повседневной культуре периода Великой Отечественной войны.
Эмпирическим материалом исследования являются опубликованные и архивные «наивные» дневники 1941-1945' годов. К категории «наивных» относят произведения, авторы которых не являются профессионалами. Как правило, подобные записи не предназначены к публикации, что определяет внешнюю и содержательную составляющую данных текстов. Дневниковые записи 1941 -1945 годов являются крайне редкими источниками: во-первых, в условиях ведения боевых действий, в связи с постоянными перемещениями их трудно было сохранить; во-вторых, в действующей советской армии ведение подобного рода записей запрещалось, и если при очередной определенной уставом проверке личных вещей дневник обнаруживался, то он подлежал уничтожению как не входящий в список необходимого.
Степень изученности темы. Несмотря на внушительный список работ, которые можно отнести к рассматриваемой проблематике, культура повседневности военного времени остается на сегодняшний день по большей части не изученной.
Современные представления о культуре повседневности опираются, с одной стороны, на методологию исторической антропологии, разработанную представителями французской «Школы Анналов» [Л.Февр, М.Блок, Ф.Бродель, Ж.Дюби, Ж. Ле Гофф и др.] и их российскими последователями [А.Я.Гуревич, Ю.Л.Бессмертный, А.Л.Ястребицкая и др.]; с другой стороны на феноменологию [работы Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, Г.Г.Гадамера и др.] и феноменологическую социологию [труды А.Шюца, П.Бергера, Т.Лукмана, Э.Гоффмана и др.]. В отечественной научной традиции феноменологические идеи развивали М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев. В русле феноменологической социологии работает Л.Г.Ионин. С 1990-х годов социология повседневности активно изучается в работах отечественных исследователей [Л.Д. Гудкова, Е.В. Золотухиной - Аболиной, H.H. Козловой, Б.В. Маркова и др.]. В рамках культурно - семиотического направления самого пристального внимания заслуживают научные работы представителей московско-тартуской школы [Ю.М.Лотман, В.В.Иванов, В.Н.Топоров, Б.А. Успенский и др.], а также труды Г.С. Кнабе, В.Д. и
Лелеко и др.
Кризисные ситуации в культуре повседневности исследуются в работах Н.Н.Козловой, Н.Л.Новиковой.
Анализ научной литературы свидетельствует об отсутствии специальных исследований и, следовательно, целостного представления о культуре повседневности военного времени, в частности о российской повседневной культуре периода Великой Отечественной войны. Основными причинами неразработаннности данной проблематики в отечественной науке являются стереотипы изучения войн: долгое время в рамках господствовавшего классово-формационного подхода в отечественной методологии 1уманитарных наук не изучались бытовые особенности жизни «обычных людей» и культурные формы их проявления, если они не касались революционных, идеологических, государственных аспектов российской истории. Инициатором поворота к изучению «человеческого измерения» войн является исследователь Е.С. Сенявская, в работах которой проблема «человек и война» рассматривается как междисциплинарная отрасль исторической науки 1 , позволяющая включить её в рамки культурологических исследований. В последнее время появились кандидатские диссертации, посвященные повседневной жизни советских людей во время Великой Отечественной войны.
1 Сенявская Е.С. 1941 - 1945. Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование.- М., 1995; Человек в войне. Историко-психологические очерки. - М., 1997; Психология войны в XX веке. - М., 1999.
Потребности человека в различных аспектах достаточно хорошо изучены, однако сущность потребностей, способы и механизмы их реализации, принципы классификации рассматриваются в основном с философских [М.С.Каган, А.Г.Здравомыслов, А.М.Самсин, Т.А.Марченко, П.М.Ершов и др.], социологических [И.В. Бестужев-Лада, А.И.Вишняк, Л.Н.Жилина, Н.М.Бережной и др.], психологических [А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.В. Симонов, Е.П, Ильин, А.Маслоу и др.] экономических [Л.Я.Баранова, Б.М.Левин, В.В.Радаев и др.] позиций. Культурологический анализ структуры потребностей человека представлен в функциональной концепции культуры [Б.Малиновский, А.Р.Рэдклифф-Браун и др.] и марксистской теории культуры [К. Маркс, Э. С. Маркарян и др.]. Экзистенциальные потребности человека исследованы и типологизированы в работах американского философа Э.Фромма.
Дневники как источниковедческий феномен представлены в трудах отечественных дореволюционных ЦШекарский, А.Галахов, Н.Чечулин, М.Пыляев, П.А.Зайончковский] и современных ученых [И.Н. Данилевский, С.С.Минц, В.В.Кабанов, О.М.Медушевская и др.]. Дневники в контексте истории и теории литературы изучались В.Белинским и другими русскими писателями XIX века, исследователями Л.Я.Гинзбург, Г.Г.Елизаветиной, О.Г.Егоровым, М.Михеевым. Культурологический подход к исследованшо дневников реализуется в работах А.Г.Тартаковского, И.Л.Сиротиной и др. Однако не весь дневниковый пласт, в частности так называемые «наивные» дневники, был достаточно изучен. В отечественной науке первая попытка исследования феномена «наивной литературы» была предпринята около пятнадцати лет назад2. С тех пор не появилось ни одного заметного исследования по данной проблематике.
Положения, выносимые на защиту:
2 Козлова H.H., Сандочирская И.И. Я так хочу назвать кино. «Наивное письмо»: опыт лингво-социологического чтения. — М., 1996.
1. Культура повседневности военного времени характеризуется преобладанием в ней «кризисных ситуаций», дефицитом возможностей удовлетворения потребностей человека, связанным с нарушением существующих культурных норм и отсутствием информации;
2. В «мирное время» в типовых ситуациях удовлетворение потребностей воспринимается как исключительно субъективный акт, не подчиняющийся никаким внешним правилам и установкам. В кризисных ситуациях практика удовлетворения потребностей изменяется и нуждается в регуляции культурными нормами, что явственно осознается каждым членом сообщества;
3. Дневники 1941-1945 гг. являются самодостаточными источниками для исследования культуры повседневности военного времени в заявленном проблемном ракурсе, так как в силу их жанровой специфики (регулярности ведущихся записей, их синхронности описываемым событиям) и автокоммуникативности, именно они позволяют проследить процесс трансформации структуры потребностей человека и культурных норм их удовлетворения в повседневной культуре военного времени;
4. В советской культуре повседневности периода Великой Отечественной войны в кризисной ситуации начинают действовать ранее существовавшие, но забытые нормы: регламент, предписание, подчинение личного необходимости. В структуре человеческих потребностей актуализируются этно-национальные потребности, ставшие доминантой жизни для многих советских людей;
Научная новизна исследования определяется решением поставленных задач и доказательством выдвинутой гипотезы работы и выражается в следующем:
1) Культура повседневности военного времени, в частности российская повседневная культура периода Великой Отечественной войны, впервые становится объектом специального культурологического исследования, базирующего на обобщении данных различных наук (философии, историографии, социологии, психологии);
2) Уточнен понятийный аппарат исследования: систематизируется представление о «культуре повседневности», рассматриваются кризисные ситуации в культуре повседневности, конкретизируется понятие сущности и специфики культуры повседневности военного времени;
3) Дано обоснование теоретических предпосылок и методологических оснований исследования культуры повседневности военного времени, в качестве методологических единиц анализа выступают понятия «кризисная ситуация» и «доминанта»;
4) Исследование процесса трансформации структуры человеческих потребностей и культурных норм их удовлетворения, основанное на использовании функционально-деятельностной исследовательской модели и качественного анализа «человеческих документов», является новым подходом в изучении культуры повседневности, в частности, культуры повседневности военного времени;
5) В рамках темы вводятся в научный оборот культурологии, систематизируются в границах единого исследовательского поля материалы, ранее не подлежавшие научному анализу и систематизации -опубликованные и архивные «наивные» дневники 1941-1945 годов.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Сложность и многогранность изучаемой проблемы, а также высокий эвристический потенциал самих терминов «повседневность», «потребности» обусловливают необходимость проведения интегративного междисциплинарного исследования, сочетающего в себе достижения различных наук: философии, культурологии, историографии, социологии, психологии.
