Погребальная обрядность населения Среднего Прииртышья в эпоху раннего железа: социальные аспекты: По материалам саргатской культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Берсенева, Наталья Александровна

  • Берсенева, Наталья Александровна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2005, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 396
Берсенева, Наталья Александровна. Погребальная обрядность населения Среднего Прииртышья в эпоху раннего железа: социальные аспекты: По материалам саргатской культуры: дис. кандидат исторических наук: 07.00.06 - Археология. Екатеринбург. 2005. 396 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Берсенева, Наталья Александровна

Введение.

Глава I. Источники и история изучения погребальной обрядности саргатской культуры.

1.1. Очерк истории изучения саргатской погребальной обрядности.

1.2. Характеристика источников.

1.3. Проблема представительности курганного способа погребения.

Глава II. Теоретические подходы к изучению погребальной обрядности.

II. 1. Обзор англо-американской литературы.

II.2. Краткий обзор российской литературы.

Глава III. Возрастные и тендерные аспекты саргатской погребальной практики.

III. 1. Возрастная структура.

III.2. Тендерная структура.

Глава IV. "Вертикальные" и "горизонтальные" аспекты саргатской погребальной практики.

IV. 1. Вертикальная структура.

IV.2. Вопросы реконструкции родства и горизонтальных связей.

Глава V. Интерпретация погребальных памятников саргатской культуры.

V.I. Пространственная организация.

V.2. Проблема отражения социальных структур в саргатских погребальных памятниках.

V.3. Погребальная обрядность и оценка уровня "сложности" общества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Погребальная обрядность населения Среднего Прииртышья в эпоху раннего железа: социальные аспекты: По материалам саргатской культуры»

На обширной лесостепной территории Зауралья и Западной Сибири, более чем тысячелетний период раннего железного века представлен преимущественно памятниками саргатской культурной общности. Она являлась, очевидно, самым устойчивым и долговременным из когда-либо существовавших здесь культурных образований до русской колонизации. В предыдущем столетии, интенсивные археологические исследования саргатских поселений и могильников позволили постепенно собрать огромное количество информации. Существует множество научных работ, как обобщающих, так и посвященных отдельным проблемам - генезису культуры и ее внутренней хронологии, аспектам хозяйственной деятельности, военного дела, социальной организации, вопросам мировоззрения. В разные годы проблемами, связанными с изучением саргатских древностей, занимались В.П. Левашева, П.А. Дмитриев, В.Н. Чернецов, В.Ф. Генинг, В.А. Могильников, М.Ф. Косарев, В.И. Матющенко, Л.Н. Корякова, Н.П. Матвеева, М.К. Хабдулина, Н.В. Полосьмак, Л.И. Погодин, А.Я. Труфанов, Н.П. Довгалюк, и другие исследователи.

Несмотря на большое количество публикаций, лишь немногие исследователи уделяли внимание социальному анализу саргатской погребальной обрядности. До конца 80-х гг. XX в. материалы могильников привлекались в основном для определения культурно-хронологических позиций отдельных памятников и культуры в целом, решения проблем культурогенеза и исторических судеб саргатского населения.

Значительный вклад в область социальных исследований внесли работы Л.Н. Коряковой, Л.И. Погодина, Н.П. Матвеевой. Л.Н. Корякова (1988, 1997) и Н.П. Матвеева (2000) предложили модели организации саргатского общества, построенные с помощью методов математической статистики. Тем не менее, прирост фактологической базы по археологии раннего железного века Северной Евразии, совершенствование методик полевых исследований, а также появление новых теоретических разработок позволяют предлагать все более развернутые и обоснованные интерпретации погребальных памятников. Яркие археологические открытия последних лет на сопредельных территориях Южного Зауралья, Горного Алтая, Тувы - все чаще обращают внимание исследователей на перспективы моделирования социальных структур эпохи поздней первобытности.

Погребальные памятники всегда вызывали пристальный интерес ученых, благодаря многообразию заложенной в них информации. Погребальный памятник является многомерным источником. Социальные черты отражаются в нем через призму идеологии - обычаев, верований и традиций. Изучение погребальных комплексов тесно связано с вопросами реконструкции социальных структур и социальной сложности, то есть, проблемами, выходящими далеко за рамки собственно отдаления умершего.

Цели и задачи. Данная работа посвящена изучению саргатских погребальных памятников в рамках постпроцессуальной концепции, и интерпретации проявившихся в них черт погребальной обрядности. Целью исследования является реконструкция саргатских социальных структур, нашедших отражение в погребальной обрядности — возрастной, тендерной, горизонтальной и вертикальной, а также рассмотрение некоторых проблем, связанных с мировоззрением, особенно - концепции пространства саргатского населения, отраженной в организации погребальных мест.

Главной задачей исследования было выявление различных обрядовых групп, которые могли создаваться в прошлом на основе одного пола (гендера), возраста, вертикальной или горизонтальной социальной позиции, других критериев, или их сочетания. Полученные обрядовые группы далее могут быть интерпретированы в терминах социальных структур - тендерной, возрастной, вертикальной или горизонтальной. Отдельная задача была связана с изучением уже имеющегося опыта исследования саргатской погребальной практики, и ее интерпретаций.

Чтобы разобраться в сложном переплетении символов различных социальных структур, представленных в погребальном источнике, представлялось необходимым провести контекстуальный анализ памятников. Контекстуальный анализ как метод исследования, в отличие от статистического, предполагает изучение объектов в "контексте" (взаимосвязи объектов и ситуации (условий) их нахождения). Выделяются два основных типа значений, которые могут быть найдены путем контекстуального анализа. Первый тип обращается к контексту окружающей среды, технологическому и поведенческому контексту деятельности, что приводит к пониманию археологического объекта как части большого функционирующего целого. Второй касается определения значения объекта в условиях ситуации места, времени и связи с другими объектами. Идентификация и изучение контекста объектов необходимы для интерпретации их значения, поскольку оно может серьезно варьировать в зависимости от контекста.

Для систематизации материала и удобства работы с ним была разработана и создана компьютерная база данных "Саргатские погребения Среднего Прииртышья", включающая сведения обо всех известных автору саргатских могильниках Прииртышья. База организована в СУБД "Microsoft Access" и включает в себя две базы данных, каждая из которых состоит из трех таблиц, связанных между собой ключевыми полями - кодом погребения и кургана. В базу данных вошли сведения о 111 курганах, которые в общем содержали 409 погребений.

Данная работа, базирующаяся на конкретном археологическом материале, тем не менее, не носит источниковедческого характера в прямом понимании этого термина. В задачу работы не входит уточнение абсолютных хронологических позиций или датировок отдельных погребений и могильников, также как источниковедческая характеристика и классификация сопроводительного инвентаря. Обе темы достаточно объемны и должны являться предметом специального исследования.

Хронологические и территориальные рамки определяются периодом существования памятников саргатской культуры на территории Среднего Прииртышья: с VI-IV вв. до н.э. по III-IV вв. до н.э., то есть, практически всем периодом раннего железа на этой территории (в соответствии с созданными ранее хронологическими схемами: В.А. Могильникова (1992), JI.H. Коряковой (1993, 1997), Н.П. Матвеевой (2000)). Все рассматриваемые памятники локализуются вдоль берегов р. Иртыш. В ландшафтном отношении это зона лесостепи; согласно современному территориально-административному делению - центральная часть Омской области.

Научная новизна. Саргатские погребальные памятники Среднего Прииртышья до сих пор не выступали предметом специального исследования. Все они, за редкими исключениями, остаются неопубликованными. Данные из указанных памятников часто привлекались для статистики и аналогий, но введения их в полноценный научный оборот так и не последовало. Характеристика погребальной обрядности населения саргатской культуры Среднего Прииртышья, содержащаяся в предлагаемой работе, представляется наиболее полной из имеющихся на настоящий момент. Изучение могильников указанного региона, где саргатские культурные черты представлены наиболее ярко, позволяет глубже понять и исследовать многие проблемы, прежде всего, связанные с организацией и структурой социума, а также пересмотреть некоторые уже сложившиеся научные стереотипы. В настоящее время массив источников практически не пополняется, и это дает хорошую возможность собрать все имеющиеся сведения и подвести некоторые итоги.

Предмет исследования составляют 409 погребений из 26 могильников саргатской культуры Среднего Прииртышья. Источниковая база создана по результатам работ экспедиции Института Археологии РАН, Уральской археологической экспедиции, Среднеиртышской археологической экспедиции. Коллекции и полевая документация хранятся в Архиве и фондах

Института Археологии РАН, Проблемной лаборатории археологических исследований и фондах Уральского государственного университета, Музее Археологии и Этнографии Омского государственного университета.

