Поэтика Саши Соколова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Черемина, Екатерина Аркадьевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Черемина, Екатерина Аркадьевна
Введение.
Глава I. Постмодернистские дефиниции Саши Соколова в контексте современной европейской культуры
1.1. К вопросу о термине «постмодернизм».
1.2. Творчество Саши Соколова как часть современного литературного процесса.
Глава II. Структурно-семантические особенности «Тревожной куколки»
2.1. Эстетические намерения Саши Соколова.
2.2. Литературный уровень организации текста.
2.3. Речевой уровень организации текста.
2.4. Интертекстуальные аспекты поэмы.
Глава III. Интеграция постмодернизма и авангардизма
3.1. Поэтическое моделирование романа «Между собакой и волком».
3.2. Жанровое своеобразие «Палисандрии».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика прозы Саши Соколова: Изменение принципов мифологизации2000 год, кандидат филологических наук Ащеулова, Ирина Владимировна
Художественный мир Саши Соколова1996 год, кандидат филологических наук Кременцова, Мария Леонидовна
Пародия как жанрообразующий фактор романной прозы Саши Соколова2008 год, кандидат филологических наук Сысоева, Ольга Алексеевна
Эволюция прозы Саши Соколова в жанрово-стилевом аспекте2010 год, кандидат филологических наук Карбышев, Андрей Александрович
Художественная концепция мира и человека в русской прозе конца XX века: Венедикт Ерофеев, Саша Соколов, Татьяна Толстая2008 год, кандидат филологических наук Попович, Наталья Олеговна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика Саши Соколова»
Внимание к творчеству и первые публикации современного русского писателя Саши Соколова появились в нашей стране только в конце 80-х годов, в то время как в западном литературоведении его книги вызывали научный интерес у таких исследователей, как Д. Бартон Джонсон (Canadian -American Slavic Studies, 1987, №2 1), А. Каррикер (World Literature Today, 1979, № 4), Д. Фридман (Литературное обозрение, 1989, № 12). Зарубежные исследователи, обратив внимание на роман «Школа для дураков», выявили: интересную особенность литературного факта, дающего возможность испытать симультанность различных возможностей (Д. Фридман), шизофреничный синдром героя, являющийся основной мотивировкой полифонизма романа (Д. Бартон Джонсон), близость героя к фольклорной традиции юродивого (А. Каррикер). К настоящему моменту в России опубликованы статьи, проясняющие некоторые аспекты поэтики Саши Соколова: М. Берга (Московские новости, 1993, № 4), считающего отличительной чертой соколовской прозы эстетичность, определяющего ее как постнабоковскую прозу, П. Вайля и А. Гениса (Литературное обозрение,
1993, № 112), чье внимание было захвачено проблемой метафизики языка Саши Соколова в романе «Школа для дураков», А. Гениса (Звезда, 1997, № 8), писавшего об языковой философии прозаика: лингвистическом пантеизме языка в романе «Школа для дураков», М. Волгина (Литературное обозрение,
1994, № 11/12), обратившего внимание на психологический тип восприятия мира главным героем «Школы для дураков», М. Липовецкого (Октябрь,
1995, № 7), рассматривающего «Школу для дураков» как знак русского постмодернизма, нашедшего много схожего в типажах героев книг Саши Соколова с героем поэмы «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева, поднимающего проблему онтологии полифонизма в романе «Школа для дураков», А. Зорина (Новый мир, 1989, №12), рассуждающего об особенностях организации художественного хронотопа в «Школе для дураков» и «Между собакой и волком», О. Дарка (Миф о прозе. Дружба народов, 1992, № 5/6), воспринимающего три главных романа Саши Соколова в контексте «новой прозы» и устанавливающего фольклорную основу поведения и творчества писателя, доказывающего, что книги Саши Соколова - это обнажение механизма мифа о мифотворении. В другой статье (Мир может быть любой. Дружба народов, 1990, № 6) О. Дарк высказывает мнение о сознательном отталкивании Саши Соколова от романистики Владимира Набокова, говоря об отношении прозаика к литературной традиции.
В целом необходимо отметить, что эти немногочисленные публикации, несмотря на несомненную талантливость их авторов, только частично освещают важнейшие особенности поэтики Саши Соколова, к тому же они посвящены, как это нетрудно заметить, в основном первому роману писателя - «Школа для дураков»; только О. Дарк и А. Зорин частично обращают внимание на романы «Между собакой и волком» и «Палисандрия», а что касается других произведений писателя, «малых жанров» - «Общая тетрадь, или Групповой портрет СМОГа», «Тревожная куколка», «Знак озаренья: Попытка сюжетной прозы», то они вовсе не упоминаются в публикациях наших современных литературоведов и критиков. Недостаток внимания к художественному феномену романистики Саши Соколова обуславливает актуальность ее изучения. Практически все в филологической прозе, то есть прозе, органически связанной с мировой художественной традицией, чья ориентация является сильнейшим творческим стимулом в эстетическом кредо писателя, ее природе и особенно принципах художественного моделирования, остается малоизученным.
