Полифония образа и без-образного как эстетический феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Осанов, Алексей Александрович

  • Осанов, Алексей Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Владимир
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 184
Осанов, Алексей Александрович. Полифония образа и без-образного как эстетический феномен: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Владимир. 1999. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Осанов, Алексей Александрович

ПОЛИФОНИЯ ОБРАЗА И БЕЗ-ОБРАЗНОГО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

Образ и Без-образное как феноменологическосмысловые принципы бытия

§ I. Проблема образа в современной эстетике.

§ II. Без-образность как эстетический феномен.

§ III. Образ и без-образное: полифонические связи.

ГЛАВА ВТОРАЯ.

Полифония Образа и Без-образного как проблема художественно-эстетических исканий

§ I. Образ и без-образное в рамках концепции двух типов культур.

§ II. Полифония образа и хаотического.

§ III. Полифония образа и неизреченного.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Полифония образа и без-образного как эстетический феномен»

Актуальность исследования.

Анализ семантико-ментальных структур сознания показывает, что к концу XX столетия дискурс энергии становится вполне реальной альтернативой классическому дискурсу сущности. Смена фило-софско-эстетических дискурсов потребовала пересмотра многих традиционных теорий в ином методологическом ключе, в том числе и с позиций неклассической эстетики. Наиболее серьезные изменения должны коснуться трактовки такого основополагающего понятия эстетики как художественный образ. Теория отражения, положенная в основу понимания образа, уже в начале XX века воспринималась не только как старая, но и как наивная теми, кто использовал феноменологическую методологию (Э. Кассирер, А. Лосев, П. Флоренский). Необходимо выстроить новую концепцию образа, которая может и должна опираться на разработанные в герменевтике (М. Хайдеггер, Г.Г. Гадамер, П. Рикёр) и деконструктивистской критике (Ж. Деррида, Ж. Делёз и др.) методы репрезентации и деконструкции, связанные с выявлением скрытых смыслов (интер) текстового пространства художественного произведения, мира культуры и бытия в целом.

В рамках дискурса энергии такие направления эстетики как феноменология, экзистенциальная герменевтика и деконструктивизм рассматривают образ, смысл, истину бытия не в застывшем, окаменевшем виде, но в качестве свершающихся феноменов. Соответственно в самом понятии образа помимо законченного и оформленного, явленного сознанию (того, что может быть названо образ-имеющим), необходимо выделить и начала без-образности, связанные с нарушением стазиса, открытостью границ и подвижностью структуры (незавершенностью, нестабильностью, неопределенностью). И если образ-имеющее эстетика традиционно определяет в категориях порядка и симметрии, гармонии и соразмерности, ритма и формы; то начала без-образности объединят незаурядные по человеческим масштабам эстетические проявления дисгармоничного, хаотического, бесконечного (того, что не имеет зафиксированного, четко определенного и оформленного образа), а также сокрытого и неизъяснимого (того, что выступает как невыразимаое).

Обращение к феномену без-образности тем более актуально, что т.н. "постмодернистский прорыв" в эстетике второй половины XX века, усугубивший ощущение всеобщей хаотизации и дезорганизации жизни, сделал предметом своего исследования нестабильности и парадоксы, фрагментарность и искривленность, кажимость и случайность. Само бытие в эстетике постмодернизма (неклассической по преимуществу) рассматривается как негативное пространство, изнанка, складка, пустота, заполненная симулякрами и неподобными подобиями.

Преодолеть сложившуюся в эстетике конца XX века ситуацию хаоса и нестабильности можно только в рамках т.н. ан-а-процессов (ан-а-мнезис, ан-а-морфоз и др.), суть которых состоит в восстановлении утраченного или искаженного порядка путем претворения, обращения друг в друга составляющих образ-имеющего и безобразного. Механизмы данных процессов связаны с виртуальными свойствами эстетических категорий и реализуются в рамках полифонического диалога образ-имеющего и без-образного.

Актуальность исследования полифонического звучания образ-имеющего и без-образного обусловлена необходимостью преодолеть существующий в эстетике односторонний подход к указанным понятиям, состоящий в рассмотрении их как самодостаточных и обособленных феноменов жизни, искусства и науки. С т.зр. теории амбивалентности, победа одного из этих феноменологическосмысловых принципов и, как следствие, умаление, забвение второго, будут одинаково губительны для обеих сторон, ибо существование одной без другой лишается всякого смысла: не в бытии-для-себя, но в напряженном со-бытии способны они реализовать заложенный в них потенциал, отразить многогранность и противоречивость мира.

Осознание необходимости исследования возможностей и соблазнов образа и без-образного, их диалога и противостояния, можно найти практически во всех художественно-исторических эпохах, но ярче всего оно проявилось в т.н. точках схода художественно-исторических эпох разных типов, когда наука и искусство особенно пристально приглядываются к негативу (законы разложения смысла и неубывания энтропии, природа небытия и хаоса, механизмы негативной интертекстуальности), сознательно попытаются утвердить прекрасное и вечное "от противного", через шокирующее живописание злого, безобразного и ужасного; изнутри "взорвать" форму предметов, чтобы из ее осколков создать новую форму и новую гармонию; а также раскрыть противоречие между внешним уродством и внутренней красотой изображаемого; определить возможности и условия высветления образа в без-образном и наоборот. Поиск перспектив для использования полифонического, взаимообогащающего звучания образ-имеющего и без-образного, а также утверждения эстетического идеала даже в изображении безобразного, уродливого и ужасного становится актуальным и в наше время, в ситуации катастрофически растущей бездуховности, экспансии массовой культуры и утраты человеком критической способности различать подлинные эстетические ценности (между тем именно они во многом определяют отношение человека к людям, его окружающим, и к миру, в котором он пребывает).

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена как насущными проблемами эстетической теории и практики нашего времени (конца XX века), так и потребностью осмыслить философский и художественно-эстетический опыт тех эпох в истории культуры, которые также могут быть определены как кризисные и переходные.

Объект исследования.

Объектом исследования являются художественные системы, эстетические и философские концепции крупнейших представителей западноевропейской и отечественной культуры от Архаики до рубежа ХХ-ХХ1 вв., в которых нашел свое отражение феномен полифонического звучания образ-имеющего и без-образного.

Предмет исследования.

Предметом исследования является проблема полифонического звучания образ-имеющего и без-образного, а также их философских и эстетических модификаций (гармония и дисгармония, порядок и хаос, ритм и аритмия, симметрия и асимметрия) в теории и практике искусств и философско-эстетической рефлексии.

Степень разработанности проблемы.

