Политическая корректность как социокультурный процесс: На примере США тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Гуманова, Юлия Леонидовна

  • Гуманова, Юлия Леонидовна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 157
Гуманова, Юлия Леонидовна. Политическая корректность как социокультурный процесс: На примере США: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Москва. 1999. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Гуманова, Юлия Леонидовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. "ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРЕКТНОСТЬ"

КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

§ 1. Феномен "политической корректности" и его социокультурная природа

§ 2. Содержание и динамика развития движения "политической корректности" как социокультурного процесса (на примере речевых

стереотипов)

ГЛАВА II. "ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРЕКТНОСТЬ" В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ США

§1. "Политическая корректность" как социокультурный процесс, выражающий особенности политической культуры США

§ 2. Реализация специфических особенностей отдельных политических субкультур США в движении

"Политической корректности"

ГЛАВА III. "ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРЕКТНОСТЬ" КАК ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

§1. "Политическая корректность" как леволиберальная интерпретация принципа "культурного плюрализма"

§2. "Политическая корректность" в связи с оценкой роли интеллигенции в американском обществе

§3. "Политическая корректность" и перспективы высшего образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

А. Литература и электронные документы на английском языке

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическая корректность как социокультурный процесс: На примере США»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Предмет настоящего исследования до сих пор не привлек внимания

отечественных социологов. Между тем на Западе, особенно в США и

>1

Канаде, понятие "политической корректности" стало темой широкой общественной дискуссии, в которой частные интересы отдельных личностей переплетаются с интересами самой демократии, с проблемой сохранения основ конституционного строя. "Политическая корректность", как пишет один из авторов в США, "затронула нерв нации. Все -профессора и обыватели, консерваторы и либералы - имеют что сказать на этот счет"1.

Подавляющая часть выступлений на тему "политической корректности" отличается высоким эмоциональным накалом. Обсуждение этой темы в США имеет широкий культурный диапазон - от рафинированных рассуждений интеллектуалов, насыщенных философскими и историческими " реминисценциями и юридическими дефинициями, до грубоватых скетчей и пародий, рассчитанных на самую широкую публику. При этом приверженцы "политической корректности" составляют более идейно сплоченную и социально однородную группу, нежели ее противники. Они принадлежат к образованной части американского общества (подавляющее их большинство - это студенты и преподаватели высших учебных заведений). Их действия отличаются большей активностью и целенаправленностью

В а 59

то же время в лагере критиков политической корректности находятся видные американские интеллектуалы (Д.Белл, И.Кристол,

1 Kamiya, Gary (1995). What is PC ?// San Francisco Examiner, Magazine Section, January 22,1995.

Д.Мойнихен и др.,), авторитетные деятели системы высшего образования (Д.Д'Соуза, Дж.Кэри и др.). Все они в политике придерживаются неоконсервативной ориентации, в то время как приверженцы "политической корректности", как правило, высказывают взгляды, характерные для представителей "новых левых". Одним из главных мотивов выступлений неоконсерваторов против "политической корректности" является их обеспокоенность перспективой развития системы высшего образования,

Важное значение приобретает тот факт, что идеология движения "политической корректности" имеет ярко выраженный нормативный характер, включая в себя комплекс запретов и предписаний, в том числе речевых кодексов, запрещающих использование определенных выражений. Приверженцы "политической корректности" строго соблюдают эти предписания в своем повседневном поведении и прилагают организованные усилия к тому, чтобы распространить их на все общество. Таким образом, можно говорить о сложившейся в течение сравнительно короткого временного промежутка (с конца 80-х гг.) системе поведенческих стереотипов, культивируемой определенной общественной группой и имеющей тенденцию распространения на более широкую часть общества. Эта совокупность фактов составляет содержание определенного социокультурного процесса, проявляющегося на разных уровнях (бытовом, идеологическом, политическом) и, по-видимому, тесно связанного с процессами, происходящими в политической культуре США.

Все это обусловливает актуальность исследования "политической корректности" в рамках социологической науки.

Итак, актуальность предпринимаемого исследования обусловлена необходимостью

а) отражения в отечественной социологической науке важнейших социальных процессов, протекающих в современном полиэтническом и полисоциальном демократическом обществе,

б) анализа наиболее актуальных проблем, разрабатываемых западной общественно-политической мыслью,

в) исследования на материале, связанном с формированием и функционированием концепции "политической корректности", наиболее общего содержания проблематики межгрупповых и внутрикультурных противоречий и опыта их разрешения, учитывая, что подобные противоречия имеются или могут возникнуть »в будущем и в нашем обществе.

Степень разработанности темы исследования.

Единственной научной публикацией на русском по теме исследования является монография A.B. Остроуха "Политическая корректность" в США: социолингвистический аспект", подготовленная в Московском Государственном Педагогическом Университете . В этой работе сделана попытка "осветить историю развития и становления системы общественных взглядов и оценок, связанных с социальным и культурным феноменом "политической корректности", рассмотреть примеры взаимовлияния между жизнью общества и "политической корректностью" и попытаться провести сопоставительный

2 Остроух A.B. "Политическая корректность" в США: социолингвистический аспект. М., 1998 (Деп. В ИНИОН РАН. №53206. 15.01.98).

культурологический анализ на материале англоязычной, преимущественно американской и российской прессы" .

Главным достоинством данной работы является то, что в ней впервые в качестве предмета научного анализа выделена такая область реальности, как совокупность некоторых проявлений "политической корректности" в жизни американского общества. Таким образом, эта работа является важным прецедентом в разработке данной проблематики, что позволяет использовать ее в качестве одного из источников исследования.

■ В то же время названная монография не лишена некоторых недостатков.

Прежде всего, в ней отсутствует удовлетворительное определение предмета исследования. По отношению к "политической корректности" автор использует различные характеристики, нередко противоречащие друг другу. Например, в одном месте "политическая корректность" характеризуется одновременно как некоторая система подходов и оценок, умение и "речевой код"4, в другом - как "философия"5, в третьем - как "сфера человеческой мысли6, в четвертом - как "инструмент языковой политики" . Причем в последнем случае ничего не говорится о том, чьим инструментом является "политическая корректность", какие политические силы ее используют и в каких целях.

В оценке изучаемого явления A.B.Остроух занимает весьма

неопределенную позицию, завершая свое исследование следующим

*

3 Там же. С. 6-1.

4 Остроух A.B. Указ. Соч. 2-3. Необходимо отметить, что А.В.Остроух допускает неточность в переводе слова "code", которому в русском языке соответствует слово "кодекс".

5 Остроух A.B. Указ. соч. С. 27.

6 Остроух A.B. Указ. соч. С. 26.

7 Остроух A.B. Указ. соч. С. 88.

выводом: "В целом, конечно же, можно утверждать, что философия

"политической корректности" прогрессивна, за исключением тех случаев,

»8

когда ее оценки и установки переходят все границы разумности .

В названном исследовании не отражены такие важные темы: характеристика "политической корректности" как социокультурного процесса с точки зрения его источников, содержания и динамики, связь этого процесса с особенностями политической культуры США в целом и отдельными политическими субкультурами, рассмотрение "политической корректности" с точки зрения проблем образования, оценка этого явления ведущими современными мыслителями США, авторитетными педагогами, политиками и др.

Наконец, в работе имеется ряд спорных положений, приводимых без достаточного основания. Например, автор пишет: "Россия развивается как демократия и уже испытывает или вскоре будет испытывать те же культурные и социальные сложности и проблемы, что имеют место на Западе. В связи с этими процессами социальная психология россиян и язык могут претерпевать изменения, подобные тем, что уже происходят за рубежом"9. Тем самым он, во-первых, утверждает, что Россия развивается как демократия. Между тем для большинства современных российских политологов характерно представление о режиме переходного периода в России как о режиме неопределенном, объединяющем в себе черты демократии и авторитаризма, с преобладанием элементов авторитаризма10.

