Поэтика рассказов Леонида Леонова 1920 - х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Зорина, Анастасия Олеговна

  • Зорина, Анастасия Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Киров
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 146
Зорина, Анастасия Олеговна. Поэтика рассказов Леонида Леонова 1920 - х годов: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Киров. 2015. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зорина, Анастасия Олеговна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Разновидности хронотопа в рассказах Л. М. Леонова 1920-х годов

1.1. Сказочный хронотоп как средство изображения девальвации духовных ценностей

1.2. Противостояние пространства леса и города в рассказе «Бурыга»

1.3. Разрушение идиллического хронотопа в рассказах Л. М. Леонова

1.4. Романтическое двоемирие как основа хронотопа в рассказах «Бубновый

валет» и «Деревянная королева»

1.4. Исторический хронотоп как вневременной фон для раскрытия

общечеловеческих ценностей

Глава 2. Жанрово-композиционные поиски Л. М. Леонова в рассказах 1920-х годов

2.1. Деканонизация жанра сказки в рассказах «Бурыга», «Случай с Яковом Пигунком»

2.2. Жанрово-композиционная роль элементов сказаний русского Севера в рассказе «Гибель Егорушки»

2.3. Роль мотива игры в жанровой структуре рассказа «Деревянная королева»

2.4. Жанрово-композиционная роль библейских мотивов в рассказе «Уход Хама»

2.5. Жанрово-композиционная роль элементов таджикско-персидской лирики в рассказе «Халиль»

2.6. Черты средневекового монгольского эпоса в рассказе «Туатамур»

Глава 3. Система образов и типы персонажей в рассказах Л. М. Леонова 1920-х годов

3.1. Образы мифологической нечисти как воплощение естественно-природных ценностей

3.2. Сюжетообразующая роль демонологизированных женских образов

3.3. Приём персонификации предметов как средство воплощения эстетических идеалов писателя

3.4. Воплощение справедливости, добра и красоты в образах детей

3.5. Изображение трагической судьбы русского крестьянства

3.6. Библейские и условно-исторические восточные образы как средство

осмысления духовных проблем 1920-х годов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика рассказов Леонида Леонова 1920 - х годов»

ВВЕДЕНИЕ

Судьба Леонида Леонова в русской литературе сложна, полна неожиданных поворотов, взаимоисключающих оценок в критике. 4 июля 1915 года состоялась первая публикация Л. М. Леонова в газете «Северное утро», а последний роман «Пирамида» появился в печати в 1994 году. Таким образом, творческий путь писателя пролегал через дореволюционное, революционное, советское и постсоветсткое художественное пространство. Т. М. Вахитова так обозначает основные вехи творческой судьбы Л. М. Леонова: «Неизвестный поэт-символист («Отравленный принц»), Васька-Лапоть — автор политических агиток; мастер «орнаментальной прозы» (надежда русской эмиграции); попутчик, плохо знакомый с марксистской идеологией, — вдруг — неожиданно — классик социалистического реализма; «золотой фонд» советской литературы; лауреат Сталинской премии за пьесу «Нашествие» (1943); лауреат Ленинской премии за роман «Русский лес» (1956); писатель-философ, ориентирующийся на классические традиции; создатель итогового романа XX века «Пирамида» (1994); последний русский классик»1. Уникальность творческой манеры Л. М. Леонова привлекла внимание критиков и исследователей сразу же после появления первых произведений в печати, интерес к творчеству писателя не угасает и сегодня.

Степень разработанности темы. Дебют Л. М. Леонова критикой 1920-х годов был встречен почти восторженно: «Большое, свежее и разностороннее дарование» (Ю. Данилин); «Безусловно талантливый писатель» (Н. Смирнов) . В это же время критики делали попытки выявить генетическую связь леоновских произведений с творчеством разных авторов, описывая разные модели, якобы избранные молодым писателем для подражания. В этом плане

1 Вахитова Т. М. Художественная картина мира в прозе Леонида Леонова: структура, поэтика, эволюция: дис. ... д. филол. наук: 10.01.01. СПб., 2006. С.2.

" Цит.по: Михайлов О.Н. Мироздание по Леониду Леонову. Личность и творчество. М., 1987. С.40.

показательны слова А. Лежнева: «Так писать под Достоевского, как пишет Л. М. Леонов, может только очень талантливый писатель. Но пора Леонову писать под Леонова»'. Высокую оценку рассказам Л. М. Леонова дали

^ л

А. Воронский" (1924) и В. Львов-Рогачевский (1923), однако последний упрекал писателя в неоправданной тяге к мистике. Несмотря на большое количество критических отзывов на произведения Л. М. Леонова, все они были довольно поверхностны, и в них практически отсутствовала литературоведческая составляющая.

В советские годы особый акцент делался на тех произведениях, которые вписывались в каноны социалистического реализма, соответственно, раннее творчество осталось в тени последующих крупных работ писателя. Исследователями не только отмечены характерные черты леоновского реализма (лаконизм, уплотненность письма, проявляющаяся в выражении идей в образах-символах4, наслаивании смысловых параллелей, подтексте; «рефлективное» отражение объективной реальности; психологизм5; варьирование стилевых тональностей; отвержение дидактизма и морализации как метода искусства6), но и характеризуются основные этапы творческого пути писателя7, его переход от написанных в духе символизма стихотворений и рассказов, заполненных трафаретными образами романтических повестей, к стихии простонародного языка, к реализму в его особенной, леоновской версии («символический реализм»). О ранней прозе Л. М. Леонова в критике

1 Печать и революция. 1924. №6.

