Посмертное существование в философской картине мира: в христианской культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Карнаухов, Игорь Александрович

  • Карнаухов, Игорь Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 150
Карнаухов, Игорь Александрович. Посмертное существование в философской картине мира: в христианской культуре: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Тюмень. 2014. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Карнаухов, Игорь Александрович

Оглавление

Введение

Глава 1. Онтологические и гносеологические предпосылки эволюции христианской картины мира посмертного существования

1.1. Социально-мировоззренческие модели смысла жизни как онтологические основания картины мира посмертного существования

1.2. Картины мира посмертного существования в дохристианской культуре, ветхозаветной религии, философских представлениях иудеев как этапы становления христианской картины мира посмертного существования

Глава 2. Картины мира посмертного существования и отношения между ними в философии восточного христианства

2.1. Срединная модель посмертного существования в гностической философии

2.2. Бинарная модель посмертного существования в восточной патристике

Глава 3. Картины мира посмертного существования в философии западного христианства

3.1. Срединная модель посмертного существования в западной патристике Тертуллиана и Августина

3.2. Срединная модель посмертного существования в католической философии Фомы Аквинского

3.3. Эволюция картин мира посмертного существования в философии протестантизма (от бинарных моделей классического протестантизма

Лютера, Кальвина до срединных моделей постклассического

протестантизма)

Глава 4. Срединная модель картины мира посмертного существования в надконфессиональной философии

4.1. Система посмертной онтологии в учении Э. Сведенборга

4.2. Посмертное существование в теософии Е. П. Блаватской

4.3. Срединные модели посмертного бытия в теософии Е. И. Рерих и Р. Штайнера

Заключение

Список сокращений и условных обозначений

Словарь терминов

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Посмертное существование в философской картине мира: в христианской культуре»

Введение

Актуальность темы исследования. Посмертное существование является важной составляющей любого религиозно-философского учения. С первобытных времён человек начал создавать и одновременно исследовать области загробного царства. Одной из объективных причин этого являлась попытка объяснить устройство окружающего мира и устройство самого человека. Феномен смерти -это отправная точка религиозных и философских рассуждений о мире посмертного существования. Развитие представлений осуществлялось постепенно - от простых форм к более сложным системам. Картины мира посмертного существования (далее КмПС) создавались по принципу моделирования. Первобытный человек и человек древности моделировал загробный мир сообразно земному. Человек средних веков и человек Нового времени усложнял уже имеющиеся системы загробных царств. Человек двадцатого века уничтожал эти системы, но возвращался к ним вновь в новом столетии. Эволюция представлений о посмертном существовании происходила под действием философской и религиозной мысли, что приводило к усложнению уже созданных онтологических составляющих загробного мира.

На первый взгляд, философская картина мира дифференцирует бытие земного существования в полном объеме и рассматривает окружающую действительность как устойчивую систему сущностных элементов в их взаимосвязи с человеком. Однако в онтологическом ракурсе определяется только земное бытие, тогда как область посмертного существования не имеет необходимого научного рассмотрения. В таком виде современная философская картина мира представляется нам незавершенной. КмПС является её актуально-важным элементом, неотделимым от человеческого существования. Индивид моделирует мир потустороннего не случайным образом, а сознательно определяет его как отражение земной жизни в той или иной вариации. Практическим результатом такого рода деятельности является регулирование (в некоторых случаях саморегулирование) моральных норм человека; его способность к

коллективной жизни и внутреннее осмысление окружающей действительности. Так как человек находится в строго установленных границах земного существования, мироосмысление возможно на отрезке двух диаметральных полюсов: полюса жизни и полюса смерти. Осмысление жизни невозможно без осмысления смерти и наоборот. Они диалектически-зависимы друг от друга. Таким образом, определяющими элементами КмПС, а, следовательно, и философской картины мира, являются понятия «смысл жизни» и «смысл смерти». Указанные попятия на протяжении всей истории формально не изменяются, но их содержательная составляющая эволюционно варьируется. Это выражается в многообразии моделей КмПС, их подразделении на типы и виды. Выявить эти изменения, значит проследить динамику развития философской картины мира.

В современную эпоху падения аксиологических императивов особенно актуально осмысление жизни в научном, философском и религиозном ракурсах. Жизнь человека, как высшая ценность, наиболее полно сосредоточена в религиозной и философской картине мира. В нерелигиозном типе мировоззрения, жизнь, как аксиологический субстрат, имеет ценность посредством самобытия. Вне корреляции с посмертным существованием она рассматривается в строгих границах земного существования, тем самым, проявляется исключительно в узком спектре прижизненных событий и явлений - жизнь перестаёт существовать с наступлением смерти. Философская (как и религиозная) картина мира определяет жизнь посредством её объективного существования в диалектической связи со смертью. Последнее не является обязательным условием прекращения бытия жизни. Её бытие определяется свободными границами существования. Понятие «смысл жизни» является формообразующим элементом данной картины. Для создания онтологически-полной и содержательной модели мира, необходимо исследовать не только земное существование человека, но и моделируемое им загробное существование, которое, в свою очередь, является отражением земного. Большинство научных работ по философии рассматривают понятие «смерть», как оппозицию понятию «жизнь». При таком подходе теряется связующий элемент вышеназванных понятий, и в некотором отношении их внедрение в картину мира

проблематично. Земное существование необходимо рассматривать в единой связи с посмертным.