В эстетике было выдвинуто множество самых различных теорий, каждая из которых по-своему раскрывала структуру и функционирование художественного образа. Однако лишь немногие из них были доведены до конца, т.к. рассматривали образ и то, что мы определяем как без-образное, вне их отношений друг к другу, от-страненно, как самодостаточные структуры. До сих пор мы не имеем почти ни одной полностью законченной систематики образа и безобразного. Представления о без-образном как о неоформленном и неупорядоченном, неявном и неизъяснимом; вопрос о виртуальности эстетических свойств, развитие и становление идеи полифонического звучания образа и без-образного, а также диалога их эстетических и философских модификаций не были предметом специальных эстетических исследований в современной отечественной и зарубежной литературе. В то же время художественно-эстетическая теория и практика, особенно в XIX и XX вв., накопленный научный фонд дают богатый материал, требующий детального и всестороннего осмысления феномена без-образности, а также диалектических отношений образ-имеющего и без-образного с точки зрения их полифонического звучания.

К исследованию подтолкнули философско-эстетические концепции М. Хайдеггера, А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского и М.М. Бахтина. Согласно экзистенциальной герменевтике М. Хайдеггера, скрытое, неявное, несказанное могут и должны служить средством высвечивания всего сущего, явленного и определенного (например, в философии бытие раскрывается через ничто). Соответственно, мы вправе высказать предположение, что обозначенный Хайдеггером метод работает и в эстетике, а именно - выступает как прозрение (выявление) образа в без-образном.

Ориентиром исследования феномена без-образности и полифонического звучания Образа и Без-образного послужили работы представителей зарубежной (М. Бубер, П. Валери, Х.-Г. Гадамер, Э. Гуссерль, П. Рикёр, Ж.-П. Сартр, Ж. Старобинский, М. Хайдеггер) и отечественной (П.П. Гайденко, K.M. Долгов, P.A. Куренкова, A.M. Пятигорский, К.А. Свасьян) экзистенциально-феноменологической эстетики, а также труды представителей неклассической эстетики (Ж. Деррида, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Делёз, Ж. Батай, Ж. Бодрийар, Н.Б. Маньковская, Б. Дубин, М. Ямпольский, В. Подорога).

Представления о диалектическом сопряжении полярных начал -основ мироздания (B.C. Соловьев), феноменологическо-смысловых основ бытия (А.Ф. Лосев), художественных воль (М.М. Бахтин), персонажей культуры (B.C. Библер) - как об их полифоническом диалоге (т.е. одновременном звучании равноправных и неслиянных голосов) отражены прежде всего в русской философской мысли: в конце XIX века - в эстетической концепции B.C. Соловьева, в 20-ые гг. XX века - в работах А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, Р. Якобсона, а позднее - у B.C. Библера, Ю.Б. Борева. В частности, у Борева мы встречаемся с идеей полифоничности эстетических свойств, связанной с эстетической многогранностью явлений [Борев 1989]. Однако названный ученый лишь вскользь упоминает о полифоничности (и то лишь как о «причудливом сочетании эстетически разных красок»).

Новый ракурс в рассмотрении проблемы полифонического звучания категорий (в т.ч. и категорий эстетики) стал возможен благодаря понятию "инаковости", которое предложили в качестве альтернативы понятию "различия" исследователи, обращающиеся к проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога Я и Другого (М. Бубер, Э. Гуссерль, Ж. Делез, Ж. Деррида, А.Ф. Лосев, В. Подо-рога, М. Хайдеггер).

Несомненную важность в разработке учения об образе и безобразном как феноменологическо-смысловых основах бытия несет предпринятая философской аритмологией (П. Тейяр де Шарден, П. А. Флоренский, Н. Бугаев, философия русского космизма), а позднее фундаментальной физикой (А. Эйнштейн, А.Д. Сахаров, И. При-гожин, И. Стенгерс, Д. Лейзер, К. Денбиг, представители синергетики) попытка приложить законы мироздания - прежде всего законы виртуальности, неубывания энтропии, флуктуации неустойчивых систем, спонтанной самоорганизации, диссиметрии частиц и античастиц и т.д. - к проблемам эстетики и философии. Такая попытка позволила нам высказать предположение, что образ и без-образное (ритм и аритмия, логос и хаос, покой и движение) как крайние точки процесса становления (эктропии) и процесса распада (энтропии) не могут обладать устойчивым состоянием - стазисом - и неизбежно стремятся к переходу в противоположность.

В последнее время в современной эстетике намечается тенденция включения в определенную онтологическую структуру явлений виртуалистики. Попытки отождествить понятие виртуальности не только с современными компьютерными технологиями, но и с культурой вообще, жизненным миром, философским дискурсом характерны прежде всего для научных исследований последнего десятилетия, представленных такими именами, как H.A. Носов, Ф.И. Гире-нок, В.М. Розин и др. Представления о виртуальности как о недово-площенном существовании, умаленном наличествовании содержатся в ряде исследований С.С. Хоружего. Во многом полемичная точка зрения Хоружего может служить тем не менее отправным пунктом для рассмотрения виртуальности эстетических свойств образа и безобразного. Опыт исследования скрытой, латентной формы бытия художественных структур имеет и постструктуралистская эстетика, для которой само отсутствие становится значимым: Ж. Деррида, У. Эко, И.П. Ильин, М. Маффесоли.

Наконец, из научных работ последнего десятилетия заслуживает внимания канд. дисс. JIM. Емельяновой «Творчество и развитие: от хаоса к космосу», посвященная рассмотрению «развития природы, общества, сознания как процессов, развивающихся от хаоса к космосу» [Емельянова 1991]; а также канд. дисс. A.B. Жавнеровича «"Мрачное величие" как эстетический феномен культуры», в которой автор описывает как особые эстетические категории чудовищное и злодейское, выявляет основные разновидности «незаурядного зла» в жизни и искусстве, в частности, показывает место упомянутых понятий в выделенных им эстетических диаде (героическое - злодейское) и триадах (прекрасное - безобразное - ужасное, возвышенное - низменное - чудовищное). Наконец, одной из последних научных работ является канд. дисс. К.С. Смирнова «Понятие "ничто" в философской онтологии и современность», в которой автор предпринимает «экспликацию онтологического и антропологического смыслов понятия "ничто", а также методов научного описания онтологически реального "ничто"» [Смирнов 1999, 6].

Анализ современной литературы по эстетике и философии свидетельствует о повышенном интересе отечественной и зарубежной научной мысли к проблемам эстетизации, диалога, энтропии, (самоорганизации и пр. Тем не менее целый ряд вопросов, касающихся преломления в эстетике феномена без-образности, инаковости, виртуальности эстетических свойств и их полифонического звучания, до сих пор остается открытым и требует дальнейшего научного осмысления. Исходя из этого и формулировались цели и задачи исследования.

Цели исследования.

