Послевоенные татарские романы: проблемы творческого метода: 1945 - 1960 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Кашапова, Айгуль Миннихарисовна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кашапова, Айгуль Миннихарисовна
Введение.
Глава I. Эстетические и исторические предпосылки новой волны романтизма в татарской литературе послевоенных лет.
Глава И. Романтический пафос в послевоенных татарских романах.
Глава III. Принцип создания романтических культов в татарских романах
1945-1960-х годов.
Глава IV. Поэтика татарских романов послевоенного периода.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Роман Кави Наджми "Весенние ветры": проблемы метода и поэтики2010 год, кандидат филологических наук Юнусова, Фания Васбирахмановна
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов XX века2010 год, кандидат филологических наук Мухарлямова, Гульназ Нурфатовна
Национальная проза на сцене Татарского государственного академического театра имени Г. Камала2010 год, кандидат филологических наук Фардеева, Динара Радиевна
Соотношение исторического и художественного в романе Нурихана Фаттаха "Свистящие стрелы"2007 год, кандидат филологических наук Хайрутдинова, Резеда Рафаилевна
Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" в контексте французской романтической прозы первой трети XIX века2002 год, кандидат филологических наук Штырова, Алима Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Послевоенные татарские романы: проблемы творческого метода: 1945 - 1960 гг.»
В конце 80-х - начале 90-х годов XX века в свете произошедших в общественно-политической сфере изменений татарская литература советского периода стала объектом пристального изучения. Распад СССР знаменовал конец существования особого типа культуры — советской цивилизации. Произведения советской литературы, которые в течение десятилетий оценивались как большое достижение искусства социалистического реализма, подверглись критике. Вместо объективного анализа наблюдалось отрицание как творчества отдельных художников, так и всего литературного прошлого. Также прозвучали призывы исключить из школьной программы произведения, которые любимы многими поколениями читателей. К этой волне, начало которой положила статья В. Ерофеева «Поминки по советской литературе» [105], в татарском литературоведении отчасти примкнули М. Юнус, А. Гилязев, М. Магдиев, М. Галиев, Г. Рахим. Советская литература стала характеризоваться как литература конформистская, лишенная художественных открытий, а писатели были названы послушными исполнителями партийных указаний. Однако советская литература, которая дала миру и высокохудожественные произведения, не заслуживает подобной оценки.
Положительной тенденцией в современном литературоведении является стремление к объективации взглядов на наследие прошлого века. На временном удалении литература советской эпохи, вызывавшая недавно неприятие, предстает в несколько ином виде: вместо тотального стиля в ней различается целая палитра разнообразных культурных языков - авангардизма, классицизма, романтизма, реалистического искусства. В ряде произведений татарских писателей, как романы «Газинур» (1951), «Орлята» (1948) А. Абсалямова, «Честь» (1948) Г. Баширова, «Весенние ветры» (1948) К. Наджми, дилогия «Чистая душа» (1953-1959) М. Амира, даже при поверхностном рассмотрении преобладающими оказываются принципы романтического типа творчества.
При этом романтизм как художественный метод является одним из множества неправильно оцененных явлений советской литературы. Существует необходимость объективной оценки этого явления, исходя из законов искусства: из анализа типологических признаков романтического типа мышления, исторических предпосылок его существования в искусстве и литературе, сравнительного анализа реализма и романтизма, романтизма и романтики. Актуальность исследования творческого метода послевоенных татарских романов в том, что их оценка соприкасается с оценкой всего наследия советской эпохи и является своеобразной попыткой сузить границы «соцреализма без берегов».
Правильное и точное объяснение культурного прошлого неоценимо важно и для будущего литературы. Поиски путей создания новой литературы и ее нового героя идут по сей день. Как известно, закон преемственности диктует сочетание в литературе новой эпохи новаторства и традиций. В современной литературе столкнулись несколько типов человека, культур и систем ценностей, сложно взаимодействующих друг с другом. Особую роль в ней играют картина мира и система ценностей советского человека, которые складывались на протяжении нескольких десятилетий и окончательно оформились к шестидесятым годам XX века.
В нашей работе впервые романы «Орлята» и «Газинур» А. Абсалямова, «Честь» Г. Баширова, «Весенние ветры» К. Наджми, дилогия «Чистая душа» М. Амира исследуются с точки зрения общности их художественного метода. Данные романы, творческий метод которых не укладывается в жесткие рамки соцреализма, относятся к послевоенному периоду татарской литературы (19451960-е годы XX века). Монографические исследования творчества писателей К. Наджми, Г. Баширова, А. Абсалямова, М. Амира принадлежат Н. Гиззатуллину (1956), М. Залялиевой (1964), Ф. Хатипову (1964), Г. Мухаметовой (1971). Высокую оценку романам «Честь», «Газинур», «Орлята», «Чистая душа», «Весенние ветры» дали И. Арамилев [6], Р. Мустафин [152, с. 150], Г. Кашшаф [126] и другие. В данных работах проблема творческого метода рассматривается в контексте решения общих задач. Несмотря на то, что художественный метод послевоенных татарских романов был определен рядом исследователей как «романтический реализм» либо «окрыленный реализм», они, в основном, рассматривались как произведения соцреализма. Действительно, определить однозначно художественный метод данных романов весьма сложно. Термин «романтический реализм» как слияние двух художественных методов — реализма и романтизма — также спорен, хотя некоторые современные литературоведы активно выступают за право его существования [64, с. 28-31]. Исследователи Казанской школы романтизма в свою очередь утверждают: «В художественной литературе имеет место не синтез романтизма и реализма как определенных методов, а наличие объективного и субъективного начал, условно именуемых реалистическим и романтическим. Оно конкретно проявляется в том, что в художественном образе раскрываются не только объективное содержание изображаемого предмета, но и идеалы автора» [84, с. 32]. По их мнению, преобладание одного из этих начал и определяет художественные принципы писателя. В статье 1998 года С. Хафизова наблюдается причисление послевоенных татарских романов к произведениям романтизма [227]. Но в современном татарском литературоведении существует точка зрения о необходимости отказаться от этих романов по причине их принадлежности к методу социалистического реализма и отражении ими советской действительности. Таким образом, проблему творческого метода рассматриваемых произведений нельзя считать решенной. Послевоенные татарские романы внесены в школьную программу и любимы не одним поколением читателей. Подобные толкования приводят к постановке вопроса о необходимости их изучения в школе и других учебных заведениях. Поэтому необходимо определить их художественную значимость, дать интерпретацию художественного метода.
По распространенному определению, метод - это основные принципы выбора, изображения и оценки явлений действительности. Ф. Хатипов художественным методом называет «общность в способах художественного изображения действительности через призму эстетического идеала», «художественное отношение к действительности» [223, с. 245]. В данной работе, исходя из вышеприведенных определений, предпринимается попытка проанализировать типологические принципы реализма, социалистического реализма и, прежде всего, романтизма с точки зрения их участия в формировании художественного метода послевоенных татарских романов. Актуальность данного исследования обусловлена также углублением научного интереса к поэтике романтизма, типологии романтического сознания.