В работе используется деятельностный подход [М.С. Каган, Э.С. Маркарян], опирающийся на структурно-функциональный метод [Б.Малиновский, А.Р.Рэдклифф-Браун]. Принципиально важным в методологическом отношении для нашего исследования является понятие «кризисная ситуация», выделенное по аналогии с понятием «жизненная ситуация», предложенным Э.А. Орловой для обозначения дискретной составляющей образа жизни человека, которая обладает некоторой внутренней целостностью, имеет свои временные границы и специфичный, смысл, и понятие «доминанта», составляющее основной принцип функционирования структуры потребностей человека. Кризисная жизненная ситуация - это ситуация, для действия в которой нет готовых норм и культурных предписаний и в которой человек должен не только быть приверженным какой-либо традиции, но и создавать новую культурную традицию [Конев В.А].
В исследовании нашел применение комплекс исторических методов (принцип историзма, приоритета источника, аналитико-описательный метод, метод сравнительно-исторического анализа, синхронистический и диахронический анализ). Анализ текстов осуществляется в рамках сравнительно-типологического метода. Герменевтический и семиотический подходы к анализу текстов, обоснованные, в частности, в работах Г.-Г. Гадамера и Ю.М.Лотмана, также являются для данной диссертации базисными.
Теоретико-методологические основы диссертации тесно связаны с концептуальными установками культурологических исследований, представленных в работах М.С, Кагана, С.Н.Иконниковой, Э.С.Маркаряна, АЛ.Флиера и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении предметного поля культурологических исследований за счет включения в него культуры повседневности военного времени. Весьма значимым представляется рассмотрение потребностей человека в качестве «движущих сил», которые породили различные состояния повседневной деятельности человека в кризисных жизненных ситуациях войны и блокады.
Практическая значимость исследования. Теоретические положения и фактологический материал, собранный и обобщенный в диссертации, её результаты и выводы могут быть использованы в процессе преподавания университетских курсов по различным дисциплинам культурологического цикла, затрагивающих основы культуры повседневности, потребностей человека, а также при подготовке научных трудов по теории и истории культуры, составлении учебных пособий по теории и истории культуры повседневности России.
Апробация исследования осуществлялась в форме докладов на конференциях: «Дух и культура Ленинграда в тылу Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (Санкт-Петербург, 2010), «Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения» (Москва, 2010). Теоретические принципы подхода к исследуемой проблематике и основные положения диссертации нашли отражение в пяти авторских публикациях общим объемом 2,8 п.л.
Собранный и проанализированный в настоящей диссертации материал использовался в качестве теоретических и практических основ в учебном курсе «Теория и история культуры повседневности России» в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социально-психологический портрет фронтовика Великой Отечественной войны: На материалах Коми АССР2006 год, кандидат исторических наук Моисеева, Ирина Юрьевна
Ленинградский пограничный округ накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945)1998 год, кандидат исторических наук Филиппов, Эдуард Михайлович
Городская повседневность Новониколаевска-Новосибирска в конце 1919 - первой половине 1941 г.2006 год, кандидат исторических наук Косякова, Екатерина Ивановна
Повседневная жизнь российских столицы и провинции 1917-1918 гг. глазами современников2012 год, кандидат исторических наук Троценко, Дмитрий Николаевич
«Повседневная жизнь советского общества в годы Великой Отечественной войны (на материалах Ставрополья)»2024 год, кандидат наук Тальцев Александр Николаевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Машнина, Елена Викторовна
Выводы по 2-й главе
В данном исследовании эмпирический материал - «наивные» дневники 1941-1945 годов - выступают в качестве исторических источников, т.е. как произведения, созданные людьми в процессе осознанной, целенаправленной деятельности и с конкретной целью. Предложенная в настоящей работе функционально-деятельностная модель исследования культуры повседневности предполагает, во-первых, смещение акцента с фактологического ядра на содержащиеся в источнике субъективные смыслы; во-вторых, рассмотрение изучаемых дневниковых записей в предельно широком культурном контексте.
Специфика дневниковых записей состоит в том, что они могут рассматриваться не только как источник исторических сведений об эпохе, как источниковедческий феномен, документ, но и как явление искусства, своеобразное художественное произведение. Это открывает возможность их изучения ещё в одном направлении - литературоведческом. Для наиболее продуктивного использования дневников в качестве исторических источников культурологического материала необходимо учитывать их жанровые особенности.
Долгое время, как среди историков, так и среди литературоведов господствовало упрощенное представление о дневнике. Только во второй половине XX века происходит признание дневниковых записей ценным литературным памятником, дневник перестал пониматься как вспомогательный, служебный материал для научных исследований в области литературы, истории и других общественных наук и стал восприниматься как научная проблема.
Сравнительно недавно получил распространение еще один подход к исследованию мемуаристики, в том числе и дневниковых записей, — культурологический. Основоположником данного подхода можно считать А.Г. Тартаковского, определившего мемуаристику как «овеществленную память человечества». Ученый рассмотрел генезис русских мемуаров в широком культурологическом аспекте, дал первоначальное описание мотивировок мемуаротворчества как сложного явления культуры, развития мемуаристики в исторической перспективе, её важнейших «видовых» признаков.
Помимо выше рассмотренных, исторически сложившихся научных направлений в изучении дневников, следует отметить ряд исследовательских подходов, ставших популярными в последнее время и представляющихся перспективными: тендерный, синергетический, информационный.
Несмотря на распространенность мемуарных произведений, уровень их теоретического осмысления остается незначительным. Этому способствуют многообразие существующих мемуарных форм, тесное переплетение их с другими группами повествовательных источников, свойства самой мемуаристики.
Из истории изучения дневниковых записей следует, что в большинстве научных трудов дневники рассматриваются не как самостоятельные произведения, а как составная часть более крупной группы, для обозначения которой в современной науке нет единой терминологии. В рамках данной работы в соответствии с поставленной целью был избран термин «человеческие документы» как наиболее соответствующий общему направлению настоящего исследования.
Дневниковые записи являются ценными и самодостаточными источниками для исследования культуры повседневности в заявленном проблемном ракурсе, так как ввиду их жанровой специфики - регулярности ведущихся записей, их синхронности описываемым событиям и автокоммуникативности - именно они позволяют проследить процесс трансформации структуры человеческих потребностей и культурных норм их удовлетворения.