Проблемам методологии в работе уделяется значительное внимание. В качестве теоретической основы избран широко известный в мировой археологии постпроцессуальный {интерпретационный) подход, в основе которого лежат социальные интерпретации. В своих работах, представители этой школы мысли обращают особое внимание на индивидов, в частности, тем, как социальное взаимодействие людей влияет на социальные структуры, представленные археологическим источником. Здесь базовыми являются концепции "значения, символов и интерпретации".

Социальное значение может быть дано материальным объектам, народам, обществам и пространству через интерпретацию. Интерпретация и значение диктуются идеологией, политикой и религией, одновременно, и древних людей, и археологов. Значения, отраженные в материальных символах информируют нас о значениях, которые создавались внутри политической, идеологической и культурной структуры общества. Поскольку один объект может иметь несколько значений, необходимо рассматривать каждый символ в контексте других символов, как ансамбль, а не как индивидуальный объект в изоляции. Понять значение артефактов или объектов можно, внимательно изучая условия их нахождения, то есть контекст.

Символизм - это передача важной культурной информации материальными средствами (через объекты, письменные источники и т.д.). Человеческое мышление и речь базируются на символах, они являются неотъемлемой частью повседневной жизни, средством социализации и управления людьми (Hodder at al, 1995; Hodder, 1986; Bradley, 2003, p. 20-21). Многие постпроцессуалисты рассматривают материальную культуру в контексте человеческой деятельности как часть языковой структуры, используя герменевтику (Hodder, 1991).

Практическая значимость работы. Составлена база данных "Саргатские погребения Среднего Прииртышья", включающая разнообразные характеристики 111 курганов и 409 погребений. Базу данных, выводы исследования можно использовать в дальнейшем для подготовки обобщающих работ по раннему железному веку Западной Сибири, и для сравнительного изучения саргатской погребальной обрядности других регионов. Обзор англо-американской теоретической литературы может быть включен в вузовские учебные курсы по археологии и истории первобытного общества.

10

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Археология», Берсенева, Наталья Александровна

Заключение

Культура населения, обитавшего в раннем железном веке на территории западносибирской лесостепи, представляет собой интереснейший объект для изучения. Эпоха раннего железа была временем больших перемен, массовых подвижек населения, сопровождавшихся взаимопроникновением культурных традиций. Определенные успехи в хозяйственной деятельности, рост численности населения, торговля (обмен) на дальние расстояния, постоянная адаптация новых видов оружия и способов ведения военных действий - все это привело к росту социальной сложности лесостепных обществ. Археологически, наиболее явственно, эта сложность проявилась в погребальных памятниках. Пышные гробницы, открытые в крупных курганах, недвусмысленно демонстрируют существование социальной иерархии.

Одной из главных задач предложенной работы являлось выделение обрядовых групп по различным основаниям: возрасту, тендерной принадлежности, вертикальной социальной позиции и горизонтальной социальной позиции. Основной целью была их последующая социальная интерпретация. Возраст, пол, вертикальный статус и родственные связи - это тот минимальный набор характеристик, который безусловно учитывался при погребении каждого индивида. В живом обществе социальные структуры не могут не "прорезать" друг друга, поэтому погребальный памятник, как правило, отражает столь же сложную смесь различных символов, археологическая идентификация которых представляет собой немалую проблему. Группы индивидов, похороненных согласно различным вариантам обряда можно интерпретировать в социальных терминах.

Проведенное исследование показало, что в саргатской погребальной практике наиболее полно символизирована вертикальная социальная структура. Вертикальные статусные отношения, по-видимому, являлись структурирующим принципом при создании саргатских погребальных комплексов. Существование вертикальных обрядовых групп, несмотря на естественную размытость их границ, не вызывает сомнений. На одном полюсе находятся очень богатые погребения в больших курганах, на другом - погребения с крайне незначительным количеством инвентаря, не требующие особых усилий на свое устройство. Представляется, что определяющая роль в саргатской погребальной практике принадлежала системе вертикальных статусных отношений.

Тендерный символизм проявляется в выборе сопроводительного инвентаря в тесной связи с вертикальным символизмом. Предметы вооружения служат символами сразу нескольких структур - вертикальной, тендерной и возрастной. Очевидные обрядовые группы по признаку биологического пола (мужчины/женщины) не выделяются, поскольку предметы - абсолютные маркеры биологического пола - не выявлены. Но бесспорно присутствуют гендерные группы мужчин и женщин, где биологический пол увязан с социальной ролью индивида. В гораздо большей степени это связано с мужчинами - тендерная группа мужчин-воинов составляет большинство среди мужской погребенной популяции. В женских и детских погребениях тендерный символизм выражен менее ярко, здесь преобладают "гендерно-нейтральные" "ансамбли" артефактов.

Обрядовые различия, связанные с возрастом смерти, прослеживаются лишь на уровне "взрослый/невзрослый". Чаще всего они выражаются в локализации (и размере) могильных ям и составе сопроводительного инвентаря. Судя по всему, на поздних этапах бытования культуры, некоторые из этих различий стираются. Несмотря на то, что возрастные характеристики умерших играли относительно меньшую роль, их влияние на погребальную сферу хорошо прослеживается по археологическим данным. В целом подобное соотношение характерно для иерархически организованных социумов, где возрастные аспекты уступают первое место признакам вертикальных статусных различий.

Обрядовые группы, основанные на родстве, наиболее трудны для идентификации. В некоторых случаях они, вероятно, совпадают с многомогильными курганами. Археологически пока невозможно проследить сколько-нибудь устойчивые закономерности, но сам вопрос нуждается в дальнейшем изучении. По мнению социальных антропологов, принцип родства играл в до-государственных обществах особенно важную роль, так как придавал стабильность политической системе при отсутствии органов централизованного управления (Carsten, 2004, р. 35-36). В сложных социумах через родство наследовался статус, и богатые детские погребения в саргатских курганах в определенной степени подтверждают это.

Предложенная в работе социальная интерпретация обрядовых групп не является бесспорной или окончательной. Последующие открытия, адаптация новых теоретических подходов, совершенствование полевой методики, развитие естественно-научных методов исследования позволят пополнить и скорректировать существующие на сей день представления об организации саргатского социума. Тем не менее, некоторая размытость полученных социальных категорий обусловлена не только несовершенством археологоических методик, но и, по-видимому, незавершенностью формирования иерархической структуры самого общества.

Не все аспекты, связанные с погребальной практикой, удалось рассмотреть в равной мере. Недостаточная антропологическая изученность серьезно сужает круг возможных социальных интерпретаций. Отсутствие публикаций материалов раскопок затрудняет разработку хронологии саргатских древностей как Среднего Прииртышья, так и всей саргатской общности, и, соответственно, развитие и динамика погребальной обрядности может быть прослежена лишь в общих чертах.

Основные каноны курганного способа погребения оставались устойчивыми на протяжении веков. Генетическая преемственность между до-саргатскими, саргатскими и пост-саргатскими погребальными памятниками на данной территории уверенно не прослеживается, возможно, вследствие недостаточной археологической изученности памятников "переходного периода" от бронзового века к железному. Саргатские могильники появляются уже в достаточно сложившемся виде в середине I тыс. до н.э. (или немного ранее), существуют длительное время, и исчезают во второй четверти I тыс. н.э., без следов каких-либо кардинальных трансформаций. Наибольшее количество из исследованных на текущий момент памятников датируются периодом с III в. до н.э. по I - II вв. н.э. Более ранние и более поздние могильники менее многочисленны. Ранние памятники характеризуются большим удельным весом одномогильных курганов (Стрижево I, Коконовка I). С точки зрения социальных различий, в раннесаргатский период (VI-IV вв. до н.э.) акцент делался на локализацию погребения в пространстве. В последующие периоды, различия в степени богатства погребального инвентаря становятся более выраженными, вариабельность в расположении погребения и монументальности конструкций сохраняется. На позднесаргатском (со II-III в. н.э.) этапе количество и качество сопроводительных предметов, а также грандиозность сооружения становятся доминирующими признаками вертикальных статусных различий.

Несмотря на активный процесс изучения саргатских древностей, многие вопросы по-прежнему остаются открытыми или нуждаются в пересмотре. Дальнейшие перспективы изучения саргатской погребальной обрядности видятся в более широком привлечении и сравнительном анализе данных сопредельных регионов - Притоболья, Барабы и Приишимья, а также гороховских, и, возможно, большереченских могильников. Необходим более подробный источниковедческий анализ - продолжение исследования керамики и других артефактов, происходящих из погребальных комплексов. Разработка этих и других, не упомянутых здесь, перспективных направлений позволит социальным реконструкция стать более успешными.