Возникновение термина «романтизм» связано с появлением нового направления в области науки и искусства Европы XVIII-XIX века. Это направление в свою очередь возникло вследствие формирования нового типа мышления, социально-идеологическими предпосылками которого явились тотальное разочарование в результатах Великой Французской революции, развитие капиталистических отношений, пробуждение национального самосознания и движения национального освобождения народов Европы. Имея свои истоки в средневековой восточной литературе, любовно-героических эпосах разных народов, романтизм как художественный метод формируется в немецкой литературе в конце XVIII - начале XIX века. Эстетические искания немецких писателей и поэтов вкупе с субъективной философией И. Канта, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга превращаются в целостное учение о свободе творческого человеческого духа. Если в творчестве иенских (ранних) романтиков наблюдается стремление к бегству от неустроенной жизни в сферу искусства (А. Тик, В.-Г. Вакенродер), обоснование активного воздействия литературы и искусства на общественный процесс (Ш. Шлегель, Новалис), трактовка личности как созидательного субъекта, гейдельбергский (поздний) романтизм в связи с антинаполеоновским движением в Германии знаменуется поворотом к средневековью и христианской религии, утверждением национального своеобразия литературы, обращением к народной поэзии и фольклору. Эти две противоположные тенденции единого типа творчества впоследствии найдут продолжение в романтических произведениях многих народов и эпох. На рубеже XVIII-XIX века романтизм возникает в Англии, во Франции, несколько позднее - в других странах Европы, в том числе и в России.
Романтизм мы рассматриваем как художественное направление, сущностью которого является субъективная устремленность исключительного героя к невозможному в реальной действительности идеалу, абсолютной свободе, духовному совершенству, не взирая на недостатки и пороки мира, в котором он живет. Стремится он изменить мир указанием на идеал либо путем кардинального переворота или отворачивается, уходит от реальной действительности, погружаясь в свой внутренний мир, является одиноким отшельником или ведет за собой массы людей, романтический герой живет жизнью чувства, а не рассудка. Романтизм стремится освободить стихийные порывы души, освободив их от оков мысли, противопоставляет рационализму фантазию.
В литературоведении и искусствознании спорным до сегодняшнего дня является момент об историчности романтизма. К. Ахметзянов пишет, что «романтизм — один из художественных методов искусства и литературы прошлого» [24, с. 149]. Романтизм, по Г. Поспелову, «остается литературным направлением, историческим явлением, имевшим место тогда-то и там-то, и тем самым исторически конкретным, а не «типологическим» [180, с. 115]. Все остальное, что принимается за романтизм, по мнению Г. Поспелова, есть романтика, которую он предлагает «применять как особый термин для обозначения романтического отношения к жизни» [180, с. 118]. Такая позиция приемлема и удобна, так как снимает проблему существования в советской литературе романтизма как художественного метода. Ф. Федоров также согласен с утверждением, что романтизм как культура историчен: «Романтизм - эпоха в истории мировой культуры, европейско-американской прежде всего. .он связан с целым, с культурой, но, будучи продуктом особых историко-социальных и духовных обстоятельств, он демонстрирует культуру и целое в специфическом преломлении, характерном только для конца XVIII - первой половины XIX века. Романтизм выдвинут всей логикой историко-культурного движения Европы и Америки и всей логикой историко-культурного движения снят. Как и любая эпоха, он хронологически ограничен, имеет начало и конец», но исследователь оговаривает: «конец» здесь не исключает жизнь в иных культурных мирах» [208, с. 20]. Последнее замечание является очень важным, поскольку оно оставляет место для существования романтизма в иных литературах, в иных условиях, в иное время. История мировой литературы показывает, что романтизм как тип художественного мышления и конкретнее как творческий метод является преобладающим в литературном процессе Европы начала XIX века, играет огромную роль в русской литературе в первой половине XIX века, многих литературах России начала XX и т.д.
Несмотря на то, что романтизму принадлежат значимые достижения, в литературоведении советской эпохи имеют место попытки умалить его роль в литературном процессе. Акцент на различия в художественных приемах разных художников, а не на единой сущности романтического метода, приводит к постановке вопроса о существовании романтизма как единого понятия. После утверждения социалистического реализма как единственно возможного художественного метода в советской литературе романтизму начинает отводиться лишь вспомогательная роль. Распространенной ошибкой является отождествление «прогрессивной», «оптимистической», «активной» ветви романтизма с романтикой. Романтика, по утверждению М. Горького, как и героика, является составной частью социалистического реализма. Путаница в терминах приводит к утверждению, что соцреализм образован слиянием реализма и «революционного» романтизма, отвергается «пессимистический» романтизм. Взгляд на романтизм как на стилевое направление соцреализма, нашедший отражение в трудах Е. Любаревой [140], А. Овчаренко [178; 179], В. Корзуна [132], X. Хайри [234] и ряда других исследователей, в современном литературоведении считается спорным.
Большая роль в изучении теории романтизма принадлежит Казанской романтической школе во главе с Н. Гуляевым. Огромный вклад внесли исследования X. Усманова [200], В. Ванслова [46], И. Нуруллина [176; 177], Г.
Халита [212], А. Гаджиева [59], Ю. Нигматуллиной [171], А.С. Дмитриева [96] и других. Теория романтического художественного метода в последние десятилетия изучалась В. Гусевым [86], Ю. Боревым [43], М. Каганом [119], Р. Ганиевой [74], И. Волковым [53], В. Днепровым [98]. Новый взгляд на историю романтизма наблюдается в работах Ф.Г. Галимуллина [62].
В преобладающем большинстве вышеназванных работ романтизм как самостоятельный художественный метод в советской литературе не исследуется, речь ведется о стилевом направлении или течении в литературе социалистического реализма, а примерами для теоретических исследований являются, в основном, произведения иенского и гейдельбергского (немецкого) романтизмов, реже - Д.-Г. Байрона, В.А. Жуковского, Ф.И. Тютчева, в татарской литературе — романтические рассказы и романы Г. Ибрагимова. Романтические принципы в творчестве отдельных татарских советских поэтов и писателей монографически не исследованы. Исключением является кандидатская диссертация А.И. Даутова «Романтизм в поэзии Ильдара Юзеева» [92]. Анализируя историческое развитие романтического художественного метода в татарской литературе, А.И. Даутов, тем не менее, ограничивает существование романтизма после 1917 года периодом расцвета гисиянизма в 20-е годы, эпохой Великой отечественной войны и далее творчеством Р. Ахметзянова, М. Шабаева, Р. Рахимова, А. Давыдова, И. Юзеева [93]. По нашему мнению, данное исследование не является исчерпывающим, так как в нем не затрагивается проблема романтического в послевоенных татарских романах.
Целью данной работы является исследование творческого метода романов «Орлята» и «Газинур» А. Абсалямова, «Честь» Г. Баширова, «Весенние ветры» К. Наджми, дилогии «Чистая душа» М. Амира, основных принципов творчества, которыми диктуется характер художественного метода данных произведений. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- комплексное изучение идейно-эстетических взглядов писателей А. Абсалямова, Г. Баширова, К. Наджми, М. Амира;
- определение концепции героя в романах «Орлята» и «Газинур» А. Абсалямова, «Честь» Г. Баширова, «Весенние ветры» К. Наджми, дилогии «Чистая душа» М. Амира;
- обзор истории романтизма в татарской литературе и анализ его основных принципов;
- исследование способов создания и системы романтических культов в романах;
- раскрытие соотношения понятий романтизма и романтики в послевоенных татарских романах;
- анализ поэтики послевоенных романов А. Абсалямова, Г. Баширова, К. Наджми, М. Амира.
Методологической и теоретической основой исследования явились достижения современного литературоведения, работы ученых, посвященные изучению теории литературы, истории и эстетики художественных методов: В. Ванслова, Ф. Федорова, Н. Гуляева, А. Федорова, В. Хализева, Э. Берка, А. Гаджиева, В. Днепрова, М. Бахтина, В. Хрулева, И. Нуруллина, Г. Халита, Р. Ганиевой, Д. Загидуллиной и других. В решении поставленных задач диссертант опирался на научные труды ученых, разрабатывавших проблемы национальных литератур: Ф. Галимуллина, X. Усманова, Г. Хусаинова, С. Хафизова, X. Миннегулова, Р. Баимова, Т. Кильмухаметова, Р. Салихова, Ф. Мусина, Р. Сверигина и ряда других ученых.