По принципу наличия/отсутствия в дневниках качеств эстетической структурности выделяются «неписательские» дневники, авторами которых являются люди, не причастными к художественному творчеству, и «писательские», созданные профессиональными писателями по законам художественного творчества. К разряду «неписательских» дневников относятся исследуемые в данной работе «наивные» дневники , 1941-1945 годов, авторами которых были фронтовики и мирные советские граждане.
Актуальной проблемой исследования «наивных» дневников 1941-1945 годов являются существующие принципы их публикации. Во-первых, процент полнотекстовых изданиш весьма незначителен; чаще всего небольшие по объему фрагменты дневников, наряду с другими эго-документами (письмами, воспоминаниями), включаются в тематические сборники, посвященные Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда. Во-вторых, инициаторами их обнародования, как правило,, являются родственники автора, которые самостоятельно редактируют и комментируют текст дневника. В этих случаях рукопись не подвергается источниковедческой экспертизе и . не может использоваться в качестве: исторического источника.
В данном исследовании в советской культуре повседневности периода Великой Отечественной войны были выявлены существенные трансформации структуры потребностей человека и культурных норм их удовлетворения.
Использование функционально - деятельностной модели исследования* культуры повседневности, предложенной в первой главе настоящей работы, позволило выявить, систематизировать и проанализировать конкретные кризисные ситуации, имевшие место на фронте и в блокадном Ленинграде. Прослеживается влияние этих кризисных ситуаций на структуру и культурные нормы удовлетворения потребностей человека.
В структуре человеческих потребностей актуализируются этно-национальные потребности, коррелировавшие с потребностями идеологическими и ставшие доминантой жизни для многих советских людей.
В состав практических доминант в разное время и при различных обстоятельствах входили, биологические, социальные и идеальные потребности.
Удовлетворение биологических потребностей вкшочает ведение домашнего хозяйства (заготовка, приобретение, хранение продуктов; приготовление пищи; обеспечение места и условий для сна,, поддержание: порядка и чистоты жилища,, утвари;, одежды и т.д.). В структуре биологических потребностей и сфере их удовлетворения были выявлены следующие трансформации культурных норм: дом уже не давал, человеку чувство защищенности; появились специальные средства защиты — бомбоубежища, наблюдались массовая: смена места жительства; использование непригодного жилья; жизненные ритмы людей больше не регулировались естественной сменой? дня и ночи, а боевыми действиями, вражескими авианалетами и артобстрелами; нарушение запрета на употребление в пищу определенных видов животных, употребление непищевых продуктов на органической основе;: нарушение запрета на поедание себе подобных (людоедство); временная атрофия сексуальной потребности или неиндувидуализированное половое влечение, секс за деньги, продукты; отсутствие или неудовлетворительное функционирование системы городских коммуникаций: угроза существованию человека, невозможность поддержания порядка и чистоты тела, жилища, утвари, одежды и т.д., в результате - разруха, наступление природных стихий на город. нецелевое использование городских территорий (огороды- — натуральное хозяйство); перераспределение энергетических ресурсов организма: сознательная экономия сил; основным средством связи с родными и близкими стали письма. Удовлетворение социальных потребностей осуществляется в процессе трудовой деятельности (добывание, сохранение, приумножение средств к существованию). В структуре социальных потребностей и сфере их удовлетворения были зафиксированы следующие трансформации: милитаризация общества (изменение социального статуса гражданских советских людей, нивелирование руководящей роли интеллигенции в общественной жизни и т.д.); возрастание значимости руководителей всех уровней, их профессионализма и личностных качеств; наблюдались случаи социальной несправедливости (принятая система распределения продуктов, лучшее обеспечение командного состава на фронте и др.); изменение представления о «месте» в обществе: привлекательными («хлебными») считались рабочие места, связанные с продуктами, распределением продуктовых карточек, приготовлением пищи; продуктовый мотив (получение рабочей продуктовой карточки, дополнительного пайка) стал основным при поступлении на работу, учебу, для доноров; повсеместно наблюдались случаи социальной несправедливости (принятая система распределения продуктов, лучшее обеспечение командного состава на фронте); деньги утратили свойство универсального товара, преобладала меновая торговля; возникали ситуации выбора: предпочтения своих интересов интересам другого или наоборот (проявление эгоизма или альтруизма);
Удовлетворение идеальных потребностей предполагает удовлетворение любознательности, любительские занятия: потребности слабой силы под давлением обострившихся биологических потребностей отходят на второй план, а средства их удовлетворения позиционируются как ненужные и бесполезные в сложившихся условиях; потребности средней силы требуют удовлетворения, поэтому их обладатели используют все доступные им в сложившихся условиях способы и средства; потребности выше среднего, даже при обострении неудовлетворенных биологических потребностей, сохраняются, побуждая человека к их удовлетворению; актуализированной в военных условиях оказывается потребность в ведении ежедневных записей, создается дневниковая традиция; материальные объекты, служащие для удовлетворения идеальных потребностей и ранее считавшиеся ценными - музыкальные инструменты, предметы искусства, книги продаются за бесценок; происходит переосмысление многими своих отношений с близкими: от осознания исключительной ценности этих отношений и, соответственно, усиления чувства любви и привязанности до полного разочарования в близком человеке; изменились культурные нормы смерти: выполнение последнего долга перед умершим стало многим жителям блокадного Ленинграда не по силам и не по средствам.
161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В» настоящем исследованиям был представлен актуальный для многих наук гуманитарного цикла опыт изучения культуры повседневности в связи с теорией потребностей человека и на материале так называемых, «наивных» дневниковых записей 1941-1945 годов: Осуществленное в г рамках диссертации теоретическое и эмпирическое исследование советской повседневной культуры периода Великой Отечественной войны подтвердило положения выдвинутой гипотезы, показало значимость деятельностного подхода в сочетании со структурно-функциональным методом к достижению поставленной цели и решению частных задач.
В настоящей диссертации были развиты следующие теоретические и прикладные аспекты культуры повседневности и потребностей человека:
- проанализированы понятие «культура повседневности» и родственные ему термины в современной гуманитарной парадигме;
- рассмотрены кризисные ситуации в культуре повседневности;
- установлены теоретические и методологические аспекты исследования культуры повседневности военного времени;
- обоснован выбор актуального в рамках данной работы термина «потребности человека» как важнейшей интенции культуры повседневности;
- дано определение феномену «потребность», рассмотрены существующие классификации человеческих потребностей, в качестве наиболее продуктивной для анализа эмпирического материала исследования была избрана классификация потребностей человека, предложенная П.В.Симоновым и П.М.Ершовым;
- установлены критерии отбора и систематизации эмпирического материала - «наивных» дневников 1941-1945 годов;
-, разработана функционально-деятельностная модель, исследования; потребностей человека в контексте культуры повседневности военного времени на материале дневников;
- методом качественного анализа «наивных» дневников и использования; функционально-деятельностной модели исследования? культуры; повседневности выявлены, систематизированы и проанализированы кризисные ситуации^ имевшие местом на фронте: и в блокадном Ленинграде:
В исследовании , было установлено, что потребности человека являются определяющей интенцией; культуры: повседневности; поскольку основные факторы; культуры, повседневности; обладающие сложной структурой: мир вещей,, моделей? поведения, форм мышления и другие являются? производными: от потребностей человека,, порождаются ими. Методология изучения культуры повседневности в связи с теорией потребностей человека, представленная: в настоящем исследовании; может найти применение: в последующих культурологических изысканиях по данной проблематике.