"" Воронский А. Леонид Леонов // «Красная новь». Кн.З. 1924. С.ЗОЗ.

"'Львов-Рогачевский В. Революция и русская литература//«Современник». Кн.II. 1923. С.82.

1 Старцева А. Образы-символы в творчестве Л. М. Леонова // «Русская литература». 1961. №1. С.104-119.

5 Крылов В. П. Искусство психологического анализа в «Русском лесе» Л. М. Леонова//«Ученые записки Карельского пединститута». Т. XVIII «Вопросы литературы». Петрозаводск, 1967. С. 3-24.

6 См. Ковалев В. Реализм Л. М. Леонова. Л., 1969; Грознова Н. А. К характеристике художественного своеобразия творчества Л. М. Леонова // «Русская литература». 1967, №4. С. 26^15.

7 См. Ковалев В. Творческий путь Л. М. Леонова // Ковалев В. Этюды о Леониде Леонове. Москва, 1974. С. 7-55; Богуславская З.Б. Леонид Леонов. Москва, 1960; Старцева А. Ранняя проза Л. М. Леонова (О характере философской концепции ) // Творчество Леонида Леонова. Исследования и сообщения. Л., 1969. С. 153-170; Финк Л. Уроки Леонида Леонова. Творческая эволюция. М., 1973; Вахитова Т.М. Леонид Леонов. Жизнь и творчество. М., 1984.

советского периода писали часто, но немного, считая несовершенными первые литературные опыты будущего большого мастера, автора монументальных романов. Заслуживает внимания статья А. М. Старцевой «Ранняя проза (О характере философской концепции)»1 (1969). Она акцентирует внимание на том, что в ранних рассказах Л. М. Леонова можно увидеть путь, каким шёл в большую литературу будущий мастер, а также проследить эволюцию основных философских конфликтов и концепций писателя. В качестве художественных констант, ярко проявляющихся уже в раннем творчестве, А. М. Старцева выделяет «леоновский гуманизм, ... беспощадность, неподдельный драматизм, леоновские этические контрасты»2. Также в статье отмечено увлечение молодого Л. М. Леонова яркостью поэтических средств и совершенством форм. Очень кратко характеризует раннее творчество писателя 3. Б. Богуславская (1960), обращая внимание на развитие концепции человека; О.Н.Михайлов4 (1987) рассматривает произведения 1920-х в аспекте единства и органичности пути художника; В.А.Ковалёв5 (1989) отмечает самостоятельную художественную ценность ранних рассказов и повестей Л. М. Леонова, их глубокое идейно-философское содержание, однако не предпринимает подробного их анализа;

И. Т. Крук6 (1985) в ходе краткого анализа первых произведений Л. М. Леонова акцентирует внимание на их проблематике, на изображении социальных процессов в пореволюционной русской деревне и художественном исследовании социально-психологических конфликтов в различной социальной среде.

Становление советской культурологии в 1980-е годы обусловило возрастание интереса к проблемам культурной преемственности, к диалогу

1 Старцева A.M. Ранняя проза (О характере философской концепции» // Творчество Леонида Леонова / под ред. В.А. Ковалёва. Л.: Наука, 1969. С.153-170.

2 Там же. С. 154.

3 Богуславская З.Б. Леонид Леонов. М.: Советский писатель, 1960.

4 Михайлов О.Н. Мироздание по Л. Леонову. Личность и творчество: Очерк. М.: Советский писатель, 1987.

5 Ковалев В.А. В ответе за будущее: Леонид Леонов. Исследования и материалы. М.: Современник, 1989.

6 Крук И.Т. Леонид Леонов. Очерк творчества. Киев, 1985.

культур различных эпох, к выделению непреходящих культурных тем, в связи с этим леоноведы обратились к исследованию вопроса диалога культур в творчестве Л. М. Леонова, в том числе и в раннем, предоставляющем для такого исследования богатые возможности. С этой точки зрения интересна работа Э. Ф. Кондюриной1. По её мнению, все ранние произведения писателя объединяет одна идейно-художественная мысль. Туатамур, Ной с сыновьями, дед Егор из Старого Ликеева, Егорушка и Агапий - «...все эти герои, представляющие разные исторические эпохи и социальные слои общества, обрисованы главным образом со стороны своего сознания, которое находится в состоянии кризиса. Кризис во всех случаях порождён столкновением традиционного мышления о мире с нетрадиционной действительностью. И вот этот-то «пролом» в психике становится предметом художественного изображения писателя»2. В работе Э. Ф. Кондюриной для нас важна мысль о том, что обращение писателя к иным культурным эпохам в переломные их моменты служит у Л. М. Леонова цели познания настоящего. Сказовое обращение к языку других культур и эпох - это поиск единственно верного языка, которым можно правдиво описать современность.

Особое значение для осмысления творчества Л. М. Леонова имели работы А. Г. Лысова, в частности, его кандидатская диссертация «Раннее творчество Леонида Леонова. Концепция культуры» (1980). Впервые в этом исследовании новеллистика Л.М.Леонова 1920-х годов была представлена как диалог с культурными пластами прошлого, в котором авторское сознание совмещало разные типы мышления, насыщая повествование изощренными стилизованными образами. Необходимо отметить, что именно А. Г. Лысов впервые в советское время провел тонкий литературоведческий анализ библеистики Л. М. Леонова, осложненной народным восприятием и народной переакцентировкой традиционных сюжетов. В работе было определено

1 Кондюрина Э.Ф. Проза Леонида Леонова 1920-1930-х годов. Проблема культуры. Учебное пособие для студентов-филологов. Вильнюс, 1983.