8 Остроух A.B. Указ. соч. С. 27. v

9 Остроух A.B. Указ. Соч. С.9.

10 См.: Гельман В.Я. "Transition" по-русски: концепции переходного периода и политическая трансформация в России (1989-1996) // Общественные науки и современность. 1997. №4. С. 64 -81. См. также: Темкина А., Григорьев В. Осмысление общественной трансформации в России как комплексного процесса. Доклад на семинаре по программе "Германо-российский мониторинг трансформации социальных наук". Берлин, 1996, октябрь.

Во-вторых, из приведенного высказывания вытекает, что те "культурные и социальные сложности и проблемы, что имеют место на Западе", являются неизбежным, механическим следствием демократии и будут с необходимостью воспроизводиться в любой стране, которая пойдет по демократическому пути развития. Однако это утверждение не является

столь самоочевидным и бесспорным, чтобы быть принятым без

■ .. ..... \

доказательства.

Разбор недостатков единственной отечественной монографии, посвященной "политической корректности", имеет целью не принижение значимости представленных в ней научных результатов, а лишь обоснование необходимости и определение направлений дальнейшего

СС *•»

изучения политической корректности как социокультурного явления.

Работы западных авторов, посвященные "политической корректности", при их огромном числе, отличаются краткостью и публицистичностью. В большинстве из них затрагиваются те или иные проблемы, связанные с "политической корректностью". Фундаментальных исследований, стремящихся охватить все стороны и уровни этого явления, пока не появилось. Объясняется это как слишком большой "злободневностью", политической нагруженностью темы, так и ее относительной новизной.

В связи с вышесказанным цель исследования состоит в том, чтобы на основании изучения различных проявлений "политической корректности" в жизни современного американского общества дать целостную научную характеристику этого социокультурного феномена, описать содержание, динамику и направленность всей совокупности связанных с ним социокультурных трансформаций, исследовать его связь с политической культурой США, оценить перспективы его развития, а

также возможность возникновения аналогичных явлений и процессов в российском обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) на основе феноменологического описания "политической корректности", отражающего различные формы ее проявления в жизни современного американского общества, исследовать социокультурную природу объединяемой в этом понятии совокупности явлений;

2) исследовать параметры социального процесса, протекающего в американском обществе, в связи с развитием и распространением "политической корректности";

3) исследовать "политическую корректность" в связи с особенностями политической культуры США, ее генетическую связь с конкретными политическими субкультурами;

4) рассмотреть отношение к "политической корректности" со стороны ведущих американских ученых-обществоведов;

5) выявить обусловленность "политической корректности" попытками решения основных социокультурных проблем современного мультикультурного общества, в том числе проблемы образования.

6) оценить значимость проблематики "политической корректности" для отечественной социологической и культурологической

: мысли.

Структура диссертации соответствует последовательности поставленных задач.

Методологической основой решения поставленных задач являются принципы и методы социокультурного анализа.

Выбор эмпирических методов диктуется особенностями объектов исследования. Значительную часть непосредственных объектов исследования составляют документы, а именно материалы прессы и электронные документы. К этим объектам применялись методы контент-анализа (как количественного, так и неколйчественного), а также метод

лингвистического анализа. Часть данных получена методом включенного

\

наблюдения в период пребывания автора в университетских центрах США. Там же был применен метод экспертных оценок, в форме свободных интервью-консультаций со специалистами американской высшей школы.

Из теоретических методов использовались генетический метод, позволяющий выявить начальные условия развития социокультурного процесса, его главные этапы, тенденции, линии развития; сравнительно-типологический метод (в применении к анализу различных субкультур, в том числе политических субкультур). 4

Соотношение эмпирических и теоретических методов определяется промежуточным положением предмета исследования между макро-и микросоциологическими сферами. С одной стороны, масштабы развития социокультурного процесса, связанного с распространением принципов и норм "политической корректности", и необходимость его объяснения с точки зрения общесоциологических закономерностей требует выхода в сферу макросоциологии. С другой стороны, необходимо учесть, что параметры этого социокультурного процесса во многом определяются характером коммуникаций, посредством которых он реализуется. Среди типов этих коммуникаций важнейшее место занимает так называемый традиционный тип, то есть тип коммуникаций, осуществляющийся в

локальной среде, где коммуниканты лично знают друг друга11 - именно такую среду представляют собой университетские кампусы. Исходя из этого, к исследованию "политической корректности" применимы методы и подходы микросоциологии. В этом отношении "политическая корректность" не составляет исключения среди социокультурных процессов, протекающих ,в обществе. Как показал классик современной социологии П.Сорокин, все существенные социальные изменения так или иначе связаны с макропроцессами, происходящими в социокультурных системах, которые получают конкретную реализацию на микроуровне, в поведении и образе жизни людей12.

Широкое сочетание разнообразных используемых методов вытекает из цели исследования, предопределяющей его комплексный характер, что представляется единственно возможным на настоящем этапе отражения отечественной социологической наукой такого социокультурного явления,

I

как "политическая корректность".

Научная новизна исследования. Новизна данной работы определяется в первую очередь избранной темой исследования.

Кроме того, она состоит в следующих научных результатах:

- описаны различные проявления "политической корректности" в жизни современного американского общества;

- подвергнут анализу комплекс языковых трансформаций, выражающих изменения в речевом поведении носителей

11 См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996. С. 222.

12 См.: Сорокин П. А. О так называемых факторах социальной эволюции // Питирим Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 525 - 526. См. также: Кравченко С.А., Мнацакян М.О., Покровский Н.Е. Социология: Парадигмы и темы. М., 1997. С. 340.

английского языка под влиянием идей "политической корректности";

- дано определение "политической корректности" как социокультурного процесса, определены его параметры и характеристики.

- обоснована возможность и целесообразность применения к "политической корректности" понятий и методов современной теории политической культуры, осуществлен анализ "политической корректности" как закономерного явления американской политической культуры;

- установлена связь "политической корректности" с конкретно-историческими реалиями американской политической культуры, такими, как движение афро-американцев, феминистическое движение, движение за "культурный плюрализм", наличие в структуре общества интеллигенции как экономически независимого слоя;

- прослежена генетическая связь "политической корректности" с такими политическими субкультурами, как феминистская субкультура и афро-американская субкультура, а также с молодежной контркультурой 60-х - начала 70-х гг. Показано, что "политическая корректность", в свою очередь, также обладает определяющими характеристиками субкультуры;

- показано, что развитию социокультурного процесса "политической корректности" способствовала реформа образования в соответствии с принципами культурного плюрализма, гуманизации и гуманитаризации высшей школы. Дана оценка "политической корректности" с точки зрения соответствия целям реформы.

- введен в научный обиход ряд источников, ранее не переведенных на русский язык и не подвергавшихся социологическому анализу.

Теоретическое и практическое значение работы определяется научной ценностью и новизной перечисленных результатов. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов современной западной культуры, исследования общих закономерностей развития социокультурных процессов, социологии образования.

Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогических целях, в курсах по истории западной социологической мысли, социологии образования и др., в преподавании английского языка российским студентам-социологам.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Гуманова, Юлия Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, наше исследование подошло к концу. Это позволяет подвести итоги и сделать общие выводы.

Цель работы, как было сказано во Введении, заключалась в том, чтобы на основании изучения различных проявлений "политической корректности" в жизни современного американского общества дать целостную научную характеристику этого. социокультурного феномена, описать содержание, динамику и направленность всей совокупности связанных с ним социокультурных трансформаций, исследовать его связь с политической культурой США, оценить перспективы его развития, а также возможность возникновения аналогичных явлений и процессов в российском обществе.