Методология исследования основана на сочетании историко-литературного, культурно-типологического подходов, основным из которых является типологический анализ, то есть вычленение в искусстве неких стойких, повторяющихся в разные эпохи однотипных проявлений художественного мышления, сохраняющих при всем множестве исторических трансформаций и модификаций и известную общность признаков. В соответствии с проблемой и характером исследования использован метод герменевтики. В отдельных случаях диссертант прибегал к сопоставительному анализу.
Источниковая база. Данное диссертационное исследование ограничено рассмотрением послевоенных романов Г. Баширова, А. Абсалямова, К. Наджми, М. Амира. К анализу с целью сопоставления также привлечены произведения Г. Ибрагимова, Н. Фаттаха, X. Камалова, Ш. Камала и других татарских писателей и поэтов. Диссертантом рассмотрены публикации из газет и журналов, монографии, статьи из научных сборников.
Научная новизна заключается в комплексном изучении творческого метода татарских романов послевоенных лет XX века, в современном взгляде на художественные методы в литературе советского периода. Новизна конкретно заключается в следующем:
1. послевоенные татарские романы исследуются в контексте произведений восточного романтизма, иенской и гейдельбергской романтических школ, романтических произведений Г. Ибрагимова.
2. предпринята попытка разграничить понятия романтизма как художественного метода и романтики как определенного типа мироощущения на основе произведений Г. Баширова, А. Абсалямова, К. Наджми, М. Амира;
3. исследуются художественное пространство и время в романтических произведениях;
4. поставлена проблема национального в советской литературе.
На защиту выносится следующая концепция: творческий метод романов «Орлята» и «Газинур» А. Абсалямова, «Честь» Г. Баширова, «Весенние ветры» К. Наджми, дилогии «Чистая душа» М. Амира характеризуется преобладанием типологических принципов романтизма, что выражается:
- в особенностях эстетического идеала, мировоззрения и мироотношения писателей;
- в более глубоком раскрытии художественной ценности романов при рассмотрении их в системе романтических произведений;
- в особой концепции героя в романах;
- в особенностях пространственно-временной структуры произведений.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы при составлении трудов по истории татарской литературы, при чтении курсов лекций в вузах, педагогических колледжах и училищах, при составлении программ и учебников для школ, для дальнейшего изучения творчества исследуемых писателей.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры татарской филологии Башкирского государственного университета (2002-2004), кафедры татарского языка и литературы Башкирского государственного педагогического университета (2005). Материалы диссертации были изложены на ежегодных итоговых научных конференциях студентов и аспирантов Башгосуниверситета (Уфа, 2003-2004), республиканских, межреспубликанских, всероссийских научных конференциях (Уфа, 2004-2005), IV Давлетшинских чтениях (Бирск, 2005). По теме и проблематике диссертации опубликованы 6 статей.
Структура работы. Основной текст диссертации составляет 174 страницы. Список использованной литературы включает 253 наименований. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Специфика романтизма в романе А. де Мюссе "Исповедь сына века"1984 год, кандидат филологических наук Шевякова, Эвелина Николаевна
Героическая романтика в советской прозе периода Великой Отечественной войны1984 год, Нгуен Тхи Ким Фонг, 0
Русско-немецкие литературные связи в отечественной романтической прозе 30-х гг. ХIХ в.2002 год, доктор филологических наук Ильченко, Наталья Михайловна
Творчество Кеннета Грэма и английский неоромантизм2019 год, кандидат наук Велигорский Георгий Александрович
Музыкальные образы в русской романтической прозе 30-40-х годов XIX века2003 год, кандидат филологических наук Ясюкович, Ирина Викторовна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Кашапова, Айгуль Миннихарисовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В татарской литературе, начиная со средних веков, преобладает романтическое отношение к действительности. В послевоенные годы XX века романтизм, глубоко уходящий своими корнями в татарскую литературу, дает свои ростки в творчестве таких писателей, как Г. Баширов, А. Абсалямов, М. Амир, К. Наджми. Суровые условия военных лет разрушают эстетическую модель тоталитарного режима, направленную на догматизм, нормативность и превращавшую литературу в оружие идеологии. В военные и послевоенные годы литература развивается, опираясь на традиции, собственные творческие законы, как результат в произведениях получают развитие глубина чувств и искренность. Предпосылками рождения романов «Орлята» (1948), «Честь» (1948), «Весенние ветры» (1948), «Газинур» (1951), «Чистая душа» (1953-1959) также являются воодушевление победой Советского Союза в Великой отечественной войне, стремление в годы культа личности, когда репрессии подверглись целые народы, показать представителей татарского народа мужественными, прекрасными и верными своей Родине. Таким образом, изображение кристально-чистых, идеальных героев в послевоенной литературе объясняется как духовными, эстетическими, так и социально-историческими причинами.
Художественный метод писателя определяется не только идеологическими факторами, как его идейно-политические взгляды, характерологические качества героев, но и типом его художественного мышления, принципами создания образа, изобразительными языковыми средствами. Выступления М. Амира с концепцией «героя без недостатков», способного служить образцом для подражания, и А. Абсалямова с призывом отобразить в литературе героя, возвышающегося над остальными, - «героя на пьедестале» — были направлены против однообразия в литературе, увлечения изображением быта, создания героев с узким внутренним миром. Нафиса,
Зиннат Г. Баширова, Галим, Ляля, Хазяр, Мунира, Газинур А. Абсалямова, Гарей, Мустафа, Сайма К. Наджми, Сания, Камиль, Фардана М. Амира не укладываются в принятые схемы. Романтический прием заострения образа позволяет создать яркие характеры, исключительных героев в отличие от вульгарно-социологического подхода к изображению человека, распространенного в эстетике конца 20-х годов XX века.
Наряду с такими типологическими принципами романтизма, как субъективизм, индивидуализм, исключительность героев и обстоятельств, избранность героя, в послевоенных татарских романах находит отражение принцип создания романтических культов. Возведение чувств, явлений жизни, эстетических категорий на уровень предмета культа присутствует в литературе средних веков (культ красоты («Киссаи Йусуф» К. Гали), культ ума, мудрости («Шахнаме» Фирдоуси, «Кутадгу билиг» Ю. Баласагунского), культ любви («Лейла и Маджнун» Низами, «Мухаббатнаме» Хорезми и другие), культ справедливости (Мухаммедьяр), культ терпения (К. Гали), в романтических произведениях Г. Ибрагимова (культ природы («В море»), культ любви («Жертвы любви», «Счастье в любви»), культ искусства («Молодые сердца», «Пастухи»). О продолжении романтических традиций средневековой литературы и Г. Ибрагимова в послевоенных татарских романах говорит изображение поэзии труда, культ музыки в романе «Честь» Г. Баширова, культ героизма в романах «Газинур», «Орлята» А. Абсалямова, избрание борьбы в качестве основной ценности жизни героев в романе «Весенние ветры» К. Наджми, культ любви и проповедь культа чистой души как лучшего качества в человеке в дилогии М. Амира. а) Поэтизация труда сельчан, восхищение самоотверженностью тружеников тыла в романе «Честь» Г. Баширова перерастает в культ труда. Труд в романе является эстетической категорией, средством раскрытия уровня понимания красоты героев. В произведении присутствуют такие атрибуты культа труда как ритуал, жертвенность, служение культу. Олицетворение и одухотворение природных явлений в романе «Честь» Г. Баширова в духе натурфилософии сближает его с романтическими произведениями мировой литературы. б) В романах А. Абсалямова предметом культа становится солдатское мужество. Проводя резкую грань между показным героизмом и истинным мужеством, А. Абсалямов в романе «Орлята» восславляет героизм на грани с безрассудством. В основе романа «Газинур» лежит идея о том, что героизм должен совершаться сознательно, быть результатом всей жизни. Роман — это история становления героической личности романтического героя, жизнь Газинура - подготовка к свершению подвига, а подвиг — вершина и конечная цель жизни, мгновение, для которого родился и жил Газинур. в) Роман «Весенние ветры» К. Наджми пронизан идеями борьбы за лучшую жизнь. Главный герой произведения Мустафа встает на путь борьбы не случайно. Он является продолжателем дела прадедов в борьбе за свободу, то есть основная черта, дающая жизнь герою, является прирожденной. При создании образа Мустафы автором используется принцип избранности личности, высокой судьбы, характерный для романтизма. г) Предметно-тематической основой романа «Чистая душа» является, в первую очередь, духовная сфера человеческой деятельности. Культ чистой души в дилогии М. Амира связан, прежде всего, с образом главной героини Сании. Образ задуман писателем как эталон человека с совершенным внутренним миром. д) В дилогии «Чистая душа» наблюдается изображение сильных чувств, подчинение зову сердца, а не разума, большое внимание на любовные взаимоотношения, субъективно-эмоциональную резкость характеров и переживаний, что является признаком возведения любви на уровень предмета культа. е) Музыка в романе «Честь» Г. Баширова изображена как выражение эмоциональной стихии, в которой живет Зиннат Халфин. Ясно прослеживается параллель между образом Зинната Г. Баширова и образом Зыи Г. Ибрагимова («Молодые сердца»). Культ искусства в романе «Честь» позволяет также говорить о романтическом принципе двоемирия. Если Зыя ищет отраду в мире искусства из-за неприязни к религиозным и общественным предрассудкам, то враждебность реальной действительности для Зинната выражается в увечье руки, непонимании его духовных стремлений окружающими.
