Политическое насилие и проблема его легитимации в Римской республике (88 – 44 гг. до н.э.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Кудратов Алик Олегович

  • Кудратов Алик Олегович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 227
Кудратов Алик Олегович. Политическое насилие и проблема его легитимации в Римской республике (88 – 44 гг. до н.э.): дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2023. 227 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кудратов Алик Олегович

Введение

Глава I. Политическое насилие и Первая гражданская война в Римской республике

§1. От первых вооружённых конфликтов до первого похода на Рим

§2. От второго похода на Рим до Серторианской войны

Глава II. Новый цикл гражданских войн: насилие в последние десятилетия Римской республики

§1. От заговора Катилины до эскалации конфликта между

Помпеем и Цезарем

§2. От начала гражданской войны до убийства Цезаря

Глава III. Римские представления о насилии и его легитимация в контексте гражданских войн I в. до н.э

§1. Сущность и причины римского насилия в восприятии современников

§2. Практики легитимации насилия от Суллы до Цезаря

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическое насилие и проблема его легитимации в Римской республике (88 – 44 гг. до н.э.)»

Введение

Актуальность данного исследования заключается в сущности феномена насилия, который являясь неизбывным спутником человеческой истории и культуры, находится в ряду категорий всегда необходимых для осмысления человеческого существования. Вопросы о сущности, роли, возможности преодоления насилия вряд ли когда-нибудь будут закрыты.

Фундаментальное значение феномена насилия в жизни любого сообщества может являться своеобразным ключом для ответов на многие вопросы о сущности происходящих в социуме процессов. При этом отдельной проблемой является само определение насилия в Древнем Риме, которое в историографии зачастую сводится к современным представлениям1.

Актуальность изучения данной темы раскрывается ещё полнее, если рассматривать предмет нашего изучения в конкретном историческом контексте. В нашем случае - это гражданские войны в Риме, которые являют пример крайне сложной и неоднозначной ситуации в отношении легитимации насилия. Дело в том, что с позиции традиционных римских представлений, само явление гражданских войн было чем-то немыслимым2. Невозможность гражданской войны обуславливалась тем, что можно условно назвать моральным кодексом, этическим ориентиром, согласно которому от римлян ожидались действия, направленные только лишь на благо Республики. Все моральные ориентиры черпались из опыта предков. Но в ситуации кризиса поиск помощи в традиции оказывался тщетным, а отсутствие ответов на столь значимые вопросы стало ещё более явным - для такой ситуации предки не оставили «рецепта». Легитимация как политическая практика опиралась на общезначимые

1 Ср. также тезис Дж.Гогэн, которая на примере анализа интерпретаций lex Cornelia de sicariis et veneficiis в научной литературе делает вывод о том, что значение убийства для понимания политической власти в Риме не получило того внимания, которого оно заслуживает: Gaughan J. Murder was not a Crime: Homicide and Power in the Roman Republic. Austin, 2010. P. 134.

2 См., например, Cic. Att., VII, 11.1.; Cic. De leg. III.XVIn.42.; Cic. De Off. II.VII,23-24.; Plut. Cat.53-54; Dio. XXXVII. 24.; Dio. XLVIII. 29; App. BC. II. 74,77,80, 101.

для римлян гражданские ценности, которые в эпоху гражданских войн I в. до н.э. в полном соответствии с происходящим также претерпевают кризис, а их значение ослабевает. Появляется сразу несколько политических сил, каждая из которых претендует на легитимность совершаемого насилия, используя для легитимации отсылку к гражданским ценностям. По иронии истории указанные ценности в таком случае вместо защиты Республики способствовали её разрушению.

Исходя из сказанного, возникает вопрос о том, на чём базировалась легитимация насилия в контексте гражданских войн, когда переживали упадок ценности, основанные на идеях гражданских доблестей и всеобщего блага Республики. В этой связи реконструкция методов легитимации насилия в условиях системного кризиса римской государственности представляется значимой и многоаспектной научной проблемой.

Исходя из описанного выше проблемного поля, объект данной работы -политическая борьба в Римской республике в эпоху гражданских войн. Предмет - политическое насилие в период от Первой гражданской войны до смерти Цезаря. Не упуская из вида многообразие проявлений феномена насилия, внимание сосредоточено на его «предельных» формах, а именно на убийствах по политическим мотивам3. Акцент делается на прецедентах насилия, которые с позиции представлений римлян не должны были происходить, ибо только в таком случае рассужения о проблеме легитимации насилия имеют смысл. Вне рамок данного исследования останется изучение правовых форм оправдания насилия, и несмотря на распространённость наиболее узкого, юридического понимания легитимации как легализации, в данном исследовании эти два понятия разделяются4.

3 Дж.Гогэн говорит в таком случае о «насилии с необратимым результатом»: Gaughan J. Murder was not a Crime: Homicide and Power in the Roman Republic. Austin, 2010. P.2.

4 Определение легитимации см. в разделе, посвященному теоретико-методологической базе исследования.

Хронологические рамки данного исследования ограничиваются периодом с начала гражданских войн между сторонниками Мария и Суллы (88 г. до н.э.) до убийства Цезаря (44 г. до н.э.)5. Сулла создаёт прецедент, когда насилие и использование военной силы становятся основным инструментом политической борьбы в Риме - впервые происходят военные столкновения граждан, как против внешних врагов Рима. После событий, связанных с убийством Цезаря, практики легитимации насилия постепенно уступают свои позиции сформировавшемуся ещё до начала гражданской войны 40-х гг. до н.э. законодательству об убийствах6.

Географические рамки исследования определяются территорией Римской державы в указанный период, в частности областями, в которых разворачивались политические и военные конфликты.

Цель работы: выявить характерные черты римского политического насилия в указанный хронологический период и определить методы его легитимации.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1. раскрыть исторические условия применения насилия в Римской республике;

5 В эти хронологические рамки заключена история Древнего Рима, охватывающая период деятельности двух политиков, положивших конец свободной Республике: Егоров А.Б. Сулла и Цезарь, две диктатуры (опыт сравнительного анализа) // Запад-Россия-Кавказ. Вып. 2. Москва-Ставрополь, 2003. С. 165-190.

6 См. главный вывод работы Дж. Гогэн: Gaughan J. Murder was not a Crime: Homicide and Power in the Roman Republic. Austin, 2010. P. 140; Насилие при Августе строго контролировалось новым законодательством и организацией специальных сил для поддержания общественного порядка: Dupla-Ansuategui A. From Patronage to Violence and Bribery: Towards a New Political Culture // A Companion to the Political Culture of the Roman Republic. Hoboken, 2022. Р.418; Легитимация насилия после убийства Цезаря трансформируется и представляет собой уже новое явление, требующее иного теоретического осмысления. Важным для отражения перемен в политическом пространстве представляется тезис С.Л.Ут-ченко, который связывал с правлением Августа зарождение централизованной политики в отношении пропаганды: Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М., 1965. С.267.

2. выделить сущностные черты римских представлений о насилии и его причинах;

3. определить политические практики, используемые для легитимации насилия в условиях гражданских войн. Теоретико-методологическая база исследования.

Методологической основой исследования служит историко-антропологический подход7. Данный выбор диктуется как категориями, попадающими в поле изучения, так и научной проблемой исследования: из-за специфики феномена насилия, которая прослеживается вне зависимости от исторической эпохи и заключается в сопровождающем насилие стрессе, когда человек оказывается в пограничной ситуации8. В таком случае социальные нормы, стремление соответствовать предписываемым обществом установлениям отходят на второй план, что позволяет обнаружить не только артикулируемые в публичном пространстве, но действительно значимые, подлинные для людей конкретной эпохи ценности.

Антропологический подход предполагает своеобразную оптику, обращение к темам, непосредственно связанным с человеком, о чём красноречиво сказал Марк Блок, сравнивая историка с людоедом, который идет на запах «человечины»9. Такой подход позволяет не ограничиваться универсальным

7 З.А. Чеканцева в статье об исторической антропологии со ссылкой на А.Бьюргера указывает основную интенцию историков, придерживающихся данного подхода - восстановить в исторических исследованиях комплексное изучение Человека. Приводится и трактовка Жака Ле Гоффа, суть которой в понимании исторической антропологии в качестве глобальной концепции исторической науки. Таким образом, «И. а. предстает как другое видение истории, соответствующее современному «режиму рациональности» и манифестирующее историческое мышление, отличающееся от позитивизма / историзма XIX века: открытое, полифоничное, междисциплинарное, аналитическое, «изобретательное» в поисках средств репрезентации собранного материала, вместе с тем, академическое, т. е. предполагающее доскональное знание основ ремесла историка»: Историческая антропология // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. М., 2014. С.166-168.

8 Понятие ввёл в оборот Карл Ясперс - философ, психиатр. В определение включаются основополагающие для человека ситуации: смерть, случай, вина, ненадёжность мира. По мнению К.Ясперса, оказываясь в таком положении, человек способен обнаружить для себя то, что в его жизни подлинно: Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000. С.21-25.

9 Блок. М. Апология истории. М., 1973. С.18.