Что касается постмодернистского искусства и особенностей его развития, то в этом отношении следует признать значительными монографии И.П. Ильина (Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. 1998 и Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. 1996), в которых дается обобщающее описание становления и развития (с 60-х по 90-е годы) постструктурализма как эстетической концепции, деконструктивизма как метода анализа текста, сложившегося на основе постструктурализма, для чего подробно анализируются концепции Р.Барта, Ю. Кристевой, М. Фуко, Ж. Делеза, ученых Йельской школы, то есть материал, послуживший основой постмодернизма; автор освещает психологические теории Ж. Лакана, левый деконструктивизм, английский постструктурализм, теории «социального текста» и «культурной критики», «необарочность» современной культуры, новую театральную культуру, вопрос о временных границах эпохи постмодерна, и, в конце концов, выводит довольно убедительную траекторию научного мифа постмодернизма, придуманного для самообъяснения.
Представляет научный интерес монография П. Козловски (Культура постмодерна, • 1997), подразделяющая новую эру постмодерна на трансавангард, или поздний модерн, постмодерн как анархизм стилей и направлений мышления и постмодерный классицизм в архитектуре вкупе с постмодерным эссенциализмом. В монографии убедительно представлены бинарные оппозиции модерна и постмодерна в моделях: культуры, науки, онтологии, теории и культуры самости, теории общества, экономики, искусства.
Среди наиболее презентабельных публикаций о постмодернизме нужно отметить статью Вайля П., Гениса А. (Принцип матрешки, 1989), давших образное определение принципам построения постмодернистских книг: один художественный мир имплицитно содержит в себе некое множество иных миров. Книга А. Гениса «Вавилонская башня» (1996), написанная на основе культурологического метода, констатирует исчезновение концепции познаваемого мира; на место нерешенных проблем человечество помещает нерешаемые проблемы - вот итог размышлений автора. Современная культура базируется на органических метафорах, создавая постклассическую, постиндустриальную, постмодернистскую парадигму. Статья В. Курицына «К ситуации постмодернизма» (1995) представляет собой попытку систематизации постмодернизма. Автор считает его полиструктурным образованием, сам термин «постмодернизм» -неудачным, а собственно искусство постмодернизма - трансцендентным, недоступным для эмпирического изучения или для теоретических экспликаций, ибо настоящее, подлинное постмодернистское произведение не поддается артикуляции. Статья К.Степаняна «Реализм как заключительная стадия постмодернизма» (1992) содержит описание внешних примет постмодернизма: сверхнасыщенность культурными реминисценциями и цитатами, «фантичный жанр», изменение статуса автора. Привлекают внимание материалы ставропольской межвузовской научной конференции, посвященной русскому постмодернизму, под редакцией Л.П.Егоровой(1999). На конференции было отмечено завершение определенного этапа в развитии искусства. Так как 'исследовательские аргументы в пользу утверждения, что на параллельных путях развития словесности постмодернизму уготована эстетическая победа, отсутствуют, то ныне полагается изучать «постпостмодернизм» (В .Курицын).
Поскольку исследования культурологических аспектов в постмодернистской парадигме представляются чрезвычайно важными для изучения структурно-семантических особенностей текстов современных художников, необходимо учитывать идеи создателей основных концепций и понятийного аппарата - французских философов постсовременности: Ж.-Ф.Лиотара, Ж.Бодрийара, Ж. Дерриду и других.
Таким образом, актуальными в диссертационном исследовании становятся практически все аспекты современного литературного процесса, так или иначе взаимосвязанные с метароманом Саши Соколова.
Соответственно объектом исследования настоящей диссертации является творчество Саши Соколова.
Предмет исследования - поэтика прозы Саши Соколова в контексте современного русского постмодернизма.
Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью как творчества Саши Соколова, так и закономерностей развития русского постмодернизма. Саша Соколов, являясь его ключевой фигурой, своими художественными исканиями определил важнейшие принципы художественного моделирования в литературе постмодернистской ориентации. Изучение поэтики его прозы позволяет выявить важнейшие особенности эстетики не только русского, но и зарубежного постмодернизма. Выбор материала продиктован неизученностью «малых жанров» (поэма «Тревожная куколка») и малоисследованностью этапных романов («Школа для дураков», «Между собакой и волком», «Палисандрия»).