Полученные результаты исследования: подтверждают исключительную значимость «человеческих документов», как источников исследования повседневной культуры. Представляется интересной перспектива? изучения культуры повседневности военного времени на материале различных источников: писем, дневников, воспоминаний.
Проведенное исследование позволяет наметить перспективы для; дальнейшей разработки обобщающей категории «культура повседневности кризисного периода» применительно не только к военным, но и другим кризисным ситуациям, имевшим место в российской истории;
163
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Машнина, Елена Викторовна, 2010 год
1. Адамович М. Судеб скрещенье о мемуарной литературе. // Дружба народов. 2000. № 9. - С.169 - 182.
2. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. -368 с.
3. Арефьев М.А.Человек и мир его духовных потребностей. СПб., 2007. -236с.
4. Бакач Н.Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа. Автореф. канд. ф.н. Волгоград, 1998. — 20с.
5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. - 543с.
6. Белик A.A. Культура повседневности провинциального купечества к. XVIII 1-я пол. ХЗХ в. Автореф. канд. культуролог. - М., 2006 - 19с.
7. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1953-1959.
8. Беловинский Л.В. Историко-культурные аспекты повседневности: содержание, структура и динамика. Автореф. дис. д. ист.н. М., РГГУ, 2003. -40с.
9. Беловинский Л.В. Историография отечественной культуры. Дореволюционный период. М., 1993.
10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. — М.: Моск. филос. фонд и др., 1995. — 322с.
11. Бережной Н.М. Человек и его потребности. М., 2000. 160с.
12. Бессмертный Ю.Л. «Анналы»: переломный этап? // Одиссей. Человек в истории. 1991.-М.: Наука, 1991. С. 7- 32.
13. Бестужев Лада И.В. Прогнозирование социальных потребностей // Прогнозирование социальных потребностей. — М.: Ин-т социол. Исслед. АН СССР, 1976.-С.11-46.
14. Биографический метод в социологии: история, методология и практика. 1994.-147с.
15. Брагина Н.Г. Память в языке и культуре. М., 2007. - 520с.
16. Брод ель Ф. Материальная цивилизация: экономика и капитализм" XV — XVIII в.в. Т.1: Структуры повседневности: возможное и невозможное. -М.: Прогресс, 1986. 627с.
17. Брусиловкая Л.Б. Культура повседневности эпохи "оттепели»: (метаморфозы стиля) // Общественные науки и современность. 2000. - №1. -С. 163 -174.
18. Бурдье П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля // 8/Ь 98 Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. СПб.: Алетейя, 1999. - С.125-166.
19. Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности: Горизонты и тупики феноменологической социологии. М.: Наука, 1987. 144с.
20. В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество. М., 2005.-525 с.
21. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо Логос: Общество и сферы смысла. - М., 1991. - Вып. 1. - С.39 - 50.
22. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
23. Винокур Г.О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. 1997. — 186с.
24. Виоле -ле -Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в средние века.— СПб.: Евразия, 1999. 387с.
25. Вишняк А.И. Личность: соотношение трудового потенциала и системы потребностей: (социологический анализ). — Киев, 1986. 108с.
26. Воронова Е.В. Мифология повседневности в культуре русской эмиграции 1917 — 1939 г.г. (на материале мемуаристики). Автореф. канд. культуролог. М., 1999. -23с.
27. Галахов А. Мемуары,первой половины XVIII века. 1863.
28. Гаранин Л .Я. Проблемы мемуарного жанра советской литературы. -Минск, 1986.-222с.
29. Гатаева Б.Т. Традиционная культура повседневности карачаевцев. Автореф. канд. культуролог. СПб., 2004. - 20с.
30. Георгиева Т.С. Культура повседневности. В 3-х книгах. Книга1. Частная жизнь и быт древних обществ. М.: Высшая школа, 2005. - 335с.
31. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 томах. М., АН СССР; 1958, т.14.- С.296.
32. Гершунский Б.С. Культура памяти на пороге 3-го тысячелетия // Педагогика. 2000. - №2. - С.90 - 102.
33. Гинзбург Л.Я. «Былое и думы» Герцена. М., 1957.
34. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.- 464с.
35. Гогоберидзе Ф.Ю. Потребности, интересы, ценности как формообразующие факторы ценностной ориентации личности. Автореф. канд. филос. н. Карачаевск, 1998. — 28с.
36. Головина Т.И. Мемуары как источник культурологического исследования. Автореф. дис. канд. культуролог. Спб., 1998. — 21с.
37. Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований //Социологический журнал. 1995. - №1. — С.71-89.
38. Готлиб A.C. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. М., 2005.-384 с.
39. Гребенюк О.С. Автобиография: философско-культурологический анализ. Автореф. канд. филос. н. Ростов на - Дону, 2005. - 21с.
40. Гудков Л.Д. «Культура повседневности» в новейших социологических теориях // Общие проблемы культуры: Обзорная информация. М., 1988. Вып. 1.-С. 1-38.
41. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. - 350с.
42. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1994. №7. С. 139-171.
43. Гуссерль Э. Статьи об обновлении // Вопросы философии. 1997. №4. — С.61-72.
44. Гюбиева Г.Е. Этапы развития русской мемуарно-автобиографической литературы XVIII века. Дис. канд. филол. н. М., 1986. 268 с.
45. Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. — М., 2000. 702с.
46. Деревнина Л.И. О термине «мемуары» и классификации мемуарных источников (историография вопроса) // Вопросы архивоведения. 1963. -№4. -С. 32-38.
47. Добролюбов H.A. Собрание сочинений в 9 томах. М.-Л., ГИХЛ.- 1962.
48. Доронина М.В. Культура повседневности русской разночинной интеллигенции во П-й пол. ХЕХ в. Автореф. канд. ист.н. М., 2003 — 22с.
49. Дуров Б.Д. Мемуарный жанр в художественной прозе революционного народничества. Автореф. дисс. канд. филолог, н. М., 1980. 16 с.
50. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей: Человек в истории. 1991. -М., 1991. С.48 - 59.
51. Егоров О.Г. Русский литературный дневник ХЗХ века. История и теория жанра. М., 2003. - 280с.
52. Егорова М.С. Биографический метод // Егорова М.С. Психология индивидуальных различий.- М., 1997. С.265 - 298.
53. Елизаветина Г.Г. «Последняя грань в области романа.» Русская мемуаристика как предмет литературоведческого исследования // Вопросы литературы. 1982. - №10. - С.147-172.
54. Елизаветина Г.Г. Становление автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. М., 1982. — С.235 — 263.
55. Еремина О.И. Культура повседневности загородной дворянской усадьбы II- й пол. XIX нач. XX в.в. Автореф. канд. ист. н. М., 2002 - 26с.
56. Ершов П.М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990. 365с.