наполнением понятия, изучением насилия в соотнесении с политическими интересами и идеологией, но даёт возможность пролить свет на его восприятие10 и представления о нём, что ведет к более глубокому постижению исторической действительности.

Понятие насилия

Сущность римского насилия и вопрос его восприятия современниками остаётся в области «само собой разумеющегося» знания. Может показаться, что насилие - это интуитивно понятная концепция, но на самом деле оно представляет собой концептуальное минное поле11.

Среди значительного количества интерпретаций феномена насилия, раскрытие которых не входит в задачи данного исследования, следует особо отметить марксистскую. Подход к насилию, выработанный в рамках марксизма, интересен тем, что в нём комплексно разбирается вопрос о роли насилия в процессе исторического развития. «Маркс видел, что никакая политическая сила не может вызвать к жизни ничего принципиально нового, если оно не подготовлено в недрах общественного и политического развития (того или иного общества). И следовательно, насилие (если оно вообще необходимо) играет роль, так сказать, последнего толчка в развитии, которое в основном уже состоялось само собой»12. Ф .Энгельс, критикуя Е.Дюринга, также отмечал, что

13

насилие - лишь средство, но не цель исторического развития13.

В труде Ш.Бирна и Дж.Сенехи14 производится попытка раскрыть всё многообразие феномена насилия путём систематизации огромного количества

10 На сложность анализа и типологии проблемы насилия указывает С.Жижек, отмечая, что беспристрастное концептуальное изложение в таком случае при всех требованиях исследования сталкивается с необходимостью считаться с травматическим опытом жертвы: Жижек С. О насилии. М., 2010. С.7.

11 Kalyvas S.N. The Logic of Violence in Civil War. New York, 2006. P. 19.

12 Фромм Э. Концепция человека у К.Маркса // Душа человека: Перевод. М., 1992.

С.387.

13 Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М., 1988. С.160.

14 Byrne S., Senehi J. Violence: Analysis, Intervention, and Prevention. Athens, 2012.

256 p.

исследовательских подходов в т.н. ecological framework (системная структура/экологическая модель). Насилие помещается в 8 взаимодействующих «рамок»: (1) психология, (2) социобиология, (3) структурная теория, (4) теория потребностей человека, (5) теория социализации, (6) феминистская теория, (7) антропология, (8) теория международных отношений15. Главный вывод, следующий из анализа работы: насилие - фундаментальная категория, пронизывающая все этажи человеческой жизни, как социальной, так и индивидуальной. С другой стороны, такое количество подходов выглядит как красноречивое признание невозможности дать целостное определение. В качестве своеобразного временного решения как раз и предложена мозаика подходов, которая через принцип дополнительности могла бы пролить свет на сущность насилия. Однако разобраться в подходах не означает преуспеть в анализе самого феномена. Это обстоятельство связано с тем, что имеющиеся подходы не могут устранить «зазор» между феноменом, концептом и понятием «наси-лие»16. Результатом усилий, приложенных для преодоления данной проблемы, является максимально абстрактное определение, в котором насилие предстаёт как «индивидуальное или групповое объективирующее и принуждающее воздействие на другого/других, ведущее к деструкции, нарушению автономности, свободы и целостности субъекта, вплоть до его уничтожения»17. Такое объяснение оказывается слишком абстрактным и тяжеловесным. В попытках устранить все недостатки каждого конкретного подхода, получается дефиниция, которая оказывается едва ли применимой для анализа эмпирического материала.

К проблеме насилия обращались нередко, и зачастую это были самые незаурядные умы своего времени (например, Х.Арендт, В.Беньямин, М.Фуко и т.д.). Однако вопрос в таком случае решался, исходя из понимания насилия в контексте своего времени. Исторический контекст Древнего Рима имеет

15 Byrne S., Senehi J. Violence: Analysis, Intervention, and Prevention. Athens, 2012. P.15-44.

16 Философия войны и мира, насилия и ненасилия: Монография / С.Н. Борисов, П. Боянич, В.В. Варава, Е.Д. Мелешко, В.Н. Назаров, В.П. Римский и др. М., 2019. С.9.

17 Там же. С. 40.

дело с «другим» насилием. Отмечая сложности в определении сущности насилия, А.А.Гусейнов, например, указывает на отсутствие в истории изучения предмета строгого разделения между понятиями силы (или власти) и насилия, что объясняется историческим опытом, в котором сила и власть в значительной степени были явлены в форме насилия18. Можно утверждать, что подобная ситуация наблюдалась в Древнем Риме. Насилие не просто было растворено в культуре (что справедливо и относительно современности), но являлось постоянной данностью, а крайние его проявления были частью повседневно-сти19. В данном случае кстати приходится замечание А.В.Махлаюка, который, рассуждая о подходах к изучению истории Древнего Рима, напоминает о главной цели исторического исследования - «выявление конкретно-исторического наполнения "универсальных категорий" и акцентирование уникальности изучаемых феноменов»20. Насилие, несомненно, является одной из «универсальных категорий», и именно уникальность насилия на римской почве требует особого подхода. Позволим себе в данном месте обширную цитату, в которой насколько это возможно ёмко отражена разделяемая нами позиция по данному вопросу: «Изучение любого отдельного сюжета и конкретной проблематики при этом не должно и не может базироваться на простом, бездумно-механическом заимствовании готовых понятий и методических рецептов, на заранее заданных идеологических схемах. Как показывает опыт, такое заимствование нередко приводит к «сопротивлению» исследуемого материала, к сужению или, напротив, неоправданной модернизации круга вопросов, задаваемых источникам, к игнорированию тех фактов, которые противоречат априорным исследовательским установкам. Универсальных понятий и методов-отмычек,

18 Гусейнов А.А. Насилие// Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. Т.III. С. 16; О неразрывной связи власти и насилия в античной истории см: Youni M. Violence et pouvoir sous la Rome républicaine: imperium, tribunicia potestas, patria potestas // Dialogues d'histoire ancienne. 2019. vol. 45. n°1. P. 37.

19 См. по теме также: Kyle D. Spectacles of Death in Ancient Rome. London; New York, 1998. 287 p.

20 Махлаюк А.В. Идеи и подходы исторической антропологии в изучении римской армии // Древнее Средиземноморье: религия, общество, культура. 2005. С.99.

одинаково применимых к любому объекту исследования и комплексу, источ-

" 21 ников, по всей видимости, не существует»21.

Анализ доступной литературы в отношении феномена насилия позволяет выявить главную сложность в его изучении, которая заключается в том, что максимально абстрактные дефиниции насилия, обнаруживаемые в междисциплинарном поле, не учитывают его обусловленность историческим контекстом, в то же время, исторические труды, как правило, ограничиваются конкретными проявлениями насилия в социальной действительности. Синтез подходов возможен, если принять в расчёт специфику феномена насилия, заключающуюся, на наш взгляд, в существовании двух возможных толкований, смешение которых приводит к концептуальной неясности.

Первый вариант понимания предполагает определение насилия в качестве конкретной разновидности действия, обладающего набором определённых характеристик.

Второй вариант - определение насилия через восприятие, когда какое-либо действие квалифицируется как насилие в зависимости от обусловленных культурно-историческим контекстом представлений общества. В пределах такой дефиниции критерием выступает оценка современников или же античной традиции - под определение насилия подпадают те действия, которые представлялись, расценивались, обозначались в качестве таковых22. Наиболее удобным для описания и объяснения, хотя и далёким от академического словоупотребления, было бы словосочетание «ощущение насилия». При таком понимании насилие представляется одним из полюсов дихотомии: до тех пор, пока в той или иной сфере жизни общества не возникает представлений о не-

21 Махлаюк А.В. Идеи и подходы исторической антропологии в изучении римской армии // Древнее Средиземноморье: религия, общество, культура. 2005. С. 86.

22 «Насилие - не прямая характеристика определённых действий, оно распределено между действиями и их контекстом, между действием и бездействием. Одно и то же действие может считаться насильственным и ненасильственным в зависимости от контекста <...>»: Жижек С. О насилии. М., 2010. С.163.

насильственной альтернативе, насилие кажется обыденным или даже необхо-димым23. Когда в культурном пространстве существуют представления о насилии и возможности ненасильственной альтернативы, можно говорить о наличии в обществе трагического восприятия актов насилия. Трагическое восприятие в данном случае - реакция на насилие, которое согласно представлениям римлян не должно было происходить, но происходило24.

В рамках данной интерпретации, когда насилие рассматривается в тесной связи с этикой25 вопрос легитимации обретает понятийную полноту, потому как в восприятии римлян рассматриваемой эпохи не всякое действие, подходящее под определение насилия и имеющее все его признаки, было таковым с точки зрения их представлений26.