В настоящее время философская картина мира плюралистична. Она имеет отдельные элементы и категории. КмПС является необходимой категорией современной философской картины мира. КмПС не представлен в науке и, соответственно, требуют теоретической разработки. Уже имеющиеся элементы, такие как смысл жизни и смысл смерти образуют КмПС. В таком значении философская картина мира предстаёт как единство трёх составных понятий (смысл жизни, смысл смерти и КмПС). КмПС должен быть интегрирован в современную философскую картину мира, как необходимо-важная составная часть онтологии. Внедрение данного элемента (в единстве с этюдами) позволит проследить цикличность человеческого мышления от бинарного типа к тернарному, от тернарного к бинарному и т.д., основанное на онтологии посмертного существования.

Проблема посмертного существования вызывает интерес у многих исследователей: антропологов, культурологов, религиоведов, археологов и т.д. Каждый из них рассматривает проблему с определенных научных позиций. Однако в рамках онтологии и теории познания вопрос посмертного существования не имеет достаточного научного рассмотрения. Причиной этого могут быть последствия атеистической эпохи, во время которой области загробного мира не рассматривались как научно-необходимые. В настоящее время не имеется разработанных моделей, видов, типов посмертного существования; не проводились философские исследования, рассматривающие динамику развития данных представлений, их причины и следствия.

Степень научной разработанности проблемы. Вопрос посмертного существования есть по существу философский вопрос, но он носит междисциплинарный характер. В таком случае неизбежно использование источников различного типа.

Источниковую базу исследования можно разделить на несколько блоков: мифологические, философские и религиозно-философские труды; научные и научно-исторические источники отечественных и зарубежных авторов.

Возникновение и становление картин мира посмертного существования в первобытных обществах и дохристианских культурах отражено в мифологических трудах следующих исследователей: М. Белицкий, Гесиод, Гомер, Р. Грейвс, О. Ивик, В. Я. Петрухин, И. В. Рак и др.

Вопрос посмертного существования как философски-ориентированный вопрос теоретического исследования широко представлен в философских и религиозно-философских трудах Д. Антисери, Дж. Реале, апокрифических сказаниях составителя В. Витковского, Е. П. Блаватской, Ф. Бренье, К. Вальверде, Григория Богослова, Диогена Лаэртского, Ефрема Сирина, Игнатия (Брянчанинова), Иринея Лионского, А. Камю, Кирилла, архиепископа Александрийского, Ж. Ле Гоффа, Макария (Оксиюка), П. Милославского, В. Ф. Одоевского, А. И. Осипова, Р. Е. Пикирилли, H. Е. Покровского, М. Поснова, А. Радищева, Е. И. Рерих, В.В. Розанова, С. Розена, Ж.-П. Сартра, Э. Сведенборга, Серафима (Роуза), А. И. Сидорова, Б. 3. Фаликова, Р. Штайнера, М. Элиаде и др.

Исторические изменения в диалектической смене типов картин мира посмертного существования прослежены благодаря анализу научных и научно-исторических источников отечественных и зарубежных исследователей: В. 3. Антоненко, Е. В. Афонасин, Дж. Брунер, Н. В. Ганина, И. И. Евлампиев, B.C. Жидков, К. Б. Соколов, Л. Н. Митрохин, Р. Моуди, Н. И. Сагарда, И. С. Свенцицкая, Ф. В. Фаррар, И. Флавий, Ф. Шафф, И. Ялом и др.

Теоретическую и практическую ценность для исследования представляют оригинальные труды зарубежных авторов, не представленные на русском языке. Это работы следующих исследователей: Е. Brunner, Р. Н. Davids, J. Edwards, Cl. Geertz, ITyppolytus, J. Moltmann, Thomas d'Aquin и др.

Работы указанных выше авторов представляют значительный научный интерес. Однако в онтологически-гносеологическом аспекте не были разработаны теоретические модели картин мира посмертного существования в философской

картине мира христианской культуры в их диалектическом развитии. Данное исследование направлено на разрешение этой проблемы.

Актуальность темы исследования и степень её научной разработанности обусловили выбор объекта и предмета диссертационной работы, а также цели и задачи исследования.

Объектом диссертационного исследования является философская картина мира посмертного существования.

Предметом исследования являются модели картины мира посмертного существования в эволюционном и диалектическом развитии.

Цель настоящей работы заключается в определении онтологически-гносеологических закономерностей развития моделей КмПС в процессе диалектической эволюции.

В соответствии с целыо обозначены следующие ключевые задачи исследования:

• выявить определяющие элементы картины мира посмертного существования (КмПС), такие как смысл жизни и смысл смерти, в философской картине мира, дать им характеристику;

• разработать модели картины мира посмертного существования (КмПС), их типы и виды в диалектическом аспекте, категориально их определить;

• определить категории «бинарность», «тернарность»;

• проанализировать представления о посмертном существовании в древнееврейском обществе, проследить развитие древнееврейской мысли, установить соответствующие модели картины мира посмертного существования (КмПС);

• ввести в научный оборот земную модель картины мира посмертного существования (КмПС), как первый этап в эволюционном развитии КмПС.

• ввести в научный оборот небесную модель картины мира посмертного существования (КмПС). Проследить изменения модели в гностическом, патриотическом и схоластическом учениях.