В заключение, я хотела бы выразить мою глубокую благодарность Л.И. Погодину, А .Я. Труфанову, В.И. Стефанову за возможность использования в работе неопубликованных материалов их раскопок. Я искренне признательна моему научному руководителю Л.Н. Коряковой за общее руководство и поддержку, Л.И. Погодину, А.В. Епимахову, С.В. Шараповой, А.В. Полеводову, Н.М. Чаиркиной, А.А. Ковригину, Д.И. Ражеву - за ценные комментарии и критику, А.Г. Берсеневу - за неоценимую помощь в подготовке иллюстраций. И, конечно, всем моим друзьям и коллегам из Омска и Екатеринбурга за их неизменно доброжелательное отношение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Берсенева, Наталья Александровна, 2005 год

1. Матющенко В.И. Отчет об археологических исследованиях курганов у с. Исаковка Горьковского района Омской области в 1985 г. // Архив ИА РАН. Р-1. № 10745, 10745а (альбом).

2. Матющенко В.И. Отчет о раскопках у д. Сидоровки Нижнеомского района Омской области в 1986 г. // Архив ИА РАН. Р-1. № 11482, 11482а и 114826 (альбомы).

3. Могильников В.А. Отчет о работах Иртышского Отряда ЗападноСибирской Археологической экспедиции летом 1966 г. Москва // Архив ИА РАН, Р-1, №3325.

4. Могильников В.А. Отчет о работах Иртышского Отряда ЗападноСибирской Археологической экспедиции летом 1967 г. Москва // Архив ИА РАН, Р-1, №3463.

5. Могильников В.А. Отчет о работах Иртышского Отряда ЗападноСибирской Археологической экспедиции летом 1968 г. Москва // Архив ИА РАН, Р-1, №3716.

6. Могильников В.А. Отчет о работах Иртышского Отряда ЗападноСибирской Археологической экспедиции летом 1969 г. Москва // Архив ИА РАН, Р-1, №4000.

7. Могильников В.А. Отчет о раскопках Иртышского отряда АН СССР в 1970 г. Москва // Архив ИА РАН, Р-1, № 4252.

8. Могильников В.А. Отчет о работах в Прииртышье в 1972 г. Москва // Архив ИА РАН, Р-1, № 4739.

9. Могильников В.А. Отчет о работах в Прииртышье в 1973 г. Москва // Архив ИА РАН, Р-1, № 5715.

10. Могильников В.А. Отчет о работах Иртышского отряда в 1974 г. Москва // Архив ИА РАН, Р-1, № 5350.

11. Могильников В.А. Отчет о работах Иртышского отряда в 1976 г. Москва // Архив ИА РАН, Р-1, № 6659.

12. Могильников В.А. Отчет об археологических исследованиях в Среднем Прииртышье в 1977 г. Москва // Архив ИА РАН, Р-1, № 6678.

13. Могильников В.А. Отчет о полевых исследованиях. Омская область. 1978 г. Москва // Архив ИА РАН, Р-1, № 8047.

14. Могильников В.А. Отчет об археологических исследованиях в Среднем Прииртышье. Омская область. 1980 г. Москва // ИА РАН, Р-1, № 7762.

15. Могильников В.А. Отчет об археологических исследованиях курганов у д. Карташово в зоне мелиоративного строительства колхоза "Заветы Ленина" Муромцевского р-на Омской области в 1981 г. Москва // Архив ИА РАН, Р-1, № 10072.

16. Погодин Л.И. Отчет об археологических раскопках курганов Стрижевского II и Стрижевского III могильников в Нижнеомском районе Омской области, проведенных Омским государственным университетом в 1987 г. Омск, 1988 //Архив МАЭ ОмГУ. Ф. II. Д. 53-1.

17. Погодин Л.И. Отчет об археологических раскопках курганов у д. Бещаул Нижнеомского района Омской области, проведенных Омским государственным университетом в 1988 г. Омск, 1989 // Архив МАЭ ОмГУ. Ф. И. Д. 57.

18. Погодин Л.И. Отчет об археологических исследованиях в Нижнеомском и Горьковском районах Омской области в 1989 г. Омск, 1990 // Архив МАЭ ОмГУ. Ф. И. Д. 65.

19. Погодин Л.И. Отчет об археологических исследованиях у б.д. Стрижево Нижнеомского района Омской области в 1991 г. Омск, 1992 // Архив МАЭ ОмГУ. Ф. II. Д. 81.

20. Стефанов В.И. Отчет о работах в Болыпереченском районе Омской области, произведенных летом 1976 г. Свердловск, 1976. //АКА УрГУ, Ф. И.

21. Тру фанов А.Я. Отчет об археологических работах Средиеиртышской археологической экспедиции Омского государственного университета в Саргатском районе Омской области в 1987 г. Омск, 1988. // Архив ИА РАН. Р-1. № 12048, 12048а (альбом).

22. Труфанов А.Я. Отчет об археологических работах, в Крутинском и Омском районах Омской области, проведенных в 1989 г. Омск, 1990. // Архив ИА РАН. Р-1. № 14513.

23. Труфанов А.Я. Отчет об археологических работах в Омском, Крутинском и Черлакском районах Омской области в 1990 г. Омск, 1991. // Архив ИА РАН. Р-1. № 15886, 15888 (альбом).

24. Труфанов А.Я. Отчет о работах в Омском, Болыиереченском и Крутинском районах Омской области в 1993 г. Омск, 1994. // Архив ИА РАН. Р-1. № 17849, 17851 (альбом).

25. Шарапова С.В. Отчет о раскопках погребального комплекса Карасье в Заводоуковском районе Тюменской области в 2000 году. Екатеринбург, 2001 // Архив Отдела Археологии и Этнографии УрО РАН.

26. Шарапова С.В. Отчет о раскопках Сопининского могильника в Шатровском районе Курганской области в 2002 г. Екатеринбург, 2003. // Архив Отдела Археологии и Этнографии ИИА УрО РАН, Д. 96, 96А.1. Литература

27. Алекшин В.А. 1981. Погребальный обряд как археологический источник // КСИА. Вып. 167. М. С. 3-9.

28. Алекшин В.А. 1986. Социальная структура и погребальный обряд древнеземледельческих обществ (по археологическим материалам Средней Азии и Ближнего Востока). Л.: "Наука". 191с.

29. Альтернативные пути к цивилизации: Кол. Монография. 2000. // Н.Н. Крадин, А.В. Коротаев, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынша (ред.). М.: "Логос". 368 с.

30. Акимова М.С. 1972. Антропология населения лесостепной полосы Западной Сибири в эпоху раннего железа // Памятники Южного Приуралья и Западной Сибири сарматского времени. М.: "Наука". С. 150-159.

31. Аржан. Источник в Долине царей. Археологические открытия в Туве. 2004. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. Спб: "Славия". 64 с.

32. Багашев А.Н., 2000. Палеоантропология Западной Сибири. Лесостепь в эпоху раннего железа. Новосибирск: "Наука". 374 с.

33. Балабанова М.А. 2004. О древних макрокефалах Восточной Европы // OPUS: Междисциплинарные исследования в археологии. Вып. 3. М.: изд-во ИА РАН. С. 171-187.

34. Бернабей М., Бондиоли JL, Гуиди А. 1994. Социальная структура кочевников савроматского времени // Статистическая обработка погребальных памятников Азиатской Сарматии. Вып. 1: Савроматская эпоха. М. С. 159-184.

35. Берсенева Н.А. 1999. Керамические пряслица из погребений саргатской культуры (по материалам Среднего Прииртышья) // XIV Уральское археологическое совещание: тезисы докладов. Челябинск: "Рифей". С. 115-117.

36. Берсенева Н.А. 2003. Пространственные аспекты саргатской погребальной практики // Человек в пространстве древних культур. Материалы Всероссийской научной конференции. Челябинск: Музей-заповедник "Аркаим". С. 106-108.

37. Берсенева Н.А. 2004. Теоретические подходы к изучению погребальной обрядности (по материалам англо-американских исследований) // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. Т. 8. Омск: Издательский дом "Наука". С. 9-20.

38. Берсенева Н.А. 2004а. Пряслица и проблема гендера в саргатских погребениях (по материалам Среднего Прииртышья) // VI Исторические чтения памяти М.П. Грязнова. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 198-201.