Цель данной работы - изучить поэтические особенности произведений Саши Соколова.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
• представить творчество писателя в современном литературном контексте;
• исследовать структурно-семантические особенности поэмы «Тревожная куколка»;
• изучить и описать основы художественной структуры текстов писателя (на примере романов «Школа для дураков», «Между собакой и волком», «Палисандрия», поэмы «Тревожная куколка»);
• выявить контаминацию постмодернистской и авангардистской поэтдк текстов.
Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые производится попытка многоаспектного исследования поэтических особенностей романистики Саши Соколова. Текст поэмы «Тревожная куколка» освещается как единое художественно-эстетическое целое. Впервые найдены, сформулированы или подробно рассмотрены некоторые особенности структуры и содержания поэмы, а именно: жанровые особенности, концепция образа-символа как сюжетообразующий прием, импликация проблематики поэмы, создана система персонажей, выявлено мироощущение лирического героя, изучены хронотоп и наиболее важные поля симультанных систем; определены сюжетно-композиционные и изобразительно-выразительные приемы. В художественном моделировании романов выявлена интеграция авангардистского метода. Поэтика романов «Школа для дураков», «Между собакой и волком», «Палисандрия» рассмотрены как проявление постмодернистского письма. Новаторство Саши Соколова определено в соответствии с современной литературой.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке способов и приемов анализа постмодернистского текста, которые дают возможность выявить закономерности поэтического мира литературы постмодернистской и авангардистской ориентации.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при изучении теории литературы (например, при исследовании лирики и др.). Материалы диссертации могут применяться в школьных и вузовских курсах, спецкурсах и семинарах по теории литературы и современной русской или зарубежной литературе.
Основным материалом исследования послужили произведения Саши Соколова, опубликованные с 1976 года: романы «Школа для дураков», «Между собакой и волком», «Палисандрия», поэма «Тревожная куколка».
Теоретической базой для настоящего исследования явились труды по семиотике, теории и истории литературы Н.С.Автономовой, А.А.Асояна, Р.Барта, М.М.Бахтина, Р.Веймана, В.Жирмунского, А.К.Жолковского, Л.В.Казанцевой, И.И.Ковтуновой, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, Э.Б.Тайлора, Б.А.Успенского, А.К.Устина, О.М.Фрейденберг, Й.Хёйзинги, М.Элиаде, Р.Якобсона и др., исследования по проблемам интертекстуальности И.В.Арнольд, В.П.Белянина, Ю.П.Белянина, Ю.Б.Борева, И.Л.Галинской, К.А.Долинина, О.Л.Каменской, Г.Г.Молчановой, В.По дороги, В.П.Руднева, И.П.Смирнова, А.Фридмана, И.С.Христенко и др.
Структурный принцип анализа, предложенный Ю.М. Лотманом, явился основой диссертационного исследования.
Специфика изучаемого материала и многоаспектность его рассмотрения предопределили сочетание в работе структурного метода исследования с элементами постструктурализма.
Теоретические основы. Исследование сконцентрировано вокруг следующего положения: феноменальность языка, культурологичность и игровая активность автора - основные факторы, определяющие поэтику постмодернистского текста.
По первому аспекту принимается во внимание система стилистических приемов Саши Соколова. Устанавливается эклектичность изобразительно-выразительных средств: поэтической образности, тропов, лексики, интонации, синтаксиса, ритмики, фонетики. Мы имеем в изучаемых текстах знаковое проявление стилистики постмодернизма.
Второй аспект, культурологичность, исследуется в коммуникативном отношении, как сознательное выявление автором аллюзий, цитат и автоцитат, позволяющем прояснить семиотический и идеологический уровень интертекстуальности.
Третий аспект, игровая активность автора, состоит в непрестанной игре слов и выявлении квази-портрета текста. Соединение авангарда и постмодерна в авторском понимании функционального феномена текста изучается в двух направлениях: 1) как особое мировоззрение, один из способов взаимодействия с реальностью; 2) как структурообразующий фактор в тексте.
В процессе исследования текста поэмы выявлены интеграционные особенности механизма постмодернистского текста и сопутствующий ему процесс создания метапроизведения.
На защиту выносятся следующие положения:
Уникальная поэтическая система Саши Соколова имеет свои особенности.