Настоящее исследование обращается к проблеме полифонического звучания (взаимодействия - взаимопроникновения - взаимообогащения) образ-имеющего и без-образного как одного из продуктивных направлений художественно-эстетических исканий, особенно в теории и практике искусства XX в., с тем чтобы осветить круг вопросов, касающихся:

I) Образности и без-образности как своеобразных феноменов, находящих отражение во всех сферах духовного опыта, в том числе и эстетике;

2) диалектики взаимоотношений образ-имеющего и без-образного (а также их модификаций) в жизни и искусстве;

3) актуализации (раскрытия) виртуальных свойств образ-имеющего и без-образного;

Задачи исследования.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целями исследования поставлены следующие задачи:

1) дать категориальный анализ феномена без-образности в качестве эстетического феномена культуры;

2) обосновать наличие теоретического осмысления и практического разрешения проблемы полифонического звучания образ-имеющего и без-образного в эстетико-философских концепциях и художественной практике Европы и России вплоть до XX в.;

3) реконструировать процесс развития идеи полифонического звучания образ-имеющего и без-образного;

4) раскрыть механизм и возможности полифонического диалога таких понятий и категорий эстетики, как гармония и хаос, симметрия и асимметрия, ритм и аритмия, форма и бесформенность и др.

Научная новизна.

Диссертация представляет собой первое специальное исследование поставленной проблемы в современной отечественной научной литературе. В диссертации:

1) впервые описываются особенности феномена без-образности (того, что не имеет четко определенного, оформленного образа -хаотичного, дисгармоничного, асимметричного, беспорядочного, неизъяснимого, сокрытого и т.д.). Проведен анализ специфических характеристик и возможностей без-образного: обозначены объем и границы «понятийного гнезда», природа и доминирующие черты, типичные проявления и особенности воздействия на реципиента, способность к полифоническому диалогу с категориями, обладающими положительной эстетической ценностью. На основе проведенного анализа обоснована возможность и необходимость выделения понятия без-образного в качестве обширного и своеобразного эстетического феномена, объединяющего в себе наиболее ярко выраженные проявления хаотичного, асимметричного, беспорядочного, бесформенного, неизъяснимого в искусстве и жизни;

2) принципиально по-новому охарактеризовано и поставлено в качественно иной (эстетический) контекст понятие виртуальности (виртуальность эстетических свойств), т.е. способности к актуализации заложенных, но не проявленных до поры возможностей;

3) внесены уточнения в трактовку понятий полифонического звучания и эстетизации.

Научная значимость исследования.

Результаты исследования, его основные выводы и положения, касающиеся проблемы полифонического звучания образа и безобразного в эстетике, особенностей природы феномена безобразности и понятия виртуальности эстетических свойств являются приращением новых знаний в эстетике и философии, основой для их научного и творческого использования в герменевтике и художественной практике.

Метод исследования.

В основу исследования положена методология экзистенциально-феноменологической герменевтики (М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикёр, Ж.-П. Сартр, А.Ф. Лосев) и деконструктивистской критики (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Делёз, Ж. Батай, Ж. Бодрийар). Методология обоих направлений связана с исследованием структуры бытия на наличие в ней неких слоев (пусть даже только поверхностных), обращенных к сознанию человека, и положительного ответа на вопрос: не происходит ли претворение бытия через и посредством он-тодиалога этих слоев бытия и сознания человека. Выявление скрытых смыслов любого интертекстуального пространства позволяет исследовать сопряженность человеческого бытия и его жизненного мира, способно дать всеобъемлющую характеристику феноменов духовной культуры и человека, создающего и воспринимающего духовный горизонт эпохи. В исследовании т.о. используются:

1) метод репрезентации, т.е. проявления и высвобождения скрытых смыслов в феноменах окружающей действительности;

2) метод деконструкции, т.е. выявления внутренней противоречивости текста и его скрытых смыслов; процедура деконструкции позволяет постичь неизреченное, т.е. приблизиться к тому, что образ или имя «полагает назвать по ту сторону самого себя» [Дер-рида 1998; 100].

3) метод "диалектической феноменологии" (Лосев А.Ф.) как способ вы-явления бытия, состоящий в сопоставлении и последующем сращении ограниченности и безграничности, конечности и бесконечности, определенности и неопределенности, различимости и неразличимости. Совмещение указанных противоположностей в одном и том же феномене, согласно диалектическому синтезу, требует не отмены неопределенности, а напротив, ее сохранения;

4) метод "акупунктуры" (термин введен П. А. Флоренским), предполагающий отыскание и исследование смысловых узлов текста (произведения, культуры и т.д.) - немногих, но поистине основополагающих моментов, раскрывающих существо поставленной проблемы. Данный метод, используемый прежде всего во II главе диссертации, состоит в фиксации текста в его дискретных моментах и полагает текст культуры не как единое, сплошное, нерасчлененное целое, но в качестве такого целого, к которому мыслящий может вернуться, вспомнить, рассмотреть в ином ракурсе, а с другой стороны, как такое целое (ряд или конфигурацию элементов), внутри которого мышление может двигаться как внутри сложного объекта.

Ведущий принцип неклассической методологии связан с "диалектикой присутствия и отсутствия", т.е. предполагает, что скрытое способно и должно служить средством высвечивания и выявления всего сущего. При этом коренным образом меняется традиционный способ философствования и на I план выходит стремление объяснить известное через неизвестное, понять явное через неявное, сказанное через HecKá3aHHoe и нескайнное в принципе, слово через молчание. В философской форме это выступает как раскрытие бытия через ничто, в эстетической - как прозрение (выявление) образа в без-образном.

Объектом анализа в данной ситуации становится не только тематическое (то, что непосредственно открыто воспринимающему сознанию), но и нетематическое, т.е. то, что в данный момент не находится в актуальном поле сознания, а составляет его потенциальное содержание (тот горизонт, который можно тематизировать слой за слоем, но нельзя исчерпать полностью). При этом потенциальное содержание, возможность как экзистенциал, согласно М. Хайдегге-ру, «означает не какое-нибудь свободно парящее в воздухе можест-вование в смысле «безразличия выбора» (libertas indifferentiae). Здесь-бытие как сущностно расположенное исконно уже втравлено в определенные возможности» [Хайдеггер 1993а; 4].

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы. Во введении обоснована актуальность исследования, определены его объект, предмет, цель, задачи и методы, охарактеризована методологическая база, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава (теоретико-методологическая) содержит: категориальный анализ феномена без-образности: обосновывается необходимость выделения без-образного в качестве своеобразного эстетического феномена, объединяющего в себе представления о хаотичном, асимметричном и бесформенном, с одной стороны, и неявленном, неизъяснимом, неохватном, с другой; проводится анализ специфических характеристик и возможностей без-образного; особое внимание отводится феномену притягательности (соблазна) без-образного и особенностям его воздействия на реципиента; систематический анализ феномена полифонического звучания образ-имеющего и без-образного: определяется эстетическая валентность без-образного; рассматриваются возможность и механизмы полифонических связей образ-имеющего и без-образного; особое внимание отводится анализу виртуальности эстетических свойств Образа и Без-образного; исследование механизмов эстетизации, способностей образ-имеющего и без-образного включиться в ан-а-процесс; возможностей и соблазнов этого процесса.