57. Ешевский C.B. Женщина в средние века в Западной Европе.— М., 1870.
58. Жилина Л.Н. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности: Социологический аспект. М.,1988. - 220с.
59. Жуковская Т.Н. Русская мемуаристика 1-й трети XIX века. М.,— 2006. -86с.
60. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Кн. 1. Государев двор или дворец.— М., 1990.
61. Званецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. -1989. №1. - С. 106-109:
62. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223с.
63. Золотухина Аболина Е.В. Философия обыденной жизни: экзистенциальные проблемы. Ростов — на - Дону: Феникс, 1995. — 139с.
64. Иванов В.В. Культурная антропология и история культуры // Одиссей: человек в истории. 1989. -М., 1989. С. 11 -16.
65. Иконникова С.Н. История культурологических теорий Текст.: СПб. гос. ун-т культуры и искусств. СПб., 2005. — 192 с.
66. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. 512с.
67. Ионин Л.Г. К антропологии повседневности // Свобода в СССР. СПб, 1997.-С.316-360.
68. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000.-432 с.
69. Искандеров А. Мемуарная лихорадка // Вопросы истории. — 2001. №4. — С. 173-175.
70. Исповедальные тексты культуры. СПб., 2007. 300 с.
71. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. — В 5 т. / Под ред. П.А. Зайончковского. М., 1976 - 1989.
72. История Российской повседневности: Материалы научной конференции. СПб., 2002.-302 с.
73. Источниковедение истории СССР XIX- начала XX века. М., 1970.
74. Кабанов B.B. Источниковедение истории советского общества. М., 1997.
75. Кабанов В.В. Между правдой и ложью: (Отечественные мемуары XX века) М., 2004.-284с.
76. Каган М.С. О времени, о людях, о себе. СПб.: Петрополис, 2005. 308с.
77. Каган М.С. Философия культуры. СПб:: Петрополис, 1996. 415с.
78. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. 205с.
79. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974. 328с.
80. Кардин В. Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность. М., 1961.
81. Кармин A.C. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб.: Лань, 1997. 512с.
82. Карсавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности.- М., 2004. 432с.
83. Катанян В.О: О сочинении мемуаров // Новый мир. 1964. - №5. - С.227 -236.
84. Кириллова Е.Л. Мемуаристика как метажанр и её жанровые модификации. Автореф. дисс. канд. филолог. Владивосток. — 2004. 26 с.
85. Киселева М.С. Культурные коды и типы культур.
86. Кирилина A.B. Тендер: лингвистические аспекты. — М.: Изд-во «Институт социологии РАН». 1999. - 189с.
87. Кириллова Е.Л. Мемуаристика как метажанр и её жанровые' модификации. Автореф. канд. филол. н. Владивосток, 2004. — 26с.
88. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. — М.: РГГУ, 1993.
89. Кнабе Г.С. Древний Рим: История и повседневность. М.: Искусство, 1986.-206с.
90. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М.: РГГУ, 1993. - 527с.
91. Коган В.З. Человек: информация, потребность, деятельность. 1991.
92. Козлова H.H. Горизонты повседневности советской эпохи (голоса из хора). -М., 1996. 218 с.
93. Козлова Н.Н. Социально историческая антропология. М., 1989. -192 с.
94. Козлова Н.Н., Сандомирская И.И. Я) так; хочу назвать кино. «Наивное: письмо»: опыт лингво-социологического чтения. 1996.-256 с.
95. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность: Западная Европа от античностидо XX века. Mi, 2002.— 358 с.
96. Козырьков В .П. Духовные основы социокультурной динамики обыденной жизни: теоретический анализа Автореф. д. соц. н. СПб., 1999. — 29с.
97. Козырьков В.П. Образы повседневности и проблемы их целостности //Козырьков В.П. Наука и повседневность: основания науки в цифровом обществе. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. - С.5-30.
98. Козырьков В.П. Освоение обыденного мира. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1999;-346с.
99. Колесникова Л.А. Историко революционная мемуаристика (1917-1935) как массовый источник по историирусских революций. - Автореф;д. ист. н. -2005.-52 с.
100. Кондаков И.В. Культурология: История культуры России: Курс лекций. М.,-Л., 2003.-616 с.
101. Кондаков И.В. Программа «Истории культуры, повседневности России» //www.countries.ru/libraiy/methoda/pr.13.ntm.
102. Конев В.А. Социальная философия. Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2006.
103. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского? народа в XVI и XVII столетиях.— М.: Республика, 1992. 303с.
104. Кравченко А.И. Культурология. М., 2000. 736с:
105. Кром М.М. Историческая антропология; СПб., 2004. — 168 с. Юб.Кром М.М: Повседневность как предмет исторического исследования: История повседневности; Сб. научных работ. СПб.: Изд-во Европейского университета в СПб. - СПб;, 2003 • Вып. 3. G.7 - 14.
106. Кузнецова A.A. Идейное и художественное своеобразие мемуарной прозы второстепенных писателей русской литературной эмиграции. Автореф. к. филолог, н. М., 2005. -18 с.
107. Кузнецова Е.С. Культура повседневности. М., 2006.
108. Культура повседневности. Тематический сборник по социокультурному практикуму. Владимир, 1996. 15с.
109. Лакшин В.Я. Пять великих имен. М.,1988.
110. Ш.Лебедева Г.В. Память и забвение как феномены культуры. Автореф. к. филос. н. Екатеринбург, 2006. — 25 с.
111. Левицкий Л. Где предел субъективности? // Вопросы литературы. 1974. №4. С.
112. ПЗ.Ле Гофф Ж. С небес на землю (Перемены в системе ориентаций на христианском Западе XII ХШвв.) // Одиссей: человек в истории. 1991. — М., 1991.-С. 25-47.
113. Лелеко В.Д. Повседневность как предмет культурологического анализа. Автореф. д. культуролог. СПб, 2002.
114. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре / Санкт- Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. СПб., 2002. - 320с.
115. Лелеко В.Д. Эстетика повседневности. СПб.: СПбГАК, 1994. 146с.
116. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М.: Изд- во Моск. унта, 1971.-40с.
117. Липин С. Повседневность и профессионализм // Повседневность как текст культуры: Материалы международной научной конференции. Киров,2005. -С.23 — 31.
118. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. Спб.,2006.-416 с.
119. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. №8.
120. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Л., 1985.
121. Лосев А.Ф. Человек // Философские науки. 1988. - №10. - С.66-77.
122. Луков М. В. Обыденная культура и культура повседневности // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 199-203.
123. Луков М. В. Культура повседневности как теоретическое понятие // Тезаурусный анализ мировой культуры. Вып. 2. М.: МосГУ, 2005. С. 54-74.
124. Луков М.В. Телевидение: конструирование культуры повседневности. Автореф: дис. канд. филос. н.- М., 2006. 24с;
125. Луконин Ю.В. Потребности человека. Учебное пособие. Барнаул, 2005. -237с.
126. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999. 208с.
127. Максимов И.Ю. Дневник как феномен текстуализации внутреннего мира человека//Исповедальные тексты культуры. СПб., 2007. С.98 — 106:
128. Маракулин Ю., К вопросу об особенностях мужского и женского мышления // Женщина в жизни общества: материалы международной конференции «Женская журналистика и женщина в журналистике». — СПб.-2001.-С.46-49.