• ввести в научный оборот срединную модель картины мира посмертного существования (КмПС). Проанализировать её развитие внутри католичества и протестантских течений и деноминаций. Выявить момент трансформации модели и момент её формирования в качестве ведущей модели КмПС в надконфессиональной синкретической философии;

• установить диалектику типов картины мира посмертного существования (КмПС) в христианской культуре.

• Интегрировать картину мира посмертного существования (КмПС) в онтологически-гносеологическое исследовательское поле.

Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена особенностями темы исследования и опирается на комплекс методов и подходов.

В работе широко применялись общенаучные методы анализа и синтеза наряду с компаративным методом. Был задействован диалектический метод, выраженный в понятиях закона единства и борьбы противоположностей, закона двойного отрицания. Применялся метод моделирования для создания и теоретического определения моделей картины мира посмертного существования; метод исторической аналогии - для нахождения общих признаков в отличные друг от друга исторические эпохи. Использовался эволюционистский подход, согласно которому все явления, в том числе, представления о посмертном существовании развиваются от простого к сложному. Для достижения поставленных задач научного исследования применялся системный и структурно-функциональный подходы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Введена в научный оборот категория «Картина мира посмертного существования (КмПС)» как онтологически-гносеологический элемент философской картины мира;

2. На основании анализа онтологически-гносеологических понятий «смысл жизни», «смысл смерти», составляющих социальные модели смысла жизни, разработаны модели КмПС (земная, небесная, срединная);

3. «Бинарность» и «тернарность» представлены как определяющие элементы социально-мировоззренческих моделей смысла жизни и КмПС;

4. Выявлен диалектический принцип смены мировоззренческих типов (бинарный, тернарный) в процессе эволюционного развития КмПС.

5. Вопрос природы посмертного огня, актуальный для восточного и западного христианства, является продуктом бинарного и тернарного мышления соответственно. Чувственно-бинарное мышление моделирует огонь нравственной (духовной) природы, тогда как рационально-тернарное мышление моделирует огонь как физический, тонкоматериальный.

Положения исследования, выносимые на защиту:

1. Категория КмПС, интегрированная в философскую картину мира, расширяет научный инструментарий позиаиия бытия.

2. Философские понятия «смысл жизни» и «смысл смерти» формируют социально-мировоззренческие модели смысла жизни: земную, небесную, срединную модели. В качестве смыслоформирующих функциональных единиц, они образуют модели картины мира посмертного существования: антропоцентрическую, теоцентрическую и антропотеоцентрическую модели соответственно.

3. Основанные на типе мышления категории «бинарность» и «тернарность» определяют социальную онтологию и образуют типы моделей картины мира посмертного существования (КмПС). Бинарному типу модели КмПС свойственно двухчастное строение (праведник-грешник; рай-ад). Тернарному типу - трёхчастное (праведник - грешник - не праведник-не грешник; рай - ад - срединное место).

4. Рассмотрение пограничных моделей картины мира посмертного существования (КмПС) приводит к глубокому пониманию истоков противостояния западной и восточной модели христианства: адский огонь

бинарного Востока предполагает теоцентрическое (нравственное) искупление грехов, в отличие от очистительного (физического) огня тернарного Запада, имеющего антропологический характер.

5. Развитие картины мира посмертного существования (КмПС) в христианстве основано на принципе диалектической борьбы мировоззренческих типов. Бинарная модель КмПС ветхозаветной и новозаветной традиции сменяется тернарной моделью КмПС иудейских апокрифов, Талмуда, эллинистической и гностической философии. Как отрицание установившейся тернарности мистических направлений иудаизма и христианства возникает восточная патристика, бинарная в своей основе, которая впоследствии отрицается философствующей мыслью западного католичества. Новым отрицанием тернарности становится диалектический возврат классического протестантизма Лютера, Кальвина к бинарной новозаветной модели посмертного существования. Интеллектуализм западного мышления отрицает бинарность в новых направлениях маргинального и постклассического протестантизма.

6. Широкое распространение тернарной надконфессиональной философии в ХХ-ХХ1 вв. обусловлено расцветом тернарного типа мышления. Процесс диалектической эволюции западного мышления оформился как синтез востока и запада внутри тернарности. Тернарный тип западного мышления, рационализированный и индивидуализированный, достиг наивысшей точки развития внутри надконфессиональной философии девятнадцатого-двадцатого веков. Ввиду наблюдающихся признаков упадка современного тернарного мировоззрения, на основании методологического принципа прогнозирования, можно сделать вывод о его замене бинарным типом мышления.

Теоритическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке отсутствующих элементов философской картины мира (модели, виды и типы картины мира посмертного существования), в их теоретическом обосновании, в анализе и синтезе онтологических структур, в анализе исторически-

эволюционного процесса изменения представлений о загробном существовании и в выявлении диалектических составляющих этого процесса в христианской культуре.

Практическая значимость исследования состоит в расширении онтологически-гносеологических границ философского знания, что, в свою очередь, приводит к совершенствованию уже существующей научной системы. Представления о посмертном существовании в христианстве с позиций философии аксиологически значимы: их изучение способствует духовному и нравственному развитию общества.

Результаты данной работы могут применяться в лекционных курсах и семинарах по предметам социально-гуманитарного профиля: философия, религиоведение, история, культурология, социология, антропология и другие. По материалам исследования возможна разработка специального курса, учебных пособий, учебно-методических материалов для студентов учреждений высшего образования.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертации представлены в научных работах автора: в 10 публикациях, статьях и текстах тезисов научных докладов (из них - 3 опубликованы в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, а также 7 - в сборниках материалов международных и всероссийских конференций).