Вторая глава содержит исследование становления и развития идеи полифонического звучания образа и без-образного, а также их модификаций (ритм - аритмия, форма - бесформенность, гармония -хаос) в художественно-эстетических концепциях от Архаики до XX в.; в рамках концепции двух типов культур (Ф. Шеллинг, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Бубер и др.) прослеживаются особенности прочтения без-образного и его связей с образом в эстетике "обустроенных" (рациональных, объективных) и "бездомных" (иррациональных, субъективных) эпох. Особое внимание отводится философии и искусству следующих художественно-эстетических направлений: архаика и античность (Смерть, Рок; Хаос, Лабиринт, Бездна); средние века и Возрождение (Божественное Ничто, Свет Невечерний, Незрячесть; Бездна, Бесконечность) романтизм (Бесконечное, Хаос, Рок; Демон, Двойник); предсимволизм (Богоборчество; Красавица-Смерть, Разложение; Бездна, Хаос); символизм (Рок, Смерть; Тьма, Сон; Кукла, Маска, Метаморфоза); авангард и постмодернизм (Хаос, Лабиринт; Поток сознания).

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы диссертации нашли отражение в выступлениях на российских и международных конференциях, в публикациях, а также в лекциях, семинарах и практических занятиях по истории художественной культуры (ВГПУ) и культурологии (ВОИУУ).

Основные теоретические и практические положения диссертации обсуждались 1) на конференциях: Научно-практические конференции преподавателей ВГПУ г. Владимир: 16.12.1997 - каф-ра теории и методики музыкального воспитания; 16.12.1998 - каф-ра философии (сообщение на тему «Проблема изреченного и неизреченного в экзистенциальной эстетике М. Хайдеггера»); 15.12.1999 - каф-ра философии (сообщение на тему «Интерсубъективность в контексте становления человеческого бытия»);

Эстетический опыт XX века: горизонты и измерения». Москва (14-15.04.1998) (выступление, тезисы);

Российский научно-практический семинар «Музыкальное образование: философия, педагогика, методики». Владимир, ВШУ (музпед), 22-23.12.1998 (выступление, тезисы);

Международная конференция «Художественный текст и культура: III». Владимир, ВГПУ - ИУУ, 13-16.05.1999 (выступление, тезисы).

II Российский философский конгресс «XXI век: будущее России в философском измерении». Екатеринбург, Уральский унт, 7-11 июня 1999 (тезисы).

2) на заседаниях: кафедры теории музыки и методики музыкального воспитания ВГПУ (г. Владимир) 1997 - 99 гг.; кафедры философии ВГПУ (г. Владимир) 1998-1999 гг.; кафедры культурологии ОИУУ (г. Владимир) 1997- 99 гг.; кафедры эстетики ИФ РАН (г. Москва) 1997-99 гг.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Образ и Без-образное: феноменология полифонических связей II Эстетический опыт XX века: горизонты и измерения / Тезисы конференции. - Москва, 1998 (в печати);

Образ и Без-образное: феноменология виртуальных свойств // Феноменологические исследования. Обзор философских идей и тенденций. - Российско-американский ежегодник. - № 2. - Вла-димир-Ве1тогИ;, 1998.-е. 114-128.

К вопросу об амбивалентности эстетических свойств // Музыкальное образование: философия, педагогика, методики. - Тезисы докладов и выступлений российского научно-практического семинара. - Владимир, 1999. - с. 32-35.

Проблема неизреченности скрытых смыслов текста // Художественный текст и культура. III. - Материалы и тезисы докладов на международной конференции 13-16 мая 1999 г. - Владимир: ВГПУ, 1999. - с. 242-244.

Гармония в обличье хаоса: виртуальные связи в художественном творении // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы II Российского философского конгресса 7-11 июня 1999: в 4-х т. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999.

На защиту выносятся следующие положения:

1) художественно-эстетическая практика и философская рефлексия XIX и XX вв. дают основание выделить Без-образное в качестве своеобразного эстетического феномена, объединяющего в себе наиболее ярко выраженные представления о хаотичном, асимметричном, бесформенном, несказанном и неизъяснимом в искусстве и жизни;

2) образ-имеющее и без-образное имеют смысл не обособленно друг от друга, но в диалектическом сопряжении, понимаемом как момент общего развития; при этом речь идет не о растворении или уничтожении одного из полярных начал, а о полифоническом звучании неслиянных голосов; раскрыть механизмы и природу последнего становится возможным благодаря обращению к представлениям о виртуальности эстетических свойств образ-имеющего и без-образного;

3) критическое осмысление идей полифонического звучания эстетических категорий позволяет корректировать трактовку феномена эстетизации без-образного и его модификаций (асимметричного, хаотичного, уродливого, бесформенного и др.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Осанов, Алексей Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.

Настоящее исследование полифонического звучания образ-имеющего и без-образного как двух взаимодополняющих пластов образа (в том числе и художественного образа) шло путем определения полемического контекста, выдвижения ряда гипотез и поиска средств и методов для их последующего подтверждения.

Отправной точкой исследования послужила смена философско-эстетических дискурсов, очевидность которой стала уже несомненной. Дискурс энергии, к концу XX столетия все увереннее заявляющий о себе, потребовал пересмотра теории бинаризма и основанного на ней различения полярных категорий в пользу теории амбивалентности, т.е. представления о внутреннем соприсутствии противоречивых черт и свойств в свершающихся феноменах окружающего нас жизненного мира (некоего универсального поля, где пересекаются интересы и сферы влияния различных форм практик).

Односторонность традиционных подходов в эстетике (равно как и в любой отрасли духовного и практического опыта), как это видится сегодня, состоит в том, что в рамках структуралистского по своей природе принципа оппозиции (т.н. теории бинаризма) все явления внешнего мира, феномены мира духовного, понятия и категории науки и искусства рассматривались как члены аксиологических оппозиций, в которых первый член пары признавался иерархически более значимым и предпочтительным, обладающим позитивной ценностью, а полярный ему - как чистый негатив, нечто недостойное восхищения или познания: Космос и Хаос, Свет и Тьма, Бытие и Небытие, Жизнь и Смерть, Смысл и Бессмыслие, Прекрасное и Безобразное, Красота и Уродство, Гармония и Дисгармония, Добро и Зло, Система и Беспорядок и т.д. Между тем ситуация противостояния, соперничества обозначенных начал подразумевает нечто большее, чем просто антитезу, поскольку не исключает их диалога или даже взаимодополняющего звучания.

Соответственно и в нашем исследовании преодоление односторонности структуралистского принципа бинаризма шло по двум направлениям: была сделана попытка, во-первых, уничтожить саму идею первичности и превосходства одной категории (в том числе эстетической) над другой, а во-вторых, по возможности, стереть черту, разделяющую оппозитивные члены непроходимой стеной. Идее оп-позитивного различия (difference) мы, вслед за философией постструктурализма, противопоставили идею инаковости (differance), т.е. существования множества нетождественных друг другу, но вполне равноправных категорий, могущих вступать в диалог и, пользуясь терминологией Ж. Дерриды, оставлять друг на друге "следы", т.е. друг в друга проникать и друг друга порождать.