129. Маргулис A.B., Степанов Е.И. Потребности человека: методологические проблемы комплексного исследования: (Аналитический обзор литературы) // Вопросы философии. 1986. - №4. - С.54 - 69.
130. Марков Б.В: Культура повседневности. Учебное пособие. Спб.: Питер, 2008. -352с.
131. Марков Б.В. Понятие повседневности в гносеологии и антропологии // Научная рациональность и структуры повседневности. СПб., 1999. - С.
132. Маркорян» Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван: Изд во АН АрмССР, 1973. - 146с.
133. Маркорян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 285с.
134. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 3. - С.7 - 544.
135. Маркс К. Экономическо философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 42. - С. 41 - 174.
136. Марченко Т.А. Потребность как внутренняя детерминанта образа жизни. Автореф. канд. соц. н. Ростов -на -Дону, 1993. - 35с.
137. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. — М.: Высш. шк., 1990. 128с.
138. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. М., 2003. 351с.
139. Машинский С.И. О мемуарно- автобиографическом жанре // Вопросы литературы. 1960. - №6. - С. 129 - 146.
140. Медушевская О.М. Современное зарубежное источниковедение,- М., 1983. 142с.
141. Медушевская О.М. История источниковедения в ХЕК — ХХвв. — М., 1988. -70с.
142. Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история и метод. 1996. -с.
143. Межуев М.В. Философия культуры: эпоха классики: Курс лекций. — М., 2003.
144. Мемуары на сломе эпох // Вопросы литературы. — 1999. №1. — С.
145. Милевская Т.Е. Мемуары перекресток трех наук (история, литературоведение, лингвистика) // История и филология: проблемы научной и образовательной интеграции. - Петрозаводск, 2000. — С. 229 — 234.
146. Минц С.С. Мемуары и российское дворянство. Источниковедческий аспект историко-психологического исследования. Автореф. дис. канд. Спб., 1998. с.
147. Минц С.С. Об особенностях эволюции источников мемуарного характера // История СССР. 1979. - №6. - С. 54-70.
148. Минц С.С. Российская мемуаристика последней трети XVIII первой трети XIX в. в контексте историко-психологического исследования. - СПб, 2000.
149. Минц С.С. Рождение культурологии. СПб. 1999.
150. Минц С.С. Социальная психология российского дворянства последней трети XVTII первой трети XIX в в освещении источников мемуарного характера. - СПб, 1981.
151. Михеев М. Дневник в России XIX- XX века эго-текст, или пред-текст. -М., 2006.-214с.
152. Мишуков О.В. Русская мемуаристика первой половины XIX века: проблемы жанра и стиля. Киев, 1997. - 324 с.
153. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 407с.
154. Мосс М. Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000. -448с.
155. Мягченко Г.Ю. Феномен культуры повседневности студенческого общежития. Автореф. канд. филос. н. — Тамбов, 2006.
156. Мялкин А.В, Способности и потребности личности. Диалектика формирования. — М., 1983. 260с.
157. Наливайко И.М. Повседневность и проблема культурной самоидентификации // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество. М., 2005. - С. 224 - 234.
158. Неклюдов С.Ю. Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика // Наивная литература: исследования и тексты. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. 246 с.
159. Никитина А.С. Тендерная лингвистика и коммуникация — интеграционный аспект // http://www.tsu.tmn.ru/frgfibio 10/text07.htm
160. Николаева Е.В. Неотрадиционализм в культуре повседневности: Российская версия к. XX в. Автореф: канд. культуролог. Mi, 2004 — 19с. 166 Новикова Н.Л. Культура повседневности. Теоретический аспект: Учебник. Саранск, 2004. - 164с.
161. Новикова Н.Л. Повседневность и язык: культурологические основания и эмпирические реалии. Автореф. д. филос. н. Саранск, 2003. - 34с.
162. Новикова H.JI. Повседневность как феномен культуры. Саранск, 2003. - 120с.
163. Оболенская C.B. «История повседневности» в современной; историографии в ФРГ // Одиссей: Человек в истории: 1990: Личность и общество. -М., 1990. С. 182 - 198.
164. Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972. -247с.
165. Опыт повседневности. 2005. - с.
166. Орлов C.B. Человек и его потребности. 2008. 160с.
167. Орлова Э.А. Социокультурное пространство« обыденной жизни: Методическое пособие по курсу "Культурная антропология". М.:ГАСК, 2002. - 104с.
168. Оскоцкий В.Д. Дневник как правда//Вопросы литературы. 1993. Вып.5. . С.З - 59. . .
169. Парамонова С.П. Мир повседневности. — М., 2004.
170. Пекарский П. Русские мемуары ХУШ века. 1855.
171. Петербургский текст повседневной культуры: Материалы всероссийской научной конференции. Спб., 2003. 84 с.
172. Повседневность, как текст культуры: Материалы международной научной конференции. Киров, 2005. — 376 с.
173. Пол. Тендер. Культура. М., 1999 •
174. Полтавцева Е. Применение синергетического подхода к вопросу изучения мемуарных источников // www.hmnanities.edu.ru/db/msg/39593'.
175. Поспелова А.И. Основные парадигмы культурологии. 2004. - с.
176. Потребностноведение. Учебное пособие./ Б.М. Мочанов и др. М., 1979, -79с.
177. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2006. 656с.
178. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 1986.
179. Проблема потребностей в этике и эстетике. Под ред. проф. М.С.Кагана, проф. В.Г.Иванова. JL: Изд-во Ленинградского университета. — 1976. — 175с.
180. Прогнозирование социальных потребностей молодежи: Опыт социологического исследования / Отв. ред. И.В. Бестужев — Лада. М.: Наука, 1978.-207с.
181. Прохоров A.A., Разлогов К.Э., Рузин Н.Д. Культура грядущего тысячелетия.
182. Пушкарева Н.Л. История повседневности и частной жизни глазами историка // Социальная история 2003. - М., 2003.
183. Пушкарева Н.Л. У истоков женской автобиографии в России // Филологические науки. 2000. №3. - С. 62 — 70.
184. Пыляев М. Записки русских людей первой половины XIX века. Исторический вестник. СПб., 1890, T.XXXIX.
185. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. Пер. с англ. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 304 с.
186. Репина Т.А., Синельников Ю.А. Мемуарная литература как область изучения российской истории (общий аспект) // Россия глазами мемуаристов: анализ неизвестных и малоизвестных воспоминаний. Мат. 36-й Всеросс. заочной науч. конф. СПб., 2004. - С.5 —11.
187. Розенблюм JIM. Творческие дневники Достоевского. Академия наук СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Наука, 1981. -368 с.
188. Россия глазами мемуаристов: анализ неизвестных и малоизвестных воспоминаний. Мат. 36-й Всеросс. заочной науч. конф. СПб., 2004. —240 с.
189. Румянцева М.Ф. Для чего люди пишут мемуары? (мемуаротворчество как способ социализации индивидуума) // Мир психологии. 1998. - №1. - С.