23 В некотором смысле наши концептуальные построения схожи с тем, что предлагал Ф.Ф.Зелинский. Рассуждая о природе политической истории и культуры античного мира, исследователь отмечал только два состояния: насилие и периоды умиротворения. При этом Ф.Ф.Зелинский значительно ограничивал насилие: войнами во внешней политике и революциями во внутренней. Само по себе разделение на две категории представляется оправданным и сейчас, потому как война с внешним врагом и насилие внутри государства, действительно, нуждаются в разграничении. Единственное, что вызывает вопросы - это последующая интерпретация. Во-первых, политическое насилие внутри государства не ограничивалось только революциями. Здесь, как кажется очевидным, исследователь хотел соблюсти понятийную симметрию концепции. Во-вторых, разница во «внутреннем» и «внешнем» насилии не ограничивается его вектором, а кардинально отличается в отношении восприятия и интерпретации, что видно на примере античного Рима: Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб., 1995. С.10.

24 "

24 О понимании трагического как противостоящему насилию и войне в античной культуре исчерпывающе высказалась Г. Джантзен, которая отметила, что трагики Золотого века Афин показывали бессмысленность войны и насилия, её сопровождавшего. По мнению исследователя, трагики пытались сказать, что даже если война подразумевала некую законность, то претендуя на защиту справедливости, она только разрушала моральные ценности, ради которых якобы велась: Jantzen G.M. Foundations of violence. London, 2004. P. 129.

25 «Насилие входит в реестр негативных ценностей в качестве их предельного случая; оно есть крайнее выражение зла»: Гусейнов А.А. Насилие// Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. T.III. С.14.

26 Подход к феномену насилия, как к определенному виду действия, предполагает процесс формирования соответствующего ему понятия «от общего к частному». Таким понятием можно обозначить убийство и телесные наказания в любую эпоху, что предполагает внеисторическую природу феномена. Напротив, понятие насилия, реконструированное с опорой на римские представления, формируется индуктивно, на основе данных источников относительно конкретного периода и потому исторично.

Понятие легитимации

Когда речь идёт о понятии насилия, то в связи с его спецификой всегда подразумевается вопрос о легитимации27. Насилие, происходящее несмотря на возможность ненасильственного разрешения конфликта, воспринимается обществом в трагическом ключе, часто отождествляется с категорией зла28, следовательно, его требуется как-то обосновать, объяснить, доказать его целесообразность - легитимировать.

О связи легитимации с трагическим опытом столкновения со смертью можно сказать следующее: «Любая легитимация смерти решает одну и ту же основную задачу - она должна дать индивиду возможность продолжать жить в обществе после смерти значимых других и если не снять, то по крайне мере смягчить ужас от ожидания собственной смерти, чтобы он не парализовал привычный порядок повседневной жизни»29. Та же идея о тотальности трагического восприятия смерти присутствует в статье Карло Гинзбурга: «<...> смерть - любая смерть - это травматическое для сообщества событие: настоящий кризис, который должен быть преодолен через ритуалы, трансформирующие биологическое событие в социальный процесс и контролирующие превращение разлагающегося трупа (объекта недолговечного, и к тому же угрожающего) в скелет»30.

27 «От других форм общественного принуждения насилие отличается тем, что доходит до пределов жестокости, характерной для природной борьбы за существование, от природной агрессивности - тем, что апеллирует к понятиям блага, справедливости»: Гусейнов А.А. Насилие// Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2010. Т.III. С.14.

28 Вследствие зависимости понятия насилия от интерпретаций, в случае, когда в представлениях современников отсутствует возможность ненасильственной альтернативы, такое явление будет представлять вариант нормы. Яркий пример - насилие на арене, которое было видом развлечения, способом получить удовольствие. См.: Kyle D. Spectacles of Death in Ancient Rome. London; New York, 1998. P. 2.

29 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. С.166.

30 См. Гинзбург К. Репрезентация: слово, идея, вещь // НЛО. 1998. № 33. С. 5-21.

Контекст гражданских войн для изучения представлений римлян о насилии является определяющим, потому как такие войны воспринимались трагически31. Военные конфликты с другими державами для римлян фактически были частью общественного уклада, а смерть на такой войне была нормой32. Основные понятия доблестей, присущих аристократам, определялись в значительной степени в военных терминах33. Нобили соревновались за получение славы, которая зарабатывалась в первую очередь на поле боя. Они стремились превзойти друг друга в virtus, что, по сути, означало доблести, проявленные на войне. Значимость человека определялась по известности в обществе, по достоинству, большая часть которого была получена благодаря проявлению virtus. И в этой модели война была центральным компонентом34. Но римские республиканские ценности, имея центральное значение для практик легитимации, напрямую были связаны также и с представлениями о военном насилии. Важно подчеркнуть этот момент особенно, ибо в таком случае становится понятно, что модель легитимации насилия в Древнем Риме не отстранённая концепция, но в полной мере соотносимая с римской действительностью - все концептуальные элементы связаны не только абстрактной логикой понятий, но были таковыми в представлениях римлян.

31 О разделении античными авторами гражданских войн и военных кампаний против внешних врагов см.: Jal P. La guerre civile a Rome. Etudes litteraire et morale de Cicerone a Tacite. Paris, 1963. Р. 21-27.

32 Жестокость войн и завоеваний с энтузиазмом воспевалась в римской культуре во все эпохи: Fagan G.G. Roman Violence: Attitudes and Practice // The Cambridge World History of Violence. Vol. 1: The Prehistoric and Ancient Worlds. Cambridge, 2020. P. 557.

33 Военные ценности были прочно укоренены в жизни и мировоззрении римской аристократии, которую часто описывали как «воинскую элиту». Военный аспект играл важную роль для разных проявлений конкуренции внутри нобилитета, а притязания на военную доблесть стали фундаментальным фактором, поддерживающим власть элиты: Mouritsen H. Politics in the Roman Republic. Cambridge, 2017. Р. 100.

34 Fagan G.G. Roman Violence: Attitudes and Practice // The Cambridge World History of Violence. Vol. 1: The Prehistoric and Ancient Worlds. Cambridge, 2020. P. 553; Существует и иной, более глубокий взгляд на проблему. Описывая последние годы Республики, Саллю-стий заявил, что в его время было два римлянина, проявивших великие добродетели, ими были Цезарь и Катон. Противопоставляя Цезаря и Катона, один из которых был военным, а другой решительно таковым не был, Саллюстий переосмыслил дискуссию о природе римской доблести: McDonnell M. Roman manliness: virtus and the Roman Republic. New York, 2006. Р. 293.

Легитимация не простое понятие и имеет ряд коннотаций, связанных с его употреблением, а потому требует уточнений. На первый взгляд легитимация - ни что иное, как оправдание, обоснование. Однако следует отметить, что если причина - это некий мотив акта насилия, который может быть скрытым, не узнанным, не лежащим на поверхности, то легитимация - это процесс создания, конструирования мотива для общества, в публичной сфере.

Разобраться в том, как легитимация работает, каким образом она может оправдать насилие в публичной сфере, поможет краткий экскурс в теорию. Всестороннее разъяснение понятия легитимации даёт в труде «Проблема легитимации позднего капитализма» Ю. Хабермас, который в свою очередь подвергает интерпретации Макса Вебера. Разъясняя позицию Макса Вебера, Хабермас приводит ключевую цитату: «Понятие легитимного господства у Макса Вебера позволяет узнать, «на каких последних принципах может основываться "действенность" господства, т. е. притязание на повиновение чиновников своему господину и подданных - им всем»35. На этой основе автор определяет две позиции в отношении легитимации, которые можно редуцировать следующим образом: вера в легитимность определяется либо как эмпирическое явление, либо как «легитимационное верование» с имманентным отношением к истине36. Суть понимания легитимации Хабермасом раскрывается в следующей цитате: «В первом случае господство рассматривается в качестве легитимного, если выполнены как минимум два условия: а) нормативный порядок должен быть позитивно установленным и б) участники правовых отношений должны верить в его легальность, т. е. в формально корректную процедуру правопроизводства и правоприменения. Вера в легитимность сводится к вере в легальность: достаточно одной лишь ссылки на законность принятия

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кудратов Алик Олегович, 2023 год

Источники

1. Appian. Roman history / trans. by H.White. - Cambridge: Harvard University Press, 1964. Vol. 3. - 567 p.

2. Appian. Roman history / trans. by H.White. - Cambridge: Harvard University Press, 1961. Vol. 4. - 684 p.

3. Aristotle. Metaphysics. Vol. II. / trans. by H. Tredennick, G. C Armstrong - Cambridge: Harvard University Press, 1935. (Loeb Classical Library 287). - 704 p.

4. Caesar. Alexandrian War. African War. Spanish War / trans. by A. G. Way. -Cambridge: Harvard University Press, 1955. (Loeb Classical Library 402). -464 p.

5. Caesar. The Civil Wars. / trans. by A.G.Peskett. - Cambridge: Harvard University Press, 1914. (Loeb Classical Library 39). - 370 p.

6. Cicero. In Catilinam 1-4. Pro Murena. Pro Sulla. Pro Flacco. / trans.by C. Macdonald. - Cambridge: Harvard University Press, 1976. (Loeb Classical Library 324). - 640 p.

7. Cicero. On Duties. / trans. by W. Miller. - Cambridge: Harvard University Press, 1913. (Loeb Classical Library 30). - 448 p.