Отдельные тезисы и выводы докладывались и обсуждались на 5 всероссийских, международных конференциях: Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов «Демократия и гражданские инициативы в глобальном мире» (Тюмень, 2012), VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (Самара, 2012), II Всероссийской научно-практической конференции «Межкультурные коммуникации и идеология миротворчества» (Тюмень, 2012), Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых

«Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона» (Тюмень, 2013), Международной научной конференции «Современные проблемы науки и образования» (Москва, 2014).

Материалы данного исследования используются в лекционном блоке курса «Философия» на кафедре философии ТюмГНГУ.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, содержащая десять параграфов, заключения, списка сокращений и условных обозначений, словаря терминов и библиографического списка, включающего 162 наименования. Объём работы составляет 150 страниц.

Глава 1. Онтологические и гносеологические предпосылки эволюции христианской картины мира посмертного существования

1.1. Социально-мировоззренческие модели смысла жизни как онтологические основания картины мира посмертного существования

Философская картина мира посмертного существования является одной из составляющих онтологического и гносеологического содержания категории «картина мира». Понятие картины мира многоаспектно. Оно может рассматриваться как с философских, так и с религиозных, психологических, художественных, научных и иных позиций.

Картина мира - это всеобщая категория, определяющая миропонимание нации, народа, отдельной личности, внутри социальной группы, профессиональных объединений и т.п. Роберт Редфильд сформулировал концепцию картины мира, хотя Л. Витгенштейн в работе «Логико-философский трактат» первым ввёл в научный обиход данный термин. Согласно Редфильду, «картина мира — это видение мироздания» народа, способного к самоопределению и к осознанию своей исключительности в мире. Картина мира отражает взгляд человека определенной культуры на внешний мир. Редфильд указывал на то, что не может существовать общенародной картины мира - одна культура может содержать в себе несколько культурных обычаев. Редфильд выделял культурное наследие «школ и храмов» («большая традиция») и наследие деревенской общины («малая традиция»). Он уравнял эти понятия и пришёл к выводу, что традиции, а тем самым и картины мира различных общин, различны. Он отмечал, что описание картины мира - это приём, благодаря которому этнолог смотрит на мир как бы глазами «туземцев» и передает «их порядок, их категории, их акценты», то есть «вживается» в культуру и понимает её так, как тот или иной народ. Он разработал систему, включающую в себя определенные когнитивные установки того или иного общества: философские, религиозные и научные воззрения, этические нормы и эстетические категории.

Клиффорд Гиртц в 1970 году дал следующее определение понятия «картина мира». Он писал, что она представляет собой присущую носителю данной

культуры «картину того, как существуют вещи, <...> его концепцию природы, себя и общества» [156, с. 325].

B.C. Жидков определял картину мира как «сложноструктурированную целостность, включающую три главных компонента: мировоззрение, мировосприятие и мироощущение. Эти компоненты объединены специфическим для данной эпохи, этноса или субкультуры образом» [53, с. 56]. Брунер ввёл понятие «каркаса» картины мира, набора исходных категорий или принципов, фундаментальных представлений о мире, которые основаны на врождённых свойствах человека. «Движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство суть категории, которым, скорее всего, соответствует нечто первичное» [23, с. 17]. Эти принципы интегрированы в картину мира, и не всегда осознаются человеком; они функциональны, поэтому, на их основе можно дать оценку любой жизненной ситуации, определить её смысл. М.С. Каган рассматривал картину мира как интегральную типологическую характеристику культуры, центром которой, по праву, является человек-создатель культуры. Ни одно из вышеприведённых определений картины мира логически не исключает, как её элемент, картину мира посмертного существования (КмПС).

В современном научном сообществе принято выделять три основных картины мира: религиозная, научная и философская.

Религиозная картина мира - стройная система знаний, предметом которой является соотношение земного и потустороннего бытия. Обладающая дуалистичностыо она противопоставляет абсолютное (божественное) естественному (мирскому). Человек познает мир на иррациональном уровне, при помощи веры, опираясь на толкования священных текстов или на мистический опыт.

Научная картина мира есть обширное поле знаний, охватывающее все многообразие наук. В широком смысле, научная картина мира - это единая система представлений об общих закономерностях и свойствах окружающей действительности, разработанная как результат синтеза и обобщения основных научных терминов и фундаментальных принципов, функционирующая на

обширной методологической базе познания. Научное познание осуществляется путём нахождения фактов, построения теорий, гипотез и т.д., достоверность которых можно подтвердить или опровергнуть.

Философская картина мира раскрывает мироздание во взаимоотношениях человека и мира в следующих ракурсах: онтологическом, гносеологическом, ценностном и деятельностном. Философские картины мира находятся в диалектическом единстве и одновременно борьбе друг с другом. Познание мира происходит на умозрительном уровне, понятийно. Философская картина мира есть «системно-рационализированная совокупность представлений о мире в целом», включающая в него и самого человека.