190. Рюткенен М. Тендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» // Филологические науки. 2000. - №3. - С. 5 - 18.
191. Савченко JI.A. Социология повседневности. Ростов - на - Дону, 2000. - 159с.
192. Салтыков Щедрин М.Е. О литературе и искусстве. М.: Искусство, 1953.-С.201, 347.
193. Сальникова A.A. Современное зарубежное источниковедение: теория и метод. Казань, 1999. - 59с.
194. Самсин А.И. Социально-философские проблемы исследования потребностей. М.: Высш. шк., 1987. - 159с.
195. Сенявская Е.С. Психология войны в XX веке. 1999.
196. Сенявская Е.С. Человек в войне. Историко-психологические очерки. 1997.
197. Сенявская Е.С. 1941 — 1945. Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование. 1995.
198. Симонов П.В. Избранные труды: в 2 т. Т.1: Мозг, эмоции, потребности, поведение. М., 2004. - 437с.
199. Симонов П.В. Ключевое значение потребностей в изучении психофизиологии человека // Вопросы философии — 1983. №10. — С.45 — 46.
200. Симонов П.В. Потребность как фактор отражательной деятельности мозга // Философские проблемы биологии. — М.: Наука, 1973. — С. 231 — 236.
201. Сиротина И.Л. Культурологический потенциал мемуарного источника: поиски новой парадигмы // http://anthropology.ru/ru/texts/sirotina/index.html
202. Сиротина И.Л. Культурологическое источниковедение: проблема мемуаристики // /http://anthropology.ru/ru/texts/sirotina/mdex.html
203. Сиротина И.Л. Отечественный тип философствования в мемуарах русской интеллигенции от XIX к XXI веку. Саранск, 2002. - 112 с.
204. Сметанина В.В. Культура повседневности сибирского рабочего 1920-30-е г.г. Автореф. канд. культуролог. М., 2006 - 21с.
205. Соколов Э. В1 Культурология. М.: Интерпракс, 1994. - 269с.
206. Сохань И.В. Повседневность как универсальное основание человеческой культуры. Автореф. дисс. к. филос. н. Томск, 1999. - 18 с.
207. Тартаковский А.Г. Мемуаристика как феномен культуры // Вопросы литературы. 1999. - №1. - С. 35 - 54.
208. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII- первой половины XIX в.М., 1991. -288с.
209. Тартаковский А.Г. 1812 год глазами- современников // 1812 год. .Военные дневники. М., 1990. С.5 - 28.
210. Тартаковский А.Г. 1812 год и русская мемуаристика. Опыт источниковедческого изучения. Автореф. дисс. д. ист. н. Л., 1982. 53 с.
211. Теория культуры Текст. : Учебное пособие. СПб.: Питер,'2008. -592с.
212. Терещенко А. Быт русского народа. 4.I-V. М.: Рус.книга, 1997 - 1999i
213. Тесля С.Н. Опыт аналитики повседневного. М.: Изд-во МГУ, 1995. -229с.
214. Томилина Т.Ю. Субъективно-личностная концепция женских мемуаров // www.lib.uaru.net/ inode/ 5658.html.
215. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. -М., 1983.-С.227-284.
216. Туев В.А. Человеческие потребности: (Эскиз философской теории). -Иркутск, 1998.-264с.
217. Утехин И.В. Быт больших коммунальных квартир г, Ленинграда (Петербурга) в 1970 -90. Стереотипы повседневного поведения. Афтореф. канд. ист. н. М., - 28с.
218. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
219. Феномен повседневности: Гуманитарные исследования. Философия. Культурология. История. Филология. Искусствоведение. Мат. Междунар. науч. конф. «Пушкинские чтения 2005» 6-7 июня 2005г. - СПб., 2005. — 252с.
220. Фетискин В.В. Потребности. Деятельность. Личность. Социально-философское исследование. М., 2001. 188с.
221. Флиер А. Я. Культурогенез . М., 1995. - 320 с.
222. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. — М.: Академ, проект, 2000.-496с.
223. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. - 448с.
224. Фромм Э. Здоровое общество. — М.: Транзиткнига, 2005. — 571с.
225. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 406с.232; Хейзинга Й. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в X3V и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. - 540с.
226. Чекунова А.Е. Русское мемуарное наследие второй половины XVII — XVIII вв.: Опыт источниковедческого анализа. — М., 1995. — 128с.
227. Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений в пяти томах. М.: Правда, 1974.
228. Чечулин Н. Мемуары, их значение и место в ряду исторических источников. СПб., 1891. - 387с.
229. Чулкина Н.Л. Мир повседневности в языковом сознании русских:лингвокультурологическое описание. М., 2004. 256 с.
230. Шкляева Е.Л. Мемуары как «текст культуры». Барнаул, 2006. — 168 с.179 ;
231. Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: Очерки феноменологической социологии. — М:.2003. — 334с.
232. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социс. 1988. - №2. -С.129 —137.
233. Эко У. Отсутствующая структура. СПб., 1998.
234. Элиас Э. О процессе цивилизации. Т. 1,2. М., 2001.
235. Ястребицкая А. Л. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей. Человек в истории. 1991. Культурно — антропологическаяистория сегодня. — М.: Наука, 1991. -С. 84-102.
236. И. СПИСОК СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
237. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова. СПб;, 2003:.
238. Большой экономический словарь/ под ред. А.Н: Азрелияна. -М., 1997.
239. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. СПб., 1996;
240. Краткая литературная энциклопедия. М.,1964.
241. Культурология XX век: Энциклопедия: В 2 кн. / Гл. ред. С.Я.Левит. -СПб., 1998.
242. Малый энциклопедический' словарь. Издание Брокгауз-Ефронъ. СПб., 1907.
243. Новейший философский словарь. М., 1998.
244. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская А.Н.; Российский фонд культуры; М.:АЗЪ, 1995. - 928с.
245. Социологический энциклопедический словарь /под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.
246. Философский словарь /под ред. И.Т.Фролова. М;, 2001.
247. И.Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона: В 82 т. СПб.,1896.
248. I. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ («НАИВНЫЕ» ДНЕВНИКИ)
249. Башурова И.К. Мой блокадный дневник// // Медики и блокада: взгляд сквозь годы: Воспоминания, фрагменты дневников. 1997.С.209-213.
250. Бем Б. Двенадцать мгновений войны из фронтового дневника юного танкиста ветерана Вооруженных Сил СССР генерал-майора танковых войск в отставке Сегаля Фридриха Иосифовича. Кельн, 2005. - 16 с.
251. Блокадный дневник Горшкова Н.П.//Блокадные дневники и документы. СПб., 2007.С.9-213.
252. Блокадный дневник Винокурова А.И.// Блокадные дневники и документы. СПб., 2007.С. 214-265.
253. Великотная Т.К. Дневник нашей печальной жизни в 1942 г.// Человек в блокаде. СПб., 2008. С. 83-125.
254. Георгиевский A.C. В тылу и на фронте. (Из дневника военного врача). СПб., 1996. 60с.
255. Грязнов A.A. Дневник 1941-1942 гг.// Человек в блокаде. СПб., 2008. С. 982.
256. Дети и блокада. Воспоминания, фрагменты дневников, свидетельства очевидцев. .2000.