2 Там же, с. 10.

функциональное значение леоновских «формул пересмотра», вмещающих в себя образ культурного пути человечества как специфического художественного образования в его философском эпосе, выдвинута гипотеза, позднее доказанная многими исследователями, согласно которой ранний новеллистический цикл послужил прообразом будущего леоновского «романа-культуры».

Внимание исследователей к ранним рассказам Л. М. Леонова заметно возрастает в 2000-е годы. Однако внимание это вызвано не изучением собственно раннего творчества, а прослеживанием эволюции художника от «Бурыги» до «Пирамиды».

В 2000 году Н. В. Батурина представила подробный анализ влияния фольклорной традиции и законов народного мифотворчества на рассказы Л. М. Леонова 1920-х годов в рамках первой главы диссертации «Народнопоэтические истоки творчества Леонида Леонова 1920-х годов» («Ранние рассказы Л. Леонова и устная словесность»). Большой интерес для нашего исследования представляет диссертация Я. Минмина «Некоторые стилевые традиции в ранней прозе Л. Леонова 1921-1925 гг», защищенная в 2004 году, гак как это единственное масштабное исследование, полностью посвященное ранней прозе Л. М. Леонова. Однако анализу Я. Минмин подвергает только модернистские элементы в поэтике ранней прозы и стилевое влияние Достоевского на произведения Л. М. Леонова указанного периода. В 2006 году защищена диссертация Т. М. Вахитовой «Художественная картина мира в прозе Леонида Леонова (структура, поэтика, эволюция)», первый раздел которой посвящён базовым элементам в раннем творчестве Л. М. Леонова. Здесь Т. М. Вахитова обращается не только к произведениям 1920-х, но и к гимназическому творчеству писателя. В 2007 году В. А. Пегишева уже в названии главы «Художественный мир раннего Л. Леонова. (На пути к большой литературной форме)» обозначает направленность своего научного интереса к рассказам 1920-х годов. Она особо отмечает тематическую злободневность

ранних произведений писателя, творческое переосмысление «вечных» литературных сюжетов, а также интерес к мифологизму и психологизму. 3. Прилепин в книге «Леонид Леонов: «Игра его была огромна» (2010) даёт краткий обзор ранних рассказов Л. М. Леонова и соотносит появление каждого произведения с событиями в жизни писателя, не проводя литературоведческого анализа.

Несмотря на внимание леоноведов к раннему творчеству Л. М. Леонова,

сегодня нет ни одного комплексного исследования, посвящённого поэтике

рассказов писателя 1920-х годов, чем и обусловлена актуальность нашей

работы. Говоря о поэтике, мы опираемся на основные теоретические

1 ^

положения, высказанные Д. С. Лихачевым , Ю. М. Лотманом", М. М. Бахтиным3, Б. В. Томашевским4. В широком смысле термин «поэтика» обозначает раздел литературоведения, предмет которого — состав, строение и функции произведений, а также роды и жанры литературы. Однако существует и более узкое значение. С его помощью фиксируется определенная грань литературного процесса, а именно - осуществляемые в произведениях установки и принципы отдельных писателей, а также художественных направлений и целых эпох5. ТДелыо поэтики в узком смысле является выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетического впечатления от произведения. Такая систематизация позволяет создать «модель» — индивидуальную систему эстетически действенных свойств произведения6. Ключевыми элементами этой модели являются наиболее крупные единицы поэтики, формирующие художественный мир -система образов, пространственно-временная структура, жанровые особенности.

1 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979.

2 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

3 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

4 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. 6-е изд. М.;Л., 1931.

5 Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. С. 143.

6 Лшературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Ингелвак», 2001. С. 786.

Научная новизна работы определяется обращением к ранее отдельно не изучавшимся особенностям поэтики рассказов Л.М.Леонова 1920-х годов с позиции их художественной самоценности. Исследование отдельных уровней поэтики выявило тесную идейную связь рассказов этого периода, а также их близость с точки зрения приёмов и способов воплощения авторского замысла. Фундаментальные для мира произведения категории пространства и времени, особенности жанра и образной системы исследованы с учётом художественных возможностей, которые они предоставляют автору для метафорического осмысления пореволюционной действительности.

Объектом исследования являются рассказы Л. М. Леонова, опубликованные с 1922 по 1928 год: «Бурыга» (1922), «Бубновый валет» (1922), «Гибель Егорушки» (1922), «Валина кукла», «Туатамур» (1922), «Случай с Яковом Пигунком» (1922), «Уход Хама» (1922), «Халиль» (1922), «Деревянная королева» (1922), «Петушихинский пролом» (1923), «Необыкновенные рассказы о мужиках» («Тёмная вода» (1927), «Возвращение Копылева» (1927), «Приключение с Иваном» (1927), «Бродяга» (1928), «Месть» (1928). Предметом исследования стали категории пространства и времени, особенности образной системы и использование в рассказах элементов других жанров.

Цель диссертационной работы - исследовать конструктивные элементы поэтики ранних рассказов Л. М. Леонова с точки зрения выражения авторской позиции и системы ценностей писателя 1920-х годов. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

• проанализировать особенности пространственно-временной структуры произведений и выявить связь между типом хронотопа и ценностной картиной мира автора;

• рассмотреть жанровую структуру ранних произведений с учётом жанрового значения хронотопа;

• проанализировать своеобразие жанрово-композиционных поисков Л. М. Леонова в рассказах 1920-х годов;

• исследовать систему образов и выстроить типологию героев, основанную на их нравственно-философской позиции и положении в композиции произведения;

• охарактеризовать главного героя ранней прозы Л. М. Леонова как отражение авторского мировоззрения 1920-х годов.