Помимо классического структурализма, другим оппонентом в полемическом контексте диссертации является эстетическая парадигма, постулирующая принцип отражения и представленная традицией от Аристотеля до неомарксизма. В русле экзистенциально-феноменологической герменевтики, концепции отражения как удвоения предмета за счет копирования противопоставляется идея выражения и впечатления, связанная с метафорой оттиска как оформления инородной среды. Соответственно и речь уже идет не столько об отображении, сколько о проявлении предмета, высвобождении его черт и значений, которые потенциально содержатся в нем.

Данная ситуация подтолкнула к попытке выделить феномен без-образности, в рамках которого было бы возможно объединить незаурядные по человеческим масштабам эстетические проявления дисгармоничного, хаотичного, бесконечного (того, что не имеет зафиксированного, четко определенного и оформленного образа), а также сокрытого и неизъяснимого (того, что выступает как невыразимое). В отличие от понятий, входящих в сферу низменного и неполноценного, составляющие феномена без-образности обладают такой эстетической валентностью, которая позволяет им органично включиться во взаимодополняющий диалог с понятиями, обладающими положительной эстетической ценностью.

В категории без-образного может и должен быть выделен ряд аспектов, в которых реализуется сущность и смысловое содержание феномена без-образности. Так, онтологическо-феноменологический аспект без-образного заключается в том, что без-образное является формой бытия многообразных явлений, вещей, событий и т.д., обладающих свойствами бесконечности, неисповедимости, непредзадан-ности, асимметричности, хаотичности и др., в качестве необходимых им для полноты своего проявления и существования.

Гносеологический аспект без-образного заключается в том, что без-образное в качестве "иного" образ-имеющему является одним из необходимых оснований любой смысло- и образотворческой деятельности, а также в том, что оно подвигает человека на познание неизвестного, открывает для него неизведанное в нем самом и мире, его окружающем.

Гипотеза об амбивалентности и взаимодополняющем диалоге образ-имеющего и без-образного позволила выдвинуть встречную гипотезу о полифоническом звучании этих категорий и их модификаций. Под полифонией в данном случае понимается разработанное в трудах русских и зарубежных философов (Бахтин, Флоренский, Рикёр, Якобсон и др.) учения об одновременном звучании неслиян-ных голосов и стереоскопическом видении, согласно которым образ-имеющее и без-образное обретают смысл не обособленно друг от друга, не как члены бинарных аксиологических оппозиций, но в диалектическом сопряжении, понимаемом как момент общего развития.

Раскрыть механизмы и природу последнего позволило понятие меона ("иного", "изнаночного"), на основе которого и была сформулирована гипотеза о виртуальной природе эстетических свойств об-раз-имеющего и без-образного. Обладая даром незримого соприсутствия, свойства образа (порядка, красоты), будучи отторгнутыми вовнутрь противоположного начала (без-образного, хаоса, уродства), не уничтожаются и не пропадают бесследно, но как бы мерцают, просвечивают сквозь стенки своей темницы, а потому могут быть определены как виртуальные, обладающие энергией для актуализации своего потенциала, предрасположенные к преобразованию и высвобождению мерцающих свойств, могущие и должные проявиться при благоприятных условиях.

Исходя из проведенного исследования, мы вправе констатировать, что полифонический диалог образ-имеющего и без-образного как хаотического, асимметричного, бесконечного наблюдается в истории художественно-эстетической и философской мысли на протяжении практически всех культурно-исторических эпох, особенно активизируясь в точках схода двух типов культур (объективных и субъективных), т.е. в переходные, пограничные эпохи. При этом об-раз-имеющее и без-образное находятся именно в том соотношении, что и понятия лицевой и изнаночной сторон, внешнего и внутреннего, не только умаляя и искажая друг друга, но и оформляя, очерчивая, отграничивая со своей "изнаночной" стороны.

С другой стороны, полифоническое звучание образа и безобразного как неизреченного, невыразимого, непостижимого по преимуществу заявляет о себе на протяжении эпох, принадлежащих к субъективному, иррациональному типу культур. Неизреченное и невыразимое сквозит, просвечивает в мир зримых образов и очерченных форм, и его постоянное соприсутствие не только интуитивно ощущается, но и может в известной мере быть выраженным благодаря символам.

Т.о. были подтверждены главные гипотезы настоящего исследования, утверждающие, что образ-имеющее и без-образное осознаются человеком как феноменологическо-смысловые основы бытия, в диалектическом противостоянии которых запечатлены противоречия реальной жизни, и что образ-имеющее и без-образное способны к полифоническому диалогу, понимаемому как момент общего развития, снимающий (в известной мере) исходные противоречия.

Исследование можно считать завершенным. Перспективы дальнейших исследований связываются нами с анализом преломления идей полифонического звучания и виртуальности эстетических свойств собственно в художественной практике XX века и разбором конкретных произведений живописи, поэзии, музыки в данном ракурсе. Не исключается также и возможность разработки идеи полифонического звучания применительно к таким категориям, как Добро и Зло, Ужасное и Трагическое.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Осанов, Алексей Александрович, 1999 год

1. Советская Россия, 1979. Бахтин 1986: Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.,1986.

2. Башляр 1987: Башляр Г. Мгновение поэтическое и мгновение метафизическое // Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс,1987.

3. Белый 1994: Белый А. Магия слов // Белый А. Символизм как миропонимание. -М.: Республика, 1994. Бёме 1990: Бёме Я. Аврора, или Утренняя звезда в восхождении. -М.: Гуманус-Политиздат, 1990.

4. Бенеш 1973: Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. -М.: Искусство, 1973.

5. Бенуа 1993а: Бенуа JI. Эзотеризм // Наука и религия. 1993. - №8. -с. 32-36.

6. Бенуа 1993b: Бенуа JI. Эзотеризм // Наука и религия. 1993. - №9. -с. 52-56.

7. Бердяев 1990: Бердяев H.A. Кризис искусства. М.: СП «Интерпринт», 1990.

8. Бердяев 1994: Бердяев H.A. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - (Мыслители XX века).

9. Бибихин 1979: Бибихин В.В. Примечания переводчика // Эстетика и жизнь. вып. 6. - М.: Искусство," 1979.

10. Бланшо 1995: Бланшо М. Литературная бесконечность: «Алеф» // Иностранная литература. 1995. - № 1.

11. Боннар 1992: Боннар А. Греческая цивилизация. в 3-х тт. - т. 1. -От Илиады до Парфенона. - М.: Искусство, 1992.

12. Борев 1989: Борев Ю. Эстетика. -М.: Политиздат, 1989.

13. Борхес 1994а: Борхес Х.Л. Книга Песка // Борхес Х.Л. Письмена Бога. М.: Республика, 1994.

14. Борхес 1994b: Борхес Х.Л. Сад расходящихся тропок // Борхес Х.Л. Письмена Бога. -М.: Республика, 1994.

15. Брантом 1992: Брантом П. Галантные дамы // О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М.: Республика, 1992.

16. Брегадзе 1967: Брегадзе В.В. Искусство и эстетика безобразного (автореферат дисс. на. ст. канд. фил. наук). Баку, 1967.