39. Берсенева Н.А., Берсенев А.Г. 2002. Трасологические аспекты изучения керамических пряслиц // Северный Археологический Конгресс. Тезисы докладов, г. Ханты-Мансийск. Екатеринбург: "Академкнига". С. 221222.

40. Берсенева Н.А., Берсенев А.Г. 2004. К проблеме функционального определения артефактов: керамические пряслица саргатской культуры // VI Исторические чтения памяти М.П. Грязнова. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 202-204.

41. Бишони Р. 1994. Погребальный обряд как источник для исторических реконструкций // Статистическая обработка погребальных памятников Азиатской Сарматии. Вып. I: Савроматская эпоха. М.: изд-во ИА РАН. С. 153-158.

42. Боталов С.Г., Гуцалов С.Ю. 2000. Гунно-сарматы Урало-Казахстанских степей. Челябинск: "Рифей". 266 с.

43. Бужилова А.П., Каменецкий И.С. 2004. Сарматы и боевые столкновения (анализ черепных травм на примере материалов из могильника Сагванский I // OPUS: Междисциплинарные исследования в археологии. Вып. 3. М.: изд-во ИА РАН. С. 208-213.

44. Бунятян Е.П. 1985. Методика социальных реконструкций в археологии. На материале скифских могильников IV-III вв. до н.э. Киев: "Наукова Думка". 228 с.

45. Викторова В.Д. 2003. Пряслица в мифо-ритуальной практике народов Урала в раннем железном веке // Международное (XVI Уральское) археологическое совещание. Тезисы докладов. Пермь. С. 194-197.

46. Винокуров Н.И. 2004. Практика человеческих жертвоприношений в античное и средневековое время (по материалам ритуальных захоронений Крымского Приазовья) // OPUS: Междисциплинарные исследования в археологии. М.: изд-во ИА РАН. Вып. 3. С. 55-87.

47. Генинг В.Ф. 1991. Археологическая теория и теоретическая археология // ВАУ. Вып. 20. Екатеринбург: изд-во Уральского гос. ун-та. С. 6-14.

48. Генинг В.Ф., Корякова Л.Н., Овчинникова Б.Б., Федорова Н.В.1970. Памятники железного века в Омском Прииртышье // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск. С. 204-215.

49. Генинг В.Ф., Борзунов В.А. 1975. Методика статистической характеристики и сравнительного анализа погребального обряда // ВАУ. Вып. 13. С. 42-72.

50. Генинг В.Ф., Корякова Л.Н. 1984. Лихачевские и Черноозерские курганы раннего железного века Западной Сибири. СА. № 2. С. 165-187.

51. Генинг В.Ф., Стефанов В.И. 1988. Работы уральской археологической экспедиции в Среднем Прииртышье // Источники и историография: археология и история. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 418.

52. Генинг В.Ф., Бунятян Е.П., Пустовалов С.Ж., Рынков Н.А. 1990. Формализованно-статистические методы в археологии (анализ погребальных памятников). Киев: "Наукова думка". 302 с.

53. Геннеп А. ван. 1999. Обряды перехода. М.: "Восточная литература".

54. Геродот. История в девяти книгах. 1999. М.: "Ладомир". 752 с.

55. Глушков И.Г. 1983. Теоретическая мысль в археологии во второй половине 20 начале 30-х годов // Этнокультурные процессы в Западной Сибири. Томск: изд-во ТГУ. С. 3-20.

56. Грязнов М.П. 1980. Аржан: Царский курган раннескифского времени. JI.: "Наука". 62 с.

57. Грязнов М.П. 1992. Алтай и приалтайская степь // Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М.: "Наука". С. 161-178.

58. Гуляев В.И. 1995. Введение в дискуссию: Погребальная обрядность: структура, семантика и социальная интерпретация (часть II) // РА. № 2. С. 84-85.

59. Гуляев В.И., Ольховский, B.C. 1999. Погребальные памятники и погребальная обрядность: проблемы анализа и интерпретации // Погребальный обряд: реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. М.: "Восточная литература". С. 10-18.

60. Гумилев JI.H. Хунну. Степная трилогия. 1993. СПб.: "Тайм-аут -компасс". 230 с.

61. Демкин В.А. 1997. Палеопочвоведение и археология: интеграция в изучении истории природы и общества. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН. 213 с.

62. Дмитриев П.А. 1929. Мысовские стоянки и курганы // ТС А РАНИОН. Вып. IV. М. С. 180-203.

63. Довгалюк Н.П. 1995. Стеклянные украшения Западной Сибири эпохи раннего железного века (по материалам саргатской культуры). Автореф. дисс. . канд. ист. наук. М. 18 с.

64. Довгалюк Н.П. 1998. Характеристика химического состава стеклянных бус из памятников саргатской культуры // Взаимодействие саргатских племен с внешним миром. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 5479.

65. Епимахов А.В. 2002. Южное Зауралье в эпоху средней бронзы. Челябинск: изд-во ЮУрГУ. 170 с.

66. Железчиков Б.Ф. 1994. Общая характеристика исходных признаков погребального обряда савроматского времени // Статистическая обработка погребальных памятников Азиатской Сарматии. Вып. I: Савроматская эпоха. М.: изд-во ИА РАН. С. 127- 152.

67. Железчиков Б.Ф. 1997. Анализ сарматских погребальных памятников IV-III вв. до н.э. // Статистическая обработка погребальных памятников Азиатской Сарматии. Вып. II: Раннесарматская культура (IV-I вв. до н.э.). М.: изд-во ИА РАН. С. 46-130.

68. Зданович Д.Г. 2003. Жертвоприношение: опыт комплексного подхода к одному из локусов культуры // Человек в пространстве древних культур. Материалы Всероссийской научной конференции. Челябинск. Музей-заповедник "Аркаим". С. 45-50.

69. Зданович Г.Б., Иванов И.В., Хабдулина М.К. 1984. Опыт использования в археологии палеопочвенных методов исследования (курганы Кара-Оба и Обалы в Северном Казахстане) // С А. № 4. С. 35-48.

70. Зиняков Н.М. 1991. Железообрабатывающее производство саргатской культуры // Проблемы изучения саргатской культуры. Омск: изд-во Омского гос. ун-та. С. 53-60.

71. Зыков А.П., Федорова Н.В. 2001. Холмогорский клад. Коллекция древностей III-IV веков. Екатеринбург: "Сократ". 174 с.

72. Иванова Н.О., Батанина И.М. 1993. Павлиново городище -памятник раннего железного века лесостепного Притоболья // Кочевники Урало-Казахстанских степей. Челябинск. С. 102-120.

73. Ильина И.В. 2000. Семейные обряды и традиции (воспитание детей) // Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: "Тезис". С. 217-222.

74. Итина М.А. 1954. К вопросу об отражении общественного строя в погребальных обрядах первобытных народов // СЭ. № 3. С. 63-68.

75. Каменецкий И.С. 1983. Код для описания погребального обряда (Часть I) // Древности Дона. Материалы работ Донской экспедиции. М.: "Наука". С. 221-250.

76. Каменецкий И.С. 1986. Код для описания погребального обряда (Часть II) // Археологические открытия на новостройках. Древности Северного Кавказа (материалы работ Северокавказской экспедиции). Вып. 1. М.: "Наука". С. 136-194.

77. Каменецкий И.С. 1989. Меоты и другие племена северо-западного Кавказа в VII в. до н.э. — III в. н.э. // Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М.: "Наука". С. 224-251.

78. Каменецкий И.С. 2000. Один из факторов искажения погребального обряда // Погребальный обряд: реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. М.: "Восточная литература". С. 137-146.

79. Карнейро Р. 2000. Процесс или стадии: ложная дихотомия в истории возникновения государства // Альтернативные пути к цивилизации. М.: "Логос". С. 84-94.

80. Кислый А.Е. 1995. Палеодемография и возможности моделирования структуры древнего населения // РА № 2. С. 112-122.

81. Классен Х.Дж.М. 2000. Проблемы, парадоксы и перспективы эволюционизма//Альтернативные пути к цивилизации. М.: Логос. С. 6-23.

82. Клейн Л.С. 2001. Принципы археологии. СПб: "Бельведер". 152 с.

83. Ковригин А.А. 1997. Хронология погребений // Культура зауральских скотоводов на рубеже эр. Екатеринбург: "Екатеринбург". С. 6470.

84. Ковригин А.А. 2003. Павлиново городище: хронология и архитектура // Экология древних и современных обществ: тезисы конференции. Вып. 2. Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН. С. 121-124.