Главная трудность исследования обусловливалась тем, что, как само понятие "политическая корректность", так и значительная часть той совокупности явлений, которая составляет его содержание, не имеют точных аналогов в российской духовно-культурной парадигме и не допускают прямой проекции на круг проблем, обсуждаемых в . » отечественном обществоведении. Это обстоятельство отразилось и на состоянии изучения проблематики "политической корректности" отечественными учеными. Единственным в России научным трудом по этой теме, не считая настоящего исследования, на настоящий момент остается монография A.B.Остроуха, достоинства и недостатки которой подробно исследованы во Введении. Поэтому одну из главных задач исследования составляла задача установления соответствия между тем кругом проблем, которые широко обсуждаются на Западе в связи с проявлениями "политической корректности", и проблематикой современной отечественной социологической мысли.

Еще одна принципиально важная задача, непосредственно связанная с предыдущей, состояла в построении адекватного определения "политической корректности", которое бы учитывало природу и структуру этого феномена и объясняло все его объективные проявления.

Первое, что необходимо было сделать для решения этих теоретических задач, - это построить чисто феноменологическое описание "политической корректности", то есть максимально широко представить различные формы ее проявления в жизни современного американского общества. Процедурно решение этой задачи во многом совпадает с задачей семантического анализа использования ( термина "политическая корректность" в выступлениях ее сторонников и противников. Решению этой задачи была отчасти посвящена первая глава диссертации. В первом параграфе этой главы были описаны проявления "политической корректности" в жизни американских кампусов, воспроизведена аргументация, при помощи которой активисты этого течения утверждают свою позицию в молодежной среде, методом контент-анализа материалов прессы и электронных документов были выявлены основыне значения термина "политическая корректность". В результате мы пришли к выводу о том, что данный термин не является однозначным, что соответствует многоаспектной структуре самого обозначаемого им объекта. Соответственно, он допускает не одно, а целый ряд определений, каждое из которых должно отражать один из существенных аспектов определяемого явления. Однако при этом мы должны стремиться к тому, чтобы эти определения не вступали между собой в противоречие, а дополняли друг друга.

Политическую корректность" можно определить как множество инициатив, исходящих из определенных кругов студенчества и поддерживающих их преподавателей вузов. В список этих инициатив включены система предпочтений в приеме на работу и учебу, образование на основе принципа мультикультурализма, расширение канонов интерпретации классических текстов с целью лучшего отражения интересов женщин и представителей меньшинств, изменения, которые вносятся в обиходный словарь с целью устранения выражений, могущих носить дискриминирующий оттенок по отношению к отдельным социальным группам, а также практическая активность по проведению этих инициатив в жизнь, отражению критики со стороны противников и привлечению сторонников.

Далее, отталкиваясь от признаков, 1 зафиксированных в феноменологическом определении, мы начали продвигаться от внешнего, поверхностного слоя исследуемого явления к его сущности.

Прежде всего мы констатировали, что по ряду своих признаков "политическая корректность" подпадает под понятие общественного движения, а именно, можно сказать, что она представляет собой общественное движение, развивающееся преимущественно в университетской среде ряда развитых капиталистических стран, в частности США. В основе идейной концепции, которой руководствуется это движение, лежит абстрактно-демократический принцип равенства, интерпретируемый в духе широкого культурного плюрализма и дополненный идеями, находящимися на вооружении экологических движений. Движение "политической корректности" нередко принимает радикальные, воинствующие формы, вступая в противоречие с распространенными в обществе либеральными взглядами и традиционными формами поведения, в первую очередь речевого. Там, где сторонники "политической корректности" оказываются в большинстве или пользуются поддержкой руководства (а это сейчас имеет место в большей части учебных заведений США и Канады), они оказывают серьезное давление на тех, кто нарушает устанавливаемые ими нормы.

Критика "политической корректности" в печатных изданиях началась с 1990 года и, послужив поводом для ответных выступлений идеологов этой концепции, породила широкую общественную полемику с постоянно расширяющимся полем аргументации и кругом участников. Основные аргументы этой критики - это защита конституционных свобод (в первую очередь, свободы слова), которым противоречат ограничительные нормы "политической корректности" и авторитарные методы, которыми пользуются ее адепты для их внедрения; высмеивание наиболее экстравагантных языковых новаций и других крайних проявлений "политической корректности", вступающих в противоречие с традиционными формами поведения; озабоченность по поводу будущего учебных заведений, "оккупированных" активистами "политической корректности", и всей национальной системы высшего образования, осуждение представителей интеллигенции, выступивших против традиционных либеральных ценностей, исповедуемых большинством нации.

Таким образом, движение за "политическую корректность" не является замкнутым в себе, а оказывает существенное воздействие на состояние общества в целом, вызь1вая активную реакцию со стороны остальной его части. Эта реакция проявляется в форме более или менее организованной активности, а иногда принимает и институциональные формы.

Следующее определение "политической корректности" является обобщением двух предыдущих и имеет предельно широкое значение: суть его заключается в подведении исследуемого объекта под общую категорию социокультурных явлений: исходя из понимания этой категории в современной социологии культуры, а также из уже отмеченных признаков и свойств определяемого феномена, мы подтвердили его принадлежность к социокультурной сфере. Это предопределило содержание следующей задачи, которая состояла в конкретизации данного определения, а именно в рассмотрении "политической корректности" как социального процесса и установлении основных характеристик и параметров этого процесса.

Основанием для такого определения послужили те констатированные нами социокультурные трансформации, которые уже произошли и продолжают происходить в американском обществе в связи с развитием движения "политической корректности". Причем важно подчеркнуть, что эти трансформации затрагивают не только ту социальную группу, которая составляет социальную базу движения "политической корректности", но и все общество в целом. Ярче всего это проявляется в тех изменениях в речевом поведении носителей современного английского языка, происшедших за последние два десятилетия, которые зафиксированы нормативными словарями.

Изучению этих изменений мы специально посвятили второй параграф первой главы. Все рассматриваемые языковые трансформации были разделены на две группы, в зависимости от источников, в которых они зафиксированы. К первой- группе (группе "естественных" трансформаций) мы отнесли трансформации, зафиксированные общими и нормативными словарями, составители которых занимают нейтральную позицию по отношению к концепции "политической корректности" и которые отражают объективное состояние языка. Вторую группу составили трансформации, не включенные в эти словари, но предлагаемые "авангардными" нормативными словарями и »руководствами, авторы которых стоят на позициях "политической корректности". При изучении обеих групп трансформаций выяснилось следующее.

Основная масса трансформаций состоит в исключении из словаря некоторых выражений, признаваемых "политически некорректными", и в замене некоторых из них, для которых не находится в общем словаре "политически корректных" синонимов, "политически корректными синонимами-неологизмами.

Эти трансформации становятся отличительными признаками соответствующей субкультуры, а их накопление и закрепление является одной из составляющих социокультурного процесса, связанного с "политической корректностью".

Определив "политическую корректность" как социокультурный процесс (совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий и взаимодействий, выделяемых из множества других и приводящих к изменению состояния или элементов культуры как социальной подсистемы), мы затем дали описание этого процесса с точки зрения общих характеристик социальных процессов, выявленных современной социологией, охарактеризовав "политическую корректность" как социокультурный (то есть затрагивающий систему поведенческих и оценочных норм) процесс, однонаправленный (или процесс развития, поскольку он приводит к качественно новому состоянию системы), целенаправленный (поскольку совершается благодаря осознанным усилиям определенной социальной группы, выступающей в качестве его инициатора), в определенном смысле регрессивный (поскольку, представляя собой альтернативу образованию определенных политических институтов, тормозит их возникновение и объективно оказывает негативное воздействие на развитие системы, образования, вступает в противоречие с задачами демократических институтов), революционный (поскольку реализуется посредством авторитарных и принудительных действий и ведет к дифференциации общества).

