Погребальные памятники земли словен новгородских (курганы и жальники XI-XIV вв.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Пронин, Георгий Николаевич
- Специальность ВАК РФ07.00.06
- Количество страниц 542
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Пронин, Георгий Николаевич
1. ВВЕДЕНИЕ.стр. I
2. ГЛАВА I. Ареал курганов с каменными конструкциями и жальников и их общая характеристика.стр. 27
3. ГЛАВА П. Конструкция и обряд погребения курганов XI- Х1Увв. и жальников.стр. 46
4. ГЛАВА Ш. Инвентарь и датировка.стр. 89
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК
Славяне и финны на Северо-Западе древнерусского государства2008 год, доктор исторических наук Хвощинская, Наталия Вадимовна
Древнерусский некрополь Пскова X - начала XI века: Историко-топографическое исследование2004 год, кандидат исторических наук Малышева, Надежда Николаевна
Погребальный обряд региона Северо-Восточной Руси как отражение межрелигиозных, межэтнических и торговых связей в IX - в первой четверти XIII вв.: на материалах письменных и археологических источников2012 год, кандидат исторических наук Галкин, Тимур Олегович
Культура псковских длинных курганов. Проблемы хронологии и развития материальной культуры2009 год, кандидат исторических наук Михайлова, Елена Робертовна
История населения Тверского Поволжья в VI-XIII вв.2003 год, кандидат исторических наук Олейников, Олег Михайлович
Заключение диссертации по теме «Археология», Пронин, Георгий Николаевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курганы с каменными конструкциями ХЕ-ХЕУ вв. к жальники составляют, пожалуй, наиболее мощный пласт раннесредневековых погребальных древностей земли словен новгородских. На территории Северо-Западного региона они приходят на смену погребальным памятникам типа псковских длинных курганов и сопкам. Изучение, курганов ХЕ-НУ вв. и жальников позволяет сделать следующие выводы: ,
I» Массовое распространение курганов с каменными конструкциями приходится на ХЕ в. Возникновение традиции жальничных захоронений также падает на конец ХЕ-начало ХП вв. Оба эти типа погребальных памятников заметно выделяются на фоне синхронных восточнославянских древностей широким использованием камня как в конструкциях.погребальных сооружений, так и непосредственно при захоронениях. Жальнкчные погребения встречаются в пределах рассматриваемого региона как в составе курганно-жальничных погиль-ников, так и в чистом виде. 2. Обращает на себя внимание тот факт, что наиболее плотная концентрация , курганно-жальничных могильников наблюдается в Ецов-ском регионе, на Ижорском плато и в Лужско-Оредежском регионе, то есть вне. пределов плотного распространения памятников предшествующего периода - сопок и культуры длинных курганов (табл. I). В то же время наибольшее число жальничных могильников в чистом виде приходится как раз на . территорию Ильменского бассейна (нижнее и среднее течение р.Мсты, Валдайская возвышенность), то есть совпадает с ареалом сопок (табл. П).
3. Анализ конструктивных особенностей и погребального обряда курганов с каменными конструкциями и жальников позволяет говорить о присутствии черт субстратного населения. К ним относятся: сплошное.покрытие кэшем насыпей курганов, забутовка камнем жальничных могил, сооружения в виде каменного свода над курганными захоронениями, погребения на каменных вымостках, обкладка подку-рганных могильных ям камнем по периметру или стенок внутри ямы, отклонения от обычной (запад-восток) ориентировки погребённых и т.д.
Количественные подсчёты курганных погребений на материке, в насыпи и грунтовых ямах свидетельствуют, что подобные различия в обряде погребения не зависят от хронологических факторов (например, погребения на материке можно встретить и в XI, и в ХШ вв.) и о переходе к ямным захоронениям в курганах как преобладающему обряду можно говорить лишь как о намечающейся тенденции (табл. ХУШ-ХХЖ). .
По форме каменных обкладок жальничные могилы делятся на круглые,, овальные и подпрямоуголыше. Форма могил не коррелирует с каким-либо определённым (славянским или финно-угорским) набором инвентаря. Высказанная в своё время А.А.Спициным гипотеза о развитии формы жальничных могил во времени - от круглых к прямоугольным - не подтверждается. Могилы различных форм сосуществуют в течение всего периода существования жальников. Правда, следует отметить, что количество могил подпрямоугольной формы увеличивается на позднем (ХШ-Х1У вв.) этапе (табл. ХХШП).