В организации хронотопа сочетается конъюктивное и императивное описание реальности симультанных миров поэмы «Тревожная куколка», хронос имеет проспективную направленность. В романе «Школа для дураков» динамичность композиции достигается с помощью голографически организованных пяти глав. Роман «Между собакой и волком» является фрагментарным текстом-коллажем в архетипической конструкции. Эффект прерывистости сказа достигается применением полифонизма. «Школа для дураков» сознательно ориентирована на «паниронизм», представляя собой жанровый конгломерат.
В системе персонажей «Тревожной куколки» присутствует поэтическое трёхмирие, отношения между актантами (субъектом и антагонистом) распределены в различных агонах, в центральном герое отличительны трикстерские особенности.
В принципах художественного моделирования текстов новаторскими являются сюжетосложение, система приемов выражения авторской позиции, архитекстуальные проекции постмодернистской прагматики. Они обуславливают и специфику изобразительно-выразительных средств, таких как: символ-трансфер, лексическая эклектика, автоцитатность, авторская ирония и др.
Соединение стилистики с авангардными способами описания, близкими Саше Соколову по его направленности, происходит в авангардных приемах изложения («поток сознания», несобственно-прямая речь), в параболичном характере прозы.
В романистике Саши Соколова основой повествования является сюрреалистический сдвиг.
Апробация работы. фрагменты глав данного исследования представлялись в качестве докладов на научных конференциях в Астраханском государственном педагогическом университете (апрель 1996, 1997, 1998, 1999 гг., ноябрь 1997г.). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры русской литературы АГПУ.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:
1. Проблематика поэмы Саши Соколова «Тревожная куколка»?/ Тезисы докладов итоговой научной конференции (23 апреля 1996 г.). Литература. Астрахань/ АГПИ, 1996. С.ЗО.
2. Концепция образа-символа бабочки как сюжетообразующий прием в поэме Саши Соколова «Тревожная куколка»// Тезисы докладов итоговой научной конференции (29 апреля 1997г.) Литература. Астрахань/ АГПУ, 1997. С. 32.
3.0 терминологическом словаре постмодернистской эпохи// Астраханский край: История и современность (к 280-летию образования Астраханской губернии): Материалы Всеросийской научно-практической конференции(26-27 ноября 1997 г.) Астрахань,
1997. С.209-210.
4. Коммуникативный аспект интертекстуальности в поэме Саши Соколова «Тревожная куколка»// Тезисы докладов итоговой научной конференции (29 апреля 1998 г.). Литература. Астрахань/ АГПУ,
1998. С. 30.
5. Полифонизм в романе «Между собакой и волком» Саши Соколова //Итоговая научная конференция АГПУ. Тезисы докладов. 22 апреля 1999 го да: Литература. Русский язык. Астрахань/АГПУ, 1999. С. 13.
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации - 175 с. Список литературы включает 185 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Постмодернистский дискурс русского романа 1970-х годов2005 год, доктор культурологии Красильникова, Елена Геннадьевна
Ассоциативные связи слова как основа создания образа в произведениях Саши Соколова2006 год, кандидат филологических наук Брайнина, Татьяна Давидовна
Поэтика игры в творчестве Саши Соколова: На материале романа "Школа для дураков"2006 год, кандидат филологических наук Ахмедов, Ахмед Хировович
Русские постмодернисты и В.В. Набоков: Интертекстуальные связи2004 год, доктор филологических наук Десятов, Вячеслав Владимирович
Творчество Саши Соколова: проблемы жанра2012 год, кандидат филологических наук Диваков, Сергей Владимирович
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Черемина, Екатерина Аркадьевна
Выводы
Способность вариации манерой письма свидетельствует о поэтической изощренности автора и об органически присущей автору постмодернистской чувствительности.
Роман «Между собакой и волком» представляет собой синтез авангардистского мышления и изложения. Используя сказ как форму изложения, писатель создает центральный полифонический дуэт произведения как основу для структурной симметричности композиции, демонстрируя отказ от «принципа центризма». Коллаж главок создает эффект прерывистости времени-действия. Как следствие, фабула становится приблизительной категорией. Действие «Между собакой и волком» выстроено по авангардной концепции непрерывно смещающейся перспективы событий. Движение топоса в произведении метрономообразно. Текстовое единство смоделировано по фольклорным основам фразо- и словообразования. При отказе от диалогов и прямой речи писатель использует несобственно-прямую речь, усиливая сюрреалистический фон текста.
Роман «Палисандрия», сознательно ориентированный на западные образцы, является жанровым конгломератом. Ключевым приемом стала пародия на основные жанры развлекательной литературы: роман-феерия, памфлет, политический триллер, плутовской роман, роман-фантазия, приключенческий роман, мемуары, исторический, эротический роман.