8. Cicero. On Old Age. On Friendship. On Divination. / trans. by W. A. Falconer. -Cambridge: Harvard University Press, 1923. (Loeb Classical Library 154). -576 p.

9. Cicero. On the Nature of the Gods. Academics / trans. by H. Rackham. - Cambridge: Harvard University Press, 1933. (Loeb Classical Library 268). - 688 p.

10. Cicero. On the Republic. On the Laws. / trans. by C. W. Keyes. - Cambridge: Harvard University Press, 1928. (Loeb Classical Library 213). - 544 p.

11. Cicero. Pro Milone. In Pisonem. Pro Scauro. Pro Fonteio. Pro Rabirio Postumo. Pro Marcello. Pro Ligario. Pro Rege Deiotaro. / trans. by N. H. Watts. - Cambridge: Harvard University Press, 1931. (Loeb Classical Library 252). - 560 p.

12. Cicero. The Verrine Orations, Volume II / trans. by L. H. G. Greenwood. - Cambridge: Harvard University Press, 1935. (Loeb Classical Library 293). - 704 p.

13. Crawford M. H. Roman Republican Coinage. - Cambridge University Press, 1974. - Vol. I. - P. 1-566.

14. Crawford M. H. Roman Republican Coinage. - Cambridge University Press, 1974. - Vol. II. - P. 569-919.

15. Dio Cassius. Roman History, Volume III / trans.by E. Cary., H. B. Foster - Cambridge: Harvard University Press, 1914. (Loeb Classical Library 53). - 528 p.

16. Dio Cassius. Roman History, Volume V / trans.by E. Cary. - Cambridge: Harvard University Press, 1917. (Loeb Classical Library 82). - 544 p.

17. Florus. Epitome of Roman History / trans. by E. S. Forster. - Cambridge: Harvard University Press, 1929. (Loeb Classical Library 231). - 400 p.

18. Historicorum Romanorum reliquiae / ed.H.Petr. Vol. I. Teubner, 1967. - 395 p.

19. Historicorum Romanorum reliquiae / ed.H.Petr. Vol. II. Teubner, 1967. - 234 p.

20. Livy. History of Rome, Volume IX. / ed.and trans. by J. C. Yardley. - Cambridge: Harvard University Press, 2017. (Loeb Classical Library 295). - 720 p.

21. Livy. History of Rome, Volume XI. / ed.and trans. by J. C. Yardley. - Cambridge: Harvard University Press, 2018. (Loeb Classical Library 313). - 592 p.

22. M. Tvlli Ciceronis De Natvra Deorvm, Volume I / ed. by A. S. Pease. - Cambridge: Harvard University Press, 1955. - 537 p.

23. M. Tvlli Ciceronis De Natvra Deorvm, Volume II. / ed. by A. S. Pease. - Cambridge: Harvard University Press, 1958. - 721 p.

24. Oratorum Romanorum fragmenta ab Appio inde Caeco et M.Porcio Catone usque ad Q.Aurelium Symmachum / Col. H.Meyer. Turici, 1842. - 639 p.

25. Plutarch. Lives, Volume II / trans.by B.Perrin. - Cambridge: Harvard University Press, 1959. (Loeb Classical Library 47). - 631 p.

26. Plutarch. Lives, Volume III / trans.by B.Perrin. - Cambridge: Harvard University Press, 1932. (Loeb Classical Library 65). - 442 p.

27. Plutarch. Lives, Volume IV / trans.by B.Perrin. - Cambridge: Harvard University Press, 1959. (Loeb Classical Library 80). - 467 p.

28. Plutarch. Lives, Volume IX / trans.by B.Perrin. - Cambridge: Harvard University Press, 1959. (Loeb Classical Library 101). - 619 p.

29. Plutarch. Lives, Volume V / trans.by B.Perrin. - Cambridge: Harvard University Press, 1955. (Loeb Classical Library 87). - 544 p.

30. Plutarch. Lives, Volume VI / trans.by B.Perrin. - Cambridge: Harvard University Press, 1954. (Loeb Classical Library 98). - 478 p.

31. Plutarch. Lives, Volume VII / trans.by B.Perrin. - Cambridge: Harvard University Press, 1958. (Loeb Classical Library 99). - 623 p.

32. Plutarch. Lives, Volume VIII / trans.by B.Perrin. - Cambridge: Harvard University Press, 1959. (Loeb Classical Library 100). - 424 p.

33. Q. Asconii Pediani. Orationum Ciceronis quinque enarratio. - Oxoni-e: Typog-rapheo Clarendoniano, 1907. - 104 p.

34. Sallust. The War with Catiline. The War with Jugurtha. / trans. by J.C. Rolfe. -London: William Heinemann, 1921. (Loeb Classical Library 116). - 535 p.

35. Suetonius. Lives of the Caesars, Volume I / trans. by J.C. Rolfe. - Cambridge: Harvard University Press, 1979. (Loeb Classical Library 31). - 499 p.

36. Valerius Maximus. Memorable Doings and Sayings / Trans. D.R. Shackleton Bailey. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2000. - Vol. II. - 462 p.

37. Velleius Paterculus: Compendium of Roman History; Res gestae divi Augusti / trans. by F.W.Shipley. - Cambridge: Harvard University Press, 1924. (Loeb Classical Library 152). - 464 p.

38. Анней Флор. Две книги Римских войн // Малые римские историки: Веллей Патеркул. Римская история; Анней Флор. Две книги Римских войн; Луций Ампелий. Памятная книжица: Пер. с лат. / Изд. подгот. А. Немировским. -М.: Ладомир, 1996. - С. 99-190.

39. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 4 / Перев. и ред. А.И. Дова-тура. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.

40. Валерий Максим. Девять книг достопамятных деяний и высказываний / Пер. А.М.Сморчков. - М.: Изд-во РГГУ, 2020. - 468 с.

41. Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения / Пер. с лат. и комм. С.Ю. Трохачева. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. - 308 с.

42. Веллей Патеркул. Римская история // Малые римские историки: Веллей Патеркул. Римская история; Анней Флор. Две книги Римских войн; Луций Ампелий. Памятная книжица: Пер. с лат. / Изд. подгот. А. Немировским. -М.: Ладомир, 1996. - С. 11-99.

43. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения / Пер., ст. и комм. В.О. Горенштейна; отв. ред. Е.М. Штаерман. - М.: Наука, 1981. - 224 с.

44. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. - М.: Наука, 1993. -364 с.

45. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне. / пер. и комм. акад. М.М.Покровского - М.: «Наука», 1948. - 559 с.

46. Ливий Тит. История Рима от основания города/ Под ред. М.Л. Гаспарова, Г.С. Кнабе. - М.: Ладомир, 2002. - Т. 1-3. - 702 е.; 811 е.; 797 с.

47. Марк Анней Лукан. Фарсалия, или Поэма о гражданской войне. - М.: Ладомир, Наука, 1993. - 354 с.

48. Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту В 3-х т. / Пер. В. О. Горенштейна. - М.: Наука, 1950. Т. 1. - 536 с.

49. Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту В 3-х т. / Пер. В. О. Горенштейна. - М.: Наука, 1950. Т. 2. - 502 с.

50. Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту В 3-х т. / Пер. В. О. Горенштейна. - М.: Наука, 1950. Т. 3. - 827 с.

51. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Изд. Подг. С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С. П. Маркиш. - М.: Наука, 1994. Т.1. - 669 с.

52. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Изд. Подг. С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С. П. Маркиш. - М.: Наука, 1994. Т.2. - 697 с.

53. Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах. / Пер. В. О. Горенштейна, прим. И. Н. Веселовского и В. О. Горенштейна, ст. С. Л. Утченко. Отв. ред. С. Л. Утченко. - М.: Наука, 1966. - 225 с.

54. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях / / Пер., ст. и прим. В. О. Горенштейна под ред. М. Е. Грабарь-Пассек, ст. С. Л. Утченко. Отв. ред. С. Л. Утченко. - М.: Наука, 1993. - 245 с.

55. Цицерон. Речи. В 2 томах / Пер. В. О. Горенштейна. Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. - М.: Наука, 1962. Т.1. - 441 с.

56. Цицерон. Речи. В 2 томах / Пер. В. О. Горенштейна. Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. - М.: Наука, 1962. Т.2. - 397 с.

57. Цицерон. Философские трактаты / Пер. М. И. Рижского. Отв. ред., сост. и вступ. ст. Г. Г. Майорова. - М.: Наука, 1985. - 384 с.

Литература

58. Albrecht M. von. Cicero's Style - Boston: Brill Leiden, 2003. - 286 p.

59. Alston R. Rome's Revolution: Death of the Republic and Birth of the Empire. -New York: Oxford University Press, 2015. - 385 p.

60. Bannon C.J. The Brothers of Romulus: Fraternal Pietas in Roman Law, Literature, and Society - Princeton: Princeton Univercity Press, 1997. - 234 p.