85. Кореняко В.А. 1976. Некоторые теоретические проблемы изучения древних погребений // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы (общественные науки), № 1. Ростов на Дону. С. 53-58.

86. Кореняко В.А. 1977. Погребальная обрядность как система (к постановке проблемы) // Археология и вопросы атеизма. Грозный: изд-во Чечено-Ингушского гос. ун-та. С. 5-7.

87. Коробов Д.С. 2003. Социальная организация алан Северного Кавказа IV-IX вв. СПб.: "Алетейя". 380 с.

88. Коротаев А.В., Крадин Н.Н., Лынша В.А. 2000. Альтернативы социальной эволюции (вводные замечания) // Альтернативные пути к цивилизации. М.: "Логос". С. 24-83.

89. Корякова Л.Н. 1977. Ансамбль некрополя саргатской культуры // Археологические исследования на Урале и в Западной Сибири. Свердловск. С. 134-151.

90. Корякова Л.Н. 1979. Могильник саргатской культуры у с. Красноярка. // СА. № 2. С. 191-206.

91. Корякова Л.Н. 1982. Из истории изучения саргатской культуры // Археологические исследования севера Евразии. Свердловск: изд-во Уральского гос. ун-та. С. 113-124.

92. Корякова Л.Н. 1984. Поселения саргатской культуры // Древние поселения Урала и Западной Сибири. ВАУ. Свердловск. С. 61-79.

93. Корякова Л.Н. 1988. Ранний железный век Зауралья и Западной Сибири. Свердловск: изд-во Уральского гос. ун-та. 240 с.

94. Корякова Л.Н. 1991. Саргатская культура или общность? // Проблемы изучения саргатской культуры. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 3-8.

95. Корякова JI.H. 1993. Культурно-исторические общности Урала и Западной Сибири: Тоболо-Иртышская провинция на ранней и средней стадиях железного века. Докл. . дисс. д.и.н. Новосибирск. 73 с.

96. Корякова Л.Н. 1994. Урало-Иртышская лесостепь // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 2. Мир реальный и потусторонний. Томск: изд-во Томского гос. ун-та. С. 113-169.

97. Корякова Л.Н., 1994а. Поселения и жилища Тоболо-Иртышской лесостепи // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т.1. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та. С. 259-275.

98. Корякова Л.Н. 1997. Гаевский могильник в контексте эволюции саргатской культурной общности // Культура зауральских скотоводов на рубеже эр. Екатеринбург: "Екатеринбург". С. 138-154.

99. Корякова Л.Н. 2002. Археология раннего железного века Евразии. Общие проблемы. Железный век Западной Европы. Екатеринбург: изд-во Уральского гос. ун-та. http://virbib.eunnet.net/books/ironage.

100. Корякова Л.Н., Стефанов В.И. 1981. Городище Инберень-IV на Иртыше // СА. № 2. С.

101. Корякова Л.Н., Попова С.М. 1986. К вопросу о сравнении саргатской и савромато-сарматской культур // Ранний железный век и средневековье Урало-Иртышского междуречья. Челябинск. С. 37-45.

102. Корякова Л.Н., Ковригин А.А., Сергеев А.С., Шарапова С.В. 1995. Новые раскопки на Павлиновом городище (предварительное сообщение) // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. 2. М.Магнитогорск. С. 17-28.

103. Корякова JI.H., Дэйр М.-И. (ред.) 1997. Культура зауральских скотоводов на рубеже эр. Гаевский могильник саргатской общности: антропологическое исследование. Екатеринбург: "Екатеринбург". 170 с.

104. Корякова Л.Н., Булдашев В.А., Потро Ж.-П. 1997. Описание курганов и погребений // Культура зауральских скотоводов на рубеже эр. Екатеринбург: "Екатеринбург". С. 10-47.

105. Корякова Л.Н., Булдашев В.А. 1997. Погребальная обрядность // Культура зауральских скотоводов на рубеже эр. Екатеринбург: "Екатеринбург". С. 130-137.

106. Корякова Л.Н., Дэйр М.-И. 2003. Исследование Павлиновского археологического комплекса на р. Исеть // Экология древних и современных обществ. Вып. 2. Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН. С. 124-129.

107. Косарев М.Ф. 1984. Западная Сибирь в древности. М.: "Наука". 248с.

108. Косарев М.Ф. 2001. Пространство и время в сибиро-языческом миропонимании // Мировоззрение древнего населения Евразии. М. С. 439454.

109. Косарев М.Ф. 2003. Основы языческого миропонимания: По сибирским археолого-этнографическим материалам. М.: "Ладога — 100". 352 с.

110. Косинцев П.А., Бородина Е.Н. 1991. Фауна городища Павлиново и некоторые аспекты скотоводства саргатской культуры // Проблемы изучения саргатской культуры. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 45-53.

111. Крадин Н.Н. 2000. Кочевники, мир-империя и социальная эволюция // Альтернативные пути к цивилизации. М.: "Логос". С. 314-336.

112. Крадин Н.Н. 2001. Политическая антропология. Учебное пособие. М.: "Ладомир".

113. Кулемзин В.М. 1994. Обряды перевода из реального мира в потусторонний у народов Западной Сибири в XVIII-XX вв. // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 2. Мир реальный и потусторонний. Томск: изд-во Томского гос. ун-та. С. 334-422.

114. Курто П., Ражев Д.И. 1997. Люди // Культура зауральских скотоводов на рубеже эр. Екатеринбург: "Екатеринбург". С. 114-125

115. Кызласов И.Л. 1993. Мировоззренческая основа погребального обряда//РА. № i.e. 98-111.

116. Кызласов И.Л. 1995. Погребальный обряд и уровень развития общества. От отдельного к общему // РА. № 2. С. 99-103.

117. Левашева В.П. 1928. Предварительное сообщение об археологических исследованиях Западно-Сибирского музея за 1926-27 годы // Известия государственного Западно-Сибирского музея. № 1. Омск. С. 159.

118. Левина Л.М. 1994. Джетыасарская культура. Ч. 3-4. Могильник Алтынасар 4 // Низовья Сырдарьи в древности. Вып. IV. М: ИЭА РАН. 312 с.

119. Лифшиц В.А. 2002. Три серебряные чаши из Исаковского могильника № 1 // ВДИ. № 2. С. 42-56.

120. Манцевич А.П. 1987. Курган Солоха: публикация одной коллекции. Л.: "Искусство". 143 с.

121. Мартынов А.И. 1994. Татарская культура // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 2. Мир реальный и потусторонний. Томск: изд-во Томского гос. ун-та. С. 184-214.

122. Мартынова Е.П. 2000. Семейные обряды и традиции // Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: "Тезис". С. 211-217.

123. Массон В.М. 1976. Экономика и социальный строй древних обществ (в свете данных археологии). Л.: "Наука". 191с.

124. Массон В.М. 1989. Древнейшие цивилизации. Л.: "Наука". 275 с.

125. Матвеев А.В. 1998. Первые андроновцы в лесах Зауралья. Новосибирск: "Наука". 417 с.

126. Матвеев А.В., Маслякова Н.Н. Известия о бугровании в Западной Сибири и проблема происхождения Сибирской коллекции Петра I // Проблемы изучения саргатской культуры. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 37-41.

127. Матвеева Н.П. 1993. Саргатская культура на Среднем Тоболе. Новосибирск: "Наука", 175 с.

128. Матвеева Н.П. 1994. Ранний железный век Приишимья. Новосибирск: "Наука", 152 с.

129. Матвеева Н.П. 1998. О торговых связях саргатского населения с Центральной Азией (по материалам Тоболо-Ишимья) // Взаимодействие саргатских племен с внешним миром. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 1015.

130. Матвеева Н.П. 1999. Материалы к палеодемографической характеристике саргатской общности // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Вып. 2. Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН. С. 87-97.

131. Матвеева Н.П. 2000. Социально-экономические структуры населения Западной Сибири в раннем железном веке (лесостепная и подтаежная зоны). Новосибирск: "Наука". 399 с.

132. Матвеева Н.П. 2001. Старо-Лыбаевский-4 курганный могильник по раскопкам 1999 года // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Вып. 3. Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН. С. 98-113.

133. Матвеева Н.П. 2003. Фортификационное строительство у населения саргатской культуры: социальный аспект // Социальнодемографические процессы на территории Сибири (древность и средневековье). Материалы к конференции. Кемерово. С. 91-95.

134. Матвеева Н.П., Ларина Н.С., Билль К.В., Захарова Л.Е. 2003. Новые данные об особенностях питания саргатского населения Западной Сибири // Экология древних и современных обществ. Вып. 2. Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН. С. 143-147.