На защиту выносятся следующие положения:

1) изображение Л. М. Леоновым экзотических миров на страницах рассказов 1920-х годов является способом осмысления процесса разрушения основ русской культуры и ломки русской ментальное™. Между рассказами цикла существует тесная идейная связь, они близки с точки зрения приёмов и способов художественного воплощения авторского замысла;

2) в рассказах Л.М.Леонова 1920-х годов наблюдается наслоение хронотопов, среди которых можно выделить сказочный, идиллический, исторический, а также элемент романтического хронотопа - двоемирие. Переосмысленный сказочный хронотоп демонстрирует девальвацию важнейших духовных ценностей человеческого общества, ведущую к духовному уродству; разрушение идиллического хронотопа отражает губительное влияние агрессивно насаждаемой революционной «нови» на индивидуальную жизнь и на жизнь патриархальной общины, вместе с идиллическим укладом теряющей нравственные ориентиры; исторический хронотоп является фоном для раскрытия вневременных ценностей и для введения в рассказы персонажей с непривычной для русского читателя менталыюстыо;

3) Л.М.Леонов в 1920-е годы ведёт активные жанрово-композиционные поиски, используя в рассказах элементы других жанров: сказки, касыды, характерные черты средневекового монгольского эпоса, Ветхого Завета. При помощи разнообразных жанровых заимствований Л. М. Леонов

создаёт образ поликультурного мира с единой нравственной системой координат, которую предлагает читателю применить к современности;

4) можно выделить следующие типы героев ранних рассказов Л. М. Леонова: мифологическую нечисть, демонологизированные женские образы, персонифицированные предметы, образы детей, крестьянские образы, библейские и условно-исторические образы. Выделение данных типов основывается на общности их нравственно-философской позиции и композиционной роли в произведении:

• мифологическая нечисть воплощает естественно-природные ценности: доброту, любовь к ближнему, заботу о слабых - а способность воспринимать эти ценности является критерием гуманности человеческого общества;

• демонологизированные женские образы основываются на народной мифологии, кроме того, писатель придаёт этим образам индивидуальные черты, наделяя их недостатками крестьян;

• в образах детей Л. М. Леонов воплощает идеалы справедливости, добра и красоты. Писатель показывает, как в процессе взросления эти идеалы полностью или частично стираются из человеческой души либо деформируются под влиянием обстоятельств;

• крестьянские образы отражают духовную катастрофу русской деревни в эпоху революции. Крестьянство этически расслоилось, его раздирают внутренние противоречия: на одной чаше весов находится многовековая народная мораль и вера в Бога, на другой чаше - поощряемые пропагандой тёмные инстинкты, которые подталкивают жить по принципу «всё позволено» в духе новейших революционных преобразований. Каждый герой делает выбор самостоятельно, но самые совестливые, честные, достойные люди в рассказах Л. М. Леонова обречены либо на смерть, либо на безумие;

5) главный герой ранних рассказов Л. М. Леонова находится в состоянии либо глубокого духовного кризиса, либо болезненного поиска своего места в мире. Доминирующее над социальным природное начало, следование вечным ценностям, соблюдение неписаной народной морали, верность долгу и идеалу, совестливость и способность к самоанализу — таковы критерии «положительности» персонажа. Отношение к главному герою является критерием оценки духовного здоровья общества.

В качестве методологической и теоретической базы исследования были использованы труды М. М. Бахтина, Д. С. Лихачёва, В. Н. Топорова, Б. А. Рыбакова, В. Я. Проппа, Б. В. Томашевского, В. М. Жирмунского, Ю. II. Тынянова, В. Е. Хализева, Л. В. Чернец, Н. Д. Тамарченко, а также корпус литературоведческих исследований, посвящённых творчеству Леонида Леонова: А. М. Старцевой, 3. Б. Богуславской, О. Н. Михайлова, В. А. Ковалёва, И. Т. Крука, Н. В. Батуриной, Я. Минмина, Т. М. Вахитовой, В. А. Петишевой, Н. В. Сорокиной.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертационного исследования 146 страниц, библиография включает 123 наименования.

Апробация работы. Результаты диссертации были представлены в рамках Международной конференции «Интерпретация образа человека как лингвистическая проблема» (Киров, 2011), XXIV Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (г.Новосибирск, 2012г), Международной заочной научно-практической конференции «Современные проблемы филологии, искусствоведения и культурологии» (Новосибирск, 2012г), XXVI Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (г. Москва, 2014г), XXIII молодёжной научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал XXI века:

ступени познания» (г.Новосибирск, 2014г). По материалам диссертации опубликовано 8 научных статей.

Глава 1

Разновидности хронотопа в рассказах Л. М. Леонова

1920-х годов

Определяющее значение в формировании любого художественного мира имеет хронотоп. Как формально-содержательная категория литературы он был подробно рассмотрен М. М. Бахтиным: «Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности. Поэтому хронотоп в произведении всегда включает в себя ценностный момент. <...> Искусство и литература пронизаны хронотопическими ценностями разных степеней и объемов»1. Таким образом, анализ хронотопических структур художественного произведения также позволяет выявить ценностную картину мира автора.