Интерференция пародии на разные жанры выполняет функции создания третьей реальности, мифологизация мифа. История в понимании Саши Соколова - это референциальная иллюзия. В произведении образуется особенная «панироничная» интонация, созданная бесконечными вариациями
150 на исторические темы. Попытки отыскать смысл, причину любого исторического события являются в представлении прозаика бессмысленными, эпистемологическая неуверенность приводит псевдоисторический жанр «Палисандрии» в жанр самопародии, в роман о самом этом романе.
В книгах Саши Соколова выявился уникальный сплав постмодернистского мировоззрения и авангардных традиций; в области прагматики творчество прозаика близко к современному постмодернизму. Его прозу, носящую инклюзивный характер, можно назвать «параболической» или «вакуумной».
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Черемина, Екатерина Аркадьевна, 2000 год
1. Саша Соколов // Глэд Д. Беседы в изгнании. М.: Книжная палата. 1991. С.192-199.
2. Саша Соколов. Американцы не могут понять о чем это можно говорить два часа//Юность. 1989. №12. С.66-67.
3. Саша Соколов Виктор Ерофеев: "Время для частных бесед." / Предисл. О. Дарка//Октябрь. 1989. №8. С. 195-202.
4. Саша Соколов: "В Мичигане я писал о Волге" / Беседа с писателем Сашей Соколовым / Записал Ф. Медведев // Российская газета. 1991. 2 марта. С.7.
5. Саша Соколов. Знак озаренья : Попытка сюжетной прозы // Октябрь. 1991. №2. С.178-186.
6. Саша Соколов. Легко ли быть гражданином мира? // Учительская газета. 1989. 29 июля. С.З.
7. Саша Соколов. Между собакой и волком // Волга. 1989. №8. С.62-92; №9. С.70-102.
8. Саша Соколов. На сокровенных скрижалях: Речь, сказанная 16 мая 1981 года на конференции в эмиграции (Лос-Анджелес) // Собеседник. 1989. №30. С.10-11.
9. Саша Соколов. Общая тетрадь, или Групповой портрет СМОГа // Юность. 1989. №12. С.67-68.
10. Ю.Саша Соколов: "Остаюсь русским писателем" // Собеседник. 1989. №30. С.10-11.163
11. П.Саша Соколов. Палисандрия. М.: Журнал "Глагол", 1992.
12. Саша Соколов. Спасение в языке / Беседа с писателем Сашей Соколовым / Записал А. Михайлов//Литературная учеба. 1990. Кн.2. С.180-184.
13. Саша Соколов. Стихи//Семья. 1988. №48. С.16.
14. Саша Соколов. Тревожная куколка // Литературная газета. 1990. 2 мая. С.8.
15. Саша Соколов. Школа для дураков//Октябрь. 1989. №3. С.75-158.
16. Саша Соколов. ".Я вернулся, чтобы найти потерянное" // Родина. 1991. №4. С. 11-14.17."Я вернулся, чтобы найти потерянное ": Интервью с Сашей Соколовым // Медведев Ф. После России. М., 1992. С.28-62.1. Теоретические работы
17. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: Наука, 1988.
18. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.: Наука, 1977.
19. Арнольд И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста): Лекции к спецкурсу. СПб: Образование, 1995.
20. Асоян A.A. Пролегомены : Лекции по теории литературы. Омск, 1995.
21. Барт Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика. М., 1994.
22. Батай Ж. Литература и зло. М., 1994.
23. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. - 3-е Изд.
24. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев : Next, 1994.
25. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.
26. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. -М.: Издательство МГУ, 1988.
27. Бобринская Е.А. Концептуализм. М.: Галарт, 1994.
28. Бодрийар Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995.
29. Бодрийар Ж. Фрагменты из книги "О соблазне" // Иностранная литература. 1994. №1. С.59-66.
30. Борев Ю.Б. Природа и структура метода литературоведения: Интерпретация и оценка произведения // Методология современного литературоведения: Проблемы историзма. М., 1978. С.34-68.
31. Вейман Р. История литературы и мифология. М.: Прогресс, 1975.
32. Ветвинская Т.Л. Перечисление как стилистический прием. Киев, 1970.
33. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
34. Галинская И.Л. Художественно-философские основы и суггестивность литературного произведения. Автореферат доктора. -М., 1985.
35. Гегель Г. Эстетика : В 4 Т. Т.З - М.: Искусство, 1971.
36. Жаккар, Ж.- Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Академический проект, 1995.
37. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М., 1977.
38. Жолковский А. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. -М: Советский писатель, 1992.
39. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм .- М.: Интрада, 1996.