61. Baraz Y.A Written Republic: Cicero's Philosophical Politics - Princeton: Princeton University Press, 2012. - 215 p.

62. Barton C. Roman honor: the fire in the bones. - London, University of California Press, 2001. - 326 p.

63. Batstone W.W. Caesar's Civil War / Batstone W.W., Damon C. - Oxford: Oxford University Press, 2006. - 225 p.

64. Bauman R.A. Crime and punishment in ancient Rome. - London: Routledge, 1996. - 228 р.

65. Bauman R.A. Human Rights in Ancient Rome. - London; New York: Routledge, 2000. - 193 р.

66. Beard M. The Roman Triumph - London: The Belknap Press of Harvard University Press, 2007. - 434 p.

67. Beek A.L. Legitimate violence in illegitimate times: Dio's theories of legitimacy // Akroterion 64 - 2019. - P. 65-90.

68. Berdowski P. Violence as an Interpretive Category in Cassius Dio: The Terror under Sulla in 82 BCE // Cassius Dio: The Impact of Violence, War, and Civil War / ed. by Lange C.H., Scott A.G. - Leiden: Brill, 2020. - P.15-46.

69. Boatwright M.T. The Romans: From Village to Empire / Gargola D.J., Talbert R.J.A. - New York: Oxford University Press, 2004. - 516 p.

70. Brown R. The Art of Suicide - London: Reaktion Books Ltd, 2001. - 253 p.

71. Byrne S. Violence: Analysis, Intervention, and Prevention / Byrne S., Senehi J.

- Athens: Ohio University Press, 2012. - 256 p. (15-44)

72. Carsten H. L. Res Publica Constituta: Actium, Apollo and the Accomplishment of the Triumviral Assignment. - Leiden: Brill, 2009. - 230 p.

73. Clarke M.L. Rhetoric at Rome: a Historical Survey - London: Routledge, 1996.

- 206 p.

74. Classen C.J. Aretai und Virtutes : Untersuchungen zu den Wertvorstellungen der Griechen und Romer - Berlin: De Gruyter, 2010. - 368 s.

75. Clementia Caesaris. Modelli etici, parenesi e retorica dell'esilio. / G. Picone. -Palumbo: Letteratura Classica, 2008. - 382 p.

76. Communicating public opinion in the Roman Republic / ed. Rosillo-Lopez C. -Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2019. - 304 p

77. Community and Communication: Oratory and Politics in Republican Rome. / Ed. by C. Steel, H. van der Blom. - Oxford: Oxford University Press, 2013. -401 p.

78. Connolly J. The State of Speech. Rhetoric and political thought in ancient Rome. - Princeton: Princeton Univ. Press, 2007. - 304 p.

79. Dando-Collins S. The ides: Caesar's murder and the war for Rome - New Jersey: John Wiley & Sons, 2010. - 269 p.

80. Deusen N. van. Cicero Refused to Die - Boston: Leiden, 2013. - 214 p.

81. Dupla-Ansuategui A. From Patronage to Violence and Bribery: Towards a New Political Culture // A Companion to the Political Culture of the Roman Republic / ed. by V.Arena and J.Prag - Hoboken: John Wiley & Sons, 2022. - P. 408-421.

82. Dupla-Ansuategui A. Incitement to Violence in Late Republican Political Oratory / In Rosillo-Lopez, C., ed., Political Communication in the Roman World. -Leiden: Brill, 2017. - P. 181-201.

83. Edwards C. Death in Ancient Rome. - New Heaven and London: Yale, Univ. Press, 2007. - 287 p.

84. Edwards C. The politics of immorality in Ancient Rome. - Cambridge: Cambridge University Press, 1993. - 229 p.

85. Epstein, D.F. Personal Enmity in Roman Politics 218-43 BC. - London and New York: Routledge, 1987. - 183 p.

86. Fagan G.G. Roman Violence: Attitudes and Practice // The Cambridge World History of Violence. Vol. 1: The Prehistoric and Ancient Worlds / ed. by G.G. Fagan, L.Fibiger, M.Hudson, M.Trundle. - Cambridge: Cambridge University Press, 2020. - P. 550-572.

87. Fagan G.G. Violence in Roman Social Relations / In Peachin, M., ed. The Oxford Handbook of Social Relations in the Roman World - Oxford, 2011. - P. 467495.

88. Fantham E. The Roman World of Cicero's De Oratore - Oxford: Oxford Univ. Press, 2004. - 354 p.

89. Flaig E. Ritualisierte Politik: Zeichen, Gesten und Herrschaft im Alten Rom. Historische Semantik - Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2003. -288 s.

90. Flower H. I. Roman republics. - Princeton: Princeton University Press, 2010. -204 p.

91. Gardner J.F. Being a Roman Citizen - London: Routledge, 1993. - 244 p.

92. Gaughan J. Murder was not a Crime: Homicide and Power in the Roman Republic. - Austin: Univ. of Texas Press, 2010. - xviii, 224 p.

93. Gelzer M. Caesar. Politician and Statesman. - Cambridge: Basil Blackwell, 1968. - 359 p.

94. Gowing A.M. The Imperial Republic of Velleius Paterculus // A companion to Greek and Roman historiography / ed. by Marincola J. - Malden: Wiley-Blackwell, 2007. - Vol. I - P. 411-419.

95. Griffin M. Philosophy, Cato, and roman suicide: I // Greece & Rome. - 1986.-Vol. XXXIII. № 1. - P. 64-77.

96. Grisé Y. Le Suicide dans la Rome antique. - Montreal; Paris: Bellarmin, 1982.

- 328 p.

97. Gruen E. S. The last generation of the Roman Republic. - Berkeley: University of California Press, 1974. - 596 p.

98. Hall J. Politeness and Politics in Cicero's Letters - Oxford: Oxford Univ. Press, 2009. - 275 p.

99. Harris W. V. Roman Power: A Thousand Years of Empire - Cambredge: Cambridge Univ. Press, 2016. - 357 p.

100. Hellegouarc'h J. Le vocabulaire Latin des relations et des partis politiques sous la Republique - Paris: Les Belles Lettres, 1963. - 601 p.

101. Hill T. Ambitiosa Mors: Suicide and Self in Roman Thought and Literature -New York; London: Routledge, 2004. - 240 p.

102. Hinard F. Les Proscriptions de la Rome républicaine. - Roma: Ecole Frangaise de Rome, 1985. - 605 p.

103. Hölkeskamp K.-J. Reconstructing the Roman Republic: An Ancient Political Culture and Modern Research. - Princeton: Princeton University Press, 2010. -189 p.

104. Hölkeskamp K.-J. Roman Republican Reflections. Studies in Politics, Power, and Pageantry - Stuttgart: Franz Steiner, 2020. - 274 p.

105. Hölkeskamp K.-J. Senatus Populusque Romanus. Die politische Kultur der Republik - Dimensionen und Deutungen - Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2004.

- 334 s.

106. Hope Valerie M. Roman Death: The Dying and the Dead in Ancient Rome. -London: Continuum, 2009. - 256 p.

107. Hopkins K. From Violence to Blessing: Symbols and Rituals in ancient Rome //Sociological Studies in Roman History Cambridge: Cambridge University Press, 2017. - P. 313-345.

108. Institutions and Ideology in Republican Rome. Speech, Audience and Decision / ed. Henriette Van Der Blom, Christa Gray and Catherine Steel - Cambridge: Cambridge University Press, 2018. - 356 p.

109. Jal P. La guerre civile a Rome. Etudes litteraire et morale de Cicerone a Tacite.

- Paris: Université de Paris, 1963. - 574 p.

110. Jantzen G.M. Foundations of violence. - London: Routledge, 2004. - 390 p.

111. Kalyvas S.N. The Logic of Violence in Civil War. - New York: Cambridge University Press, 2006. - 485 p.

112. Keaveney A. Sulla, the last republican. - New York: Routledge, 2005. -233 p.

113. Keaveney A. The army in the Roman revolution. - New York: Routledge, 2007. - 150 p.

114. Kyle D. Spectacles of Death in Ancient Rome - London; New York: Routledge, 1998. - 287 p.

115. La culture politique de la Republique romaine / ed. David J.-M., Hurlet, F., Jehne, M. // Trivium - 2020. - 31- 264 p. [URL:https://journals.openedi-tion.org/trivium/6971; DQI:https://doi.org/10.4000/trivium.69711.

116. La Repressione criminale nella Roma repubblicana fra norma e persuasione / ed. B. Santalucia - Pavia: IUSS, 2009. - 607p.

117. Lange C. H. The Logic of Violence in Roman Civil War / in Westall, R. (ed.) The Roman Civil Wars: A House Divided - Dublin: Hermathena, 2018. - P. 6997.

118. Lendon J. E. That Tyrant, Persuasion: how rhetoric shaped the roman world.

- Princeton: Princeton University Press, 2022. - 302 p.

119. Lintott A. Cicero as Evidence - Oxford: Oxford University Press, 2008. -469 p.

120. Lintott A. Violence in Republican Rome. - Oxford: Oxford Univ. Press, 1999. - 272 p.

121. Lowrie M. Married to Civil War: a Roman Trope in Lucan's Poetics of History // The Historiography of Late Republican Civil War / Lowrie M. Vinken B., ed. by Lange C.H., Vervaet F.J. - Leiden: Brill, 2019. - P.263-292.