Важной характеристикой художественного пространства в послевоенных романах является совмещенность с человеческим психологическим миром. Романы характеризуются повышенным вниманием к внутреннему миру героев. Мир в романах «Чистая душа» М. Амира, «Честь» Г. Баширова, «Орлята», «Газинур» А. Абсалямова выступает в многообразных пространственных формах: пространство природы и личности, внешнее и внутреннее, реальное и идеальное пространство существуют в единстве и гармонии. Для тщательного анализа быстротекущих переживаний героя или для анализа внутреннего мира романтического героя авторы прибегают к таким приемам как растягивание и остановка времени. Письма, сны, лирические отступления, фольклорные мотивы, очеловеченный пейзаж также широко используются для раскрытия внутреннего мира героев. Писатели демонстрируют мышление и восприятие мира, прежде всего, в пространственных и временных образах, что свойственно романтизму.
Романтизм как категория теоретическая и идейно-художественная не тождественен романтике как особой форме жизнеутверждения, категории эмоционально-пафосной. Романтика свойственна различным художественным методам, направлениям и течениям. Особое место принадлежит романтическому пафосу в советской литературе. Романтика наряду с героикой является составной частью метода социалистического реализма. Творческим методом романов «Газинур», «Орлята» А. Абсалямова, «Честь» Г. Баширова, «Весенние ветры» К. Наджми, дилогии «Чистая душа» М. Амира является романтизм, при этом возвышенные чувства героев рождаются из героических побуждений, нередко гранича с трагическим, что позволяет говорить о присутствии в произведениях романтического пафоса. Творческий метод романов «Газинур» и «Орлята» А. Абсалямова, «Честь» Г. Баширова,
Весенние ветры» К. Наджми и дилогии «Чистая душа» М. Амира характеризуется сплетением традиций восточного и западного (европейского) романтизмов. Анализ послевоенных романов только через призму реалистического искусства искажает их понимание, есть основание рассматривать их в системе романтических произведений.
Послевоенные романтические романы как достояние искусства советской эпохи занимают и будут занимать достойное место в татарской литературе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кашапова, Айгуль Миннихарисовна, 2005 год
1. Абилов Ш.Ш. Иждт методына карата // Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. Т. 1. - Казан: Татарстан китап нэшрияты. - 1984. - Б. 476-488.
2. Абсалямов А. Газинур. Авторизованный перевод с татарского М. Демидовой и М. Чечановского. — Казань: Татарское книжное издательство, 1954.-388 с.
3. Айрапетьянц Э.Ш., Ананьев Б.Г. Мозговые механизмы и эволюция восприятия пространства // Восприятие пространства и времени. — Ленинград: Наука, 1969.-С. 5-11.
4. Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль средневековья (XIII середина XVI вв.). Книга вторая. - Казань: ИЯЛИ АНТ, 1993.-112 с.
5. Антология татарской поэзии. — Казань: Татарское книжное издательство, 1957.-606 с.
6. Арамилев И. Орлята становятся орлами // Новый мир. 1953. - №2. - С. 256-258.
7. Арутюнова Н.Д. Два эскиза к «геометрии» Достоевского // Логический анализ языка. Языки пространств / Отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 369-384.
8. Аскин Я.Ф. Время и творчество // Пространство и время в искусстве. Межвузовский сборник научных трудов. Ленинград: Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова, 1988.-С. 12-21.
9. Асмус В. Чтение как труд и творчество // Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. Сборник статей. -М.: Искусство, 1968. С. 55-67.
10. Ахунов Г. «Намус» романынын, сурэтлэу чаралары // Совет эдэбияты. 1953. -№8.-Б. 89-105.
11. Ахунов Г. Ж,ир Ьэм кун,ел ж,ылысы // Казан утлары. 1967. - №3. - Б. 87-95.
12. Эмир М. Гузэл тойгылар уятучы эдип // Казан утлары. 1967. - №3. -Б. 75-77.
13. Эмир М. Гомэр Бэширов // Эмир М. Узебез турында. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1971. - Б. 150-162.
14. Эмир М. Кимчелексез ундй герой ечен // Совет эдэбияты. 1954. -№8. -Б. 83-87.
15. Эмир М. Саф кун,ел. Роман-дилогия. Беренче китап // Эмир М. Эсэрлэр. Эч томда. Т. II. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1987. - Б. 5400.
16. Эмир М. Саф кун,ел. Роман-дилогия. Икенче китап // Эмир М. Эсэрлэр. 0ч томда. Т. III. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1988. - Б. 5473.
17. Эмирхан Ф. Хэят // Эмирхан Ф. Эсэрлэр. Дурт томда. Т. II. Повестьлар, роман Ьэм драма эсэрлэре. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1985.-Б. 119-175.
18. Эпсэлэмов Г. Алтын йолдыз // Эпсэлэмов Г. Сайланма эсэрлэр. Алты томда. Т. V. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1971. - 627 б.
19. Эпсэлэмов Г. Бетен кочне югары идеяле эсэрлэр тудыруга! // Совет эдэбияты. 1954. - №8. - Б. 70-74.
20. Эпсэлэмов Г. Газинур // Эпсэлэмов Г. Сайланма эсэрлэр. Алты томда. Т. I. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1968. - 410 б.
21. Эпсэлэмов Г. Ленинградтан кайткач // Социалистик Татарстан. -1965.- 19 ноябрь.
22. Эпсэлэмов Г. Съездцан кайткач // Казан утлары. 1955. - №3. - Б. 109-115.
23. Эхмэдуллин А. Керэш Ьэм мэхэббэт (Татар совет эдэбиятында революцион аскетизмнын, чагылышы) // Казан утлары. 1965. - №8. - Б. 117-125.
24. Эхмэтьянов К. Э^эбиэт шлеме Ьузлеге. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1965.-260 б.
25. Баимов Р. Импульсы идут с Востока. К вопросу формирования реализма в башкирской литературе // Ядкяр. 1995. - №1. - Б. 73.
26. Баимов Р. Истоки и устья. Заметки о башкирской литературе. -Уфа: Китап, 1993.-352 с.