135. Матвеева Н.П., Волков Е.Н., Рябогина Н.Е. 2003. Новые памятники бронзового и раннего железного веков (Древности Ингальской долины: Археолого-палеогеографическое исследование). Вып. 1. Новосибирск: "Наука". 174 с.

136. Матющенко В.И. 1991. Об отношении саргатского населения к так называемому скифо-сибирскому культурно-историческому единству // Проблемы изучения саргатской культуры. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 14-16.

137. Матющенко В.И. 1999. Раскопки могильника Окунево Ша // Новое в археологии Среднего Прииртышья. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 27-38.

138. Матющенко В.И., Татаурова Л.В. 1997. Могильник Сидоровка в Омском Прииртышье. Новосибирск: "Наука". 198 с.

139. Медникова М.Б. 2003. Ритуальное посвящение у древних народов Евразии по данным антропологии: символические трепанации // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск: СО РАН. №1 (13). С. 147156.

140. Мельник В.И. 1990. Погребальная практика и погребальный обряд // КСИА. Вып. 201. С. 73-77.

141. Мельник В.И. 1993. Погребальный обычай и погребальный памятник // РА. № 1. С. 94-97.

142. Мелюкова А.И. 1989. Скифские памятники степи Северного Причерноморья // Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М.: "Наука". С. 51-67.

143. Могильников В.А. 1970. К вопросу об этнокультурных ареалах Среднего Прииртышья и Приобья эпохи раннего железа // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск. С. 172-190.

144. Могильников В.А. 1972. Коконовские и саргатские курганы — памятники эпохи раннего железа западносибирской лесостепи // Памятники Южного Приуралья и Западной Сибири сарматского времени. М.: "Наука". С. 119-133.

145. Могильников В.А. 1972а. Раскопки в 1967 г. в Коконовке // Памятники Южного Приуралья и Западной Сибири сарматского времени. М.: "Наука". С. 134-149.

146. Могильников В.А. 19726. К вопросу о саргатской культуре // Проблемы археологии и древней истории угров. М.: "Наука". С. 69-83.

147. Могильников В.А. 1973. К этнокультурной характеристике Западной Сибири в эпоху раннего железа // Из истории Сибири. Вып. 7. Томск: изд-во Томского гос. ун-та. С. 175-189.

148. Могильников В.А. 1973а. Калачевка I памятник позднего этапа саргатской культуры // Проблемы археологии Урала и Сибири. М.

149. Могильников В.А. 1974. Работы в Омском Прииртышье // Из истории Сибири. Вып. 15. Томск: изд-во Томского гос. ун-та. С. 76-85.

150. Могильников В.А. 1979. Исследования в Среднем Прииртышье // АО 1978. М.: "Наука". С. 254-255.

151. Могильников В.А. 1983. Об этническом составе культур Западной Сибири в эпоху железа // Этнокультурные процессы в Западной Сибири. Томск: изд-во Томского гос. ун-та. С. 77-89.

152. Могильников В.А. 1991. Некоторые проблемы изучения саргатской культуры // Проблемы изучения саргатской культуры. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 8-14.

153. Могильников В.А. 1992. Ранний железный век лесостепи Западной Сибири // Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М.: "Наука". С. 274-283.

154. Могильников В.А. 1992а. Гороховская культура // Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М.: "Наука". С. 283-291.

155. Могильников В.А. 19926. Саргатская культура. // Степная полоса азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М.: "Наука". С. 292-312.

156. Могильников В.А. 1998. К динамике внешних контактов саргатского этноса // Взаимодействие саргатских племен с внешним миром. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 4-9.

157. Могильников В.А., Колесников А.Д., Куйбышев А.В. 1977. Работы в Прииртышье // АО 1976. М.: "Наука". С. 225-226.

158. Могильников В.А., Куйбышев А.В. 1978. Работы в Среднем Прииртышье //АО 1977. М.: "Наука". С. 259-260.

159. Молодин В.И., Полосьмак Н.В., Чикишева Т.А. и др. 2000. Феномен алтайских мумий. Новосибирск: изд-во ИАЭ СО РАН. 320 с.

160. Мошкова М.Г. 1972. Савроматские памятники северо-восточного Оренбуржья // Памятники Южного Приуралья и Западной Сибири сарматского времени. М.: "Наука". С. 49-78.

161. Мошкова М.Г. 1989. Среднесарматская культура // Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М.: "Наука". С. 177-191.

162. Мошкова М.Г. 1989а. Позднесарматская культура // Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М.: "Наука". С. 191-202.

163. Мошкова М.Г., Генинг В.Ф. 1972. Абатские курганы и их место среди лесостепных культур Зауралья и Западной Сибири // Памятники Южного Приуралья и Западной Сибири сарматского времени. М.: "Наука". С. 87-118.

164. Ольховский B.C. 1986. Погребально-поминальная обрядность в системе взаимосвязанных понятий // СА. № 1. С. 65-76.

165. Ольховский B.C. 1991. Погребально-поминальная обрядность населения степной Скифии (VII-III вв. до н.э.). М.: "Наука". 256 с.

166. Ольховский B.C. 1993. Погребальная обрядность (содержание и структура) // РА. № 1. С. 78-93.

167. Ольховский B.C. 1995. Погребальная обрядность и социологические реконструкции // РА. № 2. С. 85-98.

168. Ольховский B.C. 1997. Обычай и обряд как форма традиции // РА. №2. С. 159-168.

169. Ольховский B.C. 1999. К изучению скифской ритуалистики: посмертное путешествие // Погребальный обряд: реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. М.: "Восточная литература". С. 114-136.

170. Петренко В.Г., Маслов В.Е., Канторович А.Р. 2004. Погребение знатной скифянки из могильника Новозаведенное-И (предварительная публикация) // Археологические памятники раннего железного века Юга России. М.: изд-во ИА РАН. С. 179-210.

171. Плетнева С. А. 1993. Возможности выявления социально-экономических категорий по материалам погребальной обрядности // РА, № 4, С. 160-172.

172. Погодин Л.И. 1988. К характеристике погребального обряда саргатской культуры // Источники и историография. Археология и история. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 27-37.

173. Погодин Л.И. 1991. Проблемы хронологии саргатских памятников в связи с особенностями организации военного дела (поматериалам Прииртышья) // Проблемы изучения саргатской культуры: тез. докл. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 20-24.

174. Погодин Л.И., 1996. Золотное шитье Западной Сибири (первая половина I тыс. н.э.) // Исторический ежегодник. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 123-134.

175. Погодин Л.И. 1997. К характеристике военной структуры саргатской общности // IV исторические чтения памяти М.П. Грязнова (материалы науч. конференции). Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 116-121.

176. Погодин Л.И. 1997а. Исследования в Омской области // АО -1996. М.: "Наука". С. 345-346.

177. Погодин Л.И. 1998. Вооружение населения Западной Сибири раннего железного века. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. 84 с.

178. Погодин Л.И. 1998а. Лаковые изделия из памятников Западной Сибири раннего железного века // Взаимодействие саргатских племен с внешним миром. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 26-38.

179. Погодин Л.И. 1999. Исследование в урочище "Батаково" // Новое в археологии Среднего Прииртышья: Сб. науч. трудов. Омск: изд-е Омского гос. ун-та, С. 52-85.

180. Погодин Л.И., Труфанов А.Я. 1991. Могильник саргатской культуры Исаковка III // Древние погребения Обь-Иртышья. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 98-127.

181. Полеводов А.В. 2003. Сузгунская культура в лесостепи Западной Сибири. Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Москва. 22 с.

182. Полидович Ю.Б., Полидович Е.А. 1999. Прядение и ткачество в системе культуры народов Юго-Восточной Европы в эпоху поздней бронзы и раннего железа // Текстиль эпохи бронзы евразийских степей. М.: Труды ГИМ, Вып. 109. С. 217-223.

183. Полосьмак Н.В. 1987. Бараба в эпоху раннего железа. Новосибирск: "Наука". 144 с.

184. Полосьмак Н.В. 2001. Всадники Укока. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс. 336 с.

185. Радлов В.В. 1989. Из Сибири: страницы дневника. М. 718 с.

186. Ражев Д.И. 2001. Население лесостепи Западной Сибири раннего железного века: реконструкция антропологических особенностей. Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Екатеринбург. 22 с.

187. Ражев Д.И. в печати. Обычай деформации головы у населения саргатской общности // Проблемы антропологии Евразии. СПб.

188. Ражев Д.И., Ковригин А.А. 1999. Курганные могильники саргатской культуры и социально-демографическая структура древнего общества // Экология древних и современных обществ: тезисы докладов. Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН. С. 171-175.