17. Бруно 1949: Бруно Дж. О бесконечности, вселенной и мирах // Бруно Дж. Диалоги. -М.: Политиздат, 1949.

18. Бубер 1995: Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. - (Мыслители XX века).

19. Булгаков 1993а: Булгаков С.Н. Трагедия философии. Философия и догмат // Булгаков С.Н. Собр. соч. в 2-х т. т. 1. - М.: Наука, 1993.

20. Булгаков 1993Ь: Булгаков С.Н. Труп красоты. По поводу картин Пикассо // Булгаков С.Н. Собр. соч. в 2-х т. т. 2. - М.: Наука, 1993.

21. Буткевич 1983: Буткевич О.В. Дьявол разрушения и созидания // Буткевич О.В. Красота. Природа, сущность, формы. М.: Художник РСФСР, 1983.

22. Бычков 1972: Бычков В.В. Проблема образа в византийской эстетике // Вестник Моск. Ун-та. сер. Философия. - 1972. - № 1.

23. Бычков 1981: Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М., 1981.

24. Валери 1976: Валери П. Художественное творчество // Валери П. Об искусстве. -М.: Искусство, 1976.

25. Вернадский 1993: Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

26. Виртуальные реальности 1998: Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. - вып. 4. - Труды центра профориентации. -М., 1998.

27. Выготский 1987: Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.

28. Вышеславцев 1994: Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. - (Б-ка этической мысли).

29. Гадамер 1988: Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988.

30. Гайденко 1980: Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980. - (Б-ка всемирной истории естествознания).

31. Гайденко 1997: Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. - (Философия на пороге нового тысячелетия).

32. Гёте 1977: Гёте И.-В. Прометей // Гёте И.-В. Собр. соч. в 10-ти тт. -т. 5.-М., 1977.

33. Гиренок 1998: Гиренок Ф.И. Культура как виртуальность: событие и смысл // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуа-листики. - вып. 4. - Труды центра профориентации. - М., 1998.

34. Голосовкер 1987: Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987.

35. Гуссерль 1998: Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука - Ювента, 1998.

36. Данилова 1974: Данилова И.Е. О композиции итальянской картины кватроченто // Советское искусствознание, 73. М.: Советский художник, 1974.

37. Данилова 1977: Данилова И.Е. О византийской иконе XIV в. «Благовещение»: Опыт интерпретации // Античность. Средние века. Новое время: Проблемы искусства. М.: Наука, 1977.

38. Данилова 1984: Данилова И.Е. О роли иконографических и композиционных формул // Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения: Работы разных лет. М.: Советский художник, 1984.

39. Делёз 1997: Делёз Ж. Складчатость или внутренние мысли (Субъек-тивация) // От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. -Мн.: Менск, 1997.

40. Делёз 1993 : Делёз Ж. Тайна Ариадны // Вопросы философии. 1993. -№4.

41. Денбиг 1995: Денбиг К. К вопросу об энтропии, беспорядке и дезорганизации // Знание сила. - 1995. - № 9.

42. Деррида 1992а: Деррида Ж. Золы угасшъй прах // Искусство кино. -1992.-№8.

43. Деррида 1992b: Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. - № 4.

44. Дионисий Ареопагит 1994: Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии // Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. Тексты, перевод с др. греч. СПб.: Глаголь, 1994.

45. Дионисий Ареопагит 1990: Дионисий Ареопагит. О божественных именах // Общественная мысль: исследования и публикации. -вып. 2. -М.: Наука, 1990.

46. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. вып. 2. - М.: Искусство, 1989.

47. Долгов 1996а: Долгов K.M. Парадоксы и антиномии современной эстетики и искусства // Эстетические исследования: методы и критерии. М.: ИФРАН, 1996.

48. Долгов 1996b: Долгов K.M. Феноменологическая онторлогия Мартина Хайдеггера и искусство // Феноменология искусства. М.: ИФРАН, 1996.

49. Донини 1989: Донини А. У истоков христианства: (От зарождения до Юстиниана). -М.: Политиздат, 1989.

50. Дубин 1996: Дубин Б. О Жане Старобинском и предмете его статьи // Новое литературное обозрение. 1996. - № 19.

51. Дюрер 1966: Дюрер А. Набросок введения к трактату о пропорциях // Мастера искусств об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. в 7-ми тт. - т. 2. - М.: Искусство, 1966.

52. Дюфрен 1991: Дюфрен М. Кризис искусства // Западноевропейская эстетика XX века. вып. I. - М.: Знание, 1991. - (Новое в жизни, науке, технике. Эстетика. 1/1991).

53. Емельянова 1991: Емельянова JIM. Творчество и развитие: от хаоса к космосу (автореферат дисс. на. ст. канд. фил. наук). Л., 1991.

54. Жавнерович 1992: Жавнерович A.B. «Мрачное величие» как эстетический феномен культуры (автореферат дисс. на. ст. канд. фил. наук). -М., 1992.

55. Жильсон 1991: Жильсон Э. Живопись и реальность // Западноевропейская эстетика XX века. вып. I. - М.: Знание, 1991. - (Новое в жизни, науке, технике. Эстетика. 1/1991).

56. Жирмунский 1996: Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: AXIOMA, 1996.

57. Иванов 1994а: Иванов В.И. Две стихии в современном символизме // Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. -(Мыслители XX века).

58. Иванов 1994b: Иванов В.И. О Новалисе // Мировое древо (Arbor Mundi). вып. 3. - М.: Мировое древо, 1994.

59. Ильин 1996: Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.

60. Ильин 1998: Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.

61. Иоанн Дамаскин 1969: Иоанн Дамаскин // Антология мировой философии. -в 4-х тт. т. 1, ч. 2. - М.: Мысль, 1969.

62. Камю 1990: Камю А. Бунтующий человек // Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. М.: Республика, 1990. - (Мыслители XX века).

63. Кандауров 1993: Кандауров О. Спиральный образ совершенства // Наука и религия. 1993. - № 7.

64. Кандинский 1992: Кандинский B.B. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.

65. Кассирер 1995: Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы // Культорология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. - (Лики культуры).

66. Князева 1997: Князева E.H., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. - № 3.

67. Кормер 1997: Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе «двойного сознания» // Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура. -М.: Традиция, 1997.

68. Куренкова 1989: Куренкова P.A. Прием консенсуса образных аналогий и методологии эстетических исследований М.М. Бахтина // Эстетика М.М. Бахтина и современность. Саранск, 1989.

69. Куренкова 1992: Куренкова P.A. Методологическая пластика эстетических исследований М.М. Бахтина // М.М. Бахтин: Эстетическое наследие и современность. ч. II. - Саранск: Мордовский унт, 1992.

70. Куренкова 1998: Куренкова P.A. Методологос жизни, самсоиндиви-дуализация и творчество в образовательном процессе // Феноменологические исследования. Обзор философских идей и тенденций. Российско-американский ежегодник. - № 2. - Владимир-Belmont, 1998.

71. Куренкова 1998: Куренкова P.A., Плеханов Е.А., Рогачева Е.Ю. Феноменологическая редукция как метод изучения произведения искусства // Вестник ВГПУ. Научно-методический журнал. Владимир. - 1998. - вып. 3.