257. Дневник Анатолия Забелина // http://www.lenblokada.ru/
258. Дневник Арсения Николаевича Державина // Домашний архив Державиных. Цифровые копии (архив Лаборатории народной культуры Магнитогорского государственного университета). Расшифровки О. Р. Николаева («Народный архив войны»: Электронный банк данных).
259. Дневник Веры Ананьевой // Пишу тебе с фронта (Письма и дневники участников ВОВ). Киров, 1990.- С.143-146.
260. Дневник Виктора Житомирского // http://www.lenblokada.rn/
261. Дневник Г.А. Князева // Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. Л.: Лениздат., 1984. С.262 - 542.
262. Дневник Дмитрия Георгиевича Фатеева // Домашний архив Фатеевых. Цифровые копии (архив Лаборатории народной культуры Магнитогорского государственного университета). Расшифровки О. Р. Николаева («Народный архив войны»: Электронный банк данных).
263. Дневник Еремина М.// Пишу тебе с фронта (Письма и дневники участников ВОВ). Киров, 1990.- С.75-79.
264. Дневник Клабукова А.// Пишу тебе с фронта (Письма и дневники участников ВОВ). Киров, 1990.- С.21-34.
265. Дневник Клары Рахман // http:// www.lenblokada.ru/
266. Дневник красноармейца Кузнецова С.И.// Блокадные дневники и документы. СПб., 2007. С.266-307.
267. Дневник красноармейца Путякова С.Ф.// Блокадные дневники и документы. СПб., 2007. С.308-361.
268. Дневник Л.Г. Охапкиной // Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. Л.: Лениздат., 1984. С.262 - 542.
269. Дневник Лутовинина С.М.// С верой в Победу. Письма, дневники, воспоминания фронтовиков. Тюмень, 2002. С. 129-174.
270. Дневник Марии Яковлевны Германовой 1941 года // Фольклорный архив Академической гимназии (Санкт-Петербург). Расшифровки О. Р. Николаева («Народный архив войны»: Электронный банк данных).
271. Дневник сержанта Федора Махортова//Тяжелый год, 10 июня 1941- 10 июня 1942 (Фрагменты дневников солдат Великой Отечественной войны). СПб., 2002. С.б-58.
272. Дневник Юры Рябинкина // Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга; Л.:
273. Лениздат., 1984. С.262 - 542.
274. Егоров Г. Свидетели суровых дней// Говорят живые и мертвые. Воспоминания, солдатские дневники и письма. Барнаул,1985. С.58-192.28.3аболотская Л:К. Дневник 23 августа 1942 года 6 июня 1943 года// Чёловек в блокаде. СПб., 2008. С. 126-144.
275. Из дневника Гребенщикова Н.В.// С верой в Победу. Письма, дневники, воспоминания фронтовиков. Тюмень, 2002. С.124-129.
276. Из дневника В Л.Лобанова//Пишу тебе с фронта (Письма и дневники участников ВОВ). Киров, 1990.-С.92-99.31 .Из дневника ленинградского юноши В.Г. Мантула // http://www.lenblokada.ru/
277. Из дневниковых записей старшего сержанта Георгия Иванова// // Тяжелый год, 10 июня 1941- 10 июня 1942 (Фрагменты дневников солдат Великой Отечественной войны). СПб., 2002. С.58-66.
278. Иноземцев H.H. Фронтовой дневник. М., 2005.-518с.
279. Кадина И.Г. Записки медсестры// Архитектор в солдатской шинели. Дневники, воспоминания, стихи, рассказы архитекторов-участников ВОВ 1941-1945. М.,1985. С.7-37.
280. Левина Э.Г. Дневник 12 января 1942 — 23 июля 1944 гг.// Человек в блокаде. СПб., 2008. С.145-213.
281. Матвейчик С.С. Блокнот// Много писать мне мешали бои. -М., 2005. С.157-188.
282. Никитин В.И. Дневник военного железнодорожника. 2004.
283. Память солдатского сердца. Фронтовые письма, дневники, воспоминания, боевые документы. Чебоксары, 1995. 397 с.
284. Панченко Г. И. Из фронтового дневника // Вестник, №10,11 мая 1999г.
285. Ползикова-Рубец К.В. Дневник учителя блокадной школы. (1941-1945). СПб., 2000.-248с.
286. Приклонский Э.Е. Дневник самоходчика. Боевой путь механика-водителя ИСУ-152,1942-1945. М., 2008. 575 с.
287. Саенко Н.Г. Таганрогский дневник (2 октября 1941 — 1 сентября 1943 г.) // «Нам запретили белый свет.»: альманах дневников и воспоминаний военных и послевоенных лет. М., 2006. — С.25 118.
288. Самарин H.H. Отрывки из дневника// Медики и блокада: взгляд сквозь годы: Воспоминания, фрагменты дневников. 1997.С.78-83.
289. Седельникова З.С. 275 дней войны. Блокадный дневник. Волгоград, 1995. -88 с.
290. Селиванов Е.И. Дорога к Победе. .Записки русского солдата Великой Отечественной войны (дневник) М., 2000.-174с.
291. Смольников Ф.М. Воюем'.Дневник фронтовика. Письма с фронта. М., 2000.-310с.
292. Сталинградская эпопея. .Дневники и письма солдат РККА и вермахта. М., 2000.-480с.
293. Стеженский В.И. Солдатский дневник. .военные страницы. М., 2005.- 240
294. Суворов Н.М. Сирены зовут на посты. Страницы блокадного дневника. JT., 1980.-160 с.
295. Тартаковский Б.Г. Из дневников военных лет. М., 2005.- 272 с.
296. Фрагменты дневника Бергман А.Г.//Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб., 2007.- 304с.
297. Фрагменты дневника Владимирова B.C.// Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб., 2007.- 304с.
298. Фрагменты дневника В.Н.// Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб., 2007.- 304с.
299. Фрагменты дневника Евдокимова А.Ф.// Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб., 2007.- 304с.
300. Фрагменты блокадного дневника Ивлевой В.М.// Будни подвига:блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб., 2007.-304с.
301. Фрагменты дневника Капранова Б.// Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб., 2007.- 304с.
302. Фрагменты дневника Кулябко ВТ.// Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб., 2007.- 304с.
303. Фрагменты дневника Лившица З.С.// Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб., 2007.- 304с.
304. Фрагменты дневника Мироновой Е.И.// Будни подвига: блокадная.жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб., 2007.- 304с.
305. Фрагменты дневника Назимова И.В.// Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб., 2007 304с.
306. Фрагменты дневника Нехлюдова Т.П.// Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб., 2007.- 304с.
307. Фрагмент дневника Рыбиной Н.В.// Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб., 2007.- 304с.
308. Фрагменты дневника Самарина П.М.// Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб., 2007.- 304с.
309. Фрагменты дневника Ходоркова А.Л.// Будни подвига: блокадная жизнь ленинградцев в дневниках, рисунках, документах. СПб., 2007.- 304с.
310. Хмелев Г.В. Я хочу на фронт.(Дневник, письма с передовой). М., 2005.-164с.бб.Хордикайнен Ю.А. Жизнь в оккупации. .Пушкин. Гатчина. Эстония.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.