189. Ражев Д.И., Ковригин А.А., Курто П. 1999. Насильственные травмы на черепах из могильников саргатской культуры // XIV Уральское археологическое совещание: тезисы докладов. Челябинск: "Рифей". С. 137139.

190. Ражев Д.И., Бпимахов А.В. 2003. Некрополи бронзового века: феномен многочисленности детских погребений // Экология древних и современных обществ. Вып. 2. Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН. С. 244-247.

191. Руденко С.И. 1953. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л.: изд-во АН СССР. 404 с.

192. Рынков Н.А. 1997. Традиция, обычай, обряд (к соотношению понятий) // РА. № 2. С. 150-158.

193. Сальников В.А. 1962. Царев курган на р. Тобол // ВАУ. Вып. 2. Свердловск. С. 38-41.

194. Салымский край. 2000. Научно-художественное издание. Екатеринбург: "Тезис". 344 с.

195. Сергацков И.В. 2000. Сарматские курганы на Иловле. Волгоград: Изд-во ВГУ. 396 с.

196. Сериков Ю.Б. 1996. К вопросу о сакральном и функциональном назначении так называемых пряслиц // Материалы XIII Уральского Археологического Совещания. Ч. 2. Уфа.

197. Скрипкин А.С. 1997. Анализ сарматских погребальных памятников III-I вв. до н.э. // Статистическая обработка погребальных памятников Азиатской Сарматии. Вып. И: Раннесарматская культура (IV-I вв. до н.э.). М.: изд-во ИА РАН. С. 131-212.

198. Смирнов К.Ф. 1975. Сарматы на Илеке. М.: "Наука". 175 с.

199. Смирнов К.Ф. 1989. Савроматская и раннесарматская культуры // Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М.: "Наука". С. 165-177.

200. Смирнов Ю.А. 1990. Морфология погребения. Опыт создания базовой модели // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М.: "Наука". С. 216-224.

201. Смирнов Ю.А. 1997. Лабиринт: морфология преднамеренного погребения. М.: "Восточная литература". 279 с.

202. Статистическая обработка погребальных памятников Азиатской Сарматии. Выпуск I: Савроматская эпоха. 1994. М. (под ред. М.Г. Мошковой). 223 с.

203. Статистическая обработка погребальных памятников Азиатской Сарматии. Выпуск II: Раннесарматская культура. 1997. М.: изд-во ПА РАН. (под ред. М.Г. Мошковой). 277 с.

204. Таиров А.Д., Боталов С.Г. 1988. Курган у села Варна // Проблемы археологии Урало-Казахстанских степей. Челябинск: изд-во ЧелГУ. С. 100-125.

205. Тайлор Э.Б. 1871. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.573 с.

206. Тишкин А.А., Дашковский П.К. 2003. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи. Барнаул: изд-во Алт. ун-та. 430 с.

207. Токарев С.А. 1990. Ранние формы религии. М.: Политиздат. 622 с.

208. Труфанов А.Я. 1986. К вопросу о происхождении саргатской культуры // Археологические, этнографические и исторические источники по истории Сибири. Омск: изд-е Омского ун-та. С. 55-64.

209. Труфанов А.Я. 1990. Культуры эпохи поздней бронзы и переходного времени к железному веку лесостепного Прииртышья. Автореф. дисс. . канд. ист. наук. Кемерово. 16 с.

210. Труфанов А.Я. 1991. Саргатская орнаментика в аспекте генезиса культуры // Проблемы изучения саргатской культуры. Омск: изд-е Омского ун-та. С. 24-27.

211. Труфанов А.Я. 1991а. Ирменский курган могильника Калачевка II // Древние погребения Обь-Иртышья. Омск: изд-е Омского ун-та. С. 72-78.

212. Федоров-Давыдов Г.А. 1988. Статистические методы в археологии. М.: "Высшая школа".

213. Федорова Е.Г. 2000. Семейные обряды и традиции (погребальный обряд) // Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург: "Тезис". С. 225-238.

214. Федосова О.Н. 1995. О возможностях использования антропологических данных для палеосоциальных реконструкций // РА. № 2. С. 104-111.

215. Флеров B.C. 2000. Аланы центрального Предкавказья V-VIII веков: обряд обезвреживания погребенных. Труды Клин-Ярской экспедиции. I. М.: "Полимедиа". 164 с.

216. Фрезер Дж. Дж. 1923. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Т. 2. М.: ТЕРРА-Книжный клуб. 2001. 496 с.

217. Хабдулина М.К. 1993. Городище Ак-Тау как архитектурный комплекс // Знания и навыки уральского населения в древности и средневековье: Сб. науч. трудов. Екатеринбург: УИФ "Наука". С. 112-143.

218. Хабдулина М.К. 1994. Степное Приишимье в эпоху раннего железа. Алматы: "Гылым Ракурс". 170 с.

219. Хазанов A.M. 1975. Социальная история скифов. Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М.: "Наука". 335 с.

220. Хазанов A.M. 2002. Кочевники и внешний мир. Алматы: "Дайк-Пресс". 604 с.

221. Харке Г., Савенко С.Н. 2000. Проблемы исследования древних погребений в западноевропейской археологии // РА № 1.

222. Харке Г., Савенко С.Н. 2000а. Проблемы исследования древних погребений в американской археологии // РА № 2.

223. Цимиданов В.В. 1999. Веретено в обрядах населения срубной культуры // Текстиль эпохи бронзы евразийских степей. М.: Труды ГИМ, Вып. 109. С. 224-227.

224. Чернецов В.Н. 1953. Усть-Полуйское время в Приобье // МИА. Вып. 35. С. 221-241.

225. Шарапова С.В., Корякова JI.H., Берсенева Н.А., Ковригин А.А., Микрюкова О.В., Пантелеева С.Е., Ражев Д.И. 2001. Раскопки курганных могильников в Заводоуковском районе Тюменской области // АО -2000. М.: "Наука". С. 263-265.

226. Шарапова С.В. 2003. Комплекс погребений Сопининского могильника // Экология древних и современных обществ. Вып. 2. Тюмень: изд-во ИПОС СО РАН. С. 193.

227. Шарапова С.В. 2004. Некоторые аспекты изучения символов социальной власти // VI исторические чтения памяти М.П. Грязнова. Омск: изд-е Омского гос. ун-та. С. 82-86.

228. Энгельс Ф. 1884. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. 1961. М. С. 25-178.

229. Яблонский Л.Т. 1998. Работы комплексной Илекской экспедиции на юге Оренбургской области // Археологические памятники Оренбуржья. Вып. 2. Оренбург. С. 97-119.

230. Bahn, P.G. (ed.) 1996. The Cambridge Illustrated History of Archaeology. Cambridge & New York, Cambridge University Press. 386 p.

231. Bahn, P. G. (ed.) 1996a. Tombs, Graves and Mummies: 50 Discoveries in World Archaeology. London: Weidenfeld & Nicolson. 213 p.

232. Berseneva, N. 2002. Mortuary practices of the Trans-Ural population in the Iron Age and their possible determinants. In: 8th Annual Meeting of European Association of Archaeologists (Abstracts book). Thessaloniki, 54.

233. Berseneva, N. 2003. Sub-adult Symbolism in the Sargat Mortuary Practices (Trans-Urals and Western Siberia, Iron Age). In: 9th Annual Meeting of European Association of Archaeologists (Abstracts book). St. Petersburg, 99.

234. Berseneva, N. 2004. Archaeology of Gender: Male/Female Symbolism in Burials of Western Siberia Forest-Steppe during the Iron Age. In: 10th Annual Meeting of European Association of Archaeologists (Abstracts book). Lyon, 7980.

235. Berseneva, N. (forthcoming). Spatial organization of the Sargat funerary sites. In: L. Smejda (ed.). 2005. Archaeology of burial mounds. Plzen: Department of Archaeology, University of West Bohemia.

236. Binford, L.R. 1971 Mortuary practices: their study and their potential. In: An Archaeological Perspective. New York: Seminar Press, 209-243.

237. Bogucki, P. 1996. Hochdorf. In: P.G. Bahn (ed.) Tombs, Graves and Mummies: 50 discoveries in world archaeology. London: Weidenfeld & Nicolson, 106-109.

238. Bradley, R. 2003. A life less ordinary: the ritualization of the domestic sphere in later prehistoric Europe. Cambridge Archaeological Journal 13:1, 5-23.

239. Brown, J.A. 1981. The search for rank in prehistoric burials. In R. Chapman, I. Kinnes and K. Randsborg (eds.): The Archaeology of Death. Cambridge: Cambridge University Press, 25-37.