Философская картина мира дифференцирует бытие земного существования в полном объеме и рассматривает окружающую действительность как устойчивую систему сущностных элементов в их взаимосвязи с человеком. Однако в онтологическом ракурсе определяется только земное бытие, тогда как область посмертного существования не имеет необходимого теоретического анализа. В таком виде современная философская картина мира представляется нам незавершенной. КмПС является её актуально важным элементом, неотделимым от человеческого существования. Индивид моделирует мир потустороннего не случайным образом, а сознательно определяет его как отражение смысла земной жизни в той или иной вариации. Практическим результатом такого рода деятельности является регулирование (в некоторых случаях саморегулирование) моральных норм человека; его способность к коллективной жизни и внутреннее осмысление окружающей действительности. Так как человек находится в строго установленных границах земного существования, мироосмысление возможно на отрезке двух диаметральных полюсов: полюса жизни и полюса смерти. Осмысление жизни невозможно без осмысления смерти и наоборот. Они диалектически зависимы друг от друга. Таким образом, определяющими элементами КмПС, а, следовательно, и философской картины мира, являются философские понятия «смысл жизни» и «смысл смерти».

Понятия «смысл жизни» и «смысл смерти» на протяжении всей истории формально не изменяются, но их содержательная составляющая эволюционно варьируется. Это выражается в многообразии зависящих от них моделей КмПС, их подразделении на типы и виды. Выявить эти изменения, значит проследить динамику в развитии философской картины мира, структурно-функциональной специфики посмертного существования.

В современную эпоху проблемное™ аксиологических императивов актуально осмысление жизни в связи категорий «жизнь» и «смерть». Большинство научных работ по философии рассматривают категорию «смерть» как оппозицию категории «жизнь». При таком подходе теряется связующий элемент этих категорий, и в таком отношении их внедрение в картину мира является незавершённым. Снятие противоположности «жизнь» и «смерть» достигается их синтезом в категории КмПС.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Карнаухов, Игорь Александрович, 2014 год

Список литературы

1. Августин. О граде Божьем. XIV-XXII. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. - 586 с.

2. Августин. Эихиридион Лаврентию о вере, надежде и любви // Творения: В 4 т. Т. 2: Теологические трактаты. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. - 751 с.

3. Амвросий (Погодин). Марк Эфесский и Флорентийская уния. -Владимир: Изд-во Посад, 1994. -242 с.

4. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. - ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 368 с.

5. Антоненко В. 3. Социальная природа и эволюция религиозных представлений о посмертном существовании: дис. канд. филос. наук. Московский ордена Ленина, ордена октябрьской революции и ордена трудового красного знамени Государственный Университет им. М. В. Ломоносва. - Москва, 1986. - 163 с.

6. Антоний Великий. Поучения / Сост. Е. А. Смирновой. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - 704 с. - (Духовная сокровищница).

7. Апокрифические сказания: патриархи, пророки и апостолы / [сост., вступ. ст., коммент. В. Витковского]. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007. -405 с. - (Серия «Александрийская библиотека»).

8. Аполлодор. Мифологическая библиотека. - М.: Наука, 1972. -216 с.

9. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М.: Прогресс-академия, 1992.-528 с.

10. Афонасин Е. В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2002. - 368 с. - (Серия «Библиотека христианской мысли». Источники).

11. Барт К. Очерк догматики. Лекции, прочитанные в университете Бонна в летний семестр 1946 года. - СПб.: Изд-во Алетейя, 2000. - 272 с.

12. Барыш Ю. П. Критика эсхатологии современного протестантизма: дис. канд. филос. наук. - Л., 1982. - 178 с.

13. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. - М.: Вече, 2000. - 432 с. -(Тайны древних цивилизаций).

14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. -М.: Российское Библейское общество, 2009. - 1376 с.

15. Блаватская Е. П. Избранные статьи. - М.: Новый Акрополь, 1996.-512 с.

16. Блаватская Е. П. Мысли о карме и реинкарнации // Теософические архивы (сборник). М., 1999. - 1893 с.

17. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т.З. - М.: Эксмо, 2010. - 752

с.

18. Блаватская Е. П. Теософия и практический оккультизм. - М.: Сфера, 1993.-370 с.

19. Блаватская Е. П. Теософский словарь. - М.: Сфера, 1994. - 576 с.

20. Блаватская Е. П. Феномен человека. / Пер. с англ. - М.: Сфера, 2004.-480 с.

21. Бортник С. Богословие Юргена Мольтмана // Журнал «Церковь и время». Номер 4 (45). - 2008. - С. 191-229.

22. Бренье Ф. Евреи и Талмуд. - М.: «Ладомир», 1994. - 112 с.

23. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с. -(Общественные науки за рубежом. Философия и социология).

24. Бруннер Э. Христианская доктрина о церкви, вере и конце времен, Т. 3. - Филадельфия: Westminster, 1960. - 421 с.

25. Будущая загробная жизнь: Православное учение / сост. В.М. Зоберн. - М.: Эксмо, 2012. - 304 с.

26. Бультман Р. Избранное: вера и понимание: сборник / Отв. ред. и сост. С. В. Лёзов. - М.: Росспэн, 2004. - 751 с.

27. Вальверде Карлос. Философская антропология. Пер. с испан. Г. Вдовиной. - М.: Христианская Россия, 2000. - Серия «Аматека». - 412 с.

28. Василий Великий. Творения. Т. 1. - СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1911.-644 с.

29. Василий Великий. Творения. Т. 2. - СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1911.-530 с.

30. Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исаии // Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Новый исправленный перевод Московской Духовной Академии. - М., 2002. - 148 с.

31. Васильев Л. С. История религий Востока. - М.: КДУ, 2004. - 704

с.