72. Лазарев 1971: Лазарев В.Н. Византийская эстетика // Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.: Наука, 1971.

73. Ле Гуин 1992: Ле Гуин У. Волшебник Земноморья. М.: Новатор, 1992. - Библиотека фантастики. - сер. 1. - т. 2.

74. Лосев 1979: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1979.

75. Лосев 1980: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. -М.: Искусство, 1980.

76. Лосев 1982: Лосев А.Ф. Хаос // Мифы народов мира. Энциклопедия / под ред. Токарева С.А. в 2-х тт. - т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1982.

77. Лосев 1990: Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. -М.: Правда, 1990.

78. Лосев 1993: Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А.Ф. Бытие Имя - Космос. - М.: Мысль, 1993.

79. Лосев 1994: Лосев А.Ф. Самое само // Лосев А.Ф. Миф Число -Сущность. -М.: Мысль, 1994.

80. Лосский 1998: Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты: Основы эстетики. М.: Прогресс-Традиция, 1998.

81. ЛЭС 1987: ст. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.

82. Маймонид 1969: Путеводитель заблудших // Антология мировой философии. в 4-х тт. - т. 1, ч. 2. - М.: Мысль, 1969.

83. Майнцер 1997: Майнцер К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже веков // Вопросы философии. 1997. -№ 3.

84. Максим Исповедник: 1994: Максим Исповедник. Подстрочные толкования // Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. Тексты, перевод с др. греч. СПб.: Глаголь, 1994.

85. Мелик-Пашаев 1997: Мелик-Пашаев A.A. Художественная культура с точки зрения религиозного сознания // Московская городская учительская семинария. Научный сборник. М., 1997.

86. Мережковский 1992: Мережковский Д.С. Атлантида Европа: Тайна Запада. - М.: Русская книга, 1992.

87. Метерлинк 1915: Метерлинк М. Полное собрание сочинений в 5-ти тт. т. 3. - Пг.: Изд-ие т-ва Маркс, 1915.

88. Муравьев 1992: Муравьев В.Н. Внутренний путь // Вопросы философии. 1992.-№1.

89. Недонсель 1991: Недонсель М. Введение в эстетику // Западноевропейская эстетика XX века. вып. I. - М.: Знание, 1991. - (Новое в жизни, науке, технике. Эстетика. 1/1991).

90. Николай Кузанский 1979а: Николай Кузанский. О красоте // Эстетика и жизнь. вып. 6. - М.: Искусство, 1979.

91. Николай Кузанский 1979b: Николай Кузанский. Об ученом незнании // Николай Кузанский. Сочинения в 2-х тт. т. 1. - М.: Мысль, 1979

92. Новалис 1994: Новалис. Христианский мир или Европа // Мировое древо (Arbor Mundi). вып. 3. - М.: Мировое древо, 1994.

93. Носов 1998: Носов H.A. Виртуальная парадигма // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. - вып. 4. - Труды центра профориентации. -М., 1998.

94. Овсянико-Куликовский 1895: Овсянико-Куликовский Д.Н. Язык и искусство. СПб., 1895.

95. Ортега-и-Гассет 1998а: Ортега-и-Гассет X. Заметки на полях // Иностранная литература. 1998. - № 3.

96. Ортега-и-Гассет 1998b: Ортега-и-Гассет X. Предисловие к «Восстанию масс» // Иностранная литература. 1998. - № 3.

97. Паскаль 1974: Паскаль Б. Мысли // Ф. Ларошфуко. Максимы. Блез Паскаль. Мысли. Ж. Де Лабрюйер. Характеры. М.: Худ. литература, 1974. - БВЛ. - т. 42. - сер. I.

98. Плеханов 1996: Плеханов Е.А. Феноменология образования: ракурсы проблемы // Феноменология художественного сознания. Владимир: ВГПУ, 1996.

99. Плотин 1980: Плотин. О прекрасном // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980. - с. 435443.

100. Плотин 1993: Плотин. О потенции и энергии // Лосев А.Ф. Бытие -Имя Космос. - М.: Мысль, 1993. - с. 307-315.

101. Плотин 1994: Плотин. О числах // Лосев А.Ф. Миф Число - Сущность. - М.: Мысль, 1994. - с. 840-876.

102. Плугин 1974: Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева (Некоторые проблемы). Древнерусская живопись как исторический источник. -М.: Изд. МГУ, 1974.

103. Подорога 1993: Подорога В.А. К вопросу о мерцании мира // Логос. 1993,-№4.

104. Половинкин 1989: Половинкин С.М. Флоренский: Логос против Хаоса // сер. Знание. Новое в жизни, науке, технике. - Философия. - М.: Знание, 1989. - № 2.

105. Портнов 1994: Портнов А.Н. Язык и сознание. Иваново, 1994.

106. Потебня 1993: Потебня A.A. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993 (печ. по изд.: Харьков, 1913).

107. Пригожин 1986: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.

108. Прохоров 1968: Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе. Л., 1968.

109. Пятигорский 1996: Пятигорский A.M. Мифологические размышления: лекции по феноменологии мифа. М.: Языки русской культуры, 1996. - (Язык. Семиотика. Культура).

110. Рабинович 1979: Рабинович B.JI. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979.

111. Райгородский 1993: Райгородский Л.Д. Незрячие Питера Брейгеля. -СПб.: Изд. центр СПбГМТУ, 1993.

112. Рикёр 1990: Рикёр П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990.

113. Рильке 1971: Рильке P.M. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. -М.: Искусство, 1971.

114. Розин 1996: Розин В.М. Контекстное, полифоническое мышление: перспективы XXI в. // Общественные науки и современность. -1996,- №5.

115. Розин 1998: Розин В.М. Природа виртуальной реальности (условие философского дискурса) // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. - вып. 4. - Труды центра профориентации.-М., 1998.

116. Розин 1994: Розин В.М. Формирование в Ренессансной культуре прямой перспективы // Розин В.М. Введение в культурологию. -М.: Международная педагогическая академия, 1994.

117. Самойлов 1995: Самойлов С. Хаоса в природе нет? // Знание сила. - 1995. - № 10.

118. Сартр 1987: Сартр Ж.-П. Что такое литература? // Зарубежная эстетика и теория литературы в XIX XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. -М.: МГУ, 1987.

119. Свасьян 1980: Свасьян К.А. Проблема символа в современной философии: (Критика и анализ). Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1980.

120. Свасьян 1987: Свасьян К.А. Феноменологическое познание: Пропедевтика и критика. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1987.

121. Смирнов 1999: Смирнов К.С. Понятие «ничто» в философской онтологии и современность (автореферат дисс. на. ст. канд. фил. наук). Волгоград, 1999.

122. Соловьев 1891: Соловьев B.C. Валентин и валентиниане // Энциклопедический словарь / изд. Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. - т. 5. -СПб, 1891.

123. Соловьев 1991: Соловьев B.C. Поэзия Ф.И. Тютчева // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.