240. Carr, C. 1995. Mortuary practices: their social, philosophical-religious, circumstantial, and physical determinants. Journal of Archaeological Method and Theory 2: 105-200.

241. Carsten, J. 2004. After Kinship. Cambridge, Cambridge University Press. 216 p.

242. Carver, M.O.H., 1998. Sutton Hoo: Burial Ground of Kings? London: British Museum. 195 p.

243. Chamberlain, A. T. and Parker Pearson, M. 2001. Earthly Remains: the History and Science of Preserved Human Bodies. London, British Museum. 207 p.

244. Chapman, R.W. and Randsborg K. 1981. Perspectives on the archaeology of death. In R.W. Chapman, I. Kinnes and K. Randsborg (eds.) 1981. The Archaeology of Death. Cambridge: Cambridge University Press, 1-24.

245. Cortez, С. 1996. The tomb of Pacal at Palenque. In: P.G. Bahn (ed.) Tombs, Graves and Mummies: 50 discoveries in world archaeology. London: Weidenfeld & Nicolson, 126-129.

246. Cunliffe, B. 1997. The Ancient Celts. Oxford, Oxford University Press.324 p.

247. Daire, M-Y., Koryakova, L. (eds.) 2002. Habitats et Necropoles de L'Eurasie du Fer au Carrefour de L'Eurasie. Fouilles 1993-1994. Paris, "De Boccard". 293 p.

248. Davis-Kimball, J. 1998. Statuses of Eastern Iron Age Nomads. In: M. Pearce and M. Tosi (eds.) Papers from the EAA Third Annual Meeting at Ravenna 1997. Volume I: Pre- and Proto-history. BAR 717. Oxford: Archaeopress, 142149.

249. Earle, T. 1991. The evolution of chiefdoms. In: T. Earle (ed.). Chiefdoms: Power, Economy, and Ideology. Cambridge, Cambridge University Press, 1-15.

250. Earle, T. 1991a. Property rights and the evolution of chiefdoms. In: T. Earle (ed.): Chiefdoms: Power, Economy, and Ideology. Cambridge, Cambridge University Press, 71-99.

251. Frozen Tombs: the Culture and Art of the Ancient Tribes of Siberia. 1978. London, British Museum Press. 102 p.

252. Gilchrist, R. 1997. Ambivalent bodies: gender and medieval archaeology. In: J. Moore and E. Scott (eds.): Invisible People and Processes: Writing Gender and Childhood into European Archaeology. London and New York, Leicester University Press, 42-58.

253. Goldstein, L.G. 1981. One-dimensional archaeology and multidimensional people: spatial organization and mortuary analysis. In R. Chapman, I. Kinnes and K. Randsborg (eds.): The Archaeology of the Death. Cambridge, Cambridge University Press, 53-69.

254. Goldstein, L.G. 1995. Landscapes and Mortuary Practices. A Case for Regional Perspectives. In: L.A. Beck (ed.). Regional Approaches to Mortuary Analysis. New York, Plenum Press, 101-121.

255. Harke, H. 2004. The Anglo-Saxon weapon burial rite: an interdisciplinary analysis // OPUS: Междисциплинарные исследования в археологии. М.: Изд-во ИА РАН. Вып. 3. С. 197-207.

256. Hayden, В. 1992. Archaeology: the science of once and future things. New York: W.H. Freeman and Company Press. 484 p.

257. Hodder, I. 1986. Reading the Past: current approaches to interpretation in archaeology. Cambridge, Cambridge University Press. 221 p.

258. Hodder, I (ed.). 1991. The Meanings of Things. Material Culture and Symbolic Expression. Cambridge, Cambridge University Press. 262 p.

259. Hodder, I. 1991a. Post-modernism, post-structuralism and post-prosessual archaeology. In: I. Hodder (ed.). The Meanings of Things. Material Culture and Symbolic Expression. Cambridge, Cambridge University Press, 64-78.

260. Hodder, I. 1997.Commentary: The gender screen. In: J. Moore and E. Scott (eds.): Invisible People and Processes: Writing Gender and Childhood into European Archaeology. London and New York, Leicester University Press, 75-80.

261. Hodder, I., Shanks, M., Alexandri, A., Buchli, A., Carman, J., Last, J., Lucas, G. (eds.) 1995. Interpreting Archaeology: Finding Meaning in the Past. New York, Routledge. 259 p.

262. Jones-Bley, K. 1994. Juvenile Grave Goods in Catacomb Graves from the South Russian Steppe during the Eneolithic and Early Bronze Age. The Mankind Quarterly 34, 323-335.

263. Knusel, C.J. 2002. More Circe than Cassandra: the Princess of Vix in ritualized social context. European Journal of Archaeology: Vol. 5 (3): 275-308.

264. Koryakova, L. 1996. Social trends in temperate Eurasia during the second and first millennia ВС. Journal of European Archaeology 4: 243-280.

265. Koryakova, L. 2003. Between Steppe and Forest: Iron Age Societies of the Urals. In: K. Boyle, C. Renfrew and M. Levine (eds.). Ancient interactions: east and west in Eurasia. Cambridge, McDonald Institute for Archaeological Research, 265-292.

266. Kristiansen, K. 1991. Chiefdoms, states, and systems of social evolution. In: T. Earle (ed.). Chiefdoms: Power, Economy, and Ideology. Cambridge, Cambridge University Press, 16-43.

267. Kristiansen, K. 1998. Europe before History. Cambridge, Cambridge University Press. 491 p.

268. McHugh, F. 1999. Theoretical and quantitative approaches to the study of mortuary practice. BAR International Series 785, Basingstoke press. 152 p.

269. Moore, J. and Scott, E. (eds.) 1997. Invisible People and Processes: Writing Gender and Childhood into European Archaeology. London and New York, Leicester University Press. 274 p.

270. Morris, I. 1991. The archaeology of ancestors: the Saxe-Goldstein hypothesis revisited. Cambridge Archaeological Journal 1: 147-169.

271. Mortensen, L. 2004. The "marauding pagan warrior" woman. In: K.A. Pyburn (ed.): Ungendering Civilization. New-York and London, Routledge, 94116.

272. Murphy, E.M. 2004. Secondary burial practices in Iron Age Tuva, South Siberia // OPUS: Междисциплинарные исследования в археологии. М.: Изд-во ИА РАН. Вып. 3. С. 122-131.

273. О'Shea, J. 1981. Social configurations and the archaeological study of mortuary practices: a case study. In R. Chapman, I. Kinnes and K. Randsborg (eds.): The Archaeology of Death. Cambridge, Cambridge University Press, 39-52.

274. Parker Pearson, M. 1999. The Archaeology of Death and Burial. Stroud, Sutton publishing limited. 250 p.

275. Pyburn, K.A. (ed.). 2004. Ungendering Civilization. New-York and London, Routledge. 242 p.

276. Razhev, D. 2003. Teeth Fracture in Activity of the Sargat Population. In: 9th Annual Meeting of European Association of Archaeologists (Abstracts). St. Petersburg, 55.

277. Renfrew, A.C. and Bahn, P.G. 1997. Archaeology: Theories, Methods and Practice. London, Thames and Hudson Ltd. 608 p.

278. Shanks, M. and Tilley, C. 1987. Social Theory and Archaeology. Cambridge, Polity Press. 225 p.

279. Sorensen, M.L.S. 2000. Gender Archaeology. Cambridge, Polity Press. 225 p.

280. Tainter, J.R. 1975. Social inference and mortuary practices: an experiment in numerical classification. World Archaeology 7: 1-15.

281. Tainter, J.R. 1978. Mortuary practices and the study of prehistoric social systems. Archaeological Method and Theory 1: 105-141.

282. Taylor, A. 2001. Burial Practice in Early England. Stroud, Tempus publishing Inc. 192 p.

283. Tilley, C. 1991. Interpreting material culture. In: I. Hodder (ed.). The Meanings of Things. Material Culture and Symbolic Expression. Cambridge, Cambridge University Press, 185-194.

284. Trinkaus, K.M. 1995. Mortuary Behavior, Labor Organization and Social Rank. In: L.A. Beck (ed.). Regional Approaches to Mortuary Analysis. New York, Plenum Press, 53-75.

285. Ucko, P.G. 1969. Ethnography and the archaeological interpretation of funerary remains. World Archaeology 1: 262-290.

286. VanPool, C.S. and VanPool, T.L. 1999. The scientific nature of postprocessualism. American Antiquity. 64 (1): 33-53.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.