32. Ветхозаветные апокрифы: Книга Еноха; Книга Юбилеев, или Малое Бытие; Заветы двенадцати патриархов; Псалмы Соломона / сост., вступ. ст. и примеч. П. Берсенева. - СПб.: Амфора, 2009. - 407 с.

33. Ганина Н. В. Эволюция представлений о загробном мире (религиозно-мифологический аспект): дис. канд. культур, наук. Московский Государственный Университет Культуры и Искусств. - Москва, 2005. - 190 с.

34. Гартфельд Г. Немецкое богословие Нового времени. - М.: Московская богословская семинария евангельских христиан-баптистов, 2005. -304 с.

35. Гесиод. Теогония // Полное собрание текстов. - Пер.: В.В. Вересаева, О.П. Цыбенко. - М.: Лабиринт, 2001. - 256 с.

36. Гомер. Илиада. Одиссея / Пер.: Н. Гнедич, В. Жуковский. - М., 1967.-766 с.

37. Грейвс Р. Мифы Древней Греции / Пер. с англ.: К. П. Лукьяненко; Под ред. и с послесл. А. А. Тахо-Годи. - М.: Прогресс, 1992. - 620 с.

38. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. - СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1912.-680 с.

39. Григорий Богослов. Творения. Т. 2. - СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1912.-596 с.

40. Григорий Двоеслов. Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души. - М.: Сибирская благозвонница, 2012. -214с.

41. Григорий Нисский. Творения. Т. 4. - М.: Типография В. Готье,

1862.-400 с.

42. Григорий Нисский. Творения. Т. 8. - М.: Типография В. Готье, 1872.-536 с.

43. Данте Алигьери. Божественная комедия / Пер. с итал. Д. Минаева. - М.: Эксмо, 2009. - 864 с.

44. Добротолюбие: В 5 т. - Т. 1. - 4-е изд. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. - 608 с.

45. Евлампиев И. И. История русской метафизики в Х1Х-ХХ веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть I. - СПб.: Алетейя, 2000. - 415 с.

46. Еврейская энциклопедия. Т. 7. Данциг - Ибн-Эзра. Под редакцией Л. Каценельсона и Д.Г. Гинцбурга. СПб.: Изд-во: Брокгауз-Ефрон. 1908-1913.-960 с.

47. Епифаний Кипрский. Творения. Ч. 1. - М.: Типография В. Готье,

1863.-386 с.

48. Епифанович С. Л. Лекции по патрологии. - СПб.: Воскресение, 2010.-612 с.

49. Ермишин О. Т. Философия религии: Концепция религии в зарубежной и русской философии. - М.: ПСТГУ, 2009. - 224 с.

50. Ефрем Сирин. Творения. Т. 2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - М.: Сергиев Посад, 1907.-430 с.

51. Ефрем Сирин. Творения. Т. 3. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994 // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - М.: Сергиев Посад, 1912.-428 с.

52. Ефрем Сирин. Творения. Т. 5. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - М.: Сергиев Посад, 1907.-520 с.

53. Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. - СПб.: Алетейя, 2003.-464 с.

54. Жильсон Э. Избранное. Т. 1 Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. - М.: Культурная инициатива, 2000. -496 с.

55. Жильсон Э. Избранное. Т. 2: Христианская философия. Пер. с франц. и англ. - М.: РОССПЭН, 2004. - 704 с.

56. Зедльмайр X. Утрата середины / Пер. с нем. С.С. Ванеяна. - М.: Прогресс-традиция, 2008. - 640 с.

57. Иванов А. В. Живая Этика как метазнание // В защиту имени и наследия Рерихов. Материалы международной научно-общественной конференции. 2001. - М.: Международный Центр Рерихов, 2002. - 345 с.

58. Ивик. О. История загробного мира. - М.: Текст, 2010. - 349 с.

59. Игнатий (Брянчанинов). Жизнь. Смерть. Бессмертие. - М.: Духовное просвещение, 2011. - 416 с.

60. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1895. - 883 с.

61. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1906. - 1581 с.

62. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 6. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1900. - 982 с.

63. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 7. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1901. - 912 с.

64. Ипполит, епископ Римский. О Христе и антихристе. - СПб.: Библиополис, 2008. -400 с.

65. Ириней Лионский. Творения. Репринтное издание. - М.: Паломник, Благовест, 1996 // Сочинения святаго Иринея, епископа Лионскаго. -СПб, 1900.-642 с.

66. Каган М. С. Художественная культура в докапиталистических формациях. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984. - 302 с.

67. Кальвин. Ж. Наставления в христианской вере. Книга 3. - USA, 1998.-479 с.

68. Камю А. Творчество и свобода. Сборник. Пер. с франц. / Составление и предисловие К. Долгова. Комментарий С. Зенкина. - М.: Радуга, 1990.-608 с.

69. Католичество / Автор-сост. A.A. Грицанов. - Мн.: Книжный дом, 2006.-384 с.

70. Кирилл, архиепископ Александрийский. Слово о исходе души и страшном суде. - М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1909. - С. 3-19.

71. Клемен К. Жизнь мертвых в религиях человечества. - М.: Intrada, 2002. - 224 с.

72. Климент Александрийский. Строматы. Т. 2 (Книги 4-5). Издание подготовил Е. В. Афонасин. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2003. -336 с. - (Серия «Библиотека христианской мысли». Источники).