122. Luke T. Ushering in a new Republic: theologies of arrival at Rome in the frst century BCE. - Michigan, University of Michigan Press, 2014. - 328 p.

123. Marin P. Blood in the Forum: The Struggle for the Roman Republic - London; New York: Continuum, 2009. - 198 p.

124. Martin T.R. Ancient Rome: from Romulus to Justinian. - New Heaven and London: Yale, Univ. Press, 2013. - 237 p.

125. Mattingly H. The Roman "virtues"// Harvard Theolog. Rev. - 1937. - V. 30, No 2. - P. 103-117. - doi: 10.1017/S0017816000022173.

126. Mc Connell S. Philosophical life in Cicero's letters - Cambridge: Cambridge University Press, 2014. - 260 p.

127. McDonnell M. Roman manliness: virtus and the Roman Republic. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006. - 481 p.

128. Meier C. Res Publica amissa, eine Studie zu Verfassung und Geschichte der späten römischen Republik - Wiesbaden: Franz Steiner, 1966. - 332 s.

129. Millar F. A Study of Cassius Dio - Oxford: The Clarendon Press, 1964. -239 p.

130. Millar F. The crowd in Rome in the late Republic. - Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1998. - 236 p.

131. Morford M. The Roman Philosophers: From the time of Cato the Censor to the death of Marcus Aurelius. - London: Routledge, 2002. - 292 p.

132. Morstein-Marx R. Julius Caesar and the Roman people. - Cambridge: Cambridge University Press, 2021. - 690 p.

133. Morstein-Marx R. Mass Oratory and Political Power in the Late Roman Re-publi - Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - 313 P.

134. Mos maiorum: Untersuchungen zu den Formen der Identitätsstiftung und Stabilisierung in der Römischen Republik. Historia. Einzelschriften / ed. Bernhard Linke, Michael Stemmler - Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2000. - 319 s.

135. Mouritsen H. Plebs and Politics in the Late Roman Republic. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2001. - 164 p

136. Mouritsen H. Politics in the Roman Republic. - Cambridge: Cambridge University Press, 2017. - 202 p.

137. Nicgorski W. Cicero's Practical Philosophy. - Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2012. - 313 p.

138. Nicolet C. The World of the Citizen in Republican Rome / trans. by P.S. Falla. - Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1980. - 435 p.

139. Nippel W. Public Order in Ancient Rome. - Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1995. - 176 p.

140. Osmond P.J. Catiline in Fiesole and Florence: The After-Life of a Roman Conspirator // International Journal of the Classical Tradition - 2000. - Vol. 7, No. 1. - P. 3-38.

141. Pagán V.E. Conspiracy Narratives in Roman History. - Austin: University of Texas Press, 2004. - 197 p.

142. Pernot L. Rhetoric in Antiquity. - Washington: Cathol. Univ. Am. Press, 2005. - 269 p.

143. Philips E. J. Catiline's Conspiracy // Historia. - 1976. - Bd. 25. H. 4. - P. 441448.

144. Pina Polo F. Contra arma verbis: Der Redner vor dem Volk in der späten römischen Republik - Stuttgart: Franz Steiner, 1996. - 216 s.

145. Pina Polo F. The Tyrant Must Die: Preventative Tyrannicide in Roman Political Thought // Républicas y ciudadanos: modelos de participación cívica en el mundo antiguo. -2006. - P. 71 - 101.

146. Plass P. The Game of Death in Ancient Rome: arena sport and political suicide. - Madison: The Univ. of Wisconsin Press, 1995. - 300 p.

147. Political Communication in the Roman World / ed. Rosillo-Lopez C. - Leiden: Brill, 2017. - 284 p.

148. Politische Kultur und soziale Struktur der romischen Republik. Akten eines Kolloquiums aus Anlass des 70. Todestags von Friedrich / Hg. M. Haake and A.C. Harders - Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2017. - 567 s.

149. Powell J. G. F. Cicero's De Re Publica and the Virtues of the Statesman // Cicero's Practical Philosophy / ed. Walter Nicgorski. - Univ. of Notre Dame Press, 2012. - P. 14-42.

150. Raaflaub K. Bellum Civile // A Companion to Julius Caesar / ed. by Griffin M. - Malden: Wiley-Blackwell, 2009. - P. 175-192.

151. Riggsby A. M. Crime and Community in Ciceronian Rome - Austin: University of Texas Press, 1999. - 249 p.

152. Römische Werte als Gegenstand der Altertumswissenschaft / Hg. A. Haltenhoff, A. Heil, F.-H. Mutschler - Lepzig: K. G. SaurVerlag GmbH, 2005. -286 s.

153. Roselaar S.T. Process of Integration and Identity Formation in the Roman Republic. - Boston: Leiden, 2012. - 406 p.

154. Rosenstein N. Rome at war: farms, families, and death in the Middle Republic. - Chapel Hill and London: The Univ. of North Carolina Press, 2004. - 339 p.

155. Rosillo-Lopez C. Public Opinion and Politics in the Late Roman Republic. -Cambridge: Cambridge University Press, 2017. - 270 p.

156. Roth J. Violence and the Roman Way of Warfare // The Cambridge World History of Violence. Vol. 1: The Prehistoric and Ancient Worlds / ed. by G.G. Fagan, L.Fibiger, M.Hudson, M.Trundle. - Cambridge: Cambridge University Press, 2020. - P.238-257.

157. Schur W. Sallust als Historiker. - Stuttgart: Kohlhammer, 1934. - III, 292 s.

158. Seager R. Iusta Catilinae // Historia. - 1973. - Bd. 22. - S.240-248.

159. Sherwin-White A.N. Violence in Roman Politics // JRS. - 1956 - № 46 -P. 1-9.

160. Shotter D. The fall of the Roman Republic. - New York: Routledge, 2005. -122 p.

161. Smith R.E.E. The Anatomy of Force in Late Republican Politics // Ancient Society and Institutions. Studies Presented to Victor Ehrenberg on his 75th Birthday / ed. E. Badian - New York: Barnes & Noble, 1967. - P. 257-273.

162. Stadter P. Biography and History // // A companion to Greek and Roman historiography / ed. by Marincola J. - Malden: Wiley-Blackwell, 2007 - Vol. II -P. 528-541.

163. Stadter P. Plutarch and Rome //A Companion to Plutarch / ed. by Beck M. -Malden: Wiley-Blackwell, 2014. - P. 13-32.

164. Steel C. Friends, Associates, and Wives // A companion to Julius Caesar / ed. M. Griffin - Malden: Wiley-Blackwell, 2009. - P.112-126.

165. Steel C. The End of the Roman Republic, 146 to 44 BC. - Edinburgh: Edinburgh University Press Ltd, 2013. - 284 p.

166. Sumi G.S. Ceremony and Power: Performing Politics in Rome between Republic and Empire. - Michigan: University of Michigan, 2005. - 360 p.

167. Syme R. The Roman Revolution. - Oxford: Oxford Univ. Press, 2002. -592 p.

168. Tatum J. Gang Violence in the Late Roman Republic // The Cambridge World History of Violence. Vol. 1: The Prehistoric and Ancient Worlds / ed. by G.G. Fagan, L. Fibiger, M. Hudson, M. Trundle. - Cambridge: Cambridge University Press, 2020. - P.400-418.

169. Tellegen-Couperus O. Law and Religion in the Roman Republic - Boston: Leiden, 2012. - 229 p.

170. The Topography of Violence in the Greco-Roman World / ed. W. Riess, G.G. Fagan. - Ann Arbor: University of Michigan Press, 2016. - 416 p.

171. Thein A. Sulla the weak tyrant // Ancient Tyranny/ ed. by Lewis S. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. - P.238-250.

172. Toher M. Augustan and Tiberian Literature // A companion to Julius Caesar/ed. by Griffin M. - Malden: Wiley-Blackwell, 2009. - P. 224-239.

173. Van Haeperen F. Mises a mort rituelles et violences politiques a Rome sous la Republique et sous l'Empire // Res Antiquae. - 2005 - №2 - P. 327-346.

174. Van Hooff A. From Autothanasia to Suicide: Self-Killing in Classical Antiquity - London; New York: Routledge, 1990. - 306 p.

175. Walters B. The deaths of the Republic: imagery of the body politic in Ciceronian Rome - Oxford: Oxford University Press, 2020. - 176 p.

176. Waters K. H. Cicero, Sallust and Catiline // Historia: Zeitschrift fur Alte Geschichte. - 1970. - Vol. 19. №2. S. 1. - S. 195-215.

177. Weinstock S. Divus Julius. - Oxford: Clarendon Press, 1971. - 414 p.

178. Welch K. Appian and Civil War: a History without an Ending // The Historiography of Late Republican Civil War / ed. by Lange C.H., Vervaet F.J. - Leiden: Brill, 2019. - P.439-367.