27. Бакиров М.Х. Тарихи поэтикада этнопсихология сыйфаты буларак гэудэлэнуче теслэр // Татар теле, эдэбияты, тарихы уткэне Ьэм бугенгесе. -Казан: Казан дэулэт университеты нэшрияты, 2000. - Б. 24-29.
28. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.- М.: Художественная литература, 1975. — 502 с.
29. Бахтин М. Эпос и роман. Санкт-Петербург: Азбука, 2000. - 304 с.
30. Бэширов Г. Эдэбиятыбызньщ аксакалы // Казан утлары. 1967. -№3-4.-Б. 72-75.
31. Бэширов Г. Буген дэ, иртэгэ дэ. Эдэби тэнкыйть, публицистика, истэлеклэр. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1974. - 272 б.
32. Бэширов Г. Безнен, бурычлар // Совет эдэбияты. 1955. - №3. - Б. 97-108.
33. Бэширов Г. Замандаш турында берничэ суз // Казан утлары. 2001. -№12.-Б. 145-147.
34. Бэширов Г. Намус // Бэширов Г. Эсэрлэр. Дурт томда. Т. I. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1981.-Б. 19-457.
35. Бэширов Г. Татар совет эдэбиятында ундй герой // Совет эдэбияты.- 1954.-№7.-Б. 104-123.
36. Бэширов Г. Тормыш юлында. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1986.-383 б.
37. Бэширов Г. Хезмэт романтикасы // Совет эдэбияты. 1963. - № 3. -Б. 130-135.
38. Бэширов Ф.К. XX башы татар прозасы. Казан: Фикер, 2002. - 287б.
39. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В тринадцати томах. Т. VII. М.: Издательство АН СССР, 1955.-740 с.
40. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. Т. I. М.: Искусство, 1994. - 541 с.
41. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. Т. И. М.: Искусство, 1994. - 508 с.
42. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. — 239 с.
43. Борев Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX века. — Киев: Мистецтво, 1986.- 131 с.
44. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Пер. с итал. Киев: Новый Акрополь, 1996.-288 с.
45. Бурнаш Ф. Эдэбият Ьэм сэнгать турында. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1978. - 239 б.
46. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. — 404 с.
47. Вахитов А. Жанр и стиль в башкирской прозе. Литературоведческая монография. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. 352 с.
48. Вэли-Барж,ылы М. Ак чэчэктэй гомер // Казан утлары. 2001. -№12.-Б. 159-163.
49. Веселовский А.Н. Избранные статьи. Под общ. ред. М.П. Алексеева. — Ленинград: Гослитиздат. 1939. — 571 с.
50. Вилькиев Ж,. Милли узан, // Мэгариф. 2004. - №1. - Б. 62-64.
51. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Издательство АН СССР, 1963.-255 с.
52. Волков Ф.И. Литература как вид художественного творчества. — М.: Просвещение, 1985. 192 с.
53. Волков Ф.И. Творческие методы и художественные системы. — М.: Искусство, 1978. 264 с.
54. Вопросы романтизма. Сборник статей. Научный редактор Н.А. Гуляев. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1963. — 272 с.
55. Вопросы романтизма. Сборник статей. Научный редактор Н.А. Гуляев.- Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1964. — 195 с.
56. Вопросы романтизма. Сборник статей. Научный редактор Н.А. Гуляев.- Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1967. — 147 с.
57. Вопросы романтизма. Сборник статей. Научный редактор Н.А. Гуляев.- Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1969. — 268 с.
58. Вопросы романтизма. Сборник статей. Научный редактор Н.А. Гуляев.- Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1972. 248 с.
59. Гаджиев А. А. Романтизм и реализм. Теория литературно-художественных типов творчества. Баку: Элм, 1972. - 348 с.
60. Гази И. Юл барганда // Социалистик Татарстан. 1968. - 19 сентябрь.
61. Гайнуллин М. Гражданлык намусы ж,ырчысы // Социалистик Татарстан. 1971. - 7 гыйнвар.
62. Галимуллин Ф.Г. Эле без туганчы. 1920-1930 еллар эдэби хэрэкэтенэ бер караш. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 2001. - 320 б.
63. Галимуллин Ф.Г. Намуслы гомер // Ватаным Татарстан. 2001. - 10 гыйнвар.
64. Галимуллин Ф.Г. Табигыйлеккэ хилафлык. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 2004. - 303 б.
65. Галимуллин Ф.Г. Эстетика Иэм социологизм. 20-30 еллар эдэбиятында эстетика кануннарынын, Ьэм социологизм талэплэренен, узара менэсэбэте. Казан: Мэгариф, 1998. - 223 б.
66. Галина Г.Г. Вопросы творческого метода и литературных направлений в башкирской литературе 20-х годов XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Уфа, 2003. — 27 с.
67. Галина Г.Г. Западно-Восточный литературный синтез двадцатых годов XX в. // Традиционное музыкальное искусство: история, современность и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. -Уфа, 2002. С. 74-78.
68. Галиуллин Т. Эдабият теориясе: социалистик реализм турында // Мэгариф. 1994. - №7. - Б. 14-15.
69. Галиуллин Т. Гасыр яшьтэше // Татарстан. 1999. - №6. - Б. 32-34.
70. Галиуллин Т. Гомэр Бэшировнын, «Намус» романы // Мэгариф. -1994.-№8.-Б. 21-23.
71. Галиуллин Т. Социалистик реализм юлыннан. Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1977. - 264 б.
72. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.- 139 с.
73. Ганиев В. XX йвз татар эдэбияты. Тарихи-библиографик кузэту // Казан утлары. -2001. -№4. Б. 174-179.
74. Ганиева Р.К. Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1988. — 170 с.
75. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М.: Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1995. — 480 с.
76. Гиззатуллин Н. Татарская проза послевоенных лет // История советской многонациональной литературы. В шести томах. Т. IV. — М.: Наука, 1972. — С. 250-262.
77. Гобэй Г. Татар эдэби теленец кайбер мэсьэлэлэре // Совет эдэбияты. 1951.-№4. -Б. 91-109.
78. Горький М. О литературе. Сост. предисл. и примеч. П.С. Строкова. -М.: Советская Россия, 1980. 480 с.
79. Горький М. Собрание сочинений. В тридцати томах. Т. XXIV. Статьи, речи, приветствия, 1907-1928. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953. - 576 с.
80. Горький М. Собрание сочинений. В тридцати томах. Т. XXVII. Статьи, доклады, речи, приветствия, 1933-1936. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953. — 589 с.
81. Горький М. Советская литература на новом подъеме // Большевик. -1951.-№14.-С. 7-8.
82. Госман X. Егерменче еллар татар поэзиясе. Казан: Казан дэулэт университеты нэшрияты, 1964. - 395 б.
83. Григорьян К. Пейзаж в русской живописи и поэзии // Литература и живопись. М.: Наука, 1982. - С. 128-146.
84. Гуляев Н.А., Карташова И.В. Вопреки фактам // Вопросы романтизма. Выпуск 2. Калинин: Типография ВКА ПВО им. Маршала Советского Союза Жукова Г.К., 1975. - С. 26-42.
85. Гуляев Н.А. О специфике романтической субъективности // Вопросы романтического метода и стиля. Калинин: Издательство Калининского государственного университета, 1978. - С. 3-9.
86. Гусев В. Герой и стиль: К теории характера и стиля. М.: Художественная литература, 1983. - 286 с.
87. Гыйззэтуллин Н. Данлы иждт юлы // Яшь сталинчы. 1951. - 14 декабрь.
88. Гыйззэтуллин Н. Кави Нэж,ми: Тэнкыйть биографик очерк. -Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1956. - 88 б.
89. Гыйззэтуллин Н. Патриот язучы (Сталин премиясе лауреаты Кави Нэж,минен, тууына 50 ел тулу унде белэн) // Казан утлары. 1951. - №12. -Б. 118-131.