В начале творческого пути для Л. М. Леонова одним из главных источников вдохновения стал фольклор. Г. Белая отмечает, что Л. М. Леонова «... отличало творческое использование животворных идей устного народного творчества и мифологии; в основе успехов писателя лежали многообразные формообразующие и изобразительно-выразительные средства фольклора, живой и красочный язык русского народа» . Важнейшей особенностью раннего творчества Л. М. Леонова является его ориентация на народно-поэтическую культуру, поэтому одним из наиболее разработанных в рассказах 1920-х годов оказывается фольклорный хронотоп, включая одну из его разновидностей -сказочный.

1 Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит., 1986. С.275.

2 Белая Г. А. Угрожающая реальность // Избавление от миражей: Соцреализм сегодня (С разных точек зрения). М., 1990. С. 30.

1.1. Сказочный хронотоп как средство изображения девальвации духовных ценностей

В рассказах «Бурыга» и «Случай с Яковом Пигунком» в качестве «несущей конструкции»' JT. М. Леонов выбирает сказочный хронотоп. Как отмечает Н. В. Батурина, «...определённое влияние на обращение Л. Леонова к фольклору оказала общественно-социальная обстановка в России и внутри литературная ситуация»2. Достаточно вспомнить, что первые два десятилетия XX века - это череда сменяющих друг друга социальных и духовных потрясений русского общества. Эти потрясения определяли пути художественных исканий времени. «После 1917 года происходило не только разрушение старых устоев, привычных преставлений о жизни, но и изменялось общественное сознание. Всё это ставило небывало трудные вопросы перед людьми разных взглядов и убеждений, особенно перед интеллигенцией» . Л. М. Леонов пытается найти свои ответы на острые вопросы современности и делает это через использование сказочного хронотопа в рассказах «Бурыга» и «Случай с Яковом Пигунком» (1922). Учёные справедливо называют указанные рассказы литературными сказками и сказочной дилогией.

В них действует закон «хронологической несовместимости»4, то есть существует только то пространство, которое в момент действия окружает героя, «нет двух театров одновременно, есть только переход от одного театра действий к другому»5. Можно утверждать, что в «Бурыге» и «Случае с Яковом Пигунком» присутствует динамичный центр художественного пространства, воплощённый в главном герое. Так, с премещением героя в «Бурыге» мы проходим цепочку «лес - Власьев Бор - город - Испания - лес»; в «Случае с

1 Нагорная О.В. К вопросу о поэтике литературной сказки (В сопоставлении с поэтикой фольклорной сказки) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. №3, 2011. С. 118.

2 Батурина Н. В. Народно-поэтические истоки творчества Л.Леонова 1920-х годов: дис. ... к.филол. наук: 10.01.01. Бирск, 2000. С. 39.

3 Там же. С. 39-40.

' Пропп В.Я. Поэтика фольклора. - М., 1998.-е. 310.

5 Там же. С.152.

Яковом Пигунком» — «лес - Гурмачи - Долдоньев Кус — лес». В смене топосов можно усмотреть характерную для волшебной сказки циклическую замкнутость пространства. «Действие совершается по движению героя, и то, что лежит вне рамок этого движения, лежит вне рамок повествования», -отмечает В.Я.Пропп1, говоря о строении волшебной сказки. Сказка обычно начинается с того, что герой выезжает из дома. Путь героя становится осью повествования. Именно эту древнейшую форму построения пространства использует J1. М. Леонов.

Пространство и время волшебной сказки организовано «пунктирно»: ключевые моменты сюжета зафиксированы, а промежутки опускаются2. В сказке такими моментами становятся нравственные проверки героя, образующие особый хронотоп испытания. Данный вид хронотопа присутствует и в рассказах Л. М. Леонова. Для Бурыги испытанием становится каждый новый хозяин, для Долбуна — встреча с Яковом, генералом Васютиным, дьяконом Логииом.

Таким образом, в пространственной организации рассказов Л. М. Леонова «Бурыга» и «Случай с Яковом Пигунком» присутствуют основные элементы хронотопа волшебной сказки: хронологическая несовместимость, циклическая замкнутость пространства, хронотоп испытания, фантастической случайности, фольклорные мотивы пути и случайной встречи. Однако в целом сказочный хронотоп значительно переосмыслен.

Так, «внутри сказочного сюжета фольклористами выделяются мир людей и чудесное тридевятое царство... представляющее собой... антимир по отношению к реальности. Именно гуда и отправляется с конкретной целью

о

главный герой народной сказки» . В сказочной дилогии Л. М. Леонова антимиром становится людской мир. Чудеса в нём отсутствуют, как

1 Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М., 1998. С. 310.

2 Нагорная О.В. К вопросу о поэтике литературной сказки (В сопоставлении с поэтикой фольклорной сказки) // Вектор науки Тольятгинского государственного университета. №3, 2011. С. 118.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зорина, Анастасия Олеговна, 2015 год

Список литературы

1. Аристов Н. Я. Промышленность Древней Руси. СПб, 1866. 331 с.

2." - Батурина Н. В. Народно-поэтические истоки творчества Л.М.Леонова 1920-х годов: диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. 10.01.01. Бирск, 2000. 228 с.

3. Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. 504 с.

4. Бахтин M. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Литературно-критические статьи. М. : Худ. лит., 1986. С. 121-290.

5. Бахтин M. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

445 с.

6. Белая Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы 1920-х годов. М.: Наука, 1977. 254с.