Среди наличных результатов рассматриваемого социокультурного процесса необходимо указать на уже сформировавшуюся систему самоидентификации индивидов на основании принадлежности к сторонникам "политической корректности", что в сочетании с дальнейшим закреплением специфических поведенческих стереотипов (ритуализацией) ведет к формированию особой социокультурной группы, а также на институциализацию как форм проявления "политической корректности", так и общественной реакции на нее (возникновение специфических организаций и процедур принятия решений на основе "политической корректности", и одновременно возникновение ассоциаций противников "политической корректности", выработка ими организованных форм противодействия этому движению).

Дальнейшее направление исследования было связано с рассмотрением "политической корректности" в контексте политической культуры США. Основаниями для такого рассмотрения послужили следующие соображения. Во-первых, как общественное движение "политическая корректность", судя по всем ее проявлениям, представляет собой одно из течений внутри движения "новых левых". Во-вторых, определенный политический идеал, связанный с идеями сильной социальной политики, активным вмешательством государства в экономическую сферу и т.д., является частью концепции "политической корректности". В-третьих, гармонизация отношений между социальными группами, составляющая основную цель "политической корректности", является в то же время одним из атрибутов политической культуры, исходя из основных определений этого явления. ,

Рассматривая "политическую корректноЬть" с точки зрения особенностей политической культуры США, мы отметили такие универсальные, вытекающие из самой природы общественного строя США и исторических особенностей развития этого социума, черты, как тенденция к эгалитаризму; склонность к образованию неполитических общественных организаций для выражения тех или иных групповых интересов; недифференцированность политического языка различных политических субкультур; высокая культура разрешения конфликтов. Все это говорит о том, что "политическая корректность" как общественное V движение является характерным проявлением американской политической культуры, отражающим наиболее типичные особенности, свойственные ей в целом, что говорит в пользу высокой жизнеспособности этого движения в США, многие цели которого, за исключением некоторых, отмеченных конфронтационным духом, разделяет и поддерживает все общество.

В то же время, учитывая, что отмеченные особенности американской политической культуры не свойственны современной российской политической культуре, трудно/предположить, что движение, аналогичное движению за "политическую корректность" могло бы возникнуть в нашей стране, по крайней мере, в обозримом будущем.

Чтобы проверить это предположение, необходимо было проанализировать американскую "политическую корректность" в связи с конкретно-историческими проявлениями политической культуры США. Методологической основой для этого послужили определение "политической корректности" как политической субкультуры, идея частичной совместимости и генетической связи политических субкультур в .рамках единой национальной политической культуры и типология американских политических субкультур, построецная Д.Элазаром.

Исходя из того очевидного факта, что наиболее активной частью борцов за "политическую корректность" являются энтузиастки женского движения и афро-американцы, подтверждаемого и соотношением объемов лексико-семантических групп современного английского языка, подвергшихся изменениям в духе "политической корректности", мы сочли целесообразным уделить особе внимание анализу особенностей соответствующих двух политических субкультур США.

Обзор состояния афро-американского, освободительного движения, особенно в 60-х - 80-х гг. XX в., подтвердил и объяснил ведущую роль специфических особенностей афро-американской политической субкультуры и исторических обстоятельств ее развития в возникновении и развитии субкультуры "политической корректности".

Если в целом в афро-американском освободительном движении доминирует интеграционистская тенденция, содержание которой можно определить как стремление к устранению препятствий для интегрирования негров в американское общество, то в 60-х - начале 70-х гг. в этом движении временно возобладала противоположная, сепаратистская тенденция. Одним из культурно-политических следствий этого было значительное повышение этнической самооценки афро-американцев, которое впоследствии (с конца 70-х гг.), когда доминирующей вновь стала интеграционистская тенденция, проявилось в организованных усилиях афро-американских лидеров, направленных на а) широкое рекламирование своих этнических ценностей; б) привлечение к этой деятельности добровольных активистов из других социальных групп американского общества; в) использование в этих целях ресурсов национального бюджета и, других возможностей, предоставляемых государством в рамках программы поддержки национальных меньшинств; г) солидаризацию и взаимодействие с представителями других этнических и прочих меньшинств с целью взаимной поддержки. Именно эти усилия и составили главное содержание активности участников движения "политической корректности", а характерные для афро-американской политической субкультуры способы их реализации трансформировались в ряд характерных особенностей соответствующей политической субкультуры.

Если социальной основой нового направления в афро-американском движении стала сложившаяся к концу 70-х гг. прослойка афро-американской интеллигенции, представители которой заняли влиятельные позиции в законодательных и правительственных органах, а также в крупных учебных заведениях, то юридическая его основа была заложена рядом принятых в середине 50-х - начале 60-х гг. законов и постановлений, гарантирующих афро-американцам всю полноту прав в политической и административной сферах.

Что же касается политической основы описанной системы действий афро-американских активистов, то ею послужила принятая на государственном уровне концепция культурного плюрализма.

Немаловажное значение для • становления субкультуры "политической корректности" имеет и подтверждаемый многочисленными историческими примерами факт того несомненного влияния, которое оказало афро-американское освободительное движением на само существование и особенности всего пути развития феминистского движения США, начиная с момента его становления. Именно стремление участвовать в аболиционистском движении дало образованным американкам середины прошлого века первый побудительный импульс к выступлениям за собственные политические права. Предоставление неграм избирательных прав в 1869 г. побудило женщин консолидировать свои усилия в борьбе за избирательное право для женщин.

Оба эти обстоятельства составляют специфику американской истории и не имеют аналогов в истории России. Поэтому, несмотря на то, что в истории отечественной политической культуры имеются эпизоды, связанные с выступлениями за эмансипацию женщин, все эти выступления не- находили большой поддержки как со стороны широкой общественности, так и со стороны основных политических сил, определяющих развитие страны. Так, например, были отвергнуты и большевиками, и массой трудящихся женщин идеи перераспределения социальных ролей между полами, развиваемые А.Коллонтай. Учитывая, что в настоящее время в нашей стране нет1 достаточно серьезных политических или юридических препятствий для развития экономической активности женщин, трудно представить себе в будущем ситуацию, при которой объективные условия, обеспечивающие женщинам досуг, образование и экономическую независимость, пришли бы в противоречие с принципиальными ограничениями их участия в той или иной сфере общественной деятельности, как это было в Америке на протяжении всей истории феминистского движения. Все действительные препятствия, стоящие на пути сегодняшней российской женщины к свободному проявлению своих способностей заключаются, как правило, в ней самой или ее ближайшем окружении. Все проблемы, которые призван разрешить российский феминизм, поскольку он вообще возможен как достаточно представительное общественное движение, лежат почти исключительно в культурно-бытовой сфере. За пределами этой сферы мало остается поводов для столь отчаянной и бескомпромиссной борьбы за женское равноправие, примеры которой демонстрируют западные феминистки.

Рассмотрев "политическую корректность" как социокультурный процесс и как одну из политических субкультур, отражающую . . 1 характерные особенности американской политическй культуры и находящуюся в генетической связи с рядом других политических субкультур, мы в заключительной главе исследования перешли к анализу этого явления с точки зрения глобальных тенденций, проблем и перспектив развития современного" постиндустриального общества. При этом во главу угла были поставлены две основные проблемы: проблема гармонизации межкультурных (в частности, межэтнических) противоречий и проблема образования. Выбор этих аспектов был обусловлен теми соображениями, что проблема межкультурных противоречий является главной темой выступлений сторонников (.(. *> политической корректности и выдвигается ими в качестве основного мотива их активности. Что же касается перспектив развития системы высшего образования и проблем, возникающих в связи с распространением движения "политической корректности", то эта тема доминирует в выступлениях наиболее принципиальных противников этого движения и служит источником аргументов, направленных против него. К тому же именно эти два аспекта представляются наиболее актуальными с точки зрения современных проблем российского общества.

В основе принципа культурного плюрализма лежит констатация тех объективных характеристик современного мира, которые П.Сорокин объединил в понятии интегральной социокультурной суперсистемы, в которой в качестве доминирующей ценности утверждается "бесконечное разнообразие".