179. Welch K. Appian and the Roman History: a reappraisal // Appian's Roman History Empire and Civil War - Swansea: The Classical Press of Wales, 2015. -P.1-15.

180. Westall R. The Sources for the Civil Wars of Appian of Alexandria // Appian's Roman History Empire and Civil War - Swansea: The Classical Press of Wales, 2015. - P.125-169.

181. Williamson C. The Laws of the Roman People: Public Law in the Expansion and Decline of the Roman Republic - Michigan: The University of Michigan Press, 2005. - 506 p.

182. Wirszubski Ch. Libertas as a political idea at Rome during the Late Republic and Early Principate. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1968. - 182 p.

183. Wiseman T. P. The Two-Headed State: How Romans Explained Civil War // Citizens of Discord: Rome and Its Civil Wars/ ed. by. Breed B.W., Damon C., Rossi A. - New York: Oxford University Press, 2010. - P.25-45.

184. Woolf G. Et tu, Brute?; the murder of Caesar and political assassination -Cambridge: Harvard Univ. Press, 2007. - 199 p.

185. Youni M. Violence et pouvoir sous la Rome républicaine: imperium, tribunicia potestas, patria potestas // Dialogues d'histoire ancienne - 2019 - vol. 45, n°1 - P. 37-64.

186. Zarecki J.P. Cicero's Ideal Statesman in Theory and Practice - Florida: University of Florida, 2005. - 163 p.

187. Абрамзон М.Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской Империи - М.: Ин-т археологии Российской академии наук, 1995. - 656 с.

188. Аверинцев С. С. Добрый Плутарх рассказывает о героях, или счастливый брак биографического жанра и моральной философии // Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. - М.: «Наука», 1994. - Т. I. - С. 637—653.

189. Альбрехт М. фон. История римской литературы. Т. 1. / Пер. А.И. Любжина. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина», 2002. - 704 с.

190. Альбрехт М. фон. Мастера римской прозы. От Катона до Апулея. Истолкования / М. фон Альбрехт. - М.: Изд-во «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 2014. - 400 с.

191. Ахиев С. Н. Мартовские иды 44 г. до н.э.: идеология заговорщиков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. -2016. - Т. 16. № 2. - С. 165-170.

192. Ахиев С.Н. Clementia Caesaris: Сущность, причины, цели. // Античный мир и археология. - 2002. - Вып. 11. - С. 71-80.

193. Ахиев С. Н. Монетная пропаганда в позднереспубликанском Риме / Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. - 2015. -Т. 15 - вып. 4 - С. 47-51.

194. Беньямин В. К критике насилия // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Сб. статей / Пер. с нем. И. Болдырева, А. Белобратова, А. Глазовой, Е. Павлова, А. Пензина, С. Ромашко, А. Рябовой, Б. Скуратова и И. Чубарова. - М.: РГГУ, 2012. - С.65-100.

195. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / Бергер П., Лукман Т. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с.

196. Блок. М. Апология истории. - М.: Наука, 1973. - 232 с.

197. Бугаева Н.В. Античная историческая традиция о попытке освобождения сторонников Катилины // Античный мир и археология. - 2006. - С. 187-197.

198. Бугаева Н.В. Взгляды Орозия на заговор Катилины // Ап^и^ aeterna. Поволжский антиковедческий журнал. - 2011. - Вып.3. - С.146-158.

199. Бугаева Н.В. Участвовали ли женщины в заговоре Катилины? // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира МГУ. -2005. - Вып. 7. - С. 112-119.

200. Бугаева Н.В. Участие пострадавших от сулланских конфискаций в заговоре Катилины // Antiquitas 1^еП:ае: Сб. науч. тр. студентов и аспирантов / Под ред. Е.В. Смыкова, А.В. Мосолкина. - Саратов: Изд-во СГУ, 2005. -С. 91-95.

201. Волкова П.Д. От Древнего Мира до Возрождения/ П.Д.Волкова; сост. Лафонт М. - М.: АСТ, 2016. - 720 с.

202. Гинзбург К. Репрезентация: слово, идея, вещь // НЛО / Пер. с франц. Галины Галкиной. - 1998 - № 33. - С.5-21.

203. Гурин И.Г. Серторианская война (82-71 гг.). Испанские провинции Римской Республики в начальный период Гражданских войн. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. - 320 с.

204. Дементьева В. В. Античная свобода как основа современного понятия политической свободы (историографические заметки) // Государство. Общество. Религия: Проблемы всемирной истории: Сб. науч. тр. / В.В. Дементьева, М.Е. Ерин (отв. ред.). - Ярославль, 2007. - С. 3-10.

205. Дементьева В. В. Римское республиканское междуцарствие как политический институт. - М.: Инфо-медиа, 1998. - 136 с.

206. Дементьева В.В. Историографические концепции происхождения римской магистратуры диктатора // Проблемы истории, филологии, культуры.

- 1994 - Вып.1. - С. 93-99.

207. Дементьева В.В. Историческая память римлян как объект изучения современного антиковедения // Известия Саратовского университета. - 2009.

- Т. 9. вып. 2. - С. 36-43.

208. Дементьева В.В. Римская идентичность: формирование традиций гражданского коллектива // Античный мир и археология. - 2009. - Т. 13. - С. 203213.

209. Дементьева В. В. Современное антиковедение: изучение римской политической культуры // Античная история и классическая археология: сб. науч. тр. / В.В. Дементьева (отв. ред). М., 2006. - С. 50-63.

210. Дымская Д.Д. Пророчество о трех Корнелиях. // Вестник древней истории. - 2018. - Т. 78. № 1. - С. 28-35.

211. Дымская Д.Д. Убийство и возмездие: процессы ínter sicarios 64 г. до н.э. // Античный мир и археология. - 2015. - № 17. - С. 96-107.

212. Дымская Д.Д. Цицерон и Саллюстий о заговоре Катилины (из современной зарубежной историографии) // Вестник древней истории. - 2019. - Т. 79. № 1. - С. 177-184.

213. Дымская Д.Д. Цицерон и сила убеждения // Вестник древней истории. -2016. - Т. 76. № 2. - С. 497-506.

214. Егоров А. Б. Античная демократия и римская политическая система (античные и современные политические теории) // Мнемон. - 2013. - № 13. -С. 207-226.

215. Егоров А. Б. Войны Рима, их причины и цели в римской традиции // Мнемон. - 2012. - № 11. - С. 189-208.

216. Егоров А. Б. Кризисы в истории Рима (события и проблемы) // Мнемон.

- 2013. - № 12. - С. 346-365.

217. Егоров А. Б. Римские популяры - терминология, структура движения и идеология // Мнемон. - 2009. - № 8. - С. 199-232.

218. Егоров А. Б. Юлий Цезарь: политическая биография. - СПб.: Нестор-История, 2014. - 548 с.

219. Егоров А.Б. Понятие «справедливой войны» в римском сознании // Мав-родинские чтения: 2018. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения проф. В. В. Мавродина. / Под ред. А.Ю. Дворниченко. - Спб.: «Нестор-История», 2018. - С. 55-57.

220. Егоров А.Б. Сулла и Цезарь, две диктатуры (опыт сравнительного анализа) // Запад-Россия-Кавказ. - 2003 - Вып. 2. - С. 165-190.

221. Еремин А.В.: Сулланские проскрипции // IVS ATIQVVM. Древнее право. - 2004. - 14 - С.69-78

222. Жижек С. О насилии. - М.: Изд-во «Европа», 2010. - 184 с.

223. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ред. и прим. С.П.Заикина. - СПб.; Марс, 1995. - 380 с.

224. Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим: война, мир и дипломатия в 220 - 146 годах до н. э. - М.: Греко-латинский кабинет, 1993. - 374 с.

225. Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. Время. Жизнь. Книги. - М.: Наука, 1981. -208 с.

226. Короленков А.В. Caedes mariana и tabulae sullanae: террор в Риме в 8881 гг. до н. э. // Вестник древней истории. - 2012. - №1. - C. 195-211.

227. Короленков А.В. Армия в годы первой гражданской войны в Риме // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. -2018. - № 2 (44). - С. 24-29.

228. Короленков А.В. Ещё раз о конфликте между Суллой и Цезарем // Studia historica. - 2015. - XIV. - С.98-111.

229. Короленков А.В. Из новейшей литературы о Гае Марии // Вестник древней истории / Короленков А.В., Смыков Е.В. - 2019. -Т. 79. № 1. - С. 161176.

230. Короленков А.В. Квинт Серторий: Политическая биография. - СПб.: Алетейя, 2003. - 310 с.

231. Короленков А.В. Лев и лисица: психологические приемы Суллы в войне с марианцами // Античный мир и археология. - 2002. - № 11. - С. 57-64.

232. Короленков А.В. Марий, Цинна и Метеллы // Вестник древней истории - 2013. -№ 4 (287). - С. 112-122.

233. Короленков А.В. Первая гражданская война в Риме. - СПб.: Евразия, 2020. - 464 с.

234. Короленков А.В. Сулла / А. Короленков, Е. Смыков. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 428 с.