Обряд жальничных захоронений не.да8т оснований для каких-либо культурно-хронологических выводов.
4. Инвентарь курганов ХЕ-ХГУ вв. и жальников идентичен. Различие состоит лишь в том, что в курганах значительно чаще встречаются богатые погребения, в. то время как подавляющее большинство жальничных захоронений вообще не содержит вещей.
Анализ погребальных комплексов курганов с каменными конструкциями и жальников позволяет разделить их на несколько этапов.
Для курганов это: XI в. (весьма редко), Х1-ХП вв. и. ХШ-Х1У вв. Для жальников: Х1-ХП вв., ХП-ХШ вв. и ХНКХ1У. вв.
Наиболее интересным результатом хронологического членения всего массива памятников (курганов и жальников) является их территориальное распределение. Курганные могильники ранних этапов (XX -XI—ХП вв.) концентрируются (за редким исключением) в районах верхневолжского бассейна, верховьях Ловати, Луги и. в Едовском регионе, то есть опять-таки вне,основного ареала сопок. Могильники следующего этапа -ХП-ХШ вв. - сосредоточены преимущественно в Лужско-Оредежском регионе и на Ецовщине, что свидетельствует о непрерывности развития традиции сооружения курганов с каменными конструкциями в этих районах (табл. ЬХХХУ)«
Те же закономерности прослеживаются и в территориальном распределении жальников различных хронологических этапов. Наибольшее число известных ранних жальничных погребений (ХЕ-ХП зв.) сосредоточено в Верхнем Полужье, памятниках бассейна среднего течения р.Шелони и нижнего течения р.Великой. Жальники следующего этапа - ХП-ХШ вв. - известны в основном впамятниках верховьев Ловати и Гдовского региона - опять-таки вне пределов ядра земли словен. новгородских.
5» Анализ комплексов погребального инвентаря курганов XI-Х1У вв., и жальников, взаимная корреляция отдельных категорий эт-ноопределяющих вещей позволяет (с известной долей вероятности) говорить о том, что население,оставившее эти типы погребальных памятников,с самого раннего периода (XI в.) было разноэтничным (табл. ХС-ХСУП).
Наиболее ярко преобладание в погребальных комплексах курганов с каменными конструкциями славянского этноопределяющего набора инвентаря выявляется в памятниках верховьев Волги и Западной
Двины (табл. ХС) и Лужско-Оредежского региона (табл. ХСП). В курганах же Гдовского региона и Шорского плато параллельно со "славянскими" наборами инвентаря наиболее выпукло выступают комплексы с преобладанием финно-угорского набора вещей (табл. ХСШ-ХС1У),
Та же картина наблюдается и: в жальниках. В большинстве случаев инвентарь из жальничных захоронений: Едовского региона и Ижорского плато характеризуется устойчивым набором вещей, несущих прибалтийско-шкнскую этническую окраску (табл. ХСУ-ХСН). В жальниках же Лужско-Оредежского региона присутствует устойчивый набор,инвентаря, считающийся этноопреяеляющим для славян (табл. ХСУП).
6. Вопрос о возникновении традиции использования камня в курганах ХГ-ХЕУ вв. и происхождении жальников остаётся открытым. Уровень наших знаний на современном этапе не.позволяет делать каиих-либо обоснованных выводов на этот счёт. Можно лишь предполагать, что эти традиции зародились на местной почве под культурным воздействием автохтонного пшбалтийско-сринского населения (хотя не исключаются и внешние культурные заимствования).
Столь же гипотетичным остаётся и предположение о наличии генетической преемственности этих памятников с более ранним пластом погребальных древностей - сопками и памятниками культуры длинных курганов. Хотя ряд косвенных факторов (несовпадение ареала сопок с ареалом курганов с каменными конструкциями, явное преобладание в районах плотного распространения сопок жальничных. могильников позднего этапа - Ш~ЛУ вв., нахождение могильников с наиболее ранними, XI - Х1-ХП вв., курганами и: жальниками также вне пределов основного сопочного ареала, а также наличие хронологической лакуны примерно в Ю0200 лет между верхней датой солок и наиболее ранними курганами и жальниками) свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между этими типами погребальных памятников Северо-Запада.