40. Искусствоведение Запада об искусстве XX века. М.: Наука, 1988.
41. Казанцева Л.В. Категория хронотопа в структуре художественного произведения. М., 1991.
42. Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М.: Высшая школа, 1990.
43. Клебанова М.Ю. Проблема художественной целостности: Критический анализ концепций произведения в современном англо-американском литературоведении. М., 1985.
44. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986.
45. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития: Пер. с нем. М.: Республика, 1997.
46. Лиотар Ж.- Ф. Заметка о смыслах "пост" // Иностранная литература. 1994. №1. С.56-59.
47. Лосев А.Ф. Миф Число - Сущность. - М.: Мысль, 1994.
48. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.
49. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев: Collegium, Киевская Академия Евробизнеса, 1994.
50. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
51. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
52. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова : Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988.
53. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
54. Минералов Ю.И. Поэтика индивидуального стиля. Автореферат доктора. - М, 1986.
55. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. М.: Искусство,
56. Можнягун С. О модернизме. М.: Искусство, 1970.
57. Молчанова Г.Г. Импликативные аспекты семантики художественного текста. Автореферат доктора. М., 1990.63 .Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.
58. Подорога В. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии : Сёрен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка. М.: Ad Marginem, 1995.
59. Попова И.Л. Литературная мистификация в историко-функциональном аспекте. М.: Издательство МГУ, 1992.
60. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука,
61. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по "философии текста". Серия "Пирамида". М.: Русское феноменологическое общество, 1996.
62. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991.
63. Семиотика и искусствометрия. Сб-к / Ред. Ю.М. Лотмана. М.: Мир, 1972.
64. Смирнов И.П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака. СПб, 1995.
65. Смирнов И.П. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.: Новое Литературное Обозрение, 1994.
66. Современное западное искусство. XX век: Проблемы комплексного изучения. Сб-к ст. М., 1988.73 .Структурализм: "за" и "против". Сб-к статей / Ред. Е.Я. Басина и Полякова. М.: Прогресс, 1975.
67. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
68. Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века / Тексты Ж. Батая, Р. Барта, М. Бланшо и др. СПб.: МИФРИЛ, 1994.
69. Тухарели М.Д. Аллюзия в системе художественного произведения. -Тбилиси, 1984.
70. Успенский Б.А. Избранные труды. T.II: Язык и культура. М.: Гнозис, 1994.
71. Устин А.К. Введение в семио-диахронную и семио-иерархическую тему. -Спб: Super Мах, 1995.
72. Устин А.К. Семиотика глубины. СПб : Super Мах, 1995.
73. Устин А.К. Текст как семиосинтез объективного и субъективного. СПб : Super Мах, 1995.
74. Уэллек Р., Уоррен О. О теории литературы. М., 1978.
75. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997.
76. Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
77. Холмогорова О.В. Соц арт. - М.: Галарт, 1994.168
78. Христенко И.С. Лингвостилистические особенности аллюзии как средства создания подтекста. М., 1993.
79. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989.
80. Шкловский В. Энергия заблуждения. М.: Советский писатель, 1981.
81. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.
82. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994.
83. Юнг Карл Густав, фон Франц М. Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 1997.
84. Якобсон Р. Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996.
85. Derrida J. Of Grammatology. L., 1976.93 .European Literary Theory and Practice: From Existential Phenomenology to Structuralism. N. - Y.,1973.
86. Friedman A.W. Fictional Death and the Modernist Enterprise N. - Y., 1995.
87. Postmodernism and Its Discontents: Theories, Practices/ Ed. by Ann Kaplan. -L.,N.-Y., 1988.
88. Thiher A. Words in Reflection: Modern Language Theory and Postmodern Fiction. Chicago, London. 1984.1. Материалы и исследования
89. Андреев JI. Западноевропейская литература: XX век // Вопросы литературы. 1983. №8. С.130-160.99."Астрофобия": Курьер "Иностранной литературы" // Иностранная литература. 1990. №3. С.251-252.
90. ЮО.Бежин JI. На пороге гуманитарного века: Записки сентиментальногоисториософа//Новый мир. 1994. №12. С.181-190. 101.Белая Г. Авангард как богоборчество // Вопросы литературы. 1992. Вып.З. С.115-124.
91. Ю2.Берг М. Пропущенное слово: О творчестве С. Соколова, зарубежного писателя//Московские новости. 1993. №4. С.7.
92. Битов А. Грусть всего человека // Октябрь. 1989. №3. С. 157-158.
93. Брайнина Т.Д. Языковая игра в произведениях Саши Соколова //Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В.П.Григорьева.- М., 1996. С.276-284.