73. Клюев А. В. Свобода от смерти. - М.: Пилигрим-Пресс, 2004. -

304 с.

74. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 9. Фейдман-Чуэтас. -Иерусалим, 1999. - 1280 с.

75. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании / Пер. с англ. - К.: София, 2001.-320 с.

76. Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Перевод с древнегреческого М.Л. Гаспарова. - М.: «Мысль», 1986.-571 с.

77. Ле Гофф Ж. Рождение Чистилища. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2011. - 544 с.

78. Лопухин А. П. Библейская история Ветхого завета. - Монреаль: Ас1уаг, 1986.-402 с.

79. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - 525 с.

80. Льюис Дж. Р. Энциклопедия представлений о жизни после смерти. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 544 с.

81. Лютер М. 95 тезисов // 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. И коммент. И. Фокина. - СПб.: Роза мира, 2002. - 720 с.

82. Лютер М. О свободе христианина // 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. И коммент. И. Фокина. - СПб.: Роза мира, 2002. - 720 с.

83. Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. - М.: Паломник, 1999.-750 с.

84. Макарий Египетский. Духовные беседы. Репринтное издание. -М.: Свято-троицкая Сергиева Лавра, 1994 // Духовные беседы, послания и слова. - М.: Свято-троицкая Сергиева Лавра, 1904. - 490 с.

85. Милославский П. Идея душепереселения у Оригена / П. Милославский. Исследования о странствиях и переселениях душ // Переселение душ. Сборник. - М.: Ассоциация Духовного Единения «Золотой век», 1994.-426 с.

86. Митрофан. Загробная жизнь. - К.: Радуга, 1991. - 332 с.

87. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. - СПб.: РХГИ, 1997.-480 с.

88. Митрохин Л.Н. Мои философские собеседники. - СПб.: Изд-во РХГА, 2005.-648 с.

89. Моуди Р. Жизнь после жизни и дальнейшие размышления о жизни после жизни / Перев. с англ. - М.: София, 2008. - 352 с.

90. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003. - 668 с.

91. Одоевский В. Ф. Русские ночи. - М. Наука, 1976. - 327 с.

92. Ориген. О началах. Против Цельса. СПб.: Библиополис, 2008. -

792 с.

93. Орлов А. А. «Потаенные книги»: иудейская мистика в славянских апокрифах. - М.: Мосты культуры / Гешарим, 2011. - 318 с.

94. Осипов А. И. - Путь разума в поисках истины. - М.: Данилов монастырь, 2008. - 201 с

95. Осипов А. И. Посмертная жизнь. Беседы современного богослова. - М.: Даниловский благовестник, 2008. - 144 с.

96. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высш. шк., 1994.-368 с.

97. Панчул Ю. Можно ли вылечиться от смерти? / Юрий Панчул // Новое Время. - 2008. № 34 (80). - С. 54-57.

98. Петрухин В. Я. Загробный мир. Мифы о загробном мире: мифы разных народов. М.: ACT: Астрель, 2010. - 416 с.

99. Пикирилли Р. Е. Кальвинизм, арминианство и богословие спасения. - СПб.: Библия для всех, 2002. - 291 с.

100. Покровский Н. Е. Ранняя американская философия. - М.: Высш. шк., 1989.-246 с.

101. Поснов М. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. - Киев, 1917. Репринт: Брюссель: «Жизнь с Богом», 1991. - 829 с.

102. Православие / Автор-сост. Ю.Н. Иванов. - Мн.: Книжный дом, 2006.-384 с.

103. Раби Моше бен Нахман (Рамбан). Врата воздаяния. -Иерусалим: Швут Ами, 2000. - 126 с.

104. Радищев А. Н. Сочинения. - М.: Худож. Лит., 1988. - 687 с.

105. Рак И. В. Египетская мифология. - СПб.: Журнал «Нева», 2000. -414с.

106. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М.: Политиздат, 1990. - 479 с.

107. Рерих Е. И. Письма (1938-1939 гг.). Т. 6. - М.: Международный Центр Рерихов, 2006. - 560 с.

108. Рерих Е. И. Сокровенное знание. Теория и практика Агни-йоги. - М.: РИПОЛ классик, 2006. - 864 с.

109. Розанов В. В. Собрание сочинений. Во дворе язычников / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. - М.: Республика, 1999. -463 с.

110. Розен С. Реинкарнация в мировых религиях. - М.: Философская книга, 2002. - 75 с.

111. Роттердамский Э. Философские произведения. - М.: Наука, 1987.-702 с.

112. Рубинштейн М. М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. Т. 1. - М. Территория будущего, 2008. - 576 с.

113. Рубинштейн М. М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу. Т. 2. - М. Территория будущего, 2008. - 376 с.

114. Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I-IV века. - М.: Издательский совет РПЦ, 2004. - 796 с.

115. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000. - 639 с. - (Мыслители XX века).

116. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Сартр Ж.-П. // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.

117. Сведенборг Э. О Небесах, Мире духов и аде. - СПб.: Амфора, 2008.-416 с.

118. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. - 336 с.

119. Святые отцы Церкви и церковные писатели в трудах православных ученых. Святитель Василий Великий. - М.: Сибирская благозвонница, 2011. - 480 с.

120. Серафим (Роуз). Душа после смерти. - М.: Лепта Книга, 2010. -458 с. - (Испытание мудростью; вып. 13).