7. Белая Г. А. Ранний Л. М. Леонов. Эволюция метода // «Вопросы литературы», 1970, №7. С. 17-21.

8. Белая Г. А. Угрожающая реальность // Избавление от миражей: Соцреализм сегодня (С разных точек зрения). М. , 1990. С. 80-92.

9. Библия. М., 1968.

10. Богуславская З.Б.Леонид Леонов. М.: Советский писатель, 1960.

368 с.

11. Большой мир: Статьи о творчестве Леонида Леонова. М.: Московский рабочий, 1972. 536 с.

12. Борисова H.A. Феномен игры в творчестве Максимилиана Волошина: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. Саранск, 2005. 20 с.

13. Вахитова Т. М. Художественная картина мира в прозе Леонида Леонова: структура, поэтика, эволюция: диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. 10.01.01. СПб., 2006. 352 с.

14. Вахитова Т. М. Чужое слово в прозе Л. М. Леонова 1920-х годов // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 18. С. 216-231.

15. Вахитова, Т. М. Лики Л. Леонова в XX веке // Литература в школе. 2004. №6. С. 2-7.

16. Верность человеческому: нравственно-эстетическая и философская позиция Л. Леонова: сборник статей / под ред. Е. Е. Зубаревой. М.: Наследие, 1992. 133 с.

17. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. школа, 1989.

406 с.

18. Волошина Т. А., Астапов С. Н. Языческая мифология славян. Ростов-на-Дону, 1996. 448 с.

19. Воронский А. Леонид Леонов // «Красная новь». Кн. 3, 1924. С. 303.

20. Воронский А. Литературно-критические статьи. М., 1963. 423 с.

21. Герасимов Ю. К. Русский символизм и фольклор // Русская литература. 1985. №1. С. 95-109.

22. Гецевичюте М. В. Прозаическая сказка в творчестве символистов (1895-1917): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. 10.01.01. Пермь, 2004.

23. Грознова Н. А. К характеристике художественного своеобразия творчества Л. М. Леонова // «Русская литература», 1967, №4. С. 26-45.

24. Грознова Н. А. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы. Очерки. Л.: Наука, 1982. 341 с.

25. Дарьялова Л. Н. Тема Востока в прозе Л. М. Леонова 20-х годов («Маленькая трилогия» Л. М. Леонова и «Возвращение Будды» Вс. Иванова) // Филологические науки. 1987. № 6. С. 3-9.

26. Достоевский Ф. M. Братья Карамазовы. - [Электронный ресурс] -Режим доступа."- URL: http://az.lib.rU/d/dostoewsldi f m/tcxt 0100.shtml (дата обращения 01.07.2014). - т -

27. Ерохина Т.И. Личность и текст в культуре русского символизма: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. Ярославль, 2009. 51 с.

28. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 407 с.

29. Зубарева Е. Е. Детство в художественной системе Л. М. Леонова // Век Леонида Леонова. Проблемы творчества. Воспоминания. М.: ИМЛИ РАН, 2001. С. 216-224.

30. Иерусалим // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона . [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/bi-okgauz/all/043/43222.shtml (дата обращения: 28.04.2014).

31. Из творческого наследия писателей XX века: М.Шолохов, А. Платонов, Л. Леонов: Сборник. Спб.: Наука, 1995. 499 с.

32. Исаев Г. Г. Леонид Леонов - литературный критик, историк литературы и публицист: проблемы становления и развития: диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. 10.01.01. М., 1993. 531 с.

33. Исаев Г. Г. Восток в творчестве Леонида Леонова. Душанбе: ТГУ, 1991. 86 с.

34. Карпов И. П. Авторология русской литературы (И. А. Бунин, Л. II. Андреев, A.M. Ремизов). Йошкар-Ола: Изд-во «Марево», 2003. 448 с.

35. Карпов И. П. Словарь авторологических терминов (учебно-методический вариант). Книга для учителей, студентов, преподавателей, аспирантов. Йошкар-Ола, 2012. 212 с.

36... Кликуша // Энциклопедический Словарь _ Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона [Электронный ресурс]. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения: 28.04.2014).

37. Ковалев В. Реализм JI. Леонова. Ленинград, 1969.

38. Ковалев В. А. В ответе за будущее: Леонид Леонов. Исследования и материалы. М.: Современник, 1989. 302 с.

39. Кондюрина Э. Ф. Проза Леонида Леонова 20-30-х годов: проблема культуры. Учебное пособие для студентов-филологов. Вильнюс: Министерство высшего и среднего специального образования ЛитССР, 1983. 93 с.

40. Крук И. Т. Леонид Леонов. Очерк творчества. Киев, 1985. 208 с.

41. Крылов В. П. Леонид Леонов - художник. Петрозаводск: Карелия, 1984. 224 с.

42. Крылов В. П. Проблемы поэтики Л. М. Леонова: психологический анализ. Учебное пособие. Л.: ЛГПИ, 1983. 82 с.

43. Кудрина М. В. Жанровая структура рассказа: диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. 10.01.01. М., 2003. 291 с.

44. Левкиевская Е. Е. Знахарь // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / под ред. Н. И. Толстого. Институт славяноведения РАН. М.: Международные отношения, 1999. Т. 2. С. 347

45. Лежнев А. О литературе. Статьи. - М. , 1987. 432 с.

46. Леонид Леонов: творческая индивидуальность и литературный процесс. Сборник статей / Отв. ред.: Ковалев В. А., Грознова Ii. А. Л. : Наука, 1987. 308 с.