94. Бучилин Н. Перевернутый образ // Литературная учеба. 1992. Кн.4. С.82-84.
95. Юб.Вайль П., Генис А. Принцип матрешки // Новый мир. 1989. №10. С.247-250.
96. Вайль П., Генис А. Современная русская проза. Ann Arbor, Эрмитаж, 1982.
97. Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков: О романе С.Соколова "Школа для дураков"//Литературное обозрение. 1993. №1/2. С.13-16.
98. Вайль П. Похвальное слово штампу, или Родная кровь // Иностранная литература. 1996. №1. С.232-234.
99. З.Волгин М. Бессмертное вчера: Чехов и Саша Соколов // Литературное обозрение. 1994. №11/12. С.13-15.
100. Глэд Д. Беседы в изгнании. М.: Книжная палата, 1991.
101. Генис А. Беседа седьмая: горизонт свободы. Саша Соколов // Звезда. 1997. №8. С.236-238.
102. Пб.Генис А. Вавилонская башня: Искусство настоящего времени //Иностранная литература. 1996. №9. С.206-251.
103. Генис А. Гипертекст машина реальности // Иностранная литература. 1994. №5. С.248-249.
104. Генис А. Глаз и слово // Иностранная литература. 1995. №4. С.226-229.
105. Генис А. Треугольник (Авангард, соцреализм, постмодернизм) //Иностранная литература. 1994. №10. С.244-248.
106. Гучинская Н.О. Афоризм как интертекстуальный вариант лирико-стихотворного текста // Интертекстуальные связи в художественном тексте: Межвуз. сб-к научных трудов. СПб: Образование, 1993. С.38-45.
107. Дарк О. Мир может быть любой: Размышления о "новой прозе" //Дружба народов. 1990. №6. С.223-235.
108. Дарк О. Миф о прозе//Дружба народов. 1992. №5/6. С.219-232.
109. Давыдов Ю.Н. Бегство от свободы. Философское мифотворчество и литературный авангард. М., 1978.
110. Данилкин JI. Универсальность: Саша Соколов // Литература: Приложение к газете "Первое сентября". 1997. №2. С.5-7.
111. Дзен-буддизм и психоанализ: Эрих Фромм, Дайзетцу Судзуки, Ричард де Мартино. М.: Медиум, 1995.
112. Дмитриева H.A. Опыты самопознания // Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. М., 1984. С.6-50.
113. Добренко Е. Преодоление идеологии: Заметки о соц-арте // Волга. 1990. №11. С.164-184.
114. Долинин К.А. Интерпретация текста. Фр. яз. - М.: Просвещение, 1985.
115. Ермошина Г. Время от ветра, или "Школа для дураков " Саши Соколова //Цирк"Олимп". 1996. №3. С.10.
116. Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов: Эссе. М.: Союз фотохудожников России, 1996.
117. Зорин А. Насылающий ветер (Саша Соколов. Школа для дураков. Октябрь. 1989. №3. Саша Соколов. Между собакой и волком. Волга. 1989. №8, 9)//Новыймир. 1989. №12. С.250-253. 136.3ыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм: Учебное пособие. М.:
118. Издательство Ml 11У, 1993. 137.Иванова Н. Намеренные несчастливцы? (О прозе новой волны) // Дружба народов. 1989. №7. С.239-253.
119. Ильин И.П. Постмодернизм: проблема соотношения творческих методов в современном романе Запада// Современный роман: Опыт исследования под редакцией Цурганова Е.А. М., 1990. С.255-280.
120. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. №4. С.6-32.
121. Казарчук A.B. Язык в трансцендентальной прагматике К.-О. Апеля // Вопросы философии. 1997. №1. С.69-71.
122. Калугина Т.П. Современная культура: музей или мумия? // Человек. №2. С.30-45.
123. Катаева Н. Затянувшиеся смотрины // Литературная Россия. 1989. №52 С.22.
124. НЗ.Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966.
125. Кислова Н. "Флэш арт" по-русски // Декоративное искусство СССР. №10. С.24-25.
126. Клеберг Л. К проблеме социологии авангардизма // Вопросы литературы. 1992. Вып.З. С.140-149.
127. Крючкова В.А. Антиискусство. Теория и практика авангардистских движений. М.: Изобразительное искусство, 1985.
128. Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение. №11. С.197-223.
129. Липовецкий М. Апофеоз частиц, или Диалоги с хаосом: Заметки о классике Венедикте Ерофееве, поэме "Москва Петушки" и русском постмодернизме//Знамя. 1992. №8. С.214-224.