124. Спиноза 1957: Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения. в 2-х тт. - т. 1. - М.: Госполитиздат, 1957.

125. Стайнер 1995: Стайнер Дж. Тигры в зеркале // Иностранная литература. 1995. -№ 1.

126. Старобинский 1996: Старобинский Ж. К понятию воображения: вехи истории // Новое литературное обозрение. 1996. - № 19.

127. Тасалов 1990: Тасалов В.И. Хаос и порядок: социально-художественная диалектика. М.: Знание, 1990. - (Новое в жизни, науке, технике. Эстетика. 1/1990).

128. Тейяр де Шарден 1987: Тейяр де Шарден П. Феномен человека. -М.: Наука, 1987.

129. Тоффлер О. Наука и изменение // Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.

130. Трофимова 1979: Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. -М.: Наука, 1979.

131. Уайтхед 1990: Уайтхед А. Приключения идей // Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990.

132. Фиренцуола 1962: Фиренцуола А. О красотах женщин // История эстетики. в 5-ти тт.- т. 1. - М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1962.

133. Фичино 1992: Фичино М. Комментарий на «Пир» Платона. О любви // О любви и красотах женщин. Трактаты о любви эпохи Возрождения. М.: Республика, 1992.

134. Флоренский 1922: Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. М., 1922.

135. Флоренский 1990: Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Флоренский П.А. Сочинения. т. 2. - М.: Правда, 1990.

136. Флоренский 1991: Переписка П.А. Флоренского с А. Белым // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1991.

137. Флоренский 1993: Флоренский П.А. Вернадскому В.И. // Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

138. Флоренский 1994: Флоренский П.А. Автореферат // Флоренский П.А. Сочинения в 4-х тт. т. 1. - М.: Мысль, 1994.

139. Фома Аквинский 1969: Фома Аквинский. Сумма теологий // Антология мировой философии. в 4-х тт. - т.1, ч.2. - Философия древности и средневековья. - М.: Мысль, 1969.

140. Франк 1990: Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк СЛ. Сочинения. М.: Правда, 1990.

141. Фуко 1977: Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. -М.: Прогресс, 1977.

142. ФЭС 1998: Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА -М, 1998.

143. Хайдеггер 1993а: Хайдеггер М. Бытие и время // Хайдеггер М. Работы разных лет. М.: Гнозис, 1993.

144. Хайдеггер 1993b: Хайдеггер M. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы разных лет. М.: Гнозис, 1993.

145. Хайдеггер 1993с: Хайдеггер М. Путь к языку // Время и бытие: Статьи и размышления. М.: Республика, 1993.

146. Хайдеггер 1997: Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии // От Я к Другому: Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Мн.: Менск, 1997.

147. Харитонов 1999: Харитонов A.C. К холистической модели мира, основанной на идее гармонии хаоса и порядка // Полигнозис. 1999. - № 2.

148. Хейзинга 1988: ХейзингаЙ. Осень средневековья. -М.: Наука, 1988.

149. Хоружий 1989: Хоружий С.С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки // Историко-философский ежегодник: 88.-М.: Наука, 1988.

150. Хоружий 1990: Хоружий С.С. Обретение конкретности // Флоренский П.А. Сочинения. т. 2. - М.: Правда, 1990.

151. Хоружий 1991: Хоружий С.С. Исихазм и история // Человек. 1991. -№ 5.

152. Хоружий 1997: Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997. - № 6.

153. Хоружий 1998: Хоружий С.С. Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции // Вопросы философии. 1998. -№ 3.

154. Христиансен 1911: Христиансен Б. Философия искусства. СПб., 1911.

155. Чанышев 1990: Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. - № 10.

156. Честертон 1991: Честертон Г.К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991.

157. Шеллинг 1966: Шеллинг Ф.-В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.

158. Шкловский 1983: Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983.

159. Шопенгауэр 1993: Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. Сочинения. т. 1. - М.: Наука, 1993.

160. Шпенглер 1993: Шпенглер О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993.

161. Шюре 1990: ИЬоре Э. Великие посвященные. Очерк эзотеризма религий. -М.: СП "Книга-принтшоп", 1990 (репринт 1914 г.).

162. Эко 1998: Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998.

163. Экхарт 1991: Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Политиздат, 1991.

164. Элиаде 1998: Элиаде М. Азиатская алхимия. Сборник эссе. М.: Янус-К, 1998.

165. Элиаде 1996: Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. М., 1996.

166. Эстетика 1989: ст. Безобразное // Эстетика: Словарь / под общ. ред. A.A. Беляева. -М.: Политиздат, 1989.

167. Эстрин 1995: Эстрин A.M. Невозможные объекты, анаморфоз и другие // Знание сила. - 1995. - № 9.

168. Эшер 1993: Эшер М. Сближения с бесконечностью // Наука и религия. 1993. -№ 7.

169. Юнг 1997: Юнг К.Г. Mysterium coniunctionis. М., 1997.

170. Яковлев 1995: Яковлев Е.Г. Система категорий эстетики // Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. Избранные работы. М.: Брандес, 1995.

171. Яковлев 1995: Яковлев Е.Г. Эстетика молчания, тишины и света // Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. Избранные работы. -М.: Брандес, 1995.

172. Ямпольский 1996: Ямпольский М. Демон и лабиринт: Диаграммы, деформации, мимесис // Новое литературное обозрение. Научное приложение. вып. VII. - М.: HJIO, 1996.

173. Яффе 1997: Яффе А. Символы в изобразительном искусстве // Юнг К.Г., фон Франц M.-JL, Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997.

174. Carmichael 1972: Carmichael P. A. The sense of ugliness // Journ. of aesthetics and art criticism. Baltimore, 1972. - vol. 30. - № 4.

175. Cousins 1986: Cousins E.H. Transcultural Phenomenology and Meister Eckhart // Lagorio V.M. (ed.) Mysticism: Medieval and Modern. -Salzburg, 1986.

176. Devereaux 1992: Devereaux M. Recensio Carroll N. The philosophy of horror, or paradoxes of the heart. N.Y., 1990. // Philos. Rev. - Ithaca (N.Y.).-1992.-vol. 101,-№4.

177. Henderson 1966: Henderson G. P. The concept of ugliness // British journ. of aesthetics. L., 1966. - July. - vol. 6. - № 13.

178. Mandel 1994: Mandel R. Deconstruction and Presence: An introdaction to the Writing of Jackques Derrida // Dissertation Abstract International. 1994. - Nov. - № 55 (5).

179. Merrell 1994: Merrell F. Of sings and life // Semiotica. Berlin - N.Y. -1994.-vol. 101.-№3/4.

180. Pecora 1985: Pecora V. Heart of Darkness and the Phenomenology of Voice // ELH. 1985. - Winter. - № 52 (4).

181. Pepper 1946: Pepper St. C. The basis of criticism in the arts. -Cambridge, 1946.

182. Watkins 1990: Watkins Jh. Byron and the Phenomenology of Negation // Studies in Romanticism. 1990. - № 29 (3).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.