Однако, исследуя содержание концепции культурного плюрализма, мы обнаружили принципиальное различие между ее праволиберальной и леволиберальной трактовками. Именно по этой линии прошел раскол между сторонниками "политической корректности" ("новыми левыми") и ее противниками (неоконсерваторами). Если праволиберальная трактовка у культурного плюрализма, представителями которой являются И.Кристол,

Д.Белл, Д.Мойнихен, М.Новак и другие американские интеллектуалы-неоконсерваторы, не выходит за рамки понятия политического плюрализма, то "новые левые", взяв эту концепцию на вооружение, выводят из нее требования сильной государственной политики по оказанию поддержки меньшинствам путем предоставления им разнообразных льгот и преимуществ во всех сферах. Именно в этом и состоит политический смысл движения за "политическую корректность", и в этом же состоит регрессивный характер лежащей в его основе социокультурной концепции. Игнорируя объективные социальные связи, реализующие иерархическую структуру социуму и обеспечивающие его стабильность, авторы этой концепции пытаются организовать общество на основе формального равенства не индивидов, но социальных групп, как больших, так и малых. Не удивительно, что попытки подчинить интересы большинства интересам тех или иных меньшинств встречают сопротивление со стороны общества.

При рассмотрении вопроса о роли академической интеллигенции в сс ^ развитии социокультурного процесса политической корректности нам показалось уместным привести во многом обоснованные суждения американских ученых-неоконсерваторов. Оставляя за рамками обсуждения их глубоко скептическое отношение к "новому классу" и его роли в жизни общества, мы считаем достаточным заключить, что необходимым условием возникновения движения, подобного движению "политической корректности", является существование в обществе мощной прослойки экономически независимой интеллигенции. Исходя из этого приходится признать невозможность появления аналогичного движения в нашей стране, по крайней мере, в обозримом будущем.

Заключительный параграф своего исследования мы посвятили рассмотрению вопроса о судьбах высшего образования в связи с сс чч распространением идеи политической корректности и укреплением позиций ее сторонников в учебных заведениях США. Серьезную обеспокоенность по этому поводу высказывают американские интеллектуалы-неоконсерваторы, а также ряд авторитетных педагогов, не заявляющих о своей политической ориентации.

По мнению этих педагогов, широкое проникновение "политической корректности" и понимаемого в леволиберальном смысле культурного плюрализма не только в жизнь кампусов, но и в учебные программы означает бесконтрольное использование университетских ресурсов (в том числе учебного времени, труда студентов и преподавателей, материальных средств и т.д.) внешними по отношению к университету структурами, преследующими собственные цели, далекие от целей высшего образования. Этими структурами являются многочисленные организации, формально представляющие интересы различных меньшинств, а фактически - интересы собственных функционеров, которые превратились в своеобразную "аристократию". По их глубокому убеждению, продолжение этого процесса чревато развалом национальной системы образования и общим упадком духовной культуры. Хотя опасения этих-авторов обоснованны,/нельзя не признать, что изменения в системе высшей школы, происходящие в русле "политической корректности", являются частью более широкого движения за гуманизацию и гуманитаризацию высшего образования, имеющего в целом позитивное значение, поскольку это движение имеет целью остановить начавшийся в XX веке процесс дегуманизации образования, его отрыва от культуры.

Тенденция к увеличению доли гуманитарных наук в программах вузов в последнее время стала всеобщей. Она находит свое выражение и в российских вузах. Деятели образования приходят к убеждению, что выпускник высшей школы должен владеть не только специальными I знаниями, но быть готовым к возможно более широкому восприятию мира.

В то же время коллизии "политической корректности" показывают, что путь к адекватной реализации принципа культурного плюрализма в образовании, к восстановлению гармонии между образованием и культурой не так прост, как это может показаться на первый взгляд.

Учитывая эти соображения, следует соблюдать особую осторожность при заимствовании зарубежного опыта организации учебного процесса в средних и высших учебных заведениях России. Как мы видели, образование на основе "открытости" и "культурного плюрализма" подвергается справедливой критике мыслящих педагогов в самих Соединенных Штатах. Принимая во внимание культурную ситуацию в сегодняшней России, тем более не стоит связывать радужные надежды с механическим копированием этих принципов.

Общий вывод исследования состоит в том, что "политическая корректность" является исторически конкретным явлением политической культуры ряда стран Запада, в том числе США, возникновение и содержание которого обусловлено особыми , факторами социально-политического и культурного развития этих стран. Отсутствие этих факторов в нашей стране позволяет утверждать что такое явление, как "политическая корректность" не может развиться в России во всей полноте своих проявлений. Отдельные явления, в том или ином смысле созвучные идеям "политической корректности", в России возможны, поскольку они не выходят за рамки общей культуры и не затрагивают политической сферы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Гуманова, Юлия Леонидовна, 1999 год

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

А. Литература и электронные документы на английском языке

1. Abramowitz A. The United States: Political Culture under Stress // The Civil Culture, Public Policy and the American States / Ed. by J.Kincaid. Philadelphia, 1982.

2. Almond G.A. Comparative Political Systems // Journal of Politics. Aug. 1956. P. 396.

3. Almond G.A., Verba S. The Civil Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, 1963.

4. Asante Molefi Kete (Temple University). The Escape into Hyperbole: Communication and Political Correctness //Journal of Communication. Spring 1992 / Vol. 42 No.2. P. 141 - 147.

5. Atlas James (1990). Battle of the Books: The Curriculum Debate in America // New York: W.W. Norton. [ED 3 83 999]

6. Balch, Steve et al. (1992). Freedom and Ideology: The Debate about Political Correctness. A Symposium // Civic Arts Review, 5(1), 4-10. [ED 347 920]

7. Barnard F. Culture and Political Development: Herder's Suggestive Insights // American Political Science Review. 1969. V. LXIII, N 2.

8. Baron D. Grammar and Gender. New Heaven, Yale University Press. 1993.

9. Beard H.&Cerl Ch. The Official Politically Correct Dictionary and Handbook. Villard Books, N.Y., 1993.

10. Bell D. The coming of the post-industrial society: A venture in social - forecasting. N.Y., 1973. XIII, 507 p.

11. Bell D. Creating a genuine national society // Current. N.Y., 1976. No.9. P. 72-81.

12. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. N.Y.,1976. XVI, 301 p.

13. Bell D. The end of ideology: On the expansion of polical ideas in the Fifties. Glencoe, 1960. 416 p.

14. Berger P. Ideologies, myth, moralitier // The Americans, 1976. An inquiry into fundamental concept of man underlying various US institution / Ed. By Kristol I., Weaver P. - Lexington (Mass.), 1976. - XXIV, 370 p.

15. Bernstein R. The Rising Hegemony of the Politicaly Correct // New York Times. October 28, 1990.

16. Berry J., Kallin R., Taylor D. Multiculturalism and ethnic attitude in Canada. Ottawa, 1977.

17. Bloom A. The Closing of the American Mind. A Touchstone Book. Published by Simon & Schuster Inc. N.Y. - L.- Sydney - Tokyo -Singapore. 1988.

18. Bromwich, David (1992). Politics by Other Means: Higher Education and Group Thinking // New Heaven: Yale University Press.[ED 355 863]

19. Burgoon Michael & Bailey William (Univercity of Arizona). PC at Last! PC at Last! Thank God Almighty, We are PC at Last! //Journal of Communication. Spring 1992 / Vol. 42 No.2. P. 95 - 104.

20. Burke, Ken (1993). Teaching Gender Issues at a Women's College: A Male's Perspective // Paper, presented at the Annual Meeting of the Speech Communication Association (Miami Beach). [ED 369 114]

21. Carey J.W. (University of Illinois at Urbana-Champaign). Political Correctness and Cultural Studies //Journal of Communication. Spring 1992/Vol. 42 No.2. P.56-72.