47. Леонид Леонов и русская литература XX века. Материалы юбилейной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения Л. М. Леонова. Спб: Наука, 2000. 158 с.

48. _ Леонид Леонов. Грани творчества: сборник научных статей / под ред. A.A. Петишева: Бирск: Бирский государственный педагогический институт. 1995. 98 с.

49. Леонид Леонов: жизнь и творчество: к 100-летию со дня рождения. Библиографический указатель произведений писателя. Литература о жизни и творчестве / сост. Матьева Г. И., Морознова M. H. М. : Пашков дом, 1999. 144 с. .

50. Леонов Л. М. Ранняя проза: повести и рассказы. М. : Современник, 1986. 479 с.

51. Леонов Л. Человеческое, только человеческое... // Вопросы литературы. 1989. № 1. С. 3-26.

52. Лепешинская Е. Л. Нравственный мир героев Леонида Леонова. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. 158 с.

53. Летописные повести о монголо-татарском нашествии [Электронный ресурс] // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. URL: http://lib.pushkinskiidom.ru/Default.aspx?tabid:=4954 (дата обращения: 28.04.2014).

54. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под редакцией проф. Горкина А. П. М. : Росмэн, 2006. 1682 с.

55. Лысов А. Г. Раннее творчество Леонида Леонова. Концепция культуры: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. 10.01.01. Л., 1988. 20 с.

56. Львов-Рогачевский В. Революция и русская литература// «Современник». Кн.Н, 1923. С.82.

57. Минмин Я. Некоторые стилевые традиции в ранней прозе Л. Леонова (1921-1925 гг.): диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. 10.01.01. СПб., 2004. 150 с.

58. Мировое значение творчества J1. М. Леонова: сборник статей. М. : Современник, 1981. 367 с. — —

59. Мирошников В. М. Становление и развитие философского романа Леонида Леонова: "диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. 10.01.01. Москва, 2001. 483 с.

60. Михайлов А. В. Новелла // Теория литературы. Том III. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М. : ИМЛИ РАН, 2003. С. 245-249.

61. Михайлов О. Н. Леонид Леонов. М. : Советская Россия, 1986. 125 с.

62. Михайлов О. Н. Мироздание по Л. Леонову. Личность и творчество: Очерк. М. : Советский писатель, 1987. 270 с.

63. Мущенко Е. Г., Скобелев В. П., Кройчак Л. Е. Поэтика сказа. Воронеж: издательство Воронежского университета, 1978. 287 с.

64. Нагорная О. В. К вопросу о поэтике литературной сказки (в сопоставлении с поэтикой фольклорной сказки) // Вектор науки Тольятти некого государственного университета. 2011. № 3. С. 116-121.

65. Назаров У. Д. Своеобразие художественного хронотопа в романе [Электронный ресурс] // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. № 5. URL: http://sciournal.ru/articles/issn 19935552 2011 5 65.pdf (дата обращения: 14.07.2014).

66. Непомнящих Н. А. Лесковский и замятинский тексты в творческой рефлексии Л. М. Леонова : диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. 10.01.01. Новосибирск, 2006.. 218 с.

67. Никитина Е. В мастерской современной художественной прозы. М., 1931.486 с.

68. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?\vordid=14511 (дата обращения: 28.04.2014).

69. Оленский Б. И. Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова: диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. 10.01.01. Краснодар, 2004. 232 с.

70. Петишева В. А.~у Лобова Е. П. Мифопоэтические. мотивы в произведениях Л.М.Леонова 1920-30-х годов // Вестник ВЭГУ. 2011. №4. С. 96-102.

71. Петишева В. А. Писатель и его герои. Леонид Леонов в 1920-е годы. Бирск: Бирский ГПИ, 1998. 206 с.

72. Петишева В. А. Судьба народная в творчестве Л. М. Леонова 1920-х годов: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. 10.01.01. М., 1999. 15 с.

73. Петишева В.А.Романы Л.М.Леонова 1920х-1990х годов: эволюция, поэтика, структура жанра: диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. 10.01.01.Бирск, 2007. 480 с.

74. Платошкина Г. И. Легенды и притчи в произведениях Л. М. Леонова // Русская литература, 1981. №2. С. 45-57.

75. Подобрий А. В. Межкультурный диалог в русской малой прозе 20-х годов XX века: диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. 10.01.01. Москва, 2010. 303 с.

76. Подобрий, А. В. Образ поликультурного мира в новеллистике Вс.Иванова и Л. М. Леонова (на примере «Алтайских сказок» и новеллы «Халиль») // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. СПб, 2008. №11(66). С. 109-117.

77. Пономарёва Е. В. Русская новеллистика 1920-х годов: основные тенденции развития: диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. 10.01.01. Екатеринбург, 2006. 487 с.

78. Поэтика Леонида Леонова и художественная картина мира в XX веке. Спб.: Наука, 2003. 168 с.

79. Прилепин З.Леонид Леонов: «Игра его была огромна». М.: Молодая гвардия, 2010. 569 с.

80. Проблемы изучения творчества Леонида Леонова в вузе. Л.: ЛГПИ, 1986.160 с.

81. Пропп В. Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. 352 с.

82. Радиовещание [Электронный ресурс] // Большая Советская Энциклопедия. 1Л1Ь: http://bse.sci-lib.com/article094900.html (дата обращения: 28.04.2014).

83. Русский литературный портрет и рецензия в XX веке: Концепции и поэтика. Сб. статей и материалов / ред.-сост. В.В.Перхин. СПб., 2002. 151 с.

84. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М. : «Наука», 1980. 608

с.

85. Святогорова Г. Б. Раннее творчество Л. М. Леонова. Проблемы метода: автореферат на соискание учёной степени кандидата филологических наук. 10.01.01. Саратов, 1972. 12 с.

86. Семенова С. Г. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика. Видение мира. Философия. М. : ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. 590 с.

87. Симонова Б. И. Литературно-эстетические взгляды Леонида Леонова. Проблема культурного наследия: автореферат на соискание учёной степени кандидата филологических наук. 10.01.01. М., 1977. 25 с.

88. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М. : «Эллис Лак», 1995. 416 с.

89. Славянские древности: Этнолингвистический словарь / под ред. Н. И. Толстого. Институт славяноведения РАН. М.: «Международные отношения», 1999. Т. 2. 488 с.

90. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах. / под общей ред. Н. И. Толстого. Т. 3. М.: «Международные отношения», 2004. - 704 с.

91. Сорокина Н. В. Романистика Л.М.Леонова: структурно-типологическая парадигма : диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. 10.01.01. Тамбов, 2006. 337 с.

92. Сорокина Н. В. У, истоков творчества Л. М. Леонова: рассказ «Петушихинский пролом» // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». VI Державинские чтения. 2001. С. 93-95.

93. Старикова Е. В. Леонид Леонов. Очерки творчества. М. : Художественная литература, 1972. 336 с.

94. Старцева А. М. Образы-символы в творчестве Л. М. Леонова // «Русская литература», 1961, №1. С. 104-119.

95. Старцева А. М. Ранняя проза (О характере философской концепции» // Творчество Леонида Леонова / под ред. В. А. Ковалёва - Л. : Наука, 1969. С. 153-170.

96. Суриков Е. Проблемы творчества Леонида Леонова // Леонид Леонов. Собрание сочинений: в 10 т. М. : Художественная литература, 1969. Т. 1. с. 5-67.

97. Творчество Леонида Леонова. Исследования и сообщения. Встречи с Л. М. Леоновым. Библиография. Л. : Наука, 1969. 548 с.

98. Терещенко А. Художник боли великого перелома (Л. М. Леонов) // Красная газета. Веч.вып. 1925. 31 июля.

99. Тоиров У. Касыда в персидско-таджикской классической литературе (IX - первая половина XI века). Автореферат на соискание учёной степени кандидата филологических наук. 10.01.01. Душанбе, 1990. 22 с.

100. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учеб.пособие. М. : Аспект Пресс, 1996. 334 с.

101. Топоров В. Н. Древо Мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М. : Советская Энциклопедия. 1980. С. 398—406.

102. Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. Том IV. СПб, 1866. 437 с.

103. Тынянов Ю. Литературное сегодня // Русский современник. 1924. Кн.З. С. 301.

104. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М. : Наука, ... 1977.574 с.

105. Филиппов П. П. Мастерство Леонида Леонова. Искусство психологического анализа в ранней прозе: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. 10.01.01. Ташкент, 1971. 27 с.

106. Филынтинский И. М. История арабской литературы: V - начало X века. М. : Наука, 1985. 528 с.

107. Финк Л. Уроки Леонида Леонова. Творческая эволюция. М., 1973.

436 с.

108. Хазан В. И. «Уход Хама» Л. Леонова: секуляризация библейского мифа//Филологические науки. 1990, №1. С. 98-103.

109. Хализев В. Е. Теория литературы. М. : Высшая школа, 1999. 400 с.

110. Хрестоматия по истории России: Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост. И. Л. Бабич, В. Н. Захаров, И. Л. Уколова. М. , 1994. 346 с.

111. Хрулев В.И.Леонид Леонов: магия художника. Уфа: БГУ, 1999.

276 с.

112. Хрулёв В. И. Мысль и слово Леонида Леонова. Саратов, 1989.

113. Хрулев В. И. Символика в прозе Леонида Леонова. Учебное пособие. Уфа: Издательство Башкирского университета, 1992. 86 с.

114. Хрулев В. И. Художественное мышление Л.М.Леонова: автореферат на соискание учёной степени доктора филологических наук. М. , 1990. 38 с.

115. Чеботарёва В. Концепция гуманизма в ранних рассказах Л. Леонова // Мировое значение творчества Леонида Леонова. М., 1981. С. 135-152.

116. Чернец Л. В. К теории литературных жанров // Филологические науки. 2006. № 3. с. 3-12.

117. Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М., 1982. 192 с.

118. Шкловский В. Б. Строение рассказа и романа [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: hltp://opojaz.ru/shklovsky/stroienie_rasskaza.html (дата обращения 01.07.2014).

119. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.vehi.net/brokgauz (дата обращения 01.07.2014).

120. Этимологический словарь Фасмера - [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: http://fasmerbook.com/p342.htm (дата обращения 01.07.2014г.)

121. Яблоков Е. А. Художественное осмысление взаимоотношений природы и человека в советской литературе 1920-1930-х годов. Л.Леонов, А. Платонов, М. Пришвин: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. 10.01.01. М., 1990. 23 с.

122. Якимова Л. П. Повести Леонида Леонова 20-х годов о революции и гражданской войне как жанрово-тематический и семантико-поэтический цикл. Новосибирск: Сибирское отделение РАН, 2007. 258 с.

123. Якубина Л. В. Анализ пространственных отношений текста // Русская словесность. 2002, №1. С. 41-49.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.