Резюмируя всё вышеизложенное, можно констатировать, что нов-городско-псковские земли во второй половине I тыс. н.э. - первой половине II тыс. н.э» были ареной сложных этнокультурных процессов, связанных с взаимодействием нескольких этнических компонентов -восточнобалтских, прибалтийско-финских и славянских племён: (летописных псковских кривичей и словен новгородских). Б пределах этих этнических группировок существовали и развивались различные культурные тенденции, внешним проявлением которых в погребальных обрядах являлся обычай сооружения сопок, длинных и круглых курганов с погребениями по обряду трупосожжения, курганов Х1-Х2ЕУ вв. с каменными конструкциями и тальников. Географически все эти типы памятников увязываются с летописными территориями псковских кривичей и словен. .
Признание тождества понятий "культура" и "этнос" для древностей Северо-Запада приводило к несколько тенденциозному пониманию этнокультурных процессов региона. Так, например, считается, что появление славян на Северо-Западе в сравнительно короткие сроки привело к почти полной ассимиляции, обширных массивов автохтонного прибалтийско-финского населения. Дело, однако, обстояло несколько иначе.
В распоряжении исследователей нет данных о времени начала проникновения отдельных групп носителей славянского этноса в Северо-Западный регион. Во всяком случае, в погребальных памятниках уже в начале XI в. присутствие славянского элемента в курганах ж жальниках прослеживается весьма отчётливо. Однако не следует забывать, что славянское проникновение вСеверо-Западный регион не было единовременным актом. По-видимому, приток колонистов постоянно продолжался на протяжении последующих столетий, что приводило к увеличению доли славянского элемента в составе смешанного славяно-прибалтийско-финского населения. Но на протяжении всего колонизационного периода, а особенно на ранних его этапах, славяне не составляли большинства населения. Как уже говорилось, наиболее ярко их присутствие прослеживается в материалах как курганов, так и жальников Верхнего Полужья, где в погребениях преобладает славянский этноопределяющий набор инвентаря. Какая-то часть рассеявшихся на Северо-Западе-славян, попадая в окружение местных прибалтийско-финских племён, растворялась хв этом этнически чуждом массиве,.воспринимая от аборигенного населения многие элементы культуры.
Дальнейшее направление; колонизации, как это прослеживается на территориальном распределении памятников различных хронологических этапов, шло в северо-западном направлении - к Чудскому озеру и на Ижорское плато. Однако в этих окраинных районах Новгородской земли славянский этнический элемент, по-видимому, не стал преобладающим даже на поздних этапах. Здесь по-прежнему происходил процесс растворения славян в массе финно-угорского населения, что достаточно чётко прослеживается на материалах поздних жальников ХШ-Х1У вв.
И наконец, послдений штрих в гипотетической картине этнокультурных процессов в Северо-Западном регионе в первой половине П тыс. н.э. Жальничные могильники в "чистом" виде по каким-то неясным пока причинам не получили широкого распространения па Ижорском плато (табл. П). Жальничные захоронения присутствуют здесь в основном в составе курганно-жальничных могильников. На рубеже ХП-ХШ и ХШ-Х1У вв. наблюдается резкое уменьшение численности функционирующих могильников в этом регионе.4^ Одновременно на этот же период приходится массовое распространение жальников в районах восточного Приильменья, что, возможно, свидетельствует о перемещении какой-то части славяно-прибалтийско-финского населения в восточном направлении.
В целом же можно говорить о том, что в новгородско-псков-ских землях в рассматриваемый период времени не существовало чётко определённых группировок еловен, кривичей, чуди или каких-либо других прибалтийско-финских племён. И те общности, которые мы именуем "словенами новгородскими" или "псковскими кривичами", представляли собой сложный симбиоз различных славянских и финно-угорских этнических элементов.
495. Лесман Ю.М. Хронологическая периодизация курганов Ижорского илато. - в об»: Северная Русь и её соседи в эпоху раннего средневековья. Л., 1982, с. 72-74.
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ на правах рукописи
ПРОНИН Георгий Николаевич
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЗШЛИ СЛОВЕН НОВГОРОДСКИХ (курганы и жальники ХЕ~Х1У вв.)
Специальность 07.00.06 археология
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.