22. Carmichael S., Hamilton C.V. Black power. The politics of liberation in - America. N.Y., 1967. 354 p.

23. Cheney, Lynne V. (1992). Telling the Truth. A Report on the State of the Humanities in Higher Education // Washington: National Endowment for the Humanities. [ED 350 936]

24. Ciupak, Sandy Mason (1992). Are Your YA Novels Politically Correct? // Emergency Librarian, 19(5), 8-11. [EJ 447 437}'

25. Clift E. The Gender Wars // Newsweek, October 12, 1983.

26. Cohen R. Ethnicity: problem and focus in anthropology // Am.Rev. of Anthrop. - 1978. No.7.

27. Cole S.G.& Cole M.W. Minorities and the American promise: The conflict of principle and and practice. N.Y., 1954. XIV, 319 p.

28. Corbett, Susan M. (1994). Teaching in the Twilight Zone - A Sensitive Approach to Politically Incorrect Activities // Young Children, 49(4), 5458. [EJ 483 974]

29. Crozier M., Huntington S., Watanuki J. The crisis of democracy: Rep. On the governa-bility *** of democracies to the Trilateral comiss. N.Y., 1975. 220 p.

30. D'Souza D. The end of Racism. The Free Press. 1996.

31. D'Souza D. Illiberal education: The politics of race and sex on campus. N.Y.: The Free Press, 1991.

32. Decker T. Pressure to Conform // The Vassar Spectator, March/April ; i99i.

33. Dennis Everette E (The Freedom Forum Media Center Studies). Freedom of Expression, the University, and the Media //Journal of Communication. Spring 1992 / Vol. 42 No.2. P. 73 - 82.

34. Devine D. The Political Culture of the United States. Boston, 1972.

35. Dictionary of Occupational Titles (DOT), published by the U.S. Dept. of * Labor. Washington, D.C., 1977.

36. Dictionary of Occupational Titles (DOT), published by the U.S. Dept. of Labor. Washington, D.C., 1977.

37. Ditter L. Political Culture and Political Symbolism // World Politics. 1978.

38. Droge, David (1992). The Five Dogs of Politically Correct Speech on Campus // Paper presented at the Annual Meeting of the Kenneth Burke Society (Boise). [ED 347 602]

39. Elazar D.J. American Federalism: A View from the States. N.Y., 1972.

40. Elazar D.J. Cities of the Prairie: The Metropolian Frontier and American Politics. N.Y., 1970.

41. Elazar D.J. The Politics of Belleville: A Profile of the Civil Community. Philadelphia, 1971.

42. Feinstein O. What is ethnic studies? // Ethnic studies in Michigan. Detroit, 1977.

43. Francis W.N. The Structure of American English. N.J., Ronald Co., 1940. 314 p.

44. Frezier F.E. The Negro Family in the United States. Chicago, 1969 (First edition, 1939).

45. Frye M. Oppression // Rothenberg P.S. Racism and Sexism: An Integrated Study. N.Y., St. Martin's Press, 1988.

46. Gastil R. Cultural Regions in the United States. Seattle, 1975.

47. Gellner E. Nations and nationalism. Oxford, 1983.

48. Glasser Theodor L. (Standford University). Professionalism and Derision of Diversity: The Case of the Education of Journalists //Journal of Communication. Spring 1992 / Vol. 42 No.2. P. 131 - 140.

49. Glazer N. The limits of social policy // Commentary. N.., 1971. Vol. 52., . N9. P. 45 -54.

50. Glazer N., Moynihan D.P. Beyond the melting pot. Cambridge, 1963.

51. Goldfield Bina. The Efemcipated Endlish Handbook. N.Y., Westover Press. 1983.

52. Gordon M.M. Assimilation in America: The Theory and Reality// The ethnic factor in American politics. Columbus, 1970.

53. Gozzi R. New Words and a Changing American Culture. University of

t

South Carolina Press. 1990.

54. Graff, Gerald (1992). Beyond the Culture Wars: How Teaching the Conflicts Can Revitalize American Education // New York: W.W. Norton. [ED 355 844]

55. Gross Larry (University of Pensylvania). There They Go Again //Journal of Communication. Spring 1992 / Vol. 42 No.2. P. 105 - 112.

56. Grossberg Lawrence (University of Illinois at Urbana-Champaign). Being Politically Correct in a Politically Incorrect World //Journal of Communication. Spring 1992 / Vol. 42 No.2. P. 148 - 149.

57. Gutman H. The Black Family in Slavery and Freedom, 1750 - 1925. N.Y., Pantheon Books, 1976.

58. Henderson Luisa (Penn State University). Paris is Burning and Academic Conservatism //Journal of Communication. Spring 1992 / Vol. 42 No.2. P. 113-122.

59. Henry, William A., The politics of separation, (political correctness on college campuses) (Special Issue: The New Face of America) // Fall 1993,

• Vol42, No21 . P.73(3).

60. Hofstadter R, Two cultures: Adversary or responsible // Political interest. 1976. No.42. P. 68-76.

61. Howe I. The decline of the new left. N.Y., 1970. X. 326 p.

62. Huntington S. Welfare state // Crozier M., Huntington S., Watanuki J. The crisis of democracy: Report On the governability of democracies to the Trilateral comiss. N.Y., 1975. P. 65 - 74.

63. Industrial society and its future // The Washington Post, September 19, 1995, Separate Pullout.

64. Jarratt, Susan C. (1992). Rhetorical Power: What Really Happens in Politicized Classrooms// ADE Bulletin, 102, 34-39. [EJ 449 762].

65. Jordi D. "To Be Or Not To Be. Politically Correct'7/World Wide Web PROCOMM PLUS Web Zeppelin. Copyright 1995. BEND Technologies.

66. Kadushin Ch. The American intellectual elite. Boston; Toronto, 1974. XIII. 395 p.

67. Kallen H. Cultural pluralism and the American idea. N.Y., 1956.

68. Kallen H. Culture and democracy in the United States. N.Y., 1924. 250 p.

69. Kavanagh D. Political Science and Political Behavior. L., 1983.

70. Kelley R. The Cultural Pattern in American Politics: The First Century. N.Y., 1979.

71. Kramare Ch. & Treichler P.A. A Feminist Dictionary. Boston. Pandora Press. 1985.

72. Kristol I. About Equality // Commentary. N.Y., 1973. Vol. 53. N. 11. P. 35 -47.

73. Kristol I. On the democratic idea in America. N.Y., 1973. IX, 149 p.

74. Kristol I. Thoughts on equality and egalitarism // Income redistribution / Ed. By Campbell C. Wash., 1977. P. 9 - 44.

75. Kristol I. Two cheers for capitalism. N.Y., 1978. XIV. 274 p.

76. Kristol I. What is a neo-conservative thinking II Nesweek . N.Y., 1976. Vol. 87, Nol. P. 80-91.

77. Ladd E., Lipset S.M. The divided academy: Professors and politics. N.Y., " 1975. XV, 409 p.

78. Lane R. Political Ideology. N.Y., 1962. Ch. 4.

79. Language loyality in the United States / Ed J.A.Fishman e.a. The Hague, 1966.

80. Lash Ch. The agony of the American left. N.Y., 1969. XI, 212 p.

81. Lewenstein K. Political power and governmental process. L., 1965.

82. Lipset S.M. Political Man. N.Y., 1959.

83. Lipset, S.M. (1992). Political Correctness, Historically Speaking // Educational Record, 5-13. [EJ 439 804].

84. Los Angeles Times Style and Usage Guide, compiled by Kathy Gosnell. 1995 by Times Mirror Company.

85. Lutz W. The world of doublespeak // The State of the Language. L., 1990. P. 254-264.

86. Make room for family democrats // Washington Star. 1976. 29 Aug. P. 4.

i

87. Mayer M. New York review of books and "next Stalin" // Esquire. N.Y., 1971. N5. P. 3-18.

88. McClosky H., Brill A. Dimensions of Tolerance. N.Y., 1983.

89. Merriam-Webster's Collegiate Dictionary. Electronic Edition, Copyright 1994 - 1995. Merriam-Webster Inc.

90. Morion W.L. The historical phenomenon of minorities: the Canadian experience // Can. Ethnogr. Studies. 1981. Vol. 13, N 3.