90. Гыйззэтуллин Н. .Ераклашкан саен // Социалистик Татарстан. -1975.-7 май.
91. Гыйлэж,ев А. Имэн чиклэвеге // ШэЬри Казан. 1990. - 28 ноябрь.
92. Даутов А.И. Илдар Юзеев шигъриятендэ романтизм. Казан: Интелпресс, 2002. - 150 б.
93. Даутов А.И. Татар эдэбиятында романтизм иждт методынын, тарихи усеше // Татар дэулэт гуманитар институты. Гыйльми язмалар. 8 чыгарылыш. Казан: Татар дэулэт гуманитар институты нэшрияты, 2000. -Б. 109-120.
94. Дэулэтшин К.С. Кискен яндрыш Ьэм традициялэр /Г. ИбраЬимовнын, иждт эволюциясе мэсьэлэсенэ карата/ // Галимждн ИбраЪимов. Язучынын, тууына 100 ел тулуга багышланган фэнни конференция тезислары. Уфа: Башкорт дэулэт университеты нэшрияты, 1987.-Б. 12-17.
95. Дискуссия: «Безнен, заман герое» // Казан утлары. 2004. - №1-№10; Казан утлары. - 2005. - №1-№3.
96. Дмитриев А.С. Теория западно-европейского романтизма // Литературные манифесты западно-европейских романтиков. — М.: Издательство Московского государственного университета, 1980. С. 5-43.
97. Днепров В. Идеи времени и формы времени. — М.: Советский писатель, 1980.-599 с.
98. Днепров В. Проблемы реализма. М.: Советский писатель, 1960. - 371с.
99. Днепров В. С единой точки зрения: Литературно-эстетические очерки. М.: Советский писатель, 1980. - 372 с.
100. Дремов А. Романтическая типизация // Вопросы литературы. 1971. -№4.-С. 100-114.
101. Дубровина И.М. Проблема романтики и ее освещение в советском литературоведении и критике. Пособие по спецкурсу. М.: Издательство Московского университета, 1977. — 112 с.
102. Дубровина И.М. Романтика в художественном произведении. — Москва: Высшая школа, 1976. 256 с.
103. Еникеев И.А. Трагическое в послевоенной татарской советской поэзии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Казань: ИЯЛИ АН СССР, 1991. - 20 с.
104. Еники Э. Эдипнен, терелеп кайтуы // Мэдэни ж,омга. 1997. - 21 март.
105. Ерофеев В. Поминки по советской литературе // Литературная газета. 1990.-4 июля.
106. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранные труды. Л.: Наука, 1977. - 407 с.
107. Ж,элэлиева М.Ш. Эдэбиятыбызнын, ж,ырлы чишмэлэре. Казан: Мэгариф, 2001.-1286.
108. Залялиева М.Ш. Творчество Г. Баширова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -Казань: Издательство Казанского государственного педагогического института, 1964.-23 с.
109. Замотин И.И. Романтизм двадцатых годов XIX столетия в русской литературе, т. II. С-Пб.: МО Вольф, 1913. - 389 с.
110. ЗаЬидуллина Д. Милли реализм юлыннан // Казан утлары. 2003. -№6.-Б. 134-147.
111. ЗаЪидуллина Д. Модернизм haM XX йез башы прозасы. Казан: Татарстан китап кэшрияты, 2003. - 255 б.
112. ИбраЬимов Г. Эдэбият мэсьэлэлэре // ИбраЬимов Г. Эсэрлэр. Сигез томда. Т. V. Эдэбият Ьэм сэнгать турында мэкалэлэр, хезмэтлэр (1910-1933). Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1978. - Б. 18-37.
113. ИбраЬимов Г. Кызыл чэчэклэр // ИбраЬимов Г. Эсэрлэр. Сигез томда. Т. III. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1975. - Б. 5-194.
114. ИбраЬимов Г. Яшь йерэклэр // ИбраЬимов Г. Эсэрлэр. Сигез томда. Т. II. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1975. - Б. 5-318.
115. Ибрагимов Г. Сею-сэгадэт (Карт шагыйрьнен, тээссераты) // ИбраЬимов Г. Эсэрлэр. Сигез томда. Т. I. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1974. - Б. 104-120.
116. Иванов В. Совет эдэбиятынын, янд усеше // Совет эдэбияты. 1951. -№5.-Б. 73-82.
117. Иделле Г. Талантлы язучыбыз (Гомэр Бэшировнын, тууына 50 ел тулу ун,ае белэн) II Совет эдэбияты. 1951. - №2. - Б. 119-129.
118. Ильютенко Е.П. Художник и общество в эстетическом учении Ф. Шиллера // Вопросы истории и теории эстетики. Под ред. М.Н. Афасижева. -М.: Издательство Московского университета, 1975. —С. 146-153.
119. Камалов X. Безне ейдэ кетэлэр. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1986. - 384 б.
120. Камилов Г. 1953 ел прозасы турында кайбер фикерлэр // Совет эдэбияты. 1954. - №3. - Б. 78-92.
121. Кант И. Критика способности суждения. Пер. с нем. — М.: Искусство, 1994.-367 с.
122. Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н.О. Лосского с вариантами пер. на рус. и европ. языки. М.: Наука, 1998. - 655 с.
123. Карабанов Р. Проблемы теории литературы. Литературоведческие аспекты ленинской теории отражения (материалы к спецкурсу). Часть первая. — Уфа: Издательство Башкирского государственного университета, 1975. — 200 с.
124. Карасев Ю. Ветер революции // Огонек. 1951. - №4. — С. 12.
125. Кашшаф Г. Эдэбиятта ун,ай герой мэсьэлэсенэ карата // Совет эдэбияты. 1954. - №6. - Б. 47-65.
126. Кашшаф Г. Нигез ташларын салганда // Казан утлары. 1972. — №3. -Б. 139-158.
127. Килмехэмэтов Т. Бангкорт трагедияЬынын, поэтика мэсъэлэлэре. Филология факультеты студенттары есен махсус курс буенса укыу эсбабы. Офе: Бангкорт дэулэт университеты нэшриэте, 1984. - 76 б.
128. Киященко Н. Героическое как категория эстетики // Эстетика: Категории и искусство. М.: Искусство, 1965. - С. 88-107.
129. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986. - 208 с.
130. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. - 496 с.
131. Корзун В.В. К вопросу о романтизме как художественном методе // Ученые записки Грозненского педагогического института. Грозный: Издательство Грозненского педагогического института, 1953. — №8. — С. 3-9.
132. Краткий словарь по эстетике. Книга для учителя / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
133. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 752 с.
134. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. — М.: Наука, 1979. -360 с.
135. Ломидзе Г.И. Немеркнущее созвездие // Актуальные проблемы эстетики и поэтики социалистического реализма в литературах Советского Востока (Материалы Всесоюзной научной конференции. Казань, октябрь 1978 г.). Казань: Академия наук СССР, 1979. - С. 5-10.
136. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. - 958 с.
137. Луков В.А., Ладыгин М.Б. Романтизм в зарубежной литературе. М.: Издательство Московского государственного педагогического института, 1979. -113 с.
138. Любарева Е.П. Советская романтическая поэзия. Н. Тихонов, М. Светлов, Э. Багрицкий. -М.: Высшая школа, 1973. 319 с.
139. Мехэммэтжднов Р. М. Галимждн ИбраИимов фольклоризмы Ьэм татар совет прозасы // Галимждн ИбраЬимов. Язучынын, тууына 100 елтулуга багышланган фэнни конференция тезислары. Уфа: Башкорт дэулэт университеты нэшрияты, 1987. - Б. 23-28.
140. Максуд М. Весенние ветры // Дружба народов. 1951. - №3. - С. 152154.