121. Сидоров А. И. Гностицизм и философия (учение Василида по Ипполиту) // Религии мира. История и современность. Ежегодник. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1982. - С. 159-179.

122. Словарь философских терминов. Науч. ред. проф. В. Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 731 с.

123. Современная буржуазная философия / Под редакцией проф. А.С.Богомолова, проф. Ю. К. Мельвиля, проф. И. С. Нарского. - М.: Высш. школа, 1978.-582 с.

124. Сторожевая башня от 01.05.1999. - С. 6.

125. Тайны загробного мира / Сост. архимандрит Пантелеймон. -Калуга: Синтагма, 1999. - 320 с.

126. Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. Апологетик. К Скапуле. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. - 256 с.

127. Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. О душе. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. - 256 с.

128. Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. О прескрипции [против] еретиков. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. -20 с.

129. Тертуллиан. О воскресении плоти // Избранные сочинения: Пер. с лат. / Общ. ред. и сост. А. А. Столярова. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994.-448 с.

130. Тетруллиан Квинт Септимий Флоренс. Трактаты. - Litres (электронная книга), 2013. - 396 с.

131. Тиллих П. Мужество быть // Избранное. М.: «Юрист», 1995. - С.

7-131.

132. Тиллих П. Систематическая теология. Т. 1-2. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 463 с.

133. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. - СПб: Азбука-классика, 2005. - 480 с.

134. Фаликов Б. 3. Новые религиозные движения христианского и нехристианского происхождения // Христианство и другие религии: Сборник статей. Приложение к книге свящ. Георгия Кочеткова «Идите, научите все народы. Катехизис для катехизаторов». М., 1999. - 104 с.

135. Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви: в 2-х т. Т. 2. — М.: Сретенский монастырь, 2001. - 613 с.

136. Федченков С. А. Святой Ириней Лионский. Его жизнь и литературная деятельность. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. -576 с. - (Серия «Библиотека христианской мысли. Исследования»).

137. Флавий И. Иудейская война. - М.: Мосты культуры / Гешарим, 2008. - 524 с.

138. Флавий И. Иудейские древности в 2 т. Т. 2. Кн. 13-20. - М.: ООО Издательство ACT: «Ладомир», 2002. - 784 с. - (Классическая мысль).

139. Фролов И. Т. О жизни, смерти и бессмертии: Этюды нового (реального) гуманизма // Вопросы философии, 1983. - № 1,2.

140. Христианство. Словарь / Под ред. Л. Митрохина. М., 1994. - 559

с.

141. Христианство. Словарь. / Под ред. Л. Митрохина. М.: Республика, 1994. - 560 с.

142. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1. - М.: «Наука», 1991. - 768 с.

143. Шафф Ф. История христианской Церкви. - СПб.: Библия для всех, 2009.-Т.7.-463 с.

144. Швечиков А. Н. Рай земной: новая сказка. Об идеологической и социально-политической доктрине иеговизма. - СПб.: Кайрос, 1997. — 158 с.

145. Шилишпанов Р.В. Конфессиональные и типологические характеристики «Свидетелей Иеговы» (религиоведческий анализ). - Белгород: «Белгородский Государственный университет», 2006. - 218 с.

146. Шломо-Залман Ариэль. Энциклопедия иудаизма Меир Натив. -Тель-Авив: Массада, 1983. - 343 с.

147. Штайнер Р. Космология, религия и философия. - М.: Парсифаль, 1998.-509 с.

148. Штайнер Р. Очерк тайноведения. - Харьков: Фолио, 2004. - 397

с.

149. Штайнер Р. Теософия. - М.: Амрита-Русь, 2004 г. - 160 с.

150. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т. 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. - М.: Критерион, 2002. - 512 с.

151. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / Перевод Т. С. Драбкиной. - М.: «Класс», 1999. - 321 с.

Литература на иностранных языках

152. Brunner Е. Eternal Hope. The Westminster Press, 1954. - 232 Pp.

153. Congar Y. Vaste monde, ma paroisse. Verite et dimensions du salut. -Paris, 1966.

154. Davids P. H. Death. Evangelical Dictionary of Theology. Edited by Walter A. Elwell. Baker Book House, Michigan, 1992.

155. Edwards J. Sinners in the Hands of an Angry God. A Sermon Preached at Enfield, July 8th, 1741. - Electronic Texts in American Studies, 1998. -54 Pp.

156. Geertz CI. Ethos. World-View and the Analysis of Sacred Symbols. In: Hamme E. A. and Simmons W. S. Man Makes Sense. - Boston: Little, Brownand Company, 1970.

157. Hyppolytus. The refutation of all heresies. Translated by J. H. Macmahon. - Edinburgh: Т. & T. Clark, 1868. - 508 Pp.

Spirit of God. Trans. Margaret Kohl. - San Francisco: Harper and Row, 1993. - 384 Pp.

159. The Theosophist. Vol. IV, №11 (47), August, 1883. - Pp. 266-272.

160. Thomas d'Aquin, Somme theologique. - Paris, Tournai, Rome, 1951.-341 Pp.

Электронные ресурсы

161. Лютер M. О приготовлении к смерти / Перевод: Д. Штернбек. -Режим доступа: http://soluschristus.ru/biblioteka/martin lyuter/1. (Дата обращения: 20.05.14).

162. Что случилось с адским огнем? - Режим доступа: http://www.watchtower.Org/u/20020715/article 02.htm/. (Дата обращения: 20.05.14).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.