91. Morton W. The development of affirmative action in Canada // Canadian Ethnic Studies. 1981. Vol. 13. N2.

i

92. Moynihan D. Politics of a guaranteed annual income. N.Y., 1973. XIII, 579 p.

93. Moynihan D. Presenting the American case // Amer. scholar. N.Y., 1975. , Vol.44.N3.P. 50-57.

94. Moynihan D. The politics of stability I I New leader. N.Y., 1967. Vol. 50, " N10. P. 72- 80.

95. Moynihan D. The president and the negro: The moment lost // Commentary. N.Y., 1967. Vol. 47.,No2. P. 35 - 44.

96. Naughton G. US tighten surviolence of radicals// New Yore times. N.Y., 1970. 12 April. P. 50-57.

97. Neaman J. S.& Carole G.S. The Wordsworth Book of Euphemism. Wordsworth Editions Ltd., Cumberland House, U.K., 1995.

98. Nisbet R. The new despotism // Commentary. N.Y.,1975. Vol. 59, No7. P. 28-40.

99. Novak M.The rise of the unmentable ethnics. Englewood Cliffs, 1972.

100. Novak, Robert. Political correctness has no place in the newsroom // USA Today (Magazine) March 1995. Vol.123. No 2598. P.44(2).

101. O'Keefe Barbara J. (Univercity of Illinois at Urbana-Champaign) //Journal

of Communication. Spring , 1992 / Vol. 42 No.2. P. 123 - 130.

- i

102. Paterson, Katherine (1994). Cultural Politics for a Writer's Point of View // New Advocate, 7(2), 85-91. [EJ 484 835].

103. Patric G. The Concept of "Political Culture" // International Studies Association Working Paper. No 80.

104. Paul D.W. The Cultural Limits of Revolutionary Politics: Change and Continuity in Socialist Chechoslovakia. N.Y., 1979.

105. Political Correctness Primer // World Wide Web PROCOMM PLUS Web Zeppelin. P. 1.

106. Political Culture, Public Policy and the American States / Ed. By J. Kincaid. Philadelphia, 1982.

107. Pye L.W. Political Culure // International Encyclopedia of Social Sciences. Vol. 12.

108. Rainwater L. Crucible of Identity: The Negro Lower-Class Family // ' Daedalus. V. XCV, Winter, 1966. P. 172 - 216.

109. Random House Unabridged Dictionary, Electronic Edition, Copyright 1966 - 1994 by Random House Inc., All Rights Reserved.

110. Rocher G. Multiculturalian: the doubts, of a Frankophone // Beyond Canadian conference on multiculturalism. Ottawa, 1976.

111. Rosenbaum W.A. Political Culture. N.Y., 1975.4

112. Safire W. Babes Up in Arms // the New York Times Magazine. January 9, 1994.

113. Safire W. Language Maven Strikes Again. N.Y., Henry Holt & Co., 1991.

114. Schultz, Debra et al. (1993)/ To Reclaim a Legacy of Diversity: Analyzing the 'Political Correctness' Debates in Higher Education // New York: National Council for Research on Women. [ED 364 170].

115. Shelton, Michael W. PC, No - An Examination of the Conservative Opposition to Political Correctness // Paper presented at the Annual Meeting of the Western States Communication Association (San Jose). 1994.[ED 369 113].

116. Smith, David Lionel (1993). Blackness, Critics and Adventures of Huckleberry Finn // Paper presented at the Annual Meeting of the National Council of Teachers of English (Pittsburgh). [ED 366 972].

117. Stanton E.C., Antony S.B., Gage M.J. History of Woman Suffrage. N.Y., 1981.

118. The American Heritage Dictionary. Third Edition, 1994. American Heritage Electronic Dictionary 1992 by Houghton Mifflin Company.

119. The Assotiated Press stylebook and Libel Manual, edited by Christopher W.French & Norm Goldstein. 1989 by the Associated Press.

120. The Black Family: Essays and Studies / ed. by R. Staples. Belmont, Cal., . Wadsworth Publishing Company, Inc., 1971.

121. The Ecology of American Political Culture: Readings / Ed. by D.Elazar & ' J.Zikmund II. N.Y., 1975.

122. The French Canadians, 1759—1766. Conquered? Half-Conquered? Liberated? Ed. by C. Nish. Toronto, 1966.

123. The International Encyclopedia of Sociology. Edited by Michael Mann.N.Y., Macmillan Press, 1984. 434 p.

124. The New York Times Manual of Style and Llsage. 1976 by The New York Times Company.

125. Thelin, W. Balancing Politically Charged Social Issues in Freshman Composition: The Ethical Epistemic Approach // Paper presented at the Annual Meeting of the Conference on College Composition and Communication (Cincinnati). 1992. [ED 344 221 ].

126. Tucker R.C. Culture, Political Culture and Communist Society // Political Science Quarterly. Vol. 88. No2 (June 1973). P. 182.

127. Tucker R.C. Political Culture and Leadership in Soviet Russia. From Lenin to Gorbachev. N.Y., L., 1987.

128. Walter R. Political Correctness Going Too Far // Western Herald. Western Michigan University. Kalamazoo, Michigan, November 15, 1995.

129. Wattman F.F. & Treichler A. Language, Gender and Professional Writing: Theoretical Approaches and Guidelines for Nonsexist Usage. N.Y., Modern Language Association. 1989. P. 200.

130. Webster's New World Dictionary.

131. What is Political Correctness? // World Wide Web PROCOMM PLUS Web Zeppelin.

132. White St. Political Culture and Soviet Politics. L., N.Y., 1979.

133. Whitney D.Charles & Wartella Ellen (Insnitute of Communications Research, University of Illinois at Urbana-Champaign). Media Coverage

of the "Political Correctness"Debate //Journal of Communication. Spring - 1992 / Vol. 42 No.2. P. 83 - 94.

134. Wildavsky A. Government and the people // Commentary. N.Y., 1973. Vol. 54. No 8. P. 29-53.

135. Willard, Shirley M. Teaching Multicultural Humanities Curriculum in the "PC" Era // Paper presented at the Annual Conference of the National Institute for Staff and Organizational Development on Teaching Excellence (Austin). 1993 [ED 363 375].

136. Williams, J. D. (1992). Program Administration in the Face of Political Correctness // Paper presented at the Annual Meeting of the Conference on College Composition and Communication (Cincinnati). [ED 352 674].

137. Wolin Ch. Politics and vision: Continuity and innovation in Western political thought. Boston: Toronto, 1960. X, 529 p.

138. Zangwill I. The melting pot. N.Y., 1909. .

" * '•>

Б. Литература на русском языке :l

1. Аберкомби Н., Хилл С., Тернер_Б. Социологический словарь. Казань, 1997.

2. Аверкиева Ю.П., Бломквист Е.Э. Современное население Канады // Народы Америки. Т. 1. М., 1959. С. 520 — 593.

3. Айвазова C.F. Женское движение в России: традиции и современность // Общественные науки и современность. 1993. №1. С. 174 - 187. С. 121.

4. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Кондратьев B.C., Сусокопов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.

5. Ахиезер A.C. Культурные основы этнических конфликтов // - Общественные науки и современность. 1994. №4. С. 115 - 125.

6. Бадалян И.А. Некоторые методологические аспекты этнической проблематики в работах современных социологов и этнографов Запада // Советская этнография. 1976. №1. С. 155 - 165.

7. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М., 1990. 253 с.

8. Баталов Э.Я. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность. 1994. №6. С. 32-41; №7. С. 56 - 78.

9. Бейклесс Дж. Америка глазами первооткрывателей. М., 1969.

10. Берзина М.Я. Формирование этнического состава населения Канады. М., 1977.

11. Берзина М.Я., Богина Ш.А., Дридзо А.Д., Хорошаева И.Ф. Этнические процессы в Америке // Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

12. Бешеный жених (Об Адольфе Тираре — сподвижнике Риэля) // Вокруг света. 1887. №33. С. 514 —515; №94. С. 530 — 531.

13. Богина Ш.А. Ассимиляция иммигрантов в США (50 -60-е годы XIX в.). М., 1964.

14. Богина Ш.А. Как складывалась американская нация // США. 1973. №7. С.15.

15. Брокгауз Ф.А., Ефрон H.A. Энциклопедический словарь. Т. XIV. Спб.,

1895. "Канада".

'. ..... i

16. Бромлей Ю.В. Типологизация этнических процессов // Проблемы типологизации в этнографии. М., 1979.

17. Бурлацкий Ф.М, Галкин A.A. Современный Левиафан. М., 1985.

18. Бурлацкий Ф.М, Галкин A.A. Социология. Политика. Международные - отношения. М., 1974.

19. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

20. Геевский И.А., Червонная С.А. Национальный вопрос в общественно-политической жизни США. М., 1972.

21'. Гельман В.Я. "Transition" по-русски: концепции переходного периода : и политическая трансформация в России (1989-1996) // Общественные науки и современность. 1997. №4. С. 64-81.

22. Генен Е. Новая Франция. М., 1901.

23. Герье В.И. Республика или монархия установится во Франции? // ' Сборник государственных знаний / Под ред. В.М.Безобразова. Спб.,

1877. Т. III. С. 165.

24. Джиоева A.A. Синтаксизация имени и номинативность ... английского языка. Дисс. ... д.ф.наук. М., 1995. 188 с.

25. Дэвис А. Женщины, раса, класс. М., 1987. 277 с.

26. Евтух .В.Б. Концепции этносоциального развития США и Канады: Типология. Традиции. Эволюция. Киев, 1991. 177 с.

27. Евтух В.Б. Многонациональность в Канаде: научная концепция и политическая доктрина // Зарубежный мир: социально-политические и экономические проблемы. Киев, 1990. Вып. 18. С. 3 — 14.

28. Егоров С.А. Политическая система, политическое развитие, право: критика немарксистских политических концепций. М., 1983.

29. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

30. Жирмунский В.М. О границах слова // Жирмунский В.М. Общее

■ - .... \

языкознание. Л.: Наука, 1976. С.125-148.

31. История США: в 4-х тт. М., 1983 - 1986.

32. Каленский С. Политическая наука в США. М., 1969.

33. Кащеева М.А. Пополнение словарного состава английского языка в . связи с изменениями в общественно-экономической жизни Англии 14

- 15 вв. Дисс.....к.ф.н. Л., 1955.

34. Колененко В. А. Путешествие Жака Картье (из истории открытия Канады) // Американский ежегодник. М., 1982. С. 272 — 294.

35. Королева А.П. "Расовые войны" и "расовые компромиссы". М., 1987.

36. Краткий политический словарь. М., 1983.

37. Кристол И. В конце II тысячелетия: Размышления о западной цивилизации (Статьи 1970-х - 1990-х годов). М., 1996. 209 с.

38. Лайфут К. М. Восстание в гетто за освобождение негров. М., 1972. 39". Ленин В.И. П.С.С.

40. Маккарти Ю. Вновь посетив Америку... : Спустя 150 лет после путешествия А.де Токвиля. М., 1981. 237 с.

41. Мутт О.В. К вопросу о возникновении и развитии атрибутивного употребления существительных в английском языке: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Л., I960. 24 с.

42. Народы Америки / Под ред. А. В. Ефимова и С. А. Токарева. М., 1959.

43. Нитобург Э.Л. О характере этнической общности афроамериканцев США //Советская этнография. 1985. №4. С. 36 - 47.

44. Нитобург Э.Л. Соединенные Штаты // Африканцы в странах америки. Негритянский компонент в формировании наций Западного полушария. М., 1987.

45. Новый Большой Англо-Русский Словарь / под ред. Ю.Д.Апресяна. М., "Русский язык". 1993 (электронная версия).

46. Осипович Т.Н. Коммунизм, феминизм, освобождение женщин и Александра Коллонтай // Общественные науки и современность. 1993. №1. С. 174- 187.

47. Осипович Т.Н. Проблемы пола, брака, семьи и положение женщины в общественных дискуссиях середины 1920-х годов // Общественные науки и современность. 1994. №1. С. 161-171.

48. Остроух A.B. "Политическая корректность" в США: социолингвистический аспект. М., 1998 (Деп. В ИНИОН РАН. №53206. 15.01.98). 102 с.

49. Петров В.А. Логическая семантика и язык политики // Новый мировой порядок и политическая общность. М., 1983.

50. Политическая культура и реформа в СССР (Материалы "круглого стола. МГУ) // Вестник Московского университета. Серия социально. политических исследований. 1991. №4.

51. Политическая культура развитого социалистического общества. Сущность и механизм формирования. Л., 1985.

52. Сианкей Б. Габриэль Дюмон и восстание 1885 г. в Саскачеване. М., ' 1980.

53. Словарь американской истории // под ред. акад. А.А.Фурсенко Спб., 1997.

54. Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. М., 1957. 285 с.

55. Смирнов В.В. "Концепции политической культуры в политической ' науке США // Мирное сосуществование и социально-политическое

развитие. М., 1977. С. 66 - 74.

56. Современная буржуазная политическая наука / под ред. ... Г.Х.Шахназарова. М., 1982.

57. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты //ред. О.А.Жидкова. М, 1993.

58. Сороко-Цюпа О.С. Историческая концепция Ф.Д.Тернера и канадская историография II Американский ежегодник. М., 1972. С. 192 - 209.

59. Социология. Основы общей теории. Учебник / Под ред. Г.В.Осипова и Л.Н.Москвичева. М., 1996.

60. Таболина Т.В. Этническая проблематика в современной американской науке. Критический обзор основных этносоциологических концепций. М., 1985.

61. Тадевосян Э. Словарь-справочник по социологии и культурологии. М., 1996.

62. Тишков В.А. Русские как меньшинства (пример Эстонии) // Общественные науки и современность. 1993. №6. С. 110 - 124.

63. Тишков В.А., Кошелев Л.В. История Канады. М., 1982.

64.. Трофимова З.С. Словарь новых слов и значений в английском языке. М., "Павлин", 1993.

65. Труфанов И.П. О некоторых тенденциях в исследовании этносоциальных процессов в США // Советская этнография. 1976. №1.

■ С. 175- 179.

66. Цеткин К. Воспоминания о Ленине. М., 1955. *

67. Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1990. 381 с.

68. Шемякина О.Д. Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей (заметки историка о межгрупповой

• враждебности) // Общественные науки и современность. 1994. №4. С. 104-114.

69. Шлепакова А.Н. Расово-национальные основы иммиграционной политики США в 20 - 60-х годах XX в.

70. Шмелев Д.Н.Современный русский язык. Лексика. М., 1977.

71'. Процессы ритуализации в молодежной субкультуре // Советская этнография. 1988. №5.

72. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Функциональный анализ // Психологические особенности самодеятельных подростково-юношеских групп. М., 1990. С. 33 -43.

73. Энциклопедический социологический словарь / под общ. Ред. Г.В.Осипова. М., 1995.

74. Ярцева В.Н. Исторический синтаксис английского языка. М.. Изд. АН СССР-Л., 1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.