141. Марков Д.Ф. Генезис социалистического реализма. Из опыта южнославянских и западно-славянских литератур. М.: Наука, 1970. - 308 с.
142. Махмудов А. Торжество прекрасного. Формирование и развитие литературно-эстетической мысли татарского народа в конце XIX — начале XX веков. Третье исправленное издание. Казань: РИЦ «Школа», 2000. - 180 с.
143. Махмудов А. Эстетический идеал в творчестве М. Джалиля / Науч. ред. доктор филологических наук Н. Юзеев. Казань: Татарское книжное издательство, 1980. - 109 с.
144. Мейлах Б.С. Проблемы ритма, пространства и времени в комплексном изучении творчества // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. — Ленинград: Наука, 1974. С. 3-10.
145. МинЬа>1С,ева Р. А. Г. ИбраЬимов иждтында рэсем сэнгате мэсьэлэлэре // Галимждн ИбраЬимов Ьэм хэзерге заман: Тууына 115 ел тулуга багышланган фэнни конференция материаллары. Казан: Фикер, 2002.-Б. 167-172.
146. Мицнуллин Ф. Талантлар юлы. Эдэби тэнкыйть мэсьэлэлэре. -Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1984. 256 б.
147. Мостафин Р. Алга барышлый. Тэнкыйть мэсьэлэлэре. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1977. - 144 с.
148. Мостафин Р. Тынгысыз йерэкле язучы (Габдрахман Эпсэлэмов) // Мостафин Р. Ж,аваплылык тойгысы. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1979.-Б. 87-114.
149. Мостафин Р. взелгэн ж,ыр эзеннэн. Документаль повестьлар. -Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1982. 464 б.
150. Мостафин Р. Тема, идея, эдэби осталык // Казан утлары. 1972. -№9.-Б. 151-161.
151. Мостафин Р. Чор чатындагы узгэрешлэр // Казан утлары. 2004. -№5.-Б. 146-150.
152. Мостафин Р. Усештэге, хэрэкэттэге тэгълимат // Метод, стиль, жанр. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1976. - Б. 45-57.
153. Мехэммэдова Г. Фидакарьлек // Казан утлары. 1981. - №12. - Б. 118-124.
154. Мусин Ф. Проблема положительного героя в литературе // Коммунист Татарии. 1966. - №11. - С. 7-12.
155. Мусин Ф. Реализм юлыннан // Казан утлары. 1969. - №11. - Б. 128139.
156. Мусин Ф. Рожденный революцией // Советская Татария. 1971. — 15 декабря.
157. Мусин Ф. Хэзерге авыл Ьэм эдэбият. Кузэтулэр Ьэм уйланулар // Казан утлары. 1978. - №6. - Б. 160-167.
158. Мустафин Р. Пора зрелости. Заметки о современной татарской прозе // Литературная Россия. 1964. - №40. - С. 10.
159. Мухамедова Г.С. Абдурахман Абсалямов. Казань: Татарское книжное издательство,. 1971. - 136 с.
160. Мухамедова Г.С. Художественное своеобразие произведений Абдурахмана Абсалямова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Казань: ИЯЛИ АН СССР, 1971.-20 с.
161. Нэж,ми К. // Кызыл Татарстан. 1926. - №63.
162. Нэж,ми К. Эдэбият деньясында. Эдэби-публицистик мэкалэлэр. -Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1976. 168 б.
163. Нэж,ми К. Совет язучыларынын, эдэби остазы // Совет эдэбияты. -1951.-№6.-Б. 81-84.
164. Нэж,ми К. Язгы ж,иллэр // Эсэрлэр. Дурт томда. Т. III. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1983. - 416 б.
165. Неклюдов С.Ю. К вопросу о связи пространственно-временных отношений с сюжетной структурой в русской былине // Тезисы докладов ко второй летней школе по вторичным моделирующим системам. Тарту: Издательство Тартуского университета, 1966.-С. 12-22.
166. Нигматуллин Э.Г. Проблемы романтического в татарской литературе 20-х годов в свете усвоения опыта мировой литературы // Романтизм (теория, история, критика). — Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1976.-С. 109-120.
167. Нигматуллина Ю. Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1970. - 210 с.
168. Нигматуллина Ю.Г. И.С. Тургенев и татарская литература начала XX века (Тургенев и Ф. Амирхан). — Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1961. 60 с.
169. Нигматуллина Ю.Г. Роль аксиологического аспекта отражения действительности в романтическом методе // Романтизм в русской и зарубежной литературе. Казань: Издательство Казанского государственного университета, 1974.-С. 125-143.
170. Нигъмэти Г. Сайланма эсэрлэр. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1958.-276 б.
171. Нигъмэтуллина Й. Милли стиль диалектикасы // Метод, стиль, жанр. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1976. - Б. 58-76.
172. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2003. -256 с.
173. Нуруллин И.З. Идея сафлыгы Ьэм сэнгать камиллеге ечен // Совет эдэбияты. 1963.-№10.-Б. 138-144.
174. Нуруллин И.З. Путь к зрелости. Казань: Татарское книжное издательство, 1971. — 350 с.
175. Нуруллин И.З. XX башы татар эдэбияты. Казан: Казан дэулэт университеты нэшрияты, 1966. - 427 б.
176. Овчаренко А. Социалистическая литература в современных спорах. — М.: Художественная литература, 1972. 220 с.
177. Овчаренко А. Социалистическая литература и современный литературный процесс. М.: Современник, 1974. - 502 с.
178. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. — М.: Просвещение, 1972.-271 с.
179. Поспелов Г.Н. Что же такое романтизм? // Проблемы романтизма. — М.: Искусство, 1967. С. 41-76.
180. Проблемы романтизма. Сборник статей. Составитель A.M. Гуревич. — М.: Искусство, 1971.-304 с.
181. Пространство и время. — Киев: Наукова думка, 1984. 296 с.
182. Псевдо-Лонгин. О возвышенном. -М.-Л.: Наука, 1966. 236 с.
183. Ржевская Н.Ф. Изучение проблемы художественного времени в зарубежном литературоведении // Вестник Московского университета. Серия X. Филология. 1969. - №5. - С. 42-54.
184. Салихов Р.Г. Г. Эпсэлэмов геройлары деньясы. Анализ тэжрибэсе. Алабуга: А ДНИ ризотипографиясе, 2003. - 80 б.
185. Салихов Р.Г. Концепция героя в татарском литературоведении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Казань: Издательство Елабужского педагогического института, 1999. - 58 с.
186. Сверигин P. X. Кун,ел гузэллеген курэ белгэн эдип // Мэгариф. -2001.-№1.-Б. 34-35.
187. Синенко B.C. Внутренняя организация художественного произведения. Уфа: Издательство Башкирского государственного университета, 1984. - 80 с.
188. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск №8. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. - 300 с.
189. Соколов А.Н. К спорам о романтизме // Проблемы романтизма. Составитель У.Р. Фохт. Москва: Искусство. - 1967. - С. 5-40.
190. Татар теле, эдэбияты, тарихы уткэне Ьэм бугенгесе. - Казан: Казан дэулэт университеты нэшрияты, 2000. - 446 б.
191. Татар эдэбияты: Теория. Тарих / Д.Ф. ЗаЬидуллина, Э.М. Закиржднов, Т.Ш. Гыйлэж,ев. Казан: Мэгариф, 2004. - 247 б.
192. Татарстан совет язучылары. Библиографик материаллар. Муса Ж,элил // Совет эдэбияты. -1940. №5-6. - Б. 140-141.
193. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1999. - 334 с.
194. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Культура», 1995. - 624 с.
195. Топоров В.Н. Несколько соображений о происхождении древнегреческой драмы (к вопросу об индоевропейских истоках) // Текст: семантика и структура. Отв. ред. канд. фил. наук. Т.В. Цивьян. М.: Наука, 1983.-С. 95-118.
196. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. Отв. ред. канд. фил. наук. Т.В. Цивьян. М.: Наука, 1983. - С. 227-285.
197. Усманов X. Беек Октябрь революциясе Ьэм гражданнар сугышы чорында татар поэзиясе. Казан: Казан университеты нэшрияты, 1960. -182 б.
198. Успенский Б.А. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики // Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. -С. 77-108.
199. Устинов А. Идеал. Герой. Правда. Алма-Ата.: Жазушы, 1969. - 192с.
200. Ухтомский А.А. Письма // Пути в незнаемое. М.: Советский писатель, 1973. - С. 381-436.
201. Фадеев А.А. За тридцать лет. Избранные статьи, речи и письма о литературе и искусстве. — Москва: Советский писатель, 1957. — 986 с.
202. Фэттах Н. 44-н, май аенда // Идел. 1990. - №1. - Б. 4-17.
203. Фэттах Н. 44-н, май аенда // Идел. 1990. - №2. - Б. 2-11.
204. Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь. — Уфа: Гилем, 2003. 320 с.
205. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне, 1988. - 456 с.
206. Хализев В.Е. Теория литературы. -М.: Высшая школа, 1999. 398 с.
207. Халит Г. Эдэби тэнкыйтебез ющ колачлы Ьэм кыю булырга тиеш // Совет эдэбияты. 1955. - № 4. - Б. 150-158.
208. Халит Г. Герои, рожденные революцией. — Казань: Татарское книжное издательство, 1967. 230 с.
209. Халит Г. Иж,ат методы Ьэм стиль мэсьэлэлэре // Метод, стиль, жанр. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1976. - Б. 5-44.
210. Халит Г. Керэшче эдип портреты // Казан утлары. 1970. - №11. -Б. 109-115.
211. Халит Г. Кешегэ Ьэм чынлыкка мэхэббэт белэн. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1975. - 328 б.
212. Халит Г. Романтизмны Ьэм реализмны яклап // Казан утлары. -1967.-№8.-Б. 105-116.
213. Халит Г. Татар эдэбиятында реализм мэсьэлэлэре. Критик очерклар. Казан: Татгосиздат, матур эдэбият секторы, 1948. - 214 б.
214. Халит Г. Тизлэтелгэн эдэби усеш Ьэм иждт методлары // Казан утлары.- 1971.-№9.-Б. 144-152.
215. Халит Г. Тормышчан батырлык Ьэм сэнгатьчэ матурлык сере (Галимждн Ибра1шмовньщ иждт методына Ьэм осталыгына карата) // Совет эдэбияты. 1963. - №8. - Б. 143-155.
216. Халит Г. Чынлык 11эм гузэллек гармониясе // Совет эдэбияты. -1977. -№3.- Б. 121-134.
217. Халит Г. Янд герой ничек туды // Казан утлары. 1965. - №7. - Б. 99-110.
218. Халитов Я. «Язгы ж,иллэр» романынын, тел Ьэм стиль узенчэлеклэренэ карата // Совет эдэбияты. 1953. - №10. - Б. 113-120.
219. Хасанов М. Галимзян Ибрагимов. Казан: Татарское книжное издательство, 1969. - 432 с.
220. Хатипов Ф. Эдэбият теориясе: Югары уку йортлары, педагогия училищелары, колледж студентлары ечен кулланма. Тулыландырылган икенче басма. Казан: Раннур, 2002. - 352 б.
221. Хатипов Ф. Мелкэтебезне барлаганда. Иждт портретлары, тэнкыйди-теоретик мэкалэлэр. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 2003. -272 б.
222. Хатипов Ф. Тэнкыйть реализмы булганмы? // Казан утлары. -1994. -№ 7. -Б.135-139.
223. Хафизов С. X. Эдипнен, герой типлары // Галимждн ИбраЬимов. Язучынын, тууына 100 ел тулуга багышланган фэнни конференция тезислары. Уфа: Башкорт дэулэт университеты нэшрияты, 1987. - Б. 17-23.
224. Хафизов С.Х. Эдэбиятта базар заманы // Казан утлары. 1998. - №8. -Б. 148-162.
225. Хафизов С.Х. ДэЬшэтле гарасат кайтавазлары // Башкортстан укытучысы. 2005. - №5. - Б. 57-60.
226. Хафизов С.Х. Ислах, яки яманаттан ярлыкау // Казан утлары. -1994.-№4.-Б. 129-138.
227. Хафизов С.Х. Хэзерге татар эдэбиятынын, актуаль мэсьэлэлэре. Махсус курс буенча кулланма. Уфа: Башкорт дэулэт университеты нэшрияты, 1986. - 80 б.
228. Хафизов С. Яндча караш кирэк // Казан утлары. 1992. - №7. - Б. 157-163.
229. Хайри X. Певец колхозной деревни // Советская Татария. 1956. - 30 декабря.
230. Хэйри X. Татар эдэбиятында социалистик реализм мэсьэлэлэре. -Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1960. 216 б.
231. Хэйри X. Язучы Ьэм тормыш. Эдэбият теориясе, эдэби хэрэкэт мэсьэлэлэре. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1979. - 287 б.
232. Хэсэнов М. Интернационализмнын, жднлы традициялэре. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1980. - 264 б.
233. Хесэинов F. Хэзерге э?эбиэт донъяЬында. бфе: Башкитнэшр., 1973.- 163 6.
234. Хесэйенов F. Быуаттар тауышы: Баш-корт э^эбиэте тарихы теорияЬы. 0фе: Башкитнэшр., 1984. - 304 б.
235. Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы и его принципы // Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука, 1969. - С. 838.
236. Хрулев В.И. Романтизм как тип художественного мышления. Уфа: Издательство Башкирского государственного университета, 1985. - 80 с.
237. Хусаинов Г.Б. Башкирская советская поэзия (1917-1980). М.: Наука, 1983.-304 с.
238. Хусаинов Г.Б. Модернизм. Соцреализм. Постсоветизм //Ватандаш. -1997.-№10.
239. Шэйдуллин С. Романтик герой эзеннэн // Казан утлары. 1973. -№3. - Б. 171-179.
240. Шэрэфиев Р. Килэме, курэбезме? // Казан утлары. 2004. - №1. - Б. 162-167.
241. Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма. Л.: Соцэкгиз, 1936.-480 с.
242. Шестаков В.П. Эстетические категории: Опыт систематического и исторического исследования. -М.: Искусство, 1983. 358 с.
243. Шиллер Ф. О возвышенном // Шиллер Ф. Собрание сочинений в шести томах. Т. VI. М.: Гослитиздат, 1957. — 712 с.
244. Эстетические позиции и художественное мастерство писателя. -Кишинев: Штиинца, 1982. 144 с.
245. Эстетический идеал и проблема положительного героя в советской литературе (традиции и новаторство). Межвузовский сборник научных трудов. — М.: Издательство Московского государственного педагогического института им В.И. Ленина, 1987. 164 с.
246. Юзиев Н. «Ирекле форма» бетенлэй ук иреклеме? (Хэзерге татар романында композиция мэсьэлэлэре) // Совет эдэбияты. 1963. - №1. - Б. 96-106.
247. Юные М. Юлыбыздагы сикэлтэлэр, упкыннар. // Казан утлары. -1993.-№10.-Б. 150-156.
248. Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы / Сост. и общ. ред. М.Л. Гаспарова. М.: Прогресс, 1987. - 464 с.
249. XXI гасыр бусагасында. Эдэбиятыбыз кая бара? // Казан утлары. -2001. -№3.- Б. 115-116.
250. Novalis. Schriften. Bande I-IV. Bd. II. Stuttgart, 1965. - 551 c.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.