235. Короленков А.В. Сулла и Цезарь // Аристей. Aristeas: вестник классической филологии и античной истории. - 2011. - Т. 4. № 4. - С. 115-135.

236. Короленков А.В. Сулла и Цезарь: противостояние // Studia historica. -2013. - XIII. - С. 114-135.

237. Короленков А.В. Расправа с cives perniciosi в 133—81 гг. до н. э. (из новейшей литературы) / А.В.Короленков, Е.В.Смыков // Studia Historica -2015. - Вып. 14. - С. 211—228.

238. Лившиц Г.М. Социально-политическая борьба в Риме 60 гг. до н. э. и заговор Катилины. - Минск: Изд-во Белгосун-та, 1960. - 208 с.

239. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М.: Институт эксперементаль-ной социологии; Спб.: Алетейа, 1998. - 160 с.

240. Лоренц К. Агрессия, или так называемое зло. - М.: АСТ, 2017. - 352 с.

241. Любимова О.В. «Первый заговор Катилины» и Марк Лициний Красс // Античный мир и археология. - 2015 - Вып. 17. - С. 151-175.

242. Любимова О.В. Конфликт Красса и Помпея в 70 г. до н. э.: его зарождение и причины // Studia historica. - 2013. - Вып. XIII - С. 136-157.

243. Любимова О.В. Красс-корыстолюбец: к вопросу об образе Красса в трактате Цицерона «Парадоксы стоиков» // Вестник древней истории. - 2014. -№2. (289) - С. 34-53.

244. Любимова О.В. Понятие «популяры» в современной историографии // Вестник древней истории. - 2015. - № 1 (292). - С. 190-207.

245. Махлаюк А. В. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Издательство «Акра», 2006. - 440 с.

246. Махлаюк А.В. Армия Римской империи. Очерки традиций и ментально-сти: Монография. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2000. - 235 с.

247. Махлаюк А.В. Дихотомия civis - miles в Риме позднереспубликанского и императорского времени // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. - 2003. - Вып. 1. - С. 5-27.

248. Махлаюк А.В. Духи предков, доблесть и дисциплина: социокультурные и идеологические аспекты античной военной истории в новейшей историографии // Вестник древней истории. - 2010. - № 3 (274). - С.141-161.

249. Махлаюк А.В. Модель идеального полководца в речи Цицерона «О предоставлении империя Гн. Помпею» // Акра. Сб. науч. трудов. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2002. - С. 96-109.

250. Махлаюк А.В. Перебежчики и предатели в римской императорской армии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2014. № 6 (1). - С. 68-78.

251. Махлаюк А.В. Прошлое и современность в «Римской истории» Кассия Диона // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. / Махлаюк А.В., Марков К.В. - 2007. - № 6. - С. 185-189.

252. Махлаюк А.В. Римский полководец в бою: образы, дискурсы и прагматика военного лидерства (I) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 6 (1). - С. 253-265.

253. Махлаюк А.В.: Идеи и подходы исторической антропологии в изучении римской армии // Древнее Средиземноморье: религия, общество, культура / О.П.Смирнова, А.Л. Смышляев (ред.). - М.: ИВИ РАН, 2005. - С. 83-113.

254. Махлаюк А.В.: Интеллектуальные качества полководца в римской идеологии военного лидерства // Из истории античного общества. Сб. науч. тр. к 60-летию проф. Е.А. Молева. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2007. - Вып. 9-10. - С. 298-311.

255. Маяк И.Л. Аппиан и его «Римская история» // Аппиан Александрийский. Римская история / Пер. С.А. Жебелёва. - М.: Наука, 1998. - С.624-639

256. Межерицкий Я. Ю. «Восстановленная республика» императора Августа. Монография. - М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. - 992 с.

257. Монтень М. Опыты [Электронный ресурс] // TheLib.Ru - бесплатная электронная библиотека. URL:

https://thelib.ru/books/monten_mishel/opyty_tom_1 -read-8.html (дата обращения 16.02.2022).

258. Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1964. - 208 с.

259. Никишин В.О. Римская интеллигенция и суицид // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. - 2013. - № 2. - С. 119-120.

260. Новая философская энциклопедия: в 4 т. т.Ин-т философии РАН; Научно- ред. совет: предс. В. С. Степин. - М.: Мысль, 2010. - T.III. - 692 с.

261. Поленц М. Стоя. История духовного движения. - СПб.: Квадриум, 2015. - 1040 с.

262. Рязанов В.В. Монеты и монетарии Римской республики [Электронный ресурс]// 2010-2011,

URL:http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1300098352 (дата обращения 19.03.2023).

263. Селецкий Б.П. Финансовая политика оптиматов и популяров в конце 9080-х годов I в. до н.э. // Вестник древней истории - 1983. - № 1. - С. 148162.

264. Сигер Р. Сулла // Кембриджская история древнего мира: последний век Римской республики, 146-43 гг. до н. э./ под. ред. Дж.-А.Крука, Э.Линтотта, Э.Роусон - Т. 1Х.1. - С.190-235.

265. Сморчков А.М. Цивитас между миром и войной: последний шаг // Пентэконтаэтиа. Исследования по античной истории и культуре. Сборник, посвящённый юбилею И.Е.Сурикова. - Спб.: Санкт-петербургский гос. унт, 2016. - С. 248-253.

266. Сморчков А.М. Религия и власть в Римской Республике: магистраты, жрецы, храмы - М.: РГГУ, 2012. - 602 с.

267. Смыков Е.В. Марк Антоний и политика Ыетепйа Caesaris // Античный мир и археология. - 1990. - Вып.7. - С. 56-65.

268. Смыков Е.В. Портрет гражданина и портрет властителя: изображения Помпея, 1тйайо А1еха^п и римские политические традиции // Исторический вестник. - 2018. - Т. 26. - С. 156-181.

269. Смыков Е.В. Сулла на востоке: политика и пропаганда "любимца Афродиты" // Античный мир и археология. - 2011. - № 15. - С. 62-78.

270. Смышляев А.Л. Народ, власть, закон в позднереспубликанском Риме (По поводу концепции Ф. Миллара) // Вестник древней истории - 2003. -№ 3. - С. 46-60.

271. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред. А. О. Чубарьян - М.: Аквилон, 2014. - 576 с.

272. Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской Республики (II в. до н.э.). - М.: Изд. Мос-го унив-та, 1986. - 183 с.

273. Уайзмен Т.П. Цезарь, Помпей и Рим, 59—50 гг. до н. э. // Кембриджская история древнего мира: последний век Римской республики, 146-43 гг. до н. э./ под. ред. Дж.-А.Крука, Э.Линтотта, Э.Роусон - Т. 1Х.1. - С.410-475.

274. Утченко С.Л. Две шкалы римской системы ценностей // Вестн. древней истории. -1972. - № 4. - С. 19-34.

275. Утченко С.Л. Ещё раз о римской системе ценностей // Вестн. древней истории. - 1973. - № 4. - С. 30-48.

276. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. - М.: Наука, 1965. - 288с.

277. Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима. - М.: Наука, 1977. -254 с.

278. Утченко С.Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях» и образ идеального гражданина // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. - М.: Наука, 1993. - С. 159-175.

279. Философия войны и мира, насилия и ненасилия: Монография / С.Н. Борисов, П. Боянич, В.В. Варава, Е.Д. Мелешко, В.Н. Назаров, В.П. Римский и др.; Под ред. В.П. Римского. - М.: Академический проект, 2019. - 462 с.

280. Фромм Э. Концепция человека у К.Маркса // Душа человека: Перевод. -М.: Республика, 1992. - 375-415 с.

281. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. - М.: Касталь, 1996. - 448с.

282. Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. - М.: Прак-сис, 2010. - 264 с.

283. Хрусталёв В.К. Некоторые замечания по поводу Помпеевых законов ёе vi и de атЫШ (52 г. до н.э.) // Герценовские чтения 2017. Актуальные проблемы всеобщей истории. Вып. 2. Сборник научных трудов / Отв. ред. и сост. Т.В. Кудрявцева. - СПб., 2017. - С. 21-31.

284. Хрусталёв В.К. Судебные процессы по уголовным делам как инструмент политической борьбы в Римской Республике в 78-49 гг. до н.э. дис. на со-иск.уч.степ. канд. ист. наук: 07.00.03. - С.-Петерб. ин-т истории РАН, Спб, 2013.

285. Циркин Ю.Б. Гражданские войны в Риме. Побежденные. - СПб.; Издательство СПбГУ, 2006. - 314 с.

286. Чеканова Н.В. Римская диктатура последнего века Республики. - СПб.: Гуманит. акад., 2005. - 480 с.

287. Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиология. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 457 с.

288. Штаерман Е.М. От гражданина к подданному // Культура древнего Рима

- М.: Наука, 1985. - Т. 1. - С. 22-106.

289. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. - М.: Политиздат, 1988. - 1-Х11 - 482 с.

290. Ясперс К. Введение в философию/ Пер. с нем. под ред. А.А.Михайлова.

- Минск: Пропилеи, 2000. - 192 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.