130. Липовецкий М. Диапазон "промежутка": Эстетические течения в литературе 80-х годов // Общественные науки и современность. 1993. №1. С.51-57.
131. Липовецкий М. Мир как текст (Вик. Ерофеев. Тело Анны, или Конец русского авангарда. М., 1989) // Литературное обозрение. 1990. №6. С.63-65.
132. Липовецкий М. Мифология метаморфоз: Поэтика "Школы для дураков" Саши Соколова//Октябрь. 1995. №7. С.183-192.
133. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
134. Лосев А.Ф. Теория стиля у модернистов // Литературная учеба. 1988. №5. С.153-160.
135. Матич О. Палисандрия: Диссидентский миф и его развенчание // Синтаксис. 1986. №15. С.86-102.
136. Могутин Я. Скорпионьи уловки Саши Соколова // Независимая газета. 1993. 6 ноября. С.7.
137. Морозов А. Пародия как литературный жанр: К теории пародии // Русская литература. 1960. №1. С.48-77.
138. Набоков В. Николай Гоголь //Новый мир. 1987. №4. С.173-227.
139. Нечистые приемы: По поводу одной публикации // Литературная Россия. 1989. №45. С.7.
140. Нойхаузер Р. Авангард и авангардизм: По материалам русской литературы//Вопросы литературы. 1992. Вып.З. С. 115-124.
141. Подгуренко A.B. Хронотопы "новой" латиноамериканской прозы: К проблеме построения типологии культуры // Латинская Америка. 1992. №1. С.90-96.
142. Подорога В.А. Философское произведение как событие // Вопросы философии. 1993. №3. С.9-12.
143. Постмодернисты о посткультуре: Интервью с современными писателями и критиками / Ред. С. Ролл. М.: Р. Элинин, 1998.
144. Потапов В. На выходе из "андерграунда" // Новый мир. 1989. №10. С.251-257.
145. Потапов В. Очарованный точильщик: Опыт прочтения // Волга. 1989. №9. С.103-107.
146. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997.
147. Руднев H.A. Тайны "Галактики Гутенберга": Сюжеты и образы западной прозы 1970 1980 годов в контексте "массовой культуры". - М., 1989.
148. Саша Соколов ходит в телогрейке: ИМА пресс // Мегаполис - экспресс. 1995. №5/6. С.5.
149. Сережа Кредов. Проэт от слова "проэзия" // Литературная Россия. №45. С.7.
150. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
151. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США) : концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. -М.: Интрада. ИНИОН, 1996.
152. Степанян К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма // Знамя. 1992. №9. С.231-238.
153. Текстовый и сентенциональный уровень стилистического анализа. -Межвуз. сб-к науч. трудов. Л., 1989.
154. Тименчик Р.Д. Имя литературного персонажа // Русская речь. 1992. С.25-27.
155. Толмачев В. М. Типология модернизма в Западной Европе и США : Культурологический аспект // Современный роман: Опыт исследования под редакцией Цурганова Е.А. М., 1990. С.213-232.
156. Троцкий Л. Литература и революция. М., 1991.
157. Тураева З.Я. Семантика художественного текста и модальность // Интертекстуальные связи в художественном тексте: Межвуз. сб-к науч. трудов. СПб.: Образование, 1993. С.93-103.
158. Фокина Т.П. Онтология и текст // Человек Философия - Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философскогоконгресса (4-7 июня 1997 г.). В 7 томах. Т.З. Онтология, гносеология, логика и аналитическая философия. СПб., 1997. С.135-138.
159. Фридман Д. Ветру нет указа: Размышления над текстами романов "Пушкинский дом" А. Битова и "Школа для дураков" Саши Соколова // Литературное обозрение. 1989. №12. С.14-16.
160. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994. №1. С.235-240.
161. Чоран Э.М. Механика утопии // Иностранная литература. 1996. №4. С.226-232.
162. Чупринин С. Часть, знай свое место! // Столица. 1992. №46. С.56 -57. 182.Якимович А. О лучах Просвещения и других световых явлениях: Культурная парадигма авангарда и постмодерна // Иностранная литература. 1994. №1. С.241-248.
163. Canadian-American Slavic Studies. 1987. №21.
164. Johnson, D. Barton. A Structural Analysis of Sasha Sokolov's «School for Fools»: A Paradigmatic Novel / Fiction and Drama in Eastern and Southeastern Europe: Evolution and Experiment in the Postwar Period. Columbus, Ohio, Slavica, 1980.
165. Karriker A.H. Double Vision: Sasha Sokolov's School for Fools // World Literature Today. 1979. Autumn. P.610-614.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.